Определение школьной зрелости. Понятие «школьная зрелость», методы определения у детей

Весна - время определять школьную зрелость ребенка

Каждый новый этап в жизни ребенка - поступление в ясли, переход в детский сад, начало обучения в школе - доставляет малышу множество переживаний. Период адаптации зачастую сопряжен с немалыми трудностями.

Что ждет ребенка в первые дни обучения в школе

Особое значение для ребенка имеет начало школьной жизни. О степени адаптации первоклассника к школьным требованиям врачи судят по его утомляемости, успе-ваемости и состоянию здоровья. Первые дни обучения в школе вызывают трудно-сти у всех детей. Непривычный режим, стремление как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут повлечь за собой даже снижение веса ребенка.

Часть детей довольно быстро, в течение первой четверти, преодолевает трудности, связанные с неблагоприятными изменениями различных функциональных систем организма, физиологические показатели быстро стабилизируются, работоспособ- ность повышается. Эти первоклассники успешно учатся без ущерба для здоровья. Однако у другой части детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год и даже дольше. Каковы причины болезненной адаптации детей к школе?

Одной из наиболее важных специалисты считают несоответствие функциональных возможностей детей требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается вре- менное отставание в развитии других функций, столь важных для успешной учебы. В связи с неравномерным темпом развития систем детского организма и особен- ностями условий жизни уровень функциональной готовности детей одного хроноло- гического возраста может значительно различаться. Причиной школьной незрелости ребенка, как правило, является комплекс неблагоприятных социальных и биологических факторов.

Что такое школьная зрелость

Первые попытки определить готовность детей к обучению были предприняты более ста лет назад. Школьная зрелость (более точное определение - функциональная готовность к обучению в школе) - это не что иное как необходимый уровень разви- тия у ребенка соответствующих функций (школьно-необходимых), позволяющий первокласснику без ущерба для здоровья, нормального развития и без чрезмерно- го напряжения справляться с учебой в школе.

Недостаточная школьная зрелость, или функциональная неготовность к обучению в школе, чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии функций, которые задействуются в процессе учебы. Прежде всего, это касается раз- вития психики ребенка, быстроты и прочности условных связей, лежащих в основе обучения. Успешно справляться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать получен-ную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, т. е. восприятия речи.

Существенное значение для успешного освоения школьной премудрости имеет развитие речи ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения. Трудно переоценить значение и такого фактора, как произвольная регуляция психической деятельности.

На начальном этапе школьного обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. Слишком велика зависимость от влияния окружающе- го мира, ребенку еще трудно предвидеть результаты своего труда. Взрослые неред- ко расценивают это как непослушание, хотя ребенок далеко не всегда отклоняется от заданных инструкций из-за нежелания им следовать. Он просто еще не умеет, не знает, как удержать себя от неодобряемых взрослыми действий.

Наука «властвовать собой» ча сто представляется непосиль ной задачей, поскольку анато мическаяифункциональная готовностьлобныхотделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам жизни.

Важны способность тормозить на определенное время высокую двигательную ак- тивность, столь свойственную детям, и умение сохранять рабочую позу. Для освое- ния письма и рисования необходим определенный уровень развития мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.

Если бы недостаточная школьная зрелость вызывала у детей лишь отставание в учебе, то эта проблема считалась бы педагогической. Однако у учеников, особенно у тех, кто ценой чрезмерного напряжения старается выполнить требования школы, страдает здоровье: они чаще болеют, у многих формируются невроз, страх перед школой и нежелание учиться. Для того чтобы избежать подобного развития собы- тий, необходимо прогнозировать готовность ребенка к обучению еще до его поступления в школу.

Готовность современных дошкольников к школе

В настоящее время проблема школьной зрелости вновь актуальна. Это связано и с началом обучения детей в 6 лет, и с уменьшением количества первоклассников, по- сещавших дошкольные образовательные организации, и со значительным ухудше-нием состояния здоровья детской популяции, снижением функциональных возмож- ностей детей, и с усложнением учебных требований, предъявляемых школой. Кроме того, несмотря на требование об обязательном тестировании уровня школьной зре- лости поступающих в первый класс детей, проводится оно чаще всего тогда, когда есть конкурс на зачисление ребенка в школу, при приеме в учебные заведения, где программы обучения, как правило, повышенной сложности.

Как показали результаты гигиенических исследований, среди современных детей 7-го года жизни школьно-незрелые составляют более 40%, что втрое больше коли-чества таких детей в 1970-е годы и вдвое - чем в 1980-е годы. Причем среди маль-чиков таких детей значительно больше, чем среди девочек (48,6% против 28,6%). Эти результаты были получены при обследовании детей, посещающих ДОО. Пола- гаем, что среди дошкольников, не посещающих детский сад, их количество будет значительно больше.

Среди детей 6-летнего возраста количество «незрелых» весьма вели-ко - почти половина. Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малышей.

Успешное начало и продолжение школьного обучения невозможно, если не обеспечен достаточный уровень речевого развития. В норме правильным звукопроизношением всех звуков дети овладевают к пяти-шести годам. Между тем исследования, проведенные логопедами в 44 массовых детских садах Санкт- Петербурга, показали, что дефекты звукопроизношения имели место у 52,5% детей шести-семи лет. Слуховая дифференциация звуков была нарушена у 10,5% до- школьников, фонематический анализ слов был недоступен 25% обследованным, словарный запас отставал от возрастной нормы у 21,5%, т. е. у каждого пятого ре- бенка. У 45,8% детей оказались несформированными зрительно-пространственные представления, которые определяют усвоение графических образов букв. Таким образом, примерно половина детей, поступающих в первые классы общеоб- разовательных школ, не готова к началу систематического изучения русского языка ввиду отставания в речевом развитии.

Данные о том, что половина детей семилетнего возраста не готовы к школьному обучению, приводят и нейропсихологи.

Диагностика готовности ребенка к школе

С помощью разнообразных тестов оценивается наличие определенных характери-стик, свидетельствующих об умственных и физических возможностях обучения в школе. Среди них есть и довольно простой, так называемый филиппинский тест (оценка способности ребенка достать через голову правой рукой левое ухо). Мето-дика основана на том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновремен- но с полуростовым скачком-увеличением интенсивности роста конечностей (в пер- вую очередь рук).

Таким образом, несложная для проведения процедура тестирования уровня школь- ной зрелости позволяет медицинской сестре или педагогу получить достаточно яс-ное представление о готовности будущего первоклассника к систематическим учебным занятиям. В то же время в арсенале медицинских работников есть утверж-денная Министерством здравоохранения методика для определения функциональ- ной готовности к обучению. Она изложена в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы», М.,1993. В основу методики положены психофизиологические критерии, отобранные по итогам исследования развития уровня функций и тесно связанные с успеваемостью, работоспособностью и динамикой состояния здоровья детей в 1-м классе.

Готовность детей к обучению в школе определяется в детском дошкольном учреж-дении или в детской поликлинике (если ребенок не посещает детский сад). Мы ре-комендуем проводить диагностику школьной зрелости дважды. Первый раз в октябре - ноябре года, предшествующего поступлению в школу. Эта диагно-стика - один из фрагментов углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризаций). Таким образом, у дошкольников, которые отстают в развитии школьно-необходимых функций (например, связанных с моторикой, речью) есть не- обходимый запас времени для проведения коррекционных мероприятий. Если у ребенка имеются дефекты звукопроизношения, ему рекомендуются занятия у логопеда. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Эффективность кор- рекционных занятий, если они начинаются в этом возрасте, значительно выше ана- логичных занятий с 6-летними.

Детям, у которых недостаточно развита координация движений пальцев рук, прео-долеть это отставание помогут систематические занятия рисованием, лепкой, кон-струированием. Установлено, что больше всего различий в степени школьной зре-лости у мальчиков и девочек регистрируется в уровне развития моторики. Как уже было отмечено, девочки успешнее выполняют тесты, требующие высокого уровня развития моторных функций. У них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Поэтому в школе у девочек меньше проблем с выполнением письмен- ных работ, у них обычно лучше почерк. Повторная диагностика (в апреле - мае) позволяет окончательно сформиро- вать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе соблюдается далеко не всегда. Однако реалии жизни таковы, что довольно много 6-летних детей садится за парты.

Незрелость ребенка не может стать причиной отказа в приеме в школу. Но в этом случае ответственность за его здоровье несут родители.

