Как научится контролировать стрессовых ситуациях. Управление стрессом в организации: что должен знать руководитель

Лето заканчивается. И это огромный стресс для студента! Оглянуться не успеешь, как приятную встречу с однокурсниками сменит подготовка к экзаменам. А ведь казалось, что только вчера ты пришел, полный свежих мыслей и с отдохнувшей головой.

Спокойствие, только спокойствие! Дорогие студенты, сейчас мы перед вами раскроем тайну, которая поможет вам не только в учебе, но и во всей последующей жизни: управление стрессами и эмоциями. Ведь согласитесь, устранить стресс (или не допустить его) гораздо легче, чем потом устранить последствия стресса.

Вас ист стресс?

Уже более 50 лет люди говорят про этого страшного зверя. Давайте для начала разберемся, что это вообще такое?

Стрессом называют накопленные неспецифические реакции организма под воздействием разных неблагоприятных физических или психологических факторов. От чего он бывает у студентов?


И управление стрессом в жизни станет вашим одним из самых важных навыков, которые помогут прожить счастливую и достойную жизнь (кстати, как и управление конфликтами в коллективе).

Что будет, если не избавляться от стресса?

У каждого свой порог чувствительности. Одному, чтобы впасть в панику, достаточно 3 дня не видеть маму. Другой будет годами терпеть измывания и лишения и сорвется в самый последний момент. Но итог всегда будет тот же.

Если не избавиться вовремя от стресса, вот что может выйти:


Это интересно!

Продолжительный стресс (в течение нескольких лет) очень плохо сказывается на организме и сравним по последствиям с тяжелым инфарктом. А вот сильный кратковременный стресс – это как встряска организма, которая может активизировать физическую и умственную деятельность.

В общем, лучше сначала изучить природу этого явления, а уж потом переходить к управлению стрессом.

Переходим к делу: эффективное управление стрессом

Итак, прежде чем изучать технологии и методики управления стрессом на рабочем месте или учебе, есть важные вещи, которые нужно помнить всегда:

Не боимся его и не избегаем

Без него-родимого, без стресса жить невозможно – это естественная реакция организма на окружающую среду и вашу жизнь. Так что просто смиритесь, что он будет, будет всегда. А вот если пытаться постоянно избегать стресса, стараться жить как можно более спокойней и размеренней, тем сильнее будет его разрушительное влияние, когда он до вас таки доберется.

Преодолевая стресс каждый раз, вы и ваш организм прививаете себе навыки управления стрессом, а также борьбы с этим явлением.

Изучаем виды стрессов

Бывает конструктивный стресс, при котором из за большого количества скопленной неудовлетворенности происходит разрядка. Это хорошо, потому что позволяет решить проблему и вновь установить взаимопонимание с окружением. Грубо говоря – покричали и снова любим друг друга с прежней (а то и большей) силой.

При деструктивном стрессе отношения могут только ухудшиться или даже вовсе прекратиться, проблема остается нерешенной, люди страдают от тяжелых переживаний, чувства вины, безысходности.

Определите, какой вид стресса у вас, чтобы суметь взять от него все необходимое, а от всего ненужного избавиться.

Изучаем себя

Чтобы предотвратить или успешно овладеть техниками управления стресса, необходимо узнать свой порог чувствительности.

Следите за собой, за своими ощущениями, чтобы понять, какой уровень силы стресса начинает воздействовать на вас негативно и снижать вашу успешность.

Обратите внимание, при какой силе стресса вы теряете свое нормальное состояние и теряете сосредоточенность, умение концентрироваться и не можете ничего делать.

Средства индивидуальной защиты

Так как у всех все происходит по разному, то и средства и методы управления стрессом тоже будут разными. Ваш задача – найти свою систему управления стрессом, которая будет помогать, не допустит длительного стресса и научит спокойно относиться к непродолжительному выпадению из жизни.

Проблема управления стрессом велика. Не зря от этого недуга страдают люди всех стран мира, всех возрастов и социальных положений. Однако практика управления стрессом не так уж сложна.

Мы предлагаем вам несколько полезных советов, которые включают в себя любые методики и программы управления стрессом. Возможно, вам будет полезен .

Алгоритм управления стрессом


А вот и модель, которой нужно следовать, если вы не смогли предостеречь себя от стресса.

Стратегия управления стрессом: пошаговое руководство

Описываем все по шагам. Следовать нужно именно в этой последовательности:

Шаг 1. Изучаем себя. Присмотритесь, какие ситуации выводят вас из равновесия, какие события нервируют и т.д.

Шаг 2. Определите способы, как остановить самого себя. С первых секунд стресса постарайтесь взять передышку и предотвратить наступление деструктивных действий. Например, не кричите на собеседника, а промолчите, извинитесь и уйдите в другую комнату.

Шаг 3. Трансформируйте негативную энергию во что-то менее разрушительное. Вам сейчас необходимо снять напряжение. С этим отлично справляются физические нагрузки, домашние дела, теплый чай, разговор с симпатичным вам человеком, прогулка по свежему воздуху. Отдохнуть от плохих мыслей поможет и окунание ладоней в прохладную воду на 4 минуты.

Шаг 4. Вспомните, что вас радует, что приносит вам большое удовольствие. Старайтесь каждый день уделить хоть несколько минут тому, что увлекает вас, приносят вам радость.

А еще всегда помните: вы не одни! Рядом с вами всегда есть , готовые помочь и поддержать, будь то простой разговор по телефону или помощь в написании курсовых, контрольных, дипломных работ!

