Трудности адаптации первоклассника к школе. Что такое дезадаптация

Наступил сентябрь, и для многих родителей первоклассников начался важный этап в жизни их детей – учеба в школе. Я не зря выразился «для родителей». Ведь именно родители в этот период как нельзя лучше могут помочь своим детям адаптироваться в первый год обучения, помочь справиться с теми задачами, которые ставит школа.

Если раньше основной деятельностью ребенка была игра, в которой он вольно определял свои действия, то теперь его жизнь наполнена ежедневным трудом: нужно каждый день вставать в строго определенное время, идти в школу, посещать уроки, сидеть и слушать учителя, выполнять его инструкции вопреки своим желаниям, быть внимательным, контактировать со сверстниками, учителем, быть частью коллектива. А после школы опять – делать уроки, собирать портфель, готовиться к следующему «рабочему» школьному дню. Все это требует от ребенка колоссальных интеллектуальных, физических и эмоциональных затрат.

Для того, чтобы адаптация ребенка прошла наиболее благополучно, родителям следует знать некоторые психологические особенности первого года школьной жизни ученика. Этот год очень важен, т.к. именно в этот период закладывается отношение ребенка к учебе и к школе в целом.

С приходом в школу у ребенка меняется социальная среда, меняется его место в системе общественных отношений. Появляется коллектив, нужно установить и построить отношения со сверстниками, учителем. Выполнять требования школьной дисциплины.

Как показывает школьная практика, не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники даже с высоким уровнем интеллектуального развития с трудом переносят учебную нагрузку, им трудно приспособиться ко всем требованиям школьной системы. Есть ряд детей, для которых особенно трудно проходит социальная адаптация, в большей степени это касается детей 6 лет.

Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Ребенок к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе. О готовности к школе и из чего эта готовность состоит, мы поговорим позже.

Первые 3 месяца после начала обучения для ребенка являются самыми сложными. Ребенок привыкает к новому образу жизни, школьным правилам, новому коллективу, режиму дня. Ребенок в этот период переживает очень много нового опыта. Ситуация новизны для него выступает как фактор тревожности. Ребенок может испытывать определенный эмоциональный дискомфорт.

Что же представляет из себя процесс адаптации ребенка к школе?

Адаптация как процесс состоит из нескольких компонентов:

— физиологическая адаптация

(реакция организма (тела) на физическом уровне на условия приспособления к стрессовой ситуации школьного обучения)

Наверняка многие знают, что в состоянии стресса организм на уровне тела может реагировать различными недомоганиями, уставать. В период школьной адаптации некоторые дети начинают страдать различными недомоганиями, становятся капризными, меняется поведение. Физиологическая адаптация может длиться до 6 месяцев с начала обучения.

Как помочь? Самое элементарное – соблюдение режима дня. Для того, чтобы физически отдыхать от учебных нагрузок необходимо минимум 10-11 часов сна. После школьных занятий – обязательно отдых, желательно активный, чтобы скомпенсировать недостаток движения. Выполнение домашних заданий лучше делать днем после отдыха и еды.

— социально-психологическая адаптация

С приходом в школу у ребенка появляется новая социальная роль. Роль «ученика». Это можно считать рождением нового социального «Я». Изменение внешней позиции приводит к изменению внутри личности, к изменению ценностей, мотивов. То, что было значимым раньше (в дошкольный период) уходит на второй план. А то, что относится к учебе – становится более ценным.

В этот период также происходит смена ведущей деятельности: с игровой деятельности на учебную.

Ведущая деятельность – это такая деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. В школьном возрасте такой деятельностью является учебная деятельность школьника. Она приходит на смену игре.

Это не значит, что дети 7 лет перестают играть. Более того, наблюдения показывают, что смена деятельности может длиться достаточно продолжительное время, в течение всего первого класса. И педагоги могут наблюдать, что некоторые дети в течение первого года обучения «доигрывают» то, что не доиграли в предыдущий период.

Также, с приходом в школу у ребенка меняется отношение к собственным неудачам и успехам. Поэтому очень важно знать, что этот период важен для формирования самооценки ребенка. Если раньше в дошкольный период ребенок на собственные неудачи реагировал обидой или досадой, не связывая эти переживания с собственным отношением к себе, то будучи школьником, неудачи и успехи в процессе обучения ребенок связывает с тем, что он «плохой» или «хороший»., т.е. эти переживания обобщаются и связываются с личностью. При достаточно длительном отрицательном опыте в плане школьных успехов, у ребенка может сформироваться комплекс «неполноценности». Учитывая данную особенность, в первых классах отменили отметки за успеваемость.

