История психологии и психологического консультирования в Китае: запреты, лицензии и Дао. Язык жестов, язык любви – Дэвид Гивенс

Недавно в The Guardian, одном из моих любимых популярных зарубежных изданий, была опубликована статья о психотерапии в Китае. После ее прочтения я решил выяснить, как именно строится работа психолога-консультанта в Поднебесной и сравнить это с нашими отечественными реалиями. Китай интересен в этом плане, так как наука о психических процессах и ее практические приложения начали развиваться там достаточно поздно, но за короткий период была создана полноценная система психологической помощи с ориентацией на западные наработки и народные традиции.

В начале прошлого века китайская психиатрическая система не справлялась с потоком пациентов и была преимуществом больших городов. Первые переводы Фрейда появились в Китае в 20-е годы и стали относительно популярны. Первыми именно психологическими концепциями китайцев одарили наши классики, ведь в 1950-60е годы отечественные теории психики преподавались китайским студентам. В 1958 году в Китайской академии наук была создана первая эклектическая модальность терапии, которая вобрала в себя, в том числе работы советских психологов и психиатров. Именно тогда и началась история китайской психотерапии.

Однако в конце 1965 года началась культурная революция, которая повлекла за собой массу негативных последствий. В 1966 году психология была признана лженаукой, так как не дружила с диалектическим материализмом и была не угодна правящей верхушке. В 1966 году Мао фактически запретил психологию (особенно практику), вероятно, он равнялся на советское правительство, сделавшее аналогичное постановление ЦК ВКП(б) от 4.07.1936 о педологических извращениях в системе Наркомпросов. Тогда же пропал интерес к психоанализу и практической психологии, а психиатрия стала сугубо клинической и закрытой от внешнего влияния областью.

Снятие запрета на психологию и практику

До 1980х годов о психологии не говорили, а тем более о психотерапии. В 1978 году с окончанием культурной революции, снова возобновила работу Китайская Психологическая ассоциация и снова начал печататься Китайский психологический журнал, закрытый во времена кризиса. В 1979 году была создана Китайская ассоциация клинических психологов, в основном в нее вошли неврологи и врачи. В 1980 году на встрече клинической ассоциации было сделано около 30 докладов, а уже через 11 лет на очередной ежегодной конференции, докладов было 900. А в последние годы профессиональные конференции практиков стали посещать не только специалисты, но и обычные слушатели, желающие больше узнать про себя, своих детей и социум. Кстати, в Китае также как и у нас есть психологи, работающие с жертвами стихийных бедствий и ЧС.

Рост количества статей о психотерапии с 1979 по 1992 в Китае

К причинам возросшего интереса к терапии в конце прошлого века относят: крушение Маосизма, который концентрировался на материальных аспектах жизни; травматичная история страны - развитие феминистических настроений и культурная революция с параллельно идущим экономическим ростом и потерей старых идентичностей; стремление молодого поколения жить по западным стандартам и отсутствие традиционных методов противостояния негативным последствиям современного образа жизни. Необходимость в психотерапии особенно возросла после т.н. политической реформы конца 70-х годов. Тогда в жизни, ранее закрытых в своей стране людей, вошли такие западные явления, как: разводы, измены, конфликты в отношениях учителей и учеников. С ростом знаний о Западе, китайцы стали более осведомлены о возможных проблемах психологического характера и стали чаще обращаться с депрессиями, тревогой и фобиями.

Сертификация в Китае

С 1985 года стали активно открываться кабинеты психологической помощи. В 1990 году была создана Китайская ассоциация консультирования и психотерапии. Китайские консультанты с 2002 года стали обязаны пройти теоретический курс, утвержденный государством, три года практики и экзамен. Консультантами могут стать только люди, закончившие высшее образование в психологии, образовании и медицине. Есть три степени консультантов: ассистент консультанта (обучение и экзамен); консультант (дополнительное обучение, еще один экзамен и 3 года практики) и старший консультант (6 лет общего стажа + только теоретический экзамен). Экзамены платные и проводятся два раза в год (май и ноябрь). За экзамены отвечает аналог российской системы соц. защиты, что соответствует российским реалиям. Существует отдельная система сертификации для психотерапевтов, которая проводится здравоохранением (консультанты также могут сдавать эти экзамены). Закон о психическом здоровье находился в разработке 27 лет и вступил в силу в прошлом году. В ней помимо прочего признается понятие психотерапии, а также сформированы требования для специалистов.

Естественно есть и критика китайской экзаменационной системы консультантов. Считается, что на экзаменах акцент делается именно на теоретических знаниях, а не на практике. Также есть один негативный момент - опыт супервизии и разбора случаев не обязателен для лицензии. Ко всему прочему в Китае есть множество консультантов, которые никогда не сдавали каких-либо экзаменов. Фактически эта система больше ориентирована на молодых и тех, кто хочет легализовать свою деятельность.

Проблемы психологической практики

Кстати час посещения специалиста стоит от 500 до 700 рублей, что несравненно меньше чем в России. В 90-е годы цена часа консультирования была около 25 центов за час. Исследователи также отмечают большой процент отказа от профессии практических психологов в Китае (что есть и у нас), что связано, в том числе с низкой зарплатой.

