Настоящая фамилия юрия долгорукого. Годы правления юрия долгорукова

Кучко

Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую-то грубость, завладел селами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город, который долго назывался Кучковым, а затем Москвой.
Детей Кучко Юрий взял с собой в Суздаль или Владимир, и на дочери Кучко, Улите, женил своего сына Андрея. В 1155 г., когда Юрий утвердился в Киеве, Андрей тайно от него уехал в Суздальскую землю; как замечено в одной из летописей, на это его «лестию подъяша Кучковичи».
Один из братьев, замешанный в каком-то злодеянии, был казнён по приказу Андрея; другой брат, Яким, возненавидел за это князя и участвовал в его убийстве.
Информация В. Татищева о романтической истории Юрия и жены Кучко, в результате чего Кучко будто бы и был убит, неправдоподобна, а сказание об участии жены Андрея, Кучковны, в заговоре на жизнь мужа опровергается другим сказанием, по которому Андрей был женат в то время уже во второй раз.

Москва

По преданию изначально городок располагался на Красном холме (другое название - Швивая горка), в районе поздней Гончарной слободы (совр. Гончарная улица). Здесь было поселение не позднее XI в. но изучение этого места археологическими методами проблематично из-за сильного разрушения древнего культурного слоя.
В результате земляных работ 1959-1960 гг. было установлено наличие древнерусского «мысового» городища на территории современного Кремля уже в кон. XI в., обнаружены остатки древнего оборонительного рва на углу Большого Кремлёвского Дворца. Во дворе современного здания Оружейной палаты, при реставрации кремлевских стен, в шурфе на шестиметровой глубине открылась вымостка из щебенки - слабый след древней улицы, спускавшейся к Неглинной. На ней была найдена свинцовая печать, оттиснутая в Киевской митрополии между 1091 и 1096 гг. (согласно В. Янину).
С другой стороны Боровицкого холма на низменный берег реки Москвы спускалась улица, ведшая к пристани, в районе современной Москворецкой набережной (вблизи к/т «Зарядье»).
Севернее современного Успенского собора проходила другая улица, деревянная мостовая созданная в кон. XI в. (по данным дендрохронологии примерно в 1080-1090-х гг.).
В разных местах найдены следы железоделательного, кузнечного и кожевенного ремесленного производства неукрепленной части раннего города - Посада, существовавшего в кон. XI в.

ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ

Юрий (1091-1157 гг.) - сын Владимира Мономаха.

Жёны: дочь князя Половецкого, Ольга - дочь греческого императора.
Сыновья: Ростислав, Андрей, Иоан, Глеб, Святослав, Ярослав, Мстислав, Василько, Михаил, Дмитрий (Всеволод).

Князь Ростово-Суздальский : 1113 - 1135 гг.
С 1135 г. по 1138 г. князем Ростово-Суздальского княжества был Ярополк Владимирович.

В 1113 г. Юрий был посажен в Ростово-Суздальское княжество. Юрий был первым самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.

Суздаль

В 1125 г. после смерти князя Владимира Мономаха Юрий Долгорукий перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества из Ростова в Суздаль.
Археологические раскопки позволили обнаружить в западной стороне остатки каменного гражданского сооружения, поставленного одновременно со зданием собора, т. е. в кон. XI в. Весьма возможно, что здание было палатами Юрия и его преемников. Согласно летописным сведениям, Юрий Долгорукий жил больше в Суздале, чем в Ростове.
В Суздале он построил и церковь Спаса (упоминается в летописи, местонахождение доподлинно неизвестно).
Из этого города он выступал в походы и возвращался в него. Суздаль делается постоянной резиденцией Юрия. Даже в Киеве Юрия окружают не ростовцы, а суздальцы.

В нач. XIII в. владимирский епископ Симон в вошедшем в Патерик послании к печерскому монаху Поликарпу говорит: «И в своем княжении христолюбей Владимер, вземь меру божественныа тоа церкви печерскыа, всем подобиемь създа церковь в граде Ростове: в высоту, и в ширину, и в долготу… Сын же того Георгий князь (Юрий Долгорукий), слыша от отца Владимера, еже о той церкви сотворися, и той во своем княжении създа церковь во граде Суждале в ту же меру. Яко по летех вся та распадошася, сиа же едина Богородична пребывает в векы».
Лаврентьевская летопись именует строителем первого суздальского храма Мономаха (в сообщении о второй поездке Мономаха в Суздальский край упомянуто заложение собора в Смоленске, а суздальский собор не упомянут), а Патерик говорит о том, что Мономахом был возведен храм в Ростове, а храм в Суздале Юрием Долгоруким не позднее 1125 г.
Ктиторами первого храма были Владимир Мономах и Юрий Долгорукий, второго Юрий Всеволодович.

Суздаль времен Юрия превращается в столицу огромного северо-восточного княжества, границы которого на севере доходят до Белого озера, на востоке - до Волги, на юге Суздальское княжество граничит с муромо-рязанскими землями, а на западе - со смоленскими и новгородскими. Сильная и обширная Новгородская республика начинает считаться уже с Суздалем, а не с Ростовом.
Попытки ростовского боярства возвратить свое политическое первенство успеха не имели. Основной политикой Юрия Долгорукого было сохранить и закрепить эту молодую растущую вотчину за своей семьей и утвердить ее первенство во всей Руси.

Князь Переяславля-Южного: 1132 г., 1135 г.

Кснятин

В 1134 г. на Калязинской земле при впадении реки Нерль в Волгу (Тверская обл.) князем Юрием Долгоруким был основан городок-крепость Кснятин (Коснятин Константин) в честь его сына. В этом же году в городе была сооружена церковь. В 1148 г. упоминается в летописях как крепость на границе Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. В 1216 г. был разорен новгородцами, а в 1236 г. - разрушен монголо-татарами. Основной же удар по Кснятину нанесли в 1288 г. княжеские усобицы. После сожжения Кснятина, начался закат этой крепости как города. С кон. XIV в. Кснятин входит в Кашинское удельное княжество, а в 1459 г. - упоминается уже как деревня. В 1888 г. кснятинское население составляло 696 человек. После сооружения Угличского водохранилища в 1939 г. с целью получения электроэнергии и водоснабжения городов и поселков Калининской (ныне Тверской) и Ярославской областей, а также для развития судоходства и рыбного хозяйства, земляные укрепления, древнее городище и старая ветка железной дороги были затоплены. Угличская плотина похоронила не только Калязин, как процветающий город, но и древнерусский Кснятин.

Границы Ростово-Суздальского княжества были:
на севере - Белозеро;
на востоке - до Волги;
на юге - Муромские и Рязанские земли (Городец Мещёрский - будущий город Касимов);
на западе - земли Смоленские и Новгородские.

Князь Ростово-Суздальский: 1138 – 1149 гг.
Из Суздаля ходил князь Юрий на Смоленск в 1139 г. В 1146 г. скончался сын Юрия Иоанн, его тело было привезено для захоронения в Суздаль. В 1148 г. из Суздаля отправился сын Юрия Глеб Юрьевич на помощь черниговским князьям против киевского князя Изяслава. В 1149 г. Изяслав «выгнал из Руси (Новгородская земля) к отцу в Суздаль князя Ростислава».

Юрий строит в своём княжестве новые города и крепости: Москва (1147 г.), Переславль-Залесский (1152 г.), Юрьев-Польский (1152 г.), Городец Мещёрский (1152 г. будущий Касимов), Дмитров (1154 г.) - в честь своего сына Дмитрия (Всеволода), . Эти города считались собственностью князя. Население городов было прочно привязано к князю и зависело от него. В этих городах быстро развивалось ремесленное производство.

