Будем ли мы вместе гексаграмма 59. Характеристика отдельных линий

Золотая книга гаданий Судьина Наталья

Гексаграмма № 59 Раздробление (Разлив)

Б. Х. После долгого периода неудач вновь всходит солнце успеха. Оно принесет вам все, к чему вы стремитесь. Возможно, вас ожидает длительное путешествие. Не тратьте много денег. Что касается ваших научных, производственных и любовных дел, то они пойдут блистательно. В ближайшее время у вас появится неожиданный шанс занять лидирующее положение. Желание ваше уже исполняется и исполнится целиком, если вы по-прежнему будете прилагать для этого настойчивые и целенаправленные усилия.

Г. С. Благоприятно, заручившись поддержкой влиятельного лица, осуществлять реформы и нововведения, затевать крупные дела. Смелее используйте возможности ваших помощников. Поток неожиданных событий поднимет вам настроение. Возникшие трудности пойдут вам на пользу. Вам чудом удастся избежать серьезной опасности, если вы приложите к этому немного усилий.

Из книги Золотая книга гаданий автора Судьина Наталья

Гексаграмма № 27 Питание (Кормление) Б. Х. Вы слишком много говорите и слишком много едите. Не сплетничайте о других, так вы вредите не только им, но и себе. Желание исполнится, но несколько иначе, чем вам хотелось. Прекратите сетовать на судьбу. Вам было бы нелишне

Из книги Викканская энциклопедия магических ингредиентов автора Росеан Лекса

Гексаграмма № 31 Взаимодействие (Соединение) Б. Х. Душевному состоянию, в котором вы пребываете, обычно сопутствуют везение и успех. Вы настроены на хорошую «волну». Близится несколько неожиданных и очень выгодных для вас событий, почти каждый ваш шаг принесет удачу.

Из книги Большая книга тайных знаний. Нумерология. Графология. Хиромантия. Астрология. Гадания автора Шварц Теодор

Гексаграмма № 35 Восход (Продвижение) Б. Х. Удача на подходе. Вас ждут уважение и признание, на которые вы по праву рассчитывали. В будущем вознаграждение будет еще выше. Положитесь на свою счастливую звезду и смело шагайте вперед, при этом пусть вас не печалит, что желание

Из книги Безопасное общение [Магические практики для защиты от энергетических атак] автора Пензак Кристофер

Гексаграмма № 37 Домашние (Семья) Б. Х. Ваше место там, куда тянет сердце, там же вас ждет и благополучие. Надежды исполнятся с посторонней помощью. Возможно, про себя вы думаете, что где-то трава зеленее, но поверьте: если покинете сейчас свой край, очень скоро убедитесь, что

Из книги автора

Гексаграмма № 38 Разлад (Разлука) Б. Х. Эта гексаграмма означает, что данный период вашей жизни лишен гармонии. Вам кажется, будто все вокруг придираются к вам, настроены злонамеренно. Даже самые незначительные мелочи выводят вас из себя. Успокойтесь, не нервничайте:

Из книги автора

Гексаграмма № 41 Убыль (Уменьшение) Б. Х. То, что вы сегодня отдаете другим, завтра судьба возвратит вам с процентами. Быть может, вам сейчас кажется, будто вы слишком расточительны, слишком одариваете других, но это впечатление скоро пройдет и вы будете щедро

Из книги автора

Гексаграмма № 49 Смена (Перемены) Б. Х. Все вокруг вас пребывает сейчас в движении, все меняется, но в конце концов добрые результаты превзойдут даже самые смелые ваши ожидания. В настоящий момент вы не чувствуете в себе уверенности, но скоро она вновь вернется к вам

Из книги автора

Гексаграмма № 50 Жертвенник (Треножник) Б. Х. Эта гексаграмма имеет для вас позитивное значение, если решительно возьмете на себя роль лидера. Кое-кого ваши успехи не радуют, но не обращайте на этих людей внимания. Остерегайтесь брать на себя или обещать больше, чем в

Из книги автора

Гексаграмма № 53 Течение (Продвижение) Б. Х. Если вы будете продвигаться вперед, тщательно продумывая каждый шаг, успех и удача не изменят вам и в дальнейшем. Счастье и впредь останется вашим спутником, если, не поддаваясь на уговоры, вы не станете опережать события. У

Из книги автора

Гексаграмма № 55 Изобилие (Богатство) Б. Х. Эта гексаграмма символизирует осеннюю жатву, сбор богатого урожая и означает, что ваша счастливая звезда ярко освещает все ваши дела. Они идут успешно и ровно, а в будущем, возможно, пойдут еще успешнее и ровнее. Не забывайте о

Из книги автора

Гексаграмма № 56 Странствие (Путешествие) Б. Х. Есть все предпосылки для успеха в делах. Успешно пройдет и заграничная научная поездка, если таковая планируется. Вы очень честолюбивы, будьте осмотрительны, чтобы не испортить отношений с друзьями и коллегами по работе.

Из книги автора

Гексаграмма № 57 Проникновение (Ветер) Б. Х. Положение ваше запутанно, и в данный момент не так просто в нем разобраться и оценить его. Вы склонны изображать события слишком мрачно. Следуйте по пути, который укажет вам человек из вашего окружения, и убедитесь, что это

Из книги автора

Гексаграмма № 58 Радость (Водоем) Б. Х. Счастье уже на пути к вам, оно развеет нынешнее подавленное настроение. Эта гексаграмма имеет отношение ко всему, что связано с органами речи. Не пренебрегайте добрым советом друга и остерегайтесь дурно отзываться об окружающих.

