Скончался юрий крижанич, славянский ученый и писатель, идеолог идеи славянского единства. Юрий Крижанич: краткая биография и произведения

Крижанич всю свою жизнь посвятил идее славянского единения. Венцом его деятельности стало создание общеславянского языка.

Крижанич Юрий (1618 - 1683гг) - философ, историк, экономист. В 1659 прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоединение Украины к России. В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: Политика, О божественном провидении, Толкование исторических пророчеств, О святом крещении, Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка).

Жизнь

Владея в совершенстве, кроме своего родного языка, немецким , латинским и итальянским , он в поселился в Риме и поступил в греческий коллегиум Св. Анастасия, специально учреждённый Ватиканом для пропаганды унии среди последователей греческой веры. В защитил докторскую диссертацию в Риме. В это время Крижанич был посвящён в сан Загребского каноника. Изучил греческий язык , приобрёл большие познания в византийской литературе и стал горячим сторонником унии. Его целью было собрать все важнейшие сочинения так называемых схизматиков, то есть писавших против так называемых догматов папизма. Плодом этого было несколько сочинений на латинском языке, а в особенности «Всеобщая библиотека схизматиков». Это предприятие повело его к ознакомлению с русским языком , так как ему нужно было знать и сочинения, писанные по-русски против унии. Оставивши коллегиум, Юрий был привязан к Риму до , состоя членом иллирского общества Св. Иеронима.

"Объяснение выводно о письме словенском"

Это был первый в России грамматический труд по русскому языку. Самое интересное то, что Крижанич уже тогда заметил ненужность написания "ера " на концах слов и в своем труде употреблял эту букву только как разделитель. Он предлагал очистить русский язык от излишних грецизмов и латинизмов, устранить ненужные буквы "фита", "ижица", "пси", "кси". Он впервые предложил для удобства заменить названия букв (аз, буки, веди и т.д.) односложными. Т.е. Крижанич на 260 лет опередил реформу русской орфографии!

«Руски език» Крижанича

В 1661 г. опальный ученый приезжает в Тобольск. Справедливости ради надо сказать, что денежное обеспечение Крижаничу было положено достаточное для дальнейшего продолжения его работы. Именно в Тобольске он больше всего думает о путях объединения славян. Крижанич приходит к мысли, что единство государственное, религиозное и культурное должно быть дополнено единством языковым. Но к тому времени старославянский язык уже безнадежно устарел. Какое же средство общения должно быть основным в общеславянском государстве? И тут хорватский монах понял то, что в наше время не могут понять многие ученые и политики. Он понял, что избрать языком межнационального общения один из национальных языков - значит дать необоснованные привилегии одному народу и ущемить тем самым другие. Таким образом Крижанич пришел к мысли о создании общеславянского языка. Огромный материал для этого был накоплен, оставалось лишь систематизировать его, что и сделал Крижанич в своем труде "Грамматично исказание об русском езику".

В своей работе он проявил подлинно научный подход. Прежде всего, Крижанич стремился создать чисто славянский язык, без иностранных заимствований. Выбирая слова и грамматические конструкции, он придавал им такую форму, которая была бы близка ко всем славянским языкам. Основу лексики составляли слова, общие для всех языков этой группы. Когда же не удавалось найти общего слова, оно заимствовалось из какого-либо конкретного языка. При этом критерием для выбора служила степень распространенности данного слова. 60% слов были общеславянского происхождения, 10% - русские и церковнославянские, 9% - сербохорватские, 2,5% - польские, затем - болгарские, украинские и др. Получился как бы "среднестатистический" славянский язык. Этот язык был очень гибок и позволял легко создавать новые слова из имеющихся элементов. Так, например, возникли слова "чужебесие" (излишнее доверие к иностранцам), "гостогонство" (гонение на гостей, т.е. купцов), "людодер" (так Крижанич охарактеризовал Ивана Грозного). Алфавит использовался латинский, хотя Крижанич допускал и употребление кириллицы. В "Грамматичном изказании" был дан блестящий сравнительный анализ славянских языков. Это был первый в Европе труд по сравнительному языкознанию.

Мечтая об установлении единства между всеми славянскими народами, Крижанич задумал создать для них и единый славянский язык. В Сибири он с этой целью написал «Граматично изказанье об руском езику» (), предупредив читателей, что он имеет в виду не один какой-либо славянский язык , а язык всех славян , поэтому предлагаемый им язык не сходится ни с одним из известных.

В предисловии к грамматике Крижанич изложил свою теорию соотношения славянских языков. Старший - русский язык , на котором известны церковные книги; все славянские племена произошли от русского, расселившись на Балканах и на Западе. Так как русские сохранили политическую независимость, то их язык чище, а потому лексикой именно русского языка Крижанич пользуется и в грамматике. Часть хорватов сохранила наибольшую близость к древнему русскому языку. Влияние греческого языка на славянский в процессе перевода культовых книг оказалось вредным, по мнению Крижанича, для чистоты языка. Необходимо очистить славянский язык от всех искажений, что, между прочим, будет содействовать прекращению и церковных раздоров.

