Изменения в егэ по литературе. Нечеткие и расплывчатые формулировки вопросов


03.02.2017

ФИПИ опубликовал новую модель КИМа по литературе для общественного обсуждения. Замечания и предложения принимаются до конца марта 2017 года по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Изменения:

1. Исключены задания с кратким ответом

Задания с кратким ответом нацелены главным образом на проверку знания терминологического аппарата и содержания произведений. Как показывает статистика, они не представляют сложности для экзаменуемых и не играют решающей роли в разделении экзаменуемых по уровню образовательной подготовки. В КИМ включены только задания с развернутым ответом, которые берут на себя функции заданий с кратким ответом.

2. Увеличено число заданий по выбору ученика

Не увеличено суммарное число заданий с развернутым ответом: экзаменуемый пишет 4 развернутых ответа ограниченного объема и 1 сочинение. В части 1 альтернативными стали первые два задания к фрагменту эпического (лироэпического, драматического) произведения и первые два задания к лирическому произведению. В части 2 (сочинение) увеличено количество альтернативных тем с трех до четырех. Порядок расположения тем сочинений различного типа варьируется с учетом жанрово­родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи.

3. Упрощены сопоставительные задания

Исходный текст нужно сравнивать не с двумя произведениями, а с одним. Не требуется обоснование выбора примера для сопоставления.

4. Уточнен объем ответов на задания части 1. Повышены требования к объёму сочинения

Часть 1. Объем ответов указан в словах (ранее - в предложениях): экзаменуемым рекомендован объём не менее 50 слов (ранее 5-10 предложений); если в ответе менее 40 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Часть 2 (сочинение). Требования к объему повышены: экзаменуемым рекомендован объём не менее 250 слов (было 200); если в сочинении менее 200 слов (было 150), то такая работа оценивается 0 баллов.

5. Усовершенствованы критерии оценивания развернутых ответов

Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы: упрощен алгоритм действий эксперта при оценивании развернутых ответов разных типов; обеспечена бОльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого);

Министр образования сообщила о том, какие будут изменения в ЕГЭ по литературе. К 2018 году российские одиннадцатиклассники, выбравшие итоговый экзамен по родной литературе, будут сдавать его по-новому. Изменится и содержание итоговой аттестации по предмету, и форма данного испытания, об этом шла речь на прошедшей пресс-конференции в Москве.

Во-первых, не будет больше элементарных тестовых заданий, так называемой «угадайки». По словам ведущего специалиста ФИПИ Сергея Зинина, к тестовым заданиям в школах давно привыкли. Эти уже традиционные тренинги выполняются автоматически и абсолютно не учат детей думать самостоятельно. В старом формате экзамена после четырех кратких ответов на задания по тому или иному литературному фрагменту следовало написать полноценное сочинение как развернутый и аргументированный ответ, мнение о какой-либо проблеме.

В новом формате ЕГЭ по литературе предполагается больше возможностей для самостоятельных рассуждений и творчества. Выпускнику предлагается выбрать один из нескольких вопросов, а также способ и стиль своего сочинения. Текст работы может выглядеть как статья литературного критика, а может быть откликом читателя, в котором акцент делается на эмоциональное личное восприятие прочитанного фрагмента.

Как объяснил эксперт из ФИПИ, школьник имеет возможность строить свои рассуждения как от частностей к общим положениям, так и наоборот - от общего утверждения к частностям. Главная задача состоит в том, чтобы содержание творческой работы отражало понимание учащимся смысла анализируемого текста, а также способность прийти к собственным выводам, пользуясь самостоятельно подобранной аргументацией.

В дискуссии принял участие также Дмитрий Бак, профессор Гуманитарного университета, известный ученый, возглавляющий Государственный литературный музей. По его мнению, изучению такого предмета, как художественная литература мешает не только общая для ЕГЭ проблема подмены образовательного процесса контролирующими мероприятиями, но и более глубокий момент - непонимание истинной сути этого вида искусства. Ведь художественные произведения, по словам профессора, требуют более глубокого, эмоционального переживания. Их нельзя анализировать с помощью инструментов формальной логики. Такая практика формирования универсальных критериев для оценки художественного текста никогда не сможет научить школьника понимать и любить литературу, сможет только привить чувство отторжения и неприязни к этой разновидности чтения.

А заслуженный учитель России Евгения Абелюк, доцент НИУ ВШЭ, в своем выступлении особо отметила, что, хотя обновленный формат госэкзамена по литературе имеет свои достоинства, все же оставляет желать лучшего. Требование быстро составить три сочинения, хоть и небольшого объема, достаточно сложно выполнить. Для этого необходимо умение оперативно концентрировать свое внимание на новой теме, а также максимально емко и точно формулировать свои мысли.

В тексте из двухсот пятидесяти слов надо уместить и достаточные аргументы, и подробности из произведений, отражающие те или иные коллизии сюжета. Ткань художественного произведения сплетена из тысячи тонких деталей, крошечная подробность может получить особое символическое значение, наполниться роковым смыслом. А в школах учителя едва успевают научить ребят давать хотя бы краткий ответ на поставленные вопросы.

При этом, заслуженный учитель отметила, что ее лично радует возможность современных школьников анализировать литературу, которая ранее не входила в объем школьной программы. Это расширение рамок, возможность выбора являются для учащихся стимулом научиться мыслить самостоятельно, без чего невозможно представить современного по-настоящему образованного человека.

В СМИ приводятся отдельные примеры из контрольных материалов госэкзамена в новом его формате.

  • Требуется назвать произведение, описывающее нравственный мир типичного чиновника, и сравнить его с тем, как он изображен в гоголевском «Ревизоре».
  • Какое значение для раскрытия образа Чацкого имеют монологи, которые он произносит по ходу пьесы?
  • Тема любви в поэзии Анны Ахматовой.
  • Какой персонаж из книги «Война и мир» Толстого вам больше всего симпатичен или интересен? Почему? Аргументируйте ответ с помощью эпизодов из романа.

Как видите, даже новый формат ЕГЭ все же не отменяет глубоких и действительно вечных вопросов русской литературы, которая остается важнейшим школьным предметом, воспитывающим душу и нравственность, формирующим личность подростка.

Новая модель ЕГЭ по литературе вынесена на широкое обсуждение

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото с сайта slovesnik.org

Буквально на днях были подведены , а разработчики и учителя уже собрались, чтобы обсудить новую модель экзамена. Но будущим выпускникам волноваться не о чем, заверяют разработчики, их нововведения не коснутся. Зато учащимся 9-х классов и их родителям стоит внимательнее присмотреться к возможным изменениям. Новая модель ЕГЭ по литературе может быть введена в 2018 году.

Учитель русского языка и литературы школы № 57, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков внимательно изучил предложенные изменения и оценил возможность открытого обсуждения в своей статье «ЕГЭ по литературе в ожидании новой модели», опубликованной на портале Гильдии словесников.

Сергей Волков

14 июня в Федеральном институте педагогических измерений состоялось расширенное заседание Научно-методического совета по литературе, на котором обсуждалась новая модель ЕГЭ по литературе. По итогам заседания решено модель доработать и представить на широкое обсуждение в августе.
Важно, что обсуждение будет идти весь учебный год, то есть выпускники 2017 года будут сдавать ЕГЭ по литературе в том же варианте, что и сейчас.

А вот закончившим в этом году 9 класс стоит присмотреться к новой модели пристальнее — вполне возможно, что именно она будет поджидать их на экзамене в 2018 году.

По словам разработчиков (их позицию представлял руководитель Федеральной комиссии Сергей Зинин , автор и нынешнего варианта ЕГЭ), изменения ни в коей мере не революционны. Новая модель более чем преемственна по отношению к старой. Какие же изменения предлагаются?

1. Исключены задания с кратким ответом. Как пояснили разработчики, никакой сложности для нынешних школьников эти задания не представляют, все теперь хорошо ориентируются в терминах, поэтому свой различающий смысл задания потеряли.

Кстати, литература — первый предмет, который предлагает отказаться не только от тестов с выбором ответа (это сделано давно), но и от тестов открытого типа (где ответ нужно давать одним словом или в виде последовательности цифр).

