Хетты история происхождения и обнаружения. Цивилизация Хеттов

28.11.1877 (11.12). – Взятие Плевны русскими войсками. Капитуляция турецкой армии Осман-паши

Обсуждение: 8 комментариев

    С удивлением читаю описание этого великолепного памятника. НО сейчас это фальсификация: памятник почти весь был сделан из чёрного гранита, на солнце он искрился и был действительно монументальным. Сейчас же это просто ржавый макет, подделка. Больно на это святотатство смотреть!

    Прошу прокоментировать статью в Википедии, где сообщено, что при взятии Плевны погибло 1700 русских воинов, у вас же другие данные. Видимо вам необходимо сделать замечание Википедии о недостоверности их данных, да и всей статьи написанной, как мне показалось в антирусском ключе.

    "Википедия" пишет: "со стороны русско-румынских войск принимало участие 80-90 тыс. человек, в ходе прорыва из них было потеряно 1700". Цифра включает в себя не только русских, но и румын. А ПОТЕРЯНО - не значит убито, в потери относили и раненых. Так что не вижу противоречия с написанным в этой статье: "Взятие Плевны стоило русским 192 убитых и 1252 раненых".

    последнем сражении со стороны русско-румынских войск принимало участие 80-90 тыс. человек, в ходе прорыва из них было потеряно 1700. Турецкие потери, ввиду полного истощения и перегруженности состава, составили около 6000 человек. Оставшиеся 43338 турецких солдат сдались в плен; значительное число их погибло в плену. По окончании войны 15581 турецкий ветеран из армии Османа-паши был награждён серебряной медалью за героическую оборону Плевны."
    Вы считаете,что русских и румын подсчитывали вместе и убитых, и раненных, а потери у турок как считать? Ведь только оставшихся брали в плен, по вашему раненных турок в плен не брали? Что отпускали умирать в Плевне или все же лечили как пленных? И были ли награждены русские ветераны?

    Многоуважаемая Екатерина. Точный источник данных Википедии там не указан - приведен список литературы. Источник сведений, использованных в данной статье: "Русские герои войны 1877 года: Описание русско-турецкой войны". Перевод с немецкого. Москва: Издание книжного магазина Б. Пост, 1878. (См.: Коллекция: исторические документы http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=13875)
    Приведенные цифры относятся только к последнему штурму Плевны. Разумеется, и ранее были потери, которые тут не учтены: около 31 тыс. человек - по данным Сов. воен. энц. Это уточнение я сейчас внес в статью, чтобы не возникало недоразумений. Благодарю за внимание к этому вопросу.

    31 тысяча русских потерь это все потери-убитые,раненые и т.д,а не только убитые

    Нашли с чем сравнивать, в Википедии большинство статей написано в анти русском ключе, даже если русских там нет)))

    А в чем дело? Что, если человека не убил, а ранило так, что он не может воевать, то он не потерян для армии? Или он не потерял свое здоровье в битве? Почему надо делить потери на убитый и недоубитых? Так что цифра потерь должна считать и не убитых!

Османская империя Командующие Александр II ,
Абдул-Хамид II ,
Силы сторон 125,000 солдат и 496 пушек 48,000 солдат и 96 пушек Военные потери ок.35-50 тыс. убитых и раненых ок. 25 тыс. убитых и раненых, 43338 попало в плен

Предыстория

Третий штурм

Возвратившись в Плевен, окружаемый превосходящими силами противника, Осман-паша начал готовиться к отражению новой атаки. Его армия получила пополнение и достигла численности в 25000 человек, минареты Плевена стали использоваться в качестве наблюдательных пунктов, из Плевена эвакуировали раненых, в городе устанавливали указатели с названиями укреплений.

Чтобы запереть турок в Плевене, русские двинулись на Горный Дубняк и Телиш. Для взятия Горного Дубняка выделили 20000 человек и 60 орудий, им противостоял гарнизон из 3500 солдат и 4 орудий. Начав бой утром 24 октября, русские гренадёры ценой огромных потерь захватили оба редута. Турки оказывали ожесточённое сопротивление и сражались до последнего патрона , но, потеряв редуты, капитулировали . Потери составили: 1500 турок (ещё 2300 попало в плен), 3600 русских.

В Телише оборона прошла успешно, турецкий гарнизон отразил атаку, нанеся атаковавшим огромный урон в живой силе. В бою погибло около 1000 русских солдат против 200 у турок. Овладеть Телишем удалось лишь с помощью мощного артиллерийского огня, однако успешность этого обстрела заключалась не столько в числе убитых турецких защитников, которое было невелико, сколько в произведённом деморализующем эффекте, вынудившем гарнизон сдаться.

Началась полная блокада Плевена, русские орудия периодически наносили удары по городу. Осаждающее Плевен русско-румынское войско состояло из 122 тысяч человек против 50 тысяч укрывшихся в Плевене турок. Блокада города привела к истощению в нём провианта, армия Османа-паши страдала от болезней, нехватки пищи и медикаментов. Тем временем русские войска проводят серию атак: в начале ноября войска Скобелева заняли и удержали первый гребень Зелёных гор, отбив контратаки противника. Девятого ноября русские атаковали в направлении Южного фронта, но турки отразили атаку, потеряв 200 солдат против 600 у русских. Безуспешными оказались и нападения русских на укрепления Юнус-табия и Гази-Осман-табия. Тринадцатого числа русские предприняли нападение на укрепление Юнус-бей-табия, потеряв 500 человек, турки лишились 100 защитников. Четырнадцатого числа, в полночь, турки отбили атаку на Гази-Осман-табия. В результате этих действий русские потеряли 2300 человек, турки - 1000. Начиная со следующего дня наступило затишье. Плевен находился в окружении 125-тысячного русско-румынского войска при 496 орудиях, его гарнизон оказался полностью отрезан от внешнего мира. Зная, что продовольствие в городе рано или поздно иссякнет, русские предложили защитникам Плевена сдаться, на что Осман-паша ответил решительным отказом:

«…предпочитаю лучше принести в жертву нашу жизнь на пользу народа и в защиту правды, и с величайшей радостью и счастьем готов скорее пролить кровь , чем позорно сложить оружие»

(цит. по Н. В. Скрицкий «Балканский гамбит»).

Памятник в Москве

Из-за нехватки пищи в осажденном городе закрылись магазины , сократился паёк солдат, большая часть жителей страдала от болезней, армия была измучена

Пятимесячная осада Плевны сопровождалась тремя кровопролитными штурмами, которые, впрочем, не привели русскую армию к намеченному результату. Тогда было решено пойти другим путем: знаменитый военный инженер Эдуард Тотлебен посоветовал командующим не прибегать более к попыткам штурма, а приступить к блокаде города.

Однако незадолго до начала блокады к турецким войскам, находившимся в Плевне, прибыло подкрепление. Кроме того, в городе были существенно пополнены запасы провизии. Также в город доставили указ султана, в котором шла речь о том, что в связи с продуктивной обороной командующий Осман-паша — впоследствии, кстати, получивший прозвище «Лев Плевны» — удостоен почетного титула. При этом туркам было строго-настрого запрещено оставлять город. Осада Плевны была стратегически выгодна султану: пока она продолжалась, русские не уделяли должного внимания тому, что происходило в других местах, так что в это время турки могли заниматься укреплением Стамбула и Адрианополя.

Осман-паша должен был получить дополнительное подкрепление сверх того, которое было прислано ранее, однако этого не удалось осуществить до начала блокады. К русской же армии присоединился Гренадерский полк под командованием Ивана Ганецкого.

Блокирование города оказалось непростым предприятием, сопровождавшимся множеством жертв. К примеру, в ходе битвы за селение Горный Дубняк — его взятие было необходимо для изолирования турок — русские потеряли 3600 человек из выделенных на эту операцию 20 тысяч.


Вылазка из Плевны. Неизвестный художник

После взятия Горного Дубняка и ещё одного селения, Телиша, Плевна окончательно оказалась в блокадном кольце. Даже заблаговременно заготовленный провиант не помог людям Осман-паши: солдаты начали голодать, в городе господствовали болезни, которые нечем было лечить — запас лекарств тоже был истощен. При этом русские войска, более чем в два раза превосходившие по численности силы окруженного противника, систематически наносили удары по Плевне. Положение казалось безвыходным, и русские предложили турецкому командующему сдаться. Однако Осман-паша был непреклонен и сказал, что с большим удовольствием прольет кровь как своих воинов, так и солдат противника, нежели с позором сложит оружие.

На военном совете турки приняли решение попытаться прорвать блокаду и пойти по направлению к Софии. Перед уходом армия установила в укреплениях чучела, дабы дезориентировать врага, и 10 декабря покинула город. Бой, завязавшийся между турками и русскими, к победе первых не привел. Осман-паша был ранен и в конце концов попал в плен, боевой дух солдат оказался сломлен, и турецкая армия капитулировала. Так завершилась осада Плевны.


Памятник героям Плевны на открытке XIX века

Память погибших русских солдат планировали почтить установкой монумента под Плевной, однако в итоге он появился в Москве спустя десять лет после описываемых событий. Памятник-часовню до сих пор можно увидеть в Ильинском сквере.

АТЛАНТИДА И СТРАНА ХЕТТОВ

После изучения греческих мифов и трудов античных историков не остается сомнений, что мифы об Атланте возникли в Причерноморье и Малой Азии. Атлант - титан, он принадлежит к наиболее древним богам, которые были почитаемы еще до вторжения греческих племен на Балканы. Многие исследователи культуры Древней Греции считают, что в мифах о борьбе олимпийских богов и титанов запечатлена эпоха покорения греческими племенами древних, догреческих жителей Балканского полуострова, пеласгов.

Атланта, по всей видимости, почитали и древние жители Балканского полуострова, и жители Малой Азии.

Вокруг Тритонского озера (будущего Мраморного моря) в то время, как мы предполагаем, жили атланты. Это был народ высокой культуры и, разумеется, народ воинственный, воевавший с соседями и покорявший их. Следы тех войн атлантов сохранились в мифах о захвате титанами и Кроносом власти и их победе над еще более древними, дотитаническими богами - Ураном и Геей.

Не об этой ли угрозе «со стороны Атлантического моря» рассказывал Платон? Покоренные народы, безусловно, находились в культурной зависимости от атлантов, перенимали их веру, обряды.

Катастрофа привела к гибели это могущественное государство. Многие атланты погибли, оставшиеся были поглощены окружающими племенами - фригийцами, лидийцами, фракийцами, греками, лувийцами, хеттами и другими.

Но в таком случае остатки представлений и верований атлантов должны были сохраниться не только у греков, для которых Атлант - чужой, негреческий бог, но непосредственно у самих коренных жителей Малой Азии.

И это предположение подтверждается.

Мы подходим к истокам мифа об Атланте. Для окончательной его расшифровки нам придется познакомиться с хеттской мифологией.

Это народ, который жил южнее Черного моря, в центре Довременной Турции и Анатолии. Наряду с Вавилоном и Египтом царство хеттов было третьим великим царством Древнего мира.

Это удивительнейший народ. Он известен нам по Библии, где есть рассказ о том, как хетты даровали Аврааму пещеру в Хевроне, после чего Авраам «поклонился народу земли той, сынам Хетовым» (Быт. 23,7). Хетты владычествовали над городами Палестины, в 1350 голу до н.э. они разгромили царство Мигании в верховьях Евфрата, воевали с Египтом.

Но самое поразительное не это. Удивителен язык этого народа и его культура. Язык хеттов - европейский язык, близкий не только греческому языку, но и немецкому, английскому и русскому.

Сооружения хеттов, архитектура их крепостей и дворцов на‑(поминают архитектуру дворцов древних Микен. Сходство поразительное: те же колоннады, та же скульптура.



Известно, что государство хеттов было разгромлено во время нашествия «народов моря» в XII веке до н. э. Остатки его лотом, были поглощены Ассирией. Частично хетты рассеялись среди народов Европы. Можно, например," вспомнить фракийское племя гетов, живших в устье Дуная. Эти племена соседствовали и смешивались с предками славян в начале нашей эры.

И можно с большой долей уверенности говорить, что частью ( своей культуры хетты обязаны атлантам. Следует обратить внимание, например, на то, что одно из ранних наименований хеттов «хаттили», восходящее к имени народа, жившего здесь до вторжения индоевропейцев, созвучно с именем «атланты». То есть само название «атланты» может быть эллинизированным осмыслением имени протохеттов.

И важно то, что миф об Атланте, поддерживающем небо, имеет хеттские корни. До сих пор на это не обращали внимания, но только у хеттов и греков (и славян, но об этом чуть позднее) есть миф о титане‑боге, который держал на плечах небо.

Хеттский царь служит Громовержцу

Об этом мы узнали из недавно расшифрованных хеттских клинописных табличек, содержащих «Эпос об Улликумми».

Прежде чем рассказать о содержании это го мифа, необходимо кратко ознакомиться с пантеоном хеттских богов. Часть их нам уже известна, они пришли к хеттам от шумеров - например, бог моря и разума Эя, который предупредил Ут‑Напиштима (шумерского Ноя) о потопе. Другие боги - местные, но они явно имеют параллели с известными нам греческими богами. Например, хеттского Кроноса зовут Кумарби, хеттского Зевса - Тешуба, хеттского Урана - Ану. Обратим внимание и на хеттского бога Телепинуса - умирающего и воскресающего земледельческого бога, который отдаленно напоминает Прометея (так как тоже умирает и воскресает), и египетского Осириса, и… славянского Кощея - но об этом позднее.

Бог Эя в роли судьи

Кумарби, так же как и Кроноса, свергает с престола его сын Тешуба, Свергнутый Кумарби решает отомстить сыну, он пытается поставить царем вместо Те‑шубы порожденное им чудовище Улли‑кумми. Об этом и повествует «Эпос об Улликумми». Хеттский сюжет имеет прямые параллели в греческой мифологии. В греческих мифах есть миф о Кроносе, который породил чудовище Тифона, чтобы проучить Зевса, захватившего престол отца. Кстати, место действия греческого мифа - малоазиатская Ликия - совпадает с местом действия хеттского мифа. И даже гора Улликуми в одном неопубликованном тексте упоминается среди гор Ликии.

Итак, Кумарби породил чудовище Улликумми. Это чудовище в виде каменной горы начало расти в море. Вскоре гора увеличилась до таких размеров, что закрыла солнце. Чудовище не внимало увещеваниям богов и готово было уничтожить мир.

Тогда в спор вмешался мудрый бог Эя. Он отправился к великану Убеллури, держащему на плечах небо. Об этом мы узнаем из следующего хеттского текста:

Эя обратился к Убеллури:

«Не знаешь разве ты, о Убеллури?

Никто не принес тебе весть?

Разве ты не знаешь его, быстрорастущего бога,

Которого Кумарби сотворил против богов?

И что Кумарби воистину замышляет смерть Тешубу?

И воздает ему соперника?

Оттого, что ты далек от темной Земли,

Ты не знаешь этого быстрорастущего бога?»

Убеллури стал отвечать Эе:

«Когда Небо и Земля были построены на мне,

Я не знал ничего.

Когда случилось, что Небо и Земля были отделены

Друг от друга резаком, этого я тоже не знал.

Теперь что‑то жмет мое правое плечо,

Но я не знаю, кто он, этот бог!»

Когда Эя услышал эти слова,

Он повернул Убеллури правым плечом:

Здесь, на правом плече Убеллури,

Стоял Камень, как меч!

Пер. И.М. Дьяконова

Продолжение этого текста пока не найдено. Но чудовище, очевидно, было побеждено (ибо Зевс также победил Тифона).

По греческому варианту этого мифа вначале победил Тифон и заключил Зевса в Корикийской пещере в Ликии, но Зевса освободили Гермес и Эпиган, после чего он навалил на Тифона гору Этну в Сицилии, откуда теперь Тифон изрыгает пламя. Есть и сходный славянский миф о Перуне и Скипере‑звере (в этом мифе Перуну помогает Белее).

По сохранившимся кусочкам хеттского текста можно судить о том, что Эя воспользовался резаком, которым разделил небо и землю. Он отрезал камень Улликумми от великана Убеллури, что и привело к победе над чудовищем.

Не исключено, что в этом мифе сохранились воспоминания об извержении вулкана (Санторин?). Об этом говорит и рост горы, и затемнение, вызванное чудовищем, и сближение с вулканом Этной. Вспомним, что в мифе об аргонавтах тоже сохранились воспоминания о том извержении (об образовании острова Фера). То есть образ Атланта‑Убеллури снова связывается с какими‑то геологическими явлениями. Может быть, после того землетрясения происходили и извержения вулканов? Но заметим, и здесь нет отождествления Атланта и Улликумми‑Санторина (если, конечно, это Санторин).

С титаном Атлантом‑Убеллури нужно связывать не остров Санторин, а гору Атлас (Иду), которая находится недалеко от пролива Дарданеллы.

Образ Убеллури является наиболее ярким подтверждением хет‑теко‑хаттско‑атлантского происхождения образа Атланта. Но не будем Забывать и другую примету земли Атланта - сад Гесперид, райский сад. Эта примета в меньшей степени достоверна, так как у большинства народов есть мифы о мировом дереве, о древе жизни и пр. Но мы не можем не обратить внимание на то, что в хеттской мифологии образ этого дерева занимал крайне важное, если не центральное, место.

Обряды, связанные с почитанием дерева, являлись существенной частью религиозной практики хеттов. Хетты перед изображением умирающего и воскресающего бога Телепинуса воздвигали вечнозеленое дерево eia (иву) - «с него свешивается руно овцы, внутри же него помещается овечий жир, внутри него - зерно бога полей и вино, внутри него - бык и овца, внутри него помещаются долгие годы жизни…». То есть с этим деревом хетты связывали вечную жизнь.

Перед нами вырисовывается определенный мифологический портрет земли хеттов. В этой стране почитают великана Убеллури, который поддерживает небо. И в этой же земле почитают дерево, которое дает бессмертие… Не правда ли, этот портрет в точности совпадает с мифологическим портретом земли Атланта?

К этой цивилизации подходит и государственное устройство, о котором мечтал Платон. Уровень культуры государства хеттов был не ниже уровня культуры Атлантиды Платона.

Не следует все же, однако, смешивать поздних хеттов и ранних - тех, кого можно отождествить с атлантами. В поздней, развитой мифологии хеттов мы находим вкрапления переднеазиатских культур и верований (например, почитание бога Эй), а также главенство богов арийского пантеона - Тешубы‑Зевса и т. д. То есть собственно наследие культуры атлантов составляет лишь незначительную часть в культуре хеттов. Боги атлантов - это боги титанического прошлого. Но все же отметим, что в мифологии хеттов Атлант‑Убеллури не мыслится как противник Зевса‑Те‑шубы. В этой земле Убеллури почитали как своего, а не враждебного бога. У хеттов главная функция Убеллури - поддерживание неба - дается титану не в наказание, она присуща ему изначально. И даже в то время, когда культ Тешубы, арийского бога, возобладал, он не ощущался как культ, противостоящий более древнему местному неарийскому культу - Убеллури.

А теперь давайте подумаем. Не правда ли, все это нам уже давно знакомо: великан‑гора, бог (Телепинус), жизнь которого спрятана в дереве, в разных предметах… Это же известные нам с детства образы русских сказок и былин: Святогор, Кощей Бессмертный…

И в этом нет ничего удивительного. Ведь мифы хеттов, словарь хеттов имеют параллели с большинством европейских народов. Уже писалось об общности хеттов и некоторых германских племен, но до сих пор мало говорилось о параллелях в культуре хеттов и славян. А между тем и сами хетты почитаются предками многих славянских родов. А значит, чтобы раскрыть тайны Атлантиды, мы должны обратиться к преданиям древних славянорусов,