Космонавт аксенов был награжден званием. Аксенов владимир викторович (1935), летчик-космонавт ссср, дважды герой советского союза, академик российской академии космонавтики, почетный гражданин г

Космонавт: Аксенов Владимир Викторович (01.02.1935 г.)

  • 36 -й космонавт России (79-й в мире)
  • Длительность полета (1976 гг.): 7 суток 21 час 52 минуты, «Ястреб-2»
  • Длительность полета (1980 гг.): 3 суток 22 часа 19 минут, «Юпитер-2»

Владимир Викторович был рожден 1-го февраля 1935-го года в деревне под названием Гиблицы, расположенной в пределах Рязанская область. Окончил семь классов местной школы, после чего в 1949-м году был зачислен в машиностроительный техникум города Мытищи. Завершив специальное образование 1953-м году, поступил в школу летчиков (ВАШПОЛ) в Кременчуге, Украинская ССР. С 1955-го по 1956-й год служил в авиационном училище города Чугуев, где ранее служил космонавт Георгий Добровольский. Однако Владимиру Аксенову не удалось окончить училище в связи с сокращением воздушных сил и его преждевременной демобилизацией.

Вначале 1957-го года будущий космонавт устроился конструктором на ракетно-строительное предприятие ОКБ-1, сегодня – РКК «Энергия». В 1963-м году завершил образование в области «Технологий машиностроения» во Всесоюзном заочном политехе в столице СССР, в том же году стал инженером-конструктором.

Космическая карьера

В феврале 1972-го года, со второго раза Владимиру Викторовичу удалось пройти медицинскую комиссию, чтобы иметь допуск к специальным тренировкам. Спустя два года Владимир Аксенов уже проходил подготовку к космическим миссиям.

Первый полет

15-го сентября 1976-го года с Земли стартовал космический аппарат «Союз-22», на борту которого расположились командир экипажа Валерий Быковский и бортовой инженер Владимир Аксенов.

Корабль был оборудован шестиобъективным фотоаппаратом МКФ-6, который являлся совместным проектом ГДР и СССР. В течение недели космонавты фотографировали поверхность нашей планеты при помощи МКФ-6. Фотоаппарат охватывал не только видимый, но инфракрасный участок электромагнитного излучения. После данного эксперимента модифицированная версия такого фотоаппарата была установлена на борту земной орбитальной станции «Салют-6». Сегодня такие мультиспектральные камеры, как МКФ-6, используются для спутниковой съемки.

За недельное пребывание на орбите Земли и проведение научных исследований космонавт Аксенов был награжден званием Героя Советского Союза, а также Летчика-космонавта СССР

Второй полет

5-го июня 1980-го года Владимир Викторович в качестве бортинженера стартовал на корабле «Союз Т-2». Командиром экипажа был Юрий Малышев, впервые покинувший пределы Земли. Задача космонавтов состояла в испытании модифицированного корабля, а также стыковке со станицей «Салют-6». Корабль был оборудован обновленной автоматической системой стыковки, которая во время проведения стыковки, работала со сбоями. В результате этого была успешно выполнена ручная стыковка. Отметив все недостатки конструкции и механизма корабля, 9-го июня экипаж «Союз Т-2» вернулся на Землю.

За проявленную отвагу и мужественность во время проведения космической миссии Владимир Аксенов во второй раз удостоился звания Героя Советского Союза.

Дальнейшая жизнь

В 1981-м году, уже через год после окончания последнего своего космического полета, космонавт Аксенов защитил диссертацию кандидата технических наук в Институте космических исследований. До 1988-го года Владимир Викторович продолжал службу в отряде космонавтов, вместе с тем продолжал деятельность конструктора в НПО «Энергия». В 1988-м году ушел из отряда космонавтов и устроился на должность директора НИИ по изучению природных ресурсов, где проектировались космические аппараты для дистанционного зондирования нашей планеты. С 1983 года имел руководящую должность в Советском Фонда мира (с 1992-го сего название «Международная Ассоциация фондов Мира»), с 1990-го по 1992-й год был гендиректором НПО «Планета». С 1996-го – председатель «Духовного движения России». А начиная с 2001-го года Владимир Аксенов является президентом фонда под названием «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

МОСКВА, 1 июл - РИА Новости, Александр Ковалев. Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов, в день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года проходивший вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетевший на другом самолете, впервые представил наиболее правдоподобную и пока официально не озвученную версию авиакатастрофы истребителя МиГ-15 УТИ, оборвавшей жизни первого космонавта планеты и командира летного полка Центра подготовки космонавтов Владимира Серегина.

Причины гибели Юрия Гагарина Владимир Аксенов изложил в книге "Дорогами испытаний", вышедшей в свет ограниченным тиражом. Один экземпляр издания летчик-космонавт с автографом передал корреспонденту РИА Новости в Мемориальном музее космонавтики.

Гагарин и Аксенов вместе прошли медобследование, но полетели на разных самолетах

"Представляемую версию первым сформулировал в первые дни после гибели экипажа Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, член государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Сергей Анохин. Одному из первых он рассказал ее мне не только потому, что мы были в очень близких дружественных отношениях и понимали многое, относящееся к авиации с полуслова, но, вероятно, еще и потому, что в тот трагический день мне пришлось вместе с Юрием Гагариным утром одеваться для полетов в одной комнате, проходить у одного врача необходимое предполетное обследование и получать сведения о метеообстановке у одного метеоролога", - вспоминает Аксенов.

