Карикатуристы используют при создании образов прием мышления. Приемы создания образов активного воображения

В техническом, литературном, художественном творчестве наиболее распространены следующие приемы создания образов: агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация, аналогия.

Агглютинация (склеивание) заключается в том, что новый образ получают путем соединения из двух или нескольких частей разных предметов. Примеры: кентавр, русалка.

Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, изменение количества частей предмета. Примеры: мальчик с пальчик, дракон с семью головами.

Заострение – подчеркивание в образе каких-либо признаков. Пример: карикатуры.

Типизация – выделение существенного в однородных явлениях и воплощение его в каком-либо конкретном образе. Пример: Евгений Онегин – типичный представитель своего времени.

Аналогия построение образа похожего на реально существующую вещь. Это способ создания механизмов на основе биологической модели. Пример: создание дельтапланов по аналогии с птеродактилями.

Тема 8. Психологическая характеристика речи и общения.

8.1. Понятие и функции речи и языка.

Речь – сложившаяся исторически в процессе практической деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.

Речь – процесс общения людей посредством языка; особый вид деятельности.

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Функции речи:

    Сигнификативная – способность слова обозначать, называть предмет.

    Функция обобщения – в слове зафиксированы исторически обусловленные свойства предметов и явлений. Слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и является носителем их существенных признаков.

    Коммуникативная – состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств.

    Экспрессивная – заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Функции языка.

    Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).

    Общение (коммуникативная функция).

Структура речевой деятельности

Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для регуляции и контроля собственной речи.

Структура речевой деятельности:

    Мотивационный этап – наличие потребности в общении.

    Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

    Ориентировка в личности собеседника.

    Планирование (в форме внутреннего программирования) темы, стиля общения, речевых фраз.

    Реализация общения.

    Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.

    Коррекция направления, стиля общения.

      Виды речи.

В психологии речь разделяют на внешнюю – ориентированную на других, и внутреннюю, предназначенную для самого себя. В свою очередь внешняя речь может быть устной и письменной. Устная речь разделяется на монологическую и диалогическую.

8.2.1. Внутренняя речь и ее особенности.

Внутренняя речь – это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации . Это разговор человека с самим собой, сопровождающий процессы мышления, осознание мотивов поведения, планирование и управление деятельностью.

Внутренняя речь в отличие от внешней обладает особым синтаксисом. Эта особенность заключается в кажущейся отрывочности, фрагментарности, сокращенности. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Вторая особенность– предикативность. Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, понимающих «без слов», о чем идет речь в их разговоре. Им нет нужды в каждой фразе называть предмет разговора, указывать подлежащее: оно им и так известно.

Третья особенность – своеобразный семантический строй внутренней речи:

а) преобладание смысла над значением . Смысл понимается как совокупность всевозможных ассоциаций – фактов, которые в нашей памяти оживляет данное слово. Значение – это часть смысла, которую приобретает уже наделенное в языке широким смыслом слово в контексте конкретного речевого высказывания.

б) агглютинация – своеобразное слияние слов в одно с их существенным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным смыслом.

в) смыслы слов имеют другие законы слияния и объединения, чем законы слияния значений . Смыслы как бы вливаются друг в друга и как бы влияют друг на друга. Во внутренней речи мы всегда можем выразить свои мысли и даже целые рассуждения одним названием.

8.2.2. Внешняя речь и ее виды.

Внешняя речь – это общение между людьми при помощи разговора или различных технических средств.

Устная речь . Протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции.

Диалогическая речь – это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалог – это обмен репликами. Психологически диалог является более простой формой речи. Во-первых, диалог – речь поддерживаемая: собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, может закончить мысль другого. Это облегчает говорящему выразить свою мысль.

Во-вторых, диалог ведется при эмоционально-экспрессивном контакте говорящих в условиях их взаимного восприятия друг другом. Разговаривающие воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией.

В-третьих, диалог ситуативен. Предмет, который обсуждается, нередко дан в восприятии или существует в совместной деятельности. Речь возникает, поддерживается и прекращается в зависимости от изменений предмета или мыслей о нем.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы знаний, мыслей одним лицом .

Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.

В монологической речи, по сравнению с диалогической, существенные изменения претерпевает смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Основные требования к ней – последовательность и доказательность.

Другое условие – грамматически безукоризненное построение предложений. В диалогической речи не так заметны обмолвки, незаконченные фразы, неточное употребление слов.

