Ли хозяйственная деятельность. Виды и формы хозяйственной деятельности, ее организация

Хозяйственная деятельность предприятия - это производство продукции, оказание услуг, выполнение работ. Хозяйственная деятельность направлена на получение прибыли с целью удовлетворения экономических и социальных интересов собственников и трудового коллектива предприятия. Хозяйственная деятельность включает следующие стадии:

  • научные исследования и опытно-конструкторские работы;
  • производство;
  • вспомогательное производство;
  • обслуживание производства и сбыта, маркетинг;
  • сбыт и послепродажное сопровождение.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Делает программа ФинЭкАнализ .

Анализ хозяйственной деятельности предприятия это научный способ познания экономических явлений и процессов, основанный на расчленении на составные части и изучении многообразия связей и зависимостей. Это функция управления предприятием. Анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает научное управление производством, увеличивает объективность и эффективность.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия состоит из следующих направлений:

  • Финансовый анализ
    • Анализ платежеспособности , %20%20%D0%B8%20финансовой устойчивости ,
  • Управленческий анализ
    • Оценка места предприятия на рынке данного товара,
    • Анализ использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов,
    • Оценка результатов производства и реализации продукции ,
    • Принятие решений по ассортименту и качеству продукции,
    • Выработка стратегии управления затратами на производство,
    • Определение политики ценообразования ,

Показатели хозяйственной деятельности предприятия

Аналитик по заданным критериям отбирает показатели, формирует из них систему, делает анализ. Комплексность анализа требует использования в работе систем, а не отдельных показателей. Показатели хозяйственной деятельности предприятия делятся на:

1. Стоимостные и натуральные , - в зависимости от положенных в основу измерителей. Стоимостные показатели - самый распространенный вид экономических показателей. Они обобщают разнородные хозяйственные явления. Если предприятие использует больше одного вида сырья и материалов, то дать информацию об обобщенных суммах поступления, расходования, и остатка этих предметов труда могут только стоимостные показатели.

Натуральные показатели являются первичными, а стоимостные - вторичными, так как последние исчисляются на основе первых. Экономические явления, такие как себестоимость продукции, издержки обращения, прибыль (убыток) и некоторые другие показатели измеряют только в стоимостных показателях.

2. Количественные и качественные , - в зависимости от того, какая сторона явлений, операций, процессов измеряется. Для результатов, допускающих количественное измерение, используют количественные показатели . Значения таких показателей выражаются в виде некоторого действительного числа, имеющего физический или экономический смысл. К ним относятся:

1. Все финансовые показатели:

  • выручка,
  • чистая прибыль,
  • постоянные и переменные издержки,
  • рентабельность,
  • оборачиваемость,
  • ликвидность и др.

2. Рыночные показатели:

  • объем продаж,
  • доля рынка,
  • размер/рост клиентской базы и т.д.

3. Показатели, характеризующие эффективность бизнес-процессов и деятельность по обучению и развитию предприятия:

  • производительность труда,
  • производственный цикл,
  • время выполнения заказа,
  • текучесть персонала,
  • количество сотрудников, прошедших обучение, и др.

Большинство характеристик и результатов работы организации, подразделений и сотрудников строгому количественному измерению не поддаются. Для их оценки используют качественные показатели . Качественные показатели измеряют с помощью экспертных оценок, путем наблюдения за процессом и результатами работы. К ним, например, относятся такие показатели, как:

  • относительная конкурентная позиция предприятия,
  • индекс удовлетворенности клиентов,
  • индекс удовлетворенности персонала,
  • командность в работе,
  • уровень трудовой и исполнительской дисциплины,
  • качество и своевременность представления документов,
  • соблюдение стандартов и регламентов,
  • выполнение поручений руководителя и многие другие.

Качественные показатели, как правило, являются опережающими, так как влияют на конечные результаты работы организации и «предупреждают» о возможных отклонениях количественных показателей.

3. Объемные и удельные - в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений. Так, например, объем выпуска продукции, объем продаж, себестоимость продукции, прибыль представляют собой объемные показатели . Они характеризуют объем данного экономического явления. Объемные показатели являются первичными, а удельные - вторичными.

Удельные показатели рассчитываются на основе объемных показателей. Например, себестоимость продукции и ее стоимость представляют собой объемные показатели, а отношение первого показателя ко второму, то есть затраты на один рубль товарной продукции - удельный показатель.

Результаты хозяйственной деятельности предприятия

Прибыль и доход - основные показатели финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.

Доход характеризует сумму средств, которая поступает предприятию за период, и за вычетом налогов используется на потребление и инвестирование. Доход иногда - объект налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и выплаты по итогам работы за период, за долю в уставном имуществе (дивиденды), материальную помощь и т.п.

Прибыль - часть выручки, остающаяся после возмещения затрат на производство и сбыт продукции. В условиях рыночной экономики прибыль - источник:

  • пополнения доходной части государственного и местного бюджетов,
  • развития предприятия, инвестиционной и инновационной деятельности,
  • удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

На величину прибыли и дохода влияют объем выпускаемой продукции, ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. Величина валовой прибыли предприятия состоит из трех частей:

  • прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;
  • прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой продажи и затратами на приобретение и реализацию). Прибыль от реализации основных фондов представляет собой разницу между выручкой от продажи, остаточной стоимостью и затратами на демонтаж и реализацию;
  • прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, сдачи имущества в аренду, превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).

В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, рентабельность - относительный показатель эффективности работы предприятия. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах. Термин образован от слова "рента" (доход).

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки результатов работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Часто используются рентабельность продукции и рентабельность производства. Различают следующие виды рентабельности:

Страница была полезной?