Избежать стресса невозможно: он присутствует в жизни каждого. Игнорирование этого явления приводит к его переходу в хроническую стадию, и тогда деструктивное влияние стресса на тело, психику и поведение человека проявляется в максимальной степени. Чтобы защитить себя и сохранить здоровье, современному человеку важно обладать высоким уровнем стрессоустойчивости - комплексным навыком, позволяющим эффективно работать со стрессом, который был, со стрессом, который есть, и со стрессом, который будет. Техники управления стрессом также можно условно разделить на предназначенные для работы с прошлым, настоящим и будущим. Разберемся, как избавиться от «застарелого» стресса.
Наверняка вы замечали, что разные люди реагируют на одни и те же сложные жизненные ситуации по-разному. Одни, казалось бы, их просто не замечают, а другие «ломаются» и оказываются в больнице - и это только в лучшем случае…
Испытывая стресс, человек фактически проходит через психотравмирующую ситуацию или их цепочку. В результате он получает травмы разной степени тяжести. Некоторые травмы самостоятельно «излечиваются» психикой и уходят не оставив следа, другие остаются неисцеленными.
Причины, по которым некоторые люди меньше подвержены воздействию стресса, давно интересовали исследователей. Результаты экспериментов показали, что важнейшим отличием этих людей является наличие эффективных стратегий мышления. Эти стратегии были положены в основу так называемых психологических техник управления пережитым стрессом, о которых и пойдет речь.
Все эти техники можно разделить на две большие группы:

  • техники, воздействующие на тело;
  • техники, воздействующие на психику.

Невозможно сказать, техники какой группы окажутся наиболее эффективными именно для вас. Единственный правильный вариант - пробовать и оценивать полученный результат. Мы предлагаем вашему вниманию несколько техник из обеих групп, которые вы можете протестировать самостоятельно.

Ближе к телу

Техники, основанные на воздействии на тело, большей частью направлены на снятие мышечного напряжения, являющегося результатом «непроработанного» стресса. Базовое условие в данном случае - погружение себя в психотравмирующую ситуацию и одновременное выполнение упражнений, предназначенных для снятия мышечных зажимов. Можно вспоминать негативную ситуацию и заниматься йогой, выполнять интенсивную пробежку или отрабатывать удары на боксерской груше. Важнейшее условие - постоянно удерживать негативное воспоминание.

Пример
Допустим, на вас накричал партнер или коллега. Не пытайтесь загнать мысли об этом инциденте внутрь себя, а напротив, сосредоточьтесь на своих переживаниях и с этими ощущениями подходите к беговой дорожке и нажимайте кнопку «Start». Во время бега, который должен быть достаточно интенсивным, непрерывно удерживайте ситуацию конфликта (то есть психотравмирующую ситуацию) перед мысленным взором. Через какое-то время вы с удивлением обнаружите, что воспроизводить ее в деталях становится все сложнее и сложнее… А еще позднее будет непросто вспомнить ее в принципе. Обычно одновременно изменяется и общее состояние: появляется приятное чувство расслабленности и оптимизм. Дело тут не в усталости. Вышеназванные признаки свидетельствуют о том, что психотравмирующая ситуация проработана и ее влияние на вас если не исчезло, то сильно снизилось. После того как описанный результат достигнут, можно прекращать тренировку.
Дополнительный плюс техник управления прошлым стрессом, основанных на воздействии на тело, заключается в том, что можно работать с травмами, первопричину которых вы не помните. Достаточно просто максимально сосредоточиться на существующем напряжении и/ или дискомфорте, и нужный эффект будет достигнут.
Однако учитывайте, что у подобного рода техник есть противопоказания! Не каждый может бегать по дорожке в течение продолжительного времени, и не каждому стоит это делать. Перед выполнением подобных упражнений стоит посоветоваться с врачом.

Действуем через психику

Перейдем к рассмотрению группы техник, воздействующих на психику человека. Наиболее простыми и эффективными являются те, которые связаны с ассоциацией или диссоциацией. Несмотря на сложное название, смысл этих терминов достаточно прост, и объяснить его проще на примере. Попробуйте вспомнить какое-либо позитивное событие из своего прошлого. А теперь ответьте на вопрос: «Когда вы мысленно просматриваете «фильм» о нем, вы видите это событие «из своих глаз» (как непосредственный участник событий) или воспринимаете себя со стороны, как и всех остальных участников события? Первый вариант называется ассоциированным воспоминанием, а второй - диссоциированным.
Исследования показали: чем менее ассоциированным является воспоминание о событии, тем в меньшей степени оно проявляется в теле. Иначе говоря, диссоциированное негативное событие не вызывает напряжений, эффект стресса нивелируется. В этом и заключается один из секретов людей, которые сравнительно легко переживают непростые жизненные ситуации: в своих воспоминаниях и мыслях они видят их «со стороны», причем делают это автоматически.
К большому сожалению, практика показывает, что в целом люди чаще всего ассоциированы в прошлые негативные переживания. Соответственно, и вредоносным эффектам от стресса они подвержены больше.
Но восприятием можно сознательно управлять! При изменении типа воспоминания негативного события с ассоциированного на диссоциированное автоматически изменяется и отношение к данному событию. Степень негатива и напряжения заметно уменьшается.
Давайте рассмотрим две техники сознательной диссоциации.

Техника первая: «Просто не принимай на свой счет!»

Предполагает всего два шага.
Шаг 1. Вспомните негативную ситуацию.
Шаг 2. Диссоциируйтесь.

Пример
Возьмем ту же ситуацию, что и раньше: конфликт на работе. Вспомните эту ситуацию. Скорее всего, вы обнаружите, что вспоминаете ее ассоциированно. Следующее, что вам нужно сделать, - перевести воспоминание в диссоциированный режим. Для этого представьте, что вы «выпрыгиваете» из события и начинаете смотреть на него со стороны. Интересно, что чем дальше вы отодвигаете от себя просматриваемый «фильм», тем меньше будет его негативное воздействие на вас.
Исследователи заметили, что усилению позитивного эффекта от техники способствует не только изменение дистанции между человеком и «фильмом», но и иные манипуляции с параметрами внутреннего «кино». В практической психологии эти параметры получили название субмодальности. Задействовать дополнительные субмодальности и, следовательно, усилить положительный эффект поможет вторая техника, которую мы рассмотрим сегодня.

