Вавилонская башня где находится. Существовала ли на самом деле вавилонская башня

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов Б. Скиннера. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма .

Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном , условно-рефлекторном и оперантном . Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Первые два вида вызываются стимулами (S) и называются респондентным , отвечающим поведением. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб - воздействий организма на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Часть из таких реакций (R), не вызываемых стимулом, а выделяемых («испускаемых») организмом, оказывается правильными и подкрепляются. Их Скиннер и назвал оперантными. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. По Скиннеру, именно эти реакции - преобладающие в адаптации животного: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму - это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их последствиями. Если последние благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Скиннер выделяет четыре режима подкрепления:

  1. Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)
  2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления - ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)
  3. Режим подкрепления с вариативным соотношением. (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш - такой режим значимо воздействует на поведение человека.)
  4. Режим подкрепления с вариативным интервалом. (Через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования в отличие от подкрепления с «постоянным интервалом».)

Скиннер выделял «первичные подкрепления» (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т. п.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т. п.

Ученый полагал, что условные подкрепляющие стимулы очень важны в контроле поведения человека, а аверсивные (болевые или неприятные) стимулы, наказание - это наиболее общий метод контроля над поведением. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания (табл. 5.2).

Таблица 5.2.

Скиннер боролся против того, чтобы использовать наказание для контроля над поведением, потому что это вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревогу, антисоциальные действия, ложь, потерю самоуважения и уверенности). Кроме того, оно всего лишь на время подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится, если уменьшится вероятность наказания.

Вместо аверсивного контроля Скиннер рекомендует позитивное подкрепление как наиболее эффективный метод для устранения нежелательных и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки и т. п.).

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер перенес на поведение людей, что привело к биологизаторской трактовке. Так, возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. Вслед за установкой уотсоновского бихевиоризма Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию психики. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека - как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

Биологизация мира людей, характерная для бихевиоризма в целом, принципиально не проводящего различий между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Культурные явления оказываются в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения , которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент (закон субъективной ценности подкрепления ), а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

Скиннер сформулировал закон оперантного обусловливания:

«поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем».

Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые приведут к негативным для него последствиям. Он субъективно оценивает вероятность их наступления: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека (закон субъективной оценки вероятности последствий ). Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека - «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий». Если человеку кажется, что последняя, вытекающая из какой-либо его реакции, незначительна, он готов «рискнуть» и прибегнуть к данному действию.


О строительстве Вавилонской башни рассказывается в Книге Бытия, первой в Пятикнижии Моисея. Этому библейскому сюжету посвящена картина Питер Брейгель Старший (1563). Кто не слышал о легендарном "вавилонском столпотворении", которое вызвало гнев божий? В наказание за этот грех люди с тех пор говорят на разных языках и с большим трудом понимают друг друга...

Вавилонская башня не входит в "официальный" список чудес света. Однако она - одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка. При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 метров, первый ярус имел высоту 33 метра, второй - 18, третий и пятый - по 6 метров, седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 метров.

Башня стояла на равнине Сахн (буквальный перевод этого названия - "сковорода") на левом берегу Евфрата. Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Самый верхний ярус башни был облицован синими плитками и покрыт золотом. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.
"В середине каждой части города воздвигнуто здание. В одной части - царский дворец, окруженный огромной и крепкой стеной; в другой - святилище Зевса-Бэла с медными вратами, сохранившимися еще до наших дней. Храмовый священный участок - четырехугольный, каждая его сторона длиной в два стадия. В середине этого храмового священного участка воздвигнута громадная башня, длиной и шириной в один стадий. На этой башне стоит вторая, а на ней - еще башня; в общем, восемь башен - одна на другой. Наружная лестница ведет наверх вокруг всех этих башен. На середине лестницы находятся скамьи - должно быть, для отдыха. На последней башне воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев, жрецов этого бога, бог выбирает себе из всех местных женщин.

Есть в священном храмовом участке в Вавилоне внизу еще и другое святилище, где находится огромная золотая статуя Зевса. Рядом же стоят большой золотой стол, скамейка для ног и трон - также золотые. По словам халдеев, на изготовление [всех этих вещей] пошло 800 талантов золота. Перед этим храмом воздвигнут золотой алтарь. Есть там и еще один огромный алтарь - на нем приносят в жертву взрослых животных; на золотом же алтаре можно приносить в жертву только сосунков. На большом алтаре халдеи ежегодно сжигают 1000 талантов ладана на празднике в честь этого бога. Была еще в священном участке в то время, о котором идет речь, золотая статуя бога, целиком из золота, 12 локтей высоты. Мне самому не довелось ее видеть, но я передаю лишь то, что рассказывали халдеи. Эту-то статую страстно желал Дарий, сын Гистапа, но не дерзнул захватить ее...".

