3.1. Понятие о наблюдательности
Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий.
Наблюдательность - это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изме- -пившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Как свойство сенсорной организации наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Прежде всего она опосредована ощущениями и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:
«Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже fie надо будет понуждать себя к этому» {Паустовский К. Золотая роза: Повести. - Кишинев, 1987. - С. 596).
Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.
Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.
Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит - обобщение.
Н. В. Тимофеев-Ресовский -- биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, - подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.
Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.
Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это
Значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на систематизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика*, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.
Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, - элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой - особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.
В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отношении людей, к тому же существует тип профессий «человек-человек», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфические особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.
В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.
Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства.
* Хинтика Я., Хинтика М. Шерлок Холмс против современной логики: К теории поиска информации с помощью вопросов // Языки и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 265-281.
Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его / настоящей жизни - с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.
Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их наблюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и видения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:
«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела - мне даже страшно стало - две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха... меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею» (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. - Минск, 1987.-С. 190).
Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек-человек», связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.
Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важным становится знание возрастных особенностей проявления и переживания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и познавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при
Разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст наблюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несовершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, типом нарушений и типом семьи и взаимоотношений в ней, об изменениях социальной среды в микрорайоне и т. п.
Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.
Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.
Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.
Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает «эмоциональную сопричастность». Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний - вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.
Развитие взаимосвязи между перцептивным, понятийным и эмпа-тийным компонентами наблюдательности способствует ее совершенствованию, возникновению способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак.
«Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так
Метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого» (Мо-руа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. - М., 1968. - С. 72).
Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек-человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.
3.2. Индивидуальные особенности наблюдательности
В процессе наблюдения за людьми, явлениями окружающего мира проявляются индивидуальные особенности наблюдателя, которые придают процессу наблюдения особую окраску и делают наблюдение индивидуально-своеобразным. Индивидуальные характеристики процесса наблюдения проявляются в его динамике, глубине, особенностях эмоциональной окраски.
Первым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, могут быть различия в строении и функционировании зрительного анализатора, влияющие на остроту зрения. Неодинаковая наблюдательность определяется различной степенью развития остроты восприимчивости людей по отношению к различным сторонам окружающей их физической и социальной среды. Один человек обладает тонкой восприимчивостью по отношению к цветам, их оттенкам и слабо дифференцирует звуки, речь, интонацию голоса, другой лучше воспринимает движения, где бы они ни проявлялись, а третий имеет высокую чувствительность к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо дифференцирует изменения, происходящие с техникой. Более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие - в другой, выделение ведущего вида чувствительности характеризуют индивидуальные особенности наблюдающего человека. Они формируются в деятельности и определяют ее успешное выполнение.
Вторым фактором, определяющим индивидуальные особенности наблюдательности, может быть сенсорная организация, характеризующаяся объединением разных модальностей в комплексы и выделени-
Ем ведущей чувствительности. Одной из характеристик сенсорной организации является тип восприятия: аналитический, синтетический, аналитико-синтетический, эмоциональный. Выделение этих типов основано на установлении сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами. Для наблюдателей синтетического типа характерно обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их.
Люди с аналитическим типом восприятия выделяют при наблюдении прежде всего детали, частности, такие люди нередко затрудняются понять общий смысл явлений. Общее представление об объекте, событиях они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.
Люди эмоционального типа восприятия стремятся выделить не сущность явления, а выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, прежде всего замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.
Наблюдение не бывает чисто пассивным, созерцательным актом. На процесс наблюдения оказывают влияние и уровень развития мышления, и чувства, и интерес, и опыт взаимодействия с наблюдаемым объектом. С. Л. Рубинштейн по этому поводу писал: «Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятия всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, желания и чувства» {Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1946. - С. 253).
Индивидуальные особенности наблюдательности складываются под влиянием воспитания. Если в процессе взаимодействия с развивающимся человеком взрослые предоставляли возможность ребенку самому наблюдать за миром и делать открытия, то можно ожидать, что уже к подростковому периоду наблюдательность может сформироваться как свойство сенсорной организации. Если в процессе взросления человек был лишен необходимости или возможности наблюдать, то и соответствующее свойство не развивается. Поэтому есть взрослые, которые настолько ненаблюдательны, что не видят, например, в своей квартире вещей, которые там уже давно находятся, или тех существенных изменений, которые произошли во внешнем облике близких родственников. Для развития наблюдательности значим не столько возраст, сколько тренировка.
