Паремия переводится как притча, иносказание . Это избранные чтения из Священного Писания , преимущественно Ветхого Завета, в которых пророчески или прообразовательно изъясняется значение праздника.
Паремии обычно напечатаны на ряду в Минее и называются «чтения». Еще они могут быть напечатаны в Минее того же месяца, только в другой день – в службе святому такого же чина. В таком случае на ряду указано число, где паремии искать. Паремии всем чинам святых напечатаны в приложении Общей Минеи.
Паремии читаются :
На великой вечерне после прокимна при знаках полиелей и бдение.
В седмичные дни великого поста: 1) на 6-ом часе 1 паремия; 2) на вечерне 2 паремии.
На Царских часах.
На великом освящении воды на Богоявление.
Обычное количество паремий – 3 . Больше паремий бывает в следующие дни: на вечерне в праздник Благовещения – 5 паремий, в Навечерие Рождества Христова – 8 паремий, в Навечерие Богоявления – 13 паремий, в Великую Субботу – 15 паремий.
Образ исполнения паремий: свящ.: «Премудрость», чтец читает надписание паремии, например, «Бытия чтение», свящ.: «Вонмем», чтец читает паремию. Перед каждой паремией эти возгласы повторяются .
Литии нет. Но в последовании некоторых полиелейных служб в Типиконе и Минее говориться о литии и есть стихиры на литии. В таком случае, «аще изволит настоятель», можно совершить литию, но без выноса и последующего освящения хлебов и других веществ.
Окончание великой вечерни будничным порядком при открытых царских вратах: хор поет тропарь святого, «Слава, и ныне…» Богородичен; священник: «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…», священник: возглас утрени «Слава Святей…» и далее совершается праздничная утреня.
На утрени после кафизм и седальнов поется полиелей – «Хвалите Имя Господне…». Этот момент отличает полиелейную службу от предыдущей – со славословием, отсюда и название знака праздника. С началом полиелея открываются царские врата, священник совершает каждение (подробнее о полиелее см. в разделе «Воскресное всенощное бдение. Утреня»).
Сразу после полиелея поется величание.
Величание.
Это новозаветное хвалебное песнопение в честь праздника или святого , начинающееся, чаще всего, словами «Величаем Тя…». Величание поется со стихами так называемых избра́нных псалмов . В эти псалмы собраны из всей Псалтири стихи, прообразовательно или иносказательно повествующие о празднике или святом.
Величания с избранными псалмами напечтаны в Ирмологии (глава «Полиелей, поемый в праздники Господския, и Богородицы и нарочитых святых, и величания со избра́нными псалмами»), во 2-й части Следованной Псалтири (глава «Псалмы избра́ные»), а также Общей Минее . В этих богослужебных книгах для Двунадесятых Господских и Богородичных праздников величания напечатаны для каждого праздника отдельно, а для служб святым даны общие величания «по чину», т.е. для апостола, святителя, преподобного и т.д.
Образ исполнения величания. Сначала величание поет духовенство перед праздничной иконой, затем хор поет стих избранного псалма и величание, стих, величание и т.д., пока священник не покадит весь храм; тогда хор «Слава, и ныне… Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» дважды; духовенство поет «Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже» 1 раз и величание.
После величания малая ектения и читаются седальны святому «по полиелеи».
Затем поется «От юности моея…» - 1-й антифон 4-го гласа. Текст этого песнопения находиться в последовании воскресной утрени 4-го гласа, а также, в нотных книгах.
Читается праздничное Евангелие . В Минее обозначено зачало, то есть, какой Евангельский отрывок читать в этот праздник.
Затем на 6-й глас поется «Слава…» «Молитвами …(чин и имя святого, например , святителя Николая), Милостиве, очисти множества согрешений наших»,
«И ныне…» «Молитвами Богородицы , Милостиве, очисти множества согрешений наших», «Помилуй мя, Боже…» (два стиха 50-го псалма),
стихира праздника «по 50-ом псалме» (глас этой стихиры указан в Минее на ряду, но есть практика петь ее, также как предыдущие строки, на 6-й глас).
Канон: Богородице на 6
Святому на 8.
Оба эти каноны напечатаны на ряду в Минее. Если канона Богородице в Минее нет, то поется канон Молебный Богородице «Воду прошед яко сушу … Многими содержим напастьми…» или из приложения Октоиха.
Окончание утрени праздничное – поется великое славословие, тропарь, 2 ектеньи, окончание, отпуст, 1-й час.
Если полиелейная служба в честь Богородицы ,
то на ряду в Минее напечатаны песнопения на «Слава, и ныне…», как и в службах со славословием.
После стихир на «Господи, воззвах…», на стиховне и на хвалитех поются стихиры на «Слава, и ныне…», а Богородичны из приложений Минеи не используются.
Тропари поются особым образом : в конце вечерни и после великого славословия поется тропарь праздника 1 раз, а на «Бог Господь…» тропарь праздника дважды, «Слава, и ныне…» этот же тропарь.
Если праздник Богородицы , то после Евангелия «Слава…Молитвами Богородицы…», «И ныне… Молитвами Богородицы… ».
Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова паремия
паремия в словаре кроссвордиста
паремия
Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир
паремия
ж. церк. нравоучительное слово;
места из Свщ. писания, читаемые на вечерии по входе. Паремийник, книга, содержащая праздничные паремии.
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
паремия
паремии, ж. (греч. paroimia - притча) (лит. и церк.). Чтение отрывок из Ветхого завета.
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
паремия
ж. Читаемый в православной церкви во время богослужения отрывок из книги Ветхого Завета, содержащий пророчество или поучение.
Википедия
Паремия (филология)
Пареми́я (от - поговорка, пословица, притча) - устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания.
К паремиям относятся пословицы, представляющие собой целостные предложения (например, Вот тебе, бабушка, и Юрьев день ), и поговорки, являющиеся фрагментами предложений (поживём - увидим ). Паремии представляют собой речевые клише, близкие по образности и афористичности крылатым словам, однако, в отличие от последних, являются анонимными изречениями.
Паремия (литургика)
Пареми́я , или Парими́я - элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви - отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужебными чинопоследованиями Вечерни, Всенощного бдения и молебнов. Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается.
Богослужебная книга, в которой собраны паремии носит название « Паримейник » или «Паримийник».
Толкователем пареми́й был епископ Костромской и Галичский Виссарион (1823-1905).
Паремия
Пареми́я :
- Паремия - устойчивая фразеологическая единица, представляющая собой целостное предложение дидактического содержания.
- Паремия - в богослужебной практике православной церкви - чтения из книг Священного Писания, которые приурочены к богослужебным чинопоследованиям Вечерни, Всенощного бдения и молебнов.
Примеры употребления слова паремия в литературе.
Богоматерь, поэтому паремия о сне Иакова читается в Богородичные праздники.
Хотя паремии из нее не читаются за православным богослужением, но в богородичных песнопениях использованы образы и выражения из нее.
Поэтому паремии из Притчей читают в Богородичные праздники, а храмы св.
Во всяком случае, несомненно, что они перевели все паремии и Псалтирь.
На вопрос Епифания перечислил, загибая пальцы, свои переводы на зырянский язык: часослов, псалтырь, избранные чтения из Евангелия и Апостола, паремии , стихирарь, октоих, литургию и ряд праздничных служб, а также заупокойную службу, Евангелие от Луки.
Толкования на паремии из книг пророков: Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоиля, Ионы, Михея, Софонии, Захарии, Малахии.
В большие праздники, в сочельник он всегда читал паремии , и так, что запомнилось на всю жизнь.
Накануне праздника Рождества Богородицы совершается всенощная с чтением паремий и литией.
Модернистское высшее учебное заведение, ведущее политику радикального обмирщения Церкви путем включения в её структуру чуждых Ей светских институтов.
Деятельность университета направлена на подготовку специалистов в сферах экономики, юриспруденции, психологии, религиоведения, теологии, филологии, журналистики, рекламы и связи с общественностью, истории, изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры), прикладной информатики, экологии и природопользования, для их последующего внедрения в Синодальные отделы, различные православные организации, а также в околоцерковные коммерческие структуры и даже федеральные телеканалы.
Стратегической целью Российского православного университета является формирование образа совершенно чуждой православию, но позиционирующей себя с ним личности. Согласно информации, размещенной на сайте Университета — это должен быть
«устойчивый и социально активный слой людей, обладающих высоким уровнем духовной, светской, деловой культуры и этики, лидерскими качествами, умением работать в команде, развитыми коммуникационными навыками и опытом проектного менеджмента».
Университет был учрежден по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1992 году. В число инициаторов создания университета входил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл нынешний Предстоятель Русской Православной Церкви.
Первым ректором Российского православного университета (с 1992 по 2010 гг.) был профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата (до марта 2009 года) архимандрит Иоанн (Экономцев) — крайний модернист и оккультист (на фото справа).
Вследствие реформы системы высшего образования в Российской Федерации к началу 2010 года вуз приобрел новое название — Православный институт святого Иоанна Богослова. Для сохранения наследия университета и расширения его образовательных возможностей в январе 2011 года Святейший Патриарх Кирилл своим указом воссоздал Российский православный университет – уже как учреждение высшего профессионального религиозного образования Русской Православной Церкви. Согласно новой концепции развития вуза, АНО ВПО «Православный институт святого Иоанна Богослова» вошел в состав Российского православного университета.
В настоящее время ректором Православного института святого Иоанна Богослова (с мая 2010 года) и Российского православного университета (с января 2011 года) является настоятель Высоко-Петровского монастыря в Москве игумен Петр (Еремеев) .
Первым деканом философско-богословского факультета стал скандально известный протодиакон Андрей Кураев . Среди преподавателей: митрополит Иларион (Алфеев) , Николай Алексеевич Федоров, Алексей Георгиевич Дунаев, Виктор Николаевич Тростников. В течение многих лет авторские курсы по богословско-философским дисциплинам в вузе читают участник многих экуменических контактов — епископ Моравичский Антоний (Пантелич) – представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, изгонявшийся из МГИМО за пробендеровскую позицию профессор Андрей Борисович Зубов, аморалист протоиерей Лев Шихляров .
Последний в конце 2015 года принимал участие в порочащей сан священника фотосессии а также является автором кощунственной работы «ХРИСТИАНСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПОЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ» (в которой уравнивает понятия девства и брака, считая что грех проник в половые отношения, заявляя, что якобы способ размножения не изменился, изменилось самоощущение человека и т.д.)
Цитата из труда прот. Льва Шихлярова:
«Развивающееся рукоблудие приводит к половому эгоизму, потому что человек привыкает интересоваться в половом отношении лишь своими собственными ощущениями; супруга подсознательно он воспринимает лишь как средство удовлетворения, а иногда даже как помеху!»
В 1995 году в РПУ был открыт факультет экономики. Работу по созиданию нового факультета возглавил Эдуард Владимирович Афанасьев. Факультет начал готовить православных экономистов широкого профиля по специальности «Национальная экономика». В настоящее время факультет экономии и права наряду с подготовкой экономистов реализует программы подготовки юристов.
В 2002 году открыт психологический факультет. Основателем факультета стал христианский психолог протоиерей Андрей Лоргус , который с 1999 года является членом оргкомитета Российско-Австрийского богословского диалога по христианской антропологии под эгидой униатского фонда PRO-ORIENTE, а в настоящее время деканом факультета является о.Петр Коломейцев — клирик модернистского прихода Косьмы и Дамиана в Москве, филокатолик и преподаватель экуменического и модернистского .
Факультет православной психологии при содействии психологической школы МГУ готовит не только «православных» психологов, но и практикующих «православных» психотерапевтов, которые осваивают такие экзотические методики, как, к примеру «психокатализ».
При факультете действует Центр практической психологии, который предназначен для оказания помощи студентам и преподавателям института нуждающимся в преодолении психологических проблем. Девиз Центра – «Психологическая помощь и поддержка человеку на пути к Богу».
В настоящее время на базе вузовских структур создан единый историко-филологический факультет.
В 2005 году на базе филологического факультета было создано отделение церковной журналистики. Его деканами были сторонник института женского диаконата протоиерей Владимир Вигилянский и профессор Алексей Сергеевич Георгиевский. Курсы по журналистике читали преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова: профессор Луиза Григорьевна Свитич, доцент Галина Викторовна Лазутина, доцент Андрей Вадимович Раскин, Вадим Евгеньевич Стяжкин. Подготовка и переподготовка журналистов сегодня осуществляется кафедрой журналистики и связей с общественностью историко-филологического факультета.
Наряду с изучением дисциплин входящих в стандарты профессиональной подготовки студенты вуза имеют возможность расширить свои знания в области духовной культуры. Богословские и вероучительные предметы в университете традиционно преподают священнослужители Русской Православной Церкви, выпускники Московской духовной академии.
На базе входящего в состав РПУ — АНО ВПО «Православный институт святого Иоанна Богослова» организована Международная высшая школа социальной работы , которая является единственной структурой по направлению социальной работы в РФ, которая входит в Североамериканскую Ассоциацию христиан в профессиональной социальной работе . В числе преподавателей такие имена, как МАРК ЭБЕРЛИ КАРРИ, КРИСТИНА ЛЕННЕА КАРРИ.
Дипломы об окончании Высшей школы вручаются прямо в храме (обратите внимания мужчины в храме присутствуют в головных уборах, а женщины на фото справа — без)
Помимо изучения светских и духовных предметов, большое внимание в модернистском заведении уделяется культурным программам, для чего при РПУ организована студия исторического бального танца http://www.rpu-dance.ru/
В Студии изучаются следующие танцы: полонез, вальс (венский, фигурный, бостон, миньон, ритмический, гавот, вальс Паганини, экосез), мазурка, кадрили, контрдансы, танцы народов мира (Венгерский бальный, норвежская круговая, греческий хоровод, полька, английские контрдансы, богемская полька) и русские народные танцы (Сударушка, русский бальный, Реченька, русский лирический) и многие другие. Учащимися студии являются как студенты РПУ, так и все желающие.
Венский вальс перед иконами — вспоминается история Стояния Зои
В Студии проходят балы, приуроченные как к церковным, так и государственным праздникам нашей страны. В рамках Студии создан ансамбль «Гармония», который участвует в показательных выступлениях на различных мероприятиях, выступает на городских фестивалях.
А с недавнего времени при РПУ действует группа спортивного бального танца, где изучаются танго, фокстрот, квикстеп, румба и прочие энергичные телодвижения.
Также в рамках проекта окультуривания при факультете психологии организован «психологический киноклуб «, который функционирует под девизом Карла Густава Юнга «Кино дает возможность без всякой опасности испытать восторг, страсти и желания, которые в обычной жизни обязательно подавляются!»
РПУ является организатором и участником многих модернистских и лжемиссионерских проектов, одним из таких проектов стал организованный при участии кафедры филологии и журналистики, круглый стол «Игры, геймификация и духовность. Религия и игровое пространство», прошедший 26 января 2017 года в конференц-зале Высоко-Петровского монастыря. В дискуссии приняли участие специалисты в области медиакоммуникаций, журналисты, писатели, священнослужители, разработчики компьютерных игр и геймеры.
А одной из последних лжеправославных акций стал вечер кельтского христианства , посвященный святому Патрику, просветителю Ирландии, который прошел в РПУ 30 марта 2017 года.
Для гостей вечера исполнялась кельтская музыка и традиционные песнопения других христианских народов , прошла лекция о роли святого Патрика в христианском просвещении Ирландии и Британских островов и его влиянии на культуру Европы.
«День святого Патрика - это популярный молодежный праздник во многих странах мира. В последние годы он приобрел известность и в России. Теперь, после решения Синода, святитель Патрик, святой древней Церкви, стал как будто ещё ближе ко всем русским православным людям. Мы решили отметить этот день молебном святому Патрику в нашем университетском храме - и, конечно, организовать добрый музыкальный вечер, тем самым поддержав традицию музыкального празднования памяти святого», — поведал накануне ректор Университета о.Петр (Еремеев).
"Целью Православного института является воспитание не только высокопрофессионально подготовленных, но и духовно зрелых людей, усвоивших основы христианской морали и православной религиозной и культурной традиций».
Об институте
Учрежден по благословенью Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 году. Уникальность образования, получаемого студентами Российского Православного института св. ап. Иоанна Богослова заключается в соединении светского гуманитарного и богословского образовании. Студенты изучают не только полный курс дисциплин специальностей, соответствующих государственному образовательному стандарту, но и получают богословское образование, изучая как вероучительный, церковно-исторический, так и собственно богословский блок учебных дисциплин.
Факультеты:
- юридический факультет ;
- психологический факультет;
- экономический факультет;
- факультет церковно-исторической живописи;
- экологический факультет;
- философско-богословский факультет;
- филологический факультет;
- исторический факультет ;
- журналистики факультет;
- теологический факультет.
Дополнительные специальности. Дипломы
В Российском Православном институте св. Иоанна Богослова
работает факультет дополнительных специальностей
регентско-певческие курсы, дающие возможность выпускникам вуза получить дополнительные специальности Регент церковного хора, Певчий церковного хора
(церковные
дипломы
)
Институт выдает дипломы государственного образца по 8 специальностям
уровня "специалист", по 9 специальностям уровня "бакалавр". Институт проводит переподготовку специалистов и подготовку специалистов по программам второго высшего образования.
Ежегодно вуз выпускает специалистов, получающих как диплом государственного образца, так и церковный диплом. При поступлении учитываются результаты ЕГЭ, а также проводится набор на второе высшее образование.
Схема проезда