В какой стране находится город мохенджо даро. О чем говорят священные книги

Мохенджо-Даро - город цивилизации долины Инда. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

Мохенджо-Даро возник около 2600 года до н. э. и был покинут приблизительно девятьсот лет спустя. Предполагается, что во времена расцвета город являлся административным центром цивилизации долины Инда и одним из наиболее развитых городов Южной Азии. По некоторым версиям, его обитатели подверглись истреблению во время нашествия ариев.

Город (или "холм мертвецов") был обнаружен в 1922 г. индийским археологом Ракхалом Банарджи. А впервые серьёзно исследован он был в 1930-х годах экспедицией британского археолога Джона Маршалла, который не преминул отметить «идентичность» находок в Мохенджо-Даро с теми, что были обнаружены в Хараппе, в 400 км выше по течению Инда. Последние крупные раскопки Мохенджо-Даро проводились американской экспедицией в 1964-1965 годах, но были прекращены из-за эрозионных повреждений раскопанных строений.

В более ранних исследованиях «холм мертвецов» описывался как пограничная крепость месопотамской цивилизации.Мохенджо-Даро выделяется среди других центров Индской цивилизации почти идеальной планировкой, использованием в качестве основного строительного материала обожжённого кирпича, а также наличием сложных ирригационных и культовых сооружений. занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие.Среди прочих построек обращают на себя внимание зернохранилище, «большой бассейн» для ритуальных омовений площадью 83 кв. м. и возвышенная «цитадель» (по всей видимости, предназначавшаяся для защиты от наводнений). В период расцвета население составляло от 30.000 до 40.000 человек.Ширина улиц в городе достигала 10 м. В Мохенджо-Даро были обнаружены едва ли не первые известные археологам общественные туалеты, а также система городской канализации. Часть территории нижнего города, где селились простолюдины, была со временем затоплена Индом и потому остаётся неисследованной. За 4500 лет уровень воды (почвы) поднялся на 7 метров.


И по сей день многих археологов волнует тайна гибели 4500 лет назад города Мохенджо-Даро.В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.Упадок культуры – процесс медленный, следов наводнения не найдено. Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах. Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно А именно так было – это подтверждается расположением скелетов. Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии. С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов, оставленных холодным оружием.

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400- 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории


Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией" Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились" - Что это – просто метафора? Д.Девенпорт считает, что в ее основе заложены реальные события.

(«холм мертвецов») возник около 2600 года до н. э. Первые археологические раскопки Мохенджо-Даро велись почти десять лет с 1922 по 1931 го в Пакистане, в провинции Синд археологом Джон Маршаллом. Он отметил, что находки, найденные в Мохенджо-Даро, идентичны с теми, что были обнаружены в городе Хараппа на реке Иравати (или Парушни), одной из 7 притоков Инда.

Среди других центров Хараппской цивилизации, город Мохенджо-Даро выделяется идеальной планировкой, в качестве основного материала для строительства домов, культовых сооружений, бассейнов для ритуальных омовений, использовался обожжённый кирпич. Город прошёл через семь различных стадий эволюции , от начального роста к зрелости и гибели.

Площадь Мохенджо-Даро составляла 300 га , город снабжался водой по трубам из обожжённой глины, была построена общественные туалеты, проведена канализация и построена ирригационная система, дамбы на реке, зернохранилище, стадион с первыми в мире зрительскими трибунами.

Цитадель Мохенджо-Даро занимает центральный квартал в западной части города, где уровень почвы поднят искусственной насыпью из глины и кирпича-сырца на высоту от 6 до 12 м.

Для собственной обороны цитадель была укреплена квадратными башнями из обожжённого кирпича, и толстых кирпичных стен. В цитадели были построены два зала для собраний городского сообщества, с рядами сидений, разделённых проходами.

Плотно построенные дома, улицы и переулки имели систему водоснабжения и канализации , и одну из самых ранних в мире систем сбора воды в городские колодцы .

Цитадель и средний город имела свои внутренние охраняемые ворота, с надписью : «ash-ra-ra-a-ka-aksha-ra-nga-pu-ra».

Круг, разделённый на 8 частей: «ash» - санскр. «ashta» -«ашта» - восемь.
Колесо: «Ра» - «ra» в санскр. «rathah» -«рата» может означать «тепло, свет, сияние» «колесницы солнца». «Семь сестёр (sapta-svasvar) […] небесной (ASURYA nadinam)»
Колесо: «Ра» - «ra».
«А» - ‘А’ - диакритическим знак, который может также означать, Шива и первую букву алфавита.
Знак Х – «кА» - «ха» - санскр. «Каа» означает или любовь.
Знак ромба, как алмаз, или Око: может означать «глаз, душу». Акшан – Akshan – надзиратель, административный чиновник в долины Инда, контролирующий строительство государственных административных зданий, храмов, крепостей и т.д. От Акшан – Akshan происходит слово «Episcopus» - епископ.
Второй раз колесо: «Ра» - ‘ra’.
«nga» - «нга» может означать, соединение, связь с предками или разветвление рода.
«Пу-ра» - ‘pu-ra» может означать чистый, чистый.
Третий раз колесо: «Ра».
Итак: «ashra-raa-ka-aksha-ranga-pura» - «Ашра-раа-ка-акша-ранга-пура» - «Убежище под защитой Рангапура»
В первой половине вывеской: «ASHRA» - убежище и «Ракша» - защита. «Ранга-пура» - ‘ra-nga-pu-ra’ = королевский город. В Хараппской культуре слово «королевский» не применялось. От «нга» - «nga» происходит английское слово «king» — «король».

