Есть ли дисциплина на семейном обучении или как мотивировать ребенка учиться самостоятельно? Как организовать обучение студенту. Что наших детей ждёт в будущем

Какие существуют формы и виды работы с кадровым резервом? Где заказать обучение и развитие персонала в организации? Какие бывают методы выявления потребностей в обучении персонала?

Всем привет! Сегодня я, Алла Просюкова, предлагаю поговорить об обучении персонала.

Стремительное развитие технологий заставляет работодателей заботиться о постоянном повышении уровня персонала через его обучение. Профессиональные кадры повышают конкурентоспособность компании и её прибыли.

Повышение квалификации идёт на пользу и самим сотрудникам. Они лучше справляются с поставленными задачами, что ведёт к повышению зарплат и карьерному продвижению. Но чтобы достичь желаемых результатов, необходимо знать основные моменты организации обучения персонала. Именно об этом и пойдет речь в моей новой статье.

Дочитавших до конца ждёт бонус - полезные советы по теме статьи и интересный видеоматериал.

1. Что такое обучение персонала и для чего оно проводится?

Мы постоянно слышим: «обучение персонала, обучение персонала». Но что на самом деле представляет собой этот процесс, смогут четко объяснить не многие.

Поэтому начнем с основного определения.

Обучение персонала – это развитие профессиональных навыков, умений и знаний сотрудников в соответствии с целями и стратегией компании.

Как я уже писала выше, обучение сотрудников важно не только для работодателя, но и для самих сотрудников.

Преимущества для работодателя:

  • высокопрофессиональные кадры, способные решать самые сложные задачи;
  • снижение текучести кадров;
  • формирование кадрового резерва;
  • снижение затрат на подбор кадров;
  • повышение мотивированности сотрудников.

Положительные моменты для сотрудника:

  • приобретение новых профзнаний и навыков;
  • повышение зарплаты;
  • должностное повышение;
  • уверенность в будущем;
  • отсутствие страха потерять работу;
  • рост уважения и признательности;
  • повышение мотивации труда.

2. Какие существуют виды обучения персонала - ТОП-3 основных вида

Обучение персонала классифицируется по различным критериям. По видам оно подразделяется на подготовку, переподготовку и .

Вот именно с ними я познакомлю вас подробнее.

Вид 1. Подготовка персонала

Цель подготовки сотрудников - получение необходимых знаний и навыков для выполнения определенных задач.

Пример

Даша весной этого года окончила школу и пробовала поступить в университет. Однако недобрала баллов. Девушка решила на платное отделение не идти, а подготовиться и повторить попытку в следующем году. А пока надо идти работать! Разумеется, профессии у нее никакой не было.

Исходя из ситуации, Даша выбрала для своего трудоустройства ближайший супермаркет. Удобный график, «живая» работа близко к дому плюс обучение и подготовка персонала прямо на рабочем месте. И профессией овладеваешь, и зарплата идёт.

Вид 2. Переподготовка персонала

Из названия это вида обучения становится понятно, что переподготовка – это получение знаний работниками в связи со сменой профессии, либо изменениями требований к ней.

Пример

Наталья Козина имела высшее экономическое образование и 4 года опыта работы бухгалтером. По долгу службы она тесно взаимодействовала с планово-экономической службой. Поэтому, когда в компании освободилось место экономиста, руководство решило предложить его именно Козиной.

Но Наталья не обладала нужными знаниями. Руководство решило направить ее на краткосрочную переподготовку в собственный обучающий центр.

Вид 3. Повышение квалификации

Этот вид предполагает получение работниками дополнительных знаний в связи с изменением квалификационных требований к той или иной должности, специальности и т.д.

Такое обучение поможет сотруднику без потерь адаптироваться к новым условиям и продолжать выполнять свои обязанности на должном уровне.

Порой повышение квалификации – это единственный способ сохранить за собой свое рабочее место.

3. Основные методы обучения персонала на рабочем месте - 6 главных методов

Для обучения персонала применяются различные методы. Их выбор зависит от способа получения знаний: обучение на рабочем месте без отрыва от производства или обучение вне рабочего места.

Рассматривать мы будет методы, относящиеся и к тому и к другому способу. Начнем с рассмотрения 6 методов, применяемых при обучении персонала на рабочем месте.

Метод 1. Копирование

Здесь все предельно ясно. Новый работник наблюдает за действиями более опытного сотрудника, повторяет все его движения, как бы считывая их.

Чем точнее он их повторяет, тем быстрее разовьется у новичка нужный профнавык.

Метод 2. Производственный инструктаж

Наверняка помните, как при трудоустройстве с вами проводили производственный инструктаж.

Производственный инструктаж – обобщенные сведения о предстоящем функционале, позволяющие облегчить вхождение в новую должность и смягчить привыкание к новому рабочему месту.

