Записи с меткой "проценты в школе". Санитарно-гигиенические требования к школьному спортивному залу

Мы привыкли думать, что к 11-му классу в школах не остается ни одного здорового ребенка. Вот и недавнее исследование НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" это подтвердило. 4,3 процента школьников абсолютно здоровы только в первом классе, зато к выпуску такой ребенок, скорее, исключение. Но насколько в этом виновата школа, "РГ" попыталась разобраться.

В число лидеров среди "школьных" болезней попали: кариес, гастрит, близорукость, нарушения осанки. "В школу поступают здоровые дети, а возвращаются оттуда больные - это немного лукавая постановка вопроса, - считает главный редактор журнала "Здоровье школьника" Алла Виноградова. - Не приходят они туда здоровыми. Ребенок приходит в школу в шесть-семь лет, на пороге одного из кризисов роста. В этот период где тонко, там и рвется. Если у ребенка наследственная близорукость, то она проявится тогда, когда у него будет расти глазное яблоко. Если у ребенка слабая соединительная ткань, а это беда почти всех детей сегодня, то у него проявятся, например, нарушения осанки. Если с пищеварением проблемы, то они обязательно проявятся в условиях, когда ребенок будет питаться не дома и не тем, за чем следят родители".

Учеба - это период, когда можно заложить здоровье, а мы его теряем

По мнению эксперта, корень всех болезней внутри, а внешние причины подталкивают эти процессы. "Нельзя сказать, что сидение за партой и стресс нехватки времени, прессинг, который дети испытывают и в школе, и дома, чтобы соответствовать ожиданиям взрослых, никак не сказываются на детях, - продолжает она. - Это подталкивает к ухудшению здоровья, но косвенно".

Нейрофизиолог Лариса Попович, напротив, считает, что школа калечит детей. "Учеба - это период, когда можно заложить здоровье, а мы его теряем,- говорит она. - Это касается многих элементов - в первую очередь несоблюдение санитарных норм по освещению, в свое время были подготовлены санитарные нормы по спектру ламп, которые должны быть в школе, чтобы не портилось зрение. К сожалению, экономическая ситуация такова, что вряд ли в школах следуют этим нормам. Вторая причина касается парт. Третья - шумовая, эмоциональная, физическая нагрузка. Существует много работ, посвященных тому, как правильно организовывать учебу в школе, но минимальное количество школ им следует".

Инфографика "РГ": Леонид Кулешов/ Соколова Наталья

Дефицит двигательной активности в младших классах составляет 35-40 процентов, в старших - 75-85 процентов. А самая большая причина заболеваемости школьников - постоянный стресс. Как выяснили аналитики из Южного федерального университета Ростова-на-Дону, только 40 процентов школьников ходят в школу с удовольствием, а каждый десятый - "из-под палки".

5-6 килограммов - таков в среднем вес ранца первоклассника. Это в 2,5-3 раза превышает допустимую для ребенка норму. Формула для расчета веса ранца вместе со всеми школьными принадлежностями и сменной обувью проста: вес ученика (в килограммах) нужно умножить на 10 и разделить на 100

"Лучше всего скандинавский вариант обучения, когда дети учатся играя, - считает Лариса Попович. - Нужно внимательнее относиться к ребенку и беречь в первую очередь его интеллектуальную сферу и эмоции, потому что психологическая нагрузка приводит к соматическим потерям. Школьники испытывают стресс от того, что происходит сначала в школе, потом дома, когда их начинают ругать за отметки, которые по большому счету никакого отношения к будущему детей не имеют". Мама и папа чувствуют повышенную ответственность в первую очередь за то, чтобы их не назвали плохими родителями.

В начальной школе лучше всего искать понимающего учителя, который подберет "ключик" к ребенку. Темпы роста у всех разные, выравниваются они только к пятому классу. Если в этом возрасте начать подгонять и требовать быстрых результатов, то это спровоцирует проблемы со здоровьем - утомит и родителей, и ребенка.

