К методам экономического познания относится. Методы исследований экономических явлений

Методы познания экономических явлений

Методы в науке - это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов.

В качестве философского метода марксистской политической экономии выступает материалистическая диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания. Она представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категориями диалектики являются: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Важнейшими принципами диалектики выступают принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития.

Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия.

Закон отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные моменты.

В диалектическом методе необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они существовали,со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности, и второстепенные обстоятельства, отмечающиеся в действительном историческом процессе. Под таким углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений, главным образом, с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом" виде (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).

Логический метод представляет собой способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме.

Большое значение К. Маркс придавал методу восхождения от конкретного к абстрактному. Он выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений. Таким образом, за восхождением от конкретного к абстрактному следует обратное восхождение от абстрактного к конкретному. Но это уже иное конкретное, не то конкретное, которое непосредственно дано нам в ощущениях, а конкретное воспроизведенное с помощью научных понятий и выявленных в процессе познания взаимосвязей явлений, элементов системы и т.д.

В процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греческого "аналисис" - разложение, расчленение) - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греческого "синтесис" - соединение) - мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от латинского "индукцио" - наведение) - движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от латинского "дедукцио" - выведение) - движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.

В курсе "Экономикс" сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от латинского "позитивус" -положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: "Каждая наука сама по себе философия"). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знаний. Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.

В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.

В качестве критерия истинности и ложности научных знаний используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый -принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй - принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) возможность опровержения его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она в соответствии с этими двумя принципами подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой. Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.



Нормативный метод познания опирается в большей мере на философию прагматизма (от греческого "прагма" - дело, действие), предмет исследования которой - практическая деятельность человека и которая базируется на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки - изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека.

Экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и проч.).

Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот.

Наряду с философским методом в курсе "Экономикс" широко используется системно-функциональный метод , в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания - исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние в свою очередь выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.

Метод познания экономической теории- это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы, функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов.Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов

Диалектика - общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории.

Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Георгом Гегелем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей.

Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция углубленное знание основных экономических процессов, отделенных от всего внешнего, второстепенного не существенного.

Анализ и синтез объект исследования раскладывается на составные части и эти части изучаются по отдельности.

Индукция -из частных факторов формируются обобщенные выводы. Дедукция - от общего к частному (от теории к практике).

Методы исторического и логического познания изучает развитие в исторической последовательности. Логический метод: от простого к сложному.

Экономическое моделирование - этот метод наглядно и лучше позволяет исследовать черты предмета. Моделирование на ЭВМ позволяет из большего количества вариантов выбрать оптимальный.

Метод графических изображений дает возможность наглядно показать соотношения между различными экономическими показателями.

Экономический эксперимент - воспроизведение процессов и явлений в реальных условиях с целью их изучения и применению на практике. Также он позволяет на практике проверить обоснованность научной теории.

Метод качественного и количественного анализа.(создание теоретической основы для реальных практических задач).

Метод сравнения. Сравнение неизвестного с уже известным фактором по определенным критери.

Разработка научной гипотезы. Если экономическое явление неизвестно, чтобы его описать необходимо теоретическое предположение. Научная гипотеза станет полноценной теорией только после практического подтверждения.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 24.методы познания экономических процессов и явлений.:

  1. 4. Понятие экономической системы. Методы познания экономических процессов.
  2. Понятие метода. Классификация методов научного познания. Взаимосвязь метода и предмета познания.
  3. 39. Понятие метода познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания.
  4. 37. Субъект и объект познания. Предмет и методы познания.
  5. 25.Экономические методы управления, их целевое назначение. Виды и основное содержание методов экономического воздействия. Краткая характеристика и особенности применения экономических методов
  6. 3. Общенауные приемы, частнонаучные приемы и частноправовые способы познания государственно-правовых явлений. См. 2

Методы в науке - это путь, способ, прием, орудие теоретического исследования предмета, отражаемого в системе ее категорий и законов.