2. Увеличено число заданий по выбору ученика. Теперь он сможет выбирать не только тему «большого сочинения» (кстати, их вместо трех будет четыре), но и один из вариантов первого и третьего задания. Например, получив стихотворение Б. Окуджавы «Часовые любви на Смоленской стоят…», он может решить, на какой вопрос ему отвечать интереснее:

«Каково отношение лирического героя стихотворения к “великой вечной армии” влюблённых?» или «Какую роль в стихотворении играет анафора?»

3. Упрощены сопоставительные задания. Если сейчас в одном из заданий ЕГЭ предложенный текст нужно сопоставить с двумя текстами (и тем самым показать свой читательский и филологический кругозор), то теперь предлагается вспомнить только один текст для сопоставления.

4. Увеличен объем сочинения в пятом задании — с 200 до 250 слов. В целом же

ученик должен написать 4 мини-работы по 50 слов и сочинение в 250 слов, то есть как минимум 450 слов.

5. Уточнены критерии проверки. Как раз по новым критериям у экспертов и возникло больше всего вопросов (например, стоит ли вносить в критерии требование обязательного цитирования — как быть тогда с объемными эпическими произведениями?). И на заседании, и во время апробации к критериям было высказано много пожеланий — надо полагать, что к августу разработчики учтут часть предложений.

6. Усовершенствованы инструкции для сдающих экзамен.
Новая модель была апробирована в 60 школах разных регионов,

пробный экзамен сдало 1000 человек

(причем среди них были и те, кто не планирует сдавать ЕГЭ по литературе), проведено анкетирование учителей. Судя по результатам, представленным на заседании, большинство эту модель одобряет.

Какие вопросы наиболее часто возникают у тех, кто знакомится с новой моделью?

1. Вопрос нехватки времени.

30% сдававших пробный экзамен не уложились в отведенный срок.

Это достаточно большая цифра, чтобы задуматься о соотношении времени и объема заданий.

2. Несбалансированность критериев. Например, в части заданий

критерии фактологической точности и логичности изложения перевешивают критерии содержательные,

направленные на выявление понимания. Но так ли важно помнить точное имя героя или какую-то художественную деталь?

Один из критериев требует от сдающего экзамен не искажать «авторскую позицию (замысел)» .

Но, во-первых, замысел и позиция — далеко не синонимы, во-вторых, по поводу авторской позиции практически в любом произведении идут бесконечные научные споры — а какую тогда точку зрения должен выражать ученик? И известна ли вообще кому-то доподлинно «авторская позиция» (а тем более замысел)?

Нечеткие и расплывчатые формулировки вопросов.

Например, прочтя фрагмент «Ревизора», ученик должен ответить на вопрос «Что в приведенном фрагменте указывает на реальное положение дел в городе?» Этот вопрос «что» — неясен. Достаточно ли будет написать в ответе на него — «слова такие-то и такие-то» — и перечислить эти слова?

5. Опасения вызывает и мигрирование экзаменационных тем к декабрьскому сочинению. Чем принципиально отличаются от тем декабрьских такие, например, формулировки из демоверсии ЕГЭ «Кто из персонажей романа Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему?» или «Страницы истории в русской литературе» ? Необходимо ли дублировать в ЕГЭ (профильном экзамене) декабрьское сочинение (метапредметный экзамен для всех)? Разница критериев проверки не делает тут погоды. Представитель МГУ даже призвал ввести в ЕГЭ специальные задания повышенной сложности по выбору для будущих филологов, которые могут не выполнять, скажем, будущие дизайнеры или актеры — чтобы первых нагрузить, а ко вторым не приставать с ненужным.

На заседании было высказано даже опасение, что планка экзамена снижается и что сдать его можно, не прочитав школьную программу (или познакомившись с ней по кратким пересказам). Разработчики не согласились с этим, хотя тот же Сергей Зинин рассказал историю о какой-то стобалльнице ЕГЭ, которая, выступая перед идущими на апробацию ребятами, призналась, что готовилась к ЕГЭ по кратким пересказам…

И сегодня есть дюжина писателей, которые пользуются спросом, пишут о здесь и сейчас на нормальном, понятном языке — их надо читать в школе параллельно с классикой…

А как читать сегодняшнему школьнику Достоевского, я не понимаю. Я сам стал читать его в 25 лет — удовольствия не получил. Чудовищно неряшлив в языке и депрессивен. Для его чтения нужна устойчивая нервная система. Поэтому в школе можно ограничиться лекцией по Достоевскому, где набросать канву — идейную, философскую, художественную — и дальше оставить школьнику на будущее». Заключил свое выступление Михаил Веллер словами о губительности «всеобщей диспетчеризации учебного процесса» (а ЕГЭ — один из элементов такой «диспетчеризации») и призвал ставить на экзамене вопросы так, «чтоб включалась голова».

