Значение нанайский язык в лингвистическом энциклопедическом словаре. Нанайский язык

Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Нана́йский язы́к - язык нанайцев . В научной литературе также встречаются такие названия нанайского языка и нанайцев, как гольды, ходзены (хэчже, хэцзен), тазы.

Генеалогическая принадлежность

Первую попытку классификации тунгусо-маньчжурских языков , основанную на классификации племён, предпринял Л. И. Шренк [Шренк 1883: 292]. Он выделил четыре группы приамурских тунгусских племен:

  1. дауры и солоны - тунгусские племена с сильной монгольской примесью;
  2. маньчжуры , гольды, орочи - южная ветвь тунгусо-маньчжурских племен;
  3. орочоны , манегирцы, бирары, кили;
  4. ольчи, ороки , негидальцы , самагиры .

Таким образом, нанайские племена (гольды) в данной классификации входят в одну группу с маньчжурами и орочами. Все существовавшие в 20-х годах XX века классификации тунгусо-маньчжурских языков имели в своей основе деление на южную (маньчжурскую) и северную (тунгусскую) подгруппы, при этом некоторые языки (в том числе нанайский) в различных классификациях относят то к северной, то к южной подгруппе. По мнению В. И. Цинциус , такое деление не принципиально и носит лишь вспомогательный характер [Цинциус 1949: 17].

В. А. Аврорин предложил разделить тунгусо-маньчжурские языки на «три в равной мере самостоятельных подгруппы»: северную тунгусскую, включающую эвенкийский , негидальский, солонский, эвенский; южную тунгусскую - нанайский, ульчский, орочский, орокский, удэгейский; прежнюю южную тунгусо-маньчжурскую переименовать в маньчжурскую (или «западную») и отнести к ней маньчжурский и чжурчженьский [Аврорин 1961: 2].

Район распространения кур-урмийского диалекта - бассейны рек Кур и Урми , Хабаровский сельский район Хабаровского края , с. Улика национальное, с. Кукан , с. Догордон , с. Хаил и др.;

Ареал бикинского диалекта - Пожарский район Приморского края [Сем 1976: 24];

Ареал распространения сунгарийского диалекта - пограничные участки бассейна Уссури в Китайской провинции Хэйлунцзян [Столяров 1994]. Там нанайцы (известные как «хэчжэ», 赫哲族) проживают в Тунцзянском (同江) и Фуюаньском (抚远) уездах городского округа Цзямусы и в Жаохэйском (饶河) уезде городского округа Шуанъяшань .

Есть основания предполагать, что на территории России нанайский язык лучше всего сохранился в Нанайском районе Хабаровского края благодаря более тесному и инициативному языковому сообществу, которое ведет работу над изданием книг на нанайском языке и учебников родного языка, а также благодаря национальному статусу Нанайского района.

Диалектное членение

Существует несколько классификаций диалектов нанайского языка. Первые классификации были менее дробными, в них больше внимания уделялось выяснению ареалов, чем критериям разграничения диалектов. Примером такой классификации может послужить классификация Н. А. Липской-Вальронд в Дальневосточной энцинклопедии (1927 г.), в которой выделяется 7 диалектов:

  1. Сунгарийский диалект - от дер. Монголи до с. Морхоко.
  2. Верхнеамурский диалект - от с. Морхоко до оз. Эни на правом берегу Амура.
  3. Уссурийский диалект - от с. Баца на правом берегу Амура, по Уссури и её притокам.
  4. Урминский диалект - от с. Исаки на левом берегу р. Урми и с. Сусу Даптуни.
  5. Курский диалект - от сел. Джармя (совр. Джармен) на р. Тунгуске до слияния р. Кура с р. Урми.
  6. Среднеамурский диалект - от с. Джармя по Амуру до с. Да (совр. Дада)
  7. Нижнеамурский диалект - от с. Да до с. Кемри напротив сел. Суханово [Цитировано по: Сем 1976: 21].

В 20-х гг. XX в., на которые пришёлся первый период изучения нанайского языка, ареал расселения нанайцев был гораздо более обширным, чем в наше время, и те диалекты, которые тогда ещё не были зафиксированы исследователями, по-видимому, исчезли, так и оставшись без названий. В более поздних диалектологических классификациях география ареала нанайского языка резко сужается; многие нижнеамурские и уссурийские диалекты остались неисследованными.

