Человек изолированный от общества примеры. Социальная изоляция и одиночество повышают риск смертности

В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.

Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.

Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник - суицидальное поведение».

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету - это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип - «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете - все больше и больше», - делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» - «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» - сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», - утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы - влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори - «поколение Х» родившихся в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», - так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», - отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», - делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии - скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.

Что ожидает хикикомори в открытом заново большом мире? Японский опыт показывает, что часть молодых людей благополучно смогла вернуться в общество. Те, у кого от длительного пребывания дома развились отклонения, оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали крайне агрессивны и начали нападать на людей. Социализацией им придется заняться в тюрьме. Не стоит забывать и о тех хикки, которые покончили жизнь самоубийством.

О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.

Из википедии:

Хикикомори (яп. 引き篭もり), разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция») - японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Хотя течение явления зависит от индивидуальных особенностей, некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд, а в редких случаях - десятки лет.

Термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training», часто используется как синоним хикикомори, хотя некоторые исследователи утверждают, что такое смешение неверно. Эта аббревиатура, как и термин «хикикомори», сейчас чаще всего употребляется в восточноазиатских странах - Японии, Китае, Южной Корее. По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс.человек, попадающих под это определение. Подобные люди существуют и в США (где их называют «basement dwellers»), и в Европе - в частности, само понятие «NEET» возникло в Великобритании.

Социа́льная изоля́ция - социальное явление , при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. .

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Гаджетомания как социальная изоляция

Субтитры

Причины

Социальная изоляция является одновременно потенциальной причиной и симптомом эмоциональных или психологических проблем. Под причиной понимается неспособность взаимодействовать с окружающим миром. Как симптом, периоды изоляции могут быть хроническими или эпизодическими, в зависимости от каких-либо циклических изменений настроения, особенно в случае клинической депрессии. В случае изоляции, связанной с настроением, индивидуум может изолироваться во время депрессии, ожидая, когда его настроение улучшится. Человек может попытаться оправдать свое поведение как приятное или удобное. Признать свое одиночество может быть очень трудно, потому что это почти как если бы человек признал отсутствие чувств принадлежности, любви и привязанности, которые являются наиболее фундаментальными областями жизни. . Изоляция может увеличить чувства одиночества и депрессии, страх перед другими людьми, или создать негативную самооценку. Согласно результатам исследования, проведенного Киммо Херутта, Пекка Мартикайнен, Юсси Вахтера, человек который живет один в большей мере социально изолирован и может обратиться к употреблению алкоголя и других веществ. Социальная изоляция может начаться в детстве. Примером того может быть чувствительный ребенок, который считает себя запуганным или недооцененным. За это время развития, человек может стать более озабоченным чувствами и мыслями о своей индивидуальности, которыми нелегко делиться с другими людьми. Это может быть результатом чувства стыда, вины или отчуждения в детстве. . Социальная изоляция может также быть вызвана отклонениями в развитии. Лица с нарушениями в обучаемости могут столкнуться с проблемой в социальным взаимодействием. Эти трудности могут сильно повлиять на уважение индивида и чувство собственного достоинства. Примером может быть необходимость повторить год в школе (это не происходит во многих странах, именно по этой причине). В раннем детстве необходимость быть принятым имеет первостепенное значение. Дефицит обучения и общения в свою очередь может привести к возникновению чувства изоляции.

Потеря любимого человека может стать причиной социальной изоляции. Например, если человек теряет супруга, он, вероятно, потеряют свою основную социальную поддержку. Теперь он должны найти какой-то другой вид поддержки, чтобы пережить этот трагический период. Исследования показали, что вдовицы, которые поддерживают связь с друзьями или родственниками имеют лучшее психологическое здоровье. Социальная изоляция негативно сказывается на психическом здоровье человека. .

Типы социальной изоляции

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества переживается человеком как тяжелейшее испытание. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой») [ ] . Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также

Примечания

Литература

На русском языке

на других языках
  • Ha, Jung-Hwa; Ingersoll-Dayton, Berit (2011). "Moderators in the relationship between social contact and psychological distress among widowed adults"
  • How Social Isolation Is Killing Us (December 2016), The New York Times
  • Elkin, Frederick. The Child and Society: The Process of Socialization. - New York: Random House, 1960.
  • House, James S. (2001).

Макурин Антон Алексеевич,Студент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г.Владимир[email protected]

Левицкая Линда Викторовна,Кандидат психологических наук,старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, г. Владимир[email protected]

Социальная самоизоляция: предпосылка или следствие компьютерной зависимости

Аннотация.В статье анализируется современный подход к проблеме формирования Интернетзависимости вследствие социальной самоизоляции личности, которая, в свою очередь, может выступать одновременно и как предпосылка и в то же время, как следствие, возникновения данного типа аддикции. Ключевые слова:Интернетзависимость, социальная самоизоляция, дезадаптация личности.

Новые электронные технологии –современный универсальный и многофункциональный инструмент развития человека и общества. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет, так же известная под названием "Всемирная паутина". Трудно представить молодёжь XXIвека без сети Интернет. Сегодня нет, пожалуй, другого доступного источника информации, который бы привлекал своей яркостью, многообразием и обилием предоставляемых ресурсов. Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке илиутруждать себя походами по магазинам. Всюнеобходимую информацию можнополучить, не отходя от экрана собственного монитора.Есть у Интернета ещё один большой плюс: возможность свободного общения молодых людей, поиск старых и новых друзей.Однако,указанные его свойства таят в себе и опасность: onlineигры, чаты, социальные сети, развлекательные порталы затягивают, воздействуя на неокрепшую психику и подсознание. Человек погружается в виртуальный мир: забывает про друзей, школьные и домашние обязанности. Реальность отступает на второй план. Так формируется Интернетзависимость –навязчивое желание подключиться к интернету и болезненная неспособность прервать работу в сети. Всемирная организация здравоохранения причислила Интернетзависимость к категории патологических пристрастий, способствующих разрушению личности.

Феномен интернет

зависимости привлекает внимание исследователей сети, учёных, средства массовой информации.Наработкипоследних лет свидетельствует о сверхувлечённости подростков Интернетом, нередко о злоупотреблении им, а в ряде случаев и явной зависимости от виртуальной среды.

