Влияние психологических факторов на экономическое поведение личности. Влияние неформальных норм на экономическое поведение людей

Экономическое поведение - вид социального поведения, отражающий участие личности в экономической жизни общества посредством различных форм экономической деятельности, обусловленной социальным интересом и материальными возможностями индивида.

Социологический анализ интерпретаций моделей экономической поведения, которые конструируются в рамках экономических теорий. Рассмотрим несколько таких теорий и моделей экономического поведения.

    Экономическая социология, возникла в России в конце ХХ в., хотя по утверждению многих уважаемых знатоков социологии ее зарождение началось за долго до обозначенного периода и сопоставимо с зарождением социологической науки, как бы сразу отделившись в отдельную ветвь - экономическую социологию. С одной стороны, исследуемые экономической социологией возможности и ограничения исполнения интересов общественных групп, с другой - как социальные факторы и условия функционирования экономики зачастую рассматриваются, объект исследований, который служит конкретным механизмам связи экономического и социального развития. Основной задачей экономической социологии, является определение путей и способов влияния социальных характеристик общества на развитие экономики, а уровня развития и состояния экономики - на социальные отношения.

    Экономическое поведение - поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, то есть выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая прибыль и выгода. Предпосылками экономического поведения, выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по-своему формирует тот или иной тип экономического поведения. Например, техника экономического мышления - это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении. Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу, иными словами пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями.

    В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их экономического поведения, позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей экономического поведения индивидов, содержащих механизмы общественной координации.

1. Виды экономического поведения

Первая модель, основанная на методологии английского экономиста и философа А. Смита, строится на признании компенсаторной роли заработной платы в качестве основы экономического поведения субъекта.

Функционирование модели детерминируется пятью главными условиями, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:

1. приятность или неприятность самих занятий;

2. легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;

3. постоянство или непостоянство занятий;

4. большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;

5. вероятность или невероятность успеха в них.

Эти условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономического поведения

Анализ эконом. поведения индивида, в контексте методологии А.Смита, показывает, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений явно доминируют два базовых типа экономического поведения индивидов: до рыночный и рыночный. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». В целом для носителей до рыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.

Рыночный тип поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.

Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат». Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.

Вторая модель, основанная на методологии американского экономиста П. Хейне, исходит из того, что экономический образ мышления имеет четыре взаимосвязанные особенности: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально; все общественные отношения можно трактовать как рыночные отношения. Названные условия создают определенный баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с его ожиданиями наибольшую чистую пользу. При этом чем серьезнее экономические обоснования выбора, тем больше вероятность того, что он будет рациональным.

Необходимыми свойствами-ограничениями экономической теории П. Хейне являются, во-первых, признание безусловной рациональности человека; во-вторых, абсолютизация рационального выбора; в-третьих, акцентирование внимания на возможности осуществления выбора единичным индивидом. Осуществляя рациональные выборы, основанные на ожидании чистой выгоды, индивиды предпринимают определенные действия, прогнозируемые другими людьми. Когда пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами на какое-либо действие увеличивается, то люди совершают его чаще, если уменьшается - реже. Тот факт, что почти каждый предпочитает большее количество денег меньшему, неимоверно облегчает весь процесс; деньги здесь подобны смазочному материалу, крайне важному для механизма общественного сотрудничества. Умеренные изменения денежных затрат и денежных выгод в тех или иных случаях могут побудить большое число людей изменить свое поведение таким образом, что оно окажется лучше согласованным с действиями других людей, осуществляемыми в то же самое время. В этом и заключается главный механизм сотрудничества между членами общества, позволяющий им обеспечивать удовлетворение своих потребностей, используя доступные для этого средства.

Ограниченность объяснительных возможностей экономической теории П. Хейне преодолевается в ходе создания социологизированной модели экономического поведения Последняя включает в себя: во-первых, действия, детерминированные коллективным выбором; во-вторых, иррациональные выборы индивидов, которые часто имеют место в жизни и связаны с присутствием в структуре человеческой психики компонентов бессознательного; в-третьих, действия, детерминированные экономическими интересами и социальными стереотипами.

Согласно этой модели, выбор индивидов в реальной ситуации определяется: состоянием баланса рационального и эмоционального в экономическом мышлении; подвижностью равновесия нормативного и индивидуального в социальном стереотипе; и наконец, более глубинными причинами (часто не зависящими от них) - их экономическими интересами. Преследуя свои экономические интересы, люди приспосабливаются к поведению друг друга, соблюдая принятые правила игры, адаптируются к меняющейся ситуации, стремясь получить максимальную чистую выгоду (за вычетом издержек) в результате своих выборов.

Анализ экономического поведения индивидов в контексте методологии П. Хейне позволяет создать типологию экономического поведения индивидов исходя, например, из оценки различными группами безработных того, что значила для них прежняя профессия как ценность. В ходе анализа выявлены, на этом основании, стратегии прагматического, профессионального и безразличного поведения лиц, потерявших работу. Стратегия прагматического поведения формируется на основе целевой установки, с которой выпускник заканчивает (а безработный закончил) школу, ПТУ, ССУЗ, вуз, - достичь материального благополучия и сделать карьеру. Прагматический тип поведения, как правило, присущ разным образовательным группам и почти не зависит от пола. Вместе с тем он значительно усиливается с возрастом и в старших возрастных группах выражен втрое сильнее, чем в группе до 30 лет. Этот тип поведения наиболее близок к собственно рыночному типу.

Основные понятия

Бессознательное – 1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной рефлексии, составляя нерасчлененное целое.

Выбор – 1. Одна из важнейших стадий процессов принятия экономических решений, заключающаяся в отборе одного из вариантов действий из набора возможных вариантов (альтернатив). 2. Главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных. 3. То, из чего можно выбрать; ассортимент.

Конформность (от лат. conformis - подобный, сообразный) – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) К. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жестких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая – действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) – 1. Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (см. Мотивация ). 2. Побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется. 3. Осознаваемая причина.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Норма (от лат. norma - руководящее начало, точное предписание, образец) – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения. Н. являются специфическим видом и своеобразной призмой преломления социальных норм, регулирующих жизнедеятельность больших групп и всего общества в целом.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Решение (в психологии) – формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность проблемной ситуации. В процессе Р. выделяют стадии поиска, принятия и реализации Р.

«Экономический человек». Традиционно термины «экономическое поведение» и «экономический человек» относятся к сфере экономики. Однако есть еще область научного знания, сравнительно новая отечественная область психологии, экономическая, которая считает своим предметом «закономерности психического отражения хозяйственных отношений» (Филиппов А. В., Ковалев С. В., 1989; Китов Л. Я., 1987).

Цель психологии экономического поведения как науки, возникшей на стыке экономики и психологии, – изучение целостного человеческого поведения под влиянием экономических факторов, отраженных в психике человека. Психология экономического поведения расширяет свою сферу не только за счет включения в нее так называемой непроизводственной сферы, но и комплексного подхода к поведению человека. Выделение особого экономического сознания, мотивов, мышления и интересов, по мнению исследователей (Никифоров Г. С., Ходырев Н. В., 2002), – это не только сфера осознания хозяйственных отношений, но и включение и изучение временно не осознанного : не только измерение структур сознания – установок и отношений индивида, философии фирмы или деклараций министерств и ведомств, но и в большей степени результат действия или деятельности индивида, семьи, фирмы, государства под влиянием экономических факторов.

Предметом изучения психологии экономического поведения является человеческое поведение в его выборе между альтернативами под влиянием экономических и психологических факторов. Не учитывая сферу временно не осознанного, мы упускаем из поля исследования, например, влияние разделения денег и власти на партнерские отношения в семейном бизнесе. Игнорируя личные пристрастия в окружении главы государства, мы не поймем экономических решений по поддержанию монополий каких-либо отраслей и обратного влияния монополий на политическую власть. Объектом изучения психологии экономического поведения является прежде всего индивид. Если раньше экономистов интересовало в основном поведение больших групп людей, то теперь они склоняются к изучению микроотношений в экономике. Именно актуальное поведение отдельного индивида стало сейчас интересовать всех специалистов – экономистов, психологов. Комплексный продукт экономической психологии и поведенческой экономики вобрал в себя разнообразные методы и подходы психологии, социологии, биологии, антропологии, политологии и экономики.

Несмотря на то что экономисты в своих концепциях использовали психологические теории – мотивации и принятия решений , они рассматривали поведение человека упрощенно. Проследив историческое развитие концепции «экономического человека», можно увидеть эволюцию экономических теорий в сторону психологизации. Такое развитие прошли, например, концепции обмена.

Поведение экономического человека. В основу поведения экономического человека экономисты положили целенаправленное поведение, которое четко структурируется на цели, средства и результаты. Это поведение характеризуется общими чертами. Прежде всего у него есть цель как некоторое свойство или состояние самого человека. На основании этого предполагается, что у экономического человека есть некоторая упорядоченная структура целей, которую можно изобразить в виде «дерева целей». Цель представляется конкретной, достижимой в границах обозримой ситуации и поэтому ограниченной, конечной. Конкретность цели определяется возможностью измерить, оценить успешность движения к ней, фиксировать степени ее достижения. В качестве социального вознаграждения понимается результат достижения цели (Наумова Я. Ф., 1988).

Экономическое поведение характеризуется осознанностью цели. Без этого трудно говорить о субъективной полезности и порядке предпочтений.

Третьей чертой поведения экономического человека является инструментальное подчинение средств целям. Выбор средств (методов, способов действий) производится на основе оценки их эффективности для достижения цели. Средства и сам процесс достижения цели не вознаграждаются. В то же время средства содержательно независимы от целей. Характер средств определяется не столько целью, сколько условиями, обстоятельствами, возможностями.

Четвертая черта касается расчета результатов, последствий – эффективности поведения. Деятельность оценивается по ее эффективности, т. е. по результату. В этом смысле целью деятельном является ее результат. Под принятием решений понимается оценка альтернатив, расчет последствий, выбор способа действий исходя из относительной ценности ожидаемого результата. Предполагается, что так выбираются и средства, и сами цели. В случае если достижение цели требует слишком большого риска и (или) затрат, то, как полагают экономисты, «экономический человек» отказывается от цели. Поэтому рациональность экономического поведения понимается как расчет (целей, средств, результатов) и последовательность названных шагов. Такое представление о рациональном и целенаправленном поведении человека имеет достаточные основания, так как хорошо воспроизводит специфику самой управленческой деятельности. Кроме того, такой тип поведения наиболее легко наблюдаем, измеряем, исчисляем и поэтому прогнозируем. И последнее. Такой тип поведения наиболее управляем, так как его основные компоненты – цели, средства вознаграждения, служат в то же время и компонентами систем воздействия, стимулирования, воспитания и управления.

Однако эта модель, по мнению некоторых исследователей (Малахов С. В., 1990), имеет недостатки. Практически все нецелевое и нерациональное поведение человека в сфере экономики не укладывается в «целерациональную» модель. Это импульсивное и эмоциональное поведение, а также поведение, которое детерминируется областью бессознательного (Бассин Ф. В., Рожнов В. E., 1975). Целерациональное поведение обедняет деятельность, так как лишает смысла многие ее элементы и периоды. Все, что рассматривается как средство, автоматически теряет самостоятельный смысл, и чем целеустремленнее человек, чем больше сил, мотивов, времени, жизненных сфер он подчиняет целям – превращает их в средство, тем уже становится область смысла в его деятельности. Существование теряет непрерывность, становится дискретным. Целерациональное поведение выстраивает поле жизни в одну линию, лишая его альтернативности. Принятие решения – это закрытие многих альтернатив в пользу одной. Исходя из этой модели, чем больше принято решений, тем больше закрыто альтернатив. Каждое последующее решение делает возврат к отвергнутым альтернативам все менее возможным.

Концепции обмена. Понятие «обмен» в настоящее время широко используется в западной социологии для анализа социального поведения, в частности экономического. В настоящее время концепция обмена также претендует на объяснение поведения «экономического человека». Однако это верно лишь в незначительной степени. Одностороннее экономизированное толкование обмена вызывает серьезные возражения при попытке универсального объяснения экономического и социального поведения. Схема обмена действительно может включать в число реальных побуждений не только деньги, вещи и другие материальные условия, но и нематериальные условия для получения престижа и власти, а также духовные побуждения. Теоретически в любой обмен может быть включен почти любой набор целей или ожиданий индивида (например, потребности по иерархии А. Маслоу). Эффективность деятельности индивида определяется тем, насколько выгодным ему представляется соотношение его вклада и вознаграждения за этот вклад.

Концепция обмена Дж. Хоманса. Эта концепция построена на предположении, что непосредственная взаимная полезность людей, обмен вознаграждениями является источником, гарантом социальной упорядоченности общества . Механизм обмена по Дж. Хомансу выглядят следующим образом. Например, если в прошлом была такая ситуация, в которой поведение человека получило вознаграждение, то чем больше актуальная ситуация похожа на прошлую, тем больше вероятность того, что человек будет вести себя так же или сходным образом. Или: чем чаще в течение данного периода времени поведение одного человека вознаграждает поведение другого, тем чаще этот другой будет вести себя таким же образом. В целом добровольное взаимодействие существует лишь до тех пор, пока партнеры считают, что их вклад в него меньше, чем получаемое в его процессе вознаграждение.

Ограниченность этой схемы состоит в том, что здесь не учитывается практически ни один собственно социальный механизм регулирования поведения (ролевой, институциональный, нормативный, властный).

Структурно-функциональная теория Т. Парсонса. Другую концепцию обмена – нормативную - можно найти в структурно-функциональной теории Т. Парсонса, которая использует понятие взаимного вознаграждения для гарантии стабильности социальной системы и называется нормативной. Отличие от концепции Дж. Хоманса состоит в том, что в нормативной схеме вознаграждается не «польза» (отдача, вклад и т. п.), а следование норме, конформности, соответствие социальным ожиданиям (другого человека, группы, организации, общества). Поэтому Дж. Хомансом были предложены другие правила обмена.

1. Следование норме вознаграждается.

2. Чем больше поведение соответствует норме (ожиданиям других), тем больше оно вознаграждается; при этом чем дольше совершаются конформные действия, тем меньше они ценятся и вознаграждаются. В свою очередь, это имеет два следствия: а) человек уменьшает свою конформность и не получает вознаграждения, обмен нарушается , б) человек повышает свою конформность, чтобы вознаграждение не уменьшилось из-за инфляции конформности.

3. Уровень вознаграждения не влияет на стабильность социальной системы до тех пор, пока участники принимают соответствующие нормы. При этом наличие общих норм повышает вероятность того, что конформность будет вознаграждена, но сокращает размер вознаграждения (парадокс конформности).

4. Чем более односторонним становится обмен, тем менее устойчивыми становятся отношения.

Попытки проверки концепций обмена постоянно сталкивались с тем, что люди «хотя и способны руководствоваться ориентацией на свои интересы, они могут также руководствоваться и другими стремлениями – альтруизмом, чувством справедливости, соответствия статусу, соревновательностью, завистью» .

Целые области нерационального поведения не вписываются в постулаты обмена Дж. Хоманса и Т. Парсонса – области негарантированного, неэквивалентного и несимметричного обмена. Именно отодвинутость, отдаленность вознаграждения в социальных отношениях смазывает всю картину правил концепций обмена.

Плодотворная взаимная критика психологов и экономистов на протяжении вот уже ста лет привела к расширению понимания поведения человека. На настоящий момент принято следующее определение экономического поведения : экономическое поведение – это человеческие решения и выбор относительно альтернативного использования ограниченных ресурсов, к которым относятся деньги, время, пространство, усилия, энергия и другие материальные ресурсы для удовлетворения потребностей личности .

Факторы, влияющие на экономическое поведение. Выделяют три группы факторов, влияющих на экономическое поведение (рис. 1).

I. Факторы окружающей среды и общие социальные ситуационные факторы.

II. Субъективные факторы.

III. Экономическое поведение.

В первую группу факторов входят три подгруппы факторов, которые также связаны друг с другом.

1. Ситуационные факторы, к которым относится общая система налогообложения, экономические законы, средства массовой информации, уровень инфляции, общий уровень доходов.

2. Факторы среды, субъективные условия и ограничения, которые непосредственно связаны с субъектом: доход, оценка дохода, долги, статус. В статус субъекта входят демографические характеристики, которые также связаны с другими экономическими категориями, – возраст, пол/гендер, образование, гражданский статус, место жительства, количество детей, матримониальный статус.

3. Факторы, связанные с социальным влиянием других субъектов.

Вторая группа факторов также содержит три подгруппы факторов.

1. Подгруппа восприятия выделена Раайем отдельно, чтобы подчеркнуть восприятие как функцию, связывающую окружающую среду, ситуационные факторы и поведение как фактор, через который преломляются все экономические категории.

2. Соматические факторы - включают в себя физиологические и биологические особенности субъекта, которые ограничивают или способствуют каким-либо решениям субъекта.

3. Психологические факторы – установки, знания, мотивы, эмоции, ожидания, личностные особенности, умения.

Рис. 1 . Схема факторов экономического поведения (Raaij F. Van, 1988)

Приведенная схема позволяет учитывать индивидуальные особенности экономического поведения субъектов. Выделение процесса восприятия экономических факторов (фактор 1.1) акцентирует важность субъективности при воздействии окружающей среды, позволяет прогнозировать человеческое поведение или поведение малой группы. Стрелки показывают взаимовлияние факторов и подфакторов. Так, человек может проявлять различное поведение в отношении первой группы факторов, например приспосабливаться различными способами к налоговой системе или изменять само налоговое законодательство как один из ситуационных факторов.

  • 1. Понятие экономического поведения: экономический, психологический, социологический и философский подходы к экономическому поведению.
  • 2. Социально-философские основы экономического поведения. Типы экономического поведения.
  • 3. Личность в экономике: социально-психологические факторы экономического поведения.

Понятие экономического поведения: экономический, психологический, социологический и философский подходы к экономическому поведению

В самом общем смысле поведение можно определить как целенаправленную активность живого организма, служащую для осуществления контакта с внешним миром 1 . В основе поведения лежат потребности индивида, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.

В рамках отечественной психологии поведение человека рассматривается в качестве особой социально обусловленной формы деятельности. С точки зрения деятельности термин «поведение» обозначает действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру, рассматриваемые со стороны их регуляции общественными нормами нравственности и права . Особенность поведения заключается в том, что представляет собой такую совокупность действий, которые становятся обычными, постоянными и даже приобретают характер потребности.

Специфическим видом поведения человека является экономическое поведение, которое представляет собой «образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности» 1 .

В большинстве исследований под экономическим поведением понимается поведение людей, в котором имеет место принятие экономических решений, а также детерминанты и последствия экономических решений .

Экономическое поведение как частный вид человеческого поведения является предметом изучения экономистов, психологов, социологов и философов. В их подходах к изучению экономического поведения существуют принципиальные различия, которые определяются тем, что каждая дисциплина выделяет свой аспект изучения поведения людей в сфере экономики, основывающийся на определенной модели человека.

Экономическое поведение - предмет исследований в первую очередь экономической науки. Экономическая теория фокусирует внимание на том, как люди делают выбор в экономической сфере деятельности. Для описания экономических моделей поведения человека в процессе выбора экономисты опираются на некоторые предпосылки, наиболее важные и общепризнанные из них, - предпосылки о рациональности и эгоизме. Человек, обладающий такими характеристиками, получил название Homo Economicus.

В широком смысле рациональность (от лат. ratio - разум) подразумевает осознанность и расчет действий. В экономической литературе под рациональным поведением понимается такое поведение, когда среди возможных альтернатив действия человек выбирает те, которые, согласно его ожиданиям, наилучшим образом соответствуют его интересам и целям.

Эгоизм в экономической теории понимается как следование индивидом своим интересам (без какой-либо моральной оценки).

Экономическое поведение с точки зрения экономики рассматривается как экономически целесообразное, рациональное, направленное на максимизацию выгоды и минимизацию издержек. В рамках экономического подхода описаны различные модели экономического поведения. Его сущность рассматривается главным образом в рамках двух направлений мировой экономической мысли: классической и неоклассической теории, с одной стороны, и институциональными и неоинституциональными концепциями - с другой.

С позиций классической и неоклассической экономической теории экономическое поведение рассматривается как полностью рациональное, осуществляющееся в условиях полноты информации и нацеленное на максимизацию прибыли.

Институциональные и неоинституциональные экономические концепции, исходят из других положений, согласно которым экономическое поведение характеризуется ограниченной рациональностью, а ведущую роль в формировании экономического поведения играют социальные нормы.

Homo Economicus - научная абстракция, на основе которой в экономической науке строится модель поведения хозяйствующих субъектов, оказывается явно недостаточной для объяснения экономического поведения реальных индивидов. В своем реальном экономическом поведении люди, принимая то или иное экономическое решение: воспринимают и осмысливают экономическую ситуацию; эмоционально реагируют на нее, действуют, руководствуясь не только рациональным расчетом, но и своими субъективными предпочтениями.

Психологический подход предполагает изучение механизмов и процессов, лежащих в основе экономического поведения, что является предметом такой науки, как экономическая психология .

Рис. 1.

Закономерности взаимодействия и взаимного влияния экономических факторов и психологических явлений в процессе экономического поведения экономическая психология изучает в рамках модели психологического человека Homo Psychologicus. Главными чертами психологического человека выступают импульсивность, эмоциональность, обусловленность его поведения внутренними, неосознанными и неконтролируемыми им психическими силами, что делает его противоречивым и непредсказуемым.

Интерес ученых вызывает проявление индивидуальных психологических особенностей людей в их реальном экономическом поведении, влияние экономических условий на формирование этих психологических особенностей людей и на взаимоотношения между ними.

Социологический подход исходит из модели социального человека Homo Sociologicus, главной чертой которой является отказ от акцента на личном интересе индивида. Эта модель приписывает автономию и главенствующую роль обществу, т. е. социальным институтам, нормам и правилам поведения. Индивид рассматривается здесь в совокупности своих социальных связей и включенности в разнородные социальные структуры.

Социологические исследования показали, что в отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений доминируют два базовых типа экономического поведения индивидов: дорыночный и рыночный .

Дорыночный тип поведения был описан еще М. Вебером в работе «Протестантская этика и дух капитализма», в которой он обосновал противоположность капитализма и всех некапитадиетических, или, в его терминологии, традиционных, обществ и систем ценностных ориентаций. Дорыночный тип экономического поведения в традиционных обществах ориентирован, согласно исследованиям М. Вебера, на воспроизводство устоявшихся стереотипов хозяйствования и традиционного образа жизни. Он отмечает, что «в ряде случаев повышение расценок влечет за собой не рост, а снижение производительности труда, так как рабочие реагируют на повышение заработной платы уменьшением, а не увеличением дневной выработки» .

Люди не готовы отдавать все силы работе в ущерб другим сторонам жизни.

Под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики, для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности. Дорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат».

Собственно, рыночный тип поведения человека в нашей стране еще только начинает формироваться и в значительной степени зависит от хода формирования рыночной экономики и ее соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Рыночный тип поведения характеризуется формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Но это возможно только в том случае, когда экономика освободится от таких уродливых явлений, как коррупция, использование служебного положения, взяточничество и т. д.

Неизбежные издержки при переходе к рыночной экономике привели к возникновению еще одного типа экономического поведения - псевдорыночного, который характеризуется формулой «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат». Наличие псевдорыночного типа поведения свидетельствует о недостаточном уровне развития экономической системы.

Экономическое поведение человека социально, оно соотносится с действиями других людей и ориентируется на эти действия.

Философское осмысление экономики как сферы экономического поведения человека предполагает восстановление целостного и ценностного подхода к человеку и его деятельности. Характерной чертой философского подхода к экономическому поведению является этизация экономической проблематики, обогащение понимания эффективности предпринимательской деятельности ценностным содержанием (общественное благо, справедливость, достоинство, честность, порядочность, свобода).

ВЛИЯНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫХ НОРМ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ

В статье рассматривается взаимосвязь неформальных норм, в частности религии, и особенность экономического поведения людей разных религиозных конфессий.

Неформальные нормы, экономическое поведение, религия.

До недавнего времени такие неформальные нормы, как религия, культура, традиции в хозяйственной жизни были предметом изучения в основном философов, социологов, историков. И только в последние годы многие экономисты отметили важность изучения влияния религии и культуры на интенсивность экономического развития общества.

Еще основоположники классической экономической теории Адам Смит и Джон Стюарт Милль считали, что культурные факторы иногда оказывают гораздо большее влияние на поведение людей, чем примитивное преследование личной выгоды. Карл Маркс полностью изменил причинно-следст-венную связь между сложившейся культурой и экономическими отношениями в обществе, поскольку считал религию «побочным продуктом» производственных отношений. Известный социолог Макс Вебер считал религию одним из основных факторов развития капиталистического общества. Так как любой новый экономический порядок в самом начале встречает сопротивление со стороны широких масс, аргументировал Вебер, одни лишь экономические стимулы недостаточны для убеждения предпринимателей в необходимости действовать согласно новой системе производственных отношений. Именно здесь религия сыграла неоценимую роль для формирования капиталистических отношений.

Начиная с работ М. Вебера, изменения в религиозном мировоззрении принято рассматривать как факторы, влияющие на генезис капиталистического предпринимательства. В настоящее время в мире регулярно проводятся многочисленные исследования, которые выявляют активное воздействие религии на различные параметры экономического роста, технологического развития, качества жизни, уровня доходов населения .

Многие экономисты признают влияние религиозно-культурных факторов на экономику. Макс Вебер писал, что «…причину различного поведения представителей разных вероисповеданий следует искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении…» . В поддержку этому следует высказывание Дэвида Ландеса: «Макс Вебер был прав. Если мы обратимся к истории экономического развития, то придем к выводу, что культура объясняет практически все различия между странами в уровне экономического развития». Характер экономической деятельности людей во многом зависит от того, какими моральными ценностями они руководствуются, оценивая экономические явления.

Но не всякая религия способствует социальному развитию и экономическому росту. Есть культуры, которые тормозят экономическое развитие народов, обладающих ими .

Считается, что образцы поведения, выработанные в сфере культуры, обеспечивают «преемственность развития, превращая опыт, накопленный в прошлом, в сегодняшнюю практическую деятельность».

Как правило, выделяют протестантскую, католическую, православную, исламскую, конфуцианскую и буддистскую экономическую этику, отмечая в связи с этим, что идея рыночной экономики в различных странах и обусловливает разнообразие исторических типов хозяйства.

В частности, протестантский реформизм проповедовал накопление богатства и благосостояния не только как преимущество, но и как долг каждого христианина.

Родоначальником учения о вкладе протестантской этики в развитие предпринимательства принято считать Макса Вебера. Он заметил, что в Германии (которая населена как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов добивались протестанты. Именно они составляли костяк предпринимателей и высококвалифицированных технических специалистов. Кроме того, наиболее динамично развивались протестантские страны, такие как США, Англия и Голландия. По мнению М. Вебера, экономический подъем и развитие евро-американского капитализма объяснялся наличием протестантской этики, обусловившей трудовое рвение и рациональную организацию работы. Занятые в ремесле католики проявляют больше склонности остаться ремесленниками, тогда как протестанты в большем количестве устремляются в промышленность, где они пополняют ряды квалифицированных рабочих и служащих предприятий. Ясно прослеживается причинное соотношение: своеобразный склад психики, привитый религиозным воспитанием, определяет выбор профессии и дальнейшее направление профессиональной деятельности .

Одна из самых важных идей протестантской этики по Веберу состоит в следующем: «Знак о том, спасен ты или нет, можно получить, лишь совершенствуясь в своей профессии». Ни одна другая христианская религия не предполагает идеи спасения человека через труд. Можно сказать, что именно эта идея протестантизма и стала определяющей в воспитании экономически свободного и активного общества в Западной Европе, США и Скандинавии.

В свою очередь, православная этика не стала столь успешным подспорьем в экономическом развитии России. В социальной концепции Русской Православной Церкви отмечается, что труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда способствует исполнению Божьего замысла о мире и человеке. Однако труд не богоугоден, если он направлен на служение эгоистическим интересам личности или человеческих сообществ.

Для протестантов серьезное отношение к труду было элементом религиозного воспитания, а для старообрядцев – способом борьбы за выживание.

Старообрядцы же интересны тем, что объединяют в себе две противоречащие друг другу идеи. С одной стороны, в среде староверов воспитание было исключительно православным. Отсюда развитый дух коллективизма и идея о том, что все друг другу братья. С другой стороны, старообрядцы подвергались гонениям за свои убеждения, и предпринимательство стало для них единственно возможным способом самореализации .

Таким образом, староверы стали единственным примером экономически свободного общества в условиях православного воспитания. Однако, в действительности, основную роль сыграло не религиозное воспитание, а тяжелые условия для жизни.

Рассмотрим, в чем же состоит основной нормативный принцип экономического поведения христианина. В фундаментальном выборе между благами земной жизни и благами жизни вечной христианин делает выбор в пользу последних. Он отказывается от меньшего блага, становящегося для него благом мнимым, в пользу блага большего, делающимся для него реальной и великой ценностью. Исходя из фундаментального предпочтения благ небесных благам земным, христианин не имеет конечной целью умножение последних. В конечном счете, участвуя в обмене деятельностью и перераспределении жизненных благ, он стремится отдавать больше, чем брать. Это – основной принцип христианской экономии, вытекающий из христианского отношения к ближнему. Следование этому принципу дает возможность христианину встраиваться в любой экономический строй. Христианин улучшает мир, прежде всего совершенствуя себя. В то же время это не противоречит его участию в общественной деятельности, направленной на совершенствование экономической сферы .

Сторонники этической экономики придерживаются мнения о том, что в экономику должна вернуться этика христианства или, скорее даже, протестантизма. Но есть и другие точки зрения. Например, приверженцы ислама утверждают, что этические принципы именно этой религии должны лечь в основу новых способов использования капитала.

В целом ислам, так же как и протестантизм, ориентирован на мирской успех. Однако, для религиозных мусульман представляется невозможным вложение денег в традиционный западный банк. Коран запрещает ссуды под проценты. Под этот запрет даже подведена соответствующая теория. Однако ислам запрещает и омертвление капитала. Имеющимся богатством нужно пользоваться разумно для повышения общего благосостояния. Поэтому исламские банки ориентированы не на финансовые операции (в западном понимании), а на долевое участие .

Исламская форма организации бизнеса предполагает совместное партнерство, например банка и предпринимателя. При этом банк заранее не может сказать, какую прибыль от проекта он получит, так как это будет зависеть от того, как этот банк будет осуществлять определенную часть менеджерских функций проекта.

Такой подход к банковскому финансированию, очевидно, заставляет банки идти в реальный сектор экономики, финансировать и в определенной степени руководить проектами реального сектора.

С другой стороны, ислам запрещает фондовые спекуляции как операции, не приносящие никакой отдачи в реальном секторе, то есть не увеличивающие общественные богатства. Вложения мусульманина в акции рассматриваются лишь в ключе совместного участия в бизнесе, а не как вложения в финансовые инструменты. Поэтому ислам запрещает, например, короткие продажи, являющиеся основным способом спекулятивной игры .

Мусульманские ученые-экономисты видят главную цель исламской политэкономической системы в достижении социальной справедливости, которую они трактуют, прежде всего, как гарантию равного распределения.
В качестве базовой установки для своих теорий они принимают два основных тезиса, взятых из Корана, – это обязательная плата как добровольного «очистительного» взноса в пользу бедных и запрет на процентные операции.

В современной глобальной экономике государства, придерживающиеся исламских способов ведения хозяйства, получают все большие преимущества. Это связано, в первую очередь, с тем, что налогообложение бизнеса в исламских странах минимально и, например, основной налог составляет не более 5 %. А основная конкуренция между государств ами в современных условиях происходит именно на поле налогообложения. Очевидно, что эта англо-саксонская модель налогообложения не выдержит конкуренции со столь малым налогообложением, которое предлагают исламские страны.

Анализ влияния основных религий и конфессий на экономическое развитие стран мира приводится в таблице .

Влияние основных мировых религий и конфессий

на экономическое развитие стран мира

Конфессия

(религия)

Отношение доходов на человека
в странах, где преобладают приверженцы данной конфессии (религии), к доходам на человека в остальных странах

Комментарий

Христиане
в целом

Христианские страны богаче всех остальных стран мира в пять раз

Протестанты

Протестантские страны богаче всех остальных стран мира в восемь раз.

Католики

Католические страны богаче всех остальных стран мира в полтора раза

Православные

Православные страны беднее всех остальных стран мира в 1,24 раза

Мусульмане

Мусульманские страны беднее остальных стран мира в 4,4 раза

Буддистские страны беднее остальных стран мира в 6,7 раз

Индуистские страны беднее остальных стран мира в 11,6 раз. Из всех мировых религий индуизм оказывает одно из самых негативных воздействий на экономику стран мира

Атеистические страны беднее остальных стран мира в 11,9 раз. Чем в стране больше атеистов , тем эта страна беднее. Атеизм как идеология оказывает самое худшее влияние на экономику стран мира

В итоге можно сказать, что подход к экономике как к автономной области человеческой жизнедеятельности в современных условиях носит ограниченный характер. Культурные и религиозные традиции общества являются одним из важнейших факторов, влияющих на экономическое поведение людей, а экономические мотивы личности – это порождение религиозных и этических установок культур и народов.

Мировой опыт показывает, что для успешного функционирования рынка и хозяйственного механизма необходима продуманная взаимоувязка юридических норм, компетентное и эффективное государственное регулирование , определенное состояние общественного сознания, культуры и идеологии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев народа и формирование национальной модели хозяйствования // Проблемы управления хозяйственными системами / . – 2002. – Вып. 10. – С. 4–47.

2. Рывкина культура как память общества / // Экономика и организация промышленного производства. – 1989. – № 1. – С. 24.

3. Зейпель И. Хозяйственно-этические воззрения отцов Церкви / И. Зейпель. – М., 1913. – С. 30– 44.

4. Касьянова К. О русском национальном характере / К. Касьянова. – М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

5. Коваль благо: Христианская этика труда. Православие. Католицизм. Протестантизм. Опыт сравнительного анализа / . – М. : ИЭА РАН, 1994.

6. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса / Г. Нуруллина. – М., 2004.

7. Плясовских А. Влияние христианства на экономическое развитие стран, или о национальной идее для России [Электронный ресурс] / А. Плясовских. – Режим доступа: http://nideya. ***** /razdel4.htm.

UNFORMAL NORM INFLUENCE ON PEOPLE ECONOMIC BEHAVIOR

V. V. Agapova, O. B. Andreeva

In the article unformal norm interaction is discussed in particular religion and peculiarity of people economic mood
of various religion confession.