Как написать методические рекомендации к пособию. Термины и определения

Учебно-программная литература

Учебная программа - учебно-программное издание, определяющее содержание, объем, порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной. Объем - 1,0 п. л. (16 стр.) и более.

Обучающие издания

Учебник - учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (или ее части, раздела), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является основной учебной книгой по дисциплине. В нем должны быть отражены базовые знания, определенные дидактическими единицами Государственного образовательного стандарта, которые устанавливают основные направления и аспекты рассмотрения предмета, а также последовательность расположения материала. Содержание учебника должно включать характеристику методов получения и использования знаний в конкретной области, методологические основания базовых законов и закономерностей функционирования и развития отраженной в нем области знания или сферы деятельности, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития этой науки. Объем - не менее 5 п.л.

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно выпускается в дополнение к учебнику, может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы. В содержание учебного пособия включается новый более актуальный материал, чем в учебник, так как пособие создается более оперативно, тем не менее материал должен подаваться в русле фундаментальных знаний, изложенных в учебнике. В отличие от учебника, может включать спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения. Пособия могут быть адресованы как обучающимся, так и обучающим. Объем - не менее 5 п.л.

Курс лекций - тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект. Объем - не менее 6 п.л.

Конспект лекции - сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте. Объем - не менее 1.п.

Программно-методическая литература

Практикум - учебное издание, нацеленное формирование и закрепление умений, практических навыков, обучение способам и методам использования теоретических знаний в конкретных условиях. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений). Объем - не менее 6 п.л.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника, в ее состав могут входить документы, литературные произведения и фрагменты из них. Важное место в хрестоматии занимают методические указания, в которых разъясняются особенности включенного текста, раскрывается его связь с учебным материалом. Каждый текст, включенный в хрестоматию, должен сопровождаться библиографическим описанием издания, из которого он взят. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник задач (упражнений) - учебно-практическое издание, содержащее задачи (упражнения) и ответы к ним в объеме определенного курса (или его раздела). Может содержать также решения задач (упражнений), методические рекомендации по ним или подсказки. Объем - не менее 6 п.л.

Сборник иностранных текстов - учебно-практическое издание, содержащее адаптированные составителем тексты для изучения иностранного языка и методические рекомендации в объеме определенного курса. Объем - не менее 6 п.л.

Учебно-методическая литература

Учебно-методическое пособие - учебно-методическое издание, которое содержит как теоретические сведения по учебной дисциплине (или ее разделу), так и материалы по методике ее самостоятельного изучения и практического освоения. Объем - не менее 5 п.л.

Методическая разработка - издание, сходное по структуре с учебно-методическим пособием, но более узкое по теме и меньшее по объему. Объем - не менее 1 п.л.

Методические рекомендации - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения студентами учебной дисциплины и подготовке к проверке знаний. В методические рекомендации могут быть включены требования к содержанию, оформлению и защите курсовых и дипломных работ. Указания содержат общую характеристику дисциплины (цели, задачи ее изучения, комплекс предметов, на которые она опирается), а также форм и методов и видов самостоятельной работы студентов (изучение литературных источников, конспектов лекций, подготовка к практическим занятиям, семинарам, составление докладов выступлений и др.). Объем - не менее 1 п.л.

Учебно-методический комплекс . Наименование жанра имеет двойное толкование: 1) комплекс учебных книг (учебник+хрестоматия, пособие+сбор­ник упражнений и т.п.); 2) программно-методическое издание, включающее программу и методические материалы по курсу (списки литературы, планы семинарских занятий, контрольно-измерительные материалы). Объем - не менее 3 п.л.

Научная литература

Тезисы докладов (сообщений) научных конференций, съездов, симпозиумов - подвид непериодического научного издания, содержащего материалы предварительного характера: аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений. Обычно выпускают перед научной конференцией, съездом и т.д. для того, чтобы участники могли заранее познакомиться с содержанием выступлений и выбрать из них наиболее интересные для себя, что немаловажно, учитывая параллельную работу секций. Объем для одного автора - не более 4 стр.

Материалы конференции (съезда, симпозиума) - непериодический сборник, содержащий полные тексты докладов, сообщений, выступлений участников, результаты дискуссий, рекомендации, решения, принятые на конференции, постановления, резолюции. Объем не ограничен.

Сборник научных трудов - научное издание, содержащее статьи с результатами исследований по научным и научно-техническим направлениям деятельности университета. К периодически выходящим сборникам относятся Ученые записки, и Вестники. Объем Вестника - не более 10 п.л.

Монография - научное книжное издание, которое полно и всесторонне исследует тему или проблему и подводит итог их разработки в науке многими учеными и специалистами. У монографии может быть один или несколько авторов (коллективная монография). Объем - не менее 7 п.л.

Автореферат диссертации - информационное бесплатное издание небольшого объема, в котором автор диссертации излагает основные положения своего исследовательского труда, представленного к защите на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Объем, оформление и структура автореферата определяются в России инструкциями ВАК. Ограниченный тираж рассылается по списку специалистам и научным учреждениям незадолго до защиты. Объем - автореферата кандидатской диссертации не менее 1-1,5 п.л.; докторской - 2-2,5 п.л.

Справочная литература

Словарь - справочное издание в форме упорядоченного перечня заглавных слов - названий объектов справки - и относящихся к ним справочных сведений. Объем - не менее 4 п. л.