Монолог предъявляет требования к темпу и звучанию речи. В монологе недопустимы скороговорки, невнятное произношение, монотонность. Выразительность в монологе должна создаваться за счет голоса. Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов, чтобы не отвлекать внимание слушателей.

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки.

Письменная речь характеризуется следующими особенностями: четким замыслом; сложной композиционно-структурной организацией; ограниченностью выразительных средств (курсив, абзац и др.). Письменная речь требует развернутого построения, систематического, логического, связного изложения. Письменная речь предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Письменная речь требует специального овладения.

      Общение и его структура

Общение – сложный и многогранный процесс, включающий информационный обмен, восприятие и понимание людьми друг друга, воздействие друг на друга, непосредственный эмоциональный контакт, формирование отношений и достижение взаимопонимания.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

информационная сторона общения состоит в обмене информацией, представлений, мыслей, чувств;

интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовать действия, распределить функции);

перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

На сегодняшний день существует около 70 методов.

В психологии известно несколько основных, традиционных механизмов воображения, которые позволяют создавать новые образы, а также альтернативные методы развития творческого воображения, созданные на их основе. Многие из этих методов могут быть успешно использованы при работе с дошкольниками, причем не только на занятиях, но и дома. Давайте рассмотрим некоторые из них. И начнем с традиционных - это агглютинация, гиперболизация и акцентирование. Несмотря на названия, суть их очень проста.

Агглютинация – это самое простое, что умеет воображение. Достаточно взять части или свойства нескольких объектов и составить из них новый объект. Вспомните кентавра, русалку, сфинкса, единорога, избушку на курьих ножках, ковер-самолет и другие мифические существа и предметы. И не только мифические. У вас в квартире есть...кресло-кровать, или, например, кухонный комбайн!

Агглютинация лежит в основе игрового тренинга «Фоторобот», который пользуется большой популярностью у дошкольников. Детям предлагается нарисовать Чудо-Юдо. При этом, один ребенок рисует голову любого животного, другой – туловище, третий – ноги или хвост. Интересные работы получаются также из кусочков открыток или журнальных иллюстраций. По окончанию задания обсуждается результат: что это за животное, как его называют, чем питается и т.д.

Следующий прием творческого воображения – акцентирование . Это выделение, подчеркивание какой-то одной детали или свойства предмета. Цель акцентирования - обратить внимание на эту деталь. Этот прием часто используют, чтобы выделить какое-нибудь качество человека. Так, Илья Муромец необыкновенно сильный, Кощей злой, Солдат смекалистый, а Василиса Премудрая очень умная. Этим приемом пользуются художники, когда рисуют на кого-то дружеские шаржи или карикатуры. Например, изображают любопытному длинный нос, прожорливому - большой живот, жадному - длинные руки.

Прием акцентирования помогает при запоминании учебного материала. Например, Ваш первоклассник никак не может запомнить, что гласные надо проверять ударением. Нарисуйте вместе с ним слабенькую, хилую гласную с тонкими ручками, а рядом - сильную гласную с молотком-ударением в руке, и Ваш малыш уже никогда не забудет это правило. Если тренироваться, то можно научиться рисовать картинки мысленно, придумывать стихи, истории, в которых делается акцент на нужном материале.

Следующий прием - гиперболизация . Суть его проста - преувеличение или преуменьшение. Все помнят Голову, в бой с которой вступает Руслан, освобождая Людмилу, или Мальчика-с-пальчика. Они появились именно благодаря этому приему. А в рассказе Носова «Фантазеры» один мальчик хвастался, что съел целое ведро мороженого, а потом сказал, что ведерко-то было маленькое - не больше стакана. Здесь автор использовал сначала художественное преувеличение (гиперболу), а потом преуменьшение (литоту). Вышеупомянутые приемы легли в основу альтернативных методов системы развития творческого воображения (РТВ), таких как: мозговой штурм (А. Осборн), метод морфологического анализа (Цвикки Ф.), метод каталога (Э. Кунце), метод фокальных объектов (Вайтинг Ч.)., метод аналогий (синектика). Остановимся вкратце на некоторых из них.

