Трудовые ценности в поколенческом анализе: сравнение поколений Х, У и Z. Сравнение трудовых ценностей

В основе этой теории лежит отношение человека к труду. Теория «Х» первоначально была разработана Ф. Тейлором а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Значительно позже, уже в 80-х годах ХХ века В. Оучи разработал теорию «Z».

Теория «Х» основана на предположении о том, что в движущих мотивах человека преобладают его биологические потребности. Поэтому большинство людей не любят работать, стараются избегать ее. Они имеют низкие амбиции и предпочитают, чтобы ими управляли. Отсюда делается вывод о том, что людей необходимо принуждать работать, их труд должен быть нормирован и жестко контролироваться со стороны начальства, а материальное поощрение в управлении людьми играет вспомогательную роль.

Таким образом, теория «Х» ориентирована на плохого работника с рабской психологией. Поэтому вполне естественно, что в качестве главного стимула применяется принуждение, а материальное поощрение отходит на второй план. Положения теории «Х» распространяются на отсталых людей, которые имеются в любом обществе, однако важна их доля в общей массе трудоспособного населения. Чем она выше, тем шире сфера применения данной теории, и наоборот.

Теория «У» является антиподом теории «Х» и исходит из того, что преобладающими мотивами людей являются их социальные потребности и желание хорошо работать. Наиболее важный для них стимул – это удовлетворение потребности в самовыражении и только затем – моральное и материальное поощрение. Принуждение в ряду стимулов стоит на последнем месте. В этой теории считается, что обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность за результаты своего труда и стремится к этому. Однако общество слабо использует потенциал человека и не позволяет ему полностью раскрыться.

Очевидно, что данная модель отражает не всех людей, а только наиболее активную, передовую, творчески мыслящую часть общества, на долю которой обычно приходится не более 15-20% всей численности работников.

Теория «Z» основана на том, что в мотивах людей сочетаются как биологические, так и социальные потребности. Они предпочитают работать в группе и считают приоритетным групповой метод принятия решения. При этом должна существовать персональная ответственность за результаты труда, четкие методы и критерии оценки этих результатов. Именно человек является основой любого коллектива и именно он обеспечивает успех всего предприятия. Поэтому администрация должна проявлять постоянную заботу о работниках, обеспечивать им долгосрочный или даже пожизненный наем. Предпочтение отдается медленному служебному росту по мере достижения работником определенного возраста, постоянной ротации и самообразованию кадров. Стимулы побуждения к труду в теории «Z» располагаются в следующей последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Этой теории во многом соответствуют работники японские компаний. Однако и в других странах нетрудно найти примеры, подтверждающие те или иные положения данной теории.

Обычно в трудовом коллективе встречаются все типы людей, описываемых первоначальными теориями мотивации. Поэтому применение того или иного способа мотивации зависит от удельного веса работников, относящихся к конкретному типу людей, в их общей численности.

ГЛАВА 3

АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ

Ответы и решения

В задаче 467 и в большинстве следующих задач этой главы применение искусственных приемов совершенно необходшло для их успешного решении. Основная трудность этих задач в том, чтобы подметить особенности данной системы и подыскать соответствующий искусственный прием.

Можно решить по способу подстановки (из второго уравнения найти у = 6 - х или х = 6- у и подставить в первое). Несколько быстрее ведет к цели следующий искусственный прием. Первое уравнение преобразуется к виду (х-у ) 2 =4, откуда х-у =2 или х-у = -2. Получаем две системы:

Ответ 1) x 1 = 4, у 1 = 2 2) x 2 = 2, у 2 = 4

468.

Представим данную систему в виде

Положим для краткости xy = z 1 ; x + y = z 2 . Тогда имеем систему

По теореме Виета z 1 и z 2 - корни квадратного уравнения z 2 - 11z + 30=0. Находим: z 1 = 6, z 2 =5 или z 1 = 5, z 2 =6 . Получаем две системы:

К каждой можно снова применить теорему Виета (или решить по способу подстановки).