3.3. Система упражнений для развития наблюдательности
В этом разделе предложена система упражнений для развития наблюдательности. Ее основу составляет тот теоретический материал о наблюдении и наблюдательности, который изложен в предшествующих главах.
Определение наблюдательности как психического свойства и раскрытие ее связей с различными сторонами психики, а также с содержанием деятельности позволяют ответить на вопрос: что значит тренировать наблюдательность? Самый общий ответ сводится к тому, что нужно тренироваться в наблюдении, а поскольку под наблюдением понимается процесс целенаправленного восприятия, упражнения в нем составляют основу для тренировки наблюдательности.
Более конкретный ответ на поставленный вопрос заключается в том, что необходимо упражняться в технике наблюдения, с одной стороны, а с другой - развивать каждый из выделенных компонентов наблюдательности (перцептивный, понятийный, эмпатийный, прогностический). Это и есть два основания для подбора и создания системы упражнений. Эти основания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Упражнения, развивающие, например, чувствительность к динамическим движениям лица, могут иметь направленность на отработку одного из элементов наблюдения.
Имея в виду эту взаимосвязь, мы осуществляли подбор упражнений и построение тренинга в целом.
Упражнения первого раздела направлены на знакомство с человеком как объектом наблюдения. Это необходимо, чтобы знать, что нужно видеть, во что всматриваться, что различать, наблюдая человека. Здесь предусмотрены следующие виды упражнений: тело человека как объект наблюдения, голова человека как объект наблюдения, внешние проявления психических процессов, состояний и свойств человека (позы, осанка, жесты, мимика и т. п.).
Второй раздел тренинга посвящен отработке отдельных элементов наблюдения как основы развития наблюдательности. Начинается наблюдение с постановки цели, затем на основе работы зрительного анализатора и свойств восприятия идут анализ наблюдаемой информации и ее переработка. Следовательно, нужны упражнения на отработку целенаправленности и развития соответствующих перцептивных свойств. В этом разделе предусмотрены такие виды упражнений: цели наблюдения и их влияние на его результат, дифференцирование наблюдае-
Мых признаков, характеризующих психические состояния человека, отработка избирательности и осмысленности восприятия.
В профессиональной деятельности наблюдение - не самоцель, а средство или условие успешного решения профессиональных задач. Поэтому в тренинге нужны упражнения, которые включали бы решение подобных задач. Для выполнения таких упражнений потребуется опора на навыки, выработанные через предшествующие упражнения. В профессиях типа «человек-человек» есть общие для разных специальностей задачи, успешность решения которых основана на наблюдательности. Это задачи на понимание через наблюдение процессов, происходящих при взаимодействии людей (выводы, умозаключения из наблюдений, их объяснение и интерпретация). Другой вид задач - предвидение развития ситуаций, поведения людей, их взаимоотношений также через наблюдение. Решение этих задач формирует как понятийный компонент наблюдательности, так и эмпатию. В третьем разделе тренинга содержатся следующие виды упражнений: умозаключения на основе наблюдения, понимание и интерпретация наблюдаемых поступков людей по их внешним проявлениям, предвидение развития движений, действий, поведения человека на основе наблюдения.
Таким образом, тренинг содержит три раздела, направленные на развитие перцептивного, понятийного и эмпатийного компонентов. наблюдательности.
Для оценки эффективности тренинга предусмотрен ряд контрольных заданий, которые предлагаются участникам дважды: на первом занятии и на последнем. Поскольку задания одинаковые, появляется возможность сравнить результаты, а следовательно, оценить эффективность тренинга.
При подборе заданий для контроля нами было принято во внимание следующее обстоятельство. Если результатом наблюдения считать понимание и предвидение поведения людей, то его эффективность будет зависеть от полноты и точности информации, которая была доступна наблюдателю при восприятии. Чем больше объем такой информации, тем меньше необходимость видеть детали, всматриваться, дифференцировать малоразличимые признаки. Задания в соответствии с объемом информации, необходимой для понимания и предвидения наблюдаемого, могут быть ранжированы следующим образом: наблюдается ситуация и человек в ней; наблюдается человек вне ситуации; наблюдаются только элементы внешности, несущие информацию о человеке, его состоянии и ситуации; наблюдаются только элементы каждого из средств выражения состояния (например, рот как выразитель мимики, глаза или жест). Поэтому в контрольных упражнениях сознательно регулируется объем информации о наблюдаемом человеке
И его внешних проявлениях. Мы избрали самый жесткий критерий, т. е. при контроле предлагается по элементам тех или иных выразительных средств дать характеристику психических состояний.