Родителям также важно учитывать эту особенность своих детей в этот возрастной период: замечать все малейшие достижения ребенка, поддерживать его успехи, его активность в преодолении трудностей, оценивать не ребенка, а его поступки.

Для родителей первоклассников важно:

  • Помочь ребенку вжиться в новую социальную роль школьника. Поэтому важно показывать различия между «школьник» «не школьник». Говорить с ним о важности обучения, о том, что такое школа, какие в ней есть правила, как это важно для учебы и общения. Для первоклассника очень важно, чтобы быть принятым в школьный коллектив и школьную жизнь. Для успешного школьного обучения он должен быть уверен в себе, в своих силах и возможностях. Положительное представление о себе позволит ребенку лучше адаптироваться к новым школьным условиям, позволит сформировать в целом позитивное отношение к школе.
  • Построить режим дня школьника. Лучше составлять режим дня совместно с ребенком. Во-первых, ребенок будет вовлечен уже во взрослое общение между Вами. Во-вторых, он будет сопричастен к тому, что касается его деятельности, т.е. будет знать и чувствовать, что с ним уже считаются, советуются, т.е. новая позиция школьника предполагает взросление, а соответственно на уровне взрослых качественно новое отношение между Вами и ребенком. Не нужно, чтобы ребенок сам составлял весь режим дня – он этого не сможет без вашей помощи. Достаточно спросить о его предпочтениях, как он сам планирует свой день, что считает важным включить в него.
  • Ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и вырабатывать вместе с ребенком как этого всего можно достичь.
  • Научить ребенка задавать вопрос (в плане решимости). Ребенок должен уверенно и смело задавать вопрос взрослым.
  • Развивать у детей способность управлять своими эмоциями, т.е. развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинять свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задания. В этом ему могут помочь игры по правилам. Многие дети только через игру, могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
  • Развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения. Самооценка ребенка, о которой говорилось выше, также существенно влияет на мотивацию.
  • Развивать навыки общения. Навыки общения позволяют адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от ученика взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценивать себя и окружающих. Родители детей, которые не имели достаточно-разнообразного опыта общения со сверстниками (не посещали дет. сад), могут столкнуться с ситуацией, когда их дети не желают идти в школу, жалуются на то, что их обижают одноклассники, учитель не любит и.т.д. Необходимо научиться адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего, важно дать понять ребенку, что Вы его понимаете, принимаете и замечаете его состояние.

Признаки успешной адаптации

1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения . Ребенку нравится в школе, он уверен в себе, смело может вступать в контакт как со сверстниками, так и с учителем.
2. Степень затрат и усилий ребенка для усвоения школьной программы. Другими словами, насколько легко ребенок справляется со школьной программой.
3. Степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий. Готовность ребенка прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ ПОПЫТОК справиться с задачей самому.

Часто родители придерживаются такой установки, что домашние задания нужно исключительно делать с ребенком. Усердно «помогают» ребенку, что может вызвать обратный эффект. Ребенок привыкает делать уроки со взрослыми и отказывается их делать самостоятельно.

Здесь также Важно знать о различии: «я помогаю делать уроки» и «я делаю за ребенка». Это не одно и тоже. Помощь заключается в том, чтобы устранить у ребенка трудность, которая возникает: не понял задание, не отдохнул, не может привести аналогичный пример, и.т.д. Если ребенок не понял задания, важно узнать у него, что конкретно он не понял, попросить рассказать как он понял. Привести аналогичные примеры, активизировать у ребенка самостоятельность рассуждений.

Помочь ребенку – это не значит сделать за него! Задача взрослого здесь, направить ребенка, выяснить, что ему мешает и что поможет справиться с заданием самостоятельно. И вместе с ним справиться с теми трудностями, которые возникли. Для этого необходимо уметь общаться с ребенком, понимать его трудности, говорить с ним на «одном» языке.

4. Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями между учителем и одноклассниками. Это очень важный момент, т.к. в этот период первоклассник устанавливает контакты, ищет свое место в новой для него социальной среде, коллективе, учиться сотрудничать с окружающими детьми и с учителем, учиться давать и принимать помощь.

Про дополнительные занятия и кружки

Довольно часто в родительской среде стоит вопрос, насколько часто ребенок должен посещать различные кружки? Вопрос о дополнительной нагрузке. И действительно, есть родители, которые помимо школы записывают детей в различные кружки: и английский, и борьба, а еще танцы и.т.д. И у ребенка получается полноценный рабочий день каждый день, включая субботу.

Здесь есть несколько моментов:

1) смотрите про физиологическую адаптацию выше. Ребенок должен полноценно отдыхать после школьных занятий. Если ребенок не справляется со школьной нагрузкой, либо стоит на пике своих физических, эмоциональных возможностей, то слишком много дополнительных занятий могут стать еще одним дестабилизирующим фактором в процессе адаптации ребенка к школьному обучению.

Для тех ребят, которые справляются со школьной нагрузкой, кружки, которые предполагает двигательную активность (например, спортивная секция), будут отличным дополнением к «сидячему» образу жизни в школе. И компенсирует недостаток активности.

2) Поговорите с ребенком, убедитесь, что те кружки, которые он посещает ему нравятся, и он посещает их по собственному желанию, проявляя интерес, а не потому что родители «запихнули» ребенка по своим интересам. Важно, чтобы ребенок занимался тем, чем ему интересно. Интерес – отличный мотиватор. Это позволит Вашему ребенку закреплять свои успехи в других областях, отличных от школьных, что благоприятно отразится на его самооценке.

Про отношения с учителем

С поступлением в школу у каждого ученика появляется еще один важный и значимый человек в его жизни — это классный руководитель. На протяжении последующих четырех лет, именно он будет сопровождать Вашего ребенка по извилистым и заманчивым тропам школьной жизни. Важно понимать одну особенность: для некоторых ребят авторитет учителя может стать даже выше, чем родительский. И здесь, родителям нужно с пониманием к этому отнестись.

Во-первых, наладить контакт с классным руководителем. Во-вторых, согласовать Ваши требования к ребенку с требованиями учителя. Ваши требования к ребенку относительно учебного процесса и требования учителя должны быть по возможности едины, либо быть в русле сходных позиций по основным учебным вопросам и вопросам поведения.

Это необходимо для того, чтобы ребенок не пострадал от разногласий между Вами и педагогом. Иногда бывает так, что некоторые родители не слышат или не хотят услышать педагога, снимают с себя ответственность за воспитания ребенка, «взваливают» трудности воспитания на школу, с формулировкой «Вы школа, вот и должны ….». Конечно, такая позиция в некоторой степени удобна для родителей, но в конечном итоге не помогает самим детям.

В-третьих, отказаться от настраивания ребенка против классного руководителя, его критики в присутствии ребенка. (Если подобное поведение имеет место). Это важно. Не потому, что педагоги такие безгрешные и не совершают ошибок, а для того, чтобы у ребенка не сложилось противоречивых посланий относительно педагога и не сформировалось негативного отношения к школе и к учебе в целом.

Если педагог не прав или Вы с ним в чем-то не согласны, то лучше поговорить с ним наедине, не вовлекая в эти разногласия ребенка. Поскольку классный руководитель является основной фигурой в учебном процессе для ребенка, то явная родительская критика учителя в его присутствии может поставить под сомнение авторитет педагога, что негативно скажется на поведении ребенка, а как следствие – на его успеваемости.

Какие знания должны быть сформированы к первому классу?

В области развития речи и готовности к овладению грамотой необходимо:

  • уметь четко произносить все звуки речи;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из 3-5 слов;
  • уметь использовать обобщающие понятия;
  • уметь составлять рассказ по картинке;
  • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня, стихотворение);
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.

В области развития элементарных математических представлений:

  • знать все цифры от 0 до 9;
  • уметь считать до 10 и обратно;
  • уметь сравнивать числа первого десятка;
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше»,
  • «позже», «перед», «за». «между»;
  • уметь группировать по определенному признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире:

  • уметь различать диких и домашних животных;
  • уметь различать по внешнему виду птиц;
  • иметь представления о сезонных признаках природы;
  • знать названия 12 месяцев года;
  • знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребенок, поступающий в первый класс должен знать и уметь:

  • в какой стране он живет;
  • в каком городе;
  • домашний адрес;
  • полные имена членов своей семьи;
  • иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
  • знать правила поведения в общественных местах и на улице;
  • уметь собраться в школу (собрать портфель, самостоятельно уметь одеваться);
  • уметь пользоваться часами со стрелками;

Адаптация первоклассников к школе.


Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В то же время именно в 1-ом классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Первые 2-3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливами, отвлекаются на уроках, капризничают, Другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут.
У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания. может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике Половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация.
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2-3 недели обучения получили название "физиологической бури". В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первокласcников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития - кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик". Можно считать это рождением социального "Я" ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности 1-классника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении - первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Для первоклассников особенно важно:
- помочь ребенку вжиться в позицию школьника (поэтому важно показать различие: школьник - не школьник). Сформировать «внутреннюю позицию школьника», представляющей собой сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне (Божович Л.И.) Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в школе существуют правила. Для первоклассника очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного школьного обучения, ребенок должен быть достаточно уверен в себе, в своих силах, своих возможностях и способностях. Положительное представление о себе как о школьнике, даст ему возможность лучше адаптироваться к изменившимся условиям жизни и твердо встать на позицию школьника, а так же сформирует эмоционально-положительного отношение к школе
- простроить режим дня школьника. Составить режим школьного дня с обоснованием его последовательности.
- ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь.
- научить ребенка задавать вопрос (не столько в процедурном плане, сколько в смысле решимости);
- развивать у детей способность управлять своими эмоциями, то есть развитие произвольности поведения. Школьник должен уметь сознательно подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задание, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию многих школьных заданий.
- развивать учебную мотивацию. Учебная мотивация складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а так же мотивов достижения. Н.И.Гуткина считает, что учебная мотивация обеспечивает необходимый уровень произвольности.
- развивать навыки общения. Навыки общения позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. Усвоение способов учебной деятельности требует от учащихся умения взглянуть на себя и свои действия со стороны, объективно оценить себя и других участников совместной коллективной деятельности. Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.
Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.
Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассникамии учителем.
Нередко родители ругают ребенка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья "не по делу", что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить о том, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Помогите ему в этом непростом деле! От того, какую нишу займет ваше чадо при распределении социальных ролей, зависит весь период его обучения в школе.
Отдельно необходимо сказать и об отношениях с учителем.
Первая учительница - это важный человек в жизни всей вашей семьи. Хорошо бы сразу установить с ней тесный контакт, прислушиваться к ее советам, предлагать помощь в организации праздников и общих дел - ведь любое ваше участие в школьной жизни пойдет на пользу вашему ребенку. Ваш сын или дочь будут иметь повод гордиться вами! Обязательно согласуйте требования, чтобы ребенок не пострадал от ваших разногласий с педагогом. Если вас не устраивает (или просто непонятна) методика обучения, попросите учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Думаем, что любой учитель сделает это охотно, ведь он заинтересован видеть в вас в первую очередь помощников, а не критиков.
Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Добрый день, дорогие читатели! Первый год обучения в школе для ребенка очень трудный. Так много изменений в его жизни пришли к нему одним днем. Много нового и неизвестного вокруг. От того как пройдет адаптация к школе будет зависеть настроение ребенка, его отношение к школе, его желание учиться и даже его физическое самочувствие. Как помочь ребенку справится со всеми этими переживаниями, чтобы период адаптации прошел быстро и гладко. Ответим в этой статье.

Первого сентября с нетерпением ждут не только будущие первоклассники, но и родители. Нам кажется, что наш малыш уже совсем большой, и вот он совсем скоро переступит порог школы и начнется совсем другая жизнь. Он будет читать книги, с удовольствием делать уроки, заниматься.

Но, это может произойти не первого сентября, и даже не второго и не третьего. Важно понимать, что процесс адаптации ребенка к школе — это отрезок времени, за который ребенок знакомится и привыкает к новым условиям. И это не один день.

Это перестройка организма ребенка, приспосабливание к совершенно новым условиям. Эта перестройка происходит как снаружи, так и внутри самого ребенка. Мы ведь помним, что этот период еще совпадает с . Поэтому малышу требуется еще больше сил, чтобы привыкнуть к таким мощным изменениям в его жизни.

Ребенок попадает в совершенно новую для него среду. Здесь появляются новые правила, новый порядки, новые взрослые. Нужно оглядеться вокруг. Освоить правила поведения в школе. Малыш осваивает для себя новую социальную роль — «ученик».

Основной вид его деятельности меняется с игровой на учебную. Появляется новая социальная группа сверстников — класс. В которой нужно научиться общаться и взаимодействовать.

Виды адаптации к школе

Можно выделить психологическую адаптацию, социальную и физиологическую.

Сколько длится адаптация к школе

Однозначно на этот вопрос вам никто не ответит. Все очень индивидуально. Это зависит от темперамента ребенка, от его психологической готовности к школьному обучению, от атмосферы в семье, от первой учительницы. Помните, что данный период ещё совпадает с , что накладывает свои «опечатки».

Рассмотрим этапы адаптации


От чего зависит, как пройдет адаптация?

  • Уровень психологической готовности к школе (подробнее читайте в );
  • Уровень интеллектуальных способностей (читайте в статье );
  • Состояние физического здоровья;
  • Темперамент ребенка, его готовность к установлению новых социальных контактов, общительность;
  • Настроение в семье (напуганы родители — напуган и ребенок);
  • Профессионализм педагогического школьного состава.

Три уровня прохождения адаптационного периода


Что такое дезадаптация?

Если ребенок был не готов к школе, то в такой стрессовой для него ситуации у него могут появиться различные расстройства (личностные, поведенческие), проблемы со здоровьем.

В период адаптации ребенка к школе родителям необходимо быть очень внимательным к малышу. Стоит обращать внимание на первые симптомы, которые могут говорить о повышенном стрессе у ребенка:

  • плохой сон
  • снижение аппетита
  • повышенная утомляемость
  • пассивность
  • поведенческие изменения

Если не среагировать на первые признаки, то в дальнейшем они могут перерасти в невротические состояния — появление тиков, заикания, энурезы/энкапрезы и т. д.

Как помочь своему ребенку адаптироваться в школе?

Соблюдайте режим

Летом у многих детей «расслабленный» режим дня. Можно попозже ложиться и попозже вставать. Если ваш малыш любит утром понежиться в своей постели, лучше заранее начать приучать его к более раннему подъему , чтобы первого сентября это не было для него дополнительным стрессом.

Так как нагрузка на нервную систему первоклассников увеличена, стоит, по возможности, исключить возможные дополнительные нагрузки. Уменьшить время за телевизором и компьютером . Уделить особенное внимание сну — как ночному, так и дневному. Если ваш малыш уже не спит днем, то это должно быть все равно временем «тихих игр», чтобы организм мог отдохнуть.

Прогулки на свежем воздухе . Созерцание природной красоты «золотой осени». Как бы ни банально избито звучало, свежий воздух, двигательная активность — все это улучшает состояние здоровья наших детей.

Особенно учитываем то, что процесс школьного обучения со стороны двигательной активности считается пассивным. Ребенок вынужден сидеть за партой большую часть времени. В идеале, помимо прогулок и двигательных игр, приучить ребенка к небольшой утренней зарядке.

Питание. Не смотря на то, что в школе детей будут кормить завтраком, обычно первоклассников кормят после второго урока, ориентировочно в начале 11-го. Поэтому, покормите малыша утром дома . Это придаст ему сил и энергии.

Тем более неспешные сборы в школу дают возможность ребенку проснуться и активизироваться.

Исключите дополнительные нагрузки

Сейчас для дошкольников и детей младшего школьного возраста существует огромное количество кружков, секций и дополнительных развивающих занятий. Конечно, очень хочется познакомить ребенка с разными направлениями.

Для более успешной адаптации, все-таки стоит немного повременить с посещением внеклассных занятий. Пусть ваш малыш сначала освоится в своем 1 классе. Это касается и введения любых других изменений в его жизнь.

Не торопите ребенка

Познавательная активность у малыша активизировалась, его заинтересовал процесс обучения, но даже для ребенка, который был готов к школе, игровая деятельность все еще остается актуальной. Чтобы ему было спокойнее в школе, разрешите первое время брать с собой любимую игрушку, в которую он сможет играть на переменах. Или посадит рядом с собой на первых уроках.

В 1 классе не должны задавать домашних заданий, но если какая-то домашняя работа требуется, не торопите малыша с ее выполнением, дайте ему время отдохнуть, поиграть и только потом сесть за выполнение задания.

Помогите наладить отношения с одноклассниками

Условием успешной адаптации является выстраивание вашим ребенком дружеских отношений в коллективе. Помогите ему в этом. Пригласите его новых товарищей на совместную прогулку или в гости.

Если он сможет общаться с ними и вне стен школы, это будет большим преимуществом и поможет быстрее адаптироваться к школе и даже быть более успешным в учебной деятельности.

Радуйтесь успехам и не ругайте за неудачи

Процесс обучения без ошибок не обходится. Не надо сразу делать выводы об интеллектуальной неготовности малыша. «Почему ты не понимаешь? Это же так просто! Ты что, глупый?» Услышав это, ребенок может поверить в то, что он неудачник и перестанет к чему-то стремиться дальше. А зачем? Из него же все равно ничего толкового не выйдет?

Помните, в данном случае важен не результат, а сам процесс! Если ваш малыш старается, он проявляет интерес к учебе — похвалите его за это! А если с заданием справиться самостоятельно не получилось, попробуйте сделать его вместе.

Мой дом — моя крепость

Создайте дома спокойную атмосферу. Это то безопасное место, где все знакомо и понятно, где ваш малыш может наконец-то расслабится и заняться любимым делом, где его принимают и поддерживают.

Помните, дорогие родители, как пройдет эта перестройка вашего малыша под новые условия, зависит и от вас самих. Если что-то в поведении вашего наследника настораживает, или у вас появляются вопросы — не стесняйтесь обращаться к педагогам и специалистам школы.

Посмотрите небольшое видео об адаптации первоклассников к школе:



Bведение. Психологические трудности младшего школьного возраста

<#"justify">Bведение


Актуальность темы. Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении.

Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. К этой проблеме обращались: Битянова Р.М., Мухина В.С., Семенака С.И. и др.

Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе - того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям. Рассмотрим поподробнее функциональное состояние школьников в процессе адаптации учебной деятельности из статьи С.Ю. Юдина.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития. Этот вопрос поднимает в своей статье А.С.Дмитриев.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Объектом работы являются дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель работы: Изучить проблемы адаптации детей к школе, в чем причины и каковы пути решения.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

определить основные особенности детей младшего школьного возраста

проанализировать эффективность работы психологов на этапе адаптации к школе;

раскрыть возрастные особенности детей 6-7 лет;

проанализировать особенности педагогических условий успешного взаимодействия школы и родителей

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


I. Психологические трудности младшего школьного возраста

адаптация первоклассник школа

Проблема трудностей адаптации детей к условиям начальной школы в настоящее время имеет высокую актуальность. По оценкам исследователей, в зависимости от типа школы, от 20 до 60 % младших школьников имеют серьезные трудности в адаптации к условиям школьного обучения. В массовой школе учится значительное число детей, которые уже в начальных классах не справляются с программой обучения и имеют трудности в общении. Особенно остро названная проблема стоит перед детьми с задержкой психического развития.

К числу основных первичных внешних признаков проявлений школьной дезадаптации ученые единодушно относят затруднения в учебе и различные нарушения школьных норм поведения.

Основные факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:

недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность;

длительная и массивная психическая депривация(недостаточное удовлетворение своих потребностей);

соматическая ослабленность ребенка;

нарушение формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия); двигательные нарушения;

эмоциональные расстройства.

Под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки собственно учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется ощущение собственной малоценности, появляются попытки компенсировать собственную несостоятельность. А так как выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, то самоактуализация часто осуществляется в разной мере осознанным противодействием школьных норм, реализуется в нарушениях дисциплины, повышенной конфликтности, что на фоне утраты интереса к школе постепенно интегрируется в асоциальную личностную направленность. Нередко у таких детей возникают нервно-психические и психосоматические расстройства.

Школьная дезадаптация ребенка - многофакторное явление. Отставание в обучении обусловлено такими факторами, как методика обучения, личность учителя, помощь ребенку со стороны родителей, атмосфера в школе и классе, место ребенка во взаимоотношениях с детьми и учителями, личность самого ребенка.

Такой фактор школьной неуспешности, как личностные особенности ребенка, также многоплановый. Исследователи выделяют следующие переменные: позиция ученика, мотивация учения, уровень навыков умственной деятельности, способность к произвольной регуляции и самоорганизации, уровень здоровья и работоспособности, интеллект ребенка.

Отставание в развитии и низкие показатели школьной успешности - это не одно и то же. При отставании в развитии мы можем говорить о наличии в развитии школьника задержек созревания интеллектуальных, волевых, мотивационных структур в сравнении с возрастной нормой. Тогда как школьная неуспешность может быть вызвана влиянием среды, методики обучения, позиции учащегося и т.д. Таким образом, неуспешные школьники - группа неоднородная. В нее попадают дети с разнообразными помехами к обучению.

Личностные помехи можно разделить на две большие группы: недостатки познавательной деятельности; недостатки в развитии личности (мотивация учения, самоорганизация, дисгармония личности).

Выделяются следующие типы учащихся:

средний уровень познавательной самостоятельности и низкий интерес к обучению (учатся преимущественно на двойки и тройки);

познавательная самостоятельность высокая, интерес к предмету отсутствует (учатся крайне неровно, возможны оценки "отлично" и "неудовлетворительно");

познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету положительный (успех в обучении зависит от уверенности в себе);

познавательная самостоятельность низкая, интерес к предмету потенциальный, для этих учащихся характерна умственная пассивность и малая уверенность в себе;

уровень познавательной самостоятельности низкий, интерес к предмету отсутствует, учатся они крайне слабо;

ученики этой группы находятся на низшем уровне обучаемости, никого не боятся, часто бравируют своим пренебрежением к учению в школе;

для подтягивания этих учащихся необходимо не только развить у них приемы умственной деятельности, но и сформировать положительную установку на обучение.

Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Вот небольшой перечень основных проблем:

потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;

сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;

частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;

неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;

трудности в общении с одноклассниками, учителями;

сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);

выполнение домашнего задания занимает пол дня;

самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)

ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.

С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.

К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку - посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.


II. Проблема адаптации первоклассников к школе <#"justify">Заключение


Адаптация ребенка к школе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Различают три уровня адаптации ребёнка к школе: высокий, средний, низкий.

Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудности адаптации к школе.

Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается - адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми - все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический.1 Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.

Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;

определить факторы риска школьной дезадаптации;


Список использованной литературы


Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2008. - 157 с.

Безруких М. и др. Почему учиться трудно? - М.,2008. - 132 с.

Дмитриев А.С. Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении //Начальная школа + до и после. - 2006. - №8. - С.48-51

Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов - М.: Просвещение, 2004. - 222 с.

Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 2009. - 303 с.

Реан А.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина. - М.: «Питер.ком», 2008 - 160с.

Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. - М.: АРГТИ, 2004. - 188 с.

Фридман Л.М. Психология воспитания [текст] / Л.М. Фридман. - М.: ТЦ «Сфера», 2008 - 208с.

Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. - Рига, 2009. - 214 с.

Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после. - 2010. - №8.- С.62-64


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребенка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.

Сегодня мы расскажем, каковы особенности адаптации первоклассников к школе, чем родители могут помочь своему чаду, вступившему в новый, безумно интересный этап социального развития.

Многие психологи, в том числе и Нина Иосифовна Гуткина, активно изучающая готовность выпускников детского сада к школе, указывают, что период привыкания может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: личностные особенности ребенка, багаж знаний и умений, специфика программы и др. Вот почему в этот непростой период так важна помощь родителей, бабушек и дедушек, других взрослых.

Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.

  1. Длительность физиологического привыкания зависит от состояния детского здоровья. В период адаптации организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
  2. Психологическая готовность к обучению подразумевает личностную, интеллектуальную и мотивационную зрелость. Если же у первоклассника преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать.
  3. Не менее важен и социальный момент. Адаптация первоклассников к школе часто затягивается, если они ранее не посещали ясли и садик. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки.

Степени адаптации ребенка к школе

Специалисты условно разделяют младших школьников на три большие группы по степени адаптированности.

Первая группа

Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.

Читайте также: 5 скрытых проявлений ревности старшего ребёнка

Вторая группа

Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.

Третья группа

Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.

Какие трудности могут ждать ребенка и родителей?

Безусловно, с легкостью пройти адаптационный период удается не каждому первоклашке. С какими же неприятностями чаще всего сталкиваются дети, родители и учителя в первые школьные месяцы? На что они обычно жалуются?

  1. Хроническая неуспешность. Многие взрослые, поводив детей в центры развития и на подготовительные курсы, ждут от своих чад только высоких достижений и впечатляющих результатов. «Хорошим» они считают такого ребенка, который успешно учится, обладает многими знаниями. К неизбежным сложностям родители относятся негативно, выражая недовольство в виде критических замечаний: «Ты ничего не умеешь!». Неудивительно, что ребенок становится тревожным, неуверенным, что опять-таки отрицательно сказывается на успеваемости. То есть наблюдается хроническая неуспешность.
  2. Уход от деятельности. Как часто учительница говорит о том, что ваш ребенок отключается от происходящего на уроке? Он не слышит объяснения и вопросы классного руководителя, не выполняет его задания. Психологи связывают подобные детские поступки не с проблемой отвлекаемости, а с уходом в себя, в мир фантазий. Это часто происходит с детьми, на которых мало обращают внимание родители и другие взрослые.
  3. Негативизм. Он характерен для демонстративных детей, желающих выделяться в группе сверстников. Учительница жалуется не на успеваемость, а на плохое поведение ребенка, который регулярно нарушает дисциплину. Что удивительно, наказывая маленького хулигана, взрослые тем самым только поощряют его. Ведь в этом и есть его цель – привлечь внимание к своей персоне!
  4. Вербализм. Очень распространенная психологическая проблема современных детей, которую, к сожалению, мы часто не замечаем. Наоборот, родители и бабушки зачастую с умилением смотрят на бойкого малыша, гладко отвечающего на вопросы и рассказывающего стихи и сказки. Однако они упускают важность развития абстрактно-логического мышления, практических умений и навыков. Если вы столкнулись с подобной проблемой, воспользуйтесь несложными советами: не бойтесь останавливать речевой поток, отдавайте предпочтение продуктивной деятельности (лепке, конструированию, аппликации, рисованию).
  5. Детская лень. За этой краткой формулировкой может скрываться все, что угодно:
  • низкая познавательная активность;
  • мотивация избегания неуспеха («не буду ничего делать, все равно не получится»);
  • природная медлительность (например, у флегматиков и меланхоликов);
  • высокий уровень тревоги и, как следствие, нежелание включаться в работу;
  • обычная избалованность.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога


Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Итак, если вы являетесь счастливыми родителями первоклашки, предлагаем несколько простых советов, которые помогут пройти этот период без особых потерь.

  1. Организуйте разумный распорядок дня. Одна из главных рекомендаций специалистов – не отдавать первоклассника в первые месяцы на целый день в продленку. Следите за тем, как ребенок просыпается. Если он встает с неохотой, укладывайте спать на полчаса-час раньше.
  2. Старайтесь гулять после занятий, компенсируя длительную неподвижность и дыша свежим осенним воздухом. Домашние задания не стоит выполнять сразу же после возвращения домой, но и откладывать на поздний вечер также не стоит. Вначале необходимо помогать ребенку выполнять задания, постепенно приучая к самостоятельности.
  3. Ссоры между сверстниками неизбежны, поэтому важно прийти на помощь своему первоклашке и указать правильный выход из конфликтных ситуаций. Не следует стесняться обращений к педагогу или родителям одноклассников, если конфликты продолжаются. Помните, что доверие к вам, как к другу и наставнику, формируется именно в этот период. Рекомендую также почитать о буллинге в школе .
  4. Не сравнивайте результаты ребенка с требованиями школьной программы, достижениями более успешных приятелей. Если же сравнений не избежать, пусть это будут его собственные успехи. Например, вчера он сделал четыре ошибки, а сегодня всего лишь две. Почему бы не отметить этот результат?
  5. Пусть малыш уже подрос, стал школьником, однако ему не следует запрещать играть в машинки или куклы. Можно даже поиграть вместе с ним. Даже полчаса, проведенные вместе, могут творить настоящие чудеса в деле развития детской личности. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его любят и дорожат совместным времяпрепровождением.
  6. Если дети демонстративно нарушают правила в школе и дома, устраивают истерики, старайтесь игнорировать проступки и поощряйте хорошее поведение. Главная награда – доверительная беседа с ребенком, когда он спокоен и уравновешен.