Согласно Геродоту, Вавилонская башня имела восемь ярусов, ширина самого нижнего равнялась 180 метрам. По описаниям Кольдевея, башня была на ярус ниже, а нижний ярус был шириной в 90 метров, то есть вполовину меньше. Трудно не верить Кольдевею, человеку ученому и добросовестному, но, возможно, во времена Геродота башня стояла на какой-нибудь террасе, хотя и невысокой, которая за тысячелетия сровнялась с землей, и при раскопках Кольдевей не нашел от нее никакого следа. Каждый большой вавилонский город имел свой зиккурат, но ни один из них не мог сравниться с Вавилонской башней, которая колоссальной пирамидой возвышалась над всей округой. На ее строительство ушло 85 миллионов кирпичей, и строили Вавилонскую башню целые поколения правителей. Вавилонский зиккурат неоднократно разрушался, но каждый раз его восстанавливали и украшали заново. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Тукульти-Нинурта, Саргон, Синаххериб и Ашшурбанипал штурмом овладевали Вавилоном и разрушали Вавилонскую башню - святилище Мардука. Набополасар и Навуходоносор отстроили ее заново. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Э-темен-анки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины - он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. "Но, - как пишет Страбон, - этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер".


Библейский сюжет о грандиозном сооружении - Вавилонской башне, до сих пор не даёт покоя многочисленным учёным, которые пытаются либо опровергнуть, либо доказать правдивость данной истории. Согласно этой широко известной легенде, однажды люди захотели построить такую башню, которая бы доставала до неба, и это очень не понравилось Богу, который в наказание за человеческую гордыню и самоуверенность лишил людей общего языка.

Переставшие понимать друг друга строители оставили свою затею, а место, где произошло это знаменательное историческое событие, было названо Вавилон, что в переводе с арамейского означает «смешение».

Однако некоторые филологи готовы поспорить с этой трактовкой, поскольку по-еврейски Вавилон звучит как Бабель. А часто попадающиеся в древних надписях созвучные «вавилону» слова Bab-il и Bab-ilu скорее всего означают «врата бога», что более созвучно с оригиналом нежели арамейское balbel.

Как бы то ни было, но специалисты всего мира стараются отыскать следы легендарной постройки, которая имела место в древности. Как утверждают британские учёные, им удалось обнаружить достоверное доказательство существования Вавилонской башни. А помогла им в этом частная коллекция одного из бизнесменов, в которую входят клинописные таблички и осколок камня с резьбой. Расшифровка надписей позволила установить, что они содержат детальное описание «Стелы Вавилонской башни», и на рисунке изображён сам царь Навуходоносор, который правил Вавилоном 2500 лет назад.

По существующей на данный момент версии, знаменитая Вавилонская башня – это зиккурат Этеменанки, древний храм высотой 91 метр. Такое предположение специалистами было выдвинуто уже давно, с тех пор как в конце позапрошлого века Робертом Кольдевеем были обнаружены руины некогда великого Вавилона. Вновь открытый город подтвердил существование одного из чудес света – Садов Семирамиды, а также предоставил «информацию к размышлению» о библейской башне.

Собственно, найденное строение (храм Этеменанки) не совсем является башней, это скорее пирамида, ширина которой составляет 90 метров. Вершину этого строения некогда венчала золотая статуя верховного бога вавилонян – Мардука. Согласно одной из версий, при постройке этого грандиозного храма царь Навуходоносор использовал пленных рабов, захваченных в Иудейском царстве, которые говорили на разных наречиях, и такое многообразие языков поразило евреев, до сих пор не сталкивавшихся с многоязычием. Возможно, именно этот момент и послужил за основу сюжета о Вавилонской башне.


Найденный зиккурат Этеменанки насчитывает семь ярусов, однако знаменитый историк Геродот описывает Вавилонскую башню как восьмиярусную, с шириной 180 метров у основания. Археологи предполагают, что «недостающий» ярус вполне может находиться внизу, под землёй.