Метод 3. Наставничество

Этот метод уходит своими корнями в далекие годы на заре молодой советской республики.

Наставничество – обучение молодого специалиста опытным сотрудником, который на определенный период закрепляется за новичком, берет над ним шефство.

Отличительная особенность этого метода – обучение проводится прямо на рабочем месте в рабочее время, под контролем наставника и с его постоянной поддержкой.

Наставничество в своем развитии проходит 5 стадий.

8. Заключение

Чтобы обучение персонала было эффективным, следует знать основные его виды и методы. Именно об этом я и рассказала вам, дорогие читатели, в своей статье. Теперь вы знаете основные нюансы процесса, а значит, готовы приступить к организации обучения в своей компании!

Вопрос к читателям

Какие виды обучения приняты в вашей компании? Считаете ли вы обучение в форме лекций эффективным?
Что такое развитие персонала — полный обзор понятия и методов обучения персонала в организации + 5 этапов развития персонала с помощью ротации кадров

Учиться самостоятельно? Звучит довольно интересно и заманчиво. Однако многие люди, пришедшие к тому, что знаний, полученных ими прежде, не хватает или они по какой-то причине неактуальны, и желающие развиваться и обучаться чему-то самостоятельно, сталкиваются с определёнными трудностями. И чтобы их избежать, нужно научиться правильно организовывать процесс своего самостоятельного обучения, дабы время не было потрачено бессмысленно и впустую. Давайте разберёмся в том, что нужно делать, чтобы самостоятельное обучение было эффективным.

Чтобы самостоятельное обучение, как, впрочем, и любой другой процесс, было эффективным, надо, в первую очередь, определиться с тем, для чего вообще вам это нужно. Для чего вы хотите обучиться чему-то новому? Сможете ли потом применить полученные знания на практике? Где вы будете их применять? Что это вам даст?

Составьте для себя список основополагающих вопросов. Их может быть пять, десять, двадцать. Чем больше, тем лучше. Эти вопросы позволят вам убедиться в том, что ваши замыслы не лишены смысла, а также помогут рассмотреть результат, которого вы хотите достичь, с разных ракурсов. Ответы старайтесь давать как можно более детальные и конкретные, ничего не упуская из виду. Перечитывайте их, дополняйте и всегда держите под рукой, ведь, в случае чего, они могут стать для вас прекрасным напоминанием о том, к чему вы стремитесь, и будут мотивировать к дальнейшим действиям.

Составление плана

После того как первый этап пройден, можно приступать к . Этот план должен представлять собой ту стратегию достижения цели, которой вы намерены придерживаться в самостоятельном обучении.

Стремитесь к тому, чтобы ваш план включал в себя даже малейшие детали: при помощи каких инструментов вы собираетесь обучаться? Если книги, то что это за книги, кто их автор, как они называются, где можно их найти? В печатном они будут варианте или в электронном? Если это, к примеру, аудиосеминары или видеокурсы, то где вы их найдёте и когда планируете уделять им время? Будете ли вы прибегать к другим видам обучения – посещению факультативов, спецкуров, мастер-классов, тренингов? Какие полезные интернет-ресурсы будете использовать? Но имейте в виду, что различные занятия лучше не смешивать – они должны последовательно следовать друг за другом, иначе в голове может создаться неразбериха и результат от такого ученичества будет минимальным.

План должен быть чётко расписан, иметь временные рамки и какие-то промежуточные этапы, на которых вы сможете оценивать свой прогресс. Кроме этого, все пункты должны быть соотнесены с целью вашего обучения и должны непременно способствовать ему и вашему прогрессу. Если хоть что-то мешает, вы должны исключить это из своего плана.

Время и самоорганизация

Об этом вопросе стоит поговорить отдельно, пусть он и является одной из составляющих планирования. Задумываясь о самостоятельном обучении, очень важно уяснить тот факт, что вы сами своим временным ресурсом, и никто не будет «давать вам пинка». Т.е. важен вопрос именно самодисциплины. Он включает в себя и распорядок дня и умение заставить себя делать то, что вы должны делать, вопреки множеству «веских» причин отложить запланированную работу на потом. Звучит, возможно, несколько наивно, однако большинство людей не могут организовать себя, когда начинают самостоятельно обучаться или, например, уходят работать во фриланс. Создаётся видимость того, что времени ещё достаточно и в результате важные дела откладываются на потом, что впоследствии приводит к спешке и даже срыву проектов. Для организации своего времени и расстановки приоритетов в делах удобно использовать – не примените возможностью с ней познакомиться.