Следующий период исследования нанайского языка, собственно лингвистический, начался в конце 40-х годов, после почти двадцатилетнего перерыва. В классификациях растёт количество диалектов. Если Н. А. Липская-Вальронд выделяет всего 7 диалектов, то в последующих классификациях их насчитывается до 10.

Согласно классификации О. П. Суника, «нанайский язык образует два наречия, распадающиеся на ряд говоров»:

а) среднеамурское - сакачи-алянский , найхинский , болонский , джуенский , гаринский говоры;

б) верхнеамурское - кур-урмийский , бикинский , правобережный амурский , сунгарийский , уссурийский говоры [Суник 1962: 23];

В классификации, приведённой в «Грамматике нанайского языка» В. А. Аврорина, нанайский язык разделяется на три наречия: сунгарийское (или верхнеамурское), амурское (или нижнеамурское) и кур-урмийское , которые также подразделяются на ряд говоров. Основные отличия от классификации О. П. Суника касаются амурского и верхнеамурского наречий: В. А. Аврорин рассматривает болонскую и джуенскую разновидности языка как подговоры найхинского говора и выделяет третье, кур-урмийское, наречие, тогда как О. П. Суник рассматривает эту разновидность языка как кур-урмийский говор [Аврорин 1955: 7-8].

В классификации Л. И. Сем диалектная структура представлена иначе: вместо двух наречий (средне- и верхнеамурского), как у О. П. Суника, и трёх наречий (амурского, сунгарийского и кур-урмийского), как у В. А. Аврорина выделяются верхне-, средне- и нижнеамурское наречие, которые разделяются на ряд диалектов:

а) верхнеамурское наречие: правобережный амурский , сунгарийский , бикинский (уссурийский ), кур-урмийский диалекты;

б) среднеамурское наречие: сикачи-алянский , найхинский , джуенский диалекты;

в) нижнеамурское наречие: болонский , эконский , горинский диалекты [Сем 1976: 24].

Л. И. Сем объединяет диалекты, которые В. А. Аврорин разделяет на сунгарийское и кур-урмийское наречия, что совпадает с классификацией О. П. Суника, который также объединяет эти диалекты в одно наречие. Но ни О. П. Суник, ни В. А. Аврорин не выделяют нижнеамурское наречие. В классификации О. П. Суника делается акцент на морфологических и фонетических отличиях верхнеамурских говоров от всех остальных. В то же время, между нижне- и среднеамурскими говорами не наблюдается столь значительных различий. В классификации В. А. Аврорина акцентируются различия между кур-урмийским и сунгарийскими говорами. В свою очередь, Л. И. Сем обращает внимание на особенности диалектов нижнеамурского наречия, которые всё же отличают это наречие от среднеамурского.

Следует отметить, что среди современных носителей нанайского языка (представителей средне- и нижнеамурских диалектов) происходит нивелирование и смешение диалектных черт в связи с обширными миграциями населения и системой преподавания нанайского языка, основанной на найхинском диалекте, поэтому диалектологическая дифференциация современных языковых данных является весьма затруднительной.

Социолингвистическая ситуация

По данным [Столяров 1994], общая численность нанайцев в мире составляет 11883, из них в сельской местности Хабаровского края проживают 8940 нанайцев. Однако в Хабаровском крае осталось всего около 100-150 носителей нанайского языка. На всей территории Хабаровского ареала распространения языка доля коренного нанайского населения составляет в среднем не более 30 %; национальных нанайских деревень практически не осталось - всего в трёх сёлах (Джуен , Улика Национальное, Дада) нанайцы составляют более 90 % населения, в остальных населенных пунктах эта цифра значительно ниже (источник данных - «Информация по населенным пунктам, районам проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ по данным Управления уполномоченного Минэкономразвития России по Дальневосточному району на 01.01.2002 года»).

Как видно из этих данных, ситуация для сохранения языка неблагоприятная: носители языка разбросаны по разным сёлам и зачастую изолированы друг от друга.

Нанайский язык продолжает функционировать в сфере бытового общения людей не моложе 40 лет. Владея в достаточной степени родным языком, люди 40-50 лет при общении с людьми своего возраста или моложе предпочитают русский язык, используя нанайский в основном для общения с пожилыми людьми старше 70 лет.

Нанайский язык преподаётся в средней школе. Недельная учебная нагрузка и продолжительность обучения неодинаковы: существует стандартная программа преподавания нанайского языка, которая используется в 7 сёлах. Кроме того, в с. Бельго , с. Нижние Халбы и с. Верхняя Эконь введена экспериментальная программа обучения нанайскому языку с увеличенной учебной нагрузкой. Стандартная нагрузка составляет 1-2 ч в неделю; в разных школах продолжительность обучения разная (от 4 до 10 лет, начиная с 1 класса). В школах с экспериментальной программой язык преподаётся с 1 по 9 класс с большей учебной нагрузкой.

На занятиях по нанайскому языку используются учебники, сборники сказок и художественная литература на нанайском языке. Иногда по инициативе учителей также используются и фольклорные аудиозаписи. Однако очевидны нехватка обучающих и вспомогательных материалов, технологий обучения, трудности в создании мотивации у детей. Учебники нанайского языка построены по модели учебников русского языка как родного, в которых акцент делается не на обучение собственно языку, а на теоретическую/практическую грамматику. Эта модель не адекватна в ситуации, когда учащиеся не владеют изучаемым языком. К тому же, существующие учебные материалы ориентированы преимущественно (или только) на развитие навыков чтения, тогда как количество печатных изданий на нанайском языке не превышает одного-двух десятков, причем это сборники фольклора или художественные произведения историко-биографического жанра, издающиеся очень ограниченным тиражом. Обучение же устной речи в достаточной мере не проводится и учебными пособиями не подкреплено.

В целом, нанайский язык почти полностью вытеснен из всех сфер коммуникации русским языком. Для сохранения языка в современной ситуации требуются экстренные меры.

Графика

Первые тексты на нанайском языке были написаны в конце XIX в (использовалась кириллица). В начале 1930-х гг. для нанайского языка была разработана письменность на латинской основе. С - стал использоваться алфавит ничем не отличающийся от русского. Недавно он был реформирован и несколько изменён.

Избранная библиография

Отечественные работы

  • Аврорин В. А. Грамматика нанайского языка, т. 1. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1959.
  • Аврорин В. А. Грамматика нанайского языка, т.2. М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
  • Путинцева A. П. Морфология говора горинских нанай. Л, 1954.
  • Путинцева A. П. О производственной лексике горинских нанай // Ученые записки ЛГПИ. - Л., 1969. С. 383.
  • Сем Л. И. Очерки диалектов нанайского языка: бикинский (уссурийский) диалект. Л., 1976.
  • Столяров А. В. Нанайский язык // Красная книга языков народов России: Энциклопедический словарь-справочник. М., 1994.
  • Столяров А. В. Нанайский язык: социолингвистическая ситуация и перспектива сохранения // Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Проблемы сохранения и развития. Санкт-Петербург, 1997.
  • Суник О. П. Кур-урмийский диалект. Л.,. 1958.

Зарубежные работы

  • Doerfer, Gerhard. Das Kur-Urmische und seine Verwandten. Zentralasiatische Studien, 7 1973 // 567-599. Wiesbaden: Otto Harrassowitz.
  • Doerfer, Gerhard. Ist Kur-Urmisch ein nanaischer Dialekt? Ural-Altaische Jahrbücher, 47 1975 //51-63.
  • Jun, An. Hezheyu Jianzhi . Beijing: Minzu Chubanshe , 1986.
  • Kazama, Shinjiro. Naanaigo no itchi" ni tsuite . Hokudai Gengogaku Kenkyuuhookoko 5. Sapporo: Faculty of Letters, Hokkaido University, 1994.
  • Zhang, Yang-chang, Bing Li, and Xi Zhang. The Hezhen Language. Changchun: Jilin University Press, 1989b.