В период расцвета Мохенджо-Даро население составляло от 30 000 до 40 000 человек.
Английский археолог М. Уилер считает, что обитатели Мохенджо-Даро были истреблены во время в долину Инда , но на территории раскопок Мохенджо-Даро не найдено и 40 скелетов. Эта значит, что жители Мохенджо-Даро сдались на милость победителей, устрашившись их силы. В одном из отрывков рассказывается о боге Индре, владевшем божественным огнём Агни , и направлявшим огонь на крепости противников ариев.


Захватывая обширные территории Мохенджо-Даро, арии не разрушили город, и он существовал ещё около 900 лет, прежде, чем жители покинули его в середине II тысячелетия до н. э.

После того, как в Аравийском море поднялся уровень воды, долина реки Инд была затоплена, затоплен и Мохенджо-Даро.

Город стал непригоден для обитания, и жители спешно ушли из него, оставив свои дома, глиняную домашнюю утварь, золотые украшения , спрятанные в доме. Археологи обнаружили множество изделий из терракотовой керамики , бисера , золотых и медных украшений , печатей, рыболовные крючки , статуэтки животных , инструменты, урны и чаши местного производства, а также некоторые импортные сосуды , свидетельствующие о торговых связях с дальними землями, вплоть до Месопотамии .

На надписи печати из Мохенджо-Даро знак круга, поделенного на равные части, означает «Сообщество»

В Мохенджо-Даро процветала торговля, найдены гири для весов, тесненныеглиняные печати с изображениями быка, буйвола, зубра или единорога, с именем, должностью владельца и принадлежностью к определённому сообществу, глиняные паспорта «сообщества» Мохенджо-Даро, удостоверяющие личность тех, кто отправляется по торговым делам в другие области Инда.


У зажиточных горожан были двухэтажные дома с внутренними двориками и кирпичными лестницами, ведущими на второй этаж или на плоскую крышу.

Стены домов Мохенджо-Даро покрыты штукатуркой, при раскопках найдены детские игрушки, небольшие скульптуры и многочисленные терракотовые поделки из обожжённой глины, с изображением быков и буйволов.

Каменное скульптурное изображение фигура, известной как «Царь-жрец» отличается тонкой резной работой. Накидка Царя-жреца украшена трилистниками, символами божественной мудрости.


Территория нижнего города, где селились простолюдины, была затоплена Индом и потому остаётся не исследованной. За 4500 лет уровень воды в реке поднялся на 7 метров относительно уровня земли, на которой был построен Мохенджо-Даро.

корабль из Мохенджо-даро

«На заре индийской истории в долине реки Инд две тысячи лет существовала городская цивилизация. Ее называют Индской или Хараппской (по названию первого открытого города). Сейчас земли древней цивилизации субконтинента находятся на территории двух государств – Индии и Пакистана.»

В современной науке дискутируется вопрос о происхождении Хараппской цивилизации. Одни ученые предполагают, что ее основали выходцы из Месопотамии. Их оппоненты доходят до того, что утверждают противоположное: выходцы из долины Инда основали Шумер. Другие считают строителей Мохенджо-Даро представителями первой волны индо-европейских миграций на субконтинент.

Исследования второй половины XX века показали, что Хараппская цивилизация была результатом развития местных земледельческих культур. Городская цивилизация в долине Инда начала развиваться около 3300 года до н.э. После 2600 года до н.э. берет начало период Зрелой Хараппы. После 1900 года до н.э. начинается ее упадок, который продлился несколько веков и закончился исчезновением городов в долине Инда.

Крупнейшим городом Хараппской цивилизации был Мохенджо-Даро. Это название он унаследовал от названия местности в XIX веке – «холм мертвых». Мы не знаем, как называли город сами его жители.

История открытия

Честь открытия одного из крупнейших городов Хараппской цивилизации принадлежит индийцу. Этого человека звали Ракхал Баннерджи. Он родился в Западной Бенгалии, в небольшом городе Бахарампуре. Баннерджи окончил Колледж Президенси в Калькутте в 1907 году с отличием по истории. Ракхал продолжил свое образование и в 1911 году получил ученую степень по истории в Калькуттском университете.

За год до окончания университета молодой ученый начал работать в археологической секции Индийского музея Калькутты . Через год он принял участие в первых археологических раскопках.

До 1922 года Мохенджо-Даро был известен только плохо сохранившейся буддистской ступой. Баннерджи во время исследования местности обнаружил там кремневый скребок и предположил, что холм может иметь более древнюю историю. В 1922 году индиец начал раскопки.

Археологи нашли там печати с надписями на неизвестном языке, медные орудия и остатки древнего кирпичного города. Баннерджи предположил, что они обнаружили древнее поселение, которое предшествовало эпохе Маурьев.

В археологический сезон 1925-1926 годов раскопки в Мохенджо-Даро продолжились уже под руководством Джона Маршалла. Археологи нашли крупные жилые районы с хорошо построенными домами, прямые улицы, тонкие водостоки, кирпичный бассейн, который назвали «Большая баня». Во время раскопок обнаружили две знаменитые статуэтки – бюст «царя-жреца» и статуэтку танцовщицы.

Статуэтка танцовщицы представляет собой бронзовую фигурку обнаженной девушки. На ее левой руке имеются 25 браслетов, на правой – четыре. Статуэтка сделана из бронзы, время ее создание датируется XXVI веком до н.э. Через несколько лет археологи нашли в Мохенджо-Даро еще одну статуэтку танцующей девушки, которую датируют примерно тем же временем создания.

После находок в Мохенджо-Даро и других городах индологи начали пытаться дешифровать надписи на печатях. Исследователи пытались находить общее в знаках из долины Инда и надписях шумеров, минойцев, этрусков, хеттов, индийского слогового письма Брахми и даже письмен Ронго-ронго жителей острова Пасхи. Естественно, попытки не дали результата. Дискутировали о языке надписей из Мохенджо-Даро. Маршалл настаивал, что язык Хараппской цивилизации принадлежал к дравидийской семье.

В 1944 году в Индию приехал английский археолог сэр Мортимер Уилер. Его задачей было обучение нового поколения индийских археологов современным полевым методам. Когда Уилер впервые посетил Мохенджо-Даро, он обнаружил укрепленную цитадель города. В 1947 году, после отделения от Индии Пакистана, сэр Мортимер три года служил советником по археологии этой страны.

В 1950 году он вновь проводил раскопки в Мохенджо-Даро. Уилер завершил раскопки «Большой бани». На основании раскопок английский археолог сформулировал свою концепцию Индской цивилизации, которая долгое время была популярна и в науке, и в общественном сознании. По мысли сэра Мортимера Мохенджо-Даро и Хараппа были двумя столицами великого государства, во главе которого стояли цари-жрецы.

С 1980-х годов в Мохенджо-Даро начали проводиться раскопки командами из США, Германии и Италии в сотрудничестве с пакистанскими учеными. Их целью был пересмотр представлений, сделанных на основе прежних раскопок.

Появление Мохенджо-Даро

Вскоре после 2600 года до н.э., земледельческие поселения в бассейне Инда начали радикально менять свой облик. Развилась специализация ремесленников, появилась письменность, приморские города начали вести торговлю с азиатскими странами. Города выстраивали в соответствии с планом: они имели широкие улицы, дома из обожженного кирпича, оборонительные стены из глины и кирпича.

Высокий уровень грунтовых вод в месте расположения Мохенджо-Даро не позволяет археологам раскопать самые древние слои поселения. Большая часть раскопанных зданий относится к периоду Зрелой Хараппы.

Вероятно, Мохенджо-Даро был крупнейшим городом в ту эпоху. Он занимал выгодное положение между реками Инд и Восточная Нара. К северу от города располагалась Хараппа – второй по величине город Индской цивилизации, к югу – Дхолавира. Из Мохенджо-Даро шли дороги в нагорье Южного Белуджистана и долину реки Сарасвати. Город идеально подходил для контроля над коммуникациями всей долины Инда, и возможно именно для этого он был основан.

В цитадели города помещалась «Большая баня», резервуар, окруженный комплексом помещений. Сейчас этот комплекс считают религиозным, культ которого был связан с водой.

Облик города

Индский город был социальным, административным и религиозным центром окружающих земель. Предполагают, что основная часть горожан имела высокий уровень жизни. Центральное положение, размер и отдельные уникальные особенности заставляют некоторых ученых предполагать, что это был не просто город, а столица государства. Но других доказательств этому нет.

Мохенджо-Даро состоял из цитадели на западе и нижнего города на востоке. Их разделяла глубокая впадина. Для цитадели была подготовлена огромная платформа из песка и ила, укрепленная подпорной стеной из сырцового кирпича. Площадь цитадели была 200 на 400 метров. Ее отдельные структуры, такие как Большая баня, имели собственные платформы. Цитадель, как считают археологи, с самого начала строилась как единый комплекс.

Расположение цитадели в стороне от нижнего города заставляет предположить, что она возводилась, чтобы быть отдельной частью населенного пункта. Скорее всего, доступ туда контролировался стражей. На юго-восточном углу цитадели был вход в храм верхнего города.

Северо-восточная часть цитадели города находится под буддистской ступой и поэтому до сих пор не раскопана. Раскопки вокруг нее показывают, что на месте ступы стояли крупные здания. Южную часть цитадели занимал большой комплекс, в который входили зал с колоннами и, возможно, храм. Постройки этой части цитадели предназначались как для повседневной жизни, так и для общественных мероприятий.

Зал с колоннами предположительно использовался для общественных собраний. Исследователи нашли сходство между ним и залами для собраний в маурийской Паталипутре и монастырскими залами в буддистских монастырях. Этот зал был частью более крупного комплекса, возможно, дворца по типу резиденций правителей Ближнего Востока.

Самая известная постройка цитадели Мохенджо-Даро – «Большая баня». Ее назвали самым древним общественным резервуаром воды в древнем мире. Ее площадь составляла 11 на 7 метров, а глубина – почти два с половиной. Чтобы попасть в бассейн действовали две лестницы, а на одном конце резервуара помещалось отверстие для слива воды. Дно и стены резервуара были прочными благодаря глине, кирпичам и гипсу. Также стены укреплял толстый слой битума.

Предполагают, что Большая баня использовалась для проведения религиозных церемоний, во время которых проходило омовение участников. К северу от Большой бани стоял блок из восьми комнат с водными резервуарами, располагавшимися в два ряда. В каждой комнате была лестница, ведущая на верхний этаж. Предполагают, что в этих комнатах находились люди, обслуживающие Большую баню.

За блоком, отделенный от него улицей, располагалась так называемая Коллегия жрецов (College of Priests). Это было здание, состоявшее из множества маленьких комнат, нескольких внутренних дворов и одного большого внутреннего двора. У Колледжа было семь входов, поэтому предполагают, что он был связан с управлением городом.

Здание рядом с Большой Баней цитадели идентифицируют как зернохранилище. Но при раскопках здания не было обнаружено зерен, что делает спорным его идентификацию как житницы.

Нижний город тоже был возведен на искусственной насыпи – были обнаружены остатки ее подпорной стены. С севера на юг в городе пролегали три главные улицы и несколько второстепенных. Линии улиц отступали от ориентации север-юг не более, чем на два градуса. С востока на запад тоже пролегали улицы и переулки, которые делили Мохенджо-Даро на несколько кварталов. Главная улица города была шириной десять метров.

Дома в нижнем городе были двух- и трехэтажными. В них находилось по несколько комнат. У домов были внутренние дворы. Вход в жилище располагался в переулках, на широкие улицы смотрели только стены домов. Некоторые здания идентифицированы, как мастерские. На окраинах поселения были районы, в которых сосредотачивалась ремесленная деятельность. Около домов стояли небольшие кирпичные платформы, на которых в свободное время сидели и общались друг с другом жители города. Материалом для зданий Мохенджо-Даро был обожженный кирпич. Для дверей и оконных рам использовали дерево.

Одно из зданий нижнего города идентифицировали как храм, другое – как караван-сарай. В городе было около 700 колодцев. Такое число было связано с удаленностью Мохенджо-Даро от Инда. В соседней Хараппе было всего около 30 колодцев. Стоки канализации пролегали по центру улиц. Вдоль улиц росли деревья, которые дарили людям тень и возможно имели религиозное значение.

Внизу, вне искусственных холмов Мохенджо-Даро располагались пригороды. Самые крупные были к югу и востоку от города. Кроме жилых домов там находилась обширная промышленная зона.

Особенность большинства городов Индской цивилизации – невозможность точно идентифицировать общественные здания. Здесь сложно найти величественные храмы и дворцы, которые известны у других цивилизаций Древнего Востока. Некоторые дома нижнего города в Мохенджо-Даро имели внутренние платформы, которые должны были обеспечивать им внушительный вид. Другие дома имели сеть внутренних дворов.

Одно из зданий Мохенджо-Даро состояло из двух рядов помещений. Каждое из них включало две комнаты, разделенные перегородкой. В полу одной из комнат помещалась ванна. Предположительно, здание было гостиницей для купцов или чиновников, прибывающих в город.

Мохенджо-Даро занимал территорию более 250 гектаров, а его население оценивают от 40 до 100 тысяч человек. Шестиметровый искусственный холм поднимал город на высоту, которую не достигали воды разлившегося Инда.

Печати из Мохенджо-Даро

Вопрос о власти в городах Хараппской цивилизации дискутируется. Немногочисленные данные открывают возможность для самых противоположных толкований. С одной стороны, есть развитая система ремесленного производства, планировка городов, единообразие в артефактах. С другой стороны, отсутствуют такие признаки твердой единоличной власти как монументальные дворцы. Данные археологии не дают свидетельств о наличии у городов Инда сильных армий и полиции. Другие восточные цивилизации оставили дворцовые архивы. Возможно, архивные документы Индских городов были написаны на материале, который не пережил тысячелетия.

Главное свидетельство существования в Мохенджо-Даро политической структуры – печати. Квадратные артефакты из стеатита в большом количестве обнаружены в Мохенджо-Даро и других городах. Их находят на территории Шумера и Элама – земель, с которыми торговали города Инда.

Печати носили на шее. Чаще всего их находят вдоль дорог или в мастерских, где владельцы их теряли. Печати никогда не находили в могилах, вероятно, потому что печать была не личной вещью, а атрибутом должности. Оставляя пост, человек расставался и с печатью.

На печать помещали надпись и изображение. Пока не расшифрована хараппская письменность , надписи на печатях не могут быть прочитаны. Возможно, они сообщали имя и титул владельца, которому принадлежал товар. Самым популярным рисунком на печати был единорог. Около 50 печатей из Мохенджо-Даро и Хараппы содержали изображение быка. Еще реже можно найти изображения слона, антилопы и других.

Одни исследователи видят в рисунках родовые символы. По мнению других, это – символы городов. Единорог – знак Мохенджо-Даро, и преобладание таких печатей демонстрирует влияние этого города. Другая гипотеза – символ на печати отражает статус ее владельца и область его операций. За пределами долины Инда находят печати с быком. Вероятно, это был символ лица, занимающегося внешней торговлей.

Занятия

В Мохенджо-Даро производили одежду из хлопка. Хлопок выращивали в долине Инда и Белуджистане. Жители города использовали для его окраски индиго и корень марены. Ткани, выкрашенный при помощи марены в красный, были обнаружены при раскопках Мохенджо-Даро.

Жители Мохенджо-Даро использовали подъемные механизмы, чтобы добывать воду из рек и каналов. В городе сохранилось изображение такого устройства – вертикальный столб с ведром на одной стороне и противовесом на другой.

Как уже отмечалось выше, в Мохенджо-Даро было вырыто более 700 колодцев. Дома из десятилетия в десятилетие перестраивали, и уровень города поднимался. Колодцы тоже достраивали, чтобы они находились на том же уровне по отношению к мостовой. При раскопках старых улиц Мохенджо-Даро очищенные от векового мусора кирпичные колодцы возвышались над исследователями как башни.

Одни города долины Инда специализировались на одном ремесле, более крупные – были центрами многих ремесел. Ко второму типу относился Мохенджо-Даро . Потребности переселенцев и рыбаков стимулировали развитие водного транспорта. Глиняная табличка и печать, найденные при раскопках города, показывают, как могла выглядеть речная лодка. Это плоскодонка с каютой на палубе, напоминающая современные индийские плавучие дома. У нее были высокая корма и борта, два рулевых весла. Предположительно, лодки делали из связок камыша. Для каюты делалось четыре камышовых столба, на которые набрасывали ткань. Такие лодки могли легко ходить и по речному мелководью, и по морю. Но срок их жизни ограничивался несколькими месяцами.

На корме лодки, изображенной на табличке из Мохенджо-Даро, сидят две птицы. Предполагают, что их могли отпускать во время плавания, чтобы птицы указывали путь к суше.

Жители Мохенджо-Даро и других Индских городов широко использовали медь, которая шла на изготовление повседневных орудий труда. Вероятно, ее добывали на Индостанском горном хребте Аравалли. Спектральный анализ показал, что медные артефакты Мохенджо-Даро содержали никель и мышьяк. Эти элементы есть в меди Аравалли и регионов Омана, с которыми торговали древние индийцы. Скорее всего, местная медь была для Мохенджо-Даро основным, но не единственным источником. Из горных копей медь доставляли в город Кот-Диджи , а оттуда – в Мохенджо-Даро.

В Мохенджо-Даро обнаружены куриные кости. Ученые допускают, что куры могли быть одомашнены в этом регионе. Считается, что современные домашние куры происходят от птиц, одомашненных в Тайланде, но в долине Инда это могло быть сделано независимо от Юго-Восточной Азии. Возможно, жители города держали домашних уток. Но они точно продолжали охотиться на диких. Игровые фишки из Мохенджо-Даро украшают изображения уток.

В Мохенджо-Даро держали индийских серых мангустов. Возможно, индийцы использовали их для защиты от змей. На диких слонов охотились ради мяса и кости. Прирученных слонов использовали как рабочих животных. В городе делали произведения искусства из слоновой кости. Домашних верблюдов начали использовать в этих землях уже после упадка Мохенджо-Даро.

Окрестности города были полны древесиной, пригодной для строительства. В Мохенджо-Даро для стропильных балок использовали дерево дальберия сиссу. Тамариск использовали как топливо. Из палисандра, полученного из дальберии, делали мебель, инструменты, колеса телег, а также гробы. Для строительства зданий в Мохенджо-Даро привозили с возвышенностей сосны и гималайские кедры.

В вопросе обеспечения жителей питанием города были самодостаточными. Крупнейшие из них зависели от сельской округи. Но существовала и торговля продуктами питания, об этом говорят находки финиковых косточек в Моженджо-Даро.

Упадок

Последний период существования Мохенджо-Даро отличается упадком городской жизни. Дома строились плохо, жители пренебрегали гигиеной – приходила в упадок система канализации. Мертвых бросали в заброшенных домах или оставляли на улицах, вместо того чтобы проводить погребальные обряды. Большая баня перестала работать. Некоторые культовые статуи были целенаправленно уничтожены. Похожая картина была свойственна и других городам долины Инда.

Причину такого упадка Мохенджо-Даро видят в эпидемиях. Изучение скелетов из верхних уровней города показывает, что жители Мохенджо-Даро умирали от болезней, в частности – малярии. Мохенджо-Даро и другие города с их обилием воды в колодцах, резервуарах и емкостях для стока были идеальным местом для распространения малярии и холеры. Последние жители Мохенджо-Даро ютились в немногих ветхих жилищах.

Ядерная война в древности?

Есть свидетельство, что империя Рама (теперь Индия) была опустошена ядерной войно й .
В долине Инда - теперь Пустыня Тар , к западу от Джодхпура обнаружено множество участков со следами радиоактивного пепла .

Почитайте эти стихи от древнего (6500 до н.э. самое позднее) Махабхарата :

"…единственный снаряд, обвиненный во всей власти Вселенной. Сверкающий столб дыма и пламя, столь же яркое как тысяча солнц, повысились во всем ее блеске…перпендикулярный взрыв со своими вздымающимися облаками дыма… облако дыма, повышающегося после того, как его первый взрыв сформировался в расширение круглых кругов как открытие гигантских пляжных зонтиков…"

Это было неизвестное оружие, железный удар молнии , гигантский посыльный смерти, который сжег всю долину дотла Vrishnis и Andhakas.
Трупы были столь сожжены , что их невозможно было опознать .
Волосы и ногти выпали , глиняная посуда сломалась без очевидной причины, и птицы побледнели.
После нескольких часов, вся пища была заражена …, чтобы смыть с себя пепел , который осел на солдатах и их оборудовании , они бросились в бурлящий поток , но и он был заражен .

До бомбежки Хиросимы и Нагасаки, современное человечество не могло вообразить оружие, столь же ужасное и разрушительное, как описанное в древних индийских текстах.
Все же они очень точно описали последствия атомного взрыва .
В результате радиоактивного заражения выпадают волосы и ногти, пища становиться непригодной.
Омовение в реке дает некоторую отсрочку, хотя это не лечение.

Когда раскопки Хараппа и Мохенджо-Даро достигли уличного уровня , они обнаружили скелеты , рассеянные на улицах древнего города и в городах , многие держали в руках различные предметы и орудия труда , как будто имела место мгновенная , ужасная гибель .
Люди лежали, не погребенные, на улицах города.
И этим скелетам тысячи лет, даже по традиционным археологическим стандартам.
Картина, открывшаяся археологам, поразительно напоминала картину после бомбежки Хиросимы и Нагасаки .
На одном участке советские ученые нашли скелет , у которого радиационный фон был в 50 раз больше чем нормальный .

Другие города , найденные в северной Индии , имеют признаки взрывов большой мощности.
Один такой город, найденный между Гангом и горами Раджмахал , кажется, был подвергнут сильной жаре .
Огромные массы стен древнего города сплавлены вместе , буквально превращены в стекло !
И нет никакого признака вулканического извержения в Мохенджо-Даро или в других городах.
Сильная жара, способная расплавить камень , может быть объяснена только ядерным взрывом или некоторым другим неизвестным оружием .
Города были стерты с лица Земли полностью.

Человеческие скелеты датировались по радиоуглеродному анализу к 2500 до нашей эры , но мы должны иметь в виду, что датирование по радиоуглеродному анализу заключается в измерение количества остаточной радиации .
Но в результате воздействия радиации , во время ядерного взрыва, останки кажутся намного моложе .

Руководитель исследовательских работ манхеттенского проекта доктор Роберт Оппенгеймер, как известно, был знаком с древней Санскритской литературой.
На интервью, проводимом после того, как он наблюдал первый атомный взрыв, он процитировал Бхагават-Гита :
"Теперь я стал Смертью, Разрушителем Миров ".
Когда его спросили во время интервью в Рочестерском университете, спустя семь лет после ядерного испытания в Аламогордо, было ли это первой атомной бомбой, взорванной на Земле, он ответил: "Хорошо, в современной истории да".

Древние города , каменные стены которых, были сплавлены вместе и буквально превращены в стекло , находят не только в Индии , так же в Ирландии , Шотландии , Франции , Турции и других местах.
Нет никакого логического объяснения витрификации (переход в стеклообразное состояние) каменных фортов и городов, кроме как от атомного взрыва.
Другой любопытный признак древней ядерной войны в Индии - гигантский кратер , расположенный в 400 километрах к северо-востоку от Бомбея и возрастом не менее 50 000 лет , мог быть связан с ядерной войной древности.
Никакой след любого метеорического материала, и т.д., не был найден на участке или по близости, и это - единственный в мире известный кратер "воздействия" в базальте.

Признаки большого разрушения (от давления, превышающего 600 000 атмосфер ) и интенсивной, резкой высокой температуры (обозначенной стекловидными шариками базальта - тектиты ), так же обнаружены в другом известном месте.
Разрушение библейских городов Содом и Гоморра (плотный столб дыма быстро повысился, облако лилось горящей серой, окружающая почва была превращена в серу и соль так, что даже травинка не могла расти там, и любой по близости, превращался в столб соли), походит на ядерный взрыв.
Если бы столбы соли в конце Мертвого моря (которые сегодня все еще там) были бы обычной солью , они бы исчезли с периодическими дождями .
Вместо этого эти столбы состоят из соли , которая тяжелее обычной , и может быть создана только в ядерной реакции , такой как атомный взрыв.

В каждом древнем тексте есть ссылки на Содом и Гоморру.
Так же из этих источников известно, что случилось с Вавилоном :
"Вавилон, самое великолепное из королевств, цветок халдейской культуры, будет опустошен как Содом и Гоморра, когда Бог разрушил их.
Вавилон больше никогда не будет возвышаться снова.
Поколение за поколением приедет, но на этой земле больше никто никогда не будет снова жить.
Кочевники откажутся расположиться лагерем там, и пастухи не будут позволять их овцам ночевать на той земле". - Isaiah, 13:19-20.

Стекловидные образования - тектиты.

Тайна Мохенджо -Даро.

Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад города Мохенджо Даро в Индии.
В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил на одном из островов реки Инд древние руины.
Их назвали Мохенджо-Даро, что в переводе означает "Холм мертвых ".
Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели?
Ни на один из них раскопки ответа не дали...

В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также обломков оружия и следов разорения.
Очевидным был лишь единственный факт - катастрофа произошла внезапно и длилась недолго .

Упадок культуры - процесс медленный , следов наводнения не найдено.
Более того, есть неоспоримые данные, говорящие о массовых пожарах .
Эпидемия не поражает людей, спокойно прогуливающихся по улицам или занимающихся делами, внезапно и одновременно.
А именно так было - это подтверждается расположением скелетов.
Палеонтологические исследования также отвергают гипотезу эпидемии.
С полным основанием можно отвергнуть и версию о внезапном нападении завоевателей ни на одном из обнаруженных скелетов нет следов , оставленных холодным оружием .

Весьма необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти.
Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы .
В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы.
Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!).
По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели.
Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва .
Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400-1500 градусов .
Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории.

Если внимательно осмотреть разрушенные здания, создается впечатление, что очерчена четкая область - эпицентр , в котором все строения сметены каким-то шквалом .
От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются .
Наиболее сохранились окраинные строения Словом , картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки .

Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией.
Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки.
Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились".
Что это - просто метафора.
Девенпорт считает, что в ее основе есть какие-то реальные события.

Но вернёмся к самому городу...

Мохенджо-Даро занимал площадь около 259 га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича.
Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии.
Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750 гг. до н.э.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад.
Он был спланирован с величайшей педантичностью : улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов .
Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе).
Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома.
Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства .
По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода.
Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту.
Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек.
Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен!
Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

Очень люблю исторические драмы особенно с замахом на более древние периоды человеческого существования.

Фильм «Махенджо-Даро» снять по всем каноном такого жанра, весь историзм и событийность замыкается на одном историческом персонаже, который наделен ну просто всеми положительными качествами. Он и красив, и силен, и храбр, и умен, и хитер в меру, и добр, и отважен, в общем не наделен никакими человеческими качествами, кроме желания любить и получить объект своего вожделения.

Сюжет не содержит ничего сверх кардинального, как это всегда бывает, несправедливо лишенный своего трона и отрешенный от него герой, в полном неведении, что было с его родителями, приезжает торговать в величественный город Махенджо-даро. И… и находит в нем все что искал. И прекрасную девушку Чаани, и историю своего происхождения, и свое предназначение, и конечно же становится спасителем всего городского населения, попутно приложив руку к созданию великой реки Ганг. Все это на фоне древнего города, с песнями, танцами, причудливыми (скорее фантазийными, чем реальными) обрядами, драками, пучеглазыми злодеями и пр.

Фильм скорее не понравился, чем понравился.

Сценарий будто писан на коленке, не знаю на счет исторической точности, но на счет проработки героев, очень плохо. Создается впечатление, что над внешним видом каждого персонажа работали больше, чем над внутренним, что не свойственно для индийского кино. Все герои лишены человечности и оттого кажутся пустыми.

Возможно из-за недоработки сценария все актеры кажутся слабоватыми и натуженными.

Ритик Рошан (главный герой Сарман) старался изо всех сил вытянуть хоть что-то из этого образа, старательно сверкал глазами и пафосно закидывал подбородок, гневно дергал ноздрями. Но создать полноценный образ не получилось. Он в отличной физической форме, как всегда потрясающая работа в сценах с драками, как всегда отлично чувство ритма и танца, но на этом все, нет внутреннего переживания, нет того эмоционального толчка от экрана, который заставит зрителя немного встрепенуться.

Пуджа Хегде (Чаани) ну тут совсем без стараний. Очень плохо, одной внешней красоты недостаточно, недостаточно пристального взгляда на камеру, пусто. Особенно когда происходили рыдания или патетические речи, ужас. Роль не такая большая как кажется и не такая сложная, да Чаани возлюбленная главного героя, да именно ее замужество подтолкнуло на большие поступки Сармана, но где эмоция? Где??? У меня в голове возникала ассоциация белого шума, когда я видела ее. Нет эмоции, нет посыла, нет ни страсти, ни всеобъемлющей любви, нет вдохновения. Единственно, что отлично удалось, уж не знаю как этого добились, эта сцена удушения Чаани, очень реалистично. Может ее и взправду немного придушили, дабы вытянуть хоть что-то (сарказм, злой).

Кабир Беди (Махам) злой злодей, очень злой и очень индийский. Чем то напомнил мне главного индийского злодея Амриша Пури, когда пучил глаза. Кабир поработал на столько, на сколько позволяет это режиссер, опять же недостатки не актера, а скорее сценариста и режиссера, нет внятного мотива и развития его злобы. Почему в нем оказалось столько алчности, где развитие злобы на весь мир, нет генеральной идеи.

Арунодай Синкх (Мунджа) один из немногих, у кого более-менее внятные эмоции и переживания. Симпатичный бородатый наследник лже-властителя, с замашками нисколько на власть, сколько на единоличную любовь. В нем есть и хорошее и плохое, показано немного нравственные колебания героя, что дает образу Мунджи более реалистичные черты. Чего нет у главного героя, вопрос почему? Ведь Ритик куда опытнее.

Мэниш Чаудхари (священник) обратил на себя внимание в «Клянусь тобой любимая», но здесь опять же не дали раскрыться, создалось впечатление, что актеру немного тесновато в этом образе. Из всех доступных выражений лица, актеру скорее всего предоставили маску «удивление», «крайнее удивление», «обескураженность», «стыдливое удивление».

Уж не помню как звали жену злодея и тем более актрису, которая ее играла, но вот единственная кому можно выставить 6,0 за технику и актерское мастерство. Живой и полный образ, видимо из-за незначительности персонажа, нашли время на внутреннюю наполненность.

Некоторые сцены и вовсе вызвали недоумение:

1. Сцена с прогулкой Чаани в простом одеянии. Почему она громит все вокруг? С чего она обливает прохожих, бьет горшки у мастеров, портит имущество чужих людей? К чему??? Она вышла первый раз в простой одежде, никто ее не узнает, и вместо любопытства, беспечности, радости, откровенное хулиганство. Непонятно! Никак не характеризует героиню, никак не выражает чувство свободы, да и еще в разрез идет с ее благопристойным образом.

2. Сцена с разрезанием веревки Махамом перед потопом. Ну уж начал резать, так чего не дорезал, понимаю, хотели показать его борьбу до конца, слабый лучик надежды на спасение, но почему он остался на столбе? Куда сильнее было бы если бы он разрезал вервку и бросился бежать, а поток воды настиг его где-то в городе или на выходе из города. Осталось чувство, что пытались изобразить, ничего не пришло другого на ум, начали делать и в итоге не доделали и забыли.

3. Скорее не сцена, а то что меня покоробило, наряд главного героя на время пребывания его в Махенджо-Даро меняется раз пять! Как?! он простой крестьянин, одежда тогда была дорога, вернее откуда столько? А головной убор Чаани меняется всего три раза! и то один из них свадебный. По-моему, на лицо недоработка или перереработка.

4. Все сцены с единорогом! Ну почему компьютерная графика? Зачем? Рог в чалме Сармана смотрелся куда реалистичнее этого существа. Не то что реалистичности не хватило, не хватило красоты и эстетики в этом животном, ведь единорог символ сакральный, вдохновляющий.

Что точно понравилось: музыка и танцы!

Фильм скорее похож на чью-то дипломную работу с большим бюджетом. Могу его сравнить с незрелой грушей, которую купил достаточно дорого. С одной стороны есть и замах и именитые актеры и только из-за этого пытаешься найти хоть что-то достойное, но увы. Даже большая цена не сделает зеленую грушу спелой.