Чётко определите, сколько часов в день/дней в месяц вы будете заниматься самообразованием. Если самостоятельно обучение для вас – это лишь способ, так сказать, подтянуть хвосты, повысить эрудицию и т.п., то можно уделять обучению от одного до двух-трёх часов в день. Если же это вопрос повышения квалификации, претензия на то, чтобы стать специалистом в какой-то области, то обучению должно уделяться гораздо большее время. Но это нужно определять, исходя из поставленных задач.

Кроме того, чтобы любую свободную минутку можно было провести с пользой, рекомендуется иметь в быстром доступе какие-то учебные материалы: книги, распечатки, файлы в электронной книге или на планшете. Ими можно пользоваться даже в транспорте, когда предстоит продолжительный путь, или стоя в очереди – вместо того, чтобы «считать ворон», можно изучить новый раздел учебника или прочесть интересную статью.

Самопроверка и самооценка

Исходя из того, что весь процесс самостоятельного обучения должен быть направлен на повышение уровня своих знаний, а также на эффективную реализацию намеченных планов, необходимо систематически отслеживать свой прогресс, проводя различные тесты по самопроверке и самооценке. Вы должны иметь ясное представление о том, полезны ли полученные знания, когда и где их можно использовать, достаточно ли хорошо вы понимаете всё то, что изучаете. Стремитесь к применению новых знаний на практике в своей повседневной жизни.

Для проверки можно проходить различные тематические тесты (в книгах, журналах, Интернете), писать для себя самого краткое изложение изученного, отвечать на вопросы, которые можно составлять самостоятельно даже по ходу обучения. При желании можно придумать что-нибудь ещё. Отслеживание своего прогресса поможет вам всегда получать обратную связь от процесса обучения, т.к. вы будете видеть, каковы ваши успехи, в чём вы преуспеваете, а что следует подтянуть. Вы сможете выявить свои преимущества и слабые места, и использовать эти знания для создания более эффективной модели самостоятельного обучения.

Представленные выше четыре пункта являются основополагающими, и весь процесс самостоятельного обучения держится на них. Но в дополнение можно привести ещё несколько вспомогательных рекомендаций, которые могут оказать на ваше самообразование благоприятное воздействие.

  • Обсуждайте новую информацию с окружающими людьми. Во-первых, это будет показателем того, как хорошо вы усвоили материал. Во-вторых, вы можете услышать мнение с другой точки зрения, что также может быть полезным. И, в-третьих, здоровая критика покажет вам ваши слабые места и укажет на то, что следует доработать.
  • Во время самостоятельного обучения постарайтесь абстрагироваться от внешнего мира. Любые лишние мысли отвлекают и мешают сосредоточению. Поэтому, пока занимаетесь, забудьте обо всех проблемах, не думайте о делах, не потакайте своим .
  • В дополнение к основному изучаемому материалу, стремитесь к получению знаний из любых доступных и интересных вам источников: книги, фильмы, выставки, интересные места. Уделяйте время на . Это может и не относиться к конкретной сфере вашего самостоятельного изучения, но, в любом случае, сделает вас более эрудированным и всесторонне развитым человеком.
  • Обязательно работайте над собой и качествами своей личности: развивайте лидерские качества, логику, . Повышайте свой IQ, улучшайте качество общения. Работайте над дикцией, мимикой, жестами и т.д. Кроме этого, уделяйте внимание и своей внутренней жизни: медитируйте или занимайтесь другими духовными практиками, знакомьтесь с различными учениями, повышайте уровень своей осознанности. Всё это лучшим образом скажется не только на качестве вашего самостоятельного обучения, но и на качестве вашей жизни в целом.
  • Обратите внимание на качество своего времяпрепровождения и круг общения – они должны способствовать вашему личностному росту. Если вы замечаете, что люди, с которыми вы общаетесь, негативно влияют на ваше обучение (отнимают ваше время, говорят, что у вас не получится или что вы занимаетесь не тем и т.п.), то сократите время своего общения с ними. Старайтесь не делать того, что отрицательно сказывается на вашей личной продуктивности и эффективности: воздержитесь на время обучения от проведения времени перед телевизором или в соцсетях (если это не связано с обучением), употребления алкоголя, ненужных встреч и т.д.
  • Каждый день без исключения делайте, пусть и не большие, но шаги к своей цели. Не получается уделить обучению 3 часа, уделите хотя бы 30 минут. Только систематические целенаправленные действия помогут вам добиться своего.

Следуйте этим рекомендациям и встраивайте своё обучение в соответствии с основными правилами, тогда вы сможете быть уверены, что ваше время уходит не впустую, а сам процесс самостоятельного обучения будет максимально эффективным.

Мы желаем вам успехов на пути самообразования!

Здравствуйте, друзья!

Прошлый мой рассказ , вызвал бурное обсуждение. Спасибо за ценные комментарии, которые очень сильно дополнили саму статью!

Сегодня я, как и обещала, расскажу о том, как организовать учебу ребенка дома, чтобы это не превращалось в постоянную битву «за пример» или за лишнюю строчку в прописях.

