Анализ психологических методов исследования таблица. Методы исследования в психологии


Введение

1. Понятие методов психологического исследования

2.Классификация методов психологического исследования

2.1 Организационные методы

2.2 Эмпирические методы

2.3 Методы обработки данных

2.4 Интерпретационные методы

Заключение

Литература


Введение

Психология - это наука, а наука - это, прежде всего, исследование, поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов, или методик.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированными методы самых разных наук. Это - методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук.

Методы психологических исследований ориентированы на то, что существуют общие для всех людей закономерности психологической реальности, которые обнаруживают себя во взаимодействии людей в исторических условиях конкретного времени их жизни. В современной психологической науке использование методов обусловлено научным подходом к изучению психических явлений, которым руководствуется определённое психологическое направление.

В психологии существует большое разнообразие методов психологических исследований, которые можно классифицировать, при этом каждый из общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность. Использование одного из них или сразу нескольких, как правило, определяется конкретными задачами, поставленными перед исследованием.

Целью данной работы является изучение сущности методов психологических исследований.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

дать понятие методов научных исследований;

дать понятие методов психологических исследований;

рассмотреть вопросы, касающиеся выбора методов психологических исследований;

изучить основные классификации методов психологических исследований;

рассмотреть отдельные методы психологических исследований.


1. Понятие методов психологического исследования

Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки; применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей. Метод - это основной способ сбора, обработки или анализа данных. Метод является: совокупностью приемов или операций практического познания; совокупностью приемов или операций теоретического познания; способом решения теоретической проблемы.

Применяемые в науке методы исследования не могут быть произвольными, выбранными без достаточных оснований, всего лишь по прихоти исследователя. Истинное познание достигается лишь в том случае, когда применяемые в науке методы строятся в соответствии с объективно существующими законами природы и общественной жизни.

При построении методов научного исследования необходимо в первую очередь опираться на следующие из этих законов:

а) все явления окружающей нас действительности находятся во взаимной связи и обусловленности;

б) все явления окружающей нас действительности находятся всегда в процессе развития, изменения, поэтому правильные методы должны исследовать изучаемые явления в их развитии, а не как нечто стабильное, застывшее в своей неподвижности

Эти положения справедливы в отношении любой науки, в том числе и в отношении психологии. Рассмотрим, что же представляют собой методы психологии.

Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов, или методик. Методы психологического исследования - это те приёмы и средства, с помощью которых добываются факты, используемые для доказательства положений, из которых в свою очередь складывается научная теория.

Сила науки во многом зависит от методов психологического исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать всё самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удаётся сделать, наблюдается прорыв в познании.

Вплоть до второй половины XIX века психологические знания получали в основном путём непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль в истории психологии. Они привели к построению первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и поведения человека.

В конце 80-х гг. XIX века в психологии стали создавать и применять специальные технические приборы и устройства, позволяющие исследователю ставить научный эксперимент и контролировать его условия, в частности дозировать воздействие физических стимулов, на которые человек должен реагировать.

Необходимо отметить, что общая тенденция, которая отчетливо проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее столетие, заключается в их математизации и технизации. Эта тенденция проявилась и в психологии, придав ей статус достаточно точной экспериментальной науки. Сейчас в психологии используется радио и видеотехника, электронная техника.

Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили своего значения и до сих пор принимаются общие, традиционные методы сбора информации, такие как наблюдение и опрос. Причин их сохранения много: явления, изучаемые в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Несмотря на то, что современная математики и техника сами по себе чрезвычайно сложны, они по сравнению с явлениями, которые изучает психология, остаются достаточно простыми. Для исследования тонких явлений и психологических категорий, которыми занимается психология, во многих случаях они попросту не подходят.

Важное значение для успешного психологического исследования имеет выбор того или иного метода. Выбор метода психологического исследования происходит с учетом специфики задач, поставленных при выполнении исследования, а не путем простого перебора большого арсенала известных методов психологического исследования. Психолог должен хорошо представлять достоинства и недостатки каждого из методов, возможности их совместного применения, их приемлемость для разрешения поставленной проблемы.

В наиболее общей и типичной форме можно выделить несколько основных этапов исследования, на каждом из которых должны быть применены своеобразные сочетания научных методов.

1) Одним из первых этапов решения задач исследования является общая характеристика основных понятий предмета исследования, т.е. определение этих понятий, выявление их основных компонентов, обоснование признаков, по которым можно судить о понятиях. На этом этапе естественным является превалирование теоретических методов психологического исследования.

2) На втором этапе исследования возникает необходимость дать анализ типичного состояния практики решения подобных задач, и поэтому здесь должны быть использованы такие методы как наблюдение, моделирование.

3) На следующем этапе исследования осуществляется проверка достоверности гипотез, и здесь уже необходимо ввести в действие методы эксперимента и опытной проверки, которые позволят выбрать наиболее удачные варианты решения соответствующих психологических задач.

4) Наконец, исследователь определяет, какие методы будут применены на заключительном этапе исследования, когда осуществляется обобщение результатов исследования и формулируются психологические рекомендации. Чаще всего здесь требуется сочетание методов теоретического обобщения данных эксперимента и прогнозирования дальнейшего совершенствования психических процессов, состояний, образований и свойств личности.

Таким образом, выбор методов исследования не является произвольным актом психолога. Он определяется особенностями решаемых задач, спецификой содержания проблем и возможностями самого исследователя.


2. Классификация методов психологического исследования

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько классификаций методов психологических исследований, так например, болгарский психолог Г.Д. Пирьов разделил методы психологии на:

1) собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);

2) методические приемы;

3) методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное - непосредственное и опосредованное, субъективное - непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы (генетические, сравнительный и др.). Каждый из этих методов подразделяется на ряд других. Так, например, наблюдение (опосредованное) делится на анкеты, вопросники, изучение продуктов деятельности и др.

С.Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение), эксперимент - на лабораторный, естественный и психолого-педагогический. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету.

Ананьев Б. Г. подверг критике классификацию Пирьова, предложив другую. Все методы он разделил на: 1) организационные; 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные. Именно его классификация методов психологического исследования получила более широкую распространенность в отечественной психологии.