Считается, что в 1140-е гг. Юрий Долгорукий получил от галицкого князя Владимира Володаровича строительную дружину и начал в княжестве белокаменное строительство. Способы обработки поверхностей блоков в Галиче и Малопольше существенно отличаются от тех, которые применялись в Переславле и Кидекше. Малопольские храмы вообще не относятся к крестовокупольному типу. Следовательно, единой логики работы гипотетической малопольско-галицко-суздальской артели не прослеживается. Видимо свои мастера у Юрия были еще с Мономаховых времён.
В качестве прямого источника архитектуры Юрия Долгорукого мы можем назвать не галицкие и не малопольские постройки, а императорский собор в Шпейере (это традиционное написание; более современное - Шпайер). Собор был построен в 1029-1106 гг.


Собор в Шпейере. Вид с запада.

Все те аргументы, которые можно привести в качестве обоснования сходства малопольских, галицких и суздальских храмов (кладка стен и фундаментов, аркатурные пояса в сочетании с поребриком и резными валами), полностью применимы и к императорскому собору:
- на соборе в Шпейере (как и на множестве других романских храмов Западной Европы, и на суздальских храмах) мы видим аркатуру, поребрики и резные валы;
- стены шпейерского собора, как и стены храмов Долгорукого, сужаются кверху уступообразно;
- цоколь императорского собора на большей части периметра представляет собой непрофилированный отлив (как в Переславле и Кидекше);
- бутовые фундаменты храма в Шпейере существенно шире стен, как и в Галиче, и в Суздале;
- способ обработки лицевых поверхностей блоков камня в Шпейере идентичен суздальскому (и существенно отличается от галицкого и малопольского);
- в средокрестии императорского собора реализована крестовокупольная схема с крестчатыми столпами;
- стиль резьбы в Переславле гораздо ближе к шпейерскому, чем к малопольскому.

Под 1148 годом Новгородская Первая летопись сообщает: «Ходи Нифонт Суждалю мира деля к Гюргеви, и прият и с любовью Гюрги, и церковь святи Св. Богородицы великым священием, и Новтържце все выправи, и гость всь цел, и посла с цестию Новугороду, нъ мира не дасть». Это сообщение говорит о том, что в 1148 г. в городе Суздале был построен новый собор на месте первого храма, который освятил новгородский епископ Нифонт.
Юрий в 1152 г. ещё не имел права украшать свои храмы скульптурным декором зооантропоморфного типа. Всё, что ему в это время позволяла церковь, - это «универсальный» романский орнаментальный декор «аркатура-поребрик-резной вал».
Юрий Долгорукий, потратив много лет на разведку каменоломен, начал строить свои храмы в условиях крайне напряженных взаимоотношений с киевским митрополитом и ростовским епископом.
Во времена и Юрия, и Андрея, и Всеволода в городах Владимире и Суздале епархий не было, и церковное руководство в Суздальской земле осуществлялось ростовским епископом. Епархия во Владимире появилась только при Юрии Всеволодовиче, в 1214 г.
В городах, не являвшихся центрами епархий, были «владычные наместники», подчинявшиеся епископу. На открытие нового храма требовалось епископское благословение, оно требовалось и на утверждение священника, хотя кандидатуру мог выдвигать ктитор - в данном случае князь. Ктитор мог инициировать и смещение неугодных ему священников, но, опять же, требовалось согласие епископа.
Ростовским епископом в начале 1150-х гг. был Нестор. Когда и кем он был поставлен на кафедру, мы точно не знаем. М.Д. Приселков полагал, что хиротония Нестора имела место в 1137 г., т.е. еще до избрания митрополитом Клима Смолятича (1147 г.). Аргументация исследователя сводилась к следующему: Нестор не мог быть поставлен на кафедру позднее 1139 г., так как в этом году великим князем киевским стал Всеволод Ольгович, с которым у Долгорукого была вражда. А поскольку в 1137 г. от переяславской епархии отделилась смоленская, то исследователю виделось вероятным, что тогда же отделилась и ростовская епархия (также от переяславской). Н.Н. Воронин принял эту точку зрения и датировал хиротонию Нестора 1137 годом.
В 1147 г. собор поставил Климента на русскую митрополию. М.Д. Приселков полагал, что Ростовский епископ Нестор «не отозвался на княжеское приглашение», а Н.Н. Воронин - что отсутствием на соборе Нестор «проявил равнодушие в деле Клима Смолятича». Но, конечно, обстановка фактической гражданской войны не позволила бы ростовскому епископу «проявить равнодушие» и игнорировать столь важное мероприятие. На самом деле ответ на этот вопрос гораздо более прост и логичен: ростовской епархии тогда еще не существовало.

Великий князь Киевский: 1149-1151 гг.

В 1147 г. Святослав Ольгович с помощью Юрия Долгорукого вернул себе сначала область вятичей, а затем и другие города. В состав его владений тогда входили Новгород-Северский, Путивль, Любеч, Утень, Беловежа, Вьяхань, Всеволож, Моравийск и города в земле вятичей. Теперь он выступает против Изяслава Мстиславича в союзе с Юрием.
В союзе с Ольговичами против Изяслава дважды в 1150 г. на непродолжительное время Юрий занимал Киев и дважды изгонялся.

СТАРОДУБ

Город был основан в 1152 г. Юрием Долгоруким.

ГОРОХОВЕЦ

Гороховец был заложен предположительно в XII в. Юрием Долгоруким, и впоследствии представлял собой крепость на окраине Владимиро-Суздальского княжества.
См.

ЗВЕНИГОРОД


Памятник Юрию Долгорукому и Савве Сторожевскому в Звенигороде

В письменных источниках Звенигород впервые упомянут в духовной грамоте Московского князя Ивана Даниловича Калиты, относящейся к 1339 г.: «А се даю сыну своему Ивану: Звенигород».
Ряд историков полагают, что он древнее - основан в XI-XII вв., т. Дом название «Звенигород» встречается и в более ранних источниках. В ряде источников основание Звенигорода приписывается Юрию Долгорукому. Однако большинство специалистов придерживаются версии, что Звенигород основали переселенцы из галицких и киевских земель: два города с таким названием существовали в южных княжествах домонгольской Руси, и в тогдашних летописях упомянуты именно они.
См.

ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКИЙ

В 1152 г. на слиянии двух рек - Колокши и Гзы Юрий строит крепость - . Юрьев относился к малораспространённому типу круглых крепостей, рассчитанных на круговую оборону. Первоначально город складывался вокруг земляного вала, имел направление улиц, подчинённых направлению вала и рек.
В крепости размещался княжеский или воеводский двор, приказная изба, амбары, погреба и другие казённые постройки, посад располагался снаружи вала.
В Юрьеве строится .
В нач. XIII в. первым удельным князем Юрьева становится внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода Большое Гнездо - Святослав (1197-1256 гг.). При нём город обретает новое лицо: на месте Георгиевской церкви, построенной при Юрии в южной части города, в 1230-1234 гг. строится новый белокаменный Георгиевский собор, снаружи - от подошвы до главы - богато украшенный резьбой и у северных ворот, ведущих на Ростов, княжеский мужской Михайло-Архангельский монастырь.


Памятник Юрию Долгорукому в Юрьев-Польском

ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ

В 1152 г. Юрий Долгорукий, поселив жителей у Клещина озера (Плещеево озеро), нашёл на одном из возвышений иноческую обитель и близ неё городок Клещин (см. ), обнесённый высоким земляным валом. Он заложил в нём каменную церковь во славу Преображения Господня (см. .). Но потом Юрий повелел перенести городок и, заложенную в нём церковь, на берег небольшой речушки, названной Трубежом.


Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Внезапная смерть князя приостановила устройство города и окончательное возведение белокаменной Преораженской церкви. Только при его сыне Андрее Боголюбском она окончательно была отстроена и украшена «в Переславле новом».


Памятник Юрию Долгорукому в Переславле-Залесском

КОСТРОМА

О времени основания Костромы нет летописных известий. Татищев приписывал ее основание Юрию Долгорукому и относил к 1152 г. Несомненно, что Кострома основана в XII в.; впервые упомянувший о ней в 1214 г. летописец называет ее уже значительным городом, на который обратил свою месть ростовский князь Константин в борьбе за великокняжеский стол с Юрием Владимирским. См. .


Памятник Юрию Долгорукому в Костроме

ГАЛИЧ

Галич был основан как укреплённый пункт во 2-й пол. XII в., во время княжения князя Юрия Долгорукого, который в то время укреплял границы Ростово-Суздальского княжества; в качестве даты основания обычно упоминается 1159 г. В это время Галич был призван играть роль форпоста Северо-Восточной Руси в освоении Севера и Вятской земли. В русских летописях Галич впервые упоминается в 1238 г., когда на Русь приходили татары, которые «всё по Волге пленили и даже до Галича Мерьского». В 1246 г. Галич стал столицей самостоятельного княжества, образовавшегося после смерти великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Первым князем Галича был Константин Ярославич - сын Ярослава Всеволодовича, брат Александра Невского. В 1255 г. он умер и Галичем стал править самостоятельный князь, его сын Давид Константинович. Никоновская летопись сообщает, что в 1280 г. «преставися князь великий Давид Константинович Галичский и Дмитровский». Таким образом, Галич во второй половине XIII в. был центром княжеской волости. Во второй пол. XIII - XV вв. Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озёр, по левобережью Волги, реке Костроме и её притокам, по среднему течению рек Унжи и Ветлуги.

ГОРОДЕЦ МЕЩЕРСКИЙ

В 1152 г. князь Юрий Долгорукий среди болот и лесов Мещёры при впадении речки Бабенки в Оку на крутом её берегу поставил небольшую пограничную крепость, получившую название Городец Мещёрский (будущий Касимов). Почти два с половиной века простояла эта крепость, оберегая окские броды-перелазы от непрошенных степных кочевников, пока сама не стала жертвой разорения. В 1372 г. золотоордыннский хан Бегич сжёг дотла непокорную крепость. Пожар начисто уничтожил городок и его жителей. Заново городок отстроили выше по течению. См. .

МАЛЫЙ КИТЕЖ

В 1152 г. князь Юрий Долгорукий основал Малый Китеж (современный Городец в Нижегородской области). Об этом сообщает Супрасльская летопись: «И сыпа город Кидешьку той же Городоц на Волге» (Полное собрание русских летописей. Т. XVII, с. 26).

КИТЕЖ-ГРАД

Село Кидекша за Суздалем, древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму. По преданию, в этом месте случилась встреча двух святых братьев - князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского, ехавших по зову отца, князя Владимира Красное Солнышко. Впоследствии оба они были убиты другим братом - Святополком Окаянным.

В Кидекше была построена княжеская резиденция с палатами и белокаменной церковью Бориса и Глеба.

Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша построена в 1152 г. это небольшой 4-х столпный одноглавый храм из белого известняка, сложенный в технике полубутовой кладки. Фасады украшены резным аркатурным поясом, рядом поребрика, тройным уступом закомар. Церковь Бориса и Глеба и Спасо-Преображенский собор принадлежат к начальному этапу белокаменного строительства.
Установлено, что церковь Бориса и Глеба как придворный храм имела переход, связывавший её с деревянным княжеским теремом. Прорезка вала в западной части городища показала, что он был насыпан не ранее сер. XII в. с использованием уже отложившегося здесь культурного слоя с керамикой XI-XII вв. Раннесредневековое поселение возникло не ранее XI в. на месте раннего мерянского и ещё более раннего дьяковского городища, которое, тоже было укреплённым, но имело меньшую площадь.
Большой интерес представляют обломки плимфы нач. XII в., цемянки и фрагменты настенной росписи того же времени, найденные близ стен церкви Бориса и Глеба. Эти находки позволяют предполагать, что на месте этой церкви ещё в нач. XII в., вероятно во время правления Владимира Мономаха, существовал кирпичный храм, расписанный фресками. Вероятно, уже в нач. XII в. при Владимире Мономахе, здесь находилась княжеская резиденция, с чем можно связывать постройку кирпичного (из плинфы) храма. При Юрии Долгоруком были возведены укрепления, остатки которых сохранились до наших дней, и построен храм Бориса и Глеба, в дальнейшем неоднократно перестраивавшийся. В позднем средневековье на месте городища находился монастырь и посад ставший со временем селом Кидекша.
С течением веков храм ветшал, верхний ярус в восточной части рухнул. В 60-е гг. XVII в. Перекрыли уцелевшую часть 4-х скатной кровлей с декоративной луковичной главкой, прорубили новые окна. В XVIII в. Рядом с храмом построили нарядные Святые Ворота с оградой, тёплую Стефаниевскую трапезную церковь и шатровую колокольню.
В храме сохранились фрагменты фресковой росписи XII в., гробницы сына Юрия Долгорукого князя Бориса, его жены и дочери.


Деисус
Настенная живопись. XVIII-XIX вв.
В этом аркасолии был погребен князь Борис (сын Юрия Долгорукого), умерший в 1159 г.
Плита надгробная. XVII век. «лета 7114 (1606) августа 18 дня преставися раб Божий князь и старец Исайя Петров на память святых мученик Флора и Лавра».

В завале строительных материалов (Борисоглебская церковь частично обрушилась в XVII в. и была восстановлена) археологи обнаружили изящную белокаменную колонку с резьбой. Есть версия, что это одна из ножек престола, сооруженного в одно время с самим храмом. Престол - это центральное место храма, на котором совершается главное таинство богослужений - претворение хлеба и вина с водою в истинные Плоть и Кровь Христову. В церкви Бориса и Глеба это был стол с каменным основанием, четырьмя ножками и верхней плитой. Такие престолы были прежде найдены только в соборе Киево-Печерской Лавры, в Софии Новгородской и в одной из церквей Ладоги.
Рядом с основанием алтарной преграды обнаружена каменная скамеечка (синтрон), идущая вдоль стены храма, на которой во время богослужения сидели епископы. Археологи обнажили между северной стеной и колонной храма каменные плиты, которые могли служить подставкой под саркофаг внучки Юрия Долгорукого Ефросинии (в храме были погребены сын князя Борис Юрьевич, его жена и дочь).
В числе других находок внутри церкви - основание иконостаса, фрагменты фресок с изображением «полотенец» на нижних частях столбов и стен храма и резьбы XII в. Яркость лазурных и розовых красок, богатство орнаментики фресок, сохранившихся в земле и строительном мусоре, свидетельствуют о красоте всего внутреннего убранства храма XII в.
Какое-то время спустя, в нач. XIII в., в храме был настелен новый - кирпичный - пол. Для чего? Есть предположение, что настелили его сразу после татаро-монгольского нашествия, чтобы скрыть пол, оскверненный иноверцами. Именно в это время летопись отмечает ремонт и новое освящение церкви митрополитом Кириллом.
См. .

ПЕРЕМЫШЛЬ МОСКОВСКИЙ

Сатино-Татарское (Подольский р-н). Городище Перемышль Московский (Городок, Родневское), 11-13, 14-17 вв. Считается, что основание Перемышля связано с князем Юрием Долгоруким. Согласно данным В.Н. Татищева город основан в 1152 г. Располагался на правом берегу реки Мочи западнее нынешней деревни Дмитрово в Троицком административном округе Москвы. Вокруг валов и рвов города расположено девять селищ, некогда являвшихся торгово-ремесленными посадами.
Вероятнее всего, крепость в Перемышле была построена между 1339 (первое упоминание в дошедшем до нас источнике) и 1370 гг., что подтверждается данными археологических раскопок. Расположение крепости представляется весьма выгодным в стратегическом отношении.
См.

МОСКВА

Юрий с 30-х гг. (после Ярополка Владимировича) боролся за Переславль Южный и Киев. Вёл борьбу за киевский престол против своих племянников (Мономаховичей) Изяслава и Ростислава, Мстиславовичей.
В 1136 г. в Новгороде Великом произошло выступление народных масс, в результате чего из Новгорода был изгнан князь Всеволод Мстиславич, а на его место пригласили Святослав Ольгович, враждебного Мономаховичам.
В 1147 г. Юрий Долгорукий против Изяслава - великого Киевского князя (1146-1154 гг.) заключил союз со Святославом Ольговичем, для чего пригласил его на Московь. Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 г., когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. Тогда Москва была боярской усадьбой, конфискованной князем.
Одним из вроде бы заурядных эпизодов того времени был пир, устроенный Юрием Долгоруким в честь князя Новгородского Святослава. Отмечался успех в разорении родичей общего их врага Изяслава. Юрию Долгорукому дарован был красивейший живой барс, в ответ им щедро награждены брат и бояре его. «Сие угощение достопамятно, - свидетельствует Карамзин, - Оно происходило в Москве. К сожалению, летописцы современные не упоминают о любопытном для нас её начале, ибо не могли предвидеть, что городок бедный и едва известный в отдалённой земле Суздальской будет со временем главою обширнейшей монархии на свете. По крайней мере знаем, что Москва существовала в 1147 г., марта 28, и можем верить новейшим летописцам, что Георгий был её строителем. Они рассказывают, что сей князь, приехав на берег Москвы-реки, в сёла зажиточного боярина Кучка, Степана Ивановича, велел умертвить его за какую-то дерзость и, пленённый красотою места, основал там город; а сына своего Андрея, княжившего в суздальском Владимире, женил на прелестной дочери казнённого боярина. «Москва есть третий Рим, - говорят сии повествователи, и четвёртого не будет. Капитолий заложен на месте, где найдена окровавленная голова человеческая: Москва также на крови основана и к изумлению врагов наших сделалась царством знаменитым». Она долгое время именовалась Кучковом».
«Сам же князь великий Юрьи Владимирович взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и мал древян град прозва его званием реки тоя...»


Основание Москвы Юрием Долгоруким. Художник А.М. Васнецов.

Постройка стен Кремля в 1156 г.
Князь Юрий Долгорукий - первый князь который взялся за борьбу с язычеством в Москве.
Со времени основания Москвы святилище Велеса и Купалы находилось на Боровицком холме и весьма почиталось окрестными жителями. Но вот во времена Юрия Долгорукого последнее вятичское языческое княжество и сама Москва были присоединены к Владимиро-Суздальскому княжеству. Ведические святилища стали перестраивать под христианские храмы. Тогда, по церковному преданию, «на пепеле купальского костра», то есть на месте святилища Купалы, была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, «что на бору». Летописец утверждал, что сей храм – «первая на Москве церковь бысть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к которому по праздникам стекались москвичи.
В 1156 г. Андрей Боголюбский поставил здесь по указанию Юрия новую деревянную крепость на Боровицком холме (по преданию бывшее село Кучково), сравнительно небольшую (периметр её стен составлял около 510 метров). Здесь размещался отряд княжеской дружины для защиты Суздальского княжества от западных соседей.
В 1177 г. крепость сжег рязанский князь Глеб, но она была быстро восстановлена. Вероятно, Москва уже в то время приобретала значение торгового центра и богатела.


Памятник Юрию Долгорукому в Москве

В 1208 г. в окрестностях Москвы владимирский княжич Юрий Всеволодович разбил войска Михаила Всеволдовича Пронского и Изяслава Владимировича, князей Пронских.
См.



МИКУЛИН

Существует версия, что крепость Микулин построил Юрий Долгорукий.
Микулин, древний русский город имя древнего русского города, в пределах древней Перемышльской земли, где и теперь находится город Микулинцы. Упоминается впервые в поучении Мономаха.
Известие летописи (под 1144 г.), что Микулин во время войны Всеволода Ольговича с Володимиром Галицким был занят союзником Всеволода, Изяславом, подало повод Зубрицкому искать его на реке Згаре (Бужского бассейна) и считать галицким городом, что едва ли основательно.

ПЕРЕМЫШЛЬ КАЛУЖСКИЙ

Впервые Перемышль упоминается в 1328 г., в 1776 г. получил статус города, с 1925 г. - сельское поселение.
От потомков местных князей происходят княжеские семейства Воротынских и Горчаковых, первые из которых способствовали украшению своей вотчины храмами. См. Успенский собор в Перемышле

ДМИТРОВ


Памятник основателю Дмитрова - Юрию Долгорукому

Город Дмитров основан в 1154 г. князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки Яхрома на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь святого великомученика - небесного покровителя сына Юрия Долгорукого, Всеволода, родившегося в тот год.
В 1181 г. упоминается в летописи как один из укрепленных пунктов на окраине Владимиро-Суздальской земли. Дмитров имел не только стратегическое значение в качестве пограничной крепости, но и экономическое. Отсюда по рекам Яхроме и Сестре шёл водный путь в верховья Волги, по суше город был связан с верховьями Клязьмы, откуда товары могли быть доставлены во Владимир. Однако полностью реализовать себя торговый путь по Яхроме и Сестре смог лишь в XV-XVI вв., связав с Волгой уже не Владимир, а Москву, что было обусловлено по большей части политической нестабильностью в регионе, ликвидированной лишь после объединения Руси.
В 1180 г. во время войны Святослава Всеволодовича со Всеволодом Большое Гнездо Дмитров был сожжён черниговским князем. Вскоре он оправился от разорения и к 1214 г. это уже был большой город с предместьями, и принадлежал Ярославу Владимировичу. Тогда к нему подошёл с набранным в Москве войском сын Всеволода Владимир. Взять город не удалось, более того, во время отступления неприятеля дмитровчане разбили один из его отрядов.

В 1155 г. Юрий по праву старшего в роде вошёл в Киев как Великий князь.
Ок. 1155 г. Святослав Ольгович получил от своего союзника Мозырь. Тогда же он стал и черниговским владетелем, но вскоре потерял Чернигов. После смерти Юрия (1157 г.), по договору с новым великим князем Изяславом Давыдовичем, он снова получил Черниговскую землю, а Новгород-Северский передал Святославу Всеволодичу.

В 1155 г. Юрий Долгорукий изгнал «незаконного» Киевского . Константинопольской патриархией на киевскую митрополичью кафедру был назначен новый Митрополит Киевский и всея Руси .
За верность в поддержке своей политики и за поддержку епископа Нифонта во время киевского раскола Константинопольский патриарх предоставил Новгородской кафедре автономию. Новгородцы стали избирать на своём вече епископов из числа местных священнослужителей. Так, в 1156 г. новгородцы впервые самостоятельно избрали архиепископом Аркадия, а в 1228 г. сместили архиепископа Арсения.
В 1156 г. Юрий Долгорукий инициировал смещение Ростовского епископа Нестора новым митрополитом Константином. Только что присланный из Византии грек Константин, естественно, без настояния великого князя не принял бы столь скоропалительного решения о смещении ростовского епископа.

ВЛАДИМИР на Клязьме (ВЛАДИМИР-ЗАЛЕССКИЙ)

Георгиевский храм во Владимире был заложен Юрием Долгоруким на его Великокняжеском дворе, а строительство белокаменного храма было завершено уже в 1157 г. его сыном, святым благоверным Великим князем Андреем Боголюбским.
При Георгиевской церкви существовал монастырь (Егорьевский монастырь), основание которого относят к 1153 г. Он упоминается в летописях в XVI и XVII вв. Сначала он был основан как женский монастырь, а затем действовал уже как монастырь мужской.
Искусствовед Н.Н. Воронин считает датой построения церкви св. Георгия во Владимире 1157 г., то есть начало её постройки при Юрии Долгоруком, а достраивали уже мастера его сына князя Андрея Боголюбского.
Юрий выбрал для княжеского двора и храма в честь своего святого очень красивое место на высоком берегу Клязьмы, откуда открывался чудесный вид за заречные луга и лесные дали. Сам же храм, возвышающийся над местностью, был виден издалека.
До нач. XVIII в. храм был соборной церковью , хотя значительно перестраивался, видимо, в XVI в. После пожара 1778 г. здание пришло в полную негодность, на старом фундаменте в 1783-1784 гг. возведена новая церковь, типичная для кон. XVIII в.


Храм Георгия Победоносца во Владимире

В плане она точно повторяет здание 1157 г. и некоторые его детали, а отдельные части древних стен вошли в новую кладку. С целью изучения памятника были проведены специальные раскопы в различных частях здания, и они помогли ученым доказать, что в основе нового храма, на который долгое время почти не обращали внимания, лежит древняя церковь, заложенная Юрием Долгоруким. Это был одноглавый четырехстолпный каменный храм, который сразу же по окончании строительства был расписан древнерусскими изографами. К сожалению, никаких следов древних фресок в храме не обнаружено.
См. .

Возможно, благословение зооантропоморфных скульптур на храмах даже было одним из условий, поставленных великим князем на переговорах с Византией о приходе митрополит Константина. Значит, и появление в Суздальской земле зооантропоморфного скульптурного декора - прежде всего заслуга не Боголюбского, а Долгорукого. Таким образом, все характерные черты того, что мы называем «русской романикой», появились в Суздале (а затем и в Тверском, и в Московском великих княжествах) исключительно благодаря Юрию Долгорукому. И зодчество Андрея Боголюбского было столь же закономерным, поступательным развитием воистину новаторского зодчества Юрия, как зодчество Всеволода Большое Гнездо - зодчества Андрея.
До своей смерти Долгорукий просит мастеров у Фридриха Барбароссы. Сначала мастера направляются Фридрихом к Юрию, потом приход мастеров к его сыну Андрею во Владимир. Из сообщения В.Н. Татищева следует, что они строили, как минимум, Успенский собор и Золотые ворота во Владимире. Когда именно началось строительство Золотых ворот, мы не знаем (их ориентировочная датировка - 1158-1164 гг.). Но относительно Успенского собора доподлинно известно, что он был заложен 8 апреля 1158 г.
От Барбароссы пришли мастера по скульптурному декору и, возможно, зодчий. Но если приход последнего и имел место, то перед ним были поставлены достаточно узкие задачи:
разработка иконографии декора и руководство соответствующими мастерами;
увеличение размеров и повышение качества построек.

В 1157 г. 15 мая князь Юрий Долгорукий был отравлен во время пира у одного из киевлян по имени Петрила, который был осмеником, т.е. старшим над восьмью дружинниками. Его смерть повлекла за собой грабежи дворов и самого князя, и других суздальцев. После того как утих бунт, киевляне стали ждать возмездия со стороны князя Андрея. Но он не торопился идти на Киев с мечом, чтобы силой, подобно его предшественникам, утвердиться на «золотом» киевском престоле. Он остался на северо-востоке, чтобы именно здесь создать новую столицу Руси, основываясь на политике укрепления единой и абсолютной власти.

1149 - 1154 г. - Суздальско-Ростовским князем был Василько Юрьевич . Мстислав Владимирович Великий. 1093 - 1095 гг. - князь ростово-суздальский.
- . 1096 г.
. 1096-1113 гг. и 1135 - 1138 гг. - князь ростово-суздальский.
Князь Юрий Долгорукий.
. 1149-1154 гг. - князь суздальско-ростовский.
Владимирская Русь
1155-1169 гг. - князь суздальско-ростовский. С 1169 г. - столица перенесена во Владимир. 1169 –1174 гг. - князь владимирский.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Вопрос точной даты рождения Юрия Долгорукого до сих пор остается открытым. По версии историка В. Н. Татищева, датой рождения следует считать 1090 год. Отцом Юрия Долгорукого был Владимир Мономах.

Правление

Первоначально отец отправил Юрия вместе с младшим братом Мстиславом княжить в Ростов. Но с 1117 года он стал править в этих землях единолично, а с 1125 года переносит свою столицу в Суздаль.

Принято считать, что вся жизнь Юрия была наполнена интригами, жестокими междоусобицами. Летописцы упоминают, что основными чертами его характера были хитрость и честолюбие, но и храбростью он тоже не был обделен. Главной целью и мечтой князя был престол в Киеве. И действовал он в этом направлении очень напористо.

Первые годы он довольно успешно княжил в ростовских землях, пользовался уважением и любовью своих подданных. Строил церкви, закладывал новые города. Эта деятельность и сделала его известной исторической личностью. В нашей памяти он остается как основатель Москвы. Первые летописные упоминания об этом относятся к 1147 году.

Он активно привлекал население заселять свои владения, включая людей с Юго-Западной Руси. Им практиковалось выделение переселенцам ссуд, и определялся статус вольных земледельцев. Кроме Москвы, ему приписывают основание многих городов, в том числе Кснятина, Переславля-Залесского, а также Костромы, Городца, Стародуба, Звенигорода, Дубны, Юрьева-Польского и Дмитрова.

Амбициозность и тщеславие заставляли Юрия Долгорукого стремиться править самостоятельно. И ему это удалось - правда, не сразу. Зависимость от Киева окончательно исчезла только в 1131 году. Но к этому времени Владимиро-Суздальское княжество стало одним из основных центров Северной Руси.

Киевский князь

Мечте стать киевским князем суждено было сбыться в 1149 году. Именно тогда Юрий Долгорукий разбил войско Изяслава Мстиславовича. Но уже в 1152 году его из Киева выгнали. Довольно скоро двое из троих претендентов на киевское княжение, а именно Вячеслав Владимирович и Изяслав Мстиславович, погибли, а возможности Изяслава Давыдовича были серьезно подорваны. Естественно, Юрий Долгорукий такой возможности не упустил и в 1155 году вновь оказался на киевском престоле и получил титул великого князя.

Правление Юрия Долгорукого оказалось недолгим. Историки придерживаются мнения, что он был отравлен на пиру у местного боярина.

В Москве на площади перед мэрией стоит конный монумент. Могучий воин простер длань над городом. Это память тому, кто основал Москву, – Юрию Долгорукому.

Объединитель земель

Дотошный историк скажет, что Юрий Долгорукий Москву не основывал, – город, и тем более поселение, существовал задолго до него. Просто в летописях Москва впервые упоминается именно при нем в 1147 г., а в 1156 г. он ее укрепил, превратив в хорошо защищенный торговый центр.

В жизни этого человека – объединителя многих русских земель, сына Владимира Мономаха и дочери английского короля Гарольда II Гиты – много неясного и загадочного. Оно неудивительно: в XII веке на Руси еще не была развита традиция подробных хроникальных записей. И, как следствие, история заменяется рассказами о ней – мифами, преданиями.

Официальная версия утверждает, что свое прозвище – Долгорукий – князь получил за постоянные территориальные посягательства, когда в начале 1130-х гг. боролся за города Южный Переславль и Киев. Юрий многократно нападал на Киев, трижды им овладевал, но усидеть на престоле ему удалось в общей сложности не более трех лет. Его не только не приняло киевское духовенство, но и простые киевляне невзлюбили из-за корысти и жестокости.

Для одних Долгорукий – герой, объединитель земель. И действительно: при нем по всей Руси возводятся храмы, в том числе знаменитые церкви на Нерли, во Владимире, Суздале, он развивал новые города – Юрьев-Польский, Переславль-Залесский, Дмитров.

Однако немало было и тех, кто испытывал к князю устойчивую антипатию. Возможно, он не выдерживал сравнения со своим славным отцом Владимиром Мономахом. Став главой старшей линии Мономашичей, Юрий, вместо того чтобы продолжить блестящую внешнюю политику отца, вступил в смертельную борьбу с волынскими князьями за киевский престол. Здесь было все: и предательства, и убийства, и заговоры, и недолгие союзы. В результате Долгорукий ополчил против себя многих, в том числе и своих племянников.

Историк Н.М. Карамзин передает предание, будто народ так сильно ненавидел князя, что даже не пожелал, чтобы Ю. Долгорукий был погребен рядом со своим славным отцом. Юрия похоронили вне города – в Берестовской церкви Спаса. А после разграбили и его дворец, и княжеский дом за Днепром.

Через девятьсот тридцать лет

Отчего умер Юрий Долгорукий? Известно, что в последние дни своей жизни он готовился к сражению против союза князей, решивших пойти штурмом на Киев. Все ждали жестокой многодневной сечи и вдруг… Карамзин передает рассказ: 10 мая 1157 г. князь принялся пировать в гостях у своего боярина Осмянника Петрилы и той же ночью занемог, а через пять дней скончался.

Заговорили, что его отравили бояре. Постоянные заговоры князей друг против друга, борьба за киевский престол, казалось бы, давали несомненный повод к насильственному устранению Юрия. Никаких прямых подтверждений этому история не сохранила, но многим его смерть показалась внезапной – прямо накануне важнейшего сражения за Киев.

В конце 80-х годов ХХ века на Украине, возле церкви Спаса на Берестове, в саркофаге, предназначенном явно для влиятельного лица, были обнаружены кости скелета. Сразу предположили, что останки могут принадлежать Юрию Долгорукому, ведь все древние хроники указывают на то, что именно здесь должен быть погребен князь. По просьбе директора Института археологии Академии наук Украины было проведено судебно-медицинское исследование костных останков. Официальное заключение заставило по-иному взглянуть и на облик Юрия Долгорукого, и на характер его смерти.

В заключении сказано: «На исследование представлены костные останки мужчины низкого роста (около 157 см), хрупкого телосложения, со слабо развитой мускулатурой, умершего в пожилом (60–70 лет) возрасте». Итак, реальный Юрий совсем не похож на того воина-богатыря, что стоит перед московской мэрией. Был он невысок, жилист и сухощав.

И умер Юрий Долгорукий в возрасте преклонном, было ему 60–70 лет: по тем временам мог считаться долгожителем. До находки останков время рождения князя не было известно, летописи зафиксировали лишь дату его смерти – 1157 г. Теперь же выяснилось: князь дожил до глубокой старости и смерть его вряд ли могла быть неожиданной.

Очевидно, что в последние годы он сильно болел и страдал. Из судебно-медицинского заключения: «При жизни человек, кости которого исследованы, страдал резко выраженным остеохондрозом шейного и поясничного отделов позвоночника, сопровождавшимся болевым синдромом». Скорее всего, к этому возрасту Юрий уже с трудом передвигался – любое резкое движение причиняло боль. Ходил согнувшись, возможно прихрамывал, голову наверняка поворачивал лишь вместе с туловищем – по-другому уже не мог. Большую часть времени он проводил либо сидя, либо лежа. Спал он, вероятно, тревожно, часто просыпался от острых болей. Если ему приходилось подниматься на коня, делал это с большим трудом и лишь при помощи слуг. Естественно, никакого личного участия в сражениях принимать он уже не мог.

Вероятно, у него были и другие недуги. Часто остеохондроз сопровождается заболеваниями сердца, сбоями в деятельности ряда внутренних органов. Возможно также нарушение легочной деятельности. В любом случае, при таком состоянии межпозвоночных дисков и хрящевой ткани человека сопровождает целый «букет» патологий. Кстати, не исключено, что именно дикими болями, невозможностью нормально отдохнуть и восстановиться объясняются те вспышки гнева, раздражительности и жестокости Долгорукого, о которых рассказывают летописи.

Был ли яд?

Однако факт недуга отнюдь не означает, что князя Юрия не могли отравить. Установить отравление почти через тысячу лет – крайне сложно, и все же кое-что выяснить удалось. Чем тогда могли отравить? Прежде всего, ядами неорганического и минерального происхождения – например, мышьяком, свинцом. Могли и ядами органического, растительного происхождения, выделенными, скажем, из трав, ядовитых ягод и т. д. Все это могли влить в любой напиток, дать в виде лекарства для облегчения болей. Увы, спустя тысячу лет присутствие ядов органического происхождения установить невозможно. А вот следы мышьяка, ртути, других подобных веществ вполне возможно найти в костной ткани или, например, в волосах. Читаем заключение: «При спектральном исследовании костей признаков отравления неорганическими ядами (соединениями мышьяка, свинца, цинка, серебра, меди и пр.) не выявлено».

Князя Долгорукого не отравили столь популярными в ту пору ядами неорганического происхождения. А другими? Не исключено, но это уже из области предположений. Можно лишь сказать, что Юрий Долгорукий дожил до старости и был к этому времени тяжело болен. Болел он, как известно из летописей, пять дней, после чего и скончался – от ядов обычно умирают быстрее, хотя возможен и такой исход. Мы не знаем, как протекали эти последние пять дней, как развивалась болезнь. Но похоже, что здесь свое дело сделал самый страшный враг человека – естественное старение организма. И скончался князь от множественных дисфункций организма.

А что если..?

Правда, есть и другая загадка: а что если останки человека, найденные в церкви Спаса на Берестове, не принадлежат Юрию Долгорукому?

Юрий Владимирович Долгорукий (годы жизни: около 1091-1157 гг.) – из рода Рюриковичей, родоначальник Владимиро-Суздальских великих князей. Князь ростово-суздальский (1125-1157 годы); Годы правления: великий князь Киевский в 1149-1151 гг., 1155-1157 гг. Он был младшим сыном , великого князя Киевского. Возвел крепости Тверь, Дубну, Переяславль — Залесский, Дмитров и другие. При нем впервые упомянута Москва (1147 г.) На престол Юрий взошел еще совсем ребенком, потому правил от его имени ближайший боярин Мономаха Георгий Симонович.

Образ князя Юрия Долгорукого мы можем представить себе лишь по немногочисленным художественным и историческим произведениям.
Князь Юрий, первый правитель богатого края и основатель Москвы, явно обнаружил стремление к единодержавию на Руси, стараясь распространить свое влияние на основные города севера и юга страны – Новгород и даже Киев. Именно за это и был прозван Долгоруким, то есть имеющим долгие (длинные) руки.

Впервые о Юрии встречается упоминание на страницах летописи в 1107 году. Существует предположение, что как раз тогда, а не раньше, Владимир Мономах выделил ему Ростово-Суздальское владение.

Борьба за киевское княжение

С 1147 года Долгорукий постоянно вмешивался в междукняжеские распри, стараясь отнять у племянника своего Изяслава Мстиславича город Киев. За свою жизнь Юрий Долгорукий много раз предпринимал попытки завоевания Киева и три раза смог им овладеть, однако в общей сложности не просидел на Киевском престоле и три года. Из-за жажды власти, корысти и жестокости он не пользовался уважением у киевлян.

В первый раз Юрий смог занять Киевский престол в 1149 г., когда он разбил войска Киевского князя Изяслава Второго Мстиславича. Под его контролем оказались также княжества – Туровское и Переяславское. Своему старшему брату Вячеславу он отдал Вышгород, однако, традиционный порядок наследования по старшинству был нарушен, чем и воспользовался Изяслав. При помощи венгерских и польских союзников Изяслав в 1150–51 гг. смог возвратить себе Киев и сделал Вячеслава соправителем (по сути продолжая управлять от его имени). Попытка Долгорукого отвоевать Киев закончилась поражением на реке Руте в 1151 г.

Второй раз Юрий Долгорукий получил власть в Киеве в 1155 г., когда он изгнал из города захватившего власть Изяслава III Давидовича, заручившись согласием великого князя Киевского Ростислава. После этих событий звание великого князя Киевского Ростислав уступил Юрию Владимировичу Долгорукому.

С 1155 г. третья попытка увенчалась успехом, Юрий Владимирович был правителем в Киеве до самой своей смерти в 1157 г. В летописи сказано о том, что был он человек завистливый, честолюбивый, хитрый, но и храбрый. Не пользуясь особой любовью народа и князей, смог завоевать все таки репутацию не только искусного воина, но и не менее умного правителя.

Строительство Московского Кремля

Основатель Москвы

Мечта всей его жизни – стать великим князем Киевским в результате осуществилась, но в истории и в памяти потомков он остался основателем совсем другого города. 1147 год — именно по велению Юрия Владимировича Долгорукого, для охраны границ, на никому неизвестной окраине Северо-Восточной Руси, был основан город, который и по сей день носит название Москва. Небольшое село находилось на высоком холме у слияния 3-х рек, что показалось Юрию самым подходящим для постройки сторожевого острога. Москву великий князь можно сказать создал однако не следует забывать что он оставался князем Киевским. И там шли свои дела, которые также лежали на плечах Юрия.

Дела церковные

Великий князь решал важнейшие для той эпохи проблемы. И нельзя обойти стороной преодоления им глубокого кризиса, поразившего церковную иерархию Киевской Руси.

1147 год — по воле великого князя киевского Изяслава Мстиславича, ярого противника Долгорукого, и по инициативе Черниговского епископа Онуфрия в Софии Киевской был созван церковный собор, на котором избрали на митрополичью кафедру Клима Смолятича. Собор считался неканоническим и всеобщей поддержки у него не было.

По утверждению Юрия на великокняжеском Киевском престоле Клим Смолятич был смещен. В столицу Византийской империи великий князь направил послов, которые кроме известия о вокняжении Юрия Владимировича на Руси, передали его просьбу к императору Мануилу Комнину и Константинопольскому патриарху Константину IV Хлиарину о назначении на Русскую кафедру нового митрополита.

Император Мануил тут же признал Долгорукого в качестве законного Киевского князя. Византийский историк Иоанн Киннам пишет, что Юрий (Георгий) «занимал первое место» (в другом переводе: «обладал старшинством») «между филархами (правителями) Тавроскифии (Руси)».

Юрий Долгорукий. Портрет из Царского титулярника

Владимирская икона Божией Матери

С именем князя Юрия Долгорукого связано появление на Руси ее главной святыни – Владимирской иконы Божией Матери. Когда Юрий княжил в Киеве, патриарх Цареградский прислал ему образ Богоматери, который был написан евангелистом Лукой. Икону поставили в девичьем монастыре, в Вышгороде, который в древние времена был удельным городом благоверной княгини Ольги. Андрей Боголюбский, покидая Вышгород, вывез чудотворную икону в Суздальскую землю. Для нее им был возведен Успенский храм во Владимире, и с того времени икона именуется Владимирской. Владимирскую икону Божией Матери начали почитать как заступницу Русской земли и покровительницу основанной Юрием Долгоруким Москвы.

Междоусобицы

1156 год — на Русь из Константинополя прибыл новый митрополит Константин, поставленный в Киев по канонам Православной Церкви. Великий князь неутомимо стремился к единству Северной и Южной Руси. Вначале ему это удалось, но в скором времени противники его, претендовавшие на великокняжескую власть, почувствовали, что сын Мономаха мечтает о единодержавии, и начали готовиться к войне. Княжеские междоусобицы усиливались.

Смерть

1157 год — против великого князя сформировалась мощная коалиция из южнорусских князей, лишь Святослав Северский не изменил Юрию. В поход на Киев готовились выступить полки Изяслава Давидовича, Ростислава Мстиславича Смоленского, Мстислава Изяславича. Юрий Долгорукий принял вызов, война была неизбежной. Вернувшись в Киев, Долгорукий 10 мая 1157 г. после пиршества у боярина Петрилы неожиданно занемог, а 15 мая скончался.

В день выступления против Юрия Долгорукого объединенных княжеских дружин к Изяславу Давидовичу из Киева прибыл гонец с сообщением о смерти великого князя. Летописец писал: «В тот день приехали к Изяславу киевляне, сказав: иди, княже, к Киеву, Юрий умер». Фраза может указывать на то, что в Киеве ожидали прихода Изяслава и могли ускорить смерть последнего из сыновей Мономаха. Получив это известие, по сообщению летописца, «он же (Изяслав Давидович), прослезившись и руки воздев к Богу, сказал: благословен Ты, Господи, ибо россудил меня с ним смертью, а не кровопролитием». Враждебные Долгорукому князья в своих притязаниях опирались на киевских бояр, которые были недовольны политикой великого князя.

Все говорит за то, что великий князь мог стать жертвой княжеско-боярского заговора. О смерти Юрия Долгорукого в летописи сказано: «Пил Юрий у Осменика Петрила в тот день, а на ночь разболелся и было болезни его 5 дней, и преставился в Киеве Юрий Владимирович, князь Киевский, месяца мая в 15-й день в среду на ночь». Отсюда следует, что смерть великого князя наступила при довольно загадочных обстоятельствах, хотя у летописца открыто не говорится о его умышленном отравлении.

Кого-кого, а врагов у него было много. Юрий настроил против себя могущественную коалицию князей. Не был популярен Долгорукий и среди киевлян. Он не заключил «ряда» с городом, и киевское вече не могло простить такого нарушения своих традиционных прав. Сразу после его смерти в городе вспыхнул бунт против княжеской администрации. Киевлянами были разгромлены городская и загородная усадьбы князя и перебиты все суздальцы по городам и селам Киевской земли. После чего киевские бояре пригласили на престол Изяслава Давидовича черниговского.

Память

Так закончилась эпопея великого князя Киевского Юрия Долгорукого. Его деятельность в общерусском масштабе была довольно незначительна, но для Ростово-Суздальской земли он смог сделать многое. Во время его правления далекий, почти дикий край начал постепенно превращаться в один из наиболее высокоразвитых регионов Руси. По сути, им была подготовлена почва, на которой и произошел расцвет княжества при его сыновьях – Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. В историю он вошел, в первую очередь, как основатель Москвы, как князь, который положил начало династии владимиро-суздальских и московских правителей, устроитель Северо-Восточной Руси, ставшей ядром будущей России.

В наши дни памятник Юрий Долгорукому стоит в самом центре Москвы. Гордо взирает великий князь со своего бронзового коня на результаты трудов своих.

ЮРИЙ (ГЕОРГИЙ) I ВЛАДИМИРОВИЧ ДОЛГОРУКИЙ (ок. 1091 –1157) – великий князь киевский (1149–1151, 1155–1157), ростовский и суздальский (1096–1149), князь переяславский (1135), родоначальник династии Владимиро-Суздальских великих князей, шестой сын в. кн. киевского и Гиты, дочери английского короля Гарольда.

При жизни отца правил в Ростово-Суздальской земле. Шестнадцатилетним юношей в 1108 был «оженен» на дочери половецкого хана Аепы Осеневича (имя не известно). После ее смерти женился на дочери (по другим данным – сестре) императора Византии Мануила I Комнина, царевне Елене или Ольге (?–14 июня 1182). От двух жен имел множество детей. Среди них его будущие преемники на суздальском престоле – Андрей Боголюбский (1157–1174), Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212), и князья сопредельных земель (Илья Юрьевич, князь Курбский, Глеб Юрьевич, князь переяславский, Борис Юрьевич, князь белгородский, Мстислав Юрьевич, князь новгородский). Одна из дочерей Юрия, Ольга Юрьевна, была в 1150 выдана замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла.

Одно из первых упоминаний о самостоятельных действиях Юрия – его поход в 1120 против волжских булгар и покорение их земель.

После смерти отца в 1125 Юрий перенес свою столицу из Ростова в Суздаль. В 1132 году стал первым независимым князем Северо-Восточной Руси. С объявления Ростово-Суздальского княжества независимым от «киевского стола» берет начало феодальная раздробленность на Руси. В 1135 Юрий выпросил у брата Ярополка Владимировича южный Переяславль (ныне город Переяславль-Хмельницкий) и Остерский городок, отдав взамен ему часть земли Ростовской. Захватнические стремления Юрия не укрылись от его братьев, которые объединились с черниговскими князьями в борьбе за сохранение паритета сил. Юрию пришлось временно отступить, а к 1135 вернуться на свои ростовские земли, отдав часть переяславских земель другому брату, Андрею. Именно в эти годы Юрий и получил прозвище «Долгорукий» – за постоянное посягательство на чужие земли (за годы своего правления он также подчинил своему княжеству Муром, Рязань и захватил земли по берегам Волги) и стремление подчинить Ростово-Суздальскому княжению земли южного Переяславля и Киева.

По приказу Юрия на присоединяемых землях закладывались новые города: Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Звенигород, Городец и др. Стремясь закрепить навсегда за своими детьми незыблемость границ княжества (особенно с Новгородской феодальной республикой и Черниговским княжеством) Долгорукий распоряжался немедленно строить в пограничных областях крепости – Кснятин, Тверь, Дубну, позже крепостными стенами обросли также Переяславль, Юрьев-Польский и Дмитров. При Юрии был заложен и начал быстро расти и Владимир на Клязьме, ставший полвека спустя столицей Владимиро-Суздальского княжества (вобравшего в себя Ростово-Суздальское). Распространяя христианство в завоеванных им землях, Долгорукий распоряжался строить храмы, и их было заложено немало в Суздале, Владимире, на берегах реки Нерли.

Наряду с захватом новых территорий и основанием городов князь Юрий неудержимо стремился стать полноправным киевским правителем, властителем над всеми русскими князьями. В борьбе за великое княжение в Киеве ему не раз пришлось столкнуться с племянником Изяславом Мстиславичем. Три раза в этом соперничестве он побеждал и входил в Киев в качестве великого князя, но дважды отступал (в третий раз он победил и остался князем киевским до конца своих дней).

В 1147, организуя войско для борьбы за столичный киевский престол Долгорукому пришлось устроить небольшую встречу с новгород-северским князем Святославом Ольговичем, послав сказать Святославу: «Прииде ко мне, брате, в Москов!». Таким образом, встреча состоялась в небольшом поселении Москов (Москве), принадлежащем боярину С.И.Кучке, 28 марта 1147. В честь встречи Долгорукий с дружиной дал «обед силен». Эта дата первого упоминания о Москве в русской летописи традиционно считается днем основания будущей столицы Российского государства. После встречи владелец села боярин. Кучка, по свидетельству летописи, был умерщвлен, а дочь его, Улита Кучковна, была выдана замуж за основного претендента на наследование завоеванных отцом земель Андрея Юрьевича (будущего Боголюбского).

В 1149, воспользовавшись очередными княжескими усобицами, Долгорукий предпринял новый поход на юг против своего племянника князя Изяслава(«Прогоню Изяслава, возьму его волость»). Опираясь на этот раз сам на поддержку черниговского князя («Изяслав уже в Киеве, ступайте ко мне на помощь!») он занял Киев, но в 1151 Изяславу Мстиславичу удалось вновь собрать войско и нанести поражение дяде. Долгорукий опять «целовал крест» (примирился) с родственниками и вынужденно вернулся в Суздаль.

В 1154 Долгорукий воспользовался смертью своего многолетнего соперника, Изяслава Мстилавича. Несмотря на конский падеж и опасности, подстерегающие его войско, он послал гонца к сыну Изяслава, Мстиславу, со словами: «Мне отчина Киев, а не тебе».

В третий раз в 1155 Долгорукий овладел киевским столом и остался великим князем киевским. Чтобы закрепить за своим родом завоеванное, Долгорукий щедро раздавал захваченные земли сыновьям (Андрею – Вышгород, Борису – Туров, Глебу – Переяславль южный, Васильку – Поросье)

Киевляне Долгорукого не любили, он был для них «пришлым», с севера. Жил он в своем княжестве, далеко от «матери городов русских», и именно поселения своей суздальской земли, в частности, всю ту же Москву в 1156 – распоряжался укреплять новыми деревянными стенами и рвами. Кроме того, в борьбе за Киев Юрий не раз прибегал к помощи половцев («черных клобуков»), и почти всегда являлся возмутителем спокойствия в периоды борьбы за престол.

В 1157 киевский боярин Осмянник Петрила пригласил Долгорукого на пир к себе в дом. После пира Долгорукий занемог, что дает основания предполагать, что он был отравлен. 15 мая 1157 Долгорукий умер в Киеве. По свидетельству летописца, сразу после его смерти киевляне разграбили выстроенные им для себя богатые хоромы и двор за Днепром, который Долгорукий именовал «раем», выгнали его сына Василька и перебили пришедший с ним суздальский отряд. Выражая свое отношение к правителю, киевляне отказались хоронить Юрия рядом с отцом, погребя его в Берестовской обители Спаса. В городе вспыхнуло восстание, в ходе которого завоевания Долгорукого на юге были ликвидированы.

Образ Юрия Долгорукого в художественной литературе представлен романами Д.Еремина Кремлёвский холм , П.Загребельного Смерть в Киеве . В 1954 в Москве на Тверской улице (тогда – улице Горького) был воздвигнут памятник Юрию Долгорукому, на котором высечено: «Основателю Москвы».

Наталья Пушкарева