Интеллект будущего главная страница. Малая академия наук "интеллект будущего"

"Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи"

Редакция от 18.08.2016 — Действует с 13.09.2016

Показать изменения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 9 ноября 2015 г. N 1309

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЪЕКТОВ И ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, А ТАКЖЕ ОКАЗАНИЯ ИМ ПРИ ЭТОМ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

от 18.08.2016 N 1065)

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Министр
Д.В. ЛИВАНОВ

1. Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) (далее - объекты) Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (далее - органы), подведомственных органам организаций, независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации); услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, ст. 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, ст. 6961, ст. 7009; 2014, N 26, ст. 3366; N 30, ст. 4264; 2015, N 1, ст. 67, ст. 72; N 29, ст. 4342) (далее - услуги в сфере образования), а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 18.08.2016 N 1065)

2. Руководители органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, в пределах установленных полномочий организуют инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

3. Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них;

б) возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски;

в) возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и, при необходимости, с помощью работников объекта;

г) сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта;

д) содействие инвалиду при входе в объект и выходе из него, информирование инвалида о доступных маршрутах общественного транспорта;

е) надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

ж) обеспечение допуска на объект, в котором предоставляются услуги, собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115).

4. Руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:

а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;

б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;

в) предоставление инвалидам по слуху, при необходимости, услуги с использованием русского жестового языка, включая обеспечение допуска на объект сурдопереводчика, тифлопереводчика;

г) наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры;

д) адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);

е) обеспечение предоставления услуг тьютора организацией, предоставляющей услуги в сфере образования, на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида;

ж) предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;

з) оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами;

и) условия доступности услуг в сфере образования для инвалидов, предусмотренные:

5. Органами и организациями, предоставляющими услуги в сфере образования, осуществляются меры по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, а также прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг, а также по обеспечению закупки с 1 июля 2016 г. транспортных средств для обслуживания населения с соблюдением требований к их доступности для инвалидов, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, ст. 3475, ст. 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967), а также норм и правил, предусмотренных пунктом 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 465).

6. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования в арендуемых для предоставления услуг объектах, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, принимают меры по заключению дополнительных соглашений с арендодателем либо по включению в проекты договоров их аренды условий о выполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов данного объекта.

7. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

8. Паспорт доступности содержит следующие разделы:

а) краткая характеристика объекта и предоставляемых на нем услуг;

б) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов объекта и имеющихся недостатков в обеспечении условий его доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 11 настоящего Порядка;

в) оценка соответствия уровня доступности для инвалидов предоставляемых услуг и имеющихся недостатков в обеспечении условий их доступности для инвалидов с использованием показателей, предусмотренных пунктом 12 настоящего Порядка;

г) управленческие решения по срокам и объемам работ, необходимых для приведения объекта и порядка предоставления на нем услуг в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

9. Для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии.

10. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.

11. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов объектов осуществляется с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:

а) удельный вес введенных с 1 июля 2016 г. в эксплуатацию объектов (зданий, помещений), в которых предоставляются услуги в сфере образования, а также используемых для перевозки инвалидов транспортных средств, полностью соответствующих требованиям доступности для инвалидов, от общего количества вновь вводимых объектов и используемых для перевозки инвалидов транспортных средств;

б) удельный вес существующих объектов, которые в результате проведения после 1 июля 2016 г. на них капитального ремонта, реконструкции, модернизации полностью соответствуют требованиям доступности для инвалидов объектов и услуг, от общего количества объектов, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию;

в) удельный вес существующих объектов, на которых до проведения капитального ремонта или реконструкции обеспечивается доступ инвалидов к месту предоставления услуги, предоставление необходимых услуг в дистанционном режиме, предоставление, когда это возможно, необходимых услуг по месту жительства инвалида, от общего количества объектов, на которых в настоящее время невозможно полностью обеспечить доступность с учетом потребностей инвалидов;

г) удельный вес объектов, на которых обеспечиваются условия индивидуальной мобильности инвалидов и возможность для самостоятельного их передвижения по объекту, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги, в том числе, на которых имеются:

выделенные стоянки автотранспортных средств для инвалидов;

сменные кресла-коляски;

адаптированные лифты;

подъемные платформы (аппарели);

раздвижные двери;

доступные входные группы;

доступные санитарно-гигиенические помещения;

достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

д) удельный вес объектов с надлежащим размещением оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) с учетом ограничений жизнедеятельности инвалида, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

е) удельный вес объектов в сфере образования, имеющих утвержденные Паспорта доступности, от общего количества объектов, на которых предоставляются услуги в сфере образования.

12. Оценка соответствия уровня обеспечения доступности для инвалидов услуг осуществляется с использованием следующих показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования:

а) удельный вес объектов, в которых одно из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, оборудовано индукционной петлей и звукоусиливающей аппаратурой, от общего количества объектов, на которых инвалидам предоставляются услуги в сфере образования;

б) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых с использованием русского жестового языка, допуском сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

в) доля работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, прошедших инструктирование или обучение для работы с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, от общего числа работников органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования;

г) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением ассистента-помощника, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

д) удельный вес услуг в сфере образования, предоставляемых инвалидам с сопровождением тьютора, от общего количества предоставляемых услуг в сфере образования;

е) доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций, имеющих образование и (или) квалификацию, позволяющие осуществлять обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам, от общего числа педагогических работников дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций;

ж) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;

з) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, от общего числа детей-инвалидов данного возраста;

и) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования, от общего числа детей-инвалидов школьного возраста;

к) удельный вес органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, официальный сайт которых адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).

13. По результатам обследования объекта и предоставляемых на нем услуг Комиссией для включения в Паспорт доступности разрабатываются (с учетом положений об обеспечении "разумного приспособления" Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (Собрание законодательства Российской Федерации 2013, N 6, ст. 468) предложения по принятию управленческих решений, в том числе:

по созданию (с учетом потребностей инвалидов) условий доступности существующего объекта и предоставляемых услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, ст. 3475, ст. 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967) в случае невозможности полностью приспособить объект с учетом потребностей инвалидов до его реконструкции или капитального ремонта;

по определению мероприятий, учитываемых в планах развития объекта, в сметах его капитального и текущего ремонта, реконструкции, модернизации, в графиках переоснащения объекта и закупки нового оборудования, в целях повышения уровня его доступности и условий для предоставления на нем услуг с учетом потребностей инвалидов;

по включению в технические задания на разработку проектно-сметной документации по проектированию, строительству, оснащению приспособлениями и оборудованием вновь вводимых в эксплуатацию объектов, на которых предоставляются: услуги в сфере образования, условий, обеспечивающих их полное соответствие требованиям доступности объектов для инвалидов с 1 июля 2016 года.

14. Паспорт доступности организации, разработанный Комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения:

муниципальными организациями - в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность;

государственными организациями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, - в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;

федеральными государственными организациями - в федеральные государственные органы, осуществляющие функции учредителя указанных организаций.

Паспорт доступности органа утверждается руководителем органа.

15. В случае предоставления услуги в арендуемом помещении (здании) или с использованием арендуемого транспортного средства в состав Комиссии включается представитель собственника арендуемого помещения (здания) или транспортного средства, а в предложениях по повышению уровня доступности объекта учитываются его предложения, которые вытекают из обязанности собственника обеспечивать условия доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2001, N 24, ст. 2410; N 33, ст. 3426; N 53, ст. 5024; 2002, N 1, ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29, ст. 3410; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6224; 2009, N 18, ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53, ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, ст. 3475, ст. 3477; N 48, ст. 6160; N 52, ст. 6986; 2014, N 26, ст. 3406; N 30, ст. 4268; N 49, ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967).

16. Органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии с Правилами разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).

17. "Дорожные карты", разработанные и утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Федеральным агентством по делам молодежи, представляются в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Будущее зависит от тебя!

Регион: Калужская область

Населенный пункт: Обнинск

Год основания: 1985

Количество учащихся: более 100 000 ежегодно

Последние обсуждения

История развития всех видов животных показывает пример того, как изменение условий жизни на Земле или в конкретном регионе приводило к изменению животных и к появлению новых видов, способных выживать в изменившемся мире. Причём, чем более было приспособлено животное к изменениям, тем жизнеспособнее оно оказывалось. Человек – часть природы. И способность соответствовать изменившимся условиям жизни тоже определяет его жизнестойкость.

В последние годы изменилось так много: социализм опять вернулся к капиталистическому укладу; Интернет вошёл в жизнь практически каждой семьи, каждый имеет самый широкий доступ к любой информации, размещённой в сети, причем, количество оцифрованных документов, книг возрастает многократно с каждым днём. Но, несмотря на это, школьная система образования осталась прежней: педагог – как основной источник знаний на уроке, учебник – слабое отражение того, чем владеет современная наука по данному направлению, – как путеводитель в последовательности изучения основ данной науки, ученики как обучаемые слушатели. В нынешней ситуации каждый из этих «элементов» оказался функционально непригоден. Учитель не может конкурировать по глубине и широте знаний с компьютером, готовым предложить сотни и тысячи самых последних научных и популярных статей по любой интересующей вас проблеме, а также видеосюжеты, тренинги и прочее. Учебник тем более устаревает не по дням, а по часам. Тем более в области химии, биологии, информационных технологий.

Что отличает одаренного ребёнка от обычных детей?

Проявление собственной активности, умение взять на себя ответственность;
- Владение механизмами саморазвития;
- Способность к высокой концентрации;
- Системное мышление, умение выстраивать связи между имеющимися знаниями, способами деятельности и новыми знаниями;
-Увлеченность и трудолюбие.

Как ни странно, именно последние два качества оказываются определяющими, недаром существует высказывание «Талант – это 99 процентов труда и один – удачи». Если проанализировать состоявшихся ученых, то лишь небольшая часть из них в детстве признавалась одаренными детьми. В большинстве своём речь идёт именно об увлечённости – химией, физикой, биологией, иногда не самим предметом, а человеком, который этот предмет преподавал. И еще одна особенность: такое яркое увлечение происходило чаще вне стен школы, в системе дополнительного образования. Педагоги, эксперты Малой академии наук придерживаются позиции, что каждый здоровый ребенок является потенциально одаренным, а задача педагогов «увлечь», «зажечь», «подарить мечту» и дать «инструменты» талантливого мышления для её воплощения.

Когда мы говорим об «инструментах» талантливого мышления, то речь идёт о так называемых «навыках будущего», ключевых компетенциях, овладев которыми, ребёнок может мыслить так, как мыслит талантливый человек. Так, например, психологи утверждают, что если человек составил по всем правилам не менее 100 ментальных карт, то происходит некоторый «перелом» в мышлении, оно становится системным, глубинным, ассоциативным. Этот же эффект можно наблюдать при овладении технологиями эйдетики (образного мышления). На занятиях по развитию творческих способностей старшеклассники, которые на первом занятии запоминали не более 12 цифр или фигур, после трёх месяцев занятий восстанавливали последовательности из 100 цифр и расположение более 50 фигур. С точки зрения обычной психологии – это совершенно неординарный результат, один из признаков талантливости.

Современная педагогика имеет в своём арсенале такое количество технологий развития личности, что при умелом их использовании можно многократно увеличить количество детей, таланты которых будут раскрыты. Обучение и воспитание в стенах школы талантливого ребёнка именно потому, что он как никто не приемлет шаблоны, чувствителен к восприятию нового – затруднено. Чаще такой ребенок находит «приют» в неформальных объединениях.

В этом смысле система научных обществ учащихся, возникшая в шестидесятых годах XX века, стала образцом того, каким может быть наше образование, чтобы, с одной стороны, поддержать и развить талантливых детей, создать для обладателей различных «даров» совершенно уникальную, под них простроенную среду, дать возможность реализовать себя в социально значимой деятельности, во взросло-детском сообществе единомышленников. С другой стороны, научные объединения учащихся, основой которых являются увлеченные педагоги, научные сотрудники, одновременно являются местом, где «находят» себя «потенциальные» таланты, способности которых были скрыты.

Еще одна важная деталь. В научных объединениях учащихся и талантливые дети, и «обычные» работают совершенно на равных, без выделения: – это талант, а это – середнячок. Такой подход психологически очень верен. У талантливого ребенка нет постоянного страха, что он сделает что-то не так, и его перестанут считать особым. Здесь к нему относятся «ровно», с уважением к сделанному делу, а не к «потенциальным возможностям». В НОУ закладывают умение работать на все 99 процентов, которые станут основой успеха. Здесь же реализуется первый принцип – проявление собственной активности, готовность взять на себя ответственность, так как для проведения исследовательской работы нужно выявить проблему (социальную или техническую), найти способы решения и получить результат.

Научные объединения учащихся способны удовлетворить высокую активность (познавательную, личностное проявление) детей, предоставить им широкий спектр направлений и видов деятельности, а также свободу их выбора; научить планировать работу, находить оптимальные способы решения (в том числе, например, давая технологии ТРИЗ). Именно здесь дети имеют право на ошибку, на многократную смену видов деятельности, на остановку и размышление о себе, о жизни.

Конечно, реализовать деятельность научных объединений учащихся и выстроить траекторию развития каждого ребёнка могут только высококлассные педагоги, увлеченные своим делом, в большинстве своём тоже являющиеся исследователями, поэтому понимающие запросы детей, умеющие поддержать и при необходимости защитить их «особенность», неповторимость мышления, проявление в социуме.

В школах основной упор делается на трансляцию знаний. В любом учебнике мы найдём описание того, что было ранее. Даже учебник современной истории рассматривает события, происходящие не сегодня, а некоторое время назад. Ученик не является участником происходящих событий, не несёт личной ответственности за то, что происходит сейчас, не может влиять на то, что произойдёт в ближайшее время. Если рассмотреть положение ученика, то явно преобладают пассивные формы – «бери», что дают, учи то, что требуют. Своё мнение приветствуется в сочинении как обязательный формальный элемент, потому что от этого мнения ничто не зависит.

Положение школьника можно оценить как зависимое, с элементами свободы. Компенсировать недостающую свободу и активность, а для одаренных детей эти параметры являются ключевыми, в наибольшей степени можно именно в научных объединениях учащихся. Главное, ребенок сам выбирает, будет он заниматься астрономией или литературоведением, сам определяет, решает, с кем из предложенных педагогов будет сотрудничать. Работа изначально предполагает, что, изучив по выбранной теме, то, что было сделано ранее другими исследователями, учащийся вместе со своим наставником изучает, как это явление (социальное, физическое или иное) проявляет себя сейчас, делает предположения, выдвигает гипотезы – сколько всего того, чего нет в школе! И так до полного окончания, когда работа закончена, проверены гипотезы, сделаны выводы, предположения, даны рекомендации, как использовать полученный результат, проведена рефлексия собственной деятельности.

Здесь целая цепочка весьма важных моментов:

Самостоятельный выбор направления и научного куратора;

Выбор актуальной задачи, от решения которой зависит улучшение чего-либо в окружающем мире;

Активное, осознанное (потому, что это надо для решения важной задачи!) изучение определённых, наработанных другими знаний, поиск собственного пути;

Планирование своей деятельности, оптимизация, системный анализ полученных результатов;

Рефлексивный анализ своей деятельности, способов достижения цели, эффективности;

Планирование дальнейшей работы на основе полученных результатов, освоенных способов деятельности, приобретённого исследовательского опыта.

В школе – учебные задачи, и от того, решили вы их или нет, зависит только личный успех учащегося – оценка. Для одаренного ребёнка оценка как таковая в большинстве случаев не важна, он работает «на идею». В исследовательской работе достижение цели (например, разработка фильтров для очистки воды, восстановление названий притоков реки, определение влияния цветового оформления школы на зрение и т.п.) изначально важно не только для самого исследователя, но и для других людей, поэтому такая деятельность наиболее привлекательна для него.

Еще одна особенность работы научных обществ – командное взаимодействие – может помочь одаренным детям. Научное общество учащихся или малая академия наук – особенный тип общественной детской организации, основная цель которой приобщение детей к научно-исследовательской работе, вовлечение в научные школы, ориентация на ценности научного сообщества. Здесь изначально более высокие и нравственные критерии, и требования к самоотдаче, самостоятельности и активности. Желание сделать что-либо иначе, чем принято, не вызывает отторжения, а принимается как естественное. В сообществе увлечённых детей и взрослых трудно стать «белой вороной», так как здесь все разные, и эта особенность приветствуется.

Членов научного общества учащихся объединяют традиции, ритуалы, определённые формы сотрудничества, общие цели и перспективы. Все эти характеристики присущи коллективу. Именно таковыми становятся организации, уже много лет занимающиеся со школьниками научно-исследовательской работой. К числу таких объединений можно отнести Клуб юных астрономов Краснотурьинска, научные общества учащихся Челябинска, Краснодара, Мурманска, Малую академию наук Уфы, Черноголовки. Одаренным детям здесь рады, как и всем остальным, в том числе тем, таланты которых помогут открыть и развить.
Положение учащихся в научных объединениях имеет явное смещение в сторону активности и свободы. Причем, независимо от того, какой в школе учитель, какие элементы он вносит в преподавание, сама система заставляет находиться в определённых рамках. И, наоборот, в научных объединениях, даже начинающий педагог или представитель ВУЗа «обречены» на сотворчество с детьми, так как по каждой теме научного исследования нет заранее известного результата. Педагог может только показать алгоритм исследования, а дальше совместно с ребенком получать новое знание, которое еще не описано ни в одном учебнике, актуально в настоящее время и решает задачи нескольких ближайших лет. Школьник уже сейчас включен в решение реальных задач сегодняшнего дня и в построение основ дня завтрашнего.

Личностный потенциал одаренного ребенка по определению достаточно высок: он обладает в результате саморазвития и оптимально усвоенных технологий самосовершенствования большим объёмом знаний и способами их преобразования и применения.
Наличие базовых знаний определяет уровень возможной социальной активности, но не является единственным и необходимым условием того, что знания будут направлены на решение «глобальных задач» человечества, именно поэтому их уровень отражает лишь потенциальную возможность личности сделать свой вклад в развитие науки, культуры, общественно-политических структур общества. Сами научные общества учащихся можно рассматривать как пространство, а исследовательскую деятельность как способ социальной реализации внутреннего потенциала одаренных детей.

Рассмотрим виды исследовательской деятельности. Первый - учебно-исследовательская деятельность. Цель – приобщить ребёнка к интеллектуально-творческой деятельности, показать алгоритм исследования, познакомить со структурой исследовательской работы, с научными методами исследования и анализа полученных результатов. Самое главное, чтобы ребенок «загорелся», чтобы появился внутренний мотив к занятиям исследовательской деятельностью. На этом первом этапе вся деятельность направлена на самого ребёнка: на его совершенствование через выполнение исследовательской работы, через решение возникающих противоречий. И новизна полученных результатов в данном случае субъективна: для школьника эта тема новая, новы результаты исследования, впервые используется какая-либо методика и так далее. Становится понятным, что подобного рода работа, очень важная, особенно с точки зрения вхождения ребёнка в науку, лежит в плоскости развития личностного потенциала. Именно эта ступень может служить для «раскрытия» скрытых талантов, или для определения области приложения уже проявившегося дарования. Принципиально важно, что одаренный ребенок может не бояться ошибок, в НОУ нет оценок, можно менять виды деятельности, использовать самые современные методики, вплоть до создания своих.

Второй вид – научно-исследовательская деятельность. Юный исследователь изначально ставит цель решить конкретную социальную или техническую задачу, у которой нет готового «контрольного» ответа. Меняются акценты: с «выполнить работу для совершенствования себя как личности» на «использовать свой потенциал для решения важной социальной (технической) задачи». Ребенок видит проблему, преобразует её в цель исследования, ставит задачи, выдвигает гипотезы, определяется с методами исследования, проводит нужную работу, получает результаты, анализирует и интерпретирует их. Итог – получение нового знания, теоретически и/или практически значимого результата. Для одаренных детей одной из основных характеристик является активность, и направить её в русло социально-значимых дел – важная педагогическая задача. Научно-исследовательская деятельность многогранная и многофункциональная, где востребованы многие компетенции, в том числе ключевые, надпредметные. Именно это может привлечь одаренного ребенка, склонного к системному мышлению и к глубокому погружению в выбранную тему.

В настоящее время принято решение об обязательном введении в школе проектной и исследовательской деятельности. Это очень нужное, перспективное и по-настоящему смелое, инновационное решение. Но пока ещё совершенно не готова «инфраструктура»: в массовом порядке не готовы педагоги взять на себя руководство исследовательской деятельностью – понятно, ведь они сами никогда не вели научную работу; нет исследовательской базы – ни технической, ни методической; нет законов, прописывающих возможность работы детей на базах научно-исследовательских институтов и работы ученых в рамках школы; нет критериев оценки деятельности учителей и школ, занимающихся организацией исследовательской деятельности. Много чего нет, но главное сделано: исследовательская и проектная деятельность заявлены полноценной составляющей частью школьной программы.

В своё время пионерская организация из системы дополнительного образования перешла в школу. Большой плюс был в массовом охвате детей этим социально-значимым движением. Всё закончилось, когда формальная сторона жизнедеятельности самодеятельной пионерской организации полностью заслонила живую работу.

Перевод детских научных объединений в школу – несомненное благо, но нужно иметь ввиду ту самую формальную сторону, которая способна «убить» любое живое дело. Возникает важная проблема – как сделать так, чтобы научные объединения были востребованы обществом, чтобы воспринимались им как ресурс подготовки социально активных молодых людей. Ведь именно научные объединения учащихся предоставляют возможность «отдавать», реализовывать личностный потенциал, проявляя свою социальную активность, например, выполняя исследовательскую работу и решая определённую задачу, при этом активность направлена на окружающую действительность.

Для привлечения детей (одаренных и потенциально одаренных), для широкого массового участия педагогов и образовательных учреждений в исследовательской и творческой деятельности в Малой академии наук «Интеллект будущего» разработана комплексная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России».

Первая ступень программы – конкурсы-олимпиады для учащихся 1 – 11 классов. Задача конкурсов-олимпиад – массовое привлечение детей к интеллектуально-творческой деятельности с целью выявления их интересов, склонностей, предпочтительных направлений деятельности. Работы могут выполняться в течение месяца с привлечением дополнительной литературы, Интернет-ресурсов. Допускаются консультации с педагогами. Часть заданий рассчитывается так, чтобы дети привлекали родителей, взаимодействовали с одноклассниками, проводили эксперименты, учились выдвигать гипотезы и анализировать результаты. В течение нескольких лет участники программы могут менять виды конкурсов – от астрономии до философии, включая олимпиады по основным предметам. Часть конкурсов направлена на формирование надпредметных компетенций, например, «Интеллектуально-творческий марафон», «Ума палата», «Конкурс смекалки», «Интеллект-экспресс».

Вторая ступень – выполнение исследовательских работ. Те школьники, которые проявили интерес к интеллектуально-творческому профилю, включаются в исследовательскую деятельность. Для детей разного возраста функционируют несколько очных конференций. Для учащихся среднего звена – конференция «Шаги в науку». Для старшеклассников – Российская конференция «Юность, наука, культура». Для студентов и молодых аспирантов – «Научный потенциал - XXI». Недавно (7 лет назад) появился проект для младших школьников – «Рождественский фестиваль-конференция». Участие в конференции предполагает сначала региональный тур, а затем – российский. Но если в городе не проводятся конференции, каждый школьник имеет право подать свою работу непосредственно в оргкомитет конкурса на предварительный заочный этап. В течение 27 лет ежегодно проходили конференции, не взирая ни на какие внешние препятствия. Это стимулировало и поддерживало не только детей, но и педагогические коллективы, так как и у тех, и у других постоянно есть ближняя и дальняя перспектива – заочные и очные проекты.