Несмотря на то, что с местоположением Вавилонской башни, специалисты, кажется, определились, подобная легенда сложена и о пирамиде, находящейся в городе Чолуле (Мексика). Это грандиозное сооружение высотой до 160 футов очень напоминает пирамиды Египта, а по размерам даже превосходит их. Легенда об этой уникальной постройке была записана ещё в 1579 году историком Дюраном, и сюжет очень похож на библейский. Хотя велика вероятность того, что именно испанские миссионеры преподнесли таким образом постройку этой колоссальной пирамиды.


Вообще легенда о смешении языков при помощи Вавилонской башни в своём роде уникальна, поскольку легенды других народов схожи с ней либо в первой части (постройка «лестницы» к небу), либо же во второй – где просто говорится о смешении языков.

Например, у некоторых африканских племён в окрестностях Замбези существуют предания, которые повествуют о том, что некогда бог Ниамбе потребовал от людей повиновения. Но люди не пожелали покориться ему и решили убить Ниамбе. Тогда бог спешно взобрался на небо, а скреплённые между собой мачты, по которым люди тоже карабкались на небо в попытке поймать беглеца, рухнули, и преследователи погибли.

У ашанти тоже есть подобная легенда, где оскорблённый бог покинул землю, взойдя на небо. Только в этом случае в роли лестницы для людей выступали песты для расталкивания зёрен, которые ставили один на другой.

В той же Африке (в племени ва - сена) существует весьма занимательная легенда о том, как люди стали разговаривать на разных языках. Как и положено, вначале у всех народов был один язык, однако во время сильного голода люди лишились рассудка и разбрелись по разным частям света, бормоча при этом непонятные слова, которые и стали затем языком какой – либо народности. У калифорнийских индейцев майду тоже есть своя версия смешению языков, согласно которой накануне одного из празднеств люди перестали понимать друг друга, и только супружеские пары могли общаться между собой на одном и том же языке.


Но бог явился ночью к одному из заклинателей и дал ему дар понимать каждый из языков, и этот «посредник» научил людей всему: готовить еду, охотиться, соблюдать установленные законы. Затем все люди были разосланы по разным направлениям.

Легенды многих народов находят отображение того, что некогда у людей был общий язык, а некоторые из учёных даже пытаются установить, на каком же языке разговаривали первые обитатели Эдемского сада, включая коварного змея. Языков и наречий на планете существовало и существует великое множество, и огромное количество из них уже не подлежит восстановлению.


К сожалению, эти поначалу незаметные потери с течением времени превращаются в сложные головоломки, заключённые в непонятных последующим поколениям символах и буквах. Хотя некоторые из этих надписей без сомнения содержат информацию, способную пролить свет на некоторые из величайших загадок истории.

И имевшее целью бунт против Б-га. Чтобы этот замысел не осуществился, Вс-вышний смешал языки и рассеял по свету строителей Вавилонской башни. Место, где строилась башня, получило название Бавель (русск. Вавилон ) - от слова «балаль» - «перемешал» . Поколение строителей Вавилонской башни стали называть «поколением Раскола» - «дор афлага» . История строительства Вавилонской башни и смешения языков рассказана в главе Ноах , в начале книги Берешит (Бытие) (Берешит 11:1-9) .

Начало строительства Вавилонской башни

Инициатором строительства Вавилонской башни был царь Нимрод, который к тому времени подчинил себе весь мир и, ощутив всю полноту неограниченной власти, начал бунтовать против Б-га. В недельной главе «Ноах» первой книги Пятикнижия (книга Берешит) сообщается о том, что Нимрод «стал богатырем на земле. Он был богатырем в ловле перед Г-сподом» (Берешит, 10:8 ). Раши объясняет эти слова так: Нимрод начал подстрекать весь мир к бунту против Вс-вышнего, призывая строить Вавилонскую башню. Он расставлял сети своими речами и ловил в них людей. «Перед Г-сподом» означает «намеренно гневил Б-га», «признавая Его, делал наперекор».

В 1996 году (1764 г. до н.э.) по призыву Нимрода его подданные поселились в долине Шинар и начали строить башню «вершиной до неба». За неимением другого строительного материала, они стали делать кирпичи из глины и обжигать их в печи (Берешит, 11:2-3 ). Башня росла быстро, в ее строительстве участвовало 600 тысяч человек - почти все тогдашнее население земли. Только Ноах (Ной), его сын Шем , правнук Шема Эвер , сын Шема Ашур, а также праотец Авраам (тогда его еще звали Аврам) не приняли в этом участия.

Для каких целей она строилась?