Из книги автора

Гексаграмма Правитель: Соломон. Тип: шестиконечная звезда. Магическая форма: металлический или бумажный талисман. Два пересекающихся треугольника, которые составляют эту звезду,

Из книги автора

Гексаграмма, или Щит Давида Гексаграмма, или шестиконечная звезда, – геометрическое изображение Шестерки. Это число совершенства, и соответствующая ей фигура также совершенна и пропорциональна. Заключая в себе два треугольника, гексаграмма символизирует абсолютную

Из книги автора

Гексаграмма Гексаграммой называют шестиконечную звезду; она часто встречается и в разных эзотерических системах. В иудаизме ее именуют Звездой Давида. Ее символика имеет множество интерпретаций: четыре стихии, четыре стороны света, верх и низ. Гексаграмма может

После долгого периода неудач вновь восходит солнце успеха. Оно принесет вам все, к чему вы стремитесь. Возможно, вас ожидает длительное путешествие. Не тратьте много денег. Что касается ваших научных, производственных и любовных дел, то они пойдут блистательно. В ближайшее время у вас появится неожиданный шанс занять лидерствующее положение. Желание ваше уже исполняется и исполнится целиком, если вы по-прежнему будете прилагать для этого настойчивые и целенаправленные усилия.

Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было указано нами в 31-й гексаграмме, — то, что тематика первой части «Книги Перемен» и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде.

Кроме того, во второй части намечается создание личности, возникновение индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом отдельном человеке.

Она носит название Раздробление. Раздробление здесь указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь превращается в единичное. Образ, который авторы «Книги Перемен» выбрали для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя триграмма здесь — ветер, нижняя — вода.

Образ этот указывает на то, что если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса само собою должно происходить развитие и свержение этого развития. Этого процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как переживающего эту радость.

Таким образом, человек, даровавший радость, может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие, перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь, является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою, необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует понимать текст:

Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.

Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне; Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее отмечает «Книга Перемен». Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой, также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем:

В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.

Во время процесса индивидуализации самое важное — найти свое собственное место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки зрения феодальных авторов «Книги Перемен» представлялся престол. Поэтому в процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так:

Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу. Раскаяние исчезнет.

В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса раздробления.

Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем:

Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.

Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова это — раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого, то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство, единство, в котором они представляются целым холмом.

Поэтому, если единое «стадо» и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны, коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому, авторы «Книги Перемен» осознавали, что такая мысль, по существу диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит:

Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.

Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы. Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен разноситься повсюду как громкий голос.

Но на пятой позиции, которая должна быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на языке «Книги Перемен» в образе царя, живущего в центре. Это необходимо потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом смысле в тексте сказано:

Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.

Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно, выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано:

Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди. И хулы не будет.

Определите наиболее важные для вас задачи и принимайтесь за их решение. Не распыляйте силы. В этот период определяющими для вас должны стать ваши собственные интересы. Как в ваших повседневных, так и в любовных делах вас ожидает удача. У вас будет шанс стать лидером - не упустите его. Возможно, впереди у вас большое путешествие.

ваше желание

В отношении вашего желания следует сказать следующее: его исполнение понравится отнюдь не всем, вам будут мешать всеми возможными способами. Не посвящайте посторонних в свои планы, даже если вы доверяете им всецело. Чем меньше людей будет знать о ваших намерениях, тем больше шансов на то, что желание исполнится.

Объяснение гексаграммы

полное объяснение 59-й гексаграммы → Хуань: Раздробление

Объяснение каждой черты

объяснение черт гексаграммы снизу вверх

Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было указано нами в 31-й гексаграмме, - то, что тематика первой части "Книги Перемен" и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть - это уже скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме того, во второй части намечается создание личности, возникновение индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь превращается в единичное. Образ, который авторы "Книги Перемен" выбрали для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя триграмма здесь - ветер, нижняя - вода. Образ этот указывает на то, что если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость, может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие, перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь, является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою, необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует понимать текст: Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.

Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне; Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее отмечает "Книга Перемен". Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой, также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем: В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.

Во время процесса индивидуализации самое важное - найти свое собственное место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки зрения феодальных авторов "Книги Перемен" представлялся престол. Поэтому в процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так: Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу. Раскаяние исчезнет.

В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.

Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова это - раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого, то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство, единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое "стадо" и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны, коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому, авторы "Книги Перемен" осознавали, что такая мысль, по существу диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит: Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.

Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы. Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на языке "Книги Перемен" в образе царя, живущего в центре. Это необходимо потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом смысле в тексте сказано: Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.

Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно, выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано: Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди. И хулы не будет.

Свершение. Царь приближается к обладателям храма. Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.

Необходимо спасение. Лошадь сильна. - Счастье.
При раздроблении беги к своей опоре. - Раскаяние исчезнет.
Раздробишь свое тело. - Раскаяния не будет.
Раздробишь свое стадо. - Изначальное счастье. Раздробишь свой холм. (Это) не то, о чем думают варвары.
При раздроблении выступит пот (от) своих громких воплей. При раздроблении, (как) царь, живи. - Хулы не будет.
При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались, выйди - и хулы не будет.

