Психометрические данные. Психометрические методы

Психологическая диагностика предназначена для того, чтобы обеспечить сбор информации об особенностях человеческой психики. Современная психологическая диагностика определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Под психодиагностикой подразумевается также и область психологической практики, работа психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Методологической основой психодиагностики называют психометрику - науку об измерении индивидуально-психологических различий, которая разрабатывает технологию создания конкретных методик, применяемых в психодиагностике - тестов. Она же определяет методологию обеспечения научных требований к этим методикам - а именно, требования надежности, валидности, а также выделяемое некоторыми авторами как самостоятельное требование - достоверности.

1. Сущность дифференциальной психометрии

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию. на "общую" и "дифференциальную".

Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).

Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

В этой второй области психометрии. разработаны основные критерии качества психологического измерения - такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемом в процессе применения различных методов и средств. В этой связи могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд психометрических требований.

Эти требования, в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и адекватности методики измерения.

Вот основные из них:

1) использование шкалы интервалов;

2) надежность;

3) валидность;

4) дискриминативность;

5) наличие нормативных данных.

Рассмотрим подробнее валидность и надежность.

2. Валидность как свойство психологического текста

Валидность методики означает соответствие ее тому, что с ее помощью изучается. "Валидность теста - важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, а также насколько тест отражает то, что он должен оценивать; насколько отдельные составляющие его пробы адекватны исследуемой проблеме". Иными словами, валидность означает соответствие того, что измеряется, тому, что предполагается измерить. Рассмотрим подробнее.

Все методы психологической диагностики, начиная со стандартизованных и заканчивая нестандартизованными, направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Каждый метод предназначен для измерения какого-либо свойства, что и определяет содержание этого метода. Сведения о степени, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен, входят в понятие валидности. Например, методика "Кольца Ландольта" предназначена для измерения таких свойств внимания, как концентрация, переключаемость. В психологии существуют определения понятий концентрации внимания и его переключаемости. Считается, что выводы, сформулированные на основании результатов тестирования с помощью "Колец Ландольта", вполне отражают содержание определений этих свойств внимания. Значит, эта методика действительно измеряет то, для чего она предназначена.

Помимо общего значения в понятие валидности входят многие другие сведения. Существуют разные типы и виды валидности, в которых отражены эти сведения. Ниже приведены некоторые типы.

1) Практическая валидность характеризует тест не столько со стороны его психологического содержания, сколько с точки зрения его ценности в отношении достижения определенной практической цели (прогнозирования, диагностики). Выделяют подтипы практической валидности: прогностическая и совпадающая. Тест с высокой прогностической валидностью позволяет сделать прогноз, насколько успешно испытуемый будет выполнять определенную деятельность впоследствии. Тест с высокой совпадающей валидностью позволяет ответить на вопрос: "Какова вероятность того, что индивид Х обладает свойством У в настоящий момент времени?"

2) Валидность по объему отражает степень, в какой объем теста выборочно репрезентирует тот класс ситуаций или учебного материала, относительно которого должны быть сделаны выводы. Валидность по объему показывает, в каком объеме, в какой мере психическое свойство отражено в методике.

3) Оценочная валидность выражает степень корреляции (соответствия) между показателями, полученными испытуемыми по данному методу, и оценками измерительного свойства со стороны экспертов. Например, при валидации (проверке теста на валидность) тестов оценки умственных способностей школьников в качестве экспертов обычно выступают учителя.

4) Внешняя валидность означает, что впечатление, которое создается у неспециалистов при знакомстве со стимульным материалом и сугубо внешней стороной тестирования, соответствует заявленному содержанию метода.

Эффективная методика может быть создана, если она прошла все этапы валидации, то есть когда приняты меры для придания ей как содержательной валидности (см. общее значение понятия валидности выше), так и практической.

2. Требование надежности

Требование надежности - прежде всего требование внутренней согласованности частей методики и воспроизводимости результатов при повторном исследовании. "Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного метода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства".

О высокой надежности метода говорят в том случае, когда метод точно измеряет то свойство, для измерения которого он предназначен. В качестве критериев точности можно отметить следующие:

1) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым в одних и тех же условиях через определенный интервал времени результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой.

2) Действия случайных посторонних факторов не оказывают существенного влияния на результаты тестирования.

В качестве посторонних факторов можно назвать следующие: эмоциональное состояние и утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, температура, освещенность помещения и др. Такие посторонние случайные факторы еще называют факторами нестабильности измерительной процедуры.

3) При повторном применении метода к тем же самым испытуемым через определенный интервал времени в измененных условиях результаты обоих тестирований существенно не различаются между собой. Под измененными имеется в виду следующие условия: другой экспериментатор, состояние респондента и др.

Существуют различные методы оценки надежности:

Ретестовый метод - повторное тестирование выборки испытуемых одним и тем же тестом через определенный интервал времени при одних и тех же условиях. Временной интервал зависит от возраста (например, у маленьких детей изменения могут произойти в течение одного месяца), а также событий, происходящих с испытуемым в жизни.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами двух тестирований. Полученная высокая корреляция может быть результатом тренированности испытуемого на заданиях подобного типа; низкая корреляция может быть результатом происшедших изменений с испытуемым, а также может свидетельствовать о ненадежности теста.

Надежность взаимозаменяемых форм - повторное тестирование выборки испытуемых параллельной формой теста через минимальный интервал времени при одних и тех же условиях.

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя параллельными формами теста. Высокий коэффициент корреляции и большой интервал между двумя испытаниями свидетельствуют о высокой надежности теста.

Возможный обман со стороны испытуемого, его искушенность, события, происшедшие в интервале между тестированиями, не оказывают особого влияния (как в ретестовом методе) на степень надежности теста. Если фактор тренировки снижен при тестировании параллельными формами, то эффект переноса принципа заданий часто имеет место. Эффект переноса следует учитывать при построении параллельных форм.

Требования к построению параллельных форм:

1. параллельные формы должны быть независимо построенными тестами, но отвечать одним и тем же требованиям;

3. эквивалентность параллельных форм необходимо проверять ретестовым методом.

