100 р бонус за первый заказ
Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line
Узнать цену
Юридическая профессия обязывает сотрудников вести постоянные наблюдения за поведением людей, их внешностью, походкой, мимикой, жестами и т. д.
Юрист-практик должен стремиться подметить в наблюдаемом объекте (потерпевшем, подозреваемом, обвиняемом и т. д.), явлении все существенные признаки, то есть познать его сущность. В основе познания лежат ощущения как процесс отражения действительности. Ощущения бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и т. д. В развитии наблюдательности наиболее важную роль играют зрительные и слуховые ощущения.
Формирование навыков наблюдательности зависит и от воспитания внимания. Без внимания невозможно преднамеренное восприятие, запоминание и воспроизведение информации.
Наблюдательность как качество личности развивается в условиях практической деятельности. Чтобы стать наблюдательным, надо прежде всего приобрести умение наблюдать, но это только одна из ступеней развития этого свойства. Для превращения умения в стойкое качество нужна целенаправленная, планомерная и систематическая тренировка. Она осуществляется в повседневной жизни работника юридического труда, а также с помощью специальных упражнений.
Юрист должен стремиться проникнуть в сущность наблюдаемого явления, подметить все существенные, относящиеся к материалам дела признаки. Важно организовать наблюдение, поставив перед собой определенную, конкретную цель. Только разумно поставленная цель наблюдения концентрирует наши психологические возможности и формирует необходимые качества.
Параллельно с целенаправленной наблюдательностью надо развивать и универсальную наблюдательность. Такая наблюдательность обеспечивает более глубокой и разностороннее изучение объекта наблюдения Она формируется в процессе практической работы над объектом с различных точек зрения, то есть путем постановки разных целей.
Профессио- нально-психологическая наблюдательность - сложное умение по различным, часто малозаметным проявлениям психологии человека (см. Человек как объект профессионально ориентированного наблюдения и изучения) или 1руппы определять особенности их психологии, проявляющиеся в приемах, повышающих наблюдательность и ее результативность. Прием выявления при наблюдении признаков индивидуально-психологических особенностей (см. Человек как объект профессионально ориентированного наблюдения и изучения). Прием выявления в наблюдении криминального опыта личности (см. Визуальная диагностика криминального опыта собеседника). Прием выявления в наблюдении признаков лица, занимающегося противоправной деятельностью. Принадлежащие к криминалу люди сейчас нередко изощренно маскируют свою противоправную деятельность. Особенно сложно выявлять тех, кто по месту работы и жительства характеризуется положительно и не привлекает к себе оперативного внимания. Однако двойная жизнь - гласная и негласная - вызывают раздвоение в психологии и это обнаруживается внешне. К признакам психологической противоречивости личности относятся (Г.И. Иванин): а) несоответствие уровня развития отдельных психологических особенностей личности тому уровню, который человек пытается придать своему имиджу и представляться другим людям; б) демонстративность безупречной порядочности и право послушности, повышенная забота о своей безукоризненности; в) повышенная готовность к самозащите, в) неадекватность реакций, обнаруживающаяся в повышенной нервозности, силе словесного отпора, возмущения и пр. на безобидные замечания других в свой адрес. Прием выявления при наблюдении лиц, собирающихся или недавно совершивших преступление. Привлекать к себе внимание сотрудников, несущих службу на улицах и постах, крупных магазинах, должны люди, проявляющие: а) настороженность, повышенную напряженность, нервозность, неестественную веселость или развязность, особенно при встрече и общении с сотрудником ПОО; б) быструю или излишне напряженную походку, выдающую желание не привлекать к себе внимание; в) тревожное, порывистое, частое оглядывание назад и по сторонам; г) применение приемов отрыва от наблюдения (см. Способы, используемые объектом наблюдения - пешеходом для отрыва от наблюдения), д) перенос крупных предметов (мешков, узлов, чемоданов, коробок) в ночное время, в пустынных местах, е) несоответствие возраста, одежды и того, что несет человек, ж) обнаружение привычки человека не допускать, чтобы кто-то шел за ним сзади. Отслеживание карманных воров осуществляется по специфическим внешним данным (длинные рукава, большие полы одежды и др.) и поведению (разминание и разогревание рук, перемещения в толпе с опущенной головой и др.). Прием обнаружения находящихся в розыске людей и вещей по приметам. Прием выявления психического состояния собеседника. Прием психологического зондирования (выявления реакций изучаемого человека при психологическом зондировании при разговоре, осмотре, обыске, следственном эксперименте), в ходе которого человек может выдать себя своей реакцией (появление растерянности, задержка с ответом, уход от прямого ответа, перевод разговора на другую тему, изменение окраски лица, проявление волнения и др.).
