Что такое объекты культурного наследия. Материальное культурное наследие

И иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии , архитектуры , градостроительства , искусства , науки и техники, эстетики , этнологии или антропологии , социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций , подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Виды объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия в соответствии подразделяются на следующие виды:

  • памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви , колокольни , часовни , костёлы , кирхи , мечети , буддистские храмы , пагоды , синагоги , молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи , отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
  • ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного , дворцового , жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны , монастыри , подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям;
  • произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады , парки , скверы , бульвары), некрополи ;
  • достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты , связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ , селищ , стоянок ; места совершения религиозных обрядов.

Категории объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Литература

  • Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73-ФЗ от 25.06.2002).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Объекты культурного наследия" в других словарях:

    Объекты культурного наследия - объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

    объекты культурного наследия - 3.6 объекты культурного наследия: Объекты, обладающие историко архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры. Источник: СТО 702384 …

    Объекты культурного наследия - К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями… … Официальная терминология

    Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального (общероссийского) значения на территории города Ярославля. Документы о включении памятника истории и культуры в реестр: 1960 Постановление Совета Министров РСФСР «О… … Википедия

    Объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;... Источник: Федеральный закон от… … Официальная терминология

    Объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования... Источник: Федеральный закон от 25.06.2002 N 73 ФЗ (ред. от 12.11.2012) Об… … Официальная терминология

    Объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;... Источник: Федеральный закон от 25.06.2002 N 73 ФЗ (ред. от 12.11.2012)… … Официальная терминология

    Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального (общероссийского) значения на территории города Гатчина. Содержание 1 Дворцовый парк 2 Парк Сильвия 3 … Википедия

    Объекты культурного наследия в Пальмире - Пальмира (Palmira) древний город в Центральной Сирии, находится на территории современного сирийского города Тадмор. Впервые Пальмира упоминается во втором тысячелетии до нашей эры. В этом оазисе, расположенном в Сирийской пустыне, находятся… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) - 3.1. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) : Объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Объекты культурного наследия Чувашская Республики. Книга 2 , Муратов Николай Иванович. Данная книга является составной частью состоящего из двух книг специального научно-справочного издания`Объекты культурного наследия Чувашской Республики`. Во второй книге показано…

Говоря о государственной системе охраны памятников, хотелось бы начать с истории и понять, что же играло главную роль при сохранении объектов культурного наследия на различных этапах развития общества.

Как складывалось отношение к старине в России и чем объясняются многочисленные отечественные утраты? В допетровскую эпоху и даже в 18 в. понятие "памятник" еще не сформировалось и, главным импульсом сохранения старины была религия. Древности, ставшие религиозными святынями, почитали и оберегали. Так, благодаря глубокому церковному и народному почитанию православных святынь до нас дошли драгоценные остатки старины 11 - 17 вв. - храмы Киева, Чернигова, Новгорода, Владимира, Москвы, чудотворные иконы и церковная утварь, рукописи и личные вещи митрополитов, патриархов, настоятелей монастырей и др. Несмотря на частые бедствия, наши предки сохраняли чудотворные иконы Владимирской и Донской Божьей Матери, теснейшим образом связанные с судьбами России и Москвы.

Многие памятники церковной старины, а также образцы древнего оружия, украшения, символы княжеской и царской власти, предметы быта бережно хранились в церквах и монастырях, дворцах, кремлевской Оружейной палате - своеобразном древнейшем русском музее.

Но это только малая толика из общего числа произведений древнерусского искусства. Страшным бичом для русских городов были войны, нашествия врагов, пожары. Но немалую роль в трагических судьбах памятников старины играли и сами люди. Резкие повороты государственной политики, идеологические и вкусовые пристрастия, как правило, губительно сказывались на сохранности памятников.