Метод расщепления состоит в том, что тест разбивают на две сопоставимые части. Респондент выполняет задания этих двух частей в течение одного сеанса с получением двух результатов (например, тест Равена содержит две части: четные и нечетные задания).

За индекс надежности принимается коэффициент корреляции между результатами тестирования двумя этими частями. Он называется коэффициентом внутренней согласованности теста.

Валидность и надежность. Тест может быть надежен, но не валиден. Это означает, что он измеряет какое-то свойство очень точно, но какое именно - остается под вопросом. В такой ситуации необходима более точная валидизация теста, как содержательная, так и практическая.

3. Дискриминативность

Дискриминативность - это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно ""максимального" и "минимального" результатов теста. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном (прямоугольном) распределении показателей (d=1).

Точность информации измеряется тем, насколько дробной шкалой являются применяемые метрики, или, другими словами, насколько чувствителен инструмент. Таким образом, это степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Конечно, каждый исследователь должен стремиться получить наиболее точные данные. Однако создание инструмента, обладающего нужной степенью точности, в ряде случаев достаточно трудное дело. Всегда необходимо решить, какая мера точности является допустимой. При определении этой меры исследователь пользуется всем арсеналом теоретических представлений об объекте.

При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций, а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать 3 (или пять) градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Подобно этому, шкалы ранжирования редко содержат более девяти градаций. Это означает, что испытуемые разбиваются в лучшем случае на девять групп.

4. Достоверность теста

психика психологическая диагностика психометрия

Особой разновидностью валидности является достоверность, которая требует специальных усилий и процедур по ее обеспечению. Речь идет о сознательных или бессознательных искажениях, которые вносит 6 тестовые результаты сам испытуемый, руководствуясь в ходе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему в реальном поведении.

Способность теста защищать информацию от мотивационных искажений испытуемого и есть достоверность теста. Особенно остро эта проблема стоит в случае тестов-опросников, которые допускают больше свободы в выборе испытуемым любого варианта ответа.

Типичный прием обеспечения достоверности - наличие в тест-опросниках шкал лжи. Шкала лжи - это шкала, состоящая из вопросов, касающихся незначительных проступков, которые совершаются большинством людей. Эти шкалы основываются главным образом на феномене социальной желательности - стремлении испытуемых давать в ходе тестирования социально одобряемую информацию.

Если испытуемый набрал по шкале лжи балл выше критического, то его протокол объявляется недостоверным и ему предлагается либо выполнить данный тест еще раз, будучи более откровенным, либо выполнить другой тест. Многие более специфичные "ловушки", направленные на измерение достоверности, часто входят как компонент в структуру конкретного теста.

Достоверность тестирования тесно связана со степенью доверительности общения с психологом. Здесь принято различать две диагностические ситуации: консультативную (ситуация клиента) и аттестационную (ситуация экспертизы). В первом случае испытуемый участвует в тестировании на добровольной основе и сам заинтересован получить рекомендации по результатам тестирования (например, в профконсультации). Во втором случае тестирование проводится по инициативе педагога или администрации, психолога, родителей, т.е. других лиц, и эти другие больше заинтересованы в результатах, чем сам испытуемый.

Понятно, что в аттестационной ситуации вопрос о достоверности особенно актуален. И опросники, не снабженные шкалами лжи, использовать в таких ситуациях бесполезно. Наоборот, в ситуации клиента могут быть использованы методики, на которые испытуемый заведомо будет отвечать некорректно в ситуации экспертизы.

Заключение

Целью данного реферата было рассмотреть общее понятие о дифференциальной психометрии и областях ее применения.

В соответствии с поставленным целям в реферате были исследованы: сущность дифференциальной психометрии, области ее применения, а также психометрические требования, такие как надежность и валидность качества исследований.

Были сделаны следующие выводы:

1. Дифференциальная психометрия – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.

2. Дифференциальная психометрия, как особое направление психометрии, возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательно оформилась в конце 20-х – начале 30-х гг. нашего века.

3. Основными направлениями дифференциальной психометрии являются: общая теория измерения психологических феноменов, конструирование на ее основе средств измерения, их психометрическая адаптация к новым условиям пользования, а в связи с этим анализ задач тестовых, обеспечение их валидности, надежности и дискриминативности.

Как видно из обсуждения проблемы, все вышеперечисленные требований к методикам взаимосвязаны. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем, данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. В психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения могло играть определенную роль и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях.

Список использованной литературы

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463

4. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.

Размещено на


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Психометрия позволяет развить человеку потрясающую проницательность! По сути, с этой способностью можно узнать обо всем. Узнайте подробнее о ней здесь!

Что такое психометрия?

Изучая феномен времени, ученые вывели определенный закон ускорения. Он гласит о том, что время постоянно ускоряется. К примеру, жизненный уклад во времена Римской империи был совершенно другим, нежели в XVII веке. И точно также сейчас люди живут намного быстрее, чем в XVII веке.

Также это называют повышением уровня частотности пространства: на каком-то глубинном уровне оно меняется, становится «быстрее». И вместе с повышением частоты начинает проявляться все больше разных экстрасенсорных способностей.

Одна из них называется «психометрией», и данная способность может значительно изменить жизнь человека и устройство всего общества в ближайшем будущем.

Как известно, все обладает памятью. Исследования японских ученых показали, что даже вода имеет память и запоминает все, что произошло или было произнесено около нее. Также и другие вещи, начиная от пуговицы и заканчивая зданием или географическим местом, несут в себе информацию.

Психометрия является одной из форм ясновидения

Прикасаясь к вещам, связанным с неким местом, человеком или событием, психометр (человек с развитой способностью психометрии) открывает энергетические записи происходивших событий и видит образы прошлого, связанного с данным предметом.

Во время проведения сеанса психометрии устанавливается информационная связь между психометром и материальным предметом, содержащим астральные записи: они заключают в себе образы прошлых событий.