Мозговой штурм - это не столько метод активизации воображения, сколько способ генерации самых разнообразных идей в группе. Благодаря мозговому штурму ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернативы. С детьми дошкольного возраста обсуждаются те вопросы, которые имели место в их опыте. Поэтому большое значение имеет работа по расширению детского кругозора. Темы для мозгового штурма зависят от возраста детей. Малышам предлагаются хорошо знакомые бытовые или сказочные ситуации, например:
- спасение сказочных героев (Красной Шапочки от Волка),
- решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, чем и на чем рисовать?).
С детьми старшего дошкольного возраста обсуждаются фантастические преобразования действительности. Например, земляне построили для своих детей космический детский сад (подводный, небесный и пр.). Как он выглядит? Какие проблемы возникнут у детей и взрослых?

Метод морфологического анализа предполагает перебор вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Например, вы решили придумать новый, необычный образ Бабы Яги. Количество характеристик выбираете произвольно (например, возраст, характер, стиль одежды, средство передвижения, др.) Чем младше дети, тем меньше характеристик изначально задается. Для удобства все предлагаемые характеристики занесите в таблицу: по горизонтали – возраст Бабы Яги, по вертикали – остальные характеристики. Теперь приступайте к самому главному – совершенно произвольно выбирайте из каждого ряда по одной характеристике и пытайтесь соединить их воедино. И получаете, например, что Баба Яга в раннем детстве это младенец, одетый в водолазное снаряжение, капризный, передвигающийся верхом на ослике. Аналогично можно работать и с рукотворными предметами (попробуйте придумать новый вариант будильника или автомобиля) или конструировать сюжет новой сказки.

Метод каталога – один из методов, позволяющих решить проблему творческого сочинительства, которое дается дошкольникам очень трудно. Для работы понадобится любая книга, лучше хрестоматия или сборник сказок. Взрослый задает детям вопросы, на основе которых будет строиться сюжет, а ответ дети ищут в книге, произвольно указывая пальчиком на любое место в тексте. Удобно использовать следующую приблизительную последовательность вопросов: О чем сочиняем сказку? Это добрый или злой герой? С кем он дружил? Кто им мешал? Каким образом? Чем все закончилось? В зависимости от возраста степень подробности вопросов может увеличиваться, героям даются более детальные характеристики, вводятся новые действующие лица.

Методы стимуляции воображения не ограничиваются данным перечнем - их значительно больше. А значит, больше пространство для новых идей и образов в Стране Фантазий – Ваших и вашего ребенка. Воображение снимает временные и пространственные ограничения, расширяя мир возможностей, вдохновляя познание и творчество. Так что, фантазируйте с удовольствием!

Успехов Вам!

При оформлении статьи использованы материалы интернет-источников

4.2.Психологическая характеристика воображения: понятие, виды, способы создания образов творческого воображения

Понятие воображения

Воображение – это создание образов объектов, не встречавшихся в личном опыте человека, результатом чего выступает создание новых материальных и духовных ценностей. Произведем сравнение (нахождение сходства и различия) воображения с другими познавательными процессами:


  • сравнение воображения и восприятия:
а) различие: восприятие – это создание образов реально существующей действительности при ее прямом воздействии на органы чувств, воображение – создание не существующих в реальности образов; воображение умеет преобразовывать действительность повседневного восприятия, делая ее более выразительной;

Б) общее: в основе и восприятия, и воображения лежит процесс создания образов;


  • сравнение воображения и образной памяти: образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, сохранение точности воспринятых образов; воображение предполагает их преобразование;

  • общее в процессах воображения и мышления:

  1. мышление, как и воображение, позволяет предвидеть будущее: воображение помогает мышлению отыскать новые решения, делая содержание проблемы наглядно-образной;

  2. различие воображения и мышления в том, что мышление, какую бы важную роль оно не играло в предвидении будущего, предполагает познание законов реального мира, с которыми каждый из нас вынужден считаться, чтобы не погибнуть в нем.

Виды воображения

Для выделения видов воображения возьмем два основания:

1. Участие сознания:

А) непроизвольное воображение связано со спонтанным возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли (мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы). Интересно отметить, что они иногда могут быть вещими (особенно сновидения), то есть предсказывать будущее, или объяснять прошлое. Особенно актуализируется непроизвольное воображение в тех случаях, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики.