Исследования, последних лет убедительно показывают, что начало школьного обучения ранее 7 лет сопровождается комплексом неблаго приятных факторов. Недостаточный уровень развития высших психи-ческих функций препятствует успешной учебной деятельности ребен- ка, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на взаимоотношениях со сверстниками и создает психологический и эмоциональный дискомфорт, снижает уровень учебной мотивации. А самое главное - показатели состояния здоровья у этих детей на протяжении всего периода школьного обучения хуже, чем у их одно- классников, поступивших в школу в 7 лет и старше.

М.И.Степанова, д-р мед. наук, зав. лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

З.И.Сазанюк, канд. мед. наук, вед. науч. сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН





определяется тремя основными методами. Школьная зрелость – это когда ребёнок достигает определенного уровня психического развития, достаточного для систематического посещения занятий в школе.

Условно методы определения уровня «школьной зрелости» т.е. оценка школьной зрелости подразделяется на три группы:

1) методы определения уровня морфологического развития ребенка,

2) методы оценки психофизического развития,

3) методы оценки психических функций и мотивационной, личностной сферы ребенка.

Ребёнок считается готовым к школе, если по физическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его, не имеет медицинских противопоказаний, набрал более 20 баллов по результатам тестовой беседы, 3–9 баллов за тест Керна-Ирасека, не имеет нарушений фонематического восприятия.

Оценка школьной зрелости по тестовой беседе. В процессе беседы психолог получает сведения об общих представлениях ребенка, о его способности ориентироваться в простых жизненны ситуациях, о положении в семье. Беседа необходима для установления контакта с ребенком, создания атмосферы доверия в процессе обследования. Психолог, независимо от успехов ребенка, подает ему положительные, одобрительные оценки, подбадривает его.
Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей.
По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.

Фрагмент тестовой беседы по оценке психосоциальной зрелости

Тест Керна-Ирасека. Методика выполнения

Оценка школьной зрелости по тесту Керна-Ирасека. Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.

Срисовывание письменных букв

1 ) Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу “Ей дан чай”, написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.

1 балл – срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла – предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
3 балла – буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла – на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
5 баллов – каракули.

Изображение группы точек

2) Ребенку выдают бланк с изображением группы точек.

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Какие-либо незначительные отклонения одной или нескольких точек от строки или колонки допускаются. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение же возможно не более чем вдвое.
2 балла – число и расположение точек соответствует заданному образцу. Отклонение не более трех точек от заданного положения можно не учитывать. Допустимо изображение кружков вместо точек.
3 балла – рисунок в целом соответствует образцу, не более чем вдвое превышая его по величине в длину и в ширину. Число точек не обязательно соответствует образцу (однако их не должно быть больше 20 и меньше 7). Отклонение от заданного положения не учитывается.
4 балла – контур рисунка не соответствует образцу, хотя и состоит из отдельных точек. Размеры образца и число точек не учитываются совсем.
5 баллов – каракули.

Оценка рисунка

3) При оценке рисунка человека учитывается:
– наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
– наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
– способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
1 балл – есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией (“синтетический”, когда руки и ноги как бы “вытекают” из туловища.
2 балла – по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не “синтетическим способом”. Нарисована отдельно голова и туловище. К ним “прилеплены” руки и ноги.
3 балла – есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла – примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу “палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек”.
5 баллов – отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.

Готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы. Важным показателем созревания систем регуляции телесной сферы ребенка являются формирование способности к сложно координированной двигательной активности. Наиболее интересным в ряду прочих является показатели сформированности мелкой моторики рук.

К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен

К 6–7 годам нормально развивающийся ребенок способен: выполнять карандашом горизонтальную и вертикальную штриховку, копировать простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размеры и пропорции, способен к письму и рисованию. К первому классу у ребенка должно быть развито внимание: 1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10–15 мин. 2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.


Под школьной зрелостью понимают особую степень морфофункционального развития детей, которая способно обеспечить комплексное приспособление его организма без ущерба для здоровья к систематическим учебным занятиям. О школьной зрелости судят по антропометрическим показателям, функциональному состоянию различных органов и систем организма (частота сердечных сокращений, кровяное давление, уровень обмена веществ), по уровню умственной работоспособности, развитию речи, моторики, произвольного внимания.

Наиболее важным показателем готовности ребенка к школьному обучению является развитие второй сигнальной системы. Если у 3-4-х летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую, то у 6-7-летних усиливается активность второй сигнальной системы, которая оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Следовательно, к 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы, что благоприятно сказывается на восприятии нового учебного материала.

Функциональным проявлением морфологического созревания корковых структур мозга, а, следовательно, и умственного развития, является усиление взаимосвязи между теменными, затылочными и лобными областями коры. Скачок в развитии этих связей наблюдается к 7 годам.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

Одним из наиболее часто используемых тестов на школьную зрелость является тест Керна в модификации Ирасека. Он заключается в том, что детям предлагают выполнить три задания: нарисовать человека, скопировать фразу из трех коротких слов и срисовать 10 точек, расположенных в форме пятиугольника. За каждое задание выставляется оценка. Наивысшей оценкой считается 1, наихудшей – 5. Сумма оценок за все три задания дает общий балл. У зрелых детей общая оценка составляет 3-5 баллов, у среднезрелых – 5-9 баллов, у незрелых – 10 баллов и более.

Использование этого теста позволяет оценить уровень психического развития ребенка, степень развития координации движений, мышления и способности к целенаправленному действию. Степень школьной зрелости, который определяется по этому тесту, хорошо коррелирует со степенью зрелости по соматическим показателям, то есть, по показателям деятельности различных систем органов организма.

Согласно данному тесту существует три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. В возрасте 5 лет 90% детей относятся к незрелым, в 6 лет – 51%, в 6,5 лет – 32%, в 7 лет – 13%, в 8 лет – 2%. В возрасте 5,5-6,5 лет большее количество незрелых детей отмечается среди мальчиков. В 7 лет – количество незрелых детей делится поровну среди мальчиков и девочек. Незрелые дети хуже адаптируются к новым условиям, которые характерны для школьной жизни. У них отмечается более низкая умственная работоспособность, большая утомляемость, более длительный период адаптации к учебной деятельности. Это требует особого внимания при обследовании детей за год до поступления в школу.

Вторым способом определения физической готовности ребенка к школьным нагрузкам является филиппинский тест: при вертикальном положении головы ребенка его правая рука кладется поперек середины темени. Рука должна прилегать к голове, а пальцы кисти надо вытянуть к мочке уха. Если при этом кончики пальцев дотягиваются до края уха, тест считается положительным: организм ребенка готов к началу обучения в школе.

По результатам обследований необходимо проводить беседы с родителями, информировать их о необходимости улучшения быта детей и организации правильного воспитания, так как причиной школьной незрелости, могут быть такие факторы, как низкий культурный уровень родителей и плохие бытовые условия.

Раннее начало учебы в школе не сказывается отрицательно на формировании психических и физических функций развивающегося организма. Но для шестилетних первоклассников необходима специальная организация режима дня: меньшая продолжительность урока, увеличение двигательной активности, дневной сон, рациональное питание, длительное пребывание на воздухе.



Школьная незрелость

неготовность ребенка к адекватной адаптации к школьным требованиям, причинами которой выступает несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Определение школьной незрелости совпадает с конкретным возрастом – моментом поступления ребенка в школу. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма на уровне как мозговых структур, так и тканей и органов. Повышается физическая выносливость, хорошо развиты крупные мышцы, несколько отстают в развитии мелкие. Основные свойства нервных процессов практически приближаются по своим функциональным характеристикам к свойствам взрослых людей. Появляется способность к стабильному произвольному управлению своим поведением, планированию и программированию действий. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослых людей.

Недостаточная функциональная зрелость потенциально обусловливает риск как с точки зрения усвоения программы, так и с точки зрения низкой работоспособности, недостаточности произвольной регуляции поведения и повышенной заболеваемости.

Признаками школьной незрелости выступают: а) быстрое пресыщение интеллектуальными нагрузками при сохранении активности в игровых формах обучения, б) отсутствие интереса к отвлеченным (абстрактным) понятиям, в) недостаточное понимание пространственных отношений, г) преобладание внешних (игровых) мотивов деятельности, д) отсутствие познавательных и учебных интересов. Дети, страдающие школьной незрелостью, неадекватно оценивают условия школьной ситуации и дисциплинарные требования, часто совершают действия, не имеющие отношения к уроку, испытывают затруднения в управлении своими действиями, подчинении своей активности требованиям учебной ситуации. В зависимости от степени выраженности школьной незрелости, можно выделить общую школьную незрелость – неготовность к школьному обучению в целом и специфическую , подразумевающую незрелость определенной сферы психического развития (интеллектуальную, эмоционально-волевую, мотивационную) к выполнению функциональных нагрузок школьного обучения.

Школьная незрелость определяется детерминацией двух основных факторов: пограничной интеллектуальной недостаточностью и незрелостью эмоционально-волевых свойств личности ребенка. При этом ведущим фактором является незрелость эмоционально-волевой сферы, по-разному сочетающаяся с интеллектуальной недостаточностью. Неустойчивое внимание, повышенная истощаемость и другие отклонения в регуляции произвольных форм деятельности препятствуют нормальному протеканию познавательных процессов.

При правильной организации обучения у детей со школьной незрелостью к 10 годам значительно уменьшаются признаки интеллектуальной недостаточности, а в 66 % случаев наступает полная компенсация пограничной интеллектуальной недостаточности и ликвидация школьной неуспеваемости. В то же время незрелость эмоционально-волевых свойств личности в дальнейшем, особенно в сочетании с эмоциональной неустойчивостью органического или возрастного характера, может прогрессировать, нередко сменяясь личностной дисгармонией и завершаясь формированием акцентуаций характера преимущественно демонстративного, неустойчивого или возбудимого типа. В классном коллективе дети со школьной незрелостью эмоционально-волевого типа часто оказываются в роли непринимаемых или изолированных, что также способствует формированию дисгармонии личностного развития школьника, снижению учебной мотивации, образованию проблем в обучении и воспитании так называемого «вторичного круга».

Психодиагностические методики, использующиеся для определения степени функциональной готовности к обучению в школе (С. Н. Костромина, 2008):

1) для диагностики словесно-логического мышления методика Замбацявичене (модифицированный для детей 6–7 лет тест Амтхауэра) и наглядно-образного мышления «Лабиринт» Д. Б. Эльконина или методика Д. Векслера;

2) для диагностики уровня развития памяти методика «10 слов»;

3) для диагностики уровня развития произвольности методика «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, умения действовать по образцу методика «Домик» (субтест из теста Керна – Йирасека), умения ориентироваться на систему требований методика «Узор» Л. И. Цеханской;

4) для диагностики темпа деятельности и особенностей работоспособности теппинг-тест Ильина (адаптированный для детей 6–7 лет).

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов автора Ерофеев Алексей

ШКОЛЬНАЯ УЛИЦА C 1901 года эта улица проходила от Шишмаревского до Серебрякова переулка и называлась 7-й линией Новой Деревни. Параллельно существовали еще два наименования – Новая и 3-я Гусева улица. 1-й Гусевой была современная Дибуновская улица, 2-я Гусева или просто

Из книги Англия. Билет в одну сторону автора Вольский Антон Александрович

Из книги Справочник школьного психолога автора Костромина Светлана Николаевна

Дезадаптация школьная совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса учащегося требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в крайних

Из книги автора

Психический инфантилизм (личностная незрелость) отставание в развитии личности, выражающееся в сохранении черт более младшего возраста: несамостоятельность, повышенная внушаемость, постоянное стремление к получению удовольствия, преобладание игровой мотивации,

Из книги автора

Тревожность школьная постоянно или ситуативно проявляемое обучающимся состояние повышенного беспокойства, ощущение страха и угрозы в ситуациях, связанных с обучением (например, контрольные работы, экзаменационные испытания, повышенная эмоциональная или физическая

Из книги автора

Школьная неуспешность различные отклонения в учебной деятельности школьника, которые либо напрямую, либо опосредованно связаны с успеваемостью учащегося.Можно выделить три варианта школьной неуспешности: «общее и глубокое отставание в учении» (18,1 % от всех

Из книги автора

Школьная фобия невротическое состояние, сопровождающееся симптомами расстройства здоровья, которые возникают перед посещением школы и позволяют уклониться от нее. Внешне это состояние похоже на проявление школьной тревожности и симптомы девиантного поведения

– несоответствие уровня развития определенных мозговых структур, психических функций требованиям школьного обучения. Проявляется несформированностью зрительно-моторной координации, мелко-моторных движений, логического мышления, недостаточной произвольностью поведения и когнитивных процессов, социальной незрелостью, ориентацией на игровую деятельность. Диагностика проводится клиническими, психодиагностическими, нейропсихологическими методами. Лечение основано на коррекционных мероприятиях, дополняется медикаментозной терапией.

Общие сведения

Школьная незрелость определяется как недостаточная сформированность одного либо нескольких компонентов психологической подготовленности к школе. Ошибочно ассоциировать данное состояние с общим отставанием развития либо интеллектуальной недостаточностью. Психологическая готовность учиться включает в себя определенный уровень развития мыслительных функций, познавательного интереса, способности к произвольной регуляции собственных действий, понимания и принятия позиции школьника. Школьную незрелость называют низкой, недостаточной функциональной готовностью к школе. По различным данным, распространенность феномена среди первоклассников составляет 10-12%.

Причины школьной незрелости

Психологическая неготовность к процессу обучения формируется на основе биологических и социальных факторов. Часто физиологически медленное созревание центральной нервной системы сочетается с неблагоприятными условиями среды. К причинам школьной незрелости относятся:

  • Пренатальные и натальные осложнения. Тяжелый токсикоз , гипоксия плода , внутриутробные инфекции , интоксикации, травмы в период беременности и родов негативно сказываются на последующем развитии ребенка. Минимальная мозговая дисфункция проявляется в кризисный период – при поступлении в школу.
  • Соматические заболевания. Длительные, хронически протекающие и тяжелые острые патологии замедляют процессы психического и физического развития. Соматически ослабленные дети испытывают трудности в усвоении новой информации, хуже адаптируются к изменениям окружающей среды.
  • Педагогическая запущенность . Недостаточная функциональная готовность к обучению может являться результатом неблагоприятных материально-бытовых условий, асоциального образа жизни родителей, гипоопеки, неэффективной педагогической тактики. Отсутствие внешних стимулов к развитию замедляет созревание нервной системы.

Патогенез

В основе психологической неготовности к школе лежит недостаточная зрелость структур мозга. Как правило, функционально недоразвитыми являются лобные, теменные, височные области. Клинически это проявляется нарушением функций программирования и контроля деятельности, слухоречевого, пространственного восприятия, нестабильностью базовых эмоций. Незрелость нервной системы может быть вызвана биологическими и средовыми влияниями. Наиболее уязвимым является переходный период от дошкольника к школьнику. Данный возрастной этап сенситивен к развитию высших функций психики, формированию социальных навыков, сочетается с повышенной стрессовой нагрузкой – поступлением в школу. С течением времени выраженность клинической картины уменьшается: ребенок постепенно адаптируется к учебному процессу, правилам поведения, параллельно происходит дозревание функциональных механизмов ЦНС.

Классификация

Школьная незрелость состоит из ряда компонентов, согласно которым производится классификация. В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют четыре ее типа:

  • Социально-психологическая. Отличается низкой потребностью в общении, неумением сотрудничать, подчиняться нормам, правилам. Ребенок испытывает трудности установления контактов с учителями, сверстниками.
  • Интеллектуальная. Отсутствуют начальные навыки, необходимые для учебной деятельности: ребенок не умеет держать карандаш, не ориентируется на пространстве листа, не концентрирует внимание на информации от учителя. Недостаточно развито наглядно-образное мышление, воображение, память, мелко-моторные движения.
  • Личностная. Не сформировано положительное отношение к ученической деятельности, школе, учителям. Отсутствует восприятия себя как ученика. Ребенку трудно управлять своим поведением и эмоциями в соответствии с нормами, правилами школы.
  • Мотивационная. Ребенок ориентирован на игру, учебные мотивы отсутствуют. Не развита способность ограничивать желания, преодолевать трудности. Нет понимания важности, необходимости учения.

Симптомы школьной незрелости

Школьники с низким уровнем функциональной готовности с трудом усваивают и выполняют предъявляемые требования, имеют плохую успеваемость, крайне недисциплинированны. Дети опаздывают на уроки, встают с места во время занятия, отвлекаются на разговоры, игры, рисование, часто «не слышат» учителя, на замечания реагируют агрессией, необоснованным смехом. Произвольное внимание неустойчиво, концентрация на задании непродолжительна. Затруднено понимание инструкций, условий задания.

Недостаточное развитие мелкой моторики, скоординированности движений руки и зрительного контроля, неумение следовать образцу проявляется трудностями формирования навыков чтения, письма. Дети долго осваивают правописание, допускают множество ошибок, почерк неаккуратный. В сочетании с недостаточным развитием произвольности, учебной мотивации это приводит к отказам от выполнения заданий, прогулам уроков, грубому отношению к учителям. Самостоятельная работа невозможна. Освоение учебной программы осуществляется при постоянной организующей и направляющей помощи взрослого.

Низкий уровень дисциплины, неумение устанавливать межличностные контакты способствуют формированию позиции изгоя. Дети со школьной незрелостью имеют мало друзей, так как большинство сверстников принимают социальную позицию школьника, стремятся быть прилежными, успевающими. Реакция на непринятие одноклассниками может стать пассивно-безучастной, негативно-протестной, демонстративно-протестной. Дети отгораживаются от окружающих, не участвуют в играх либо реагируют агрессивно – забирают игрушки, ломают карандаши, рвут листы тетрадей, учебников.

Осложнения

Школьная незрелость без специальной коррекции формирует учебную неуспеваемость. С одной стороны, этому способствует недостаточно развитая мелкая моторика, несформированный фонематический слух, отвлекаемость внимания, с другой – конфликты со сверстниками, учителями, нежелание следовать режиму учебного заведения. Эмоционально-поведенческая незрелость закрепляется через отношения с педагогами и сверстниками. Формируется позиция «двоечника», «прогульщика», «изгоя». К подростковому возрасту закрепляются черты демонстративного, возбудимого, неустойчивого типов характера. Формируется девиантное поведение , нарастает социальная дезадаптация – подростки употребляют алкоголь, наркотики, совершают преступные действия.

Диагностика

Диагностика школьной незрелости проводится клиническим психологом , нейропсихологом , врачом-психиатром . В случае неврологических и иных соматических заболеваний рекомендуется осмотр невролога , педиатра . Специфическое обследование включает ряд процедур:

  • Клиническую беседу. Врач-психиатр проводит опрос жалоб родителя, собирает анамнез, выписки заключений узких специалистов (невролога, отоларинголога , окулиста). Беседуя с ребенком, оценивает уровень интеллектуального, эмоционально-личностного развития, социальную компетентность.
  • Психодиагностику. Психологи используют комплексные тесты и диагностические программы, ориентированные на выявление различных компонентов школьной незрелости. Распространены следующие методики: «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению» («Генезис»), «Тест школьной зрелости Керна-Йирасека», «Способность к обучению в школе» (Г. Витцлак).
  • Нейропсиходиагностику . Обследование выявляет первопричины проблемы – незрелость отдельных мозговых центров. Применяются нейропсихологические пробы различной направленности – на оценку пространственного гнозиса, праксиса, слухоречевого восприятия и других функций.

Важна дифференциальная диагностика с отставанием интеллектуального развития при умственной отсталости , деменциях , органических поражениях головного мозга, специфических расстройствах поведения. Основной признак психофизиологической неготовности – поведение и эмоции адекватны более раннему периоду развития (не патологические), недостаточность когнитивных функций легкая, поддается коррекции.

Лечение школьной незрелости

Основная задача терапии – скорректировать отставание интеллектуального, эмоционального, мотивационного, поведенческого, волевого, двигательного развития. Лечение включает:

  • Психолого-педагогическую коррекцию. В образовательном учреждении создаются специальные условия, способствующие «дозреванию» школьника. Они оформляются как занятия со школьным психологом, логопедом , дополнительные занятия с классным учителем.
  • Поведенческие тренинги. При доминирующем отставании социальной, мотивационной, личностной незрелости детям рекомендуется посещение групповых занятий с психотерапевтом . В форме игры, увлекательных упражнений происходит отработка навыков сотрудничества, коммуникации, «примерка» роли школьника.
  • . Специалист составляет индивидуальную программу с учетом результатов обследования. Занятия нацелены на развитие, стимуляцию дозревания определенных отделов мозга.
  • Прием медикаментов. Вопрос о необходимости применения лекарственных средств решается индивидуально с психиатром, неврологом. Назначаются ноотропы, аминокислоты, транквилизаторы.

Прогноз и профилактика

Адекватная коррекционная программа, индивидуальный подход педагогов помогают устранить школьную незрелость в течение 1-2 лет. Прогноз наиболее благоприятный при отсутствии сопутствующих заболеваний. Профилактика основана на поддержании здоровья женщины в период беременности и ребенка в первые годы жизни, создании оптимальных условий для его умственного и физического развития. Важна демонстрация родителями положительного отношения к школе. Поступление в первый класс должно быть долгожданным, радостным событием, будущую позицию ребенка-школьника необходимо рассматривать как возможность получить новые знания, завести друзей.