Что движет людьми: типология мотивов. Что движет человеком? Экзистенциальная мотивация Person

Что движет человеком? Что заставляет нас поступать определенным образом? Что заставляет нас чувствовать себя живыми? Это чувства, это ведущая сила, которая определяет наши стремления. Однако вопрос, что движет человеком, разум или любовь, до сих пор открыт. Современный мир требует от индивида «включения» головы. Но что же важнее из этого? Что двигает человека вперед?

Влияние разума

Мы живем в эру технического прогресса, который ожесточает людей, притупляет чувства и ставит под сомнение мнение о том, что человеком движет желание. Теория мотивации поведения человека преподается отдельным курсом в институтах, исследуется научным сообществом. Но единого мнения по поводу того, что движет человеком, нет. Разум определяется двумя понятиями - это страх и гордость. Именно данные составляющие провоцируют и мотивируют человека к действию. События в жизни, неважно, плохие или хорошие, человек воспринимает, как тормозящие или провоцирующие побуждения к действию в будущем. В свою очередь гордость можно определить как стремление быть впереди, добиваться большего, чем другие, доказать, что ты чего стоишь и можешь быть выше других. Здесь и неудачи, и разочарования могут служить побуждающим сигналом к действию только ради того, чтобы потешить свою гордость. Любое общество функционирует в соответствии с какими-либо правилами или устоями. Однако гордость, являясь лучшей мотивацией, зачастую вынуждает нас действовать наперекор установленным правилам поведения. Получается, что в подобных ситуациях важно само действие.

А что значит любовь?

И если разум - это рациональная мотивация, то чувства - иррациональная мотивация поведения для индивида, это опасные желания, что движут человеком. Люди любят оправдывать свои поступки словами «мне так хочется», «я так люблю» и так далее. Поддаваясь таким порывам, многие действуют необдуманно, импульсивно, при этом не зачастую даже не пытаются думать о последствиях, поддаваясь сиюминутным эмоциям. Нередко можно столкнуться с тем, что, удовлетворяя свои маленькие радости или действуя в определенной ситуации так, как хочется, действия индивида абсолютно не поддаются логике и для других такие поступки могут быть просто необъяснимы. Касаться это может любой сферы жизни: путешествий, выбора партнеров, хобби, профессии и так далее. Можно всю жизнь заниматься архитектурой, а потом все бросить и пойти петь в ресторане только потому, что давно об этом мечтал. Никто не поймет, а нам так хочется, нравится и так далее. Многие считают, что именно любовь движет человеком.

Каков итог?

Получается, что в жизни каждого человека важное место занимают оба критерия. Благодаря и любви, и разуму человек может балансировать всю жизнь. Зачастую человеком движет идея. Ученые уже давно доказали, что самую настоящую радость и чувство «потока», человек получает в первую очередь делая то, что ему по душе, то, что нравится, а по разуму и логике. Поступки, которые мы совершаем «на эмоциях», диктуют нам необъяснимые желания, которые мы стремимся осуществить вопреки принятым нормам, устоям и логике.

Разум или любовь?

Добровольно ни один человек не станет всю свою жизнь действовать только основываясь на том, что ему диктует разум. А для кого-то и вовсе предательство своих сердечных чувств и любви сродни преступлению и возможно только под насильственным влиянием извне. В пример можно привести женитьбу по настоянию родителей, без любви. И древние мыслители, и современные философы придерживаются позиции, суть которой заключается в том, что разум никогда не победит чувства и любовь. И здесь речь идет не о физических влечениях, а о самой искренней глубокой любви, которая идет от сердца. Разум, мотивация не имеют никакого смысла, когда в жизни человека есть любовь, которая занимает все мысли, которая разрывает изнутри, ради которой хочется горы свернуть. Когда мысли не дают покоя ни днем, ни ночью, значит, о каком разуме может идти речь? Философов всех времени и народов интересовал этот вопрос. Рассмотрим самые значимые теории.

О чем писал Платон?

Для Платона движущей силой не только развития конкретного индивида, но и общества в целом, было стремление к познанию, исследованиям, к истине. Истинное удовольствие - это не следование чувствам, только мудрость определяет все поступки и только благодаря ей можно получить истинное удовольствие. Платон писал, что нет никакой альтернативы по силе радости, че радость познания. Можно сделать вывод, что Платон отдавал предпочтение именно разуму, моральному долгу, служению обществу, нежели чувствам и эмоциям.

Теория Фрейда

Иной точки зрения придерживался Зигмунд Фрейд, он считал, что сила, которая заставляет человека действовать - это не что иное, как сексуальные желания людей. И эта мотивационная сил не отпускает человека от самого рождения до самой смерти. Не реализованные хотя бы наполовину сексуальные желания влекут за собой агрессивное поведение. Что движет человеком по Фрейду? Он считал, что большинство людей действуют только ориентируясь на свои «низменные» инстинкты и их поступки не подвластны ни разуму, ни логике. Фрейд придавал большое значение сексуальной жизни человека, считая ее основной всего.