Все знания во Вселенной содержатся в особом информационном поле, которое находится вне времени и пространства, то есть везде.

Человек с помощью психометрии подключается к полю и «загружает» в себя информацию, связанную с конкретным предметом или географическим местом.

Вещь может быть любая: камень, ткань, письмо или зеркало. При помощи такого объекта экстрасенс строит психический контакт с заложенными в нем знаниями и может различные события прошлого.

Какие возможности открываются с психометрией?

Человек, который обладает ею, способен на очень многое! Область применения психометрии весьма обширна:

  • криминалистика¹.

С помощью этой способности всегда можно увидеть след преступника по образцу следа или кусочку одежды. Таким образом можно подключиться к ауре разыскиваемого – любой организм, оставляет за собой индивидуальный астральный след.

Следует сказать, что с опытом работы в этой сфере психометрия может проявляться неосознанно. Опытные следователи подтвердят, как им удается увидеть след, дополнительное доказательство, увидеть в простом предмете гораздо больше, чем в нем есть с первого взгляда. Обычно людьми это воспринимается как определённого вида сноровка;

  • экспертиза произведений искусства.

С помощью этой сверхспособности можно легко анализировать и получать информацию о тех или иных произведениях искусства, легко определять истинную стоимость, стать мастером своего дела;

Психометрия позволяет изучать историю такой, какой она была на самом деле, избежать заблуждений в науке, знать, как действительно происходили события.

По антикварным предметам древности можно восстанавливать образы событий прошлого.

Также эта экстрасенсорная способность позволяет делать новые открытия, находить древние города и другие археологические свидетельства, сокрытые в земле.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Криминалистика - прикладная юридическая наука, исследующая закономерности приготовления, совершения и раскрытия преступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств (Википедия).

² Ясновидение - тип экстрасенсорного восприятия, способность человека получать информацию помимо русел восприятия, известных науке и определяемых современными научными средствами, в том числе сведения о событиях прошлого и будущего (

Психометрия – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений.

Понятие психометрия было введено в 1734 г. Христианом Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии. Одним из первых измерений в психологии было измерение времени реакции. Поэтому первоначально под психометрией понималось измерение временных характеристик психических процессов.

Впоследствии, по мере развития психологического эксперимента, строящегося по образцу и подобию естественных наук, к психометрии начинают относить все то, что связано с количественным определением психических явлений. При таком понимании, весьма распространенном и сегодня, психометрия включает в себя весь спектр психологических измерений – от психофизических до личностных.

Создание любого психологического инструмента измерения требует соблюдения определенных требований. Эти требования касаются точности, достоверности и адекватности методики измерения, сопоставимости получаемых с ее помощью результатов. Соответствие этим требованиям устанавливается путем применения специальных математико-статистических процедур. Совершенствование математико-статистического аппарата, его разработка, в свою очередь, прежде всего, связаны с конструированием психологических тестов. Подтверждением сказанного является то, что ряд современных статистических методов созданы в ходе решения психологических задач. Психометрия, таким образом, получает преимущественное развитие в психологическом тестировании, поэтому неудивительно, что в некоторых работах они отождествляются. Таким образом, во многом благодаря развитию тестирования, в 20–30-е гг. формируется особая область психометрии, которая имеет дело с индивидуальными психологическими различиями, – психометрия дифференциальная.

1. Время простых и сложных зрительно-моторных и аудиомоторных реакций

Возникновение и динамика ощущений подчинены ряду закономерностей (адаптации, сенсибилизации, компенсации, последействию), которые обусловлены изменением чувствительности соответствующего анализатора. Вследствие этого именно чувствительность является одной из основных его характеристик. Сенсорная чувствительность определяется как способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Чувствительность сенсорной системы определяется абсолютными порогами восприятия, а также лабильностью (подвижностью) процессов, которые обуславливают его дифференциальные пороги.

Для определения лабильности процессов, протекающих в зрительном анализаторе, наиболее часто используются методы определения критических частот световых мельканий – критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ) и критической частоты различения световых мельканий (КЧРМ). В основе методик определения критических частот лежит способность глаза воспринимать низкочастотные периодические прерывания светового раздражителя.

Методика КЧСМ состоит в определении той частоты световых мельканий, при которой они слипаются и субъективно воспринимаются как равномерное непрерывное свечение, а КЧРМ, напротив, при которой непрерывное свечение переходит в световые мелькания. Минимальная частота вспышек в секунду, при которой наступает слияние (различение) мельканий, и называется критической частотой световых мельканий.

Многочисленные сведения указывают на то, что значение КЧСМ (КЧРМ) в основном определяются подвижностью нервных процессов в корковом отделе зрительного анализатора (Э.А. Голубева, 1980). На это указывают, в частности, результаты, полученные при одновременной регистрации электрофизиологических реакций в различных участках зрительной системы в ответ на ритмические световые раздражители. Показано, что в то время, как электрическая активность во всех подкорковых звеньях анализатора следует за ритмом светового раздражения (в виде так называемых навязанных ритмов) вплоть до частоты 100 Гц, ответы зрительнной коры точно повторяют частоту световых вспышек лишь до частот 40–50 Гц. Лимитирующим фактором при этом оказывается скорость возникновения и прекращения нервных процессов в неокортикальных структурах. Чем больше таких циклов в единицу времени могут воспроизвести нервные структуры коры, воспринимающие зрительную информацию, тем выше лабильность зрительного анализатора и показатели критической частоты световых мельканий.

Экспериментально показано, что КЧСМ (КЧРМ), измеряемая количеством световых мельканий в секунду (КЧРМ), секунду, изменяется у человека в пределах от 14 до 70 Гц, отражая индивидуальные особенности нервных процессов мозга и текущее функциональное состояние ЦНС.

Критическую частоту слияния световых мельканий определяют методом подъема, а различения – методом спуска. В первом случае исходная частота световых мельканий, предъявляемых человеку, составляет 1–2 Гц и плавно нарастает. Во втором случае исходная частота мельканий составляет 60–80 Гц и плавно снижается. Экспериментально показано, что при повторных измерениях критической частоты световых мельканий метод спуска дает несколько меньший разброс значений, чем метод подъема.