Ответ 1) x = 5, y = 1 2) x = 1, y = 5 3) x = 2, y = 3 4) x = 3, y = 2

__________________________________________________

469.

Положим y 2 = z ; тогда имеем систему

Ответ 1) х = 4, y = √3

2) х = 4, y = - √3

3) х = 3, у = 2.

4) х = 3, у = - 2.

__________________________________________________

470.

Положим х 2 = z 1 и - y = z 2 . Получим систему

Ответ 1) х = 5, y =2;

2) х = - 5, y = 2;

3) х = i √2 , y =-25;

4) х = - i √2 , y = -25.

__________________________________________________

471.

Полагаем - ху = z 1 ; х 2 - у 2 = z 2 . Получим систему

Находим z 1 = 9; z 2 = -20 или z 1 = -20; z 2 = 9. Теперь имеем две системы:

Решим первую систему. Из первого ее уравнения находим у = - 9 / x .

Подставляем во второе. Находим биквадратное уравнение х 4 + 20х 2 - 81=0. Его корни

Теперь находим

Тем же способом решаем вторую систему.

Ответ 1) х ≈1,86, у ≈ - 4,84;

2) х ≈ -1,86, у ≈ 4,84;

3) х ≈ 4,84i , у ≈ 1,86i ;

4) х ≈ - 4,84i , у ≈ -1,86i ;

5) х = 5, у = 4;

6) х = - 5, у = -4;

7) х = 4i , у = -5i ;

8) х = -4i , у = 5i .

__________________________________________________

472.

Исключим свободные члены, для чего помножим второе уравнение на 7 и вычтем из первого. Получим

32х 2 - 2ху + 75y 2 = 0.

Это - однородное уравнение второй степени (т. е. уравнение, содержащее только члены второй степени; членов первой степени и свободного члена в нем нет). Разделив обе части уравнения на х 2 (это можно сделать, так как х = 0 не есть корень), мы преобразуем его к виду и, решив квадратное уравнение, найдем . Этим способом из всякого однородного уравнения второй степени можно найти отношение у / x .

Теперь решаем две системы:

(по способу подстановки).

__________________________________________________

473.

1-е уравнение запишем так: х 2 - 2ху + у 2 = 1 / 2 ху . Тогда имеем (х-у ) 2 = 1 / 2 ху

2-е уравнение запишем в виде 2(х-у ) = 1 / 2 ху

Значит, (х-у ) 2 -2(х-у ) = 0.

Отсюда находим х-у = 0 и х-у = 2. Получаем две системы:

Ответ 1) х = у = 0; 2) х = 4, у = 2 3) х =- 2, у =-4.

__________________________________________________

474.

Первое уравнение перепишем так:

(х 2 + 2ху + у 2 ) =13 + ху или (х + у ) 2 - 13 = xy .

Из второго уравнения х + у = 4; подставив, получим 16 -13 = xy . Решаем теперь систему

Ответ 1) х = 3, у =1; 2) х = 1, у = 3.

__________________________________________________

475.

Решается, как предыдущая задача. Получим новую систему

Ответ 1) х = 3, у = 2 2) х = - 3, у = -2

__________________________________________________

476.

Полагаем х / у = z ; тогда у / x = 1 / z , и первое уравнение примет вид z + 1 / z = 25 / 12 или 12z 2 -25z +12 = 0. Его корни z 1 = 4 / 3 и z 2 = 3 / 4

Теперь имеем две системы:

Системы решаются подстановкой значения х из первого уравнения во второе.

Ответ 1) х = 4, y =3;

2) х = - 4, y = -3;

3) х = 3i , y = 4i ;

4) х = -3i , y = -4i .

__________________________________________________

477.

Систему можно записать в виде

Перемножаем эти уравнения и делим одно на другое.

Получаем отсюда

Перемножая эти уравнения, находим

Выраженне для y 2 можно найти ачалогично, взяв уравнение Оно отличается от соответствующего уравнения для х только перестановкой букв c и d .

__________________________________________________

478.

Во втором уравнении разлагаем х 3 +у 3 на множители (х + у )(х 2 - ху + у 2 ) и делим второе уравнение на первое. Получим х + у = 5. В первом уравнении прибавляем к правой и левой частям уравнения по 3ху ; получим (х + у ) 2 =7+3ху . Подставив 5 вместо (х + у ) согласно полученному уравнению, найдем ху = 6. Теперь решаем систему

Ответ 1) х = 3, у = 2; 2) х = 2, у = 3.

__________________________________________________

479.

Помножим второе уравнение на 3 и сложим с первым. Получим (х + у ) 3 =1, Если ограничиться действительными решениями, то отсюда х + у =1. Заменяя во втором уравнении х + у через 1, имеем ху = -2. Решаем систему

Ответ 1) х = 2, у = -1; 2) х =-1, у = 2.

__________________________________________________

480.

Решается, как предыдущая задача.

Ответ 1) х = 3, у = 2; 2) х = 2, у = 3.

__________________________________________________

481.

Полагаем Первое уравнение принимает вид

Отсюда z = 5 и z = 1 / 5 , т. е

Из уравнения находим у = 2 / 3 х . Решаем это уравнение совместно с заданным уравнением ху = 6. Таким же образом используем уравнение.

Ответ 1) х = 3, у = 2;

2) х =- 3, у = -2;

3) х = 3i , у =-2i ;

4) х = -3i , у =2i .

__________________________________________________

482.

Исключаем из системы неизвестное z : второе уравнение вычитаем из первого, умноженного на с , третье уравнение вычитаем из второго, умноженного на с . Получим систему

Отсюда находим х и у . Аналогично находим z .

__________________________________________________

483.

Исключаем сначала и ; для этого: 1) второе уравнение умножим на 2 и прибавим к первому; 2) третье уравнение умножим на (-2) и прибавим ко второму; 3) третье уравнение умножим на (-3) и прибавим к четвертому. Получим систему

Из этой системы исключим х , предварительно вычитая из второго уравнения третье. Получим

Складываем уравнения а) и в), а уравнение б) умножаем на 5 и складываем с в). Получим

Отсюда находим z =3 и у =2. Из уравнения б) находим х и из третьего заданного уравнения находим и .

Ответ х =1; у =2; z =3; и = 4.

__________________________________________________

484.

Вычитаем из второго уравнения первое. Получим у + 2z =1. Отсюда у =1-2z . Подставляем это значение у в первое уравнение, находим х = z + 3. Подставляем найденные значения х и у в третье уравнение, получим 3z 2 + z - 2 = 0. Корни его z 1 = 2 / 3 и z 2 = - 1. Подставляя значения z в уравнения x = z + 3 и у =1-2z , найдем по два значения х и у .

Oтвет 1) x = 11 / 3 , у = - 1 / 3 , z = 2 / 3 ;

2) x = 2, у = 3, z = -1.

__________________________________________________

485.

Первое уравнение возводим в квадрат, второе - в куб и третье - в квадрат после переноса второго члена в правую часть уравнения. Получим систему

Ответ

__________________________________________________

486.

Возводим первое уравнение в квадрат и вычитаем второе. Получаем ху + хz + уz = 54. В силу третьего уравнения можно заменить первые два слагаемых через 2уz . Получаем 3yz = 54, т. е.

yz =18. (а)

Теперь третье уравнение можно записать в виде xy + xz = 2 18, т. е.

x (у + z ) = 36. (б)

A так как первое уравнение имеет вид

х + (у + z ) = 13. (в)

то из уравнений (б) и (в) можно найти х и y + z . Получаем:

Чтобы найти у и z по отдельности, присоединим уравнение (а). Получим две системы:

Замечание. При возведении в квадрат первого уравнения возникает опасность появления лишних решений. Но если бы они появились, то удовлетворяли бы уравнению х + у + z = -13, что противоречило бы уравнению (в)

Ответ. 1) х = 9, у = 2 + i √14 , z = 2 - i √14 ;

2) = 9, у = 2 - i √14 , z = 2 + i √14

3) х = 4, у =6, z =6.

4) х =4, у = 3, z =3;

__________________________________________________

487.

Третье уравнение представим в виде

z 2 - xz - yz + xy = 2.

Сложив его со вторым, получим

z 2 + 2xy =49. (a)

Отсюда z 2 = 49-2xy . Подставляем это выражение в первое уравнение. Получим (х + у ) 2 =4 9, т. е. х + у = ±7. Положим сначала х + у = 7.

Представим второе уравнение в виде

xy + z (x + y )=47 .

и сюда подставим выражениеху получаемое из (а), и

значение х + у = 7. Получаем z 2 -14z + 45=0. Отсюда z 1 = 5 и z 2 = 9.

Если z = 5, то ; если же z = 9, то

Имеем две системы:

каждая из которых имеет по два решения. Всего получаем четыре решения:

Теперь положим х + у = -7 и тем же способом найдем еще четыре решения.

__________________________________________________

488.

Вычитаем сначала второе, а затем третье уравнение из первого. Получаем:

Сокращаем уравнение (а) на (а-b ) и уравнение (б) на (а-с ).

Вычитаем (г) из (в). Получаем

Неизвестное у находим из (в) или из (г). Теперь по любому из данных уравнений найдем z .

__________________________________________________

489.

Положим . Получаем систему

Отсюда находим х =17; у = 6.

Ответ х =17; у = 6.

__________________________________________________

490.

В силу второго уравнения первое можно записать так: 10 - 2√xy = 4. Отсюда ху = 9. Получаем систему

Oтвет 1) х = 9, y = 1; 2) х =1, y = 9.

__________________________________________________

491.

Полагаем Первое уравнение примет вид z - 2 + 1 / z = 0 Отсюда z = 1, т. е. . Из последующего уравнения находим у = 2х и подставляем во второе уравнение.

Ответ 1) х = 6, y =12; 2) х = -4,5, y = -9.

__________________________________________________

492.

Первое уравнение приводится к виду , откуда

х 2 + у 2 =136. (а)

Второе уравнение возводим в квадрат; получим , откуда

у 2 = 36х -324. (б)

Это выражение подставляем в (а). Получаем х 2 + 36х -460 = 0. Отсюда находим х =10 и х = -46. Подставляя в (б), находим у . Получаем четыре пары решений:

1) х =10, у = 6; 3) х =- 46, у = 6√55 ;

2) х =10, у = -6; 4) х =- 46, у = -6√55 .

Третья и четвертая пары решений не годятся, так как выражения √х + у и √х - у , где радикалы должны означать арифметические значения корня (в противном случае они неопределенны ввиду двузначности корня), не имеют смысла при комплексных значениях х + у и х-у . Первую и вторую пару решений следует проверить.

Ответ 1) х =10, у = 6; 2) х =10, у = - 6.

__________________________________________________

493.

Система имеет смысл только при а > 0 (см. предыдущее объяснение). Первое уравнение возводим в квадрат:

(a)

Это выражение подставляем во второе уравнение; получаем

Возводим в квадрат уравнения (а) и (б):

у 2 = 64а 2 +16ах , (а")

у 2 = (√41 + 5) 2 а 2 - 2(√41 + 5)ax . (б")

Исключая у из (а") и (б"), получаем

(130+ 10√41 ) а 2 = (26+ 2√41 )ax

откуда х =5а . Из (а") находим y = ±4а и затем производим проверку.

Ответ 1) х =5а , у =4а; 2) х =5а , у =-4а .

__________________________________________________

494.

Возводим первое уравнение в квадрат; 2х 2 -2√х 2 - у 2 = у 2 . Подставляем сюда значение х 4 4 = 144а 4 из второго уравнения. Получаем

у 2 =2х 2 -24а 2 . (а)

Отсюда находим у 4 и подставляем во второе заданное уравнение. Получаем

х 4 -32а 2 х 2 +240а 4 = 0.

Отсюда х = ±√20 а и х = ±√12 а . Из уравнения (а) находим у . Для каждого из значений х = ±√20 а имеем у = ±4а , а для каждого из значений х = ±√12 а имеем, у =0. Проверка показывает, что из полученных шести пар решений одни являются лишними при а > 0, другие же являются лишними при а < 0. Возьмем, например, пару решений х = √20 а , у = 4а . Подставляя в первое уравнение, мы находим √36а 2 -√4а 2 = 4а , т. е. 6|а |-2|а |=4а . Это равенство является тождеством при а > 0, но оно не верно при а < 0.

Ответ. При а > 0 решения будут:

1) х = √20 а , у = 4а ; 2) х = - √20 а , у = 4а

3) х = √12 а , у = 0; 4) х = - √12 а , у = 0.

При а < 0 решения будут:

5) х = √20 а , у = - 4а 6) х = -√20 а , у = - 4а .

__________________________________________________

495.

Первый способ. Из второго уравнения находим х + у = 14 -√ху . Возводим в квадрат; получаем

x 2 + y 2 + 2xy = 196 + xy -28 √ху ,

x 2 + y 2 + xy = 196 -28 √ху .

В силу первого уравнения имеем 84 = 196 -28 √ху . Отсюда находим √ху = 4, т. е. xy =16. Подставляя во второе уравнение значение √ху = 4, находим x + y =10. Решаем систему

Второй способ. Левую часть первого уравнения разлагаем на множители:

x 2 + y 2 + xy = (x + y ) 2 - (√ху ) 2 = (x + y + √ху ) (x + y - √ху ) = 84.

Отсюда в силу второго уравнения получаем

14(x + y - √ху ) = 84,

__________________________________________________

Привлекают простотой использования мотивов и стимулов теории «Х», «У» и «Z», в основе которых отношение человека к труду. Теория «Х» была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию «У». Теория «Z» была предложена значительно позднее, в 80-х гг. ХХ века, В. Оучи (модель поведения и мотивации человека). «Х», «У» и «Z» - это совершенно разные модели мотивации, ориентированные на разный уровень потребностей, и, соответственно, руководитель должен применять весьма различные стимулы к труду. Рассмотрим эти теории более подробно.

Теория «Х» базируется на следующих предпосылках:

    в мотивах человека преобладают биологические потребности;

    обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы. Поэтому труд необходимо нормировать, а лучшим методом организации является конвейерный;

    по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут осуществлять необходимые действия и затрачивать усилия, необходимые для достижения целей производства;

    средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации;

    качество работы низкое, поэтому необходим постоянный строгий контроль со стороны руководства.

В теории «Х» легко сочетаются черты плохого российского и азиатского работника с задатками рабской психологии. Поэтому естественным является применение в качестве главного стимула принуждения, а вспомогательного - материального поощрения. Отсталые люди имеются в любом обществе, разница заключается лишь в их доле от трудоспособного населения страны.

Теория «У» является антиподом теории «Х» и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории «У» следующие предпосылки:

    в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать;

    физические и эмоциональные усилия на работе для человека также естественны, как во время игры или на отдыхе;

    нежелание работать не является наследственной чертой, присущей человеку. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда;

    внешний контроль и угроза наказания не являются главными стимулами побуждения человека к деятельности для достижения организации своих целей;

    ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении;

    обычный воспитанный человек готов брать на себя ответственность и стремится к этому;

    многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт, однако индустриальное общество слабо использует интеллектуальный потенциал человека.

Модель по теории «У» отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории «У» располагаются в следующем порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик - по данным наших исследований, от 15 до 20% от численности коллектива. Чаще всего они являются индивидуалистами и не могут полностью раскрыть свои таланты в социальной группе.

Основные предпосылки теории «Z»:

    в мотивах людей сочетаются социальные и биологические потребности;

    люди предпочитают работать в группе и выбирают групповой метод принятия решения;

    должна существовать индивидуальная ответственность за результаты труда;

    предпочтительнее неформальный контроль за результатами труда на основе четких методов и критериев оценки;

    на предприятии должна существовать ротация кадров с постоянным самообразованием;

    предпочтительнее медленная служебная карьера с продвижением людей по достижении определенного возраста:

    администрация проявляет постоянную заботу о работнике и обеспечивает ему долгосрочный или пожизненный наем;

    человек - основа любого коллектива, и именно он обеспечивает успех любого предприятия.

Теория «Z» описывает хорошего работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описываемые теорией «Z», имеются практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Стимулы побуждения к труду для работников, описываемых теорией «Z», эффективны в такой последовательности: материальное поощрение, моральное поощрение, самоутверждение, принуждение. Таким образом, работники, описываемые теориями «Х», «У» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.

Функции управления, породившие труды авторов школы поведенческих наук. Суть теории «Х», «У», «Z»

Движение за человеческие отношения зародилось в ответ на неспособность со стороны представителей научного управления и классической школы полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Среди наиболее крупных фигур более позднего периода поведенческого направления (с 1950 г. по настоящее время) такие ученые, как К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации в организациях, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.

Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Главный постулат состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности и работника, и организации. Однако в некоторых ситуациях данный подход оказывался несостоятельным.

Школа поведенческих наук

С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих паук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией. В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат, как уже сказано выше, состоял в том, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом. Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении организацией оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

Наиболее крупные представители этого направления -- Лайкерт, МакГрегор, Маслоу -- изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти, авторитета, организационной структуры, коммуникаций в организациях, лидерства и т. д. В соответствии с теориями «X» и «У» Мак-Грегора существует два типа управления, отражающих два типа работников или, вернее, два типа отношения к работникам благодаря тому, что «в джунглях управленческой теории» он выделил две хорошо узнаваемые и принципиально различные модели в американском менеджменте: теорию «X» и теорию «У». Первую модель он идентифицировал с положениями классической школы, вторую -- с положениями школы человеческих отношений.

Основные различия указанных моделей видел: во взглядах на природу человека, выступающего объектом управления: в первом случае -- пассивное, ленивое, нетворческое существо; во втором -- активное, заинтересованное, стремящееся к ответственности и творческое существо; в представлениях о способах и методах управления: в первом случае -- жесткое разделение труда, программирование деятельности, усиленный внешний контроль со стороны управляющих и иерархия; во втором -- насыщение исполнительной деятельности интеллектуальными функциями, акцент на самоорганизацию, самоконтроль и стимулирование мотивации, привлечение работников к подготовке решений.

Первую концепцию Мак-Грегор рассматривал как ненаучную и несоответствующую природе человека, а вторую -- как научно обоснованную.

Лайкерт в своей концепции организации базировался на положениях школы человеческих отношений. Он рассматривал управление организацией как взаимосвязанный и ситуационный процесс, при котором лидер должен приспосабливаться к ситуации и особенностям поведения людей, которыми управляет. Способность к пониманию специфики поведения подчиненных считал важнейшим качеством менеджера.

Лайкерт предложил четыре модели управления организацией («X1», «Х2», «У1», «У2»), различающиеся по способу контроля, степени концентрации власти, распределению ответственности и дистанцированности руководителя от подчиненных. Каждую модель рассматривал как адекватную конкретной ситуации, в которой действует организация. Он разработал оригинальную бихевиористско-кибернетическую теорию, в которой определил три типа переменных, влияющих на эффективность организации:

  • * причинные (структура, стратегия, социальная политика, про¬фессиональный и квалификационный состав работников);
  • * промежуточные (характеристики работников -- их навыки, отношение к труду, отношения с руководством, практикуемые способы принятия решений и стимулирования мотивации);
  • * результирующие, т.е. зависимые (производительность труда, прибыль, качество услуг).

Модель эффективного управления Лайкерт представил, как воздействие стимулов (первый тип переменных) на ресурсы (второй тип) с получением эффекта (третий тип) на выходе. Он указал на то, что неэффективность организации часто связана с попыткой менеджеров воздействовать па промежуточные переменные вместо причинных.

Большой вклад в развитие бихевиористского направления в теории организации и менеджмента внес Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». В соответствии с этой теорией у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие методы мотивации. Маслоу разделял эти потребности на базисные (потребность в пище, безопасность, позитивная самооценка и др.) и производные (потребность в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). По его мнению, базисные потребности человека постоянны, а производные -- изменяются. Ценность производных потребностей одинакова, поэтому они не имеют иеархии. Базисные потребности, напротив, располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от «низших» (материальных) до «высших» (духовных). Базисные потребности представляют собой мотивационные переменные, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере их реализации в качестве необходимых условий социального бытия индивида, следуют друг за другом.

Необходимо заметить, что поведенческий подход к теории организации связан с понятием «организационного поведения». Хотя проблематика организационного поведения пронизывает весь период существования управленческих паук (начиная с Тейлора и Вебера), выделение организационного поведения в отдельную область исследований произошло лишь в 50-60 гг. прошлого века в связи с необходимостыо переноса акцента с системы организационных стимулов на личность или группу как носителей поведения определенного типа.

Организационное поведение -- понятие, широко используемое в современных психологических, социологических и экономических концепциях организации и управления. Оно введено в связи с необходимостью обозначения разнообразных поведенческих реакций личности или группы на организационные воздействия (стимулы, ролевые и административные требования, предписания и санкции), а также в связи с вариативностью типов этих реакций. Возникновение и широкое использование термина организационного поведения, а также формирование теории организационного поведения как особого научного направления связаны с осознанием представителями управленческих наук того, что:

  • * поведенческие реакции на однородные внешние воздействия разнообразны;
  • * поведение людей в организации и вне ее различно;
  • * поведенческие реакции одного человека (группы, организации) различны в разные периоды и в разных ситуациях.

В современной организационной теории изучаются самые разнообразные типы организационного поведения, а также механизмы, их обеспечивающие:

  • * по степени осознанности человеческого поведения различают целерациональное (осознанное) и неосознанное;
  • * по целям: направленное на решение индивидуальных, групповых, общеорганизационных целей;
  • * по типу субъекта--носителя: индивидуальное, групповое, ролевое и организационное;
  • * по типу воздействия на субъект-носителя: реактивное (реакция на соответствующие санкции со стороны лидера, группы, организации); конформное или подобное (воспроизведение поведения лидера, группы); ролевое (ответ на безличные требования должностных и профессиональных предписаний);
  • * по последствиям реализации данного типа поведения для групп (социальной системы): конструктивное (ориентированное на укрепление единства или повышение эффективности деятельности группы, социальной системы); деструктивное (ведущее к дезинтеграции и снижению эффективности деятельности группы, организации);
  • * по форме протекания: кооперированное (ориентированное на поддержание сотрудничества); конфликтное.

Не менее разнообразны и версии вариативности организационного поведения. Механизмы и способы объяснений различных типов организационного поведения во многом обусловливаются разнообразием подходов к организационному поведению в психологических, социологических и других поведенческих науках. Кроме того, в теории организационного поведения ощутимо влияние меж предметных методологий (системный, ситуационный подходы), а также разработок ряда управленцев-практиков.