Техника вторая: «Музей воспоминаний»

Предполагает восемь шагов.
Шаг 1. Вспомните ситуацию, содержащую негатив.
Шаг 2. Диссоциируйтесь.
Шаг 3. Отодвиньте «фильм» на большое расстояние.
Шаг 4. Поставьте его «на паузу».
Шаг 5. Обрамите получившуюся картинку в рамку.
Шаг 6. Дайте картине шутливое название.
Шаг 7. Повесьте картину в музей воспоминаний.
Шаг 8. Покройте картину блестками или конфетти.

Пример
Вернемся к нашей ситуации. Первые два шага будут полностью совпадать с соответствующими шагами первой техники. На третьем этапе просто отодвиньте картинку от себя. Внутренним сигналом достижения нужного расстояния будет ощущение, что происходящее перед внутренним взором перестает вас эмоционально затрагивать. Поэкспериментируйте, и очень быстро вы научитесь явственно чувствовать этот момент.
Вспоминая прошлые события, мы делаем это по-разному. Некоторые видят «фильм о событии», некоторые - череду статичных картинок; иногда целое событие воспринимается как одна-единственная картинка. Если в вашем восприятии разворачивается «фильм», на четвертом шаге превратите его в картинку, просто остановив.
После этого критично осмотрите стоп-кадр и задайтесь вопросом: «В какую раму вы хотели бы обрамить это изображение - возможно, в стиле барокко? Или строгую из алюминия?» Выберите ту, что вам по вкусу. Теперь пришло время дать картине название - обязательно юмористическое.
На седьмом шаге техники представьте, что перед вашим мысленным взором появляются рабочие, которые аккуратно берут картину и переносят ее в музей ваших воспоминаний, где вешают среди уже имеющихся картин. Мысленно подойдите к полотну и осмотрите его, оцените те эмоции, которые вы испытываете.
Наконец, представьте, что у вас в кулаке зажата горсть блесток или конфетти. Бросьте их в картину и посмотрите, как, оседая, они закрывают какую-то ее часть.
На этом можно заканчивать.

Оцениваем эффективность

При выполнении техник полезно оценивать их действенность на вас. Для этого рекомендуется использовать процедуру так называемого шкалирования. Мысленно представьте, что существует некая шкала от 0 до 10, в рамках которой «0» - это полное безразличие к тому или иному событию, а «10» - максимально негативное отношение. Начиная работать с ситуацией, оцените ее по шкале и запишите результат. После выполнения техники задайте себе этот вопрос еще раз и снова запишите, что получилось. Разница в цифрах и будет определять эффект от выполнения той или иной техники.
Мы рассмотрели несколько техник работы с пережитым стрессом. Их простота и доступность часто вызывает у людей недоверие. Им сложно представить, что с негативными воспоминаниями, которые мучили годами, можно так просто справиться. Люди ждут суперсложных комплексных методик. Стоит сказать, что рынок идет навстречу подобным запросам и готов предложить искушенным клиентам практически вечную терапию. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Но перед тем как пойти по длинному пути, направленному на решение собственных проблем, попробуйте использовать простые инструменты, о которых мы говорили выше. С большой долей вероятности их окажется достаточно, и вы сбережете время и деньги.

Как эффективно применять управление стрессом на предприятии, в организации? Какие существуют методы и способы управления стрессами?

Корпоративная культура для многих людей очень важна. Но всю ее ценность может свести на нет одно слово - «стресс». Действительно, в наше время это слово вошло в лексикон современного человека наравне с такими понятиями, как фастфуд, мобильный телефон и интернет.

«Работа, требующая большой стрессоустойчивости», - так многие описывают свою деятельность, повышая ее престиж в глазах окружающих. Но для людей, находящихся на грани нервного истощения, стресс перестает быть чем-то далеким. Для них стресс превращается в болезнь. Поэтому управление стрессами в менеджменте является важнейшей проблемой.

Поведенческие и физиологические симптомы стресса

Внешнее давление стимулирует, мотивирует и побуждает к действию, но когда резервы, позволяющие справляться с трудностями, исчерпаны, мы на пороге стресса.

Если у человека начинают проявляться разнообразные поведенческие и физиологические симптомы стресса значит, он перешел ту тонкую грань, которая отделяет стресс от умеренного давления.

Поведенческие симптомы:

  • Раздражительность
  • Потеря способности принимать решения
  • Потеря чувства юмора
  • Беспричинные вспышки гнева
  • Неспособность сконцентрироваться
  • Неспособность довести дело до конца
  • Подозрительность
  • Ощущение духовной опустошенности
  • Желание расплакаться из-за любой мелочи
  • Нежелание что-либо делать после возвращения с работы домой
  • Чувство усталости утром, даже если вы рано легли
  • Хроническая усталость

Физиологические симптомы стресса:

  • Потеря аппетита
  • Желание «заесть» проблему, повышенный аппетит
  • Частые расстройства желудка, сердцебиение
  • Запор или диарея
  • Бессонница
  • Обильное потоотделение без причины
  • Нервная дрожь, покусывание ногтей и т. д.
  • Головная боль
  • Судороги и мышечные спазмы
  • Тошнота
  • Одышка на ровном месте
  • Приступы слабости
  • Импотенция или фригидность
  • Экзема

Управление стрессом в коллективе: выявляем источники

Если сотрудник говорит об упадке сил, необходимо определить источник стресса. Только тогда можно разрабатывать план действий, чтобы управление организационным стрессом было максимально эффективным.

Ниже приведены самые распространенные источники стресса на рабочем месте.