Для измерения критической частоты световых мельканий используют приборы, состоящие из генератора импульсов, регулятора их частоты и тубуса с вмонтированным источником света (например, светодиодом). Поскольку среднеквадратичное отклонение критической частоты световых мельканий от их средних значений, как правило, не превышают в норме 0,2 Гц, а единичные отклонения редко превышают 0,8–1,5 Гц, к измерительной аппаратуре предъявляются довольно высокие требования. Приборы для измерения критической частоты световых мельканий должны позволять регистрировать этот показатель с точностью не менее 0,1–0,2 Гц.

В общем случае методика регистрации КЧСМ состоит в следующем. Обследуемому предъявляются световые мелькания частотой несколько колебаний в секунду (1–5 Гц). Автоматически эта частота постепенно повышается с шагом по частоте 0,1–0., 2 Гц. Момент, когда отдельные световые мелькания сливаются в сплошной ровный свет, обследуемый фиксирует либо соответствующей репликой (например, «слитно»), либо нажатием на соответствующую кнопку. Точность измерения в последнем случае выше.

При определении КЧРМ исходная частота световых мельканий составляет 60–80 Гц. Автоматически она постепенно снижается, и обследуемый должен зафиксировать момент, когда непрерывное свечение сменяется пульсирующим.

Для минимизации ошибки измерения процедуру определения КЧСМ (КЧРМ) повторяют, как правило, не менее 5 раз, хотя некоторые авторы рекомендуют делать повторные измерения не менее 10 раз (Е.П. Ильин, 1981). Затем вычисляют среднее значение и среднеквадратичное отклонение и рассчитывают показатель лабильности. Показателем лабильности зрительной системы является разность между средними арифметическими значениями КЧСМ и КЧРМ.

Экспериментальные исследований показали, что лабильность нервной системы, оцениваемая по критической частоте световых мельканий, коррелирует с особенностями целого ряда психических процессов, успешностью спортивной и профессиональной деятельности человека. В частности, установлена положительная связь лабильности нервной системы со скоростью психических процессов в вероятностной среде (В.М. Русалов, 1979), а также со скоростными характеристиками психической активности (Э.А. Голубева, 1980).


Лабильность Мужчины Женщины
Низкая 17,89 – 35,24 Гц 11,79 – 34,95 Гц
Промежуточная в сторону низкой 35,25 – 37,97 Гц 34,96 – 37,80 Гц
Средняя 37,98 – 40,78 Гц 37,81–40,62Гц
Промежуточная в сторону высокой 40,79 – 44,64 Гц 0,63 – 43,42 Гц
Высокая 44,65 – 62,50 Гц 43,42 – 62,00 Гц

Одним из важнейших показателей функционального состояния центральной нервной системы и, в частности, ее анализаторной функции является определение характеристик функциональной подвижности зрительного анализатора. Значимость этого показателя особенно возрастает в связи с тем, что динамика характеристик лабильности зрительного анализатора может служить косвенным критерием инертности психических процессов и связана прямо пропорциональной зависимостью с силой нервной системы. Вследствие этого описываемый феномен является особенно важным применительно к больным с пограничными формами психических расстройств, поскольку инертность психических процессов всегда служит одним из инициальных признаков патологии психической деятельности. Наряду с этим привлекает относительная простота обнаружения и неспецифичность этого феномена, проявляющиеся в выраженном снижении функциональной лабильности зрительного анализатора у больных с начальными симптомами невротических расстройств. Большинство исследователей этой функции исходят из фундаментальных концепций Н.Е. Введенского о парабиотическом процессе как общей реакции живого субстрата на внешний раздражитель и общности нервной регуляции в организме, основой которой является лабильность нервных центров.


Таблица 1. Изменения психофизиологических характеристик при невротических расстройствах (% относительно средней нормы)

Психофизические показатели Невротические расстройства
депрессивный невроз неврастения
преобладание астении и гипостении преобладание гиперстении и аффективной неустойчивости
Сенсомоторная активность
Латентный период простой слухомоторной реакции (ЛП ПСМР) +44,80 +63,32 -22,01
Латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛП ПЗМР) +27,88 +49,41 -31,56
Латентный период зрительно-моторной реакции выбора (ЛП ЗМРВ) +61,49 +73,37 -42,09
Координаторная функция
Статический тремор (количество касаний) ТС +79,64 +126,15 +66,07
Динамический тремор (количество касаний) ТД +92,11 +139,06 +72,26
Внимание
Тест корректурной пробы (КП) -76,65 -80,84 -44,31

Оценка чувствительности слуховой системы проводится по частотно-пороговым кривым, которые характеризуют способность человека воспринимать звуковые волны разной частоты. Для построения частотно-пороговой кривой измеряются те интенсивности звуков разной частоты, при которых человек начинает их слышать. Вследствие этого частотно-пороговые кривые обычно обозначают как кривые «слышимости».

Психометри́я (психометрика) - дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом психодиагностики [ ] . В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно:

  1. создание инструментов и построение процедур измерения;
  2. развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Те, кто занимаются психометрией, могут быть как клиническими психологами, так и специалистами в области развития или HR. В любом случае, конкретной, отдельной квалификации по психометрии не требуется. В США преподавание психометрии ведётся на уровне бакалавриата, магистратуры и докторантуры.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Большая часть ранних исследований в области психометрии была основана на стремлении измерить интеллект. Фрэнсис Гальтон , известный как «отец психометрии», включил ментальные измерения в антропометрические данные. Зарождение психометрии также связано с психофизикой . Два других начинателя психометрии Джеймс Маккин Кеттел и Чарльз Спирмен получили докторские звания в Лейпцигской лаборатории психофизики Вильгельма Вундта .

    Карл Пирсон , Генри Кайзер, Джордж Раш , Джонсон О’Коннор , Фредерик Лорд , Ледьярд Тюкер, Артур Дженсен также внесли большой вклад в развитие психометрии.

