Услуги литературного редактирования текстов. Стоимость редактуры. Редакторское бюро. Литературное редактирование

Литературное редактирование – исправление в тексте логических и стилистических ошибок, проверка словоупотребления и приведение текста к единому стилистическому знаменателю.
В задачи литературного редактирования входят:
  • исправление стилистических неточностей: несогласованности, тавтологии, неправильного употребления слов, нарушения стиля и литературных норм;
  • проверка логики изложения;
  • терминологическая унификация.

РАСЦЕНКИ на литературное редактирование

Стоимость литературного редактирования >>> у разных исполнителей может значительно отличаться, к тому же стоимость работ сильно зависит от объёма заказа.
хОРОШИЕ редакторы, как правило, запрашивают цену в пределах 100-150 руб. и более за 1000 печатных знаков текста.

СКИДКИ, НАЦЕНКИ
Огромные СКИДКИ авторам произведений – 20% и более в зависимости от объема текста.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ на редактирование и корректуру диссертаций >>> .
НАЦЕНКА за редактирование переводов, текстов с пониженным уровнем грамотности и текстов тех
авторов, для которых русский язык не является родным или часто используемым + 50%.
НАЦЕНКА за СРОЧНОСТЬ (внеочередно, в ночное время, в выходные и праздничные дни) + 50%.

Оплатить услуги редактирования и корректуры текста можно способами:
– Яндекс.Деньги, Киви, Анелик, Контакт, Юнистрим, Western Union, перевод на карту или счет Сбербанка.


Для чего требуется художественное редактирование?

Стиль и грамотность текстов – важная часть реноме компании, её образа в глазах клиентов и партнёров. Если какие-то слова в разговорной речи и выглядят гармонично, то в научном или деловом тексте они могут быть абсолютно недопустимы.
При виде ошибок и стилистических неточностей у человека в голове неизменно возникает вопрос: «Разве могу я доверять банку (страховой компании, медицинскому центру и т. д.), сотрудники которого не способны грамотно писать на родном языке?» Поэтому экономия на редактировании текстов, как правило, оборачивается потерей клиентов.
Кроме того, текст должен быть понятен читателю. Поэтому в задачи художественного редактора входит «перевод» текста на язык той аудитории, к которой обращается автор.


Почему литературное редактирование – дело профессионалов?

Опыт показывает, что выдержать текст в едином стиле чаще всего оказывается не под силу даже профессионалам пера. Журналисты и копирайтеры в первую очередь концентрируются на смысловой составляющей текста, а не на стилистике.
Чтобы создать красивый и легко читаемый текст, необходимы не только знания норм русского языка, но также чувство стиля и богатый опыт подобной работы. Литературный редактор должен быть абсолютно грамотным, очень внимательным и обязан понимать специфику и назначение текста.
Одному человеку слишком трудно совмещать несколько обязанностей и при этом поддерживать высокое качество работы во всех сферах. Поэтому и существует профессия литературного редактора, который помогает авторам добиться безупречной грамотности и стилистической формы.

Литературный редактор – что за герой?

Кто такой литературный редактор? В первую очередь это всесторонне образованный человек, нередко – филолог, в совершенстве разбирающийся в одном или нескольких языках, с которыми и работает. Водится в основном в издательствах, хотя в последнее время услуга литературного редактирования становится популярной и в интернете – владельцы крупных порталов начинают понимать, что даже полному дилетанту приятнее читать грамотный текст.

Задача литературного редактора – сделать текст не просто грамотным и читабельным; для этого есть корректоры. Редактор кроме орфографических ошибок исправляет также логические, много работает со стилистикой, порядком и выбором слов, унифицирует терминологию – что особенно важно при редактуре иноязычного текста, переведённого несколькими исполнителями. Кстати, с переводами должен работать редактор, знающий язык оригинала – чтобы сверить исходник и результат.

В каком-то смысле литературного редактора можно назвать соавтором текста. Разумеется, он не вносит поправки в сюжет (если речь идёт о художественном произведении), никак не влияет на содержание текста технического. Но замысел, идею, концепцию книги именно литературный редактор зачастую делает понятной для широкого круга читателя. Один из редакторов охарактеризовал профессию коротко и ёмко: «Редактор придаёт сути форму». Ту правильную форму, через которую суть становится понятной без искажений.

А теперь задумайтесь: насколько важно передать верно суть в той же сфере бизнеса? Не правда ли, речь идёт о максимальной степени важности?

Разумеется, над деловыми текстами и без того трудится множество разных специалистов: журналисты и копирайтеры, пиарщики, рекламисты, переводчики. При этом настоящих профессионалов, тех, что «на вес золота», далеко не сто процентов. Тем больше на них, увы, приходится нагрузки, так как хорошие бизнесмены хотят, чтобы их текстами занимались лучшие в своём деле. В итоге количество текстов возрастает, но качество стремительно падает. Разумеется, опытный копирайтер вполне способен выдавать 1-2 десятка оригинальных идей в сутки, но получится ли у него чётко и ясно выразить каждую из них?

К сожалению, вряд ли. Поэтому и необходимы услуги редактора , который поможет расставить слова в том порядке, который лучше всего передаст основную мысль текста. Кроме того, благодаря редактору тексты элементарно станут более грамотными. Разумеется, автор хотя бы из уважения к себе непременно воспользуется как минимум программой проверки правописания, но есть такой факт, о котором многие забывают: стилистическая грамотность не менее важна.

Предлагая читателям по-настоящему грамотные тексты, вы демонстрируете уважительное отношение не только к ним, но и к себе самому, к собственному делу. Вы привлечёте больше клиентов, сторонников, читателей, поскольку теперь они смогут понять вас именно так, как вы того желаете. Разве недостаточно причин, чтобы обратиться за помощью к литературному редактору?..

И.Б. ГОЛУБ

Высшее образование

ЛЕКЦИЯ 1. 6

Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования. 7

2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс. 9

3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности. 11

6. Оценка логических качеств текста. 17

ЛЕКЦИЯ 2 20

Работа редактора над композицией произведения. 20

1. С чего начинается редактирование произведения 20

2. Особенности редакторского чтения рукописи 21

4. Особенности построения публицистических текстов 23

5. Работа редактора над устранением недостатков композиции 27

6. Практические задания для закрепления темы 30

ЛЕКЦИЯ 3 36

Проблема классификации функционально-смысловых типов речи. Редакторская оценка описания 36

1. Выделение функционально-смысловых типов речи 36

2. Описание. Общая характеристика 39

3. Описания в художественной речи и публицистике 43

4. Статические и динамические описания 45

5. Композиционное включение описаний в другие тексты 46

6. Практические задания для закрепления темы 47

ЛЕКЦИЯ 4 50

Редакторская оценка различных типов повествования 50

1. Повествование как функционально-смысловой тип речи 51

2. Сфера использования повествования в разных функциональных стилях и жанрах 51

3. Способы передачи последовательности событий, действий, явлений в повествовании 53

4. Эпические, сценические и биографические повествования 60

5. Практические задания для закрепления темы 63

ЛЕКЦИЯ 5 67

Критерии редакторской оценки рассуждения, объяснения, инструктирования. Сочетание разных типов речи в одном тексте 67

1. Определение рассуждения как фунционально-смыслового типа речи 67

2. Эксплицитная и имплицитная формы построения рассуждения 69

3. Умозаключение как основа рассуждения 71

4. Дедуктивный и индуктивный методы построения рассуждений 72

5. Разные формы рассуждений: доказательство (прямое и косвенное), объяснение 75

6. Объяснение как способ изложения материала 78

7. Определение, его виды 80

8. Инструктирование как особый способ организации текста 83

9. Сочетание разных типов речи в одном тексте 83

10. Практические задания для закрепления темы 84

ЛЕКЦИЯ 6. 88

Правка текста при литературном редактировании. Вычитка и сокращение текста 88

1. Правка текста в процессе литературного редактирования. Виды правки. 88

2. Правка-вычитка. 90

3. Корректурные знаки, используемые при разных видах правки. 91

4. Правка-сокращение. Общая характеристика этого вида правки. 100

5. Методика выполнения правки-сокращения. 101

6. Практические задания для закрепления темы. 104

ЛЕКЦИЯ 7. 108

Правка-обработка и правка-переделка в процессе литературного редактирования. 108

1. Общие требования к редактору, выполняющему правку-обработку. 109

3. Применение правки-обработки при редактировании текстов, принадлежащих к разным функциональным стилям. 116

Приступая к правке-обработке текста, литературный редактор должен учитывать особенности жанра. Одни требования предъявляются к литературной форме информационных жанров (заметка, репортаж, отчет, интервью), отличающихся некоторой сухостью, ограниченностью экспрессивных элемен­тов речи; иной подход – к стилю аналитических жанров (корреспонденция, статья, обзор, письмо, обозрение), характери­зующихся более свободным обращением с языковым матери­алом, широким привлечением разговорных средств, образной речи. И совсем особое отношение должно быть к редактиро­ванию художественно-публицистических жанров (очерк, за­рисовка, фельетон, памфлет), которые отражают своеобразие индивидуально-авторского стиля и нередко не терпят вмешательства литературного редактора. Обращение к таким сильным средствам эмоционального воздействия, как тропы, риторические фигуры, прямая и несобственно-прямая речь и другие, доступно лишь самому автору, который вряд ли согласится передать это право литературному редактору. 118

4. Правка-переделка. 122

Неотредактированный текст: 122

5. Практические задания для закрепления темы. 124

Неотредактированный текст 124

ЛЕКЦИЯ 8. 127

Работа редактора над лексикой рукописи. Оценка словоупотребления. Устранение лексических ошибок. 127

1. Слово – основа для понимания текста. 128

3. Анализ словоупотребления. Устранение лексических ошибок разного характера. 131