  • Проблемы с клиентами/покупателями
  • Работа допоздна
  • Постоянный поток посетителей
  • Проблемы с начальством
  • Работа в сжатые сроки, постоянные дедлайны
  • Принятие решений
  • Бюрократия
  • Технические неполадки
  • Конфликты с коллегами
  • Потеря интереса к работе
  • Слишком большая ответственность
  • Большой объем работы
  • Телефонные звонки
  • Дорога с работы/на работу
  • Командировки
  • Ошибки в работе
  • Несоответствие корпоративных целей личным идеалам
  • Работа мешает личной/семейной жизни
  • Огромные объемы корреспонденции
  • Невозможность отказаться от работы
  • Отсутствие стимулов
  • Усталость от постоянного общения
  • Отсутствие представления о дальнейшей карьере
  • Неуверенность в безопасности работы
  • Отсутствие поддержки со стороны супруга/партнера
  • Работа наносит ущерб семейной жизни
  • Необходимость говорить подчиненным неприятные вещи, например, о грядущих сокращениях

Технологии управления стрессом: устраняем «пожирателей времени»

А где Бет? - Она утомилась. - Утомилась? Да, прекрати. Это Нью-Йорк, здесь все утомлены.

Из всех проблем, с которыми менеджеры сталкиваются ежедневно, самый большой стресс они испытывают из-за нехватки времени. «Пожирателей» времени можно разбить на несколько категорий, с каждой из которых нужно бороться по-разному.

«Кормящие завтраками». Лица, попадающие под эту категорию, усложняют себе жизнь, постоянно откладывая дела на завтра. Они предпочитают думать о работе, а не делать ее.

Причинами постоянных отсрочек являются отсутствие интереса, неуверенность в себе и страх перед переменами.

Чтобы справиться с данной проблемой, воспользуйтесь следующими подсказками:

  • разделите большое и сложное задание на маленькие задачи;
  • составьте список задач, которые необходимо решить быстро (например, за неделю) и которые можно отложить;
  • планируя свой рабочий день, постарайтесь рутинные обязанности перемежать с деятельностью, которая приносит удовольствие;
  • смиритесь с мыслью, что риски неизбежны и что не бывает абсолютно правильных решений.

Неумеющие делегировать. Эти люди тратят массу времени на выполнение работы, которую гораздо лучше сделал бы кто-то другой. Им следует взять на вооружение следующие правила:

  • делегирование не означает потерю полномочий;
  • не жалейте времени на то, чтобы объяснить подчиненному, что от него требуется. Люди, не умеющ ие делегировать, обычно плохие коммуникаторы, поэтому результаты работы подчиненных их часто разочаровывают;
  • делегируя часть обязанностей, позвольте подчиненному выполнить их самостоятельно;
  • не давайте даже небольших заданий людям, которые с ними не справятся. Учитесь отказывать вежливо и корректно.

Неорганизованные. Эту категорию работников можно опознать по заваленном бумагами рабочему столу. Неорганизованные сотрудники часто забывают о встречах или опаздывают. Они полагают, что причина их проблем лежит в высокой загруженности. Им следует:

  1. научиться планировать свою работу
  2. составлять список дел на день и вечером сверяться с ним
  3. взяться за одно дело и довести его до конца
  4. обдумывать каждый телефонный звонок и составить список вопросов, которые необходимо задать собеседнику
  5. определить наиболее продуктивное время для работы и перенести на это время самые сложные задачи, а остальную часть дня посвятить рутинным обязанностям
  6. назначая встречи, указывать в своем ежедневнике не только время начала беседы, но и время окончания.

«Овощи». Обычно эти сотрудники имеют мало представления о целях и задачах, которые перед ними стоят. Они больше размышляют о работе, чем делают ее. У них низкий уровень притязаний и плохо развитые коммуникативные способности. Две вещи, которым им необходимо научиться:

  • говорить «не знаю», если Вы чего-то не знаете
  • говорить «не понимаю», если Вы не понимаете свою задачу, обязанности или цель задания.

Приемы управления стрессом: справляемся с помехами

Еще один источник стресса для многих менеджеров - «постоянные помехи», к которым относятся теле­фонные звонки, письма, надоедли­
вые коллеги.

С появлением голосовой и элек­тронной почты, мобильных телефо­нов и прочих устройств остро стал вопрос управления технологиями, пока они не начали управлять Вами. Есть несколько общих правил, помогающих упорядочить работу и избежать напряжения. Благодаря этому управление профессиональным стрессом станет гораздо легче.

Для телефонных звонков: разбейте звонки, которые необходимо совершить, по группам; продумайте, что будете говорить и какую информацию необходимо получить и установите лимит на продолжительность разговора.

Для голосовой почты: используйте ее, если знаете, что на решение сложной проблемы уйдет много времени. Не пытайтесь проверять голосовые сообщения каждые 10 минут. В первую очередь уделите внимание самым важным сообщениям, остальные оставьте на потом.

Для электронной почты: отправляйте письма в порядке значимости и по том же принципу отвечайте. Обычно люди отвечают на письма по мере их поступления, а не по мере значимости.

Для мобильных телефонов: отключайте мобильники во время важных встреч или дел, чтобы не отвлекаться лишний раз. Пользуйтесь телефоном преимущественно в поездках или в периоды низкой трудоспособности, иначе придется заниматься этим во время основной работы.

Надоедливые коллеги. Хотя «пожиратели времени» помогают расслабиться и отвлечься от скучной или утомительной работы, толпы посетителей отбирают уйму времени, мешают и раздражают. Предлагаем вам несколько методов контроля над ними.

  • Установите «тихий час», во время кото­рого вас не будут отвлекать. Закройте двери и повесьте предупреждающую табличку.
  • Установите приемные часы.
  • Назначайте встречи за пределами своего кабинета или офиса. Это позво­лит вам контролировать потраченное время и уйти в любой момент.
  • Уверенно пресекайте пустую болтовню, делая это вежливо и дружелюбно. До­статочно узнать основные тезисы собеседника.
  • Если вас неожиданно прервали, спро­сите у посетителя, сколько времени ему нужно, и, не имея возможности отреа­гировать немедленно, назначьте встре­чу на другое время.