Название

Хуань (Раздробление): рассеянные облака; разбивать препятствия; развеивать иллюзии, страхи, подозрения; прояснять вещи, преодолевать внутреннее сопротивление; развязывать, разделять; изменять и мобилизовать нечто застывшее; таяние льда, паводок, поднимающийся туман. Иероглиф изображает воду и знак расширения. Он подразумевает изменение формы через расширение или раздробление.

Образный ряд

Это время, чтобы устранять недопонимание, избавляться от иллюзий и разбирать препятствия. Пусть свет понимания рассеет тьму неведения. Уподобьтесь царю, который строит величественный храм для духовного объединения людей и связи с высшими силами. Время благоприятствует новым проектам и смелым начинаниям. Войдите в реку жизни с осмысленной целью. Распространяйте ясность и понимание. Цари древности приносили жертвы высшим силам, чтобы очистить путь. Разгоняйте туман, открывайте путь и готовьтесь к великим свершениям.

Внешний и Внутренний миры

Ветер (Дерево) и Вода

Внутренний поток проникает во внешний мир, растворяя преграды и преодолевая препятствия.

Устранение препятствий содержит скрытую возможность добычи пропитания для себя и других.

Последовательность

Вы вдохновляете что-то, а затем рассеиваете это. Осознание этого позволяет пользоваться раздроблением.

Определение

Раздробление означает прорыв через препятствие.

Образ

плыть в лодке по течению.

Символ

сильный ветер всё сдувает на своём пути.

Ветер дует над водой. Раздробление.

Правители древности приносили жертвы Небу для основания храмов.

Линии гексаграммы

Вначале шестерка

Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.
Вы нуждаетесь в помощи. Она приходит в виде невидимой силы, духа-помощника в образе лошади, который Символизируется нижней триграммой в данном положении. Путь открыт.

Девятка вторая

При раздроблении беги к своему престолу.
Раскаяние исчезнет.

Сейчас вам нужно найти свое место. Если вы сделаете это, то сможете исправить прошлые ошибки (раскаяние исчезнет).

Шестерка третья

Раздробишь свое тело.
Раскаяния не будет.

Не отождествляйте себя со своими желаниями, потребностью в самовыражении или стремлением к личной власти. Сосредоточьтесь только на своей цели. Вы не пожалеете об этом.

Шестерка четвертая

Раздробишь свое стадо. Изначальное счастье.
В раздроблении будет холм.
Это не то, о чем думают варвары.

Трудность понимания афоризмов на четвертой позиции привела к различным толкованиям. В целом принято считать, что, разделяя свои мысли и поступки, человек находит диалектическое единство в их разнообразии. Варвару (то есть некультурному человеку) такие вещи недоступны.

Девятка пятая

При раздроблении выступает пот от громких воплей.
При раздроблении живи, как царь.
Хулы не будет.

Здесь продолжается образное описание процесса индивидуализации. Важно сознавать, что, несмотря на внешнюю фрагментарность, субъект действия (царь) руководит процессом, сохраняя свою целостность. Применительно к человеку это означает, что какими бы разными делами вы ни занимались, должно быть нечто, что связывает их воедино и придает им оттенок вашей личности.

Наверху девятка

При раздроблении твоя кровь уйдет.
Удались. Выйди.
И хулы не будет.

При разрешении ситуации человек жертвует собой, отдавая свои силы на благо окружающих. Все, что вам остается,- это уйти, оставив другим плоды своих трудов. Только это может привести к благоприятному исходу.

Ассоциативное толкование

  1. Храм в горах означает «быть выше мирских дел».
  2. Монах символизирует мирную и чистую личность.
  3. Человек следует за монахом. Это означает «уйти от дел, предавшись безделью».
  4. Дух следует за человеком. Это означает «быть сдержанным в своих речах и осторож¬ным в личном поведении».
  5. Божество облачено в золотые доспехи. Это означает «помощь с небес».

Объяснение гексаграммы по Вэнь-вану.

Рассеивание приносит успех. Царь входит в свой храм. Бремя пересекать великую реку и Быть настойчивым.

Указания к толкованию

  1. Это мартовская гексаграмма. Она хороша летом и зимой и плоха осенью.
  2. Хуань действует как ветер над водой. Он рассеивает воду, превращая ее в туман и пар. То же самое происходит с нашим умом. Из-за жесткости и эгоизма мы становимся негибкими, негибкость приводит к отделению от других людей. Нам нужен теплый весенний ветер, чтобы растворить эту негибкость. Когда лодка пересекает реку, все руки должны объединиться в выполнении общей задачи.
  3. Друзья приглашают вас на вечеринку на лоне природы - «отметить приход весны». Это для вас звучит глупо, но, когда вы приезжаете, день такой хороший и все так счастливы, что вы и сами начинаете чувствовать себя в два раза лучше.

Объяснение отдельных яо по Чжоу-гуну.

Первое яо.
Начальная шестерка. Он приносит помощь и имеет силу лошади. Удача.

  1. Ваши друзья вдохновляются грандиозной идеей и проектом, но когда они приступают к его осуществлению, начинаются разногласия и споры. Вы тоже присоединяетесь к обсуждениям и неутомимо работаете, чтобы исправить мелкие недоразумения, и в результате план начинает успешно осуществляться.
  2. Вы очень усердно работаете, будто путешествуете верхом без отдыха.
  3. Беспечно брошенные слова не догонишь даже на четвёрке лошадей.