Одним из первых о технологической зависимости человека от компьютера и возникновении виртуальной зависимости заговорил и обратил внимание английский психолог М. Гриффитс, ранее изучавший особенности поведения игроков в азартные игры. Однако задолго до негофантаст К. Саймак в предисловии к роману "Город" предупреждал: "Нет ничего дурного в технике как таковой, дурно лишь наше бездумное увлечение ею. Мы обожествляем машины; в какомто смысле мы продали им свои души. ...Существуют другие, высшие ценности, помимо тех, что несет с собой технический прогресс. ...Под влиянием техники наше общество и мировосприятие теряют человечность" .Непосредственно термин в 1995 г. «интернетзависимость» ввёл ньюйоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под нимне столько медицинскуюпроблемунаподобие алкогольной или наркотической зависимости, сколько поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Интернетзависимость стала социальной проблемой, вызывающей обеспокоенность общественности ивыступающей предметом специальных исследований. Особую роль в анализе данной проблемы должна занимать категория одиночества. Чувство одиночества, не являясь единственной причиной возникновенияИнтернет

зависимости,является, безусловно,одним из ее факторов.В современной теории и практике существуютразличные типологии одиночества.Предпосылкой их возникновения стала задача определенияприродыдефицита социальных отношений, а также выявления характеристиксоциального положения личности, обуславливающихее одиночество. Одна из такого родатипологий принадлежит Р. Вейсу.Согласно его взглядам, существуют фактически два эмоциональных состояния, которые люди, переживающие их, склонны расценивать как "одиночество". Это состояния эмоциональной и социальной изоляции.Социальное одиночествовыражается в глубоком переживании человеком отсутствия доступного круга общения и удовлетворяющих его социальных связей.Эмоциональное (психологическое) одиночествоР.Вейсрассматривает как переживание отсутствия тесной эмоциональной привязанности, неспособности найти душевный отклик, встретить понимание со стороны других людей. Другими словами, эмоциональное одиночество является результатом недостатка психологической привязанности индивида к близким людям, отсутствие друзей.

С точки зрения различных социологических и социальнопсихологических концепций существует ряд факторов, вероятно обусловливающих появление и развитие Интернет

зависимого поведения: социальная дезорганизация, слабая социальная интеграция, низкий самоконтроль, социальная тревога, низкая самооценка, депрессия, расстройства влечений, злоупотребление психоактивными веществами и др.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это основная причина, объясняющая пристрастие к Интернету. Согласно данным последних исследований, уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры.Так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Вопервых, это возможность анонимного общения, что в некотором смысле является относительной ценностью современности. Во

вторых, Интернет дает возможность для реализации представлений, фантазий с обратнойсвязью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, невозможных для реализации в обычном мире. Наконец, втретьих,чрезвычайно широкая возможность поиска и неограниченного доступа к любой информации. Киберпространство предоставляет пользователю неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям. Немаловажнои то, что в результате использования Интернета у человека возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности одну из базовых в системе потребностей человека.Предпосылками формирования Интернет –зависимости у детей школьного и подросткового возраста могут выступать причины и потребности из самых разных сфер личностного взаимодействия. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие: недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье;восприятие Сети как среды, которая может предоставить эмоциональную поддержку, в отличие от реального окружения, где такой отклик получить труднее;желание быть понятым;отсутствие контроля со стороны родителей;неумение налаживать контакты с окружающими;отсутствие друзей;сложности с успеваемостью в школе;отсутствие серьёзных увлечений, интересов, хобби и др.В соответствие с тем, какие цели преследует пользователь, выделяются три основных типа Интернет зависимости:1. Навязчивый веб–серфинг бесцельные путешествия по Интернету, постоянный поиск какойлибо, зачастую ненужной информации;2. Пристрастие к виртуальному общению –большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб форумах, избыточность знакомых и друзей в сети;3. Игровая зависимость –навязчивое увлечение сетевыми играми.В современных научных исследованиях введено понятие "компьютерные аддикты",которое обозначает людей, длительное и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, что в результате приводит к психосоциальной депривации. Подобные отклонения были обнаружены у геймеров, просиживающих ежедневно за компьютером по восемнадцать часов. В таких случаях у компьютерного аддикта могут развиться приступы панического страха, общая депрессия, суицидальные попытки.Кроме того, исследования показывают, чтоигровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности. Страсть к игре используется людьми как средство ухода от серьезных социальных проблем.Особенно актуальна данная проблема в детском и подростковом возрасте ввиду тех психологических особенностей личности, характеризующих специфику возрастов. Можно выделить категории подростков, чьи индивидуальные особенности, определяют его принадлежность к группе риска в контексте проблемы формирования Интернет

зависимости. Вопервых, это подростки, полагающие, что от них мало, что зависит вэтой жизни. В неудачах они, как правило, винят других или коварное стечение обстоятельств; мечтают о чуде, которое избавит их от любых проблем и не прикладывают усилия для достижения цели или бросают начатое дело на полпути. Вовторых, подростки с низкой самооценкой, которые с помощьюигры стремятся самоутвердиться,либо почувствовать себя героемпобедителем в виртуальной битве, либо выиграть огромную сумму денег.Втретьих, подростки с высокой степенью внушаемости, то есть готовностью подчиниться чужой воле. Вчетвертых, подростки, которым не хватает самостоятельности, решительности, а также открытости и контактности в общении со сверстниками. Наконец, дети, мечтавшиестать лидерами, но так и не завоевавшие данного статуса. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик.

Как правило, те, кто становятся Интернет зависимыми, меняют свою личность. Это уже не та гармоническая личность, а личность уже аддиктивная.опасность заключается в том, что очень часто, рано или поздно, аддиктивные личности становятся социально дезадаптированными.Интернетзависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом.Рассматривая результаты мониторинга на игровую зависимость, который проводился в трёх учебных заведениях г.Москвы,мы видим следующее: 58% школьников осознают актуальность проблемы игровой зависимости,28% не видят под игроманией проблемы, 50% считают игроманию болезнью.Ровно половина опрошенных (50%) уверены, что проблема игромании не коснётся их лично.63% считают, что ни они сами, ни их родственники не сталкивались с проблемой игромании.При этом 74% считают, что люди, злоупотребляющие компьютером и азартными играми, не сознают, что зависят от них.57% опрошенных считают, что для борьбы с игровой зависимостью недостаточно волевого усилия.48% не хотят проводить большее количество времени за компьютером,однако 45% регулярно используют Интернет для развлечения и общения. На основании проведённого мониторинга можно сделать вывод о достаточно высоком уровне информированности оданном социальнозначимом заболевании.

Таким образом, мы еще раз приходим к выводу о том, что Интернет является привлекательным средством ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций. Особое значение здесь имеет чувство безопасности и сознание своей анонимности при осуществлении интеракций.Степень погруженияв виртуальностьопределяет степень десоциализации личности. Данные процессы прямопропорциональны.Подверженные компьютерной зависимости люди, теряют социальные навыки.Реальный мир становится все сложнее: он пугает, отталкивает, его правила сложно понять и это образует замкнутый круг.

В особо тяжелых случаях, человек превращается в затворника, не покидающего своей квартиры или даже комнаты.Данное явление, очень сильно распространено в Японии. Для обозначения людей, ставших частью этого замкнутого круга, предложен новый термин «Хикикомори»(яп. 引き篭もり, разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция»),которыйобозначаетподростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.Многие люди испытывают стресс, взаимодействуя с окружающим миром, однако только у хикикомори это приводит к таким патологическим явлениям как полная, длительная самоизоляция. В некоторых случаях они годами могут не покидать своей квартиры или даже своей комнаты. Обычно у них очень узкий круг друзей, или вообще их нет.Несмотря на то, что хикикомори предпочитают не покидать помещений, некоторые по случаю выбираются наружу. Самоизоляция от общества обычно начинается постепенно. Попавшие в число хикикомори люди могут внешне казаться несчастными, они теряют друзей, становятся эмоционально беззащитными, застенчивыми и необщительными.Самоизоляция, демонстрируемая хикикомори, является частым симптомом у людей, страдающих от депрессии, обсессивнокомпульсивных расстройств или расстройствами аутистического спектра. Это навело некоторых исследователей на мысль, что возможно, у хикикомори имеются некоторые психические расстройства, нарушающие их социальную интеграцию. Сува и Хара (2007) в своём исследовании пишут, что из 27 изученных случаев в 17 наблюдались психические расстройства и только 10 не имели явных отклонений.Синдром хикикомори также потревожным расстройством личности,также известном как социофобия .Китай –единственная страна в мире, где уже появилось 400 лагерей для подростков, оказавшихся на грани психического сдвига изза сотен часов проведенных за компьютером.Первые такие лагеря возникли в Китае в 2008г. и с тех пор там погибло 12 подростков.Методы применяются армейские, условияполувоенные, активно работают психологи. Но, по статистике, в центре профессора Тао Рано удалось излечить 70% геймзависимых подростков. Китай первым классифицировал геймзависимость как клиническое расстройство. В США существует лишь одна клиника,где лечат обычными медикаментозными методами. В России создана Лига безопасности Интернета, помогающая родителям блокировать некоторые сайты,и это всё. И это при том, что уже около 70% наших подростков предпочитают реальной жизни виртуальную.Интернет

зависимый человек теряет чувство реального времени, игнорирует близких и друзей, перестает регулярно есть и пить, теряет сон. Взамен он получает иллюзию близости с идеальными друзьями, чувство вседозволенности, всемогущества, неограниченной свободы. Все, что отвлекает от Интернета, начинает мешать и раздражать. То есть –вся остальная жизнь.Из бесед с родителями и детьми вырисовывается главная проблема, уводящая в виртуальный мир –одиночество. Что советуют психологи? Снизить эмоциональное напряжение в семье. Подростку ненавистен мир ссор, упреков, в лучшем случае –равнодушия. Он должен убедиться, что в наружном мире есть хоть чтото, к чему вообще стоит возвращаться.Как уже упоминалось, подростку самому зачастую надоедает каждодневное «сидение перед монитором» и ощущения,полученные им в реальной жизни, например на концерте, будут в разы ярче его виртуального опыта, главное ухватится за эти чувства и периодически давать новый заряд положительных эмоций, иначе подросток вернется к своему «другу».Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент российской интернет

аудитории, проблема интернет

зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.Говоря о профилактике Интернет зависимости у детей, следует обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер это лишь часть жизни, а не самый главный подарок за хорошее поведение . Единственным на настоящий момент проверенным способом не дать ребёнку оказаться в зависимости от компьютера это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние.Таким образом,мы видим, что проблема социального одиночества и интернет –зависимость связаны друг с другом. Эта проблема очень серьёзна и всё громче стучится в дверь. Безусловно, в современных условиях невозможно изолировать человека от использования сетевых ресурсов. Однако должны быть продуманы пути нейтрализации негативного информационного влияния компьютерных сетей. Основной принцип ослабления и лечения зависимости замещение. Поэтому преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром, при котором очень необходима и важна поддержка и помощь близких людей.Необходимо вырабатывать культуру общения с компьютером. Эффективным методом борьбы с Интернетзависимостью является метод использования различных контролирующих программ.Преодоление зависимости заключается в выстраивании новой системы самоосознания человека, в которой он учится заново взаимодействовать с окружающим его миром.Если человек дозрел до решения освободиться от зависимости, надо установить для себя временные рамки работы за компьютером. Нужно расширить круг общения с приятными людьми и ходить на какиенибудь курсы, будь то языковые группы, аэробика, бассейн,уроки игры на музыкальных инструментах и т.д. Отличный способ отправиться в путешествие. При желании покончить с зависимостью, даже со стороны самого пострадавшего, сделать это ему в одиночку очень трудно. Он должен ощутить поддержку со стороны родных, они в свою очередь должны вытащить его изза компьютера, посредством интересного времяпровождения.

Самый простой и доступный способ решения зависимости это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни общение с живойприродой, творческие увлечения,как правило,выводят человека из зависимости.Очень важно понимать, что Интернет –как и любая другая вещь, может приносить, как благо, так и вред, нужно лишь уметь им пользоваться.

2004.Т.25.№ 1.C.90100.3.Зимянина, Н. Обречённые рабы клавиатуры /Н.Зимянина // Чудеса и приключения.2014.№9.С.18214.Игромания //Нарконет.2014.№5.С.26285.Интернет зависимое поведение подростков //Нарконет.2014.№3.С.26276.Компьютер «за» и «против» // Не будь зависим.2014.№5.С.42437.Лобанова, А.Н.Скажи нет игромании!/А.Н.Лобанова //Нарконет.2014.№8.С.26298.Цой,Н.А. Феномен Интернетзависимости и одиночество /Н.А.Цой //Социологические исследования.2011.№12.С.981079.Корытникова,Н.В. Интернетзависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий /Н.В.Корытникова// Социологические исследования.2010.№6. С.7079.10.Рассказова, Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки / Г.У.Солдатова, Е.И.Рассказова // Психологический журнал.2013.т.34.№4,с.7988.11.Фадеева,С.В. Профилактика компьютерной зависимости у подростков / C.В.Фадеева // Социальная педагогика.2012.№1.С.119125.12.Хикимори [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(дата обращения: 24.02.2015)

СОЦИАЛЬНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗОЛЯТЫ

Социальная изоляция может рассматриваться в качестве формы либо источника социальной деформации, равно как и нормальной формы чело­веческого существования, необходимой для выполнения каких-либо важ­ных социальных и культурных функций. Она может играть как негативную, так и позитивную роль. К примеру, изоляция наркомана от его друзей, под­верженных тому же недугу, в период его реабилитации играет, несомненно, положительную роль, так как позволяет снять главную причину - группо­вое давление, подражание другим, пребывание в криминогенной среде. В уголовной практике есть много примеров, когда методы казни из-за не­предвиденных обстоятельств обрекали осужденного на затяжную, мучитель­ную смерть. Следовательно, социальная изоляция может рассматриваться как относительно гуманное и в то же время справедливое воздаяние по зас­лугам.

Под изоляцией понимают либо физическое, либо эмоциональное одино­чество. Социальная изоляция - такое общественное явление, при котором происходит отстранение индивида или социальной группы от других инди­видов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокра­щения социальных контактов и взаимодействий.

Социальная изоляция и остракизм могут формироваться на основе как объективных условий, независящих от действий отдельного человека, так и личностных характеристик, таких как необычная внешность, болезнь или девиантное поведение. Социальная изоляция может относиться к отдель­ному человеку и целым общностям.

Общности (племена, этносы, этнографические группы, страны), в тече­ние долгого времени ведущие замкнутый от внешнего мира образ жизни, ограничивающие любые контакты с другими сообществами и таким спосо­бом сохранившие свою самобытность, в литературе принято называть со­циальными изолятами. Этот термин, по всей видимости, позаимствован из биологии, где давно распространены соответствующие понятия, определя-

ющие изолированный от доминирующей популяции способ биологическо­го существования каких-либо представителей флоры и фауны.

Социальные изоляты появляются добровольно и принудительно, суще­ствуют относительно непродолжительное или длительное время, порыва­ют полностью или частично контакты с остальным миром, получая от сво­его состояния как добро, так и вред. К примеру, отдельные приемы ману­ального воздействия сохранялись в народной среде, прежде всего в изолятах, и передавались только избранным из поколения в поколение. Точно так же

шаманские традиции, техники и ритуалы передавались из поколения в по­коление только в пределах одной семьи (родственного клана), благодаря чему они и дошли до наших дней.

Термин «изолят» впервые появился в концепции функционирования культуры известного антрополога Б. Малиновского. Природа изолятов раз­лична. Во-первых, есть географические изоляты, оторванные от массива Евразии, которую следует рассматривать как главную арену развития ми­ровых цивилизаций. Во-вторых, можно указать на изоляты, обязанные кли­матическим условиям. К таким местам следует отнести далекий Север и не­которые экваториальные регионы. Специфический этнокультурный изолят представляет собой Северный Кавказ - горная страна, отделенная от Ев­ропы естественными преградами.

Различают географические изоляты - островные сообщества, племена, долгие годы жившие затерянно в джунглях, и социокультурные (соци­альные) изоляты - андерграундные сообщества (гетто, замкнутые религи-

озные общины, криминальные группировки и заключенные, общины хип­пи), живущие в обществе, не принимающие его законы и культурные цен­ности, сознательно дистанцирующиеся от него.

Антропологам хорошо известно, что изоляция малых групп приводит к замедлению эволюции сообщества. Если ныне встречаются отсталые пле­мена, то с высокой долей вероятности можно считать, что задержаться на неолитической и даже палеолитической стадии развития их заставила со­циальная изоляция.

Этнологи причисляют к условиям социальной изоляции еще и формы брака, исторически сформировавшиеся в разных уголках планеты. Так, на­пример, эндогамия (от «эндо...» и греч. gamos - брак) - брачные связи внутри определенных общественных групп в эпоху первобытно-общин­ного строя. Эндогамной группой обычно было племя. Эндогамия племе­ни, как правило, сочеталась с экзогамией входивших в него родов и фрат­рий. Такого рода изоляты образуют группы населения с брачными связя­ми, реализуемыми лишь в достаточно узких рамках. Сообщества, живущие изолированными колониями, в результате малочисленности и родствен­ных браков постепенно вырождаются. Полудикие племена сохранились в изолятах, таких как острова Тихоокеанского региона, джунгли Амазонки и Африки.

В Библии описано правило, согласно которому верующие должны были заключать браки только в пределах собственной религиозной общины. По­скольку в Ветхом Завете община фактически совпадала с этносом, эндога­мия часто принимала племенной, национальный характер. Первое указа­ние на такого рода эндогамию содержится в рассказе об Аврааме, который

Врезка

И. Кон Одиночество

В средние века люди редко обособлялись друг от друга: даже схимники, принимавшие обет молча­ния, зачастую обосновывались вблизи монасты­рей, а то и прямо на городских улицах на страх и поучение верующим. Одиночество обычно пони­малось как физическая изоляция; ценность оди­ночества для сосредоточенного, интимного обще­ния с богом подчеркивали только мистики вроде Эккарта.

В новое время картина усложняется. Более бога­тая и многогранная личность, не отождествля­ющая себя ни с одной из своих предметных и со­циальных ипостасей, нуждается в обособлении от других, добровольно ищет уединения. В то же время она все чаще ощущает дефицит эмоцио­нального тепла или невозможность выразить бо­гатство своих переживаний. Отсюда поэтизация одиночества и одновременно страх перед ним. Оттенки этих чувств имеют определенную логи­ку развития. Так, в дворянской культуре XVII в. любовь к одиночеству ассоциируется с эстети­ческими переживаниями (уединение - подруга муз); пиетизм считает его благотворным для уг-


лубления религиозного чувства; просветители обсуждают плюсы и минусы одиночества с точ­ки зрения развития личности и ее разума (этому посвящен чрезвычайно важный для немецкой культуры четырехтомный труд «Об одиночестве» Иоганна-leopra Циммермана, вышедший в 1784 г.). пропагандируя образ одинокого мыслителя, ко­торый удовлетворен собою и в то же время все­гда готов помочь другим. Сентиментализм пере-



носит центр проблемы на изучение внутренних чувств человека. Наконец, романтики делают одиночество своим программным лозунгом, пони­мая его, однако, по-разному: от байроновского вызова и бунта до пассивного поиска убежища от жестокостей мира.

не желал, чтобы его сын вступал в брак с хананеянкой. Моисеево законода­тельство также запрещало брачные союзы с язычниками Ханаана. Однако эндогамия не была абсолютной и строго не соблюдалась. Жен-иноплемен­ниц имели сам Моисей и почти все цари Израиля. Принцип ветхозаветной эндогамии был обусловлен не этническими или расовыми мотивами, а опасениями языческого влияния.

Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, су­ществуют в любом обществе. Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, классовой, религиозной и т.п.). Правила экзо­гамии предписывают брак между партнерами, принадлежащими к различ­ным социальным группам (например, запрет кровосмешения - инцеста).

Эндогамия и экзогамия, можно прочесть в словаре Брокгауза и Ефрона, это термины первобытного права, введенные в 1865 г. Мак-Леннаном в его сочинении «Primitive marriage» и получившие право гражданства в науке. Сами явления, которым Мак-Леннан дал имя, были известны и раньше. Еще в 30-х гг. XIX в. Джорж Грей описывал обычаи австралийцев, запрещавшие брак между лицами, имеющими одно фамильное имя или общий тотемный знак, указав на аналогичный обычай у североамериканских индейцев, де­лившихся на тотемные группы и вступавших в брак только с лицами не сво­его тотема. Этому обычаю, наиболее распространенному между первобыт­ными племенами, Леннан дал название экзогамии, а обычаю противополо­женному, когда брак обязательно предписывался внутри собственной группы (например у маньчжуров, у которых запрещались браки между ли­цами разных фамильных прозвищ), дал название эндогамии.

Основой самосознания средневекового челове­ка было чувство неразрывной связи с его общи­ной, сословием и социальной функцией. Вся жизнь человека от рождения до смерти была регламентирована. Он почти никогда не покидал места своего рождения. Его жизненный мир был ограничен рамками его общины и сословной при­надлежности. Как бы ни складывались обстоя­тельства, дворянин всегда оставался дворяни­ном, а ремесленник - ремесленником. Соци­альное положение для него было так же органично и естественно, как собственное тело. Каждому сословию присуща своя система доб­родетелей, и каждый индивид должен знать свое место.

Средневековый человек часто использовал свой дом как крепость, чтобы спастись от врагов, но он не стремился спрятать за его стенами свою по­вседневную жизнь. Все ее драмы и комедии про­исходили открыто, на глазах у всех, улица была продолжением жилища, и важнейшие жизненные события (свадьбы, похороны и т. п.) совершались при участии всей общины. Двери дома в мирные Дни не запирались, и все уголки его были откры­ты для обозрения. В новое время положение постепенно меняется, семья начинает ограждать


свой быт от непрошеного вторжения, обзаводит­ся замками, дверными молотками и колокольчи­ками, позже о визитах начинают договаривать­ся заранее письменно или устно, еще позже - созваниваться по телефону. Дифференцируется и само жилое пространство. В раннем средневековье жилище состояло из од­ного помещения, в котором рыцарь размещался вместе со всеми своими чадами и домочадцами и даже вместе с домашними животными. Затем оно делится на жилую комнату, в которой члены семьи спят, едят и развлекаются, и кухню (в кре­стьянских семьях этот тип жилища просущество­вал вплоть до XIX-XX вв.). В начале Нового вре­мени входит в обычай разделение спальни и сто­ловой. Слуг и детей поселяют теперь отдельно, для приема гостей оборудуются специальные гостиные и т.д. Если раньше индивид чувствовал себя частью семьи, общины и т.д., то теперь он сознает себя автономным субъектом, который лишь частично входит в эти многообразные общ­ности.

Сокращено по источнику: Кон И. Открытие «Я». Историко-психологический этюд // Новый мир. 1977. № 8

В Древнем Египте практиковались внутридинастические браки фарао­нов со своими сестрами (система просуществовала до конца греческой ди­настии Птолемеев), что справедливо рассматривается как пережиток эндо­гамии (браки внутри родственной популяции). Такие же пережитки были характерны для царских семей Элама 33 .

До сих пор ученых удивляет стойкость цыганского этноса, который, по­стоянно перемещаясь с места на место, кочуя по разным странам, городам и весям, умудрился сохранить уникальную самобытность не только с этни­ческой, но и с культурной точки зрения. Устойчивость бытовой культуры цыган, преемственность в отношениях к обычаям, обрядам, нормам пове­дения отмечаются абсолютно всеми исследователями. Неотступное следо­вание законам таборной жизни, по мнению многих из них, было вызвано инстинктом самосохранения. «Жизнь табора регламентируется системой патриархальных родовообщинных пережитков. В этом смысле прогресс человеческой цивилизации почти не затронул цыган. Лишь несколько ме­няется атрибутика цыганской жизни, но суть ее остается постоянной» 34 . Строгая регламентация образа жизни характерна и для оседлых цыган: «Вот что удивительно: как бы ни жили цыгане - кочуя, полуоседло или оседло, уклад их жизни оставался практически неизменным» 35 .

При таком образе жизни налицо все предпосылки к смешению или рас­творению в более крупном народе. Но этого не произошло. Постоянное со­седство с многочисленными народами не привело к ассимиляции цыган. Уникальный феномен изоляции в условиях, казалось бы, полной открыто­сти тем более удивителен, что цыгане как этнос не обладают теми цементи­рующими скрепами, которые есть у любого другого народа, а именно госу­дарственное, экономическое и терри­ториальное единство у них отсутству­ет. В условиях многовековой диаспо­ры, при отсутствии государственного аппарата, экономического и террито­ риального единства цыганский этнос, тем не менее, сохраняет свою само­бытность. По мнению Ю.Г. Григорьевой, устойчивость цыганского этноса к ассимиляции в условиях отсутствия территориальной консолидации объясняется культурными факторами. Механизмами поддержания этой ус­тойчивости являются: «закон», язык, эндогамия, миф о происхождении, кочевой образ жизни 36 .

Другой пример социальных изолятов - касты. Это замкнутые, т.е. эндо­гамные страты с аскриптивным (приписанным) членством и полным отсут­ствием социальной мобильности, составляющие основу особой исторической формы социальной стратификации - кастовой. В чистом виде кастовая си-

33 См.: Юсифов Ю.Б. К вопросу об эламском престолонаследии // Вестн. древней истории. 1974.
№ 3. С. 3-19; др. примеры см.: Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества:
Доисторический эгейский мир. М, 1958.

34 Друц Е., ГесслерА. Цыгане. М., 1990. С. 43.

36 Григорьева Ю.Г. Сохранение этнической самобытности цыганского народа в условиях отсутствия
территориального единства (http://www.mai.ru ).

стема существовала в индуистской Индии. Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепля­ет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической осно­ве, - каждой касте разрешается только определенный род занятий.

Формирование изолятов обусловливается такими причинами географи­ческого порядка, как, например, жизнь на изолированном и небольшом по размерам острове. В человеческом обществе наряду с географической изо­ляцией (при жизни в труднодоступных местах - на островах, в горах и т.д.) существовала и кое-где сохраняется социальная изоляция: в связи с заклю­чением браков определенной социально-экономической, конфессиональ­ной или этнической ограниченности 37 .

Примером относительной изоляции могут служить коренные жители гор. В горных деревнях Центральной Италии 64,2% браков заключались до не­давнего прошлого в пределах одного церковного прихода; в 16,5% случаев вступающие в брак жили на расстоянии 1-8 км друг от друга и в 9,1% слу­чаев на расстоянии свыше 20 км.

Еще относительно недавно круг брачных связей был достаточно узок и вне горных массивов. Так, В.В. Бунак 38 на примере жителей русских дере­вень Алтайского края отметил, что родители современного взрослого насе­ления (бабушки и дедушки) в 74-81% случаев были из одного селения. В 90% случаев круг брачных связей охватывал 1-2 смежных селения. Дети, рожденные в близкородственных браках, отстают в физическом и умствен­ном развитии. В этих условиях риск проявления в потомстве наследуемых патологических изменений повышен, так как резко увеличена вероятность гомозиготного носительства летальных и полулетальных генов.

Современной эпохе свойствен повсеместный распад изолятов с прогрес­сирующим расширением круга брачных связей. Примером может служить население Северной Италии, где доля близкородственных браков состави­ла в 1903-1923 гг. 6,17%, в 1926-1931 гг. - 3,72%, а в 1933-1953 гг. - 1,85%. Подобно этому показатель кровнородственной близости населения умень­шился во Франции между 1926-1930 и 1950-1953 гг. более чем в 2,5 раза 39 .

Примером социальной и культурной изоляции может служить Австра­лия. Аборигены заселили Австралию как минимум 40 тыс. лет назад, при­ехав на ее северную оконечность из южных частей Азии, а белые австралий­цы, выходцы преимущественно из Европы, причем англоговорящей ее ча­сти, появились на континенте чуть более 200 лет тому назад. Благодаря раннему заселению аборигенами материка произошла их относительная расовая и культурная изоляция. Австралийские аборигены на протяжении многих тысячелетий формировались как своеобразная этнокультурная общ­ность вдали от мировых торговых и культурных путей. Изоляция придала уникальную специфику аборигенной субкультуре, сделала ее непохожей на прочие. Их общество технологически и экономически развивалось очень медленно и в ряде мест - глубинная часть Австралии, Новая Гвинея и Тас­мания - сохранило первоначальную культурную форму даже до наших

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А.

Бунак В.В. Об увеличении роста и ускорении полового созревания современной молодежи в свете

советских соматологических исследований // Вопр. антропологии. 1968. Вып. 28.

См.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

дней. Археологи обнаружили образцы «кремации», наскальной живописи, бумеранги, каменные топоры, точильные камни, которые были изобрете­ны человечеством на ранних стадиях исторического развития и повсемест­но, кроме Австралии, исчезнувших. В Австралии раньше насчитывалось бо­лее 200 аборигенных языков, из которых большинство сегодня исчезли, а часть находится на грани исчезновения. О сохранившихся 40 языках в Ин­тернете создано 140 сайтов, 30% которых - самими аборигенами. К древ­нейшим памятникам австралийских аборигенов относится наскальная жи­вопись. Первым ее обнаружил в 1967 г. археолог Кармел Шрайер. На полу­острове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. Затем в южной Австралии были обнаружены фрагменты наскальной живописи, выполненные охрой и датируемые 20, 24 и 34 тыс. лет до н.э.

Культура тасманийцев является как бы локальным вариантом австралий­ской культуры, вследствие длительной изоляции отрезанным от воздействия других локальных австралийских культур, которые в процессе продолжи­тельного взаимного общения и культурного обогащения выработали в це­лом более богатую и разнообразную материальную и нематериальную куль­туру. Относительная бедность тасманийской культуры как локального ва­рианта общеавстралийской культуры вполне объяснима ее изоляцией, про­должавшейся тысячелетия, а также естественно-географическими усло­ виями. Вследствие этого тасманийцы утратили - полностью или частич­но - некоторые культурные достижения прошлого, но в целом их матери­альная культура - типичная культура охотников и собирателей на дозем-ледельческой стадии 40 .

Массовая миграция из стран Европы привела в Северной Америке к сме­шению ранее изолированных частей многих популяций. Изменения харак­тера брачных связей у переселенцев тщательно прослежены на примере на­селения Калифорнии, представленного выходцами из кантона Тессин в Швейцарии 41 . Хотя большинство иммигрантов женились на женщинах из своего кантона, только треть из них взяла себе в жены женщину из той же швейцарской деревни, откуда и они родом. Отметим, что в Швейцарии 2 / 3 браков заключались между уроженцами одной деревни.

Многие ученые считают ломку прежнего, весьма ограниченного круга брачных связей и заключение смешанных, так называемых гетеролокаль-ных, браков одной из основных причин акселерации развития. Еще Ф. Эн­гельс писал: «Не подлежит сомнению, что племена, у которых кровосмеше­ние было... ограничено, должны были развиваться быстрее и полнее, чем те, у которых брак между братьями и сестрами оставался правилом и обязан­ностью» 42 . Ф. Энгельс имел в виду, как это видно из предшествующего тек­ста, не только единоутробных, но и более отдаленных в генетическом от­ношении родственников. Эти мысли подтверждаются современными дан-

40 Кабо В.Р. Происхождение и ранняя история аборигенов Австралии. М., 1969.

41 Hulse F.S. Exogamie et heterosis // Arch, suisses anthropol. gen. 1957. Vol. 22. N 2.

42 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21. С. 43.

ными. Потомство от экзогамных браков отличается большей высокоросло-стью, чем люди эндогамного происхождения. Например, для населения со­временной Франции доказано наличие корреляционных связей между по­казателями кровного родства в отдельных группах населения и средними значениями длины тела у них же 43 .

Таким образом, клановая, деревенская или племенная эндогамия очень часто встречается в примитивных обществах. В современных обществах широко распространена расовая эндогамия или эндогамия сословная (ког­да запрещается выбирать партнера из низших слоев общества). Эндогамия в чистом виде характерна для закрытых групп типа каст, где путем эндогам­ных браков поддерживается их закрытость.

Социальными изолятами в социологии именуют так называемые закры­тые общества. Яркий пример - Япония, существовавшая многие столетия в изоляции от других стран и народов. Примерно 400 лет тому назад, начи­ная с 1603 г., страна была отрезана от остального мира. Только через 250 лет, после революции Мейдзи в 1867 г., Япония открылась миру и, осознав свое отставание, быстро примкнула к мировой цивилизации.

Другой пример - малые коренные народы, к каковым современные эт­нографы относят 3% населения Земли, или 200 млн человек, занимающих, к великому удивлению, 20% обитаемых земель. Коренные народы Севера, заселившиеся на бесконечные просторы тундры, неприспособленной для строительства городов и постоянных поселков, географически удалены от основных центров цивилизации.

Существование в изоляции от мировой культуры замедляет рост числен­ности данной популяции и темпы социального прогресса данного сообще­ства. В результате возникает деформационный парадокс: социальный про­гресс для всего человечества ускоряется от одной эпохи к другой, а для мест­ного сообщества он замедляется либо вовсе приостанавливается.

Поучительна судьба доколумбовой Америки. Заселение западного полу­шария произошло 40 тыс. лет назад, когда уровень Мирового океана был на 100-120 м ниже, чем в настоящее время. В ту эпоху климат Земли был го­раздо холоднее и суше, чем сейчас. Север Европы и Америки был покрыт мощным ледником. Азию и западное полушарие соединяла обширная тер­ритория Берингии, по которой на протяжении тысячелетий мигрировали племена, перенося с собой технологию и культуру. Однако в дальнейшем в результате потепления и таяния ледников климат изменился, а уровень Мирового океана заметно поднялся.

То, что будет названо Америкой, длительное время развивалось самосто­ятельно, но в замедленном темпе, во многом следуя теми же этапами, что и остальной мир, связанный в единое целое. Сравнение путей развития до­колумбовой цивилизации позволяет понять как общность путей развития мировой и местной цивилизаций, так и то, в какой мере разрыв повлиял на развитие. После драматического столкновения цивилизаций Старого и Нового Света мир стал свидетелем разницы в развитии, приведшей к умень­шению на порядок населения доколумбовой Америки в результате ее заво­евания европейцами.

43 г^

<~м.: Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная биосоциальная антропология. М., 1996.

В других регионах результат был еще более трагичен. При колонизации Тасмании все коренное население, триста тысяч туземцев, было истребле­но до последнего человека. В нашу задачу не входит подробное описание таких эпизодов истории, но напоминание о них служит иллюстрацией того, к чему приводили в прошлом, дай в настоящем, столкновения культур и ци­вилизаций после их длительного разделения, вызванного географически­ми и климатическими факторами 44 .

Таким образом, судьба изолятов подтверждает значение информацион­ного взаимодействия для роста и то, что информацию, знания, связь с ми­ровым сообществом следует рассматривать как необходимый ресурс развития. В отделившихся сообществах было более чем достаточно террито­риальных, пищевых и минеральных ресурсов, и только информационный отрыв от мирового вза­имосвязанного сообщества привел к неминуемо­му отставанию. Причем отставание происходит как в скорости численного роста, так и в темпах культурного развития.

Именно это более всего характерно для изоля­тов - они как бы замирают и останавливаются в своем развитии. В изолированной подсистеме культурное развитие и численный рост оказыва­ются, как и для человечества в целом, системно сцепленными, но вследствие их изоляции замед­ленными. Изоляты становятся настоящей маши­ной времени, любимым объектом антропологов, которые могут таким образом совершать путеше­ствия в далекое прошлое. Если в эпоху палеолита отставание от соседей практически никак не ска­зывалось на судьбе запаздывающей общности, то в Новое время отставание может стать роковым: на коротком промежутке времени, например, в течение жизни одного демографического поколе­ния, сменяется несколько поколений техники, стилей жизни, речевых прак­тик, культурных комплексов. С каждой следующей исторической эпохой плотность событий, формирующих ее содержание, возрастает, следователь­но, цена отставания, равно как и изоляции, увеличивается. Довольно корот­кая, всего на 60 лет (с 1930 до 1990 г.), изоляция, пусть и не полная, Совет­ского Союза привела к его неминуемому отставанию, несмотря на то что срок разрыва казался не таким большим. Но мир именно за эти годы, счи­тает С. Капица, изменился качественным образом.

В четвертом томе мы уже касались фундаментального закона ускорения исторического времени. Он гласит, что народы и нации развиваются с не­одинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России с индустриаль­но развитыми регионами соседствуют районы, где проживают народы, со­хранившие доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

44 См.: Капица СП. Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. Очерк теории роста челове­чества. М., 1999.

Когда они вовлекаются в современный поток жизни, последовательно не пройдя все предыдущие этапы, в их развитии могут появиться не только по­зитивные, но и негативные моменты. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой ско­ростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других - медлен­нее.

Открытие Америки Колумбом и последующая колонизация материка высокоразвитыми европейскими странами привели к гибели не менее раз­витой цивилизации майя, распространению заболеваний и деградации ко­ренного населения. В процесс модернизации во второй половине XX в., вслед за Америкой и Западной Европой, втянулись исламские страны. Вско­ре многие из них достигли технических и экономических высот, однако местная интеллигенция забила тревогу: вестернизация приводит к утрате традиционных ценностей. Движение фундаментализма как раз и было при­звано восстановить самобытные, существовавшие до экспансии капитализ­ма, народные обычаи и нравы. А это одновременно означает - повернуть историческое время вспять.

Вследствие неодинакового движения по линии прогресса разных стран, народов, культур и континентов, современная геополитическая картина мира представляет собой крайне пеструю мозаику. Одновременно на Земле могут сосуществовать страны, относящиеся к первобытно-общинному, ра­бовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическо­му строю. Сегодня распался СССР, считавшийся оплотом социализма, но социалистический режим сохранился в Китае и на Кубе. Правда, Китай разорвал прежнюю изолированность от мирового сообщества, но Куба про­должает существовать в политической изоляции. Она напоминает жизнь СССР за «железным занавесом», которая продолжалась в течение 70 лет. Кубе до этого юбилея осталось недолго (кубинская революция произошла 1 января 1959 г.). Но уже сегодня появляются первые признаки прорыва многолетней блокады. На эволюционной периферии могут оказаться не только дикие племена, обитающие в заброшенных уголках планеты, но и развитые промышленные или аграрно-индустриальные страны, превратив­шиеся или превратившие себя в социальных изолятов.

Социальная изоляция

Социа́льная изоля́ция - социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений.

В общем случае, к изоляции прибегает та сторона, которая в процессе общения несёт больше потерь (затрат), чем получает выгоды (в своём понимании). Изоляция не предусматривает вражду. Любые деструктивные действия, если они даже и происходят, имеют целью исключительно прекращение контактов, и заканчиваются сразу после этого.

Изоляция отдельного человека может быть:

  • от конкретного человека (приятного или неприятного). Частный случай.
  • от конкретной группы лиц (имеющей для него значение).
  • от общества в целом (или от большей части). Крайний случай.

Приводимые ниже типы и виды применимы для каждого из этих случаев. Изоляцию одних социальных групп от других можно рассматривать как изоляцию (входящего в одну группу) индивида от другой группы.

Типы

  • Полная изоляция - полностью отсутствуют как личные контакты с другими людьми, так и опосредованные способы общения (телефон , письмо). Такая изоляция от всего общества может переживаться человеком как тяжелейшее испытание или величайшее блаженство. Защитной реакцией психики обычно является раздвоение личности («разговоры с самим собой»). Примеры: необитаемый остров , одиночное заключение .
  • Физическая изоляция - не имеющий возможности (желания) личной встречи , индивид свободно общается через технические средства связи - телефон, почту, Интернет . Телефонная (и видео-) связь, как очень близкая к непосредственному общению, предпочитается или игнорируется соответственно желанию или избеганию личных встреч. Примеры: хикикомори , монахи , болезнь , карантин , разные города/страны.
  • Формальное (деловое, бытовое) общение - индивид является полноправным членом группы, однако (у него в этой группе) минимум неформального общения , то есть - социальных контактов. Является нормой для функциональных групп (работа , учёба , организации) и незнакомых людей. Такой тип изоляции от всех окружающих людей происходит при попадании в полностью другую среду (переезд в другой город, тюрьма , армия) - временно, до вхождения в одну из групп, или надолго - в случае отторжения индивида в закрытой группе («изгои » в тюрьме, армии, школе).

Виды (по инициатору)

  • (общество) Принудительная изоляция - индивида или социальную группу изолируют в местах лишения свободы, это один из факторов существования криминальных субкультур или контркультур. Примеры: тюрьмы, больницы с принудительным лечением
  • (индивид) Добровольная изоляция индивида или социальной группы происходит под действием двух факторов: 1) по собственному желанию или убеждению; 2) из-за влияния субъективных факторов. Примеры: монахи , отшельники , хикикомори (физическая изоляция от общества); замкнутость/скрытность/недоверие при общении с людьми (чистая социальная самоизоляция).
  • (случай) Невольная (вынужденная) изоляция - происходит по причине случайных объективных факторов: незапланированное длительное пребывание в безлюдном месте или во враждебной/чуждой/незнакомой социальной среде, болезнь. В случае чуждой социальной среды с течением времени возможно вливание в неё, однако полного удовлетворения эти отношения не приносят. Как правило, такая изоляция (места пребывания) временны и покидаются индивидом при первой возможности.
  • (группа) Разрыв отношений, бойкот - другие участники социальной группы минимизируют любое (даже формальное) общение с индивидом (как правило, из-за нарушения им норм данного общества). В мобильных группах оканчивается добровольным уходом индивида из группы или его изгнанием.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная изоляция" в других словарях:

    Социальная изоляция. См. общественная изоляция. (Источник: «Англо русский толковый словарь генетических терминов». Арефьев В.А., Лисовенко Л.А., Москва: Изд во ВНИРО, 1995 г.) … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

    Изоляция детей от положительного межличностного контакта может лишать их важных компонентов социализирующего опыта. Длительная изоляция может вызывать или увеличивать несоответствия в соц. адаптации, приводя тем самым к ухудшению соц.… … Психологическая энциклопедия

    общественная (социальная) изоляция - Элемент генетики человека снижение частоты или отсутствие формирования браков (т.е. «скрещиваемости») между представителями разных общественных слоев, классов, рас, религиозных групп, жителями различных районов и т.п.; наличие О.и.… … Справочник технического переводчика

    Родители также должны, в еще большей степени, привлекаться к содействию подростку в реалистическом планировании получения полного среднего, или, при наличии показаний, среднего специального образования, а также трудоустройства. Завершение… … Психологическая энциклопедия

    Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. … Википедия

    Изоляция: Гидроизоляция защита от проникновения воды. Репродуктивная изоляция это механизмы, предотвращающие обмен генов между популяциями. Изоляция в популяционной генетике исключение или затруднение свободного скрещивания. Изоляция в… … Википедия

    С. п. имеет отношение к совокупному выигрышу в благополучии, к рый люди получают от своих взаимоотношений с другими. Эмпирическое изучение С. п. началось сравнительно недавно, возникнув в рамках соц. эпидемиологии и общинной психологии (community … Психологическая энциклопедия

    Новолатинск. isolatio; этимологию см. Изолированный. Уединение наэлектризированного тела. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. ИЗОЛЯЦИЯ разобщение отделение;… … Словарь иностранных слов русского языка

    Изоляция - социальная депривация, выращивание или содержание животных в условиях пониженной возможности контактирования с представителями своего вида или полного ее отсутствия (ограниченная изоляция). Как правило, И. сопровождается и другими видами… … Словарь дрессировщика

    Социальная девиация социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Бывает как негативным (алкоголизм), так и позитивным. Негативное девиантное поведение приводит к применению… … Википедия