В первой половине 12 века русь. Период правления Владимира Великого

(1103 - 1120 гг). 11 апреля в районе города Сутень (к востоку от днепровских порогов) произошло сражение войска под командованием русских князей Святополка и Владимира Мономаха с половецким войском под командованием хана Урусобы. В начале сражения русские окружили половецкий авангард под ко­мандованием богатыря Алтунопы и полностью истребили его. Затем, ободренные успехом, они обрушились на главные по­ловецкие силы и нанесли им сокрушительное поражение. По свидетельству летописца, никогда еще русские не одержива­ли столь блестящей победы над половцами. В битве пали Урусоба и 19 других ханов. Эта победа положила начало наступательным действиям русских против половцев.

Липицкая битва 1176 года - в этом году ростовчане и их бояре, зная о скорой кончине больного великого кн. владимирского Михаила (Михалка) Юрьевича, послали в Новгород Великий за сидевшим там кн. Мстиславом Ростиславичем. Тот немедленно прибыл в Ростов и, собрав рать, двинулся к Владимиру, желая занять город и предупредив тем самым избрание др. претендентов на великий стол. Но владимирцы уже целовали крест брату Михалка - Всеволоду Большое Гнездо, который двинул свои войска навстречу Мстиславу. Из Суздаля Всеволод сделал попытку примириться с Мстиславом. Он предложил остаться каждому в том городе, который его избрал, Суздаль же сам пусть выбирает князем кого захочет. Получив отказ, Всеволод у Юрьева-Польского соединился с переяславцами. Между тем Мстислав уже шёл на Всеволода. Битва произошла 27 июня у Юрьева, между реками Липица и Гза. Всеволод наголову разбил войско Мстислава, который с большим уроном бежал в Ростов.

Карты:

Примечания

Переяславль-Залесский - древнерусский город на берегу Плещеева озера (ныне р. ц. Ярославской области Переславль-Залесский). Основан в 1152 году Юрием Долгоруким в качестве крепости, прикрывавшей Ростово-Суздальскую землю. В 1175 -1302 годы - столица Переяславского княжества. Здесь составлен Летописец Переяславля-Суздальского. В 1302 году вошёл в состав Московского княжества. Неоднократно разрушался: в 1238 году татарами Бату-хана, в 1293 году городецким князем Андреем Александровичем, в 1382 году ханом Тохтамышем, в 1408 году эмиром Едигеем. Город украшен многими храмами и монастырями. Первый храм был заложен основателем города (1152) и получил имя Спас-Преображенский. В 1585 году построена шатровая церковь Петра-митрополита. В XVI веке воздвигнуты Горицкий и Данилов монастыри. В окрестностях города сохранились земляные валы городка Клещино (XII в.).

Дмитров - древнерус. город на р. Яхроме. Впервые упом. летописями (ок. 1154 в связи с рождением у сузд. кн. Юрия Долгорукого сына Всеволода Большое Гнездо, имевшего церк. имя Димитрий, в честь которого Дмитров и был построен. В 1180 г. его сжёг черниг. кн. Святослав Всеволодич. Дважды (1238 и 1293) был сожжён и опустошён татаро-монголами. В 1272 г. Дмитровом владел гал.-дмитров. кн. Давыд Константинович, затем -его сын Борис Давидович и внук Дмитрий Иванович, которого с Дмитров, удела согнал Дмитрий Иванович Донской. В XIII - XIV вв. Дмитров - центр одноимённого удел. кн-ва. С кон. XIV в. и до самой смерти (1428) им владел сын Дмитрия Донского - Петр Дмитриевич, после чего Дмитров был присоединён к Москве.

Салница (Русско-половецкие войны, XI-XIII вв.). Река в Донских степях, в районе которой 26 марта 1111 г. произошла битва между объединенным войском русских князей под командованием князя Владимира Мономаха (до 30 тыс. чел.) и половецким войском. Исход этого кровопролитного и отчаянного, по свидетельству летописи, сражения решил своевременный удар полков под командованием князей Вла­димира Мономаха и Давыда Святославича. Половецкая конница попыталась отрезать русскому войску путь домой, но в ходе сражения потерпела сокрушительное поражение. Согласно легенде, русским воинам помогали разить неприяте­лей небесные ангелы. Битва на Салнице стала крупнейшей победой русских над половцами. Никогда еще со времен по­ходов Святослава (X в.) русские воины не заходили так дале­ко в восточные степные районы. Эта победа способствовала росту популярности Владимира Мономаха - главного героя похода, весть о котором дошла «даже до Рима».

Инструкция

Условия для создания раннефеодального государства у восточнославянских народов появились еще в 9 в. Во главе древнерусских княжеств находился князь, управлявший землями с помощью Боярской думы. Крестьянское самоуправление представляло соседскую общину. Важные вопросы рассматривало народное собрание (вече): здесь принимались решения о военных походах и заключении мира, утверждались законы, принимались меры по борьбе с моровыми болезнями и голодом в неурожайные годы, совершался суд. Отношения князя и народного собрания выстраивались на основании договора, неугодного князя могли изгнать. К 11 в. подобное управление государством постепенно ослабевает, вечевые республики сохраняются лишь в Новгороде и Пскове.

Крупное частное землевладение, феодальные вотчины, передаваемые по наследству, появляются на Руси в 10-11 вв. Крестьяне, составлявшие большую часть населения, занимались земледелием и ремеслом, разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу. В Древней Руси было немало искусных мастеров-ремесленников, чьи изделия пользовались широким спросом даже за рубежом. Все свободное население обязано было выплачивать дань (« »).

Политическими центрами Киевской Руси были города, количество которых постоянно увеличивалось. Они также являлись местом, где процветала торговля. Собственные золотые и серебряные монеты стали чеканиться в конце 10 – начале 11 в., рядом с ними использовались и иноземные деньги.

Как повествует главная летопись «Повесть временных лет», основателем государства в Древней Руси является варяг Рюрик, который был приглашен охваченными междоусобицей племенами кривичей, чудь и словен на княжение в Новгород. В 862 году Рюрик пришел на Русь со своим родом и дружиной, а после смерти братьев великокняжеская власть оказалась в его руках. Он считается родоначальником царской династии Рюриковичей.

В 882 году князь Олег (именуемый Вещим) своим южным походом смог объединить центральные восточнославянские земли – Новгородскую и Киевскую, присоединив к ним огромные территории от Балтийского моря до Черного.

Олега сменил Игорь, который, подобно своему предшественнику, расширял границы Киевской Руси. При Игоре был совершен поход на постоянно беспокоивших русские земли печенегов, закончившийся заключением пятилетнего перемирия. Князь погиб от рук древлян, поднявших бунт против повторного сбора дани.

Жена Игоря Ольга правила русскими землями при малолетнем Святославе с 945 г. Отличавшаяся способностями настоящей правительницы Ольга на протяжении почти двух десятилетий смогла сохранить независимость сформировавшегося древнерусского государства. Княгиня установила новую систему сбора дани: ввела уроки (закрепленные нормы сборов), которые взимались с населения в определенное время и на установленных местах (погостах). Княгиня Ольга в числе первых на Руси стала христианкой, позднее была канонизирована.

С именем следующего русского князя связано принятие на Руси христианской веры. Владимир избрал христианство как самую приемлемую для народа и удобную для укрепления государственной власти религию. После крещения самого Владимира и его сыновей христианство на Руси стало государственной религией. 988-989 – годы, когда русские люди принимали по доброй воле или под страхом княжеской власти. Но еще долгое время соседствовали христианская вера и древнее язычество.

Новая религия быстро утверждалась в Киевской Руси: строились храмы, которые заполнялись привезенными из Византии иконами и разной церковной утварью. С появлением на Руси христианской религии начинается людей. Владимир повелел обучаться грамоте детям именитых родителей. Русский князь-христианин, следуя вере, поначалу заменял штрафом уголовные наказания, проявлял заботу о бедняках, за что в народе стал называться Красным Солнышком.

Владимир воевал со многими племенами, при нем границы государства значительно расширялись. Великий князь старался защитить русские земли от нападения степных кочевников: для обороны возводились крепостные стены и города, заселяемые славянами.

Место отца занял Ярослав, которого стали называть впоследствии Мудрым. Долгие годы его княжения ознаменованы расцветом Русской земли. При Ярославе был утвержден , именуемый «Русская Правда», династический брак его сына Всеволода и византийской принцессы (из рода Мономахов) способствовал прекращению противостояния Греции и Руси.

При Ярославе Мудром главным наставником христиан стал русский митрополит, а не присылаемый из Византии. Столичный Киев своей величавостью и красотой соперничал с крупнейшими европейскими городами. Возводились новые города, церковное и светское строительство достигало широких масштабов.

Владимир Мономах занял великий стол после продолжительных усобиц между наследниками, сыновьями Ярослава Мудрого. Образованный, обладающий талантами писателя князь был участником многочисленных военных походов по Европе и вдохновителем военных действий против половцев. С помощью русскому князю удалось одержать несколько побед над степняками-кочевниками, и постоянные враги русских земель долго не тревожили население.

Киевская Русь усилилась во времена княжения Владимира Мономаха, три четверти земель, входящих в состав государства, при нем объединились, таким образом была значительно преодолена феодальная . Со смертью князя княжеские усобицы возобновились.

12 в. считается временем существования на Руси удельных княжеств, важнейшими из которых были Киевская, Владимиро-Суздальская, Чернигово-Северская, Новгородская, Смоленская и другие земли. Некоторые южные территории попали под власть Литвы и Польши, большая часть русских земель представляла фактически независимые государства, где князья определялись с вече. Дробление Киевской Руси ослабляло ее, делало невозможным в полную силу противостоять врагам: половцам, полякам и литовцам.

В течение 37 лет шла ожесточенная борьба за великое княжение между потомками Мономаха, а в 1169 г. киевский стол захватил Андрей Боголюбский. Этот князь считается основателем монархической формы правления государством. Он пытался, опираясь на простой народ и церковь, усилить единоличную власть, не зависящую от влияния бояр и вече. Но стремления Андрея Боголюбского к самодержавной власти вызвали недовольство дружины и других князей, поэтому он был убит.

Брат Боголюбского Всеволод Большое Гнездо правил Русью, приближая ее к самодержавной монархии. Понятие «князь- » окончательно установилось во времена его правления. Всеволоду удалось объединить Ростово-Суздальскую землю. Порядок в государстве устанавливался при помощи осторожной мудрой политики Всеволода: поучительный пример стремившегося к единоличной власти Андрея Боголюбского указывал князю действовать согласно принятым обычаям и почитать знатные боярские роды.

Всеволод Большое Гнездо принимал близко к сердцу обиды, чинимые земле Русской: в 1199 г. он совершил большой поход на своих бывших союзников половцев, тревоживших Русь, и далеко прогнал их.

Структура Древней Руси по данным источников

Появление Древнерусского государства относится к концу $IX$ века. Оформление государства связано с объединением двух центров восточных славян: Киева с Новгородом. Центром объединения стал Киев, а с точки зрения племен – поляне. Образование Древнерусского государства связано с именем князя Олега, который, согласно летописи, в $882$ году подчинил своей власти окружающие племена. С $X$ по $XII$ века происходит становление государства.

Замечание 1

Из источников, позволяющих получить информацию о ранней истории Древней Руси, известны немногие. В первую очередь, это летописные сведения, которые могут быть использованы только с учетом несовершенства их данных, а также Договоры Руси с греками и описание Руси в сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей».

Итак, исходя из данных источников, Древнерусское государство состояло из трех частей. Первую составляла «Русская земля» с центром в Киеве, где находился и двор великого князя, главы всего государства. Вторая часть представляла собой комплекс земель севера Восточной Европы, там проживали племена, которые заключили договор с киевским князем. По этому договору племена платили дань за управление и военную протекцию. Дань передавалась в Киев через наместника. И, наконец, третья часть – подчиненные власти Киева племенные союзы восточных славян. В целом, может показаться странным, что с виду одинаковые вторая и третья часть разделены между собой. Дело в том, что на севере речь идет о Новгородской земле, которая имела своего наместника из Киева, как правило, сына киевского князя, потому что Новгород был вторым по важности городом. Что касается других союзов племен – здесь киевский князь не встревал во внутренний уклад, вероятно, там продолжали править местные князья и родоплеменная верхушка.

Первые правители Древнерусского государства

Таким образом, как уже было сказано, согласно летописи начало Древнерусскому государству как политическому объединению положил князь Олег. В $882$ году он покинул Новгород, где правил, и двинулся на юг. Судя по всему, у Олега было внушительное войско, этнически довольно пестрое, там были и варяги, и славянские воины – представители племен кривичей, ильменских словен, и финноугры – воины чуди и мери.

Отправившись на юг, Олег занял такие города, как Смоленск и Любеч, и поставил там своих наместников князьями. Однако целью его был Киев, который он и захватил, убив его правителей – Аскольда и Дира. Затем Олег объявил Киев столицей государства.

Власть киевского князя распространялась военным путем на территориях племен древлян и северян. Племя радимичей приняли власть Киева добровольно, поскольку до этого они были данниками Хазарского каганата. Все племена, находившиеся под властью киевского князя, должны были платить ежегодную дань.

Замечание 2

Олег был успешным политическим и военным деятелем, судя по тому, что основав единое государство, он предпринял также ряд походов на Византию. Благодаря этим походам, нам доступны договоры Руси с Греками $907$ и $911$ годов. Эти договоры предоставляли торговые льготы русским купцам и решали некоторый ряд иных правовых вопросов.

Исходя их данных летописи, Олег правил на протяжении тридцати лет, а наследовал ему Игорь в $912$ году.

Князь Игорь наиболее известен своей гибелью от рук восставших древлян и последовавшей за ней местью его супруги Ольги. В самом деле, практически в начале правления Игоря древляне восстали, однако их бунт был подавлен. Древляне снова были обязаны платить дань, причем, после восстания она возросла.

В $915$ году у границ молодого Древнерусского государства появилось племя печенегов. Эти кочевники разгромили земли проживавших в степях Причерноморья хазар, а венгры и вовсе вынуждены были покинуть эти земли. Размах земель, на которых кочевали печенеги в начале X века, поражает: это территория от Волги до Прута.

Подобно своему предшественнику, Игорь также провел несколько походов на Византию. Однако первый поход, в $941$ году, был неудачным, флот Игоря был уничтожен. В $944$ году состоялся второй поход Игоря, по сути, результат был не особо удачным для Руси – по договору положения 907 и $911$ годов в целом подтверждались, но беспошлинная торговля отменялась.

В $945$ году князь участвовал в сборе дани с древлян. Согласно летописным сведениям, Игорь пытался дважды собрать дань, в результате дружинники князя были перебиты возмущенными древлянами, а сам он был казнен.

Смерть князя Игоря была отмщена его супругой Ольгой, жестоко расправившейся с древлянами. Также Ольга, уяснив, видимо, что система сбора налога явно несовершенна, провела реформу. Так, в $947$ году Ольга в Новгороде сделала нововведение: появилась система оброков и дани, жители должны были отправлять дань на определенную территорию – погост, где ее собирали специальные лица – тиуны. Княгиня Ольга также известна тем, что стала первым главой Древнерусского государства, принявшим христианство, что способствовало укреплению связей с Византией. Сын Ольги Святослав Игоревич свое княжение провел в военных походах, так что делами насущными до своей смерти продолжала заниматься его мать.

Святослав в $964$ году расширил территорию древнерусского государства за счет подчинения вятичей. Затем он нанес поражение Волжской Булгарии и сокрушил Хазарию. Русь укрепилась в Причерноморье, а также на Северном Кавказе. По смерти княгини Ольги Святослав поделил земли между своими сыновьями: Ярополку – Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру – Новгород. Князь был убит печенегами в $972$ году при попытке вернуться домой из похода на Византию.

Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром

Рисунок 1.

Разделение Святославом земель привело к первой усобице между правителями Древнерусского государства. Победителем из нее вышел Владимир, ставший крестителем Древней Руси. При князе Владимире Русь завершила объединение территорий, присоединив Червоную и Карпатскую Русь, окончательно подчинив вятичей и радимичей. Попытка создания единого языческого пантеона в Киеве для укрепления единства государства провалилась, и тогда князь принял решение избрать новую государственную религию, которая бы укрепила власть Киева. Так в 988 году Русь приняла крещение. Это вывело Древнерусское государство на мировую арену. Русь получила международное равное признание.

После смерти Владимира началась новая распря между князьями. В ходе тяжелых столкновений между сыновьями Владимира многие погибли, а победил в итоге Ярослав, получивший затем прозвище Мудрый. При нем произошло оформление первого свода законов – Русской Правды. Во внешней политике род русских князей породнился с важнейшими европейскими династиями. Ярослав уделял большое внимание развитию культуры и градостроительства. Ярослав закрепил так называемую «лествичную» систему наследования, когда младший брат был наследником старшего. Эта система вызывала постоянные конфликты между родственниками.

Начало раздробленности

В середине $XI$ века на смену печенегам пришли новые кочевники – половцы. Сыновья Ярослава Мудрого, погрязшие в решении личных конфликтов, не смогли оградить государство от вторжения.

Замечание 3

Около $1072$ года Русская Правда была отредактирована Ярославичами на съезде, появилась так называемая «Правда Ярославичей».

С развитием феодальных отношений шел и рост городов. В связи с этим появлялись местные центры, стремившиеся проводить самостоятельную политику. Началась конфронтация с Киевом. Это было даже более весомой причиной грядущего начала феодальной раздробленности, чем особенности наследования великокняжеского стола. Триумвират Ярославичей не смог преодолеть раздробленность. Активные попытки укрепить и объединить государство в начале $XII$ века проводил Владимир Мономах, а затем его сын Мстислав Великий, однако они тоже не увенчались успехом.

Удельная Русь в XII–XV веках

С 30-х гг. ХII в. древнерусское государство распадается на полтора десятка княжеств-государств, главными из которых постепенно становятся Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля . Сохраняя общность языка и культуры, но утратив политическое единство, Русь вступает в период феодальной раздробленности, продолжавшийся до конца XV в. После походов Батыя (1237–1240 гг.) Владимиро-Суздальское и ряд других княжеств Северо-Восточной Руси входят в состав Золотой Орды . Новгородская земля, платя дань монголам, все же сохраняет независимость. Часть русских княжеств вошла в состав Великого княжества Литовского и Русского , а часть – в Галицко-Волынское княжество, которое в ХIV в. было разделено между Литвой, Польшей и Венгрией. К концу XV в. земли, объединившиеся вокруг Москвы, образуют независимое централизованное государство, получившее название Россия.

В чем причины распада Киевской Руси? К XII в. сложилось крупное боярское землевладение. Хо­зяйство носило натуральный характер, экономические связи княжеств были слабы. Удельным князьям и их боярам-вотчинникам требовалась самостоятельность для оперативного решения местных задач, например подавления народных выступлений. Развитие производительных сил, установление само­стоятельных торговых связей (у Галицко-Волынского княжества с западными соседями – Чехией, Польшей, Венгрией, у Владимиро-Суздальского – с восточными, у Новгорода – с балтийскими стра­нами) поддерживало центробежную тенденцию. Ей же способствовало снижение роли Киевского кня­жества, подвергавшегося набегам кочевников и бывшему яблоком раздора между удельными князьями, боровшимися за великое княжение.

Огромный урон экономике Руси нанесло монголо-татарское вторжение. Из 74 городов было разру­шено 49, причем 15 так и не смогли восстановиться. Велики были и людские потери. В течение 2,5 ве­ков русские княжества платили ханам дань, торговые пошлины, налоги для «кормления» ханских чи­новников. Народные выступления заставили Орду с конца XIII в. передать сбор дани в юрисдикцию русских князей, но она не стала меньше.

Тем не менее развитие производительных сил не остановилось. Увеличивались площади пахотные земель, ос­новным типом землепользования стало трехполье (яровое и озимое поля, третье – под паром), хотя сохранились подсечно-огневая система (зерно сеялось в золу от вырубленного и сжигаемого леса) и перелог (распашка новых участков по мере истощения старых). Землю стали обрабатывать железными орудиями труда, удобрять. Начал применяться водяной двигатель (в домницах, на мельницах, на руд­никах). Если в ХII в. было около 60 ремесел, а в ХIII в. – 90, то к XVI в. их стало более 200.

Хотя основной формой землевладения продолжала оставаться вотчина, но в производственных отно­шениях с XIII в. появляется принципиально новый элемент – условное, или поместное, землевладе­ние . Князь или боярин наделял своего дружинника или слугу (нередко бывшего холопа) землей за службу (как правило, военную). Такое владение поначалу не было наследственным и сохранялось только при условии добросовестной службы господину. Появляется новый социальный слой помещиков-дворян (термин «дворянин» известен с ХII в. и означал «человек княжеского двора»).

Система вассалитета, характерная для всех средневековых европейских государств, в т. ч. и для Ру­си, начинает вытесняться системой подданства . Отношения между сеньором и вассалами характеризо­вались определенным демократизмом и, как правило, скреплялись договором. Относительная незави­симость западноевропейских феодалов от своих сеньоров и центральной королевской власти (плюс достаточно свободный статус городов) стали одной из предпосылок развития демократических инсти­тутов в Западной Европе (появление в ХIII в. английского парламента и др.). Отношения подданства, характерные для восточных деспотий, начиная с Древнего Египта, требовали беспрекословного подчи­нения слуги, холопа своему господину. Развитию их на Руси в значительной степени способствовали физическое уничтожение большого числа дружинников и бояр во время похода Батыя, княжеские усобицы, полу­оккупационный режим в период ига, частичное заимствование русскими феодалами золотоордынских порядков.

Процесс закрепощения крестьян , характерный для феодализма, нашел отражение в исчезновении старых терминов, обозначающих формы феодальной зависимости (смерды, закупы и др.), и появлении в XIV в. нового термина - «крестьяне» («христиане»), что говорило о приобретении этой категорией населения общих черт, характерных для кресть­янства как класса феодального общества. Наряду с зависимым крестьянством существовало и «черно­сошное», жившее на свободных («черных») землях и платившее подати в казну.

В Западной Европе в ходе длительной борьбы с феодалами (например, «коммунальные революции» на рубеже ХI–ХII вв. во Франции) городам удалось добиться независимости от сеньоров. На Руси же города (а не феодальные замки) были издавна административными центрами. Их зависимость от кня­зей многократно возросла при монголах, т. к. князь был единственным защитником от ханских карательных экспедиций. Зависимое городское население делилось на «черных ремесленников», несших натуральные и денежные повинности в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, князьям или монастырям.

Разделение Руси сказалось на процессах этногенеза : проживание в разных, нередко воюющих друг с другом государствах, разница климата и другие факторы привели к обособлению трех групп восточных славян. Накапливались различия в языке, обрядах, традициях, образе жизни, культурно-психологическом складе. В результате в XIV–XVI вв. на базе древнерусской народности постепенно формируются три новых: русская («великороссы»), белорусская и украинская.

«Белая Русь» означала «свободная Русь» – свободная от дани Орде. Белоруссия входила в состав Великого княжества Литовского и Рус­ского, большинство населения которого были русскими. «Украина» означала и «окраина», и «свой край», т. е. «своя страна». Украина была разделена между Литвой, Польшей и Венгрией. Различия между родственными народностями поначалу были очень незначи­тельными, а самоназвание «Русь» среди украинцев и белорусов сохранялось очень долго. До конца XIX в. украинский язык считался «полтавским диалектом» русского языка.

Активные этнические процессы происходят и на других территориях будущей Российской импе­рии. Так, в это же время происходит образование татарской народности в Золотой Орде из завоевате­лей-монголов (их было меньшинство, название «татары» было, вероятно, наименованием одного из монгольских племен), булгар, кипчаков (половцев) и покоренных народов Средней Азии и Поволжья. Этому способствовало объявление в 1312 г. ислама государственной религией.

В социальной психологии и общественной мысли на Руси боролись достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, проявлялась сепаратистская тенденция (любой ценой защитить свое хозяйство, вотчину, княжеский удел), а с другой – объединительная, особенно заметная со второй половины XIV в. С одной стороны, налицо было стремление к сохране­нию личных и групповых прав и привилегий, унаследованных со времен военной демократии (вече, общины, дружинников и др.), с другой– к закреплению отношений подданства (по типу «господин – хо­лоп»). Последнее, например, нашло отражение в таких литературных памятниках рубежа ХII–ХIII вв., как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, где автор почти обожествляет княжескую власть. К концу XIV в. идея освобождения от ига и восстановления единства русских земель становится ведущей. В ее становление внес заметный вклад один из духовных лидеров эпохи Сергий Радонежский , благословивший московского князя Дмитрия Ивановича на битву с войсками Мамая в 1380 г. Художественным воплощением идеи возрождения Руси стали фрески и иконы Андрея Рублева .

В ХIII–ХV вв. для Руси главными внутренними и внешнеполитическими задачами стали: выжить, а за­тем добиться независимости. Монгольская империя, основанная Чингисханом (1201–1227 гг.), подчинила себе народы Сибири, Китая, Кореи, Средней Азии и др. Внук Чингисхана Батый (1208–1255 гг.) в 1236 г. предпринимает поход в Европу. Героическое сопротивление русских княжеств ослабило монголь­ские войска. Их продвижение на запад было окончательно остановлено в Чехии и Венгрии в 1242 г.

Однако главная опасность Руси грозила с северо-запада – от шведских феодалов и немецкого Ливонского ордена (образовался в 1237 г. после слияния орденов меченосцев и Тевтонского). Монгольское завоевание не привело к ассимиляции русичей. Русские воины служили в ордынских войсках. Относительно свободно действовала православная церковь. Крестоносцы же несли на покоренные земли крепостное право, жестокую эксплуатацию и насильственное «окатоличивание». Кроме того, орден представлял собой одну из лучших по тем временам военную организацию и победить его было очень трудно. Победы Александра Невского над шведами в 1240 г. и орденом в 1242 г. (битва на Чудском озере, или «Ледовое побоище»), а также победа польско-русско-литовских войск в битве при Грюнвальде в 1410 г. остановили западную агрессию.

Попытки галицко-волынских князей организовать сопротивление Золотой Орде в конечном итоге окончились неуда­чей. В XIV в. наметились три центра, претендовавшие на объединение русских земель: Москва, Тверь и Великое княжество Литовское и Русское . Последнее, возникнув в 40-х годах ХIII в. как федерация рус­ских и литовских земель под верховной властью литовской династии, к ХIV в. объединяет под своей властью значительное число русских княжеств. Талантливый полководец князь Ольгерд в 1362 г. у Синих вод наносит крупное поражение татарам, а затем совершает три похода на Москву. Однако взять Москву ему не удалось, и от претензий на объединение земель бывшей Киевской Руси пришлось отказаться.

В 1327 г., подавив антиордынское восстание в Твери, московский князь Иван Калита полу­чает от хана ярлык на великое княжение. К 1375 г. Тверь, как и другие княжества, признает лидерство Москвы в объединении Северо-Восточной Руси. Возвышению Москвы способствовали не столько достаточно безопасное и выгодное географическое положение или экономические факторы (торговые свя­зи между вотчинами и княжествами были достаточно слабы), сколько стремление избавиться от дани и – главное – добиться национальной независимости, плюс достаточно последовательная, гибкая политика московских князей.

В 1378 г. на реке Воже русские войска во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем наносят первое крупное поражение Орде. Триумфом русского оружия стала победа в 1380 г. на Куликовом поле объединенного войска большинства русских княжеств над ордынским военачальником Мамаем. За нее великий московский князь стал именоваться Дмитрием Донским , а впоследствии был причислен к лику святых.

Эта победа настолько высоко подняла престиж Москвы, что бывший союзник Мамая литовский князь Ягайло, по каким-то причинам опоздавший (?) на Кули­ково поле, рассматривает проект союза с Дмитрием Донским. Такой союз мог бы, вероятно, привести к восстановлению территориальной целостности русского государства и свержению монгольского ига уже в XIV в. Московско-Литовскому союзу помешал захват в 1382 г. (с помощью предательства) Москвы ханом Тохтамышем и восстановление дани. В 1385 г. Литва заключает унию (союз) с Польшей и тем самым закрепляет территориальный раздел Руси.

Московскому княжеству потребовалось еще столетие, чтобы добиться независимости. За это время к нему были присоединены города Муром, Нижний Новгород, Новго­род и другие княжества и земли. Этому способствовало вступление Золотой Орды в полосу феодальной раздробленности. В XIV в. от нее отделяются среднеазиатские владения, в XV в. – Крымское, Казан­ское, Астраханское и Сибирское ханства. В 1480 г. Москва отказывается платить дань Орде. Хан Ахмат приводит войско на Русь, но не решается вступить в бой с полками московского великого князя Ивана III . Простояв несколько недель на реке Угре, Ахмат возвращается в Орду. С игом было покончено. Вскоре после этого как отражение независимости государства появляется новое название Московской Руси – Россия . На смену древнерусской цивилизации приходит новая – российская цивилизация .

Таким образом , в ХII–XV вв. Русь, пережив феодальную раздробленность, монголо-татарское иго и потеряв часть территории, отошедшей к Литве, Польше и Венгрии, вновь возрождается как централи­зованное государство – Россия.

История Киевской Руси официально начинается в 882 году – как записано в летописи, именно тогда Олег из Рюриковичей, убив Аскольда и Дира, стал править княжеством со столицей в Киеве. Его походы, а также завоевательные войны других князей привели к тому, что земель под рукой Киева становилось все больше. Киевская Русь в 9-12 веках – это большое и развитое европейское государство.

Внешняя и внутренняя политика древнерусского государства

С самого начала внешняя политика имела сразу несколько направлений: нужно было противостоять и Византии, которая распространяла свою экспансию на Северное Причерноморье, и хазарам, которые препятствовали торговле в восточном направлении, и кочевникам-печенегами – они просто опустошали Русь своими набегами.

Византия неоднократно пыталась подчинить Древнюю Русь, но не все ее попытки были успешны. Так, после морского похода Олега на Царьград, между странами был заключен выгодный для восточнославянского государства торговый договор, правда, при правлении Игоря, после его менее удачных военных действий, условия изменились на менее благоприятные для Руси.

Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество.

Рис. 1. Святослав Игоревич.

Также он заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Карта военных действий постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.

Самым политически стабильным было правление его сына Владимира, однако уже в 1015 году развернулась борьба за власть, продлившаяся более 20 лет – только в 1036 году в Киеве стал править князь Ярослав, после смерти которого сыновья только укрепили власть Киевской Руси. Но это не спасло государство от феодальной раздробленности, начало которой было уже положено: единовластие киевских князей пало. Владимир Мономах, который пробовал ей противостоять, добился только временного усиления власти, а при его сыне Ярополке процесс распада государства окончательно завершился.

Рис. 2. Владимир Мономах.

Экономика и культура Киевской Руси

Русь в 9 начале 12 века была государством с феодальным землевладением. Собственниками земли были не только князья, но также бояре и дружинники, а немного позже к ним добавилась и церковь. Рабочей силой, на которой и основывалось экономическое развитие Киевской Руси, были холопы, смерды и другие категории населения. С них брали продуктовую ренту.

Что касается культуры, то она в значительной степени сформировалась под влиянием византийской традиции – это касается не только зодчества, но и живописи. Собственная литература также сформировалась под влиянием переводной, но была идейно насыщенной и совершенной в художественном плане. Самые известные произведения того времени – это “Повесть временных лет”, “Поучения” Мономаха и, конечно, “Слово о полку Игореве”.