Второе яо.
Девятка вторая. При рассеивании он торопится присоединиться к тому, что поддерживает его. Разочарование исчезает.

  1. Вы обнаруживаете, что живёте сами по себе и недовольны, когда кто-то пробует вам помочь. Потом вы понимаете, что это просто приступ плохого настроения, идёте в гости к своим старым друзьям и понимаете, что ваше видение снова становится здра¬вым и нормальным.
  2. Когда вы попытаетесь получить преимущество перед другими, вас осадят.
  3. Каждый любит то, что ему принадлежит.

Третье яо.
Шестерка третья. Он рассеивается. Нет разочарования.

  1. Вы беретесь за дело, которое настолько важно для вас, что вы забываете о своих личных желаниях и предпочтениях и следуете только тому, что способствует делу. Благодаря этому вы добиваетесь успеха.
  2. Радуясь жизни, следует быть готовым к возможным будущим опасностям.
  3. Старое засохшее дерево неожиданно выпустило новые побеги.

Четвертое яо.
Шестерка четвертая. Рассеиваются его связи с группой. Высшая удача. В рассеивании - накопление. Это то, о чем обычные люди никогда не думают.

  1. Ваши интересы начинают уводить вас из круга друзей, но вас это не беспокоит. Позже вы замечаете, что развиваетесь как личность и стали более интересны как для старых друзей, так и для новых.
  2. В этом нет ничего неправильного.
  3. Это - как ласковый дождь после долгой засухи. Вы получите то, что вам очень нужно и чего вы были очень долго лишены.

Девятка пятая. Рассеивается пот от его громких криков. Рассеивается царская Жизнь. Нет вины.

  1. Один из членов вашей группы задумывает прекрасный проект и втягивает в него остальных. Застой, который был у вас до этого, кончается.
  2. Нельзя перекладывать вину на другого.
  3. Не разрушайте мост, переправившись через реку. Это значит, что нельзя пренебрегать человеком после того, как воспользовался им.

Шестое яо.
Верхняя девятка. Он рассеивает кровь. Уходить, отдалять и выходить - нет вины.

  1. Вы с друзьями отдыхаете в парке и вдруг видите, что к вам приближаются подо¬зрительные личности. Вы указываете на них своим друзьям, и, пока кто-то вызывает полицию, остальные отступают в безопасное место.
  2. Не умно сосредоточиваться на деталях, забывая о главной цели.
  3. Можно оказать людям финансовую помощь в трудную минуту, но не следует делать этого, если они постоянно без денег.

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Для понимания данной гексаграммы необходимо вспомнить то, что уже было указано нами в 31-й гексаграмме, - то, что тематика первой части «Книги Перемен» и второй части ее несколько различаются. В первой части мы видели создание деятеля, исходящее из космических сил. Вторая часть- это уже скорее практическая деятельность человека в окружающей его среде. Кроме того, во второй части намечается создание личности, возникновение индивидуального. И именно здесь после всей эпопеи развития сил, их накопления, их переплавки, их выявления вовне, реинтеграции в каждом из окружающих людей, после этого сложного пути, который был очерчен в предыдущих гексаграммах, наступает, наконец, та гексаграмма, которая говорит об индивидуализации, о проявлении полноты самосознания в каждом отдельном человеке. Она носит название Раздробление. Раздробление здесь указывает на возникновение индивидуальности в частном. Так, единое здесь превращается в единичное. Образ, который авторы «Книги Перемен» выбрали для изображения этого раздробления, заслужит нашего внимания. Верхняя триграмма здесь - ветер, нижняя - вода. Образ этот указывает на то, что если водная гладь, пока ветер не действует, представляется нам некоторым единством, то при первом же ударе ветра на ней появляется множество отдельных раздробленных блесток. И каждый человек, каждая личность воспринимается здесь как нечто самостоятельное. Во время этого процесса само собою должно происходить развитие и свершение этого развития. Этого процесс возникает потому, что радость, бывшая достоянием достигнувшего цели человека, распространена и на всех окружающих людей, и каждый, кто воспринял в себя эту радость, осознавая ее, осознает и самого себя как переживающего эту радость. Таким образом, человек, даровавший радость, может ощущать, что он выполнил все, чему его обязывало его бытие. Он может ощущать, что он выполнил свой долг перед людьми, давшими ему это бытие, перед своими предками. Процесс индивидуализации, намечающийся здесь, является процессом важным и серьезным, и поэтому здесь необходимо предпринимать большие и ответственные действия, в которых, само собою, необходимо сохранять полную стойкость, понимаемую в этом случае как подлинная правота в мыслях, в действиях, в словах. В этом смысле следует понимать текст: Раздробление. Свершение. Царь приближается к обладателям храма (к духам предков). Благоприятен брод через великую реку. Благоприятна стойкость.

1
Первая позиция характеризует пребывание в самом себе, непроявление вовне; Поэтому здесь силами одной первой позиции еще не достигнута необходимая индивидуализация и раздробленность. Здесь нужна помощь, идущая извне. И ее отмечает «Книга Перемен». Помощь эта должна быть сильна. Если здесь выбран образ лошади, то, во-первых, потому, что триграмма кань, стоящая внизу, в символике животных относится к лошади, и, во-вторых, потому, что здесь помощь исходит даже от второй позиции, которая занята сильной чертой, также символизирующей лошадь. Поэтому в тексте мы здесь читаем: В начале слабая черта. Необходима помощь. Лошадь сильна. Счастье.