В атласе по психологии, изданном в Германии, методы психологии группируют по основаниям систематического наблюдения, постановки вопросов и опыта (экспериментирования); соответственно выделяют три следующие группы методов:

1) обсервационные: измерение, самонаблюдение, внешнее (стороннее) наблюдение, включенное наблюдение, групповое наблюдение и супервизорство;

2) опросные: беседа, описание, интервью, стандартизированный опрос, демоскопия и коакцион;

3) экспериментальные: тестирование; поисковый, или пилотный, эксперимент; квазиэксперимент; проверочный эксперимент; полевой эксперимент.

Отсутствие строгой научной классификации объясняется широким спектром методов психологии, подчиненных решению исследовательских проблем и практических задач различных отраслей психологии.

Рассмотрим подробнее виды методов психологического исследования.


2.1 Организационные методы

В группу организационных методов входят:

сравнительный;

лонгитюдный;

комплексный.

Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора той или иной организации исследования зависит подбор конкретных методик, процедура исследования, его конечный теоретический и практический результат.

Сравнительный метод организации исследования заключается в получении одного или нескольких срезов текущего состояния (уровня развития качества, отношений и т.п.) и сравнении результатов с аналогичным срезом, который был проведен в другое время, с другими испытуемыми, в других условиях и т.д. Для сравнения могут использоваться идеальные или модельные характеристики, нормативные значения и другие показатели.

Преимуществом сравнительного метода организации исследования является быстрота получения результатов и наглядность интерпретации. К недостаткам следует отнести необходимость учитывать многие факторы для объективности сравнения, низкую точность прогнозирования и необходимость критерия для сравнения. Этот метод эффективно используется в профотборе, когда по результатам тестирования делается вывод о пригодности испытуемого к конкретной работе - полученные данные сравниваются с профессионально важными в данной деятельности качествами.

Лонгитюдный метод (от англ. «long-time» - продолжительный во времени) заключается в наблюдении за объектом исследования в течение определенного времени и систематических срезах за этот период. По результатам исследования анализируется динамика изменения изучаемых особенностей. Преимуществом этого метода является возможность прогноза дальнейшего развития, самодостаточность и высокая надежность результатов, а недостатками - длительность исследования и большой объем данных, часто дублирующих друг друга. Лонгитюдный метод используется для изучения продолжительных по времени воздействий, например, педагогических или психотерапевтических.

Комплексный метод объединяет возможности сравнительного и лонгитюдного, когда типичные показатели серии срезов рассматриваются как показатель для сравнения, а результаты начального и конечного среза выступают различными данными для анализа. Данный метод часто используется для оценки эффективности программ обучения, когда изучается и динамика освоения материала, и прочность его усвоения, и объем приобретенных знаний и умений.

2.2 Эмпирические методы

Эмпирические методы служат для непосредственного сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов, а именно:

1) наблюдение (самонаблюдение) - здесь требуются план, критерии, способность к дифференциации наблюдаемых признаков, группа экспертов для снижения субъективности итогового результата;

2) эксперимент (лабораторный и естественный): процедура проверки гипотез, когда конечный результат неизвестен;

3) тестирование (опросники, бланковые, манипуляционные, двигательные, проективные): стандартная процедура, когда варианты результата определены, но не известно, какой именно вариант характерен для данного испытуемого;

4) опрос (анкетирование, интервью, беседа): получение ответов на задаваемые вопросы - письменно, устно и зависимости от ответов на предыдущие вопросы;

5) моделирование (математическое, кибернетическое, имитационное и т.д.): изучение объекта путем создания и анализа его модели;

6) анализ продуктов деятельности: главное достоинство этого метода состоит в том, что исследование может проводиться опосредованно, то есть без присутствия испытуемого.

Рассмотрим некоторые из них поподробнее.

Наблюдение - задачей метода объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет изучить исследуемое явление непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей.

Предметом объективного наблюдения в психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.

Правильно организованный метод объективного наблюдения в психологии характеризуется следующими особенностями:

1. Подлежащие изучению явления наблюдаются в обычных для них условиях, без внесения каких-либо изменений в их естественное течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.

2. Наблюдение проводится в условиях, наиболее характерных для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых процессов в связи со спортивной деятельностью лучше наблюдать во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.

3. Собирание материала путем наблюдений проводится по предварительно составленному плану (программе) в соответствии с задачей исследования.

4. Наблюдение проводится не однократно, а систематически; количество наблюдений и число наблюдаемых лиц должно быть достаточным для получения значимых результатов.

5. Изучаемое явление должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях.

Эксперимент - эксперимент отличается от метода простого наблюдения прежде всего своими задачами. С помощью эксперимента мы по преимуществу объясняем изучаемые явления, тогда как с помощью наблюдения по преимуществу описываем их.

Эксперимент, как метод исследования, характеризуется следующими особенностями:

1. Исследователь преднамеренно создает, вызывает к жизни интересующее его явление.

2. Создается специальная экспериментальная обстановка, позволяющая наблюдать явление в его относительно чистом виде, исключив влияние случайных условий, которые при методе простого наблюдения часто мешают выявить действительные связи, существующие между явлениями.

3. Изучаемое явление повторяется столько раз, сколько необходимо исследователю.

4. Условия, при которых протекает изучаемое явление, изменяются закономерно.

5. Как правило, экспериментальный метод оснащается специальной точной измерительной аппаратурой, позволяющей получить количественную характеристику изучаемого явления и подвергнуть полученные результаты статистической обработке, что часто необходимо для характеристики изучаемых закономерностей.

Беседа - при проведении психологических исследований часто представляется необходимым собрать данные, характеризующие психологические особенности личности исследуемых (их убеждения, интересы, стремления, отношение к коллективу, понимание ими своих обязанностей), а также условия их жизни и т. д. В подобных исследованиях метод простого наблюдения оказывается малопригодным, так как он требует очень большого времени для получения сколько-нибудь обстоятельных материалов по этим вопросам.

В таких случаях с успехом применяется метод беседы, являющийся по своей сущности направленным наблюдением, концентрированным вокруг ограниченного количества вопросов, представляющих важность в данном исследовании. Этот метод состоит в непринужденной беседе с опрашиваемыми людьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться в анкетирование).

Объективный материал, который при этом собирается, естественно, имеет речевую форму. Исследователь судит об изучаемом явлении по речевым реакциям собеседников.