Приводимые упражнения адресованы преподавателям, ведущим практические занятия по психологии и ставящим перед собой задачу формировать через свой предмет у студентов профессионально важные качества, в том числе и наблюдательность. Эти упражнения с успехом могут выполняться на практических занятиях по любой из психологических дисциплин, где им можно отводить 15-20 минут.
Программа и содержание тренинга
Первый раздел тренинга включает два вида упражнений. Одни из них направлены на знакомство с общими и индивидуальными особенностями внешности (телосложение, строение" головы, особенности
Лица и т. п.), другой - на знакомство с теми средствами, через которые в облике выражается психическое состояние или свойство (жест, мимика, пантомимика, поза и т. п.).
Упражнения этого раздела основаны на материалах, которые накоплены в практической психологии и изложены в работах А. А. Бодале-ва, А. В. Викулова, Ф. Лезера, А. Штангля, П. Экмана и др. Если ведущему занятия окажется недостаточно разъяснений, данных в настоящей главе, можно обратиться к соответствующей литературе (см. список в конце книги).
На занятиях предлагается материал, который призван познакомить с теми или иными особенностями внешности людей. Здесь же предусмотрены упражнения на запоминание и актуализацию этой информации. На других занятиях информационный материал не имеет самостоятельного значения, поэтому включен в упражнения.
Упражнения построены в следующей последовательности:
- типы телосложения людей;
- общие и индивидуальные особенности телосложения;
® голова и лицо человека; - общие и особенные признаки строения головы и лица человека;
ков телосложения, строения головы, лица человека;
» упражнения на запоминание общих и отличительных признаков телосложения, строения головы, лица человека;
- жесты, позы, осанка, мимика, физиогномическая маска;
- упражнения на «чтение» выразительных движений человека.
Цель: познакомить с внешним обликом человека как объектом наблюдения; провести один срез для оценки эффективности тренинга. Необходимый материал: рте. 1-22.
Проведение занятия
После знакомства с группой, выяснения профессиональных интересов, а возможно, и мотивов прихода на тренинг ведущий должен достаточно подробно и доступно рассказать о наблюдательности как профессиональном свойстве человека. При этом необходимо показать связь этого свойства как с сенсорными процессами, так и с памятью и
Мышлением, с интересами и эмоциональными свойствами человека. Здесь уместно привести примеры проявления наблюдательности в обыденной жизни людей и в их профессиональной деятельности (учителя, таможенники, следователи, врачи, продавцы, родители и т, д.). Все эти примеры должны показать, что понимание и перцептивное предвидение поведения других людей в ситуациях недлительного или единичного контакта во многом зависят от развития наблюдательности. Множество примеров можно заимствовать у Конан Дойля. Вот один из них.
Холмс задает вопрос доктору Ватсону:
- Интересно, что Вы можете сказать на основании внешности этой де
вицы. Опишите мне ее. - Ну, на ней была серо-голубая соломенная шляпа с большими поля
ми и с кирпично-красным пером. Черный жилет с отделкой из черного
стекляруса. Платье коричневое... с полоской алого бархата у шеи и на ру
кавах. Серые перчатки, потертые на указательном пальце правой руки.
Ботинок я не разглядел. В ушах золотые сережки в виде маленьких круг
леньких подвесок. В общем, эта девица вполне самостоятельная и несколь
ко вульгарная, добродушная и беспечная. - Никогда не полагайтесь на общее впечатление, друг мой, сосредо
точьте внимание на мелочах. Я всегда сначала смотрю на рукава женщи
ны. Когда имеешь дело с мужчинами, пожалуй, лучше начинать с колен
брюк. Как Вы заметили, у этой девицы рукава были обшиты бархатом, а
это материал, который легко протирается, поэтому хорошо сохраняет сле
ды. Двойная линия немного выше запястья, в том месте, где машинистка
касается рукой стола, видна великолепно. Ручная машинка оставляет точ
но такой же след, но только на левой руке, и притом на наружной стороне
запястья, а у мисс... след проходил через все запястье. Затем я посмотрел
на лицо и, увидев следы пенсне, сделал заключение насчет близорукости и
работы на пишущей машинке, что ее очень удивило (Конан Дойль А. При
ключения Шерлока Холмса. - Пермь, 1979. - С. 59).