А.М. Столяренко
Еще по теме ПРИЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ.:
- А теперь возьмем простой прием из арсенала тренировки наблюдательности.
- ОБЩИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА.
- Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»
Наблюдение играет важную роль в осуществлении профес-сиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. 33
Оно позволяет выявлять преступную деятельность лиц, пред-ставляющих для органов внутренних дел оперативный интерес, их связи, личностные качества, места хранения и сбыта похи-щенного, выявлять факты, относящиеся к расследуемым собы-тиям и т.п. Умелая организация процесса наблюдения, конечно в совокупности с другими способами организации профессио-нальной деятельности, во многом способствует своевремен-ному предупреждению, быстрому раскрытию, полному рассле-дованию преступлений, розыску скрывшихся преступников.
Под наблюдением в психологической науке понимается преднамеренное, планомерное, целенаправленное восприятие, предпринимаемое с целью изучения предмета, явления. Целена-правленность и организованность при наблюдении не только по-зволяют воспринимать наблюдаемый объект как нечто целое, но и дает возможность распознавать в нем единичное и общее, раз-личать детали предмета и устанавливать некоторые виды его связей с другими объектами. Иными словами, наблюдение - не простая сумма отдельных элементов, изолированных друг от друга, а сочетание чувственного и рационального познания.
Профессиональное наблюдение - это целенаправленное и специально организованное восприятие сотрудником органов внутренних дел значимых для решения оперативно-служебных задач явлений и процессов. К числу последних относятся преж-де всего проявления личности (правонарушителей, лиц, со-стоящих на профилактическом учете, осужденных, потерпев-ших, свидетелей и др.), ее состояния, действия, различные объ-екты, изучение которых имеет значение для раскрытия и рас-следования преступлений, деятельность самого сотрудника и пр.
Психологическая природа профессионального наблюдения весьма многогранна. Наблюдение - наиболее развитая форма преднамеренного восприятия. Сотрудник при этом воспринима-ет не все из того, что бросается ему в глаза, а вычисляет наи-более важное, необходимое, интересное. Это обусловлено це-лями, задачами, планом, которые обычно лежат в основе на-блюдения. Наблюдение всегда опирается на активную работу органов чувств. Для сотрудника органов внутренних дел это, в первую очередь, зрение и слух. Особенно важную роль в на-блюдении играет внимание, выступающее его регулятором.
Через внимание, как направленность и сосредоточенность соз-нания на определенных предметах, реализуются цели и план наблюдения. Наблюдение всегда связано с переработкой ин-формации и невозможно без активной работы мышления. Нако-нец, наблюдение определяется и особенностями личности само-го сотрудника.
Наблюдение в деятельности сотрудников органов внутрен-них дел характеризуется эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Его условия определяются психологическими особенностями деятельности сотрудников. В связи с этим на-блюдение, как способ деятельности сотрудников органов внут-ренних дел, должно удовлетворять следующим психологиче-ским требованиям.
Во-первых, сотруднику необходимо предварительное зна-ние особенностей личности тех лиц, в отношении которых он проводит наблюдение (например, характера и направленности их преступной деятельности, преступного опыта, их склонно-стей, интересов и т.п.).
Во-вторых, он должен полно и точно фиксировать путем запоминания или иным путем (в необходимых случаях и с ис-пользованием технических средств) конкретные действия и по-ведение объекта наблюдения.
В-третьих, он должен сопоставлять фиксируемые факты с ранее полученными данными о наблюдаемом и оперативно анализировать результаты этого сопоставления с целью пред-видения действий объекта наблюдения.
Успех наблюдения в конечном счете предопределяет ин-теллект, который организует этот процесс по определенному плану, устанавливает нужную очередность этапов наблюдения и использует его результаты. По мнению проф. Ратинова А.Р., для организации эффективного наблюдения сотруднику органов внутренних дел необходимо помнить ряд общих правил:
До наблюдения получить наиболее полное представление об изучаемом человеке, предмете или явлении;
Определить цель, сформулировать задачу, составить (хотя бы мысленно) план или схему наблюдения;
Искать в наблюдаемом не только то, что предполагалось найти, но и обратное тому; 35
Расчленить предмет наблюдения и в каждый момент на-блюдать одну из частей, не забывая о наблюдении целого;
Следить за каждой деталью, стараясь подметить наиболь-шее их число, установить максимальное количество свойств предмета или особенностей наблюдаемого;
Не доверять однократному наблюдению, исследовать предмет или явление с разных точек зрения, в разные моменты и в разных ситуациях, изменяя условия наблюдения;
Подвергать сомнению наблюдаемые признаки, которые могут быть ложной демонстрацией, симуляцией или инсцени-ровкой;
Ставить вопросы "почему" и "что это значит" относи-тельно каждого элемента наблюдения, продумывая, предпола-гая, подвергая критике и проверке дальнейшим наблюдением свои мысли и выводы;
Сравнивать объекты наблюдения, противопоставлять их, искать сходство, различие и связи;
Сопоставлять результаты наблюдения с тем, что было ра-нее известно об этом предмете, с данными науки и практики;
Ясно формулировать результаты наблюдения и фиксиро-вать их в соответствующей форме - это помогает их пониманию и запоминанию;
Привлекать к наблюдению различных специалистов, срав-нивать и обсуждать результаты наблюдения со своими коллега-ми;
Помнить, что наблюдатель тоже может быть объектом на-блюдения1.
Наблюдение как психический процесс и определенная фор-ма профессиональной деятельности сотрудника органов внут-ренних дел вырабатывает у него такую важную черту личности, как профессиональная наблюдательность - комплексное свой-ство личности, выражающееся в возможности подмечать про-фессионально-значимые, характерные, но малозаметные и на первый взгляд малосущественные особенности оперативной об-становки, людей, предметов, явлений и их изменений (которые могут иметь впоследствии значение для дела). Основа профес-сиональной наблюдательности сотрудника - устойчивый инте-рес к людям, их внутреннему миру, психологии, видение их под углом зрения профессиональных задач, своеобразная психоло-гическая "повернутость" к ним.
Что необходимо для обеспечения высокого уровня наблю-дательности сотрудника?
Во-первых, установка на восприятие информации, имеющей значение для решения профессиональных задач со-трудника. Эта установка помогает преодолеть усталость, апа-тию, брезгливость (например, при осмотре разлагающегося тру-па).
Во-вторых, специфическое концентрирование внимания именно на тех объектах и их свойствах, которые могут дать не-обходимую информацию, имеющую значение для решения тех задач, которые стоят перед сотрудником.
В-третьих, длительное сохранение устойчивого внимания, обеспечивающего готовность сотрудника к восприятию в нуж-ный момент необходимой исходной информации (особенно при длительных обысках, осмотрах мест происшествия и допросах).
Важнейшее направление развития профессиональной на-блюдательности - овладение сотрудником техникой профессио-нального наблюдения, которая включает в себя приемы и спо-собы его осуществления, основанные на соответствующих пси-хологических закономерностях.
Тренировки на развитие внимания полезно разделить на три формы.
Общая внимательность. Не давая себе никакого предвари-тельного задания, выясняете, что осталось замеченным от впе-чатлений, с которыми столкнулись.
Направленная внимательность. Дается задание на вни-мательное рассматривание названного объекта. После чего спрашивается о чем-либо, относящемся к этому объекту, о том, что можно было уловить при рассмотрении, хотя заранее пред-мет вопроса не был известен.
Целевая наблюдательность. Дается задание наблюдать определенные детали некоторого явления, и лишь затем пока-зывается это явление.
Одним из распространенных приемов развития профессио-нальной наблюдательности является следующий: всмотревшись
в кого-нибудь из окружающих, следует отвести от него взгляд и представить его затем в памяти, стараясь описать мысленно его приметы, после чего проверить себя, посмотрев вновь на этого человека. Или следующее упражнение: посмотрите в тече-ние некоторого времени на стоящий поблизости дом и отвер-нувшись попробуйте мысленно описать, сколько окон, балко-нов, где окна открыты, где висит белье, где в квартирах нахо-дятся люди и т.п. При этом необходимо учитывать, что знать, сколько окон или балконов в доме, - еще не значит проявить на-блюдательность: число их неизменно. Но заметить, когда от-дельные окна открыты или где включен свет, - уже результат наблюдательности, пристального внимания, способности улав-ливать связи и подмечать зависимости. Другое упражнение - наблюдение за каким-либо событием. В данном случае не име-ется ввиду какое-либо уличное происшествие, привлекающее всеобщее внимание. Это может быть и обычная совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследу-ют определенную цель. "Почему этот человек здесь находит-ся?", "Чего он ожидает?", "Как он сейчас поступит?" - ответы на эти вопросы позволяют развить в себе способности психоло-гического наблюдения за людьми, умение прогнозировать по-ведение человека, что очень важно в деятельности сотрудника органов внутренних дел.
Внимание и наблюдательность в процессе упражнений раз-виваются весьма успешно. Высшей степенью развития наблю-дательности надо считать такой ее уровень, когда она становит-ся не только чертой личности сотрудника, но и чертой его ха-рактера, когда она проявляется во всех видах его деятельности. Наблюдательный сотрудник именно тем и характеризуется, что он ничего не упустит, все своевременно подметит и сделает со-ответствующие выводы.
Наблюдательность как профессионально важное качество человека
3.1. Понятие о наблюдательности
Одна из самых полных работ, посвященных наблюдательности, «Воспитание наблюдательности школьников», где заложены основы для практической работы по ее развитию, написана Б. Г. Ананьевым еще в 1940 г. Но, к сожалению, разработка путей развития этого свойства сенсорной организации людей до сих пор отстает от таких направлений практической психологии, как тренинг общения, сенситивности, памяти и др. В то же время есть основания утверждать, что это свойство является профессионально важным для большой группы профессий.
Наблюдательность - это психическое свойство, базирующееся на ощущении и восприятии. Благодаря наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные отличия, замечает различия в сходном, видит их при быстром движении, при изме- -пившемся ракурсе, имеет возможность сократить до минимума время восприятия признака, объекта, процесса.
Как свойство сенсорной организации наблюдательность связана с различными психическими явлениями. Прежде всего она опосредована ощущениями и условиями их протекания. Наблюдательность предполагает хорошо развитый зрительный анализатор, высокую абсолютную и относительную чувствительность.
Здесь уместно вспомнить слова замечательного наблюдателя К. Паустовского, который считал развитие чувствительности зрительного анализатора важнейшим условием наблюдательности. Он писал:
«Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Держите его, как говорится, в струне. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже fie надо будет понуждать себя к этому» {Паустовский К. Золотая роза: Повести. - Кишинев, 1987. - С. 596).
Благодаря высокой чувствительности появляется возможность тонкой дифференцировки, видения малозаметного.
Уже в развитии чувствительности начинает сказываться влияние личностных предпочтений и установок. Наблюдательность приобретает избирательный характер. Поэтому можно встретить людей, имеющих высокий уровень чувствительности к восприятию природы и процессов, происходящих в ней, но слабо различающих состояния и процессы, возникающие в их взаимодействиях или в работе техники.
Еще в большей мере личностные особенности проявляются при осознании и понимании того, что человек видит, за чем он наблюдает. Осмысленность наблюдаемого зависит прежде всего от объема имеющихся у человека представлений и понятий о соответствующих явлениях и процессах. Осмыслить увиденное удается благодаря включению его в уже сложившиеся познавательные структуры, которые и составляют познавательный опыт человека. Этот процесс опосредован и мыслительной деятельностью, в которой происходит не только систематизация и классификация воспринимаемого, но и перевод его на вербальный уровень, а значит - обобщение.
Н. В. Тимофеев-Ресовский -- биолог, ставивший в своих исследованиях наблюдение так же высоко, как эксперимент, - подчеркивал, что при наблюдении можно что-либо увидеть только в том случае, если ты знаешь, что нужно искать, что нужно видеть. Иногда несколько людей, имеющих различный профессиональный уровень или интересы в различных областях, смотрели на одно и то же, а при обмене впечатлениями выяснялось, что тот, кто не имел необходимых знаний или не знал, что именно нужно увидеть, ничего и не увидел.
Значит, профессиональные знания, а также мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и понимать наблюдаемые явления. Результаты понимания и осознания воспринимаемого будут опосредованы особенностями памяти, поскольку именно благодаря ей обеспечивается полнота представлений и понятий, составляющих структуру знаний человека, его профессиональный опыт.
Можно говорить о том, что понимание наблюдаемого есть определенный вид мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это
значит или к чему это относится? Как известно, это задачи на систематизацию или классификацию. Интересная попытка в этом отношении предпринята Я. Хинтика и М. Хинтика*, которые проанализировали наблюдения Шерлока Холмса как процесс решения задач. В данном случае процесс наблюдения предстает как поиск и извлечение информации, необходимой для решения мыслительной задачи. При этом происходит некоторая абсолютизация мышления при наблюдении, но тем не менее взаимосвязи восприятия и мышления для понимания и осознания наблюдаемых фактов становятся еще более очевидными.
Итак, наблюдательность, как и любое психическое явление, - элемент сложной системы и именно поэтому имеет разнообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. С одной стороны, она обусловлена строением и чувствительностью зрительного анализатора, с другой - особенностями памяти и мышления и в то же время включена в целостную структуру психики человека через его прошлый опыт, направленность, эмоциональные предпочтения.
В нашей работе речь идет о проявлении наблюдательности в отношении людей, к тому же существует тип профессий «человек-человек», где наблюдательность рассматривается как профессионально важное качество (Е. А. Климов). Попытаемся выделить специфические особенности проявления наблюдательности в профессиях этого типа.
В психологии сложилось целое направление по изучению возможности раскрыть психологическую сущность человека через его наблюдение и восприятие. В работах, например, Б. Г. Ананьева, М. Я. Басова, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, была показана диалектика внешнего и внутреннего в проявлениях психики. При сохранении некоторых устойчивых внешних форм выражения психических состояний были найдены их многообразные, динамические характеристики и формы проявления. Более того, учитывалось и многообразие индивидуальных проявлений психических состояний. Поскольку объектом наблюдения только и могут быть внешние проявления человека, для развития наблюдательности стало важным знать, о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки.
Итак, первая специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа «человек-человек» состоит в том, что нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические, состояния или свойства.
* Хинтика Я., Хинтика М. Шерлок Холмс против современной логики: К теории поиска информации с помощью вопросов // Языки и моделирование социального взаимодействия. - М.: Прогресс, 1987. - С. 265-281.
Вторая особенность наблюдательности в этой сфере заключается в необходимости дифференцировать признаки, через которые человек выражает себя вовне. Необходимо развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности именно к этим признакам, так как они раскрывают динамические характеристики человека, сформировавшиеся в процессе его онтогенеза, с одной стороны, и проявляющиеся в его / настоящей жизни - с другой. Динамика онтогенетического изменения может быть выражена через физиогномическую маску, осанку, походку; психические явления, протекающие в настоящем времени, выражаются через мимику, жесты, позы.
Прекрасными наблюдателями являются писатели и поэты. Их наблюдательность не перестает удивлять и восхищать. Многие яркие картины человеческих образов даны ими на основе наблюдения и видения тончайших изменений в поведении людей. Вспомним зарисовку С. Цвейга:
«Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела - мне даже страшно стало - две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха... меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею» (Цвейг С. Двадцать четыре часа из жизни женщины: Новеллы. - Минск, 1987.-С. 190).
Третья особенность наблюдательности, проявляющейся в сфере «человек-человек», связана с интересом именно к человеку как объекту восприятия и наблюдения. На основе этого интереса формируется избирательность восприятия, быстро создается опыт наблюдения за человеком и видения его психических состояний. Направленность, как правило, связана с профессиональным интересом, который определяет структуру профессиональных знаний. Данные наблюдения включаются в нее и в то же время, исходя из особенностей профессиональных знаний, могут быть поняты и истолкованы.
Любое наблюдение включается в контекст содержания той или иной профессиональной деятельности. Для наблюдений педагога важным становится знание возрастных особенностей проявления и переживания чувств, возрастных особенностей соотношения эмоций и познавательной деятельности, проявления эмоций детей во взаимоотношениях со сверстниками, родителями и т. п. Для врача или медсестры значимыми становятся знания о внешних признаках человека, имеющего то или иное заболевание, об особенностях поведения людей при
разных болезнях, о возрастных особенностях, проявляющихся у больного в отношении к себе и постигшей его болезни, и т. п. Контекст наблюдений, проводимых следователем или инспектором по делам несовершеннолетних, совсем иной. В его наблюдения включаются знания о соотношении между типом личности и типом правонарушения, типом нарушений и типом семьи и взаимоотношений в ней, об изменениях социальной среды в микрорайоне и т. п.
Профессиональные знания составляют ту основу, которая не только влияет на целенаправленность восприятия и способствует развитию дифференцировки воспринимаемых признаков, но прямо влияет на понимание наблюдаемых объектов и процессов.
Все перечисленные особенности наблюдательности можно отнести к перцептивным и понятийным.
Четвертая особенность наблюдательности, специфичная для профессий типа «человек-человек», определяется тем, что содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей. А это значит, что наблюдать нужно, как правило, не изолированного человека, а людей, находящихся в общении, во взаимоотношениях друг с другом. Можно сказать, что наблюдательность в этом случае предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные.
Эмпатия характеризуется способностью к отражению внутреннего мира другого человека. Такое отражение способствует пониманию мыслей и чувств другого, а также вызывает «эмоциональную сопричастность». Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний - вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми. Наблюдательности здесь способствует определенный строй личности, при котором развиты такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональная отзывчивость.
Развитие взаимосвязи между перцептивным, понятийным и эмпа-тийным компонентами наблюдательности способствует ее совершенствованию, возникновению способности не только видеть и чувствовать другого, но и предвидеть его поведение.
Этот уровень наблюдательности прекрасно описал О. де Бальзак.
«Моя наблюдательность приобрела сторону инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу - вернее сказать, она так
метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого» (Мо-руа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. - М., 1968. - С. 72).
Таким образом, наблюдательность, проявляющаяся в профессиях типа «человек-человек», связана с особенностями субъекта и объекта наблюдения.
Наблюдательность как качество личности – способность подмечать существенные, характерные, но малозаметные, ускользающие от других частности, подробности и свойства явлений, фактов, объектов.
Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну. - Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, - велел царь послам. Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы. Вернулись послы, и стали рассказывать царю о своей поездке. - Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, - с улыбкой сказал первый посол. - Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьёв в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам. Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол: - Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть ещё четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод. Долго рассказывал посол обо всём, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал: - Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный - что он видел и слышал.
Иногда полезно осознавать, что важнее не то, что ты видишь, а то, что не замечаешь. В том, что не замечаешь, порой, и «собака зарыта». Наблюдательность позволяет проанализировать – эта семья живет с такими результатами, у нее такие друзья, у ее членов такое то здоровье, такое то счастье или несчастье. На основе анализа появляется возможность выбора. Наблюдательный человек, следующий по правильному пути, очищает свое сознание и проявляет здоровую чувствительность. Вполне искренне он может заявить: «Я – гениальный сыщик! Мне помощь не нужна! Найду я даже прыщик На теле у слона. Как лев сражаюсь в драке. Тружусь я, как пчела. А нюх, как у собаки, А глаз, как у орла».
Наблюдательность не нуждается в похвалах. Главное ее достоинство – зоркое видение мира «здесь и сейчас», а не в далеком прошлом и иллюзорном будущем. Достаточно сказать, что настоящий ученый – это, прежде всего, наблюдательность. В «груде дел, суматохе явлений» нужно отбросить всё наносное, несущественное, абстрагироваться и затем, на основе очищенного от сует видения, вернуться к новому пониманию фактов. В созерцании окружающего мира и в самосознании внутреннего наблюдательность служит генератором идей, основой вдохновения, подпиткой эмоций, базой для саморазвития и путем к лучшему пониманию реалий жизни.
Наблюдательность пропитана животворной энергией добровольного приобретения. Фаворит наблюдательности – русский писатель Константин Паустовский считал, что данное качество личности проявляется в неразрывной связке со зрительской чувствительностью: «Хороший глаз - дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому».
Наблюдение, как самостоятельная интеллектуальная операция, присуща большинству животных, но в мониторинге жизненных ситуаций наблюдательность не исчерпывается. Она проявляется в тесной связке с любознательностью, любопытством и постоянной готовностью в режиме «здесь и сейчас» отвечать на вопросы внешнего мира. Если смотреть на наблюдательность в контексте половых различий, то мужчинам здесь нужно скромно отойти в сторону. Женщина в считанные секунды просканирует отношения ста незнакомых ей пар, в то время как мужчина скажет, что там было около ста людей.
Великий писатель – это, прежде всего, наблюдательность. Она становится ему первой помощницей во вскрытии человеческих характеров. Стефан Цвейг в новелле «Двадцать четыре часа из жизни женщины» пишет: «Невольно я подняла глаза и прямо напротив увидела – мне даже страшно стало - две руки, каких мне еще никогда не приходилось видеть: они вцепились друг в друга, точно разъяренные звери, и в неистовой схватке стали тискать и сжимать друг друга так, что пальцы издавали сухой треск, как при раскалывании ореха… меня пугала их взволнованность, их безумно страстное выражение, это судорожное сцепление и единоборство. Я сразу почувствовала, что человек, преисполненный страсти, загнал эту страсть в кончики пальцев, чтобы самому не быть взорванным ею».