Еще найдено про хозяйственная деятельность предприятия

  1. Методика экспресс-анализа результатов деятельности коммерческой организации
    В настоящей работе приводится содержание первого этапа методики ориентированного на комплексную оценку эффективности хозяйственной деятельности предприятий Делается акцент на критериях оценки и вопросе методического обеспечения расчета экономических последствий
  2. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса
    Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессов однако без этого затруднительно сделать однозначный вывод о том является ли увеличение валюты баланса следствием только лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сырья материалов либо оно показывает и на расширение хозяйственной деятельности предприятия При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборота предприятия причины его неплатежеспособности следует
  3. Методы поглощений в России и методы борьбы с ними
    В такой ситуации активы предприятия и ведение хозяйственной деятельности распределены между разными юридическими лицами Главной целью реструктуризация является разделение
  4. Финансовое оздоровление предприятия
    В четвертом разделе плана финансового оздоровления определяются мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия-должника Пункт 4.1 содержит таблицу с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке
  5. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия
    Ведущие экономисты в области экономического анализа и финансового менеджмента большое место уделяют в своих исследованиях изучению финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия однако подходят к определению экономического содержания данного понятия в различных аспектах и
  6. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии
    Денежный поток по финансовой деятельности состоит из поступлений и выплат связанных с осуществлением внешнего финансирования хозяйственной деятельности предприятия Здесь притоки составляют долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы выпуск и продажа
  7. Проблемы совершенствования политики управления капиталом предприятия
    Управление капиталом предприятия представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений связанных с оптимальным его формированием из различных источников а также обеспечением его эффективного использования в различных видах хозяйственной деятельности предприятия Исходя из этого руководство компании принимает финансовые и инвестиционные решения по размещению
  8. Интеллектуальный капитал в хозяйственной деятельности российских предприятий
    Роль клиентского капитала в хозяйственной деятельности предприятия заключается в создании доверительных и взаимовыгодных отношений с внешними экономическими субъектами что
  9. Анализ себестоимости продукции предприятия на примере ПАО Башинформсвязь
    В данной работе была попытка построения экономико-математической модели являющейся математическим описанием хозяйственной деятельности предприятия с целью исследования и успешного управления фирмой 11 Построенная экономико-математическая модель включают
  10. Формирование уставного капитала на примере производственного предприятия
    Для осуществления хозяйственной деятельности предприятие располагает необходимым имуществом - это здания сооружения запасы сырья оборудование материалов готовой
  11. Развитие методики экономического анализа оборотного капитала
    Комплекс показателей хозяйственной деятельности предприятия включает показатели непосредственного или опосредованного фактора времени период погашения дебиторской и кредиторской
  12. Валовый доход
    Решение этой задачи обеспечивает самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности предприятия Определенная часть валового дохода предприятия - источник формирования прибыли за счет которой
  13. Методика отраслевого трендового анализа в оценке финансово-хозяйственной деятельности предприятия
    Рассмотренная в статье методика анализа хозяйственной деятельности предприятия основывается на отраслевых особенностях деятельности и включает комплекс из 9 аналитических показателей
  14. Методы регрессионного анализа при планировании и прогнозировании потребности в оборотных средствах
    Необходимость прогнозирования и планирования оборотных средств определяется особым значением этой экономической категории для хозяйственной деятельности предприятия Авансированный характер оборотных средств необходимость вложения в них затрат до достижения экономического
  15. Комплексный анализ эффективности использования нематериальных активов
    Сложившаяся тенденция дает основания полагать что комплексный анализ эффективности использования нематериальных активов должен выступать составной частью комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия Исследование показало что методологические основы проведения анализа эффективности использования нематериальных активов были
  16. Политика антикризисного финансового управления
    Они основаны на последовательном определении моделей управленческих решений выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности предприятия и масштабами кризисных явлений в его развитии В системе кризисного финансового управления
  17. Особенности проведения маржинального анализа прибыли и определения точки безубыточности на предприятиях тяжелого машиностроения
    Волкова О Н Анализ хозяйственной деятельности предприятия М ТК Велби 2006. 424 с 5. Савицкая Г В Анализ хозяйственной
  18. Роль основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия
    Аннотация В статье рассмотрены теоретические аспекты роли основных фондов и их использования на хозяйственную деятельность предприятия Приведены показатели использования основных производственных фондов В современных экономических условиях эффективное функционирование
  19. Финансовые результаты предприятия
    Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала и складывается постепенно в течение
  20. Анализ ФХД на предмет выявления признаков преднамеренного банкротства
    К1 - характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия Коэффициент текущей

Более 10 тыс. лет назад люди почти ничего не производили, а только черпали всё необходимое из природной среды. Основными видами их деятельности были собирательство, охота и рыболовство. По мере «взросления» человечества занятия людей сильно видоизменились.

Что такое современное хозяйство?

География основных видов хозяйственной деятельности

С появлением новых видов хозяйственной деятельности людей менялась и их хозяйства. Сельское хозяйство связано с выращиванием растений (растениеводство) и разведением животных (животноводство). Поэтому его размещение сильно зависит как от особенностей этих живых организмов, так и от природных условий: рельефа, климата, почв. В сельском хозяйстве занята самая большая часть работающего мирового населения - почти 50 % Но доля сельского хозяйства в общем мировом производстве продукции - только около 10 %.

Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. К добывающей промышленности относят добычу различных полезных ископаемых (руд, нефти, угля, газа), заготовку леса, лов рыбы и морского зверя. Очевидно, что её размещение обусловлено расположением добываемых природных богатств.

Предприятия обрабатывающей промышленности размещаются по определённым законам в зависимости от того, какую продукцию и как они производят.

Сфера услуг - особое звено хозяйства. Её продукция, в отличие от продукции сельского хозяйства и промышленности, не является какой-либо вещью. Услуги - это виды деятельности, важные для современных людей: образование, охрана здоровья, торговля, транспорт и связь. Предприятия этой сферы - магазины, школы, кафе - ориентированы на обслуживание людей. Поэтому, чем выше плотность населения, тем больше таких предприятий.

Центральным ключевым понятием в изучении хозяйственного права является понятие «хозяйственная деятельность». Одновременно в нормах права (экономической и юридической литературе) используются такие понятия, как «экономическая деятельность», «предпринимательская деятельность», «коммерческая деятельность», «торговая деятельность». Объединяет все эти понятия термин «деятельность», который означает «специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его человеческим целям».

Любой вид деятельности человека состоит в максимально возможном удовлетворении существующих и будущих потребностей человека, которые могут быть использованы для достижения указанной цели. Круг таких потребностей очень широк - от потребностей индивидуального характера, связанных с обеспечением необходимых условий жизни, до потребностей, связанных с общественной безопасности, обороны и т.д.

Под хозяйственной деятельность следует понимать деятельность физических лиц и организаций со статусом юридического лица по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначена для реализации другим лицам. Как видно, приведенные выше примеры свидетельствуют об отсутствии каких-либо оснований для разграничения понятий «хозяйственная деятельность» и «экономическая деятельность». Хозяйство и экономика имеют одинаковое содержание.

При этом под экономической деятельностью понимается процесс воспроизводства материальных и духовных благ, а содержание хозяйственной деятельности необоснованно расширяется за счет таких составляющих, как организация и руководство хозяйственной деятельностью, и как следствие в число субъектов хозяйственной деятельности включаются органы государственного управления.

Таким образом, деятельность, которую человек вынужден осуществлять для удовлетворения различных потребностей, можно именовать как экономической, так и хозяйственной.

Основным видом экономической деятельности является предпринимательская деятельность, под которой понимается самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления (ч.2 ст. 1 ГК). Основным признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли, а условием ее осуществления - государственная регистрация ее участников в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Для осуществления же экономической деятельности не всегда требуется государственная регистрация, а прибыль не всегда является целью такой деятельности (например, промышленные, строительные, транспортные и другие организации создаются и осуществляют хозяйственную деятельность не только в целях получения прибыли).

Следующее понятие - коммерческая деятельность. Слово «коммерческий» означает торговлю. Часто данное слово «коммерческий» используется в словосочетании «коммерческая организация» для определения правового статуса таких субъектов, как унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы. Следует также учитывать, что граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность законодатель именует индивидуальными предпринимателями, но не коммерсантами, а организации, осуществляющие эту же деятельность - коммерческими, но не предпринимательскими.

Таким образом, понятие «коммерческая деятельность» в настоящее время используется в значении отличном от первоначального и максимально приближается к значению понятия «предпринимательская деятельность. Но с юридической точки зрения ставить знак равенства между этими понятиями нельзя, по той причине, что предпринимательскую деятельность могут осуществлять не только коммерческие, но и не коммерческие организации, создаваемые для решения социальных задач (п.3 ст. 46 ГК).

Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, суть которой состоит в продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также в выполнении работ, оказании услуг, связанных с продажей товаров (ст. 2 Закона РБ от 28.07.2003г. «О торговле»).

Право как отрасль права - это совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в интересах общества и государства.

Предмет хозяйственного права составляют отношения, складывающиеся в ходе осуществления хозяйственной (экономической) деятельности. Данные отношения можно разделить на три группы.

  • 1-я группа - это, хозяйственно-производственные отношения, складывающиеся в процессе производства товаров с целью извлечения прибыли.
  • 2-я группа - это, организационно-управленческие хозяйственные отношения по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью; хозяйственная деятельность административно-территориальных единиц. Такая деятельность непосредственно не преследует цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей.
  • 3-я группа - отношения государственного управления экономикой, состоящие в воздействии на субъекты хозяйствования, регулировании хозяйственной деятельности, ее контроле, реализации публичных интересов общества в сфере экономической жизни.

Предмет хозяйственного права неразрывно связан с хозяйственно-правовым методом. Характерной чертой хозяйственно-правового метода регулирования является сочетание свободы при реализации частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества.

