Электронная версия пособия бабайцевой тренинг по орфографии. Упражнения на выявление речевых ошибок

Пособие предназначено для систематизации орфографических правил и на их основе выработки и совершенствования орфографической грамотности. В начале каждого раздела приводятся основные (базовые) правила. Для их закрепления служат разнообразные тренировочные упражнения. Тесты, завершающие раздел, позволяют повторить пройденный материал. Ответы к тестам даны в конце пособия.
Пособие может быть эффективно использовано учащимися старших классов общеобразовательных школ и учебных заведений с углублённым изучением русского языка, а также абитуриентами при самостоятельной подготовке к вступительным экзаменам в вуз.

Примеры.
Обозначьте в словах морфемы.
1. Искать, ищу, поискать, подыскать.
2. Иск, поиск, ищейка, искание.
3. Свергнуть, свергну, низвергнуть, повергнуть.
4. Помнить, поминать, память, поминки.
5. Понять, пойму, понимание, понимать.

Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.
Зализать - залезать, навевать - навивать, нащепать - нащипать, освещение - освящение, поласкать - полоскать, развивается - развевается, седеть - сидеть, примирять - примерять, умолять - умалять.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
МОРФЕМЫ И ЧАСТИ РЕЧИ
Тесты <1>
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Безударные гласные, проверяемые ударением
Непроверяемые безударные гласные
Чередующиеся гласные
Тесты <2>
ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Звонкие и глухие согласные
Двойные согласные
Непроизносимые согласные
Тесты <3>
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
Приставки на -з/-с
Буквы ы/и после приставок
Приставки пре-/при-
Тесты <4>
ПРАВОПИСАНИЕ Ъ И Ь
Разделительные ь и ь
Ь после шипящих
Тесты <5>
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
Суффиксы имён существительных
Суффиксы имён прилагательных
Суффиксы причастий
Существительные, прилагательные, причастия с нн и н
Суффиксы глаголов
Суффиксы наречий
Тесты <6>
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
Окончания имён существительных
Окончания имён прилагательных
Окончания глаголов
Тесты <7>
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Тесты <8>
СЛИТНОЕ, ДЕФИСНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
Сложные слова с соединительной гласной и без соединительной гласной
Правописание сложных существительных
Правописание сложных прилагательных
Правописание наречий
Правописание местоимений
Тесты <9>
ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ
Тесты <10>
ПРАВОПИСАНИЕ ОМОНИМИЧНЫХ ФОРМ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Тесты <11>
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ПОЯСНЕНИЯ К ЗАДАНИЯМ
ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Тренинг по орфографии, Бабайцева В.В., Сальникова О.А., 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

04.09.2016

Новые задания в "Орфографии по правилам"

В курс за лето добавлено 108 новых интерактивных упражнений и 31 диктант.

Новые упражнения направлены в основном на зрительное запоминание слов на следующие правила: правописание гласных после шипящих, употребление Й, употребление мягкого знака, правописание предлогов и приставок, употребление дефиса, правописание парных, непроизносимых и удвоенных согласных, правописание безударных гласных в корне слова.
Все упражнения проверяются автоматически, что позволяет мгновенно узнать свой результат.
Диктанты добавили в основном словарные. 29 словарных диктантов на разные правила и 2 текстовых. В том числе добавлен обобщающий словарный диктант на Н и НН. Из 250 фраз случайным образом выбирается 50. Так компьютер всякий раз создаёт новый уникальный вариант итоговой работы. Этот диктант включён ещё и в тренажёр на Н и НН .

Все упражнения прошли проверку, в них исправлены обнаруженные технические ошибки. Диктанты мы ещё проверяем. Это займёт пару недель. О подвигах людей, которые помогли нам протестировать курс, мы ещё напишем. Лучшие тестировщики будут награждены.

Упражнения будут предлагаться слушателям курсов в качестве самостоятельной работы для закрепления материала, пройденного на вебинарах.

Курс Орфография по правилам немного поднялся в цене. Работа над ним продолжается. За осень планируется добавить несколько десятков текстовых диктантов разных уровней сложности. Приобретайте курс сейчас, чтобы потом не платить за него вдвое больше.

По традиции, объявляя о добавлении новых заданий, мы предлагаем одно из них выполнить бесплатно прямо сейчас. Это сложный вариант диктанта на простое правило.