В то время люди жили в согласии друг с другом. Их объединял общий язык (святой язык иврит) - язык, данный самим Б-гом Первому человеку . У них были общие ценности: все они хотели жить в безопасности - без войн, без каких бы то ни было катаклизмов (например, еще одного Потопа), стремились создать благополучное общество во главе с сильным правителем. При этом их общей целью было утвердить величие человеческого рода, добиться «независимости» от Создателя мира.

Для этого и понадобилась Башня. Одни предполагали, взобравшись на нее, спастись от Потопа. Другие считали, что жизнь всего человечества в одном месте поможет избежать войн. Третьи собирались установить на вершине Башни идолов , поклоняться им и управлять миром без помощи Б-га. Четвертые пошли еще дальше: они хотели вложить в руки идола меч, чтобы таким образом угрожать Б-гу. Среди строителей были и такие, кто вообще не допускал возможности Высшего управления миром. По их мнению, Потоп был всего лишь природным явлением, случающимся раз в 1656 лет (такой срок прошел от Сотворения мира до Потопа). Чтобы этого больше не случилось, они хотели подпереть небесный свод высокой башней.

Неосуществленный замысел

Строители Башни, восставая против Б-га, хотели прославить самих себя, «сделать себе имя» (Берешит, 11:4 ). К, казалось бы, разумным целям (обеспечение безопасности, достижение единства и благополучия в обществе) они шли принципиально неверным путем. Поэтому они не только не достигли того, чего хотели, но и пришли к противоположным результатам.

Чем дальше продвигалось строительство, тем меньше ценилась человеческая жизнь. Все плакали от огорчения, когда вниз падал кирпич, но никто не обращал внимания на разбивавшегося насмерть человека. А после того, как Вс-вышний, наказав их, «смешал» языки, они начали ссориться и убивать друг друга. Не только работать, но и жить вместе стало невозможно, и люди «рассеялись по земле».

Как были наказаны строители?

Строителям Вавилонской башни было послано несколько наказаний:

  1. Смешение языков
  2. Рассеяние по всей земле
  3. Уничтожение их же собственными руками
  4. Превращение в обезьян и слонов

1. Смешение языков

В недельной главе Ноах читаем: «И сошел Г-сподь увидеть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Г-сподь: Вот народ один, и язык один у всех их, и такое стали делать… Давайте низойдем и смешаем там их язык, так что они не поймут (более) один речь другого» (Берешит, 11:5-7 ).

До Вавилонской башни существовал один общий язык - святой язык (иврит). Кроме того, у каждой народности был свой собственный язык. В период строительства люди общались только на иврите и были как «один народ». Но это преимущество было использовано не по назначению - не для служения Б-гу, а для противоположной цели. Поэтому Вс-вышний заставил их забыть иврит, и они начали говорить каждый на своем языке.

Место, где строилась Башня, а впоследствии город и вся империя Нимрода получили название Бавель (Вавилон ) - от слова «балаль» , то есть «перемешал» . Это слово также связано с понятием «бильбуль» - путаница. Поколение раскола находилось в состоянии духовного тумана, потеряло ориентиры и ясное осознание Истины.

2. Рассеяние по всей земле

Люди поколения раскола поселились в одном месте. Кроме строительства Башни, в этом был еще один смысл - нарушить повеление Вс-вышнего расселяться по всей земле, данное после Потопа

Лишить народ человека, которого он прославляет как величайшего из своих сынов, - не из тех поступков, на которые решаешься с легким сердцем, особенно если сам принадлежишь к этому народу. Никакие соображения, однако, не заставили бы меня отказаться от истины в пользу так называемых «национальных интересов»...

Исследователи из Национального центра атмосферных исследований при Университете Колорадо с помощью компьютерного моделирования воссоздали сочетание ветра и волн, из-за которого в воде могла образоваться полоса суши, описанная в Книге Исход...

Печать диаметром 15 мм с изображением человеческой фигуры и льва была обнаружена на археологических раскопках в Бейт-Шемеше – городе, упоминаемом в Ветхом завете как место остановки каравана филистимлян, возвращавшего Ковчег Завета в Израиль после кражи. Древний Бейт-Шемеш был расположен между двумя другими библейскими городами – Цорахом и Эштаолом.

О Ковчеге повествует лишь библия, ничуть не убеждающая в наличии реального прототипа. Техническое описание устройства - явный вздор. Тяжеленная двусторонняя золотая обивка, а ведь Ковчег полагается носить на плечах посредством шестов. Но золото не только тяжеленный, но и непрочный, мягкий, металл, явно неподходящий для колец, несущих вес Ковчега...

В христианском мире существует немного легенд, более известных чем история о Вавилонском Столпотворении. Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес...

Надписи на этом чёрном камне датированы 604-562 годами до нашей эры. На плите изображены царь Навуходоносор II, правивший Вавилоном более 2500 лет назад, и легендарная Вавилонская башня. Если говорить точнее, то, конечно, перед нами не она буквально, а зиккурат Этеменанки. Это 91-метровое сооружение историки считают прообразом легендарной башни из Библии...

Сайт [ ex ulenspiegel.od.ua ] 2005-2015

Вавилонская башня: вымысел или правда?

Максим - Skazanie.info


В христианском мире существует немного легенд, более известных чем история о Вавилонском Столпотворении.

Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:


«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».


Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить громадину? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически - современный Ирак.

По Бытию - это время между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до н.э. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до н.э., на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа - не тема данной статьи).

Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов, строят башню до небес, боги разгневаны, смешение языков, прекращение строительства.

Кое-что уже имеем: выстроена в Шумере в III тысячелетии до н.э. Для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:


«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», - пишет Набополасар.

«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», - пишет его сын, Навуходоносор.


В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 км к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать его следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.


Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены при этих же раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки (Храм краеугольного камня неба и земли) имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал, как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метра) - довольно внушительное строение. Для древнего человека создавала впечатление лестницы на небо. И строилась эта "лестница" из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.

Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?

Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до н.э. разрушил Иудейское царство, переселив население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурного памятника предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов: "балал" - "смешение" (древенеевр.). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке "Вавилон" означал "Божьи Врата". Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как-бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.

Геродот описывает Вавилонскую башню, как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что Храм Этеменанки стоял уже при Хаммурапи (XVIII век до н.э.). Когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

19 марта 2019 г.

День святого Иосифа (День отца) в Италии, Мальте и Лихтенштейне

1441 г. - в Москву вернулся митрополит Исидор, подписавший унию с Папой; по приказу Василия II посажен в тюрьму, уния отвергнута

1682 г. - церковным собором во Франции постановленно, что Папа не имеет права низлагать королей

1800 г. - родился Василий Борисович Бажанов, почётный академик Петербургской АН, доктор богословия, протопресвитер, один из переводчиков Библии на русский язык

1859 г. - в Париже прошла премьера оперы Шарля Гуно «Фауст»

1955 г. - в Масаде (Израиль) археологами обнаруживаются останки дворца Ирода

Случайный Анекдот

У попа была собака, он, как мог, её любил. Она съела кусок мяса, он тотчас её убил. Очень важный кусок мяса откусил коварный зверь. И без этого кусочка поп не женится теперь.

    Творец сидел на Престоле и размышлял. Позади Него простиралась безграничная твердь небес, купавшаяся в великолепии света и красок, перед Ним стеной вставала черная ночь Пространства. Он вздымался к самому зениту, как величественная крутая гора, и Его божественная глава сияла в вышине подобно далекому солнцу...

    День субботний. Как обычно, никто его не соблюдает. Никто, кроме нашей семьи. Грешники повсюду собираются толпами и предаются веселью. Мужчины, женщины, девушки, юноши - все пьют вино, дерутся, танцуют, играют в азартные игры, хохочут, кричат, поют. И занимаются всякими другими гнусностями...

    Принимала сегодня Безумного Пророка. Он хороший человек, и, по-моему, его ум куда лучше своей репутации. Он получил это прозвище очень давно и совершенно незаслуженно, так как он просто составляет прогнозы, а не пророчествует. Он на это и не претендует. Свои прогнозы он составляет на основании истории и статистики...

    Первый день четвертого месяца года 747 от начала мира. Нынче исполнилось мне 60 лет, ибо родился я в году 687 от начала мира. Пришли ко мне мои родичи и упрашивали меня жениться, дабы не пресекся род наш. Я еще молод брать на себя такие заботы, хоть и ведомо мне, что отец мой Енох, и дед мой Иаред, и прадед мой Малелеил, и прапрадед Каинан, все вступали в брак в возрасте, коего достиг я в день сей...

    Еще одно открытие. Как-то я заметила, что Уильям Мак-Кинли выглядит совсем больным. Это-самый первый лев, и я с самого начала очень к нему привязалась. Я осмотрела беднягу, ища причину его недомогания, и обнаружила, что у него в глотке застрял непрожеванный кочан капусты. Вытащить его мне не удалось, так что я взяла палку от метлы и протолкнула его вовнутрь...

    …Любовь, покой, мир, бесконечная тихая радость – такой мы знали жизнь в райском саду. Жить было наслаждением. Пролетающее время не оставляло никаких следов – ни страданий, ни дряхлости; болезням, печалям, заботам не было места в Эдеме. Они таились за его оградой, но в него проникнуть не могли...

    Мне уже почти исполнился день. Я появилась вчера. Так, во всяком случае, мне кажется. И, вероятно, это именно так, потому что, если и было позавчера, меня тогда еще не существовало, иначе я бы это помнила. Возможно, впрочем, что я просто не заметила, когда было позавчера, хотя оно и было...

    Это новое существо с длинными волосами очень мне надоедает. Оно все время торчит перед глазами и ходит за мной по пятам. Мне это совсем не нравится: я не привык к обществу. Шло бы себе к другим животным…

    Дагестанцы - термин для обозначения народностей, исконно проживающих в Дагестане. В Дагестане насчитывается около 30 народов и этнографических групп. Кроме русских, азербайджанцев и чеченцев, составляющих немалую долю населения республики, это аварцы, даргинцы, кумьти, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, таты и др.

    Черкесы (самоназв. - адыге) - народ в Карачаево–Черкесии. В Турции и др. странах Передней Азии черкесами называют также всех выходцев с Сев. Кавказа. Верующие - мусульмане–сунниты. Язык кабардино–черкесский, относится к кавказским (иберийско–кавказским) языкам (абхазско–адыгейская группа). Письменность на основе русского алфавита.

[ глубже в историю ] [ последние добавления ]

Вавилонская башня. Художник Питер Брейгель.

Среди проблем, относящихся к древнейшей истории человечества, вопрос о происхождении языка есть один из самых увлекательных и в то же время самых трудных вопросов. Авторы начальных глав книги Бытие, отразившие здесь свои примитивные представления о происхождении человека, ничего не говорят нам о том, каким образом, по их мнению, человек приобрел важнейшую из всех способностей, отличающих его от животных, - способность к членораздельной речи. Напротив, они, по-видимому, представляли себе, что человек обладал этим бесценным даром с самого начала; более того, животные разделяли с ним означенное свойство, если судить по примеру змея, говорившего с человеком в Эдеме. Тем не менее разнообразие языков, на которых говорят различные народы, естественно, привлекало внимание древних евреев, и для объяснения этого явления была придумана следующая легенда.

Потомки Ноя спускаются на равнину. После потопа все люди говорили на одном языке, так как они были потомками одного только Ноя. Со временем они решили поискать более подходящую для жизни землю и спустились с гор на плоскую равнину, которую назвали Сеннаар (значение этого древнего слова ученым выяснить не удалось). Сеннаар находится на юге Двуречья — страны, по которой текут на юг и впадают в Персидский залив две великие реки, стремительный Тигр с обрывистыми берегами и плавно несущий свои мутные воды Евфрат. Древние греки называли эту страну Месопотамией [от слов “месо” — между, и “потамос”— река, отсюда происходят наши слова Междуречье или Двуречье, причем правильнее употреблять термин “Двуречье”, потому что мы подразумеваем здесь не только страну между Тигром и Евфратом, но и прилегающие к этим рекам с запада и востока территории.

Люди строят первый на земле город и башню. В Месопотамии не было камня, и люди строили свои жилища из глины. Глиняными были крепостные стены и другие сооружения и постройки, глиняной была посуда, глиняными были особые таблички для письма, заменявшие древним жителям Двуречья книги и тетради.


Для строительства применялись сделанные из глины и высушенные на воздухе кирпичи [такой кирпич называется сырцовым]. Но как-то заметили, что кирпич, попавший в огонь, приобретает прочность камня. Библия рассказывает о том, как люди, научившись делать обожженный кирпич, решили построить первый на земле город, а в нем — огромную башню (столп), которая своей вершиной доставала бы до неба [не забудем, что небо создатели Библии считали твердым]. Цель их состояла в том, чтобы прославить свое имя, а также предупредить возможность рассеяния людей по всей земле: если случится кому-нибудь выйти из города и сбиться с пути среди безбрежной равнины, то, если башня к западу от него, он увидит вдалеке на ясном фоне вечернего неба ее огромный темный силуэт, а если она к востоку от путника - вершину ее, освещённую последними лучами заходящего солнца; это поможет путнику избрать нужное направление; башня послужит ему вехой и покажет обратный путь к дому.



План был хорош, но люди при этом не приняли в расчет ревнивую подозрительность и всемогущество божества.
Строители собрались вместе, и работа закипела: одни лепили кирпичи, другие их обжигали, третьи подвозили кирпичи к месту строительства, четвертые сооружали этажи башни, которая поднималась все выше. Башня строилась не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось тридцать пять миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.
А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица башня; внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет; в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю - золотой, чтобы, как солнце, сверкала!
Для скрепления кирпичей между собой использовали природный асфальт, который в Библии называется земляной смолой [целые асфальтовые озера были на юге Двуречья в тех местах, где нефть выходила на поверхность земли].
Много лет строилась башня. Она достигла наконец такой высоты, что каменщику с ношей за спиной приходилось целый год взбираться с земли на вершину. Если он, сорвавшись, разбивался насмерть, то никто не жалел о человеке, но все плакали, когда падал кирпич, потому что требовалось не меньше года, чтобы снова отнести его на вершину башни. Люди трудились так усердно, что женщины, занятые изготовлением кирпича, не прерывали своей работы даже во время родов, а новорожденного ребенка заворачивали в ткань и привязывали к своему телу, продолжая лепить из глины кирпичи как ни в чем не бывало. Днем и ночью кипела работа. С головокружительной высоты люди стреляли в небо, и стрелы падали назад, забрызганные кровью. Тогда они кричали: "Мы убили всех небожителей".



И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской.
Бог не на шутку встревожился, как бы люди и в самом деле не взобрались на небо и не натворили чего-либо в его собственном жилище. Он сказал себе: “Вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что надумали делать”.
Наконец долготерпение бога истощилось. Он обратился к окружавшим его престол семидесяти ангелам и предложил всем спуститься на землю и смешать речь людей. Сказано - сделано.
А потом наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.
Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Они перестали понимать друг друга. Все бросили работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?
И стали люди присматриваться: с кем они говорят одинаково, с теми и старались держаться. И разошлись люди в разные концы земли, каждый со своим языком, стали строить свои города. А башня стала мало - помалу разваливаться.

Но люди хотят верить, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской Башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга.
А город, где строили башню, назвали Вавилон (“смешение”), так как Бог смешал там языки...

Через тысячелетия на пустынную, занесенную песком равнину пришли археологи. Они раскопали холмы, под которыми лежали развалины Вавилона, одного из самых знаменитых городов древности, и выяснили, что Вавилонская башня действительно существовала, и не одна. Ступенчатые башни, которые назывались зиккуратами, жители Двуречья строили в честь местных богов. Имя главного бога Вавилона — Мардук. Его храм находился на вершине башни, и вавилоняне верили, что один раз в год бог ночует в своем храме. Сама башня в древности именовалась Эсагила. До сих пор тот холм, где она находилась, называется Бабиль (производное от «Вавилон»). Слово же «Вавилон» в действительности происходит от древнего «Баб-Или», что означает “врата Бога”.
Мнения ученых расходятся: какое же из этих древних сооружений следует признать
"вавилонской башней"? Местное и еврейское предания отождествляют легендарную
башню с развалинами "Бирс-Нимруд" в Борсиппе. Из найденной на том месте
надписи мы узнаем, что древний вавилонский царь, начавший постройку
храма-башни в Борсиппе, не довел до конца это сооружение, которое осталось
без крыши. Возможно, что этот громадный неоконченный храм послужил поводом к
возникновению легенды о вавилонской башне. Однако в древней Вавилонии было еще много других таких же храмов-башен, интересующая нас легенда может иметь отношение к любому из них.
Когда же началось строительство Вавилонской башни?

В христианском мире существует немного легенд, более известных, чем история о Вавилонском Столпотворении. Библия (Бытие 11:1-9) рассказывает об этом так:
«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле».
Что есть Сеннаар, где гордецы решили построить колосс? Так Библия называет земли в междуречье Тигра и Евфрата в древности. Он же Шумер, географически - современный Ирак.
Описанные события происходят в период между Потопом и переселением Авраама из Междуречья в Палестину. Библеисты (верующие библеисты) датируют жизнь Авраама началом второго тысячелетия до нашей эры. Следовательно, Вавилонское Смешение в буквальном библейском варианте происходит где-то в третьем тысячелетии до нашей эры, на несколько поколений раньше Авраама (реальность персонажа - не тема данной статьи).
Иосиф Флавий поддерживает эту версию: послепотопные люди не хотят зависеть от богов и строят башню до небес. Боги разгневаны - смешение языков, прекращение строительства.
Кое-что мы уже имеем: башня выстроена в Шумере в III тысячелетии до нашей эры. Однако для историков одной Библии недостаточно, поэтому далее послушаем самих жителей Междуречья:
«К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье», - пишет вавилонский царь Набополасар.


«Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом», - пишет его сын, Навуходоносор.
В 1899 году немецкий археолог Роберт Кольдевей, обследуя пустынные холмы в 100 километрах к югу от Багдада, обнаруживает руины забытого Вавилона. Кольдевей будет раскапывать этот город следующие 15 лет своей жизни. И подтвердит две легенды: о Садах Семирамиды и о Вавилонской Башне.
Кольдевей обнаружил квадратное основание храма Этеменанки шириной 90 метров. Приведенные выше слова царей обнаружены именно при этих раскопках на клинописных глиняных таблицах Вавилона. Каждый большой город Вавилона должен был иметь зиккурат (пирамиду-храм). Храм Этеменанки («Храм краеугольного камня неба и земли») имел 7 ярусов, раскрашенных в разные цвета. Каждый ярус функционировал как храм какому-либо божеству. Пирамиду венчала золотая статуя Мардука, верховного бога вавилонян. Высота Этеменанки была 91 метр. Если сравнивать с пирамидой Хеопса (142 метр), это довольно внушительное строение. Древнему человеку пирамида казалась лестницей на небо. И строилась эта «лестница» из обожжённых глиняных кирпичей, как и написано в Библии.


Теперь состыкуем данные. Как храм Этеменанки попал в Библию?
Навуходоносор Второй (Nebuchadnezzar II) в начале VI века до нашей эры разрушил Иудейское царство и переселил его население в Вавилон. Там-то иудеи, которые к тому времени ещё не завершили формирование Ветхого Завета, и увидели поразившие их воображение зиккураты. И полуразрушенный или недостроенный храм Этеменанки. Наиболее вероятно, что как раз пленных Навуходоносор и использовал для восстановления культурных памятников предков и строительства новых. Там и появилась версия рабов («балал» - «смешение» на древенееврейском). Ведь евреи до этого никогда не сталкивались с подобным многоязычием. Но на родном языке «Вавилон» означал «Божьи Врата». Там и появилась версия, что бог когда-то разрушил эту башню. Древние евреи как бы пытаются посредством мифа осудить строительные работы с привлечением рабов. Там, где вавилоняне хотели стать ближе к богам, иудеи узрели святотатство.
Геродот описывает Вавилонскую башню как 8-ярусную, 180 метров у основания. Вполне возможно, что под нашим зиккуратом находится ещё один, недостающий ярус. Кроме того, есть косвенные данные, что храм Этеменанки стоял уже при царе Хаммурапи (XVIII век до н.э.). И всё-таки когда же постройка начиналась, пока достоверно неизвестно.

Есть немало народов, пытавшихся объяснить разноязычие человеческого рода вне всякой связи с сооружением вавилонской башни или других подобных зданий. Так, например, у греков существовало предание, что в старину люди жили в мире, не имели ни городов, ни законов, говорили все на одном языке и управлялись одним богом Зевсом. Впоследствии Гермес ввел различные наречия и разделил человечество на отдельные народы. Тогда впервые появились раздоры среди смертных, и Зевс, утомленный их распрями, отказался управлять ими и передал свое владычество в руки аргосского героя Форонея, первого царя на земле.
Племя ва-сена (в Восточной Африке) рассказывает, что некогда все народы земли знали только один язык, но однажды во время жестокого голода люди сошли с ума и разбрелись по всем концам земли, бормоча непонятные слова; с тех пор возникли различные человеческие наречия.
Тлинкиты из Аляски объясняют существование различных наречий сказанием о великом потопе, заимствованным, по-видимому, от христианских миссионеров или торговцев. Племя киче, обитающее в Гватемале, имело предание о том первобытном времени, когда все люди жили вместе, говорили на одном только языке, не поклонялись Деревьям и камням и свято хранили в памяти слова "создателя, сердца неба и земли". Но с течением времени племена размножились и, покинув свою старую родину, собрались в одно место, называемое Тулан. Здесь, по словам предания, распался человеческий язык, возникли различные наречия; люди перестали понимать чужую речь и рассеялись по всему миру в поисках новой родины.
Многие легенды, пытающиеся объяснить разнообразие языков, не упоминают вовсе о вавилонской башне и поэтому, за исключением, пожалуй, тлинкитского предания, могут быть признаны вполне самостоятельными попытками человеческого ума разрешить столь трудную проблему.

Http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19863/
Псевдоним: Прим Палвер