«Все, что работает против живой мысли и интереса, плохо для литературы».

Выступление (да и само приглашение на встречу) Веллера было довольно неожиданным для такого собрания — может быть, именно поэтому речь его была встречена молчанием и не вызвала ни одного вопроса. Экспертов больше интересовала конкретика демоверсии, чем рассуждения о кризисе цивилизации и гуманитарного образования. Что отчасти жаль, ибо важные слова о необходимости «живого дела» как-то забываются, когда мы попадаем в логику ЕГЭ. Там все больше клеточки бланков, баллы критериев, рамки металлоискателей, ожидание апелляций…

Как бы то ни было, сама открытость обсуждения не может не радовать. За это спасибо и разработчикам, и ФИПИ в целом. Решиться на такое обсуждение непросто — ведь негативная реакция на все новое предсказуема, и не всегда она бывает конструктивной. Радует и непоспешность движения — все-таки на осмысление предложенного есть целый год. Важно теперь поучаствовать в интернет-обсуждении, которое, напомним, начнется в августе.

Сергей Владимирович Волков
Образование
1987–1992 — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, филологический факультет. Специальность «Русский язык и литература». Квалификация: «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы» (диплом с отличием).
Профессиональная деятельность
1992–2016 — учитель русского языка и литературы Государственного бюджетного образовательного учреждения «Центр образования № 57 г. Москвы». В 2013 году присвоено звание «Почетный работник общего образования РФ».
2011–2016 — доцент факультета филологии ВШЭ. Руководитель Школы юного филолога НИУ ВШЭ.
Член Союза журналистов Москвы, главный редактор журнала «Литература» (издательский дом «Первое сентября»).
2011–2014 — член Общественной палаты РФ.
С августа 2012 — член Общественного совета при Минобрнауки России.
2013 — председатель Центральной предметно-методической комиссии по литературе Всероссийской олимпиады школьников.
С 2013 преподает историю русской литературы в Школе-студии МХАТ.
2015 — председатель Гильдии словесников.

7 июня состоится Единый государственный экзамен по литературе. 17 заданий, из них одно сочинение, почти четыре часа на выполнение – от таких подробностей можно впасть в обморок, особенно если Пушкин с Булгаковым не читаны, а Тютчев с Маяковским не заучены. Но хорошо тем, кто знает географию: оказывается, на Сахалине-то ЕГЭ начнется аж на восемь часов раньше, чем в Москве. «Отчего же не воспользоваться этим преимуществом?» – думают особенно отчаявшиеся.

Ответы ЕГЭ 2017 по литературе в интернете

Набрав в поисковике «Ответы КИМ ЕГЭ 2017 7 июня » или что-то в этом роде, полюбуйтесь группами, аккаунтами в социальных сетях, форумами на сайтах, где предлагают получить ответы на ЕГЭ за несколько часов до экзамена. Заметьте, что кое-где обещают выслать ответы даже за 12 часов до! То есть экзамен еще нигде не прошел, а ответы уже предлагают. Как это возможно?

Такое, конечно же, невозможно. Никто не знает содержание КИМов до момента их вскрытия в месте проведения экзамена. Не знают даже наблюдатели и преподаватели. Значит, делаем вывод: мошенники просто пользуются уязвимым положением выпускников и в решающий час просто присылают им компиляцию заданий из открытого банка. Горе-экзаменуемый целый день рвет и мечет, ни с чем идет на экзамен, и хорошо, если каким-то чудом получает минимальный балл. Приходя домой, он обнаруживает, что злополучной странички на сайте «ВКонтакте» или «Одноклассники» больше нет или там попросту никто не отвечает на сообщения.

Итак, теперь мы знаем, что не стоит верить тем, кто обещает вам выслать ответы на ЕГЭ 2017 по литературе сию минуту, в течение дня или в любое время до старта экзамена в самом восточном городе нашей страны. Но, увы, у нас неприятная новость и для тех, кто рассчитывает на ответы за восемь часов и менее: КИМы ЕГЭ в разных регионах эквивалентны друг другу по сложности и структуре, но различны по содержанию. Польза от КИМа, допустим с Камчатки, такой же, как от демонстрационной версии КИМа на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Скачайте ключ к решению всех тестов прямо сейчас!

Ввиду вышесказанного советуем вам не связываться с готовыми ответами. Проявите свои бойцовские качества и докажите себе, что как бы худо ни было ваше познание отечественной литературы, вы всегда способны мобилизоваться и одержать победу честным путем. Разумеется, ни о каком высоком балле уже речи не идет, вам просто нужно постараться выдать все, на что способны в сложившейся ситуации.

Изучите подробно кодификатор из пакета документов демонстрационных КИМов на сайте ФИПИ – там вы найдете все темы, которые изучали в школе и которые только и могут войти в ЕГЭ. Даже изучая лишь кодификатор, вы уже многое поймете, вспомните. О том, как можно подготовиться к ЕГЭ по литературе в короткий срок, читайте подробнее здесь.

Структура и содержание ЕГЭ 2017 по литературе

Как уже было сказано, вам предстоит справиться с 17 заданиями. Сочинение – последнее из них. В среднем у вас должно уйти на его написание около двух часов. Тему сочинения вы выбираете из трех вариантов.

Остальные 16 заданий поделены на две части: 1) анализ эпического, лироэпического или драматического произведения; 2) анализ лирического произведения. Большая их часть – это закрытые вопросы с кратким ответом и проставлением в бланке числа, соответствующего правильному ответу. Но по два задания в каждой из частей потребуют от вас развернутого ответа на 5–10 предложений.

Будьте бдительны перед соблазнами получить готовые ответы, оригинальные КИМы или шпаргалки. Верьте в свои силы, и удачи вам на экзамене!


Сдача ЕГЭ из года в год меняется – в контрольно-измерительные материалы постоянно вносятся изменения. Это заставляет нервничать и будущих выпускников, и их учителей. К чему готовиться, если еще неизвестно, что и как придется сдавать в конце учебного года? Однако ситуация изменилась к лучшему: к началу учебного года Федеральный институт педагогических измерений озвучил запланированные изменения в сдаче ЕГЭ-2017 по всем предметам. Какими они будут?
Обязательные предметы на ЕГЭ-2017
Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.
Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не поступало. Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:
  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);
  • математика– базовый или профильный уровень на выбор.
Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».
ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях
Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в девятых классах.
В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:
  • в задании № 17 (пунктуация в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;
  • в задании № 22 (лексический анализ слова в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.
  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.
ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:
относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой «реальной математики» и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;
профильный – гораздо более сложный, ориентированный на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.
По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».
В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демоверсиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.
ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре
ЕГЭ по обществознанию в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:
блок заданий с краткими ответами;
блок заданий с развернутыми ответами;
«альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.
Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.
Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.
ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части
ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть, подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:
7 – по механике,
5 – по термодинамике и МКТ,
6 – по электродинамике,
3 – по квантовой физике.
Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.
ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста
К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:
  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;
  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;
  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).
Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста. Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.
Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности
Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая(вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.
В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий, в числе которых:
восстановление пропущенных элементов в таблицах или схемах;
анализ графиков, диаграмм и таблиц;
поиск ошибок в обозначениях на рисунке;
выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).
Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.
Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:
общее число заданий уменьшится с 40 до 28;
первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);
время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.
ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений
ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.
Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по английскому языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».
ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части
Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:
задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,
вопросы на установления соответствия,
расчетные задачи.
Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.
При этом:
общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;
максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;
задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.
ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания
В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:
задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);
задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).
Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).
ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений
Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.
При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:
задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;
для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.
ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания
В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.
Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).
С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:
9 (размещение населения России, работа с картой),
12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);
13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);
19 (экспорт и международный транспорт).
Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.
Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017
Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная таблица изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.
Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:
  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;
  • изучить методические рекомендации для учителей, составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.