Суждения о реформе как форме социальных изменений. Циклические социальные изменения

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений, поскольку знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и ничего не оставляют без изменений. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв потенциала его самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. И в этом смысле революции – это знак жизнеспособности общества, показатель его социального здоровья. В случае неспособности общества к сопротивлению порочному политическому курсу, осуществляемому властными структурами, оно может попросту распасться, что представляет собой гораздо более трагический исход, нежели революционные перемены.

Каковы отличительные признаки революций? Чем они отличаются от других форм социальных изменений?

По мнению П.Штомпки, таких отличий пять:

1.Революции представляют собой масштабные, всеохватывающие изменения, затрагивающие все уровни и сферы жизнедеятельности общества: экономику, политические институты, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов.

2.Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества.

3.Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса.

4.По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно; оно оставляет глубокий след в национальной памяти, который может стать линией раскола между «победителями» и «побежденными».

5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего 13 .

Большинство революций связано с современной или новейшей историей. Великие революции прошлого – английская (1640), американская (1776), французская (1789) – открыли эпоху современности. Октябрьская революция в России (1917) и китайская революция (1949) – положили начало периоду коммунистического строительства. Антикоммунистические революции в Центральной и Восточной Европе (1989) завершили коммунистический эксперимент. Большинство социологов солидарны в том, что «веком революций» по праву следует считать XX век, хотя и XIX век с его бесконечным динамизмом – индустриализацией, урбанизацией, развитием капитализма – был также «золотым веком» для идеи революции, которая проникла в повседневное мышление, равно как в политические и социальные теории. «Считалось, что общество претерпевает необходимые прогрессивные изменения, что разум или история ведут его к лучшему, идеальному будущему порядку, – отмечает П.Штомпка. – Революции рассматривались как неизбежные, решающие процессы на этом пути, побуждающие и ускоряющие рациональные процессы. С работами Карла Маркса концепция революции вошла в сферу идеологии как мощный инструмент критики капитализма и как основание для альтернативного коммунистического проекта» 14 .

Однако во второй половине XX века миф о революции начинает рушиться: вместо прогресса лейтмотивом эпохи становится тема кризиса. Миф о революции подрывается трагическим опытом реальных революций. По иронии истории, они часто завершаются прямо противоположным результатом, выливаясь в еще большую несправедливость, неравенство, эксплуатацию и угнетение. Во многом это объясняется потребностью общества в упорядочении разбуженной стихийной энергии масс, в возвращении к нормам хоть какого–нибудь, даже предельно жесткого порядка. Вместе с тем опыт конца XX века продемонстрировал возможность сравнительно мирной смены власти, а затем и всего общественного строя: не случайно крушение коммунистических режимов в 1989 году в Центральной и Восточной Европе (за исключением Румынии) получили название «бархатных» и «нежных» революций 15 .

Можно утверждать, что социальные революции являются экстремальным способом разрешения глубоких социальных противоречий, политических кризисов. Другим, гораздо более приемлемым способом является реформа . В традиционном понимании реформы представляют собой лишь частичные изменения, призванные смягчить развертывание кризиса либо разрешить его в пользу господствующих классов, сохраняющих рычаги власти в своих руках. Реформа принципиально не затрагивает характера общественного строя, осуществляется постепенно, эволюционно (а не в форме скачка), сохраняя преемственность как институциональных структур, так и самого характера власти. Однако серия крупных реформ, осуществляемых радикал–реформаторами, нередко имеет результатом глубокие социально–экономические и политические преобразования цивилизационного порядка, что дает основания некоторым авторам называть их «революциями сверху». Правда, другие авторы, например, П.Штомпка, решительно возражают против этого термина: для революции, как уже говорилось, типично массовое протестное движение, которое далеко не всегда сопутствует реформам.

Главным достоинством процесса реформирования является то, что удается сохранить определенное равновесие (баланс) сил. Борьба интересов и идей осуществляется в рамках гражданского консенсуса, через взаимные уступки, предполагающие диалог и компромиссы. Для общественного развития это дает благоприятный, позитивный результат. Однако для достижения общегражданского согласия вокруг реформаторского курса требуется незаурядное политическое мастерство, гибкость правящей элиты, способной «поступаться принципами» и своевременно начинать реформирование общественной системы. Для того чтобы оно прошло успешно, необходимо помнить, что реформы, по словам известного российского социолога П.Сорокина, «не должны попирать человеческую природу и противоречить ее базовым инстинктам» 16 . Любой практической реализации реформирования социальных условий должно предшествовать их тщательное научное исследование. Каждый реформистски й эксперимент вначале должен тестироваться (т.е. проходить апробацию) на малом социальном масштабе. И лишь в том случае, если он продемонстрирует позитивные результаты, масштабы реформ могут быть увеличены. Наконец, условие процесса успешного реформирования заключается в том, чтобы проводить реформы в жизнь правовыми и конституционными средствами 17 .

Попрание этих канонов делает каждую попытку социальной реконструкции тщетной, а общество расплачивается за нее не только стагнацией, но нередко и человеческими жизнями. Реформирование российского общества в 1990–е годы, к сожалению, подтверждает эти выводы. Разрыв столетиями складывавшихся хозяйственных связей привел к невиданному в истории цивилизованных государств спаду производства. Некомпетентность властных структур способствовала росту политической нестабильности и сепаратистских выступлений, угрожавших распадом государственности. Социальная напряженность подпитывалась нараставшим обнищанием населения, ростом социальных и межэтнических конфликтов. Крушение общепринятых ценностей, кризис духовности и расширение психологии авторитаризма создали реальную угрозу национальной катастрофы, т.е. дезинтеграции Российской Федерации, исчезновения ее как единого государства. К счастью, худшие прогнозы не оправдались, однако возникшие в ходе неудачного реформирования противоречия и конфликты полностью не разрешены; они лишь обрели латентные формы. Отсюда судьба России зависит от способности общества развиваться, постепенно реформируясь, на основе созидательного труда, сотрудничества, солидарности и взаимопомощи всех его членов и социальных групп.

Контрольные вопросы

Социальные изменения могут протекать в следующих основных формах: функциональные изменения, реформы, революции, модернизации, трансформации, кризисы.

Функциональные изменения. В социальных системах функциональные изменения имеют адаптивный характер.

Их можно сравнить с профилактическим обслуживанием и текущим ремонтом автомобиля. Такие «ремонты» проводятся для поддержания системы в «рабочем состоянии». В задачу функциональных изменений не входят радикальные реформы, предполагающие качественные структурные преобразования. Их цель - приспособление к меняющимся условиям окружающей среды (природной и социальной) и внутренним потребностям социальной системы.

Реформы. Реформа (от лат. reformare - преобразовать) - это преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы, в отличие от революций, предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Они, как правило, проводятся «сверху» с помощью новых законодательных актов и направлены на совершенствование существующей системы, без ее качественных изменений. Например, реформы Петра 1 коренным образом изменили систему государственного управления страной, но основы самодержавия остались неизменными.

Реформы могут приобретать и революционный характер. Так, реформация церкви, начавшаяся в XVI в. в Западной и Центральной Европе, приобрела форму революционной борьбы против католической церкви и феодального строя. Отмена крепостного права в России в 1861 г. (крестьянская реформа), несмотря на компромиссный характер, также имела революционные последствия.

Опасность быстрых и радикальных реформ заключается в том, что они могут выйти из-под контроля «реформаторов» и общест­венности и приобрести непредсказуемый характер. Так, например, перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г. с целью реформирования социалистического строя (создания социализма с «человеческим лицом»), вышла из-под контроля партийно­политической элиты и привела к развалу Советского Союза. В ходе дальнейшего своего развития (либерализации и демократизации) реформы трансформировались в криминальную «революцию», направленную на разграбление России новыми политическими и экономическими элитами.

Под реформами обычно понимают медленные эволюционные изменения, не приводящие к массовому насилию, быстрой смене политических элит, быстрым и радикальным изменениям в соци­альной структуре и ценностных ориентациях. Например, переход Китая от государственной плановой экономики к рыночной проводится методами реформ, которые продолжаются более 20 лет. Начав с приватизации мелких крестьянских хозяйств, рыночные отношения постепенно стали внедрять в средних и крупных предприятиях. В результате таких постепенных и последовательных реформ Китай из отсталой страны превратился в одну из самых стабильно развивающихся социальных систем. Ежегодный прирост ВВП (внутреннего валового продукта) в Китае составляет 10-12 %.

Социальные революции. Революция представляет собой быстрые фундаментальные социально-экономические и политические изменения, осуществляемые, как правило, насильственным путем.

Революция - это переворот «снизу». Она сметает правящую элиту, доказавшую свою неспособность управлять обществом, и создает новую политическую и социальную структуру, новые политические, экономические и социальные отношения. В результате революции происходят базовые преобразования в социально-классовой структуре общества, в ценностях и поведении людей.

Революция вовлекает в активную политическую деятельность народные массы. Активность, энтузиазм, оптимизм, надежда на «светлое будущее» мобилизуют людей на ратные подвиги, безвозмездный труд и социальное творчество. В период революции активность масс достигает своего апогея, а социальные изменения - невиданных темпов и глубины.

К. Маркс называл революции «локомотивами истории».

Революционными называют также быстрые и радикальные из­менения, происходящие в отдельных сферах (подсистемах) общества, например в политической - смена политических элит, когда к власти приходит политическая оппозиция; радикальные изменения в экономических структурах; эпохальные научно­технические открытия (научно-техническая революция) и др. Широкомасштабные («великие») революции, как правило, при­водят к гражданским войнам и бессмысленному уничтожению большого количества людей. Кроме того, исход революции непредсказуем. В большинстве своем они не заканчиваются тем, о чем мечтали революционеры. Поэтому многие исследователи считают революцию катастрофой для страны и ее народа. Так, П. А. Сорокин считает, что «революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс... Чего бы она не добивалась, достигается это чудовищной и непропорционально великой ценой».

Социальная модернизация. Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система (подсистема) улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения

традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I (начало XVIII в.), в результате которых Россия должна была достичь уровня развития западных стран, также предполагали модернизацию. Модернизация в этом смысле означает достижение определенных мировых стандартов или современного уровня развития.

Социальная трансформация. Трансформация (от лат. trans- formatio) - это преобразования, происходящие в обществе в результате определенных социальных изменений, как целенаправленных, так и хаотичных.

Социальный кризис. Кризис (от лат. krisis) ~ решение, поворотный пункт, исход, тяжелое переходное состояние социальной системы, предполагающее радикальные изменения для решения возникших проблем.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «социальные изменения».

2. Что такое социальный процесс?

3. Перечислите основные формы социальных процессов.

4. Назовите основные виды социальных изменений.

5. В чем заключаются различия между реформой и революцией?

6. Что такое модернизация?

7. Каковы основные причины социальных изменений?

3. Какие виды социальных изменений происходили в последние 20 лет в советском и российском обществах?

Формы социальных изменений

  • 1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь может быть расщеплен на два составляющих его подпроцесса: формирование новых элементов и их отбор. Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это может быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).
  • 2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во-вторых, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция - центр ожесточенных споров и дискуссий в области социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц. проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым - ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому - ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др. Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.
  • 3. Циклические соц. изменения - это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Выделяют четыре вида социальных изменений.

  • 1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. Таковы, например, изменения в структуре семьи, в структуре любой другой общности -малой группы, профессиональной, территориальной, класса, нации, общества в целом, в структурах власти, социокультурных ценностей и др. К этому виду изменений относят также структурные изменения социальных институтов, социальных организаций и др.
  • 2. Изменения, затрагивающие социальные процессы, или процессуальные социальные изменения. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций; общностей, институтов, организаций и личностей. Это - отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности, которые постоянно находятся в процессе изменений.
  • 3. Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.
  • 4. Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения. Очевидно, что характер потребностей, интересов, мотиваций в поведении и деятельности индивидов, общностей, различных групп не остается неизменным.

Все эти виды изменений тесно связаны между собой: изменения одного вида с необходимостью влекут за собой изменения других видов. Вместе с тем следует иметь в виду, что соотношение социальных изменений с другими - культурными, экономическими - имеет весьма сложный характер. Изменения в одной сфере общества не ведут автоматически к изменениям в других сферах.

2. По характеру, внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно подразделить на две большие группы: эволюционные и революционные. Первую группу составляют изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств или элементов. Они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность.

Эволюционными по своему характеру могут быть все четыре описанных выше вида изменений: структурные, функциональные, процессуальные и мотивационные. В случае сознательной организации эволюционные изменения приобретают, как правило, вид социальных реформ. Но они могут быть и сугубо стихийным процессом.

Эволюционные изменения отличаются специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т. е. процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате которого изменяется вся социальная система. Сам же процесс накопления, в свою очередь, может быть разделен на две составляющие: формирование инноваций (новых элементов) и их отбор. Инновация - это зарождение, появление и укрепление новых элементов. Отбор -осуществляющийся стихийно или сознательно процесс, посредством которого в системе сохраняются одни элементы нового и отбраковываются другие.

Инновация есть комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, а также сопряженные с этим новшеством изменения в социальной и вещественной среде. К социальным нововведениям относятся экономические, организационные, культурные, к вещественным - продуктные, технологические и др.

В настоящее время нововведение рассматривается как определенная стадия процесса социального изменения. В феномене нововведения выделяют следующие элементы: а) само новшество; б) новаторы, т. е. его создатели; в) распространители; г) оцениватели, восприемники.

Революционные социальные изменения отличаются от эволюционных существенным образом: во-первых, потому, что они в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта, во-вторых, потому, что они не частные, а общие или даже всеобщие и, наконец, в-третьих, как правило, опираются на насилие.

Циклические социальные изменения представляют собой более сложную форму социальных изменений, включающую эволюционные и революционные изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Кроме того, имеются в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Известно, что многие социальные институты, общности, классы и даже целые общества изменяются по циклической схеме.

Особую сложность картине циклических социальных изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности. Так, в каждый данный момент истории мы имеем одновременное сосуществование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Этим в значительной степени определяется далеко не простой характер взаимодействия между ними, взаимные несоответствия, несовпадения и конфликты.

Особое внимание специалистов привлекает циклический характер социальных изменений на сравнительно больших отрезках времени - несколько десятков лет, в частности теории длинных волн. Выдающийся вклад в разработку этих теорий внес русский экономист Н. Д. Кондратьев (1892-1938). К настоящему времени большие циклы (длинные волны) зафиксированы другими исследователями на большом материале экономических и социальных показателей. В основе механизма длинных волн разные авторы полагают процесс распространения нововведений, смену лидирующих отраслей экономики, поколений людей, долговременную динамику нормы прибыли и др. Большинство ученых рассматривают феномен длинных волн не только как экономический, но и как социальный, исторический и социально-психологический. В результате сложилось следующее его понимание: большие циклы (длинные волны) - это периодические повторения характерных социальных, экономических, технологических ситуаций. Эти характерные ситуации регулярно повторяются примерно каждые 25-50 лет. Они почти синхронны для большинства ведущих развитых стран.

3. Источниками социальных изменений могут быть и экономические, и политические факторы, а также факторы, находящиеся внутри сферы социальных структур и отношений общества. К последним можно отнести взаимодействие между разными социальными системами, структурами, институтами, а также общностями на уровне групп, классов, партий, наций, целых государств.

Особо следует выделить технологические и идеологические факторы в качестве источников социальных изменений.

Наиболее очевидным влияние технологических факторов на социальную жизнь стало со времени промышленной революции XVII-XVIII вв. С одной стороны, научно-технические нововведения вели к консолидации и интеграции внутри различных общностей - социальных и профессиональных групп, классов, изменили характер взаимоотношений между ними, обострили конфликты и борьбу как между группами и классами, так и между государствами. С другой стороны, новая техника беспрецедентно расширила возможности общения, обмена информацией и культурными ценностями, по существу, изменила весь характер коммуникаций между людьми, явилась той базой, на которой сформировалась вся система массовой информации. Новое качество приобрели такие процессы, как горизонтальная и вертикальная социальная мобильность, все социальные перемещения.

Существеннейшим фактором социальных изменений в разных странах мира в последние два-три столетия стала идеология. Все социальные изменения, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами, носят идеологический характер. И чем более фундаментальные изменения происходят, тем более заметна в них роль идеологии. Ведь идеология есть определенная совокупность идей и представлений, которая выражает интересы классов, других социальных групп, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов социальную реальность и содержит директивы (программы) для действия (поведения).

Идеологии не могут быть нейтральны по отношению к социальным изменениям: с их помощью социальные группы и классы требуют соответствующих изменений либо сопротивляются им.

Роль идеологии более заметна, когда осуществляются глубокие преобразования, и менее, когда происходят сравнительно мелкие, неглубокие перемены.

В XX в. наука стала напрямую влиять на выработку программ социальных изменений, путей и способов их реализации, принятие управленческих решений в передовых странах, у социальных наук появились новые социальные функции, связанные с определением конкретных социальных проблем, их анализом и выработкой рекомендаций по практическому решению. Эти функции выполняет так называемая социальная инженерия, осуществляющая практическое упорядочивание, рационализацию сфер хозяйства, бизнеса, социальных и других отношений. Особую значимость социальные науки приобрели в преобразовании сферы организации и управления (государственного, муниципального, внутрифирменного), системы принятия решений.

4. Социальное развитие как реальный процесс характеризуют тремя взаимосвязанными чертами - необратимостью, направленностью и закономерностью. Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен; направленность - линию или линии, по которым совершается накопление; закономерность - не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен. Принципиально важная характеристика социального развития - время, в течение которого оно осуществляется. Еще важнее то, что только с течением времени выявляются основные черты социального развития. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, что может выражаться в повышении (или понижении) уровня его организации, изменении места в общественной эволюции и др. История развития социальных общностей, структур, институтов, их эволюция, происхождение и отмирание - неотъемлемая часть предмета социологии как науки.

Социальный прогресс - это совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Он предполагает такую направленность социального и вообще развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным.

В целом развитие человеческого общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Важно отметить такие показатели, как улучшение условий труда, обретение личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед современными обществами, и увеличение технических, социальных и иных возможностей их решения.

Но социальный прогресс имеет неоднозначный характер. Чаще всего приходится сталкиваться с такими социальными структурами и процессами, в эволюции которых прогресс может быть зафиксирован, но осуществляется очень противоречиво. Помимо понятия прогресса существует еще и понятие регресса. Это движение от высшего к низшему, от сложного к простому, деградация, понижение уровня организации, ослабление и затухание функций, застой. Существуют и так называемые тупиковые линии развития, приводящие к гибели тех или иных социокультурных форм и структур.

Противоречивый характер социального прогресса обнаруживается прежде всего в том, что развитие многих социальных структур и процессов ведет одновременно к их прогрессу в одних отношениях и к регрессу в других.

Одним из важных критериев социального прогресса является его гуманистический смысл. Недостаточно говорить о социальных изменениях, в том числе о социальном развитии, только как об объективно совершающихся процессах. Не менее важны и другие их стороны - обращенность к человеку, группам, обществу в целом - ведут ли они к благосостоянию человека, его процветанию или к снижению уровня и ухудшению качества его жизни.

5. Проблема стабильности имеет не только научное, но и актуальное практическое значение, поскольку в условиях социальных изменений возникают массовые представления о том, что стабильность общества, уверенность людей в своем будущем тождественны неизменности социальных систем и структур. Но социальная стабильность не является синонимом неизменности, неподвижности социальных систем и отношений. В обществе такая неподвижность есть, как правило, признак не стабильности, а застоя, что рано или поздно ведет к неустойчивости, социальной напряженности, в итоге - к нестабильности.

Социальная стабильность - это воспроизводство социальных структур, процессов и отношений в рамках определенной целостности самого общества. Причем это воспроизводство не есть простое повторение предыдущих ступеней, а с необходимостью включает в себя и элементы изменчивости.

Стабильное общество - это общество, развивающееся, но сохраняющее свою устойчивость, общество с отлаженными процессом и механизмом социальных изменений, не нарушающими его стабильность и исключающими такую политическую борьбу, которая ведет к расшатыванию устоев. Стабильное общество в полном смысле слова - это демократическое общество.

Таким образом, стабильность в обществе достигается не за счет неизменности, неподвижности, а за счет умелого осуществления назревших социальных изменений в нужный момент и в нужном месте.

Социальная стабильность обусловлена существованием механизмов социального контроля, т. е. совокупности методов, посредством которых общество стремится повлиять на поведение людей с целью поддержания необходимого порядка. Среди условий социальной стабильности выделяются факторы, относящиеся к социально-классовой структуре общества, его стратификации. Среди них - наличие в обществе достаточно обширного так называемого среднего класса, обладающего средними для данного общества доходами, частной собственностью средних размеров. Наличие такого класса обусловливает существование и укрепление центристских политических сил, способных привлечь на свою сторону наиболее активные слои населения.

Тревожным сигналом потенциальной нестабильности общества служит наличие значительной прослойки люмпенов. Эта прослойка, особенно при условии ее количественного роста и слияния с криминальными элементами, может оказаться самым дестабилизирующим фактором.

Социальная стабильность в значительной степени зависит и от устойчивости политической системы общества, прежде всего государства, взаимодействия исполнительной, законодательной и судебной власти.

В укреплении политической стабильности важная роль принадлежит такому фактору общественной жизни, как консенсус относительно основополагающих ценностей между основными политическими партиями, общественными движениями, представителями ветвей власти. Потребность в консенсусе наиболее отчетливо выявляется в переходные периоды, когда общественное согласие может сыграть и играет решающую роль.

Формы социальных изменений

Наиболее изученными формами реализации соц. изменений являются˸ эволюционные, революционные и циклические.

1. Эволюционные соц. изменения - это изменения частичные и постепенные, осуществляющиеся как достаточно устойчивые и постоянные тенденции. Это могут быть тенденции к увеличению или уменьшению каких-либо качеств, элементов в различных соц. системах, они могут приобретать восходящую или нисходящую направленность. Эволюционные соц. изменения обладают специфической внутренней структурой и могут быть охарактеризованы как некоторый кумулятивный процесс, т.е. процесс постепенного накопления каких-либо новых элементов, свойств, в результате которого изменяется соц. система. Сам же кумулятивный процесс в свою очередь должна быть расщеплен на два составляющих ᴇᴦο подпроцесса˸ формирование новых элементов и их отбор.
Размещено на реф.рф
Эволюционные изменения могут быть сознательно организуемыми. В таких случаях они, как правило, приобретают форму соц. реформ. Но это должна быть и стихийный процесс (напр., повышения уровня образования населения).

2. Революционные соц. изменения отличаются от эволюционных радикальным образом. Во-первых, это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку соц. объекта. Во вторую очередь, это изменения не частные, а общие или даже всеобщие, а в-третьих, они опираются на насилие. Соц. революция – центр ожесточенных споров и дискуссий в сфере социологии и других общественных наук. Исторический опыт показывает, что революционные изменения нередко способствуют более эффективному решению назревших соц проблем, интенсификации экономических, политических и духовных процессов, активизации значительных масс населения, и тем самым – ускорению преобразований в обществе. Свидетельство тому – ряд соц. революций в Европе, северной Америке и др.
Размещено на реф.рф
Революционные изменения возможны и в будущем. Однако они, по всей вероятности, во-первых, не могут быть насильственными, а во-вторых, не могут охватывать одновременно все сферы жизни общества, а должны относится лишь отдельным соц. институтам или областям. Нынешнее общество чрезвычайно сложно и революционные изменения могут иметь разрушительные последствия.

3. Циклические соц. изменения – это более сложная форма соц. изменений, т.к. она может включать и эволюционные, и революционные соц. изменения, восходящую и нисходящую тенденции. Когда мы говорим о цикличных соц. изменениях, то имеем в виду ряд изменений, который в совокупности образует цикл. Циклические соц. изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать периоды в несколько лет (напр., обусловленные экономическими кризисами) и даже несколько столетий (связанные с типами цивилизаций). Особую сложность картине циклических изменений придает то обстоятельство, что разные структуры, разные явления и процессы в обществе имеют циклы разной продолжительности.

Понятием «социальные изменения » обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как социетальной системе.

Формы социальных изменений:

Эволюция в широком смысле – это синоним развития, точнее, это процессы, которые в социальных системах ведут к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (хотя бывает и наоборот). Эволюция в узком смысле включает лишь постепенные количественные изменения, противопоставляемые качественным изменениям, т.е. Революции .

Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни или всей социальной системы. Реформы предполагают постепенные изменения тех или иных социальных институтов, сфер жизнедеятельности или системы в целом. Реформа может иметь и стихийный характер, но всегда - это процесс постепенного накопления каких-то новых элементов, свойств, в результате чего изменяется вся социальная система или важные ее стороны. В результате процесса накопления зарождаются, появляются и укрепляются новые элементы. Этот процесс называется инновацией . Затем идет отбор инноваций сознательно или стихийно, посредством которого в системе закрепляются элементы нового и как бы "выбраковываются" другие.

Революции представляют собой наиболее яркое проявление социальных изменений. Они знаменуют собой фундаментальные переломы в исторических процессах, преобразуют человеческое общество изнутри и буквально "перепахивают" людей. Они ничего не оставляют без изменения; заканчивают прежние эпохи и начинают новые. В момент революций общество достигает пика активности; происходит взрыв его потенциала самотрансформации. На волне революций общества как бы рождаются заново. В этом смысле революции - знак социального здоровья.

От других форм социальных изменений революции отличаются особенностями. 1. Они затрагивают все уровни и сферы общества: экономику, политику, культуру, социальную организацию, повседневную жизнь индивидов. 2. Во всех этих сферах революционные изменения имеют радикальный, фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства и функционирования общества. 3. Изменения, вызываемые революциями, исключительно быстры, они подобны неожиданным взрывам в медленном потоке исторического процесса. 4. По всем этим причинам революции представляют собой наиболее характерные проявления изменений; время их свершений исключительно и, следовательно, особенно памятно. 5. Революции вызывают необычные реакции у тех, кто в них участвовал или был их свидетелем. Это взрыв массовой активности, это энтузиазм, возбуждение, подъем настроения, радость, оптимизм, надежда; ощущение силы и могущества, сбывшихся надежд; обретение смысла жизни и утопические видения ближайшего будущего. 6. Они, как правило, опираются на насилие.

Социальная модернизация . Под модернизацией понимаются прогрессивные социальные изменения, в результате которых социальная система улучшает параметры своего функционирования. Например, процесс превращения традиционного общества в индустриальное принято называть модернизацией. Реформы Петра I, в результате которых Россия должна была достичь уровня развития Западных стран, также предполагали модернизацию. «Модернизация» в этом смысле означает достижение определенных «мировых стандартов» или «современного» уровня развития.

Типология социальных изменений:


Размах

Малые изменения

Маргинальные изменения

Всеобъемлющие изменения

Революционные изменения

Направление изменений

Упадок