Отношения, возникающие между субъектами хозяйствования, регулируются в основном нормами права, которые носят диспозитивный характер. Эти отношения подвергаются воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон, установление их прав и обязанностей на основе договора (диспозитивный метод правового регулирования).

Отношения, возникающие между субъектами хозяйствования и уполномоченными государственными органами, носят административно-правовой, императивный характер, и строятся на основе власти и подчинения, здесь отсутствует юридическое равенство сторон.

В качестве частных приемов правового регулирования хозяйственных отношений следует выделить метод применения рекомендаций при воздействии на поведение субъектов, метод необходимости согласования соответствующих действий при реализации права.

Принципы хозяйственного права - это основополагающие правовые нормы, обеспечивающие регулирование хозяйственной деятельности и обусловливающие содержание и форму правоотношений на всех уровнях.

К ним относятся:

  • 1. принцип законности;
  • 2. принцип многообразия и равенства форм собственности;
  • 3. принцип экономической свободы, защиты экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • 4. принцип государственного воздействия на экономику в тех случаях, когда это диктуется интересами общества и государства;
  • 5. принцип свободы договора;
  • 6. принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Классификация хозяйственных правоотношений

Хозяйственные правоотношения - это урегулированные нормами хозяйственного права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной деятельности некоммерческого характера, а также отношения по государственному регулированию хозяйственной деятельности.

Хозяйственные правоотношения можно разделить на два вида:

  • 1) Вертикальные - отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности и государственными органами, регулирующими эту деятельность различными способами и в различных формах. Одной из сторон таких отношений выступает субъект хозяйствования, а другой - орган государственного управления;
  • 2) Горизонтальные - отношения, складывающиеся между субъектами предпринимательской деятельности в процессе ее осуществления. Большая часть этих отношений урегулирована нормами гражданского права и строится на равенстве их участников.

Составляющими элементами хозяйственного правоотношения являются субъект, объект, содержание, юридические факты.

Субъекты, участники хозяйственных правоотношений - это лица, осуществляющие хозяйственную деятельность, Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы в лице соответствующих компетентных органов.

Объектом хозяйственного правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых участники вступают в отношения. К ним относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, действия обязанных субъектов, собственная деятельность субъектов права, неимущественные блага, используемые при ведении хозяйственной деятельности (фирменное наименование, товарный знак, коммерческая тайна и др.).

Виды хозяйственной деятельности

Существует несколько видов хозяйственной деятельности:

  • Домашнее хозяйство - это хозяйство, ведение которого осуществляет группа совместно проживающих людей.
  • Небольшое предприятие - это хозяйственная единица, заняты изготовлением относительно малого количества товаров. Владельцем такого предприятия может быть один человек или несколько. Как правило, на нём используется собственный труд хозяином либо занято сравнительно небольшое число работников.
  • Крупные предприятия - это предприятия, которые производят товары массово. Как правило, эти предприятия образуются путем объединения имущества собственников. Примером какого предприятия является акционерное общество.
  • Национальное хозяйство - это объединение экономической деятельности в масштабах всей страны. В определенной степени эта деятельность направляется государством, Которая, в свою очередь, старается обеспечивать устойчивый рост экономики страны И тем самым увеличить благосостояние всего населения.
  • Мировое хозяйство - это экономическая система, в которой существует взаимосвязи различных стран и народов.

Формы хозяйственной деятельности

Определение 1

Форма хозяйственной деятельности представляет собой систему норм, которая определяет внутренние отношения партнеров предприятия, а также отношение данного предприятия с другими контрагентами и государственными органами.

Существует несколько форм хозяйственной деятельности:

  • Индивидуальная форма;
  • Коллективная форма;
  • Корпоративная форма.

Под индивидуальной формой хозяйственной деятельности понимается предприятия, владелец которого это или физическое лицо, или семья. Функции собственника и предпринимателей объединены в одном субъекте. Он получает и распределяет полученный доход, а также несет риск от осуществления своей хозяйственной деятельности и имеет неограниченную имущественную ответственность перед своими кредиторами и третьими лицами. Как правило, такие предприятия не являются юридическими лицами. Собственник данного предприятия может привлечь дополнительный наемный труд, но в довольно ограниченном количестве (не больше 20 человек).

Если говорить о коллективной форме хозяйственной деятельности , то их существуют три вида: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества.

Хозяйственные товарищества могут быть в форме: полного товарищества и товарищества на вере. Полное товарищество - это организация, которая основана на коллективной собственности. Как правило, оно является объединением нескольких физических лиц или юридических. Все участники данного вида товарищества несут полную неограниченную ответственность по всем обязательствам товарищества. Имущество полного товарищества формируется за счет вкладов его участников и полученных в процессе осуществления своей деятельности доходов. Всё имущество принадлежит участником полного товарищества на правах долевой собственности.

Товарищество на вере - это объединение, где один или несколько его собственников несут полную ответственность по всем обязательствам товарищества, остальные вкладчики несут ответственность только в пределах принадлежащего им капитала.

К хозяйственным обществам относятся: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью - это предприятия, которые создаются путем объединения вкладов юридических и физических лиц. При этом число участников общества с ограниченной ответственностью не может превышать установленного предела, иначе в течение года данное общество будет преобразовано в акционерное.

Общество с дополнительной ответственностью представляет собой организацию, который уставный капитал делится на доли, размер которых определён заранее. Данный вид общества образуется одним или несколькими лицами. По всем обязательствам общества все его учредители несут субсидиарную ответственность в размере, который кратен в стоимости вклада в уставный капитал.

Акционерное общество представляет собой такую форму хозяйственной деятельности, все средства которого образуются путем объединения капитала учредителей, а также выпуска и размещения акций. Участники акционерного общества несут ответственность по всем обязательствам обществом в размере, равном вкладам.

Для того чтобы защитить свои коммерческие интересы и повысить эффективность использования капитала предприятия, различные организационно-правовые формы могут объединиться в так называемые корпоративные формы предпринимательства . К ним относятся: концерны, консорциум, межотраслевые и региональные союзы.

Концерн - это объединение организаций, которые осуществляют совместную деятельность добровольно. Как правило, концертное обладают научно-техническими функциями, функциями производственного и социального развития, функциями внешнеэкономической деятельности и др.

Консорциум - объединение организации для решения тех или иных задач, созданное на время. В нашей стране консорциум создаётся для реализации государственных программ силами организаций любых форм собственности.

Отраслевые и региональные союзы представляют собой объединение организаций на договорных условиях. Эти союзы создаются для осуществления одной или нескольких производственных и хозяйственных функций.

Организация хозяйственной деятельности

Организация хозяйственной деятельности проходит три этапа:

  1. 1 этап - оценка возможностей . Изначально следует дать объективную оценку всем ресурсам, необходимы для процесса производства продукция. Для этих целей целесообразно использовать научные разработки. Основное достоинство этой стадии заключается в том, что она помогает дать предварительную оценку потенциала производства продукции именно в тех объемах и в тех условиях, которые будут исследоваться, и на основании которых будет утверждаться решение о запуске производства той или иной продукции. После того, как будет изучен производственный потенциал организации, осуществляется запуск линии производства в пределах сформированного плана.
  2. 2 этап - запуск вспомогательного производства . Осуществление данного этапа имеет место только в том случае, если есть необходимость. Вспомогательное производство является довольно нужным мероприятием, поскольку оно помогает освоить новые сегменты рынка сбыта и увеличить шанс эффективности финансового развития организации. Обслуживание организации может осуществляться как собственными силами, так и с помощью привлечения сторонних организаций и ресурсов. На данной стадии используется услуги, позволяющие оптимизировать деятельность производства продукции и оценить потенциальные затраты средств. На следующей стадии выполняются работы,направленный на изучение рынка сбыта и возможностей реализации продукции.
  3. 3 этап - осуществление сбыта продукции . Все стадии, затрагивающие реализацию продукции, отслеживаются. При этом ведется учет реализованной продукция, составляется и исследуется прогнозы, позволяющие принять грамотные решения руководства организацией. Существует ситуации, когда следует разработать методику постпродажного обслуживания. Например, при установлении гарантийного срока на свою продукцию.