Поясню проблему: В школе все просто: все дети пришли, все смотрят на учителя, все выходят к доске и что-то рассказывают. Конечно кто-то зевает и смотрит за окно, кто-то дергает соседку за косичку, но в целом дети знают, когда начинается урок, когда он закончится, сколько продлится перемена. Все быстро усваивают, что играть с игрушками на уроке нельзя, что разговаривать нельзя и прочие правила, которые очень сильно упрощают работу педагогу.

Другое дело занятия дома: здесь на полу лежат игрушки, на стеллаже — любимые книжки, рядом играет младший брат. В теплое время к соблазнам подключается двор, песочница и велосипед. В общем, не хочется ничего писать, читать, решать, а хочется просто играть, играть…

(Играть, конечно, важно! И эта одна из причин, почему мы выбрали СО:
у ребенка есть несколько часов в день на ИГРУ!)

Сегодня расскажу, как эта проблема, решается в нашей семье. Сразу скажу, что сейчас сын во 2 классе. Он учится практически сам 1-2 часа в день. Сам решает, что он сегодня будет делать — только математику или только русский или и то, и другое. Сам выбирает формат: диктант, несколько упражнений из рабочей тетради, эссе или олимпиадные задания по русскому языку. Точно также по математике. Сам листает учебники, задачники, открывает нужные сайты в интернете и лишь иногда просит проверить.

Но так получилось не сразу: были и слезы, и “не хочу”, и швыряние учебников. Сейчас попробую обобщить и описать самые действенные инструменты, которые помогли нам справиться с этим:

Подготовка почвы: режим. Детей, которые идут в школу надо готовить к этому событию, чтобы они понимали что их ждет на уроке, что такое перемена и прочие премудрости школьного образования. Также и детей, собирающихся учиться дома, надо готовить к такой форме обучения. Желательно хотя бы за год до начала ввести четкий режим, в который будет укладываться время, когда ребенок будет учиться.

Если ребенок привык, что после завтрака он учится, если ребенок четко знает из каких блоков состоит его обучение, если он представляет, сколько по времени он будет заниматься, и что будет дальше, то вам практически не надо тратить силы, нервы, придумывать изощренные методы манипуляции или мотивации.

Но изначально, если в школе этот ритм создается школой, то дома придется попыхтеть вам. Само собой этот ритм должен удовлетворять потребности всех членов семьи — младшим детям обязательно нужна утренняя прогулка, с дошколятами надо успеть поиграть в течение дня, мама должна иметь возможность отдохнуть или заняться чем-то для души… Это творческий процесс. Мы пробуем, добавляем или убираем какие-то элементы и следим за тем, что получается. Кстати, ритм нужен не только школьникам он еще больше нужен маленьким детям и также очень облегчает планирования дня для мамы. Не надо каждый день простраивать и продумывать все “с нуля” Просто наполняем уже существующий “скелет дня” какими-то конкретными делами — “мясом”.

Договор. О том, что с этого дня ты становишься школьником, и должен будешь учиться нужно договориться с ребенком. Не получится просто вдруг сказать, что сегодня вам надо научиться решать вот такие примеры, потому что “уже пора” или “скоро их надо будет отвечать на аттестации”.

В самых четких и понятных фразах мы рассказали сыну, что в нашей стране НЕЛЬЗЯ не учиться по закону. Ребенок с 7 лет обязан учиться или в школе, или дома, или еще где-то. Объяснили, почему государство так решило и, чем обоснован этот закон. По-моему, важно не пускаться здесь в философию о том, что “не будешь учиться, можешь стать дворником” или “о важности обучения по жизни и в целом” . Это важные темы, но сейчас мы говорим именно о “формальном обучение”, которое обязательно в нашей стране.

Если идете в школу, то правила и обязанности будут другие.

Мы максимально честно описали распорядок дня при обучении в ближайшей школе, его обязанности и дела. И также честно рассказали о том, что его ждет, если он будет учиться дома. В нашем случае проблем с выбором у ребенка не было. Он был на 100% готов учиться дома. Хотя мы всегда держим в голове возможность пойти в школу — обычную или альтернативную.

Если ребенок сомневается, то родители решают сами с какой ФОРМЫ получения образования начать: можно пойти в школу, попробовать, потом учиться дома и сравнить. Можно наоборот остаться дома и если “не пойдет” пойти в школу. Семейное обучение — это не судьбоносное решение. Пробуем, анализируем, решаем, что делать дальше.

Польза от такого договора огромная. Он дает возможность ребенку:

    чувствовать, что учеба «не злая» воля родителя и он тоже участвовал в принятие решения

    осознать почему младший брат может играть, а он … тоже может, но тогда придется посидеть с учебником после обеда или на следующий день

    чувствовать, что родители за одно с ним

    самому брать ответственность за свое обучение. Конечно не на 100%, но сначала понемногу, а потом все больше и больше. Это как раз вопрос о том, как учиться в старших классах.

