Положение о классах с углубленным изучением отдельных предметов. Учительские университеты Углубленное изучение предмета

Когда делить учеников по математике на базу и профиль? Зачем нам 70 учебников по русскому языку? Что такое единое образовательное пространство? Почему ЕГЭ по химии сегодня сложнее, чем того требует школьная программа? Трудно ли ученику прочитать пять произведений в месяц? Эти и другие вопросы задавали учителя и преподаватели педвузов, обсуждая новый проект стандартов для средней школы.

Что важного появилось в новых стандартах?

"Было обновлено содержание по 43 предметам. Мы касались только обязательной части, вариативность сохранилась", - рассказал учителям и преподавателям педвузов на встрече в Санкт-Петербурге ректор МПГУ Алексей Лубков.

Не рано ли делить детей на математике уже с 7-го класса на базу и профиль? Заместитель директора Президентского физико-математического лицея N 239 математик Сергей Рукшин, который, к слову, учил двух лауреатов медали Филдса - Перельмана и Смирнова, считает, что рано: "Это лыжня, намазанная салом". Тем не менее он уверен: единый подход к образованию нужен.

Образование не должно зависеть от уровня, достатка и возможностей родителей нанять репетиторов. В этом смысле единое образовательное пространство - шаг к возрождению страны. Образование не должно быть услугой, а страна - местом работы. Идея единого учебника вызывает определенную критику. Но давайте подумаем, сама идея или ее реализация? У нас 16 разрешенных учебников математики. У Виленкина, например, в 5-м классе даются десятичные дроби, в 6-м - обыкновенные. У Никольского - все наоборот. Как учить детей в условиях массовой миграции? - обратился Рукшин к педагогам.

По его мнению, базовая часть математики слишком простая: "К нам в лицей в пятый класс приходят ученики, которые на "три" могут написать ЕГЭ по базовой математике за 11-й".

Доктор филологических наук, первый заместитель проректора СПбГУ Сергей Гончаров обратил внимание, что до сих пор нет официального определения единого образовательного пространства. Эксперты попросили минобрнауки такую работу выполнить. Что касается текста стандартов, то "современная литература должна быть в школе", уверен филолог Гончаров.

Образование не должно быть услугой, а страна - местом работы

Надо спешить с созданием новым стандартов. В школах 70 учебников по русскому языку! Эксперты проанализировали книги, там 15 тысяч терминов и словосочетаний, которых нет в словаре русского языка. Какое уж тут обучение?! - возмущается проректор МПГУ Людмила Дудова.

В предыдущих стандартах был перекос в психолого-педагогическую сторону, а тут мы забыли о психологах. Есть перекос на предмет, а не на личность ученика, - считает профессор Герценовского университета Алла Тряпицына.

С ней согласились многие педагоги и признали: к сожалению, о сегодняшних подростках известно очень немного. Исследований по ним, включая возрастную физиологию, почти нет.

Рядовые учителя отметили, что проект написан понятным языком и логичен. "Есть разъяснения, как работать с детьми с ОВЗ. Но не очень ясно, как измерить личностные результаты, хотелось подробнее про информационно-коммуникационные технологии, есть небольшие вопросы к содержанию по химии. То, что сегодня требуется на ЕГЭ, в программе почти нет", - высказала мнение химик, директор школы N 2 Всеволожска Оксана Расторгина.

Ректор Герценовского университета Сергей Богданов подвел итог обсуждения: "Продолжаем обсуждать текст проекта, понимаем, что он нуждается в коррекции, признаем, что надо использовать уже наработанное ранее". Например, концепцию филологического образования и примерные программы.

Углубленное изучение отдельных предметов как инновационная деятельность образовательного учреждения

– модификация методик с учетом дальнейшей уровневой дифференциации и индивидуализации обучения в данной области знаний.

На второй ступени:

– формирование познавательных интересов обучающихся в данной области знаний на основе творческой деятельности, решение практико-ориентированных задач.

На третьем этапе:

– формирование комплексного представления об углубленно-изучаемом предмете с учетом профориентации и допрофессиональной подготовки.

На третьем этапе обучения в учреждении выделяются два уровня:

10-11 классы.

Задачами первого уровня являются: углубление содержания основного курса профилирующего предмета (предметов) и усиление прикладной направленности. Обучение проводится по учебникам средних общеобразовательных школ с использованием дополнительной литературы или специальных пособий и учебников для данного вида общеобразовательного учреждения.

Задачами второго уровня предусматривается расширение учебного материала, ознакомление с более широким кругом практических приложений, решение большего числа задач повышенной трудности, выполнение творческих заданий. Преподавание ведется по учебникам для данного вида общеобразовательного учреждения.

При переходе обучающихся на второй и третий этапы обучения предусмотрено проведение диагностики интереса обучающихся к избранному направлению углубления, уровню подготовки по предметам углубления для осуществления дифференциации образовательного процесса и подбора личностно ориентированных программ.

Срок введения углубленного курса определяется содержанием учебной программы предмета углубления (как правило, на втором и третьем этапе).

Углубленное изучение предметов осуществляется в следующем порядке: математика – со 2 класса , физика – с 7 класса , информатика и ИКТ – с 10 класса .

В чём преимущества инновационной школы?

Образовательный процесс в классах повышенного статуса носит личностно-ориентированную направленность, содержит широкий спектр гибких форм и методов обучения и воспитания, сочетающих нетрадиционные подходы к разным видам учебно-воспитательной деятельности. Учащимся предоставляются широкие возможности для реализации творческих запросов различными средствами развивающей деятельности. Наиболее подготовленным учащимся предоставляется право осваивать отдельные курсы в порядке экстерната, в форме семейного образования.

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время осуществляется в научных обществах, спецкурсах, кружках. Планируем осущестлять тесное сотрудничество с техническими вузами: КГТУ, КГЭУ, ИНЭКА; с техническими факультетами ЕГПУ и КГУ, способствующее улучшению и общеобразовательной, и профильной подготовки учащихся, оказывающее положительное влияние на их профессиональное самоопределение. В чём может выражаться сотрудничество? Например, в утверждении учебного плана и программно-методического обеспечения образовательного процесса с учётом профиля технического вуза, привлечении преподавателей вузов в проведении элективных курсов, использовании учебных лабораторий вузов, совместном проведении семинаров, круглых столов , конференций. Профессиональное общение преподавателей, на наш взгляд, способствует росту профессионального мастерства учителей. В этом случае общеобразовательная школа и вуз становятся равноправными партнёрами в определении профессиональной судьбы старшеклассников. Оно выгодно и основным заказчикам, и пользователям образования – школьникам, их родителям, а значит, и всему обществу.

Взаимодействие школы и учреждений высшего профессионального образования будет регулироваться соответствующим договором.

Дополнительное образование строится на основе всестороннего развития личности, специфики избранного профиля, профориентационной направленности. В 2008 году планируем открыть межшкольный факультет для учащихся, которые не ставят своей целью поступление в нашу школу, а посещают занятия факультета для углубления знаний по предметам технического направления; репетиторский центр «Готовимся к ЕГЭ».

Поэтапная комплексная диагностика, педагогическая поддержка создают условия для адаптации старшеклассников к процессу профильного обучения. На всех этапах активна профориентационная работа. Школа открыта для сотрудничества с социальными и общественными институтами.

Нельзя получить качественного образования без укрепления ресурсной базы.

Администрация школы поддерживает и развивает потребности учителей заниматься повышением своей профессиональной подготовки, разработкой и совершенствованием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников, распространять передовой педагогический опыт.

Учреждение целенаправленно работает по оснащению кабинетов по предметам углубления современным оборудованием, техническими средствами обучения, укомплектованием учебно-методическими пособиями и дидактическими материалами.

В библиотеке школы, помимо книг, предусмотренных для школьных библиотек , планируем комплектовать справочной учебной и научно-популярной литературой , периодическими изданиями по техническому профилю школы.

Количество классов в учреждении зависит от количества учащихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм . Наполняемость классов устанавливается в классах с углубленным изучением предметов в пределах 20-25 человек. Классы с углубленным изучением отдельных предметов могут делиться на две подгруппы при проведении практических и лабораторных занятий по профильным дисциплинам.

При всех преимуществах, которые даёт нам статус инновационного типа учреждения, имеется ряд проблем, которые не всегда могут быть разрешимыми. Например, ограниченные возможности примерных учебных планов, рекомендуемых МО и Н РТ для классов с углубленным изучением отдельных предметов. О каком углублении может идти речь, если в параллели 8 классов для этой цели выделяется всего 1 час, а в параллели 9 классов ни одного часа. Ещё одна важная проблема – это недостаточность учебно-программно-методического обеспечения. В данном случае эту проблему со временем можно решить. Ну и актуальным на сегодняшний день считаем создание в городе единой образовательной сети общеобразовательных учреждений, шаг к которому уже сделан. Если наше учреждение претендует на реализацию технического образования, создавая для этого благоприятные условия, то в городе необходимы и другие ресурсные центры по реализации других направлений.

Человек – главное богатство любой страны. И каким будет человек, таким бу­дет и будущее страны. И от того, сможем ли мы, сумеем ли мы, успеем ли мы выучить, воспитать, подго­товить к жизни такого человека, который станет образованным, гуманным, муже­ственным, стойким, и зависит будущее нашего российского государства.

Создание школ, где ученики проходят профильное обучение, является адекватным ответом на пожелания самих школьников, которые по результатам опросов высказали мнение, что модель простой общеобразовательной школы уже исчерпала себя и не позволяет им в полной мере ориентироваться профессионально. Государство в принципе согласно с этими утверждениями. Это явствует из того факта, что объявило о постепенном преобразовании большинства «простых» школ в профильные образовательные учреждения.

По своей сути, профильное обучение не одно и то же, что производственное или профессиональное - они отличаются поставленными целями. Основной целью, которую преследует профильное обучение, является своего рода подготовка к дальнейшему обучению школьника в ВУЗе по выбранной профессии. Для этого в школьной программе вводится углубленное изучение профильных, то есть тех, которые в первую очередь необходимы для дальнейшего обучения, предметов. Это не значит, что остальные предметы не будут преподаваться вовсе. Просто профильное обучение в школе подразумевает выделение большего количества учебных часов именно на выбранные предметы. При этом, как и при обычном обучении, профильное обучение в школе предусматривает выдачу аттестата с итоговыми оценками не только по предметам с углубленным изучением, но и по другим общеобразовательным дисциплинам. Увеличенное число часов может быть не только в составе основных уроков, но и в форме факультатива, то есть дополнительных занятий.

Сама концепция профильного обучения вводится обычно со и включает в себя право самостоятельного выбора старшеклассниками варианта обучения по какому -либо приоритетному направлению. Министерством образования и науки по Российской Федерации разработано и утверждено 4 основных варианта, по которым может проводиться профильное обучение. Это профили с математическим, социально-экономическим, технологическим и гуманитарным уклоном. Причем каждый отдельный профиль подразумевает изучение углубленное изучение не одного какого-нибудь предмета, а сразу нескольких. В математическом уклоне это математика и физика, а в гуманитарном - литература в комплексе с русским и иностранными языками и т.д. Но эти разработки носят чисто рекомендательный характер, и администрации каждой конкретной школы дано право внедрять свой собственный профиль. Поэтому перечень различных профилей на сегодняшний день уже значительно расширился. Например, по данным все того же Минобразования, отмечено формирование аграрного, медицинского и педагогического профилей, а также многих других.

Может иметь несколько видов преподавания в классах. Это могут быть профильные классы ч использованием специально разработанных или классы с углубленным изучением профильных предметов, но наиболее перспективными с позиции дальнейшего поступления учащегося в ВУЗ, являются специальные классы, функционирующие по схеме школа-ВУЗ. Именно к последней модели, как к наиболее перспективной для дальнейшей профориентации в условиях жестких требований, которые предъявляет современный рынок труда, и стремится большинство школ. Но для формирования подобных классов необходимо тесное взаимодействие школьного учреждения и курирующего ВУЗа, преподаватели которого ведут факультатив у старшеклассников в виде дополнительных подготовительных курсов. Далеко не все школы, особенно те, которые расположены в сельской местности, имеют возможность наладить такое тесное сотрудничество с высшим учебным заведением. Поэтому здесь для учеников, как правило, преподаётся профильное обучение в классе с более глубоким изучением предметов.

В целом, профильное обучение несомненно очень полезная форма получения знаний, позволяющая молодому поколению как можно раньше определиться с выбором профессии иначать активную подготовку к её получению.

ПОЛОЖЕНИЕ
о классах с углубленным изучением отдельных предметов

    Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

1.2.Настоящее Положение регламентирует деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов. Классы с углубленным изучением отдельных предметов реализуют программы основного общего образования, обеспечивающие углубленную подготовку обучающихся

Класс открывается в целях:

Обеспечение общего образования, установленного государственным стандартом для общеобразовательных школ;

Удовлетворения познавательных потребностей и интересов учащихся в углубленном изучении отдельных предметов и развитие творческих способностей;

Обеспечения воспитывающего и развивающего характера обучения;
- обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися учебно-познавательных компетентностей, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения обучения;

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности;

1.4. Класс формируется в конце учебного года (апрель-май) приказом на основании решения педагогического совета образовательной организации при условии:

Наличие квалифицированных специалистов;
- соответствующего материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- наличие программно-методического обеспечения, в том числе спецкурсов, групповых и индивидуальных занятий;

Наличие заявлений родителей на зачисление.

2.Порядок приема и отчисления

2.1. Прием детей в классы осуществляется независимо от места их проживания, на основании письменного заявления родителей (законных представителей), медицинской справки, тестирования, позволяющего определить уровень готовности ребенка к углубленному изучению предметов по программам повышенного уровня сложности. Для учащихся, пришедших из других школ, добавляются:

Медицинская карта;

Личное дело ученика;

Справка о месте проживания ребенка.

2.2. Число учащихся в классе не должно превышать 25 человек. В классах с углубленным изучением предметов допускается деление на 2 подгруппы для проведения практических занятий.

2.3. Дополнительный набор учащихся производится при наличии свободных мест до начала учебного года по результатам тестирования.

2.4. За учащимися класса сохраняется право свободного перехода в другой класс образовательной организации, в котором обучение ведется по программам, разработанным на основе федеральных и региональных стандартов.

2.5.Комплектование осуществляет психолого-педагогическая комиссия, создаваемая по приказу директора школы и организующая свою деятельность в соответствии с положением согласованным с учредителем.

2.6.Отчисление из классов с углубленным изучением отдельных предметов

производится:

По желанию учащихся, их родителей (законных представителей);

На основании медицинского заключения о состоянии здоровья, требующего щадящего режима учебных занятий (с согласия родителей);

По решению педагогического совета в случае академической неуспеваемости учащихся по программам повышенного уровня сложности (углубленного изучения предметов) при наличии письменного подтверждения об их приеме в другое образовательное учреждение или заявления родителей (законных представителей) о переводе в общеобразовательный класс в соответствие с «Законом об образовании».

2.7.Итоговая аттестация выпускников классов с углубленным изучением отдельных предметов осуществляется в соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

2.8.Освоение общеобразовательных программ основного общего образования, обеспечивающих дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся, завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников по данным предметам.

2.9. Экзамены в 9 классах проводятся в новой форме, а также по другим формам, предусмотренным приказами и инструкциями о проведении итоговой аттестации Министерства образования и науки Российской Федерации.

2.10. Выпускникам классов с углублённым изучением отдельных предметов выдаётся документ об образовании установленного государственного образца.

2.11. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. Выпускники, достигшие особых успехов в изучении одного или нескольких предметов, награждаются похвальной грамотой «За особые успехи в изучении отдельных предметов».

3.1. Преподавание учебных предметов с углубленным изучением ведется по программам, утвержденным Министерством образования РФ, или по инновационным, авторским программам. Программа углубленного изучения предметов должна гарантировать учащимся государственный общеобразовательный стандарт по данному предмету.

3.2. Преподавание других предметов в классе ведется по программам общеобразовательной школы в соответствии с базисным учебным планом.

3.3. При углубленном изучении отдельных предметов в учебном плане образовательной организации предусмотрены спецкурсы, групповые и индивидуальные часы по выбору учащихся за счет часов вариативной части базисного учебного плана.

Нагрузка учащихся в классах не превышает максимального объема учебной нагрузки, определенного базисным учебным планом.

При составлении расписания и организации учебной деятельности учащихся соблюдены санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к классам с углубленным изучением предметов.

4. Управление классами с углубленным изучением отдельных предметов

4.1. Деятельность классов с углубленным изучением отдельных предметов организуется в соответствии с Уставом и правилами внутреннего распорядка. Полную ответственность за организацию и результаты деятельности класса несет администрация образовательной организации.

4.2. Педагогический коллектив для работы в этих классах формируется из квалифицированных педагогов.

4.3. В целях оценки потенциала, эффективности и определения тенденций развития класса администрацией школы 2 раза в год проводятся контрольные срезы знаний, сравнительный анализ результатов обученности учеников класса в начале и в конце реализации учебной программы.

5. Правовое положение и финансовое обеспечение

5.1. Финансирование образовательной организации осуществляется в порядке, установленном Законом РФ "Об образовании".

5.2. Основными источниками финансирования являются бюджетные ассигнования. Образовательная организация, имеющая классы с углубленным изучением отдельных предметов, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных Уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов юридических и физических лиц.

5.3. Педагогам работающим в классах с углубленным изучением отдельных предметов, на основании приказа директора образовательной организации может быть установлена доплата согласно Положению о порядке установления доплат и надбавок работникам образовательной организации.

Сейчас нет смысла анализировать, почему это произошло, какими соображениями руководствовались авторы приказа. Важно, что произошло, но при этом сам термин «профильное обучение» не исчез - он практически одновременно «всплыл» в новом законе об образовании (ФЗ-273). В статье 2.25 дано определение термину «направленность образования», которое характеризуется как «ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы». «Профиль» образования определяется законом как синоним «направленности». Иными словами, сейчас «профильность» - характеристика образовательной деятельности, а «углубленный уровень» - это характеристика результатов. Остановимся на этом и на минуту задумаемся.
Соответствуют ли наши профильные курсы требованиям углубления, то есть приводят ли они к необходимым (!!!) с точки зрения ФГОС результатам? Очевидно, что нет, потому что наши профильные курсы (ориентирующие на содержание 2004 года), конечно, не предусматривают овладения навыками исследовательской деятельности (которые есть в ФГОС). Очевидно, что даже если отдельные педагоги в отдельных школах ставят эти задачи и достигают их, то в массовую практику это пока не входит. И не может войти, потому что не проверяется ни с помощью КИМов ЕГЭ, ни с помощью участия учеников в предметных олимпиадах.
Чтобы пояснить свою мысль, я предлагаю посмотреть на несколько цитат. Требования к углубленному уровню изучения физики предполагают «владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведенные эксперименты, анализировать результаты полученной измерительной информации, определять достоверность полученного результата». В такой же формулировке эти положения содержатся и в требованиях к уровню освоения химии и биологии на углубленном уровне. Умение самостоятельно выдвигать гипотезы и проверять их экспериментально - это, безусловно, навык проведения исследования.
При изучении истории на углубленном уровне необходимо «владение приемами работы с историческими источниками, их комплексного контекстного и сопоставительного анализа и критики, опытом первичного исторического исследования». При изучении предмета «Русский язык и литература» на углубленном уровне ожидается «сформированность умений лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности... сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в процессе практической речевой деятельности», а также «владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера».
При изучении предмета «Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия» на углубленном уровне ожидается «владение умениями составлять вероятностные модели по условию задачи и вычисление вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; наличие представлений о распределениях вероятностей случайных величин; умение исследовать случайные величины по их распределению». Даже в результате изучения иностранного языка на углубленном уровне предусмотрено «владение иностранным языком как одним из средств формирования учебно-исследовательских умений».
Конечно, я не хочу сказать, что этим исчерпываются различия между базовым и углубленным уровнем требований к предметным результатам. Есть существенные различия и в знаниевой составляющей. Но я берусь утверждать, что ключевые различия в уровне формирования универсальных учебных действий между «базой» и «углублением» (как, кстати, и между стандартами 2004 и 2012 года) определяются именно этим.
На самом деле это серьезная педагогическая и управленческая задача. Сегодня лишь несколько десятков московских школ реально занимаются организацией исследовательской деятельности старшеклассников. Опыт показывает, что до полноценного запуска этой деятельности необходимо не менее 3-5 лет. Иными словами, если мы хотим организовать переход на новый ФГОС среднего образования с 2018-2020 г., то начинать эту работу повсеместно надо уже сейчас. Чем ближе час икс перехода к новым ФГОС в 10-11-х классах, тем очевиднее, что времени почти не остается. В этих условиях целесообразно вновь рассмотреть вопрос о том, когда и как переходить на новый ФГОС старшей школы.
Штатный вариант перехода на новые стандарты предполагает, что они будут вступать в силу по мере того, как те первоклассники, которых стали учить на основе новых стандартов начальной школы, будут достигать соответствующего уровня образования. Иными словами, если первый класс в 2009 г. перешел на обучение по новым стандартам, то в 2013 г. они должны перейти на новый ФГОС основной школы, а на стандарт старшей школы - в 2018 г. Образовательные организации, которые перешли на новые стандарты «началки» в 2011 г., перейдут к обучению по новым ФГОС полного образования в 2020 г. Не позже... А раньше?
Одновременно министерство предполагает возможность перехода на новые ФГОС по мере готовности образовательных организаций. Естественно, возникает вопрос: нужно ли это делать или, может быть, правильнее подождать, пока жизнь сама все устроит. Конечно, при прочих равных условиях самая разумная стратегия в образовании не спешить. Риск навредить непродуманными инновациями всегда очень велик.
Но есть несколько соображений, руководствуясь которыми педагоги гимназии №1505 пришли к выводу, что после внедрения ФГОС начальной школы следует нарушить так называемый штатный режим и переходить к внедрению ФГОС среднего образования (10-11-е классы).
Во-первых, существует проблема содержания образования при переходе на новые стандарты. Как известно, новые ФГОС выдержаны в единой парадигме деятельностного подхода, которую давно реализуют в отечественном образовании. В начальной школе это хорошо известная система Д.Эльконина и В.Давыдова, которая опробована в тысячах учреждений страны. Десятилетия внедряли, и очень успешно, систему Л.В.Занкова. Все это в той или иной форме вошло в УМК для начальной школы и создавало хороший задел для успешной реализации ФГОС начального образования. От педагогических коллективов не требуется все придумывать с нуля. Есть десятилетиями отработанные модели, которые, конечно, нужно адаптировать к новым условиям, откалибровать под конкретную школу. Но если хотеть реального внедрения новых стандартов, а не имитации процесса, то примерно ясно, что надо делать.
К сожалению, столь же разработанных систем и моделей для основной школы пока нет, поэтому по мере того, как модернизация будет подниматься с уровня начального образования на уровень среднего, основная масса школ столкнется и сталкивается с серьезными трудностями.
Следует помнить, что именно на этот период приходится подростковый возраст со всеми вызовами, которые он несет для организации образовательного процесса. Пока педагоги не нашли столь же единых и согласованных ответов на эти вызовы. Много говорят и пишут о «подростковой школе, «школе проектов», «школе проб и ошибок». Все это совершенно правильно, но факт остается фактом: единой или, по крайней мере, нескольких систем со своими учебниками и методическими разработками, аналогичных системам Эльконина - Давыдова или Занкова, выстроенных в духе деятельностного подхода, для этого уровня образования пока нет.
В старшей школе ситуация несколько иная - на этом этапе у педагогов есть согласованные стратегии решения образовательных задач. В первую очередь речь идет о необходимости реализовать профильное образование, есть модели гимназического, лицейского образования, которые вполне соответствуют духу новых ФГОС с акцентом на деятельностный подход, реализацию личностных и метапредметных результатов, организацию проектно-исследовательской деятельности.
Во-вторых, в нашей образовательной традиции сложилось представление о том, что основная и старшая школа в большинстве случаев - это единая линия получения непрерывного образования. В этой ситуации педагоги ориентируются прежде всего на результаты государственной итоговой аттестации в 11-м классе (ЕГЭ-ГИА). Не случайно поэтому эксперимент по внедрению единого национального экзамена (ЕГЭ) начался сначала в старшей школе, а потом «спустился» в 9-й класс (ГИА-ОГЭ).
В условиях новых ФГОС это еще более осложнено спецификой новых стандартов. Как известно, основную образовательную программу организация утверждает самостоятельно, соответственно и рабочие программы по предметам тоже. Однако в старшей школе значительно выше уровень вариативности образования. В основной школе соотношение инвариантной и вариативной части составляет 70% и 30%, а в старшей школе - 40% и 60%. При этом мы говорим о разной вариативности - рискну предположить, что в основной школе 30% вариативной части определяет прежде всего образовательная организация (школа с углубленным изучением отдельных предметов, гимназия, лицей...). В старшей школе ключевым фактором станет выбор учеником индивидуальной образовательной траектории. Пока учителя не определили содержание рабочих программ старшей школы, им трудно точно определить содержание рабочих программ основной. Может оказаться, что некоторые темы, разделы или курсы вообще окажутся не изученными в старшей школе. Значит, с практической точки зрения их надо перенести на уровень основного образования? Или надо определить «метапредметное ядро» (универсальные учебные действия и компетенции), которое формировалось при изучении этих тем, разделов и курсов, и попытаться сформировать их на тех курсах, которые выбраны? Или надо вообще отказаться от изучения этих тем, оставив их в статусе «курсы по выбору»? Кто вообще будет определять это?
Напомню, что основную образовательную программу утверждает сама образовательная организация. Конечно, будут примерные программы, но в конечном счете ответственность остается на педагогическом коллективе и администрации. В рамках перехода на новый ФГОС появилось и будет появляться большое количество программ и учебников для уровня основного образования. Но для того, чтобы стать реальностью массовой педагогической практики, учителя два-три года должны попробовать это все «руками».
В-третьих, в основной школе педагогам сложнее всего услышать социальный заказ родителей. По сравнению с активностью родителей в «началке» и заинтересованностью результатами образования в 10-11-х классах родители подростков спокойнее относятся к тому, что происходит в школе с их детьми. Определенную роль играет и растерянность самих родителей перед вызовами подросткового возраста.
Все эти соображения вместе (на самом деле есть, конечно, и в-четвертых, и в-пятых) заставляют опасаться, что, поднявшись из «началки» в среднюю школу, процесс внедрения новых ФГОС может забуксовать. Есть опасность того, что, двигаясь штатным маршрутом, только когда школы доберутся до старшей школы и поработают там 2-3-5 лет по новому стандарту, они поймут, что, собственно, надо было пять-семь лет назад делать в основной школе. В результате реальная модернизация основной школы начнется только лет через 10...
Поэтому в каких-то случаях целесообразно начать внедрение новых ФГОС в старшей школе раньше или одновременно с основной. Конечно, это невозможно сделать по всей стране: во многих школах нет опыта реализации деятельностного или компетентностного подходов ни в основной школе, ни в старшей. Но в некоторых школах такой опыт есть, и для них рекомендуемый порядок перехода на ФГОС может быть изменен. Более того, их опыт будет использован коллегами для того, чтобы сделать штатный вариант эффективнее. Опираясь на этот вариант, можно будет избежать ошибок, неточных ходов.
Иными словами, при переходе имеет смысл совмещать две стратегии. Большинство школ пойдут при внедрении ФГОС «снизу вверх»: от начальной школы к средней, а затем к старшей. Часть школ будет реализовывать другой вариант - от «началки» к старшей, а потом или одновременно - к основной. Руководствуясь именно этой логикой, педагогический коллектив гимназии начал переход к обучению на основе нового ФГОС среднего образования с сентября 2013 г. Реализация этого инновационного сценария (начальная школа - старшая школа - основная школа) сопровождается трудностями и требует новых решений.
Дело в том, что целостное внедрение стандартов среднего образования сегодня невозможно. На самом деле мы вступаем в пятилетний переходный период. Стандарты предусматривают создание новых КИМов для ЕГЭ, которые будут двухуровневыми, позволят диагностировать новые результаты. Пока они не созданы, реальной возможности полностью перестроить содержание образования в старшей школе ни на основе деятельностного подхода, ни на основе компетентностного подхода нет. Кроме того, нет общенациональной системы диагностики метапредметных результатов и неясно, какие требования будут предъявлять к индивидуальному проекту и как будут диагностировать результаты этого вида работы. Наконец, отсутствует учебно-методическое сопровождение процесса.
Однако нет оснований ожидать, что все это появится само собой и, главное, сразу необходимого качества. Для того чтобы эти КИМы реально дали возможность диагностировать предусмотренные ФГОС результаты, необходима их длительная практическая апробация. А если ни в одной школе ФГОС старшей школы не внедряют, то где проводить эту апробацию? Возникает замкнутый круг. Выходом из этой ситуации, конечно, должен стать поэтапный переход на новые ФГОС. Надо выделить те «зоны» образовательного процесса, в которых внедрение требований стандартов второго поколения не поставит в сложное положение педагогов и выпускников, готовящихся к сдаче ЕГЭ. Такими зонами внедрения могут стать в области содержания образования: непрофильные предметы; индивидуальный проект; темы и модули в рамках профильных предметов, которые не выносят на ЕГЭ; система предметных практик.
В области организации учебного процесса такой зоной инновации стал индивидуальный учебный план (индивидуальная образовательная траектория) старшеклассника. Это поставило перед нами задачу адаптации гимназических программ профильной направленности к требованиям углубленного уровня. Ключевое с точки зрения формирования универсальных учебных действий различие между профильными программами 2004 г. и требованиями к углубленному уровню изучения предметов по новому ФГОС заключается в роли и месте исследовательской деятельности обучающихся.
Как известно, стандарт среднего образования предусматривает два варианта организации индивидуального проекта - учебное исследование и учебный проект. В условиях реорганизации, когда в одном большом образовательном комплексе реализуют разные образовательные программы (общеобразовательная, программа углубленного изучения отдельных предметов, гимназическая), мы договорились, что учебное исследование - необходимое условие гимназической программы, а учебный проект - общеобразовательной. В любом варианте при подведении итогов мы диагностируем сформированность навыков учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельность в применении приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач.
Разница лишь в акцентах - старшеклассников, обучающихся по гимназической программе, ориентируют при выполнении этой работы на поиск (создание?) нового знания. Мы называем этот текст дипломной работой, при этом руководители исследовательской работы (тьюторы) разъясняют, что в науке отрицательный результат тоже результат. При работе над учебным проектом старшеклассники ориентированы на предъявление конкретного продукта, который, конечно, может существовать в разных формах.
Это различие, естественно, не имеет абсолютного характера. Наша задача не растить умных мальчиков и девочек, ждущих, когда государство и общество по достоинству оценят их таланты. Наоборот, они должны уметь не только сформулировать новое знание (сделать открытие), но и найти пути и способы его применения, для этого понимать социальный заказ, формировать (или участвовать в формировании) команды единомышленников, находить необходимые ресурсы, грамотно выстраивать план работы. С другой стороны, при организации проекта мы всегда ориентируем на проведение хотя бы микроисследования как его элемента. Таким образом, различия именно в акцентах.
Организация исследовательской деятельности на уровне среднего образования требует серьезной подготовительной работы. Начать следует с кадрового обеспечения, потому что учить можно лишь тому, что умеешь сам. Для того чтобы руководить исследовательской деятельностью старшеклассников, надо владеть навыками самостоятельного исследования. Фактически это означает, что к этому готовы лишь педагоги, защитившие магистерскую или кандидатскую диссертации.
Важно также найти работе над учебным исследованием или учебным проектом достойное место в учебном плане. Наш опыт показал, что при объеме профильных курсов в 300-500 часов за два года обучения (в зависимости от предмета) исследовательская деятельность не может быть меньше еще 100 часов (включая теоретический курс, консультации, организацию и проведение экспериментов) за два года. Иными словами, она составляет 15-25% учебного времени (включая внеурочную работу).
Важный аспект работы - система оценивания результатов исследований школьников. С нашей точки зрения, этот процесс должен быть максимально прозрачным и сопровождаться внешней экспертизой. Чтобы обеспечить это, мы просим всех гимназистов публиковать на сайте гимназии свой диплом (включая черновики и промежуточные варианты), чтобы любой читатель (одноклассник, родители, учителя) мог оценить и степень самостоятельности работы, и ее темп. Кроме того, публичная защита диплома или проекта предполагает рецензирование специалистом и устную защиту. В последнее время мы организуем также внешнюю экспертизу, когда все дипломные работы направляют на различные федеральные или региональные конкурсы, конференции исследовательских работ («Юность. Наука. Культура», «Шаг в будущее», Чтения Вернадского, «Вышгород»). Это позволяет сравнивать оценки, полученные старшеклассниками при защите диплома в гимназии, с результатами экспертизы незаинтересованных специалистов. Выясняется, что в 70% случаев оценки совпадают, в 20% мы их занижаем, а в 10% - завышаем.
Я бы подумал о том, какие цели и задачи ставят перед собой родители гимназистов, когда отдают их в нашу школу. Этой весной мы провели опрос, и результаты его оказались очень поучительными. Вопреки нашим ожиданиям, «обучение в комфортных условиях» и «подготовка к ЕГЭ» не уступили в системе приоритетов таким показателям, как «развитие творческих индивидуальных способностей», «умение преодолевать трудности» и «формирование чувства социальной солидарности». Причем особенно заметно это было именно в старших классах, когда, кажется, родители максимально прагматичны. Возможно, высокие результаты ЕГЭ в гимназии (75-80% выпускников получают 220 и выше баллов) они считают нормой (и справедливо), может быть, они интуитивно чувствуют, что в этом возрасте важно что-то другое.
15-16 лет - «акмэ», «расцвет школьной жизни», и мы должны сделать так, чтобы старшеклассник действительно получил в эти годы опыт деятельности, проникнутой самостоятельным поиском. По крайнем мере ждут от нас именно этого.

Леонид НАУМОВ, директор гимназии №1505