Нежеланные посетители. Ими движут несколько причин, например:

  • желание обменяться информацией;
  • потребность перестраховаться или очертить круг обязанностей;
  • неуверенность в необходимости выпол­нения данной работы;
  • желание пообщаться во время перерыва или отвлечься от скучных обязанностей.

Научитесь определять причину по­мехи. Если коллеги вас отвлекают по поводу работы, уделите им время, если нет - воспользуйтесь советами, описанными выше.

Управление эмоциональным стрессом: 5 простых шагов

Итак, основная причина стрес­са для наемных работников сегод­ня - понимание того, что практика пожизненного найма больше неактуальна.

Используя термин «новая психология найма», работодатели ожидают, что сотрудники будут бо­лее гибкими, ответственными, работоспособными и продуктивными.

В то же время компании постоян­но уменьшают гарантии относитель­но стабильности и карьерного рос­та. Совсем несложно представить, что множество людей вскоре перей­дут в категорию фрилансеров, кото­рых привлекают на постоянной или временной основе.

Они могут полу­чать задания и проекты как после­довательно, так и одновременно, ра­ботать самостоятельно или в группе. Их зарплата представляет собой как фиксированный оклад, так и бывает привязана к результатам труда.

Специалисты, которые работа­ют в «закостеневшей» компании, где нет карьерных перспектив, долж­ны смириться с тем, что развитие карьеры и обучение - это скорее дело рук самого человека, а не ком­пании, в которой он работает. А это требует высокого уровня мотивации и самоконтроля.

Хотя перспектива самостоятельно заниматься своей карьерой за пределами организа­ции вдохновляет далеко не всех, ис­следования показывают, что уход в собственный бизнес или фриланс обычно повышает уровень удовлет­воренности работой и жизнью.

Для того чтобы минимизировать риски и управлять собственным стрессом, необходимо:

#1 Изучить себя - понять, какие причи­ны вызывают у вас стресс и как его можно избежать. При этом полезно проанализировать предыдущие си­туации стресса, вспомнить, как вы себя чувствовали, как реагировали и чем все закончилось. Ретроспек­тивный анализ поможет вам лучше управлять своим состоянием.

#2 Принять на себя ответственность. Слишком часто люди либо отрицают наличие проблемы, либо винят в не­ приятностях других людей. Даже если виноват кто-то другой, ведь это вы пострадали и вы должны найти ре­шение. Часто люди боятся, стыдятся или неспособны признать, что испы­тывают стресс, но чем дольше они это скрывают, тем негативнее будут последствия.

#3 Определить причину стресса. Вы­зван ли он работой, положением в коллективе, взаимоотношениями, переменами на работе или чем-то еще? А может быть, работа здесь вовсе ни при чем? Определение симптомов и признание наличия стресса - это только начало.

Следу­ющий шаг - выявление причин. Тут трудность кроется в том, что стресс может быть вызван рядом причин, которые скрыты от вас за стеной других. Постарайтесь разобрать стену, которой вы окружили себя, кирпичик за кирпичиком. Стресс не преодо­леть одним ударом, потребуется це­лый комплекс мер.

#4 Предвосхищайте периоды стресса (как на работе, так и дома) и плани­руйте. Обращайтесь к тем источни­кам и профессионалам, которые мо­гут помочь в данной ситуации.

#5 Изучайте и используйте методы предотвращения и понижения уров­ня стресса. Например, управление временем и уверенность в своих си­лах - два ключевых навыка в борьбе.

Таким образом, проблема управления стрессом на рабочем месте требует тщательного подхода как со стороны сотрудника, так и со стороны его руководителя. Снижение и предупреждение стресса позволит повысить продуктивность и мотивацию персонала.

Даже в организации с хорошо поставленным координированием и контролем нельзя избежать . Превышение уровня напряжения негативно сказывается на моральном состоянии персонала, психологическом климате в коллективе, страдают показатели трудовой деятельности. Для эффективной работы необходимо разрабатывать систему управления стрессами в менеджменте организации.

Необходимость управления стрессами

Что такое управление стрессами в организации? Это процесс, при котором осуществляется прямое воздействие на персонал с целью устранения негативных факторов. Во время процесса происходит адаптация человека к напряженным ситуациям, устраняются . Важным моментом является обучение методам выхода из критического состояния.

Менеджмент организации должен работать со снижением стрессовых факторов по двум направлениям:

  • управление напряжением на уровне всей структуры компании;
  • отдельной личности.

Для чего необходимо снижать стрессовые факторы? Профессиональная деятельность усложняется с каждым годом, увеличивается темп работы, ее интенсивность, регулярно внедряются новые технологии. Все это приводит к тому, что специалисты и руководящий состав работают в режиме постоянного давления, обстоятельства накладывают ограничения со всех сторон. Постоянный психологический пресс приводит к снижению результативности. Не умея справляться со стрессовой нагрузкой, человек не придерживается стандартов качества, чаще берет больничные листы, уклоняется от выполнения задач.

На Западе уже давно вводятся специальные программы. Например, руководитель Лондонского метрополитена отправил высший менеджмент компании на многодневный тренинг управления стрессом. Спустя год был проведен анализ и вяснилось, что решение было продуктивным. Снизились затраты на оплату больничных листов, повысилась работоспособность, внедрились новые проекты, за реализацию которых уставшие прежде сотрудники не брались.

Для российского бизнеса управление стрессовыми состояниями пока в новинку, но многие руководители, в том числе менеджмент высшего звена, работают в этом направлении.

Причины стресса в организации

Что является источником напряжения в компании и на производстве? Специалисты выделяют несколько причин:

  1. Менеджмент организации выстроен неэффективно. На всех уровнях встречается несогласованность заданий, полномочия не делегируются, сотрудники перезагружены либо не заняты. Перезагрузка отражается на эмоциональном самочувствии, в компании регулярно случаются авралы.
  2. Работникам предъявляются противоречивые требования, иногда задачи руководства выходят за пределы обязанностей сотрудников. Например, завхоз выполняет функции оператора или товароведа.
  3. Штатные инструкции не соблюдаются. Рабочие обязанности не определены, непонятно кому подчиняется работник, за что отвечает и какие у него права. Сотрудники не знакомы с должностными инструкциями.
  4. Рабочий процесс перенасыщен совещаниями, планерками, собраниями.
  5. Сотруднику внушается сильная ответственность при выполнении той или иной задачи, хотя сроки проекта расплывчаты, а выполнение работ организации нужно не на практике, а в теории.
  6. В компанию регулярно привносятся инновации, изменения, необходимо частое обучение сотрудников, повышение квалификации.
  7. Руководитель не умеет выстраивать отношения с подчиненными, в коллективе много недовольных властью. Руководитель и сотрудники находятся на разных полюсах и не понимают друг друга.
  8. Плохие отношения в коллективе. Персонал интригует, царит нездоровая конкуренция, коллектив разбит на враждующие группы, практикуется моббинг.
  9. Нестабильность компании, шаткое положение рабочих мест. Присутствует опасение о скором увольнении, сокращении заработной платы, ликвидации рабочего места.
  10. Отсутствие перспектив, невозможность продвинуться по карьерной лестнице.
  11. Личные трудности и-за постоянной загруженности, так называемое давление внешнего воздействия – семьи, близких родственников, нерешенных проблем со здоровьем.

Причины могут быть острыми, влиять на деятельность всей организации или затрагивать только отдельную личность. Иногда стресс мобилизует человека, он дает силы для достижения цели.

Критические ситуации в организации неизбежны, менеджмент стресса включает в себя методы для управления напряжением и перевода его в конструктивное русло. Это основные задачи управления стрессами в организации.

Задача первая – снижение уровня стрессовой ситуации

Определение уровня напряжения в ситуации можно определить по наличию различных стресс-факторов. Чтобы эффективно управлять стрессом, необходимо оценить следующие факторы:

  1. Выявление источника напряжения.
  2. Умение оценить интенсивность стрессового влияния.
  3. Владение эффективными методиками для снижения напряжения в рабочей действительности.

В менеджменте стресса выделяют шесть источников напряжения:

  • значимость ситуации;
  • риск;
  • цейтнот.

Специалисты считают, что эффективней всего снижать значимость. Например, задать себе вопрос: « Что я потеряю, если откажусь от выполнения этого задания или переносу его на другое время?». Еще один способ при аврале и загруженности – действовать так, как будто все плохое уже случилось. Тогда снизится психологическое давление, и появятся силы для завершения проекта.

Схема снижения уровня напряжения выглядит следующим образом:

  1. Оценить источники трудностей и силу их влияния рабочий процесс.
  2. Описать , оценить минусы и плюсы в результате негативного развития ситуации. Например, если я скажу руководителю о сильной загруженности, то что за этим последует?
  3. Разработка плана по снижению стресс-факторов.
  4. Использование тайм-менеджмента, различных практик по выходу из стресса.

Задача вторая – работа с психическими состояниями

Шкала эмоций позволит эффективно распознавать свои состояния.

Стресс-менеджмент позволяет человеку обучиться методам саморегуляции. Общий алгоритм выглядит так:

  1. Систематизация известных состояний, обозначение их проявлений и основных переживаний.
  2. Важно научиться распознавать возникающие психические состояния в определенный период времени, отличать их.
  3. Обучение включает переход из одного состояния в другое.
  4. Использование опосредованных приемов – движения, дыхания, внешнего воздействия.

Задача третья – самовосстановление

Необходимо пополнять запасы жизненной энергии, поэтому стресс менеджмент включает необходимость такого раздела, как восстановление.

К основным средствам восстановления относят:

  1. Мышечная , гипноз, аутогенная тренировка, то есть психологические способы восстановления.
  2. Психогигиена. Она включает разнообразный досуг, отдых на природе, комфортные условия работы и проживания, социальное общение.
  3. Соблюдение режима дня, умение планировать деятельность, совмещать периоды труда и отдыха.
  4. Подключение лечебно-биологических способов. В них входят массаж, баня, здоровое питание, водные процедуры.
  5. Медикаментозные способы на натуральной основе. В эту группу попадают витамины, травы, ароматические масла.

Что может предпринять руководитель

Полноценный менеджмент невозможен без участия руководителя. Высшее звено руководства может включать в деятельность работу по снижению рисков от стресса. В нее входит:

  1. Адекватная оценка способностей и умений сотрудников. Для кого-то сильным мотивирующим фактором станет расширение обязанностей, а кто-то, наоборот, получит от этого сильный стресс.
  2. Четкое соблюдение функций и полномочий работников. Прописанные правила работают на предотвращение конфликтов и мелких неурядиц в коллективе.
  3. Важно выработать соответствующий стиль руководства, который подходит компании и учитывает особенности коллектива.
  4. Критика сотрудников должна быть этичной и не затрагивать личные качества человека.
  5. Необходимо давать сотрудникам эмоциональную разрядку. Это могут быть корпоративные праздники, тимбилдинг, необычное поздравление с днем рождения каждого члена персонала.

Важно: руководитель должен уметь справляться с собственным напряжением, а потом транслировать поведение подчиненным.

Видео: Наталья Самоукина. Курс «Стресс менеджмент»

Что может предпринять сотрудник

Тренинги позволяют научиться многим способам управления в ситуации напряжения. Но с некоторыми рекомендациями можно ознакомиться самостоятельно.

  1. Не стоит полагаться на свою память, нужно записывать необходимую информацию.
  2. Не рекомендуется откалывать мелкие дела на другой день. В итоге не избежать нагрузки и стресса, связанного с авралом.
  3. Считайте удачи и достижения. Это стимулирует, снимает раздражение и усталость.
  4. Если в штате есть сотрудник, постоянно критикующий компанию и ее условия, то стоит ограничить с ним общение. Недовольство может передаваться очень быстро и не всегда оно достоверно.
  5. Эффективна производственная гимнастика, расслабляющие пятиминутки.
  6. Результативны дыхательные техники, когда тканям не хватает кислорода, начинается мышечное напряжение.

Видео: «Стресс-менеджмент: искусство управлять эмоциями»

Итог

Стресс менеджмент позволяет снизить уровень напряжения, достигнуть спокойствия и получить удовлетворение от работы. Умение управлять стрессом – необходимый ресурс в рабочей деятельности. Полностью избежать критических ситуаций невозможно, они регулярно встречаются в жизни. Но приемы и техники помогают извлечь пользу даже из кризисных событий.

Важной составляющей любого конфликта или процедуры организационного изменения является стресс. Стресс – термин, используемый для характеристики разнообразных состояний человека, возникающих в ответ на экстремальные воздействия факторов внутренней и внешней среды, т.е. стрессоров. Различают два основных вида стрессоров : физиологические и психологические. К первым из них относятся: чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые ощущения и т.п. Второй вид включает в себя информационный дефицит или перегрузку, монотонность деятельности, отрицательные эмоции и др. В общем смысле стресс можно определить как ситуацию, когда требования, предъявляемые к трудовой деятельности, превышают способности персонала.

Стресс может оказывать на персонал как положительное, мобилизующее влияние, так и отрицательное (дистресс), вплоть до полной дезорганизации его деятельности. Поэтому оптимизация организационного поведения в менеджменте должна предусматривать как комплекс мер, предупреждающих причины возникновения стресса, так и действия, приводящие к периодическому проявлению стрессовых ситуаций слабой интенсивности.

В системе управления организацией часто проявляются недостатки, приводящие к стрессовым ситуациям, которые в менеджменте принято объединять понятием "организационные факторы стресса ". Рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты их проявления.

Перегрузка работника, следствием которой являются следующие последовательно проявляющиеся реакции: беспокойство, фрустрация, чувство безнадежности, ожидание потерь (санкций) и дистресс.

Недогрузка работника, которая имеет два варианта основных реакций: при повышенной индивидуальной склонности к риску работника – "чувство отсидки", скука; попытка найти себя в новом виде деятельности; выполнение ненужных для системы управления действий, снимающих чувство скуки; боязнь контроля; наказание; дистресс; при средней и пониженной индивидуальной склонности к риску возникают фрустрация, беспокойство относительно своего положения в рабочей группе, ощущение собственной недооценки со стороны руководителей и дистресс.

Конфликт ролей, т.е. предъявление противоречивых требований к работнику. Например, менеджер требует от официанта максимально быстро обслужить посетителя и в то же время "раскрутить" его на большой заказ. Причинами возникновения конфликта ролей чаще всего являются следующие ошибки в управлении организационным поведением:

  • установление неправильных оценочных показателей трудовой деятельности (работник одновременно стимулируется за скорость и качество обслуживания);
  • нарушение принципа единоначалия (владелец предприятия категорически запрещает обсчет клиентов, а менеджер требует "свою долю" от незаконных доходов);
  • различие между нормами поведения работника и рабочей группы. Основными реакциями, возникающими как следствие конфликта ролей, являются попытки совместить несовместимое (найти средний вариант, устраивающий всех), фальсификация отчета о трудовой деятельности, страх разоблачения и дистресс;
  • неопределенность ролей, т.е. работник не знает четко, что от пего требует менеджер или по какой системе оценивают его действия. Основными реакциями здесь являются попытки упредить поступки менеджера, отрицательное отношение к этой ситуации менеджера, страх наказания и дистресс;
  • неинтересная работа, которая вызывает негативные эмоции. Основными реакциями от подобного явления будут переживание неудачи, фрустрация и дистресс;
  • излишне интересная работа, т.е. вызывающая очень интенсивные положительные эмоции в виде следующих основных реакций: отсутствие адекватного ответа работника на помехи в работе, сбой, наказание и дистресс;
  • плохие физические условия деятельности , температура, освещение, шум и т.п. Состояние дистресса при этом достигается в результате быстрой усталости;
  • прочие организационные факторы стресса : повышенная ответственность работника при отсутствии соответствующих прав и полномочий, плохое качество информационного обеспечения трудовой деятельности, несовместимость личностных качеств индивидуума и характера работы и др.

Рассмотрим основные способы элимирования организационных факторов стресса . Под элимированием организационных факторов стресса в менеджменте принято понимать действия, способствующие либо смягчению негативных состояний персонала, вызванных дистрессом, либо уменьшение частоты проявления дистресса.

Основные способы можно разделить на две большие группы : элимирование со стороны подчиненного и элимирование как следствие действий руководителя.

Элимирование со стороны подчиненного включает в себя семь основных приемов, которые можно применять как отдельно, так и в совокупности.

Во-первых, необходимо установление для себя четкой схемы действий и приоритетов в работе по степени важности тех или иных ее аспектов. Это позволяет в первую очередь выполнять функции, за ненадлежащее исполнение которых наступает максимальная ответственность.

Во-вторых, следует научиться отказываться от непосильных заданий. Стандартной схемой отказа является следующая: подтверждение понимания важности задания, описание заданий, которые вы уже выполняете, просьба объяснить, "что не делать" ради нового поручения.

В-третьих, необходимо налаживать неформальные отношения с руководителем. В этом случае ему гораздо легче объяснить свои проблемы.

В-четвертых, нельзя соглашаться с противоречивыми требованиями руководителей. Схема отказа обычно такова: объяснение противоречия, вопрос о том, какое из требований игнорировать или как их совместить.

В-пятых, при получении задания обязательно надо до конца уточнить: что вы должны делать, какой путь является наиболее приемлемым, как будет оцениваться проделанная работа.

В-шестых, нельзя скрывать от руководителя свои способности во избежание получения излишне простых заданий.

В-седьмых, на работе надо периодически отдыхать, обедать, а если есть возможность, уйти домой, то не делать вместо этого ту работу, которую можно перенести на завтра.

Элимирование организационных факторов стресса непосредственно руководителем включает в себя следующие пять правил.

  • 1. Менеджер должен знать реальные способности каждого работника. Обычно это достигается применением методов психодиагностики профессиональной пригодности или путем экспериментального доведения деятельности подчиненного до предела возможностей на основе использования сильных стимулов к труду.
  • 2. Необходимо позволять подчиненным отказываться от заданий, если они могут объяснить объективные причины своих просьб. В крайнем случае можно изменить условия и характер их трудовой деятельности.
  • 3. Следует очень точно определять полномочия подчиненных, меру их ответственности и систему оценочных показателей результатов их труда.
  • 4. По необходимости менять стиль лидерства. За хорошую работу необходимо предусматривать чувствительные для персонала вознаграждения.
  • 5. Все сложные вопросы трудовой деятельности необходимо подробно обсуждать с подчиненными, которые ее выполняют.

Рассмотрим классификацию психических состояний персонала как результатов стресса . Подобные состояния выступают обычно в трех основных формах: утомление, монотония и психическая напряженность.

Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием стрессовых нагрузок. Механизм утомления обычно укладывается в следующую логическую схему: темп работы начинает поддерживаться не за счет увеличения ударного объема сердца, а путем увеличения частоты сердечных сокращений, в результате чего нарушается устойчивость вегетативных реакций организма, возникает разбалансированность функций, замедляется темп работы, точность и степень четкости моторики и движений.

Субъективными ощущениями утомления работником, в порядке очередности их проявления, являются следующие:

  • появляется чувство слабосилия и неверия в собственные возможности;
  • наблюдается расстройство внимания, нарушается процесс переключения на другой род деятельности, нужные факторы не замечаются, ненужные – сильно отвлекают;
  • наступает расстройство сенсорных возможностей работника за счет увеличения порога чувствительности;
  • нарушаются двигательные функции: все делается замедленно либо очень быстро и неточно;
  • нарушается память как краткосрочное запоминание (куда положил авторучку), так и в форме извлечения информации из долговременной памяти (какой сегодня день недели);
  • ухудшается мышление: обычно вместо новых решений работник безуспешно пытается применить старый способ действий или просто не может сосредоточиться на конкретном предмете;
  • происходит трансформация мотивов деятельности, т.е. поиск способов достижения цели замещается на поиск причин для невыполнения заданий;
  • ослабевает воля, снижается выдержка, решительность, самоконтроль и настойчивость;
  • появляется сонливость.

Принято выделять три стадии утомления. на первой из них его признаки проявляются слабо и за счет волевых усилий или повышенного эмоционального интереса трудовую деятельность можно поддерживать на нужном уровне.

На второй стадии качество деятельности начинает ухудшаться за счет увеличения частоты неправильных действий. Признаки утомления уже нельзя компенсировать волевым усилием. При наступлении третьей стадии работа уже не может выполняться.

В обязанности менеджера должны входить следующие функции.

На первой стадии утомления работу следует прервать, если ее продолжение не является существенно важным для организации. На второй стадии работа прерывается в любом случае. При достижении третьей стадии работнику необходимо предоставить время для отдыха во избежание развития хронического переутомления.

Монотония – это временное снижение работоспособности как результат однообразия деятельности. Механизм проявления монотонии следующий: несложные стереотипные действия приводят к бедности внешней информации, это вызывает погружение в дремотное состояние и снижение общей активности.

Субъективные ощущения монотонии во многом аналогичны ощущениям, возникающим при утомлении. Однако если при утомлении работоспособность прогрессивно падает, то при монотонии – колеблется. Утомление наступает у всех работников без исключения, монотония – не у всех. (Отдельные личности, монофилы, не испытывают монотонии за счет способности находить в однообразии малоощутимые различия.)

В обязанности менеджера по профилактике монотонии входят:

  • стимулирование монотонного труда за счет его повышенной и сдельной оплаты;
  • периодическая перестановка работников на другие операции;
  • постоянная информация персонала о результатах его деятельности;
  • введение посторонних раздражителей, например музыки.

Психическая напряженность – это состояние возбуждения как следствие ожидания неблагоприятного развития событий. Механизм проявления психической напряженности следующий: повышенная активность приводит к быстрой утомляемости, далее это развивается аналогично состоянию утомления.

В трудовой деятельности персонала встречаются четыре формы психической напряженности.

Во-первых, напряженный тип поведения, признаками которого являются общая заторможенность, скованность, напряженность и интенсивность движений, судорожное сжатие предметов, прикусывание губ, сжимание кулаков и т.п.

Во-вторых, тормозной тип поведения, выражающийся в отсутствии каких-либо внешних реакций (поза статуи).

В-третьих, трусливый тип поведения, признаками которого являются апатия, пассивность, повышенное чувство самосохранения, желание оттянуть начало действий.

В-четвертых, прогрессивный тип поведения, внешне выраженный в полной мобилизации, оптимизме и повышенном фоне настроения.

Врожденно к первому типу поведения склонны, как правило, лица с холерическим типом темперамента, ко второму – с меланхолическим, к третьему – с флегматичным и к четвертому – с сангвиническим.

В обязанности менеджера по профилактике психологической напряженности входят психодиагностика профессиональной пригодности при найме персонала; создание благоприятного социально-психологического климата в рабочих группах; создание условий для повышения работниками уровня саморегуляции психической деятельности (комната психологической разгрузки, тренажерный зал, сауна и т.п.).