И, кстати, в идеале у договора должен быть срок действия. Например, 1 учебный год, мы учимся вот так с тобой, а потом решаем, как будем продолжать.

Внутренний ресурс и мотивация. Этот прекрасный инструмент, который порой дает возможность осваивать целые разделы из школьной программы вообще без напряга. Я не понимаю, как это происходит, какой-то “эффект туннелирования.” (В физике — это преодоление микрочастицей потенциального барьера. Электрон был здесь, и уже “вдруг” находится за “преградой”)

Тут конечно важна чуткость, умение видеть зону ближайшего развития ребенка и умение так сонастроиться с этими интересами, создать такую питательную среду (чаще всего среда для ребенка — это та или иная форма игры =)), что ребенок сам “прет”, как на танке.

Пример . Несколько раз играли втроем в «Каркассон»: я, папа, Глеб. Потом вдруг замечаю на полу в детской карточки, нарисованные кем-то из детей, очень похожи на карточки Каркассона, но с рельсами!

“О! Глеб, какая идея свежая! А давай сделаем Каркассон с рельсами или дополнение к основному Каркассону!”

Глеб: «Да, я это и хотел сделать! Но не пойму как карточки ровными нарисовать…»

Показываю, как чертить квадраты, отмерять, пользоваться угольником. И все! Ребенок с удовольствием делает квадраты, отмеряет, прикидывает, придумывает. За день полностью осваивает, как пользоваться линейкой, угольником, что такое прямой угол и прочие премудрости геометрии

И таких примеров у меня вагон и тележка… Когда дети сами создают свои блоги, сами делают квесты для взрослых или снимают видео-репортажи =)

Вообще, в семейном обучении часто приходится искать, придумывать, пробовать и отбрасывать, но и удовлетворение от процесса, гораздо выше, как у ребенка, так и у родителя.

С уважением, Несютина Ксения

Присоединяйтесь к беседе и оставляйте комментарий.

Несмотря на то, что , довольно быстро энтузиазм угас и всё пошло совсем не так, как ожидалось. На протяжении нескольких недель я постепенно поняла, что мои ожидания относительно домашнего образования не оправдываются.
Тем временем, ситуация ухудшалась, наступил настоящий кризис, и я начала сомневаться в правильности принятого решения. Когда я остыла и проанализировала наше домашнее обучение с холодной головой, я пришла к выводу, что в целом нету ничего критичного. Есть проблемы, которые необходимо решить.

Итак, я определила следующие проблемы :

1. Нам не подходят "рецепты" домашних детей начальной школы , где у всех всё легко и учеба занимает совсем мало времени.
Этому есть три причины.
Во-первых, объемы программы и изучаемого материала.
Во-вторых, проучившись в школьных стенах 4,5 года дочка уже приобрела вредные школьные привычки и утратила способность учиться самостоятельно с интересом, которая имелась до школы и сохраняется у домашних детей. Потеряно время и многое упущено.
В-третьих, в средней школе отдельный учитель по каждому предмету и у каждого свои требования.

2. Слабые навыки самостоятельной учебы
Моя дочь за время обучения в школе привыкла работать по заданию и разучилась работать самостоятельно.
Здесь можно выделить три момента


  • Нет задания - непонятно, что делать (в школе дают задания). Решается планированием.

  • Непонятно, что делать, если непонятно (в школе объясняет учитель). Нужно понять, что необходимо разобраться.

  • Нежелание разобраться, если непонятно (в школе учитель объясняет в любом случае). Для этого нужна мотивация.

3. Желание дочки учиться полностью самостоятельно, чтобы я не вмешивалась, но невозможность ввиду наличия п.2.

4. Планирование своего времени оставляет желать лучшего.
В школе время планируется администрацией - дети не участвуют в составлении расписания.

5. Сложности с концентрацией и отсутствие мотивации делать быстро. Как результат - уроками занята большая половина дня, хотя по факту их можно сделать за несколько часов.
Тут есть два нюанса. С одной стороны, трудно концентрироваться на том, что неинтересно.
С другой стороны, за 4,5 года она научилась "отсиживать" уроки.

У меня оставался вопрос с гаджетами: оставлять в зоне доступа на время учебы или убирать?
Гаджеты могут быть очень полезны для учебы, но также и сильно отвлекают...

Кроме этого, я пересмотрела свою роль как организатора. Я посчитала, что на данном этапе моя роль должна быть более активной.

На календаре подходила к концу третья четверть и несмотря на трудности с организацией, дочка хорошо сдавала контроли. Вопрос заключался в том, чтобы уменьшить затраты времени и сил на учебу до минимального уровня, а также минимизировать количество походов в школу. Чтобы заняться тем, чем действительно хочется и интересно.
Наступившие каникулы стали своего рода "перезагрузкой" для нашего обучения. Мы обе отдохнули.

Перечисленные проблемы мы обсудили с дочкой.
Пришлось смириться, что самостоятельно учиться нужно научиться, поэтому пока полностью сама она учиться не будет, это придет со временем, по мере приобретения необходимых навыков. Также мы поговорили о возможности новых кружков, но в том случае, если она научится всё успевать, чего пока не было. Мы пришли к выводу, что наилучшее время для учебы является первая половина дня, она же и свободна от кружков/секций. На несколько подходов в течение дня разбивать учебу она не захотела, поэтому учеба должна была быть вся до обеда.

Первую неделю новой четверти мы с ней каждый день планировали вместе, она писала карандашом. Но уже буквально через 5-7 дней, она нашла какие-то интересные ей видео на Youtube на эту тему и стала планировать сама. Еще неделю мне показывала результат, потом это перешло полностью в ее ведение. Вечером она составляет план на завтра.

2. Я скачала в интернете учебные планы по предметам. В них дочка проставила дни - чтобы ориентироваться, как материал распределен в течение четверти. До этого момента она учились по темам учебников.

3. Получив график аттестации на второй неделе четверти, я составила форму расписания и сделала две копии - себе и дочке.

В столбик "Школа" записывались контроли по учебному плану, в столбик "План" можно было записать индивидуальный план сдачи или когда она хочет закончить какую-то тему. Таким образом, сначала составлялся общий план, а потом на его основе планировалась учеба на каждый день.

4. Мы измерили, сколько уходит времени на отдельные предметы. Что-то было легче, что-то сложнее. На разные предметы нужно было разное количество времени. Зная это, план на день получался более реалистичным.

5. Я стала планировать контрольные сдачи так, как нам удобно, минимально подстравиваясь под план класса. Учителя нас уже знали и понимали, что мы можем учиться самостоятельно, и по мере возможности они шли нам навстречу.
Здесь стоит сказать, что поскольку в Беларуси нет четких инструкций или методических указаний о способах или частоте аттестации - всё остается на усмотрение школы. В итоге в каждой школе получается по-разному: от написания всех итоговых и промежуточных контролей чуть ли не с классом до аттестации по всем предметам раз в полгода или даже раз в год.
Наша школа посчитала, что нужны все контроли. Я не стала спорить, т.к. когда всё только начиналось нам самим было непонятно, как будет лучше для нас. Но по итогам четверти я сделала вывод, что это очень неудобно - слишком много времени уходит на походы в школу и в принципе, такая система обучения неудобна для усвоения материала (какая удобна - я напишу ниже).
Поэтому в четвертой четверти мы ходили в школу меньше, чем в третьей - я соединяла несколько контролей в один или на один день планировала несколько предметов.
Дальше я планирую решить вопрос с аттестацией один раз в четверть.

Но самое сложное ждало впереди : чтобы всё это работало, нужны усилия самого человека. Учиться должна была моя дочка. Именно ей предстояло найти мотивацию и научиться концентрироваться, чтобы осуществлять то, что она планирует.
Ей предстояло научиться учиться самостоятельно не формально - под страхом плохих оценок или школьных унижений от невыученных уроков, - а реально - потому что ей лично это надо.

Надо ли ей лично школа в этом объеме вопрос конечно спорный.
Но в любом случае, у нее был выбор: школа или учеба дома. Ходить каждый день в школу она больше не хотела, она хочет учиться сама, а для этого необходимо суметь организовать свою учебу дома.

Таким образом, сложился примерно такой распорядок дня:
1. Утренняя рутина
2. Уроки с перерывами. Каждый предмет длится разное количество времени
3. Обед
4. Английский
5. Отдых, прогулки, кружки, перекусы и т.п.
6. Планирование следующего дня
7. Вечерняя рутина

Сами предметы первоначально изучались по учебнику на основе плана.
Но по школьному плану идет один параграф на один урок, а дома проходится 2-4 параграфа за один урок в зависимости от предмета. В день получается 3-4 разных урока, вместо 6-7 школьных.
Большинство предметов дочка учит без моего вмешательства и контроля.
Что касается английского - каждый день я провожу урок как у репетитора и она получает домашнее задание. Всего получается английский 2 раза в день.
Некоторые предметы я иногда проверяю - перед очередным контролем.
Для некоторых предметов я сделала обязательным тематический просмотр видео-урока. Раньше это было по желанию которого никогда не было. Видео-уроки лучше, чем мои объяснения, т.к. оставляют дочке долю самостоятельности.

Результат не заставил себя долго ждать. Через пару недель от начала четвертой четверти учиться стало намного легче. Ожидания стали ближе к реальности. Наше домашнее обучение развернулось в правильном направлении и я почувствовала его реальные плюсы, помимо отсутствия необходимости ходить каждый день в школу.
Одним из самых главных и важных является чувство свободы.
Когда нет зависимости от школы, находясь дома, мы можем строить свои дни и нашу жизнь так, как будет лучше для нашей семьи. Да, всё равно есть какой-то план и расписание - но это личный выбор каждого из нас. Мы сами так решили, а не кто-то решил за нас. Мы можем менять этот план так, как нам будет лучшеи удобнее.
Дочка получила желаемую самостоятельность, благодаря самоличному планированию и видео-урокам. Она постепенно сама учится планировать и распределять свое время, определять срочные, важные дела и т.д., что несомненно пригодится ей в жизни куда больше, чем способность отсиживать 6 уроков по 45 минут и идеально оформлять свои письменные работы, не считая "особого умения терпеть давление и подчинятся". Кстати, дома я ей разрешила писать карандашом.
Я немного освободилась от необходимости быть учителем. Я продолжаю проводить уроки английского и иногда дочка приходит ко мне по поводу тем, которые не даются.
Через пару недель начала четвертой четверти, когда учеба стабилизировалась и появилось больше времени, дочке надоело проводить так много времени дома и она сама стала интересоваться возможностью дополнительных занятий, рассуждать, чего она хочет, зачем ей это нужно. Об этом можно написать отдельно.

Конечно, очень часто всё неидеально, периодически мы обе бываем в плохом настроении, и болезнь "отсиживания" еще не вылечена. Часто уроки всё так же размазываются на целый день. Чем больше времени проходит, тем чаще всплывает эта болезнь. Частично я это связываю с усталостью к концу года.
Но в целом, я чувствую что лед тронулся, самое сложное позади и ситуация развивается в положительном направлении.

Выводы:

1. Доверяем своей интуиции. Особенно подкрепленной информацией. Терпение - и всё будет хорошо.
2. Для организации домашнего обучения нужен взрослый как минимум на первое время
3. Одновременно учить лучше небольшое количество предметов - не более 3-4. Это самый лучший вариант.
4. Сдавать лучше всего по принципу: освоил один предмет - сдал, освоил следующий - сдал и т.д. Существующий вариант с параллельным изучением 10-12 предметов - мягко говоря не самый лучший. Толком невозможно углубиться в предмет и "почувствовать вкус", как уже пора переключаться на следующий.
По этой причине я планирую решить вопрос с аттестацией, пока один раз в четверть. А в идеале - по порядку сдавать предметы до конца года. У нас это невозможно. Но если для кого-то актуально - имейте ввиду.
5. Если есть вариант дать ребенку отдых, пока сам не захочет учиться (это может быть полгода, год) - это хороший вариант и его можно использовать.

Возможно, кому-то всё это покажется слишком много и энергозатратно. Не стоит вложенных усилий. И вообще, зачем изобретать велосипед, когда есть школа???

Я с этим не согласна. Да, мне пришлось вложиться эмоционально и вложить свое время, и не последний раз.
Но для меня выигрыш для дочки, для меня и для нашей семьи в целом значительно перевешивает вложенные усилия. Полученные результаты вдохновляют уже сегодня:)
Думаю, позиция родителей относительно образования зависит от общих целей, которые каждый родитель так или иначе имеет относительно своих детей.
Нужно ли ребенку быть отличником учебы, чтобы хорошо устроиться в жизни? Или он должен быть гармоничной личностью прежде всего? Должен ли он искать свой путь сам? Или его нужно научить и направить?
Таких вопросов очень много.
На мой взгляд, домашнее образование ближе для тех, что прислушивается к своим детям и доверяет их интуиции.
Кто считает, что ребенок сам интуитивно понимает, что ему нужно, и способен это получить без внешнего давления в виде школы.

Глядя на современные тенденции, я хочу помочь вырасти своим детям свободными и мобильными. Чтобы они знали как и где добыть знания и понимали, какие именно знания им нужны. Чтобы они находились в гармонии с собой, умели думать и рассуждать, комфортно себя чувствовали среди детей и взрослых, близких и чужих, могли спокойно, без страха высказывать свое мнение, и были терпимыми к разным людям.

Я не знаю, что из этого получится, но на мой взгляд образование вне школьных стен хорошо отвечает моим целям.

ps в следующем посте я расскажу о плюсах и минусах обучения ребенка дома

Сегодня тысячи людей жаждут нащупать среди множества возможностей ту золотую жилу, которая даст им шанс навсегда забыть о нехватке денег и перейти на принципиально новый финансовый уровень. И одной из самых перспективных бизнес-возможностей, доступных среднестатистическому гражданину, является заработок на обучающих курсах. Итак, в данном обзоре речь пойдет о том, как открыть курсы по обучению.

Почему обучающие курсы актуальны

Для начала стоит отметить тот факт, что мы живем в то время, когда пересеклись два совершенно разных поколения.

В каждом городе бок о бок вращаются те люди, кто родился в начале постсоветского капитализма и руководствуется более современными принципами мировоззрения, и те, кто в свое время успел впитать яркую ментальность советского общества. При чем же здесь обучающие курсы?

Дело в том, что довольно часто молодежь проявляет интерес к различным видам деятельности и желает в них развиваться профессионально.

Например, для них могут играть важную роль вопросы о том, как открыть курсы парикмахера и как начать собственный бизнес по продаже автомобилей. Причем молодые люди могут осваивать сразу несколько направлений. Поступать в вузы по разным специальностям - это удел единиц, у которых хватает энтузиазма и денег для такого маневра. Плюс ко всему к моменту выпуска технологии и тенденции сильно поменяются, в связи с чем актуальность обучения может оказаться низкой.

А вот обучающие курсы длятся значительно меньше, чем учеба в университете, и информация, которую дают на таких курсах, имеет максимальный уровень актуальности.

Спасение для людей в виде курсов

Если говорить о людях, которых развал Советского Союза застал врасплох, то курсы, где обучают новой специальности, для них являются спасательным кругом. Ведь за сравнительно короткий промежуток времени они смогут освоить новую профессию, которая пользуется спросом на рынке труда.

Таким образом, обучающие курсы являются более чем актуальным направлением предпринимательской деятельности. С помощью их можно соединить, к примеру, рукодельный бизнес и спортивный.

Локальные курсы обучения

Первый вариант, который можно использовать для заработка, – это локальные курсы по обучению популярным специальностям и просто интересным видам деятельности. Проводить их можно в арендованном или собственном помещении. Например, владельцы салонов красоты могут открыть на базе своей компании курсы по маникюру или парикмахерскому делу.

Если собственной недвижимости, подходящей для занятий с группой, нет, то ничего не мешает воспользоваться возможностью аренды.

Однако в самих курсах помещение играет не главную роль, хотя и важную. К примеру, для того чтобы разобраться в вопросе о том, как открыть курсы рукоделия, свой офис может и не потребоваться. Справиться легко можно и в домашней обстановке. Особенно если есть соответствующие навыки.

Популярным обучение может стать благодаря отзывам довольных клиентов. Если после комплекса занятий новоиспеченные специалисты овладеют конкретными навыками достаточно хорошо, чтобы устроиться на работу или начать самостоятельно оказывать услуги, то рейтинг курсов будет высоким.

Следует найти квалифицированных специалистов

Для того чтобы понять, как открыть курсы по обучению, необходимо найти профессионалов. В связи с этим становится ясным один факт – квалификация специалистов, которые будут обучать, должна быть высокой. Как правило, открывают курсы те, кто уже являются профессионалами в какой-то сфере деятельности и готовы на достойном уровне передать знания другим. Этот фактор требуется указать, составляя бизнес-план.

Курсы английского языка, к примеру, требуют профессионального подхода. И если нужных навыков нет, необходимо привлечь специалистов со стороны. Но в этом случае приглашенному профессионалу придется платить, что сократит размер прибыли. Хотя в случае с наемным персоналом для обучения можно пойти весьма выгодным путем и сделать курсы, которые будут включать обучение разным специальностям. Такой ход обеспечит значительно больший поток людей, а значит, и другой уровень дохода.

Конечно, в случае открытия многопрофильных курсов понадобится больше платить за аренду помещения, однако при грамотном формировании цены за обучение все расходы будут без труда компенсированы.

Маркетинговая деятельность

Для того чтобы реклама достигла представителей целевой аудитории, нужно определиться с тем, какие источники рекламной информации в данном регионе наиболее эффективны. И только после этого вкладывать средства в рекламную кампанию. При этом все же остается одно «но»: количество людей, которые смогут заплатить за обучение, ограничено в лучшем случае конкретным регионом, в худшем – городом. И это притом, что в данной сфере присутствует конкуренция.

Для того чтобы расширить круг потенциальных клиентов, стоит вывести свою систему обучения в интернет-пространство, где ее смогут приобрести люди не только со всех регионов страны, но и с других государств. Такой шаг сможет увеличить рынок сбыта обучающего курса в сотни раз.

Обучение в Сети

Информационный продукт – это очень популярный способ продавать свои знания и опыт, а также навыки других людей тысячам пользователей со всего мира. Данный вид деятельности без труда можно совмещать и с локальными обучающими курсами. Но при желании есть возможность превратить интернет-обучение в основной и стабильный источник высокого дохода. Как открыть обучающие курсы в Сети?