На данный момент в Китае работает около 20 тысяч психиатров, но чтобы оказать необходимую помощь населению, придется увеличить количество специалистов еще на 80 тысяч. Относительно психологов ситуация выглядит иначе. В Китае зарегистрировано 400 тысяч психологов-консультантов, но не все из них имеют лицензии.

Как и в нашей стране, консультанты зачастую занимают некую непонятную должность, которая включает, в том числе обязанности консультанта. Например, школьные консультанты обязаны заниматься обучением и имеют массу других должностных обязанностей (как например у нас - бегать в КДНиЗП). В связи с чем, общество не до конца понимает кто такие консультанты и зачем они нужны.

В Китае психологи сталкиваются и с рядом культурно-специфических проблем. Например, клиенты не всегда понимают по какой причине они должны видеться с терапевтом каждую неделю и почему не могут пригласить его на чашечку кофе, если он нравится им. Здесь стоит помнить, что психотерапия именно западная практика, которая не всегда соответствует традициям Востока.

В стране также возникла проблема (свойственная и России) не принятия пожилыми людьми психотерапии. Пожилые люди с удовольствием принимают лекарства даже тогда, когда можно было бы без них обойтись и просто не понимают, зачем нужна психотерапия и чем она может помочь. Молодые же в свое время наоборот более склонны к посещению психотерапевта, нежели чем к приему медикаментов. Практики также жалуются, что среди клиентов психотерапия зачастую воспринимается не более чем, как альтернативный метод коррекции психических расстройств.

В психотерапевтической практике, китайцы по их же мнению стараются отойти от традиционных западных идей - создания сильной личности и акцента на ней. Вместо этого они интересуются личностью в социальном контексте и преодолением своих слабых сторон.

Теперь вкратце про методы работы.

Морита терапия

Морита терапия это одно из традиционных направлений ранних форм психотерапевтической помощи в Китае, хотя сам метод родом из Японии. Метод был создан на основе идей дзен-буддизма японским психиатром Семой Морита после того как он изучил психоанализ Фрейда.

Тот самый японский психиатр Морита Сема

Морита предложил достаточно банальный способ психологической помощи человеку - изолировать клиента на несколько недель в одиночестве, после чего занять трудотерапией. Естественно вся процедура проводилась в клинических условиях. Благодаря Морита терапии пациент должен был понять, что его проблемы являются частью жизни и стоит принять их. Метод Морита был известен на Западе и позитивно воспринимался Карен Хорни и даже Альбертом Эллисом. Кстати с идеями Эллиса Морита терапия конфликтует напрямую, так как в ней считается, что чувства неконтролируемы, в отличие от действий. Также стоит отметить, что Морита терапия на данный момент вышла за рамки клинического применения и переросла в некое подобие общественного движения и применяется в групповых и индивидуальных формах.

Имеется и еще ряд "местных" модальностей терапии, которые с моей точки зрения больше походят на конкретные методики, нежели чем на полноценные модальности, например, терапия с элементами Цигун-практики.

Даосистская когнитивная терапия

Также в китайскую психотерапию начинает проникать философия даосизма (что с моей точки зрения только плюс). Ряд исследователей отмечают, что истоки того, что мы сегодня называем психотерапией, можно найти в ряде древних китайских трактатов. На протяжении истории Поднебесной, целителями активно применялся ряд методик, которые в измененном виде сегодня используются, например в когнитивной и поведенческой модальности терапии. Одна из самых известных методик, применявшихся китайскими целителями, это использование одной эмоции в целях контроля другой.

Даосизм является ключевой для китайцев религией, выросшей за ее рамки. Это общественное социальное учение, по мнению китайцев, лучше всего раскрывает внутренний мир людей в Поднебесной. Именно отсутствие идей Дао в психотерапии, с точки зрения китайских специалистов, привело к частичному неприятию западных методов. Но в Китае пошли очень простым путем объединения американских и европейских методов с местной философией и традициями.

Соединение Дао и идей когнитивной терапии сводится к изменению протоколов работы. Например, широко известная ABC-модель эмоционально-рациональной терапии была заменена на более подходящую. Если не вдаваться в подробности то изменения носят скорее формальный характер, за исключением элемента "D" (в оригинале, например у Эллиса, это элемент спора, диспута с иррациональными убеждениями), который естественно стал Даосизмом. Подробнее - .

Я привел пример связанный с когнитивной терапией не просто так. Китайские практики считают, что именно эта модальность терапии лучше всего подходит в их стране, так как это директивный метод, ориентированный на достижение цели. Что например нельзя сказать про психоаналитическое консультирование. Однако и психоанализ принимает свои "местные" формы в Китае, как впрочем, и все другие распространенные направления. Например, еще есть такие штуки, как: Шудао терапия и когнитивная инсайт терапия.

Заключение

В посте вы можете найти много общего с историей практики в России. Но несмотря на запрет психологии и страсть китайцев к народным методам, в стране была реализована полноценная система психологической помощи и сертификации. Это не может не радовать. Однако цены на консультантов там минимальны и вообще не понятно как они выживают. Не говорит ли это о том, что через несколько десятков лет нашими основными конкурентами станут китайцы, открытые к любым методам, готовые работать за копейки и имеющие государственный сертификат?