По его словам, после этого экипажи разошлись на разные самолеты: Юрий Гагарин - выполнять вместе с Владимиром Серегиным контрольный полет на МиГ-15, а Аксенов - на другой самолет, на котором в этот день проходили тренировки на невесомость.

Предпосылки авиакатастрофы: сложные метеоусловия

Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий.

"Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разряжениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика", - отмечает Аксенов.

Последние слова Гагарина

По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, выполнявшегося над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 километров.

Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

До гибели Гагарина осталось несколько минут

"Снижение из зоны пилотажа можно выполнять разными способами: либо нисходящей спиралью за несколько кругов, либо сделав переворот с выходом из пикирования в сторону аэродрома. Второй способ - интенсивное снижение переворотом - применяют многие летчики, которым необходимо побыстрее завершить свое задание и предоставить самолет другим пилотам. А в этот день должен был летать еще и космонавт Евгений Хрунов, так что мотивы для наиболее быстрого снижения были", - констатирует Аксенов.

По его мнению, выполнив переворот, Гагарин и Серегин задержались на две-три секунды с выходом из пикирования и неожиданно для себя попали в слой сплошной облачности. Аксенов уточняет, что предпосылками для попадания в плотные облака после переворота могли стать и другие обстоятельства: увеличение высоты и плотности облачности по сравнению с ее общим уровнем в месте входа в нее самолета, или недостаточная начальная высота ввода МиГ-15 в переворот.

Причины авиакатастрофы по версии Аксенова

"Таким образом, причиной катастрофы могли стать усложненная метеообстановка с расположением верхнего края сплошной облачности на высоте около 4-х километров, а нижнего края - на высоте всего 600 метров от земли; недооценка летчиками, прежде всего, Владимиром Серегиным, сложности имеющейся метеообстановки, а также ставшее неожиданностью для пилотов попадание в сплошную облачность на большой скорости в режиме интенсивного снижения, и, как следствие, невозможность устойчивого пилотирования по приборам. Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования", - заключает Аксенов.

Срыв в штопор и гибель экипажа

Самым вероятным исходом от неожиданного попадания самолета в плотную облачность на высокой скорости без устойчивой работы приборов пространственного положения, в первую очередь, авиагоризонта, стало затягивание машины в глубокую нисходящую спираль, либо, при интенсивных попытках уйти вверх - срыв в скоростной штопор.

Согласно официальным данным расследования, самолет с Гагариным и Серегиным после выхода из облаков шел к земле почти вертикально со скоростью около 700 километров в час. На такой скорости МиГ-15 пролетел 600 метров, оставшихся до земли, примерно за три секунды.

Они не пытались катапультироваться из самолета

"Отсутствие попыток катапультироваться как у Гагарина, так и Серегина, равно как и попыток выйти на связь, можно объяснить тем, что попадание в облачность стало для них неожиданностью, а после они уже оба пытались найти выход из создавшегося положения. Если же аварийная ситуация была связана с какой-либо внешней причиной, то пилоты незамедлительно сообщили бы об этом по радиосвязи", - уверен Аксенов.

Он отмечает также, что вертикальный пилотаж на тяжелом самолете МиГ-15 УТИ является очень непростой задачей.

"В нижней точке выполнения фигур и переворотов скорости самолета почти максимальные - около 700 километров в час. На МиГ-15 при интенсивном снижении проскочить лишних нескольких сот метров и даже километр вполне реально", - заключает Дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Аксенов.

Отчеты госкомиссии о гибели Гагарина до сих пор засекречены

Вместе с тем, правительственная государственная комиссия, скурпулезно изучавшая все обстоятельства гибели первого космонавта планеты, так и не смогла однозначно объяснить причины трагедии, а ее отчет до сих пор засекречен.

Официальные выводы вкратце таковы: экипаж из-за изменившейся в полете воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полет, пилоты столкнулись с землей и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови летчиков посторонних веществ не выявил.

Аксенов опроверг слухи о том, что перед полетом Гагарин с Серегиным приняли по стакану водки

Обстановка секретности породила и массу невероятных слухов. Один из них, получивший широкое народное признание, сводится к тому, что Гагарин с Серегиным перед полетом приняли по стакану водки. По официальным источникам, эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был. Категорически отвергает ее и Владимир Аксенов.

"Зная сложность и ответственность того летного дня для Юрия Гагарина, нам всем, кто знал ситуацию изнутри, как впрочем, и всем летчикам, просто дикими представляются все пересуды и обсуждения о том, что Гагарин и Серегин якобы отправились в полет пьяными", - отмечает Аксенов.

Народные версии трагедии

Существует неофициальная версия и о том, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны, и катастрофа была подстроена специалистами КГБ, агенты которого принимали активное участие в расследовании произошедшего. До сих пор ходят слухи и о том, что официально объявленная катастрофа - фальсификация властей, а на самом деле Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после пластической операции на лице помещен в одну из провинциальных психиатрических больниц, где впоследствии и умер.

Ряд "исследователей" утверждает, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего еще много лет прожил под чужим именем в поселке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже пожилым человеком. Еще одна версия о так называемом малом "Советском лунном заговоре" содержит обоснования и ряд аргументов в пользу того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полета на МиГ-15, а несколькими днями ранее, во время запуска нового секретного космического корабля в рамках программы СССР по освоению Луны.

Со времен легендарного полета Юрия Гагарина прошли годы. Уже выросло несколько поколений, не являющихся свидетелями этого знаменательного события. А между тем живут и здравствуют прямые участники самых первых шагов по освоению космоса.

Тридцать семь лет назад, 15 сентября 1976 года в 12:48 (по московскому времени) был произведен успешный запуск космического корабля «Союз-22» с космонавтами Валерием Быковским и Владимиром Аксеновым на борту. А через неполные четыре года, летом 1980 Владимир Викторович Аксенов совершил свой второй космический полет. За успешное выполнение работ в космосе он дважды был награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза. Помимо выполнения комплексных полетных заданий на космической орбите этот человек внес огромный вклад в разработку ракетной космической техники, автоматизированных систем по изучению окружающей среды и поиску природных ресурсов Земли. Советский космонавт награжден множеством советских и иностранных орденов и медалей. Он имеет свыше дюжины изобретений и является действительным членом академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Российской академии наук.


Как известно, дороги в космос берут начало на Земле. Володя Аксенов родился 1 февраля 1935 года в лесном Мещёрском краю, в селе Гиблицы, расположенном в Касимовском районе Рязанской области. Его мама, Александра Ивановна Аксёнова, трудилась бухгалтером в колхозе. В 1940 году у Владимира родился младший брат, которого назвали Валентином. Когда началась Великая Отечественная, отец, Виктор Степанович Живоглядов, отправился на фронт. Он погиб в 1944 году. Детство двух братьев было тяжелым и проходило под опекой маминых родителей.

Мечтал ли Володя в юные годы о космосе? В те времена не было и слов-то таких. Незадолго до своего первого полета космонавт скажет: «На ноги меня бабушка с дедушкой поставили». Дед, Иван Прокофьевич, учил его косить траву, запасать дрова и многому другому. Наравне с взрослыми Володя и Валентин работали на колхозном поле – вязали снопы, выбирали картошку. Бабушка и дедушка были известными в округе преподавателями литературы и русского языка. Они привили мальчику любовь к чтению и музыке.

Иван Прокофьевич был выходцем из крестьян, благодаря своим способностям поступивший (а затем и успешно окончивший) Рязанскую Александровскую семинарию. Помимо преподавания словесности он замечательно играл на скрипке и возглавлял школьный и церковный хоры. А бабушка, Вера Федоровна Аксёнова, проработала в местной школе пятьдесят один год, была награждена орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной». Двери их дома в любое время были открыты. Учителей уважали и взрослые, и дети, люди часто приходили к ним за помощью и советом.

В 1942 году Владимир пошел в сельскую школу. Учился он хорошо, окончил семь классов с правом поступления в техникум без экзаменов. За четвертый, пятый и седьмой классы ему были вручены «Похвальные грамоты». В 1949 году Аксенов поступил в индустриальный техникум в Касимове. Проучился он там всего один год. В приказе под номером 58 (от 17 июля 1950 года) по группе 2А он числится первым, среди переведенных на следующий курс с начислением стипендии.

Однако умерла его мама, и парня забрала к себе в Калининград ее сестра, Зинаида Ивановна Семакина. Как и ее родители, она трудилась учителем, а Володя со второго курса продолжил учебу в Мытищинском машиностроительном техникуме. Это учебное заведение он окончил в 1953 году, и по рекомендации местного горкома комсомола был послан в десятую военную авиационную школу, размещенную в городе Кременчуг Полтавской области. Через два года, пройдя первоначальное обучение летному мастерству, он продолжил обучение в Чугуевском авиаучилище летчиков-истребителей. За образцовую дисциплину и отличные успехи в учебе курсант был неоднократно награжден командованием.

Но случилось так, что в 1956-1957 годах началось масштабное сокращение ВВС страны. В связи с развитием ракетной техники было принято постановление правительства об уменьшении Военно-воздушных сил. Сокращение и переквалификация затронули авиационные КБ Лавочкина, Цыбина, Мясищева. Сокращались полки и дивизии, а в училищах отправляли в запас целые курсы. В кругу летчиков сокращение получило название «хрущевского разгона авиации». Эти события коснулись и двадцатиоднолетнего Владимира Аксенова. Проучившись полтора года в Чугуевской авиашколе, он был демобилизован.

Его уволили в запас, но тяга к небу осталась. Поскольку Аксенов окончил машиностроительный техникум, его взяли на работу в пятый отдел ОКБ-1 конструктором третьей категории. Это произошло 30 января 1957 года, еще до запуска первого искусственного спутника Земли. Так ракетная техника стала его судьбой. Он принимал участие в проектировании, разработке, оценке и экспериментальных исследованиях отсеков космических кораблей. Сам Аксенов писал: «...с января 1957 я стал трудиться конструктором в Калининградском Особом конструкторском бюро. Главным конструктором у нас был Сергей Королев. Для нового дела мне требовались углубленные знания…».

В октябре 1957 года ему присвоили вторую категорию, а с ноября 1959 Аксенов стал конструтором первой категории. В начале шестидесятых он впервые встретился с ребятами из первого набора космонавтов, среди которых оказался его однокашник по Кременчугской десятой ВАШПОЛ – Алексей Леонов. А в 1963 году Владимир на год раньше однокурсников, без отрыва от производства заочно окончил Всесоюзный политехнический институт, учебный и консультационный пункт которого имелся на предприятии. К тому времени он уже трудился старшим инженером-конструктором. Выбранная им в институте специальность называлась «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», а тема дипломной работы Аксенова именовалась: «Системы жизнеобеспечения космического корабля для полетов на Луну».

В 1965 году Владимира Викторовича перевели из конструкторского отдела в только что созданный летно-испытательный отдел, который возглавлял знаменитый летчик-испытатель, легенда советской авиации Сергей Николаевич Анохин. Его опыт и высочайшие человеческие качества очень многое дали будущим космонавтам. Анохин руководил отрядом двадцать пять лет, вплоть до смерти в 1989. В новом отделе Владимиру Аксенову доверили проводить испытания космической техники в невесомости. Это было необходимо, потому что на кораблях типа «Союз» планировались самые разнообразные работы экипажей, в том числе и в открытом космосе. Отработка методики работы людей и космической техники, обучение персонала корабля действиям в условиях невесомости и лунной гравитации (включая переход из одного аппарата в другой) стали главной задачей Аксенова. Опытнейшие летчики выполняли полеты «на невесомость», а Владимир Викторович был техническим руководителем испытаний. Этот опыт весьма пригодился ему в дальнейшем. Сам он совершил свыше 250 испытательных полетов на самолете-лаборатории ТУ-104, создающей условия кратковременной невесомости. 1200 раз Аксенов находился в режиме искусственной невесомости (что приблизительно равнялось 9 часам пребывания в «чистой» невесомости) и 150 раз – в режиме лунной гравитации (примерно 40 минут).

Сразу после перевода в летно-испытательный отдел Владимир Викторович принес Королеву заявление с просьбой зачислить его в отряд гражданских космонавтов-испытателей. Дело в том, что несколько отобранных специалистов ОКБ-1 входили в отряд космонавтов наряду с военными летчиками. Несмотря на смешанность экипажей, состоящих из «гражданских» и «военных» космонавтов, системы отбора и обучения были одинаковыми. Все участники занимали одни должности космонавтов-испытателей и могли в полете заменять друг друга. При всем том у космонавтов предприятия были еще и некоторые дополнительные функции – отработка и оценка сделанной космической техники в ходе ее непосредственного функционирования в космосе. Кандидатура Аксенова была рассмотрена и одобрена лично Сергеем Павловичем, после чего начался этап его медицинского отбора без отрыва от основной деятельности.

Медицинская комиссия длилась почти два месяца. По особым методикам врачи проверяли работу всего организма в целом, а также каждого органа в отдельности при максимальных нагрузках. Собирали информацию о жизненном ресурсе человека. Отбор по медицинским требованиям был по-настоящему «космический», в ходе него отсеивалось основное количество претендентов. По статистике в то время заключение «годен» из ста человек получало лишь два-три.

Для Владимира Викторовича этот период проходил очень тяжело и длительно. На первом медицинском обследований, проходившем в Институте медико-биологических проблем, по некоторым важным пробам он получил оценки «удовлетворительно», свидетельствующие о низшем уровне пригодности. И хотя это были проходные оценки, для заключения «годен к специальной подготовке» их оказалось недостаточно. Врачи посоветовали Аксенову лучше соблюдать режим и приходить через год на очередное освидетельствование. Владимир Викторович последовал их совету и успешно прошел медкомиссию через год. Однако к этому времени первый набор в отряд гражданских космонавтов ОКБ-1 уже закончился. А заключение о годности давалось медицинской комиссией всего на год. По окончанию этого срока его необходимо было подтверждать снова, по полной программе.

В это же время (в январе 1966 года) скончался «отец советской космонавтики» Сергей Павлович Королев, под руководством которого Аксенов проработал девять лет. Позже Владимир Викторович напишет о нем: «Сергей Павлович являлся основоположником практической космонавтики во всем мире. Во многом благодаря его воли, выдающимся способностям политика и организатора, таланту ученого и инженера, наша страна стала первооткрывательницей космической эры человечества... Труды Королева – это пример глубины научной и инженерной мысли, направленности на конечный результат. Работать под руководством такого человека огромная жизненная удача, дающая много нужного практического опыта и жизненных понятий…».

В августе 1966 года Владимиру Аксенову было поручено возглавить одну из групп ОКБ-1, а в феврале 1970 года он стал начальником лаборатории летных испытаний 731 отдела. Не имея заранее информации о том, когда будет проходить следующий набор космонавтов-испытателей, Владимир Викторович старался проходить все последующие ежегодные медкомиссии вовремя, дабы к набору все документы у него были в порядке. В подобном «режиме готовности» он находился целых восемь лет, лишь в 1973 году (21 марта) попав в отряд на должности космонавта-испытателя 291 отдела ЦКБЭМ.

Длительное время отбора, сопровождавшееся работой на летных испытаниях, не прошло даром. Вскоре после зачисления Аксенова вместе с Валерием Быковским включили в основной состав экипажа на готовящийся полет в космос. С начала 1974 по конец 1975 года Владимир проходил подготовку на транспортном корабле 7К-С вместе с Леонидом Кизимом. Параллельно он возглавлял отряд гражданских бортинженеров, тренирующихся по этой же программе. Затем с января по июль 1976 года он в качестве бортинженера вместе с Быковским проходил обучение по программе испытания многоспектральной фотокамеры МКФ-6, разработанной советскими и немецкими учеными и произведенной в ГДР на заводе «Carl Zeiss Jena».

Каждый полет в космос – это шаг в неизвестное. Шаг, требующий от космонавта высочайшего мастерства, беспредельного мужества и сильной воли. Первый полет Владимира Викторовича начался 15 сентября 1976 года на корабле «Союз-22». Экспедиция проходила в рамках использования и исследования космического пространства в мирных целях, позывным Владимира Аксенова был «Ястреб-2». Это был первый полет по программе «Интеркосмос», однако в экипаж вошли лишь советские космонавты. Их основным заданием было провести испытания новой камеры МКФ-6, фотографируя многозональным методом участки различных континентов Земли, территории Советского Союза и ГДР. Кроме того испытывалось новейшее навигационное оборудование, проводились биоэксперименты, отрабатывались методики ориентации корабля.

Космонавты трудились по шестнадцать часов в сутки, работа требовала от них большой собранности. Случались и различного рода отказы. Например, после того, как были отсняты заправленные еще на земле кассеты, их необходимо было заменить. Операция выполнялась в полной темноте и по установленной методике. Однако оказалось, что довольно сложные механизмы заснятых кассет заклинивало при извлечении. После нескольких десятков неудачных попыток у космонавтов возникла дилемма: пробовать дальше или менять на свету, засветив довольно большие части. Учитывая огромную информационную стоимость сделанных снимков, космонавты потратили уйму времени пытаясь достать кассеты в темноте, пока у них это не получилось. После возвращения конструкторы доработали фотокамеру, и к следующей ее работе на «Салюте-6» данный дефект не проявлялся.

Был и еще один эпизод. Камеру не планировалось возвращать на Землю, ей предстояло сгореть вместе с бытовым отсеком в атмосфере. Однако для дальнейшего улучшения методик дешифрирования были необходимы стоящие на всех объективах светофильтры. И по неофициальной просьбе ученых космонавты решили их демонтировать. Работа не предусмотривалась программой, им пришлось несколько часов разбирать, разламывать весь аппарат. В результате разнообразные детали устройства разлетелись по всему кораблю. Тем не менее, фильтры были возвращены на Землю.

23 сентября космонавты благополучно приземлились. Зафиксированная длительность полета составила 7 суток, 21 час, 52 минуты и 17 секунд. Результаты были признаны очень удачными. Проявленные и дешифрированные фотопленки дали цветное изображение качеством и насыщенностью информации превзошедшее самые смелые ожидания. К тому же полет «Союза-22» отлично координировался различными наземными службами, планирующими съемки земной поверхности, выбирающими маршруты для них и оценивающими метеоусловия в местах съемки. Все это позволило получить почти 95% снимков превосходного качества. За весь полет было отснято двадцать миллионов квадратных километров земной поверхности (из которых 10 миллионов – территория СССР). За успешное выполнение задач Владимир Викторович Аксёнов был награжден «Золотой звездой». Спускаемый аппарат корабля, на котором он летал, ныне находится в музее Циолковского в Рязанской области в селе Ижевском.

Второй (и последний) космический полет Владимира Аксенова начался 5 июня 1980. В качестве бортинженера (позывной «Юпитер-2») он вместе с командиром экипажа Малышевым Юрием Васильевичем провел испытания нового транспортного корабля «Союз Т-2». Особенностью данного корабля было то, что всеми его основными системами можно было управлять через бортовой компьютер, пульт управления и дисплей от которого были выведены экипажу. Космических аппаратов подобного класса в мире на тот момент еще не существовало. Американский «Шаттл», также имеющий централизованное управление через бортовой компьютер, отправился в свой первый полет лишь через год.

В ходе полета экипаж испытывал новые бортовые системы, отрабатывал разнообразные режимы управления в пилотируемом варианте. Кроме того перед космонавтами была поставлена сложная задача – провести стыковку их корабля с орбитальной станцией «Салют-6», на которой находились космонавты Валерий Рюмин и Леонид Попов. Для этого им было необходимо выполнить сложный маневр: на первом этапе сближение аппарата «Союз Т-2» с научно-исследовательским комплексом проходило в автоматическом режиме управления, однако дальнейшие действия, а именно непосредственный подлет к станции и причаливание, должны были выполняться вручную.

Ни Аксенов, ни Малышев даже не могли предположить, с какими трудностями им придется столкнуться. При сближении с «Салютом» у командира экипажа никак не получалось выйти на расчетную траекторию для произведения стыковки. А запас энергоносителя, предназначенного для маневров, у аппарата был ограничен. Управление кораблем – это исключительная прерогатива командира, и во время стыковки Аксенову оставалось только сидеть в кресле и молча переживать за результат операции. Если бы коррекция не удалась, то космонавты пролетели бы мимо станции и возвратились на Землю, не выполнив основного задания. Когда энергоносителя осталось совсем мало, Владимир Викторович, не выдержав, попросил передать управление ему. Удивительно, однако, Малышев не стал возражать. Позже он признался, что в тот момент четко осознал, как должен поступить, хотя это и шло наперекор всем «железным» инструкциям. Выполнив все положенные операции, Владимир Аксенов сумел благополучно провести стыковку космического корабля «Союз Т-2» со станцией «Салют-6» со стороны агрегатного отсека.

Испытательный полет сопровождался и другими нештатными ситуациями разного рода, но все они были успешно преодолены. Полет был также признан успешным, а общая программа выполненной полностью. Все отказы были ликвидированы на последующих аппаратах. В невесомости космонавты пробыли около четырех суток (продолжительность полета – 3 суток, 22 часа, 19 минут и 30 секунд). По прибытии на Землю 9 июня за мужество и героизм, проявленные в экспедиции, Владимир Аксенов и Юрий Малышев были награждены медалями «Золотая Звезда».

Числясь в рядах отряда, Аксенов, как и все гражданские космонавты, одновременно работал в конструкторском бюро, участвовал в испытаниях техники и подготовке экипажей к новым полетам в космос. В конце 1981 года Владимир успешно защитил диссертацию в Институте космических исследований, получив степень кандидата технических наук. Больше тридцати лет он проработал в различных испытательных, проектных и конструкторских отделах предприятия на разных должностях, став, в конце концов, заместителем руководителя комплекса, занимаясь разработкой узловых систем космических аппаратов: спуска, стыковки, движения и т. д.

Из отряда космонавтов Владимир Викторович был отчислен 17 октября 1988 года. В этом же году с согласия руководства он перешел в другое ведомство – Государственный научно-исследовательский центр по гидрометеорологии и изучению природных ресурсов – на место директора. Данный Центр занимался созданием автоматических ИСЗ, способных методами космической съемки вести изучение поверхности планеты. Работы велись работы только по направлению создания спутников, разработки приборной базы для них и выведения аппаратов на орбиту. Аксенову этого показалось недостаточным. Он сумел обосновать необходимость создания в рамках одного научно-производственного объединения замкнутой системы, включающей управление в полете спутниками, получения информации от них и интерпретации ее в виде пригодном для конкретных потребителей (в частности, работников лесных хозяйств, геологов, сельскохозяйственных предприятий).

Его предложение было рассмотрено, результатом чего стало постановление правительства о создании НПО «Планета» (в 1990 году). Владимир Аксенов стал одновременно выполнять обязанности гендиректора НПО «Планета» и директора института. Созданное НПО «Планета», включающее основным подразделением научно-исследовательский Центр, занималось разработкой, изготовлением, эксплуатацией автоматических систем, занимающихся исследованием Земли из космоса. К сожалению, это объединение было развалено в годы перестройки, после того как полностью лишилось государственного финансирования. По этому поводу Аксенов сказал в интервью: «Случившееся можно отнести к тенденции сворачивания национальных программ по освоению космоса в конце прошлого века, тенденции, которую мы, специалисты по космонавтике, находили негативной».

Помимо прочего Владимир Аксенов вел немалую общественную работу. Он являлся заместителем председателя Советского Фонда мира, затем председателем постоянной комиссии «Мир и устойчивое развитие» Международной Ассоциации фондов Мира, в которую превратился в 1992 году Советский фонд. В 1996 году он был назначен председателем Президиума общественного объединения «Духовное движение России», занимающейся изучением религий мира, проблем философии, вопросами языкознания, развития культур человечества и государственного устройства стран. С 1999 года известный космонавт входил в Центральный Совет общественного движения «Россия Православная», а в 2001 году стал президентом научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития». Иному человеку хватило бы даже одной из этих общественных нагрузок. Однако Владимир Викторович успевал выступать с докладами по проблемам экологии, в частности, в Рио-де-Жанейро (на Всемирной конференции по проблемам окружающей среды) и в ООН в Нью-Йорке. Он являлся участником множества международных конференций, был назначен председателем организационного комитета первой конференции ООН по проблемам конверсии (в которой приняло участие свыше 100 стран).

В свободное время Владимир Викторович занимался плаванием, лыжами, легкой атлетикой, играл в шахматы. По всем этим видам спорта он имеет спортивные разряды. Любил на несколько недель уходить в походы в горы. Друзья отмечают его страсть к пению в большой компании, а сам Владимир Викторович среди своих хобби в первую очередь называет чтение: «Увлекаюсь философской, исторической литературой. Сейчас уже более профессионально, изучая истоки философии, религий, взглядов, отражающих разные аспекты представления людей о мире». В 1999 году он написал небольшую брошюру под названием «Иллюзия безопасности». Она была выпущена издательством газеты «Патриот» и посвящена проблемам использования ядерного в современных военных концепциях. На вопрос: «Чего сможет достичь космонавтика в ближайшие десятилетия?», Владимир Викторович отвечает: «На мой взгляд, в будущем нужно обязательно развивать национальные программы по освоению околоземного пространства. Обратить внимание на целевые полеты отдельными кораблями. Немалую долю новых знаний может предоставить обсерватория на Луне. Это реальный проект, тем более, если он будет международным. И конечно, необходимо реализовать полет на Марс. Никакие автоматы, работающие по заложенной заранее программе, не смогут заменить человека, имеющего возможность выбора объекта исследования и комплексного анализа».

Авторитет Владимира Аксенова велик и у нас в стране, и за рубежом. Честный и скромный, обладающий огромной работоспособностью и глубокими знаниями, всегда готовый помочь всем, кто к нему обращался. Он никогда не разрывал своих связей с малой родиной, часто приезжал в Гиблицы, Касимов и Рязань, выступал перед молодежью в трудовых коллективах, встречался с учеными, краеведами и журналистами, пытался помочь решению многих проблем на федеральном уровне.

Хочется пожелать Владимиру Аксенову здоровья и долгих лет жизни. Неизменным спутником этого мужественного человека всегда являлась и является его супруга, Марина Васильевна. У них двое сыновей, ныне уже взрослых и женатых. Старший сын Валерий кандидат экономических наук, он работает в МИДе. Младший сын Сергей выбрал профессию врача. У Владимира Викторовича уже подрастают внуки: Александр и Ксения.

Из биографии космонавта на http://www.rgdrzn.ru/pages/show/honor/honor_detail/16 и интервью с ним на http://88.210.62.157/content/numbers/226/37.shtml

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Его отец погиб на фронте в 1944 году, мать скончалась в 1949 году.

Воспитанием будущего космонавта занимались дедушка и бабушка, известные в районе учителя русского языка и литературы.

В 1949 году Владимир Аксенов окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимове. В том же году в связи со смертью матери он переехал к ее сестре в город Калининград (ныне - Королев) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум. Два года учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения летчиков в городе Кременчуге (Полтавская область, Украина), после чего стал курсантом Чугуевского Высшего военного авиационного училища летчиков, но в 1956 году был уволен в запас в связи с массовым сокращением личного состава ВВС.

С 1957 года Аксенов на работе в ОКБ-1 (ныне - Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева). Конструктор, инженер-конструктор, после окончания Всесоюзного заочного политехнического института по специальности "Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты" (1963) - ведущий инженер, начальник лаборатории летных испытаний.

Руководил летно-испытательной лабораторией на базе самолета Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости.

Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль. На самолете-тренажере совершил 250 полетов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 часов) и 150 раз - в условиях лунной гравитации (около 40 минут).

27 марта 1973 года Государственной комиссией рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

В 1974-1976 годах Аксенов проходил подготовку к полету на транспортном корабле 7К-С в экипаже с Леонидом Кизимом. Первоначально 7К-С разрабатывался для проведения военно-технических исследований, затем (под обозначением 7К-СТ или "Союз Т") - для доставки экипажей на орбитальные станции.

С января по июнь 1976 года проходил подготовку в экипаже с Валерием Быковским .

Владимир Аксенов побывал в космосе дважды в качестве бортинженера: на корабле "Союз-22" (командир экипажа Валерий Быковский, позывные "Ястреб") с 15 по 23 сентября 1976 года и на корабле "Союз Т-2" (командир экипажа Юрий Малышев, позывные "Юпитер") с 5 по 9 июня 1980 года.

Общая продолжительность двух полетов Владимира Аксенова в космос - 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

С 1984 года Аксенов работал в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина инструктором-космонавтом-испытателем, занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей. Отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с выходом на пенсию и переходом на другую работу.

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР), где проектировали автоматические космические аппараты для дистанционного зондирования Земли. В 1990-1992 годах возглавлял НПО "Планета", в состав которого вошли ГОСНИИЦИПР и разрабатывающие предприятия. В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров "Мосбизнесбанка".

В 1983-1992 годах Владимир Аксенов был заместителем председателя правления Советского фонда мира, затем заместителем председателя Международной ассоциации фондов мира, председателем постоянной комиссии по проблемам "Мир и устойчивое развитие". Возглавлял президиум общественной организации "Духовное движение России", входит в центральный совет общественного движения "Россия Православная".

Владимир Аксенов - подполковник-инженер запаса, летчик-космонавт СССР, инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса, заслуженный мастер спорта СССР.

Дважды Герой Советского Союза (1976,1980), награжден двумя орденами Ленина (1976, 1980), медалями, в том числе "За заслуги в освоении космоса" (2011), а также орденом Карла Маркса (ГДР, 1976) и золотой медалью "За заслуги перед наукой и человечеством" (Академия наук ЧССР).

Почетный гражданин Рязани, Касимова, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, села Гиблицы Рязанской области, графства Джефферсон (штат Кентукки, США).

Владимир Аксенов женат, его супруга Марина Васильевна работала в НПО "Энергия", сейчас на пенсии. Сыновья Валерий (1964 года рождения) и Сергей (1970 года рождения).

Аксёнов Владимир Викторович ‒ лётчик-космонавт СССР, 36-й космонавт СССР и 79-й космонавт мира, бортинженер космического корабля «Союз-22» и транспортного корабля «Союз Т-2».

Родился 1 февраля 1935 года в селе Гиблицы ныне Гиблицкого сельского поселения Касимовского района Рязанской области. Русский. В 1949 году окончил семь классов школы в селе Гиблицы и поступил в индустриальный техникум в городе Касимов. В том же году переехал в город Калининград (ныне ‒ Королёв) Московской области. В 1953 году окончил Мытищинский машиностроительный техникум.

В 1953-1955 годах учился в 10-й Военной авиационной школе первоначального обучения лётчиков в городе Кременчуг (Полтавская область Украинской ССР). В 1955 году стал курсантом Чугуевского высшего военного авиационного училища лётчиков, но в 1956 году был уволен в запас. В 1963 году окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты».

С 30 января 1957 года работал конструктором 3-й категории в 5-м отделе ОКБ-1 (ныне ‒ ОАО «РКК «Энергия» имени С.П.Королёва»). 18 августа 1957 года был переведён в 18-й отдел, где вначале работал конструктором 3-й категории, затем 2-й категории (с 9 октября 1957), 1-й категории (с 1 ноября 1959), инженером-конструктором (с 1 февраля 1962), старшим инженером-конструктором (с 1 июля 1963). С 16 октября 1964 года работал старшим инженером в 90-м отделе, со 2 августа 1966 года ‒ начальником группы 732-го отдела, с 7 августа 1967 года ‒ начальником группы 731-го отдела ОКБ-1.

С 2 августа 1968 года ‒ ведущий инженер, с 23 февраля 1970 года ‒ начальник лаборатории лётных испытаний 731-го отдела ОКБ-1. Руководил лётно-испытательной лабораторией, созданной на самолёте Ту-104, предназначенной для создания искусственной невесомости. Занимался оценкой, проектированием и экспериментальной отработкой отсеков космических кораблей. Отрабатывал действия космонавтов в открытом космосе, включая переход из корабля в корабль, в условиях искусственной невесомости и лунной гравитации. На самолёте-тренажёре он совершил 250 полётов, 1250 раз находился в условиях искусственной невесомости (около 10 час) и 150 раз ‒ в условиях лунной гравитации (около 40 мин).

Прошёл медицинское обследование в Институте медико-биологических проблем только со второго раза. После этого проходил ежегодную медицинскую комиссию, так как заключение о годности давалась всего на один год. Очередное заключение Главной медицинской комиссии о годности к специальным тренировкам получил 24 февраля 1972 года. На заседании Государственной межведомственной комиссии 27 марта 1973 года был рекомендован для зачисления в отряд космонавтов.

С января 1974 года по январь 1976 года проходил подготовку к полёту на транспортном корабле 7К-С в экипаже вместе с Л.Д.Кизимом. Одновременно возглавлял группу гражданских бортинженеров, готовившихся по этой программе. Первоначально 7К-С разрабатывался в качестве корабля для проведения военно-технических исследований и экспериментов в автономном полёте, затем, с 1974 года ‒ для доставки экипажей на орбитальные станции. С января по июнь 1976 года проходил подготовку в качестве бортинженера первого экипажа по программе испытания многозональной фотокамеры МКФ-6 (изготовленной в ГДР), вместе с В.Ф.Быковским.

Свой первый полёт в космос совершил с 15 по 23 сентября 1976 года в качестве бортинженера космического корабля «Союз-22», вместе с В.Ф.Быковским. Полёт проводился в рамках программы «Интеркосмос». Продолжительность полёта составила 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1976 года за успешное осуществление орбитального полёта на космическом корабле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм Аксёнову Владимиру Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С сентября 1976 года по октябрь 1978 года продолжал подготовку в группе 7К-СТ. С октября 1978 года по май 1980 года проходил подготовку в качестве бортинженера космического корабля «Союз Т» по программе первого испытательного полёта, вместе с Ю.В.Малышевым.

Свой второй полёт в космос совершил с 5 по 9 июня 1980 года в качестве бортинженера транспортного корабля «Союз Т-2» (6-я экспедиция посещения), вместе с Ю.В.Малышевым. Была осуществлена стыковка корабля с орбитальным научно-исследовательским комплексом «Салют-6» ‒ «Союз-36», на котором работал экипаж основной экспедиции (Л.И.Попов, В.В.Рюмин). Продолжительность полёта составила 3 суток 22 часа 19 минут 30 секунд.

Общая продолжительность двух полётов в космос ‒ 11 суток 20 часов 11 минут 47 секунд.

Указом Президиума Верховного Совета ССР от 16 июня 1980 года за успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

После полёта продолжил работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, участвовал в подготовке экипажей к новым космическим полётам. С 16 октября 1984 года работал инструктором-космонавтом-испытателем 2-го класса, заместителем руководителя комплекса № 3. Занимался разработкой систем управления, стыковки и спуска космических кораблей и орбитальных станций. Был отчислен из отряда космонавтов 17 октября 1988 года в связи с уходом на пенсию и переходом на другую работу.

В октябре 1988 года стал директором Государственного научно-исследовательского центра по изучению природных ресурсов, который занимался проектированием автоматических космических аппаратов по дистанционному зондированию Земли. В 1990-1992 годах являлся генеральным директором НПО «Планета». В 1990-1996 годах был заместителем председателя совета директоров «Мосбизнесбанка».

Ведёт активную общественную деятельность. В 1983-1992 годах являлся заместителем председателя правления Советского фонда Мира, с 1992 года ‒ заместитель председателя Международной Ассоциации фондов Мира, председатель постоянной комиссии по проблемам «Мир и устойчивое развитие». С 1996 года является председателем президиума общественной организации «Духовное движение России». С 2001 года является президентом научного фонда «Институт проблем безопасности и устойчивого развития».

Живёт в городе Москве.

Подполковник-инженер, лётчик-космонавт СССР (28.09.1976), инструктор-космонавт-испытатель 2-го класса (17.07.1980), заслуженный мастер спорта СССР. Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1976, 16.06.1980), медалями, в том числе «За заслуги в освоении космоса» (12.04.2011), а также орденом Карла Маркса (13.10.1976, ГДР). Награждён золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» (Академия наук ЧССР).

Почётный гражданин Рязани (29.11.1976).