Охраной древностей государство стало заниматься лишь с начала 18 в. Указы Петра I 1718 и 1721 гг. предписывали собирать старинные предметы, "куриозные вещи", "что зело необыкновенно". В то же время, разрыв Петра I и его последователей с многовековыми традициями, засилье западноевропейской архитектуры привели к забвению и уничтожению целых пластов церковной старины: часовен, домовых церквей, кладбищ. Остатки старины в древнерусских городах не привлекали внимания просвещенного сословия. Для сооружения огромного дворца в Кремле в 1770-е гг. по указу Екатерины II сносились некоторые храмы и часть стены с башнями. В конце 18 - начале 19 в. ради благоустройства города власти уничтожили десятки церквей. Русское общество той эпохи полностью оторвалось от древнерусских традиций. Не случайно законодательные акты 1820-х гг. касались античных и мусульманских построек Крыма. 19 век стал временем преодоления русским обществом слепого подражания Западу и возвращения к забытым национальным традициям. В эпоху Николая I был издан ряд указов, запрещавших разрушать постройки крепостного зодчества. Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре.

Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам, в первую очередь Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. На проводившихся обществом археологических съездах (с 1869 г) неоднократно обсуждались проекты охраны ценных сооружений на всей территории России. Во многом благодаря активности членов общества различными ведомствами империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). Менее масштабный характер носила деятельность созданного в 1909 г. в Санкт-Петербурге Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Председателем общества был великий князь Николай Михайлович, членами - В.В. Верещагин, Н.К. Рерих, А.В. Щусев, Н.К. Врангель.

Постепенно к концу 19 в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли знатоков и любителей местной старины.

Хотя до революции так и не удалось принять государственное законодательство в области охраны памятников искусства и старины, благодаря общественному мнению и деятельности различных учреждений и обществ разрушение национального наследия было в целом остановлено. Императорская семья, церковь, государственные учреждения, городские власти, дворянство и купечество принимали участие в сохранении церквей, монастырей, дворцов, усадеб, крепостных сооружений, городских особняков, музеев и галерей.

Революционные потрясения 1917 г., гражданская война и последующие события коренным образом изменили отношение к памятникам искусства и старины. Разрушение старой государственной системы, тотальная национализация и уничтожение частной собственности, атеистическая политика большевистских властей поставили памятники старины в тяжелейшее положение. Начались раздел и стихийные погромы имений, были закрыты и заняты различными организациями многочисленные монастыри и домовые церкви и др. Нужно было срочно спасать бесценное культурное наследие России. Под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел).

При губернских и некоторых уездных отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая филиалы в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. К сожалению, в новой системе охраны памятников не нашлось места Московскому археологическому обществу, губернским ученым комиссиям, архивным комиссиям и епархиальным церковно-археологическим обществам - все они были упразднены вскоре после революции. Способы охраны памятников были самые разные: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация); выдача охранных грамот владельцам частных коллекций.

Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. Значительную роль в изучении местных историко-культурных реликвий на местах сыграло в 20-е гг. краеведение.

Позже в связи с ухудшением политической ситуации в стране и идеологизацией всех сторон жизни стало проявляться все более негативное отношение к историко-культурному наследию. В конце 20-х - первой половине 30-х гг. созданная ранее система охраны памятников в стране ликвидировалась: были упразднены Музейный отдел Наркомпроса, местные губернские и уездные органы охраны памятников, прекратилась деятельность Центральных государственных реставрационных мастерских, краеведческих обществ, закрылись многие музеи в усадьбах и монастырях. Массовый характер приобрела продажа музейных художественных ценностей за рубеж.

Повсюду власти ради благоустройства городов закрывали и сносили храмы и целые кварталы старой застройки. Только в Москве в 30-х гг. исчезли десятки старинных построек и храмов, среди которых такие шедевры, как Китай-городская стена с башнями и воротами, Триумфальные и Красные ворота, Чудов и Вознесенский монастыри, храм Христа Спасителя, церковь Успения на Покровке и др.

Робкие попытки охранить памятники законодательными актами не смогли в 30-е гг. остановить волну разрушения. Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война нанесла непоправимый урон культурному наследию СССР. В результате военных действий сильно пострадали замечательные постройки в Подмосковье, окрестностях Ленинграда, в Новгороде, на Украине, в Белоруссии и Крыму.