P.S. Кстати. я никак не дойду до написания поста про клиники реабилитации для зависимых от компьютеров. А такие клиники получили громадное распространение в Китае. Так что в блоге будет минимум еще один пост, частично посвященный этой чудесной стране.

). Сейчас мне хочется посвятить себя писательскому делу, если можно так выразиться, но и о психологии тоже не забываю. Иногда ко мне обращаются за консультациями, а я сама стараюсь быть в курсе свежих трендов в науке.

Для вас составила ТОП-10 лучших книг по психологии + 1 книга бонусом (не смогла пройти мимо). Это подборка для тех, кто хочет познать себя, узнать больше о психологии человека и просто быть счастливым.

Надо сказать, люди устроены удивительным образом. Эмоции, интеллект, поступки и отношения, карьера, общение и воспитание детей, личность, мечты и творчество - это лишь малая часть того, что изучает загадочная наука о душе. Давайте разбираться, что к чему 😉

Почему мы ошибаемся

На перекрестке правши чаще поворачивают направо, а левши - налево. В 90% автокатастроф виноваты люди. Эксперты НАСА ошибаются в расчетах. Почему? Эта книга расскажет, как мы попадаемся в ловушки мышления, и научит не наступать на одни и те же грабли.

Психология

Самый простой в мире курс психологии. Никаких скучных теорий! Только увлекательные идеи, поразительные эксперименты и неизвестные факты из жизни великих психологов.

Путь к процветанию

Выдающийся психолог современности Мартин Селигман - основоположник позитивной психологии: он изменил к лучшему не одну тысячу жизней. Слова профессора позитивной психологии обладают магическим свойством - дают силы, излечивают и вдохновляют. Для тех, кто хочет стать счастливым.

Вся правда о неправде

Вы хотите знать, почему и как мы обманываем? Во всех культурах люди делают одно и то же - врут себе и о себе: это может быть маленькая ложь во спасение или крупная афера. Книга полезна каждому, кто хочет посмотреть на себя со стороны и поразмышлять на тему правды и лжи.

Уверенность в себе

Элис Мьюир - опытный психолог, тренер и коуч по личностному росту. Она уверена: уверенность в себе прекрасно развивается. Тесты и упражнения из книги помогут повысить самооценку, производить хорошее впечатление и лучше противостоять стрессу.

Подарок моря

Когда переворачиваешь последнюю страничку, становится немного жаль - кажется, что возвращаешься из отпуска у моря, где царит спокойствие и благодать. Это книга о душевной гармонии, поисках себя и самых важных вещах в жизни - отношениях, любви, обязательствах и семье, искренности, заботах и творчестве. Неоднократно переиздается с 1955 года.

Психология мотивации

Почему один человек рискует, а другой прячет голову в песок? Отчего кто-то настроен позитивно, а кто-то воспринимает любую мелочь как трагедию? Книга по психологии для тех, кому интересна природа человеческого поведения и способы влияния на чужой выбор.

Призвание

Вы не думали о том, что можете достичь большего? Никогда не поздно найти свое призвание. Множество историй и примеров из жизни продемонстрируют, что каждый человек талантлив. Нужно лишь понять, кто ты есть на самом деле. Книга-маяк для тех, кто заплутал в дороге к своей мечте.

Эмоциональный интеллект. Российская практика

О том, как сделать эмоции своим союзником. Наши чувства и эмоции - прекрасный инструмент, который может помочь прийти к успеху в отношениях, личной жизни и карьере. Научит управлять своими и даже (немного) чужими эмоциями.

И, конечно, обещанный бонус. Одиннадцатая книга в ТОП-10 книг по психологии. Звучит странновато, согласна, но я просто не могла обойти вниманием эту книгу.

Мудрость Ганди

На самом деле Махатма - это не имя, а титул. Он означает «великая душа». Конечно, Ганди совсем не психолог. Но насколько далеко отстоят друг от друга психология, философия и духовное лидерство? Горячо рекомендую прочесть «Мудрость Ганди». Это самая что ни на есть книга по практической психологии, которая преподает нам важные уроки жизни.

И еще. Если х отите первыми узнавать о книжных новинках МИФа, получать письма с полезными советами и хорошими скидками, подписывайтесь на нашу рассылку по саморазвитию . До встречи!

Китайский менталитет — сакральная фраза, объясняющая многое, если не всё в поведении китайских друзей, коллег, партнеров и даже просто прохожих на улице. Однако прошли времена, когда это словосочетание произносили с придыханием и чувством безысходности. Современная китаистика активно изучает психологию китайцев, их эмоции и даже мечты. Редакция Магазеты выбрала четыре книги, которые помогут вам чуть лучше понять, что движет нашими китайскими современниками и определяет их поведение.

Оксфордский справочник по китайской психологии

Год издания: 2010

Редактор: Майкл Харрис Бонд

Классическое издание по китайской психологии университета Оксфорда включает подборку публикаций по самым разных вопросам: от проблем социализации в современном Китае до особенностей китайского потребления. Большинство авторов работ являются китайцами по происхождению, хотя и ведут исследования в британских и американских университетах. Идеальное издание для первого знакомства с китайской психологией.