Б) произвольное воображение: воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение связано с конструированием образов по заранее кем-то составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. В воссоздающем воображении реальность воспроизводится почти в непереработанном виде, поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Виды воссоздающего воображения: а) эмпатия, которая требует нашей способности вжиться в образ переживаемых другим человеком эмоций, т.е. требует от нас воспроизведения эмоций того, с кем мы общаемся; б) схемы, таблицы, чертежи; в) воссоздание в воображении воспринимаемых из описания образов героев при чтении художественной литературы. Однако такое воображение не является творческим, так как эти образы были созданы не читателем, а автором произведения.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Оно очень характерно для деятельности художников-живописцев, конструкторов, композиторов, режиссеров, писателей, поэтов, архитекторов и других представителей творческих профессий.

2. Содержание образов (предметное, социально-психологическое):


  • Предметное воображение подчинено созданию образов предметной среды и оно необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам, кулинарам, портным и т.д.

  • Социально-психологическое воображение является условием формирования и развития тех черт личности, которые выражают отношение человека к самому себе и другим людям. Онопредставлено:

  1. образами других людей, так как обслуживает общение и выступает инструментом решения психологических задач: представить способы поведения человека в той или иной ситуации, сделать прогноз развития личности и т.д.;

  2. образом самого себя (образом «Я») как концепции индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми и выстраивает жизненные планы.
Социально-психологическое воображение особо должно быть развито у руководителей, педагогов, социальных работников и т.д. Чуткость в отношении к людям, тактичность и сочувствие к ним невозможны без этого вида воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека представить себе его эмоциональное состояние в данный момент. Тактичность предполагает не только способность с помощью воображения воссоздать настроение и переживание другого человека, но и предвидеть, какое эмоциональное воздействие произведут на него наши слова или поступки. Если вы хотите выразить сочувствие человеку, то должны иметь развитое воображение, чтобы представить, понять и сопережить его чувства.

Способы создания образов творческого воображения


  1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

  2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

  3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

  4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей, мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

  5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

  6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

  7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

  8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.
Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

  2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

  3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

  4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

  5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

  6. Какая информация передается в долговременную память?

  7. Перечислите основные процессы памяти.

  8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

  9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

  10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

  11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

  12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

  13. В чем специфика словесно-логического мышления?

  14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

  15. В чем специфика творческого воображения?

  16. Назовите виды воссоздающего воображения.

  17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

  18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

  19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

  20. Каковы особенности памяти у детей?

  21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1

Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:


  • врач назначает лечение пациенту, перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

  • экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

  • свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

  • ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

  • режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

Задание 2

Как вы объясните описанные факты?


  • Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

  • В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

Задание 3


  • Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

  • Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

  • Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

  • Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

  • Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

Задание 4

Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.

Задание 5

Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).


  • Раскройка портнихой деталей будущего платья.

  • Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

  • Проектирование дизайнером интерьера помещения.

  • Решение студентом задачи по теоретической механике.

  • Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

  • Составление архитектором будущего плана постройки.

Задание 6

Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?


  • Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

  • Составить предложение из данного набора слов.

  • Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

  • Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

Основные приемы создания творческих образов.

Выделяют несколько приемов создания творческих образов воображений: агглютинация, аналогия, преувеличение/преуменьшение, акцентирование, типизация.

Агглютинация (лат . – склеивание) – прием соединения («склеивания») каких-то частей от двух или нескольких предметов в одно целое. Агглютинация широко распространена в сказочных сюжетах в виде образов избушки на курьих ножках, русалки – женщины с хвостом рыбы и др. Используется агглютинация и в реальных образах (например, танк-амфибия, аккордеон, в котором сочетаются элементы пианино и баяна).

Аналогия – прием построения образа по принципу подобия. Например, по принципу подобия органу ориентации летучей мыши был создан локатор.

Преувеличение/преуменьшение – прием, с помощью которого стремятся показать господствующие качества человека (например, доброту могучего Великана или ум и мягкое сердце Мальчика с пальчика).

Акцентирование – прием, близкий к преувеличению, выделяющий в образе какую-либо одну ярко выраженную положительную или отрицательную черту. Особенно часто он используется в карикатурах и шаржах.

Типизация – самый сложный прием творческого создания образов воображения. Характеризуя творчество в литературе, М. Горький говорил, что характер героя делается из многих отдельных черточек, взятых от различных людей определенной социальной группы. Нужно присмотреться к сотне-другой, скажем, рабочих для того, чтобы приблизительно верно описать портрет одного рабочего.

Все описанные приемы могут быть использованы в любой сфере жизни и деятельности в связи с поиском нового, с проявлением творческого воображения.

Мечтой называются создаваемые в воображении образы желаемого. Они не противоречат реальной действительности, поэтому при определенных условиях мечта может быть осуществлена. Многие столетия люди мечтали летать, но в их телесной организации нет крыльев. Однако наступило время, когда были созданы летательные аппараты, и человек полетел. Теперь воздушный транспорт стал повседневным, быстрым, удобным средством сообщения и передвижения. Мечта, таким образом, – полезный механизм творческой деятельности.

Грезами называется бесплодное фантазирование. В грезах человек вызывает в сознании образы и мысли несбыточные, противоречащие реальной действительности.

В любом виде человеческого труда – будь то труд педагога, инженера, врача, конструктора, токаря-новатора, художника, писателя, ученого и даже учащегося, который пишет сочинение, – имеют место те или иные проявления воспроизводящего или творческого воображения.

Конструктивные умения связаны с планированием занятий на целый учебный год, четверть, с построением и проведением каждого урока. Они всегда дают большой эффект, если основой их служит творческое начало.

В проектировочных умениях творческое начало выражено ярче. Здесь речь идет о необходимости видеть «завтрашний день» своих последователей, своего бизнеса.

Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности, прежде всего, относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность. При этом отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты.

Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры выражается в отсутствии возвышенной мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность.

С мечтой, как особым видом воображения, связана такая черта личности, как мечтательность. В отличие от грез, мечта не отрывается от действительности, однако мечтательность не считают положительной чертой личности. Мечтательность становится положительным качеством личности, если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека.

Воображение создает новые образы путем преобразования известных образов предметов и явлений. Существует ряд способов такого преобразования:

1.Создание образа о какой-либо части предмета , его свойстве или отдельном признаке. Основу этого процесса составляет анализ в форме мысленного выделения части или свойства объекта, их отвлечения от целого с определенной познавательной или практической задачей (например, гоголевский «Нос»).

2.Гиперболизация представляет собой способ создания образа воображения путем преувеличения всего образа объекта или его частей, наделения объекта значительно бóльшим количеством значимых признаков по сравнению с действительностью, преувеличения сил и возможности действия объекта. Часто используется в карикатурах.

3.Миниатюризация (преуменьшение ) –способ создания образа воображения путем преуменьшения целостных образов объектов из отдельных свойств и психологических качеств. Иногда имеет место сочетание миниатюризации и гиперболизации, когда в создании образа одновременно применяются приемы и увеличения, и уменьшения.

4.Акцентирования (заострение ) является приемом создания образов воображения путем подчеркивания, определенных свойств, черт, сторон различных явлений. Одна из форм акцентирования – такое выделение одного из свойств образа, который является не только главенствующим, но и универсальным, уникальным, характеризующим образ в его цельности (практически все главные герои художественных произведений, аллегоризм образов). Акцентирование в художественном творчестве, рекламе, имиджелогии достигается путем многократного повторения каких-либо устойчивых выразительных признаков, чем позволяет получить индивидуализацию образа, его незабываемость.

5.Агглютинация –способ создания образа воображения путем объединения в единую систему представлений в такой последовательности (сочетании), которая отлична от наших непосредственных восприятий и переживаний (русалки, сфинксы, кентавры).



6.Схематизация заключается в исключении каких-то свойств или качеств, присущих определенному предмету, лицу. Говоря о достоинствах схематизации, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что художник достигает должной выразительности объекта, если избавит его от лишних, второстепенных деталей, мешающих восприятию того характерного, что свойственно изображаемому объекту (типичный герой в типичных обстоятельствах).

7.Реконструкция объекта по известным фрагментам имеет существенное значение в творческой работе. Этим приемом активно пользуются археологи, специалисты по чрезвычайным ситуациям и т.п. Его применяют при восстановлении исторических лиц по сохранившимся останкам (работы М.М. Герасимова по созданию портретов Ивана Грозного, Тамерлана и др.)

Виды воображения

Как и всякий другой психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Если учитывать доминирующее значение отельных психологических компонентов в образах воображения, тогда мы должны говорить, например, об эмоциональном и интеллектуальном воображении. Если за основу классификации взять связь образов воображения с реальностью, то нужно говорить о воссоздающем и творческом воображении.

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активноевоображение, при котором человек предполагает воспользоваться результатами воображения на практике, и пассивное, при котором не ставится цель использования результатов воображения, и само оно может возникать вне зависимости от желания субъекта.

Пассивное воображение у человека представлено двумя подвидами в зависимости от наличия или отсутствия осознанности его возникновения.

Так, пассивное преднамеренное воображение (или грезы ) представляют собой создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человекомкак нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные . Однако пассивное преднамеренное воображение осознается человеком как его собственное и формируется при его осознанном воздействии. Грезы обычно возникают у человека при ослабленном контроле сознания, чаще в полудремном состоянии. Контроль при этом проявляется в отборе фантастических картин, причем только таких, которые вызвали бы у человека желанные чувства, сопровождались своеобразными эмоциональными состояниями, образно называемыми «сладкой грустью». Это картины приятного , но заведомо несбыточного. Внешним выражением грез чаще всего является продолжительная неподвижность человека с подчеркнутой апатичностью позы. Причины возникновения грез: грезы возникают под влиянием умиротворения, благодушия и довольства; в результате утомительной работы, длительных переходов, когда сознание человека притупляется; под влиянием специальных раздражителей (любимой музыки и пр.). Какой бы ни была реалистичной греза, человек всегда отличает ее от действительности, чем она и отличается как от галлюцинаций, так и от иллюзий. Грезы появляются без какой-либо опоры на восприятие, поэтому легко исчезают при воздействии на человека любым раздражителем.

Часто в житейской психологии грезы считаются синонимом либо сновидения («грезить наяву»), либо мечты, но тогда ее определяют как «пассивную» мечту, подчеркивая этим изначально нереалистичность созданного образа.

Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов . Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации. Подсновидением многие ученые понимаютобразы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня .По мнению З. Фрейда и его последователей, сновиденияэто символическое выражение бессознательного для сознания.Галлюцинации этопсихологический феномен, при котором кажущийся образ возникает при отсутствии реального внешнего раздражителя вне помрачения сознания. Этот образ оценивается человеком без критики, как действительно истинно существующий объект. Галлюцинирующий субъект не в силах отрешиться от внутреннего убеждения, что в данную минуту он имеет чувственные ощущения, что ощущаемый им предмет реально существует, хотя на него данный предмет не действует. Этим галлюцинация отличается от иллюзии, которая искажает образ реально действующего на органы чувств объекта. Причины возникновения галлюцинаций могут иметь органический (воздействие наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ, температуры, недостатка кислорода и т.п.) и психогенный (состояние аффекта) характер.

Активное воображение также имеет два подвида: воссоздающее и творческое. Особенностью активного воображения можно назвать тот факт, что в основе своей оно является сознательным, протекающим при активной деятельности мышления субъекта и подчинено прямо или косвенно осознаваемой задаче – научной, художественной, учебной или практической.

Воссоздающее воображение – такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения лежит в создании образа, максимально приближенного к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.

Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу последних относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.

Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).

Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по содержательности образов, их жизненному значению для теоретической и практической деятельности, перспективной целеустремленности образов, их новизне, оригинальности и др.

Особое место в системе видов воображения занимает мечта. Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов. По мере того, как осуществляются одни мечты, появляются другие. Мечта отличается от творческого воображения следующим: 1) представляет собой создание образов желаемого будущего самого человека; 2) не включена в творческую деятельность, т.е. не дает немедленный и непосредственно объективный продукт в виде научного изобретения, художественного произведения, технического изобретения и т.п.

Воображение и личность

Между воображением и личностными особенностями человека существует взаимная связь. У разных людей в зависимости от склада их личности образы воображения отличаются яркостью, степенью соотнесенности с реальностью, жизненностью и правдивостью этих образов. Умение подчинять воображение поставленной задаче определяет организованность или неорганизованность процесса воображения.

Одновременно из особенностей воображения вытекают, формируясь на их основе, различные черты характера человека. Отсутствие возвышенной мечты связано с прозаичностью . Недостаточное соотнесение образов воображения с реальностью ведет к развитию фантазерства. Грезы могут служить основой мечтательности. Творческое воображение неразрывно с одухотворенностью , которая, в свою очередь, проявляется либо в поэтичности человеческой натуры, либо в романтичности.

Предполагается, что воображение принимает участие в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку.