18 основные закономерности развития психологии как науки. Краткая история развития психологии

ВВЕДЕНИЕ

История психологии раскрывает для нас пути поиска, находок, заблуждений и открытий, которые сделаны и задолго до признания психологии в качестве самостоятельной науки, и за последние почти полтора столетия ее развития как целостной системы научных знаний о психической жизни человека. История психологии является комплексной дисциплиной, синтезирующей знания из других отраслей психологии и позволяющей привести эти знания в систему. Она изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы и функций.

Так же в данной работе рассмотрим формирование психологии от направления,которое обусловило некоторую научность психологии в связи с введением метода объективного подхода(бихевиоризм),до диаметрально противоположному направления, где главная роль в психологии отводится личному опыту человека(гуманистический подход).

Современная психология - сложная, весьма разветвленная система наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований.

Основные задачи в работе проследим развитие психологии с древности до наших дней. Рассмотрим особенности современного этапа развития психологии и применение различных подходов для оказания психологической помощи.

Этапы развития психологии как науки

Психология и ее принципы прошли длительный путь развития. Изменился и предмет психологии, методы исследования психики(предмет изучения психологии).

Таблица 1. Этапы развития психологии как науки.

Определение предмета психологии

Характеристика этапа

Психология как наука о душе

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Психология как наука о сознании

Начинается в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой

Психология как наука о поведении

Начинается в XX в. Задача психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть (поведение, поступки, реакции человека). Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения

Первый этап (I).

В древности считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. Anima-душа, дух) .Его основой выступало убеждение в том, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. В дальнейшем анималистическое представление о душе уступило место гилозоизму (от греч. Hyle- вещество, материя и zoe-жизнь). У таких натурофилософов как Фалес, Анаксимен и Гераклит- душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, образующего первоначало мира (вода, воздух, огонь). Границы между живым, неживым и психическим не проводилось.

Все это рассматривалось как прохождение единой первичной материи(праматерии). Позже сложились две противоположные точки зрения на психику: материалистическая- Демокрита и идеалистическая Платона. Согласно Демокриту, душа-это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных и легких, и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Со смертью тела, как считал философ, умирает и душа. По мнению Платона, душа не имеет ничего общего с материей в отличие от последней идеальна. Душа- начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело-начало зримое, переходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему божественному происхождению душа привязана управлять телом. Платон является родоначальником дуализма в психологии, трактующего материальное и духовное, тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала.

Первая попытка систематизации знаний о психике была сделана Аристотелем, которого по праву считают основателем психологии. Заслуга Аристотеля состояла в том, что он первым постулировал функциональную взаимосвязь души (психики) и тела (организма). Сущность души, по Аристотелю,- реализация биологического существования организма. Значительный вклад в развитие представлений о естественнонаучной основе психологии внесли древнегреческие, древнеримские и древневосточные врачи.

В эпоху Средневековья значительных успехов достигла арабоязычная наука, ассимилировавшая культуру эллинов, народов Средней Азии, Индии и Китая.

Эпоха Возрождения привнесла новое миропонимание, в котором культивировался исследовательский подход к явлениям действительности. Создаётся обществе естествоиспытателей, активизируется интерес к психологии творчества, возрастает интерес к человеческой личности. Приоритетное значение в науке получает экспериментирование.

Второй этап.(II)

В XVII в. Были заложена методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души психология сознания основным источником знаний считает самонаблюдение за своим внутренним миром. Такой специфическое познание получило название метода интроспекции.

Становление психологический воззрений в этот период связано с деятельностью ряда ученых.Р. Декарт заложил основы детерминистской концепции(физические, поведенческие и ментальные события не являются случайными, а, скорее, обусловлены действием специфических причинных факторов) поведения и интроспективной концепции сознания(метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов).Д Локк исповедовал опытное происхождение всей структуры человеческого сознания. В самом же опыте Д. Локк выделил два источника: деятельность внешний органов чувств (внешний опыт) и внутреннюю деятельность ума, воспринимающего собственную работу (внутренний опыт). Данное положение Д. Локка стало отправным для развития интроспективной психологии. Г. Лейбниц ввел понятие бессознательной психики, полагая.что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий.

В XVIII в. Появилась ассоциативная теория, возникновение и развитие которой связано с именами Т. Гоббса и Д. Гартли.

Третий этап (III).

Важную роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условным рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, а также проведение экспериментальных исследований психики.

В начале XX в. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон предложил программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, не поддающееся наблюдению, было исключено из сферы бихевиоритстской психологии.

Четвертый этап(IV).

Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.

Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрений, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо сосем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.

Психология − и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX − начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» − душа, «logos» − наука, учение, то есть − «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение природы душевных явлений и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.

I этап − психология как наука о душе. Возникает в V веке до н.э. в связи с появлением трактата Аристотеля «О душе», считающегося первым психологическим трудом. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап − психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап − психология как наука о поведении. Возникает в XIX веке. Задача психологии − ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап − современный этап развития психологии (начиная с XX века по настоящее время). Психология сегодня – это наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Современная психология сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Таким образом, современная психология − это наука, изучающая явления и закономерности развития и механизмы функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объектом ее изучения является психика человека, а предметом − факты, закономерности, механизмы психики. При этом под психикой понимают свойство мозга отражать объективно и независимо от сознания существующую действительность, обеспечивающее целесообразность поведения и деятельности человека.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология и педагогика

Российской федерации.. федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отрасли психологии
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека

Отрасли психологии по развитию
Возрастная психологияисследует онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающегося человека, то есть изучает закономерности развития нормального здоро

Отрасли психологии по принципу отношения личности и общества
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах, то есть изучает социа

Методы исследования в психологии
Методы научных исследований − это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки п

Возникновение психологических знаний
Чтобы более четко представлять путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления. Первые представления о психике были связаны с анимизмом

До второй половины XX века
Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений − психологических лабор

Становление и современное состояние отечественной психологии
Основоположником отечественной научной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получаю

Развитие психики в филогенезе
Развитие психики – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в смебя отдельные моменты регресса) и вцелом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти и

Основные функции психики человека и формы ее проявления
Таким образом, психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции психика

Возникновение и развитие сознания
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем,

Природа человеческого сознания
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривают с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если псих

Психика, поведение и деятельность
Деятельность – специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого челове

Психика и мозг человека
Материальной основой психического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании специалистом психики человека и ее отдельных феноменов имеют з

Межполушарная асимметрия мозга
Головной мозг человека устроен асимметрично. Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие − левой. У подав

Уровни функционирования и свойства нервной системы человека
Нервная система человека в целом и ее отдельные части, отделы могут иметь три уровня функциональной активности: относительного физиологического покоя, возбуждения,

Внимание
Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание

Ощущения
Ощущение − простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон дей

Восприятие
В отличие от ощущений, итогом которых являются возникающие элементарные, простые чувства (например, холода, тепла, жажды, голода, тона, силы и высоты звука, тяжести и т.п.), в резул

Мышление
Мышление− психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях

Воображение
Воображение− это психический процесс создания новых образов, представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, путем перестройки представлений человека. Вооб

Интеллект
Интеллект − общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Понятие инт

Темы рефератов
1. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. 2. Значение ощущений в жизни человека. 3. Экстрасенсорные способности человека. 4. Законы и загадки

Биологическое, социальное и духовное в личности человека
Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения: «Вот это личность!

Теории личности
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального фактора в развитии личности человека. В понимании сущности вопроса имеются разные под

Подходы к изучению личности в отечественной психологии
В отечественной психологии подходы к пониманию личности и её развития связаны с именами ученых, которые занимались данной проблемой. Б.Г. Ананьев рассматривает человека, личность в

Направленность личности
Направленность личности − это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность вклю

Темперамент
В индивидуально-психологических различиях между людьми существенное место занимают динамические различия, которые составляют основу темперамента. Динамические особенности наиболее устойчивы

Характер
Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах.

Способности
Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям

Эмоционально-волевая сфера личности
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, к событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительно

Темы рефератов
1. Проблема нормы и патологии в развитии личности. 2. Проблема развития личности в работах зарубежных психологов. 3. Направленность личности и профессиональное сам

Психологическая характеристика общения
Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое

Виды и стили общения
Каждая личность выполняет множество функций, связанных с социальными ролями: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог и т.д.), семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т.д.), что и

Конфликты
Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группам

Стратегии разрешения конфликтных ситуаций
Люди неизбежно будут конфликтовать и не соглашаться друг с другом. Это, как повторял Карлсон, «дело житейское», но отнюдь не повод для ссор. Страстный спорщик Вольтер любил говорить

Темы рефератов
1. Вербальные и невербальные средства общения. 2. Роль руководителя в формировании психологического климата в коллективе. 3. Общение как фактор развития личности. 4. Конф

Библиографический список
Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. - М, 2001. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. – М., 1980. Ананьев Б.Г. Человек как предм

Психология личности
Биологическое, социальное и духовное в личности человека................................................................................100 Теории личности…………………………………………102 Подх

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

2. Место психологии в системе наук

Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой – выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными – с другой, социальными – с третьей. Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого занимаются и названные выше науки, но в других аспектах. Известно, что философия и ее составная часть – теория познания (гносеология) решает вопрос об отношении психики к окружающему миру и трактует психику как отражение мира, подчеркивая, что материя первична, а сознание вторично. Психология же выясняет ту роль, которую играет психика в деятельности человека и его развитии (рис. 1).

Согласно классификации наук академика А. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.

3. Основные психологические школы.

Психологическое направление – подход к изучению психики, психических явлений, обусловленный определенной теоретической базой (концепцией, парадигмой).

Психологическая школа – определенное течение в науке, основанное крупным ее представителем и продолженное его последователями.

Так в психодинамическом (психоаналитическом ) направлении существуют школы классическая З.Фрейда, школа К.Юнга, Лакана, психосинтезР.Ассаджиоли и т.д.

Психология деятельности – отечественное направление в психологии, не принимающее чисто биологические (рефлекторные) основы психики. С позиций этого направления человек развивается через интериоризацию (перехода внешнего во внутренний) общественно-исторического опыта в процессе деятельности – сложной динамической системы взаимодействия субъекта с миром (обществом). Деятельность личности (и сама личность) понимается здесь не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая, творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека. Это направление прежде всего связывается с деятельностью С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульхановой-Славской и А.В.Брушлинского.

Бихевиоризм – поведенческое направление, рассматривающее научение как ведущий механизм формирования психики, а среду как главный источник развития. Бихевиоризм сам распадается на два направления – рефлекторное (Дж.Уотсон и Б.Скиннер, сводившие психические проявления к навыкам и условным рефлексам) и социальное (А.Бандура и Дж.Роттер, изучавшие процесс социализации человека и учитывавшие определенные внутренние факторы – саморегуляцию, ожидания, значимость, оценка доступности и др.).

Когнитивная психология – рассматривает психику человека как систему механизмов, обеспечивающих построение субъективной картины мира, ее индивидуальной модели. Каждый человек строит (конструирует) свою реальность и на основе «конструктов» строит свои взаимоотношения с ней. Это направление отдает предпочтение изучению познавательных, интеллектуальных процессов и рассматривает человека как своеобразный компьютер. В той или иной степени свой вклад в него внесли Дж.Келли, Л.Фестингер, Ф.Хайдер, Р.Шенк и Р.Абельсон.

Гештальтпсихология – одно из холистических (целостных) направлений, рассматривающее организм и психику как целостную систему, взаимодействующую со средой. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия равновесия (гомеостаза), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и расслабления (разрядки). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности –гештальты (gestalt – форма, образ, конфигурация, целостная структура). Это направление пустило свои корни как в общей (В.Келлер, К.Коффка, М.Вертгеймер), социальной (К.Левин), так и психологии личности и психотерапии (Ф.Перлс).

Психодинамическое направление заложило основу целому ряду психологических школ. «Отцом» его является З.Фрейд, разработавший принципы классического психоанализа, а его ближайшие ученики и соратники впоследствии основали свои школы. Это К.Юнг – аналитическая психология,К.Хорни – неопсихоанализ, Р.Ассаджиоли – психосинтез, Э.Берн – транзактный анализ и др. Это направление рассматривает «вертикальное строение» психики – взаимодействие сознания с бессознательной ее частью и «сверхсознанием». Наибольший вклад это направление сделало в психологию личности, в мотивационные теории, а ее влияние можно проследить и в гуманистической, и в экзистенциальной психологии. Без этого направления сейчас невозможно представить современную психотерапию и психиатрию.

Гуманистическая психология – личностно-центрированное направление, рассматривающее человеческую жизнь как процесс самоактуализации, самореализации, максимального развития индивидуальности, внутреннего потенциала личности. Задача человека – найти свой, естественный для себя путь в жизни, понять и принять свою индивидуальность. На этой основе человек понимает и принимает и других людей и добивается внутренней и внешней гармонии. Основателями этого направления являются К.Роджерс и А.Маслоу.

Экзистенциальная психология – психология «существования», бытия человека – одно из самых современных направлений, максимально связанное с философией. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком. Развитие этого направления прежде всего связывают с Л.Бисвангером, Р.Мэйем, И.Яломом, но свой вклад в него внесли и К.Роджерс, и А.Маслоу.

Глубинная психология – направление, объединяющее течения и школы, изучающие процессы бессознательного, «внутреннюю психику». Термин применяется для того, чтобы обозначить специфику «вертикального» изучения психики в отличие от «горизонтального».

Психология духовности – холистическое направление, объединяющее «чисто» научный и религиозный подходы к человеку. Это направление – будущее психологии и в той или иной степени связано со всеми другими. Психологическая трактовка понятия духовность еще разрабатывается. Однако в любом случае духовность связана с тем, что объединяет людей, делает человека цельным и при этом с проявлением человеческой индивидуальности.

Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основными задачами истории психологии можно выделить:
  • Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики;
  • Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения;
  • Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки;
  • Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития.
Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:
  • I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;
  • II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;
  • III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;
  • IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Предмет истории психологии и ее основные задачи.

Предмет истории психологии заключается в изучении становления конкретного представления о психике на различных этапах развития научных знаний. Поскольку история психологии выделяется в качестве особой независимой области знаний, то ей присущ собственный предмет. Как непосредственный компонент культуры, история психологии возникает и развивается во все времена в разных странах мира. История психологии описывает и поясняет факты и законы, которые открывались человеческому уму. Таким образом, предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной. Так, научная деятельность имеет трехаспектную целостную систему:

  • Рассмотрение и изучение души – в данном случае душа выступает в качестве объяснительного принципа о всем происходящем с живыми существами;
  • Рассмотрение и изучение сознания – сознание выполняет две функции. Во-первых, является объектом изучения. Во-вторых, выступает в качестве объяснительного принципа;
  • Рассмотрение и изучение поведения – рассматривается в качестве последнего нового предмета. Его появление повлекло исчезновение объекта изучения, и.е. психики и сознания. Современный этап развития характеризуется тесной взаимосвязью между поведением и сознанием, а также самой деятельностью.
Предмет истории психологии имеет следующие задачи:
  • Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции;
  • Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии;
  • Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний;
  • Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.

Основные методы истории психологии.

Методы истории психологии безусловно отличаются от методов науки психологии. Здесь невозможно применить ни один метод психической науки. Собственные методы истории психологии могут быть позаимствованы из таких смежных дисциплин, как истории, науковедения, социологии и т.д., поскольку они входят в контекст науки психологии, конкретной исторической ситуации и культуры.

Рассматривая источники истории психологии (архивные материалы, труды ученых, анализ историко-социологических материалов и художественной литературы), были выделены несколько групп методов истории психологии:

  • Организационные методы, т.е. методы планирования историко-психологического исследования:
    • Сравнительно-сопоставительный метод;
    • Структурно-аналитический метод:
    • Генетический методж
  • Методы, основанные на сборе и интерпретации фактов логического материала:
    • Анализ продуктов деятельности;
    • Категориально-понятийный анализ;
  • Методы исторического анализа трудов и материалов:
    • Методы исторической реконструкции;
    • Проблемологический анализ;
  • Методы, основанные на тематических знаниях:
    • Тематический анализ;
    • Метод библиотричного анализа;
  • Метод источниковедческого анализа;
  • Метод интервью;
  • Биографический метод.
Все вышеперечисленные методы истории психологии применялись в различных учениях: материалистическом учении в античной психологии, идеалистическом учении Платона и Сократа, учении Аристотеля о душе, учении античных врачей и т.д.

План.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

2. Основные этапы становления психологии как науки.

3. Структура современной психологии.

4. Место психологии в системе наук.

Литература.

1. Атлас по общей психологии. / Под ред. М.В. Гамезо.- М., 2003.

2. Гуревич П.С. Психология. Учебник. Изд-во «Юрайт». - М., 2012.

3. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. - СПб., 2008.

4. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. - СПб.: Питер, 2008. -304 с.

5. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей психологии. - Воронеж - 2008 г.

1. Понятие психологии как науки. Психика как предмет исследования психологии.

Психология - это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека.

Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ними жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

Психология как наука о душе возникла в древней Греции . Психика в переводе с греческого означает «душа». Так, древнегреческие натурфилософы Фалес (VII-VI вв. до н.э.), Анаксимен (V в. до н.э.) и Гераклит (VI-V вв. до н.э.) рассматривали душу как форму элемента, образующего первоначало мира (вода, огонь, воздух). В дальнейшем атомисты Демокрит (V в. до н.э.), Эпикур (IV-III вв. до н.э.) и Лукреций (I в. до н.э.) рассматривали душу как материальный орган, руководимый разумом, духом. Дух и душа трактовались ими как материальные объекты, состоящие из атомов. Кроме материалистических взглядов на душу существовали идеалистические воззрения, одним из создателей которых являлся Платон (428-347 гг. до н.э.).


Он считал, что душа представляет собой нематериальный объект, который до вселения ее в тело человека находится в сфере идеального, высшего мира. Попав при рождении в тело, душа вспоминает виденное. Платон был родоначальником дуализма в философии, рассматривая материальное и духовное как два противоположных начала. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал материалистическое учение о душе, в котором впервые в истории выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Он считал, что психическое является производным от действия физического тела, а душа проявляется в деятельности. Аристотель выдвинул теорию о формировании характера в реальной деятельности.

Учения древнегреческих философов стали основой развития психологических идей в следующую эпоху. Постепенно понятия о душе стали применяться только к психическому уровню проявления жизни. Дальнейшее развитие биологических и психологических наук произвело переворот во взглядах на тело и душу. Так, в XVII в. французским ученым Декартом была открыта рефлекторная природа поведения. Понятие о рефлексе включало в себя двигательный ответ организма на внешнее воздействие. Декарт считал, что психические явления подобны механическим и происходят в результате отражения внешних воздействий мышцами тела. Но наряду с механистическими взглядами на рефлекторную природу поведения Декарт считал душу идеальной сущностью, которая существует отдельно от тела. Его взгляды были дуалистичны, то есть двойственны.

Впоследствии учение о рефлексах было продолжено русским ученым И. М. Сеченовым (1829-1905). Он считал психические явления не свойствами души как бестелесной сущности, а рефлекторными процессами, то есть связывал их с работой нервной системы и головного мозга. Большую роль в происхождении психики он отводил движениям и практическим действиям. Положения о рефлекторной природе психики были подтверждены И. П. Павловым . Он создал учение о высшей нервной деятельности и открыл очень важные физиологические механизмы психической деятельности.

В настоящее время существует множество различных направлений психологии как в нашей стране, так и за рубежом. Каждое из них выделяет в психике какие-то отдельные стороны и считает их наиболее важными. Одно из таких направлений - бихевиоризм . В рамках этого подхода любой организм рассматривается как нейтрально-пассивная система, поведение которой целиком и полностью определяется влиянием окружающей среды, то есть стимуляцией извне. В его основе лежит учение Дж. Уотсона о том, что психология изучает не сознание, а поведение, то есть то, что доступно для объективного наблюдения.

Другое направление, основоположником которого был 3. Фрейд , получило название психоанализ . Фрейд выделял в личности сферу бессознательного, которое является источником влечений и желаний человека, побуждает его к действиям и играет очень важную роль в его душевной жизни.

В связи с новейшими разработками в области науки и техники, в частности кибернетики и программирования, получило развитие такое направление как когнитивная психология . Она рассматривает познание человеком окружающего мира как процесс, необходимым компонентом которого являются особые психологические средства - когнитивные схемы, формирующиеся в результате обучения. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию. В рамках этого направления психика рассматривается по аналогии с компьютером как аппарат, осуществляющий прием и переработку информации.

Разработанный отечественными психологами С. Л. Рубинштейном , В. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым деятельностный подход рассматривает личность как активное деятельностное существо, формирование и развитие сознания которого происходит в процессе освоения различных видов деятельности. В деятельности же оно и реализуется. Очень важную роль в развитии сознания играет социальная среда.

В последние годы широкое распространение получила гуманистическая психология . Она подчеркивает особую ценность субъективного опыта человека и уникальность каждой личности. Они и являются предметом исследования. В контексте этого направления дается критический анализ традиционной психологии как естественнонаучной дисциплины.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.

Задача психологии как науки заключается в изучении основных законов психической жизни. Знание этих законов необходимо каждому современному человеку. Задача любой отрасли психологической науки - облегчать и совершенствовать работу человека в соответствующих видах трудовой деятельности.

Изучение психологии помогает лучше понимать других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.

Основные этапы становления психологии как науки.

Основой возникновения психологии как науки явился житейский эмпирический опыт людей. Житейские знания возникают у человека стихийно. Они вырабатываются на основе индивидуального опыта общения с другими людьми, самонаблюдения, чтения художественной литературы, просмотра фильмов, а также могут перениматься у других.

Их отличают следующие особенности: низкий уровень точности, субъективизм, излишняя индивидуализированность, повышенная зависимость от настроения субъекта и его отношения к познаваемому человеку, высокая эмоциональная насыщенность, образность, чрезмерная конкретность и ситуативность, низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости, логическая противоречивость, практическая ориентированность, плохая систематизированность, раннее происхождение, высокая устойчивость.

Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме. Чаще всего они являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач.

Научные психологические знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Такие знания характеризуются более высоким уровнем точности, объективности, логической последовательности, систематизированности, осознаваемости, вербализованности, обобщенности, абстрактности.

Они более независимы от эмоционально-потребностной сферы человека. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими они все-таки имеют некоторые недостатки, такие, как излишняя абстрагированность, академизм, формализованность, оторванность от индивидуального личного опыта их носителей. Поэтому они иногда затрудняют понимание других людей и даже самого себя.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

Возраст психологии 2400 лет. Психология как наука о душе возникла в древней Греции. Психика в переводе с греческого означает «душа». Основателем психологии считают Аристотеля (трактат «О душе»). Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и медицины, в различных явлениях социальной практики.

Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт в Лейпциге, основателем которых был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин - физики, химии, биологии. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани своего предмета.

В истории развития психологической науки выделяются следующие этапы:

I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап - психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).