Последователи теории философа и по сегодняшний день призывают всех вокруг заботиться о своей сексуальной жизни, так как благодаря этому можно избежать проявлений агрессии, неврозов, проблем со здоровьем и даже неприятность в общении с людьми. Однако данная теория давно стоит под тенью сомнения, ведь многолетние наблюдения говорят нам о том, что либидо - это еще не истина в последней инстанции. Теория Зигмунда Фрейда заключалась в том, что ведущий инстинкт и мотивационная сила - это инстинкт либидо. Пользуется популярностью теория и по сегодняшний день. Например, многие психотерапевты разрабатывают собственные методики на основе теории Фрейда для выявления проблем в поведении супругов, например. Чтобы поставить им правильный «диагноз», психотерапевт предварительно задает вопросы об интимной жизни, считая, что спасти брак можно только путем восстановления половой жизни партнеров. Во многих случаях такие методики срабатывают. Но не все согласны с этим. В частности, известный австралийский психотерапевт Альфред Лэнгле. И на вопрос о том, что движет человеком, Лэнгле отвечал, что в первую очередь это ощущения и чувства.

Мотивация из негатива

Нередко человеком движут инстинкты, а именно негативные ситуации, различные неприятности, неудобства, трудности, которые не столько побуждают, сколько вынуждают действовать. Самый простой пример, который знаком каждому - это боязнь детей принести из школы плохую оценку за невыполненное домашнее задание или плохое поведение. Здесь работает не только страх плохой оценки, но и осуждения со стороны учителей, боязнь родительского контроля и последующего наказания. Однако негативная мотивация чаще всего краткосрочная и не рассчитана на длительное время. Например, у школьников эта мотивация заканчивается ровно тот момент, когда отменяется наказание. Сразу же пропадает стимул к действию. Негативную мотивацию вызывают следующие факторы: словесное, материальное ил физическое наказание, ограничения свободы или иные лишения, которые носят социальный характер. С возрастом растет и устойчивость человека к негативной мотивации, в то время как для детей и подростков, которые напрямую зависят от родителей или других людей, снисходительное отношение к негативу дается достаточно сложно.

Что мотивирует к саморазвитию?

Какие силы движут человеком в его деятельности? Первое и самое важное, что мотивирует нас заниматься собой и развиваться - это желание реализовать себя в жизни, которое, в той или иной мере, присуще каждому человеку. Здесь речь идет о том, что человек должен постоянно учиться, узнавать что-то новое. Кто-то посещает курсы, повышает квалификацию, изучает что-то новое на протяжении всей своей жизни. Если верить теории Маслоу, то лучший источник мотивации - это страстное желание доказать себе и другим свою компактность в профессиональных вопросах, а также полная реализация себя в определенных сферах жизни. Ученый считал, что главная побудительная сила - это движение к познанию чего-то нового.

В то же время страх перед неопределенностью может тормозить эту мотивацию. Самую большую радость человеку доставляют его собственные новые достижения, желательно с положительным итогом. Что касается неудач, ошибок, критики - здесь происходит торможение активной мотивации, что может сказаться на дальнейшей деятельности человека. Побуждает к действию и пример других успешных и талантливых людей, что может даже сравниться с внутренним удовлетворением своих достижений. Обусловлено это не только достижением целей, известностью, но и признанием со стороны других людей. Только предвкушение новых побед, особенно после череды удачных результатов, побуждает человека делать невозможные вещи.

Основы мотивации

В данной теории речь идет не о факторах, которые непосредственно связаны с конкретной деятельностью. Они определяются как мотивация, которая влияет на внешнее содержание, а не на процесс исполнения. Сюда можно отнести чувство ответственности перед другими людьми, и совсем неважно, родственники это, коллеги или еще кто-нибудь. Также нельзя не упомянуть о желании быть признанным, получить одобрение со стороны других. Никуда без самосовершенствования, мотивации получить определенный статус и социальное положение. И даже самый банальный мотив - это желание избежать неприятных последствий и боязнь получить негативный результат из-за своих же действий и поступков.

Внешняя мотивация

Что касается внешней мотивации, то здесь речь идет не о содержании деятельности, данный фактор не вызывает никакого интереса. В первую очередь - это внешняя привлекательность, здесь речь идет о материальном достатке, признании, социальном статусе и так далее. Получается, во внешней мотивации большое значение имеет оценка деятельности, поведения, поступков со стороны другими людьми. В этом случае для человека максимально важно слышать и осознавать, что его деятельность имеет вес среди других. Слава и признание - вот чего жаждут все.

Какой вывод?

Эффективная деятельность возможна только в том случае, если она базируется сразу на нескольких мотивационных аспектах. Чем больше мотивов движет человеком, тем результативнее будет его деятельность. Поэтому наше стремление к саморазвитию включает в себя каждую из перечисленных теорий в том или ином количестве.

Мне стало интересно, если нашим поведением движут не удовольствия и страдания, тогда что же? Что же в действительности имеет для нас значение?

Теория Платона

Согласно Платону (427-347 гг. до н.э.), стремление к истине (любознательность) является одним из важнейших двигателей жизни, а мудрость - одним из величайших истинных удовольствий. Платон развил дальше представление о вечном мире идеалов, которые определяют суть всех вещей; когда мы открываем такие вечные идеалы, мы переживаем радость познания. Платон также высоко ставил значение разума, морального долга и служения обществу.

Теория Фрейда

Совершенно другую точку зрения о мотивации человеческого поведения выдвинул Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он говорил, что с рождения до смерти люди хотят секса, секса и еще раз секса. Причина того, что мы не реализуем это желание в полной мере, заключается, согласно Фрейду, в том, что многие наши сексуальные стремления являются подсознательными, а это означает, что их признание влечет за собой непреодолимое чувство вины, тревоги и смущения. Позднее Фрейд несколько изменил свои взгляды, добавив, что нашим поведением управляет не только секс, но и агрессивность.

Если вы не читали Фрейда или не имели удовольствия лично знать некоторых из психоаналитиков прошлого, вы, вероятно, просто не представляете себе, насколько важным они считали значение секса с точки зрения психологии. Фрейд был настолько поражен значением секса, что даже изобрел для него новое название - либидо. Он писал, что в подсознании карандаш является символом пениса, а коробка - символом влагалища. Он сформулировал Эдипов комплекс: теорию о том, что мальчики от 4 до 5 лет желают иметь сексуальные отношения со своими матерями. Он считал, что у молодых девушек развивается комплекс неполноценности, в основе которого лежит зависть к представителям мужского пола, потому что они наделены пенисом. Когда я был аспирантом факультета психологии Иельского университета, я прослушал лекцию Джона Долларда, одного из крупнейших в мире психоаналитиков того времени. «Что бы мы ни делали в жизни, мы должны позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса», - советовал он. Он призывал нас следовать его совету, чтобы избежать развития неврозов. Выступая перед группой молодых студентов колледжа, Доллард не испытывал никаких неудобств, убеждая своих слушателей в важности его идеи.

Современники Фрейда

Многие психологи, современники Фрейда, или те, кто пришел вслед за ним, восприняли многое из того, что говорил Фрейд, но разошлись во мнениях с ним о важности сексуальной мотивации. Например, Карл Юнг (1875-1961) полагал, что воля к жизни, общая жизненная сила, является важнейшим мотиватором человеческого поведения. Альфред Адлер (1870- 1937) писал о стремлении к превосходству и власти. Эрик Эриксон (1902-1994) разработал теорию развития «я» (эго), или того, что можно просто назвать стремлением человека к развитию.

Различные школы бихевиоризма (науки о поведении человека - прим. переводчика) выражали различные взгляды по вопросу о том, что управляет поведением людей.

Кларк Халл (1884- 1952) и Кеннет Спенс (1907-1967) разработали имеющую влияние модель поведения, в которой рассматривались мотивы человека с точки зрения ряда познанных и непознанных побуждений, таких как побуждение поесть, если голоден, или побуждение избавиться от тревоги. Этот подход уделяет больше внимания активизирующей функции мотивов, чем роли конкретных мотивов, которые определяют стремление людей к достижению тех, а не иных целей. Теория Халла-Спенса пользовалась огромным влиянием в период с 1950 по 1975 гг.

Что движет поведением человека. Б. Ф. Скиннер (1904-1990), еще один ведущий бихевиорист, который убеждал психологов меньше обращать внимания на поиск основных мотивов, которые управляют нашей жизнью. Скиннер полагал, что все мотивы, мысли и чувства (включая удовольствия и страдания) являются личными. Только вы знаете, что движет вами, и если вы не расскажете нам об этом, то мы можем только гадать о них. Поскольку личностные мотивы нельзя определить с научной достоверностью, Скиннер заключил, что психологам не следует обращать на них внимания. (Если ваш супруг/супруга перестанет обращать внимание на ваши мотивы, мысли и чувства, то, может статься, он/она стал/а бихевиористом).

Что движет поведением человека. Карл Роджерс (1902-1987) заявил, что людьми движут в той или иной степени два желания: желание расти, называемое самореализацией, и желание самопризнания. Согласно этой точке зрения ключ к счастью - это жизнь в соответствии со своей системой ценностей. Если люди делают что-то, что идет вразрез с их собственными представлениями о жизни, они теряют уважение к самим себе, останавливаются в развитии и становятся несчастными. Фактически, теория Роджерса представляет собой начальную попытку свести многое из того, что является значимым для нас, к нескольким перекрывающимся мотивациям.

Теория Джеймса

Уильям Джеймс (1842-1910), великий американский психолог, философ и педагог, и Уильям МакДугалл (1871 -1938), блестящий специалист по социальной психологии из Гарварда, полагали, что поведение мотивируют инстинктивные желания. В своем эпическом труде «Основы психологии» Джеймс представляет следующий перечень основных инстинктивных желаний:

бережливость желание запасать и собирать

созидание желание строить и достигать

любознательность желание исследовать и узнавать

самолюбование желание быть в центре внимания

семья желание растить своих детей

охота желание добывать пишу

порядок стремление к чистоте и организованности

игра желание веселиться

секс желание продолжить род

стыд желание не быть выделенным

боль желание избегать болезненных ощущений

стадность стремление к установлению социальных контактов месть стремление к агрессивности МакДугалл расширил и усовершенствовал этот перечень.

Джеймс и МакДугалл вместе поняли, что человеческие желания многогранны. Они сопротивлялись попыткам свести все к одному или двум супермотивам, таким, как секс и агрессия (Фрейд) или стремление к превосходству (Адлер). Джеймс и МакДугалл были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

После смерти Джеймса в 1910 году против МакДугалла выступали как бихевиористы, так и психоаналитики. Бихевиористы отвергали идею МакДугалла о том, что желания предаются по наследству, утверждая, что они приобретаются в процессе познания. Рассматривая поведение человека с точки зрения в основном сексуальной мотивации, психоаналитики утверждали, что Джеймс и МакДугалл выделили слишком много инстинктивных желаний. Влияние Джеймса и МакДугалла могло бы быть начисто утрачено, однако, гарвардский психолог Генри А. Мюррей (1893-1988) переформулировал перечень МакДугалла и представил его в виде списка психологических потребностей. Работа Мюррея получила широкий резонанс, частично благодаря тому, что он разработал популярную методику для оценки мотивации поведения человека.

Теория Маслоу

Другим психологом, который внес важный вкладе изучение мотивации поведения человека, был Абрахам Маслоу (1908-1970). Маслоу был одним из немногих психологов, которые рассматривали человеческую природу прежде всего с мотивационной точки зрения. Он сделал важный вывод о том, что мы являемся порождениями желаний, которые постоянно чего-то хотят. В этом смысле, Маслоу проанализировал поведение человека совершенно иначе, чем это сделали многие из психологов. Я принимаю и даже развиваю мысли Маслоу, утверждая, что мотивационный подход к поведению человека потенциально может объяснить гораздо больше в его поведении, чем это обычно полагают.

© Игорь Юров, врач-психотерапевт

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕКОМ

"ИСТОРИЯ ОДНОГО ДЕТСТВА или ИГРЫ НА ВЫЖИВАНИЕ"

(Журнал "Наша Психология", №6, /63/, 2012)

С вашим другом в детстве "играли" в совершенно другие "игры", нежели с вами, и те правила, которые с легкостью усвоены вами, ему неведомы, отсюда все проблемы и недоразумения. Не стройте иллюзий – он издевается (хотя и не сознательно) над вами так же, как над ним издевались в детстве. Возможно, он «владеет» еще и другими, непонятными вам «приемами» издевательств, которые испытает в будущем… надеюсь, что уже не на вас. Он встретит партнершу с похожей судьбой, которой издевательские игры тоже будут привычны с детства и не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Они будут пытаться любить друг друга, но в основном будут страдать друг от друга, периодически меняясь ролями по сценарию игры.

Вопрос: «Я встречалась с молодым человеком около 3-х месяцев, в один прекрасный день он как обычно позвал меня на свидание, мы пошли в кино, а потом он мне сказал, что больше не хочет со мной встречаться, что я для него больше не интересна, и он не видит во мне женщину. Сказал, что мы должны расстаться и больше никогда не видеться. Я ушла, не звонила и встречи не искала. Буквально через неделю я пошла с подругами в ночной клуб, в который всегда ходила, я рассказывала своему молодому человеку о своем любимом месте, но он отказывался со мной туда ходить, говорил, что в клубы не ходит и ходить не будет. И вдруг я встречаю его там, одного. Он сказал, что он там случайно и ушел. Так повторялось почти каждую субботу и я подумала, что раз он туда один ходит, потом подвозит меня и подругу домой, что он таким образом хочет вернуться. Я пригласила его к себе, поговорили, но он сказал, чтобы я искала другого и между нами может быть только дружба. Затем опять мы стали там встречаться, он каждый раз говорил, что он оказался случайно и совершенно в клуб не собирался. В конце концов, я ему сказала,что у меня к нему остались чувства и я не могу с ним видеться так часто, тем более там девушки флиртуют с ним постоянно. Он сказал, что будем ходить в разные клубы. Но это видимо ко мне относилось, потому что он не перестал туда ходить. В итоге я уступила ему свое любимое место и отдыхаю в другом ночном клубе, мы не виделись 1,5 месяца с тех пор... Как вдруг я встретила его в своем спортивном клубе! Он сказал, что будет теперь сюда ходить, что он искал спорт. клуб и ему тут нравится (хотя от его дома 30 минут ехать). Я стараюсь с ним общаться по-дружески, но, конечно, хочу большего. А он так ведет себя, я просто не понимаю зачем ему эта дружба, я не верю в дружбу между мужчиной и женщиной, которые совсем недавно были возлюбленными. И потом, он продолжает называть меня и себя теми уменьшительно-ласкательными именами, которые он придумал пока мы встречались. Я бы хотела понять, что им движет, зачем он выживает меня из тех мест где я "обитаю", зачем эта дружба? И не понимаю как себя вести, не замечать его и вычеркнуть из жизни или дружить и ждать, что из этой дружбы что-то выльется? Мне 26 лет и молодому человеку тоже 26 лет.

P.S.: у молодого человека тяжелая история, он круглый сирота, папы не было, мама умерла совсем рано, воспитывался бабушкой и дедушкой, а они тоже умерли 6 лет назад.»

Ответ И.Ю.:

Один ваш постскриптум фактически отвечает на все вопросы. "Тяжелая история" детства травмирует личность, искажает реакции на окружающих, не позволяет быть предсказуемым для тех, кто приобрел опыт гармоничного общения и взаимопонимания. Тяжелые детские истории наполнены страхом, виной, чувством неполноценности, различными манипуляциями, необходимостью справляться с неискренностью, унижением, обманом, обидой, недостатком любви и внимания. В результате ребенок просто не научается правильно, т.е. открыто, понятно и предсказуемо, вести себя с окружающими. Такая «наука» не дается сама, этому учатся все детство. Учатся как любой игре, начиная с малого, усваивая ее основные правила и в дальнейшем совершенствуя мастерство.

Любой контакт – деловой, интимный, дружественный, случайный – это как бы игра, которая ведется по своим правилам. Причем правила эти не универсальны, они имеют свои особенности в каждой культуре, субкультуре, религии, социальном слое, профессиональном сообществе. Даже в мегаполисе и провинции эти правила могут существенно различаться. Что происходит между вами? - Игра. Вам ясны правила, по которым нужно играть. Вы рассчитываете на то, что они также знакомы и вашему партнеру. Как минимум, вам бы очень хотелось, чтобы он принял ваши правила, ведь они не такие уж сложные. Но не сложные они для вас и для всех, кто имел подобные вашим, более-менее адекватные отношения в детстве. Но вся драма состоит в том, что с вашим другом в детстве "играли" в совершенно другие «игры», нежели с вами. Кажется, я даже знаю в какие – это «Игры на выживание». Те игры и правила, которые с легкостью усвоены вами, ему неведомы. Смотрите – он играет с вами, причем его правила непонятны - и не только вам. Они искажены и вычурны. Отсюда все проблемы и недоразумения. Не стройте иллюзий – он издевается (хотя, возможно, и не сознательно) над вами так же, как и над ним издевались в детстве. Возможно, он «владеет» еще и другими, опять же непонятными вам, «приемами» издевательств, которые испытает в будущем… надеюсь, что не на вас. Он встретит партнершу с похожей судьбой, для которой издевательские игры тоже будут привычны с детства и не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Они будут пытаться любить друг друга, но в основном будут страдать друг от друга, периодически меняясь ролями по сценарию игры.

Вы тоже можете на это пойти. Фактически уже сейчас вы испытываете любовь, смешанную со страданием. Вы начинаете поддерживать его игру незаметно для себя самой, например, каждый раз, когда позволяете ему подвозить себя домой из клуба, или приглашаете в гости поговорить, несмотря на демонстрируемую им явную неадекватность. Будьте предельно осторожны. Многие в таких ситуациях «заигрываются» и не замечают, как проходит вся жизнь. Никто полностью не избегает детских травм, соответственно у каждого человека и у вас, в том числе, есть уязвимые точки, т.н. места наименьшего сопротивления, которыми явное издевательство воспринимается, как какое-то несущественное, непостоянное правило большой и великолепной игры под названием любовь. Не обнадеживайтесь, в любом важном деле, а в любви - тем более, мелочей не бывает. Если вы хотите иметь надежную страховку от такого рода ситуаций, внимательно изучите психологию садо-мазохистических отношений.

Зигмунд Фрейд, Карл Юнг

Опасные желания. Что движет человеком?

© ООО «Издательство «Алгоритм», 2014

3. Фрейд. Как рождаются желания

Эдипов комплекс

Исследуя первые психические образования сексуальной жизни у ребенка, мы берем обычно в качестве объекта ребенка мужского пола, маленького мальчика. Мы полагали, что у маленькой девочки дело должно обстоять аналогичным образом, но все же как-то иначе. В каком пункте развития следует искать этой разницы – это с определенностью установлено не было.

Ситуация эдипова комплекса является первым этапом, который мы с уверенностью распознаем у мальчика. Он нам легко понятен, так как в нем мальчик фиксируется на том самом объекте, к которому он в предшествующих периодах младенчества и ухода был уже привязан с помощью своего либидо, не имевшего еще генитального характера. Тот факт, что он учитывает при этом личность отца, как стоящего на его пути соперника, которого он хочет устранить и место которого он хочет занять, вытекает непосредственно из реальных соотношений. Эдиповская установка мальчика относится к фаллической фазе и погибает вследствие страха кастрации, т. е. вследствие нарцистического отношения к гениталиям. Трудность понимания вытекает из того усложняющего обстоятельства, что самый эдипов комплекс у мальчика имеет двоякую установку, активную и пассивную, соответственно бисексуальному расположению. Мальчик хочет также заменить отцу в качестве любовного объекта мать; мы называем это женственной установкой.

Относительно доисторического периода эдипова комплекса у мальчика нам еще далеко не все ясно. Мы знаем из него идентификацию с отцом, связанную с нежными побуждениями и лишенную еще характера соперничества в отношении к матери. Другим элементом этого предшествующего периода является, по моему мнению, не отсутствующая ни в одном случае мастурбаторная манипуляция с гениталиями, онанизм в раннем детстве; более или менее насильственное подавление его со стороны воспитателей активирует кастрационный комплекс. Мы предполагаем, что этот онанизм связан с эдиповым комплексом и означает отреагирование его сексуального возбуждения. Неизвестно, берет ли он свое начало в этих соотношениях или же он возникает самопроизвольно, как деятельность, связанная с определенными органами, и лишь впоследствии присоединяется к эдипову комплексу; вторая возможность является гораздо более вероятной. Возникает еще вопрос о роли ночного недержания мочи и об отвыкании от этого вследствие вмешательства воспитания. Мы предпочитаем простой синтез, согласно которому ночное недержание мочи является результатом онанизма, а подавление его оценивается мальчиком как торможение его генитальной деятельности, т. е. в смысле угрозы кастрации; но неизвестно, будем ли мы правы в каждом отдельном случае. Наконец, анализ дает нам возможность смутно узнать о том, что подслушивание коитуса между родителями в очень раннем детском возрасте может вызвать первое сексуальное возбуждение и стать в силу своего последующего влияния исходным пунктом для всего сексуального развития. Онанизм, равно как и обе установки эдипова комплекса, присоединяется впоследствии к получающемуся в результате подслушивания впечатлению. Однако мы не можем предположить, что такое подслушивание коитуса имеет всегда место, и сталкиваемся здесь с проблемой «первофантазий». Если, таким образом, в доисторическом периоде эдипова комплекса у мальчика есть так много невыясненного, то следует проверить и решить, всегда ли существует один и тот же путь и не приводят ли самые различные предварительные стадии к центральному пункту одной и той же конечной ситуации.

Зигмунд Фрейд

* * *

Эдипов комплекс маленькой девочки скрывает в себе проблему глубже, чем эдипов комплекс мальчика. Первоначально мать являлась для обоих первым объектом; мы не должны удивляться, если мальчик сохраняет этот объект и в эдиповом комплексе. Но каким образом девочка отказывается от него и выбирает в качестве объекта отца? При разрешении этого вопроса я имел возможность установить некоторые положения, которые могут пролить свет именно на доисторический период эдиповского соотношения у девочки.

Каждый аналитик имел возможность изучить женщин, которые с особой интенсивностью и упорством сохраняли свою привязанность к отцу и желание получить от отца ребенка, – желание, в котором эта привязанность получила свое высшее выражение. Можно с полным основанием предположить, что это фантастическое желание было также и движущей силой их инфантильного онанизма, и тогда легко получается такое впечатление, что мы находимся здесь перед элементарным, не поддающимся дальнейшему разложению фактом детской сексуальной жизни. Однако подробный анализ этих именно случаев показывает нечто другое, а именно, что эдипов комплекс имеет в данном случае долгий доисторический период и является до некоторой степени вторичным образованием.

По замечанию старого детского врача Линднера, ребенок открывает доставляющую удовольствие генитальную зону – пенис или клитор – во время сладострастного сосания. Я хочу оставить открытым вопрос о том, действительно ли ребенок пользуется этим новоприобретенным источником удовольствия для замены недавно потерянной материнской груди, на что могут указывать позднейшие фантазии. Короче говоря, генитальная зона когда-нибудь открывается, и у нас нет, по-видимому, никакого основания подвести первые манипуляции с ней под психическое содержание. Однако ближайшим моментом в начинающейся таким образом фаллической фазе является не связь этого онанизма с объектными привязанностями эдипова комплекса, а чреватое тяжелыми последствиями открытие, выпадающее на долю маленькой девочки. Она случайно обнаруживает большой, легко заметный пенис у брата или сверстника, распознает его как преувеличенный аналог своего собственного маленького и скрытого органа, и ею овладевает зависть к пенису.

Интересна противоположность в поведении обоих полов: в аналогичном случае, когда маленький мальчик впервые видит генитальную область девочки, он ведет себя нерешительно, прежде всего, он мало интересуется; он ничего не видит или отрицает свое восприятие, ослабляет его, ищет подтверждений, которые привели бы это восприятие в соответствие с его ожиданием. Лишь впоследствии, когда на него оказывает свое действие угроза кастрации, тогда это наблюдение становится для него многозначительным: воспоминание о нем или новое наблюдение вызывает в нем взрыв устрашающего аффекта и вынуждает его поверить в действительность угрозы, к которой он до сих пор относился иронически. Из этого соотношения вытекают две реакции, которые могут зафиксироваться, а затем каждая из них в отдельности или обе вместе или в совокупности с другими моментами могут надолго определить его отношение к женщине: боязнь изуродованного существа или презрение к нему, вызванное чувством превосходства. Но это развитие происходит уже в будущем, хотя и не очень отдаленном.

Иначе ведет себя маленькая девочка. У нее мгновенно созревает суждение и решение. Она видит пенис, знает, что у нее нет его, и хочет иметь его.

Здесь ответвляется свойственный женщине так называемый комплекс мужественности, который иногда доставляет большие трудности предначертанному развитию к женственности, если не удается вскоре преодолеть его. Надежда получить все-таки когда-нибудь пенис и стать, таким образом, равной мужчине может сохраниться в течение очень долгого времени и стать мотивом для странных, иногда непонятных поступков. Или начинается процесс, который я назвал бы отрицанием; процесс этот наступает в детской душевной жизни нередко и, по-видимому, не таит в себе опасностей; у взрослого же он знаменовал бы собою психоз. Девочка отказывается признать факт своей кастрации, твердо убеждена в том, что она обладает пенисом и вследствие этого вынуждена вести себя так, как если бы она была мужчиной.

* * *

Психические последствия зависти к пенису, поскольку она не растворяется в реактивном образовании комплекса мужественности, разнообразны и многозначительны. С признанием своей нарцистической раны у женщины возникает – словно рубец – чувство малоценности. После того как она преодолевает первую попытку объяснить отсутствие у нее пениса понесенным ею лично наказанием и узнает об общераспространенности этого характерного полового признака, она начинает разделять пренебрежение мужчины к полу, имеющему дефект в столь важной части организма, и продолжает, по крайней мере, в этой оценке приравнивать себя к мужчине.

Даже в том случае, если она не испытывает зависти к пенису в отношении к себе самой, зависть эта не исчезает: с помощью небольшого перенесения она получает свое выражение в характерной черте ревности. Конечно, ревность свойственна не одному только полу; она имеет более широкое обоснование, однако я полагаю, что в душевной жизни женщины она играет все же гораздо большую роль, так как она получает огромное подкрепление из источника подавленной зависти к пенису. Еще прежде, чем я мог сделать такой вывод относительно ревности, я выделил первую фазу столь частой у девочки онанистической фантазии, которая была названа «ребенка бьют». Смысл этой фантазии сводится к тому, что бьют другого ребенка, которого девочка ревнует как соперника. Эта фантазия является, по-видимому, остатком фаллического периода у девочки; своеобразное упорство, поразившее меня в однообразной формуле «ребенка бьют», допускает, по всей вероятности, еще особое толкование. Ребенок, которого бьют, т. е. любят, является в сущности не чем иным, как клитором, так что это выражение содержит в глубинах своих признание мастурбации, которая связана с содержанием этой формулы, начиная с фаллической фазы вплоть до более поздних времен.

Несомненным приоритетом и ведущей, даже “толкающей” силой развития или стремления для каждого из нас, являются чувства. Однако для современного человека, превалирующим и определяющим фактором стоит разум. Причин этому миллионы, но главная из них в том, что жизнь стала очень дорога. В дилемме, что , разум или любовь, вопросов много. Выяснить что важнее попробуем ниже.

Разум

Великий “технический прогресс” ожесточил людей, сделав большинство категоричными потребителями и грубыми “пожирателями” чужих чувств. Теория мотивации поведения человека преподается в институтах, о ней написано большое количество книг. Однако до сих пор на ее счет нет единого мнения. Впрочем, как его сейчас нет об очень многих важных вещах.

Две составляющие нашего разума: страх и гордость, осознанные каждым человеком и служат “провокаторами” для мотивации к действию. страх перед потерями, страданиями, болью, неудачами побуждает действовать любыми способами, лишь бы избежать этого ощущения. Переживания моральных или материальных потерь, провоцируют к быстрой и долгосрочной мотивации, даже на подсознательном уровне. Неосознанно воспринимая плохие или хорошие события в жизни, у человека закладываются тормозящие или провоцирующие побуждения к действию на будущее.

Гордость, представляет собой желание или стремление быть впереди, лучше других и “выше” других. Даже неудачи и падения, не мешают действовать ради того, чтобы “ублажить” свою гордость. Не секрет, что в каждом обществе существуют свои определенные правила. Иногда они бывают негласными, иногда четко установлены для каждого. Гордость, как лучшая мотивация, вынуждает действовать вопреки правилам и устоям. В этой ситуации важно действовать, ради того чтобы обладать.

Любовь

Сердце или иными словами чувства, скорее всего можно отнести к “иррациональной” мотивации поведения для человека. Довольно часто, оправдывая свои поступки тем, что “я так хочу”, “люблю”, “мне нравится”, многие действуют импульсивно и абсолютно, не думая о последствиях. Делая что-то, просто ради радости или потому что так хочется, логике разума такие поступки порой бывают просто необъяснимы. Это может касаться всего и любимого хобби, и выбора профессии, и объекта любви, и выбора страны для путешествий и постоянного места жительства. Нам так нравится, мы так хотим, просто потому что нам это “по сердцу”.

Вот и преобладают в жизни два этих критерия, согласно которым человек может балансировать всю жизнь. Безусловную радость и чувство “полета”, этот факт доказан учеными, человек получает прежде всего от действий по сердцу, а не по разуму. “Сердечные” поступки, продиктованы необъяснимыми желаниями, зачастую вопреки нормам, ценностям и морали. Добровольно ни один из людей не станет в своей жизни постоянно поступать только по разуму. Ведь для большинства, предать свое сердце и любовь, возможно только под насильственным влиянием из вне. Ярким примером этому может стать замужество (женитьба) по родительскому приказу.

По утверждению философов и мыслителей, как древних так и современных, настоящую любовь разум никогда не победит. Речь, конечно же, не о физическом притяжении, а о той самой, истинной любви. Мотивация, когда есть место любви, не имеет значения. Ведь весь смыл в противоположной половинке, которая занимает все мысли, чувства и ради которой, хочется свернуть горы. Человек постоянно думает. Мысли не дают покоя ни днем, ни ночью. Мысли, которые силой воли можно изменить на другие, а можно ими же, довести себя до умопомрачения.

Что по мнению некоторых известных философов.

Теория Платона

Двигателем развития людей и общества в целом, Планот считал стремление к познанию и выявлению истины. Мудрость, определяет все поступки и благодаря ей, возможно получить и получить истинное удовольствие. Открыть для себя вечные идеалы, значит ощутить радость познания, равной которой нет других радостей. Его теория основывается на преобладающем значении разума, морального долга и служению обществу.

Теория Фрейда

Зигмунд Фрейд выдвинул свою точку зрения по поводу того, заставляет человека действовать. Мотивация скрыта в сексуальных желаниях людей. Причем от самого рождения до самой смерти. Не реализованные до конца сексуальные желания, провоцируют агрессивность. Признание того, что многие из людей ведомы своими “низменными” инстинктами, поступают именно так, а не иначе, не подвластно разуму и логике. Непреодолимые чувства вины, смущения, тревоги побуждают действовать или бездействовать, заставляя страдать на протяжении почти всей сознательной жизни.

Значение секса в психологии человека, было столь велико, что Фрейд придумал название – либидо. Его последователи и в наше время призывают людей позаботиться о том, чтобы получить достаточно секса в жизни. И якобы так можно избежать неврозов, проблем со здоровьем и в отношениях с другими людьми. Но личный опыт и наблюдения за другими подсказывает, что это не истина в последней инстанции (здесь более подробно рассмотрено такое явление как секс и влияние на здоровье). Ведущий инстинкт – это инстинкт либидо. Он провоцирует людей на поступки и побуждает к действию.

К слову сказать, в среде современных психологов, данная теория имеет довольно широкое признание. На ней основаны большинство действующих современных методик выявления отклонения в поведении супружеских пар. Изначально выясняется уровень отношений в семье касающиеся интимной жизни. Ведь неудовлетворенность сексом, провоцирует хронический застой не только в любви. Спасти отношения в паре, значит восстановить их половую жизнь. Если последнее невозможно, то отношения обречены.

Негативная мотивация

Неприятности различного характера, предвиденные неудобства или возможные трудности, вынуждают и побуждают к действию. Особенно ярким примером данной теории служит боязнь школьника получить плохую отметку за невыполненное домашнее задание. Нельзя исключить здесь и страх родительского контроля и последующим за ним наказанием. Негативная мотивация в большинстве своем относится к кратковременным. Когда наказание отменяется, тогда пропадает и стимул к действию.

  • Формы санкций, которые вызывают негативную мотивацию:
  • Наказание словом.
  • Ущемления материального плана.
  • Физическое наказание.
  • Ограничения свободы.
  • Лишения социального характера.

Игнорировать тот фактор, как негативная мотивация гораздо проще взрослому человеку. Для детей и подростков, зависящих от родителей и других людей, объективное отношение к данному вопросу дается сложнее. Особенно, при наказании действующем незамедлительно. Влияние данной мотивации сводится к нулю, если наказание или ожидание негативный последствий перестает быть актуальным.

Мотивы саморазвития

Желание реализовать себя в жизни, провоцирует процесс самоусовершенствования и развития. Многие учатся, посещают курсы, повышают квалификацию практически всю жизнь. Согласно теории А. Маслоу, полная реализация и желание доказать свою компетентность лучший ключик к мотивации. Движение к познанию нового побуждает, а страх перед неизвестностью несколько затормаживает. По мнению Маслоу, новые достижения, с положительным результатом приносят больше радости. Негативные результаты, ошибки и возможная критика, огорчают и препятствуют активной мотивации в следующий раз.

Внутреннее удовлетворение своими достижениям или результатами труда, на примере других талантливых людей актуализирует мотивацию. Обусловлено это не только известностью, например спортсменов, политиков, лауреатов всевозможных премий, но и признанием. Даже ради одного человека, другой способен “свернуть горы” или сделать невозможное. Предвкушение новых побед и связанных с этим приятных ощущений, побуждает много работать и постоянно развиваться.

Внешняя (экстринсивная мотивация)

Речь идет о факторах, не связанных напрямую с определенной деятельностью. Они в первую очередь, предопределяются как мотивы влияющие на внешнее содержание, а не на сам процесс. Самые основные из них:

  • Чувство ответственности и долга перед обществом, родственниками, коллегами и иными людьми.
  • Желание быть признанным и одобренным.
  • Стремление самоусовершенствованию и саморазвитию.
  • Престижная мотивация, то есть мотив получить желаемое социальное положение.
  • Мотив избежать неприятностей или не желаемого хода событий, страх получить негативный результат в процессе своих поступков.

Итак, что касается этой мотивации, то содержание самой деятельности значения не имеет и интереса, не вызывает. Первым и ведущим планом выступает аспект, внешней привлекательности. А именно, материального благополучия, славы, престижа, признания в определенных кругах. Проще говоря, важна оценка деятельности, поведения, поступков со стороны ближайшего окружения. Очень важно индивиду это слышать и понимать. Чем чаще, тем лучше.

В итоге, хочется отметить то, что эффективной и результативной, деятельность будет только в случае, если она продиктована, несколькими мотивами сразу. Чем больше мотивов, тем активнее человек и тем активнее побуждающая сила. Именно данная закономерность способствует динамичному и стремлению каждого индивида действовать и жить. “Тормозящий” результат и отказ активно действовать преследует людей у которых любая мотивация отсутствует. Даже один мотив вынуждает к чему-то стремиться. В обратном случае, жизнь вообще может потерять какой-либо смысл.