Нанайские тексты

  • Аврорин В. А. Материалы по нанайскому языку и фольклору. Л., 1986.
  • Нанайский фольклор: Нингман, сиохор, тэлунгу. Новосибирск, 1996.
  • Самар Е. Манга покто. Трудные тропы. Хабаровск, 1992.
  • Самар Е. Кондонкан даламдини. Кондонский староста. Хабаровск, 2000.
  • Пассар А. Ми урэхэмби нингмансал. Сказки моего детства. Хабаровск, 2002.
  • Ходжер А. Михорангоари. Поклонение природе. Хабаровск, 2000.
  • Маршак С. Я. Двенадцать месяцев. Дёан дюэр биа (в переводе С. Н. Оненко). Хабаровск, 1990.
  • Бельды Г. На найни: Стихи. Хабаровск, 1980.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Texts. Publications on Tungus Languages and Cultures 4. Center for Language Studies, Otaru University of Commerce: Otaru, Japan. 1993.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Folk Tales and Legends 2. Publications on Tungus Languages and Cultures 8. Faculty of Education, Tottori University: Tottori, Japan. 1996.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Folk Tales and Legends 3. Publications on Tungus Languages and Cultures 10. Tokyo University of Foreign Studies: Tokyo. Japan. 1997.
  • Kazama, Shinjiro. Nanay Folk Tales and Legends 4. Publications on Tungus Languages and Cultures 12. Chiba: Chiba University. 1998.

Словари

  • Оненко С. Н. Русско-нанайский словарь (свыше 8 000 слов). Л., 1959.
  • Петрова Т. И. Нанайско-русский словарь (около 8 000 слов). Л., 1960.
  • Оненко С. Н. Нанайско-русский и русско-нанайский словарь: пособие для учащихся средней школы (более 3 600 слов). Л., 1982.
  • Оненко С. Н. Словарь нанайско-русский и русско-нанайский: пособие для учащихся средней школы (около 4 000 слов). Л., 1989.
  • Оненко С. Н. Лоца-Наанай Хэсэһкуни. Русско-нанайский словарь (около 5 000 слов). М., 1986.
  • Оненко С. Н. Нанай-Лоча Хэсэһкуни. Нанайско-русский словарь (12 800 слов). М., 1980.
  • Киле А. С. Нанайско-русский тематический словарь (духовная культура). Хабаровск, 1999.

НАНАЙСКИЙ ЯЗЫК (устар. назв. – гольдский). Относится к юж. (нанийской) подгруппе тунгусо-маньчжурских языков. Н. я. – суффиксально-агглютинативного типа. В вокализме 42 гласных (по В.А. Аврорину), к-рые сводятся к 6, противопоставляемым по долготе-краткости и назализованности-неназализованности, и 12 дифтонгов; в консонантизме 18 согласных. Ударение музыкально-силовое; осн. закономерности: сингармонизм, ассимиляция, отсутствие [р] в нач. слова, палатализация согласных перед гласными перед. ряда, стечение согласных в сер. слова. Строй предложения номинативно-посессивный (подлежащее в им. п., изафет), порядок слов относительно твердый. Согласование между определением и определяемым отсутствует. Типично двусоставное простое предложение с элиминацией подлежащего-местоимения (личного), а также осложненное (с причастн. и деепричастн. оборотами). Сложные предложения относительно редки, представлены бессоюз., сложносоч. и сложноподч. (с союзами и союз. словами).

Носители языка – нанайцы. По данным 1989, считают родным языком нанайский яз. – 4 821 чел. (Хабаровский кр.), свободно владеют – 567 чел.; в РФ в 2002 владение Н. я. указали 3 886 чел.

Н. я. включает 3 диалекта, в каждом по 3 говора. К верхнеамур. диалекту относятся правобереж. амурский, сунгарийский (на тер. Китая, ок. 1,4 тыс. носителей), бикинский (уссурийский) (Приморский кр., ок. 300) и кур-урмийский (Хабаровский р-н, ок. 250) говоры; к среднеамур. – сикачи-алянский, найхинский и джуенский (Хабаровский и Нанайский р-ны, ок. 5,2 тыс.); к нижнеамур. – болонский, эконский и горинский (Хабаровский кр. и Сахалинская обл., ок. 2,3 тыс.). Диалекты характеризуются фонетич. и лексич. особенностями, отличия в области морфологии незначительны.

В основе лит. Н. я. лежит говор самой многочисл. группы нанайцев – найхинский среднеамур. диалекта. На Н. я. ограниченно ведется теле- и радиовещание (Хабаровский кр.), издается газета. В местах компакт. проживания нанайцев родному языку обучают в дошкол. учреждениях, нач. школе (изданы буквари, книги для чтения, учебники по языку и математике), преподавание Н. я. ведется в Российском гос. педагогическом ун-те им. Герцена (С.-Петербург), Хабаровском гос. педагогическом ун-те.

Н. я. – один из самых изученных тунгусо-маньчжур. языков юж. ветви. Словари составлены Т.И. Петровой и С.Н. Оненко. Граммат. описания сделаны В.А. Аврориным, Т.И. Петровой, О.П. Суником, А.П. Путинцевой, Л.И. Сем. В области синтаксиса основополагающими являются работы В.А. Аврорина. Фольклор нанайцев представлен томом в серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока».

Лит.: Петрова Т.И. Очерк грамматики нанайского языка. Л., 1941; Аврорин В.А. Очерки по синтаксису нанайского языка. Л., 1948; Он же. Грамматика нанайского языка: В 2 т. М.; Л., 1959; 1961; Он же. Синтаксические исследования по нанайскому языку. Л, 1981; Суник О.П. Кур-урмийский диалект // Исследования и материалы по нанайскому языку. Л., 1958; Горцевская В.А. Очерк истории изучения тунгусо-маньчжурских языков. Л., 1959; Нанайско-русский словарь. Л., 1960; Сем Л.И. Очерки диалектов нанайского языка. Л., 1976; Оненко С.Н. Нанайско-русский словарь. М., 1980; Русско-нанайский словарь. М., 1986; Пилсудский Б. Нанайский (нанай) словарь. Stęszew, 2000.

Добро пожаловать в словарь русский - Нанайский язык. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь русский - Нанайский язык, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык русский или Нанайский язык: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 220 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего русский - Нанайский язык словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь русский Нанайский язык настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.

Нанайский язык входит в тунгусо-маньчжурскую семью. Это язык нанайцев, которые живут в Хабаровском крае и в китайском провинции Хэйлунцзян. Из 12160 нанайцев на родном языке говорят около 4000 человек, остальные же предпочитают пользоваться русским или китайским языком.

В нанайском языке выделяется 4 группы диалектов: нижнеамурские диалекты (Нанайский, Амурский, Солнечный и Комсомольский районы Хабаровского края); кур-урминский диалект (территория вокруг города Хабаровска, ограниченная руслами рек Кур и Урми); бикинский диалект (Пожарский район Хабаровского края); сундарийский диалект (вдоль течения реки Уссури на территории Китая). Следует отметить, что в настоящее время активно идет процесс смешения диалектов, в первую очередь – из-за постоянной миграции населения.

Считается, что нанайский язык лучше всего сохранился в Нанайском районе Хабаровского края – благодаря его автономному статусу, а также активной публикации книг и учебников. В ходе переписи населения 2002 года 12200 человек заявили о том, что они свободно говорят на нанайском языке. Однако даже в России ситуацию с сохранением нанайского языка нельзя назвать благоприятной, потому что его носители живут в изолированных поселках, разбросанных на большом расстоянии друг от друга. К тому же на нанайском языке говорят преимущественно люди в возрасте старше 40 лет, а молодое поколение предпочитает употреблять в повседневном общении русский язык.

Первые книги на нанайском языке были напечатаны русскими православными миссионерами в конце 19го века. Современное нанайское письмо на основе русского алфавита было создано в конце 1920х годов группой российских лингвистов во главе с Валентином Аврориным. Нанайцы, живущие в Китае, пользуются китайским письмом.

В нанайском языке 28 согласных фонем, 7 гласных, 12 дифтонгов и 3 трифтонга. Качество гласного может изменяться в зависимости от качества окружающих согласных в соответствии с правилами сингармонизма.