Правильное применение метода беседы предполагает:

наличие у исследователя личного контакта с испытуемыми лицами, установленного задолго до беседы;

наличие тщательно продуманного плана беседы;

умение исследователя применять не прямые вопросы, а косвенные пути для получения интересующих его материалов;

умение исследователя уточнять интересующие его факты во время живой беседы, вносить в них ясность, не прибегая к протоколированию или стенографированию;

выяснение достоверности полученных данных путем последующих наблюдений, с помощью дополнительных сведений, полученных от других лиц, и т. д.


2.3 Методы обработки данных

Методы обработки экспериментальных данных разделяют на количественные и качественные.

К первым относится математико-статистическая обработка, ко вторым - описание типичных проявлений или исключений из общего правила.

К математико-статистической обработке следует отнести все процедуры перевода качественных данных в количественные показатели: экспертная оценка по шкале, рейтинг, нормирование, а также все формы статистического анализа - корреляционный, регрессионный, факторный, дисперсионный, кластерный и т.д.

Рассмотрим некоторые из них.

Метод экспертных оценок - формализованная процедура сбора, анализа и интерпретации независимых суждений достаточного количества экспертов о степени выраженности каждого из подлежащих оценке психологических качеств или явлений. Его широко применяют в психологии личности. При этом, экспертные оценки наиболее целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойств (это гораздо эффективнее сделать в последующей беседе с экспертами), а в виде количественной оценки степени того или иного свойства или элемента поведения.

Факторный метод - он представляет собой систему моделей и методов для преобразования исходного набора признаков к более простой и содержательной форме. Он базируется на предположении, что наблюдаемое поведение испытуемого может быть объяснено с помощью небольшого числа скрытых характеристик, называемых факторами.

При использовании этого метода обобщение данных представляет собой группировку испытуемых по степени их близости в пространстве измеряемых признаков, то есть выделяются группы похожих испытуемых.

Существуют два основных варианта постановки задачи:

группировка испытуемых на незаданные группы;

группировка испытуемых на заданные группы.

Задача группировки испытуемых на незаданные группы. Этот вариант задачи формулируется следующим образом: имеется многомерное психологическое описание выборки испытуемых и требуется осуществить их разделение на однородные группы, то есть такое разделение, при котором в составе выделенных групп оказались бы испытуемые, похожие по психологическим характеристикам. Такая постановка задачи группировки испытуемых соответствует интуитивным представлениям о типе личности.

Для решения этой задачи используется кластерный анализ, который разработан в рамках математической теории распознавания образов.

Задача группировки испытуемых на заданные группы. При решении этой задачи предполагается, что имеются результаты многомерного психологического обследования нескольких групп испытуемых и о каждом испытуемом заранее известно, к какой группе он принадлежит. Задача заключается в том, чтобы найти правило разбиения испытуемых на заданные группы по психологическим характеристикам.

Кластерный метод - метод автоматической классификации, предназначенный для анализа структуры взаимного расположения испытуемых в S пространстве измеряемых признаков. Он позволяет производить объективную классификацию испытуемых по большому набору признаков и основывается на гипотезе «компактности». Если представить каждого испытуемого в виде точки в многомерном пространстве признаков, то естественно предположить, что геометрическая близость точек в этом пространстве указывает на схожесть соответствующих испытуемых. Методы кластерного анализа (автоматической классификации) дают возможность получать сокращенное описание распределения испытуемых путем выделения их скоплений в пространстве исследуемых признаков.


2.4 Интерпретационные методы

Наименее разработанными и исключительно важными являются интерпретационные методы, которые включают в себя различные варианты генетического и структурного методов.

Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития.

Генетический метод может охватывать все уровни развития, от нейронного до поведенческого.

Взаимосвязи между частями и целым, то есть функциями и индивидом, субъектом деятельности и личностью определяют структурными методами (психография, типологическая классификация, психологический профиль). Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности.

Структурный метод интерпретирует весь материал в характеристиках систем и типов связей между ними. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография, как целостное синтетическое описание индивидуальности. Психография является специфичным методом для изучения индивидуально-психологических различий между людьми. Она позволяет выявить связи между потенциальными возможностями, способностями и тенденциями, направленностью индивидуальности, выявить основные противоречия и сформулировать прогноз развития.

Для анализа данных полученных с помощью генетического и структурного методов используют компьютерную диагностику. В компьютерной диагностике при анализе форм интерпретации данных исследования важно рассмотреть еще и формы представления результатов, которые можно разделить на: числовые показатели; текстовое описание; графическое представление. Современные компьютерные программы, например, MS Office или пакеты статистической обработки, предоставляют широкие возможности для выбора формы компьютерной диагностики анализа данных психологического исследования, и всегда есть возможность быстро создать разные варианты в поиске наиболее удачного.


Заключение

Таким образом, рассмотрев методы психологических исследований можно сделать следующие выводы:

1. Психология помогает человеку разобраться в собственной психической жизни, понять самого себя, осознать свои сильные и слабые стороны, свои недостатки. Для изучения психических процессов и психологических особенностей личности, различных видов деятельности психология и применяет определенные методы исследования.

2. К методам психологических исследований предъявляются определенные требования: методы психологического изучения должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъектного толкования и скорости выводов. Ведь методы позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их.

3. На сегодняшний день не существует строгой научной классификации методов психологических исследований, что объясняется наличием довольно широкого спектра различных методов. Среди наиболее распространенных методов психологического исследования можно назвать: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты и многие другие. Причем наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии эти традиционные методы сбора научной информации, до сих пор не утратили своего значения.

4. В процессе развития психологии изменяются не только теории и понятия, но и исследовательские методы: они утрачивают созерцательный, констатирующий характер, и становятся формирующими или, точнее, трансформирующими. Таким образом, развитие методического арсенала современной психологии заключается в особой консолидации всех исследовательских методов, результатом которой является образование новых комплексов исследовательских методов.

Литература

1. Введение в психологию. Учебник / под ред. петровского А.В. - М.: НОРМА, ИНФРА - М, 1996. - 496с.

2. Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 352с.

3. Дубровина И.В. Психология. Учебник для вузов. - М.: Кнорус, 2003. - 464с.

4. Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология. Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 416с.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 592с.

6. Немов Р. С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. С. 23.

7. Общая психология. Учебник / под ред. Тугушева Р.Х. - М.: КНОРУС, 2006. - 560с.

8. Психология. Учебник / под ред. В.Н. Дружинина - М.: ЮНИТИ, 2009. - 656с.

9. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини. - СПб.: Питер, 2003. - 1064с.

10. Сорокун П.А. Основы психологии. Учебник. - М.: Спарк, 2005. - 312с.

11. Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 592с.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психология для накопления научных данных использует целый комплекс Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования - это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений. Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение объективного результата, об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие группы методов исследования в психологии.

Организационные - включают (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические - это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты - методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические - тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические - приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют установить закономерности, скрытые от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при статистической обработке данных и их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования : ненанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.

Методы научных исследований − это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Метод – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки. (С.Л. Рубинштейн). В переводе с греческого «methodos» означает «путь».

При организации исследования важно, чтобы тот или иной применяемый метод был подчинен решаемому вопросу, адекватен ему. Прежде всего, уточняются возникшая задача, вопрос, подлежащий изучению, цель, которая должна быть достигнута, а потом в соответствии с этим выбирается конкретный и доступный метод. При этом, для того чтобы грамотно использовать психологические методы исследователь должен быть достаточно хорошо ориентирован в вопросе о методах психологии. Отметим, что методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям :

1. Объективность . Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Объективность метода заключается в совокупности общих путей, средств и требований к психологическому исследованию, обеспечивающих максимальную однозначность и надежность получаемых результатов.

2. Валидность . Валидность теста – адекватность и действенность теста − важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме.

3. Надежность . Надежность теста – постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью; качество метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

В психологии существуют различные классификации методов исследования психики. В классификации, предложенной Б.Г. Ананьевым выделяются четыре группы методов :

I группа − организационные методы . Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

II группа − эмпирические методы (см. рис. 4), включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.


III группа − методы обработки данных , включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа интерпретационные методы , включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Методы психологии имеют целью не только фиксировать факты, но и объяснять, раскрывать их сущность. И это вполне закономерно. Ведь форма предметов и явлений не совпадает с их содержанием. Но данное требование не всегда может быть выполнено с помощью одного метода и поэтому при изучении психических явлений обычно используются различные методы, взаимодополняющие друг друга. Например, проявление растерянности сотрудника при выполнении определенной задачи, повторно отмеченное наблюдением, приходится уточнять беседой, а иногда и проверять естественным экспериментом, использовать целевые тесты.

Рис. 4. Классификация методов психологического исследования

Своеобразие психических явлений заключается в том, что они, как таковые, недоступны непосредственному наблюдению. Например, ощущение и мысль увидеть нельзя. Поэтому и наблюдать за ними приходится косвенно. При этом ключ к познанию человека дают его практические дела и поступки.

Обобщение сведений, полученных при изучении одной личности в различных видах деятельности, будет раскрывать психологическую сущность этой личности. В этом проявляется один из основных принципов психологии − единство личности и деятельности.

Эмпирические методы исследования делятся на основные и вспомогательные .

1. Основные методы. Наблюдение – один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное − является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Описание явлений на основе наблюдения считается научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Невключенное (стороннее) в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Наблюдение разделяют также на внешнее и внутреннее. . Внешнее наблюдение − это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение , или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) или пользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые сами ведут интроспектирование по его заданию. Самонаблюдение – наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта.

Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Перечислим его достоинства: исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых; исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный . Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент − психологический эксперимент, организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Обычно он включен в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Лабораторный эксперимент – метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов, т.е. данный вид эксперимента предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на: констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и обучающий (формирующий) , который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

2. Вспомогательные методы. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Опрос разделяют насвободный и стандартизированный, устный и письменный.Свободный опрос − разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Стандартизированный опрос , при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Может осуществляться в форме беседы и интервью. Интервьюирование – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Беседа – один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма − анкетный опрос . Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Анкета представляет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Использование в исследовании анкет позволяет собрать большой фактический материал − в этом ценность метода. Недостаток анкетирования в том, что искренность отвечающих не контролируется, ведь выясняется их мнение, а не действительное отношение к тому или иному объекту. Поэтому анкетирование требует дополнения другими методами.

Тестирование – сбор фактов о психической реальности с использованием стандартизированных инструментов − тестов. Тест − стандартизированная методика психологического измерения, состоящая из серии кратких заданий и предназначенная для диагностики выраженности у индивида и психических свойств или состояний при решении практических задач. Психологическое измерение при этом нормируется в величинах межиндивидуальных различий.С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Достоинства тестов состоят в том, что возможно получение сравнимых данных по большим массивам испытуемых. Трудность использования тестов состоит в том, что не всегда оказывается возможным выявить, как и за счет чего был достигнут полученный в процессе тестирования результат.

Тесты делятся на два основных типа: собственно психологические тесты и тесты достижений . Тесты достижений − тесты, предназначенные для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Они конструируются с учетом содержания учебных или профессиональных задач для определенных условий и целей тестирования (отбор, аттестация, экзамен и пр.); широко используются при отборе в высшие учебные заведения.

Также выделяют: проективные тесты; тесты интеллекта, тесты способностей, личностные и социально-психологические тесты; тесты готовности к школе, клинические, тесты профотбора и т.д.; индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, предметные, аппаратные и компьютерные, вербальные и невербальные .

В вербальных тестах деятельность испытуемого осуществляется в вербальной, словесно-логической форме, в невербальных − материал представлен в виде картинок, чертежей, графических изображений.

Тесты способностей − методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества. Широко распространены тесты интеллекта и креативности, которые используются для определения общей одаренности человека. Существуют тесты специальных способностей: спортивных, музыкальных, художественных, математических и т.д. имеются также тесты общих профессиональных способностей.

Тесты интеллекта − психодиагностические методики, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта.

Тесты личности − психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности − отношений (в т.ч. межличностных), мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в определенных описываемых в заданных социальных ситуациях. Тесты личности включают проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности (ситуационные) .

Проективные тесты − группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых обследуемым предлагается реагировать на неопределенную (многозначную ситуацию), напр.: интерпретировать содержание сюжетной картинки (тест тематической апперцепции и др.), завершать незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке (тест Розенцвейга), давать толкование неопределенных ситуаций (чернильных пятен Роршаха), нарисовать человека (тест Маховера), дерево и т.п. При этом предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проектируются» на ответы. Для обследуемого цель проективных тестов относительно замаскирована, что уменьшает его возможности произвести желательное впечатление о себе.

Личностные опросники − одна из разновидностей психологических тестов. Они предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественных выражением которых служит суммарное число ответов на пункты личностного опросника. Разработаны и применяются различные личностные опросники для диагностики устойчивых черт личности; отдельных видов мотивации (например, мотивации достижения); психических и эмоциональных достижений (например, тревожности); профессиональных и других интересов, склонностей.

Профессиональный отбор − специализированная процедура изучения и вероятностной оценки пригодности людей к овладению специальностью, достижению требуемого уровня мастерства и успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфически затрудненных условиях.

В последние десятилетия в психологии широкое распространение получил метод моделирования , воспроизводящий определенную психическую деятельность с целью ее исследования путем имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке. Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. Модели строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажеров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественно обоснованным суждением и формальной обработкой результатов. Экспертами могут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер, родители, друзья и т.д. Анализ процесса и продуктов деятельности предполагает изучение материализованных результатов психической деятельности человека, материальных продуктов его предшествующей деятельности (например, различные поделки, технические устройства, ведение тетради, оформление реферата и т.п.). В продуктах деятельности проявляется отношение человека к самой деятельности, к окружающему миру, отражается уровень развития интеллектуальных, сенсорных, моторных навыков.

Биографический метод − это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.).

Близнецовый метод помогает выявить роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сопоставление внутрипарного сходства у близнецов дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных монозиготных близнецов, метод контрольного близнеца, метод близнецовой пары.

Социометрический метод (социометрия) − прием стандартизированных испытаний для измерения межличностных отношений в малых группах с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. Недостаток метода в том, что он не позволяет выявить действительные мотивы выбора, понять причины сложившейся структуры отношений.

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений. "Метод - это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки" (С.Л. Рубинштейн ). Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмот-ренным принципам, помогает его правильная организация.

Существует следующая классификация методов, используемых при проведении психологических исследований:

Методы организации исследований (лонгитюдный , сравнитель-ный);

Методы сбора фактического материала (самонаблюдение, наб-людение (внешнее, включенное), анкетирование, беседа, опросники (открытые, закрытые), изучение продуктов деятельности, тесты (успешности, достижений, проективные), эксперимент (естествен-ный, лабораторный (с использованием аппаратуры и без нее);

Методы обработки материала (качественный и количественный анализы).

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным. Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического.

Медитация (от лат. meditare - мысль, движущаяся к цен-тру) - такое состояние сосредоточения, которое позволя-ет человеку выйти за пределы собственной психики, по-смотреть на себя со стороны. Индийский ученый Чоудхур-ри так описывал медитацию: «...радикальный подход начинается с решения ни о чем не думать, не делать ни-каких усилий; надо полностью расслабиться и позволить уму и телу выйти из все время меняющегося потока мыс-лей и ощущений, наблюдать даже натиск этого потока.

Метафорически можно сказать - наблюдайте полет своих мыслей, ощущений и желаний по небосводу, как стаю птиц. Пусть они летят свободно, вы только наблюдайте. Не позволяйте птицам унести вас в небо». Медитация широ-ко используется во многих религиях, например в буддиз-ме. В психологии и психотерапии она используется как метод, позволяющий человеку снять нервно-психическое напряжение, дистанцироваться от своих проблем, посмот-реть на них как бы со стороны.

Осуществление всех методов суггестивной терапии тре-бует специальной подготовки. Так, гипноз в психотера-певтических целях может осуществляться только специа-листами, имеющими медицинское образование. Овладе-ние техниками аутогенной тренировки и медитации возможно только под руководством опытного специали-ста.

Конечно, перечисленными методами методический арсенал педагогической науки и практики не ограничива-ется, он гораздо богаче. Мы остановились лишь на тех, которые наиболее распространены и ссылки на которые чаще встречаются в литературе.

Тесты могут быть:

Индивидуальными и групповыми ; вербальными и действенными .

Ответы на тестовые задания могут быть разными. Это и свободные ответы, и выбор одного из нескольких предложенных, и т. д.

В качестве примера тестов, используемых для определения общего уровня способностей, ниже приведен один тест, состоящий из 40 задач, из книги известного английского психолога, профессора Г. Айзенка .

Приводится одна из наиболее удачных современных классификаций методов психологического исследования.

Метод исследования - это, вообще говоря, способ, с помощью которого приобретаются новые знания. Какие экспериментальные методы используются в психологии? Наблюдение, тестирование, опрос, беседа, интервью.

Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологического исследования. Он состоит в сознательном, преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений. Цель наблюдения заключается в том, чтобы изучить специфические изменения наблюдаемого объекта в определенных условиях, а также отыскать смысл данного феномена, выявляемый без особых усилий. Существует несколько видов наблюдения, которые отличаются друг от друга способами организации.

  • 1. Включенное наблюдение", наблюдатель оказывается членом группы, которая стала объектом изучения. В этом случае наблюдатель организует жизнь группы, но сам в ней никак не выделяется.
  • 2. Случайное наблюдение , в котором, как в жизни, наблюдатель обнаруживает факт, буквально поражающий его, поскольку в этом факте, как считает исследователь, проявляется главная причина психического процесса, становится явственной его некоторая закономерность.
  • 3. Организованное или систематическое наблюдение, когда специально продумывается план, схема наблюдения за другим человеком и ориентация на его конкретные качества.
  • 4. Хаотичное наблюдение : отсутствует периодичность и систематичность, меняются средства (в том числе технические) и способы наблюдения. Таким видом наблюдения могут быть дневниковые записи.

Итак, наблюдение - это общий термин, который используется для описания любой ситуации, когда наблюдатель регистрирует поведение участников эксперимента. Термин «наблюдение» можно использовать для описания метода сбора данных (т.е. мы наблюдаем, как кто-то делает что-то) или как схему исследований. При попытке дать точное определение этому термину мы автоматически противопоставляем наблюдение экспериментальному исследованию, так как наблюдение не требует манипуляций с независимой переменной. Таким образом, различные виды неэкспериментальных исследований можно классифицировать как наблюдательные. Ниже приводятся наиболее распространенные категории наблюдения.

Контролируемое

наблюдение

Наблюдение за участниками происходит в обстановке, которая до некоторой степени находится под контролем наблюдателя

Естественное наблюдение

Поведение изучается в естественной обстановке. Пример - наблюдение за детьми, играющими па школьном дворе

Активное

и пассивное наблюдение

Наблюдатель принимает участие в деятельности изучаемой группы (активное наблюдение), либо наблюдает извне и старается быть незаметным (пассивное наблюдение)

Структурное наблюдение

Наблюдение упорядочивается по отдельным категориям. Например, событие можно регистрировать каждый раз, когда оно происходит (выборка по событиям), либо регистрировать определенные события, происходящие в данный период времени (выборка по временному интервалу)

Приведу пример из практики своей ученицы Ирины Вольцингерд, которая вела в качестве психотерапевта девочку Лену (имя изменено). Наблюдение бывает внешним и внутренним (самонаблюдение).

Внешнее наблюдение ведет экспериментатор. Он описывает внешность ребенка, его реакции, проблемы: «Лена - 11 лет, пропорционально сложена, худенькая, высокая. В настоящий момент увлекается математикой, посещает математический кружок в МГУ. До этого занималась бальными танцами, но так как она переросла своего партнера и ему не нашли замену, танцы пришлось временно оставить. Лена не очень расстраивается по этому поводу, ссылаясь на то, что у нее и так много уроков, очень много домашних заданий и она от этого устает».

Однако зачем нужны такие наблюдения? Нужно сказать о том, что беспокоит маму Лены. Ее мама вышла замуж вторично. Девочка очень привязалась к отчиму. Но почему-то стала ненавидеть отца и избегать его. Когда отец приходит в школу, она в панике прячется от него. Может ли психолог понять суть проблемы, если он ограничится общими психологическими знаниями или философскими размышлениями? Ясное дело, нет. Для этого важно применить разнообразные психологические приемы.

Вот как описывает экспериментатор первое впечатление от пациентки (мамы Лены): «Уверенность в себе, некоторая надменность, снисходительность по отношению к врачу, убежденность в своей правоте, упрямство. Физическое строение пациентки: среднего роста, пропорционально сложенное тело, полнота. Физическая активность на низком уровне: неразвитость мышечной системы по сравнению с костяком. Мышечное напряжение обнаруживается вокруг плечевого пояса и в основании шеи, также напряжены мышцы спины. Привычная реакция: сжимание губ - можно интерпретировать как “Я лучше знаю!” - проявляется в разговоре, когда пациентка рассказывает о чем-либо, или как сосательный рефлекс».

Психолог обычно ведет запись своих бесед. Экспериментальный метод используется для исследования причинно-следственных связей между психическими явлениями. Можно назвать даже определенные этапы такого метода. Сначала идет формулировка проблемы, затем разрабатывается методика, планируется сам эксперимент. Психолог проводит серию опытов и собирает количественные характеристики. На заключительном этапе данные анализируются, подвергаются математической обработке.

Тестирование - это методу позволяющий исследовать качества личности. Нередко экспериментатор ставит задачи, которые помогают пациенту проявить свои знания, умения, привычки, уровень воспитанности, аккуратность, возможности умственного развития. Тестирование широко применяется при определении профессиональной подготовки и при выявлении способностей человека. С помощью теста можно проникнуть во внутренний мир пациента.

По диагностической направленности различают дифференциально- психометрические тесты (направленные на оценку отдельных параметров познавательных процессов человека), тесты способностей (общих и специальных), тесты достижений. Тесты часто используются в различных областях практической психологии.

Тест в психодиагностике - методика , представляющая собой серию однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается субъект. Сумма полученных результатов переводится в стандартные единицы и является характеристикой уровня измеряемого психологического качества. От других средств диагностики отличается соответствием требованиям валидности, надежности и репрезентативности. Надежность теста - это его «помехоустойчивость», независимость его результатов от действия случайных факторов. Выделяют ретестовую надежность - соответствие результатов двух тестирований одной и той же выборки через некоторый промежуток времени. Соответствие теста измеряемому психологическому качеству называется валидностью теста.

Тесты на умственное развитие. Чрезвычайно объемна категория тестов, предназначенных для определения интеллекта и успешности поведения человека. Интеллектуальный тест Стэнфорда-Бине и поздний текст Векселя на определение детского интеллекта (WISP) использовались для определения специфических аспектов умственного развития детей дошкольного и школьного возраста. В тестах обычно измеряются отдельные параметры человеческого интеллекта - например, вербальные или арифметические навыки. На основании этих тестов технически возможно определить более общий показатель умственного развития (КУР), хотя практическая польза такого определения остается спорной. Расцвет тестов на умственное развитие пришелся на 60-е годы прошлого столетия, когда по их результатам принимались решения, имевшие большое значение для образования и карьеры многих людей. Сейчас подобные решения редко принимаются на основе интеллектуального тестирования, хотя сами тесты стали более совершенными и ориентированными на конкретные навыки.

Приведем описание теста, который психолог использовала в работе с Леной. Психолог предложила девочке нарисовать несуществующее животное. По своему характеру такой тест называется проективным. Лена нарисовала «маленькую лягушенцию». А вот интерпретация психолога:

«Изображенное животное - это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы сопоставление себя по значимости с этим животным». В данном случае, по мнению психолога, «вредная лягушенция» - представитель самой Лены.

Голова (положение анфас) трактуется как эгоцентризм, т.е. как крайнее проявление эгоизма. Жирная линия подбородка - сильное напряжение в этой части, что можно трактовать как подавление своих эмоций; на рисунке сама «лягушенция» говорит об этом: «А я вредная! Ха-ха-ха!», также напряжение появляется в те моменты, когда Лена хочет сдержать слезы.

Глаза - резкая прорисовка радужки - это символ присущего человеку переживания страха. Ресницы - истероидно-демонстративные манеры поведения. Заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Дополнительные детали - усы: щетинки и два больших уса, направленных вверх, - защита от окружающих. В сочетании с утолщенным нижним контуром головы это защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения. Несущие опорные части фигуры (ноги-лапы) выглядят тонкими и слабыми, хрупкими по отношению к самой фигуре. Соединение ног с корпусом - точно, тщательно. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног-лап - конформность (пассивное принятие чужих мнений) суждений, их стандартность, банальность.

Крылья - энергия охвата деятельности, уверенность в себе, «саморас- пространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих.

Хвост - повернут влево, символизирует отношение к своим мыслям, решениям, к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная окраска этого отношения выражена направлением хвоста вверх. Сам хвост затемнен, он расположен в той же части человекоподобной фигуры, где можно было бы изобразить сексуальный признак. Вопрос: можно ли трактовать эго как фиксацию на проблеме секса, если учесть, что до этого на рисунках Лены уже было подобие этой фигуры?

Подробное истолкование теста приведено сознательно. Теперь можно сказать и о сути проблемы. Лена, как показал общий опыт психотерапии, подверглась сексуальному насилию со стороны отца. Читатель может изумиться: неужели такое возможно? Психологи знают, что в психологической практике это далеко не редкий случай. По мировой статистике, каждый двадцатый ребенок может подвергнуться тем или иным формам сексуального насилия по стороны близких родственников.

Вполне понятно, что у психолога нет возможности вести с ребенком разговор на эту тему впрямую. Это может не только травмировать девочку, но даже разрушить весь процесс психотерапии. Вот здесь и приходят на помощь разного рода тесты, интервью и другие психологические методы. В данном случае с помощью эксперимента психолог не только сумела раскрыть суть проблемы, но и в общих чертах восстановить картину самого события.

Метод изучения продуктов деятельности (рисунки, лепка из пластилина, выжигание, выпиливание и т.п.) широко используется в детской психологии.

Психологи также имеют на вооружении статистические методы , позволяющие подвергнуть математической обработке результаты наблюдений и измерений. Например, при интервьюировании на улице случайных прохожих. Статистические методы позволяют установить зависимости между наблюдаемыми переменными. Это и дает возможность проследить причинно-следственные связи.

Эксперимент - в психологии один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством наблюдателя в ситуацию. В широком смысле психолог-экснериментатор манипулирует некоторыми аспектами ситуации, а затем наблюдает результаты этого воздействия на некий аспект поведения.

Различные виды исследований психических процессов с помощью эксперимента обозначаются как экспериментальная психология. Именно практические опыты сыграли огромную роль в преобразовании психологических знаний. На основе экспериментальных данных психология сделала попытку выделиться из философии и сформироваться как самостоятельная наука.

Еще в середине прошлого века в физиологических лабораториях проводились различного рода опыты. Исследовались элементарные психические функции ощущения, восприятия. Известный психиатр С. С. Корсаков по поводу Вундта заметил, что ему удалось сделать значительный шаг в истории психологии потому, что он был физиологом. У Вундта учились многие специалисты из других стран, которые затем возвращались на родину и там открывали экспериментально-психологические лаборатории.

Экспериментальная психология поначалу изучала обычные психические процессы нормального взрослого человека. При этом широко использовался такой психологический метод, как самонаблюдение. Однако вскоре психологи стали проводить опыты и над животными. Затем в сферу их внимания попали душевнобольные дети. Почти все психологи на стыке веков, сыгравшие значительную роль в развитии своей науки, были экспериментаторами. Первую лабораторию экспериментальной психологии в России создал известный невролог и психиатр В. М. Бехтерев.

Можно назвать три основных категории эксперимента.

1. Лабораторные эксперименты. Главной характеристикой лабораторных экспериментов оказывается способность исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные. Благодаря этой способности он может устранять многие внешние переменные, которые в ином случае повлияли бы на результат эксперимента. К внешним переменным можно отнести шум, жару или холод, отвлекающие факторы либо характер самих участников эксперимента.

Лабораторный эксперимент имеет свои преимущества. Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи. В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке. Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.

Однако лабораторные эксперименты имеют и некоторые недостатки. Лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, поэтому результаты таких экспериментов нельзя экстраполировать на внешний мир. Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь иод требования эксперимента (настоятельная характеристика), либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора (предчувствие оценки). Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это рождает серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.

2. Полевые эксперименты. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная установка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте. Вместо того чтобы ждать, пока требуемые условия не возникнут сами но себе, исследователь создает интересующую его ситуацию и смотрит, как люди реагируют на нее. В качестве примера можно привести наблюдение за реакцией прохожих на чрезвычайную ситуацию в зависимости от одежды и внешнего вида «жертвы», т.е. замаскированного экспериментатора.

В пользу таких экспериментов свидетельствует тот факт, что, сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий. Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки. Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно- следственные отношения. Но вот аргументы против. Поскольку многие манипуляции с независимой переменной имеют довольно тонкую природу, они могут оставаться незамеченными для участников, в то же время тонкие реакции участников могут остаться незамеченными экспериментатором.

По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не имеет возможности контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений. Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.

Примером полевого исследования можно считать изучение американским психологом Э. Эриксоном жизни двух индейских племен - сиу и юроков. Автор писал о том, что в этих племенах детей воспитывают по-разному. Благодаря воспитанию дети сиу вырастали мужественными, физически сильными, спокойными и уверенными в себе, а давление общественного мнения в виде обвинения в постыдных поступках формировало их реальное социальное поведение, но не воздействовало, по выводам Э. Эриксона, на телесные функции и фантазии. То есть индейцы сиу боялись внешнего осуждения, но не внутреннего голоса совести, как это было характерно для их белых врагов. Эриксон сделал также ряд интересных наблюдений о юроках. «Они скупы, жадны, алчны и сварливы; они тратят много сил на то, чтобы избежать загрязнения и дурных поступков. Типичный юрок считает, что ему достаточно сконцентрироваться на мысли о лососе, и он может увидеть, что на самом деле делается в реке. Если расценивать подобное поведение с точки зрения психопатологии, то такого человека следует считать психотиком» .

3. Естественные эксперименты. Эта категория экспериментов считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора, и он не может руководить действиями участников на различных стадиях эксперимента. При проведении естественного эксперимента независимая переменная контролируется неким внешним агентом (например, школа или больница), а психолог может изучать лишь полученный результат.

Аргументы за. Поскольку происходит исследование разных реальных жизненных ситуаций, психолог получает возможность изучать проблемы, представляющие общественный интерес, что может иметь важные практические последствия.

Аргументы против. В связи с тем что экспериментатор практически не властен над изучаемыми переменными, установление причинно- следственных связей носит весьма спекулятивный характер. Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно повторить в тех же условиях.

Игра как метод. Психологи обращаются также и к игре как психологическому методу. Анна Фрейд подчеркивала, что взрослому трудно осознать, что ребенок не сразу научается отличать игрушки от неигрушек. До

1-2 лет ребенок пытается играть со всеми попадающими в его ноле зрения предметами. Он внезапно обнаруживает нечто в мире, что отличается от его тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут изменять нечто в окружающем мире, причем без помощи мамы. Ребенок начинает и сам играть.

Наблюдая за детьми, Анна Фрейд сделала немало открытий, связанных с детской психологией. Она показала, что первая «игра» грудного ребенка - не что иное, как поиск удовольствия при помощи рта, пальцев, поверхности кожи, зрения и т.д. Это удовольствие он ищет либо в собственном теле (аутоэротика), либо в теле матери (во время или после кормления), что для ребенка одно и то же. А. Фрейд отмечала, что заменой материнского или собственного тела становится «переходный объект», обычно какой- нибудь мягкий предмет, например пеленка или подушка, покрывало или игрушечный медвежонок, т.е. первая игрушка, которая заполняется смесью нарциссического и объектного либидо. Пристрастие само собой сдвигается с переходного объекта на другие похожие игрушки, обычно на игрушечных зверей, которые в качестве символических объектов заполнены либидо и агрессией и раскрывают для детской двойственности дальнейшие возможности выражения.

Пристрастие к игрушечным зверям постепенно отходит на второй план и сохраняет свое значение только вечером, в постели, как помощь при засыпании, когда переходный объект в силу своего двойственного заполнения (нарциссического и объектного) выступает посредником при переходе от активного интереса к внешнему миру к погружению в сон.

Анна Фрейд показывает также, как можно, используя наблюдение за игрой детей, раскрывать проблемы психологического развития ребенка .

Психологи обращаются к игре как феномену не только для изучения психологии ребенка. Лучше всего об этом рассказано в книгах американского психотерапевта и психолога Эрика Бёрна (1910-1970) «Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений» и «Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы». Пересказывать эти работы - дело неблагодарное. Они чрезвычайно занимательны и популярны.

Берн предложил своеобразное истолкование человеческой психики, которая, по его мнению, имеет особую структуру. В ней можно проследить определенные переживания, которые характерны для ребенка до шести лет. Бёрн назвал эту часть структуры психики «Ребенок». Вторая часть психики - «Родитель». Это закрепившиеся в нашем мировосприятии родительские ценности, традиции, нормы поведения. Наконец, в психике можно выделить и ту сферу, где человек самостоятельно воспринимает мир. Это у Бёрна называется «Взрослый». Итак, каждый человек имеет свой жизненный сценарий, общие контуры которого намечаются в ранние детские годы.

Бёрн разработал свой метод анализа психических процессов - трансактный анализ. По мнению исследователя, вступая во взаимодействие, человек неизбежно демонстрирует три основных состояния. Я выхожу из-за стола и приближаюсь к своей пациентке. «Как дела, Марина?» - спрашиваю. Она отвечает беспечно: «Прекрасно». Собственно говоря, мы собрались для серьезной беседы, я как раз собирался подвергнуть пациентку суровому испытанию. Она явно не готова к эксперименту. Ее «прекрасно» звучит легкомысленно. Это голос Ребенка...

Ребенок несет в себе комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Психологи различают Ребенка «естественного» и «адаптированного». Естественный Ребенок отличается склонностью к веселью, активному движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Один из моих пациентов хмуро жалуется на то, что ему трудно общаться с женщинами. «Ну и что, - говорю я беспечно, - у меня то же самое». Глаза моего собеседника вспыхивают неподдельным восторгом: «Правда? Вы тоже?» Но бывает еще и адаптированный Ребенок. Он выступает в таких разновидностях, как «бунтующий» (против Родителя), «соглашающийся» и «отчуждающий».

Теперь иной персонаж - Родитель. Он раскрывается в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество. Я внимательно смотрю на свою пациентку. Мне откровенно не нравится, что она не готова сегодня к серьезной работе. На мой вопрос она ответила как Ребенок. Меня это не устраивает, и я делаю ей замечание. Во мне говорит Родитель.

Родитель содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни. Именно они диктуют ему линию поведения. Многие автоматические, стандартные формы поведения сложились у Родителя в результате подсознательного желания не рассчитывать каждый шаг. Родитель может быть «заботящийся». Вот я сейчас, во время сеанса, пытаюсь дать советы своей пациентке. Я осуществляю опеку, психологическую поддержку. Но чаще Родитель - это олицетворение запретов и санкций. Вот молодая мамаша вывела своего ребенка гулять. «Если будешь так себя вести, - назидательно говорит она, - больше на прогулку не пойдешь». Неужели мама и в самом деле лишит свое чадо свежего воздуха? Нет, конечно, это она демонстрирует свою деспотическую волю и власть.

Теперь о Взрослом. Это состояние проявляется в независимости, разумности, возможности трезво оценить ситуацию. Я усаживаюсь возле своего пациента и предлагаю ему еще раз подумать над принятым решением. Мой собеседник убежден, что жизнь кончена. Он вынашивает планы самоубийства. Я обращаюсь к его способности размышлять. Неужели случившееся выглядит такой трагедией? Попробуем преодолеть узость взгляда на проблему.

Психологи нередко используют игру для анализа психологических состояний. Вот, например, игра под названием «Скандал». Классический вариант этой игры разыгрывается между деспотичным отцом и дочерью- подростком. Отец пришел с работы и вступает в контакт с чадом. Кто-то в шутку сказал: «Нельзя грубить девочке, она может ответить». Итак, отец и дочь постепенно втягиваются в ссору.

Можно назвать три возможных финала. Отец уходит в свою комнату, хлопнув дверыо. Дочь идет к себе, дверь участвует в том же качестве. Наконец, оба уходят в собственные комнаты и снова не без участия двери. Так обычно разрешается конфликт между отцом и дочерью. Это житейская игра. Они могут жить под одной крышей только в том случае, если есть возможность сорвать злобу и хлопнуть дверью.

«В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму, - пишет Берн, - отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после возвращения тщательно ее осмотреть, ее одежду и убедиться в том, что она осталась невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дома среди ночи. В конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий» .

Многообразные игровые ситуации используются в психологии для выявления общих закономерностей поведения. Не будь огромного эмпирического материала, психология вряд ли смогла бы претендовать на собственный статус. В этом принципиальное отличие психологии от философии. Многие выводы психология сделала не в результате теоретического предположения или размышления. Она представляет свои открытия в виде обобщения огромной психотерапевтической практики.

Современная психология как наука пытается выработать более точные способы получения достоверных знаний о свойствах и качествах человека. Отсюда стремление создать новые методы. Большой популярностью пользуются разного рода опросники , анкеты и направленные интервью , т.е. специальные приемы, позволяющие получить достоверные данные об отдельных качествах сознания человека. Все методы получения психологического знания основываются на том, что наблюдатель или исследователь ставит перед собой задачу выявить то или иное качество человека, создает для этого условия и выделяет это качество, фиксируя его как свойство психического, свойство сознания