    Область психометрии

    Область психометрии связана с количественным подходом к анализу тестовых данных. Психометрическая теория обеспечивает исследователей и психологов математическими моделями, используемыми при анализе ответов на отдельные задания или пункты тестов, тесты в целом и наборы тестов. Прикладная психометрия занимается применением этих моделей и аналитических процедур к конкретным тестовым данным. Четырьмя областями психометрического анализа являются нормирование и приравнивание, оценка надежности , оценка валидности и анализ заданий. Каждая из этих областей содержит набор определенных теоретических положений и конкретные процедуры, используемые при оценке качества работы теста в каждом отдельном случае.

    Определение понятия «измерение» в социальных науках

    Определение измерения в социальных науках имеет долгую историю. В настоящее время широкое определение, предложенное Стэнли Смит Стивенсом (1946), гласит, что измерение «приписывание чисел объектам или событиям по некоторому правилу». Это определение было представлено в работе, в которой Стивенс предложил четыре уровня измерения. Хотя это определение имеет широкое распространение, оно отличается от более классического определения измерения, принятого в физике, которое гласит, что измерение - это численная оценка и выражение одной величины по отношению к другой (Мишель, 1997).

    Действительно, определение Стивенса было выдвинуто в ответ Британскому Комитету Фергюсона, председатель которого, А. Фергюсон, был физиком. Комитет был назначен в 1932 году Британской ассоциацией для содействия развитию науки в исследовании возможности количественной оценки сенсорных восприятий. Хотя её председатель и другие члены были физиками, комитет также включал нескольких психологов. Доклад Комитета подчеркнул важность определения измерения. В то время, как ответ Стивенса заключался в том, чтобы предложить новое определение, которое окажет значительное влияние на эту область, это был не единственный ответ на доклад. Другой, кардинально отличающийся, ответ призывал принять классическое определение, как это отражено в следующем заявление: "Измерение в психологии и физике ни в каком смысле не различны. Физики могут проводить измерения тогда, когда они могут найти операции, с помощью которых можно обнаружить необходимый критерий. Психологи могут не беспокоиться о таинственных различиях в значении «измерения» в двух науках ". (Риз, 1943, стр. 49)

    Эти различные точки зрения отражены в альтернативных подходах к измерению. Например, методы, основанные на ковариационной матрице, как правило, используют числа, такие как сырые баллы, как измерение. Такой подход неявно влечет за собой определение Стивенса, которое требует только то, что номера присваиваются по некоторому правилу. Таким образом, основной задачей исследований, как правило, считается открытие связей между показателями, и факторов, положенных в основу этих связей.

    С другой стороны, когда используется измерительная модель такая, как модель Раша, номера не присваиваются на основе правил. Вместо этого, в соответствии с заявлением Риз выше, конкретные критерии для измерения указаны, а цель состоит в построении процедур или операций, которые предоставляют данные, отвечающие соответствующим критериям. Измерения оцениваются на основе моделей, и испытания проводятся для того, чтобы удостовериться в том, были ли выполнены соответствующие критерии.

    Нормирование тестов

    Нормирование тестов - составная часть их стандартизации, обычно включает проведение обследования репрезентативной выборки лиц, определение различных уровней выполнения тестов и перевод сырых тестовых оценок в общую систему показателей. Тесты иногда приравнивают, когда существуют различные формы того же самого теста. Приравнивание приводит оценки по всем формам к общей шкале.

    Существуют 4 основные стратегии приравнивания. Первый метод предполагает проведение каждой формы теста на эквивалентной (например, случайной отобранной) группе респондентов, а затем оценки по этим различным формам устанавливаются т. о., чтобы равные оценки имели равные процентильные ранги (та же самая пропорция респондентов получает ту же или более низкую оценку). При более точном методе все респонденты заполняют все формы теста, и для определения эквивалентности показателей используются уравнения. Третий часто используемый метод связан с проведением общего теста или части теста со всеми респондентами. Эта общая оценочная процедура служит в качестве «связывающего» теста, который позволяет все последующие измерения привязывать к единой шкале. При проведении обследования с использованием различных форм одного и того же теста в каждую включаются несколько «анкерных заданий», выполняющих функцию такого «связывающего» теста.

    Требования к тестированию

    Надежность и валидность имеют отношение к обобщаемости показателей тестов - определению того, какие выводы по тестовым показателям являются обоснованными. Надежность касается выводов о согласованности измерения. Согласованность определяется по-разному: как временная устойчивость, как сходство между предположительно эквивалентными тестами, как однородность в рамках одного теста или как сравнимость оценок, выносимых экспертами. При использовании метода «тест-ретест» надежность теста устанавливается путём повторного его проведения с той же группой спустя определенный промежуток времени. Затем два полученных набора показателей сравниваются с целью определения степени сходства между ними. При использовании метода взаимозаменяемых форм, на выборке обследуемых проводятся два параллельных измерения. Привлечение экспертов («оценщиков») к оценке качества параллельных форм теста дает меру надежности, наз. надежностью оценщиков. Этот метод часто применяют, когда есть необходимость в экспертной оценке.

    Валидность характеризует качество выводов, получаемых на основе результатов проведения измерительной процедуры.

    Валидность рассматривается как способность теста отвечать поставленным целям и обосновывать адекватность решений, принятых на основе результата. Недостаточно валидный тест не может считаться инструментом измерения и использоваться на практике, поскольку зачастую полученный результат может серьёзно влиять на будущее тестируемого.

    Выделяется три вида валидности тестов.

    Конструктная (концептуальная) валидность . Её требуется определить, если тест измеряет свойство, имеющее абстрактный характер, то есть не поддающееся прямому измерению. В таких случаях необходимо создание концептуальной модели, которая бы объясняла данное свойство. Эту модель и подверждает или опровергает тест.

    Критериальная (эмпирическая) валидность . Показывает, насколько соотносятся результаты теста с неким внешним критерием. Эмпирическая валидность существует в двух видах: текущая критериальная валидность - корреляция результатов теста с выбранным критерием, существующим в настоящее время; прогностическая критериальная валидность - корреляция результатов с критерием, который появится в будущем. Определяет, насколько тест предсказывает проявление измеряемого качества в будущем, учитывая влияние внешних факторов и собственной деятельности тестируемого.

    Содержательная валидность . Определяет, насколько соответствует тест его предметной области, то есть измеряет ли он качество, для измерения которого предназначен, у репрезентативной выборки. Чтобы поддержать содержательную валидность теста, необходимы его регулярные проверки на соответствие, так как реальная картина проявления определённого качества может меняться у выборки с течением времени. Оценка содержательной валидности должна произвдится экспертом в предметной области теста.

    Процесс валидизации теста должен представлять собой не сбор доказательств его валидности, а комплекс мер по повышению этой валидности.

    Большинство процедур анализа заданий предполагают: а) регистрацию числа испытуемых, давших правильный или неправильный ответ на определенное задание; б) корреляцию отдельных заданий с др. переменными; в) проверку заданий на систематическую ошибку (или «необъективность»). Долю испытуемых, справившихся с заданием теста, наз., возможно не вполне точно, трудностью задания. Способ улучшить задания - подсчитать процент выбора каждого варианта ответа на задание с множественным выбором; полезно также вычислить средний тестовый показатель испытуемых, выбравших каждый вариант. Эти процедуры позволяют контролировать, чтобы варианты ответов выглядели правдоподобными для неподготовленных испытуемых, но не казались правильными наиболее знающим. Отбор заданий, которые сильно коррелируют с показателем полного теста, максимизирует надежность как внутреннюю согласованность теста, тогда как отбор заданий, которые сильно коррелируют с внешним критерием, максимизирует его прогностическую валидность. Описательная аналоговая модель этих корреляций называется характеристической кривой задания ; в типичных случаях - это график зависимости доли испытуемых, правильно отвечающих на вопрос, от их суммарного тестового показателя. Для эффективных заданий эти графики представляют собой положительные восходящие кривые, не снижающиеся по мере прироста способности.

    Современный

    Гуманитарный

    Университет

    Дистанционноеобразование

    Рабочий учебник

    Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________

    Факультет ____________________________________________________________________

    Номер контракта ______________________________________________________________

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    ПСИХОМЕТРИЯ: МЕТОДЫ ОДНОМЕРНОГО И МНОГОМЕРНОГО ШКАЛИРОВАНИЯ

    МОСКВА 1999

    Разработано А.В.Мощенко, докт. психол. наук

    КУРС: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

    Юнита 1. Общая характеристика психологического исследова ния Юнита 2. Процедуры получения и описания эмпирических данн ых Юнита 3. Метод наблюдения в психологической практике Юнита 4. Стандартные способы обработки и представления да нных

    Юнита 5. Психометрия: методы одномерного и многомерного шкалирования

    Юнита 6. Корреляционные исследования и квазиэксперимента льные планы

    Юнита 7. Эксперимент: внутренняя и внешняя валидность Юнита 8. Психодиагностика: виды надежности и валидности пр оцедур

    Рассматриваются теория и практика психологических измерений, типы измерительных шкал, виды многомерного статистического а нализа, подбор и адаптация психологических методик.

    Для студентов Современного Гуманитарного Университета

    Юнита соответствует образовательной профессиональной п рограмме ¹1

    ___________________________________________________________________________________

    (С) , 1999

    Современный Гуманитарный Университет

    стр. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

    1. Типы измерительных шкал и их описание. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.1. Теория психологических измерений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 1.2. Номинальная измерительная шкала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14 1.3. Порядковая измерительная шкала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 1.4. Интервальная измерительная шкала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 1.5. Измерительная шкала отношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 1.6. Практика психологических измерений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

    2. Виды многомерного статистического анализа. . . . . . . . . . . . . . . . 35 2.1. Многомерное шкалирование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 2.2. Факторный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40 2.3. Применение факторного и кластерного анализов. . . . . . . . . . . . . 42 2.4. Дисперсионный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 2.5. Регрессионный анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 2.6. Достоверность различий средних величин. . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

    3. Подбор и адаптация психологических методик. . . . . . . . . . . . . . . 47 3.1. Требования к структуре и содержанию методик. . . . . . . . . . . . . . . 47 3.2. Применение измерений в тестировании. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 3.3. Алгоритм подбора и адаптации методик. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 3.4. Проверка распределения признака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60 3.5. Стандартизация показателей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

    ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 ТРЕНИНГ УМЕНИЙ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 ГЛОССАРИЙ*

    * Глоссарий расположен в середине учебного пособия и пред назначен для самостоятельного заучивания новых понятий.

    Современный Гуманитарный Университет

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Типы измерительных шкал и их описание. Теория психологических измерений. Номинальная измерительная шкала. Порядковая и змерительная шкала. Интервальная измерительная шкала. Измерительная ш кала отношений. Практика психологических измерений.

    Виды многомерного статистического анализа. Многомерное шкалирование. Факторный анализ. Применение факторного и к ластерного анализов. Дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Дос товерность различий средних величин.

    Подбор и адаптация психологических методик. Требования к структуре и содержанию методик. Применение измерений в тестировании. Алгоритм подбора и адаптации методик. Проверка распределения приз нака. Стандартизация показателей.

    Современный Гуманитарный Университет

    ЛИТЕРАТУРА

    *1. Логвиненко А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.

    или *2. Крылов В.Ю. и др. Математические методы в современной психологии.

    Дополнительная

    *3. Паповян С.С. Математические методы в социальной психологии. М.,

    *4. Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. М., 1976.

    *5. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. Л., 1972.

    *6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике / Отв. ред. С.Б.Крымский. Киев, 1989.

    7. Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста: Учеб. пособие. СПб., 1996.

    *8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами мате матической статистики. М., 1998.

    9. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для вузов. М., 1998.