Словарь-справочник - словарь, статьи которого содержат не только определение понятий, но и справочные сведения, рассчитанные, в отличие от словаря, на справки практического, а не энциклопедического характера. Объем - не менее 4 п,л,

Учебный справочник - учебно-справочное издание, содержащее справочные сведения по определенной учебной дисциплине (ее части, разделу) или комплексу дисциплин, предусмотренные учебной программой. Включает комплекс сведений, имеющих прикладной, практический характер. Объем - не менее 4 п. л.

Памятка - справочное издание, содержащее сведения по систематизации определенной области знаний. Включает материалы, имеющие практический характер. Объем - не менее 1 п.л.

Индивидуальный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме органом власти или организацией в пределах их компетенции и содержащий конкретное предписание.

Инструкция – нормативный правовой акт, регулирующий организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации, как правило, содержит детальное, пооперационное описание последовательности и содержания действий при выполнении какой-либо работы (услуги).

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Политика – документ, принимаемый высшим руководством организации для детализации целей, определенных стратегией развития организации и направленных на улучшение ее деятельности.

Положение – нормативный правовой акт, определяющий компетенцию, структуру, функции, порядок деятельности организации или структурного подразделения, коллегиального (совещательного) органа.

Положение может регламентировать сложные виды деятельности организации, имеющие комплексный характер.

Порядок - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения требования в отношении предмета правового регулирования.

Правила - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения требования, всесторонне характеризующие предмет правового регулирования.

Правовая норма – общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Регламент – нормативный правовой акт, содержащий совокупность правил, определяющих порядок деятельности коллегиального (совещательного) органа или порядок (последовательность) осуществления административного или бизнес-процесса, как правило, с указанием последовательности этапов (шагов) и сроков их выполнения.

Устав – зарегистрированный и утвержденный в установленном законом порядке свод правил, регулирующий основные виды деятельности организации, определяющий ее цели и задачи, принципы образования и деятельности, структуру, устройство, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности.

Юридическая техника - совокупность приемов, правил, методов, применяемых при разработке содержания и структуры нормативных правовых актов.

Анализ нормативных документов, определяющих состав ЛНА в различных организациях, показывает, что к ЛНА могут относиться следующие документы:

    устав организации;

    политика (в области…);

    положение;

    правила;

    инструкция;

    технологическая инструкция;

    порядок;

    регламент;

    технологический регламент;

    методические указания;

    номенклатура дел;

    стандарт организации;

    классификатор;

    перечень;

    нормы (например, нормы времени);

    табель форм документов;

    альбом форм документов.

Для того чтобы из данного перечня видов документов можно было бы выбрать какой-то оптимальный для организации набор нормативных правовых документов, необходимо рассмотреть определения перечисленных видов документов, которые бы раскрывали назначение этих документов. К сожалению, в настоящее время отсутствует современный словарь видов (разновидностей) документов. Единственным словарем, имеющимся в распоряжении документоведов, является Краткий словарь видов и разновидностей документов 1974 г. 1 . Поскольку со времени издания словаря прошло почти тридцать лет, словарь не отражает тех изменений, которые произошли в видовом составе документов за прошедший период, а в ряде случаев и те изменения, которые произошли в сфере употребления документа. Предлагая определения перечисленных видов документов, будет опираться не только на названный выше словарь, но и на известные нам нормативные документы ряда крупных компаний сырьевого сектора экономики, банковской сферы и некоторых других, которые устанавливают видовой состав ЛНА и правила их разработки и оформления, то есть будем опираться и на современную практику документирования (это такие документы, как инструкции по делопроизводству, положения о ЛНА и некоторые другие).

Устав организации 2 – учредительный документ юридического лица, содержащий свод правил, определяющих статус (правовое положение) организации (ее организационно-правовую форму, официальное наименование, направления и характер деятельности, состав и полномочия органов управления, состав имущества и др.).

Политика – нормативный документ, принимаемый для детализации целей, определенных стратегией развития организации и направленных на улучшение ее деятельности.

Положение – нормативный документ, определяющий компетенцию, структуру, функции, порядок деятельности организации, структурного подразделения, коллегиального (совещательного) органа, должностного лица.

Правила - нормативный документ, устанавливающий обязательные для исполнения требования, всесторонне характеризующие предмет правового регулирования.

Инструкция – нормативный документ, регулирующий организационные, технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности организации (как правило, содержит детальное, пооперационное описание последовательности и содержания действий при выполнении какой-либо работы (услуги).

Технологическая инструкция – нормативный документ, регламентирующей порядок производства работ, выполнения операций (групп операций) в рамках отдельного технологического процесса производства продукции (работ и услуг).

Порядок - нормативный документ, устанавливающий обязательные для исполнения требования в отношении предмета правового регулирования.

Регламент – нормативный правовой документ, определяющих порядок деятельности коллегиального (совещательного) органа или порядок (последовательность) осуществления административного или бизнес-процесса, как правило, с указанием последовательности этапов (шагов) и сроков их выполнения.

Технологический регламент – нормативный документ, устанавливающий требования к реализации производственного или бизнес-процесса, включая порядок выполнения работ, используемое оборудование, ресурсы, технологическое оснащение, правила безопасной эксплуатации и др., обеспечивающие получение конечного продукта.

Методические указания – нормативный документ, устанавливающий основные положения, принципы, единые подходы и методы выполнения сложных по своему содержанию работ либо работ, в ходе выполнения которых необходимо взаимодействовать с клиентам, другими подразделениями или организациями.

Номенклатура дел – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в организации, с указанием сроков их хранения.

Стандарт организации – нормативный документ, устанавливающий для длительного использования правила, характеристики или общие принципы, затрагивающие разные виды деятельности организации или их результат в целях совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ (услуг).

Классификатор – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень наименований объектов некоторого множества с присвоенными им кодами.

Перечень - нормативный документ, содержащий систематизированный список объектов (документов, лиц и др.) в целях распространения на них определенных норм или требований.

Нормы - нормативный документ, устанавливающий предельные величины чего-либо (времени, выработки, размера оплаты и др.) на выполнение определённого объёма однородных работ.

Табель форм документов – нормативный документ, содержащий систематизированный перечень наименований унифицированных форм документов, разрешенных к применению в организации.

Альбом форм документов - нормативный документ, содержащий систематизированный перечень унифицированных форм документов, разрешенных к применению в организации.

Для определения видового состава ЛНА, применяемых в организации, целесообразно разработать нормативный документ (например, положение о ЛНА организации), определяющий состав ЛНА, порядок их разработки, структуру документов, состав реквизитов и правила оформления, порядок утверждения, опубликования, внесения изменений и отмены в случае, если документ перестал выполнять регламентирующую функцию.

Наличие такого документа позволяет упорядочить работу по подготовке ЛНА, помогает исполнителям правильно выбрать вид ЛНА, грамотно сформировать структуру этого документа и соответствующим образом оформить проект документа.

Вид и наименование ВНД устанавливаются разработчиком, но могут быть изменены в процессе согласования и экспертизы проекта ЛНА.

По умолчанию ЛНА имеют постоянный характер, но уже на этапе подготовки документа может быть принято решение о придании ЛНА статуса временного документа, в этом случае, независимо от вида ЛНА, к названию документа добавляется слово «временный»: Временная инструкция…; Временное положение…, Временный регламент и др. Период времени, в течение которого документ будет действовать со статусом «временный», может быть установлен при его разработке, утверждении или в процессе его применения на практике.

Основные этапы подготовки ЛНА

Как правило, разработка проектов ЛНА осуществляется на плановой основе и включает следующие этапы:

    Подготовка проекта ЛНА;

    Согласование проекта с заинтересованными подразделениями и лицами;

    Доработка проекта ЛНА по замечаниям;

    Повторное согласование проекта ЛНА;

    Экспертиза проекта ЛНА;

    Утверждение ЛНА;

    Внесение изменений в ЛНА;

    Отмена ЛНА.

Подготовка проекта ЛНА.

Подготовка проекта ЛНА осуществляется в соответствии с годовым (полугодовым) планом, утверждаемом руководителем организации. Подготовка проекта ЛНА, как правило, осуществляется группой специалистов одного или нескольких структурных подразделений в зависимости от содержания и назначения документа. Проект ЛНА не должен противоречить действующему законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам организации, ЛНА более высокого уровня. Подготовленному документу до его утверждения и регистрации присваивается статус «Проект», который обозначается на титульном листе документа.

Согласование проекта с заинтересованными подразделениями и лицами, доработка проекта ЛНА по замечаниям, повторное согласование проекта ЛНА

Согласование ЛНА, в целом, проводится также, как и согласование других видов документов, например, распорядительных документов (приказов, распоряжений). Состав должностных лиц, с которыми должен быть согласован проект ЛНА, определяется ответственным исполнителем, в качестве которого, как правило, выступает руководитель подразделения – исполнителя. Состав лиц, участвующих в согласовании ЛНА, может корректироваться в ходе экспертизы ЛНА. Согласование ЛНА может проводиться в несколько этапов, если в ходе согласования высказываются замечания, по которым найти взаимоприемлемое решение удается не сразу. Проект ЛНА подлежит повторному и последующим согласованиям, если при доработке проекта по замечаниям в него вносятся изменения, существенно изменяющие нормы документа. В ходе согласования формируется лист согласования, являющийся неотъемлемой частью документа.

Экспертиза проекта ЛНА

Экспертиза проекта ЛНА – этап подготовки документа, характерный именно для ЛНА. Экспертиза проекта проводится с подразделениями организации, выполняющими внешние, по отношению к содержанию ЛНА, функции. Как правило, в процедуре экспертизы участвуют: юридическое подразделение, подразделение безопасности, подразделение охраны труда, противопожарной безопасности и некоторые др. Процедура экспертизы отличается от согласования проекта документа еще и тем, что по результатам экспертизы готовится заключение, направляемое в подразделение – исполнитель. Если в ходе экспертизы высказаны замечания, они подлежат рассмотрению, и проект либо дорабатывается, либо, если разработчики проекта не согласны с результатами экспертизы, проводятся согласительные совещания, для участия в которых, как правило, приглашается должностное лицо (например, заместитель руководителя организации) – куратор подразделения–исполнителя.

В отдельных случаях результатом экспертизы проекта ЛНА может быть его одобрение (согласование) совещательным (координационным) органом организации (правлением, комитетом и др.)

Утверждение ЛНА

Особенностью ЛНА является то, что способом придания им юридической силы является процедура утверждения. ЛНА могут утверждаться непосредственно руководителем организации, коллегиальным органом (например, советом директоров), изданием распорядительного документа (приказа, распоряжения). Гриф утверждения проставляется на титульном листе ЛНА.

Регистрация ЛНА

Утвержденные ЛНА подлежат регистрации. ЛНА регистрируются службой делопроизводства организации отдельно от других видов документа. Регистрационный номер ЛНА в соответствии с принятой в организации системой регистрации этой категории документов проставляется на титульном листе документа.

Под опубликованием ЛНА, как правило, понимается включение ЛНА в автоматизированную базу данных нормативных актов организации. При включении ЛНА в базу нормативных правовых актов осуществляется лицом, ответственным за ведение базы данных посредством заполнения полей электронной карточки ЛНА и оцифровки подлинника ЛНА, то есть создания электронного образа документа.

Подлинник ЛНА на бумажном носителе, утвержденный руководителем или иным органом управления, помещается на хранение в дело в соответствии с номенклатурой дел организации.

Рассылка ЛНА может осуществляться несколькими способами: через организацию доступа работников к базе локальных нормативных актов, посредством рассылки всем исполнителям информации о принятии ЛНА и его опубликовании с указанием места хранения его электронной копии или рассылки непосредственно текста ЛНА всем исполнителям по списку рассылки.

Внесение изменений в ЛНА

Для приведения ЛНА в соответствие с вновь принятым нормативным документом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении нормативной базы в соответствие с вновь принимаемым ЛНА путем внесения изменений в действующий документ.

Изменения в ЛНА вносятся распорядительными документами (приказами, распоряжениями), издаваемыми тем руководителем, который утверждал ЛНА. В случае если ЛНА принимался коллегиальным органом, решение о внесении изменений в ЛНА принимается этим же органом. Не допускается вносить изменения в ЛНА руководителем или органом, занимающим в иерархии органов управления более низкий уровень, чем руководитель или орган, утверждавший документ.

В целях упрощения последующей работы с документами в некоторых организациях принята практика вносить изменения в ЛНА не распорядительными документами, а документом, имеющим название: ИЗМЕНЕНИЯ в (наименование документа) , например: ИЗМЕНЕНИЯ в Положение о локальных нормативных документах компании, с сохранением уровня подписания изменений.

За поддержание ЛНД в актуальном состоянии и своевременное внесение изменений несет ответственность подразделение-исполнитель.

Отмена ЛНА

В случае если ЛНА утрачивает свою актуальность или входит в такие противоречия с вновь принятыми документами, которые не могут быть устранены, документ подлежит отмене как утративший силу. Признание ЛНА утратившим силу оформляется изданием приказа (распоряжения) тем руководителем или органом, который утверждал документ. Электронная версия документа из базы локальных нормативных актов перемещается на хранение в архив электронных документов. ЛНА на бумажном носителе, имеющие постоянный срок хранения, по истечении срока их хранения по месту формирования дел подлежат передаче в архив организации, ЛНА, имеющие меньшие сроки хранения, уничтожаются по истечении установленного срока хранения.

Еще одной особенностью работы с ЛНА является то, что статус ЛНА может меняться на протяжении его жизненного цикла. Единой системы обозначений статуса документа пока не выработано, но, как правило, в организациях устанавливаются следующие статусы документа: проект, действующий (или действующая редакция), действующий с изменениями, действие приостановлено, утратил силу.

С точки зрения оформления ЛНА можно разделить на две группы:

    документы, которые оформляются в соответствии с правилами, установленными ГОСТ Р 6.30-2003, например, положения о структурных подразделения, коллегиальных или совещательных органах организации, должностные инструкции, должностные регламенты.

    документы, оформление которых во многом отличается от оформления других организационно-распорядительных документов и которые можно отнести к документам сложной структуры. В оформлении этой группы ЛНА, как правило, присутствует титульный лист, а в состав документа включается перечень понятий (терминов), используемых в сфере правового регулирования, перечень сокращений и собственно основной текст.

Обобщая практику организаций, можно выделить следующие составные части ЛНА, относимых ко второй группе:

    титульный лист;

    перечень терминов и определений;

    перечень сокращений;

    основной текст (как правило, в составе текста выделяются раздел «Общие положения», разделы, раскрывающие основной содержание документа, заключение, или заключительные положения);

    приложения.

Кроме того, к подлиннику ЛНА, помещаемому в дело организации, добавляется лист согласования и, как правило, список рассылки.

Поскольку большая часть ЛНА организаций относится к документам второй группы, будем рассматривать именно эту группу документов.

При оформлении ЛНА используются реквизиты: полное официальное наименование организации, сокращенное официальное наименование (если оно имеется), наименование ЛНА, гриф утверждения, регистрационный номер ЛНА, место и год издания документа, отметки о согласовании. Основная часть реквизитов ЛНА (кроме отметок о согласовании) размещаются на титульном листе документа.

Утверждение ЛНА

Немаловажным является вопрос утверждения ЛНА. Существует несколько форм утверждения этих документов:

Утверждение руководителем организации, то есть лицом, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и действующим на основе единоличного принятия решений;

Утверждение коллегиальным органом организации (советом директоров, правлением и др.).

В случае если документ утверждается руководителем организации (в отдельных случаях правом утверждать некоторые ЛНА может наделяться заместитель руководителя организации), также может быть два варианта утверждения: утверждение непосредственно руководителем, то есть его собственноручной подписью в грифе утверждения, и утверждение приказом. Решение о конкретной форме утверждения ЛНА принимается в зависимости от того, необходимо одновременно с утверждением ЛНА принимать дополнительные решения, связанные с этим действием, или нет. Если таких дополнительных решений принимать не нужно, ЛНА может утверждаться непосредственно руководителем. Если наряду с утверждением ЛНА необходимо принять иные управленческие решения, связанные с данным документом, необходимо издавать приказ об утверждении, в который, кроме пункта об утверждении, будут включены конкретные поручения исполнителям 3 .

Согласование (одобрение) ЛНА

Для некоторых видов ЛНА в организации может быть установлена в качестве обязательной процедура согласования ЛНА с совещательным (методическим или координационным) органом организации (комитетом, советом), например, Бюджетным комитетом, Инвестиционным комитетом, Научно-техническим советом и др.

Гриф согласования (гриф одобрения), как правило, размещается на титульном листе ЛНА, в нижней части листа слева (выше указания места и года издания документа), гриф согласования может размещаться в верхней части титульного листа слева на уровне грифа утверждения документа. На практике единства в этом вопросе нет, нормативными документами это не регулируется.

Наименование ЛНА

Важным поисковымпризнаком ЛНА является его наименование. Наименование ЛНА включает:

Название вида документа (положение, правила, регламент и др.);

Заголовок к документу, раскрывающий его содержание, составляющий одно целое с наименованием вида документа.

Задача составителя ЛНА – сформулировать наименование ЛНА в краткой форме, но так, чтобы наименование раскрывало содержание документа, например:

ИНСТРУКЦИЯ о конфиденциальном делопроизводстве в ОАО «Стройкомплект»;

ПОЛОЖЕНИЕ о режиме конфиденциальности в ОАО «Стройкомплект».

Наименование должно быть точным, четким и информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем, чтобы работники организации могли по наименованию ЛНА акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро найти.

Наименование ЛНА устанавливается исполнителем - разработчиком ЛНА, но может быть изменено в процессе его согласования.

ЛНА со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают нормативную базу, затрудняют систематизацию и понимание нормативных документов. Они особенно неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, документах, статьях и др.

Несколько примеров неудачных заголовков ЛНА:

Описание унифицированного процесса подготовки, согласования документов в корпоративной системе электронного документооборота

В приведенном примере, во-первых, отсутствует указание вида документа (положение, регламент, правила, инструкция или другой), лишним является указание того, что документ приводит унифицированный процесс подготовки, поскольку задача любого нормативного документа, если он регламентирует какой-то процесс, унифицировать его, иначе результат нормативного регулирования не будет эффективным. Правильным названием данного документа может быть такое наименование: Регламент подготовки и согласования документов в корпоративной системе электронного документооборота.

Пошаговая инструкция о расторжении трудового договора с руководителем унитарного предприятия

В данном случае, как нам представляется, неправильно выбран вид документа. Расторжение трудового договора с руководителем унитарного предприятия – частный случай расторжения трудового договора с работниками организации, поэтому было бы правильнее назвать документ не инструкцией (тем более, «пошаговой»), а порядком, наименование документа было бы следующим: Порядок расторжения трудового договора с руководителем унитарного предприятия.

Формы и формат сообщений и порядок их представления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

В данном случае, как и в первом примере, вообще отсутствует наименование вида документа. В дальнейшем это создаст трудности для пользователей при необходимости сослаться на данный документ в тексте другого документа, поэтому первое, что нужно сделать, это определить вид документа. Во-вторых, не указано, о каких сообщениях идет речь. Исправить это наименование можно следующим образом: Положение о форме и форматах электронных сообщений (указать, каких) и порядке их передачи по информационно-телекоммуникационной сети.

Регистрация ЛНА

ЛНА подлежат регистрации. Вопрос регистрации ЛНА не так прост, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в практике делопроизводства выработалось такое правило: если документ утверждается приказом, то его датой и номером являются дата и номер приказа, поэтому ссылка на ЛНА, утвержденный приказом, в другом документе выглядит таким образом: «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденного приказом ОАО «Корпорация МИГ» от 12.02.2010 № 123…».

Если же ЛНА утверждается непосредственно руководителем, то есть проставлением собственноручной подписи в грифе утверждения, то такие ЛНА регистрируются отдельно и им присваивается номер в соответствии с принятой в организации системой регистрации ЛНА, поэтому при ссылке на такие ЛНА было принято указывать только дату их регистрации, например: «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества, утвержденного генеральным директором ОАО «Корпорация МИГ» 12.02.2010 …».

Понятно, что такой подход неудобен для систематизации ЛНА, их учета, формирования единого информационного ресурса ЛНА. Именно поэтому организации, оперирующие большим объемом ЛНА, при формировании их в единый информационный массив приходят к необходимости вводить единую систему учета этих документам, при которой любому ЛНА, независимо от того, каким образом он был утвержден, присваивается индивидуальный регистрационный номер. В состав регистрационного номера, как правило, входит порядковый учетный номер документа, к которому могут добавляться дополнительные буквенные или цифровые обозначения в зависимости от принятой в организации классификации ЛНА. В этом случае ссылки на ЛНА в других документах при разных способах их утверждения оформляются по-разному, например:

    «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества № 85-П, утвержденного приказом ОАО «Корпорация МИГ» от 12.02.2010 № 123…» (при утверждении ЛНА приказом).

    «В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества от 12.02.2010 № 85-П, утвержденного генеральным директором ОАО «Корпорация МИГ» …»

«В соответствии с Положением о порядке увеличения (уменьшения) уставного капитала общества № 85-П, утвержденного генеральным директором ОАО «Корпорация МИГ» 12.02.2010 …» (оба варианта возможны при утверждении ЛНА непосредственно руководителем).

Лист согласования ЛНА

Лист согласования ЛНА является неотъемлемой частью документа, в каком бы виде не проводилось согласование документа. Если согласование проводится в системе электронного согласования, лист согласования по окончании этой процедуры распечатывается, и документ представляется на утверждение на бумажном носителе вместе с листом согласования. После утверждения и регистрации документ с листом согласования помещается на хранение в дело (сроки хранения ЛНА устанавливаются в соответствии с Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558).

Если согласование проводится в ручном режиме, отметки о согласовании, как правило, оформляются на отдельном листе, а не на обороте последнего листа документа, поскольку ЛНА часто имеют приложения.

Кроме сведений о лицах, участвующих в процедуре согласования документа, в лист согласования включается информация о разработчике (ответственном исполнителе) ЛНА:

Оформление приложений

Многие ЛНА содержат приложения. В приложения рекомендуется выносить материал справочного характера, унифицированные формы документов, формулы для расчетов и примеры расчетов, графики, схемы и др. Ссылка на приложение помещается в соответствующем пункте ЛНА, если приложений несколько, они нумеруются, если приложение одно, номер приложения не проставляется, например:

«В целях учета и поиска документов в системе электронного документооборота используются обязательные сведения о документах (приложение № 13)».

Приложения помещаются после основного текста, каждое приложение начинается с новой страницы. На каждом приложении проставляется отметка о приложении по следующей форме:

Если ВНД утвержден приказом, указывается дата и номер приказа. Заголовок к приложению располагается по центру. Заголовок приложения включается в содержание (оглавление ЛНА), если в текст ЛНА включается данный структурный элемент (структуре текста, языку и стилю ЛНА будет посвящена следующая статья).

В тексте ЛНА, как правило, выделяются следующие составные части:

    термины и определения;

    перечень сокращений;

    общие положения;

    основная часть (разделы, подразделы, пункты, подпункты);

    заключительные положения.

    номера разделов, подразделов и других частей, имеющих самостоятельные заголовки;

    заголовок (наименование структурного элемента);

    номер страницы, указывающей на начало структурного элемента.

    Раздел «Термины и определения»

    Раздел «Термины и определения» выделяется в самостоятельный раздел ЛНА и помещается после содержания (оглавления). Перечень терминов имеет особое значение, поскольку содержит определения терминов, используемых в тексте ЛНА и, соответственно, в той сфере, которая регулируется данным нормативным актом. Включение в текст ЛНА данного раздела обеспечивает точность и правильность понимания норм, изложенных в документе.

Перечень сокращений

Если в тексте ЛНА употребляются многословные наименования (структурных подразделений, объектов, услуг, документов, должностей и других наименований) составляется перечень сокращений. Если многословных наименований немного (не более трех) перечень сокращений может не составляться, а после первого употребления в тексте длинного наименования следует ввести его сокращенное наименование из одного-трех слов или аббревиатуры. Это сокращенное наименование, обозначенное словом и ли словами, следует писать в тексте ЛНА с прописной буквы. Вводится это условное наименование следующим образом:

или:«Департамент регионального развития (далее - Департамент) создан в соответствии с …».

«Положение о работе с обращениями граждан в ЗАО «Норма» (далее – Положение) определяет порядок …»

Методически указания - это те рекомендации, которые преподаватель дает своим подопечным перед тем, как они приступят к выполнению практической работы. Безусловно, данный термин имеет более широкое значение. Методические рекомендации это и критерии, которыми пользуются педагоги при составлении поурочных учебных планов. Учитывая многогранность термина, постараемся отразить некоторые стороны его применения.

Курсовая работа

Разработка методических указаний осуществляется в полном соответствии с учебным планом, разработанным для конкретной специальности. Курсовая работа предполагает научное самостоятельное исследование студента, которое завершает знакомство с конкретной дисциплиной.

Материал может быть посвящен какой-то одной актуальной проблеме. Методические указания по специальности «менеджмент организаций», к примеру, касаются оформления работы, специфики проведения математических вычислений.

Общие правила

Выполнение методических указаний позволяет студенту рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Курсовая работа имеет особое значение при подготовке специалистов высокого класса, ведь при ее написании студент глубоко прорабатывается материал, получает дополнительные сведения по предмету.

Методические указания и задания помогают максимально полно раскрывать выбранную тему, исследовать отдельные вопросы и проблемы, касающиеся экономического анализа, системного подхода к достижению и разработке целей и задач. Особое место в процессе работы студент данной специальности должен уделить вопросам психолого-социального плана, так как без них менеджер не способен принимать эффективные действия и решения.

Перечень тем, а также особенности их написания содержат «Методические указания». Это существенно упрощает задачу студентов, им не нужно самостоятельно придумывать направление деятельности, достаточно изучить перечень, выбрать понравившуюся тему для курсовой работы.

Важные моменты

При анализе теоретического материала студент должен учитывать последние достижения в хозяйственной практике, подбирать для своей работы такой материал, который бы учитывал основные требования к правилам техники безопасности и охраны труда.

Выполняется курсовая работа на базе стандартов, которые содержат методические указания по организации.

У студента есть право на самостоятельную разработку темы, если он заручится поддержкой своего куратора. Сделанный материал сдается на рецензию, затем производится защита курсовой работы у руководителя. При несвоевременной сдаче курсовой работы, студент не поучает допуска к основной экзаменационной сессии.

Цель и задачи

В высшей школе методические указания - это отличное пособие, которое позволяет выполнять качественно и эффективно задачу, поставленную преподавателем.

Цель курсовой деятельности состоит в закреплении студентами практических и теоретических знаний, приобретенных в рамках лекционных занятий. От правильности постановки цели напрямую зависит конечный результат работы:

  • углубление навыков и знаний по выбранной тематике;
  • повышение общего интеллектуального уровня;
  • приобретение навыков и опыта в работе с газетной, управленческой, экономической литературой;
  • развитие творческих навыков;
  • овладение методами научного исследования;
  • подготовка к дипломной работе.

Методические указания Минфина помогают создавать качественные курсовые работы, которые можно будет плавно перевести в диплом.

Подготовка к деятельности

Это важное звено в образовательной цепочке получения полного представления об изучаемой дисциплине будущего бакалавра или специалиста. При выполнении курсового проекта студенту необходимо:

  • доказать актуальность и важность выбранной темы в теории, показать возможность ее внедрения в практику;
  • осуществить обзор литературных источников по проблеме, провести системный обзор выбранного материала;
  • дать детальную экономическую и техническую характеристику объекта работы, отразить управленческий аспект;
  • проанализировать специфику функционирования;
  • провести расчеты предполагаемой экономической эффективности от практического внедрения данной работы;
  • логично и последовательно изложить результаты собственных исследований по тематике;
  • подтвердить свои рассуждения и умозаключения дополнительными пояснительными и иллюстративными материалами.

Для того чтобы успешно решить все эти вопросы, помогут методические указания. Расчет осуществляется студентом с учетом возможных рисков, которые зависят от специфики выбранной темы. Допускается упущение какого-либо элемента «Указаний», но это может негативно отразиться на оценке выполненной курсовой работы либо на качестве ее защиты.

Порядок выполнения работы

Он предполагает некий алгоритм действий, на котором следует остановиться подробнее. Сначала выбирается тема, она согласовывается с руководителем. Далее осуществляется знакомство с проблемами, составляется план работа. На следующем этапе происходит подбор и детальное изучение литературных источников. Далее уточняются все моменты, связанные с планом предстоящей деятельности.

Если работа предполагает эксперименты, то преподаватель дает студенту определенные методические указания по учету их результатов. Затем идет написание самой работы, ее оформление, готовый материал передается руководителю на рецензию. Последним этапом является защита подготовленного проекта.

Последовательность действий

Итак, остановимся подробнее на основных моментах, которые связаны с выполнением курсовой работы. При подборе темы студент руководствуется теми методическими рекомендациями, которые разработаны в данном учебном заведении. Что важно учитывать при подборе тематики курсовой работы? Она должна быть связана со специализацией студента, совпадать с тем опытом, которым он уже успел овладеть на момент начала своей деятельности. Если на данном этапе возникают какие-либо сложности, можно обратиться за помощью и консультацией к руководителю или к преподавателю данной учебной дисциплины.

Планирование

На втором этапе предполагается составление примерного плана будущей работы. Это ответственный и важный элемент деятельности. Именно от него напрямую зависит качество и целостность создаваемого материала. Методические рекомендации, разрабатываемые специалистами кафедр для каждой учебной дисциплины, помогут студенту справиться с возникающими сложностями.

Необходимо помнить о том, что логичный и последовательный план является половиной успеха в работе. В нем важно отразить основные проблемы темы, выделив 3-5 вопросов, которые будут рассматриваться в ходе курсовой работы.

Чтобы упростить задачу, можно выделить несколько подразделов. План, который будет составлен студентом, предоставляется преподавателю для окончательной проработки.

Особенности работы с литературными источниками

Данный этап работы также предполагает применение методических рекомендаций. Существуют определенные требования к оформлению библиографических источников, цитированию их внутри работы. Во многих учебных заведениях преподаватели рекомендуют своим подопечным составлять краткую аннотацию тех литературных источников, которые были выбраны для последующего применения.

В составляемую библиографию необходимо включать только ту литературу, которая была издана в последнем десятилетии. В противном случае курсовая будет считаться устаревшей и неактуальной, она не получит высокой оценки от преподавателя.

Основной этап

Он предполагает непосредственное написание и оформление работы. Подобранный материал группируют, обрабатывают, систематизируют, учитывая те рекомендации, которые разработаны в плане работы. После уточнения структуры, можно переходить к подбору иллюстративного материала. Далее идет работа над черновым материалом, который подвергается качественной литературной обработке, проходит редактирование. На завершающем этапе курсовая работа оформляется обязательно по тем методическим рекомендациям, что указаны в ГОСТ 73281, а также с учетом дополнительных требований, которые разработаны в данном учебном заведении (организации). Готовую работу передают на рецензирование руководителю. Для того чтобы материал был качественно прорецензирован преподавателем, студент должен сдать его не позднее, чем за три дня до указанного срока.

Специфика защиты

В том случае, когда студент не в полной мере выполнил методические указания, это отмечается преподавателем, он возвращает студенту материал на доработку. Только после устранения всех указанных недостатков, автор получает допуск к защите готовой курсовой работы.

Процедура защиты предполагает публичное представление материала. В аудитории присутствует группа студентов. Автор за 5-7 минут кратко информирует собравшихся однокурсников и преподавателя о проделанной им работе, полученных результатах, перспективах практического применения материала.

На защите присутствует заведующий кафедрой, его первый заместитель. Докладчик обосновывает актуальность материала, выделяет объект анализа, задачи, поставленные в курсовой работе, делает выводы.

Рецензенты, которыми выступают преподаватели, выделяют преимущества и недостатки материала, задают студенту дополнительные вопросы. При ответах на вопросы автор материала должен продемонстрировать всем присутствующим свою осведомленность по теме, доказать отличные знания по проделанной работе, проанализированной литературе.

В заключительном слове докладчик отвечает на замечания, сделанные преподавателями, пытается корректными способами доказать правильность своей точки зрения, изложенной в курсовой работе.

Чтобы уроки и внеклассная работа в учебных заведениях проводилась на должном уровне, каждый педагог пользуется специальными пособиями, которые носят название «Методические рекомендации». В самом начале учебных пособий для учителя по какому-либо предмету находится статья, в которой указываются единые требования к учебному процессу, перечисляются основные виды как текущих, так и проверочных работ, обговариваются общие требования по ведению и назначению тетрадей.

Методические рекомендации дают подробную инструкцию по ведению ученических тетрадей, уточняют порядок проверки учителем письменных работ. Тут же указываются выставляемых педагогом, правила внесения записей в классный журнал.

Далее методические рекомендации содержат более конкретный материал, касающийся непосредственно ведения занятий. Опираясь на документ - учебную программу - во вводной статье приводится количество занятий, отведённых на ту или иную тему предмета, даётся примерное планирование темы, расписанное поурочно.

Однако никто и не станет настаивать, что методические рекомендации - это незыблемый авторитарный документ, отступление от статьи которого подобно преступлению. Ведь даже сам процесс преподавания, как и есть процесс творческий, постоянно изменяющийся и развивающийся.

Даже один и тот же урок в разных параллельных классах талантливый педагог не станет проводить одинаково. Он составит индивидуальный для каждого конкретного класса, учитывая его подготовку, уровень способностей учащихся.

В одном коллективе, например, дети умеют прекрасно работать индивидуально, усидчивы и исполнительны. А вот различные викторины и импровизации здесь смущают ребят: они теряются, ухудшается их работоспособность.

Другой класс, напротив, ненавидит рутину и постоянство. В таком коллективе педагогу приходится каждый раз находить новые для того, чтобы увлечь школьников, захватить их внимание, заставить принимать участие в уроке абсолютно всех ребят.

Прекрасный эффект дает такой метод, как назначение учителем одного из учеников. Весело? Да! Интересно? Конечно! И, самое главное, необходимость находить ошибки в ответах и работах других, выставление справедливой оценки знаний товарищей помогает «учителю» впоследствии легко находить ошибки у себя, давать оценку и своим работам, что является далеко не маловажным, как это может показаться на первый взгляд.

Многие методические рекомендации также содержат в себе примеры индивидуальных заданий. И снова следует предупредить начинающего педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальных возможностей.

Недаром говорят, что учитель - это и учёный, и психолог, и артист, и писатель, и даже иногда фокусник. А обучающий процесс - это постоянно текущая вперёд бурная река. Технический прогресс накладывает свой отпечаток на него. И если дети кривят губы при фразе «дома напишете сочинение в тетрадях», может быть, стоит «пойти у них на поводу» и немного видоизменить задание?. «Сегодня вы перешлёте мне по интернету статьи для нашего сайта. Тематика такая - описать самый весёлый случай в вашей жизни. Я выкладываю статьи, пользователи сайта их оценивают, победители отмечаются на главной, а оценки я занесу в журнал».

Конечно, в пособиях для учителя составители, наверное, такого домашнего задания не рекомендуют. Но иногда с учётом психологии учащихся можно внести в рекомендации общепризнанных преподавателей и свои собственные коррективы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ НПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 17 г. ИРКУТСКА

ОФОРМЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

Оформление методических указаний: Методические рекомендации. /Составитель. – Иркутск: ПЛ № 17, 2005, с.

Введение. 4

1. Структура методических указаний. 6

2. Общие требования к оформлению методических указаний. 9

Список литературы.. 13

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для решения задачи обучения, воспитания и развития обучающихся и должны соответствовать:

Действующему стандарту начального профессионального образования и среднего профессионального образования;

Правилам оформления и составления методических указаний;

Современному уровню развития знаний с точки зрения методов исследования, теорий, гипотез, фактов. Готовить обучающихся к самостоятельному использованию научных методов при решении типовых и/или нетиповых задач теории и практики. Содержать методический аппарат, организующий самостоятельную работу обучающихся, развивающий их творческие способности. Материал в методических указаниях должен быть изложен в ясной, доступной и последовательной форме.

Методические указания, имея общую структуру, могут иметь различный вид. Виды методических материалов

Учебник (воспроизводит логику и структуру программы и, соответствует ее требованиям, содержит необходимый материал для освоения всех тем и основных вопросов программы, организует самостоятельную работу обучающихся);

13. Иванов использования документов архива // Делопроизводство. – 2000. - № 1. – с. 22-32.

14. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год: тез. докл. / Гос. Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 62 с.

15. История России: учеб. пособие для студентов всех специальностей / [и др.] ; отв. ред; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. / при участии. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.