Однако именно в военное время, и особенно в первые послевоенные годы, отношение к историко-культурному наследию изменилось. Охраной памятников стали заниматься различные государственные комитеты управления, при Министерстве культуры было образовано Управление музеев и охраны памятников, на местах охрана памятников возлагалась на отделы культуры местных Советов. В 1966 г. образовалось Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры - общественная организация, объединившая многочисленных подвижников на местах. В последующие десятилетия были выявлены и взяты на учет тысячи памятников истории и культуры, однако средств на их ремонт и реставрацию государство отпускало мало. Идеология перестала воздействовать на отбор памятников. Вопросами нахождения и паспортизации памятников, их описания и реставрации занимаются сегодня многочисленные реставрационные мастерские, музеи, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Российский институт культурологии и др.

Благодаря самоотверженному труду реставраторов вернулись к жизни памятники древнего зодчества в Кижах, Суздале, Владимире, Ростове Великом, Новгороде и других городах. Буквально из руин встали дворцы в Павловске, Петродворце, Пушкине под Санкт-Петербургом. Сегодня мы имеем возможность любоваться древнерусскими иконами, картинами известных мастеров живописи, фресками, монументальными росписями.

В последние годы в связи с пересмотром идеологических принципов государственной политики, возвращением храмов и монастырей церкви, хозяйственным освоением городов возрастает внимание к памятникам истории и культуры, их реставрации и рациональному использованию.

В настоящее время мы можем говорить об охране памятников как системе правовых, организационных, финансовых, материально -технических и иных мер по сохранению и актуализации наследия. Проводится в целях предотвращения естественного разрушения, повреждения или уничтожения памятника, изменение его облика и нарушение порядка использования.

На данном этапе существует несколько определений понятия «памятник», рассматривающих его с исторического и правового аспекта:

Знак, отсылающий к определенному явлению, имевшему место в прошлом, для осуществления акта передачи или актуализации социально- значимой информации.

Статус, который присваивается объектам культурного и природного наследия, обладающим особой ценностью для общества.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" памятники делятся на: единичные объекты, ансамбли и достопримечательные места.

По форме собственности: на государственные, муниципальные и частные.

Типологически памятники подразделяются на:

Памятники градостроительства:

Памятники архитектуры:

Памятники истории:

Памятники археологии:

Памятники искусства:

В Российской музейной энциклопедии сообщается, что Нематериальное наследие - совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности человеческого сообщества, формирующих у его членов чувство самобытности и преемственности. Наряду с термином "нематериальное" ("non-material") в зарубежной музеологической литературе часто употребляется термин "неосязаемое" ("intangible"), подчеркивающий, что речь идет об объектах, не овеществленных в предметной форме.

Формы нематериального наследия.

Музееведы выделяет 3 категории нематериального культурного наследия:

    Выраженные в физической форме аспекты культуры и традиции определенного человеческого сообщества (обряды, особенности быта, фольклор и др.).

    Формы выражения, не заключенные в физическую форму (язык, песни, устное народное творчество).

    Символические и метафорические значения объектов, составляющих материальное культурное наследие.

К формам нематериального наследия относятся язык, литература, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, традиционные формы коммуникации, традиционные экологические представления, знаки, символы и т.п.

Проблема сохранения нематериального наследия.

Еще в XIX веке совершались экспедиции этнографического характера с целью фиксации, записи фольклора.

В XX веке в связи с процессами модернизации и глобализации многие формы нематериальной культуры оказались обречены на забвение и гибель, т.к. в обществе исчезает необходимая для существования традиции установка на сохранение традиции. Международным сообществом признано, что многие формы нематериального наследия сегодня находятся на грани исчезновения и намечены пути их сохранения в естественной среде бытования. . В последние годы ХХ века судьба и проблема сохранения объектов нематериального наследия оказалась в центре внимания мировой общественности. Угроза полного исчезновения многих важных для самоидентификации человека форм культуры потребовала обсуждения этой проблемы на крупных международных форумах и выработки ряда международных документов. Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный осуществить сохранение и актуализацию многих объектов нематериального наследия. Включение в сферу музейной деятельности объектов нематериального наследия сегодня требует внесения изменений в базовые музееведческие понятия, разработку принципов и методов работы с новым кругом музейных объектов.

В настоящее время все больше и больше говорят о проблемах приватизации памятников, для России эти проблемы стоят особенно остро. Этот процесс главным образом начался в 90е годы, когда приняли закон о национализации памятников.

В 2001 году был определен предмет охраны и охранные обязанности (содержание объекта, условия доступа граждан, порядок и свойства реставрационных и прочих работ)

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными. В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства. Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru .

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч. религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной. Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности. О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.

Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти. Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России. В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб. Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены. Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс. Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства. Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно. В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям. Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов.

Культурное наследие - важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Культурное наследие и социальная память - понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память - это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия - обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли - это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать - природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать - культурных, три - природно-культурных, девять - природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Дни культурного наследия в Москве - Международный день охраны памятников и достопримечательных мест (отмечается 18 апреля) и Международный день музеев (18 мая). Ежегодно в эти дни в Москве открывается свободный доступ к объектам наследия, организуются экскурсии, квесты, лекции. Все эти мероприятия направлены на популяризацию культурных ценностей, ознакомление с ними.

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

В данный реестр включены материальные и нематериальные культурные ценности, прошедшие экспертную проверку. Каждому объекту, внесенному в реестр, присваивается регистрационный номер и паспорт. В паспорте указываются подробные характеристики объекта: название, дата возникновения, фотоматериалы, описание, информация о местонахождении. В паспорте также отражены данные об экспертной оценке объекта и условиях охраны объекта.

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия - это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование - крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Особое место среди объектов наследия занимает Московский Кремль. Стены Московского Кремля являются свидетелями множества исторических событий, влияющих на жизнь России. Собор Василия Блаженного, находящийся на Красной площади, - уникальный шедевр архитектуры. Основную часть Всемирного наследия в России составляют церкви и монастыри. Среди них - ансамбль «Соловецкие острова», первое заселение которого датировано пятым веком до нашей эры.

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение - важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

О чем умолчал официальный Государственный доклад «О состоянии культуры в Российской Федерации в 2015 году»

«Хранители Наследия»

Постановление Правительства РФ от 29 июня 2015 г. № 646 "Об утверждении критериев отнесения объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации, к объектам культурного наследия, ";

Постановление Правительства РФ от 23 июля 2015 г. № 740 "О за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия";

Постановление Правительства РФ от 11 сентября 2015 г. № 966 "Об утверждении Положения о неиспользуемых объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в неудовлетворительном состоянии и относящихся к федеральной собственности, и о расторжении договоров аренды таких объектов культурного наследия";

Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. № 972 "Об утверждении объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации";

Приказ Минкультуры России от 23 апреля 2015 г. № 1149 "Об утверждении Положения о порядке федерального значения";

Приказ Минкультуры России от 4 июня 2015 г. № 1745 "Об утверждении требований к составлению объектов культурного наследия";

Приказ Минкультуры России от 1 июля 2015 г. № 1887 "О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";

Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1905 "Об утверждении порядка проведения работ по , обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия";

Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1906 "Об объекта культурного наследия";

Приказ Минкультуры России от 2 июля 2015 г. № 1907 "Об утверждении порядка формирования и ведения перечня выявленных объектов культурного наследия, состава сведений, включаемых в данный перечень";

Приказ Минкультуры России от 5 августа 2015 г. № 2150 "О внесении изменений в Положение о объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954";

Приказ Минкультуры России от 14 августа 2015 г. № 2218 "Об утверждении формы задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России";

Приказ Минкультуры России от 1 сентября 2015 г. № 2328 "Об утверждении перечня отдельных сведений об объектах археологического наследия, которые не подлежат опубликованию";

Приказ Минкультуры России от 27 ноября 2015 г. № 2877 "О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона № 73-ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", работ по использованию лесов и иных работ".

В 2015 году Минкультуры России были также разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие:

Порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (утвержден приказом Минкультуры России от 8 июня 2016 г. № 1278);

Порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 21 октября 2015 г. № 2625);

Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 5 июня 2015 г. № 1749);

Состав и порядок о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, порядок приемки работ и подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (приказ Минкультуры России от 25 июня 2015 г. № 1840).

Также принят приказ Минкультуры России от 20 ноября 2015 г. № 2834 "Об утверждении Порядка для инвалидов объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".

Кроме того, в 2015 году введены в действие 4 РФ в сфере сохранения объектов культурного наследия, разработанные по инициативе Минкультуры России Техническим комитетом по стандартизации "Культурное наследие" при Федеральном агентстве по стандартизации и техническому регулированию:

ГОСТ Р 55945 - 2014 "Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия";

ГОСТ Р 56200 - 2014 "Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Общие положения";

ГОСТ Р 56198 - 2014 "Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования";

ГОСТ Р 56254 - 2014 "Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения".


Аттестации и лицензии

Эксперты . Как сообщает Госдоклад, по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 375 аттестованных экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. В 2015 году было проведено 4 заседания аттестационной комиссии. Из претендовавших на звание госэкспертов 210 кандидатов был аттестован 161 эксперт. Остальным 49 было отказано в присвоении или продлении статуса эксперта «в связи с недостаточностью опыта работы в сфере сохранения объектов культурного наследия или в связи с необоснованными выводами историко-культурной экспертизы, которую проводили претенденты».

Реставраторы . С 1 января 2015 года, по закону, стало обязательным требование об аттестации работников, выполняющих реставрационные и консервационные работы на объектах культурного наследия,.

Как сообщает Госдоклад, в Минкультуры сформирована аттестационная комиссия с 6 секциями (архитекторов и инженеров, производственных специальностей, декоративно-прикладного искусства, станковой живописи, монументальной живописи, архивных и библиотечных материалов и произведений графики).

Аттестовано 2276 специалистов: 170 - по станковой и монументальной живописи, 685 архитекторов и инженеров, 235 – по декоративно-прикладному искусству, 151 - по графике, 1035 - производственных специальностей.

Фирмы . Минкультуры РФ выдано 3139 лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия - с бессрочным сроком действия и 436 - срок действия которых заканчивается в 2016 году.

В 2015 году было рассмотрено 1552 заявления о предоставлении и переоформлении лицензий, удовлетворено 1190. По 362 заявлениям приняты решения об отказе.


Контроль и надзор

Территориальными органами Минкультуры России в 2015 году проведены 548 проверок, в ходе которых составлено 535 протоколов об административных правонарушениях. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 15 968 000 рублей (в 2014 году, соответственно - 520 протоколов и 9 806 600 рублей).

Как уверяет Госдоклад, «общая сумма наложенных штрафов по сравнению с предыдущим годом увеличилась почти в 1,6 раза, что свидетельствует о повышении качества проводимой работы по выявлению и пресечению правонарушений в рамках компетенции Минкультуры России».

При этом «отмечается существенное снижение фактов выявленных нарушений на территориях объектов культурного наследия, непосредственно охраняемых Минкультуры России».

В рамках лицензионного контроля проведено 177 проверок (133 плановые, 44 внеплановые. Общая сумма административных штрафов по этой части увеличилась с 393 тыс. рублей в 2014-м до 1 668 тыс. рублей в 2015-м.

«В 2015 году выявлено одно грубое нарушение лицензионных требований, повлекшее повреждение объекта культурного наследия регионального значения "Дом Бородкина, 1861 г.", расположенного по адресу: Красноярский край, г. Енисейск, ул.Рабоче-Крестьянская, д.62».

Реестр и учет

Согласно Госдокладу, в России по состоянию на 31 декабря 2015 года имеется 157 557 объектов культурного наследия (с учетом памятников в составе ансамблей). Таким образом, Минкультуры РФ по-прежнему насчитывает в стране памятников , причем расхождение данных – на десятки тысяч (!) объектов.

По данным Минкультуры РФ, 84 330 - объекты культурного наследия федерального значения (в том числе 59 204 объекта археологического наследия) 71 057 - объекты культурного наследия регионального значения, 2 170 - местного значения. Если считать без памятников в составе ансамблей и объектов археологии, то выходит 98 353 объекта: памятников - 92 813, ансамблей - 4 623, достопримечательных мест - 917.

Кроме того, учтено 105 114 выявленных памятников (включая объекты археологического наследия).

В Едином госреестре зарегистрировано 35 547 объектов культурного наследия, а регистрационные номера присвоены более чем 54 тыс. памятникам истории и культуры. К середине 2015 года, когда Минкультуры на заседании Правительства РФ, в Едином реестре было зарегистрировано около 11 тысяч объектов, реестровые номера имели 26 тысяч, а к концу года намечено было зарегистрировать 50 тысяч памятников.


Состояние памятников

Как сообщает Госдоклад, региональные органы охраны памятников предоставили информацию о состоянии 69 746 объектов культурного наследия (без учета объектов археологии). Из них в 2015 году в хорошем состоянии находилось 9 950 (14,27%), в удовлетворительном - 39 800 (57,06%), в неудовлетворительном - 14 437 (20,7%), в аварийном - 4 098 (5,88%), в руинированном - 1 461 (2,09%). Данные о состоянии 28 607 (29,09%) объектов культурного наследия региональными органами охраны памятников представлены не были.

Для сравнения: в 2012 году в хорошем состоянии числилось 15% объектов культурного наследия, в удовлетворительном - 61%, в неудовлетворительном - 18%, в аварийном - 4%, в руинированном - 2%. Отсутствовала информация о состоянии 28% объектов культурного наследия.

Работы по сохранению

В 2015 году, согласно Госдокладу, работы по сохранению объектов культурного наследия проводились на 5 848 «надземных» объектах и на 408 объектах археологии.

Всего на работы по сохранению памятников объектов культурного наследия в 2015 году было ассигновано 42 380 609,8 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета - 19 803 075,4 тыс. рублей, из региональных бюджетов - 18 304 168,8 тыс. рублей, из муниципальных -
763 119,5 тыс. рублей, из иных источников - 3 510 246,1 тыс. рублей.

Из общей суммы ассигнований на проектные и изыскательские работы было выделено 2 534 561 тыс. рублей, на производственные работы - 29 506 130,6 тыс. рублей, на разработку проектов зон охраны - 144 836,8 тыс. рублей, на разработку проектов границ территории и предметов охраны исторических поселений - 107 490,6 тыс. рублей.

Объем освоенных средств составил 38 781 736,7 тыс. рублей (91,5% ассигнований). Доля освоенных инвестиций федерального бюджета - 92,8 процентов.

На мероприятия по государственной охране и сохранению объектов археологического наследия в 2015 году было израсходовано 483 139,8 тыс. рублей, из них 240 353,37 тыс. рублей - из федерального бюджета, 122 662,1 тыс. рублей - из бюджетов субъектов федерации и 120 598 тыс. рублей - из внебюджетных источников. Согласно представленным регионами данным, в 35 субъектах Российской Федерации мероприятия по сохранению археологического наследия не финансировались.

Наиболее активно в 2015 году работа по сохранению объектов культурного наследия шла в следующих регионах: Москва (530 объектов), Санкт-Петербург (524 объекта), Калининградская область (144 объекта), Астраханская область (140 объектов), Костромская область (121 объект), Пермский край (116 объектов), Ростовская область (102 объекта).

Количество объектов культурного наследия, у которых утверждены границы территорий , на 1 января 2016 года составило 21 651. В 2015 году границами территорий были обеспечены 7 752 памятника.

Зонами охраны в 2015 году обеспечены 3903 объекта культурного наследия. Общее количество объектов, нуждающихся в обеспечении зонами охраны, по состоянию на 31 декабря 2015 г., составило 91 304 объекта.

В 2015 году распоряжениями Правительства РФ были признаны особо ценными объектами культурного наследия Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Минкультуры были приняты решения о перемещении объектов "Дом жилой", 1926 г. (г. Барнаул) и "Дом Замятина", 1880-е гг. (г. Иркутск) «на территорию земельных участков с благоприятными гидрогеологическими условиями».

Также «в целях сохранения объекта культурного наследия федерального значения "Варваринская церковь (деревянная)", 1656 г. (д. Яндомозеро, Карелия), использования его по первоначальному назначению и вовлечения его в туристический оборот приказом Минкультуры России от 26 октября 2015 г. № 2677 разрешено из нежилой д. Яндомозеро в д. Типиницы Медвежьегорского района Республики Карелия, где имеются условия, необходимые для восстановления и сохранения памятника».

Реставрация

По итогам 2015 года завершена реставрация за счет средств федерального бюджета 56 объектов культурного наследия, среди которых: Вознесенский Войсковой собор в Новочеркасске, Нарын-Кала, Дворец М.Д. Бутина в Нерчинске, Астраханский Кремль, Владимирская церковь в Баловневе, Богоявленский собор в Туле.

«Важнейшими проектами 2015 года стали завершение второго этапа реставрации на 23 объектах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, реставрация Храма Рождества Богородицы в с. Подмоклово Серпуховского р-на Московской области, Собора Воскресения Господня Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря в Ленинском р-не Московской область, Колокольни храмового комплекса в г. Шуя Ивановской область, Церкви Трех Святителей в с.Карачельское Курганской область и др. Завершена реставрация еще 30 храмов».

«Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 6 марта 2009 г. № 245 "О мерах по воссозданию исторического облика Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви" Минкультуры России предоставляет субсидию из федерального бюджета Благотворительному фонду по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Общий объем ассигнований за 2009 - 2015 гг. составил 8 405,0 млн. рублей. В 2015 году завершены и сданы Управлению Минкультуры России по ЦФО реставрационные работы по 16 объектам монастырского ансамбля».

«В рамках ремонтно-реставрационных мероприятий по сохранению монументальной живописи проведены работы на следующих объектах: "Церковь Ильи Пророка с колокольней, 1650 год" (г. Ярославль); "Церковь Спаса на Нередице, 1198 год" (Новгородская обл.); "Ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря, XV - XVII вв., Успенский собор" (Вологодская обл., г. Кириллов); Успенский собор на Городке" (г. Звенигород); "Церковь Николы Надеина, 1621 год" (г. Ярославль), "Церковь Рождества Богородицы Снетогорского монастыря" (г. Псков) и "Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря, 1567 - 1594 г." (Владимирская обл., г. Суздаль).

Также проведены консервационно-реставрационные работы по фрагментам древней живописи Андрея Рублева и Дионисия на следующих объектах: "Успенский собор с колокольней, 1158 - 1194 гг., 1408 г." (г. Владимир), "Ансамбль Ферапонтова монастыря" (Вологодская обл., с. Ферапонтово)».

Исторические поселения

В 2015 году утверждены границы и предметы охраны шести исторических поселений федерального значения: ; ; ; Зарайск; ; Касимов.

В рамках Соглашения между Россией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) в январе 2014 года началась подготовка проекта "Сохранение и использование культурного наследия в России". Проект предусматривает проведение комплекса целевых мероприятий по развитию туристического, культурного и институционального потенциала исторических поселений. Предполагаемый объем инвестиций проекта - 200 млн. долларов США. Срок реализации проекта - 6 лет.

Для участия в проекте 9 исторических поселений в 7 регионах РФ: Суздаль, Ростов Великий, Старая Русса, Арзамас, Тутаев, Торжок, Выборг, Гороховец, Чистополь.

Сохранение археологического наследия

В 2015 году выдано 2041 разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

В рамках ФЦП "Культура России (2012 - 2018 годы)" выполнено 44 проекта, связанных с сохранением, изучением и популяризацией объектов археологического наследия, на общую сумму 39 884 419 рублей. Работы проводились в 24 субъектах РФ.


Объекты Всемирного наследия

В 2015 году, сообщает Госдоклад, «Минкультуры России была продолжена работа по обеспечению эффективного выполнения требований и рекомендаций ЮНЕСКО в отношении российских объектов всемирного наследия, в частности:

Подготовлено и обеспечено утверждение на сессии Комитета всемирного наследия формулировок выдающейся универсальной ценности шести российских объектов всемирного наследия - "Московского Кремля и Красной площади", "Исторического центра Санкт-Петербурга и связанных с ним групп памятников", "Исторических памятников Великого Новгорода и окрестностей", "Ансамбля Новодевичьего монастыря", "Ансамбля Ферапонтова монастыря" и "Архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде";

Изданы и зарегистрированы в Минюсте России приказы Минкультуры России об утверждении зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Список всемирного наследия:

Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, 1540 - 1550 г." (Московская область, г.Сергиев Посад), приказ Минкультуры России от 29 апреля 2015 г. № 1341;

"Ансамбль Казанского кремля, XVI - XVIII вв." (г. Казань), приказ Минкультуры России от 8 сентября 2015 г. № 2367;

"Церковь Спаса в Нередицах, 1198 г." (г. Великий Новгород), приказ Минкультуры России от 1 сентября 2015 г. № 2322;

"Ансамбль Ферапонтова монастыря, XV - XVII вв., кон. XVIII в., XIX в., нач. XX в." (Вологодская область) приказ Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. № 3206.

Также сообщается, что «в 2015 году общепринятой стала практика приглашения международных экспертов ЮНЕСКО на российские объекты всемирного наследия не в качестве экстренной меры реагирования на ультимативные решения Комитета всемирного наследия, а в целях предотвращения возможных разногласий с ЮНЕСКО на этапе планирования.

Так, международные миссии приглашались в 2015 году для ознакомления с проектом парка "Зарядье", реализация которого планируется в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади, для выработки приемлемых решений по вопросу установки памятника князю Владимиру на Боровицкой площади, для мониторинга состояния Историко-культурного комплекса Соловецких островов и контроля за ходом реставрации Церкви Преображения Господня (Кижский погост). В каждом случае международные эксперты отмечали готовность российской стороны к конструктивному диалогу и стремление обеспечить выполнение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года».

«В соответствии с озвученной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным стратегией по усилению российского присутствия в Списке всемирного наследия в рамках исполнения подпункта "д" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 января 2015 г. № Пр-93 Минкультуры России была организована работа с регионами Российской Федерации по выявлению новых перспективных объектов для отнесения к особо ценным и дальнейшего их продвижения в Список всемирного наследия.

Изначально примерно половина субъектов Российской Федерации заявили об отсутствии подобных памятников , а остальные представили предложения, которые были проанализированы Российским институтом культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева и рабочей группой из числа ведущих государственных экспертов, аттестованных по работе с объектами всемирного наследия.

По итогам проведенного анализа были поддержаны предложения 32 субъектов Российской Федерации, остальным рекомендовано доработать или пересмотреть свои предложения…

Поставив перед собой цель по внесению в 2017 - 2018 годах не менее двух новых объектов в Список всемирного наследия, российская сторона в 2015 году подготовила два номинационных досье - "Памятники Древнего Пскова" и "Успенский собор острова-града Свияжска" - и представила их в Центр всемирного наследия для дальнейшей оценки, проведение которой запланировано на 2016 год».


Официальные выводы

«2015 год ознаменовался существенными позитивными результатами в сфере государственной охраны объектов культурного наследия: сформирована нормативная база; активизировалась работа по регистрации объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия; созданы условия для сохранения исторической застройки в древних русских городах – исторических поселениях Российской Федерации; проводятся масштабные работы по сохранению объектов культурного наследия; развивается взаимодействие с международными организациями, направленное на сохранение объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, выполнение международных обязательств Российской Федерации, согласно из Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО 1972 года».

Официальные цели

«В целях охраны объектов культурного наследия необходимо продолжить:

совершенствование правового регулирования отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

увеличение объема информации об объектах культурного наследия в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе об их наличии и состоянии;

увеличение количества объектов культурного наследия, для которых утверждены предметы охраны, границы территории и зоны охраны;

проведение мероприятий по поиску эффективного пользователя (собственника) объектов культурного наследия;

регистрацию данных о границах территории объектов культурного наследия и их зон охраны в государственном кадастре недвижимости;

повышение кадрового и материального обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

разработку в субъектах Российской Федерации региональных целевых программ сохранения культурного наследия».