2
Во время процесса индивидуализации самое важное - найти свое собственное место. Оно должно быть именно собственным и прочным, тем, чем с точки зрения феодальных авторов «Книги Перемен» представлялся престол. Поэтому в процессе индивидуализации каждый человек должен стремиться к своему престолу. Мы бы сказали, каждый должен занять подобающее ему место. Если это выполнено, то сглаживаются ошибки, совершенные в прошлом, и раскаяние исчезнет. Таким образом, текст говорит здесь так: Сильная черта на втором месте. При раздроблении беги к своему престолу. Раскаяние исчезнет.

3
В процессе раздробления и индивидуализации наибольшую опасность представляет безостановочность этого процесса. Когда в процессе раздробления ему подвергается даже сама индивидуальность, т.е. нечто неделимое, то благоприятный исход наступить не может. Человек будет вынужден горько раскаиваться в том, что он вовремя не остановил процесса раздробления. Однако поскольку третья позиция по самому своему смыслу является устремлением вовне, распадом внутреннего, постольку в данном случае человеку не предстоит раскаяния, ибо, проводя все дальше и дальше распад, он действует только в духе той позиции, которую он занимает в пределах данной ситуации. Поэтому здесь в тексте мы читаем: Слабая черта на третьем месте. Раздробишь свое тело. Раскаяния не будет.

4
Процесс раздробления, индивидуализации может быть рассмотрен как двусторонний процесс еще и с другой стороны. Если в известном смысле слова это - раздробление некоего целого и тем самым уничтожение его как целого, то, с другой стороны, здесь вместо многого возникают многие. Их множество в известном смысле слова представляет собою опять-таки некое единство, единство, в котором они представляются целым холмом. Поэтому, если единое «стадо» и разбито на отдельные индивидуумы, то, с другой стороны, коллектив этих индивидуумы представляет собою большой холм. По-видимому, авторы «Книги Перемен» осознавали, что такая мысль, по существу диалектичная, трудна для восприятия, если человек недостаточно развит в культурном отношении. Сознавая трудность данной мысли, текст гласит: Слабая черта на четвертом месте. Раздробишь свое стадо. Изначальное счастье. В раздроблении будет холм. Это не то, о чем думают варвары.

5
Процесс индивидуализации, раздробления исходит из некоего центра и устремляется к периферии, и на периферии возникают отдельные индивидуумы. Чтобы выразить этот процесс образно, текст говорит здесь о том, как отдельные капельки пота выступают на периферии кожи вследствие того, что внутри человек ощущает жар. Этот процесс индивидуализации должен разноситься повсюду как громкий голос. Но на пятой позиции, которая должна быть руководящей, необходимо поставить себя в центре, что выражается на языке «Книги Перемен» в образе царя, живущего в центре. Это необходимо потому, чтобы внутренне противостоять процессу раздробления и удержаться в нем, не раздробляясь. Только тогда исход может быть благоприятным. В этом смысле в тексте сказано: Сильная черта на пятом месте. При раздроблении выступает пот от громких воплей. При раздроблении, как царь, живи. Хулы не будет.

6
Чрезмерное развитие процесса раздробления, когда личность отдает себя ради того, чтобы возникли в окружении самостоятельные индивидуумы, приводит к полной отдаче своих сил окружению. Но это так и должно быть. Тут необходим выход за пределы самого себя. В этой жертвенной самоотдаче, возможно, выправить неудачность шестой позиции, по поводу которой в тексте сказано: Наверху сильная черта. При раздроблении твоя кровь уйдет. Удались. Выйди. И хулы не будет.

Комментарий А.В. Швеца

Во внешнем - Утончение и проникновенность, во внутреннем - Погружение и опасность. Утончение связанное с появлением более мелких независимых объектов с сопутствующим ощущением опасности - раздробление.

Интерпретация Хейслип

Яркое солнце успеха вновь восходит после долгого периода неудач. Все, к чему вы стремились, станет возможным. Очень может быть, что вас ожидает длительное путешествие. Старайтесь не тратить много денег. Дела ваши во всех отношениях пойдут прекрасно, и в ближайшее время у вас появится неожиданный шанс стать лидером. Ваше желание сейчас уже исполняется. И если вы будете настойчивы и целенаправленны в своих усилиях - оно исполнится целиком.

Описание внешней и скрытой гексаграмм

В проявленном мире шумит листвой на ветру могучее дерево. Идет суетная жизнь, полная самых разнообразных событий.

Оно глубоко корнями проникло в толщу земли, а тонкими ветвями, кажется, дотянулось до самого голубого неба. Наряду с тонкими духовными устремлениями в этой жизни будет глубокое проникновение в суть происходящего.

Дерево разбудило корнями подземное море, запертое в недрах земли. Эти искания позволят открыть очень мощный и опасный источник силы, скрытый на внутреннем плане.

Вода бурным потоком устремилась на поверхность, сметая все преграды. Открытый внутренний источник начинает влиять на происходящие события.

Дерево целиком погружается в опасную пучину. Все внимание захвачено открытой новой и опасной гранью реальности, проявляющейся с внутреннего плана.

Там, где вчера шелестело листьями на ветру могучее дерево, завтра будут гулять опасные морские волны. Там, где раньше шла наполненная разнообразной суетой жизнь, завтра все погрузится в новую, опасную реальность.

На ПОДСОЗНАНИИ в самом сердце горы проросло семечко. Проросло семя нового осознания происходящего.

Дерево растет, питаясь землей. Но путь к свету, к небу преграждает гора, громадная каменная глыба. Изменения в сознании набирают силу, основываясь на реальных фактах. Незыблемая, непоколебимая громада общепринятых, устоявшихся взглядов, подавляет рост нового осознания реальности.

Дерево, как гром, прорастает сквозь препятствие на поверхность. Изменения в сознании очень резко преодолевают сложившуюся матрицу стереотипов и начинают проявляться в мире событий.

И вскоре под его мощной кроной уже совсем не различить гору. Старые общепринятые взгляды будут коренным образом переосознаны, так что их трудно будет даже и узнать.

Общее толкование гексаграммы №59

На тонком плане привычная устоявшаяся картина мира с громом раскалывается под натиском осознания новых фактов. Это развитие через преодоление сложившихся в подсознании стереотипов и догм. Такой резкий рост и взрывообразные изменения в подсознании называются ТРАНСФОРМАЦИЕЙ СОЗНАНИЯ. Изменения в подсознании вызывают мощные ветра перемен и в проявленной реальности. С помощью утончения и проникновения будет открыта новая, опасная и громадная грань реальности. Она постепенно вытесняет все остальное из жизни человека. Привычные жизненные ориентиры и цели исчезают или переосмысливаются. Реальность вроде бы та же, но в тоже время другая, обновленная.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ делает доступным, открывает внутренний безбрежный мир. Внешний мир, оказывается, зависим от внутренней реальности. Один раз, обнаружив себя, скрытая грань, как магнит, притягивает внимание и вытесняет все внешние события на второй план.

В чем же опасность ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ?

1. Естественное сосредоточение на своем внутреннем мире может вести к утрате связей с миром событий.

2. Неумелое использование открывшейся внутренней мощи может вызывать самые разнообразные, часто очень нежелательные, события.

3. Изменение основных устоявшихся взглядов, как правило, вызывают большой страх и внутреннюю панику. Привычный мир рушится, и куда это приведет в данный момент совершенно неизвестно! А страхи на этом уровне материализуются.

Неблагоприятно полностью с головой уйти в тонкий мир, игнорируя внешний мир, как зависимый. Можно утонуть в опасном океане подсознания. Благоприятно гармонично сочетать в себе два мира: внешний проявленный и внутренний подсознательный, и каждую секунду наблюдать, как они взаимодействуют друг с другом.

МНОГОМЕРНОСТЬ

(ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ ВИБРАЦИЯ ГЕКСАГРАММЫ №59)

СЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПАМ

СЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПАМ – признание общепринятых, устоявшихся взглядов единственно возможными и абсолютно верными. СЛЕДОВАНИЕ СТЕРЕОТИПАМ – это препятствие изменениям, переменам на уровне сознания. Перемены, изменения – главное свойство жизни. Под давлением новых фактов, не укладывающихся в старую стереотипную матрицу сознания, всегда будет происходить ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ.

ПОГРУЖАЯСЬ В ПУЧИНУ ОКЕАНА ПОДСОЗНАНИЯ, НИ НА МИГ НЕ ЗАБЫВАЙ О МИРЕ, КОТОРЫЙ ОСТАЛСЯ НА ПОВЕРХНОСТИ.

Позиции для осознания:

1. ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЗНАНИЯ – осознание своей общности со всей Вселенной таит опасность раздробления, распыления повсюду. Вы можете полностью утратить себя, как отдельное сознание, отдельную личность.

2. В детстве все мы любили сказки. И сейчас не можем с ними расстаться. Придумали сознание и трансформацию сознания.

3. Не стоит бояться ТРАНСФОРМАЦИИ СОЗНАНИЯ, поскольку не существует примеров исчезновения энергии. Бояться вообще не надо ничего.

4. Сознание придумали психотерапевты, чтобы не работать, а брать деньги за то, чего нет. Поводил руками, сделал взгляд и, пожалуйста, трансформировал сознание получи гонорар.

5. Трансформация сознания на планете Земля идет полным ходом от индивидуального к всеобщему! Войдя в зал, мы сразу ощущаем настроение зала. Мы часто чувствуем чужую боль и радость почти как свою даже за тысячи километров.

6. «Идея отделенности - только наша иллюзия. Идея единства будет нашим опытом предельной истины. Нужно лишь немного больше разума, и ты сможешь выйти из темноты, страдания, ада, в котором живет все человечество. Секрет того, как из него выйти, - помнить себя. И это вспоминание будет возможным, если ты поймешь идею, что ты один», - Гаутама Будда.

7. Даже отдельная моя часть, моё ухо содержит атомы, которые находились в магме Земли, в далёкой неизвестной звёзде, в телах динозавра, муравья, жителя Атлантиды… Чего во мне только нет! Это всё только в теле, не говоря уже о сознании! Я един со всей Вселенной.

8. «Мы все члены одной семьи, связанные религией любви. Любовь видит всех как одну божественную семью», - Сатья Саи Баба.

9. Сделай сознание гибким и податливым, как вода. «Вода - самое мягкое и податливое вещество. Но ничто лучше воды не преодолевает твердое и жесткое», - Лао-Цзы «Дао дэ цзин».

10. Можешь сколь угодно долго заниматься духовными практиками, но если твоё сознание ограничено узко очерченным кругом, если тебя волнует только твоё ближайшее окружение, то ты никогда не сможешь покинуть этот круг, в который сам себя поместил! Ты будешь всегда пребывать в одном ограниченном месте. Потеря силы и деградация неизбежны. Трансформация, расширение сознания синоним позитивного развития.

11. С чем ты себя ассоциируешь в широком смысле этого слова? За что волнуешься, чью боль или радость чувствуешь: только своего тела, только семьи, только родных, только нации, только своей страны, только людей, только планеты Земля или неужели всего Космоса? Чем ты шире, тем сильнее твоё влияние на мир, а значит и мира на тебя. Любое ограничение - всегда утрата связей, возможностей и силы.

12. Я ответственен за всё, что происходит в мире.

13. Я ответственен только за свои реакции на происходящие события.

14. «Когда вы не осознаёте происходящего внутри нас, снаружи это кажется судьбой», - Карл Юнг.

15. «Достигнув конца того, что следует знать, ты окажешься в начале того, что следует чувствовать», - Халиль Джебран.

16. «Исцеление - побочный эффект осознания», - Фрэнк Кинслоу.

17. «Невозможно овладеть чем-то, чем уже владеешь. Это не просто трудно, это не возможно. Чистое сознание нельзя постичь, работая над этим. Его можно постичь, не работая », - Фрэнк Кинслоу.

18. «Мир не такой, каким ты его представляешь. Однако мир преподносит себя в точности таким, каким ты его считаешь. Такова сила веры», - Муджи.

Невозможно представить себе китайскую культуру и историю без такого знаменитого труда как «Книга Перемен». «И Цзин», или «Чжоу И» – это философская теория, которая представляет собой практику предсказаний. Согласно истории, первый китайский император Фу Си изучал движение планет, Солнца, Луны и их взаимодействие с человеком. Именно он заложил начало создания триграмм и гексаграмм (гуа). Он называл их методом сообщения человека с невидимым духовным миром. В данной статье рассмотрим Гексаграмму 59 и узнаем, что она обозначает.

Структура «Книги Перемен»

Для того чтобы в полной мере понять каждую из гексаграмм, нужно знать, как соотносятся их толкование и линии, которые их образуют. Так, в «И Цзин» есть 64 гуа, составленных из линейных знаков – ян (–) и инь (--). Шесть линий в каждой из гексаграмм имеют своё особенное положение, от чего, собственно, и зависит их толкование. Например, Гексаграмма 59 имеет такой вид: прерывистая, прямая, две прерывистых и две прямых линии (читается снизу вверх). При этом некоторые из линий могут быть подвижными и взаимозаменяемыми, однако это зависит не от той или иной гуа, а от монет, которые выпадают. Для того чтобы получить правильный ответ на свой вопрос при помощи «Книги Перемен», очень важно придерживается правильной техники гадания. Поскольку в наше время она достаточно упрощена, научится ей не составит труда.

Техника гадания

Несмотря на то, что у многих людей «И Цзин» ассоциируется с монетками, необходимым атрибутом для этой техники все же были сухие стебли тысячелистника (50 штук). Но поскольку для этого способа гадания необходимо провести целых 18 операций, а само растение найти достаточно сложно, Цзин Фан (специалист по И Цзину) создал другой метод. Для него необходимо иметь всего 3 бронзовые монеты, футляр и красный шелк. Последние два атрибута нужны для того, чтобы там хранить монеты.

Так, для того чтобы получить ответ на свой вопрос, необходимо освободить разум от лишних мыслей. Представьте, что вы обращаетесь за советом к самой Вселенной. Затем, мысленно сформулировав вопрос, выбросите монеты на стол. Так нужно сделать шесть раз.

Составляем гексаграмму

За каждым броском, результат необходимо записывать на бумаге, причем делать это нужно снизу вверх.

Значения выпадающих результатов (яо) таковы:

  • 2 решки и 1 орел – сплошная линия, обозначаемая цифрой 7 и называемая «чай».
  • 2 орла и 1 решка – прерывистая линия, обозначается цифрой 8 «дань».
  • 3 решки – это «чжун» сплошная линия с цифрой 9.
  • 3 орла – «цзяо» прерывистая, цифра 6.

Если же данный ответ на вопрос достаточно неоднозначный, то можно рассмотреть скрытую гексаграмму, переставив некоторые из яо. Так, нужно выделить вторую, третью и четвертую линию – это будет первая нижняя триграмма, а затем третья, четвертая и пятая – вторая верхняя.

Так, как видно на рисунке, при определении из Гексаграммы 59 скрытой гуа получим совершенно другую – 27. Её значение более глубоко объясняет значение основной. Узнаем об этом более детально.

Значение Гексаграммы 59 у разных авторов

Конечно же, при толковании следует учитывать тот факт, что существуют различные обозначения этой гуа. Всё дело в том, что китайские иероглифы сами по себе переводить достаточно сложно. По этой причине различные авторы немного по-разному трактуют одну и ту же гексаграмму. Так, на китайском языке она называется «Хуань». Л. В. Нагайцева Гексаграмму 59 толкует как «Раздробление». В этом значении гуа олицетворяет счастье, удачу, успех. В данном толковании важно отметить, что на судьбу человека влияет некоторая сильная личность. Другой автор – Склярова - Гексаграмму 59 толкует как «Рассеяние». Но в этом значении человек преодолевает сильного человека или определенные события, которые изначально кажутся сильнее гадающего.

Толкование Гексаграммы 59

Итак, гуа «Хуань» означает «Разлив». В этом значении следует понимать увеличение энергетического потенциала. Гуа предсказывает хорошее завершение запланированных дел. Если посмотреть на иллюстрацию к Гексаграмме 59, значение которой мы рассматриваем, то можно увидеть красивый пейзаж: волны, горы, деревья. Всё это в точности отображает картину разлива. Река выходит из берегов, а это означает, что энергия гадающего буквально плещет через край. Он полон сил и энтузиазма и всего его проблемы удастся решить без особых усилий.

Характеристика отдельных линий

В философии «Чжоу И» есть еще один достаточно важный нюанс. Линии 6 и 9 считаются подвижными и в определенных положениях имеют свое толкование.

Так, начальная шестерка обозначает, что гадающему необходимо заручиться поддержкой знакомых и друзей. Ему не стоит отказываться от предложенной помощи. Кроме того, следует прислушаться к их мыслям и идеям, возможно, они помогут решить возникшие проблемы.

Вторая девятка символизирует поток неожиданных событий. Они настолько захлестнут гадающего, что он может забыть о своих делах и намерениях. В таком случае «И Цзин» говорит о том, что нужно собраться с силами и успокоится.

Третья шестерка говорит о возможных трудностях, которые скорей всего пойдут на пользу гадающему. Не стоит разочаровываться в мелких неудачах, ведь огромное счастье ждет его впереди.

Четвертая шестерка толкуется как неприятности, которые коснутся не только вопрошающего, но и многих других людей. Несмотря на это, потерь и сожалений не будет. Всё закончится хорошо.

Пятая девятка говорит о том, что кто-то другой попал в беду, и, возможно, вы сможете ему помочь. Данная ситуация разрешится благополучно и не затронет гадающего.

Верхняя девятка несет в себе самое опасное значение. Так, человека ожидают крупные неприятности. Он сможет их победить, только если приложит к этому все свои усилия.

Одна гексаграмма и три толкования

Для того чтобы получить наиболее развернутый ответ, необходимо знать некоторые принципы гадания по « Книге Перемен». Так, один из них мы уже рассматривали ранее. Он основывается на «вплетении средней фигуры» и символизирует середину пути. Третья гексаграмма, которую мы научимся составлять, будет символизировать завершение ситуации. Для этого, необходимо заменить подвижные линии. Конечно же, рассматривая «Книгу Перемен» и 59 гексаграмму, сложно сказать, какие именно из них будут подвижными. Например, представим, что в гадании выпадает третья линия – это три орла (шестерка прерывистая) и шестая - три решки (сплошная девятка).

Тогда для составления третьей гексаграммы, необходимо поменять девятку на шестерку и наоборот. Так образуется еще одна гуа - 48. Теперь, исходя из полученных трех гексаграмм, ответ на заданный вопрос можно дать более объемный.

Толкование полученных гексаграмм

Как мы уже выяснили, из одной гуа можно получить целых три. На приведенных выше примерах получились такие: 27, 48 и рассматриваемая в данной статье Гексаграмма 59. Значение каждой из них и будет ответом на поставленный вопрос. Например, человек спрашивает, что его ждет на новой работе. В ответ ему выпадают следующие монеты:

  1. Два орла и одна решка (8).
  2. Две решки и один орел (7).
  3. Три орла (6).
  4. Два орла и одна решка (8).
  5. Две решки и один орел (7).
  6. Три решки (9)

Поскольку линии записываются снизу вверх, получаем Гексаграмму 59. «Книга Перемен» толкование к ней дает следующее: успех в любых начинаниях. А это означает, что на начальном этапе человека на работе ожидают удача и хорошие результаты. У него достаточно сил и энергии для осуществления проектов и самых различных идей. Углубимся в рассмотрение ситуации при помощи других гексаграмм. Способы их получения уже были описаны выше. Так, вплетая среднюю фигуру гуа, получаем Гексаграмму 27 – «Кормление». Она символизирует увеличение дохода. За свои труды человек будет вознагражден. Он даже может обратиться к руководству за повышением зарплаты, ему не откажут.

Последнею гуа, которая будет показывать общий результат заданного вопроса, образовываем при помощи подвижных линий. В данном примере это третья и шестая. В результате получаем Гексаграмму 48 – «Колодец». Её значение не такое же благоприятное, как двух предыдущих. Так, данная гуа предвещает расточительство и потери. Возможно, человек не сможет удержаться на данном месте работы из-за своего легкомыслия. Другими словами можно сказать, что «Книга Перемен» предупреждает человека о том, что его ждут неприятности, если он не изменит своего поведения.

Так, анализируя все три Гексаграммы можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что у человека будет достаточно энергии и сил на новую работу, ему могут помешать его недостатки. Это может быть не только расточительство, но и, например, жадность. Гадающий попытается заработать слишком много денег, но из-за этого потеряет всё. Следует понимать, что «И Цзин» - это всего лишь предсказательная философия, и каждый человек вправе изменить свою жизнь так, как посчитает нужным.