Тренинги по русскому языку

Тренинг - это обретение набора - инструментария для достижения определенных целей в самообразовании.

Тренинг - это зеркало и модель жизни. Прежде всего, это погружение в предмет, и не просто в тему, а в целый раздел (идет 8-10 дней подряд). Все правила скомпонованы совершенно по иному принципу, нежели в учебниках. Например, орфография изучается не по частям речи, а по орфограммам.

Делается упор на основной принцип в орфографии -запоминание, развитие памяти. Инструмент: приёмы запоминания. В пунктуации - структурированность мышления. Инструмент: схема предложения. Результатами тренинга являются: видение организации своей дальнейшей жизни, исходя из личной цели: выбор оптимального инструмента с учётом своих особенностей восприятия, которые познаются на данном же тренинге; повторение и обобщение курса русского языка.

Тренинги дают базовые знания для дальнейшего изучения предмета, дают возможность узнать и придумать как можно больше приёмов запоминания словарных слов, увеличить словарный запас (5-7кл.); повысить скорость письма (8 кл.); повторить и обобщить разделы пунктуации и синтаксиса (9-11 кл.).

Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы, необходимо использовать те формы деятельности, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают детям овладеть правописными навыками.

Школьная практика показывает, что нередко учащиеся, в целом зная правило, бывают не в состоянии применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций. Чтобы правило действовало, необходимо направлять работу учащегося, такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте.

Вот как проводится такой диктант.

Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет род опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют важную операцию - вставляют в слово орфограмму.

В пособии собраны упражнения для закрепления знаний по русскому языку в 5 классе. Материал охватывает все темы орфографии. Представлены упражнения разных типов: с самопроверкой, для работы в парах и со всем классом одновременно. А также содержит комплексы заданий, позволяющих детям проводить наблюдения по языкам. Это поможет сформировать в детском сознании целостное представление о грамматическом строе языка, понять его закономерности и осознанно владеть грамматическими формами, а также развивать интуицию, основанную на опыте, логику и наблюдательность.

Учителю это позволит отработать с учащимися трудно усваиваемую тему, быстро проверить знания и умения, организовать работу над ошибками, реализовать индивидуальный подход к каждому ученику.

Материалы можно также использовать для словарных, объяснительных и выборочных диктантов.

Пособие может быть использовано учителями-словесниками, учащимися общеобразовательных школ.

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ ПРОВЕРЯЕМ УДАРЕНИЕМ
(в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова):

Примеры слов: леса (лес), лиса (ли́сы), примерять (ме́рить) костюм – примирять (мир) соседей; холодильник (хо́лод, холо́дный).

Чтобы лучше понять правило и знать, на какие буквы надо сразу обращать внимание и как применять правило, рассмотрите картинку:


Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.

Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.

Помни, что безударная гласная может быть проверяемая и непроверяемая.

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова,

надо подобрать родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы безударная гласная стала в сильную позицию, то есть она должна быть ударной.

Безударный хитрый гласный

Слышим мы его прекрасно

А в письме какая буква

Здесь поможет нам наука

Чтоб развеять все сомненья!

1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».

Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик

2. Спиши, вставь пропущенную безударную гласную, проверь. Подчеркни Б/ГЛ в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция - на одной "ножке"), а ударную гласную в проверочном слове - двумя линиями (на двух ножках - устойчивая позиция).

Оч…ровательный, объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, обн…жженные, просв…щение, посв…щение, разр..дить (обстановку), разр…дить (морковь), затр…петать, ст…рожил (избушку), местный ст…рожил, в…лнение.

3 . В каком ряду во всех словах пропущена буква А?

    отр...cль, сокр..щать, р...скошный

    предст...влять, предназн..чение, дек...рация

    пригл...шать, уг...сать, выр...сти

    д..роженька, ф..нтазия, л...боратория

4. Спиши. Замени одним словом .

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Мальчик, который учится в школе –

5. Прочитайте предложения. Напишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.

Желтели, золотились листочки в саду.

Журавли летели через поля, леса, города.

Дрозды поедают рябину, чернику.

Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.

Качает ветвями косматыми седая сосна.

Вечерняя тишина висит над рекой.

6.

Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на.Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!

7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить .

Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой .

8 . Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.

Всю ночь л_тает,

Мышей по_дает,

А станет св_тло,

Л_тит в дупло.

9. К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.

1 уровень.

Корм – … (глагол) (что делать?)

Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)

Скрип – … (глагол) (что делают?)

След – … (глагол) (что делает?)

Косит – … (имя существительное) (что?)

Горы – … (имя прилагательное) (какие?)

Шалость – … (глагол) (что делал?)

2 уровень.

Корм – … (глагол)

Ночь – … (имя прилагательное)

Скрип – … (глагол)

След – … (глагол)

Косит – … (имя существительное)

Горы – … (имя прилагательное)

Шалость – … (глагол)

3 уровень.

Корм – …

Ночь – …

Скрип –…

След – …

Косит – …

Горы – …

Шалость – …

10. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

Среди кустов з_лёных

У речки сер_бристой

Гуляет ол_нёнок,

Телёночек п_тнистый.

11. Спиши, вставь Б/ГЛ (проверь в уме), подчеркни орфограмму.

З_ма сп_шит, хл_почет,

Укутала в сн_га

Все кочки и п_нёчки,

Скамейки и ст_га.

12 .

Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.

13. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.

14. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить .

15. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.

16. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.

17. Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.

К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.

18. Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

Свет поб_дит тьму, а мир войну.

Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.

Не сп_ши языком, а тор_пись делом.

Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.

Курить – здоровью вр_дить.

Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.

Славу легче добыть, чем сохр_нить.

Добрая слава л_жит, а худая б_жит.

19. Спиши, вставляя гласную по смыслу.

А) Папа сл_зал (л_з) с крыши.

Кот сл_зал (л_жет) молоко.

Выл_зал (л_жет) блюдце.

Шарик выл_з (л_з) из будки.

Лекарство зап_вают (п_ть) водой.

Мне подп_вал (п_ть) хор.

В) Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.

Бабушка давно пос_дела (с_д).

Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.

Не сп_ши (сп_шка) домой.

Отвари(затв_р), пожалуйста, дверь.

Отв_ри(в_рка) ,пожалуйста картофель.

20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.

Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.

Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.

М…лыш др…жит от страха, о прыгает.

Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.

Мать лижет ему шёрстку.

21. Спиши, вставь б/гл по смыслу.

Мама простыни стирала

И на речке пол_скала.

К дочке кошка подбежала,

Дочка кошку пол_скала.

Гири брат мой поднимает,

Свою силу разв_вает,

А на крыше мой флажок

Разв_вает ветерок.

К старости наш дедушка очень пос_дел.

Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.

22. Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:

кл ё ст, л е бедь, с о вы, вор о бушек, ч и ж, в о рон, жур а вль, скв о рушка, г о лубь, сол о вушка.

23. Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).

Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.

С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.

24.Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.

3ач_стили д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Санька подп_ясался и стал прим_рять _тцовскую фуражку.

Девочка поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

Буря не ут_хала: д_ревья скр_пели и тр_щали, удары грома сотр_сали землю.

*25. ЗАПОМНИ!

Иногда при написании слов с проверяемой б/гл в корне очень трудно быстро найти подходящее слово для проверки. Вот небольшой список слов, которые имеют проверочное слово, а вам необходимо вставить б/гл в родственные слова, которые можно проверить данным словом.

    Б_юкать, об_ятельный – б А ять ;

    д_лина - дОл (ровный, равнина); НО д_леко - дАль;

    пт_нец, пт_нцы - птЕнчик, НО пт_целов - птИцы;

    бл_год_рить – блАго+дар;

    прибл_жаться, бл_знецы, бл_зорукий – близко;

    возр_зить, зар_зить – рАз, срАзу;

    до свИдания – вИдеть;

    ж_лец, ж_лище, ож_виться – жИть;

    обл_чить, облик,л_ковать, л_цевать, разл_чать, ол_цетворение - лИк, лИца;

    к_рыто, к_ра – кОрка;

    нас_кoмoe – насЕчка;

    напр_женный, упряжь - прЯжка;

    неут_мимый – тОмный, истОма;

    осв_домить – вЕдать;

    ош_ломить - шлЕм (шЕлом);

    ос_нить – сЕнь;

    изобр_жать, обр_з - безобрАзие;

    пл_мянник – плЕмя;

    преобл_дать, овл_деть, вл_дыка – влАсть;

    всп_рхнуть, п_рхать, п_р о шок, п_рОша – пОрох;

    подч_ненный, ч_новник – чИн;

    п_рчатка – пЕрст;

    пл_шмя – плАха;

    сум_речный, см_ркаться – мЕркнуть;

    состр_дание, постр_дать, стр_дная пора, стр_да – стрАждущий;

    подл_нный – той же длины (длИнный);

    см_калка – намЁк;

    сокр_венный – сокрОвище;

    вт_хомолку, пот_хоньку, исподт_шка – тИхо.

Упражнения по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Упражнение 1 .

Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.

Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы - скр...петь перьями; раск...лить железо - раск...лоть полено; не об...жать слабых - об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.

Упражнение 2.

Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.

Ч...стота эксперимента - ч...стота волн, разр...дить атмосферу - разр...дить посевы, спл...тить единомышленников - запл...тить долг, спуститься в цветущую д...лину - быть вд...леке от дома, сп...шите видеть - сп...шите данные, обл...ченный властью - обл...ченный судом

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласных о - а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных .

Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.

Упражнение 5.

Вставьте непроверяемые безударные гласные.

В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.

Упражнение 6.

Перепишите слова, подчеркивая непроверяемые безударные гласные. Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах - сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Упражнение 7.

Расставьте ударение в словах и объясните правописание безударных гласных, подбирая родственные слова с ударными гласными.

Бичевать, благоволение, вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, истрепать, изломать, княжение, лекторий, лепнина, минер, наварить, наковальня, нагородить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, осторожный, удивляться, ободрённый, одеревенелый, удалиться, уплотнить, заплатить, щедрота.

Упражнение 8.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

1. Море после шторма все еще дышало хол...дом и не давало солнцу нак...лить воздух. Когда же на солнце наплывало толстое обл...чко, в...терок усиливался. Тр...пинка сначала п...тляла среди невысоких х...лмов, затем прямо и сильно т...нула вверх, сквозь густой, п...хучий ореховый лес (Наг.). 2. В природе звери, птицы, насекомые разделяются на дн...вных и н...чных. Неужели же люди, в которых собр...на вся природа, за сравнительно к...роткое время своего существования на з...мле сгладили в себе это к...ренное отличие? (Пришв.). 3. Михаил выт...нул губы и попробовал подр...жать соловью (Алекс.). 4. Музыка, которую я слышал в детстве, перел...милась во мне, закам...нела, а те ее взлеты к небу, к зв...зде, от которых я плакал когда-то, раств...рились в сердце (Аст.). 5. В полночь над гор...дом прок...тился т...желый гул. Ветер вл...тел в окно, вздул зан...вески и снова умчался (Пауст.). 6. Щука м...тнулась, рыбак св...лился в л...дяную воду, но не выпустил из рук остроги, скрылся под в...дой, вынырнул возле льда, выл...з и вытянул усм...ренную щуку (Пришв.).

Упражнение 9.

Вставьте пропущенную букву и напишите проверочное слово

б...рец
ваг...нетка
д...бряк
захв...рать
переп...лзти
таб...керка
уг...нять
футб...лист
хр...петь (во сне)
эпиз...дический
штр...фовать

л…сник;
быстрая р…к;
объед…нение;
разв…вается флаг;
уг…сил пожар;
сп…шить в школу;
разв…ваться физически;
сп…шите пример;
продр…жать под дождем

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы; объясните свой выбор.

Пол_скать собаку, пол_скать белье; знамена разв_ваются, разв_вающиеся контакты; раздр_жать маму, задр_жать от холода; об_жать стадион, об_жать малыша; пок_рать обидчика, пок_рить вершину; обл_гчить ношу; обл_чить ложь; просл_влять героя; благосл_влять на подвиг; прож_вать хлеб, прож_вать в доме; упл_тить долги; дост_жения в спорте; прив_дение к знаменателю, похож на прив_дение; д_лекий огонек, расст_латься по д_лине; пос_деть от горя, пос_дел на скамейке; ударить оз_мь, созревает оз_мь; сокр_тить расходы, прекр_тить ссору, прим_рять костюм, прим_рять поссорившихся; работники просв_щения; скр_пить договор п_чатью; зав_зировать документ; зав_зался спор; упл_тнить график работы.