Радимичи и северяне их занятия. Славянские племена и их расселение

Часть 1.
Представьте, что мы с Вами путешествуем во времени, скажем, за последние двести лет, делая последовательно остановки через каждые пятьдесят лет и на каждой остановке исследуем, как изменились знания русских о своей истории 5-10 веков. Скорее всего, мы придем к печальным выводам. Чем дальше от того времени, тем меньше становится знаний. Казалось бы, должно быть всё наоборот: наука развивается, открываются новые методы исследований, в мире остаётся всё меньше тайн. Так-то оно так, да не совсем. Точнее совсем не так. Почему я предложил виртуальное путешествие во времени за последние 200 лет, а не 400 или 500? Да, потому, что в этот период можно отследить, что преподавалось в учебных заведениях, какие исследования в этой области проводились историками, какие статьи публиковались в исторических журналах. Почитайте, не поленитесь, в интернете много книг, журналов и других материалов того времени. Вы будете удивлены. К примеру, первое, что попалось в интернете - книга Александра Васильева «О древнейшей истории Северных славян до времен Рюрика, и откуда пришел Рюрик и его варяги», Санкт-Петербург, 1858 год. Кстати, довольно интересное исследование. Книгу можно скачать по этой ссылке.
То, что сейчас РАЗРЕШАЮТ преподавать нашим детям по истории Руси, разительно отличается от того, что преподавали и знали еще 200 лет назад. Более того, этот с позволения сказать исторический материал, ничтожно малая толика от огромного пласта нашей летописи, причем настолько извращенная, что в ней больше лжи, чем правды. Официальная история просто зациклилась на «диких» славянах и Рюрике-викинге. Наш народ, достаточно сообразительный, что бы понимать бредовость официальной версии. Тогда возникает вопрос - если все и всё понимают, то почему в учебниках и книгах нет альтернативы этому бреду? Да, потому что в России достаточно людей библейской и полу-библейской национальностей, находящихся на ключевых постах управления страной (правительство и министерства), управления массовым сознанием людей (культура, искусство, СМИ, киноиндустрия, религия), которые с нескрываемым энтузиазмом поддерживают официальную историю, продвигают её в СМИ, преследуя только одну цель - массовая дезинформация граждан. В памяти людей должна остаться только трехсотлетнее «просветительское» царствование Романовых. До них была смута, до смуты на сих землях жалко существовали в своем невежестве «дикие» племена славян. Единственным «светлым пятном» в те времена стало крещение Руси Владимиром. Вот такую «великую» историю предлагает нам официальная история, хотя фактов и информации о том, что было до Рюрика, какие преступления совершали те же Романовы и креститель Владимир по отношению к русскому народу достаточно, но никто даже не пытается собрать всё воедино и осмыслить как целое.
Давайте немного приоткроем плотно задернутый нашей исторической наукой занавес летописи Руси ранее 10 века, ибо свою историю нужно знать и помнить иначе нас заставят учить чужую историю. В этой статье я сделаю небольшой обзор славянских народов, населявших земли современных Беларуси, Украины и России до X века. Многие из нас даже не знают, как назывались эти народы и где они проживали, чем занимались, какие отношения были с соседями. Не претендую на истинность, ибо нам известны лишь крохи. Начиная с Романовых, и по сей день идёт необъявленная война, незаметное, методичное уничтожение многотысячелетней истории Руси, на землях которой возникали и исчезали многие народы…

Преданья седой старины. IX в. до н.э - IV н.э. Русколань.
Это толи легенда, толи быль, что в период с IX в. до н.э по IV н.э. существовало древнеславянское государство Русколань (Роксолань), которое простиралось от Карпатских гор через Кавказские горы до Каспия и Волги со столицей в городе Кияре - Киеве Антском, близь Эльбруса. Упоминание о нем есть в готских, булгарских и аяртских летописях. Говорил о ней и наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Упоминается Русколань и её последний правитель Бус Белояр в небесспорной, с точки зрения подлинности, Велесовой книге. В 368 году орды готов (западно-германских племен) напали на Русколань и убили Буса и еще 70 князей. В этой войне победили славяне, но победа досталась слишком высокой ценой. Былое могущество было утеряно, наступил закат и в дальнейшем распад Русколани. После похода готов на Восток началось великое переселение народов в Европе. Это напрямую каснулось и славян. О Бусе Белояре и Русколани написано в статье на нашем сайте, поэтому не буду повторяться.

V - X века. Ведическая Русь.
В это время на территории бывшей Русколани (нижнем Поволжье, Северном Кавказе и Приазовье) хозяйничает сначала Тюркский каганат (VI - VIII века), а затем Хазарский каганат со столицей Итиль, который в 972 году стер с лица земли Святослав храбрый. Ежегодно, 3 июля благодарные славяне отмечают великую победу над Иудейской Хазарией.
Часть племён Русколан осталась на Кавказе и ассимилировалась с пришедшими туда чуть позже другими племенами, которые теперь нам известны, как кавказские народы. Всмотритесь в лица их детей. Вы нет-нет, а найдете в них славянские черты с голубыми или серыми глазами. Другие племена разошлись по свету, войдя в другие славянские союзы. Давайте перечислим основные из них, жившие в V - X веках на территории современных Украины, Белоруси и России: Кривичи, Вятичи, Радимичи, Северяне, Древляне, Поляне, Дреговичи, Словене, Уличи, Тиверцы . Замечаете? Кого не хватает в этом списке? Где племя Русов? А вот не было такого племени, ибо, все они называли себя русами. А не от того ли они называли себя русами, что считали себя наследниками Русколани? А ведь действительно, почитайте летописи того времени. В них говорится о русах и словянах, а племени русов не было!?

КРИВИЧИ - восточнославянский племенной союз. Примерно в V веке с территории современной Польши через восточную Прибалтику на территорию современной России проникают славянские племена культуры псковских длинных курганов (славянская ране-средневековая культура), которые дают начало КРИВИЧАМ. Племена Кривичей расселились на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии.
Кривичи составляли две большие группы: псковская, и полоцко-смоленская.
Существует две версии, откуда пошло название - кривичи. По одной версии с названием, божества Криве-Кривейте, по другой - с именем старейшины рода (верховного жреца) Криве. Не случайно, латыши и сейчас называют русских кривичами (латыш. krievi), а Россию Криевией (латыш.Krievija).
Северные кривичи основали Новгород. Западные кривичи создали Полоцк, северные Изборск, а южные Смоленск (Гнёздово). В X веке приемник Рюрика князь Олег введет их в состав Древнерусского государства. Кривичи тесно взаимодействовали с варягами.
ВЯТИЧИ, РАДИМИЧИ, СЕВЕРЯНЕ. Наверно их можно объединить в одну группу по происхождению. Примерно в конце VII начале VIII века с верховьев Днестра на северо-восток ушла большая группа славян: будущие радимичи (во главе с Радимом), вятичи во главе с Вятко и северяне. Синтез пришлых и аборигенных племен привел к формированию тут племенных объединений северян, радимичей и вятичей. Вот как об этом говорит Повесть временных лет: “...радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо два брата в лясех, - Радим, а другой Вятко, - и пришедша Радим на Сежу, и прозвавшася радимичи, а Вятко седе с родом своим по Отце, от него же прозвашася же вятичи”.
ВЯТИЧИ - восточнославянский племенной союз. В VIII-IX веках с берегов Днестра, через современную Польшу в междуречье Волги и Оки и на верхний Дон пришел союз племен во главе со старейшиной Вятко; по его имени этот народ стал называться Вятичи. Имя Вятко - является уменьшительной формой от имени Вячеслав. «Вяче» - древнерусское слово, означающее «больше», «более». Это слово известно также в западно- и юго-славянских языках. Таким образом, Вячеслав, Болеслав - «более славный». Это подтверждает гипотезу о западном происхождении вятичей: имя Болеслав наиболее широко распространено у чехов, словаков и в Польше.
Обитали Вятичи в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, амулеты и т.д.
Вятичи сохраняли свою независимость от Киевской Руси вплоть до XII века. До конца XIII века вятичи сохраняли многие языческие обряды и традиции, например, кремация умерших и возведение над местом погребения небольших курганных насыпей.
РАДИМИЧИ - восточнославянский племенной союз. Имеют одно происхождение с Вятичами и Северянами. Проживали в основном бассейне нижнего и среднего Сожа и междуречье Сожа, Десны и Днепра. Граничили по Днепру с дреговичами. При этом отдельные поселения дреговичей проникали на днепровское левобережье, располагаясь вперемежку с радимичскими. На юго-востоке в междуречье Сожа и Десны граничили с северянами. С Вятичами граница проходила в отдельных местах Десны, и на ее правых притоках.
Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом.
Связь между радимичами и коренным местным населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне-радимичи ощутили здесь влияние балтского населения.
У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения — умершего сжигали на краде, прах хоронился в срубе на столбе — и схожие височные женские украшения (височные кольца) — семилучевые (у вятичей — семило-пастные).
В 885 году киевский князь Олег установил свою власть над радимичами, которые до этого платили дань хазарам.
СЕВЕРЯНЕ (ИМЕНЬКОВСКАЯ КУЛЬТУРА) это еще одна волна славян с верховьев Днестра и докатилась она до среднего Поволжья. Но под действием азиатских кочевников они возвращаются на запад, где на их основе формируются северяне — восточно-славянский племенной союз, живший в VIII — начале IX вв. на территории современных Черниговской, Сумской и Курской областей, по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет, скорее всего, скифско-сарматское и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян — Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.
СЛОВЕНЕ — восточнославянский племенной союз на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству «Повести временных лет», словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам — выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародиной словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.
ДРЕГОВИЧИ — восточнославянский племенной союз. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в VI - IX веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в XI - XII веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная — в водоразделе рек Друть и Березина, западная — в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.
УЛИЧИ - восточнославянский племенной союз, существовавший в IX — X веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти. Вероятно, что этноним Уличи происходит от слова " Угол". Известно, что в 885 году с Уличами воевал Олег Вещий. Киевский воевода Свинельд в X веке три года держал главный город Пересечен в осаде.
ТИВЕРЦЫ восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Название Тиверцы возможно восходит к древнегреческому слову Тирас, которым те называли реку Днестр. В начале XII века, Тиверцы ушли со своих земель из-за постоянных набегов печенегов и половцев, впоследствии смешались с другими племенами.
ПОЛЯНЕ — восточнославянский племенной союз, обитавший в лесостепной области Приднепровья, между устьями pек Десны и Роси, в районе современного Киева. Название «поляне» объясняет летопись: «зане в поли седяху», то есть жили они в полях. Область полян входила в зону древней земледельческой культуры. По летописным и архивным данным, поляне занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, бортничеством и рыбной ловлей. Остатки их поселений с небольшими квадратными жилищами располагались обычно на невысоких речных берегах. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.
Полянам принадлежат курганы с трупосожжениями. Ювелирные изделия полян известные по кладам VI -VIII вв., и распространение в IX и. гончарного круга свидетельствуют о значительном развитии у них ремёсел. Летопись неоднократно отмечала, что экономические и общественные порядки у полян находились на более высокой ступени развития, чем у соседей. Поляне становятся ядром русской государственности в VIII - IX веках, впоследствии объединившей вокруг себя другие восточно-славянские области. Последний раз имя полян упомянуто в летописи под 994 годом, после чего их сменил этноним «Русь».
ДРЕВЛЯНЕ — восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. На западе они доходили до реки Случь. Имели города, наиболее крупные из которых - Вручий (Овруч), Искоростень (Коростень), игравший роль столицы. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах. После восстания против князя Игоря (945) окончательно присоединены к Киеву.
ДУЛЕБЫ — один из крупнейших племенных союзов восточных славян. Во время великого переселения народов племенной союз дулебов распался на чешских дулебов и дулебов в бассейне рек Припяти и Буга, которые в конце VIII или в начале IX в. переселились за Припять на земли дреговичей. Слово "дулеб" во многих диалектах стало нарицательным. В Болховском уезде Орловской губернии слово "дулеб" - было кличкой Болхова. Рязанское слово "дулебый" значит косой, разноглазый. По летописи, в VII в. тяжело Дулебы пострадали от нашествия аваров; в 907 их дружина участвовала в походе Олега на Царьград. В X в. объединение, по-видимому, распалось, а его составляющие вошли в Киевскую Русь под именем волынян и бужан. Археологами обнаружены на территориях, занимаемыми дулебами остатки земледельческих поселений с жилищами и курганные могильники с остатками трупосожжений. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.
ЧУДЬ - легендарное племя, которое обитало на севере европейской части Руси и Приуралья. Об этом племени, в основном, известно только из преданий народностей Коми. В настоящее время считается, что Чудь - это предки современных эстонцев, вепсов, карелов, коми и коми-пермяков. Название связано с их отождествлением в древней Руси, как племени с чудным языком и чудными обычаями, которые сильно отличались от других славянских племён.
Продолжение следует.

К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на территории Белоруссии. Крупнейшими из них были кривичский, дреговичский, радимичский и древлянский.

Карта расселения древнерусских племен.

Русский летописец дал этногеографию восточнославянских племен такой, какой она сложилась к IX в. Для территории Белоруссии это уже был итог больших и длительных этнических передвижений и сложных взаимоотношений славянских племен с местным населением.

В археологии восточнославянских племен несомненный интерес представляет проблема установления этнических признаков, присущих отдельным племенам и определение на основании их картографирования


племенных территорий.

Попытки уточнения ареалов отдельных восточнославянских племен были сделаны на основании сравни-тельно поздних археологических данных периода Киевской Руси. В это время племен как таковых уже не существовало, но отголоски былого племенного деления достаточно отчетливо запечатлелись в материальной культуре. В массе вещей и деталях погребальных обрядов были выявлены признаки, свойственные определенным племенам.

Существование на территории летописных племен различающихся между собой в деталях, но совпадающих хронологически локальных групп памятников позволяет выделить в составе этих «племен» те первичные и неизвестные из летописи племена, которые в эпоху разложения первобытнообщинных отношении объединились в большие союзы.

Одно из крупнейших восточнославянских племен - кривичи, согласно начальной летописи, занимали земли в верховьях Волги, Двины и Днепра. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на этой территории, а также в отдельных районах Понеманья и Западного Буга были распространены длинные и удлиненные курганы, на смену которым в IX в. пришли круглые курганы с одиночными трупосожжениями. Удлиненные курганы представляют собой невысокие в среднем до 1,5 м насыпи длиной до 20 м при ширине около 10 м. Под ними обычно на горизонте обнаруживаются трупосожжения, совершенные на стороне. Известны находки пережженных костей, сложенных в горшки. В одном из курганов у д. Хотенчицы были найдены пережженные кости коня, высыпанные в ямку под курганом и накрытые перевернутым сосудом.

Длинные курганы имеют вид вала, протяженностью до 80…100 м. Ширина их бывает 20 м и больше, высота



Удлиненные и длинные курганы весьма бедны находками. Обычно это грубые лепные горшки, мелкие украшения из бронзы и детали костюма: трапециевидные подвески, спиральки, браслеты, бубенчики, пряжки.

Древнейшие длинные курганы на территории Белоруссии датируются приблизительно VII в. К этому времени относятся курганы в Будранах на Полотчине, где найден узколезвийный топор, характерный для древностей V…VIII вв. Там же между деревнями Машули и Шалтени раскопан длинный курган, датированный В-образными пряжками

Большинством исследователей прослеживается преемственная связь между удлиненными и длинными курганами, с одной стороны, и древнерусскими погребальными сооружениями - с другой. Для тех и других характерны ритуальные кострища, сохраняющиеся в виде зольно-угольной прослойки в насыпи или ямке под основанием кургана. Это обстоятельство позволяет связывать длинные и удлиненные курганы с кривичами. Последние исследования кривичских памятников приподнимают завесу над вопросом об их происхождении. К середине I тысячелетия н. э. наметилась территориальная обособленность кривичей от остальных восточнославянских племен. Древнейшие из известных пока длинных курганов расположены, по наблюдениям В. В. Седова, в области расселения псковской группы кривичей. Их нет ни в Смоленском Поднепровье, ни в Полоцком Подвинье. Но и в древнейшей Псковской области культура кривичей была пришлой . Кривичи принесли с собой традицию наземных построек в виде глинобитных домов с каменными печами, не известных до этого в тех местах.

Поиски исходной территории формирования кривичских племен пока не увенчались успехом. Еще нигде не обнаружены кривичские памятники, более древние, чем на Псковщине. Однако нельзя пройти мимо того обстоятельства, что в последних столетиях первой половины I тысячелетия н. э. в землях, расположенных между Псковщиной и Верхним Принеманьем, намечается какое-то передвижение населения, сопровождавшееся гибелью укрепленных поселений. Многие городища со штрихованной керамикой в западной части территории их распространения прекращают свое существование в IV в. Вместе с тем поселения со штрихованной керамикой распространяются на территории, занятой до этого угрофиннским населением. Я. В. Станкевич отмечала в керамике и другом инвентаре поселений III…IV вв. сочетание славянских и восточно-балтийских элементов. По мнению В. В. Седова, эти явления следует объяснять проникновением с юго-запада на эту территорию кривичских племен, которые в своем движении увлекли и другие племена, в частности племена штрихованной керамики.



Височные кольца кривичей (1) и радимичей (2). Зернистая буса дреговичей (3).

Дальнейшая история кривичей связана с колонизацией ими Смоленского Поднепровья и Полоцкого Подвинья, куда они проникают приблизительно в VII в. н. э. Интересно отметить, что в древнейших длинных курганах Полотчины и Смоленщины отсутствуют балтийские вещи. По мнению В. В. Седова, это свидетельствует о том, что славяне первоначально не смешивались здесь с местным населением. Зато в поздних длинных курганах VIII…IX вв. балтийские вещи известны. Сельская община, пришедшая к этому времени на смену родовой общине, очевидно, уже допускала в свой состав инородческое население. О наличии племенной организации у кривичей середины I тысячелетия н. э. пока ничего неизвестно.

Отголоски этнического своеобразия культуры кривичей дают о себе знать еще долгое время. В памятниках древнерусской эпохи отчетливо улавливаются черты, восходящие ко времени племенной обособленности. Это проявляется и в деталях погребального ритуала, долго сохранявшего свои особенности, и в устойчивости традиционных форм некоторых вещей. Археологически легко обнаружимым этническим признаком кривичей являются женские височные кольца в виде проволочного браслета с завязанными концами. Такие кольца вплетались в прическу возле висков обычно по три с каждой стороны. Картографирование курганов с кривичским


погребальным ритуалом и браслетообразных височных колец позволяет значительно определеннее установить область расселения кривичей. К моменту вхождения в состав Древнерусского государства кривичские земли занимали значительную часть северо-восточной Белоруссии. Их южная граница проходила, видимо, севернее Минска.

Областью расселения другого восточнославянского племени - дреговичей - начальная летопись называет земли между Припятью и Западной Двиной. А. А. Спицын первым заметил, что для курганных древностей этой территории характерны некоторые устойчивые признаки: наличие внутри курганных насыпей деревянных срубов, или теремков, перстнеобразные височные кольца с заходящими концами (так называемые полутораоборотные), крупные металлические зернистые бусы, известные под названием бус «минского типа». Эти признаки были подтверждены и другими исследователями .

Правда, перстнеобразные височные кольца известны и у южных соседей дреговичей - древлян и волынян. Зато их нет ни у кривичей, ни у радимичей, что позволяет считать их признаком, помогающим разграничивать дреговичей, с одной стороны, и кривичей и радимичей - с другой. Точно так же не только дреговичам свойствен обычай погребать умерших в деревянных домовинах. Подобный обряд известен и у волынян. Типичной дреговичской вещью В. В. Седов считает зернистые бусы. Они совсем не встречаются в составе ожерелий других восточных славян. Их, очевидно, следует считать главным этнически определяющим признаком дреговичей .

На основании картографирования характерных для дреговичей археологических данных, В. В. Седов опре-деляет территорию дреговичей в следующих границах: на юге - река Припять, на востоке - Днепр, на северо-востоке - водораздел Березины и Друти, на севере - линия городов Заславль - Борисов. Естественной границей на западе была обширная болотистая местность - так называемое Выгоновское болото .

Древнейшими славянскими памятниками на этой территории являются поселения VI…VIII вв. с керамикой пражского типа. Все они расположены в южной части дреговичской земли.

Следует отметить, что поселения этого типа характерны также для территории древлян и волынян. Можно предполагать, что культура пражского типа была исходной для дреговичей, древлян, волынян и, возможно, для некоторых других славянских племен. Об этом, по-видимому, свидетельствуют и отмеченные выше общие черты в их погребальных обрядах и инвентаре.

Начало колонизации дреговичами левобережья Припяти В. В. Седов относит к IX в. Именно в это время здесь распространяются курганы с трупосожжениями, содержащие лепные урны. Местное балтийское население, представлявшее потомков «штриховиков», было ассимилировано. Этот процесс достаточно отчетливо отразился в археологическом, антропологическом и лингвистическом материале. Именно в северной части дреговичской территории, там, где в раннем железном веке была распространена культура штрихованной керамики, в обрядовой стороне захоронений присутствует элемент, характерный и для других восточнославянских племен, расселившихся на древней территории балтов,- наличие в курганах остатков кострищ под погребениями.

Этот элемент отсутствует в могильных памятниках восточных славян, расположенных за пределами области древней балтийской гидронимики, в том числе и у южных дреговичей.

Об этом же говорят антропологические данные. Краниологические исследования В. В. Седова показали, что в северной части дреговичской территории в XI…XII вв. был распространен европеоидный длинноголовый и сравнительно широколицый антропологический тип, характерный для населения Прибалтики. В южной же части дреговичской земли население принадлежало к европеоидному длинноголовому и узколицему антропологическому типу.

Южными соседями дреговичей были древляне. В летописи их территория отмечена, как всегда, очень условно. Важнейший материал для установления племенной территории древлян дает археология.

Древнейшая славянская культура в земле древлян, как и у дреговичей, представлена памятниками пражского типа, на смену которым в IX в. пришли курганы с одиночными трупосожжениями, а позже трупоположениями. Курганный погребальный инвентарь древлян крайне беден: нож, проволочное колечко или бусина. Выделить среди вещей этнически определяющие пока не удается. Единственную возможность для установления племенной территории древлян дают некоторые особенности погребального обряда. По наблюдениям И. П. Русановой, для древлян наиболее характерны погребения на горизонте (74%) или в насыпи кургана (18%). Различия в обряде чисто территориальные и не связаны с хронологическими изменениями. Возможно, что эти локальные особенности отражают территориальное деление древлян. Очень важным признаком древлянских погребений является наличие угольно-зольных скоплений в насыпи кургана выше погребения . В отличие от соседних курганов дреговичей и волынян древлянские курганные насыпи не имеют внутри срубов-домовин.

Эти особенности погребального обряда древлян и его отличие от обряда соседей позволяют включить в племенную территорию древлянского союза курганы правобережья Припяти к востоку от междуречья Случи и Горыни. Основная часть древлянской земли находилась на территории Украины, доходя на юге до Здвижа и Тетерева.

К востоку от дреговичей и к югу от кривичей жило восточнославянское племя радимичей. Русский летописец помещает их на Соже.

Этнически определяющим племенным признаком радимичей являются височные кольца в виде пластинки с расходящимися книзу семи лучами и дужкой для прикрепления к прическе. Картографирование семилучевых височных колец очерчивает территорию радимичей от Днепра на западе до Ипути на востоке и от низовьев Прони на севере до устья Сожа на юге.

Ранние памятники радимичей на этой территории изучены плохо. В конце I тысячелетия н. э. здесь широко распространились курганы с трупосожжением. В среднем течении Днепра и бассейне Сожа такие курганы достигают высоты 3,5 м. Характерной особенностью в обряде является сожжение покойника на месте будущего кургана. В насыпи на подсыпке из песка обнаруживаются остатки кострища с пережженными костями и обломки глиняной посуды. Других вещей обычно нет .

В XI в. обряд трупосожжения был заменен трупоположением. На территории радимичей преобладает обряд


погребения умершего на горизонте. По подсчетам Г. Ф. Соловьевой из 59 исследованных курганных групп в 49 группах погребения были совершены на горизонте, в остальных - либо в насыпи кургана, либо в ямах. Хотя курганы с трупоположением относятся уже к следующей исторической эпохе, наблюдения над деталями обряда и инвентарем позволили выявить несколько локальных групп, отражающих, по-видимому, некогда существовавшее племенное членение радимичского союза. Исследовавшая радимичские курганы Г. Ф. Соловьева выделяет 8 таких групп.

Первая занимала район между Днепром и Сожем. Ее характерные особенности сводятся к следующему: погребения совершены в насыпи, покойник ориентирован головой на запад, посуда помещалась в ногах умершего. Вторая группа занимала бассейн Сожа. Характеризуется погребениями на горизонте, покойник лежит на спине головой на запад, следы гробов отсутствуют. Мужские захоронения обычно без вещей. Третья группа памятников расположена в бассейне Ипути. Погребения совершены на горизонте. Ориентировка смешанная - на запад и восток. Мужские костяки, как правило, ориентированы на восток. Обнаруживаются остатки деревянных гробов и ритуального кострища. Четвертая группа находится в бассейне Ипути и Снова. В обряде преобладают погребения на горизонте, но имеются в насыпях и ямах; женские погребения ориентированы на запад, мужские - на восток; прослеживаются остатки гробов и угли. Пятая группа расположена в бассейне Снова. Погребения совершены на горизонте. Ориентировка покойников западная. Шестая группа находится в нижнем течении Ипути. Известны все три вида захоронений - на горизонте, в насыпи, и в яме. Покойники ориентированы головой на запад. Угля нет. Седьмая группа занимает область среднего течения Днепра. Известны все три вида захоронений. Ориентировка погребенных преимущественно западная. Характерны погребения в деревянных колодах. Мужские костяки обычно не сопровождаются вещами. Наконец, восьмая группа радимичских курганов располагалась в междуречье Сожа и Беседи. Захоронения производились как в насыпи, так и на горизонте. Причем в насыпях встречены только мужские погребения с преобладающей восточной ориентировкой. Часто прослеживается уголь .

Наличие в земле радимичей достаточно выраженных локальных групп памятников дает основание высказать предположение, что радимичский племенной союз сложился в результате объединения по меньшей мере 8 первичных племен. Названия их мы не знаем и едва ли когда-нибудь узнаем. Одно несомненно - восточнославянских племен было значительно больше, чем известно нам из «Повести временных лет».

История не располагает точными данными о том, где появились первые славяне. Вся информация об их появлении и расселении по территории современной Европы и России получена косвенным путём:

  • анализ славянских языков;
  • археологические находки;
  • письменные упоминания в летописях.

На основе этих данных можно сделать вывод, что первоначальным местом обитания славян были северные склоны Карпат, именно из этих мест славянские племена мигрировали на юг, запад и восток, образовав три ветви славян — балканские, западные и русские (восточные).
Расселение восточнославянских племён по берегу Днепра началось ещё в VII в. Другая часть славян расселилась по берегам Дуная и получила название западных. Южные славяне поселились на территории Византийской империи.

Расселение славянских племен

Предками восточных славян были венеты — объединение племён древних европейцев, которые жили в Центральной Европе в I тысячелетии. Позже венеты расселились по побережью реки Висла и Балтийского моря до Севера Карпатских гор. Культура, быт и языческие обряды венетов были тесно связаны с поморской культурой. Часть венетов, проживавших в более западных районах подверглась влиянию германской культуры.

Славянские племена и их расселение, таблица 1

В III-IV вв. восточноевропейские славяне были объединены под властью готов а составе Державы Германариха, расположенной в Северном Причерноморье. В это же время, славяне входили в состав племён хазаров и аваров, но были там в меньшинстве.

В V веке началось расселение восточнославянских племен с территорий Прикарпатья, устья Днестра и берегов Днепра. Славяне активно мигрировали в различных направлениях. На Востоке славяне останавливались вдоль рек Волги и Оки. Славяне, мигрировавшие и осевшие на Востоке, стали называться антами. Соседями антов были византийцы, которые терпели набеги славян и описывали их как «высоких, сильных людей с красивыми лицами». В это же время южные славяне, которые назывались склавинами, постепенно ассимилировались с византийцами и переняли их культуру.

Западные славяне в V в. были расселены по побережью рек Одры и Эльбы, и постоянно устраивали набеги на более западные территории. Немного позже эти племена распались на множество обособленных групп: поляки, чехи, моравы, сербы, лютичи. Отделились и славяне Балтийской группы

Славянские племена и их расселение на карте

Обозначение:
зелёный — восточные славяне
светло-зелёный — западные славяне
тёмно-зелёный — южные славяне

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне — жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях — древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины — кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи — восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи — северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи — племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути «из варяг в греки» и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Западные славянские племена

Западнославянские племена проживали на территории современной Центральной Европы. Их принято разделять на четыре группы:

  • польские племена (Польша, Западная Белоруссия);
  • чешские племена (часть территории современной Чехии);
  • полабские племена (земли от реки Эльбы до Одры и от Рудных гор до Балтики). В «полабский союз племен» входили: бодричи, руяне, древяне, лужицкие сербы и ещё более 10 племен. В VI в. большинство племен было захвачено и порабощены молодыми германскими феодальными государствами.
  • поморяне, жившие на территории Померании. Начиная с С 1190-х г. поморяне подвергались нападениям со стороны германцев и датчан и практически полностью утратили свою культуру и ассимилировались с захватчиками.

Южные славянские племена

В состав южнославянского этноса входили: болгарские, далматинские и грекомакедонские племена, расселённые на северной части Византии. Они были захвачены византийцами и переняли их обычаи, верования и культуру.

Соседи древних славян

На западе соседями древних славян были племена кельтов и германцев. На востоке — балты и фино-угорские племена, а также предки современных иранцев — скифы и сарматы. Постепенно их вытеснили племена булгар и хазар. На юге славянские племена соседствовали с римлянами и греками, а также древними македонцами и иллирийцами.

Славянские племена стали настоящим бедствием для Византийской империи и для германских народов, совершая постоянные набеги и захватывая плодородные земли.

В VI в. на территории обитания восточных славян появились орды тюрков, которые вступили в борьбу со славянами за земли в районе Днестра и Дуная. Многие славянские племена переходили на сторону тюрков, целью которых было захватить Византийскую империю.
В ходе войны западные славяне были полностью порабощены византийцами, южные славяне, склавины, отстояли свою независимость, а восточнославянские племена оказались захваченными ордой тюрков.

Восточнославянские племена и их соседи (карта)

Волыняне

Одно из летописных племен (племенной союз), упоминаемый в «Повести временных лет». Известны с конца І – начала ІІ тысячелетия на землях Западной Украины и Беларуси в исторической области Волыни (бассейн реки Буг, верховья реки Припять).


Арабские источники свидетельствуют, что волыняне были могущественным племенем, которому подчинялись другие племена. В VІІ-VІІІ вв., указывает арабский географ Аль-Масуди, волыняне создали раннее государственное объединение во главе с царем Маджаком. На землях волынян было около 70 укрепленных городищ. Главными центрами были Волынь, Бужск, позже Владимир (Волынский).

В 907 г. волыняне выступили союзниками киевского князя Олега в походе на Византию. В 981 г. киевский князь Владимир Святославич покорил населенные волынянами Червенскую и Перемышльскую земли, и они вошли в состав Киевской Руси. В период феодального размежевания на территории расселения волынян возникло отдельное удельное Владимир-Волынское княжество, которое со временем стало частью Галицко-Волынской державы.

Вятичи

«…а Вятко сел с родом своим на Оке, от него назвались вятичи» («Повесть временных лет»).

Одно из больших славянских племен или племенных объединений, которое проживало в бассейне реки Ока и ее притоках. Со временем вятичи продвинулись на юго-восток к верхнему течению Дона.



Название племени происходит, вероятно, от имени родоначальника Вятка. Племена радимичей и вятичей пришли с запада. «Радимичи же и вятичи – от рода ляхов. Было же два брата у ляхов – один Радим, а другой Вятко» («Повесть временных лет»).

И привели эти два брата свои народы, и стали соседями полян, древлян и северян, и радимичей, и жили все между собой мирно. Вятичи были завоеваны киевским князем Святославом. Находясь в составе Киевской Руси, до конца ХІ в. сохраняли политическую независимость. В более поздние времена киевский князь Владимир Мономах имел дело с племенным князем вятичей Ходотой.

До конца ХІІІ в. (времен проникновения христианства) вятичи сохраняли языческие обычаи и обряды, например, сжигали покойников и насыпали над местом захоронения курганы. Вятичи дольше всех славянских племен сохраняли свое племенное имя. Они жили, подчиняясь законам самоуправления и народовластия. Последнее упоминание о вятичах в летописи 1197 г.

Древляне

Занимались земледелием, пчеловодством, скотоводством, развивали промыслы и ремесла. Земли древлян составляли отдельное племенное княжество во главе с князем. Большие города: Искоростень (Коростень), Вручий (Овруч), Малин.



В 884 г. киевский князь Олег покорил древлян и присоединил их земли. В 907 г. древляне в составе киевского войска брали участие в походе на Византию. Попытка киевского князя Игоря в 945 г. провести повторный сбор дани привела к восстанию древлян и гибели Игоря. В 946 г. жена Игоря княгиня Ольга пошла войной на древлян, пленила их князя Мала, разрушила Искоростень, а земли древлян подчинила Киеву. Название племени последний раз встречается в летописи в 1136 г., где говорится о том, что князь Ярополк передал земли древлян Десятинной церкви.

Некоторые исследователи называют в восточнославянской группе племен рядом с древлянами племя житичей , которое якобы существовало на берегах реки Тетерев, и главным городом этого племени был город Житомир.

Дреговичи

«…а еще другие сели меж Припятью и Двиною и назвались дреговичами…» («Повесть временных лет»).

Межплеменное объединение, которое имело в своем составе, возможно, две группы племен. Проживали в ІХ – Х вв. между Припятью и верховьем Западной Двины. На востоке область дреговичей переходила на левый берег Днепра. Очевидно, название племени произошло от «дрягва», «дрегва» – болото, трясина, указывающее на болотистый характер местности, где жили дреговичи. Города – Слуцк, Друцк, Клецк (Клеческ). Исследователи считают, что племенным центром дреговичей был Туров. Занимались земледелием, сбором ягод и растений, ремеслами (гончарство, обработка железа).



В ІХ – Х вв. территория дреговичей была присоединена к Киевской державе. Во время раздела князем Владимиром Святославичем Руси на уделы большая часть земель дреговичей отошла к Туровскому (Турово-Пинскому) княжеству, а северо-западные земли – к Полоцкому княжеству. История дреговичей не имеет ярких страниц, они только упоминаются в перечне племен.

Дулебы

Одно из наиболее древних восточнославян ских племенных объединений, которое возникло в VІІ в. Летописец упоминает их в связи с нападением на них аваров (обров) во времена императора Ираклия (610–641). «Эти обры воевали и против славян, и примучили дулебов, тоже славян, и насилие чинили женам дулебским» («Повесть временных лет»).



Ученые предполагают: дулебы, бужане и волыняне, которых иногда считали одним племенем, это разные племена-соседи. Дулебы жили на юг от волынян в Верхней Надднестрянщине и в верховьях Западного Буга между Карпатами и Волынью. Это южно-западная околица восточнославянских земель. «Дулебы жили над Бугом, где сейчас волыняне» («Повесть временных лет»). После поражения от аваров часть дулебов переселилась в Паннонию. В 911 г. дулебы принимали участие в походе киевского князя Олега на Константинополь. Дулебский племенной союз был недолговечным. Он распался в Х в. на отдельные племена, так и не достигнув своей государственной завершенности.

«Центром удельного княжества в Волынской земле был город Червен (Червень) на левом берегу р. Гучвы (ныне – городище около с. Чермно Тышовецкой гмины Замойского воеводства в Польше). Кроме Червена были также Червенские города: г. Волынь (теперь с. Грудек Надбужный), г. Сутейск (теперь с. Сонсядка) на р. Пор и другие. Территория Червенских городов во второй половине І тысячелетия была заселена восточнославянскими племенами дулебов, бужан, волынян. Червенские города возникали в ходе формирования восточнославянского объединения во главе с дулебами. В начале Х ст. Червенские города имели тесную связь с Киевской Русью, но в третьей четверти Х в. местная племенная верхушка попала в зависимость от Чехии. Червенские города переходили от поляков к Киевской Руси, входили в состав Владимир-Волынского, Галицко-Волынского княжеств. В середине ХІІІ в. Червенские города были разрушены татарами, после чего они пришли в упадок. В ХІV в. эта территория была захвачена польскими и литовскими феодалами» (Мария Костик).

Топонимических названий «дулебы» довольно много на славянских землях: села Дулебы на реке Турия и на реке Стрый, остров Дулебы на левом берегу реки Припять, Долобское озеро вблизи Киева.

Ильменские славены

Своеобразную отдельную группу славян составляли ильменские или новгородские славены, которые занимали северный край восточных славянских земель. Расселились ильменские славены севернее полочан и кривичей, в бассейне озера Ильмень и реки Волхов. Существует несколько предположений об их происхождении: одна группа ученых считает, что славяне пришли на север с юга, другая – с запада. Вероятнее всего, что на озеро Ильмень пришли балтийские славяне.



«Те же славяне, которые поселились около озера Ильменя, назвались своим именем – славенами, и построили город, и нарекли его Новгородом» («Повесть временных лет»).

Одним из первых торгово-ремесленных центров ильменских славен была Старая Ладога (древнее славянское городище VІІ в.). В конце ІХ в. возникают новые центры – Ладога, Рюриково городище; в начале Х в. – Новгород, который и стал племенным центром ильменских славен. В более поздние времена Новгород и Киев – основные политические, торговые и культурные центры восточных славян. Союз ильменских племен вобрал в себя три племенных образования: ладожцы, псковитяне и новгородцы.

Кривичи

«…кривичи, которые сидят в верховье Волги, и в верховье Двины, и в верховье Днепра, их город – Смоленск…» («Повесть временных лет»).

Племенное объединение восточных славян в VІ-Х вв. Жили в верхнем течении Днепра, Западной Двины, Волги и в южной части бассейна Чудского озера. Главные города: Смоленск (под Смоленском в Гнездове археологами найден большой курганный могильник и остатки городища), Изборск, Псков, Торопец. Известны кривичи смоленские, псковские и полоцкие.



Славяне пришли на эти земли позже и слились с местным балтийским населением. Имя «кривич» («крив») соответствует латышскому krievs – русский, восточный славянин. Кривичей называли славянскими вендами. В истории известно объединение – конфедерация трех городов: Изборска (кривичей-вендов), Старой Ладоги (эстов), Белоозера (вепсов). В середине ІХ в. они «пригласили на правление» датского короля (из фригов) Рюрика. Основными занятиями кривичей было земледелие, скотоводство, ремесла.

В результате походов киевского князя Аскольда земли кривичей вошли в состав Киевской Руси. Позже на территориях проживания (864 та 870 гг.) были созданы Смоленское и Полоцкое княжества. Северо-западная часть земель кривичей отошла к владениям Новгорода. Последнее упоминание о кривичах в летописи 1162 г.

Полочане

«…другие сели на Двине и назвались полочане, от реки, которая впадает в Двину, и называется Полота» («Повесть временных лет»).



Часть древнеславянского племенного объединения кривичей; населяли в ІХ в. районы среднего течения реки Западная Двина. Название племени от названия реки Полоты, которая впадает в Западную Двину. Главный город Полоцк – центр племенного княжества. Все славянские племена имели свое княженье: «…а у древлян было свое княженье. А у дреговичей свое, а у славен в Новгороде свое. Другое княжение было на речке Полоте, где жили полочане» («Повесть временных лет»).

Археологическим памятником VІ-VІІ вв. на территории проживания полочан в верхнем течении Западной Двины является большая группа длинных курганов. Подобные курганы найдены археологами и на территории расселения их соседей кривичей. Полочане вместе с псковскими и смоленскими кривичами были союзом племен. Их в этом союзе называют полоцкими кривичами. На территории племени полочан возникло Полоцкое княжество. Потомки полочан растворились в населении Беларуси, вместе с дреговичами, радимичами и кривичами стали основой белорусского народа.

Поляне

«…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами» («Повесть временных лет»).



Племенной союз полян занимает в летописях особое место. Полянам принадлежит первая роль в процессе создания Киевской державы. Полянские князья Кий, Щек и Хорив построили Киев. Иноземные источники раннего средневековья не упоминают полян, хотя свидетельствуют о других племенах. Возможно, что к тому времени племенного объединения полян уже не суще ствовало, а иноземцам было известно новое объединение под названием «Русь».

Кроме древнерусских полян в истории известны польские поляне, которые стали основой польского государства; поляне в Моравии, болгарские поляне. Есть предположения, что все эти поляне выходят из большого Антского (Полянского) союза племен, который территориально был расселен между Днестром и Днепром в зоне лесостепи. Поляне – жители поля. Византийские источники называют этот славянский союз племен «антами», сами же анты называли себя «полянами». Изучение археологических памятников территории проживания антов-полян показывает, что в племенное Полянское объединение входило шесть племенных групп: уличи, тиверцы, дулебы, бужане, волыняне и белые хорваты. После распада Полянского союза в результате войн с аварами в VІІ в. эти племена самостоятельно выступают на исторической арене.

Радимичи

«…Радим сел на Соже, от него назвались радимичи» («Повесть временных лет»).

Восточнославянское племя, которое в ІХ – Х вв. жило в междуречье верхнего течения Днепра и Десны, в бассейне реки Сож. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами. Название, вероятно, от имени героя-родоначальника Радима (Радимира). Главные города: Гомель (Гомий), Вжищ на Десне, Чичерск на Соже.



В VІІІ-ІХ вв. были под властью хазар. В 885 г. покорены киевским князем Олегом, входят в состав Киевской державы. Добиваются независимости, но в 984 г. киевский князь Владимир во второй раз покорил радимичей и присоединил их земли к Киевской Руси. В ХІ в. земли радимичей вошли в состав Смоленского и Черниговского княжеств. Последнее упоминание в летописи 1169 г.

«Очевидно они (радимичи) действительно являют собой некоторое новообразование, что возникло на последней стадии формирования Руси вследствие каких-нибудь специфических условий. К этому склоняет и то, что территория радимичей значительно меньше, чем территория любого другого летописного племени» (Михаил Брайчевский).

Северяне

«А другие сели на Десне, и на Сейме, и на Суле, и именовались северянами» («Повесть временных лет»). Племенное объединение восточных славян на северных славянских территориях. «Север», «сивер» – холод, «сиверко» – холодный северный ветер. Территория расселения на конец І тыс. н. э. – левый берег Днепра, бассейны рек Сулы, Десны, Сейма, верховья рек Псла и Ворсклы. Города: Чернигов (центр племенного княжества), Переяслав, Новгород-Сиверский, Курск, Любеч. Чернигов славился своими ремесленниками, а особенно ювелирами. На сиверских землях было более 150 укрепленных городищ. Основные занятия: распашное земледелие, рыбная ловля, охота, развитые ремесла.



В VІ-VІІ вв. вместе с полянами и другими племенами северяне создали раннее государственное объединение на территории Средней Надднепрянщины. В VІІІ-ІХ вв. северяне платили дань хазарам. Во время войны князя Олега с хазарами в 884 г. часть земель северян вошла в состав Киевской Руси. В 911 г. северяне брали участие в походе Олега на Византию. В 60-е годы Х в. после похода князя Святослава на Хазарский каганат северские земли полностью вошли в состав Киевской державы. Последнее упоминание о северянах в летописи 1024 г.

Тиверцы

Племя или племенное объединение. Название, вероятно, происходит от названия речки Тивр, или же от древнего названия реки Днестр – Тирас. Жили в междуречье рек Днестр, Прут, Дунай. Археологические раскопки свидетельствуют о поселении тиверцев на территории Молдовы и о древнем городе тиверцев Черна. «…уличи и тиверцы сидели на Днестре, в близком соседстве с Дунаем» («Повесть временных лет»).

На территории тиверцев, по свидетельству археологов, было около 150 укрепленных городищ с высокими земляными валами и глубокими рвами. Основными занятиями было земледелие, скотоводство, пчеловодство, развивались промыслы и ремесла.

Со второй половины Х в. на земли тиверцев нападают кочевые племена печенегов и половцев. Тиверцы для защиты вступают в союз с другими славянскими племенами, смешиваются с ними. Отношения тиверцев с полянами нельзя назвать дружественными. Полянский князь Игорь покорил тиверцев и их соседей уличей. В Х – ХІ вв. тиверцы входили в состав Киевской державы. В ХІІ-ХІІІ вв. племенное объединение тиверцев входило в состав Галицкого княжества. В более поздние времена потомки тиверцев растворились в населении Молдовы.

Уличи

Племя или племенная группа восточных славян. Распространенной была версия о первичном месте расселения уличей (угличей) между Южным Бугом и Днестром, в местности, которая издавна называлась Углом (Кутом), а также на берегах Черного моря. Позже тюрки назвали эту местность Буджаком, что тоже означает «угол». Отсюда происходит название «уличи», из первичного «угличи». Но летописи свидетельствуют, что первичной территорией уличей была Надднепрянщина на юг от Киева.



«И сидели угличи по Днепру вниз (от Киева), а потом пришли меж Буг и Днестр и сели там» (Первая Новгородская летопись).

На правом берегу Днепра немного ниже устья реки Лыбедь был главный город уличей – Пересечень (частично сохранилось городище). В перечне русских городов (Воскресенская летопись) Пересечень упоминается между городом Юрьевым на реке Рось и городом Васильевым на реке Стугна. Баварский географ ІХ в. свидетельствует, что уличи – народ многочисленный – имели 318 городов. Вероятно, уличи сначала жили на Правобережье Днепра, а позже переселились в лесостепное Поднепровье. В 885 г. уличи вошли в состав Киевской державы. В Х в. под натиском печенегов отошли на север.



Князь и боевая дружина. «Житие Бориса и Глеба»

Б) Племена западнославянские

Моравы. Поляки. Словаки. Чехи

Моравы

«Так одни пришли и сели на речке Мораве и назвались моравами…» («Повесть временных лет»).

Западнославянское племенное объединение, занимавшее территорию в бассейне реки Моравы на север от Дуная (Моравия). Во главе моравского союза (княжества) стоял род Моймировичей (первый князь Моймир І, 833–836 гг.). Моймир І присоединил к своим владениям Нитратское княжество князя Прибина, и в 30-е годы ІХ в. начала формироваться держава в центре Европы – Великая Моравия. В середине ІХ в. в состав Великой Моравии входили земли чешских, словацких, серболужицких племен, Силезия и часть Паннонии. В 862 г. при князе Ростиславе Великая Моравия со столицей Велеград на реке Мораве занимала территорию от Тисы до Вислы и Одера. В том же году князь шлет посольство к византийскому императору Михаилу с просьбой править службу христианской церкви на родном языке. Византийские миссионеры составили азбуку, которой чехо-моравские племена еще не имели, и с переводом священных книг на славянский язык в 863 г. прибыли в Велеград.



Во времена правления князя Святополка в Моравии началась миссионерская деятельность Кирилла и Мефодия, благодаря чему в Моравии, а потом и в Чехии закрепилось христианство по греко-восточному обряду. О том, что Кирилл и Мефодий придумали славянскую азбуку, дошло много свидетельств в летописях. Какой алфавит они создали – кириллицу или глаголицу – ученые не установили до сих пор.

После смерти Святополка (894 г.) Чехия отделилась от Великоморавской державы. Потом Великую Моравию разрушили мадьяры. После 955 г. чешский князь Болеслав присоединил Моравию к Чехии.

Поляки

«Когда волохи напали на славян, и поселились среди них, и угнетали их, то славяне эти пришли и сели на Висле и назвали себя ляхами, а от тех ляхов начались поляки, а от них еще – мазовшане и поморяне» («Повесть временных лет»).



Ныне – основное население Польши. Живут также в Российской Федерации, в Украине, США, Канаде, Аргентине, Франции, Англии и других странах.

Поляки – главная и самая многочисленная ветвь западного славянства. Выступают на исторической арене с ІХ в. Со становлением древне-польской державы (ІХ – ХІ вв.) формировалась польская народность. На территории между Одером (междуречье Вислы и Одера), Балтийским морем и Карпатами в ІХ – Х вв. насчитывалось более 50 западнославянских племен и племенных союзов (среди которых самый большой – поляне).

Поляки делятся на несколько племенных групп:

1) великопольская – в Шлеске, Познани и Пруссии: ляхи или доляне , висляне , палуны , пожечане , куябы и др; 2) мазовская – над средней Вислой, Наревом и Бугом: мазовшане , мазуры , куявяки , ксенжане ; 3) малопольская – по верхней Висле и Сяну: выделяются карпатские гурали .

Отдельно стоит кашубская группа (кашубы ). Польские племена появляются на территории между Одером и Вислой, Балтийским морем и северными горами Чехии в конце VI – начале VII в., после того, как из этих земель ушли на запад германские племена. Соседи-славяне называли поляков общим названием «ляхи». Известны большие польские племена. Поляне – над Вартой и Нотечем. Висляне – на верхней Висле. Эта территория юго-восточной Польши с конца XV в. называлась Малой Польшей. Центром племени вислян был город Краков. Земли вислян в конце Х в. Болеслав І Храбрый присоединил к Польской державе. Иногда вислян, которые жили на территории нынешних Краковского и Сандомирского воеводств, называли хорватами или хробатами. Мазовшане – по обоим берегам средней Вислы. Куявяки – на нижней Висле возле Торна. Племя, проживавшее возле озер Гопло, Ледница и других в бассейне реки Нотец. (Гопло – большое озеро западнее города Гнезно. Часто упоминается в народных песнях и легендах. Ледница – озеро возле города Гнезно, с островом, на котором сохранились руины княжеского дворца ІХ – Х вв.) Слензяне – жили над верхним Одером. Много еще было мелких племен.

Первой формой гражданского быта у польских славян был род, который создавал осаду – «wies»; роды объединялись в «opole», а те уже в племенную организацию, во главе которой стоял жупаны и вече; между жупанами выделялись князья. Языческая религия польских племен имела общеславянский характер.

Племенное княжество полян с центром в г. Гнезно во времена правления княжеской династии Пястов во второй половине ІХ в. – первой половине Х в. объединило вокруг себя другие племена. Объединение западнославянских племен полян, слензян, вислян, мазовшан, поморян, лендян со временем стало основой польского народа. При первом достоверном князе Мешко І (963–992 гг.) держава получила название Польша, а население – сборное название – поляки. Восточные славяне называли поляков «ляхи», «лехиты», о чем свидетельствуют письменные источники. В период объединения Польское княжество вело борьбу: с Германской империей за Поморские земли; с Киевской Русью, которая объединяла восточнославянские племена, за пограничные земли. На юге конфликт с Чехией был вызван присоединением к польским землям Силезии и Малопольши с Краковом. Мифологические источники свидетельствуют о единых предках польского и чешского народов. В 1025 г. польский князь Болеслав І Храбрый был коронован, и держава получила название Польское королевство.

Восточнославянский союз племен, обитавших в бассейне верхнего и среднего течения Оки и по реке Москва. Расселение вятичей происходило с территории Днепровского левобережья или с верховьев Днестра. Субстратом вятичей являлось местное балтское население. Вятичи дольше других славянских племен сохраняли языческие верования и сопротивлялись влиянию киевских князей. Непокорность и воинственность - визитная карточка племени вятичи.

Племенной союз восточных славян 6-11 веков. Проживали на территориях нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения - Тушемлинская культура. В этногенезе кривичей участвовали остатки местных финно-угорских и балтских - эсты, ливы, латгалы - племен, которые смешались с многочисленным пришлым славянским населением. Кривичей подразделяют на две большие группы: псковскую и полоцко-смоленскую. В культуре полоцко-смоленских кривичей наряду со славянскими элементами украшений, присутствуют элементы балтского типа.

Словене ильменские - племенной союз восточных славян на территории Новгородской земли, в основном в землях около озера Ильмень, по соседству с кривичами. По свидетельству "Повести временных лет", словене ильменские вместе с кривичами, чудью и мерей участвовали в призвании варягов, которые были родственны словенам - выходцам с Балтийского Поморья. Ряд историков считает прародино словен Поднепровье, другие выводят предков ильменских словен из Балтийского Поморья, поскольку предания, верования и обычаи, тип жилищ новгородцев и полабских славян очень близки.

Дулебы - племенной союз восточных славян. Населяли территории бассейна реки Буг и правых притоков Припяти. В 10 в. объединение дулебов распалось, а их земли вошли в состав Киевской Руси.

Волыняне - восточнославянский союз племен, проживавший на территории по обоим берегам Западного Буга и у истока р. Припять. В русских летописях волыняне впервые упоминаются в 907 году. В 10 веке на землях волынян образовалось Владимиро-Волынское княжество.

Древляне - восточнославянский племенной союз, занимавший в 6-10 вв. территорию Полесья, Правобережье Днепра, западнее полян, по течению рек Тетерев, Уж, Уборт, Ствига. Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры. Имя древляне дано им потому, что они жили в лесах.

Дреговичи - племенной союз восточных славян. Точные границы обитания дреговичей до сих пор не установлены. По мнению ряда исследователей, в 6-9 веках дреговичи занимали территорию в срединной части бассейна реки Припять, в 11 - 12 веках южная граница их расселения проходила южнее Припяти, северо-западная - в водоразделе рек Друть и Березина, западная - в верховьях реки Неман. При заселении Беларуси, дреговичи двигались с юга на север к реке Неман, что указывает на их южное происхождение.

Полочане - славянское племя, часть племенного союза кривичей, которые жили по берегам реки Двина и ее притока Полота, от которого и получили свое название.
Центром земли полочан был город Полоцк.

Поляне - племенной союз восточных славян, обитавший на Днепре, в районе современного Киева. Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур.

Радимичи - восточнославянский союз племен, обитавший в восточной части Верхнего Поднепровья, по реке Сож и ее притокам в 8-9 веках. Через земли радимичей проходили удобные речные пути, связывавшие их с Киевом. У радимичей и вятичей был схожий обряд погребения - прах хоронился в срубе - и схожие височные женские украшения (височные кольца) - семилучевые (у вятичей - семило-пастные). Археологи и лингвисты предполагают, что в создании материальной культуры радимичей участвовали и племена балтов, жившие в верховьях Днепра.

Северяне - восточнославянский союз племен, обитавших в 9-10 веках по pекам Десна, Сейм и Сула. Происхождение названия северяне имеет скифско-сарматское происхождение и возводится к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северян - Чернигов. Основным занятием северян было земледелие.

Тиверцы - восточнославянское племя, расселившееся в 9 веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины.

Уличи - восточнославянский союз племен, существовавший в 9 - 10 веках. Уличи жили в нижних течениях Днепра, Буга и на берегу Черного моря. Центром племенного союза был г. Пересечен. Уличи долгое время противостояли попыткам киевских князей подчинить их своей власти.