4. Употребление слова без учета семантики. Эвфемистичность речи. 132

Отредактированный вариант 132

6. Логические ошибки как результат неправильного словоупотребления. 134

7. Проблема лексической сочетаемости. 137

8. Речевая избыточность и ее проявление. 139

9. Речевая недостаточность. 143

Неотредактированный вариант 147

ЛЕКЦИЯ 9. 149

Критерии редакторской оценки лексической синонимии, антонимии, паронимии, парономазии. Стилистическая оценка многозначности слов и явления омонимии. 149

1. Лексическая синонимия – источник богатства и выразительности русского языка. 150

2. Стилистические функции синонимов в тексте. 151

3. Ошибки при употреблении синонимов в речи. 154

4. Лексическая антонимия как проявление системных отношений в русском языке. 156

5. Стилистическое использование антонимов в художественных и публицистических текстах. 158

6. Ошибки при употреблении антонимов в речи. 161

7. Понятие паронимии и парономазии. 162

8. Стилистическое использование паронимов и созвучных слов. 163

9. Смешение паронимов. Ошибки, вызванные парономазией. 165

10. Стилистическая оценка многозначности слов и явления омонимии. 167

11. Ошибки, возникающие из-за употребления многозначных слов и омонимов. 170

12. Практические задания для закрепления темы. 171

Лекция 10. 174

Работа редактора с разностильной лексикой, используемой в публицистической речи. 174

1. Стилистическое расслоение русской лексики. 175

2. Использование разностильной лексики в публицистической речи. 179

3. Стилистическая оценка лексики ограниченного употребления. 182

4. Употребление терминов в научно-популярных текстах. 185

5. Псевдонаучность изложения. 186

6. Стилистическая оценка устаревших слов в публицистическом тексте. 187

7. Оценка канцеляризмов и речевых штампов. Речевые стандарты. 189

8. Практические задания для закрепления темы. 195

ЛЕКЦИЯ 11. 202

Критерии редакторской оценки иноязычных слов, неологизмов. 202

1. Приток иноязычных слов в русский язык. 202

2. Стилистическая характеристика заимствований. 205

3. Речевые ошибки, возникающие при употреблении иностранных слов. 207

4. Стилистическая правка текстов с неоправданным употреблением иностранных слов. 211

5. Состав неологизмов в современном русском языке. 218

6. Стилистическая оценка новых слов. 224

7. Отказ от употребления неологизмов при редактировании. 225

8. Практические задания для закрепления темы. 227

ЛЕКЦИЯ 12. 230

Работа редактора над фразеологическими средствами языка. 230

1. Основные типы фразеологических единиц русского языка, их экспрессивность. 231

2. Особенности строения и употребления фразеологизмов. 234

3. Стилистическое использование фразеологизмов журналистами 235

4. Фразеологическое новаторство журналистов и писателей 237

5. Речевые ошибки при употреблении фразеологизмов 241

6. Анализ стилистической правки ошибок, связанных с употреблением фразеологизмов 245

7. Практические задания для закрепления темы 248

ЛЕКЦИЯ 13 255

Работа редактора над лексическими средствами образной речи 255

1. Понятие образности речи 255

2. Основные лексические образные средства, используемые в публицистике 256

3. Критерии редакторской оценки тропов в публицистических текстах 262

4. Ошибки при употреблении лексических образных средств 265

5. Анализ редакторской обработки очерка 269

6. Отредактированный текст 273

7. Практические задания для закрепления темы 275

Лекция 14 285

ЛЕКЦИЯ 14 285

Критерии редакторской оценки фоники текста 285

1. Значение звуковой организации речи. Требование благозвучия 285

2. Стремление к благозвучию речи при стилистической правке текста 290

3. Усиление звуковой выразительности речи в прозаическом тексте 293

4. Случайные звуковые повторы в прозаических текстах 298

5. Устранение недостатков фоники при стилистической правке текста 304

6.Практические задания для закрепления темы 310

Лекция 15 318

Критерии редакторской оценки использования имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений 318

1. Имена существительные как средство образной конкретизации 319

2. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен существительных 325

3. Экспрессивная функция прилагательных 329

4. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных 332

5. Место числительных в публицистических текстах 334

6. Критерии редакторской оценки использования вариантных форм имени числительного 336

7. Устранение ошибок при употреблении числительных 340

8. Стилистическое использование местоимений 343

9. Устранение ошибок при употреблении местоимений 347

10. Практические задания для закрепления темы 350

Лекция 16 355

ЛЕКЦИЯ 16 . 355

Критерии редакторской оценки использования глагольных форм 355

1. Место глагола в сравнении с другими частями речи в публицистическом стиле 356

2. Глагол как средство предметно-образной конкретизации повествования 358

3. Стилистическое использование грамматических категорий глагола 361

4. Устранение ошибок, возникающих при употреблении глаголов 366

5. Причастие - особая глагольная форма и его стилистическая оценка 374

6. Устранение ошибок, возникших при употреблении причастий 378

7. Стилистическая оценка деепричастия как глагольной формы 382

8. Практические задания для закрепления темы 388

Лекция 17 393

Работа редактора над синтаксическими конструкциями при редактировании рукописи 393

1. Многообразие синтаксических конструкций в русском языке 393

2. Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций 399

3. Использование параллельных синтаксических конструкций при стилистической правке 406

6. Практические задания для закрепления темы 422

Лекция 18 429

Достижение ясности синтаксических конструкций при литературном редактировании 429

1. Редакторская оценка порядка слов в предложении 430

2. Стилистически не оправданная инверсия и устранение этой ошибки при литературном редактировании 435

3. Немотивированный эллипсис. Стилистическая правка конструкций с пропущенным членом предложения 438

4. Стилистическая оценка конструкций с беспредложным и предложным управлением 439

5. Проблема координации главных членов предложения 443

6. Стилистическая оценка вариантов согласования определений и приложений 449

7. Практические задания для закрепления темы 459

Список литературы 466

Литературное редактирование – один из важнейших аспектов издательской деятельности, оно имеет конкретную практическую направленность и базируется на обобщении опыт литературной обработки текстов писателями, журналистами издательскими сотрудниками.

Занятия по литературному редактированию проводятся вузах на факультетах, готовящих журналистов, редакторов издательских работников. Методика преподавания предмет различная: в Московском государственном университете им Ломоносова литературному редактированию посвящаются практические занятия в течение года, а в Московском государственном университете печати два года изучается редакционная подготовка изданий, включающая литературное редактирование за составную часть работы редактора над рукописью. Лекционный курс по литературному редактированию читается в Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой. Прослушав его и поработав над практическими заданиями, предложенными для закрепления каждой темы, студенты пишу курсовую работу, в содержание которой входит подготовка произведения разных жанров к публикации в газете или журнале. Практическое овладение навыками литературного редактирования проверяется также во время тестирования перед экзаменом.

Данное пособие явилось результатом работы автора в гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой.

Выражаю благодарность рецензентам, одобрившим рукопись, – профессору Григорию Яковлевичу Солганику и доценту Нине Захаровне Рябининой, а также моим ученикам подбиравшим интересный иллюстративный материал и участвовавшим в редактировании текстов, предложенных в практических заданиях. Я благодарна всем моим слушателям, которые собирают примеры, отражающие далеко не совершенный язык современной публицистики. Анализ стиля этих текстов убеждает в том, что проблема литературного редактирования весьма актуальна для журналистов и издательских работников.

Лекции по литературному редактированию будут интересны и полезны всем, кто заботится о культуре письменной речи хочет научиться выражать свои мысли убедительно и красиво, а главное – правильно.

ЛИТЕРАТУРА:

Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование. - М.: Искусство, 1961.

Лихтенштейн Е.С., Сикорский Н.М., Урнов М.В. Теория и практика редактирования. - М.: Высшая школа, 1963, тт. 1-2.

Сенкевич М.П., Феллер М.Д. Литературное редактирование (лингвостилистические основы). - М.: Высшая школа, 1968.

Теория и практика редактирования. Хрестоматия. Под ред. Н.М.Сикорского. - М.:Высшая школа, 1968.

Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. - М.: Просвещение, 1971, 1980.

Мильчин А.Э. Методика редактирования текста. - М.: Высшая школа, 1980.

Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации. - М.: МГУ, 1982.

Базанова А.Е. Литературное редактирование. - М.:УДН, 1991.

Абрамович А.В., Лазаревич Э.А. Практикум по литературному редактированию. - М.: МГУ, 1970, 1974, 1986.

Лаврентьева Е.В., Накорякова К.М. Электронная журналистика: Редакционная обработка журналистских материалов.- М.: МГУ, 1991.

Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. - М.: МГУ, 1994.

Накорякова К.М. Литературное редактирование. – М.: Икар, 2002.

Гужова И.К., Молибоженко Р.А., Накорякова К.М., Сурикова Т.И.- Литературное редактирование. Материалы для занятий.- М.: МГУ, 2000.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ:

Опыт редакционной работы журналиста или писателя 19-20 веков.

Организация редакционной деятельности газеты, журнала, издательства.

Национальные особенности языка средств массовой информации.

Жанровая структура журналистских текстов и особенности их редактирования.

Композиционная структура различных журналистских жанров.

Стилистические особенности различных публицистических жанров.

ЛЕКЦИЯ 1.

Литературное редактирование как учебная дисциплина. Общие проблемы литературного редактирования.

2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка из­даний – сложный процесс.

3. Литературное редактирование как один из аспектов из­дательской деятельности.

4. Становление литературного редактирования в России.

5. Задачи литературного редактирования текста.

6. Оценка логических качеств текста.

1. История вопроса. Учебные пособия по литературному редактированию.

Литературное редактирование как учебная дисциплина стало изучаться впервые в Московском полиграфическом ин­ституте (ныне Университет печати) в конце 40-х – начале 50-х годов XX в. В те годы кафедру редактирования МПИ возглав­лял К.И. Былинский, написавший пособие «Основы литера­турного редактирования и правки газетных материалов» (М., 1948. С. 64). Через девять лет Константин Иакинфович в со­авторстве с Д.Э. Розенталем, руководившим кафедрой рус­ского языка и стилистики в МПИ, подготовил учебник «Лите­ратурное редактирование» (М.: Искусство, 1957. С. 340). К этому времени курс литературного редактирования уже пре­подавался не только в МПИ, но и в Московском государ­ственном университете, где на факультете журналистики с 1952 года его читал профессор К.И. Былинский.

В лекциях К.И. Былинского была сформулирована общая концепция курса, определён предмет изучения, разработаны основные разделы программы. Так подготовительный эта создании нового учебного предмета был завершён. Дальнейшую его разработку вели коллеги и ученики К.И. Былинского - А.В. Абрамович, Э.А. Лазаревич, Н.М. Сикорский, А.Э. Мильчин, М.П. Сенкевич и др. Название курса «Литературное редактирование» в настоящее время «представляется скорее традиционным, нежели точным», – замечает К.М. Накорякова, автор ведущего пособия по это предмету, указывая, что закрепление термина обусловлено «стремлением подчеркнуть специфику редакционной подготовки материалов в условиях газетной работы и необходимостью обозначить понятие более широкое, чем литературная правка, – устранение ошибок языка и стиля» ?.

В центре внимания названных нами авторов пособий литературному редактированию была подготовка к публикации в основном газетных материалов. Условия работы газетчиков в редакции, особая оперативность в подготовке материалов, литературная обработка малых литературных форм во многом определили содержание курса литературного редактирования: в нем отдается предпочтение подготовке произведений публицистического стиля. Работе редактора с текстом других стилей посвящены иные учебные пособия (Редактирование отдельных видов литературы / Под ред. Н.М. Сикорского. М.: Книга, 1987; Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник для вузов. М., 2002).

В Московском государственном университете печати кафедре русского языка и стилистики был подготовлен курс лекций «Литературное редактирование» под редакцией профессора Н.С. Валгиной (М., Изд-во МПИ, 1989. С. 127). В нем также рассматривается литературное редактирование произведений, принадлежащих к разным функциональным стилям, однако ряд глав посвящен общим проблемам работы редактора с текстом. Особый интерес в этом плане представляет написанная Н.С. Валгиной глава «Семантико-структурные и функциональные признаки текста как объекта работы литературного редактора», а также глава – «Устранение речевых ошибок и неточностей. Контроль за соблюдением нормы», подготовленная И.Б. Голуб.

В предлагаемом курсе лекций мы сохраним традицию, заложенную в трудах К.И. Былинского, – рассматривать работу литературного редактора преимущественно на мате­риалах публицистического стиля, отдавая предпочтение про­изведениям малых форм.

1 К.М. Накорякова. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом: Практикум. М.: ИКАР, 2002.С.8.

2. Определение дисциплины. Редакторская подготовка изданий – сложный процесс.

Термин «редактирование» восходит к латинскому источ­нику: геdactus – приведение в порядок. В русский язык слово редактор пришло из французского: геdасtеur – «лицо, редак­тирующее что-нибудь». В «Большой советской энциклопедии» предлагается более пространное толкование этого термина:

«Редактор – лицо, исправляющее, обрабатывающее какой-либо текст и приводящее его в соответствие с правилами лите­ратурного слога, стиля, с назначением, характером и полити­ческой направленностью данного печатного издания» (БСЭ. Т. 36. С. 238). Однако и это определение не отражает всех функций сотрудника, которого называют редактором. Комп­лекс задач и функций редактора возлагают на него ответствен­ность за выполнение разнообразных видов работ – от органи­зационно-управленческой до литературно-творческой. Поэтому слово «редактирование» получило несколько значений: этот термин может означать руководство выпуском книги, газеты, периодического издания, а также теле- и радиопередачи, ки­нофильма. Редактированием обычно называют также про­верку и исправление, окончательную литературную и техни­ческую обработку какого-либо текста, предназначенного к ти­ражированию. Сюда же относится и приведение содержания и оформления текста в соответствие с установленными уни­фицированными нормами. Этот род деятельности также яв­ляется редактированием. Наконец, самое широкое значение термина «редактирование» включает все последовательные эта­пы издательского процесса совершенствования рукописного произведения в идейно-политическом, научном и литератур­ном отношениях. В этом случае редактирование объединяет группу лиц, включающих как самого автора, так и научного, литературного, художественного и технического редактора, ре­цензентов и всех сотрудников, причастных к сдаче рукописи в производство и выпуску ее в свет.

Литературное редактирование кратко можно определить как «поиск наиболее точного словесного выра­жения формулировок, определенных идей, конкретных суж­дений или понятий, а также аргументов, четко и убедительно доказывающих выдвигаемые автором положения 1.

Редакторская подготовка изданий – сложный, многосту­пенчатый процесс. Редактор должен знать запросы и потреб­ности читателей, он изучает рынок, определяет тематический состав изданий, ищет авторов дли создания нужных произве­дений, решает, что можно переиздать. Редактор составляет концепцию, разрабатывает модель будущего издания, решает вопросы оформления и иллюстрирования произведений. На­конец, в его обязанности входит редакторская обработка пред­ставленной автором рукописи, редактор должен организовать прохождение её в издательстве, разработать программу рек­ламной кампании издания и контролировать ситуацию, скла­дывающуюся в процессе распространения вышедших в свет произведений. Поэтому, как справедливо утверждают специ­алисты, профессиональная подготовка редактора «предпола­гает изучение многих предметов, ядром которых являются предметы собственно редакторской ориентации» 2.

3. Литературное редактирование как один из аспектов издательской деятельности.

Литературное редактирование является одним из важней­ших предметов этого круга дисциплин, оно имеет конкретную практическую направленность и базируется на обобщении опыта литературной обработки текстов известными литера­торами, издательскими сотрудниками, писателями и журна­листами. Литературное редактирование не является отдель­ным самостоятельным этапом прохождения рукописи, но как один из видов работы над произведением присутствует на всех стадиях движения от рукописи к книге. Уже на этапе предварительного рецензирования редактором и внешними рецензентами непременно существенное внимание обраща­ется на литературную форму представленного в издательство произведения; в рецензиях, как правило, отмечаются стилистические особенности изложения материала, указы­ваются допущенные автором ошибки и недочеты в стиле. Более детальному практическому разбору авторское изложе­ние материала подвергается на стадии углубленного редак­торского рецензирования с тем, чтобы автор в процессе до­работки рукописи по возможности самостоятельно исправил замеченные речевые и смысловые ошибки.

В дальнейшей работе редактор помогает автору усовер­шенствовать рукопись. Как указывает один из самых опытных издательских работников, благодаря стараниям редактора про­изводится «анализ и оценка каждого элемента рукописи, вплоть до мельчайших; выяснение причин частных несовершенств текста и возможностей его улучшения, поиск средств устране­ния этих причин, путей реализации этих возможностей, прав­ка как вид конструктивных предложений автору» 1.

4. Становление литературного редактирования в России.

Профессия редактора имеет давние традиции, причем в самом начале редактирование велось именно в плане литера­турной обработки текста. На Руси с распространением пер­вых богослужебных книг, представлявших собой рукопис­ные копии с византийских оригиналов, возникла необходи­мость в их литературной обработке. Переводчики религиозных текстов стремились не только воспроизвести на церковно-славянском языке их содержание, но и преподнести его в более доступной форме, а это требовало литературной обработки этих древних памятников письменности. Их создатели стремились также к совершенству языковой формы переводов, заботились о правильности графического исполнения этих драгоценных произведений. (Древние рукописные книги на пергаменте по цене были сопоставимы с целым домом!)

Современные исследователи древних памятников русской письменности находят в них следы редакторской правки. Так, в «Повести временных лет» сохранились различные по вре­мени слои текста, принадлежащие летописцам, даты жизни которых отделены десятилетиями. Исследовавший этот па­мятник М.X. Алешковский утверждает: «Перед нами следы работы целой плеяды книжников, сменявших друг друга, использовавших тексты своих предшественников при написании собственных летописей» 1.

Несомненно, при составлении различных списков этого памятника летописцы прибегали к редактированию текстов, написанных ранее. Однако о характере их литературной об­работки можно лишь догадываться. В пору создания руко­писных книг преимущественно богослужебного характера главной целью их редактирования было соблюдение вернос­ти оригиналу: сопоставление новых книг с каноническим текстом составляло основу редакторской работы.

Начало литературному редактированию в профессиональ­ном понимании этой деятельности положил Иван Федоров, с именем которого связано появление книгопечатания на Руси. В 1564 году, издавая свой «Апостол», Иван Федоров непо­средственно работал над текстом: исключил несколько непо­нятных иноязычных терминов, добавил нужные греческие слова, заменил некоторые архаизмы, исправил отдельные грамматические формы.

Издательское дело в России получило мощный импульс в Петровскую эпоху, сам царь принимал участие в подготов­ке некоторых книг, и теперь в книгохранилищах больших культурных центров сберегаются корректурные экземпляры с пометками и исправлениями, сделанными рукой Петра I. Он контролировал издание различных книг, научных произ­ведений, исторических сочинений, рассказывавших о побе­дах русского оружия и др. Приближенные Петра I также принимали непосредственное участие в книгоиздании. Так, известный полководец П.Я. Брюс редактировал книги по военному делу. Получившие образование за границей моло­дые дворяне занимались время от времени и редактировани­ем книг, имевших важное практическое значение.

К.М. Накорякова, описывая историю литературного редактирования в России, показывает особое значение для его становления культурного прогресса в XVIII веке: «Именно тогда закладываются те логические и лингвистические осно­вы теории редактирования, те традиции в работе над тек­стом, многими из которых мы руководствуемся и по сей день, происходит дальнейшее формирование различных типов книг, вырабатываются приемы, посредством которых редак­тор проявляет свое отношение к содержанию книги».

Выдающиеся писатели XVIII века А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Ра­дищев, Н.М. Карамзин были одновременно теоретиками российской словесности, уделяли большое внимание книго­издательству и журналистике. Некоторые из них оставили образцы авторской правки собственных произведений и мно­гочисленных текстов, которые они редактировали, подготав­ливая их к печати.

Писателями XVIII века была заложена традиция литера­турного редактирования, воспринятая А.С. Пушкиным и дру­гими литераторами XIX века и продолжающаяся в наше время.

При этом круг обязанностей редактора журнала, альма­наха, а также редактора издательства постепенно приобрета­ет более четкие очертания. Редактор не только отбирал для публикации материал, соответствующий направлению изда­ния, но и писал редакционное предисловие, готовил под­строчные примечания и комментарии.

Большое значение для изучения опыта литературной об­работки текстов имеет издательская деятельность Н.А. Нек­расова как редактора журнала «Современник», М.Е. Салты­кова-Щедрина, входившего в состав редколлегии «Отече­ственных записок», и других литераторов того времени. При литературном редактировании произведений замечательных русских писателей, публиковавших свои сочинения в этих журналах, издатели относились с особым уважением к ав­торской индивидуальности, к своеобразию стиля замечатель­ных прозаиков и поэтов. Это создало славную традицию в литературном редактировании художественных произведений.

Со второй половины XIX века в литературном редактиро­вании выделяется новое направление – подготовка к печати научных произведений. Начавшееся с публикации научных трудов Н.И. Лобачевского, И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, И.П. Павлова, оно находит дальнейшее завершение в редак­торской деятельности В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, заложивших теоретическую основу редактирования научных произведений.

В конце XIX – начале XX века в условиях обострения политической борьбы особое значение приобретает публи­цистическая литература и, соответственно, ее редакционная подготовка. Теоретики литературного редактирования при­стально изучали рекомендации и замечания политических деятелей, вождей, поучавших журналистов писать ясно, кратко и точно. Эти требования к языку печати не утратили своей актуальности и в наши дни, хотя в основе литературного ре­дактирования лежат не политизированные штампы недавне­го времени, а веками выработанные положения о литератур­ной обработке рукописей при их подготовке к изданию.

5. Задачи литературного редактирования текста.

Литературный редактор отвечает за содержание и литера­турное оформление подготовленного к печати материала. Это значит, что в работе с автором редактору следует в первую очередь обратить внимание на выбор темы публикации. Важ­нейшим критерием редакторской оценки представленного материала является его актуальность, достоверность и конк­ретность описываемого.

Новизна материала, злободневность темы для публицис­тического произведения определяет интерес к нему читате­лей. Поэтому выбор темы – это первое условие успешного продвижения готовящегося к публикации текста. Однако одного этого недостаточно. Необходимо установить, насколько правильно разработана тема, в какой мере верны принципи­альные установки автора, какова глубина освещения темы, соответствуют ли сведения, приведенные в рукописи, реаль­ным фактам. При этом главное внимание редактора должно быть направлено на работу с фактическим материалом.

Литературный редактор должен владеть методикой ана­лиза и оценки фактического материала в представленной рукописи. Термин «фактический материал», принятый в прак­тике редактирования, по словам специалистов, охватывает все опорные для текста элементы – понятия и предметные отношения. В отличие от термина «факт» «фактический материал реализуется в текстовых конструкциях, обозначаю­щих не только события, но и вещные элементы предметного ряда, свойства, качества, состояния, обозначение лиц, отно­шений, количества» 1. Скрупулёзная проверка фактического материала требует от редактора эрудиции, высокого профес­сионализма и большого напряжения.

Важным критерием редакторской оценки представлен­ного материала является его конкретность. Широкая поста­новка вопроса, недостаточно конкретная тема затрудняет ее глубокую проработку и снижает ценность наблюдений авто­ра. К тому же это лишает его возможности точно определить читательский адрес написанного произведения.

В процессе литературного редактирования текст обычно подвергается сокращению. Уменьшение объема рукописи, как правило, диктуется стремлением литературного редактора улучшить стиль изложения. Его растянутость, речевая избы­точность часто объясняются неумением автора сжато и точно излагать свои мысли. Редактору необходимо исключать смыс­ловые повторы, однотипные примеры, несущественные под­робности, расплывчатые формулировки. Однако, прибегая к правке-сокращению, редактор должен учитывать соотноше­ние плана содержания и плана выражения речевых единиц в конкретном тексте, принадлежащем к определённому стилю и жанру. Оценивая информативность средств выражения, редактор ведёт поиск наиболее эффективных способов изло­жения материала.

Существуют разные способы повышения информацион­ных качеств сообщения, важнейший среди них – экстен­сивный способ. Он повышает информативность изложе­ния благодаря расширению объёма сообщения, детализации изложения, позволяющей глубже проникнуть в сущность яв­ления. В противоположность ему способ интенсивный заключается в свёртывании информации, в стремлении пе­редать содержание более экономными языковыми средства­ми. Выбор того или иного способа подачи материала зависит от многих факторов, которые необходимо учитывать при ли­тературном редактировании. Владея секретами краткости и сжатости в передаче информации, литературный редактор должен помочь автору достичь желаемой напряженности (или ненапряженности) текста в соответствии с требованиями сти­ля, жанра, читательского адреса его произведения.

Правда, необходимость сокращения текста может возник­нуть и независимо от творческих установок автора и редакто­ра – из-за нехватки места на газетной полосе, превышения договорного объёма рукописи, несоответствия представлен­ного материала жанру, а также по причинам конъюнктурного характера (упоминание нежелательных подробностей, устарев­ших событий, утративших своё значение фактов, одиозных персонажей и т. п.). И в таких случаях литературный редактор сокращает текст, получив на это согласие автора.

Важной составляющей литературного редактирования яв­ляется работа над композицией текста. В основе редакторской оценки композиции лежит условное деление представленного материала на составные части: вводную, основную, заклю­чительную. Редактор должен определить, насколько удачно структура произведения доносит его содержание. Основны­ми критериями редакторской оценки композиции являются: целостность, системность, соразмерность частей. Отдельные части произведения должны быть объединены, взаимосвяза­ны, в противном случае возникает хаотичность в изложении материала. Критерий системности определяет логическую структуру текста, в котором отдельные части, находящиеся во взаимосвязи, вместе составляют систему, а не механиче­ское объединение разнородных элементов. Соразмерность частей отражается в соответствии объёма того или иного фрагмента текста смысловой значимости, познавательной ценности заключенной в нём информации.

Высокие требования к жанровому разнообразию в печати, идейному содержанию и художественным качествам публикуемых в газетах и журналах, передаваемых по радиовещанию и телевидению многочисленных материалов вызывают необходимость тщательно отредактировать каждый из них.

Редакции получают некоторое количество рукописей, вполне законченных по своему содержанию, языку и стилю. Но большинство из них в той или иной мере нуждается в правке.

Основные цели редактирования. Центральный Комитет партии в своих решениях о печати неоднократно указывал на необходимость совершенствовать язык и стиль нашей прессы, добиваться безукоризненной формы газетных и журнальных материалов, стремиться к отличному слогу изложения.

В циркуляре «О программе местной газеты» (1921 г.) Центральный Комитет напомнил работникам печати, что газета, помимо ^содержания, близкого интересам, масс, должна быть понятной по изложению материала. Статьи и заметки, а также сами фразы должны быть краткими, построенными по ясному, четкому плану. Основная мысль и суть каждой статьи и заметки должны быть выражены отчетливо, малоизвестные события и незнакомые географические имена и названия объяснены и растолкованы.

XIII съезд партии (1924 г.) в резолюции <>0 печати» отметил, что работники редакций обязаны вести работу над улучшением языка, умело сочетать максимум популярности и яркости изложения с серьезностью и обстоятельностью содержания.

В последующие годы Центральный Комитет партии неодно- " кратно указывал редакциям на недостатки в литературном редактировании. В постановлении «О мерах по улучшению районных газет» (1952 г.) отмечалось, что «многие газеты неряшливо редактируются, недостаточно литературно грамотны...». В постановлении «О мерах по улучшению городских газет» (1952 г.) указывалось, что большая их часть издается на низком культурном уровне Редакциям - этого типа газет было указано на необходимость добиваться, чтобы каждый номер был целеустремленным, содержательным, интересным и грамотным.

Вопросы квалифицированного литературного редактирования, высокого качества языка и стиля газетных материалов наряду с глубоким идейным содержанием являются важнейшими в практике нашей печати. Советский читатель вырос, его требования к содержанию, стилю и языку печати неизмеримо повысились.

В редакциях газет, журналов, радиовещания и телевидения, в издательствах редактированием занимается большая группа работников. Подготовку к набору рукописей журналистов и авторского актива вначале производят литературные сотрудники и заведующие отделами. Отредактированные материалы сдаются в секретариат, где их качество проверяют литературные и ответственный секретари. При дальнейшем прохождении оригиналы или гранки набора читаются дежурным членом редколлегии, редактором или его заместителем.

Практика редактирования рукописей в редакциях и издательствах показывает, что, хотя эту работу нередко ведут несколько человек, она является единым процессом, нацеленным на то, чтобы придать содержанию политическую направленность, улучшить композицию и стиль материалов, сделать эти материалы лексически и грамматически правильными, а язык четким, точно и выразительно передающим мысли автора.

Литературное редактирование отвечает своим целям, если оно производится вдумчиво, со знанием дела.

Журналист, занимающийся редактированием, всегда обязан помнить о своей высокой ответственности. Только в этом случае он может вполне грамотно с идейной, литературной и фактической точек зрения выправить текст, соблюсти единство формы и содержания, замысла и стиля. Иначе неизбежны промахи и ошибки. Об этом еще раз напоминает журналистам постановление ЦК КПСС «Об улучшении работы и упорядочении сети корреспондентов центральных газет, ТАСС, радиовещания, телевидения и Совинформбюро» (июль 1960 г.). В нем сказано: «Нередко работники некоторых редакций произвольно и небрежно редактируют материалы корреспондентов, вписывают в них необоснованные заключения и обобщения, ставя тем самым своих корреспондентов в ложное положение перед местными организациями и читателями» ".

И нельзя, в частности, подгонять все материалы под одну мерку. Этот недостаток иногда допускают те литературные сотрудники, которые проявляют при правке вкусовщину, вредно отражающуюся на качестве и содержании, рукописей. Еще встречаются секретари редакций, которые считают своим долгом начинать правку каждого авторского материала с того, что заново переписывают первую фразу, а это влечет коренную правку последующего текста. В результате авторы не узнают своих материалов и справедливо протестуйт против подобного редактирования.

Приступая к литературной обработке рукописи, журналист обязан вдумчиво ознакомиться с ее содержанием, чтобы понять замысел автора, ощенить рукопись с точек зрения лексической и грамматической, учесть особенности стиля автора. Замеченные грамматические и фактические ошибки и неточности при этом полезно исправлять сразу же, так как при дальнейшей работе они могут быть пропущены. В то же время литературный правщик делает на полях рукописи пометки против тех мест текста, где в дальнейшей работе необходима правка.

Такой метод редактирования дает возможность произвести общую оценку рукописи, т. е. определить, годится ли она для печати или ее следует вернуть автору для доработки.

Если рукопись пригодна к печати, редактор или правщик приступает к дальнейшей работе. В том случае, когда имеется возможность побеседовать с автором, он высказывает ему свои замечания, возникшие при первом чтении, просит его внести нужные изменения. В издательствах для этой цели служит рабочая рецензия, в которой подробно излагаются замечания о недостатках рукописи и даются рекомендации, как ее улучшить.

Иногда в рукописи имеются интересные мысли и факты, но ее композиция неудачна, отдельные части не подчинены общей идее или эке эта идея недостаточно четко выражена. В этом случае полезно посоветовать автору переработать рукопись.

После того как автор выправит или переделает рукопись, редактор или литературный правщик приступает к ее окончательному редактированию. Он приводит текст в соответствие с политическими и лаучными требованиями, про-веряет правильность фактов и цифр, точность цитат, подписей к рисункам и фотографиям, устраняет логические ошибки.

Такой способ редактирования рукописи вполне себя оправдывает. Но, к сожалению, при сдаче в набор срочного материала от этого способа иногда приходятся отказываться, ^гак как в считанные минуты, имеющиеся в распоряжении журналиста, невозможно соблюсти правила, предусмотреяяые при правке оригинала. Однако всегда нужно помнить, что материал следует отредактировать так, чтобы в набранном виде (в гранках или полосах) его не нужно было подвергать переделке. Большая правка в гранках или в полосах нарушает производственные процессы в типографии, удорожает стоимость газеты, журнала или книги, удлиняет сроки их изготовления".

В практике редакционной работы различают четыре вида правки: правка-обработка, правка-переделка, правка-сокращение и правка-вычитка.

Правка-обработка является самой распространенной. Как правило, большинство авторов пишет свои материалы по определенному плану, разрабатывает компоаяциго, стремятся написать каждую фразу грамотно, выразительно, вкладывая в это дело все умение. Одвако достичь этого авторам удается не всегда. В некоторых рукописях встречаются погрешности в композиции, недоработки в языке, стиле и грамматике. К наиболее распространенным недостаткам относятся неточные формулировки, неправильное деление текста на абзацы, слабое обоснование основных положений и т. д. Иногда факты, приведенные в рукописи, не имеют прямого отношения к основной теме, изложение ведется без должной последовательности, отдельные части рукописи непропорциональны и т. д.

Задача редактора или литературного правщика заключается в том, чтобы устранить подобные недостатки. При этом вносить существенные изменения в текст рекомендуется только с согласия автора.

Правка-переделка. Как видно из самого определения, она преддодагает коренную перестройку материала. По совету редакции ее должен осуществить сам автор. Это не всегда удается сделать в условиях оперативной работы редакции газеты. Кроме того, некоторые авторы из-за недостаточной опытности не в состоянии выполнить требования редакции. В этом случае редактор или литературный правщик переделывает материал, пользуясь только теми фактами в выводами, которые имеются в рукописи. Если есть возможность, то обязательно следует связаться с автором (хотя бы по телефону), получить дополнительные факты и примеры, обсудить с ним переделанный текст и получить согласие на его опубликование. В том же случае, когда редакция располагает временем, следует копию переделанной рукописи переспать автору.

Иногда в правке-переделке нуждаются материалы рабочих и сельских корреспондентов, письма читателей, статьи и корреспонденции новаторов - передовиков промышленности и сельского хоаяйства. Этим людям, не искушенным в журналистике, порой трудно изложить материал так, чтобы он отвечал всем требованиям. Поэтому заботливое и внимательное отношение к правке-переделке их материалов является одной из самых важных обпзавиостей советского журналиста.

А. М. Горький в свое время говорил, что у нас в стране есть люди талантливые, но неграмотные. Они не умеют писать, но им есть о чем писать. Великий писатель советовал поднимать таких людей, помогать им. Эта помощь, разумеется, не должна подменяться писанием за автора. Культурный уровень советских людей ненрерывво растет, и помощь начинающему автору со стороны редакции должна выражаться в советах, дружеском содействии.

Правка-сокращение обычно вызывается тем, что газета, журнал или книга имеют определенный формат и объем, могут вместить лишь установленное количество материалов. Отдельные из них в процессе редактирования приходится сокращать. Иногда сокращение необходимо и по другим соображениям - нужно убрать повторяющиеся или малозначащие фразы, лишние цифры, не слишком убедительные доказательства и т, д. Но в ряде случаев и вполне законченный материал приходится уменьшать по размеру, вычеркивая часть текста. Предположим, что материал насчитывает 200 строк, а в газете отведено для иего 180 строк. 20 строк оказываются лишними.

Правку-сокращение делают при литературной обработке рукописей работники тех отделов, которые готовили материал.

Сокращениями во время верстки занимаются ответственный секретарь, дежурный член редколлегии или редактор газеты.

Некоторые отредактированные рукописи редакции посылают в набор заранее (в запас), до составления макетов. Может быть так, что часть их окажется несколько больше по размеру, чем нужно, и тогда их тоже приходится сокращать. Необходимость в сокращениях возникает иногда также при переверстке полос.

Сокращения делают вдумчиво, чтобы не нарушить композицию материала, не исказить его содержание. Но иногда этого золотого правила не придерживаются ч редакциях. Об одном таком случае рассказали па страницах «Журналиста» " два корреспондента Ленинградского отделения ТАСС. В «Вестник союзной информации ТАСС» была включена их беседа (120 строк) с директором новой астрофизической обсерватории. В «Известиях», которые напечатали эту беседу, выкинули конкретные факты, оставив лишь 27 строк общих " рассуждений. Читатель тазеты А. Сабельников, прочитав эту пересокращенную беседу, упрекнул авторов в том, что они зря побеспокоили директора, так как не осветили многие вопросы. Виноваты же в этом были не авторы, а работники редакции, которые, ае подумав, расправились с чужим материалом.

ПРАВКА-ВЫЧИТКА заключается в окончательной читке подготовленного к печати материала с тем, чтобы устранить все отдельные мелкие орфографические ошибки, стилистические и технические погрешности. Правка-вычитка производится также при сверке набранного текста с оригиналом.

При правке-вычитке следует очень настороженно" относиться к сообщаемым фактам, обязательно проверять по справочникам, энциклопедиям,и другим источникам все, что вызывает хоть малейшее сомнение. При нарушении же этого непреложного закона могут быть неприятные последствия.

Об одном таком «происшествии» рассказывается в «Немузыкальной истории», опубликованной в «Журналисте» ". Речь шла о первом номере «Программы радио и телевидения» за 1969 г. Она была выправлена из рук вон плохо, в ней было много досадных промахов и опечаток. На одной из страниц утверждалось, что Гете написал одну из своих пьес в 1837 г., хотя всем известно, что великий поэт умер в 1832 г. Далее сообщалось, что режиссером фильма «Музыкальная история» был Евгений Петров. На самом же деле фильм ставили режиссеры А. Ивановский и Г. Раппопорт. Петров же совместно с Г. Мунблитом написал сценарий. Сотрудники, делавшие программу, присвоило знаменитому шахматисту Капаблапке имя Хасе, тогда как его звали Хосе, известного немецкого дирижера В. Фуртвенглера переименовали в Фуртван-глера.

Особенно осторожно нужно относиться к цифровым данным, ибо обнаружить в них ошибку несравненно труднее, чем в словесном тексте. Однажды «Неделя» поместила информацию о реконструкции Сайменского канала. Его трасса, длиной 57 километров, проходит по территории Советского Союза и Финляндии через четыре озера. В информации имеется такая фраза: «Более 2500 тысяч строителей заняты сейчас на работах по реконструкции Сайменского канала, сооруженного еще в 1856 г.». Все ли здесь правильно? Нет, смущает цифра «2500 тысяч строителей»... Разделим 2 500 000 (человек) на 57 000 (столько метров в 57 километрах). Выходит, что на каждом метре (а ведь на трассе имеется 4 озера) работает по 43,8 строителя. Несуразица? Да. Всю информацию испортило одно лишь слово «тысяч», которое оказалось лишним. Его просто не заметили в редакции, пропустили.

В центральных газетах, еженедельниках и журналах имеются специальные бюро проверки. Однако на страницы этих изданий проникает немало неточностей и ошибок. В журнале «Работница» утверждалось, что в Грузии началось сооружение второй по высоте в СССР телебашни - 271 метр (первая в Москве - 537 метров), А ведь в Ленинграде уже давно построена башня высотой 316 метров.

Одна из центральных газет сообщила такую новость: «Пригород Ленинграда, где строится гостиничный пансионат «Дюны», находится на берегу Рижского залива». А вот ленинградцы правильно думают, что они живут на берегу не Рижского, а Финского залива.

Следует ли вычитывать информации ТАСС и АПН? Ведь над ними трудилось много корреспондентов и редакторов. Подавляющее большинство материалов написано грамотно и хорошо выправлено. Однако надо обязательно вычитывать и эти материалы. В ряде случаев в информацию вкрадываются стилистические погрешности и фактические ошибки.

Таким образом, все виды литературного редактирования направлены на то, чтобы каждый материал отвечал требованиям коммунистической идейности и принципу" партийности, был безукоризненно грамотен, доходчив по языку и стилю, точен и правдив.

Качество литературного редактирования складывается из многих ялементов, зависит от подготовленности, опытности и способностей журналиста, его отношения к делу.

В процессе редактирования следует обращать внимание на соблюдение основных требований к рукописям.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Все статьи, очерки, корреспонденции и другие материалы, вплоть до мелкой информации, должны носить боевой, наступательный характер, отвечать духу времени, в оценке фактов исходить из решений партии я правительства, направлять внимание на борьбу со всем, что мешает дальнейшему развитию нашего общества.

Политическая паправленпость материала аависпт прежде всего от автора, но ее можно усилить и в процессе редактирования, Проиллюстрируем это на двух примерах.

В очерке о Дальнем Востоке, о встречах с интересными людьми один из журналистов приводит свой разговор с веселым машинистом Валерием Маликом, севшим в автобус на одной из остановок:

Дом культуры выстроили - в Москве такого не найдешь!

Все слушают его, слегка улыбаяяь, ярощая преуве-лич един: Валерий, как он сам скааал, приехал на Дальний Восток каких-нибудь четыре месяца яазад и уже успел полюбить этот край.

Красив, должно быть, ваш город шахтеров, - говорю я.

Город-то хороший, - сказал Малик, - только это не город шахтеров. - Почему?

Потому что шахтеров в Райчихинске нет. - Как лет? Ведь Райчихинск - город угля. - Город угля, а шахтеров ни одного. - Удивительно.

Это еще что! Вы, наверное, не энаете, какой большой наш город. От центра до окраины - тридцать километров.

Что-то не получается. Райчихинск больше Благовещенска]

Больше Хабаровска, Читы, Улан-Удэ. - Может быть, больше Ленинграда? - Что ж, может, даже и так, - сказал Валерий.

Зачем автору понадобился такой диалог? Чтобы оживить повествовательную часть очерка или сделать из разговора какие-то выводы? Нет, это литературный прием, имеющий определенную политическую направленность. Автор рисует живой образ простого, скромного пария, совсем недавно приехавшего на Дальний Восток, одного из тех энтузиастов, которые прибыли сюда по зову партии осваивать несметные богатства края и полюбили его, сроднились с ним. И его жизнерадостность, увлеченность, влюбленность в свою профессию и в молодой город, в котором он трудятся, служат для юношей и девушек хорошим примером.

Политическая направленность любого литературного произведения определяется главным критерием: как служит это произведение, независимо от жанра и размера, целяя коммунистического строительства, политике партии, чем оно обогатит идейно читателя, к чему его призывает, чему учит.

ЧЕТКОСТЬ ФОРМУЛИРОВОК. При редактировании серьезное внимание уделяется четкости, ясности каждой фразы, правильному смысловому сочетанию слов, чтобы из огромного языкового богатства использовать те слова и предложения, которые наиболее точно и убедительно передают мысль. Когда пренебрегают этим, появляются нечеткие, а порой и путаные формулировки.

В передовой статье одной из местных газет была напечатана следующая фраза: «После принятия решений коровы стали давать больше молока и мяса». Нечеткость этой формулировки очевидна. Речь надо было вести о людях, которые борются за выполнение решений и добились значительных успехов в животноводстве.

В корреспонденции «Двадцать лет механизатором», также опубликованной в местной газете, говорилось: «Среди коллектива механизаторов Иван Алексеевич пользуется авторитетом. От других он отличается скромностью и отзывчивостью». Выходит, что. эти «другие» люди скромностью и отзывчивостью не обладают. Так из-за нечеткой формулировки газета охаяла целый коллектив. Нечеткость, которая может исказить мысль, порождаетсяяобычно небрежностью в конструировалии предложения.

ТОЧНОСТЬ ЯЗЫКА. В некоторых материалах неправильно употребляются слова в выражения. Это нередко приводит к двусмысленности, к неправильному пониманию излагаемой мысли.

Приведем пример. Садовод Г. Зеленцов писал в газете: «Так, карликовый сад, посаженный мною в Раменском районе на заболоченной почве, вот уже третий год плодоносит». Читатель может понять, что Зеленцов посадил около своего дома маленький, миниатюрный садик. На самом же деле в заметке речь шла о посадке карликовых яблонь, которые обладают преимуществами перед высокорослыми деревьями. Правильнее было это фразу написать следующим образом: «Так, сад из карликовых яблонь, посаженных мною...» и г. д.

В одной из вузовских газет были напечатаны такие строки: «Студевтов последйего курса волнует выбор места самостоятельной работы. Прослушав лекцию о малоизвестной республике, опи любуются кинокадрами, запечатлевшими сады Молдавии... Студентам рассказали также о новых городах, выросших на севере, востоке и других окраинах вашей Родины».

Получается, что Молдавия - «малоизвестная» республика. Это, конечно, недопустимая ошибка. Затем, разве можно утверждать, что «север» или «восток» - это окраины нашей Родины? Автор неправильно употребил эти слова, а редакция не попра-яила его.

В одном из журналов была напечатана следующая фраза: «Инструкторская группа, занимаясь улучшением постановки партийно-политической и организаторской работы, уделяет постоянное внимание колхозному стаду». Выходит, что инструкторская группа ведет работу не среди животноводов, а... в колхозном стаде.

Причинами подобной двусмысленности и неточностей могут быть; неясно выраженная мысль, неумелое использование фразеологического выражения, неверное установление синтаксических связей, употребление профессионализмов, неожиданное сочетание слов, а также употребление применительно к животным таких выражений, которые связываются с представлениями о людях и о человеческих отношениях.

Довольно часто ошибка вкрадывается в оригинал из-за того, что автор плохо представляет себе смысловую нагрузку, которую несет то или иное слово, когда вместо нужного слова подбирается похожее, но имеющее совсем иной смысл. Так, вместо слова «лесник» (лесной сторож) пишут «лесничий» (специалист по лесоводству), «атомника» (физик, специалист по атомной энергии) путают с «атомщиком» (сторонником атомной войны), вместо слова «ящур» (болезнь животных) пишут «ящер» (пресмыкающееся); вместо слова «отара» (стадо овец) - «кошара» (загон, для овец), вместо слов «любитель радио» (человек, любящий спутать радио) - «радиолюбитель» (занимающийся радиотехникой) и т. д.

Способствует проникновению ошибок и техническая малограмотность. Вот несколько грубых опечаток, допущенных в разных газетах: вместо «стереоскоп» напечатано «стереотип», «вальцовка» заменена «фальцовкой», «гидромонитор» - «гидромотором».

ПРОСТОТА И ЯСНОСТЬ ЯЗЫКА. Неотъемлемое качество литературных материалов нашей печати - простота, ясность и четкость языка.

В. И. Ленин требовал «говорить просто и ясно, доступным массе языком, отбросив решительно прочь тяжелую артиллерию мудреных терминов, иностранных слов, заученных, готовых, но непонятных еще массе, незнакомых ей лозунгов, определений, заключений» ",

Однако в печати в результате небрежного редактирования встречаются многословные материалы, которые пестрят часто повторяющимися или лишними словами, трафаретными или вычурными выражениями, канцеляризмами, содержат обилие цифр.

Некоторые журналисты считают, что подобные штампы и трафареты являются неизбежными в газетной и журнальной речи. Это, конечно, неверно. Штамп, трафаретность - результат неумения или. нежелания отдельных журналистов разнообразить свой язык, заботиться о выразительности и свежести своих произведений.

Наряду с неумеренно частым употреблением шаблонных и трафаретных выражений другой бедой является погоня за «красивыми» словами и предложениями.

В одной из газет корреспонденция о воспитанниках детского сада заканчивалась так: «Дети пойдут сознательно в большую судьбу коммунизма». При чем же тут судьба?

Пытаясь рассказать о работе передового машиниста, другой автор явно неудачно употребил «красивые» слова. Он писал: «Будников передвинул регулятор, заскрежетали стяжки и колеса». Кому из железнодорожников не известно, что скрежетать могут только ржавые стяжки и колеса? Далее приводилась речь машиниста; «Впереди - затяжной подъем. Вот тут-то я и сплоховал: своевременно не увеличил разгон, не накопил живую силу поезда и на самом тяжелом километре захромал». В конце очерка автор блеснул такой фразой: «В пункт оборота прибыли по графину, нагнав опоздание». Выходит, что опоздание «бежало» впереди поезда...

Некоторые материалы газет и журналов без всякой необходимости содержат много техницизмов, иностранных и сложносокращенных слов. Читатели иногда вынуждены разгадывать. ребусы. Приведем отдельные примеры:

Отдав такой приказ, диспетчер допустил нарушение ПТЭ...

В это дело не вмешалось ни НИТО, ни БИХ, ни ОГК...

Необходимо разделывать скрап в цехах на габарит и маркировать по номенклатуре марок стали...

Физиологический механизм действия перечисленных выше факторов...

При литературной обработке все эти «ПТЭ», «НИТО» и малопонятные иностранные слова легко можно было расшифровать, объяснить или заменить другими, понятными каждому читателю.

В «Электросиле» - газете Ленинградского электромашиностроительного объединения «Электросила» имени С. М. Кирова - сотрудники выдумали новое слово «кадобраз» и широко употребляют его в рубриках и тексте. Странное слово расшифровывается так: «Качеству дорогу - браку заслон». Пример не поучительный для других редакций.

Центральный Комитет партии неоднократно указывал, что пропаганда и агитация должны быть не отвлеченными, а конкретными, подкрепленными местными фактами и цифрами. Две-три цифры в статье или очерке иногда дадут читателю больше, чем пространные общие положения. Цифры подкрепляют рассуждения и выводы. Но пользоваться ими надо умело.

В одной из статей журнала «Полиграфия» имеется следующий абзац:

Некоторые экономические показатели работы пашей типографии подтверждают выгоды специализации: семилетний план производства продукции коллективом выполнен досрочно, 15 июля 1965 г.; выработка на одного работающего за семилетку выросла на 49% и составляет 4493 руб. в год; себестоимость продукции за семилетку снижена на 17%. По отчетным данным за 7 месяцев 1965 г. затраты на 1 руб. готовой продукции составляют 56,1 коп., в том числе зарплата 26,7 коп„ материалы-16,9 коп..амортизация-7,2 коп..топливо-1,6 коп., электроэнергия - 1,7 коп., прочие - 2,0 коп.; оборачиваемость оборотных средств за 1964 г. характеризуется цифрой восемь, объем незавершенного производства по отношению к месячному объему выпускаемой продукции составляет в среднем 40%.

Интересные сами по себе цифры использованы автором неумело, сгруппированы в одном месте, без анализа в середине статьи.

Следует отбирать только самые важные и интересные цифры, не злоупотреблять ими. Одна-две цифры надолго останутся в памяти читателей, а десятки - забудутся.

При редактировании обязательно следует проверять цифровые данные, их точность, иначе неизбежны ошибки. Например, в одной из статей говорилось: «Несколько граммов витаминов составляют десятитысячную долю всей потребности человека за день в пище». Несложный арифметический подсчет показывает нелепость этого утверждения. Выходит, что если человек съел 5 граммов витаминов, то в день он нуждается в 50 килограммах пищи! Несуразица явная.

Чем бы ни были вызваны недостатки в стиле и языке рукописи - неопытностью иди небрежностью автора или же другими причинами, - их нужно вдумчиво исправлять в процессе литературного редактирования.

Работая над языком рукописей, следует помнить замечательный совет великого художника слова А. М. Горького, призывавшего писать о людях, о жизни так, чтобы каждое слово пело и светилось, чтоб лишних слов в фразе не было, чтобы каждая фраза совершенно точно и живо изображала читателю именно то, что вы хотите показать. Знать и уважать язык, изъясняться на нем безукоризненно устно и особо письменно - первейшая обязанность газетных работников.

ТЕХНИКА ЛИТЕРАТУРНОГО РЕДАКТИРОВАНИЯ. В подавляющем большинстве редактируются оригиналы, т. е. авторские рукописи, отпечатанные на машинке. В гранках или готовых полосах допускаются лишь небольшие поправки - исправление ошибок, сделанных во время набора, замеченных неточностей, сокращения. Неудачные формулировки и предложения исправляются в оригинале. Редактирующий при этом сверяет "цитаты, таблицы, диаграммы, рисунки, фамилии, наименования заводов, колхозов и т. д.

Все исправления в оригинале делаются чернилами, причем пользуются специальными знаками правки (см. стр. 343-345). Если необходимо удалить слово или фразу, то они просто вычеркиваются. Отдельные слова или предложения вписываются между строк или на полях. В последнем случае графически указывается, где в тексте должна расположиться вставка.

Когда рукопись отредактирована, ее прочитывают еще раз. Практика показывает, что при внимательном повторном чтении иногда обнаруживаются не только лексические, Грамматические и стилистические, по даже и фактические ошибки, не замеченные раньше. Тщательно вычитанная рукопись сдается в набор.

– это специалист, подготавливающий к публикации авторский текст. Он исправляет текст по своему усмотрению, иногда не совпадающему с мнением автора. Так, редактор — последняя преграда между автором и читателем. Творческие личности на протяжении многих веков ведут между собой бесконечную борьбу. Однако писатели идут на неё, поскольку правка редактора зачастую имеет определенный смысл. Литературный редактор, который специализируется на поиске неточностей, защищает автора от его собственных ошибок.

Чем занимается литературный редактор?

Редактура — совместная деятельность над текстом литературного редактора и писателя с целью улучшить его форму и содержание. Это основное звено процесса издания материала к выпуску в свет. Данный процесс зависит от способности специалиста находить новые замыслы и решения. Данная специальность важна, поскольку именно редактор служит кем-то вроде , оценивает и проверяет достоверность фактов, на которые ссылается автор в рукописи, обосновывает мысли автора, аргументирует выводы, уточняет определения и последовательность изложения. Молодым писателям редактор, корректируя грубые ошибки, помогает добиться ясности и простоты изложения текста.

Независимый редактор обращает внимание как на работу в целом, так и на каждый раздел в отдельности, убирая основные недостатки. В обязанности редактора входит проникновение в эмоциональный мир писателя и доведение рукописи до идеала, понятного всем читателям. При корректировке текста необходимо помнить о его целевой группе (специализация в медицинской, правовой или технической областях). В подобных случаях ему смогут помочь достоверные источники (энциклопедии, словари и справочники). Самым трудоемким является глубокое редактирование.

Каким должен быть литературный редактор?

Литературный редактор должен прекрасно знать русский язык, быть внимательным, терпеливым, непредвзятым и обладать аналитическим складом ума. А главное — он не должен автоматически исправлять ошибки, а должен любить свое занятие.

Он должен уметь, медленно и скрупулезно вчитываясь в материал, давать критическую оценку смысла всего текста, а также замечать все опечатки и основные ошибки правописания. Профессиональному специалисту, как и , нужно с уважением относиться к манере изложения автора и не вносить в текст необоснованных поправок. Он не рискнет самостоятельно добавлять слова или исправлять смысл текста.

23.07.2013

23.07.2013

23.07.2013

Текст как объект литературного редактирования.

Литературное редактирование – это единый процесс, в который входят анализ авторского произведения как с точки зрения его содержания, фактической правильности и точности, так с точки зрения литературной; и последующая правка текста.

Схема работы редактора над текстом:

    постановка задачи редактирования – может быть продиктована и уточнена как внешними обстоятельствами, так и качествами самого материала: объем, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателями;

    создание модели поведения: либо отослать материал на доработку, либо работа с автором, либо правит сам редактор;

    процесс правки текста.

    Различают следующие виды редакторского чтения : 1) ознакомительное (внимание уделяется содержанию, идее, теме, манере изложения и оценке текста в целом); 2) углубленное чтение (внимание направлено на восприятие каждого слова или знака, фразу, предложение, текст; заметки к каждой части); 3) шлифовочное чтение (завершающий этап).

    Типы ошибок при редактировании текста: 1) механические; 2) фактические; 3) композиционные; 4) логические; 5) грамматические; 6) стилистические.

Одним из основных типов ошибок при редактировании текста являются ошибки логические.

Логическая ошибка – это нарушение какого-либо из четырех законов формальной логики:

    Закон непротиворечия – может нарушаться при приведении противоречивых числовых данных, фактов. Пример – любое сдвоенное свидетельство.

    Закон исключенного третьего: из двух противоречащих суждений одно истинно, другое – ложно.

    Закон тождества . В процессе определенного рассуждения все понятии и суждения должны быть тождественны сами себе. И автор, и читатель должны одинаков воспринимать одни и те же понятия и события, о которых идет речь. Каждая мысль, каждое слово должны иметь определенное содержание.

    Закон достаточного основания . Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Этот закон ориентирует редактора на проверку достоверности материала.

Литературное редактирование – единый процесс, в который входит анализ авторского произведения как с точки зрения его содержания, фактической правильности и точности, так и с точки зрения литературной, и последующая его правка.

Основные характеристики текста: целостность, связность, закрепленность в определенной знаковой системе, информативность.

Целостность текста «обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст». Задача редактора – найти эту нить. Целостность достигается единством замысла и точностью построения текста, ясностью логического развертывания мысли, стилистическим единством текста.

Связность. Каждая фраза должна включать в себя значение предыдущей. Необходимо предвидеть двоякое толкование текста.

Закрепленность. Помнить об отличии устной речи от письменной. Абзацы, графика, пунктуация имеют большое значение.

Информативность. Журналистика требует новизны сведений.

Виды правки:

Правка вычитка – выявляются недочеты.

Правка сокращение – уменьшается объем.

Правка обработка – подготовка к окончательной публикации.

Правка переделка – создание нового варианта текста на основе имеющегося материала.

Текст понимается как результат целесообразной речетворческой деятельности, как письменный источник, как речевое произведение. Текст представляется, как сознательно организованный результат речевого процесса, как мысль, облечённую в определенную форму для выражения определённого смысла.

Особенности редактирования газетных материалов: редактор не может не учитывать характер публикаций, их информативность, специфику выражения авторской позиции, близость автора к событию и читателю, условия работы в редакции, её оперативность.

Основные характеристики текста целостность, связность, закреплённость в определённой знаковой системе, информативность. Ошибочной и вредной представляются трактовка цели литературного редактирования лишь как обработка языка и стиля готовящегося к печати произведения, с которой до сих пор можно встретиться в пособиях по редактированию. Задачи редактора неизмеримо шире и глубже.

Целостность текста обеспечивается смысловой нитью, которая должна проходить через весь текст. Выявить эту нить, идя от внешних значений к смыслу, - первоочередная задача редактора. Оценка им целостности текста идёт по двум направлениям: анализ его как органического единства и выявление полноты и точности составляющих его элементов. Стремясь к целому, никогда не забывать о частях, и, работая над частями, всё время видеть целое - так формулируют эту задачу опытные редакторы. Анализируя компоненты текста, редактор должен проявить глубокое и всестороннее знание предмета, широкую лингвистическую эрудицию. Целостность текста при редакторской правке требует сохранения смыслового тождества.

Принципы лит. редактирования был сформулирован уже Былинским в его книге «Литературное редактирование газеты»: обязанность литературного правщика «проверка и исправление текста как литературного целого». Методика, созданная им, не допускала возможности полагаться на чутьё, на то, «звучит» фраза или «не звучит». Особого внимания редактора требуют гладкие, по первому впечатлению безукоризненные фразы, - предупреждал он. Нельзя править вслепую. Прежде чем править, надо точно установить недостатки целого текста, выявить его смысл.

Общая схема работы редактора над текстом:

получение информации;

постановка задачи;

создание модели поведения и схемы ожидаемых результатов;

действия и соответствующие этим действиям результаты.

Заранее может быть запланирован объём, жанр, необходимость подчеркнуть связь с текущими событиями, форма контакта с читателем, может быть определён вид правки. Затем редактор решает, как он будет действовать, - так расшифровывается третий компонент схемы. Редактор может отослать материал на доработку, может работать над текстом вместе с автором или один и выбирает методику, которая, с его точки зрения, наиболее рациональна в данном случае. Зримые действия редактора, в частности процесс правки текста, - лишь последний, завершающий этап редактирования.

Речевые ошибки в тексте

Речевую ошибку в тексте принято прежде всего толковать как отступление от языковой нормы. Однако по своему характеру, происхождению и последствиям неправильности, встречающиеся в тексте, различны, а оценка их часто крайне сложна. Ошибки письма и технического воспроизведения текста принято подразделять на ошибки неверного прочтения и запоминания слова или группы слов, на ошибки неверного перевода во внутреннюю речь и на ошибки механические. Особого внимания редактора требуют заголовки, названия рубрик, шапки.

При знакомстве с текстом в поле зрения редактора неизбежно попадают отклонения от нормы, воспринимаемые как нарушения общепринятых правил письменной речи. Наиболее жёстко регламентируют действия пишущего правила орфографии. орфографическая ошибка в печатном тексте воспринимается как неуважение к читателю. Часто в зафиксированном текстом высказывании содержится несколько смыслов, и ошибка является следствием неудачного выбора одного из них или неумения распорядиться средствами языка.

Коммуникативные особенности процесса редактирования

В системе, отображаемой схемой автор > редактор > читатель, текст целостного литературного произведения выступает в качестве единицы коммуникации. Фиксируя отношения, возникающие между читателем и автором благодаря редактору, который выступает не только как медиатор, сознательно влияющий на коммуникацию в направлении от автора к читателю, но и как представитель интересов читателя перед автором.

Психология литературного творчества ориентирована не только и не столько на реального читателя, сколько на представление о читателе идеальном, которое всегда формируется в определённых социальных условиях. Позиция реального читателя и представление о читателе идеальном совпадают далеко не всегда, поэтому одна из задач редактора - корректировка этих представлений, определение необходимой меры совпадения понятий «идеальный» и «реальный» адресат текста. Для газеты следует писать так, чтобы написанное с одинаковым интересом прочли и академик и плотник, хотя вряд ли сегодня каждый читает подряд все газетные публикации. Общедоступность смысла не следует понимать как усреднённость формы. Если информационные жанры общедоступны, аналитическая статья рассчитана на определённого по уровню подготовки читателя. Когда в стремлении писать ясно и понятно для искусственно сконструированного «среднего» читателя идут на заведомые упрощения, неизбежны серьёзные творческие просчёты.

Коммуникативная функция текста требует от редактора внимания к тем приёмам, которыми достигается контакт с адресатом.

взаимоотношения редактора и автора никогда не были простыми. Пределы вмешательства редактора в авторский текст - сложная не только филологическая, но и этическая проблема. Не подавлять личность другого индивида, не демонстрировать данную тебе власть, а помочь автору возможно более полно реализовать свои возможности, - эти посылки лежат в основе профессиональной этики редактора.

Своеобразие литературного труда редактора

Писать за автора редактор не должен. Это непреложное правило современной издательской практики. Границы редакторского творчества обозначены достаточно жёстко, и тем не менее литературный труд редактора - труд творческий, подразумевающий необходимость активно освоить новое знание, постичь своеобразие мышления и стиля автора, помочь ему добиться единства формы и содержания литературного произведения. Ход творческого процесса для автора и редактора различен. Если автор к созданию литературного произведения идёт от наблюдений действительности, от изучения жизни, осмысливая и обобщая их, то для редактора отправной точкой творческого процесса, импульсом его литературной работы служит завершённое произведение автора. в поле зрения редактора неизбежно входит не только сам текст как предмет познания, но и весь сложный комплекс отношений, отражённый им: характер обобщений, сделанных автором, взаимосвязь и взаимозависимость между этими обобщениями и действительностью. Одновременно редактор и строгий аналитик. Он сопоставляет представление автора с уровнем, достигнутым современным научным знанием, оценивает выводы, уточняет приёмы изложения, прогнозируя читательское восприятие текста. В процессе своей работы редактор неизбежно проявляет себя как личность. Каждый редактор имеет право на свой стиль редактирования, на собственную методику и приёмы работы. Очевидно, чтобы стать мастером, нужна определённая литературная одарённость, нужно обладать способностью к зрительному восприятию текста, проявить склонность к филологическому исследованию, желание учиться, накапливать знания и делать это сознательно и целеустремлённо. Эти личностные качества редактора - предпосылки достижения им мастерства.

Взаимоотношения редактора и автора всегда сложны. Стремясь постичь особенности изложения, ход мысли автора, редактор в определённой степени отождествляет себя с ним, но сохраняет самостоятельность, сопоставляя с авторским своё понимание произведения, своё толкование действительности, свой жизненный опыт.

Процесс правки текста

В ходе углублённого прочтения текста редактор достигает точности его оценки и обычно лишь после этого приступает к правке. Правку необходимо вести в ходе углублённого чтения, а затем, непосредственно перед сдачей в набор, просмотреть весь текст ещё раз.

Умело проведённая трансформация не нарушает цельности и связности текста. Редактор имеет право выбрать приём правки, но этот прием должен быть точным, обоснованным, и применять его надо умело.

Построение литературного произведения

Целостность текста во многом зависит от работы редактора над композицией авторского произведения. Совершенствование конструкции литературного произведения -существенный и обычно первый этап его редактирования. Только убедившись в том, что произведение «построено», можно переходить к работе над частностями, к шлифовке языка и стиля. Построение литературного произведения определяется общими законами композиции.

Принято различать композицию художественного произведения, в основе которого лежит сюжет, и композицию произведения, не относящегося к литературе художественной, в основе которого лежит план. Композиция информационных публикаций преследует цель – сообщить информацию, точно передать факты, используя для этого выработанные практикой стереотипы построения. Понятие «композиция» шире понятия «сюжет», и лишь изучение композиции позволяет оценить авторский замысел во всём его своеобразии и сложности, помогает выяснить роль различных внесюжетных включений - лирических отступлений, различных композиционных рамок и других авторских приёмов. Чем сложнее по замыслу произведение, тем обычно сложнее его композиция, отражающая различные сдвиги во времени, вводящая рассказ от лица разных героев. Чёткость построения - необходимое требование к произведениям публицистики. Искусство публициста подразумевает как обязательное условие продуманность композиции, умение организовать изложение.

Анализ структуры литературного произведения

Любое построение всегда предполагает наличие частей, которые следует расположить определённым образом. Не случайно в литературоведении наравне с термином «композиция» часто употребляют термин «архитектоника», а работу писателя сравнивают с работой архитектора. Термины «конструкция», «конструирование», «прочность» часто употребляют, когда речь заходит о практических приёмах литературной работы. Материалы массовой информации, как правило, невелики по объёму. Вся публикация обычно находится перед нашими глазами, и целостность текста должна быть очевидной. Специфика литературной формы материалов массовой информации выдвигает перед редактором серию специальных проблем при работе над композицией и делает более жёсткими требования, предъявляемые к построению этих материалов.

Границы частей авторского материала должны быть точно определены, а структура выверена. Стремление количественно уравнять части всегда приносит только вред, На газетной полосе сплошной текст выглядит скучным, поэтому часто его на последней стадии подготовки номера искусственно разрывают. Ущерб, который этим наносится, тем более ощутим, что необходимость выделить части текста более крупные, чем абзац, возникает обычно тогда, когда материал не только значителен по объёму, но и сложен по содержанию. К выделению единиц структуры можно подойти на основании различных принципов (содержательного, логического, ориентированного на психологию читателя). Каждый из этих принципов для редактора существен.