Понимание эмоций в китайской культуре

Год издания: 2015
Издательство: Springer

Доктор Луиза Сундарараджан защитила две диссертации: по истории религий в Гарварде и по психологическому консультированию в Бостонском университете. В последние годы ее исследование сфокусированы на межкультурной психологии, в частности, на особенностях эмоций в Китае. В книге она рассматривает влияние конфуцианской, даосской и буддийской культур на китайскую психологию: от особенностей интимного общения до . Книга далеко не самая прозрачная для понимания, с частыми отсылками к классическим текстам, скорее подходит для вдумчивого чтения, чем для быстрого просмотра.

Нормальное и патологическое поведение в китайской культуре (2 тома)

Год издания: 1981
Издательство: Springer Science+Business Media Dordrech
Редакторы: Артур Кляйнман и Линь Цзунъи

Еще одно классическое издание, которое переиздается с 1981 года. Включает публикации по самым разным темам. Здесь и клинические исследования, и исторические обзоры. Но прежде всего фокусируется на , от сумасшествия в китайской традиционной медицине до отклонений в семейных отношениях в сельских районах Тайваня. Так как большинство исследований проводились в 70-е годы, лишь некоторые из них затрагивают современный материковый Китай.

Доктор Артур Кляйнман, один из редакторов издания, является ведущим специалистом по психическим заболеваниям, прежде всего, по уникальным синдромам, свойственным лишь представителям восточно-азиатской культуры (например, синдром коро, страх западания полового члена в брюшную полость и связанный с этим страх смерти).

Доктор Линь Цзунъи (1920-2010) был одним из ведущих специалистов по психическим заболеваниям в мире. Он занимал должность директора департамента психиатрии при Международной организации здравоохранения, а также был почетным президентом Всемирной федерации психического здоровья.

Китайские мечты: 20 образов будущего

Год издания: 2013
Издательство: Oxford University Press

Текущая страница: 1 (всего у книги 25 страниц) [доступный отрывок для чтения: 17 страниц]

Николай Алексеевич Спешнев
Китайцы: особенности национальной психологии

В оформлении издания использованы работы писателя и художника Фэн Цзицая

Введение

К многочисленным характеристикам любой цивилизации, помимо таких традиционно упоминаемых факторов, как этнография, история, материальная и духовная культура, включая философию, язык и литературу, а также многое другое, следует отнести в первую очередь национальную психологию, или психический склад, и этническое сознание нации как определяющие компоненты этнопсихологии, формирующие ту или иную цивилизацию.

Человечество едино, но у его представителей, принадлежащих к разным цивилизованным ареалам, различны не только языки, но и системы ценностей, символов, психологические установ ки, ассоциативное мышление, юмор, а следовательно, нравы и многое другое .

Эти факторы особенно важны там, где мы имеем дело с национальной психологией народов Востока, – по той причине, что именно по условной границе Восток – Запад проходит основная линия разграничения этнопсихологических стереотипов, незнание, непонимание которых делает общение между народами, проживающими по обе стороны указанной «границы», затрудненным, а порой и просто невозможным.

Специфические способы восприятия и понимания членами этнической общности (или этнофорами) различных сторон окружающей действительности, передающиеся из поколения в поколение, зависят в первую очередь от психического склада этноса, в котором, в свою очередь, следует различать этнический характер, этнический темперамент, этнические традиции и обычаи.

В характере любого народа представлена совокупность личностных свойств человека как вида, однако структура и степень выраженности этих свойств являются специфичными, что и отражено в характере этноса. Этнический характер и специфичен, и типичен одновременно, поскольку это своеобразное, специфическое соотношение тесно связанных психологических качеств, каждое из которых по отдельности типично для человека, как такового.

Китайская цивилизация всегда представляла собой огромный интерес для других народов. При этом цивилизация понимается как синоним культуры; как уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры; как ступень общественного развития, следующая за варварством.

Срединное государство, или Поднебесная, привлекала обывателя прежде всего своей экзотикой. В. М. Алексеев отмечал, что «экзотика как отрицательное понятие есть элемент чужой культуры, не усваиваемый, существующий в явочном порядке и производящий досадное раздражение. Для обывателя экзотика все то, что смешно и странно, причудливо, карикатурно в других. Экзотика есть прежде всего нечто “вне” нас, малоизвестное, малопонятное или вовсе непонятное» . Такого рода побасенки, как «китайцы пьют китайский чай, читают китайскую грамоту, ездят в паланкине и любят бамбуковые палки по пяткам», о которых пишет В. М. Алексеев, правда, уже в иных вариациях, к сожалению, присутствуют в головах у некоторых и ныне. Поэтому я постараюсь подойти к поставленной задаче не как обыватель, а как ученый. Синолог должен рассеивать мнимую экзотику, как болезненный и опасный мираж. Рассуждения на темы «загадочная душа», «Восток – дело тонкое» и т. п. скорее всего интересны лишь обывателю.

В прежние времена Китай рассматривался империалистическими державами как колония, богатая ресурсами и дешевой рабочей силой. В наше время Китай стал одной из наиболее динамично развивающихся стран, что заставляет многих ученых исследовать китайское «экономическое чудо». Более того, являясь единственной древней культурой, дожившей до ХХI в., Китай и его народ не могут не представлять интереса для всестороннего изучения.