Плюс стоит прислушиваться к традиционным советам, которые дают врачи и психологи - соблюдение режима труда, зрительная гигиена, двигательная активность. "Мы много заботимся о здоровье детей до школы, а после первого класса переключаемся на социализацию и успеваемость, - считает Виноградова. - Мы упускаем их здоровье. И потом начинаем заниматься не профилактикой, а разбираться с проблемами, которые уже накопились".

Почти 50 процентов современных школьников к третьему классу имеют проблемы со зрением. Об этом свидетельствуют данные исследования "Национального научно-практического центра здоровья детей" Минздрава России. Специалисты центра отмечают, что в сложившейся тенденции ухудшения зрения у детей виноваты гаджеты.. О том, как обезопасить ребенка от заболеваний глаз и что является их главной причиной – в материале издания.

Фото: ТАСС/ picture alliance / Arco Images G/Waldhaeusl, F.

“Гаджеты на зрение не влияют, то есть на зрение здорового глаза”

В результате многолетних наблюдений за столичными школьниками специалисты установили, что уровни распространенности миопии слабой степени у первоклассников в 2005 и в 2014 годах были одинаковыми.
Однако . В прошлом десятилетии близорукость выявили у 25 процентов маленьких пациентов, то в этом – у 49 процентов.

Врач-офтальмолог Вячеслав Куренков рассказал сайт, что пагубное влияние гаджеты оказывают на детей, которые уже имеют генетические или наследственные заболевания глаз. В остальном использование планшетов и смартфонов для здоровых глаз безвредно.

"Гаджеты на зрение не влияют, то есть на зрение здорового глаза. Если у ребенка здоровые глаза, то, сколько бы он ни пользовался гаджетами, оно останется нормальным. Но если у ребенка проблемы со зрением в связи с наследственными факторами или есть генетически особенности, которые провоцирует заболевание, то естественно перенапряжение глаз, длительная работа на близком расстоянии будет провоцировать развитие близорукости", – пояснил специалист.

"Сейчас стали более тщательно следить за здоровьем детей и чаще проводить обследования и диспансеризации, соответственно и выявляемость близорукости стала больше. Если у ребенка выявили близорукость, то необходимо посетить офтальмологический центр, чтобы ему обязательно назначали очки для постоянного ношения. Дело в том, что многие родители думают, что чем позже ребенок наденет очки – тем лучше, но это не так. Глаз плохо работает без очков, более того, близорукость будет больше прогрессировать, если пациент не пользуется правильной коррекцией", – заметил врач.

Основной рекомендацией для профилактики снижения зрения у детей Вячеслав Куренков назвал соблюдение гигиены рабочего места школьника: стол и стул должны соответствовать росту ребенка, рабочее место школьника должно располагаться у окна и быть достаточно освещенным, а тетради и канцелярские принадлежности должны всегда быть под рукой.

“40-50 процентов детей наследуют близорукость, если у одного из родителей миопия, и 80 процентов – если миопия у обоих родителей”

Доктор медицинских наук, детский офтальмолог Игорь Азнаурян в беседе с сайт отметил, что по данным Росстата, около 1,5 миллиона детей до 14 лет ежегодно впервые ставят диагноз, связанный с проблемами зрения.

"30 процентов детей в России сегодня оканчивают школу в очках. Факторов, влияющих на снижение остроты зрения, множество: сбой формирования и закладки глазного яблока внутриутробно (инфекции во время беременности, преждевременные роды), неконтролируемое увлечение гаджетами, раннее обучение детей – длительное рисование или чтение на близком расстоянии, слабое освещение, неправильный режим дня ребенка, короткий срок пребывания на свежем воздухе, большие зрительные нагрузки во время учебы. Значительную роль в развитии близорукости играет и наследственный фактор: 40-50 процентов детей наследуют близорукость, если у одного из родителей миопия, и 80 процентов – если миопия у обоих родителей", – рассказал детский офтальмолог.

Вылечить уже возникшую близорукость, к сожалению, невозможно. У большинства людей к 18 годам рост близорукости останавливается, но есть те, у которых и в 20 она продолжает прогрессировать. После стабилизации близорукости можно сделать лазерную коррекцию и избавиться от очков навсегда. И это можно делать, не дожидаясь пресловутого 18-летнего возраста. Главный критерий – отсутствие роста близорукости в течение 3-х лет, добавил эксперт.

"Но это вовсе не означает, что можно пустить ситуацию на самотек и дождаться, когда прогрессирование близорукости прекратится естественным образом. Мы (в клинике доктора Азнауряна – сайт) разработали программы эффективного терапевтического лечения близорукости у детей, которые позволяют нам в 85 процентов случаев стабилизировать близорукость у ребенка. Самым эффективным на сегодняшний день является так называемое аппаратное лечение. Но важно понимать, что детская близорукость имеет свою специфику, свою причину возникновения и прогрессирования. В этом случае не может быть одного аппарата, который помогает всем от всех болезней", – пояснил Азнаурян.

Он отметил, что при близорукости лечение должно быть направлено на ее стабилизацию. В программу лечения детской близорукости включаются различные процедуры физического, оптического и медикаментозного воздействия. Достижения мировой детской офтальмологии доказали эффективность малых доз препаратов, расслабляющих напряжение внутриглазных мышц. Эти препараты также назначаются индивидуально, концентрация и доза препарата подбираются с учетом особенностей пациента.

"Не стоит забывать родителям и о профилактике. Глаз человека изначально приспособлен для взгляда вдаль. При длительной работе на близком расстоянии глаза испытывают серьезное напряжение и приспосабливаются к работе на близком расстоянии. Цилиарная мышца, управляющая хрусталиком и помогающая нам сфокусироваться на близком расстоянии, находится в "привычном" напряжении, это еще называют спазм аккомодации. Этот спазм и приводит к удлинению глазного яблока. Поэтому крайне важно во время занятий делать перерывы по 15 минут через каждые 30-40 минут. А лучше всего - чередовать занятия с активным отдыхом на свежем воздухе", – подчеркнул офтальмолог.

Игорь Азнаурян заключил, что особое внимание родители должны обратить на то, как ребенок пользуется всевозможными гаджетами. Мелкий шрифт и мелкие изображения, а также постоянное меняющееся расстояние до рассматриваемого объекта – основные источники негативного воздействия на зрение школьника. Когда ребенок держит телефон в руке, расстояние до экрана не фиксировано, как в случае с книгой или тетрадью, лежащими на столе.

Опасный спиннер

Ранее сообщалось, что Роспотребнадзор – популярной игрушки – на детскую психику. В ведомстве отметили, что в России наблюдается "агрессивное продвижение" спиннеров в детской и подростковой среде. Влияние игрушек изучат совместно с научно-исследовательскими организациями в сфере охраны здоровья детей и подростков.

Также сетевое издание сайт выяснило, какие травмы можно получить, играя со спиннером.

Отмечается, что в адекватных руках В большинстве случаев все проблемы, которые происходили с вирусом, были осознанной попыткой пользователей сделать его более опасной, чем он есть. Например, влогер из США разместил на лопастях спиннера лезвия, а в промежутках – иголки. Итог: порез между большим и указательным пальцем при попытке сделать обычное вращение

Еще один популярный способ членовредительства при помощи спиннеров заключается в попытке закусить раскрученные лопасти.

Задача 1. Первое число составляет 80% от второго. А сколько процентов второе число составляет от первого?

Решение. Обозначим второе число через х. Тогда первое число по равно 0,8х. Найдем, сколько второе число составляет от первого. Для этого разделим второе число на первое, и результат умножим на 100%.

Ответ: второе число составляет 125% от первого.

Задача 2. На сколько процентов увеличится площадь квадрата, если его сторону увеличить на 30%?

Решение. Если сторона квадрата равна а, то площадь квадрата S=а 2 . После увеличения стороны на 30% ее длина составит 130% от а. Это 1,3а. Новая площадь S 1 =(1,3a) 2 =1,69a 2 . Разница составила 0,69а 2 . Обращаем десятичную дробь 0,69 в проценты и получаем 69%. Ответ: Если сторону квадрата увеличить на 30%, то площадь квадрата увеличится на 69%.

Задача 3. Яблоки, содержащие 70% воды, потеряли при сушке 60% своей массы. Сколько процентов воды содержат сушеные яблоки?

Решение. Пусть было х яблок по массе. В них содержится 70% воды, значит, 30% сухого концентрата. 30% от х – это 0,3х. После сушки яблок это количество 0,3х сухого вещества так и остается. Известно, что при сушке яблоки потеряли 60% своей массы. Следовательно, осталось 40% от х, Это 0,4х. То, что осталось, примем за 100%. В этой массе 0,3х сухого вещества. Узнаем, сколько это процентов.

В сушеных яблоках 75% сухого вещества, значит, воды в сушеных яблоках 100%-75%=25%. Ответ: в сушеных яблоках 25% воды.

Задача 4. Свежие грибы содержат 90% влаги, сушеные – 12%. Сколько сушеных грибов получится из 13,2 кг свежих?

Решение. Пусть из 13,2 кг свежих грибов получится х кг сушеных грибов. Тогда сухого вещества в х кг будет содержаться 100%-12%=88%. Получается 0,88х кг. В 13,2 кг свежих грибов сухого вещества содержится 100%-90%=10%. В килограммах получается 0,1∙13,2=1,32 кг. Имеем равенство: 0,88х=1,32, отсюда х=1,32: 0,88;

х=1,5 кг. Ответ: из 13,2 кг свежих грибов получается 1,5 кг сушеных грибов.

Задача 5. Сколько литров воды нужно разбавить с 300 г соли для получения раствора с концентрацией 15%?

Решение. Пусть нужно х граммов воды разбавить с 300 г соли для получения раствора с концентрацией 15%. Выразим количество соли в х г воды 15%-го раствора. Это 15% от х. Получаем 0,15х г. По условию соли 300 г. Получаем равенство:

0,15х=300, отсюда х=300:0,15=30000:15=2000 г = 2 л воды.

Ответ: нужно разбавить 2 л воды.

Задача 6. В раствор сахарной воды массой 200 г с концентрацией 30% налили 100 г чистой воды. Сколько процентов составляет концентрация сахара в последнем растворе?

Решение. В 200 г сахарной воды с концентрацией 30% содержится 0,3∙200=60 г сахара. После того, как в раствор налили 100 г чистой воды, масса раствора стала равной 300 г, а сахара в нем по-прежнему 60 г. Найдем процентное отношение массы сахара к массе раствора.

Ответ: концентрация сахара в последнем растворе составляет 20%.

Задача 7. В раствор соленой воды массой 600 г с концентрацией 15% добавили раствор соленой воды массой 240 г с концентрацией 50%. Сколько процентов соли в полученной смеси?

Решение. В 600 г соленой воды с концентрацией 15% содержится 15% от 600 г соли. Это 0,15∙600=90 г соли. В 240 г соленой воды с концентрацией 50% содержится 50% от 240 г соли. Это 0,5∙240=120 г соли. Масса полученной смеси равна 600+240=840 г. Соли в этой массе 90+120=210 г. Найдем процент соли в полученной смеси.

Ответ: в полученной смеси содержится 25% соли.

Задача 8. Цену товара сначала снизили на 20%, затем новую цену снизили еще на 25%. На сколько процентов снизили первоначальную цену товара?

Решение. Обозначив первоначальную стоимость товара через х, выразим окончательную стоимость товара и найдем, сколько процентов последняя цена товара будет составлять от первоначальной. После первого снижения на 20% товар стал стоить 80% от первоначальной цены. Это 80% от х или 0,8х Эту цену снизили еще на 25%, стоимость стала составлять 75% от последней цены, равной 0,8х. Тогда последняя цена составит 75% от 0,8х или 0,75∙0,8х=0,6х. Находим, сколько процентов 0,6х (последняя цена товара) составляет от х (первоначальной цены товара).

Получается, что новая цена составляет 60% от первоначальной цены. Это означает, что цена товара после двух снижений уменьшилась на 40%. Ответ: цену товара снизили на 40%.

Задача 9. Число увеличили на 25%. На сколько процентов нужно уменьшить полученное число, чтобы вновь получилось заданное?

Решение. Пусть заданное число было равно х. После увеличения оно составит 1,25х (это 125% от х). Выясним, сколько процентов от числа 1,25х нужно взять, чтобы опять получить х. Получается, что:

Так как х составляет от 1,25х только 80%, то это означает, что, для того, чтобы получить заданное число, нужно полученное число уменьшить на 100%-80%=20%. Ответ: на 20%.

Если вы хотите научиться решать задачи на проценты, то полезной будет эта книга: .

Страница 1 из 1 1

Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2008 N 47-В08-8 В иске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказано, так как условия работы истца в спорные периоды времени не отвечают требованиям нормативных актов, предусматривающих возможность зачета в льготный трудовой стаж работы в образовательных учреждениях при обучении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет исключительно во всем учебном заведении (во всех отделениях), а не в группах каждого педагога в отдельности.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Колычевой Г.А., Малышкина А.В.

рассмотрела в судебном заседании в порядке надзора гражданское дело по иску К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по надзорной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане на решение Бугурусланского городского суда от 16 апреля 2007 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 июня 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

установила:

К. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане, указав на то, что решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 21 декабря 2006 года N 805 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане не засчитало в педагогический специальный стаж периоды его работы с 1 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 1 сентября 2006 года по 7 декабря 2006 года в качестве преподавателя Бугурусланского нефтяного колледжа, поскольку согласно справке количество обучающихся в возрасте до 18 лет в названном учебном заведении в 2004 - 2005, 2006 - 2007 учебных годах составляло менее 50 процентов.

Отказ считает незаконным, поскольку, начиная с 4 декабря 1981 года и по настоящее время занимается педагогической деятельностью, работая преподавателем в Бугурусланском нефтяном колледже, обучает детей, не достигших возраста 18 лет.

Поэтому просил признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане неправомерным и обязать ответчика включить в его трудовой стаж периоды с 1 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 1 сентября 2006 года по 7 декабря 2006 года, начислить и выплачивать пенсию, начиная с 7 декабря 2006 года.

Ответчик иск не признал.

Решением Бугурусланского городского суда от 16 апреля 2007 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 июня 2007 года, иск К. удовлетворен.

Постановлением президиума Оренбургского областного суда от 11 февраля 2008 года вышеназванные судебные постановления оставлены без изменения.

В надзорной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане, считая состоявшиеся по делу судебные постановления неправильными, просит их отменить.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 2008 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2008 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении дела судом были допущены существенные нарушения судом норм материального права, выразившиеся в следующем.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (женщины, достигшие возраста 55 лет, и мужчины, достигшие возраста 60 лет), в том числе и лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 статьи 28 указанного Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 14 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа за период с 1 ноября 1999 года в должностях, указанных в списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж работы при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет.

Из имеющейся в материалах дела справки, предоставленной Бугурусланским нефтяным колледжем, видно, что в указанном учебном заведении в спорные периоды обучалось менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет (л.д. 53).

Таким образом, условия работы истца в спорные периоды времени не отвечают требованиям вышеназванных нормативных актов, предусматривающих возможность зачета в льготный трудовой стаж работы в названных образовательных учреждениях при обучении не менее 50 процентов детей в возрасте до 18 лет исключительно во всем учебном заведении (во всех отделениях), а не в группах каждого педагога в отдельности.

Следовательно, вывод суда о зачете в стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии периодов работы К. с 1 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года и с 1 сентября 2006 года по 7 декабря 2006 года в должности преподавателя Бугурусланского нефтяного колледжа является незаконным.

Таким образом, суд неправильно истолковал и применил нормы материального права, в связи с чем решение суда и последующие судебные постановления подлежат отмене. Судебная коллегия считает возможным вынести по делу новое решение об отказе в иске Б. без передачи дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 387, 390, 391 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Бугурусланского городского суда от 16 апреля 2007 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 июня 2007 года и постановление президиума Оренбургского областного суда от 11 февраля 2008 года отменить.

Принять новое решение, которым в иске К. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бугуруслане о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью отказать.

Размещение спортзала желательно на первом этаже в отдельном блоке с наличием отдельного выхода на открытую спортивную зону. Планировка спортивного зала имеет общепринятую структуру (2 душевые, 2 раздевалки, 2 туалета, комната для оборудования, для преподавателя), все должно располагаться таким образом, чтобы школьники, переодевшись для занятия, не встречались с посторонними людьми, чтобы не нарушать настрой на занятия и сохранить чистоту спортивного сооружения.

Размеры школьного спортзала и их количество определяется числом учащихся в школе. При наличии 8-20 классов в школе должен быть зал площадью 162 метров квадратных; 20-30 классов - 288 метров квадратных; 40 классов - 2 зала (144 и 288метров квадратных); 50 классов (144 и 450 метров квадратных). Зал площадью 144 метров квадратных используется для занятий начальных классов (табл. 25).

Известно, что достаточные размеры зала обеспечивают необходимую площадь для спортивных занятий, оптимальный объем воздуха для занимающихся и безопасность занятий.

Поэтому очень важно также соблюдать гигиенические рекомендации по количеству детей, одновременно занимающихся в зале. Эта цифра должна определяться из расчета не менее 4 метров квадратных площади зала и не менее 18-20 м3 объема помещения на ученика.

Зал должен быть обеспечен вентиляцией с трехкратным обменом воздуха в течение часа, так чтобы на учащегося приходилось не менее 40-60 м3 чистого воздуха. Приток должен преобладать над вытяжкой.

Если размеры помещения малы, вентиляция недостаточна, то уже через 4 часа занятий содержание углекислоты в воздухе достигает 3,5 процентов (нормируется не более 0,1 процентов, оптимальная величина 0,03-0,04 процентов), содержание пыли резко возрастает (норма - не более 0,15 г/м3), содержание микробов - 26 тыс./м3.

Окна в зале желательно расположить по двум длинным сторонам, что не только создает условия для достаточного освещения, но и позволяет проводить сквозное проветривание зала в перерывах между занятиями через форточки (фрамуги) и кроме того позволяет проводить физкультурные занятия при открытых окнах (или фрамугах) в теплое время года для усиления закаливающего эффекта.

Допускается совмещение естественного и искусственного освещения. Последнее может быть представлено лампами накаливания или люминесцентными лампами, чтобы обеспечить 300 люксов на поверхности пола и 100 люксов - на баскетбольном щите, сетке; 200 люксов - на снарядах при занятиях гимнастикой. Оно должно быть равномерным по всей поверхности зала, обеспечить принятую норму независимо от времени суток, не создавать бликов, т. е. обеспечивать оптимальную работу органов зрения школьников. Оконные стекла, лампы необходимо оградить сетками или решетками для безопасности занимающихся.

Отопительные приборы должны быть утоплены в стену и закрыты решетками для создания безопасности. Оптимальный вариант - лучистое отопление потолочно-напольное.

Воздушно-тепловой режим школьных спортивных помещений подлежит гигиеническому нормированию, поскольку оказывает существенное влияние на теплообмен занимающихся (один из факторов, лимитирующих их физическую работоспособность). Оптимальная влажность - 30-50 процентов, движение воздуха - 0,06-0,25 метров в секунду (в южных районах - 0,6 метров в секунду), температура 15-17 °С в зависимости от климатической зоны.

Оборудование зала должно учитывать поло-возрастные особенности школьников, быть исправным. Исключается захламленность зала лишним оборудованием, которое увеличивает травмоопасность занятий.

Важно наличие душевых установок, водные процедуры после урока физкультуры прививают навыки личной гигиены и способствуют закаливанию.

Дополнительные сведения - пункт 4.5 "Санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию мест занятий физкультурой и спортом в школе".