Только за один 2010- 2011 учебный год в программе приняли участие более 100 000 человек со всех регионов России. Итоги участия каждого ребёнка в конкурсах отслеживаются в течение всего периода его включения в программу. Они хранятся в базе данных, причём действует рейтинговая система: за каждое достижение (участник проекта, Лауреат, победитель и так далее) начисляются рейтинговые баллы, и при достижении заданного количества баллов конкурсанту присваивается очередное игровое звание. Конечно, это дополнительный внешний стимул, который способствует, особенно на первых этапах, регулярной работе, поддержанию интереса к творческой, исследовательской деятельности. Когда проявляется интерес, выявляется склонность к определённому направлению, или тем более открывается талант, внешние стимулы уходят на второй план. В своих отзывах дети так и пишут: «Сначала участвовал в конкурсе, чтобы победить, получить премию, чтобы порадовать маму, а теперь хочется найти оригинальный способ решения, самому разработать задание, привлечь одноклассников, провести исследование».

На каждом очном проекте, где идёт защита исследовательских работ учащимися, для педагогов постоянно организуются курсы повышения квалификации. Лекции, тренинги, специализированные исследовательские игры, позволяющие понять технологию выполнения исследовательской работы, и в большей степени непосредственное присутствие на защите работ, где можно понять требования экспертов, услышать, как защищают работы дети из разных регионов России, увидеть качество представленных презентаций, методик исследования, выводы. Многолетняя работа в этом направлении помогла сотням педагогов успешно руководить научно-исследовательской работой в своей школе, городе или даже в области.

Центрами развития и поддержки интеллектуально-одаренных детей и их наставников стали конференции «Юность, наука, культура-Север» , «Юность, наука, культура-Юг» , «Юность, наука, культура-Сибирь» , «Юность, наука, культура-Башкортостан» и другие, которые проходят в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, в Новосибирске и Башкирии. Эти конференции проводят при поддержке Малой академии наук «Интеллект будущего» представители отделений Академии. У всех конференций единый методологический подход, общие традиции и единый центр. Программа Малой академии «Интеллект будущего» направлена на выявление, развитие и поддержку интеллектуально одаренных детей, на предоставление всем учащимся таких возможностей, которые будут основой их дальнейшего успеха в жизни.

Деятельность организации высоко оценена: разработчикам Программы в декабре 2011 года присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования (распоряжение Правительства РФ №1946-р от 3.11.11) "за научно-практическую разработку "Система выявления и поддержки интеллектуально одаренных детей в рамках программы "Интеллектуально-творческий потенциал России".

Другая высокая оценка – поддержка участников проектов премиями Президента РФ (победители – 60000 рублей и призёры – 30000 рублей):

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 октября 2012 г. N 869 "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2013 году", в данный перечень включены следующие конкурсы Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего»:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Юность. Наука. Культура»;
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI»;
Всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
Всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива-XXI»;
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Созвездие талантов»;
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее».

Своеобразной "колыбелью талантов", местом их становления, пространством для практической реализации стала Малая академия наук "Интеллект будущего". За 28 лет здесь выросли тысячи одаренных школьников. Взрослея, они превращаются в хороших специалистов, которые расходятся по разным сферам деятельности и, самое главное, часть из них приходит в науку. Таким образом, Малая академия "Интеллект будущего" стала одной из опор российской науки, ее "кадровым ресурсом" .

Татьяна ЛЯШКО,

директор образовательных программ

Малой академии наук "Интеллект будущего"

Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как между живым и мертвым.

Аристотель

"Юность. Наука. Культура", "Познание и творчество", "Шаги в науку"...

С наших конференций и олимпиад, конкурсов и фестивалей, игр и турниров начинается увлечение наукой и творчеством для десятков тысяч детей России.

Участвуя в них, ребята определяют свою будущую профессию, и, возможно, всю свою жизнь.


Для чего мы работаем?