Совершенно очевидно, что исследование основ психологии китайцев и других факторов, традиционно обозначенных как статические и динамические компоненты этнопсихологии, необходимо для более полного понимания многих проблем. Вне сомнения, некоторые традиционные взгляды или толкования, принятые, скажем, в аналитических трудах по китайской философии, литературе и искусству, могли бы получить совершенно иную интерпретацию.

Подход к изучению психологии может носить гуманитарный или естественный (с точки зрения естественных наук) характер.

Гуманитарный подход предполагает наблюдение за обычной жизнью этнофора, анализ его речи, исследование привычек и обычаев, государственной системы, закона, образования, истории, культуры во всех ее проявлениях – в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее объективными методиками, безусловно, следует считать тестирование и анкетирование по заранее разработанной программе.

Мы в наших рассуждениях будем опираться главным образом на многочисленные материалы, опубликованные как в Китае, так и за его пределами, в которых психология китайцев рассматривается с самых разных сторон. Вместе с тем многое из того, что изложено в этой книге, основано на многолетних наблюдениях автора, прожившего в Китае более двадцати двух лет и получившего свое второе воспитание в 30–40-е гг. ХХ в. в китайском коллективе в Пекине.

Глава 1
К истории вопроса

Вопросы, связанные с психологией народов, интересовали многих ученых различных эпох, начиная с древнейших времен и до сегодняшних дней. Их внимание привлекали в первую очередь те факторы, которые в той или иной мере могли оказывать влияние на становление национального характера.

Первые исследователи этнических различий, их влияния на быт и культуру народов, на жизнедеятельность людей связывали психологию народа с климатическими условиями разных географических сред. Гиппократ, в частности, отмечал этот момент в своем труде «О воздухах, водах, местностях». Однако по-настоящему глубокий интерес к этнической психологии начинается с середины ХVIII в. и обусловлен развитием общественных отношений, экономическим прогрессом, обострившим политическую и национальную самостоятельность. Более четкие очертания приобрели специфика национального образа жизни, национальная культура и психология. Вопросы единства культуры народа, его духовно-психологической общности заняли определенное место в науке. К этой теме неоднократно обращались Ш. Монтескье, И. Фихте, И. Кант, И. Гердер, Г. Гегель.

Ш. Монтескье, как и многие другие авторы, считал, что дух народа есть результат воздействия климата, почвы и рельефа местности, которое может быть непосредственным и опосредованным. Людьми управляют многие факторы: климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; и как результат всего этого формируется общий дух народа.

Французский философ эпохи Просвещения К. Гельвеций в книге «О человеке», в разделе «Об изменениях, происшедших в характере народов, и о вызвавших их причинах», пишет: «Всякий народ имеет свой особый способ видеть и чувствовать, который образует его характер, и у всех народов характер этот изменяется либо внезапно, либо постепенно в зависимости от внезапных или незаметных изменений, происшедших в форме правления и, следовательно, в общественном воспитании». Именно Гельвецием заложены многие научные принципы понимания сущности национального характера, такие, как принципы развития, социальной обусловленности, равенства народов.

Английский философ Д. Юм свою позицию сформулировал в работе «О национальных характерах». Он считал, что существуют некие физические факторы, которые формируют национальный характер. Так, природные условия жизни (воздух, климат) определяют характер, темперамент, традиции труда и быта. Однако главными все же являются социальные факторы. К таковым относятся форма правления, социальные перевороты, изобилие или нужда, в которой живет население, положение нации по отношению к своим соседям. По Юму, национальный характер формируется на основе двух факторов: во-первых, духовного сближения профессиональных групп общества, во-вторых, экономико-политических закономерностей.

И. Кант в работе «Антропология с практической точки зрения» определяет такие понятия, как «народ», «нация», «характер народа». По Канту, народ – это объединенное в той или иной местности множество людей, составляющих одно целое. Когда такое множество ввиду общего происхождения признает себя объединенным в одно гражданское целое, оно называется нацией. Каждый народ обладает своим характером, проявляющимся в эмоциональном переживании (аффектации) в отношении и восприятии другой культуры. Основой национального характера служат природные черты предков, т. е. то, что передается от поколения к поколению. «При изменении места проживания, форм правления характер народа чаще всего не изменяется – происходит приспособление к новым условиям, в языке, роде занятий, одежде сохраняются следы происхождения, а следовательно, и национального характера» .

Г. Гегель в «Философии духа» рассматривает проблемы характера наций и рас. Им решены некоторые методологические вопросы. Так, он выступал против отождествления характера и темперамента, утверждая, что они различны по содержанию. Если национальный характер – черта национальной общности, то темперамент – черта индивидуума. Гегель считал, что далеко не все народы могут быть носителями духа, т. е. играть всемирно-историческую роль.

Такая идеалистическая интерпретация национального характера и учение о народном духе оказали большое влияние на более поздние этнопсихологические концепции.

В 1859 г. Х. Штейнталь и М. Лацарус издают книгу «Мысли о народной психологии». Народный дух, по их мнению, носит полумистический характер. Авторы не могут определить соотношение динамического и статического компонентов в народной психологии. Тем не менее в их взглядах много позитивного, особенно в постановке и решении методологических проблем создаваемой ими науки. Это, в частности: а) познание психологической сущности народного духа и его деятельности; б) открытие законов, по которым совершается внутренняя духовная деятельность человека; в) определение условий возникновения, развития и исчезновения представителей того или иного народа. Основными источниками познания, по мнению авторов, являются продукты народного духа: язык, мифы, религия, искусство, нравы, обычаи и в целом история народа.

Наиболее разработанной является этнопсихологическая концепция В. Вундта. Теория психологии народов возникла из его идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии и необходимости изучения социально-психологических закономерностей функционирования социальных общностей и всего общества. Душа народа не простая сумма индивидов, а их связь и взаимодействие, что определяет новые, специфические явления и своеобразные законы. Народная душа есть связь психологических явлений, совокупное содержание душевных переживаний, общие представления, чувствования и стремления. Ее следует изучать методом анализа конкретно-исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих основные области народной психологии. По мнению Вундта, язык идентичен уму (представлениям), мифы – чувствам, обычаи – воле в индивидуальной психологии. Он провел четкую грань между психологией народной (социальной) и индивидуальной. Вундт определил исторический характер коллективного сознания, ввел в его изучение исторический метод.

Современное положение западной этнопсихологии, по сути субдисциплины культурной антропологии, характеризуется рядом особенностей. Выступая в качестве междисциплинарной области знаний, этнопсихология включает в себя элементы таких наук, как этнография, антропология, психология, биология, психиатрия, социология, что накладывает отпечаток на способы анализа и интерпретацию эмпирических данных. Развитие западной этнической психологии в ХХ в. обусловили два важнейших фактора: стремление свести все проблемы к индивидуально-личностному аспекту и учет при этом философско-методологических пристрастий того или иного исследователя. Основной тенденцией стало совмещение психологии, ориентированной на «микропроблемы», т. е. ограниченные во времени и пространстве и связанные с неисторичными и внекультурными явлениями, и антропологии с ее «макропроблемами» исторического и эволюционного характера. К числу общих проблем относятся: особенности формирования национального характера, соотношение нормы и патологии в различных культурах, значение ранних опытов детства для формирования человеческой личности.

Американские этнологи Р. Бенедикт и М. Мид рассматривают аспекты этнического со значительным уклоном в психоанализ и экспериментальную психологию. Этнопсихологи стали использовать положение З. Фрейда о том, что взаимосвязь культуры и личности можно вывести из невротических состояний субъекта. Возникло понятие «основной личности», характеризующее существенные черты индивидов различных этнических групп. К параметрам «основной личности» были отнесены: техника мышления, чувства, своего рода усредненный характер отдельной культуры, рассматриваемые как существенные признаки исследуемого народа. Р. Бенедикт сделал вывод о существовании различных стандартов «нормальности» в этнокультурах.

Американский исследователь Г. Деверо в книге «Этнопсихоанализ» утверждает, что этнопсихоаналитический подход связан с изучением генезиса и значения агрессивности и других психологических состояний (тревога, страх, привязанность, одиночество) в различных этнических общностях, невербальных коммуникаций, эмоциональной сферы этнофора, специфики и функций ритуала как особого типа этнического взаимодействия. По мнению американского этнопсихолога А. Бандуры, агрессивное эмоциональное состояние – это явление, имеющее этносоциальное происхождение.

Другое направление западной этнопсихологии связано с изучением личности в различных культурах. Так, сравнительное исследование этнических групп (Г. Роршах, Э. Блеки) позволило сделать вывод о существовании «модальной личности» – личностного типа, к которому относится наибольшее число взрослых членов данного общества. Это не конкретный, а некоторый «средний», обобщенный этнофор. Распространение получила концепция мультимодальной нации: каждая нация представлена не одной модальной личностью, а несколькими, что позволяет выделять «характеристики нации» как коллектива.

Дж. Хониман (США) считает, что главной задачей этнопсихологии является исследования того, как индивид действует, мыслит, чувствует в условиях конкретного социального окружения. Дж. Хониман вводит понятие «модель поведения», которое определяет как закрепленный индивидом способ активного мышления или чувствования (восприятия).

Наибольшее число исследований было проведено представителями социально-психологического направления. В современной западной этнопсихологии изучение проблем взаимодействия этнофоров из разных этнических групп чрезвычайно актуально. Особый акцент делается на изучении этноцентризма, расизма и национализма. Важнейшими в этом направлении являются проблемы смены этнического самосознания и этнической принадлежности, прекращения существования этноса, растворения одной этнической общности в другой. Американские ученые подходят к этой проблеме с точки зрения так называемой «теории факторов», в которой этническое сознание рассматривается как набор компонентов, или взаимосоотносящихся переменных. Например, отношение того или иного этнофора к другим этносам и даже к своему этносу объясняется посредством таких факторов, как страх, неудачи, ригидность, авторитаризм, отчуждение, борьба за статус, консерватизм, конвенционализм и т. п. При этом делается ссылка на такие «фоновые» факторы, как образование, род занятий, религия, социальная мобильность, местожительство.

У. Самнер (США) указывает на одну из проблем этнической идентификации – этноцентризм. Этноцентризм – это взгляд, согласно которому собственная группа является центром всего, а все остальные шкалируются и оцениваются в сопоставлении с ней, причем нередко обычаи чужой группы вызывают презрение.

Большинство концепций межэтнического взаимодействия можно классифицировать в зависимости от того, какие аспекты этнической идентификации берутся за основу теоретической модели: целевые, адаптационные, интеграционные или латентные. «Целевая модель» предполагает наличие у индивида набора установок на то, каким он должен быть. «Адаптационная (социальная) модель» соответствует тому, как личность идентифицирует себя через отношения с другими. «Интеграционная (персональная) модель» соответствует тому, как личность идентифицирует себя посредством уникальности только ей свойственных признаков. «Латентная модель» учитывает то, что личность означает для себя.

В России этнопсихологические исследования первоначально были делом литераторов, этнографов и языковедов. Стремление к формированию общественного мнения, к воспитанию национального достоинства, к противодействию «офранцузиванию» русской знати можно увидеть в публикациях Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, А. Н. Радищева.

Преемниками идей просветительства в первой четверти ХIХ в. стали декабристы. Вслед за Радищевым декабристы считали, что крепостное право есть унижение национального достоинства всякого русского. Во взглядах П. Я. Чаадаева скептицизм и неприятие исторического прошлого русского народа сочеталось с верой в его особое предначертание, мессианскую роль России в будущем Европы.

К. М. Бэр, возглавлявший этнографическое отделение Русского географического общества, считал, что главной задачей является изучение умственных способностей народа. По его мнению, необходимо исследовать способ жизни народа, его нравы и предрассудки, религию, язык, сказки, песни, музыку. В рамках Географического общества в конце 1840-х гг. было положено начало новой отрасли психологии – народной психологии. Спустя десятилетие в Германии под редакцией Лацаруса и Штейнталя стал выходить «Журнал народной психологии и языкознания», публикации которого считаются краеугольным камнем этнической психологии в Западной Европе. Работы Русского географического общества в области «психологической этнографии» привели к обоснованию объективного, «положительного» метода в психологии, который заключался в изучении продуктов духовной деятельности людей – памятников культуры, фольклора, верований.

Другое направление было связано с языкознанием. Здесь язык выступал как основа единства психического склада того или иного народа. Основой народной психологии является язык, и он обусловливает существование этнических общностей. Отсюда психологическое направление в языкознании, восходящее еще к работам В. Гумбольдта. Изучение структуры слова А. А. Потебня сочетал с психологическим исследованием мышления, поскольку происхождение языка считал явлением чисто психологическим. По мнению Д. Н. Овсянико-Куликовского, ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков, он «интернационален».

Г. Г. Шпет считал, что психология должна рассматривать субъекта в его социальных объективациях, где субъективное содержание объективируется в самих произведениях человеческой культуры.

Советский период можно разделить на несколько временных отрезков.

1) Первые годы советской власти. В этот период важной для страны была проблема национального взаимодействия. В те годы еще не было серьезной этнической разработки национальной политики.

2) 1930–1950-е гг. В этнопсихологии как науке произошло утверждение марксистского методологического принципа. В основу этого принципа были положены работы И. В. Сталина.

3) 1960-е гг. Особое внимание было направлено на различные аспекты сотрудничества и дружбы народов. Впервые были проведены массовые опросы и использован метод анкетирования.

4) 1970-е гг. Период конкретного социологического изучения наций и народностей, национальных отношений. Ю. В. Бромлей считал, что межнациональные отношения следует изучать как явление социально-психологического характера. Делались первые шаги в изучении процесса формирования национального самосознания. Этому посвящены работы М. Н. Губогло «Языковые контакты и элементы этнической идентификации» (1973), Г. В. Старовойтовой «К исследованию этнопсихологии городских жителей» (1976), А. А. Кожанова «Внешность как фактор этнического сопоставления» (1977).

В данном разделе автор частично использовал материал по истории этнической психологии, подготовленный на факультете социологии СПбГУ и представленный в статьях А. О. Бороноева, Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова, а также С. Д. Гуриевой, опубликованных в книге «Введение в этническую психологию» (СПб., 1995).

К общетеоретическим проблемам этнопсихологии в Китае всерьез стали относиться лишь в последние несколько десятилетий. А работы китайских исследователей, посвященные особенностям национального характера китайцев, впервые появились лишь сто лет назад. Эти работы подробно рассматриваются в главе 3.

Oxford Handbook of Clinical Specialties

THIRD EDITION

J.A.B. COLLIER,

J.M. LONGMORE, and J.H. HARVEY

Oxford New York Tokyo

OXFORD UNIVERSITY PRESS

Дж.А.Б. Кольер Дж.М.Лонгмор Дж.Г. Харвей

Оксфордский справочник для клиницистов

Перевод с английского

д-ра мед. наук М.В.Неверовой, д-ра мед. наук А.В. Кухтевича, д-ра мед. наук профессора А.В.Сучкова

МОСКВА "МЕДИЦИНА" 2000

УДК 616.1/. 8 (035) ББК 53.5 К60

Издание рекомендовано для перевода чл.-корр. РАМН, д-ром мед. наук, профессором, лауреатом Государственных премий СССР НА. МУХИНЫМ, заведующим кафедрой терапии и профболезней Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова.

Кольер Дж.А.Б., Лонгмор Дж.М., Харвей Дж.Г.

К60 Оксфордский справочник для клиницистов: Пер. с англ. - М.: Медицина, 2000. - 992 с.: ил. ISBN 5 -225-00630-2 ISBN 0-19-262116-5

Третье издание книги «Оксфордский справочник для клиницистов» содержит обширную информацию по таким областям медицины, как акушерство, гинекология, педиатрия, психиатрия, травматология, офтальмология, анестезиология. Отдельная глава посвящена некоторым проблемам, с которыми сталкивается врач общей практики. Книга имеет практическую направленность, в ней буквально продиктована последовательность действий врача в процессе обследования и лечения больного.

Данное издание предназначено для терапевтов, врачей общей практики и широкого круга специалистов.

ББК 53.5

ISBN 5-225-00630-2 © J.A.B. Collier and J.M. Longmore, 1990; ISBN 0-19-262116-5 J.A.B. Collier, J.M. Longmore, and

J.H. Harvey, 1991.

© M.B. Неверова, А.В. Кухтевич, А.В. Сучков, перевод на русский язык, 2000

Перевод книги «Oxford Handbook of Clinical Specialties» 3ed публикуется no соглашению с издательством Oxford University Press при содействии фонда British Council Translation Fund.

Оглавление
Пре д и сл ови е к третье му издани ю

Подобно коралловым рифам, искусство медицины очень медленно - сантиметр за сантиметром - накапливает крохотные живые частички знаний, причем в нынешнем третьем издании справочника содержатся сотни таких новых частичек и первые общие очертания нового континента (нового для данной серии оксфордских справочников) под названием «анестезия». Разумеется, мы всегда знали о существовании этой области медицины, ио наши знания не были непосредственными, а опыт в этой сфере был таким ограниченным н локальным» что мы даже не пытались включить эту проблему в предыдущие издания. Именно поэтому с такой признательностью мы откликнулись на любезное предложение д-ра Josephine Fagan написать для нас соответствующую главу.

Д-р Josephine Fagan является победителем нашего конкурса медицинского редактора за 1989 г. Она приняла участие в подготовке издания 1991 г. Работая с ней, мы не только получили большое удовольствие, но и приобрели много новых знаний. Ее вклад ощущается во всех разделах книги, но особенно он велик в главе «Гинекология», которая полностью ею переработана.

В тематику данного издания включено множество новых вопросов. Это, например, пренатальная диагностика (с. 216), рекомендации родителям в случае мертворождения (с. 178), незначительные проблемы со здоровьем у новорожденных (с. 288), вскармливание младенца из рожка (с. 232), позднее развитие речи у ребенка (с. 264), беседа с родителями о смертельном заболевании у ребенка (с. 414), полезные советы человеку, чей родственник страдает слабоумием (с. 458), коды Рида (с. 530), проблемы в связи с программами скрининга (с. 540), альтернативная медицина (с. 570), пригодность к вождению транспортных средств (с. 584), борьба с ожиреиием (с. 590), карты регистрации роста и массы тела у взрослых (с. 592), статистика направления больных к специалистам врачами общего профиля (с. 586), офтальмоскопия (с. 597), диагностика косоглазия (с. 606), лечение изъязвленной роговицы (с. 622), получение и приготовление антибиотических глазных капель (с. 652), тонический блефаро-спазм (с. 656), повреждения мягких тканей (с. 808), несчастный случай с ребенком (с. 827), вертолетная транспортировка (с. 835), вдыхание дыма (с. 847), стихийные бедствия (с. 900), огнестрельные и другие проникающие ранения (с. 904).

Небольших изменений в данном издании слишком много, чтобы их можно было подробно перечислить, но целесообразно отметить следующие.

Акушерство: плацента (с. 98), физиологические изменения у беременной женщины (с. 100), критерии регистрации (с. 120), антенатальная помощь (с. 124), эклампсия (с. 126), задержка внутриутробного развития (с. 136), кровотечение в предродовом периоде (с. 140), отбор проб ворсин хориона (с. 216), окрашивание околоплодных вод меконием (с. 168), кесарево сечение (с. 172), послеродовое кровотечение (с. 182), эмболия околоплодными водами (с. 188), спинальный паралич Эрба (с. 190), материнская смертность (с. 214).

Педиатрия: вакцинация (с. 282-283), ребенок поздно иачал самостоятельно ходить (с. 260), противопоказания для грудного вскармливания младенца (с. 230), дозы парацетамола (с. 284), больной новорожденный (с. 314), больной ребенок и ребенок с лихорадкой (с. 326), дегидратация (с. 328), менингит (с. 338-342), неотложная помощь при диабете (с. 348), астма (с. 358), респираторные инфекции (с. 368), внезапная смерть младенца (с. 382).

Психиатрия: попытки избежать зависимости от госпитализации (с. 433), причины депрессии (с. 442), ваше собственное психическое заболевание (с. 438), попытка самоубийства (с.