Как помочь ребенку научиться работать с текстом. Тренировочные упражнения. Диагностическая контрольная работа по литературному чтению

Ориентировочная дата проведения диагностики: 1-е полугодие (ноябрь).

Цель диагностической работы – определение уровня осознанности чтения у учащихся 2-го класса в процессе самостоятельного чтения текста и ответов на вопросы по содержанию текста, а также сформированности некоторых общеучебных умений – правильного восприятия учебной задачи, контроля и корректировки собственных действий в процессе выполнения заданий.

Время тестирования: 35 минут.

Условия тестирования: Для выполнения работы по литературному чтению каждый ученик должен получить листы с текстом для чтения и задания к тексту. Использование дополнительных материалов при проведении тестирования не предполагается. На парте у каждого учащегося должна быть только ручка для записи ответов.

Содержание работы соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования и требованиям программ к знаниям, умениям и навыкам начальной школы в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089). Содержание работы ориентировано на нормативные требования к уровню осознанности чтения к середине 2-го класса, который должен достигаться учащимися при обучении по любому учебно-методическому комплекту, включенному в Федеральный перечень учебников для начальной школы, и реализацию преемственности между требованиями Стандарта-2004 и планируемыми результатами Стандарта-2009.

Проверка степени осознанности чтения включает в себя следующие параметры:

1. Проверка умения извлечь фактическую информацию, т.е. информацию, заданную в явном виде. Выясняется, насколько ученик понимает, о чём идёт речь в тексте.

2. Проверка умения извлечь информацию, содержащуюся в тексте в неявном виде, проверка умения формулировать простые выводы. Проверяется умение ребенка понять то, что говорится в тексте.

3. Проверка умения интерпретировать и обобщать полученную из текста информацию. Проверяется умение понять общий смысл текста, подойти к пониманию основной мысли текста (авторской идеи) и способов её выражения.

Диагностическая работа содержит текст сказки и 12 заданий к тексту. Все задания можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.

  • 1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить информацию, заданную в явном виде.
  • 2 группа заданий направлена на проверку умения извлечь из текста информацию, данную в неявном виде, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
  • 3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста.
  • 4 группа заданий направлена на проверку умения понять общий смысл текста, приблизиться к пониманию авторского замысла, определить на основе проведенного смыслового анализа чувства главных героев.

При отборе заданий в силу специфики 2 класса предпочтение было отдано заданиям первой группы, так как именно нахождение информации, содержащейся в тексте в явном и неявном виде, находится в центре внимания во 2 классе (см. таблицу).

Распределение заданий в соответствии с выделенными группами:

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом:

Оценка выполнения заданий диагностической работы

За выполнение каждого задания, кроме задания №7, выставляется: 1 балл – верный ответ, 0 баллов – неверный ответ. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. Задание №7: 3 балла – полный верный ответ, 2 балла – подобраны слова к двум названным героям/предметам (т.е. выполнено 2/3 задания), 1 балл – подобраны слова к одному названному герою/предмету (т.е. выполнена 1/3 задания), 0 баллов – неверный ответ или ответ отсутствует. Максимальное количество баллов, которые ученик может получить за работу – 14.

Система оценивания заданий диагностической работы

Задание

Критерии оценивания

1. 1 балл : выбран 3 вариант ответа
0 баллов : во всех остальных случаях
2. 1 балл : выбран 2 вариант ответа
0 баллов : во всех остальных случаях
3. 1 балл : выбран 4 вариант ответа
0 баллов : во всех остальных случаях
4. 1 балл : Подчеркнуто предложение «Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких домов»
0 баллов : во всех остальных случаях
5. 1 балл : вписано слово «потускнели»
0 баллов : во всех остальных случаях
6. 1 балл : выбран 3 вариант ответа
0 баллов : во всех остальных случаях
7. 3 балла : в первой строке выписаны слова «потускнели», «привяли» (допустим вариант «шуршат»);
во второй строке выписаны слова «вянут», «рассыпаются»
в третьей строке выписаны слова «засыхают», «молчат»
2 балла : выписаны слова в любых двух строках
1 балл : выписаны слова в одной любой строке либо по одному слову в каждой строке
0 баллов : во всех остальных случаях
8. 1 балл : 4, 2, 5, 1, 3
0 баллов : во всех остальных случаях
9. 1 балл : выбран 4 вариант ответа
0 баллов : во всех остальных случаях
10. 1 балл : выбран 2 вариант ответа
0 баллов : во всех остальных случаях
11. 1 балл : выбран ответ «Нет» и приведено правильное объяснение, например , указывающее на то, что дождик сильно переживал из-за того, что по его вине могут погибнуть цветы, деревья, люди.
«Потому что он изо всех сил пытался помочь », «Дождик расплакался от того, что не успеет спасти цветы, деревья, людей », «Дождик старался полить растения и людей, чтобы они не погибли», «Дождик ругал себя за то, что наделал», «Дождик сильно переживал, плакал».
0 баллов : во всех остальных случаях.
«Потому что он зря подстригся», «Потому что короткие волосы-струи не достают до земли», «Потому что он не был равнодушным».
12. 1 балл : выписаны предложения предпоследнего абзаца либо приведен весь абзац. А также смысл абзаца может быть передан своими словами.
Примеры детских ответов на 1 балл: «Называл себя глупым, беззаботным и плакал», «Плакал и пытался скорее все исправить», «Сильно расстроился, когда понял, что он наделал », «Волновался, плакал».
0 баллов : во всех остальных случаях.
Примеры детских ответов на 0 баллов: «Плакал», «Всё поливал», пересказ содержания текста и т.п.

При оценивании заданий развернутым ответом (11, 12) важно учитывать, что если учащиеся дали правильные ответы, синонимичные приведенным в системе оценивания, их нужно оценивать соответствующими баллами.

Пересчет тестового балла в школьные отметки

Список литературы, использованной при подготовке контрольно-измерительных материалов

  1. Н. Абрамцева «Сказки для добрых сердец». Изд. «Урал ЛТД», 2007.
  2. И.Ф. Волков «Теория литературы», Москва, 1995.
  3. Сборник русских пословиц «При солнышке тепло, при матери добро». Москва, 1979.
  4. Интернет-сайты:
    • Официальный сайт Натальи Абрамцевой; http://www.strumishka.narod.ru/
    • Пословицы, поговорки; http://poslovicy-pogovorki.ru/

Диагностическая работа по литературному чтению 2 класс

Школа, класс ___________ Фамилия, имя ученика_________________________

Дождь

Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос хлестали людей по лицам. Когда дождик был в хорошем настроении, его мягкие волосы ласково касались ваших щёк. И всё-таки дождь был косматым. И ему это надоело…
– Постригусь, – решил дождик. Отправился к парикмахеру. Отрезал месяц-серп волосы дождику.
Пока дождь бегал к месяцу, ничего хорошего не случилось. Наоборот. Листья на деревьях потускнели, привяли. Цветы на клумбах опустились, вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые. Засыхают люди.
Разволновался дождик.
– Сейчас, – говорит, – я вас всех быстренько полью, вам легче станет! Оживёте сразу.
Дождь торопится, распустил волосы-струи, поливает.
– Ну же! – кричат люди.
– Жарко…– плачут цветы.
– Сохнем, – шелестят листья.
– Да что вы? – не понимает дождь. – Я же поливаю.
Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких домов.
Сухо, всё суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти мёртвые листья, молчат потерявшие веру люди.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что пока будут отрастать струи, погибнут цветы, листья, люди…
– Глупый я, беззаботный я, – плакал дождь. Плакал, плакал, плакал… И слёзы его упали на землю. Поток слёз.
И встали цветы – ожили! И весело зашелестели листья – ожили! И вздохнули легко люди – ожили!

(По Н. Абрамцевой)

Ответь на вопросы и выполни задание. Для этого ты можешь перечитывать текст.

1. О чем рассказывается в произведении?

1) О том, как жил косматый длинноволосый дождик
2) О том, как дождик пошёл к парикмахеру
3) О том, как дождик спас от гибели цветы, листья, людей
4) О том, как дождь расплакался

2. Где происходят действия, описанные в тексте?

1) в деревне
2) в городе
3) в саду
4) в лесу

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) осенью
2) зимой
3) весной
4) летом

4. Из-за чего у постриженного дождика не получалось полить землю? Подчеркни в тексте нужное предложение.

5. Впиши нужное слово.

Листья на деревьях _______________________ , привяли.

6. Дождик расплакался, потому что

1) он отправился к парикмахеру
2) молчат потерявшие веру люди
3) он не успеет спасти цветы, листья, людей
4) он глупый и беззаботный

7. Что стало с листьями, цветами, людьми без дождя? Найди слова-действия .Выпиши из текста по два подходящих слова.

Листья на деревьях ____________________, ________________________ .
Цветы на клумбах ____________________, ________________________.
Люди ____________________, _________________________.

8. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Поток слез
Месяц-серп отрезал дождику волосы
Ожившая земля
1. Дождику надоело быть косматым
Сухо, всё суше на земле

9. В какой книге ты посоветуешь другу искать это произведение?

1) Стихи
2) Басни
3) Рассказы
4) Сказки

10. Какая пословица больше всего подходит к тексту?

1) Книга для ума – что тёплый дождик для всходов.
2) Делать добро спеши.
3) Человек без труда – что земля без воды.
4) Под лежачий камень вода не течёт.

11. Как ты думаешь, можно ли назвать дождик равнодушным?

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.



____________________________________________________________

12. Напиши, как переживал дождик за свой поступок.

____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________

Не забудь проверить работу!

Диагностическая контрольная работа по литературному чтению 3 класс

Число

Ф И ученика

Прочитай текст. Выполни задания. Если возникнут затруднения, перечитай текст.

КАК МОСКВА СТРОИЛАСЬ.

Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Всегда ли Кремль был таким? Нет, не всегда.

Первый Кремль – деревянный – был заложен по приказу Юрия Долгорукого в 1156 году. Москва тогда была маленькой крепостью, затерянной в дремучих лесах Владимиро-Суздальской земли.

Зимой 1238 года к Москве подступили монголо-татары. Москвичи мужественно оборонялись, но деревянный Кремль не мог сдержать монгольских полчищ. Сожгли враги Москву.

И казалось, никогда сожженной Москве не подняться из пепла, но уж очень удобное место – самое сердце Руси. Отстроили Москву, снова поднялись кремлевские стены из крепкого дуба. Разрослась Москва, стала центром русских земель.

В 1365 году случилась на Руси засуха, в церкви Всех Святых занялся пожар, ветер быстро разнёс огонь… Через два часа не стало Москвы – сгорела «от копеечной свечки».

Но не умерла Москва – приступили москвичи к делу, доселе невиданному: возвели на кремлёвском холме стены и башни из белого камня. Не так страшны теперь пожары. Красавицей белокаменной называют теперь москвичи свой город.

Шли годы. Прогнали с Руси татар. Узнали о Москве за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце XV века построили новый Кремль – из красного кирпича. Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее.

Так что не зря говорят: «Не сразу Москва строилась…»

(228 слов.)

Число

Ф И ученика

Часть I

Отметь знаком () правильный вариант ответа.

1. Когда был заложен первый Кремль?

1) В 1238 году; 

2) 1156 году; 

3) 1147 году. 

2. В старину Москва была…

1) маленькой крепостью; 

2) деревней; 

3) посёлком. 

3. На территории каких земель находилась Москва?

1) Киевская; 

2) Новгородская; 

3) Владимиро-Суздальская. 

4. Какое бедствие не один раз случалось в истории Москвы?

1) Пожар; 

2) наводнение; 

3) землетрясение. 

5. Какое событие произошло зимой 1238 года?

1) Случилась засуха на Руси; 

2) построили Кремль из белого кирпича; 

3) к Москве подступили монголо-татары. 

6. В каком веке был построен Кремль из красного кирпича?

1) XVI век; 

2) XV век; 

3) X век. 

7. Как называлась церковь, где начался пожар в 1365 году?

1) Московская церковь; 

2) Всех Святых; 

3) собор Василия Блаженного. 

8. Укажи причины пожара в Москве 1365 года:

1) засуха, пожар в церкви, ветер; 

2) пожар в церкви, ветер; 

3) засуха, пожар в церкви. 

9. Почему называли москвичи свой город «красавицей белокаменной»?

1) Потому, что красивая; 

2) потому, что стены и башни Кремля были 

из белого камня;

3) потому, что чистая. 

10. Какое выражение подходит к данному тексту?

1) «Москва – всем городам мать»; 

2) «Москва слезам не верит…»; 

3) «Не сразу Москва строилась…». 

Часть II

1 1. Как москвичи уберегли Москву от пожаров? Найди ответ в тексте и запиши.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

1 2. Установи соответствие между левым и правым столбиками. Покажи соответствие стрелками.

1156 год Москву сожгли монголо-татары.

1238 год Москва сгорела от «копеечной свечки».

1365 год был заложен деревянный Кремль.

1 3. Восстанови текст.

И казалось, никогда ____________________ не подняться из ____________, но уж очень удобное место – самое ___________________. Отстроили Москву, снова поднялись _____________________ из крепкого ________________. Разрослась Москва, стала ___________________________________________________.

1 4 . Из чего строился Московский Кремль за время своего существования?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

15 . Объясни значение пословицы «Не сразу Москва строилась…» и предположи историю её возникновения.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Проанализируй выполненную работу и заполни таблицу.

Выполни цветовую самооценку работы.

– Я справился с заданием.

– Испытываю затруднения.

– Было трудно. Мне нужна помощь.

Как помочь ребенку научиться работать с текстом. Тренировочные упражнения.

Многие взрослые уверены, что если ребенок научился бегло читать, то никаких трудностей у него не должно возникать при усвоении учебного материала: «Все же написано! Ну, прочитай еще раз…»

Недостаточно просто бегло читать. Необходимо понимать читаемое, уметь соотносить содержание текста со своим жизненным опытом, хранить новые знания в памяти и др. Контрольные срезы, проводимые в начальной школе, показывают, что многие ученики начальной школы не умеют работать с текстом. А это значит, что затруднения у детей возникают не только на уроках литературы, но и при необходимости самостоятельно освоить учебный материал по другим предметам. Как помочь преодолеть затруднения?

Далеко не каждый ученик начальной школы может, самостоятельно прочитав текст, свободно пересказать его, ответить на вопросы, выполнить предлагаемые по тексту задания.

В настоящее время изменился подход к чтению, в том числе и к чтению младших школьников.

Ежегодно проводится рубежный контроль знаний учащихся общеобразовательных школ по основным предметам.

Читательские умения учащихся рассматриваются по разным критериям. Анализируя диагностические работы по литературному чтению прошлых лет, можно выделить основные умения, которыми должны овладеть наши дети на определенном этапе обучения в начальной школе. Второклассник, например, должен уметь:

  • понимать содержание текста;
  • осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в явном виде;
  • выделить последовательность событий, описанных в тексте;
  • определить авторский замысел, понять общий смысл текста;
  • осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в неявном виде.

Оканчивая обучение в 3 классе, ребенок должен научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, выделять существенную информацию из литературного текста;
  • осуществлять поиск информации, фактов, заданных в тексте в неявном виде;
  • осуществлять поиск информации о причинах какого-либо события;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • определять тему текста;
  • определять цель создания текста;
  • восстановить последовательность пунктов простого плана (событий, описанных в тексте);
  • определять жанр и тематику литературного произведения;
  • объединять произведения по разным основаниям (жанру и тематике);
  • задавать вопросы по прочитанному тексту.

Выпускник начальной школы должен свободно:

  • осуществлять поиск необходимой информации, заданной в явном виде, выделять существенную информацию из литературного текста;
  • ориентироваться в структуре текста, определять последовательность взятых из текста предложений;
  • находить в тексте подтверждение высказанного суждения;
  • определить причины поступка героя;
  • осуществлять поиск в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение; умение строить речевое высказывание в письменной форме;
  • уметь подобрать контекстуальный синоним, понимать использованные в тексте языковые средства;
  • определять чувства, испытываемые героями;
  • выстроить синонимический ряд, включающий слова, которыми автор называет одного из героев;
  • определять жанровую и тематическую принадлежность текста;
  • определить основную мысль текста, выраженную в одном из предложений текста;
  • определить авторский замысел, понять главную мысль текста;
  • определять идею произведения путём доказательства того, что предложенная пословица (или выражение) соответствует произведению;
  • проанализировать содержание текста с точки зрения «интересно — неинтересно», аргументировать свою точку зрения. Умение строить речевое высказывание в письменной форме.

Умение — это то, чем ребенок хорошо владеет, а значит и задания для проверки умений даются не самые простые.

Далеко не все дети справляются с такой работой без предварительной подготовки. Безусловно, такая предварительная работа ведется в школе. Однако одним детям этого вполне хватает, а другие нуждаются в дополнительной тренировке дома. Иногда ребенок бывает не готов к выполнению работы морально, он нуждается в разъяснении задания, так как задание кажется ему новым и незнакомым. Основное требование при выполнении таких работ — самостоятельная работа детей. Учитель дает общую инструкцию вначале урока, а каждый ребенок должен самостоятельно прочитать текст, все задания и выполнить их. Предлагаю совместно с ребенком попробовать дома выполнить такие работы, чтобы понять, достаточно ли сформирована техника чтения, насколько свободно ребенок читает и понимает прочитанное, может ли выполнить работу в заданные сроки (45 минут). Все диагностические работы по всем предметам предлагаются детям в тестовых вариантах, поэтому предварительно работу надо распечатать.

Составитель: Блументаль О.А. учитель нач.кл. СОШ № 283 СВАО г. Москвы

Прочитай текст

Всё лето прожила Дюймовочка одна-одинёшенька в лесу. Она сплела себе из травы колыбельку и повесила эту колыбельку под большой лист лопуха, чтобы её не замочил дождик. Она ела сладкий цветочный мёд и пила росу, которую каждое утро находила на листьях.

Так прошло лето, прошла и осень. Приближалась длинная холодная зима. Все птички улетели, цветы завяли, а большой лопух, под которым жила Дюймовочка, пожелтел, засох и свернулся в трубочку.

Дюймовочка дрожала от холода: платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная — как ей не мёрзнуть! Пошёл снег, и каждая снежинка была для Дюймовочки то же, что для нас целая лопата снегу. Мы ведь большие, а она была всего-то с дюйм * ростом. Она завернулась было в сухой лист, но он совсем не грел, и Дюймовочка сама дрожала, как осенний лист.

Наконец Дюймовочка решила уйти из лесу и поискать себе где-нибудь приют** на зиму. В поле было ещё холоднее, чем в лесу, и бедняжка совсем замёрзла. И вот Дюймовочка пришла к норке полевой мыши. Полевая мышь жила в тепле и довольстве: кухня и кладовая у неё были битком набиты хлебными зёрнами. Дюймовочка стала у порога, как нищенка, и попросила подать ей кусочек ячменного зёрнышка — она два дня ничего не ела.

— Ах ты, бедняжка! — сказала полевая мышь. — Погрейся да поешь со мной!

Дюймовочка спустилась в норку, обогрелась и поела. Старой мыши девочка очень понравилась, и она сказала:

— Оставайся у меня на зиму. Я буду кормить тебя, а ты убирай хорошенько мой дом да рассказывай мне сказки — я очень люблю сказки.

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»)

* дюйм — старинная единица длины, примерно 2 см и 5 мм.

**приют — учреждение для одиноких, сирот, бездомных; место, где можно спастись или отдохнуть.

Ответь на вопросы (обведи цифру верного ответа) и выполни задания:

1. Определи жанр произведения:

1) сказка
2) повесть
3) рассказ

2. Где жила Дюймовочка всё лето и всю осень?

1) в поле
2) в лесу
3) в норке у полевой мыши

3. Что произошло поздней осенью с лопухом, под которым жила Дюймовочка?

1) стал маленьким
2) сломался
3) пожелтел, засох и свернулся в трубочку

4. Укажи выражение, близкое по значению выражению «дрожала, как осенний лист»

1) дёргалась, как осенний лист
2) пожелтела, как осенний лист
3) тряслась, как осенний лист

5. Укажи предложение, которое не является побудительным.

1) Ах ты, бедняжка!
2) Погрейся да поешь со мной!
3) Оставайся у меня на зиму!

6. За что получила Дюймовочка своё имя?

1) за свою красоту
2) за то, что мало ела
3) за свой рост

7. Восстанови последовательность событий. Цифра 1 уже стоит.

) наступление холодов
1) жизнь Дюймовочки в лесу
) приют у полевой мыши
) в поисках приюта на зиму

8. Что должна была выполнять Дюймовочка взамен на приют и еду в норке мыши?

9. Чем казалась для Дюймовочки каждая снежинка?

10. Используя текст произведения, допиши к прилагательным полевая , цветочный , мерзлая имена существительные.

11. Используя текст произведения, восстанови предложение.

Ответ:...стала у порога, как...,и попросила подать ей...ячменного...— она два дня ничего не ела.

12. Какие чувства вызывает у тебя ситуация, в которой оказалась Дюймовочка?

Диагностическая работа по литературному чтению для учащихся 2 класса

Составитель: Карачевская Ольга Алексеевна , учитель начальных классов

Дождь

Жил-был дождик. Косматый, длинноволосый дождь. Если он сердился, холодные пряди его мокрых волос хлестали людей по лицам. Когда дождик был в хорошем настроении, его мягкие волосы ласково касались ваших щёк. И всё-таки дождь был косматым. И ему это надоело…
— Постригусь, — решил дождик. Отправился к парикмахеру. Отрезал месяц-серп волосы дождику.
Пока дождь бегал к месяцу, ничего хорошего не случилось. Наоборот. Листья на деревьях потускнели, привяли. Цветы на клумбах опустились, вянут. Люди ходят серые, пыльные, вялые. Засыхают люди.
Разволновался дождик.
— Сейчас, — говорит, — я вас всех быстренько полью, вам легче станет! Оживёте сразу.
Дождь торопится, распустил волосы-струи, поливает.
— Ну же! — кричат люди.
— Жарко…- плачут цветы.
— Сохнем, — шелестят листья.
— Да что вы? — не понимает дождь. — Я же поливаю.
Бьют короткие волосы-струи, но не достают даже до крыши самых высоких домов.
Сухо, всё суше на земле. В пыль рассыпаются цветы, шуршат почти мёртвые листья, молчат потерявшие веру люди.
И тут только понял дождь, что он наделал. Понял, что пока будут отрастать струи, погибнут цветы, листья, люди…
— Глупый я, беззаботный я, — плакал дождь. Плакал, плакал, плакал… И слёзы его упали на землю. Поток слёз.
И встали цветы — ожили! И весело зашелестели листья — ожили! И вздохнули легко люди — ожили!

(По Н. Абрамцевой)

Ответь на вопросы и выполни задание. Для этого ты можешь перечитывать текст.

1. О чем рассказывается в произведении?

1) О том, как жил косматый длинноволосый дождик.
2) О том, как дождик пошёл к парикмахеру.
3) О том, как дождик спас от гибели цветы, листья, людей.
4) О том, как дождь расплакался.

2. Где происходят действия, описанные в тексте?

1) в деревне
2) в городе
3) в саду
4) в лесу

3. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

1) осенью
2) зимой
3) весной
4) летом

4. Из-за чего у постриженного дождика не получалось полить землю? Подчеркни в тексте нужное предложение.

5. Впиши нужное слово.

Листья на деревьях..., привяли.

6. Дождик расплакался, потому что

1) он отправился к парикмахеру
2) молчат потерявшие веру люди
3) он не успеет спасти цветы, листья, людей
4) он глупый и беззаботный

7. Что стало с листьями, цветами, людьми без дождя? Найди слова-действия . Выпиши из текста по два подходящих слова.

Листья на деревьях..., ....
Цветы на клумбах..., ....
Люди...,....

8. Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Поток слез
Месяц-серп отрезал дождику волосы
Ожившая земля
1. Дождику надоело быть косматым
Сухо, всё суше на земле

9. В какой книге ты посоветуешь другу искать это произведение?

1) Стихи
2) Басни
3) Рассказы
4) Сказки

10. Какая пословица больше всего подходит к тексту?

1) Книга для ума — что тёплый дождик для всходов.
2) Делать добро спеши.
3) Человек без труда — что земля без воды.
4) Под лежачий камень вода не течёт.

11. Как ты думаешь, можно ли назвать дождик равнодушным?

Обязательно объясни, почему ты так думаешь.

12. Напиши, как переживал дождик за свой поступок.

Из материалов лаборатории качества образования ОМЦ ЮОУО

Диагностическая работа по литературному чтению для учащихся 3 класса

Медвежонок Марьям

На днях в Московский Зоопарк привезли годовалого медвежонка по кличке Марьям. Марьям была ручной и хорошо шла к людям, но никак не желала знакомиться с животными.

И вот совсем случайно Марьям нашла себе товарища для игр. Это был шестимесячный щенок Джек, которого тоже недавно привезли в зоопарк. Он сидел в одной из клеток и всё ещё скучал по своему хозяину: лежал в углу и ко всем относился безразлично.

Когда Марьям выпустили погулять, она долго ходила около клетки с собакой, обнюхивала её. Потом приподнялась на задние лапы и стала обследовать дверь. На двери висел замок, но не запертый. Медвежонок тронул его лапой и потянул. Замок упал, и дверь приоткрылась.

Увидев открытую дверь, Джек вскочил и радостно бросился во дворик. Но дворик был закрыт, и выхода из него не было. Джек обернулся и только тут увидел около себя медвежонка. Шерсть у щенка поднялась дыбом, он зарычал и слегка куснул медвежонка около уха. Поведение собаки Марьям приняла за игру. Она весело мотнула головой, потом перекувыркнулась. Джек опять слегка куснул медвежонка, но уже не рыча, и Марьям опять перевернулась через голову. Через некоторое время медвежонок и собака уже весело гонялись друг за другом.

С этого дня они стали неразлучными друзьями. Если первым выпускали на прогулку Джека, то он сразу бежал к Марьям и вертелся около её клетки. Что же касается Марьям, то она просто-напросто сама открывала лапами дверь и выпускала собаку.

Всё лето их пускали играть во дворик, но жили они в разных клетках, а когда наступила осень и пошли дожди, их посадили вместе и поставили большую, просторную будку, в которой каждый выбрал себе место. Марьям устроилась у выхода, а Джек всегда прятался за Марьям. За спиною медведя было теплей, и совсем не задувал ветер.

Пока Марьям сидела отдельно от Джека, она как-то мирилась с тем, что их разлучали. А происходило это в то время, когда Марьям брали на выезды. Она хоть и поглядывала на клетку с собакой, но всё же спокойно шла за человеком, послушно влезала в машину и садилась в транспортный ящик. Но как только к Марьям поместили собаку, всё сразу изменилось. Теперь Марьям ни за что не хотела расставаться со своим другом. Когда её попробовали взять на выступление, а собаку оставить, она кричала, упиралась и не хотела лезть в машину одна. Справиться с годовалым медвежонком было трудно, пришлось вместе с ним брать и Джека.

Вместе их выводили на сцену. Причем, если медвежонок иногда упрямился, Джек хватал его за ухо и тащил за собою. На такое обращение Марьям не сердилась, и стоило Джеку схватить её за ухо, как она тут же успокаивалась и послушно следовала за собакой. (По В. Чаплиной)

Вопросы и задания

1. Прочитав текст, ты узнал, что

1) Марьям очень любила играть со всеми животными зоопарка
2) Джек быстро привык к клетке и не скучал по своему хозяину
3) и щенок, и медвежонок попали в зоопарк недавно

2. Что говорится о возрасте героев рассказа? Выбери правильное утверждение.

1) Щенок и медвежонок были примерно одного возраста, им было около года.
2) Джек был старше Марьям на несколько месяцев.
3) Марьям была шестимесячным медвежонком, а Джек годовалым щенком.
4) Марьям было двенадцать месяцев, а Джеку шесть месяцев.

3. Когда Джек впервые увидел Марьям, его шерсть поднялась дыбом, он зарычал и даже куснул медвежонка. Как ты думаешь, почему?

4. Как ты думаешь, почему в будке щенок прятался за спину Марьям?

1) Так было безопаснее для щенка.
2) Так хотела Марьям.
3) Джеку было теплее.
4) За спиной медведя было темнее, и днём свет не мешал спать.

5. Какие перемены произошли в жизни медвежонка с наступлением осени? Запиши два примера.

6. Что означает выделенное слово в предложении:

«Пока Марьям сидела отдельно от Джека, она как-то мирилась с тем, что их разлучали»?

1) Прекращала ссору с врагом.
2) Устанавливала мир между враждующими.
3) Уживалась с недругом.
4) Терпимо относилась к событию.

7. Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) что щенок и медвежонок жили в зоопарке недавно
2) как медвежонок не желал знакомиться с животными
3) как Марьям выступала на сцене вместе с Джеком
4) как подружились медвежонок и щенок

1) собака — друг человека
2) в зоопарке могут жить не только медведи, но и собаки
3) всем нужны друзья, даже зверятам
4) забота о животных — это обязанность людей

9. Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.

А) Знакомство
Б) Наступила осень
В) Питомцы Московского Зоопарка
Г) Друзья на прогулке
Д) На сцену вместе!

1) cказки
2) басни
3) cборник научных статей
4) рассказы
5) фантастика
6) стихи о природе

11. Запиши названия знакомых тебе произведений, которые ты бы поместил в тот же сборник. Хорошо, если ты запишешь и авторов этих произведений

12.Напиши два вопроса к прочитанному тексту. Начни их со слов

1) кто
2) почему

Диагностическая работа по чтению для учащихся 4 класса

Составитель: Буйлова Марина Сергеевна

Трус

Дело было в Крыму. Один приезжий мальчик пошёл на море ловить удочкой рыбу. А там был очень высокий, крутой и скользкий берег. Мальчик начал спускаться, потом посмотрел вниз, увидел под собой огромные камни и испугался. Остановился и с места не может сдвинуться. Ни назад, ни вниз. Вцепился в какой-то колючий кустик, сидит на корточках и дышать боится.

А внизу, в море, в это время рыбак ловил рыбу. С ним в лодке была девочка, его дочка. Девочка иногда посматривала на берег, так что она видела всё, что происходило с мальчишкой, и поняла, что мальчик трусит. Она стала смеяться и пальцем на него показывать. Мальчику стало стыдно, но он ничего не мог с собой сделать. При каждой его попытке сдвинуться с места из-под ног начинали предательски осыпаться мелкие камешки, казалось — ещё мгновение, и он рухнет вниз, на острые камни. Ему осталось только притворяться, что сидит он здесь просто так, отдыхает и любуется морем, и будто ему очень жарко. Он даже снял с головы шапку и стал ею махать около своего носа.

Вдруг подул ветер, вырвал удочку у мальчика из рук и бросил её вниз. Мальчику было жаль удочки, он попробовал ползти вниз, но опять у него ничего не вышло.

А девочка всё это видела. Она сказала отцу, тот посмотрел наверх и что-то сказал ей. Вдруг девочка спрыгнула в воду и зашагала к берегу, ловко ступая по каменистому дну. Взяла удочку и пошла обратно к лодке. Мальчик так рассердился, что забыл всё на свете и кубарем покатился вниз.

— Эй! Отдавай! Это моя удочка! — закричал он и схватил девочку за руку.

— На, возьми, пожалуйста, — спокойно сказала девочка. — Мне твоя удочка не нужна. Я нарочно её взяла, чтобы ты слез вниз.

Мальчик удивился и говорит:

— А ты почём знала, что я слезу?

— А это папа мне сказал. Он говорит: если трус, то, наверное, и жадина.

(По Л.Пантелееву)

Задание 1: В тексте в основном рассказывается о том,

  • как мальчик ловил рыбу
  • что сказал отец девочке
  • как вёл себя мальчик на берегу моря
  • почему девочка решила взять удочку
  • не следует ходить одному по незнакомой местности
  • притворство может выручить в неудобной ситуации
  • спускаться с высокого, крутого берега лучше всего кубарем
  • трусость и жадность — качества, часто сопутствующие друг другу

Задание 3: От чьего имени идёт повествование?

  • от лица мальчика
  • от лица автора
  • от лица девочки
  • от лица отца девочки

Задание 4: Прочитав текст, ты узнал, отец и дочь

  • катались на лодке
  • удили в море рыбу
  • загорали на пляже
  • купались в море

Задание 5: После знакомства с текстом несложно сделать вывод, что мальчику стало стыдно, потому что

  • он кубарем скатился вниз
  • ему было жаль удочки
  • ему пришлось притвориться, что ему жарко
  • он понял, что его испуг замечен девочкой

Задание 6: В какой сборник можно поместить этот текст?

  • Рассказы о дружбе
  • Морские истории
  • Поучительные истории
  • Сборник сказок

Задание 7: Чтобы пересказать этот текст другу, нужно составить план. Восстанови последовательность пунктов плана к тексту.

  • Мальчик лишается удочки и пытается её вернуть.
  • Неудачная попытка спуститься к морю.
  • Девочка объясняет свой поступок.
  • Свидетели трусости и старание скрыть её.
  • Девочка подбирает упавшую удочку.

Задание 8: Тебе встретились слова, которые употребляются нечасто, но их значение при чтении текста вполне понятно.

Соедини линиями каждое слово из первого столбца с верным толкованием его значения из второго столбца.

Задание 9: Какими чертами характера, качествами наделена девочка? Приведи примеры поступков, подтверждающих твоё мнение. Для ответа воспользуйся таблицей.

Черты характера,качества

Примеры-подтверждения

1) 1)
2) 2)

Задание 10: Понравился ли тебе этот текст?

Объясни, почему.

Предложенные варианты работ принадлежат разным авторам, но выражают общие требования к читательским умениям учащихся на различных этапах обучения и позволяют нам, взрослым, представить объем и уровень предъявляемых требований. Используя данный материал дома, можно помочь ребенку достигнуть успеха в школе.