Каждое производство открывается для выполнения конкретных задач, обычно – это получение дохода, предоставление новых рабочих мест, совершенствование какой-либо отрасли деятельности. В ходе рабочего процесса происходят различные события, мероприятия, действия, которые имеют непосредственное отношение к производству. Сумма этих событий именуется хозяйственной деятельностью предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия – это деятельность по созданию товаров, предоставлению услуг, выполнению всевозможных работ, которая направлена на получение дохода с целью удовлетворения потребностей руководства и рабочего персонала предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия состоит из нескольких этапов:

  • научно обоснованные исследования и наработки конструкторов;
  • изготовление продукции;
  • дополнительное производство;
  • техническое обслуживание предприятия;
  • маркетинг, сбыт продукции и последующее ее обслуживание.

Экономические процессы, из которых состоит хозяйственная деятельность предприятия:

  1. Применение средств производства – главные средства предприятия, техническое оборудование, амортизация, то есть те элементы, которые участвуют в процессе получения дохода.
  2. Использование предметов трудовой деятельности предприятия – это сырье, материалы, расходование которых должно быть минимальным и нормированным, тогда это сможет плодотворно сказаться на финансовых результатах деятельности предприятия.
  3. Эксплуатация ресурсов труда – наличие высококвалифицированных специалистов, приемлемое соотношение эксплуатации рабочего времени персонала и заработной платы.
  4. Изготовление и реализация товаров – показатели уровня качества продукции, временные сроки ее сбыта, объемы поставок продукции на рынок, .
  5. Показатели себестоимости товаров – при ее вычислении необходимо учесть все траты, понесенные при изготовлении и сбыте продукции.
  6. Показатели прибыли и рентабельности – показатели результатов трудовой деятельности предприятия.
  7. Финансовое положение предприятия.
  8. Иные хозяйственные действия.

Все перечисленные процессы относятся к понятию хозяйственной экономической деятельности предприятия и постоянно взаимодействуют друг с другом, в связи с чем нуждаются в систематическом анализе.

Вся хозяйственная деятельность предприятия подразделяется на две группы: процессы, связанные с производством продукции (производственные), и иные процессы (непроизводственные).

Производственные процессы направлены на изготовление товаров. В результате происходит изменение материального вида сырья и увеличивается цена первоначального сырья при помощи изменения его вида, сочетания или преобразования. Эта стоимость именуется «ценностью формы». Разнообразные производственные процессы могут называться добывающими, аналитическими, процессами выпуска и сборки продукции.

Непроизводственные процессы – предоставление различных услуг. Эти процессы могут осуществлять действия, которые отличаются от преобразования материальной формы сырья. Важными процессами можно назвать складирование продукции, разного рода торговлю и множество других услуг.

Материал по теме из электронного журнала

Для чего нужен анализ хозяйственной деятельности предприятия

Анализ хозяйственной деятельности предприятия (АХД) – это естественно-научный метод изучения экономических процессов и явлений, который основывается на разделении их на части и исследовании их взаимодействия друг с другом. Это основная функция руководства хозяйственной деятельностью предприятия. Анализ помогает утвердить решения и осуществить действия, способствует их обоснованию и является фундаментом научного руководства предприятием, обеспечивая его эффективность.

Какие функции преследует анализ хозяйственной деятельности предприятия:

  • исследование направлений и закономерностей экономических процессов и явлений, учитывая законы экономики в конкретных ситуациях, осуществление хозяйственной деятельности на уровне одного предприятия;
  • анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия в соотношении с ресурсными возможностями, оценка эффективности деятельности разных отделов предприятия с учетом плановых показателей;
  • анализ способов увеличения эффективности хозяйственной деятельности предприятия на основе современного опыта международного уровня в сфере научного и технического прогресса;
  • выявление резервов повышения объема выпускаемой продукции, проведение мероприятий по рациональному применению потенциала производства;
  • научный подход ко всем имеющимся на предприятии планам (перспективным, текущим, оперативным и т. д.);
  • отслеживание реализации утвержденных в планах задач по эффективному применению ресурсов с целью реальной оценки и возможности влияния на рабочий процесс предприятия;
  • разработка решений по руководству хозяйственной деятельностью предприятия на основе научных исследований, отбор и анализ хозяйственного резерва увеличения эффективности и прибыльности производства.

Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия делится на несколько направлений.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности:

  • анализ уровня доходности предприятия;
  • анализ окупаемости деятельности предприятия;
  • анализ использования собственных финансовых средств;
  • анализ платежеспособности, ликвидности и финансовой устойчивости;
  • анализ использования финансовых займов;
  • оценка экономической добавленной стоимости;
  • анализ деловой активности;
  • анализ движения финансов;
  • расчет эффекта финансового рычага.

Управленческий анализ хозяйственной деятельности:

  • выяснение места предприятия на его рынке сбыта;
  • анализ эксплуатации главных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;
  • оценка итогов производственной деятельности и сбыта товаров;
  • утверждение решений по увеличению ассортимента и повышению качества товаров;
  • формулировка методики по руководству финансовыми тратами на производстве;
  • утверждение политики образования цен;
  • анализ рентабельности производства.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия – исследование первичной бухгалтерской документации и отчетов за несколько прошедших подотчетных периодов. Такой анализ необходим для полноценного исследования финансового положения предприятия, результаты анализа применяются в усовершенствовании бизнес-процессов. Следует заметить, что комплексный анализ – это важное мероприятие при преобразовании, изменении формы собственности, для привлечения серьезных инвестиций на реализацию новых бизнес-проектов.

По результатам отчетного периода дается оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия, она необходима для выбора и изменения главной стратегии развития, для усовершенствования производственных процессов. Такое мероприятие следует проводить тогда, когда вы запланировали воплотить в жизнь серьезные инвестиционные проекты.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: основные этапы

Этап 1. Анализ доходности предприятия.

На данной стадии анализу подвергаются все источники, которые приносят доход и позволяют проследить картину образования прибыли – главного результата деятельности компании.

Этап 2. Анализ окупаемости предприятия.

Данная стадия заключается в исследовании окупаемости при помощи сравнения различных показателей, также осуществляется сбор данных для того, чтобы оценить окупаемость предприятия.

Этап 3. Анализ применения финансовых средств предприятия.

Данная стадия заключается в анализе того, куда расходуются собственные финансовые средства компании, при помощи исследования документации и формирования отчетов на дальнейшее развитие производства.

Этап 4. Анализ финансовых возможностей предприятия.

Данная стадия заключается в нахождении возможностей для применения вложенных финансовых средств, для анализа различных обязательств. Эта стадия предоставляет предприятию возможность определиться со стратегией развития в будущем, составить схему по применению инвестиций.

Этап 5. Анализ ликвидности.

На этой стадии происходит исследование активов компании и их структурирование для того, чтобы выяснить уровень ликвидности хозяйственной деятельности предприятия.

Этап 6. Анализ финансовой стабильности предприятия.

На данной стадии определяется стратегия деятельности предприятия, с помощью которой достигается финансовая стабильность предприятия, а также выявляется степень зависимости компании от заемного капитала и необходимость в привлечении финансовых средств.

Этап 7. Анализ использования заемного капитала.

На данной стадии необходимо выяснить, как используется в деятельности предприятия заемный капитал.

Этап 8. Анализ экономической добавленной стоимости.

По итогам осуществления анализа экономической добавленной стоимости определяется объем трат компании на производство продукции, реальная стоимость товаров, а также степень оправданности этой стоимости, отыскиваются пути ее снижения.

Этап 9. Анализ деловой активности.

На данной стадии отслеживается активность деятельности предприятия при помощи исследования реализованных проектов, увеличения объема сбыта продукции на рынок и выхода на уровень международной торговли.

Также в диагностику хозяйственной деятельности предприятия входит анализ передвижения финансов (различные операции с финансовыми средствами, оформление документации по проведению различных сделок и т. д.) и расчет эффекта финансового рычага (воздействие на уровень финансовых средств при помощи утверждения экономических решений).

Что представляет собою планирование хозяйственной деятельности предприятия

Стабильное финансовое положение компании, модернизацию и продвижение производства можно гарантировать в том случае, если вы занимаетесь планированием хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающего предвидение, обоснование, конкретизацию и описание основ хозяйственной деятельности предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу с учетом ситуации на рынке сбыта продукции при предельной эксплуатации ресурсов предприятия.

Основные задачи планирования хозяйственной деятельности:

  1. Исследование спроса на производимую предприятием продукцию.
  2. Повышение уровня продаж.
  3. Поддержание уравновешенного роста производства.
  4. Повышение дохода, окупаемости процесса производства продукции.
  5. Минимизирование объема затрат предприятия при помощи применения стратегии рационального развития и увеличения ресурсов производства.
  6. Усиление конкурентоспособности товаров при помощи улучшения их качества и снижения стоимости.

Существует два ключевых типа планирования: оперативно-производственное планирование и технико-экономическое планирование.

Технико-экономическое планирование направлено на создание системы нормативов совершенствования технического оборудования и финансовых дел предприятия. В процессе такого вида планирования выясняется приемлемый объем выпускаемой предприятием продукции, подбираются нужные ресурсы для производства товаров, вычисляются оптимальные показатели их использования и устанавливаются итоговые финансово-экономические нормативы функционирования предприятия.

Оперативно-производственное планирование направлено на конкретизацию технико-экономических планов компании. При помощи него формируются производственные цели для всех отделов предприятия и корректируются задания по производству продукции.

Основные виды планирования:

  1. Стратегическое планирование – формируется стратегия производства, разрабатываются ее главные задачи на срок от 10 до 15 лет.
  2. Тактическое планирование – осуществляется подтверждение основных целей и ресурсов предприятия, нужных для решения стратегических задач на короткий или среднесрочный периоды.
  3. Оперативное планирование – подбираются способы достижения стратегических целей, которые утверждены руководством предприятия и являются типичными для хозяйственной деятельности предприятия (планы работы на месяц, квартал, год).
  4. Нормативное планирование – обосновываются выбранные методы решения стратегических задач, целей предприятия на любой срок.

Каждое предприятие испытывает трудности при привлечении частных инвестиций, так как собственных финансовых средств часто не хватает, предприятие нуждается в займах, поэтому, чтобы объединить возможности частных инвесторов, предоставляются займы, которые формируются планом хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес-план – программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Функции бизнес-плана:

  1. Формирует способы развития предприятия и пути сбыта товаров.
  2. Осуществляет планирование деятельности предприятия.
  3. Помогает получить доп. займы, что дает шанс выкупить новые разработки.
  4. Разъясняет главные направления, изменения структуры производства.

Программа и объем бизнес-плана зависят от объема производства, сферы деятельности предприятия, от его назначения.

  • Показатели эффективности деятельности – главные датчики компании

Организация хозяйственной деятельности предприятия: 3 этапа

Этап 1. Оценка возможностей

На начальной стадии необходимо дать оценку ресурсам для осуществления процесса производства продукции, для этого понадобится задействовать научные разработки и работы конструкторов. Эта стадия поможет дать оценку потенциалу производства товаров в том объеме и в тех условиях, которые хочет исследовать владелец компании для того, чтобы утвердить окончательное решение о запуске производства продукции. После исследования потенциальных возможностей и осуществления ряда действий происходит запуск производственной линии в границах сформулированного плана. Каждая стадия производства отслеживается при помощи применения различных инструментов.

Этап 2. Запуск вспомогательного производства

Если появляется необходимость, то следующая стадия – это разработка дополнительного (вспомогательного) производства. Это может быть производство другого товара, например из остатков сырья от главного производства. Дополнительное производство является нужным мероприятием, помогающим осваивать новые сегменты рынка, увеличивать шансы эффективного развития финансовой деятельности компании.

Обслуживание предприятия может проводиться как собственными силами, так и при привлечении специалистов и ресурсов со стороны. Сюда относятся техническое обслуживание производственных линий, осуществление ремонтных работ, которые нужны для организации бесперебойной трудовой деятельности.

На этой стадии возможно использование услуг компаний по доставке (для транспортировки продукции на складские помещения), услуг страховых компаний для страхования имущества предприятия, других услуг, при помощи которых происходит оптимизация деятельности производства и оценка потенциальных финансовых затрат. На следующей стадии осуществляются работы по маркетингу, нацеленные на исследование рынка, возможностей для реализации продукции, которые помогут организовать бесперебойный сбыт товара. Применяется маркетинговая схема, которая помогает наладить процесс сбыта и доставки продукции. Этот процесс также нужен при оценивании потенциала производства товаров в том количестве, которое будет продано на рынке с минимальным уровнем финансовых затрат на рекламную кампанию, доставку продукции и при этом сможет привлечь максимальное количество покупателей.

Этап 3. Сбыт продукции

Следующий этап – это сбыт готового товара в рамках разработанного плана. Каждая стадия реализации продукции отслеживается, осуществляется учет проданного товара, составляются прогнозы и проводится исследование для утверждения грамотных решений по руководству дальнейшей деятельностью предприятия. В некоторых ситуациях необходимо сформулировать методику постпродажного обслуживания (если производитель установил на продукцию гарантийный срок).

Хозяйственно-экономическая деятельность предприятия в рамках утвержденного плана развития дает возможность оценивать экономическую ситуацию компании, запасы ресурсов для производства продукции, исследовать воздействие факторов на показатели реализации продукции, на уровень качества товаров. При проведении анализа хозяйственно-экономической деятельности предприятия исследуются показатели доходности, окупаемости, потенциал для увеличения объема производства продукции.

Управление хозяйственной деятельностью предприятия: особенности и механизмы

Основным условием для эффективной работы компании является организация ее хозяйственной деятельности таим образом, чтобы предельно точно были учтены ее предпочитаемые факторы и максимально снижены последствия от негативных факторов.

Решение трудностей результативного руководства организацией требует разработки новейших методов осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При помощи таких методов необходимо сформулировать стратегию развития организации, обосновывать принятия решений по руководству предприятием, контролировать их своевременную реализацию, давать оценку итогам хозяйственной деятельности предприятия.

Принципы руководства хозяйственной деятельностью предприятия – это совокупность принципов, методик, показателей и предпринятых действий для организации трудовой деятельности предприятия. Главной задачей такого руководства является выполнение поставленных задач, а именно – изготовление товара, который сможет удовлетворить потребности клиентов.

Основной фактор успеха при осуществлении руководства хозяйственной деятельностью предприятия – это согласованность на всех уровнях и этапах руководства, на которых утверждаются и воплощаются в жизнь принятые решения – от момента приобретения ресурсов, сырья, их подготовки к применению в рабочем процессе предприятия до момента продажи готового товара клиентам.

Опыт руководства хозяйственной деятельностью предприятия многих компаний, как правило, имеет хаотичный характер, что вызвано нерезультативной работой государственных и коммерческих компаний, раздробленностью их действий, малообразованностью руководителей предприятий, плохим уровнем развития их предпринимательской этики.

Главным условием для поднятия уровня эффективности руководства в процессе хозяйственной деятельности предприятия можно назвать применение различных методов руководства, направленных на максимальное использование скрытых возможностей предприятия. Они являются многоуровневой системой ресурсных, финансовых и производственных возможностей, каждая из которых применяется на каком-то этапе хозяйственной деятельности предприятия, гарантируя достижение положительного результата.

Оценка хозяйственной деятельности предприятия: основные моменты

  • Разработка отчета

Итоги хозяйственной деятельности предприятия по результатам отчетного временного промежутка фиксируются в формате развернутого отчета. К составлению отчетной документации допускаются высококвалифицированные сотрудники предприятия; если возникает необходимость, то открывается допуск к секретным данным. Итоги проведения отчета публикуются в том случае, если этого требует законодательство. В некоторых ситуациях информация остается засекреченной и применяется для разработки нового направления развития деятельности предприятия, для улучшения эффективности. Необходимо знать, что оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия состоит из подготовки, исследования и анализирования информации.

  • Разработка прогноза

Если необходимо, то можно составить прогноз на развитие предприятия в будущем. Для этого нужно предоставить свободный доступ ко всей информации, связанной с финансовой деятельностью предприятия, за некоторое количество подотчетных периодов для того, чтобы составленный прогноз был максимально точным. При этом нужно учитывать и то, что информация, зафиксированная в отчетной документации, должна быть правдивой. В этом случае предоставленные данные помогут обнаружить проблемы финансирования, распределения финансовых средств по различным отделам предприятия. Как правило, итоги хозяйственной деятельности предприятия оцениваются по результатам отчетного периода, который составляет один год.

  • Ведение учета

Вся хозяйственная деятельность предприятия в обязательном порядке должна учитываться. Для этого применяются автоматизированные программы учета и обработки первичных бухгалтерских документов. Независимо от того, как осуществляется учет хозяйственной деятельности предприятия, по результатам ее исследования формируется отчет. Учет осуществляется строго по принятым стандартам; если компания также осуществляет свою деятельность и на международных рынках, то ее документация должна соответствовать международным стандартам.

Ведение и формирование отчетной документации осуществляют или собственные специалисты, работающие на вашем предприятии, или специализированные работники другой организации на договорной основе. Результаты отчета применяют для вычисления сумм налоговых отчислений, которые необходимо уплатить за время отчетного периода. В отчетной документации необходимо учитывать специфику деятельности компании.

  • Документооборот в организации: когда всё на своих местах

Как определяются основные показатели хозяйственной деятельности предприятия

Основные показатели хозяйственной деятельности предприятия, которые применяются в бизнес-проектах, подразделяются на две группы:

  1. оценочные показатели – доход, товарооборот компании, себестоимость товара и т. д.;
  2. показатели издержек производства – выплаты заработной платы персоналу, амортизация оборудования, энергетические и материальные ресурсы и т. д.

Наиболее важные оценочные показатели хозяйственной деятельности:

  • оборот (объем продаж) предприятия;
  • валовый доход;
  • условно чистая прибыль, продукция;
  • доход после отчислений процентов по кредитным займам;
  • доход после выплаты налоговых сборов;
  • прибыль после оплаты прочих платежей;
  • ликвидность после осуществления финансовых вложений в усовершенствование производства;
  • ликвидность после уплаты дивидендов.

Все эти критерии необходимы для руководства процессами внутри компании для эффективного контроля за выпуском продукции, за финансовой стабильностью предприятия, а также для формулировки новых управленческих решений.

При помощи этих критериев руководитель предприятия получает данные. Эта информация является фундаментом для разработки решений, которые смогут улучшить ситуацию на производстве. Некоторые показатели выполняют важную функцию и в разработке методики мотивирования персонала.

  • Оборот компании

С помощью первого оценочного критерия хозяйственной деятельности предприятия выявляется товарооборот организации.

Он вычисляется как общий объем продаж, то есть стоимость продукции и услуг, которые были предоставлены покупателям. При вычислении товарооборота компании важную роль играет период, за который он определяется (месяц, декада, год и т. д.), так как этот критерий испытывает колоссальное воздействие процессов, связанных с инфляцией.

Удобнее вычислять данный показатель, используя неизменные цены, но при необходимости бухгалтерских подсчетов и дальнейшего планирования товарооборот может определяться по текущим ценам.

Такой оценочный показатель товарооборота является приоритетным для бюджетных компаний и фирм, которые пока не получают прибыль.

В сфере торговли и в отделениях сбыта предприятий объем товарооборота является фундаментом для установления нормы сбыта продукции, а также играет важную роль в мотивации персонала.

При стабильном уровне продаж зарплата персонала, как правило, находится в зависимости от реализованного товара. Продавец получает утвержденный руководством процент от стоимости каждого проданного им товара. Чем больше скорость оборота финансов и количество реализованных сделок за установленный период, тем большую заработную плату получит сотрудник.

Определить товарооборот иногда достаточно сложно, особенно в объединениях предприятий или в отделениях огромных компаний. В последнем примере появляются затруднения с внутрифирменным оборотом – оборот между отделами фирмы на основе трансфертных средств. Если убрать из объема оборота предприятия цену закупаемых ресурсов, сырья, прочие траты, то на выходе получается другой показатель хозяйственной деятельности предприятия – валовой доход (прибыль). Этот критерий можно вычислить и в отделениях больших корпораций.

  • Валовая прибыль

В руководстве предприятием валовая прибыль является самым используемым оценочным критерием. Показатель валовой прибыли распространен в тех сферах бизнеса и промышленности, где объем постоянных издержек находится на низком уровне. Например, в сфере торговли.

В процессе краткосрочного планирования использование показателя валовой прибыли является более рациональным, нежели применение показателя оборота компании. Показатель валовой прибыли используется в тех сферах производства, где велик процент переменных трат, материально-энергетических издержек в себестоимости товара. Но данный показатель невозможно использовать в капиталоемких сферах производства, где величина дохода вычисляется объемом эксплуатации технического оборудования производства, уровнем организации трудового процесса. Помимо этого, показатель валовой прибыли может применяться и в компаниях с меняющейся структурой издержек производства, себестоимостью. Главной загвоздкой при вычислении валовой прибыли является определение складских запасов и объема незавершенной продукции. С учетом инфляции эти факторы значительно искажают величину данного критерия в организациях.

  • Условно чистая прибыль

Если из показателя валовой прибыли вычесть накладные траты и сумму издержек на амортизацию, то получится «условно чистый» доход компании, или доход до отчисления процентов по займам и налоговых выплат. Этот критерий хозяйственной деятельности предприятия используется при ведении практически всех бизнес-проектов. Но в малых проектах этот критерий часто смешивается с предпринимательской прибылью хозяина фирмы.

Показатель чистой прибыли – фундамент для вычисления фонда премий персонала. В международной практике уровень премий главным руководителям предприятий также устанавливается в зависимости от уровня полученной прибыли.

  • Условно чистая продукция

Прибавив к величине условно чистого дохода расходы на выплату зарплаты персоналу, получим показатель условной чистой продукции. Величину данного показателя можно сформулировать как разницу между проданным товаром и размером затрат на его производство (сырье, издержки на ремонт и обслуживание оборудования, услуги подрядчиков и пр.). Рост условной чистой прибыли является критерием эффективности деятельности компании вне зависимости от того, какие масштабы принимает процесс инфляции.

На практике он применяется аналогично показателю валовой прибыли. Но максимально удобной отраслью для его реализации является внедренческий и консультативный бизнес.

Показатель условно чистой прибыли – эффективный инструмент управленческого контроля в сферах и организациях, которые имеют стабильную систему трат производства. Но данный критерий не подходит для оценки итогов работы конгломератов, организаций с производством продукции разного вида. Показатель является основой для вычисления фонда заработной платы, особенно в тех сферах, где количество персонала, трудозатраты и издержки на оплату труда плохо поддаются контролю.

  • Прибыль до налогообложения

Если из показателя условно чистой продукции вычесть выплаты заработной платы и проценты по займам, то получается доход до налогообложения. Этот показатель не может выступать в качестве оценочного на только что открывшихся предприятиях, которые еще не набрали оборотов производства и реализации продукции, а также на предприятиях, где применяются серьезные финансовые вложения с длительным периодом окупаемости. Он же не может использоваться в сфере бытового сервиса.

Сфера использования остальных оценочных показателей ограничена исключительно нуждами бухгалтерской отчетности.

  • Стратегические показатели

Совместно с показателями, которые необходимы для осуществления текущего планирования и руководства предприятием, существуют критерии для стратегического руководства.

Основные стратегические показатели:

  • объем рынка сбыта, который контролируется предприятием;
  • нормативы качества товара;
  • показатели качества обслуживания покупателей;
  • показатели, которые относятся к обучению и повышению квалификации персонала компании.

Все эти показатели связаны с увеличением объема получаемой предприятием прибыли. Например, повышение объема поставок на рынок сбыта приводит к увеличению дохода, который выручит компания. Особенно ясно такая зависимость прослеживается в сфере капиталоемкого производства. Также следует отметить, что увеличение дохода достигается лишь на перспективной основе и не может быть определено с помощью критериев, которые используются для потребностей текущего планирования и руководства только за конкретные временные периоды.

Если долю рынка сбыта вычислить не составит труда, то критерий качества товара – понятие очень непростое для определения. Как правило, для потребностей внутри производства используется показатель отказов в процентном соотношении от партии товара при помощи статистического контроля уровня качества, то есть путем выбора выясняется уровень отказов в конкретной партии на тысячу штук изделий. Данный показатель не столько нацелен на сокращение издержек производственного процесса, сколько направлен на поддержание уровня вашей компании на рынке сбыта. Вне компании или производства показателями качества товара выступают: процент продукции, возвращенной покупателями на обслуживание по гарантии, процент товара, возвращенного покупателями его изготовителю, в объеме реализованной продукции.

  • Управление расходами организации, или Как создать систему минимальных издержек

Мнение эксперта

Показатели эффективности в онлайн-торговле

Александр Сизинцев ,

генеральный директор онлайн-агентства путешествий Biletix.ru, Москва

В бизнес-проектах, которые осуществляют свою деятельность онлайн, результативность анализируется с помощью других методов по сравнению с офлайн-компаниями. Я расскажу о главных критериях, которые используются при оценке эффективности работы проекта. К слову сказать, интернет-проект Biletix.ru только по прошествии двух лет начал окупать себя.

  1. Уровень объема продаж повышается более быстрыми темпами, чем рынок. Мы анализируем эффективность нашего проекта в контексте ситуации на рынке. Если статистика говорит о том, что перевозка пассажиров повысилась на 25 % за год, то и наш объем продаж должен также повыситься на 25 %. Если ситуация для нас сложилась не так благополучно, то мы должны понять, что уровень нашей эффективности понизился. В этой ситуации нам необходимо срочно принять ряд мер для продвижения сайта и повысить объем трафика. В это же время мы должны совершенствовать качество обслуживания клиентов.
  2. Увеличение объема товара с большим уровнем доходности в объеме общих продаж компании. Процент такой продукции в разных сферах деятельности может иметь разительные отличия. Например, один из самых доходных видов деятельности – это сервис по предоставлению услуг бронирования номеров в гостиницах. А самая низкая маржа – это продажа билетов авиасообщения. Разница между ними может доходить до 12 %. Естественно то, что опору нужно делать на сервис бронирования номеров. За прошедший год наша команда смогла увеличить этот уровень до 20 %, но процент от общего количества продаж все равно остается невысоким. Исходя из этого, мы ставим перед собой цель достигнуть 30%-го уровня от всех продаж компании – это нормативный показатель результативной деятельности организации в иностранных бизнес-проектах, идентичных нашей компании.
  3. Увеличивать объем продаж через самые окупаемые каналы. Основной показатель эффективности нашего бизнес-проекта – повышение объема продаж при помощи определенных каналов продвижения. Сайт нашего проекта – самый прибыльный канал, мы напрямую обращаемся к нашим потенциальным клиентам. Этот показатель составляет примерно 10 %. Процент же с сайтов наших партнеров в разы ниже. Из этого следует, что сайт нашего бизнес-проекта является самым важным показателем эффективности деятельности проекта.
  4. Увеличение количества покупателей, которые с интересом относятся к вашей продукции или услугам, а также совершают покупки. Для исследования уровня эффективности необходимо соотнести долю ваших постоянных заказчиков со всей базой клиентов компании. Мы можем повысить уровень прибыли и путем повторных заказов. То есть заказчик, который будет приобретать у нас продукцию многократно, является самым доходным клиентом проекта. Необходимо предпринять ряд мер, повышающих доходность покупателей, а не распространяться на снижение стоимости товаров. Например, для повышения разовой прибыли многие проекты запускают всевозможные акции и скидки. Если ваш покупатель однажды приобрел товар со скидкой, то в следующий раз покупать его за полную стоимость он не захочет и будет искать другие интернет-магазины, в которых проводятся акции в данный момент. Из этого мы понимаем, что данный метод не сможет увеличивать доход проекта постоянно, а значит, он является неэффективным. Если говорить о цифрах, то процентная доля постоянных покупателей должна составлять примерно 30 % от всего количества клиентов. Наш бизнес-проект такого показателя эффективности деятельности уже достиг.

По каким показателям оцениваются результаты хозяйственной деятельности предприятия

Доход – прибыль от сбыта товаров или от предоставления услуг за вычетом финансовых издержек. Он является денежным эквивалентом чистого товара компании, то есть состоит из суммы затраченных на его производство средств и из выгоды после его реализации. Доход дает характеристику всему объему финансовых средств компании, который поступает в организацию за некоторый временной период и за вычетом налоговых отчислений может быть применен на потребление или же инвестирование. В каких-то случаях доход предприятия облагается налогами. В такой ситуации после процесса отчисления налоговых выплат доход делится на все источники его потребления (фонд инвестиций и фонд страхования). Фонд потребления отвечает за своевременную выплату зарплаты персоналу предприятия и за отчисления по результатам рабочей деятельности, а также за процент в уставном имуществе, за материальную поддержку и т. д.

Прибыль – это процент от общего объема дохода, который остается у предприятия после осуществления финансовых затрат на процесс производства продукции и ее реализацию. В ситуации рыночной экономики прибыль – это главный источник сбережения и приумножения доходной части бюджета государства и местного бюджета; главный источник развития деятельности компании, а также источник, с помощью которого удовлетворяются потребности в финансовых средствах персонала предприятия и его владельца.

На объем прибыли может влиять как объем производимого предприятием товара, так и его разнообразие, уровень качественности продукции, себестоимость продукции и т. д. А доход может влиять на такие показатели, как окупаемость продукции, финансовые возможности компании и т. д. Общий объем прибыли предприятия называют валовой прибылью, и она подразделяется на три части:

  1. Доход от продажи товара – разница между заработком от продажи товара, не учитывая налог на добавленную стоимость, и себестоимость реализованной продукции.
  2. Доход от продажи материальных ценностей предприятия, от реализации имущества предприятия – разница между полученными финансовыми средствами от продажи и затраченными средствами на покупку и реализацию. Доход от реализации главных фондов предприятия – это разница между прибылью от продажи, остаточной ценой и финансовыми тратами на демонтаж и реализацию.
  3. Доход от дополнительной деятельности предприятия – прибыль от реализации ценных бумаг, от инвестирования бизнес-проектов, от сдачи помещений в аренду и т. д.

Рентабельность – относительный показатель результативности трудовой деятельности организации. Вычисляется он следующим образом: отношение прибыли к тратам, отражается в процентном соотношении.

Показатели рентабельности применяются для оценивания результативности деятельности различных предприятий и целых сфер деятельности, которые производят разные объемы продукции и различный ассортимент. Эти показатели характеризуют полученный объем прибыли по отношению к затраченным ресурсам предприятия. Чаще всего применяются показатели рентабельности товара и рентабельность его производства.

Виды рентабельности (окупаемости):

  • окупаемость от реализации продукции;
  • окупаемость инвестированных средств и затраченных ресурсов;
  • финансовая окупаемость;
  • объем чистой окупаемости;
  • окупаемость трудовой деятельности производства;
  • окупаемость личного капитала предприятия;
  • временные рамки рентабельности собственных вложений;
  • окупаемость перманентных вложений;
  • общая окупаемость от продаж;
  • окупаемость активов;
  • окупаемость чистых активов;
  • окупаемость вложений, взятых взаймы;
  • окупаемость оборотных финансовых средств;
  • валовая рентабельность.

Как определяется эффективность хозяйственной деятельности предприятия

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия непосредственно зависит от ее результатов. Абсолютный критерий, который характеризует итог рабочего процесса компании в финансовой (денежной) оценке, получил название «экономический эффект».

Например, организация приобрела для своего производства новое техническое оборудование и благодаря этому повысила уровень дохода предприятия. В такой ситуации увеличение уровня доходов предприятия означает экономический эффект от введения новых технологий. Вместе с тем увеличения прибыли можно достигать разными путями: усовершенствованием технологии рабочего процесса, закупкой современного оборудования, рекламной кампанией и т. д. В такой ситуации эффективность хозяйственной деятельности предприятия будет определяться экономической эффективностью.

Эффективность хозяйственной деятельности предприятия – это изменяющийся показатель, который соизмеряет достигнутый результат с потраченными на него финансовыми средствами или же другими ресурсами.

  • Эффективность = результат (эффект) / затраты.

Формула указывает на то, что лучшая эффективность достигается в том случае, если результат нацелен на максимальный уровень, а затраты – на минимальный.

  • Снижение затрат на предприятии: самые эффективные методы

Мнение эксперта

Как выявить признаки низкой эффективности хозяйственной деятельности

Алексей Бельтюков ,

старший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда «Сколково», Москва

Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия состоит из исследования финансового уровня, а также существующих рисков.

1. Устанавливается главный показатель.

В каждой сфере деятельности можно обнаружить какой-то основной финансовый критерий, который сможет отображать результативность бизнес-проекта. Для примера мы рассмотрим организации, которые занимаются предоставлением услуг мобильной связи. У них основной критерий – это средний уровень прибыли организации за месяц с одного пользователя. Он именуется ARPU. Для сервисов, занимающихся ремонтом машин, – это установка показателя за 1 час на одном действующем подъемнике. Для отрасли, занимающейся недвижимостью, – это уровень доходности на один кв. метр. Необходимо остановить свой выбор на таком показателе, который ярко характеризует ваш бизнес-проект. Параллельно с установлением показателя необходимо изучать информацию о своих конкурентах. На своем опыте могу сказать, что добыть эту информацию совсем нетрудно. По итогам проделанной работы вы сможете оценить состояние вашего бизнес-проекта в сравнении с другими компаниями отрасли, в которой вы осуществляете деятельность. Если исследование эффективности хозяйственной деятельности вашего предприятия выявило уровень результативности выше, нежели у конкурирующих с вами организаций, то есть смысл подумать о развитии возможностей вашего предприятия; если уровень ниже, то ваша главная цель – выявить причины низкого уровня эффективности деятельности. Я уверен, что в такой ситуации необходимо провести детальное исследование процесса образования стоимости продукции.

2. Исследования процесса образования стоимости.

Я решал эту проблему так: выявлял все финансовые показатели и контролировал образование цепочки стоимости. Отслеживал финансовые траты в документации: от закупки материалов для создания продукции до ее продажи заказчикам. Мой полученный в этой области опыт указывает на то, что применяя этот метод, можно обнаружить множество путей для повышения уровня эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

В хозяйственной деятельности предприятия можно обнаружить два плохих показателя эффективности. Первый – наличие большой территории складских помещений с полуготовой продукцией; второй – высокий процент бракованного товара. В финансовой документации показателями наличия потерь можно назвать высокий уровень оборотного капитала и большие траты на одно наименование товара. Если ваша организация занимается оказанием услуг, то низкий уровень эффективности можно отследить на рабочем процессе сотрудников – как правило, они слишком много беседуют друг с другом, занимаются ненужными делами, тем самым понижая эффективность обслуживания.

Как регулируется хозяйственная деятельность предприятия на государственном уровне

Правовое регулирование – это деятельность государства, направленная на общественные взаимоотношения и осуществляющая свои действия при помощи юридических инструментов и способов. Ее главная цель – стабилизировать и привести в порядок взаимоотношения в социуме.

Правовое регулирование различных видов деятельности бывает двух типов: директивное (еще его называют прямым) или же экономическое (также его называют косвенным). В правовой документации зафиксированы правила по отношению к разнообразным видам деятельности. Прямое регулирование, которое осуществляется органами государства, можно разделить на несколько линий:

  • формулирование условий, которые будут предъявляться к хозяйственной деятельности предприятия;
  • утверждение ограничений на различные проявления при ведении хозяйственной деятельности предприятия;
  • применение со стороны государства штрафных санкций при несоблюдении установленных нормативов;
  • вписывание поправок в документацию предприятия;
  • образование субъектов хозяйственной деятельности, их перестраивание.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия происходит при использовании норм трудового, административного, уголовного, налогового, корпоративного права. Необходимо знать, что нормы, прописанные в законодательных документах, постоянно подвергаются изменениям с учетом сложившейся обстановки в обществе. Если осуществлять хозяйственную деятельность предприятия, не учитывая установленных нормативов, то может сложиться неприятная для владельца предприятия ситуация – он будет привлечен к административной или уголовной ответственности или же получит штрафные санкции.

На практике очень часто руководители предприятия подписывают договоры, толком не изучив и не проанализировав всю информацию. Такие действия могут отрицательно сказаться на конечном итоге. Клиент вправе использовать такие упущения в своих личных целях – он может расторгнуть договор. В этом случае ваше предприятие понесет громадные финансовые убытки и всевозможные издержки. Для этого и существует определение «правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия». Руководителю организации необходимо держать под личным контролем большое количество вопросов. Много волнений управленческому персоналу предприятия также приносят проверки государственными органами контроля.

Большая часть предпринимателей нашей страны привыкла к безнаказанности, особенно в тех моментах, которые касаются трудовых отношений. Как правило, нарушения обнаруживаются в процессе увольнения персонала. В современном обществе сотрудники научились отстаивать свои права. Руководитель предприятия должен иметь в виду, что сотрудник, который был уволен незаконным способом, может вернуться на свое рабочее место по решению суда. Но для владельца компании такое возвращение выльется в финансовые затраты, в том числе и отчисления зарплаты сотруднику за все время, которое он не работал.

Правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятия включает в себя законодательную, нормативную и внутреннюю документацию, которая утверждается организацией самостоятельно.

  • Компенсация при увольнении: как рассчитаться с работником

Информация об экспертах

Александр Сизинцев , генеральный директор онлайн-агентства путешествий Biletix.ru, Москва. ЗАО «Випсервис». Сфера деятельности: продажа авиационных и железнодорожных билетов, а также оказание туристических и сопутствующих услуг (агентство Biletix.ru – b2c-проект холдинга «Випсервис»). Численность персонала: 1400. Территория: центральный офис – в Москве; более 100 точек продаж – в Москве и Московской области; представительства – в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Тюмени. Годовой объем продаж: 8 млн авиабилетов, более 3,5 млн железнодорожных билетов.

Алексей Бельтюков , старший вице-президент по развитию и коммерциализации фонда «Сколково», Москва. Инновационный центр «Сколково» – современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. В комплексе обеспечиваются особые экономические условия для компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии.