Ни один из искусственных языков. Международные искусственные языки

«Искусственный язык – 1. Любой вспомогательный язык в отличие от естественного, или собственно языка. 2. Знаковая система, предназначенная для использования в тех сферах общения, где функционирование естественного живого языка менее эффективно или невозможно» [Нелюбин 2001, с. 60].

«Естественный язык – 1. Язык в собственном смысле, человеческий язык как естественное орудие мысли и средство общения в отличие от его искусственно создаваемых субститутов. 2. Человеческий язык, возникший естественным путем и используемый в общественной практике» [Нелюбин 2001, с. 45]. «Субститут – то же, что заместитель» [Нелюбин 2001, с. 182].

Первые попытки изобретения искусственных языков были сделаны во второй половине 17 века. Основными направлениями в создании искусственных языков в 17-19 веках было логическое и эмпирическое.

Логическое направление опиралось на рационалистическую философию, которая критиковала естественный язык за его непоследовательность. По мнению английских философов Дж. Дальгарно и Дж. Уилкинса (Вилкинса – 1614-1672 гг.), между понятием и словом существует прямое соответствие, поэтому можно создать такой язык, в котором понятия и обозначаемые ими слова выстраивались бы логично. Согласно теории Уилкинса, деление на части речи языку не обязательно. Вилкинс (Уилкинс) предлагал слова в качестве имен, а глаголы (т.е. слова, обозначающие свойства и действия) могли бы быть образованными от имен при помощи регулярных словообразовательных средств.

Эмпирическое направление ориентировалось на естественный язык. Представители этого направления предлагали усовершенствовать какой-либо существующий естественный язык. Так, Ф. Лаббе предлагал в качестве основы латинский язык, И. Шипфер – французский язык, Юрий Крыжанич (1617-1674 гг.) – всеславянский язык.

Но на создаваемые языки смотрели как на курьезы, не видели в них практического применения. Наиболее практичным оказался язык, созданный священником (немецким пастором) Иоганном Шлейером в 1879 году и названный "воляпюк" - volapuk - искаженная форма английских слов. Язык был средством общения нескольких десятков людей. Язык просуществовал недолго. Как утверждают исследователи, причинами падения языка были замкнутость системы языка, позиция самого Шлейера, не позволявшего что-то менять в языке, раздоры между распространителями.

Одним из наиболее известных искусственных языков является эсперанто (эсперанто - "надеющийся"), созданный в 1887 году варшавским врачом Людвигом Заменгофом. Для создания языка Л. Заменгоф использовал польский, греческий, латинский, древнееврейский языки. Язык эсперанто лишен национальной принадлежности. Этим языком для практических целей пользуются семь миллионов людей. На языке эсперанто выходит более 100 журналов, около 7 тысяч книг, издаются учебные пособия.


Язык эсперанто использует элементы английского и немецкого языков. Элементы латинского языка, славянских языков занимают незначительное место в структуре.

Своей целью Л. Заменгоф считал создание международного легкого языка общения. Эсперанто характеризуется отсутствием омонимии, единством письма и произношения, фонетическим письмом, единством корня независимо от позиции. Поскольку ударным всегда является первый слог, а слова в основном двусложные, то речь отличается монотонностью. В языке имеются аффиксы, но их количество мало, поэтому язык обладает малой эмоциональностью, он не выразителен, семантика фразы передается приблизительно.

Несмотря на отрицательные качества, язык существует уже более ста лет, издается большое количество литературы на нем, во многих странах созданы кружки и общества эсперантистов, проходят съезды эсперантистов, но международным он так и не стал. Эсперанто - не живой язык, он монотонен, он не экспрессивен, он не в состоянии отразить все ситуации, в которых оказывается человек.

В 1907 году Луи де Бофрон на базе эсперанто создал язык ИДО, который отличается большей логичностью и последовательностью. Но и этот язык не стал международным.

В начале 60-х годов 20-го века был создан язык ЛИНКОС («лингвистика космоса»). Создателем языка считается голландский математик Г. Фрейденталь, получивший за монографию «ЛИНКОС. Построение языка для космических связей» Нобелевскую премию. Г. Фрейденталь при помощи световых и звуковых сигналов, идущих в определенной последовательности, пытается изложить законы математики, биологии, физики, морали, этики. Линкос – это первая попытка создания космического языка для обмена информацией в условиях внеземного общения.

Явление искусственного языка - предмет дискуссионных разногласий в среде лингвистов, социолингвистов, социологов, этнографов и многих представителей других отраслей знания, связанных с языком.

Так, М.И. Исаев выступает против термина «искусственный язык». Он в одной из своих работ пишет: «Искусственный язык» – неправильный термин, вернее: Плановый язык». М.И. Исаев пишет: «Плановый язык («искусственный язык») - созданный для общения на международной арене. Термин «плановый язык» предложен Э. Вюстером (1955). Что касается наименования «искусственный язык», то оно не приемлемо, т.к. предполагает противопоставление «естественному языку», что на самом деле встречается нередко. В то же время последний термин («естественный язык») неадекватен, т.к. язык – явление социальное, а не биологическое». Не трудно заметить желание М.И. Исаева подчеркнуть социальный характер языка как средства общения. Но ситуация с международными языками, складывавшаяся веками, свидетельствует о том, что до сих пор нет «планового языка» в понимании М.И. Исаева: языки, призванные осуществлять общение на международной арене, не создаются, как указывает автор, а выбираются из существующих национальных языков.

Проблема искусственного языка существует и в настоящее время, она становится все более актуальной с расширением зон влияния Интернета.

1. Типы словарей. Роль словаря в работе переводчика.

2. Проблема происхождения языка. Гипотезы. Этапы развития. Роль диалектов в формировании языка.

Существующие типы словарей весьма разнообразны. Это разнообразие объясняется, прежде всего, сложностью и многоаспектностью самого объекта лексикографического описания, т.е. языка. Кроме того, многочисленные потребности общества в получении самой различной информации о языке также усложняют и расширяют репертуар словарей.

Существуют:

· переводные

· толковые

Важнейшим типом одноязычного лингвистического словаря является толковый словарь, содержащий слова с объяснением их значений, грамматической и стилистической характеристикой. Первым собственно толковым словарем был шеститомный "Словарь Академии Российской", изданный в 1789-1794 гг. и содержавший 43 257 слов, взятых из современных светских и духовных книг.

Важнейшую роль в истории лексикографии советской эпохи сыграл четырехтомный "Толковый словарь русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова, вышедший в 1934-1940 гг. В словаре, насчитывающем 85 289 слов, получили разрешение многие вопросы нормализации русского языка, упорядочения словоупотребления, формообразования, произношения. Словарь построен на лексике художественных произведений, публицистики, научной литературы.

· диалектные и региональные словари

Первые диалектные (областные) словари русского языка стали издаваться в середине XIX в. Такими были "Опыт областного великорусского словаря", содержащий 18011 слов (1852) и "Дополнение к Опыту областного великорусского словаря", содержащее 22895 слов (1858). В конце XIX - начале XX в. был опубликован ряд словарей отдельных наречий и говоров. В советское время вышли "Донской словарь" А. В. Миртова (1929), "Краткий ярославский областной словарь..." Г. Г. Мельниченко (1961), "Псковский областной словарь с историческими данными" (1967) и др. В настоящее время ведется большая работа по составлению многотомного "Словаря русских народных говоров", включающего около 150 тыс. народных слов, неизвестных в

современном литературном языке (с 1965 по 1987 г. вышло 23 выпуска - до Осеть)

· словари сленга

· исторические

Основным историческим словарем русского языка были трехтомные "Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" И. И. Срезневского (1890-1912), содержащие множество слов и около 120 тыс. выдержек из памятников русской письменности XI-XIV вв. (последнее, репринтное, издание вышло в 1989 г.). В настоящее время выходит "Словарь русского языка XI-XVII вв.". В 1988 г. увидел свет 14 выпуск (до Персоня). С 1984 г. начал издаваться "Словарь русского языка XVIII в." под редакцией Ю. С. Сорокина. К настоящему времени подготовлено 5 выпусков (1984, 1985, 1987, 1988 и 1989).

· неологизмов

· этимологические

В 1961 г. вышел "Краткий этимологический словарь русского языка" Н. М. Шанского, В. В. Иванова и Т. В. Шанской под редакцией С. Г. Бархударова, содержащий этимологическое толкование общеупотребительных слов современного русского литературного языка (3-е издание, дополненное,- в 1975 г.).

· крылатых выражений и много других

В 1890 г. вышел сборник С. В. Максимова "Крылатые слова". Сборник был переиздан в 1899 и 1955 гг.

В 1955 г. был издан сборник "Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения" Н. С. Ашукина и М. Г. Ашукиной (4-е издание - в 1988 г.). В книгу включено большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке.

РОЛЬ СЛОВАРЯ В РАБОТЕ ПЕРЕВОДЧИКА.

Какой бы квалификацией не обладал переводчик он не обходится без словарей. Словарь необходим как студенту, делающему первые шаги в области перевода, так и переводчику-профессионалу.

Осуществление перевода требует наличия самых разных словарей и справочников. Без этого трудно добиться быстрого выполнения высококвалифицированных переводов.

Словарями пользуются не только тогда, когда не знают значение или перевод единицы ИЯ, но также и для отбора лучшего варианта из ряда уже известных переводчику.

Но в словарях есть и минусы:

1) Ещё один недостаток двуязычных словарей заключается в том, что в них, как правило, не входят слова, вошедшие в язык относительно недавно, а также единицы широко используемые в СМИ, публицистике и художественной литературе наших дней.

Нередко у переводчика возникает необходимость раскрытия определённых оттенков значения слова, и в этом случае важно, чтобы эти оттенки были представлены в словаре. Именно поэтому разные словари обладают разной ценностью для переводчика

2) Ещё сложнее приходится переводчику при переводе контекстуальных значений слов, соответствия которым двуязычный словарь, как правило, вообще не даёт в силу их малочастотности.

Опытный переводчик в таких случаях может подобрать контекстуальное соответствие единице ИЯ, отталкиваясь от нормативных значений слова, приведённых в словаре, но это, как правило, крайне затруднительно.

3) С другой стороны, слова ПЯ, более или менее удачно переводящие отдельные значения иностранных слов, могут иметь свои дополнительные значения и оттенки, которых нет у соответствующих иностранных слов. И здесь возникает риск переноса этих значений и оттенков на иностранное слово.

Особо следует отметить опасность использования устаревших двуязычных словарей.

Устаревший словарь – враг переводчика!

1) Ещё одним преимуществом использования толковых словарей является их большая информативность, достоверность информации и наличие сведений энциклопедического характера.

2) Преимущество энциклопедических словарей – их большая информативность, большее число цитат и иллюстраций.

Современные энциклопедические словари издаются быстро и во всё большем тематическом разнообразии, что как раз и требуется современному переводчику.

Основная цель энциклопедических словарей – дать всестороннюю справку о слове, понятии, явлении.

3) Разнообразие словарей.

Проблемы происхождения языка.

1. Понятие о национальном языке. Формы существования национального языка.

2. Омонимия как языковое явление. Типы омонимов

Национальным языком называют всю совокупность средств необходимых для общения представителям определенных наций.

Национальный язык – явление неоднородное, существует в разных своих формах. Ученые выделяют 4 формы (варианта) существования национального языка, одну литературную и три нелитературных:

1. Литературный язык

2. Территориальные диалекты

3. Городское просторечие

4. Жаргоны

Язык сложное явление, существует в нескольких формах. К ним относятся: диалекты, просторечия, жаргоны и литературный язык.

Диалекты – местные говоры России, ограниченные территориально. Существуют только в устной речи, служат для бытового общения.

Просторечия – речь людей, которая не соответствует литературным нормам русского языка (ридикулит, колидор, без пальта, шофера).

Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов и т. д. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. Иногда как синоним к слову жаргон используют слово арго. Арго – речь низов общества, уголовного мира, нищих, воров и мошенников.

Литературный язык – высшая форма национального языка, обработанная мастерами слова. Он имеет две формы – устную и письменную. Устная речь подчиняется орфоэпическим и интонационным формам, на нее оказывает влияние непосредственное присутствие адресата, она создается спонтанно. Письменная речь графически закреплена, подчиняется орфографическим и пунктуационным нормам, отсутствие адресата не оказывает влияния, она допускает обработку, редактирование.

В лексической системе русского языка есть слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Такие слова называются лексическими о м о н и м а м и, а звуковое и грамматическое совпадение разных языковых единиц, которые семантически не связаны друг с другом, называется о м о н и м и е й (гр. homos - одинаковый + onyma - имя).

Например, ключ - "родник" (студеный ключ) и ключ - "металлический стержень особой формы для отпирания и запирания замка" (стальной ключ); лук - "растение" (зеленый лук) и лук - "оружие для метания стрел" (тугой лук). В отличие от многозначных слов лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о полисемантизме одного слова.

Выделяются следующие типы омонимов:

Полные и лексические омонимы . Это слова, в форме которых случайно совпали разные значения.

Полные омонимы – это слова имеющие разные значения, но совпавшие в звучание во всех грамматических формах и в написание. Н: ключ (источник воды; к отгадке; устройство для открывание дверей).

Частичные омонимы – это слова имеющие разные значения, но совпавшие в написание либо в звучание либо в одной, двух грамматических формах. Н: лук

Омофоны (фонетические омонимы ) - одинаковые по звуковому составу (произношению), но различные по буквенному составу (написанию) слова: код и кот, гриб и грипп, форт и «форд», люд и лют, осветить и освятить;

Омографы (графические, буквенные омонимы) - одинаковые по буквенному составу, но различные по произношению слова: парить - парить, рожки - рожки, полки - полки, атлас - атлас;

Омоформы (совпадающие грамматические формы разных слов или одного слова): летняя пора - пора ехать; охота (на волков) и охота (желание); стекло оконное - стекло на пол (сущ. и глагол); мороженое мясо - шоколадное мороженое (прилаг. и сущ.); наслаждаться весной - вернуться весной (сущ. и наречие); заделать течь - течь по полу (сущ. и глагол).

Основные учебники:

1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – Уч. пособие. – М.: Флинта-Наука, 2005. – 412 с.

2. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1958.

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

4. Гируцкий А.А . Введение в языкознание. Минск, 2000.

5. Гречко В.А . Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003. – 375 с.

6. Головин Б.Н . Введение в языкознание. М., 1977.

7. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

8. Маслов Ю.С . Введение в языкознание. М., 1975.

9. Нелюбин Л.Л. Очерки по введению в языкознание. – Учебник. – М., 2005. – 215 с.

10. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1999. – 536 с.

11. Рождественский Ю.В . Введение в общую филологию. М., 1979.

12. Сорокина Э .А. Основы языкознания. М., 2013.

13. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

Дополнительные пособия:

1. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982.

2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. 1-2. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 390 с

3. Ганеев Б.Т. Язык: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., доп. – Уфа: изд-во БГПУ, 2001. – 272 с.

4. Генидзе Н.К. Основы современного языкознания. Учеб. пос. – С-Петербург: Изд-во С-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2003. – 201 с.

5. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А., Скопюк Т.Г. Основы антрополингвистики. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 128 с.

6. Будагов Р.А. Литературные языки и языковые стили. М., 1967.

7. Иванова И.Н., Шустрова Л.В. Основы языкознания. М., 1995.

8. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2000.

9. Кронгауз М.А . Семантика. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

10. Кондратов А.М. Звуки и знаки. М., 1978.

11. Кондратов А.М . Земля людей - земля языков. М., 1974.

12. Кондратов А.М . Книга о букве. М., 1975.

13. Леонтьев А.А. Что такое язык. М., 1976.

14. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.

15. Мечковская Н.Б . Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. 2-е изд., испр. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 207 с.

16. Норман Б.Ю. Основы языкознания. Минск, 1996.

17. Одинцов В.В . Лингвистические парадоксы. М., 1976.

18. Панов М.В . А все-таки она хорошая... М., 1978.

19. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. М., 1978.

20. Языки как образ мира. – М.: ООО «Изд-во АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2003. – 568 с.

За или против искусственных языков?

Изучение искусственного языка имеет один большой недостаток - практически невозможность его применения в жизни. Это так. В заметке под названием "Искусственные языки", напечатанной в Большой Советской Энциклопедии утверждается, что: "Идея искусственного языка, общего для всего человечества, сама по себе утопична и неосуществима. Искусственные языки являются только несовершенными суррогатами живых языков; их проекты носят космополитический характер и потому порочны в принципе." Это писалось в начале 50-х годов. Но и в середине 60-х годов тот же скепсис свойствен некоторым ученым.

Автор книги "Принципы моделирования языка" П.Н. Денисов высказал свое неверие в возможность претворения в жизнь идеи всеобщего языка следующим образом: "Что же касается возможности декретировать переход человечества на единый язык созданный хотя бы по типу языка эсперанто, то такая возможность является утопией. Крайняя консервативность языка, невозможность скачков и резких потрясений, неразрывная связь языка с мышлением и обществом и многие другие чисто лингвистические обстоятельства не позволяют провести такого рода реформу, не дезорганизуя общества".

Автор книги "Звуки и знаки" А.М. Кондратов полагает, что все существующие родные языки никогда не смогут быть заменены "никаким искусственно придуманным "всеобщим" языком". Он все же допускает идею вспомогательного языка: "Речь может идти только о языке-посреднике. которым пользуются лишь при разговоре с иностранцами - и только"

Подобные высказывания исходят, по-видимому, из того факта, что ни один из индивидуальных проектов всеобщего, или всемирного международного, языка живым языком не стал. Но то, что оказалось невозможным в одних исторических условиях для идеалистов-одиночек и оторванных от пролетариата, от народных масс групп таких же идеалистов, то может оказаться вполне возможным в других исторических условиях для научных коллективов и народных масс, овладеющих научной теорией языкотворчества, - при поддержке революционных партий и правительств. Способность человека к многоязычью - этот феномен языковой совместимости - и абсолютный примат синхронии языка (для сознания пользующихся им), обусловливающий отсутствие влияния происхождения языка на его функционирование, открывают перед всеми народами и народностями Земли тот путь, на котором может и должна быть решена проблема их языковой общности. Это даст реальную возможность совершеннейшему проекту языка нового человечества и его новой цивилизации превратиться на всех материках и островах земного шара в живой, контролируемо развивающийся язык. И можно не сомневаться, что он будет не только живым, но и самым живучим из языков. Потребности, вызвавшие их к жизни, многообразны. Немаловажно уже то, что в этих языках преодолена многозначность терминов, свойственная естественным языкам и недопустимая в науке. Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала. Наконец, искусственные языки - одно из средств интернационализации науки, поскольку искусственные языки едины, интернациональны.

Лингвистов, насчитывается около 7 000 языков. Но людям этого недостаточно - они раз за разом придумывают новые. Помимо таких знаменитых примеров, как эсперанто или волапюк, было разработано множество других искусственных языков: иногда простых и фрагментарных, а иногда чрезвычайно хитроумных и проработанных.

Человечество создаёт искусственные языки как минимум уже пару тысячелетий. В античности и Средневековье «неземной» язык считался боговдохновенным, способным проникать в мистические тайны мироздания. Ренессанс и Просвещение стали свидетелями появления целой волны «философских» языков, которые должны были связать в единую и логически безупречную структуру все знания о мире. По мере приближения к современности бо́льшую популярность получили вспомогательные языки, которые должны были облегчить международное общение и привести к объединению человечества.

Сегодня при разговоре об искусственных языках чаще вспоминают так называемые артланги - языки, которые существуют в пределах художественных произведений. Это, к примеру, квенья и синдарин Толкина, клингоский язык обитателей вселенной «Star Trek», дотракийский язык в «Игре престолов» или язык н’ави из «Аватара» Джеймса Кэмерона.

Если мы ближе посмотрим на историю искусственных языков, выяснится, что лингвистика - отнюдь не отвлечённая область, где занимаются только запутанными грамматиками.

Утопические ожидания, надежды и желания человечества часто проецировались именно в сферу языка. Несмотря на то, что эти надежды обычно заканчивались разочарованием, в этой истории можно обнаружить немало интересного.

1. От Вавилона к ангельскому наречию

Разнообразие языков, которое усложняет взаимопонимания между людьми, в христианской культуре часто толковалось как проклятие Бога, посланное на человечество в результате Вавилонского столпотворения. В Библии рассказывается о царе Нимроде, который вознамерился возвести гигантскую башню, которая вершиной доставала бы до самого неба. Бог, разгневанный на горделивое человечество, смешал их язык так, что один перестал понимать другого.

Вполне закономерно, что мечты о едином языке в Средние века были направлены в прошлое, а не в будущее. Нужно было найти язык до смешения - язык, на котором с Богом говорил ещё Адам.

Первым языком, на котором человечество говорило после грехопадения, считался древнееврейский. Ему предшествовал тот самый язык Адама - некий набор первичных принципов, из которых произошли все остальные языки. Эту конструкцию, кстати, вполне можно соотнести с теорией генеративной грамматики Ноама Хомского, согласно которой в основе любого языка лежит глубинная структура c общими правилами и принципами построения высказываний.

Многие отцы церкви верили, что первоначальным языком человечества был древнееврейский. Одно из заметных исключений - взгляды Григо­рия Нисского, ко­торый иронизировал по поводу представления о Боге как о школьном учителе, показывающего первопредкам буквы еврейского алфавита. Но в целом эта вера сохранялась в Европе всё Средневековье.

Еврейские мыслители и каббалисты признавали, что соотношение между предметом и его обозначением - результат соглашения и некая условность. Невозможно найти ничего общего между словом «собака» и четвероногим млекопитающим, пусть даже это слово произнесено на еврейском. Но, по их мнению, это соглашение было заключено между Богом и пророками и потому является священным.

Порой рассуждения о совершенстве еврейского языка доходят до крайностей. В трактате 1667 года «Краткий очерк истинного природного еврейского алфавита» демонстрируется, как язык, нёбо, язычок и голосовая щель физически образуют соответствующую букву еврейского алфавита при её произнесении. Бог не только позаботился о том, чтобы вручить человеку язык, но и отпечатал его структуру в устройстве органов речи.

Первый по-настоящему искусственный язык был придумал в XII веке католической аббатисой Хильдегардой из Бингена. До нас дошло описание из 1011 слов, которые даются в иерархическом порядке (в начале следуют слова для Бога, ангелов и святых). Ранее считалось, что язык задумывался автором как универсальный.

Но гораздо вероятнее, что это был тайный язык, предназначенный для интимных разговоров с ангелами.

Ещё один «ангельский» язык описали в 1581 году оккультисты Джон Ди и Эдвард Келли. Они назвали его енохианским (от имени библейского патриарха Еноха) и описали алфавит, грамматику и синтаксис этого языка в своих дневниках. Скорее всего, единственное место, где он употреблялся - это мистические сеансы английской аристократии. Совсем иначе дело обстояло всего пару веков спустя.

2. Философские языки и универсальное знание

С началом Нового времени идея о совершенном языке переживает период подъёма. Теперь его уже не ищут в далёком прошлом, а пытаются создать самостоятельно. Так рождаются философские языки, которые имеют априорную природу: это значит, что их элементы не основываются на реальных (естественных) языках, а постулируются, создаются автором буквально с чистого листа.

Обычно авторы таких языков опирались на какие-либо естественнонаучные классификации. Слова здесь могут строиться по принципу химических формул, когда буквы в составе слова отражают категории, к которым оно относится. По этому образцу, к примеру, устроен язык Джона Уилкинса, который поделил весь мир на 40 классов, внутри которых выделяются отдельные роды и виды. Так, слово «краснота» на этом языке передаётся словом tida: ti - обозначение класса «ощущаемые качества», d - 2-й род таких качеств, а именно цвета́, a - 2-й из цветов, то есть красный.

Такая классификация не могла обойтись без нестыковок.

Именно над ней иронизировал Борхес, когда писал о животных «а) принадлежащих Императору, б) набальзамированных, з) включённых в эту классификацию, и) бегающих как сумасшедшие» и т.д.

Ещё один проект по созданию философского языка был задуман Лейбницем - и в итоге воплотился в языке символической логики, инструментами которой мы пользуемся до сих пор. Но на звание полноценного языка он не претендует: с его помощью можно устанавливать логические связи между фактами, но не отражать сами эти факты (не говоря уже о том, чтобы использовать такой язык в повседневном общении).

Эпоха Просвещения вместо религиозного выдвинула светский идеал: новые языки должны были стать помощниками в налаживании отношений между нациями и способствовать сближению народов. «Пазиграфия» Ж. Мемье (1797) ещё основывается на логической классификации, но категории здесь выбраны по признаку удобства и практичности. Проекты новых языков разрабатываются, но предложенные нововведения часто ограничиваются упрощением грамматики уже существующих языков, чтобы сделать их более лаконичными и ясными.

Впрочем, стремление к универсализму иногда возрождается. В начале XIX века Анн-Пьер-Жак де Вим разрабатывает проект музыкального языка, подобного языку ангелов. Он предлагает переложить звуки на ноты, которые, по его мысли, понятны не только всем людям, но и животным. Но ему и не приходит в голову, что французский текст, зашифрованный в партитуре, сможет прочитать только тот, кто уже знает по меньшей мере французский.

Более известный музыкальный язык получил мелодичное название сольресоль , проект которого был опубликован в 1838 году. Каждый слог обозначен названием ноты. В отличие от естественных языков, многие слова различаются всего на один минимальный элемент: сольдореля означает «бежать», лядореля - «продавать». Противоположные значения обозначались с помощью инверсии: домисоль, совершенный аккорд, - это Бог, а противоположный ему сольмидо обозначает Сатану.

Передавать сообщения на сольресоль можно было с помощью голоса, письма, наигрывая ноты или показывая цвета.

Критики называли сольресоль «самым искусственным и самым неприменимым из всех априорных языков». На практике он действительно почти не использовался, но это не помешало его создателю получить крупную денежную премию на Всемирной выставке в Париже, золотую медаль в Лондоне и заручиться одобрением таких влиятельных особ как Виктор Гюго, Ламартин и Александр фон Гумбольдт. Слишком соблазнительна была идея человеческого единства. Именно её создатели новых языков будут преследовать и в более позднее время.

3. Волапюк, эсперанто и объединение Европы

Самые успешные проекты лингвоконструирования были предназначены не для постижения божественных тайн или устройства мироздания, а для того, чтобы облегчить общение между народами. Сегодня эту роль узурпировал английский. Но не ущемляет ли это права людей, для которых этот язык не является родным? Именно с этой проблемой столкнулась Европа к началу XX века, когда международные контакты усилились, а средневековая латынь давно уже вышла из употребления даже в учёных кругах.

Первым таким проектом был волапюк (от vol «мир» и pük - язык), разработанный в 1879 г. немецким священником Иоганном Мартином Шлейером. Спустя десять лет после публикации по всему миру насчитывается уже 283 клуба волапюкистов - успех, ранее невиданный. Но вскоре от этого успеха не осталось и следа.

Разве что слово «волапюк» прочно вошло в обыденный лексикон и стало обозначать речь, состоящую из мешанины непонятных слов.

В отличие от «философских» языков предыдущей формации, это не априорный язык, поскольку он заимствует свои основы из языков естественных, но и не вполне апостериорный, поскольку подвергает существующие слова произвольным деформациям. По мысли создателя, это должно было сделать волапюк понятным для представителей разных языковых групп, но в итоге он был непонятен никому - по крайней мере, без долгих недель заучивания.

\самым успешным проектом лингвоконструирования был и остаётся эсперанто . Проект этого языка опубликовал в 1887 г. польский окулист Людвик Лазарь Заменгоф под псевдонимом д-р Эсперанто, что на новом языке означало «Надеющийся». Проект был опубликован по-русски, но быстро распространился сначала по славянским странам, а затем и по всей Европе. В предисловии к книге Заменгоф говорит, что создателю международного языка надо решить три задачи:

Д-р Эсперанто

из книги «Международный язык»

I) Чтобы язык был чрезвычайно легким, так чтобы его можно было изучить шутя. II) Чтобы каждый, изучивший этот язык, мог сейчас же им пользоваться для объяснения с людьми различных наций, всё равно, будет ли этот язык признан миром и найдет ли он много адептов или нет. <...> III) Найти средства для преодоления индифферентизма мира и для побуждения его как можно скорее и en masse начать употреблять предлагаемый язык как живой язык, а не с ключом в руке и в случаях крайней надобности.

В этом языке достаточно простая грамматика, состоящая всего из 16 правил. Лексика составлена из слегка видоизменённых слов, которые имеют общие корни для многих европейских народов, чтобы облегчить узнавание и запоминание. Проект удался - сегодня носителями эксперанто, по разным оценкам, являются от 100 тысяч до 10 миллионов человек. Что ещё важнее, некоторое число людей (около тысячи человек) узнают эсперанто в первые годы жизни, а не разучивают его в более позднем возрасте.

Эсперанто привлёк к себе большое количество энтузиастов, но языком международного общения, как надеялся Заменгоф, так и не стал. В этом нет ничего удивительного: такую роль язык может взять на себя благодаря не лингвистическим, а экономическим или политическим преимуществам, которые за ним стоят. Согласно знаменитому афоризму, «язык - это диалект, у которого есть армия и флот», а у эсперанто не оказалось ни того, ни другого.

4. Внеземной разум, эльфы и дотракийцы

Среди более поздних проектов выделяется логлан (1960) - язык, основанный на формальной логике, в котором каждое высказывание должно быть понято единственным способом, а любая неоднозначность полностью искоренена. С его помощью социолог Джеймс Браун хотел проверить гипотезу лингвистической относительности, согласно которой мировоззрение представителей той или иной культуры определяется структурой их языка. Проверка не удалась, так как язык, разумеется, ни для кого не стал первым и родным.

В этом же году появился язык линкос (от лат. lingua cosmica - «космический язык»), разработанный голландским математиком Хансом Фрёденталем и предназначенный для общения с внеземным разумом. Учёный предполагал, что с его помощью любое разумное существо сможет понять другое, основываясь на элементарной логике и математических вычислениях.

Но больше всего внимания в XX веке получили искусственные языки, существующие в рамках художественных произведений. Квенья и синдарин , придуманные профессором филологии Дж. Р. Толкином, быстро распространились среди фанатов писателя. Интересно, что, в отличие от других выдуманных языков, у них была своя история развития. Сам Толкин признавал, что язык для него был первичным, а история - вторичной.

Дж. Р.Р. Толкин

из переписки

Скорее «истории» сочинялись для того, чтобы создать мир для языков, нежели наоборот. В моем случае сперва возникает имя, а затем уж – история. Я бы вообще предпочел писать на «эльфийском».

Не менее известен клингонский язык из сериала «Звёздный путь» («Star Trek»), разработанный лингвистом Марком Окрандом. Совсем недавний пример - дотракийский язык кочевников из «Игры престолов». Джордж Мартин, автор цикла книг об этой вселенной, не разрабатывал ни один из вымышленных языков детально, поэтому этим пришлось заняться создателям сериала. Задачу взял на себя лингвист Дэвид Петерсон, который позднее даже написал об этом пособие под названием «Искусство изобретения языков» .

В конце книги «Конструирование языков» лингвист Александр Пиперски пишет: вполне возможно, что после прочтения вы захотите придумать собственный язык. И затем предупреждает: «если ваш искусственный язык ставит перед собой целью изменить мир, скорее всего, это не удастся, а вас ждёт только разочарование (исключения немногочисленны). Если же он нужен для того, чтобы порадовать вас и других, - в добрый путь!»

Создание искусственных языков имеет долгую историю. Сначала они были средством общения с потусторонним миром, затем - инструментом универсального и точного знания. С их помощью надеялись наладить международное сотрудничество и достичь всеобщего взаимопонимания. В последнее время они превратились в развлечение или стали частью фантастических художественных миров.

Недавние открытия психологии, лингвистики и нейрофизиологии, виртуальная реальность и такие технологические разработки, как нейрокомпьютерный интерфейс, могут снова возродить интерес к искусственным языкам. Вполне возможно, что сбудется мечта, о которой писал Артюр Рембо: «В конце концов, поскольку всякое слово есть идея, время всемирного языка придёт! <...> То будет язык, идущий от души к душе и включающий в себя всё: запахи, звуки, цвета».

Без языка немыслимо ни одно общество. Бывают случаи, когда уже устоявшаяся система языка не может удовлетворить нужд современного общества. В этой ситуации создается искусственный язык. Яркий тому пример – это языки программирования, созданные для работы за компьютером. Искусственные языки создаются для определенной цели, и не все индивиды могут их понять или владеют ими, так как не имеют интересов в сферах, где эти языки необходимы. Искусственные языки постоянно создаются в соответствии с новыми потребностями общества. Кроме того, как и в естественных языках, словарная база искусственных языков постоянно расширяется, что дает возможность расширить круг участников общения на этом языке.

Искусственные языки

Идо – это один из искусственных языков. Он был принят в 1907 году в качестве усовершенствованного эсперанто. Имеет некоторые отличия от эсперанто. При его создании участвовали как сам создатель эсперанто, так и другие специалисты. Его алфавит имеет латинскую основу и состоит из 26 букв. Такие буквы используются в английском языке, но в идо они приобрели несколько другое значение.

Изменение претерпели: орфография, фонетика, лексика, морфология. Большие различия между идо и эсперанто наиболее заметны в употреблении орфографии, фонетики, морфологии. Лексика тоже была изменена, но не так сильно. Однако основная цель создателей Идо было изменение словообразование эсперанто. Корень, в языке эсперанто имеет связь со словом определенной части речи, что влияет на то, как образуются формы слова. В идо корень не привязан ни к какой части речи, что по замыслам создателей должно освободить изучающего язык от необходимости запоминать корень и то, к какой части речи он принадлежит. Но одновременно с этим в систему этого языка была введена романская система образования имен действия, что привело к тому, что связь между корнем и частью речи сохранилась.

Идо стал немного легче эсперанто, что привело к тому, что некоторые эсперантисты перешли к языку идо. Движение идо нанесло значительный ущерб движению эсперанто . Однако не все носители языка эсперанто восприняли идо как лучший язык и так и не изучили идо. Спустя некоторое время движение идо почти исчезло. Редко кто сохранил традицию использования языка идо.

В целом движение идо уже утратило свою силу и почти не используется в современном мире. Трудно признать, но не все разделяют ту идею , что возможность создать простого и понятного единого мирового языка еще существует. Идо, как и многие другие это показали. Однако идо, как и эсперанто до сих пор используются в качестве примеров, по которым видно, что создать единый язык почти получилось.

Кинематограф и искусственные языки

Кинематограф значительно продвинулся в своем развитии за последние годы. Это касается не только технологий, но и огромных корпораций, которые создают целые вселенные, что потом переносят на экран. Не часто, но отдельные миры требуют к себе особого подхода, это не только создание оригинальной архитектуры, но и создание оригинального, присущего только этому миру языка. Так, для реализации культуры целых миров были изобретены: на`ви, клингонский язык, эльфийские языки.

Что касается эльфийского языка, то он был создан для серии книг писателя Дж.Р.Р. Толкина, где действующие или второстепенные персонажи являются эльфами. Он используется как в эго книгах, так и в экранизациях, что создало целое движение, которое использует этот язык на встречах с почитателями творчества этого писателя.

Языки на`ви и клингонский были специально созданы для оригинальных киношедевров и более нигде не использовались. Первый разработан для фильма «Аватар», где Джеймс Кэмерон показал жизнь синекожих инопланетян планеты Пандора. Клингонский язык используется в сериалах и фильмах Стар Трэк. Главная сюжетная линия это отношения между разными расами пришельцев и землян, которые работают вместе на звездолетах и попадают в различные истории.

Языки из кино редко распространяются на обычную жизнь. Это связано и с тем, что они довольно сложные чтобы показать идентичность того или иного народа, который использует этот язык, и в общем он не предназначен для широкого использования. Исключением является то, что поклонники фильма, сериала или серии книг, могут выучить эти языки, чтобы показать особую преданность этим созданным мирам.

Заключение

Искусственные языки также необходимы обществу, как и естественные. Они задействованы не только в сферах, полезных с экономической точки зрения, обществу, но и с развлекательной целью. Это дает возможность широко мыслить не только тем, кто их изучает, но и тем, кто их создает. В настоящее время искусственных языков не очень много, некоторые появляются быстро и также исчезают. Однако некоторые надолго задерживаются в обществе, становятся знаком отличия той или иной группы людей, которая их использует.

на своих страничках в Facebook, что они владеют эсперанто. При этом неизвестно, сколько людей на самом деле знает и говорит на этом искусственном языке. Помимо эсперанто есть еще множество языков, сконструированных людьми неестественным путем. Исследователи насчитали уже более тысячи таких. Зачем люди создают собственные языки? Какими они бывают и чем отличаются от естественных?

Зачем нужны искусственные языки?

Естественных языков, то есть таких, которые хаотично формировались в обществах, отвечая запросам изменчивого жизненного уклада, насчитывается более 7 тысяч. В Российской Федерации официально государственными объявлены 37 языков, и это не учитывая различные диалекты и языки, на которых говорят приезжие граждане. Огромное количество объясняется достаточно просто – разные народы развивались и жили отдельно, каждый со своими особыми реалиями, традициями, культурой. Ввиду такой разрозненности у каждой отдельно живущей группы человек возникал свой язык, отвечающий всем требованиям комьюнити. Впрочем, у распространенных языков имеются общие корни. Это тоже понятно: за долгие века люди смешивались и много перемещались по миру, перенося с собой свою культуру.

Когда появился первый естественный язык, сказать сложно. Шумерская письменность, например, в архаической форме существовала уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако некоторые исследователи предполагают, что люди стали говорить друг с другом при помощи какой-то системной фонетической структуры еще на десятки тысяч лет раньше.

Искусственные языки массово начали появляться гораздо позже, если не сказать совсем недавно. Это был рубеж XVII-XVIII вв. Мыслители того времени вдруг почувствовали необходимость в создании языка, который был бы лишен недостатков любого «натурального». Плюс к этому, сильно ослабевало влияние латыни в мире, служившей универсальным средством общения для науки, религии и искусства. Что-то должно было заменить латынь и быть при этом хорошо рационализированным, чтобы не приходилось тратить много времени на изучение.

Первые искусственные языки

На рубеже XI и XII веков жила одна немецкая монахиня и литераторша Хильдегарда Бингенская. Кроме того, что она стала основоположницей женской религиозной мистики в литературе, Хильдегарда является фактически первым человеком в истории, который придумал свой язык. Она назвала его Lingua Ignota («Язык незнаемый»). Мы узнали о нем благодаря двум рукописям, которые хранятся сейчас в Висбадене и Берлине. Монахиня предложила 1000 новых слов для своего языка, но никаких правил грамматики в нем не было. Слова были специфичны, часто с непонятным происхождением, а в фонетической картине преоблада л звук « z » .

Та кже Хильдегарда составила алфавит для Lingua Ignota. Зачем она все это делала? Никто не знает. Может быть для развлечения, может быть во имя постижения каких-то духовных целей.

А вот следующий в истории сочинитель языка вполне обозначил свои мотивы. Священник Джон Уилкинс, живший в Англии XVII века, раскритиковал естественные языки, а среди них и господствовавшую тогда в научном сообществе латынь, за несовершенство и решил взять на себя нелегкую долю человека, который придумает новое средство общения без всех недостатков. Уилкинс написал трактат «Опыт о подлинной символике и философском языке», в котором представил свой универсальный язык со своей фонетикой, символической системой, словарем и грамматикой. Язык получился логичным, стройным, упорядоченным, но… никому не нужным. Про него напрочь забыли вплоть до XX века, пока Хорхе Луис Борхес не заинтересовался им и не посвятил ему эссе «Аналитический язык Джона Уилкинса».

После этого пошла бесконечная череда лингвоконструирований. Все, кому не лень, предлагали свои языки, либо лишенные недостатков ественных, либо призванные сделать людей добрее, либо просто экспериментальные. Логлан, токипона, ифкуиль, эсперанто… Перечислить все мы в одном тексте не сможем. Лучше расскажем вам, как эти искусственные системы классифицируются.

Классификация искусственных языков

Поделить искусственные языки можно на основании того, какие цели преследовало их создание. Начнем с амбициозной цели – повлиять на мышление людей, посредством создания более совершенного механизма передачи идей между ними. Это привело к созданию философских или логических языков. Иногда их еще называют эджлангами (от англ. engineered languages). Проверить их результативность, к сожалению, невозможно. Точнее, можно, но это неэтичный метод, и пока никто им не воспользовался. Ведь, чтобы узнать, как искусственный язык повлияет на мышление, нужно обучать человека говорить на нем с раннего детства, исключая обучение другим, естественным языкам. Понятно, что проведение такого эксперимента сделало бы испытуемого неприспособленным к существованию в социуме. Создатели одного из логических языков, ложбана, планировали обучить ему своих приемных детей, но планы сорвались из-за фразы, сказанной одним болгарским лингвистом:

«Если окажется, что ложбан как не вполне естественный язык не поддается естественному усвоению, и дети на нем не заговорят, а шанс заговорить по-человечески упустят, они станут волчатами в человеческой среде».

У конструирования языков может быть еще одна цель – построить универсальную вспомогательную систему, которая послужит для установления взаимопонимания между всеми людьми. Собственно, такие языки и называют международными вспомогательными, или аукслангами (от англ. auxiliary language – «вспомогательный язык»).

Людвик Лазарь Заменгоф - создатель Эсперанто

Самый известный их представитель – эсперанто. Уж про него каждый что-нибудь да слышал. Придумал его далеко не лингвист, а польский окулист Людвик Лазарь Заменгоф. В 1887 году он издал книгу «Международный язык» под псевдонимом Доктор Эсперанто, что на его новом языке обозначало «надеющийся». Хороший ауксланг, по мнению автора, должен быть легок для изучения, удобен для быстрого начала коммуникации с его помощью и употребляем широкими массами, ввиду его качественного продвижения. Получился ли у Заменгофа идеальный вспомогательный международный язык? Очевидно, что нет. Некоторые его грамматические решения выглядят странно, отдельные фонетические единицы трудны для произношения многих народов мира, морфология избыточна. Однако кое-какую задачу Доктор Эсперанто все-таки выполнил – его язык стал самым массовым среди всех искусственных языков.

Третья цель лингвоконструирования самая непрактичная. Создавать языки можно просто так, во имя творчества. Так появляются художественные искусственные языки, или артланги . Вы про такие точно слышали. Это и синдарин, язык эльфов у Толкиена, и клингонский в научно-фантастической эпопее «Звездный путь», и дотракийский из популярного сериала «Игра престолов». Некоторые из артлангов проработаны очень хорошо, имеют свой алфавит, грамматику, лексикон, фонетику. Некоторые хуже – могут быть представлены отдельными правилами и не иметь четкой структуры.

Помимо этой классификации есть еще одна – по методике лингвоконструирования. Язык можно создать на основе уже известных правил. Взять, например, какой-то один естественный язык и попытаться его усовершенствовать. Такие языки называются апостериорными . С другой стороны, ничто никогда не мешает просто выдумать язык целиком из головы, не опираясь ни на чей опыт. Подобные языки носят название априорных . Какие из них лучше приживутся в речи людей? Скорее всего, апостериорные. Чтобы придумать язык с нуля нужно иметь хорошее образование и четкие представления о том, как функционируют естественные языки. Не каждый обладает таким навыком.

Искусственных языков очень много, и можно быть уверенным в том, что они будут создаваться и дальше. Возможно, это когда-нибудь сделаете и вы, дорогой читатель. Лингвоконструирование не просто развлечение, оно помогает нам понять, как устроены естественные языки, а значит человеческая природа. Кто знает, может быть в будущем мы будем общаться на языке, который при помощи научного метода придумали сами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .