Православный университет иоанна богослова официальный. Православные вузы россии

Что означают цвета в церкви: почему священники ходят то в фиолетовом — то в белом, почему храмы то красные — то зеленые, и главок у некоторых 1, а у некоторых — аж 15. Постарался все систематизировать и дополнить материал фотографиями.
Особо хотелось напомнить, что христианину, в Православии Крещенному, не гоже не ходить в храм более 3 воскресений к ряду. Ибо не в символах нами ныне обсуждаемых Спасение, а в делах.
Однако часто именно символы: красивое пение, богатое убранство и одежы, становиться первым шагом на пути к практическому Православию…

Немного о странновериях

Любой Божий храм имеет Святой Алтарь — место совершения главной Православной службы — Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе — плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника (а не за «здравие» и «упокой»). В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы — в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Благовещенские — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), есть Никольские — в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п. Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. Все Таинства (Крещения-Миропомазания, Исповеди, Причастия, Венчания) могут происходить в любом Православном храме. Исключения — монастыри, в них, как правило, Таинства Венчания (а иногда и Крещений) не совершаются. Странным было и услышанное суеверие, что в храме с красным цветом внешних стен нельзя Венчаться и Крестить детей. Не слушайте таких страшилок, это все ерунда.

О цветах

В Православии используются: Жёлтый, Белый Голубой (Синий), Зеленый, Красный, Фиолетовый, Чёрный и Бордовый. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение:
Желтый (Золото) — Царский цвет. Для облачений используется в большинство дней года.
Белый цвет облачений используют при совершении Таинств Крещения и Священства (рукоположении духовенства), на праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, Сретения, на Лазареву субботу, Вознесения, Преображения, в дни поминовения усопших и обряде отпевания.
Красный цвет используют от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением.
Зеленый цвет животворения и вечной жизни — облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о преподобных, подвижниках, юродивых.
Голубой (синий) цвет символизирует высшую чистоту и непорочность — облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.
Фиолетовый цвет символизирует Крест и Страсти Христовы — облачения фиолетового цвета используют в Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, Воздвижение Креста), а так же по воскресным дням во время Великого поста, в Великий Четверг Страстной Седмицы.
Черный цвет поста и покаяния — постное облачение обычно черного цвета или очень темных оттенков синего, фиолетового, используется в дни седмиц Великого Поста.
Бордовый (Багряный) цвет символизирует кровь и мученичество. Облачения бордового цвета используются очень не часто — в дни особого поминовения мучеников (еще используют облачения красного цвета) и в Великий Четверток, день установления Тайной Вечери (в этот день еще используют фиолетовые облачения).
И если цвет облачений рекомендуется, то строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен храма или куполов нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же цвет стенам сообщают придерживаясь традиции. Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой — цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен — цвет универсальный, цвет Истины. Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета (об этом позже), так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов очень часть. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь — цвет стен может что-то символизировать, но не обязательно.

О количествах главок храмов

Купол храма не изображает Христа, это символ Его. В традициях Церкви принято считать цвет имеет символическое значение.
Золото — символ Истины. Исторически золотили купола главных соборов, но последнее время эта традиция не сохраняется.
Серебристые купола встречаются, в основном, у храмов в честь святых.
Зеленые купола — у храмов в честь Троицы или Преподобных
Синие купола (часто — со звездами) — у храмов в честь Богородичных праздников.
Черные купола часть встречаются в монастырях, хотя медь, использованная для покрытия главок, быстро темнеет и купола становятся темно-зелеными.
Встречаются и совсем экзотические — например Собор Василия Блаженного в Москве, храм Спас на Крови в Петербурге. Именно этим стараются руководствоваться при выборе цвета главок.
Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога, две - два естества Христа: человеческое и Божественное, два обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.11:3), три - Святую Троицу, четыре — Вселенскость (четвре стороны света), Четвероевангелие; пять куполов - Христос и четыре евангелиста, шесть — число дней сотворения мира, семь глав - семь Таинств Церкви; восемь — Восемь душ были спасены Ноем после Великого потопа, в восьмой день бывает праздник Кущей, Обрезание и др.; девять куполов - по числу ангельских чинов, по числу заповедей блаженств; 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей) 12 —
По числу апостолов, тринадцать - Христос и двенадцать апостолов, 15 — пятнадцать ступеней к Пасхе, Паремии Великой Субботы числом 15, открывающие в Ветхом завете события от сотворения мира до Воскресения. Число глав может доходить до тридцати трех - по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариация. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: красный, белый, золотой(желтый), зеленый, синий (голубой), фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.
Красный. Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы. Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня. Белый цвет также принят для отпевания и поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белый — Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Иисусом Христом Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. В Праздники Святой Троицы и День Святого Духа используются одежды зеленого цвета. И обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Наиболее существенное отличие «языческого» периода цветовой символики от «христианского» заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а становятся их атрибутами, качествами и знаками.

Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но сам он не сводится к свету. Средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то, что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с Богом представляет собой заблуждение и даже грех.

Только белый цвет остается незыблемым символом святости и духовности. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. В белых одеждах изображаются ангелы, святые, воскресший Христос. Белые одежды надевали новообращённые христиане.

Также белый цвет – это цвет крещения, причастия, праздников Рождества Христова, Пасхи, Вознесения. В православной церкви белый используется во всех богослужениях от Пасхи до дня Троицы.

Святой Дух изображается в виде белого голубя. Белая лилия символизирует чистоту, она сопровождает изображения Девы Марии.

Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений.

В раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение жёлтого , как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления и т.д.

Но позднее, жёлтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, предательства, лживости, ревности. В церковном искусстве Каина и предателя Иуду Искариота часто изображали с жёлтыми бородами.

Золотой цвет используется в христианской живописи как выражение божественного откровения. Золотое сияние воплощает вечный божественный свет. Многими золотой цвет воспринимается как сошедший с небес звёздный свет.

Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, — и его любовь к людям. Это цвет огня веры, мученичества и страстей Господних, а также царственного торжества справедливости и победы над злом.


Красный – цвет богослужений в праздник Святого Духа, Вербного Воскресения, во время Страстной недели, в дни памяти мучеников, которые пролили кровь за свою веру.

Красная роза указывает на пролитую кровь и раны Христа, на чашу, принимающую «святую кровь». Поэтому она символизирует в данном контексте возрождение.

Красным отмечали в календаре радостные события, посвящённые Христу, Богоматери и святым. Из церковного календаря к нам пришла традиция выделять красным цветом праздничные даты.

Пасха Христова в храмах начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы.

Синий – это цвет небес, истины, смирения, бессмертия, целомудрия, благочестия, крещения, гармонии. Он выражал идею самопожертвования и кротости.

Синий цвет как бы опосредует связь между небесным и земным, между Богом и миром. Как цвет воздуха синий цвет выражает готовность человека принять для себя присутствие и силу Бога, синий стал цветом веры, цветом верности, цветом стремления к чему-то таинственному и чудесному.

Синий цвет – это цвет Девы Марии, её принято изображать в синем плаще. Мария в этом значении — Царица Небесная, покрывающая этим плащом, защищающая и спасающая верующих (Покровский собор). В росписях храмов, посвящённых Богоматери, преобладает цвет небесной синевы.

Тёмно-синий характерен для изображения одежд херувимов, которые постоянно пребывают в благоговейных размышлениях.

Зелёный цвет являлся больше «земным», означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Это цвет Креста Христова, Грааля (по преданию, выточенного из целого изумруда). Зелёный отождествляется с великой Троицей. В этот праздник, по традиции, храмы и квартиры принято украшать букетами из зелёных веточек.

Вместе с этим, зелёный имел и негативные значения — коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зелёного цвета).

Отношение к чёрному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также — смерти. В значениях чёрного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Поэтому чёрный стал цветом монашества.

Чёрный ворон у христиан означал беду.

Но чёрный имеет не только такое трагическое значение. В иконописи в некоторых сюжетах он означает божественную тайну. Например, на чёрном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос — старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.

Фиолетовый – загадочный цвет в христианском искусстве. Он образуется смешением красного и синего (голубого). Таким образом, фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Он символизирует сокровенные знания, тишину, духовность. В раннем христианстве фиолетовый символизировал печаль, привязанность.

Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей.

В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви.

Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.

Коричневый – цвет земли, грусти. Он символизирует смирение, отказ от мирской жизни. Серый цвет (смешение белого и чёрного, добра и зла) – цвет пепла, пустоты.

После античной эпохи во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, прежде всего, как символа мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.

Ирина Базан

Использованная литература: Б.А. Базыма «Цвет и психика». Е.Е. Голубинский «История Русской Церкви». О.В. Вовк «Энциклопедия знаков и символов». Я.Л. Обухов «Символика цвета» (интернет). А. Каменский «Цвета и их значение в Православной Церкви» (интернет: kamensky.ru)

И пр.) используются разных цветов.

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или "света", как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.

Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.

  1. Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений - золотой (желтый), всех оттенков.
  2. Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений - голубой и белый.
  3. Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений - фиолетовый или темно-красный.
  4. Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений - красный. В Великий четверг - темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле - белая пелена.
  5. Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений - зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
  6. В период постов цвет облачений - темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни - темный с золотой или цветной отделкой.

Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.

В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно - монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в "багряны ризы" - в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.

В каноне богослужебных облачений нет "своего места" у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного - как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.

Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, - шести дням творения мира и седьмому - дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.

"Бог есть любовь", явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца .

Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет - седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.

Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу "всем сердцем и всею душею" (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике - это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.

С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.