В качестве философского метода марксистской политической экономии выступает материалистическая диалектика - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания. Она представляет собой целостную систему категорий, принципов и законов. Категориями диалектики являются: единичное, особенное и общее; содержание и форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Важнейшими принципами диалектики выступают принцип всеобщей связи и принцип всеобщего развития.

Основными законами диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания. Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает внутренний источник движения и развития окружающего нас мира.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, каким образом происходит процесс развития, каковы его специфика и механизм действия.

Закон отрицания раскрывает общее направление развития, взаимоотношение между старым, отмирающим и новым, нарождающимся. Согласно данному закону, новое, отрицая старое, всегда сохраняет его положительные моменты.

В диалектическом методе необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том виде, в каком они существовали,со всеми подробностями и во всем многообразии. При этом, естественно, воспринимаются и случайности, и второстепенные обстоятельства, отмечающиеся в действительном историческом процессе. Под таким углом зрения в исторической последовательности излагаются и экономические категории, каждая из которых отображает определенную сторону экономических явлений. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений, главным образом, с точки зрения логики их развития, общего, закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом" виде (в отвлечении от всех имеющихся случайностей, второстепенных обстоятельств).

Логический метод представляет собой способ отражения внутренних связей, закономерностей действительного исторического процесса в теоретически последовательной форме.

Большое значение К. Маркс придавал методу восхождения от конкретного к абстрактному. Он выделяет общую закономерность, присущую процессу научного познания на всех его этапах: оно всегда начинается с живого созерцания, с чувственных восприятий и представлений о конкретных явлениях и процессах реальной действительности и идет к абстрактному мышлению. Понятия, абстракции возникают на основе переработки мышлением тех данных, которые доставляются органами чувств, практическим опытом. В результате образуется конкретное, представляющее собой единство многообразных определений. Таким образом, за восхождением от конкретного к абстрактному следует обратное восхождение от абстрактного к конкретному. Но это уже иное конкретное, не то конкретное, которое непосредственно дано нам в ощущениях, а конкретное воспроизведенное с помощью научных понятий и выявленных в процессе познания взаимосвязей явлений, элементов системы и т.д.

В процессе восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному используются различные приемы познания: анализ (от греческого "аналисис" - разложение, расчленение) - мысленное расчленение явления на его составные части; синтез (от греческого "синтесис" - соединение) - мысленное соединение частей явления, исследование его как единого целого; индукция (от латинского "индукцио" - наведение) - движение мысли от единичного к общему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности; дедукция (от латинского "дедукцио" - выведение) - движение мысли от общего к единичному, от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности и др. В совокупности эти приемы образуют необходимые средства научного исследования. Его конечным результатом являются знания, которые шлифуются и проверяются практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.

В курсе "Экономикс" сложились два основных метода познания экономических явлений: позитивный и нормативный, каждый из которых имеет свою философскую основу. Позитивный метод опирается на философию позитивизма (от латинского "позитивус" -положительный). Согласно его главному, основополагающему принципу, научное знание должно быть освобождено от всякой философии (в ее прежней метафизической интерпретации), которую как самостоятельную науку следует упразднить, ибо она стала ненужной (отсюда лозунг: "Каждая наука сама по себе философия"). Любое подлинное, положительное знание о реальной действительности может быть получено в виде не умозрительных философских обобщений, а результатов отдельных специальных научных исследований, на базе которых формируется единая система знаний. Задача науки, в соответствии с такими рассуждениями, состоит не в исследовании причинно-следственных связей реальных явлений и процессов, а в описании и систематизации внешних фактов, отдельных суждений, данных чувственного опыта. В результате ее законы приобретают описательный, а не причинно-следственный характер.

В экономическую науку сторонниками позитивистской философии были внесены многие ее положения. В ряду последних, в частности, учение об эволюции и равновесии социальных систем, разграничение и анализ социальной статики и динамики, интерпретация истинности и ложности научного знания, использование математических методов и аппарата математической логики в научном исследовании.

В качестве критерия истинности и ложности научных знаний используются два фундаментальных принципа позитивизма. Первый -принцип верификации (проверяемости) гипотезы, теории. Согласно данному принципу, истинность или ложность всякого научного утверждения, имеющего эмпирическое происхождение, должна быть установлена в конечном счете путем его сопоставления с явлениями и фактами реальной действительности. Второй - принцип фальсификации (опровержения) гипотезы, теории: научное утверждение должно допускать (ради достижения истины) возможность опровержения его реальным опытом, т.е. быть фальсифицируемым, если оно неверно. Принимается, что любая экономическая гипотеза или теория истинна, если она в соответствии с этими двумя принципами подтверждается хозяйственной практикой. Если же этого нет, то экономическую гипотезу или теорию необходимо либо переосмыслить, либо отвергнуть, пойдя по пути разработки новой. Экономисты, придерживающиеся позитивистской методологии, полагают, что все экономические явления и процессы должны рассматриваться независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого.

Нормативный метод познания опирается в большей мере на философию прагматизма (от греческого "прагма" - дело, действие), предмет исследования которой - практическая деятельность человека и которая базируется на принципе максимальной эффективности. В соответствии с последним определяется и задача науки - изыскать пути обеспечения и реализации в максимально возможной степени эффективной деятельности человека. Научное исследование считается в данном контексте истинным только тогда, когда приносит определенную практическую полезность, понимаемую как удовлетворение субъективных потребностей человека.

Экономисты, придерживающиеся методологии прагматизма, в качестве главного выдвигают тезис, согласно которому всякий анализ экономических явлений и процессов должен быть направлен на получение результатов, приносящих практическую выгоду, пользу всем субъектам хозяйственной деятельности. Однако пути достижения таким образом трактуемой цели довольно сложны: они зависят не только от специфики познавательного процесса, но и от действия различных социальных факторов (политических, правовых, национальных, нравственных, религиозных и проч.).

Вместе с тем необходимо отметить, что позитивный и нормативный методы научного познания не отделены друг от друга непреодолимым барьером. Они тесно связаны между собой, взаимодействуют и в известных пределах взаимопроникающи. Это означает, что отдельные элементы позитивного метода используются в нормативном экономическом анализе и наоборот.

Наряду с философским методом в курсе "Экономикс" широко используется системно-функциональный метод , в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания - исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические принципы или экономические теории. Последние в свою очередь выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: абстрагирование, обобщение, анализ, синтез, индукция и дедукция. Особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, таблицы, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.

Успешное познания явлений и процессов хозяйственной жизни возможно при условии использования определенных методов, или приемов. Определяющую роль в выборе метода играет, конечно, предмет исследования: решение вопроса "что изучать?" предшествует ответа на вопрос "как изучать?". Впрочем, применение метода также способствует развитию предмета. Среди применяемых экономистами методов исследования являются как общенаучные, так и специфические для экономической теории (рис. 1.3).

Экономическая теория основывается на фактах. Поэтому самым первым методом изучения хозяйственной жизни является наблюдение и сбор фактов. Нужно сначала поставить перед собой четкую цель (задача), которая направит внимание на восприятие явлений и процессов в их реальном виде, на выявление того, насколько они являются характерными (распространенными, типичными) для экономики в целом или отдельных ее частей, для какого периода. Фактами служат статистические данные, данные бухгалтерского учета, результаты опросов, визуальные наблюдения и тому подобное. Собрав достаточное количество фактов и систематизировав их, далее приступают к их обработке с помощью научных методов, в частности, анализа и синтеза.

Рис. 1.3.

Методы анализа и синтеза взаимосвязаны, поскольку они предусматривают изучение того или иного объекта сначала по частям - это анализ (от греч. analysis - расчленение), а затем в целом - синтез (от греч. synthesis - сочетание). Например, проанализировав факторы влияния на величину потребительского спроса, можно определить ожидаемые тенденции изменения спроса в ближайшее время.

Методы индукции и дедукции также тесно взаимосвязаны. Индукция (от лат. in - в, inductio - выведение) - логическое обобщение, или движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Таким логическим приемом, систематизировав и проанализировав собранные факты, выводят экономические категории, формулируют законы и пространные теории. Дедукция (от лат. de - назад, deductio - выведение) - это обратный путь мышления, когда мысль движется от общего положения (усвоенной категории, закона, теории) к конкретным выводам.

Пользуясь методом индукции, исследователи прибегают к научным абстрагувань. в Метод научной абстракции - это способ углубленного изучения явлений и процессов экономической жизни, с помощью которого выделяют их основные, существенные черты или свойства, отбросив (абстрагировавшись) от других, второстепенных в данный момент анализа. Кстати, рядовые люди всегда невольно используют различные абстракции (обобщенные понятия), не задумываясь над этим: например, говоря о семье, любовь, честность, жизнь, государство, закон и тому подобное. Ученые же, сознательно пользуясь методом абстрагирования, определяют сущность (главное в содержании) конкретного явления. Каждый экономический термин или даже теория - абстрактные, ибо дают упрощенный образ реальной действительности. А, впрочем, именно поэтому они и практичные. в Экономический термин (категория) - это абстрактное научное понятие, которое в обобщенном виде выражает наиболее существенные (типичные) свойства экономических явлений и процессов.

Экономисты, как и все ученые, руководствуются также таким принципом познания истины как гипотеза. в Гипотеза (от греч. hipothesis - предположение) - это предположение, которое выдвигается для объяснения того или иного явления, но требует еще проверки жизненным опытом (практикой) и логического обоснования. В случае, если гипотезу не удалось доказать, ее опровергают, то есть считают ошибочным утверждением. Доказанная гипотеза становится научным знанием.

Системный анализ - это научный подход, при котором явление или процесс рассматриваются как целостная ("живая") система, состоящая из определенных взаимосвязанных элементов, и влияет на результативность экономики в целом.

Исторический и логический анализы также эффективны в единстве. Серьезный экономист не может ограничиваться констатацией исторического фактажа. Знание истории полезно для него тем, чтобы обобщить факты, дав ему оценку в целом. Например, зная ход и особенности социально-экономической жизни в бывших социалистических странах, в частности в Украине, логично приходишь к выводу о неэффективности их экономической системы и неизбежность ее краха.

В экономической науке активно используется метод моделирования. в Экономическое моделирование (от лат. Modulus - образец) - это изучение реальных явлений и процессов путем их представления в упрощенном виде. С этой точки зрения каждая экономическая теория и закон является также определенным мысленным образом, или абстрактной моделью, которая помогает понять экономику. В то же время экономисты часто пользуются формализованными моделями (математическими формулами и уравнениями, графиками, таблицами), которые позволяют выявить особенности функционирования реального экономического объекта и предсказать его поведение с изменением тех или иных параметров.

Следует заметить, что экономическая жизнь чрезвычайно сложное и переменчивое за своими связями и зависимостями. Именно поэтому, чтобы разобраться в нем, приходится часто вводить логические условности, или предположения, которые несколько упрощают реальную картину жизни. Такие предположения, или, как говорят математики, "при прочих равных условиях", и дают возможность применять определенные модели как упрощенное описание явлений и процессов действительности. Так с экономическими моделями следует вести себя весьма осторожно, не унижая, но и не преувеличивая их значение.

Экономический эксперимент предполагает проведение искусственного научного исследования, когда объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Экспериментом считается, в частности, создание свободных или специальных экономических зон, то есть придание определенным территориям исключительных условий хозяйствования с тем, чтобы в случае успеха распространить этот опыт на всю экономику страны. Эксперименты более широко практикуют сами субъекты хозяйствования, в частности, ведущие фирмы, например относительно запуска новой модели изделия, введение новой формы организации и оплаты труда. Известными экспериментаторами в экономике были такие знаменитости, как Роберт Оуэн, Пьер-Жорж Прудон и Карл Маркс (XIX в.), Фредерик Тейлор и Генри Форд (XX в.).

Однако, в противовес естественным и техническим наукам (например, химии, биологии), которые только и могут развиваться благодаря экспериментам, в политико - экономической науке приходится не экспериментировать над реальной жизнью людей, а применять модели (образы), с которыми можно проводить только мысленные эксперименты и проверять свои гипотезы. Еще раз заметим: моделирование (и, следовательно, соответствующие упрощения, абстракции) распространено и в других науках, но в политической экономии умелое применение логических приемов, абстрактного мышления является признаком профессионализма ученых и особой ценности этой науки. Дж.М. Кейнс здесь сказал бы так: "Экономическая теория не является набором уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной практике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам".

Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук

Предмет экономической теории

Предмет экономической теории формировался в процессе всего исторического развития науки и включает три объекта :

· общественные производственные отношения и объективные законы их функционирования и развития (общая экономическая теория);

· поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов (микроэкономика);

· функционирование экономики в целом, способы обеспечения ее стабильного развития (макроэкономика).

Функции экономической теории :

· познавательная;

· практическая;

· идеологическая;

· методологическая.

Позитивная экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические проблемы (основная функция – познавательная).

Нормативная экономическая теория дает рекомендации, определяет пути решения проблем; на ней основана экономическая политика (основная функция – практическая).

Экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.

Система экономических наук :

· экономическая теория;

· отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства, банковское дело, страховое дело и др.);

· функциональные экономические науки (финансы, деньги и кредит, бухгалтерский учет, экономический анализ, статистика, маркетинг, менеджмент и др.);

· стыковые экономические науки (экономическая история, экономическая география, экономика природопользования, демография, экономическая социология, экономическая психология и др.).

Основные методы познания экономических явлений включают:

· диалектический метод;

· общенаучные методы.

Диалектический метод означает, что экономические явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и в состоянии непрерывного развития.

Метод научной абстракции предполагает отвлечение от несущественного, единичного, случайного в исследуемых процессах и явлениях; выделение в них прочного, устойчивого, типичного.

Инструменты метода научной абстракции :

· формулирование экономических категорий;

· анализ и синтез;

· исторический и логический подход;

· индукция и дедукция.

Рис. 1.2. Методы познания экономических явлений

Экономические законы – необходимые, существенные, устойчивые, объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи экономических отношений, процессов и явлений; в отличие от законов природы носят исторический характер (не вечны).



Виды экономических законов (1) :

· по сфере действия:

o общеэкономические законы;

o законы фаз воспроизводства (производства, обмена, распределения, потребления);

o законы частных сфер (кредита, финансов, денежного обращения и др.).

Виды экономических законов (2) :

· по исторической протяженности:

o общие (действуют на протяжении всей истории человечества);

o особенные (действуют на протяжении нескольких этапов развития экономики);

o специфические (действуют только на одном этапе развития экономики).

Анализ – восхождение от конкретного к абстрактному. Все многообразие конкретных явлений экономической жизни расчленяется на составляющие части и стороны, которые последовательно изучаются, анализируются.

Синтез – восхождение от абстрактного к конкретному. Различные стороны познаваемого явления соединяются между собой, из отдельных частей воссоздается единое целое.

Исторический подход предполагает достоверное описание истории экономических отношений.

Логический подход – это исторический подход, но «очищенный» от случайных воздействий, отклонений от генеральной тенденции, обусловленной действием экономических законов.

Индукция – выведение теоретических положений (закономерностей, принципов) из фактов.

Дедукция – построение гипотез на основе применения положений теории к фактам.

Системный подход предполагает рассмотрение любого объекта как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную структуру.

Инструменты системного подхода :

· система;

· элемент;

· структура.

Система – совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и с окружающей средой и образующих определенную целостность, единство.

Элемент – относительно неделимая составная часть системы, обладающая определенной самостоятельностью.

Структура – способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы.

Экспериментальный метод в изучении экономики предполагает апробацию теоретических концепций в хозяйственной деятельности, а также лабораторный эксперимент (в т.ч. математическое моделирование).

К математическим методам , применяемым в экономике, относят:

· вычисление номинальных и реальных величин;

· вычисление общих, средних и предельных величин;

· статистические методы;

· линейное программирование и др.

В числе прочих методов познания экономических явлений:

· метод сравнений и аналогий;

· учет фактора времени (краткосрочный и долгосрочный период) и др.

Характеристики экономического образа мышления :

· всесторонность;

· глубина;

· аналитичность;

· научность.

а) Аристотель

б) Ксенофонт

в) Сократ

г) Еврипид

2. Первой школой политической экономии считается:

а) классическая политическая экономия

б) школа физиократов

в) монетаризм

г) меркантилизм

3. Физиократы считали источником общественного богатства:

а) все производство

б) торговлю

в) сельское хозяйство

г) физиологию

4. Инициатором отказа от термина «политическая экономия» в пользу более нейтрального «экономикс (экономика)» был:

а) П. Самуэльсон

б) К. Маркс

в) А. Маршалл

г) Дж. Кейнс

5. К числу основных функций экономической теории не относится:

а) практическая функция

б) идеологическая функция

в) методологическая функция

г) техническая функция

6. К функциональным экономическим наукам не относится:

а) финансы

б) бухгалтерский учет

в) экономическая география

г) статистика

7. Закончите фразу К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила […]»

а) воображения

г) абстракции

8. Суть метода научной абстракции может выражаться формулой:

а) «после этого, следовательно, по причине этого»

б) «при прочих равных условиях»

в) «критерий истины – практика»

г) «экономика должна быть экономной»

9. Способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы – это:

а) целостность

б) субординация

в) структура

г) упорядоченность

10. Построение гипотез на основе применения положений теории к фактам – это:

а) анализ

б) синтез

в) индукция

г) дедукция

11. Первоначально под экономикой понимали

а) науку о производственных отношениях и экономических законах

б) учение о принципах ведения домашнего хозяйства

в) учение о национальном счетоводстве

г) раздел теологии

12. Меркантилисты считали, что предметом политической экономии должны быть:

а) отношения производства

б) отношения обмена

в) производительные силы

а) К. Маркс

б) А. Смит

в) М. Ломоносов

г) А. Монкретьен

14. Что из перечисленного не входит в предмет экономической теории?

а) производственные отношения

б) экономические законы

в) технология производства

г) формы рационального хозяйствования

15. К отраслевым экономическим наукам не относится:

а) экономика промышленности

б) экономика АПК

в) экономика труда

г) экономика торговли

16. К стыковым экономическим наукам относится:

а) теория денег и кредита

б) микроэкономика

в) экономическая психология

г) макроэкономика

17. Абстракция – это отвлечение от:

а) несущественного

б) существенного

в) устойчивого

18. Условием успешного применения экономико-математических методов является:

а) сочетание количественного и качественного подходов

б) сочетание исторического и логического подходов

в) сочетание индукции и дедукции

г) сочетание экономики и политики

19. Создание в России свободных экономических зон в 90-е гг. осуществлялось в порядке:

а) научной абстракции

б) системного анализа

в) экономического эксперимента

г) экономико-математической модели

20. Восхождение от конкретного к абстрактному характеризует процесс:

а) анализа

б) синтеза

в) изучения микроэкономики

г) изучения макроэкономики