    *10. Парамей Г.В. Применение многомерного шкалирования в психологических исследованиях // Вестник Московского уни верситета. - Сер. 14, Психология. 1983. ¹ 2.

    __________________________________________________________________________________________________

    Примечание. Знаком (*) отмечены работы, использованные при составлении тематического обзора.

    Современный Гуманитарный Университет

    ПЕРЕЧЕНЬ УМЕНИЙ

    Алгоритм

    Построение

    порядковой шкалы методом

    балльных оценок

    исследования

    Выполнение расчетов медианы (Med)

    Получение оценки квартилей (Q1 и Q2)

    Построение порядковой шкалы

    корреляции

    1. Введение исходных данных в электронную

    между двумя

    порядковыми

    таблицу статистической системы “Stadia”

    Вхождение в меню и выбор метода

    исследования

    Вычисление

    коэффициента

    ранговой

    корреляции Спирмена (r)

    статистической

    значимости

    корреляции

    Современный Гуманитарный Университет

    ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

    1. ТИПЫ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ШКАЛ И ИХ ОПИСАНИЕ

    1.1. Теория психологических измерений

    À. Психометрические основы измерений.

    Психометрия (психометрика) - область психологической диагностики, обосновывающая требования к измерительным психодиагнос тическим методам, процедуры их разработки и применения, статистического анализа методик, адаптации их к новым условиям, интерпретации тес товых данных.

    Первоначально психометрия была направлена на измерения лишь временных характеристик психических процессов, затем об ласть измерений расширилась. Общая психометрия - раздел психометрии, направленный на решение задач измерения психологических характерист икстимула, в частности выявление общепсихологических (присущих всем людям) функциональных зависимостей между свойствами стимулов и субъективными реакциями. Понятие “стимул” здесь используется в широком смысле, как любой шкалируемый объект. Например, объективная прибавка веса г ирьки, положенной на руку, и порог субъективного ощущения увелич ения тяжести.

    Комплекс сведений о дифференциально-психологических из мерениях составляет предмет дифференциальной психометрии. В этой области психометрии числовые значения (ранги, баллы, шкальные оце нкии т. д.)

    приписываются не стимулам, а индивидам. Дифференциальная психометрия - раздел психометрии, направленный на анализ качественных

    è количественных индивидуальных различий по психическим свойствам, способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мыш ление и т.д.), характеристикам поведения, мотивам, эмоциональным особе нностям личности

    è äð.

    По отношению к психодиагностике и дифференциальной псих ологии психометрия выступает как методологическая дисциплина. В практическом аспекте психометрия служит обоснованием психометрическ их тестов, в которых наиболее ярко (по сравнению с другими методами пс иходиагностики) выражена направленность на количественную измерительну ю функцию теста. Знание психометрии дает необходимую критичность в поним ании ограниченности методик, в понимании тех допущений, которы е сделаны при разработке той или иной оценочной шкалы, теста, опросника, батареи тестов.

    Специфика измерения в психологии заключается в том, что здесь сама процедура измерения взаимодействует с объектом изм ерения, рождается в этом взаимодействии и зависит от его характеристик, меняясь вместе с ними. В физических измерениях объект измерения пассивен и не влияет на измерительный инструмент. Человек всегда активен и может применять такую тактику, которую психолог при разработке методики вовсе не предусматривал.

    При обследовании испытуемый может быть в ситуации клиента и в ситуации экспертизы. В первой ситуации он охотно идет на сотрудничество, старается выполнить инструкции как можно более точно, не имеет сознательных намерений приукрасить или фальсифицировать результаты. Во второй ситуации испытуемый старается выдержать экзамен, а для этого он осознанно контролирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть в максимально выигрышном свете. Поэтому в ситуации экспер тизы к

    диагностическому инструменту предъявляются более жесткие требования к

    ____________________________________________________________________________________________________

    * Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходи мо усвоить. Знание этих понятий будет проверяться при тестировании.

    Современный Гуманитарный Университет

    его репрезентативности и защищенности от фальсификации, что соответствует условиям применения психодиагностических методик в цел ях профессионального психологического отбора. В соответствии с этим необходимо соблюдение достаточно строгих правил для корректного применения теста на новой популяции или в новых целях. Психолог должен провести серию предварительных психометрических экспериментов, направленных на перепроверку надежности, валидности и репре зентативности методик, так как их применение без проверки приводит к серьезным диагностическим ошибкам, в том числе попыткам осуществления прогноза по результатам теста, не проверенного на прогностическую валидность и забывая, что в этом случае ставится только текущий диагно з.

    Диапазон действия теста, как правило, довольно узок и факт ически сводится к той популяции, на которой проведена эмпирико-статистическая разработка теста, обеспечивающая его надежность, валидно стъ, репрезентативность тестовых норм.

    В последнее время появляются и развиваются новые разделы психометрии, в частности теория и практика многомерных те стов, методы факторного, дисперсионного, регрессионного анализов и др. Их задачей является построение сложных субъективных шкал. Они позво ляют обнаружить скрытые закономерности, переменные и характеристики вну тренней структуры исследуемых психологических явлений.

    Б. Основные понятия теории измерений.

    Основными понятиями теории измерений являются: измерени е, индикатор, показатель, индекс, ряды распределения, измери тельная шкала.

    Измерение - приписывание, согласно определенным правилам, числовых значений объектам, их признакам в виде эмпиричес ких индикаторов и математических символов.

    Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта по его признакам, а также другим, недоступным прямому наблюдению и измерению, характеристикам.

    Показатель - обобщенные по заданным логическим и математическим правилам данные исследования, характеризующие изучаемо е явление (объект), которые используются для проверки гипотез, обоснования в ыводов исследования.

    Индекс - специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частотной гипотезы.

    Ряды распределения – ряды чисел, получаемые в результате группировки признаков.

    Атрибутивные ряды – это ряды распределения, отражающие результат группировки объектов по качественным признакам.

    Вариационные ряды – это ряды распределения, отражающие результат группировки объектов по количественным признакам.

    Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры экс перимента.

    Как самостоятельный метод, измерение служит для выявлени я индивидуальных различий поведения субъектов и отражения ими ок ружающего мира, а также для исследования адекватности отражения и структ уры индивидуального опыта.

    Измерение включается в контекст эксперимента как метод р егистрации состояния объекта исследования и, соответственно, измене ния этого состояния в ответ на экспериментальное воздействие.

    Существуют исследования, проводимые по плану временных п роб. Они,

    Современный Гуманитарный Университет

    как правило, сводятся лишь к измерениям особенностей пове дения испытуемых через различные промежутки времени. Время выс тупает в этом случае как единственная переменная, воздействующая на об ъект.

    Â чем же заключается суть психологического измерения? В п сихологии различают три основные процедуры психологического изме рения. Основанием для различения является объект измерения.

    Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от дру гого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личн ости. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или р азличия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых.

    Во-вторых, исследователь может использовать измерение ка кзадачу для испытуемого, в ходе выполнения которой последний измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: друг их людей, стимулы или предметы внешнего мира. Часто эта процедура о казывается

    измерением стимулов.

    Â -третьих, существует процедура так называемого совместн ого измерения стимулов и людей. При этом предполагается, что “стимулы” и “испытуемые” могут быть расположены на одной оси. Поведен ие испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.

    Внешне процедура психологического измерения ничем не от личается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в пс ихологической исследовательской практике “измерение” и “эксперимент” часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического экс перимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результа том психологического измерения является всего лишь отнесен ие испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точк е шкалы или пространству признаков.

    Â строгом смысле слова психологическим измерением можно назвать лишь измерение поведения испытуемых, то есть измерение в первом значении этого понятия.

    Психологическое измерение стимулов является задачей, ко торую выполняет не экспериментатор, а испытуемый в ходе обычног о психологического или психофизического эксперимента. В этом случае измерение используется только как методический прием наряду с друг ими методами психологического исследования; испытуемый же выполняет роль “измерительного прибора”. Поскольку результаты таких из мерений интерпретируются на основе той же модели измерений, а обр абатываются с применением тех же математических процедур, что и результ аты измерения поведения испытуемых, в психологии принято употреблять п онятие “психологическое измерение” в двух различных смыслах.

    Â настоящее время под измерением понимается конструиров ание любой функции, которая отображает эмпирическую структуру в символическую структуру. Это может быть любая структура, с помощью которой можно измерить характеристики объектов, заменив их другими, бол ее удобными в обращении (в том числе - числами).

    Основой психологических измерений является математическая теория измерений - раздел математической психологии, интенсивно развивающийся параллельно и в тесном взаимодействии с развитием процед ур психологического измерения (психометрией).

    С математической точки зрения измерением называется опе рация установления взаимно однозначного соответствия множест ва объектов и символов (как частный случай - чисел). Символы (числа) прип исываются

    Современный Гуманитарный Университет

    вещам по определенным правилам. Правила, на основании кот орых числа приписываются объектам, определяют вид шкалы измерения. Числовая система является множеством элементов с реализованными в нем отношениями и служит моделью для множества измеряемых об ъектов.

    Различают несколько типов таких систем и соответственно несколько типов шкал. Способы измерения объектов задают тип шкалы. Ш кала в свою очередь характеризуется видом преобразований, которые м огут быть отнесены к результатам измерения. Если не соблюдать это правило, то структура шкалы нарушится, а данные измерения нельзя будет осмысленно инт ерпретировать.

    Измерительная шкала - основное понятие, введенное в психо логию в 1950 г. С. Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня используетс я в научной литературе.

    Измерительная шкала (лат. scala - лестница) - основной инструмент психологического измерения, который в качестве эталона с лужит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующи х исследователя.

    Ï. Суппес и Дж. Зиппес дали классическое определение шкалы: “Пусть

    À - эмпирическая система с отношениями (ЭСО), К - числовая с истема с отношениями (ЧСО), Г- функция, которая отображает А в подсистему К. Назовем шкалой упорядоченную тройку А; К; Г”.

    Обычно в качестве числовой системы К выбирается система действительных чисел или ее подсистема. Множество А - это совокупность измеряемых объектов с системой отношений, определенной н а этом множестве. Отображение Г- правило, приписывающее каждому объекту определенное число.

    В настоящее время определение Суппеса и Зиппеса уточнено. Вопервых, в определение шкалы вводится О - группа допустимы х преобразований. Во-вторых, множество А понимается не только к ак числовая система, но и как любая формальная знаковая система, котор ая может быть поставлена в отношение с эмпирической системой. Таким обр азом, шкала - это четверка А; К; Г; О. Согласно современным представлениям, внутренней характеристикой шкалы выступает именно группа допустим ых преобразований О, а Г является лишь привязкой шкалы к конкретной ситуации измерения.

    В. Нольмерное шкалирование.

    Во многих психологических исследованиях возникает зада ча определения единственного или специального значения психологическо й переменной, аналогично, например, задаче нахождения экстремума функц ии в математике. Такое специальное значение психологической переменной называется порогом. Впервые в психологии эта проблема была поставлена Э. Герб ертом как задача определения порога сознания - критической точки перехода от совершенно неосознанного до ясного сознания. Основной вк лад в создание процедур пороговых измерений был сделан Г. Фехнером (1860), ра зработавшим первые методы пороговых измерений. Последующее развитие экспериментальной психологии показало, что порог являет ся универсальной психологической характеристикой, и пороговые измерения получили широкое распространение, особенно в исследованиях познавательн ых процессов - восприятия, внимания, памяти.

    Â связи с их специфичностью пороговые методы обычно отдел яют от остальных методов шкалирования психологических перемен ных (Вудвортс, Шлоссберг, 1958; Торгерсон, 1958). Однако это основание, разделяющ ее психологические измерительные процедуры на пороговые м етоды и методы шкалирования, является чисто содержательным, поэтому оно менее существенно, чем формальное основание, которое объединяе т их вместе.

    Â терминах теории измерений определение порога есть нахо ждение

    Современный Гуманитарный Университет