Создавая искусственный язык, в котором преобладают элементы русского, сербского и хорватского языков , Крижанич в своей грамматике стремился избежать какого бы то ни было иноязычного влияния. Потому-то он, ценя высоко грамматику Мелетия Смотрицкого , упрекал его за то, что он «нашего езика на греческие и на латинские узори претварйат». При всей искусственности, грамматика Крижанича представляет первый опыт сравнительного изучения разных славянских языков: на таком сравнении основаны все выводы грамматики.

Искусственный язык, скомпонованный Крижаничем из соединения разноязычных лексических и грамматических элементов, использован был им самим в его литературной деятельности. Рассчитывая на практические результаты своих проектов, Крижанич чрезвычайно затруднил для современников пользование своими сочинениями, когда вместо доступного и в Москве латинского языка, переходил на эту изобретенную им сербо-хорвато-русскую речь.

«Всем единоплеменным народам глава - народ русский, и русское имя потому, что все словяне вышли из русской земли, двинулись в державу Римской империи, основали три государства и прозвались: болгары, сербы и хорваты; другие из той же русской земли двинулись на запад и основали государства ляшское и моравское или чешское. Те, которые воевали с греками или римлянами, назывались словинцы, и потому это имя у греков стало известнее, чем имя русское, а от греков и наши летописцы вообразили, будто нашему народу начало идет от словинцев, будто и русские, и ляхи, и чехи произошли от них. Это неправда, русский народ испокон века живет на своей родине, а остальные, вышедшие из Руси, появились, как гости, в странах, где до сих пор пребывают. Поэтому, когда мы хотим называть себя общим именем, то не должны называть себя новым словянским, а стародавним и коренным русским именем. Не русская отрасль плод словенской, а словенская, чешская, ляшская отрасль - отродки русского языка. Наипаче тот язык, которым пишем книги, не может поистине называться словенским, но должен называться русским или древним книжным языком. Этот книжный язык более подобен нынешнему общенародному русскому языку, чем какому-нибудь другому словянскому. У болгаров нечего заимствовать, потому что там язык до того потерян, что едва остаются от него следы; у поляков половина слов заимствована из чужих языков; чешский язык чище ляшского, но также немало испорчен; сербы и хорваты способны говорить на своем языке только о домашних делах, и кто-то написал, что они говорят на всех языках и никак не говорят. Одно речение у них русское, другое венгерское, третье немецкое, четвертое турецкое, пятое греческое или валашское, или альбанское, только между горами, где нет проезда для торговцев и инородных людей, уцелела чистота первобытного языка, как я помню из моего детства».

Исследователь О. М. Бодянский называет Крижанича отцом сравнительной славянской филологии, который «строго и систематически стройно провел свою основную идею, сделал много остроумных глубоко верных и поразительных замечаний о словянском языке и о разных наречиях; первый подметил такие правила и особенности, которые только в новейшее время обнародовали лучшие европейские и словянские филологи, опираясь на все пособия и богатства научных средств».

Словами самого Крижанича:

«Iazika sowerszenost iest samo potrebno orudie k mudrosti, i iedwa ne stanowito iee zname. Czim kiu narod imaet izradney iazik, tim prigodnee i witwornee razprawlyaet remestwa i wsakije umitelyi i promisli. Obilie besedi i legota izgowora mnogo pomagaet na mudrich sowetow izobretenie i na wsakich mirnich i ratnich del leznee obwerszenie.»

Перевод на русский:

«Совершенство языка - самое необходимое орудие мудрости и едва ли не главный ее признак. Чем лучше язык какого-либо народа, тем успешнее и удачнее занимается он ремеслами и разными искусствами и промыслами. Обилие слов и легкость произношения очень помогают созданию мудрых планов и более удачному осуществлению разных мирных и ратных дел».

Трактат «Политика»

В 1663 г. Крижанич начал писать на общеславянском языке главный труд своей жизни - трактат «Разговоры о владетельстве» или "Политика". В своем трактате автор тщательно анализирует экономическое и политическое положение России, характеризует роль торговли, ремесел и земледелия, подчеркивает роль армии для сохранения государственной независимости. Крижанич указывает на необходимость культурного развития, выступает против преклонения перед иностранцами.

Книга Крижанича обращена ко всем славянам, но прежде всего к русскому монарху. Именно в монархии он видит наиболее подходящую форму правления, обеспечивающую единство народа и государственную стабильность. Царя он считает наместником Бога на Земле, власть его - священной. Обращаясь к царю, Крижанич говорит не только о правах, но и об обязанностях правителя перед народом. Царь должен быть скромным, мудрым, спокойным, праведным, свято блюсти божеские законы. Крижанич резко осуждает жестокость Ивана Грозного.

В области экономики Крижанич руководствуется наиболее передовыми для того времени воззрениями. Он подчеркивает, что разорительные налоги на крестьян вредят хозяйству, советует поощрять талантливых мастеровых людей. Необычайно актуально звучит сегодня мысль Крижанича об опасности, исходящей от бюрократии. Что касается вопросов религии, то тут Крижанич окончательно отвергает Унию и призывает укреплять православие. Конечная цель "Политики" - показать, как надо править государством, чтобы все люди в нем были счастливы, чтобы русский народ стал "самым прославленным между народами" и возглавил все славянские народы.

Литература

  • Собр. соч. М, 1891 - 1893. Вып. 1-3; Политика. М., 1965.
  • Пушкарёв Л. Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. Москва: «Наука», 1984.
  • История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. - М.; Л.: Изд-во АН СССР. Т. II. Ч. 2. Литература 1590-х - 1690-х гг. - 1948. - с. 129-181.

Ссылки

  • Трактат «Политика» в Библиотеке Якова Кротова
  • Записка о миссии в Москву на Vostlit.info

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Юрий Крижанич" в других словарях:

    Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić; около 1617 12 сентября 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник миссионер, выступал за унию католической и… … Википедия

    Крижанич, Юрий Юрий Крижанич (на хорватском: Juraj Križanić), (около 1617 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник миссионер, выступал за унию католической и… … Википедия

    Юрий Крижанич (на сербскохорватском: Јурај Крижанић / Juraj Križanić), (около 1618 1683) хорватский богослов, философ, писатель, лингвист полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям … Википедия

    - (Križanić) (около 1618 1683), славянский учёный энциклопедист, писатель, языковед. По происхождению хорват. Способствовал зарождению славистики. Сторонник идеи «славянского единства», главную роль в осуществлении которой отводил России. С 1659 в … Энциклопедический словарь

    КРИЖАНИЧ Юрий - (1617, Бихач, Босния 12.09.1683, близ Вены) писатель, мыслитель. По национальности хорват. Получил в Граце степень магистра философии, был слушателем греч. коллегиума Св. Афанасия при Ватикане. В 1642 г. защитил докторскую диссертацию в Риме.… … Русская Философия. Энциклопедия

Юрий Крижанич (ок. 1618–1683) - писатель, историк, философ; по национальности хорват, по своему социальному положению - выходец из дворянского рода Крижаничей-Шеблюшских. Окончил Загребскую католическую семинарию. Изучал юриспруденцию и богословие в Вене и Болонье. В конце 1640 г. поступил в иезуитский Коллегиум Св. Афанасия в Риме. С сентября 1642 г. - священник, в 1642 г. возведен в сан миссионера, доктор богословия.

Одно из наиболее известных сочинений Ю. Крижанича: "Политика". Написана в 1663–1666 г. в Тобольске. Характерной особенностью этого сочинения является его язык: он не тождественен ни какому из славянских языков того времени, является искусственным, созданным самим Крижаничем. Этот язык часто называют "всеславянским". В его основу положены церковнославянский, народный русский и литературный хорватский языки. Создание "всеславянского" языка - одно из проявлений идеи Крижанича о политическом, религиозном и культурном объединении славянских народов.

Говоря о политических предпочтениях Ю. Крижанича, необходимо отметить, что именно в "Политике" вопрос о способах правления был наиболее полно освещен в данный период. Автор вслед за античными авторами выделял такие способы правлении как самовладство, боярское правление, общевладство (гражданское правление) как "способы благого правления". Одним из основных критериев благого правления Крижанич считал такое состояние, при котором все сословия довольны своим жребием.

В противовес благим характеризовались "испорченные способы правления". Наихудшим из таких способов, по мнению Крижанича, являлось тиранство ("людодерство"). Помимо этого, к безусловно испорченному правлению он относил гинекархию (женское правление, точнее, правление при котором женщина имеет право наследовать королевский престол); ксенархию (чужевладство, правление при котором властвует чужеземец).

Крижанич находил и пути предотвращения этих способов правления, предлагая королю дать присягу подданным, в которой он, с одной стороны, обяжет себя лишить своих дочерей права на престол; с другой, - предоставит подданным право не повиноваться королю-чужеземцу, если при каком-нибудь несчастье ему удастся захватить трон.

Кроме перечисленных выше испорченных форм правления в разных разделах "Политики" автор неоднозначно оценивал боярское правление и общевладство. Если изначально они объявлялись "способами благого правления", то впоследствии автор, развивая мысль, приходил к выводу о том, что общевладство (посадское правление) становится анархией, безвластием, при котором весь народ буйствует и каждый наипоследний человек хочет быть государем; боярское правление также может стать испорченным, превратясь в олигархия (маловладство), когда несколько человек незаконно захватывают господство и властвуют неправедно.


Считая самовладство лучшей формой правления, а тиранство - наихудшей, Крижанич, тем не менее, прекрасно осознал, что именно самовладство способно превратиться в тиранство. В силу этого эти две формы правления становились предметом основного внимания и рассуждений автора.

Основное достоинство самовладства, на его взгляд, заключалось в том, что оно подобно власти Божьей, поскольку Бог - первый и подлинный самовладец всего света. (При этом всякий полновластный король в своем королевстве является вторым после Бога самовладцем и Божьим наместником). Положительные черты самовладства определялись тем, что при нем соблюдается всеобщая справедливость; лучше сохраняется согласие в народе; существуют возможности для обережения государства от всякой опасности. В защиту самовладства говорил и тот факт, что это самый древний способ правления, которое сохраняется обычно дольше любого иного способа правления.

Крижанич неоднократно подчеркивал мысль о том, что самовладство хорошо тем, что при нем легко исправить ошибки и изъяны правления, т.к. все, что приказывает самовладец, исполняется без проволочки. При самовладстве существует только один господин, располагающий жизнью и смертью подданных, а не множество, каждый из которых безнаказанно может убить крестьянина. При самовладстве лучше и система налоговых сборов; существуют только монополии одного государя, нет монополий в каждом боярском городке и селении, эта система менее разорительна для населения.

Тиранство же, по мнению Крижанича, занимает первое место среди грехов, из-за который король становиться мерзким Богу и людям. Тиран - разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний, палач без судьи и без закона, человек, отвергший все человеческое. Путь к тиранству лежит через алчность короля, при которой он из пастыря для своих подданных становиться волком для них.

Противопоставляя короля тирану, Крижанич видел различие в том, что король правит на благо себе самому и подданным, тиран же - не заботясь об общем благе, заботится только о своей корысти.

Главное, что делает тирана, это грабительские (людодерские) законы. К ним автор относит введение несправедливых податей, торговых пошлин, откупов, распространение кабаков, гнусных поборов и пр. Пока такие законы не приняты, король может быть тираном, но государственный строй в его королевстве будет оставаться справедливым правлением. Если же такие законы введены то и сам король будет тираном, и своих наследников сделает такими же, и государственный строй превратит из королевской власти в тиранство. Из рассуждений Крижанича явствует, что данная проблема стоит и перед Россией. Задача царя Алексея Михайловича заключалась в том, чтобы исправить законы, доставшиеся от тиранского (людодерского) царствования Ивана Грозного. Значительное место в "Политике" занимают предложения по исправлению несправедливых законов.

Важным вопросом в рассуждениях Крижанича о самовладстве является вопрос о сочетаемости самовладства и привилегий подданных. Однако, эти привилегии Крижанич, в первую очередь, видел не в политической, а социально-экономической сфере. Рассуждая о привилегиях при самовладстве Крижанич отмечал: бывают три пути: там, где существуют безмерные, ненужные привилегии, ведущие к гибели самовладства и наступлению анархии; там, где нет никаких привилегий и при падении самовладства наступает время тирании; и средний путь, при котором даны соразмерные, подобающие справедливости привилегии, сохраняющие и укрепляющие истинное самовладство.

Рассуждая о божественном происхождении королевской власти, Крижанич проводит мысль о том, что "Бог дает королям власть через посредство людей". Он называет и способы такого "посредства": 1) через пророка; 2) через избрание народом; 3) по наследству; 4) посредством оружия.

КРИЖАНИЧ ЮРИЙ - хорватский и русский богослов.

Фи-ло-соф, лин-гвист-по-ли-глот, ис-то-рик, эт-но-граф, пуб-ли-цист.

Обу-чал-ся в ка-то-лических се-ми-на-ри-ях За-гре-ба, Ве-ны и Бо-ло-ньи. В 1641 году по-сту-пил в римскую Кол-ле-гию Святого Афа-на-сия, го-то-вив-шую уни-ат-ских мис-сио-не-ров для гре-ков и сла-вян; в том же го-ду ру-ко-по-ложен в ка-то-лические свя-щен-ни-ки. В 1642 году за-щи-тил док-тор-скую дис-сер-та-цию. В 1642-1646 годах был ка-но-ни-ком в За-гре-бе, со-сто-ял в чис-ле уни-ат-ских мис-сио-не-ров сре-ди вла-хов. Всту-пил в пе-ре-пис-ку с Кон-гре-га-ци-ей по рас-про-стра-не-нию ве-ры (1643), со-об-щив о на-ме-ре-нии ехать в Рос-сию мис-сио-не-ром унии. В 1647 году впер-вые по-се-тил Рос-сию (при-вёз от-ту-да «Ки-рил-ло-ву кни-гу»); в начале 1650-х годов по-бы-вал в Кон-стан-ти-но-по-ле. С 1652 года жил в Ри-ме, за-ни-мал-ся литературной дея-тель-но-стью. Под-го-то-вил сборник «Bib-lio-theca Schismaticorum universa...» (1656), в ко-то-рый во-шли пе-ре-ве-дён-ные на ла-тынь с гре-че-ско-го и цер-ков-но-сла-вян-ского язы-ков ан-ти-ка-то-лические со-чи-не-ния, а так-же оп-ро-вер-же-ния на них. Сборник по-лу-чил вы-сокую оцен-ку Римской ку-рии.

Но-вую ини-циа-ти-ву Крижанича от-пра-вить-ся в Рос-сию па-па Алек-сандр VII (1655-1667 годы) счёл не-свое-вре-мен-ной. Од-на-ко Крижанич, вос-поль-зо-вав-шись пред-ло-же-ни-ем московского по-соль-ст-ва в Ве-не, в 1658 году по-сту-пил на цар-скую служ-бу и вы-ехал в Рос-сию. Свои впе-чат-ле-ния о пу-те-ше-ст-вии че-рез Угор-скую Русь и Ма-ло-рос-сию из-ло-жил в «Опи-са-нии пу-ти от Льво-ва до Мо-ск-вы» и в «Ре-чи к чер-ка-сам». При-быв в 1659 году в Мо-ск-ву, Крижанич на-пра-вил в По-соль-ский при-каз и ца-рю Алек-сею Ми-хай-ло-ви-чу за-пис-ки о не-об-хо-ди-мо-сти раз-ви-тия на-ук, про-све-ще-ния, про-ве-де-ния ор-фо-гра-фической ре-фор-мы и др. За про-па-ган-ду унии зи-мой 1660/1661 годов Крижанич вы-слан в То-больск, где про-был 16 лет. В 1676 году пе-ре-ве-дён в Со-ло-вец-кий монастырь. Царь Фё-дор Алек-сее-вич удов-ле-тво-рил его прось-бу о вы-ез-де из Рос-сии, что бы-ло ис-клю-чительным слу-ча-ем. В 1677 году Крижанич по-се-лил-ся в Виль-но (Речь По-спо-ли-та). В 1678 году всту-пил в мо-на-ше-ский ор-ден до-ми-ни-кан-цев, при-няв имя Ав-гу-стин, но в 1682 году по-про-сил пап-ско-го нун-ция в Вар-ша-ве об уволь-не-нии из ор-де-на. Крижанич умер или по-гиб под Ве-ной, уча-ст-вуя в во-енном по-хо-де польского ко-ро-ля Яна Со-бес-ко-го про-тив ту-рок-ос-ман.

Крижанич - ав-тор зна-чительного ко-ли-че-ст-ва со-чи-нений, бо́ль-шая часть ко-то-рых опуб-ли-ко-ва-на в XIX веке. Наи-бо-лее из-вес-тен его трак-тат «По-ли-ти-ка» (1663-1666 годы), в ко-то-ром раз-ра-бо-та-на сис-те-ма иде-аль-но-го государственного управ-ле-ния, под-верг-ну-ты кри-ти-ке различные сто-ро-ны жиз-ни русского об-ще-ст-ва и вы-дви-ну-та про-грам-ма его пре-об-ра-зо-ва-ний. Крижанич счи-тал, что в Рос-сии не-об-хо-ди-мо ук-ре-пить сис-те-му центральной вла-сти, ре-фор-ми-ро-вать ар-мию, ре-ор-га-ни-зо-вать внеш-нюю и внутреннюю тор-гов-лю, за-ко-но-да-тель-но за-кре-пить пра-ва всех со-сло-вий. По мне-нию Крижанича, Рос-сия долж-на сыг-рать главную роль в де-ле объ-е-ди-не-ния сла-вян, а для это-го - уси-лить ак-тив-ность на сво-их юго-западных ру-бе-жах. Крижанич по-ла-гал, что основной внеш-не-по-ли-тической за-да-чей Рос-сии яв-ля-ет-ся борь-ба славянских на-родов про-тив Ос-ман-ской им-пе-рии , при этом он вы-сту-пал про-тив стрем-ле-ния Рос-сии по-лу-чить вы-ход к Бал-тий-ско-му мо-рю. Про-па-ган-ди-руя славянское един-ст-во, Крижанич во мно-гом пред-вос-хи-тил идеи пан-сла-виз-ма. С этим свя-зан и про-ект еди-но-го славянского язы-ка, пред-ло-жен-ный Крижаничем в сочинении «Грам-ма-ти-че-ское изы-ска-ние о рус-ском язы-ке» («Грам-ма-тич-но из-ка-за-ние об рус-ском ие-зи-ку», 1666). Со-глас-но ис-сле-до-ва-ни-ям, пред-ло-жен-ный Крижаничем язык со-сто-ял на 60% из слов об-ще-сла-вян-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния, на 10% - из рус-ских и цер-ков-но-сла-вян-ских, на 9% - из сер-бо-хор-ват-ских, на 2,5% - из поль-ских, а так-же не-боль-шо-го чис-ла бол-гар-ских, ук-ра-ин-ских и др. слов.

Идее цер-ков-ной унии по-свя-ще-но сочинение «О Бо-же-ст-вен-ном про-ви-де-нии» (1666-1667 годы), в ко-то-ром Крижанич, рас-смат-ри-вая роль Бо-же-ст-вен-но-го про-ви-де-ния в ис-то-рической жиз-ни на-ро-да, до-ка-зы-вал не-со-стоя-тель-ность тео-рии «Мо-ск-ва - тре-тий Рим», ко-то-рая, как он по-ла-гал, про-па-ган-ди-ро-ва-ла изо-ля-цио-низм Русского государства. Те-ме унии по-свя-ще-ны так-же ра-бо-ты «О свя-том кре-ще-нии» («Об све̂том кре-ще̂ню», по-сле 1667) и «Тол-ко-ва-ние ис-то-ри-че-ских про-ро-честв» (1674). В 1680 году в Виль-но Крижанич по вос-по-ми-на-ни-ям пре-бы-ва-ния в Си-би-ри на-пи-сал сочинение «Ис-то-рия о Си-би-ри, или Све-де-ния о цар-ст-вах Си-би-ри и бе-ре-ге Ле-до-ви-то-го и Вос-точ-но-го океа-на, а так-же о ко-че-вых кал-мы-ках и не-ко-то-рые по-ве-ст-во-ва-ния об об-ма-нах юве-ли-ров, ру-до-пла-вов и ал-хи-ми-ков», со-дер-жа-щее цен-ные све-де-ния о гео-гра-фии, на-се-ле-нии, ме-сто-ро-ж-де-ни-ях и про-мыс-лах Си-би-ри.

Сочинения :

Рус-ское го-су-дар-ст-во в по-ло-ви-не XVII века. Ру-ко-пись вре-мен ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча. М., 1859-1860 годы. Вып. ;

Собрание сочинений. М., 1891-1892 годы. Выпуски 1-3; По-ли-ти-ка. М., 1965. М., 1997;

По-ли-ти-че-ская ересь. О раб-ст-ве, или О хо-лоп-ст-ве // Тру-ды От-де-ла древ-не-рус-ской ли-те-ра-ту-ры. Л., 1979. Т. 33;

Sabrana djela. Zagreb, 1983-1988. Knj. 1-2

По национальности. Сторонник идеи "славянского единства", главное место в котором он отводил России. Выдвигал программу преобразований в России. В 1661 году году за "вольнодумство" сослан в Тобольск. В 1676 году выехал из России.

Крижанич Юрий (ок. 1618-12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 в Тобольск, где прожил до 1676. В Тобольске Крижанич продолжал свои исследования и написал ряд книг - «Политика» (1663-66), «Об Божьем смотрении» (1666-1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674).

В своих исследованиях Крижанич приходит к выводу о необходимости объединения славян путем просвещения и литературного сближения. Крижанич увлекся изучением истории России и считал ее родиной всех славян . «Русский народ, - писал он, - и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. Крижанич лично показывает пример такой работы: в Тобольске он создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке написана его книга «Политика». Крижанич одним из первых подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, вскрыл грубые искажения русской действительности в современных ему иностранных сочинениях о России (Адама Олеария, П. Петрея).

Славянский ученый доказывал необходимость упрочения связей Великороссии и Малороссии. Для укрепления могущества России Крижанич предлагал усилить государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, перестроить организацию внутренней и внешней торговли, стимулировать развитие российской промышленности и ремесел. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название - чужебесие. Не исключая возможности использования положительного зарубежного опыта, Крижанич призывал сделать главную ставку на «высвобождение» богатейшего внутреннего потенциала русского народа.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Крижанич (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия,- 12.9.1683, близ Вены), представитель общественно-политической мысли славян 17 века, писатель; священник-миссионер. По национальности хорват. В 1642 году защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 года жил в России; в 1661 году (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в 1676 году) жил в Польше. Крижанич пропагандировал идею о языковой и этнической общности славян. Он предпринял попытку создания «общеславянского» языка. Предпосылку национального возрождения и единства славянских народов усматривал в объединении католических и православной церквей. Ведущую роль в сплочении славян отводил Русскому государству. Ему принадлежит проект политических и экономических преобразований в России.

В разработанной им классификации наук Крижанич отнёс философию к разряду «мирского знания», включив в её состав «логику, физику и этику». Всемирную историю рассматривал как непрерывный процесс, в ходе которого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета. Крижанич был сторонником провиденциализма, однако допускал возможность воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Собр. соч., в. 1-3, М., 1891-93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.], М., 1965.

Литература: Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.- Л., 1925; Дацюк Б. Д., Юрий Крижанич, [М.], 1946; Мордухович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Юрия Крижанича, «Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР», 1963, № 36.

Крижанич Юрий (1618–1683), богослов, философ, историк, экономист. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, в Вене и Болонье. Получил в Граце степень магистра философии. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме, стал католическим священником. Активно занимался миссионерской деятельностью, мечтая об объединении славян на основе католицизма. В 1659 прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоединение Украины к России. В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: Политика, О божественном провидении, Толкование исторических пророчеств, О святом крещении, Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка) и др. После освобождения (1676) жил в Польше, Литве, путешествовал по Европе.

В своей историософской концепции Крижанич отстаивал идею провиденциализма, доказывая, что провиденциальный замысел в истории осуществляют различные народы и государства. В современной эпохе такого рода роль играет Россия, которая может и должна способствовать созданию единой славянской цивилизации. Однако сама Россия нуждается в реформировании – укреплении государственной власти, законодательном оформлении общественной жизни (признании прав сословии), более интенсивном и современном развитии экономики. Высоко оценивал Крижанич познавательную и общественную роль философии. В Политике он рассматривал философию как важнейший компонент человеческой деятельности и видел в ней не только теоретическую дисциплину и особый вид интеллектуального искусства, но «тщательную и обдуманную рассудительность», без которой невозможно обойтись в серьезных делах. Традиционно разделяя все знание на духовное (богословское) и мирское, Крижанич относил к последнему математику, механику и философию. В систему философских дисциплин он включал этику, экономику, политику, физику и логику.

Использованы материалы сайта http://www.krugosvet.ru

Крижанич (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Хорватия - 12 сентября 1683, близ Вены) - славянский общественно-политический деятель и мыслитель; предтеча идей панславизма, философ, богослов, историк, филолог. Католический священник-миссионер. По национальности хорват. Учился в Загребской семинарии, затем в Вене, Болонье, в коллегиуме Св. Афанасия при Ватикане. В Граце получил степень магистра, в 1642 в Риме защитил докторскую диссертацию. Состоял на службе в ватиканской Конгрегации пропаганды веры. В 1642-46 миссионерствует среди западных славян; много путешествует по Европе. В 1656 завершил труд по истории церковной схизмы («Всеобщая библиотека схизматиков»), где собрал возражения православных против схизмы. Изучая историю Церкви, пришел к выводу, что церковная схизма не имеет отношения к славянам и только разделяет их. Осознал свое призвание как служение духовно-культурному единству славянского мира и примирению Католической и Православной церквей. Центр культурного возрождения славян видел в России, которую впервые посетил в 1647. Не получив официального разрешения Рима, в 1659 через Польшу и Украину приезжает в Москву ко двору Алексея Михайловича; служил переводчиком, активно проповедуя свои идеи, которые были встречены в Москве довольно холодно. Осознавая себя членом и Католической, и Православной церкви, отказался принять вторичное крещение, которое от него потребовали. Вызвав против себя множество подозрений, в 1661 на 16 лет ссылается в Тобольск. Энциклопедически образованный, владеющий 6 языками, Крижанич написал в ссылке множество трактатов по философии, богословию, истории, политэкономии, языкознанию, эстетике, музыке. В неоднократно посылаемых в Москву предложениях выдвинул целую программу экономических и политических реформ в России, необходимых для исполнения ее исторической миссии. Разделяя позиции провиденциализма, утверждал, что божественный промысл определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Основные сочинения: «Политика», «О промысле Божием», «Толкование исторических пророчеств», «Грамматическое изыскание о русском языке» (в котором пытался создать общеславянский язык), «О святом крещении», «Обличение на Соловецкую челобитную». Основные философские идеи заключены в «Политике». Предложил классификацию наук, в которой все знание разделяется на духовное (богословские науки) и мирское (математика, механика и философия). Последняя состоит из идеоэтики, экономики, политики, физики и логики. Философия означает размышление о причинах вещей, она есть «тщательная и обдуманная рассудительность» в суждении о сущих вещах. С 1676 жил в Польше, в 1678 в Вильно вступил в доминиканский орден, погиб в битве с турками под Веной.

А. И. Абрамов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 321.

Крижанич Юрий (1617, Бихач, Босния - 12.09.1683, близ Вены) - писатель, мыслитель. По национальности хорват. Получил в Граце степень магистра философии, был слушателем греческого коллегиума Св. Афанасия при Ватикане. В 1642 году защитил докторскую диссертацию в Риме. В 1659 году прибыл в Москву, стал активно пропагандировать идеи о единстве славян, великом будущем России, необходимости широкой просветительской деятельности с целью вывести русский народ в число образованных европейских наций. В 1661 году за поддержку униатства был сослан в Тобольск, где прожил 16 лет и написал основные свои сочинения. После освобождения в 1676 году жил в Польше. В 1678 году выехал в Вильно, где стал членом иезуитского ордена. Погиб под Веной в битве с турками, сражаясь в войсках Яна Собеского.

Крижанич был одним из энциклопедически образованных людей своего времени: владел 6 языками, занимался философией, политэкономией, историей, языкознанием, эстетикой, музыкой, богословием. Он стоял на позициях провиденциализма, но полагал, что божественный промысел определяет лишь коренные повороты в жизни народов и допускает возможность свободного воздействия людей на некоторые стороны исторического процесса. Одним из средств достижения прогресса Крижанич считал унию между православной и католической церковью. В работе «De Providentia Dei» («О промысле Божием») (1666-1667), посвященной царю Алексею Михайловичу, писал, что греки отпочковались от западной церкви из-за «духа гордости», протестанты откололись из-за любви к свободе, а русские оказались просто обманутыми. Я считаю, писал он, московитян не еретиками, а христианами, введенными в заблуждение по простоте душевной. Крижанич предлагал свои услуги царю, но они не были приняты. Положение иноземца, да еще католика, создало вокруг него своеобразную полосу отчуждения.

Его сочинения были известны лишь узкому кругу лиц. Он довольно сурово критиковал различные стороны быта и государственного строя России, отсталость русского общества по сравнению с западными странами, доказывая необходимость и своевременность предлагаемых им реформ. Крижанич разработал первую систему классификации знаний в рус.-славянской терминологии. Все знания он делил на два вида: теоретические и практические. В философию включал логику, физику и этику, в логику же - грамматику, риторику, поэтику и диалектику. К. проводил различие между мудростью, знанием и философией. Мудростью он считал познание «наиболее важных и наивысших вещей» (Бога, природы, общества, человека), знанием - «понимание причин вещей», философией - желание мудрости. Философия выступает как высшая степень всех видов познания. К. особо выделял «политическую мудрость», видя в ней средство достижения общественного благополучия. Он выдвигал программу разумного управления державой, основанную на анализе истории страны, народа, природных ресурсов, традиций и умелом их использовании. Крижанич глубоко изучил экономическое и политическое положение России, подчеркивал необходимость развития в ней торговли, ремесла и земледелия. С патриотических позиций он пытался понять роль славянства в мировом историческом процессе, считая, что оно развивается по восходящей линии, хотя постоянно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в судьбе славян он отводил России, которая, превратившись благодаря передовым реформам в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед. Крижанич предпринял попытку создания общеславянского языка, разработал его грамматику, поэтому его называют отцом славянской филологии. Идеи Крижанича свидетельствуют о том, что в России того времени складываются предпосылки для проведения глубоких реформ, как писал Плеханов, его программа «во многих отношениях напоминает программу Петра I» (История русской общественной мысли // Соч. М„ 1925. Т. 20. С. 290).

С. M. Брайович

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков. – М., 2014, с. 302.

Сочинения: Русское государство в половине XVII в. (Политика). Рукопись времен царя Алексея Михайловича. М., 1859. Вып. ]-; О промысле (Об Божием смотрению). М., 1860; Собр. соч. М., 1891-1892. Вып. 1-3; Из рукописного наследия Ю. Крижанича // Исторический архив. 1958. № 1; Политика. М., 1997.

Литература: Бессонов П. А. Ю. Крижанич // Православное обозрение. 1870. № 1-11 \ Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. Т. -3; Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Соч.: В 24 т. Т. 20; Вачьденберг В. Е. Государственные идеи Крижанича. Спб., 1912; Роганович И. Ю. Крижанич и его философия национализма. Казань, 1899; Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984; Брайович С. М., Жулинская Э. В. Новые книги о лингвистических грудах Ю. Крижанича // Филологические науки. 1988. № 6; Golub I. Slovenstvo Juria Krizanica. Zagreb, 1983.

Далее читайте:

Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву . В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901

Крижанич Юрий. Политика . Изд-во "Новый свет", М., 1997.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Собр. соч., т. 1-3. М., 1891-93;

О промысле. М., 1860;

Политика. М., 1997.

Литература:

Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России, т. 1-3. М., 1901-09;

Дацюк Б. Д. Ю. Крижанич. М., 1946; Мордухович Л. М. Крижанич о «рабстве». - «Труды Отдела древнерусской литературы». Л., 1979, т. 33;

Пащенко Е. «Политика» Ю. Крижанича как произведение литературы барокко. - «Советское славяноведение», 1983, № 5;

Пушкарев Л. Н. Ю. Крижанич. Очерк жизни и творчества. М., 1984.

Бессонов П. А. Ю. Крижанич // Православное обозрение. 1870. № 1-11

Белокуров С. А. Ю. Крижанич в России. М., 1901-1909. Т. -3;

Плеханов Г. В. История русской общественной мысли. Соч.: В 24 т. Т. 20;

Вальденберг В. Е. Государственные идеи Крижанича. Спб., 1912;

Роганович И. Ю. Крижанич и его философия национализма. Казань, 1899;

Брайович С. М., Жулинская Э. В. Новые книги о лингвистических грудах Ю. Крижанича // Филологические науки. 1988. № 6;

Golub I. Slovenstvo Juria Krizanica. Zagreb, 1983.

Юрий Крижанич (хорв. Juraj Križanić ), (около 1617-1683) - хорватский богослов, философ, писатель, лингвист-полиглот, историк, этнограф, публицист и энциклопедист, священник-миссионер, выступал за унию католической и православной церквей и за единство славянских народов.

Прибыл в Москву в 1659. В 1661 был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет. В Тобольске Крижанич написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».

Крижанич родился в 1617 или 1618 году в местечке Обрх близ города Бихач, в семье небогатого землевладельца. Лишившись отца в возрасте пятнадцати лет, Юрий стал готовиться к вступлению в духовное звание. Он учился сначала на родине, в Загребской католической семинарии, готовившей священников хорватской грекокатолической церкви. Потом - в Венской семинарии, а затем перешёл в Болонью, где занимался кроме богословских наук юридическими.

Был священником-миссионером, состоял на службе ватиканской конгрегации пропаганды веры. Много путешествовал по Европе (Вена, Варшава и др.).

Владея в совершенстве, кроме своего родного языка, немецким, латинским и итальянским, он в 1640 году поселился в Риме и поступил в греческий коллегиум Св. Анастасия, специально учреждённый Ватиканом для пропаганды унии среди последователей греческой веры. В 1642 году защитил докторскую диссертацию в Риме. В это время Крижанич был посвящён в сан загребского каноника. Изучил греческий язык, приобрёл большие познания в византийской литературе и стал горячим сторонником унии. Его целью было собрать все важнейшие сочинения «схизматиков», то есть православных богословов, писавших против догматов папизма. Плодом этого было несколько сочинений на латинском языке, а в особенности «Всеобщая библиотека схизматиков». Это предприятие повело его к ознакомлению с русским языком, так как ему нужно было знать и сочинения, писанные по-русски против унии. Оставив коллегиум, Юрий был привязан к Риму до 1656 года, состоя членом иллирского общества Св. Иеронима.

Посетил Константинополь, где ещё основательнее познакомился с греческой литературой.

Оказавшись в Вене в 1658 году, Крижанич встретился там с московским посланником Яковом Лихаревым. Русские послы набирали иноземцев, желавших поступить на царскую службу, обещая им царское жалованье, «какого у них и на уме нет». Крижанич явился к ним с предложением своей службы царю.

Прибыв в Москву в 1659, Крижанич не сумел найти общего языка с русскими властями. Его воззрения на единую, независимую от земных споров церковь Христову были неприемлемы как для защитников православия, так и для католиков. 20 января 1661 года Крижанича сослали в Тобольск. При этом, ему положили жалованье - семь рублей с полтиной в месяц. Крижанич пробыл в ссылке 16 лет, но не потерял присутствия духа и написал там самые замечательные свои сочинения. После смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года Крижанич получил царское прощение и разрешение вернуться в Москву, а затем и выехать из России.

С 1676 жил в Польше, вступил в орден иезуитов. Погиб 12 сентября 1683 под Веной в битве с турками-османами, участвуя в военном походе Яна Собеского.