В тех же случаях, когда человека знают долго или имеют возможность знакомиться с различными аспектами его жизни, механизмы понимания этого человека и предвидения его поведения совершенно иные. Это может быть анализ поведения в прошлом, сравнение поведения данного человека с поведением различных эталонных групп, запоминание типичных для данного человека реакций и форм поведения в той или иной жизненной ситуации и т. п.
Ведущий может познакомить с основными разделами программы и сформулировать цели тренинга: научиться дифференцировать малозаметные изменения в протекании психических состояний, понимать и предвидеть поведение людей на основе наблюдения их внешних, воспринимаемых проявлений.
Если после разъяснений появятся заинтересованность и желание добиться высоких результатов, можно предложить помимо упражнений, проводимых на занятиях, выполнять домашние задания. Предусмотренные домашние задания намного расширяют поле наблюдений, позволяют в реальной жизни проверять результативность отдельных
Занятий.
Последнее замечание, которое должен сделать ведущий, состоит в том, что все участники занятий, включая ведущего, будут выступать объектами наблюдения и понимания. Если это сообщение не вызовет возражений, то на занятиях можно использовать и группу как модель для выполнения тех или иных упражнений.
После такой вступительной беседы можно перейти непосредственно к содержанию занятия.
Психологическая наблюдательность в ряду общих требований к профессии психолога стоит на первом месте и является профессионально важным качеством.
Психологическая наблюдательность - это чувствительность в восприятии психологических явлений и других людей через внешнее выражение индивидуальных особенностей, характеристик и состояний. Психологическая наблюдательность понимается как совокупность личностных качеств и способностей человека, проявляющихся в умении распознавать особенности внешнего облика и поведения других людей. Психологическая наблюдательность человека влияет на процессуальную сторону общения, на его эффективность и объективность. Ее функция заключается в создании адекватного образа партнера по общению (Родионова А.А., 2003).
Психологическая наблюдательность предполагает наличие у наблюдателя хорошо развитых перцептивных, эмпатийных, когнитивных и прогностических компонентов психики. Иными словами профессиональная наблюдательность психолога включает в себя умение воспринимать, чувствовать, понимать и предвидеть поведение другого человека. Психолог аккумулирует наблюдения и использует все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного эмпатийного и когнитивного его понимания и повышения надежности предсказаний его чувств, мыслей и поступков (Регуш Л.А., 1996).
Психологическая наблюдательность - это способность к осуществлению наблюдения за поведением окружающих людей, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе малозаметные психические особенности и их внешние проявления. Хороший наблюдатель обладает высокой сенситивностью, воспринимает другого человека и запоминает, как он выглядел, что говорил и что делал. При этом важно не забывать, что видеть, «держать глаза открытыми», слышать - еще не значит наблюдать, вести наблюдение в строгом значении этого слова. Наблюдать – это, значит, смотреть, присматриваться, приглядываться; слушать, прислушиваться. Говоря повседневным языком - "обращать внимание".
Видеть же действительность таковою, какова она есть, весьма и весьма непросто. Задумаемся над известными словами А.Н.Радищева: "Я взглянул окрест меня - и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала". Но ведь и до этого озарения в понимании и оценке воспринимаемого, он глядел "окрест себя", но чего-то все-таки не видел. Большинство же образованных коллег А.Н.Радищева, этого уровня восприятия окружающей действительности, этого эмпатийного понимания видимого так и не достигли. Наблюдательность включает умение чувствовать другого человека и сопереживать ему.
А. М. Эткинд (1983) обращал внимание на то, что в обыденной жизни, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовоспитания "горячие" акты оценок и переживаний имеют порой большее значение, чем "холодные" попытки объяснения. Спецификой психологической наблюдательности является способность отделить "сенсорно воспринимаемое" от "чувственно переживаемого", умение отделить то, что ты видишь и слышишь, от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека (Сидоренко Е. В., 1995, с.100). От наблюдателя требуется формирование установки на объективность в оценках, непредвзятость в суждениях. Поэтический оборот А. С. Пушкина "ума холодных наблюдений" довольно точно отражает эту особенность психологического наблюдения.
Значение когнитивно-понятийных компонентов психики в деятельности наблюдения подчеркивал А. П. Болтунов. Он считал, что опытного наблюдателя можно уподобить "художнику, отбрасывающему при изображении явлений из доступных восприятию признаков все несущественное и фиксирующему с особенной отчетливостью все, имеющее первостепенное значение для понимания смысла этих явлений. Только при этом условии гарантировано правильное понимание описываемого наблюдателем факта поведения" (Болтунов А.П., 1926, с. 142).
В связи с этим важно учитывать следующие правила :
1. Проводить многократные систематические наблюдения данного поведения в повторяющихся и меняющихся ситуациях, что позволяет отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей.
2. Не делать скоропалительных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно того, какая психическая реальность стоит за наблюдаемым поведением.
3. Сопоставлять частные условия появления наблюдаемого поведения с общей ситуацией. Рассмотрение в общем контексте больших общностей (общей ситуации, личности в целом, применительно к ребенку – стадии психического развития и т.п.) часто изменяет психологический смысл наблюдаемого (Михалевская М.Б., 1985, с.7-8).
Говоря о прогностических компонентах психологической наблюдательности важно не забывать, что "в попытках прогнозировать индивидуальное поведение профессиональные психологи систематически отстают от непрофессионалов, наделенных опытом и разбирающихся в "человеческой природе" (Леонтьев В. В., 1990, с.111). Прогноз проявления какого-либо качества, совершения какого-либо поступка носит в психологии вероятностный характер. Сделать прогноз для одного конкретного случая еще сложнее. Людям вообще свойственно переоценивать, насколько хорошо один человек может предсказать поведение другого. "Имеются надежные доказательства того, что большинство наблюдателей замечают и помнят только 1% случаев правильного прогноза и игнорируют или отделываются поверхностными объяснениями, когда речь идет о 99% ошибочных предсказаний" (Купер К., 2000, с.26).
100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.
Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.
Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.
Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.
Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологические возможности и формирует необходимые качества.
Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая наблюдательность обеспечивает более глубокой и разностороннее изучение объекта наблюдения Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.
Наблюдательность – сформированное качество личности, заключающееся в умении наблюдать за объектом, выявлять и анализировать его существенные и малозаметные свойства. Наблюдательность основана на совокупности результатов взаимодействия психических процессов познания - внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения.
Для того, чтобы развить свою наблюдательность как качество личности необходимо:
Знать свойства предметов, особенности поведения людей.
Научиться выделять важные детали, особенности, характеристика объекта – аналитическая стадия наблюдения.
Учиться выявлять закономерности на основе выделенных деталей – процесс синтеза.
22. Память, основные процессы памяти .
Память-это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом: запечатление, сохранение и воспроизведение информации, а также забывание. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации
Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
Воспроизведение и узнавание- процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что Узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же - в отсутствие объекта.
Забывание - естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. И бороться с забыванием нужно только потому, что часто забывается необходимое, важное, полезное
23. Виды памяти.
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2.Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:
1.От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.
2.От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают:
а)механическое дословное многократное повторение - работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания;
б)логический пересказ, который включает логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами - работает логическая память (смысловая) - вид памяти, основанный на установления в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше. лучше, чем механической памяти;
в)образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) - работает образная память. Образная память бывает разных типов:- зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная,
г)мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Мышление, его виды.
Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление - процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации.
Виды мышления: Существуют различные классификации, которые выделяются по разным критериям. По критерию развития или по форме мышление подразделяется: на наглядно-действенное (сенсомоторное); наглядно-образное (с помощью образов); абстрактно-логическое (понятийное); наглядно-действенное - процесс решения задачи с помощью действий. По характеру решаемых задач: Теоретическое; Практическое. По критерию развернутости: Дискурсивное – рассудочное; Интуитивное. По степени оригинальности и новизны выделяют: репродуктивное (воссоздающее); продуктивное (творческое).
Формы мышления.
Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. При этом – уникальные характеристики каждого явления собираются воедино, синтезируются. Чтобы этот процесс понять, отобразить, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления. Суждение это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется Рассуждением.
Рассуждение - имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.
Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности. Умозаключение как форма получения знания возможно только при соблюдении законов логики. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31
- НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
- ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
В данной статье рассматривается вопрос развития внимательности и наблюдательности как основных профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки с использованием интерактивного учебно-методического комплекса на основе использования нелинейного flash-видео и системы дистанционных образовательных технологий.
- Информационно-коммуникационные механизмы создания единой образовательной среды на уровне образовательного учреждения
- Понятие, цели и задачи личного сыска в оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- Информатизация учебного процесса в ИПСА ГПС МЧС России
- Технологическое целеполагание в рамках образовательной области «современные информационные технологии»
- Электронный учебник как инновационное средство обучения
Прежде чем рассматривать процесс развития внимательности и наблюдательности как одних из основных профессиональных качеств сотрудников органов внутренних дел, необходимо разобраться со смыслом понятий «внимательность» и «наблюдательность». Под термином «внимание», согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова, понимается сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь. Соответственно, внимательность как качество личности есть способность избирательно направленно и сосредоточенно фокусировать свое сознание на каком-либо объекте. Новый словарь методических терминов и понятий под редакцией Э.Г. Азимова и А.Н. Щукина, поясняет термин «наблюдательность» как свойство личности, заключающееся в способности замечать при восприятии малозаметные, но существенные для достижения определенной цели детали. Развитие этих свойств личности позволяет повысить познавательную способность и улучшить такие качества памяти, как объем, точность воспроизведения, быстроту запоминания и длительность сохранения усвоенного.
Память – один из психологических процессов и видов умственной деятельности, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Это слагаемое интеллектуального потенциала, является важнейшей психологической предпосылкой успешного овладения знаниями, навыками и умениями, определенным видом деятельности.
В психологической структуре различных профессий познавательная деятельность может иметь различное содержание. Во многом это зависит от целей, объектов, условий и способов, которые и определяют специфику познавательной деятельности. Специфическими особенностями характеризуется память и в правоохранительной деятельности. При осуществлении профессиональной деятельности сотрудникам органов внутренних дел приходится постоянно оперировать различными массивами информации: сведениями, сообщениями, сводками, ориентировками и т.п., поэтому память сотрудника подвержена большим нагрузкам. Сотрудникам, не обладающим достаточными психическими способностями, будет проблематично качественно исполнять свои служебные обязанности, поэтому важным направлением подготовки сотрудников должно быть повышение познавательной деятельности, направленной на развитие таких качеств личности, как внимательность и наблюдательность .
В служебной деятельности сотруднику полиции необходимо осуществлять отождествление личности, выявлять лиц, склонных к совершению преступлений и административных правонарушений и других лиц, представляющих интерес для органов внутренних дел. Отождествление и выявление осуществляется по внешним анатомическим и функциональным признакам, путем непосредственного зрительного восприятия или фотографии, видеозаписи, словесному портрету. Эффективность этого мероприятия напрямую зависит от указанных выше качеств личности.
Тем не менее, такие важные аспекты, как определение и развитие внимательности и наблюдательности сотрудников органов внутренних дел в процессе профессиональной подготовки практически не имеют отражения, либо отражены крайне слабо в рабочих учебных программах. Это обусловлено объективными причинами, такими как необходимость привлечения статистов, выбора и подготовки мест проведения практических занятий, написания сценария, ограничения, вызванные временными рамками проведения занятия, а также другими факторами, непременно возникающими при проведении такого рода занятий вне учебной аудитории .
На наш взгляд, использование современных компьютерных технологий и возможностей средств мультимедиа позволяет в значительной степени компенсировать указанные ограничения.
С целью повышения эффективности развития внимательности и наблюдательности и минимизации затрат человеческих, временных и материальных ресурсов был разработан интерактивный учебно-методический комплекс, который использует возможности нелинейного flash-видео.
Использование разработанного учебно-методического комплекса позволяет определить качественный уровень познавательных способностей у сотрудников органов внутренних, способностей к запоминанию, хранению и воспроизведению объектов и явлений окружающего мира. Комплекс состоит из ряда интерактивных практических заданий, которые можно использовать не только для выявления сильных и слабых сторон памяти, но и для их развития.
Интерактивные практические задания выполнены с учетом следующих принципов: мотивация на восприятие информации, позволяющая преодолеть усталость и апатию; доступность заданий; постепенное усложнение; повторяемость, то есть возможность повторного поиска верного решения.
С целью постепенного усложнения интерактивных заданий, все тесты учебно-методического комплекса поделены на четыре группы.
Первая группа тестов состоит из пяти видеосюжетов длительностью шестьдесят секунд. По окончанию сюжета обучающемуся будет задан вопрос и варианты ответов, из которых необходимо выбрать один верный.
Преподаватель имеет возможность контролировать процесс выполнения практических заданий на любом из этапов. Если обучаемый верно выполнил задание, то ему предлагается перейти к следующему этапу, в противном случае, система уведомляет о неверном ответе и рекомендует обратиться к преподавателю.
Следующая группа тестов направленна на оценку и развитие возможностей обучающихся к запоминанию, в частности для определения объема и тренировки кратковременной памяти.
Кратковременная память - это компонент памяти человека, позволяющий удерживать на короткое время небольшое количество информации в состоянии, пригодном для непосредственной обработки.
В данной группе тестов обучающемуся предлагаются для просмотра пять двухминутных видеоролика, в которых из здания поочередно выходят люди. Обучающийся должен визуально запомнить как можно больше объектов (людей выходящих из здания) и по окончании каждого из сюжетов выбрать из предложенных фотографий того человека, который фигурировал в ролике, либо ответить, что на данном видео не было никого из представленных для опознания лиц.
Далее следует группа тестов, направленных на оценку и развитие навыков опознания лиц по словесному портрету. Данный навык является очень важным для профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. При выполнении данного теста, тестируемому необходимо внимательно ознакомиться с предложенным описанием и во время просмотра видеосюжетов нажатием левой клавиши манипулятора «мышь» на выбранном персонаже указать, что тестируемый его узнал. Если тестируемый верно опознал разыскиваемого, то тестирование продолжается далее автоматически. Если тестируемый совершил ошибку, то система оповещает об ошибке и предлагает начать тестирование заново с ознакомления описания разыскиваемого. Цикл повторяется до тех пор, пока тестируемый не ответит правильно на поставленный вопрос, а затем тестирование продолжается.
К специфике работы сотрудника правоохранительных органов можно отнести необходимость запоминания лиц людей без какой-либо дополнительной информации о них.
Для выполнения данного теста, тестируемому необходимо внимательно рассмотреть предложенную фотографию и во время просмотра видеосюжетов нажатием левой клавиши манипулятора «мышь» на выбранном персонаже указать, что тестируемый его узнал. Если тестируемый верно опознал разыскиваемого, то ему будет предложен следующий тест. Если тестируемый совершил ошибку, то система оповещает об ошибке и предлагает начать тестирование заново с запоминания фотографии разыскиваемого. Цикл повторяется до тех пор, пока тестируемый не ответит правильно на поставленный вопрос.
Тестирование производится в автоматическом режиме, что позволяет устранить влияние человеческого фактора или субъективного мнения на действия участвующих в процедуре лиц.
Оболочка разработанного учебно-методического комплекса создана при помощи языка гипертекста и представляет собой набор web-страниц, имеющих расширение *.html. Запуск и использование комплекса может осуществляться с любого носителя информации или комплекс может быть интегрирован в используемую в учебном заведении систему дистанционных образовательных технологий на базе глобальной или локальной компьютерной сети.
На наш взгляд, в условиях усиливающейся тенденции профессионализации и практической направленности процесса обучения, поиска и перехода на новые формы обучения в рамках первоначальной подготовки сотрудников органов внутренних дел большой интерес представляют активные практические групповые методы обучения. Необходимость внедрения технологии имитационного (активного) обучения в оптимальном соотношении с теоретическим обучением связано с тем, что активные методы обучения:
- обеспечивают соответствие учебно-познавательной деятельности характеру практических (должностных) задач и функций обучаемого;
- интенсифицируют умственную работу обучаемых, общение с преподавателем и между собой, коллективное взаимодействие, развивают профессиональное мышление;
- создают условия для формирования новых и более высоких форм мотивации, сознательного усвоения требований и содержания профессиональной деятельности;
- оказывают значительное эмоциональное воздействие за счет увлекательности, состязательности, игрового, творческого характера деятельности.
В стремительно развивающемся процессе информатизации, развитии информационных технологий и средств телекоммуникации, а также в условиях смены парадигмы общественного развития – перехода к информационному обществу, применение интерактивных и дистанционных образовательных технологий позволит повысить эффективность сопровождения и контроля процесса обучения.
Список литературы
- Баранов А.М., Шипицин В.А. Проведение комплексных практических занятий, как способ повышения эффективности профессионального обучения (профессиональной подготовки) сотрудников ОВД. // «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки» всероссийский круглый стол (2016; Орел). Сборник материалов Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов», 30 июня 2016 г. : [сборник материалов] / Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. – Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. – С. – 23 – 26.
- Шипицин В.А.. 2015. Т. 1. № 31. С. 180 – 183.