С точки зрения морфологии, нанайский язык является типичным языком агглютинативно-суффиксального типа. Существительные изменяются по падежам и числам. Прилагательные не изменяются и делятся на качественные, количественные и относительные. Типичный порядок слов в предложении, как и во всех тунгусо-маньчжурских языках, – SOV.

В лексиконе много заимствований из русского и китайского языков. Довольно широкий пласт лексики заимствован из монгольского и тюркских языков, что может свидетельствовать об их генетическом родстве и служить подтверждением алтайской гипотезы.

Нанайский язык преподается в средних школах ряда поселков Хабаровского края. При обучении используются учебники, сказки и произведения художественной литературы на нанайском языке. Правда, учебники, как и в русских школах, рассчитаны на носителей языка, что едва ли можно признать верным решением для ситуации с языком, активно выходящим из употребления.

Нанайский язык относится к тунгусо-маньчжурской группе «алтайской семьи» языков. Распространен в нескольких районах Дальнего Востока:

Район распространения средне- и нижнеамурского диалектов (найхинского, джуенского, болонского, эконьского и т.д.) – бассейн Амура в среднем течении: Нанайский, Амурский, Солнечный и Комсомольский районы Хабаровского края;

Район распространения кур-урмийского диалекта – бассейны рек Кур и Урми, села Улика-Национальное, Кукан, Догордон, Хаил Хабаровского района Хабаровского края;

Ареал бикинского диалекта – Пожарский район Приморского края.

В нанайском языке существует несколько классификаций диалектов: сунгарийский, верхнеамурский, уссурийский, урминский, курский, среднеамурский (найхинский), нижнеамурский. Согласно классификации О.П. Суника, нанайский язык образует два наречия, распадающиеся на ряд говоров: среднеамурское – сакачи-алянский, найхинский, болонский, джуенский, горинский говоры, верхнеамурское – кур-урмийский, бикинский, правобережный амурский, сунгарийский, уссурийский говоры. В классификации, приведенной в «Грамматике нанайского языка» В.А. Аврорина, нанайский язык разделяется на три наречия: сунгарийское (или верхнеамурское), амурское (или нижнеамурское) и кур-урмийское, которые также подразделяются на ряд говоров.

Первые попытки издания литературы на нанайском языке были сделаны в конце XIX века. Казанское миссионерское общество выпустило около десятка брошюр, в основном религиозного содержания, и небольшой букварь.

В 1928 году впервые в г. Хабаровске была выпущена книга Н.А. Липской-Вальронд «Бонго бичхэ» («Первая грамота»), представляющая собой букварь и начальную книгу для чтения. В том же году в г. Ленинграде была издана книга для чтения «Нанай хэсэни» («Нанайский язык»), написанная Т.И. Петровой. За основу современного литературного нанайского языка взят найхинский говор среднеамурского наречия. На его основе в 1931 году была создана нанайская письменность на латинской графике, которая передавала особенности отдельных звуков нанайского языка. В 1936 году латиница заменена кириллицей. Создателями нанайской письменности были первые советские исследователи нанайского языка Т.И. Петрова, В.А. Аврорин, А.П. Путинцева, О.П. Суник, М.А. Каплан, М.К. Максимов, студенты-нанайцы, обучавшиеся в Ленинградском Институте народов Севера.

В 1932 году В.А. Аврориным и нанайцами-студентами был написан нанайский букварь «Сикун покто» («Новый путь»). По нему на курсах готовили первых нанайских учителей, дети и взрослые учились грамоте на своем родном языке.

После создания письменности началось планомерное издание как оригинальной, так и переводной учебной, учебно-методической, художественной, детской и общественно-политической, промысловой литературы на нанайском языке.

Вызывает интерес наличие в нанайском языке терминов, относящихся к государственности, письменности и образованию, сельскому хозяйству, названий полезных ископаемых, металлов и материалов, инструментов для их обработки, оружия (в том числе огнестрельного) и военных терминов, что свидетельствует об этногенезе нанайцев, происходившем на протяжении многих веков. В настоящее время острой проблемой является сохранение языка. В 1989 году нанайский язык считали родным 44 % нанайцев России. В настоящее время только около 20 % нанайцев являются носителями родного языка. Языковая среда сохраняется в Амурском и Нанайском районах Хабаровского края – здесь языковое сообщество более тесное, инициативные носители языка являются авторами книг и учебников на нанайском языке, учат детей родному языку с применением компьютерных пособий, фольклорных аудиозаписей.

В целях привития интереса к родному языку и родной культуре в Хабаровском крае с 2005 года среди детей коренных народов один раз в два года проводится олимпиада школьников по родному языку и национальной культуре. С 2004 года учрежден межрайонный конкурс «Лучший учитель родного языка», получивший в 2008 году статус краевого, который способствует выявлению творчески работающих учителей родного языка, обмену положительным педагогическим опытом, повышению престижа профессии. С 2009 года победители конкурса успешно принимают участие во Всероссийском мастер-классе учителей «родных языков», включая русский, проводимом в г. Москве. За последние десять лет, благодаря авторам учебников и учебных пособий А.С. Киле, Г.Н. Оненко, Л.Т. Киле, Л.Ж. Заксор, в крае обеспечена непрерывность обучения нанайскому языку с 1 по 11 класс. Нанайский язык преподается в педучилище г. Николаевска-на-Амуре и в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена.

Министерство природных ресурсов Хабаровского края с 2008 года начало работу по созданию электронных фонетических справочных пособий по языкам коренных малочисленных народов. Содержание пособия включает не только письменные, но и звуковые тексты, которые проговариваются носителями языка, что представляет собой живой языковой материал. Изданы электронные пособия по 6 языкам из 8 коренных народов края (нанайскому, негидальскому, нивхскому, орочскому, удэгейскому, ульчскому языкам). Несмотря на принимаемые меры по изучению нанайского языка в образовательных учреждениях, в настоящее время владеет своим языком только 29 % нанайцев. Нанайский язык практически не используется в повседневном общении. Широко распространен русский язык.

В целях развития нанайско-русского двуязычия в 1989 году Хабаровским книжным издательством по заказу Нанайского райкома КПСС и райисполкома выпущен русско-нанайский разговорник «Поговорим по-нанайски» («Нанай хэсэдиэни хисангогоари»), составитель Бельды И.А., секретарь райкома КПСС. В 2013 году по инициативе общественной организации малочисленных народов Севера Амурского района при финансовой поддержке ОАО «Полиметалл» издан русско-нанайско-английский разговорник «Поговорим по-нанайски» («Нанай хэсэдиэни гисурэндугуэри»), составитель Киля Л.А., носитель языка, Почетный работник общего образования и науки Российской Федерации. Большую роль в сохранении нанайского языка в Нанайском районе играли районное радиовещание на нанайском языке, издание приложения к районной газете на нанайском языке. Руководители Нанайского района были инициаторами создания на краевом телевидении программы «Мангбо найни» («Люди Амура») на нанайском языке. К сожалению, в период рыночных отношений выпуск радио- и телепередач был прекращен решениями вышестоящих руководящих органов.

Безусловно, работа по сохранению нанайского языка должна быть продолжена в самых различных формах. Делать это позволяют широкие возможности современной компьютерной и цифровой техники. Широкой трансляции в общество проблем, связанных с сохранением языков коренных народов, традиционной культуры содействуют форумы, семинары, круглые столы и т.д., проводимые Правительством Хабаровского края. Ярким примером является Международный Форум «Языковое и культурное наследие коренных малочисленных народов: реалии и перспективы», проведенный в г. Хабаровске 9-10 октября 2012 года при поддержке Правительства края и Ассоциации коренных малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока Российской Федерации. Участники Форума обозначили ключевые проблемы состояния языкового и культурного разнообразия коренных малочисленных народов Дальнего Востока и определили приоритеты языковой политики в отношении этнического населения. По итогам Форума его участниками была принята резолюция, которая подтверждает право коренных малочисленных народов на сохранение и развитие своей самобытной культуры. В целях содействия поиску новых путей сохранения родных языков, находящихся под угрозой исчезновения, культурного наследия коренных малочисленных народов принято решение проводить данный Форум один раз в три года.