Проблема освоения деятельности задатки и способности. Задатки и способности

Понятие о способностях

Способности – индивидуально психологические особенности личности, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности и успешность овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками.

Б.М. Теплов выделяет три главных признака способностей:

1 . Способности – это индивидуально психические особенности, отличающие одного человека от другого.

2 . Способности имеют отношение к успешности выполнения определенной деятельности или многих видов деятельности.

3 . Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам.

Между знаниями, умениями, навыками и способностями существует двусторонняя связь. С одной стороны, для овладения знаниями, умениями и навыками необходимы соответствующие способности. С другой стороны, формирование способностей к какой-либо деятельности предполагает овладение соответствующими знаниями, умениями и навыками.

О выраженности способностей можно судить на основе:

Результативности деятельности

Скорости и успешности овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками

Оригинальности и самобытности выполнения работы

Степени легкости преодоления неблагоприятных условий среды.

Различают следующие уровни развития способностей.

1 . Неспособность к определенному виду деятельности. Неспособность – это не только отсутствие способностей, а это некоторая отрицательная способность, имеющая определенную структуру свойств личности. Она включает в себя отрицательные для данной деятельности черты. Например, эмоционально-моторная неустойчивость приводит к напряженности во время работы и к снижению эффективности ее выполнения.

2 . Способности характеризуются наличием индивидуально-психологических особенностей, составляющих содержание способностей к той или деятельности. Способность позволяет успешно овладевать данной деятельностью и выполнять ее.

3 . Одаренность – совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся или выполняющих эту деятельность в тех же условиях. Одаренность проявляется в разносторонних наклонностях.

4 . Талант – владение сложной системой способностей, которая позволяет человеку оригинально и самобытно выполнять какой-либо сложный вид творческой деятельности. Таким образом, талант проявляется в высоком уровне творчества при выполнении деятельности.

5 . Гениальность – высшая степень развития способностей. Она похожа на талант, но творчество гениального человека имеет для общества историческое и обязательно положительное значение. Отличие гения от таланта состоит не столько в степени одаренности личности, сколько в получаемых результатах. Гений создает эпоху своей деятельностью.

Виды способностей

Виды способностей выделяются по двум критериям:

Степень сложности способностей,

Принадлежность определенному количеству людей.

На их основе выделяют четыре группы способностей:

1 . Элементарные общие способности . Они присущи всем людям в разной степени. Это способности к основным формам психического отражения (способность ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, запоминать, принимать и осуществлять решения).

2 . Элементарные частные способности . Присущи не всем людям и не в одинаковой мере (музыкальный слух, критичность мышления, доброта и так далее).

3 . Сложные общие способности . Они присущи всем людям в той или иной степени и представляют собой способности к общечеловеческим видам деятельности (труд, общение, эстетическая и нравственная деятельность, учеба). Эти способности представляют собой сложную структуру свойств личности, поэтому о ней говорят во множественном числе, например, способности к труду.

4 . Сложные частные способности. Способности к отдельным видам профессиональной деятельности (специфические способности). Они присущи не всем людям и не в одинаковой мере.

Общие способности.

К общим способностям относят интеллект, креативность и обучаемость.

Интеллект

Интеллект рассматривается как некоторая способность, которая определяет общую успешность адаптации человека и животных к новым ситуациям путем решения задачи во внутреннем плане деятельности. Интеллект рассматривается как универсальная способность, влияющая на решение любых задач.

Креативность

Понятие креативности (от лат. creatio - создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточно разработаны. Как отмечает Д. Б. Богоявленская, изучение творческого процесса затрудняется его принципиальной спонтанностью. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»).

Довольно долго творческие достижения человека объясняли высоким уровнем общих и специальных способностей, фактически не выделяли творческие способности как особый вид, отождествляли их с интеллектом. Толчком для их выделения послужили сведения об отсутствии связи между выполнением тестов интеллекта и успешностью решения проблемных ситуаций. Выделение креативности как специфического вида способностей связана с именами известных американских психологов.Л. Терстоуна и Дж. Гилфорда.

Л. Терстоун проанализировал возможную роль в креативности способностей быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи, напрямую связывать с творческими достижениями.

Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. В рамках первого направления исследования сосредоточены вокруг вопроса о том, зависит ли креативность от интеллекта, ориентируясь на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотива-ционным чертам.

Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники, начиная с 1954 г., выделили 16 гипотетических интеллектуальных параметров, характеризующих креативность. Среди них такие:

беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);

любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);

способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);

фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием дивергентное мышление, которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на известное или подходящее решение проблемы).

Исследование связи интеллекта и креативности показали, что эта связь имеет нелинейный характер. Ее можно описать следующим образом. Если IQ средний или выше среднего, то он связан с креативностью линейно - чем больше IQ тем больше показатель креативности. Но если показатель теста интеллекта выйдет за верхнюю границу нормы, он утрачивает взаимосвязь с креативностью. Этот факт означает, что для проявлений креативности нужен достаточно высокий (выше нормы) уровень умственного развития. Если такой уровень достигнут, то есть индивид обладает достаточно большим объемом знаний и сформированным логическим мышлением, то дальнейшее его увеличение становится безразличным для формирования креативности. Однако очень высокий уровень интеллектуальности часто сопровождается снижением креативности, что, скорее всего, объясняется специфической направленностью личности на обучение, на узнавание новой информации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку. Такая направленность на критику и логику в суждениях может препятствовать генерации новых идей.

Однако, когда креативность оценивалась не с помощью тестов, а по уровню творческих достижений в том виде деятельности, которым занимались испытуемые, то полученные результаты однозначно свидетельствовали о дихотомии креативности и интеллекта. Такие данные были получены на группах архитекторов, художников, математиков, писателей.

Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым, вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от некреативных. По-видимому, это говорит о существовании общего типа креативной личности в отличие от типа личности некреативной. Исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами и патологией мозга и нервной системы.

Так, Л. Кронбах склонен причину креативности видеть в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием» идей. Г. Домино показал, что креативные дети имели матерей с патологическими личностными особенностями. Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам. Так, Ф. Бэррон и Р. Кеттелл нашли, что среди креативных реже встречаются психозы, чем у населения в среднем, но чаще замечаются эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к самоубийству. Ф. Бэррон объяснил это большей чувствительностью к окружающей среде.

Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных основана на стремлении к риску, к проверке предела своих возможностей.

Обучаемость

Обучаемость - система свойств личности и деятельности школьника, которая эмпирически характеризует его возможности в усвоении учебной программы - знаний, понятий, навыков и пр. Различают общую обучаемость как способность усвоения любого материала и специальную обучаемость как способность усвоения отдельных видов материала (различных наук, искусств, видов деятельности). Первая является показателем общей, а вторая – специальной одаренности индивида. Обучаемость как способность к учению и освоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может быть полностью оценена одними показателями его развития.

Это общая характеристика психического развития, позволяющая достичь более высокого уровня в формировании обобщенных принципов действия и способов действия. Кроме того, обучаемость свидетельствует и о специфических способностях: если она более развита у конкретного школьника, тот быстрее, в большем объеме, прочнее и гибче усвоит специфичную информацию. Обучаемость характеризуют:

Психофизиологические процессы (возбуждение и торможение, их соотношение, работоспособность, скорость реакций, темп и ритм деятельности);

Сенсорные и перцептивные процессы (схватывающий или детализирующий тип восприятия, избирательность восприятия, чувствительность, особенности развития слухового или зрительного ощущения);

Мнемическая функция (использование приемов запоминания. включение деятельности в запоминание, установка па долговременное и прочное запоминание, активное использование типа запоминания и др.);

Опора на гибкость мышления;

Скорость мышления;

Саморегуляция устойчивости, распределения внимания и др.

Как установила Н.А. Менчинская. обучаемость проявляется в процессе усвоения школьниками понятий и овладения приемами умственной деятельности. В результате удалось выявить и индивидуальные особенности в исполнении учебной работы: «При достаточно выраженном постоянстве этих различий имелось основание говорить о них не как о частных различиях в успешности выполнения тех или иных действий, а как о свойстве личности, которое и было обозначено термином "обучаемость", получившим свою содержательную характеристику путем выделения показателей, характеризующих это свойство».

Вместе с тем установлено, что обучаемость ярко проявляется при выполнении заданий, требующих не стереотипных решений - по образцу, а таких, когда следовало совершить «микрооткрытие». Обнаружили ученые и другое: высокая обучаемость не приводит к успеху, если у школьника нет направленности на учебную деятельность.

Н.А. Менчинская и ее сотрудники выделили типы различий в обучаемости, основанные на ряде критериев:

Восприимчивость к усвоению знаний, степень овладения умственными операциями (интеллектуальные свойства);

Направленность личности, определяющая отношения, оценки и идеалы.

Данные признаки позволили определить 4 типа учащихся:

1. Имеющие положительную характеристику восприимчивости к усвоению знаний, способные овладеть умственными операциями и отличающиеся положительной направленностью - позитивно относящиеся к школе.

2. Имеющие отрицательную характеристику восприимчивости к усвоению знаний и низкую возможность овладеть умственными операциями в сочетании с отрицательным отношением к школе, низкой мотивацией.

3. Положительные интеллектуальные свойства и отрицательное отношение к школе.

4. Негативные интеллектуальные свойства и позитивная направленность на школьное обучение вместе с высокой мотивацией 1 .

Ученые подчеркивают: свойства, положенные в основание классификации, могут изменяться так же, как и обусловленные ими типы учащихся. Если первоклассник с большим желанием и усердием начинает выполнять все учебные задания, это еще не гарантия, что все последующие годы пребывания в школе окажутся успешными и станут характеризоваться высокой мотивацией к учению. Все будет зависеть от того, насколько соответствующая направленность школьника проявится в конкретных позитивных успехах, и как этому будут способствовать учителя разных предметов.

Иногда у учеников возникает ряд трудностей (у них и обучаемость низкая, и отношение к учению отрицательное). Чтобы успеваемость школьника была хорошей и вообще повышалась его обучаемость, педагогу необходимо изменить мотивацию учащегося. Разумеется, мобилизовать все ресурсы ребенка, если тот не желает заниматься чем-то для него неинтересным, не представляется возможным. Изменениям же наиболее поддается именно мотивационная сфера.

Специальные способности

В зарубежной психологии выделяют четыре группы специальных особенностей:

1 . Сенсорные способности . Способность человека отражать окружающий мир в форме ощущений (зрение и слух – через них поступают основные потоки информации). Наиболее важными визуальными способностями являются острота зрения, различительная чувствительность, восприятие глубины, цветоразличение. Для слухового восприятия важны острота слуха, выделение сигналов из шума, различение громкости, высоты, тембра звука.

2 . Моторные (двигательные) способности . Способности к выполнению различных движений. Они характеризуются отсутствием некоторой общей моторной одаренности. Здесь выделяют ряд самостоятельных, не связанных друг с другом моторных способностей (точность, скорость выполнения движений, ловкость рук, твердость руки, время реакции, координация движений и так далее). Моторные способности отличаются своей высокой тренируемостью.

3 . Технические способности . Способности, которые проявляются в работе с техническим оборудованием или его частями. В структуре технических способностей выделяют:

Технический опыт, приобретенный в работе с техникой (техническая одаренность),

Пространственные представления – способность оперировать зрительными образами,

Техническое понимание – способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их, узнавать одинаковые и находить разные.

4 . Профессионализированные способности . Художественные, музыкальные, артистические и другие способности. Художественные способности включают продуктивность деятельности и понимание произведений искусства. Музыкальные – совокупность свойств, определяющих различение высоты, громкости, длительности, тембра звуков и тональную память.

Задатки и способности.

Способности формируются при жизни человека и не передаются по наследству. В основе способностей лежат задатки. Задатки – это морфологические и функциональные особенности строения нервной системы, органов чувств и органов движения, выступающие в качестве природных предпосылок развития способностей. Задатки характеризуются двумя важнейшими особенностями.

1. Задатки являются врожденными особенностями, то есть они либо передаются по наследству, либо формируются в пренатальном периоде.

2. Задатки многозначны, то естьна основе одних и тех же задатков могут сформироваться разные способности.

Важным при изучении задатков является вопрос об их сущности, о том, что является задатком?

Существует целый ряд ответов на этот вопрос, но не все из них являются правильными.

1.Ф. Галль предположил, что существует связь между анатомическими особенностями мозга и способностями. Он полагал, что качества ума, таланты и способности имеют строгую локализацию в больших полушариях мозга. Но эта гипотеза была отвергнута наукой.

2. Способности человека зависят от величины мозга. Люди с высоким лбом наделялись умом, а низкий лоб считался признаком слабости умственных способностей. Как правило, эта предполагаемая связь не подтверждается на практике.

3. Задатки человека определяются числом извилин мозга. Исследования также не подтвердили это предположение.

4. Гипотезы, которые связывают природные предпосылки способностей с так называемыми парциальными (частными) особенностями нервной системы, т.е. своеобразием типологических свойств, проявляющихся у одних в зрительной, у других в слуховой, у третьих в двигательной сфере. Легко понять, что типологические различия по силе, уравновешенности и подвижности нервных процессов, проявляющиеся, например, в двигательной сфере, могут в различной степени отвечать требованиям того или иного вида спорта и выступать как предпосылки к развитию соответствующих спортивных способностей.

Понятие способностей

Способности и задатки выделяются в качестве одного из параметров целостного психического облика личности. Они дают психологическое описание человека с какой-то специфической стороны, являющейся жизненно значимой, но само понятие способности является дискуссионным, содержит в себе непростые общечеловеческие, психологические, в том числе этические, нравственные вопросы. В психологии существует два основных подхода к пониманию способностей, их происхождения и места в системе деятельности, психики и личности. Первый подход можно условно назвать деятельностным, и за ним стоят работы многих отечественных исследователей, начиная с Б.М. Теплова. Второй подход знаниевый.

Способности - это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

В данной трактовке есть четыре основных момента, четко выделенных Б.М. Тепловым.

Во-первых, он относит способности к индивидуальным особенностям, к отличительным чертам личности. Хотя в психологии существует и другое их понимание - способности как принадлежащие всему человечеству. Говорят, что суть психического развития человека - это усвоение за счет собственной деятельности ранее созданных, общественно выработанных способностей.

Во-вторых, соотношение способностей с эффективностью деятельности является согласно данной концепции нелинейным, неоднозначным. Способности, конечно, связаны с определенной деятельностью, «имеют отношение» к качеству ее результата, но не обеспечивают его автоматически. Можно успешно выполнять что- то, не обладая соответствующими способностями, т.е. за счет усердия, воли. И наоборот, неудачное исполнение деятельности не обязательно говорит об отсутствии у человека способностей. Способность обозначена здесь как потенция, как одно из условий эффективности деятельности. Допускается возможность компенсации способностей, и такая позиция по существу гуманистична, а потому перспективна.

В-третьих, способность не сводится к простой сумме наличных знаний, навыков и умений. Смысловая дихотомия: «уметь - не уметь» в принципе отображает нечто иное, чем противопоставление: «быть или не быть» на это способным. Между умением и способностью существуют определенные несомненные связи. Ведь человек может, например, сказать, что способен прочитать данную книгу, потому что знает и умеет это делать. Можно уметь, но не быть способным. Но можно быть способным, однако не уметь.

В четвертом, выделенном по смыслу, пункте определения дается позитивная, психологически отличительная особенность способностей: они обеспечивают быстроту и легкость достижения заданной эффективности деятельности.

Из всего сказанного вытекает принципиально важная авторская позиция: понятие способности является динамическим, т.е. существующим только в изменении, развитии, только в соответствующей целенаправленной деятельности.

Не бывает способности «в никуда», вне более или менее конкретной деятельности. Человек не вправе, например, утверждать, что у него пропали способности к рисованию, если он этим рисованием никогда серьезно не занимался. Способности нельзя отождествлять со стремлением человека к чему-то, с интересом.

Развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчета. Деятельностному вектору нужно из чего-то «исходить». Задатки - это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей. Нет способностей как вне деятельности, так и вне задатков. Но способность есть функция не задатка, а развития. Задатки врожденны и статичны в отличие от динамичных способностей. Задаток сам по себе не определен, ни на что не направлен, многозначен. Он получает свою определенность, только будучи включенным в структуру деятельности, в динамику способности.

Возможно, из какого-то природного задатка у человека разовьются, например, математические способности, а возможно - другие. Проблема в том, что вопреки расхожим и упрощенным бытовым представлениям, в человеческом мозге не существует однозначной и механически четкой локализации высших психических функций. Из одного и того же физиологического «материала» могут развиться разные психологические способности. Главное определено направленностью и результативностью деятельности, направленностью личности и ее деяниями.

Способности существуют и развиваются (или погибают) в личности точно так же, как психологически «исходные» потребности, мотивы деятельности. В личности «принята» своя динамическая иерархия способностей, отвечающая всем ее деятельностям, всему поведению и жизни человека. В этой многомерной структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью.

Одаренность - качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Согласно позиции Б.М. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Очень важно, что данное понятие прежде всего качественное.

Б.М. Теплов утверждал, что понятие одаренности всегда отнесено к конкретным историческим, общественным условиям. Смены цивилизаций и государственного устройства, изменение системы общественных ценностей и качества образования, социальная принадлежность личности - все это относится к неисчислимым факторам, подлежащим учету при оценке личностной одаренности.

Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Это, например, выдающееся совершенство, значимость, страстная увлеченность, высокая работоспособность, оригинальность, разнообразие. Б.М. Теплое писал, что талант как таковой многосторонен. По законам теории вероятностей «выдающимися» не могут быть все, поэтому в реальном социуме талантливых людей объективно немного.

Гениальность - это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. Но живые гении существуют, работают и оцениваются в конкретном обществе, в реальном пространстве и времени. Гений уникален, не похож на других людей, причем иногда настолько, что представляется непонятным, даже лишним. Однозначно определить, точнее, признать кого-то гением крайне сложно. Оттого «непризнанных гениев» гораздо больше, чем они есть в действительности. Однако гении всегда были, есть и будут появляться, поскольку необходимы обществу. Гении столь же разнообразны, как и образующие их способности, одаренности, деятельности, обстоятельства. На то они и гении.

Второй психологическому подходу к пониманию связей способности и деятельности заключается в фактическом приравнивании способностей к наличному уровню знаний, навыков и умений. Думается, что в такой позиции, которой придерживался, например, известный советский психолог В.А. Крутецкий (1917-1989), существуют своя необходимость, истинность и свои проблемы. Действительно, первый подход объясняет способностями быстроту и легкость достижения человеком эффективной деятельности. Но чем именно, какими психическими составляющими достигается эта результативность? Только наличными и развиваемыми знаниями, навыками и умениями. Они стоят за быстротой и легкостью. Их можно назвать сформировавшимися способностями. Знаниевый подход акцентирован как бы на операциональном аспекте способностей, тогда как деятельностный подход выделяет динамический аспект. Но ведь быстрота и легкость развития способностей обеспечена только соответствующими операциями и знаниями. К тому же формирование начинается не «с нуля», оно не предопределено врожденными задатками. Соответствующие знания, навыки и умения личности фактически не отделимы от понимания, функционирования и развития способностей. Поэтому многочисленные работы «знаниевого» направления, посвященные исследованию математических, педагогических, умственных способностей, широко известны, перспективны. Они имеют основательный выход в практику, особенно непосредственно в педагогическую.

Помимо двух названных подходов можно говорить, что за последнее десятилетие складывается некоторое самостоятельное направление изучения психологии способностей, возглавляемое В.Д. Шадриковым. Согласно его определению способности - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. Дело в том, что «отдельные психические функции», обеспечивающие проявление способностей, действительно реализуются соответствующими функциональными системами. И в этой позиции меняется акцент рассмотрения, так как изучаются не отдельные психические функции, а сами свойства производящих их функциональных систем. Такие системы и блоки по-разному выделяли и изучали А.Р. Лурия (1902-1977), П.К. Анохин (1898-1974), В.Д. Небылицын (1930-1972), другие крупные отечественные психологи и психофизиологии.

Б.Г. Ананьев писал, например, что за всякой психической функцией стоят сложное сочетание, единство функционального, операционного и мотивационного. Весь вопрос в том, какие именно свойства и в каком сочетании подлежат собственно психологическому изучению применительно, скажем, к проблеме способностей. Например, мотивационные, смысловые аспекты этой проблемы остаются неисследованными.


Различают общие умственные способности и специальные способности. Крутецкий В.А. отличает, что общие умственные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способности - это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности - музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной конструктивно- технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей.

Различают способности разного уровня - учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. С этой точки зрения различают, например, способности к усвоению, изучению математики и творческие математические способности. Разумеется, резко обособлять учебные и творческие способности нет оснований: учебная деятельность обычно включает в себя и элементы субъективного творчества.

Способности так же делятся на: Потенциальные - не реализуется в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные (реализованные) - относятся не только те, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности, но и те, которые реализуются и развиваются в иных видах деятельности.

Можно продолжить классификацию способностей на:

теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические, лежащие основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений;

способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Проблемы диагностики способностей

способность задаток талант

Попытки измерения или диагностики тех или иных человеческих способностей относятся к самому началу тестирования как самостоятельного метода психологии, хотя измеряемое психическое не всегда при этом называлось собственно способностью. Достаточно вспомнить статистические измерения Ф. Гальтона, первые (неудавшиеся) тесты Дж. К. Кеттела (1860-1944), диагностические методики Эд. Клапареда (1873-1940). Первые по-настоящему систематические измерения, связанные с категорией способностей, выполнены под руководством крупного французского психолога А.Бине (1857-1911).

Отсюда пошли различные тесты интеллекта, умственных способностей, одаренности, «коэффициент интеллекта» и другие термины, методики, определенные традиции, достижения и ошибки, вопросы и проблемы, важные до нашего времени.

Есть теоретически разные подходы, а соответственно, разные задачи практической диагностики способностей. Одно дело с помощью «знаниевого» подхода установить текущие возможности, реальный уровень развития интеллекта, другое дело - определить потенциальные возможности дальнейшего развития интеллекта, названного Л.С. Выготским уровнем актуального развития. В качестве реализации стремлений к решению этой глобальной, общечеловеческой задачи можно отметить несколько выразительных психологических «ходов».

Во-первых, это «генетическая» методология так называемой клинической беседы, разработанной и реализованной в знаменитой школе Ж. Пиаже, который был убежденным противником «классических» тестов интеллекта.

Во-вторых, это идея Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и ее практическая психологическая реализация в нескольких вариантах «развивающего обучения», имеющих некоторое использование в нынешнем российском образовании.

В-третьих, это применение к диагностике способностей самой категории обучаемости человека, разработка различных вариаций «тестов обучаемости» в отечественной и зарубежной психологии. Последнее направление теоретически согласуется с известной позицией Б.М. Теплова, которую можно переформулировать следующим образом: развитые способности обеспечивают высокую обучаемость, и наоборот, высокая обучаемость приводит к быстрому и легкому формированию способностей. Один из его талантливых учеников и продолжателей, В.Д. Небылицын, выдвигал перспективную гипотезу о наличии корреляции обучаемости с важнейшим свойством нервной системы человека - ее динамичностью. В работах ряда советских психологов, в частности З.И. Калмыковой (1913-1993), общее свойство обучаемости лежало в основе оригинальных диагностических методик, подкрепляющих и развивающих известную теоретическую конструкцию Б.М. Теплова.

Проблемы диагностики способностей никогда не теряли своей актуальности. По-особому остро стоят они и в сегодняшней России в условиях модернизации образования. Обозначим лишь несколько спорных, нерешенных вопросов, например это проблема создания элитных школ и других учебных заведений для одаренных детей. Такие дети существуют и требуют особой заботы со стороны системы образования и государства. Одаренность молодых поколений - это залог достойного будущего для любой развитой, цивилизованной страны. Но основной вопрос в том, существуют ли в науке надежные, объективные критерии одаренности. Можно с уверенностью сказать, что для широкомасштабных измерений таких валидных критериев в современной научной психологии нет. Но тогда их место займут полупрофессиональные, статусные, финансовые и прочие критерии детской одаренности. Тогда во что реально превратится особая психолого-педагогическая работа с такими специально отобранными школьниками? Быть может, целесообразнее и гуманнее вложить соответствующие усилия и средства в работу с «обыкновенными» детьми в массовой школе, чтобы развивать, а не губить их реальные способности и одаренности?

В современной российской школе все шире распространяется, навязывается тенденция все более ранней диагностики «специальных» способностей и склонностей учащихся. Едва ли не с первого года обучения определяется, к чему способен школьник: к гуманитарным или естественным наукам. Мало того, что за такой диагностикой нет должной научной состоятельности, она просто не этична и наносит прямой вред всему образованию, всему психическому и личностному развитию ребенка.

Одной из актуальных проблем проводимой модернизации образования в России является профилизация школьного обучения. Кто- то уже якобы доказал, что чем раньше школьник выберет профиль образования, тем лучше для него и для общества. Кто-то считает, что подросток уже способен сделать безошибочный выбор будущей профессии и будто бы в большинстве случаев это делает. Значит, общее или непрофильное обучение становится излишним, перегружающим интеллект школьника. Следовательно, необходимо все упрощать, прагматизировать во имя «повышения качества» образования. За подобными выводами и рекомендациями нет, как правило, сколь-нибудь надежных оснований. Они во многом не педагогичны и порой антипсихологичны, но настойчиво реализуются в различных вариантах программ и государственных документов, отнесенных к системе образования.

Непосредственно к проблеме способностей более всего относится одно, хрестоматийное для отечественной психологии положение. У любого человека, у школьника нет более прямого и надежного пути к развитию своих способностей и личности в целом, чем общедоступное, грамотно организованное, но не облегченное и упрощенное, а оптимально напряженное, развивающее и творческое обучение.


Крутецкий В.А. Психология. 2-е изд. - М.1986 - 336 с.

Психология: учебник/под ред. Б.А. Сосновского, - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрайт, 2011

Теплов Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: в 2-х т. - т.1 - М. - 1985 - 328 с.

Развитие задатков и способностей - это основное направление работы современной психологической науки. Ученые, которые занимаются их изучением, не только углубляют свои знания по вопросу, но и дают рекомендации для родителей о методах формирования способностей у детей.

Общие ведомости

Задатки - это особенности нервной системы человека, они врожденные и устойчивые к влиянию внешних факторов. Все задатки имеют такие характеристики:

  • Из них могут развиваться разные виды способностей.
  • В зависимости от условий приобретают разные качества.

Прочность, скорость образования временных связей в нервной системе и особенности строения анализаторов и областей коры головного мозга непосредственно влияют на задатки. Что такое особенности индивида, можно сформулировать таким образом - это новообразования, которые развиваются на основе задатков. Это происходит только при условии осуществления деятельности и при благоприятных условиях.

Таким образом, можно утверждать, что проявление таланта к любому виду деятельности не зависит от обучения человека, а только от его генетики, на основании которой и формируются задатки.

Что такое виды и уровни способностей?

Все способности делятся на разные группы в зависимости от времени их образования или их направленности. Психологи выделяют природные и приобретенные способности. Основное их отличие в том, что в отношении первого вида ученые подтверждают, что все таланты появляются на основе задатков, а относительно второго - полностью опровергают эту теорию. Приобретенные - это те способности, которые формируются под непосредственным влиянием социума и окружающих условий.

По другой классификации, способность может быть:

  • Общей или специальной. Первый вид контролирует деятельности, а также память, внимание и мышление. Второй - регулирует успехи человека в разных сферах деятельности.
  • Теоретической или практической, в зависимости от типа мышления и доминирующего типа деятельности.
  • Учебной или творческой. Первая помогает получать знания, вторая создавать произведения искусства.

Понимая, и способности, каждый человек может влиять на свою успешность в разных сферах деятельности

Развитие способностей

Для усовершенствования способностей необходимо учитывать такие особенности:

  • Без включения в деятельность развитие невозможно.
  • Формирование многогранных способностей возможно лишь при разнообразных по способу и содержанию действиях.
  • Чем раньше будут созданы все условия для усовершенствования, тем лучше будет результат.
  • Основные критерии саморазвития - трудолюбие и работоспособность.
  • При формировании способностей следует уделить особое внимание воспитанию характера человека и его отношению к окружающим.
  • Только при взаимодействии с окружающими можно раскрыть все задатки. Что такое угасание способностей, можно увидеть после чрезмерного «захваливания» человека.

Задатки - основа гениальности

Отвечая на вопрос «Что такое задатки человека?», нельзя не рассмотреть уровни, которых могут достичь люди:

  • Одаренность - это критерии, заложенные у человека и помогающие ему выполнять работу в разных сферах. Она бывает общей интеллектуальной, академической, художественной, музыкальной, литературной, артистической, технической, лидерской или творческой.
  • Мастерство - возникает после долгого периода формирования и проявляется в совершенном выполнении деятельности.

  • Талант - проявляется после развития нескольких способностей и представляет собой их уникальное сочетание.
  • Гениальность - это высшее проявление таланта. Встречается редко и является общечеловеческим достоянием.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод про задатки, что такое способности и их значение. Каждый человек может развить у себя одаренность и выработать мастерство, но возможно это только при поддержке социума и наличии интереса.

Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора -- для изобразительных способностей). Но задатки -- только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе могут выработаться разные способности в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.

Таким образом, задатки, или, что то же самое, природные предпосылки развития, не заключают еще в себе способностей. Способности могут развиться лишь в определенных условиях жизни и деятельности людей.

Важную роль в развитии способностей играют поэтому временные связи в коре мозга. Системы условных связей придают более общим особенностям работы мозга те качества, которые делают человека пригодным к тем или иным конкретным видам деятельности.

Существенное значение в формировании способностей имеют, далее, такие особенности высшей нервной деятельности, как скорость образования и прочность условных рефлексов, скорость образования и прочность тормозных реакций (в особенности дифференцировок), скорость образования и легкость переделки динамических стереотипов. Эти особенности сказываются на успешности выполнения разных видов деятельности, в том числе учебной деятельности. От них зависят быстрота и прочность усвоения новых знаний и навыков (образование новых условных связей), возможность улавливать сходство и различие между предметами и явлениями действительности (легкость дифференцировок), возможности изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с меняющимися условиями (быстрота переделки динамических стереотипов) и пр.

Каждая из названных особенностей может иметь неодинаковую степень развития в разных видах деятельности, что и обусловливает собой нередко развитие специальных способностей к определенным видам деятельности.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должные пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В. процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки (задатков) для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших передних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские, художественно-изобразительные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, т. е. одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую- либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода. Но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека. Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Если деятельность ребенка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной потенциального развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведет за собой развитие способностей Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. В русле рассматривавшейся уже нами теории социального научения особо подчеркивалось то обстоятельство, что для приобретения и закрепления у человека новых форм поведения, необходимо научение, а оно без соответствующего подкрепления не происходит. Становление и развитие способностей - это тоже результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие. Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создается таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей, способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следует эмоционально подкрепляемые успехи, причем их количество в целом является большим, чем число неудач.

Важным моментом развития человеческих способностей является их компенсируемость, причем это относится даже к тем способностям, для успешного развития которых необходимы врожденные физиологические задатки. А. Н. Леонтьев показал, что определенного уровня развития музыкального слуха можно добиться и у тех людей, ухо которых с рождения не очень хорошо приспособлено для обеспечения звуковысотного слуха (такой слух традиционно рассматривается как задаток к развитию музыкальных способностей). Если с помощью специальных упражнений научить человека интонировать звуки, т. е. воспроизводить их частоту при помощи сознательно контролируемой. работы голосовых связок, то в результате резко повышается звуковысотная чувствительность и человек оказывается в состоянии различать звуки разной высоты гораздо лучше, чем он делал до этого. Правда, такое различение происходит не на тональной, а на тембральной основе, но результат оказывается одним и тем же: обученный подобным образом индивид демонстрирует почти такой же музыкальный слух, какой характерен для людей, имеющих чувствительный с рождения к высоте звука орган слуха.

Вопрос № 48 . Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют. Подчеркивая связь способностей с успешным осуществлением деятельности, мы ограничиваем круг индивидуально варьирующих особенностей только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Таким образом, в способности не попадают свойства темперамента и характера.

Наконец, само слово «готовность» еще раз ограничивает круг обсуждаемых индивидуально-психологических свойств, оставляя за пределами навыки, умения, знания.

Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Способность должна включать в себя различные психические качества и свойства, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Таким образом, понятие «способности» включает 3 признака:

1 .индивидуально-психологические особенности;

2лишь те из них, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности;

З.такие особенности, которые могут объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний и навыков, т.е. по отношению к знаниям, умениям и навыкам способности выступают как возможность и проявляются в характеристике динамики формирования знаний, умений и навыков.

Виды способностей и их изучение. Способности - это очень сложные личностные образования, обладающие такими свойствами, как содержание, уровень обобщенности, творческий потенциал, уровень развития, психологическая форма. Поэтому существует их различная классификация.

В соответствии с профессиональным критерием выделяется огромное множество разнообразных по содержанию способностей: математические, кулинарные, педагогические, врачебные и т.д. Согласно классификации Е.А.Климова, все эти способности можно разделить на пять групп (знаковая система техника, природа, худ образ, человека).

Как известно существуют две стороны и формы социального бытия: предметная деятельность и общение. Данный критерий позволяет выделить два вида способностей: Предметные способности - обеспечивают успешность освоения и выполнения всевозможных видов предметной деятельности (способности необходимые инженеру, зоотехнику, агроному и т.д.) Общими для всех подобных деятельностей представляется процесс манипулирования физическими реальностями - объектами. Социально-психологические способности -необходимы для общения с людьми. Они принципиально отличаются от взаимодействия с объектами, прежде всего тем, что являются диалогическими по сущности и требуют отношения к другому человеку как к равноправному и равноценному субъекту и личности. К этой группе способностей относятся черты характера, выражающие отношение к людям.

В зависимости от уровня обобщенности выделяются общие способности - определяют успешность выполнения одновременно многих видов деятельности. К ним относятся например интеллектуальные способности, развитая память, речь и т.д. Специальные способности - определяют успехи в специфических видах деятельности и работают лишь в их пределах. К ним можно отнести музыку, математику, литературу, и др.

В зависимости от продуктивности деятельности или общения и особенностей порождаемого ими продукта выделяют репродуктивные - влияют на успешность овладения деятельностью, на умения усваивать знания, умения и навыки, те на эффективность обучения. Творческие способности - определяют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых, оригинальных идей, открытий, изобретений, творчество в различных областях жизнедеятельности человека. Именно они обеспечивают социальный процесс.

В зависим от уровня развития способностей выделяют одаренность - совокупность способностей, обуславливающих особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющих его среди др лиц выполняющих данную деятельность в тех же условиях. Талант - высокая степень способностей личности к определенной деятельности, проявляющуюся в оригинальности и новизне подхода, это сочетание способностей, их совокупность (синтез). Гениальность это высшая степень одаренности, это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность. Отличие гения от таланта состоит не столько в колич, а сколько в кач плане. Гений создает целую эпоху в своей деят (Моцарт в муз, Дарвин в биологии, Ньютон в физике).

Способности всегда сопряжены с психическими функциями человека: памятью, вниманием, эмоциями и т.д. В зависимости от этого можно выделить след виды способностей: психомоторные, сенсорно-перцептивные, мыслительные, имажитивные (воображение), мнемические. аттенционные. эмоционально-динамические, речевые, волевые. Они входят в структуру способностей разных специалистов. Интеллектуальные способности, проф пригодность, спец способности

Способности и задатки.

Существуют некоторые природные предпосылки способностей - задатки. Задатки - это врожденные анатомо-физиологические предпосылки, которые лежат в основе развития способностей. Еще нет точных сведений о том, в чем именно они состоят. То, насколько проявится и оформится задаток, зависит от условий индивидуального развития. По результатам этого развития, т.е. по наличной способности, нельзя сказать, каков был «вклад» задатка. От природы человеку даны лишь возможности (задатки), а способности формируются средствами воспитания и обучения в процессе деятельности.

У человека есть два вида задатков : врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Различия между людьми по задаткам не так велики, они заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Таким образом, природные различия между людьми именно в задатках, а не в способностях.

Способности и наследственность. Проявление способностей находится в прямой зависимости от конкретных приемов (методики) формирования соответствующих знаний и умений, которые исторически вырабатывались людьми. Современные методы в истории развития способностей - формирующая среда, побуждающие задачи -возникновение интереса, тесно связаны с пробуждением способностей. Становление и развитие способностей, по-видимому, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу «запечатления». У особо одаренных детей возможна синхронизация нескольких сензитивных периодов, обычно сменяющих друг друга. Тогда возможности развития их способностей многократно увеличиваются.

Неотъемлемый компонент способностей - повышенная мотивация. Она обеспечивает интенсивную и в то же время «естественно» организующуюся деятельности, необходимую для развития способностей.

Факты, свидетельствующие о врожденности способностей :

    их раннее появление;

    повторение у потомков выдающихся людей (но здесь трудно выделить факторы средовые и генетические в династиях);

    корреляция способностей у монозигот дизигот (уровень корреляции умственных способностей у монозигот – 0,8 – 0,9; у дизигот – 0,4 – 0,5)

    использование метода искусственной селекции показало наличие генетической предрасположенности к успешному обучению (крысы учились проходить лабиринт, из них отбирали тех, кто успешнее всех выполнял задачу и тех, кто хуже всех бегал, их скрещивали в каждой их этих двух групп. Процедура повторялась на протяжении нескольких поколений. Шестое поколение «умных» крыс накопили все лучшее от предыдущих поколений, а «тупых» стало еще тупее)

Факторы, свидетельствующие о средовых влияниях :

    деятельность выдающихся педагогов;

    факты массового развития некоторых специальных способностей в условиях определенных культур (музыкальный слух у вьетнамцев), экспериментальное формирование тех или иных способностей;

    экспериментальные исследования на животных с помощью метода искусственной селекции.

Таким образом, факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут иногда полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последнего.

Перед  очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей . Здесь мы можем говорить о сензитивных периодах формирования функций: существуют сензитивные периоды для формирования способностей. Однако по отношению не ко всем способностям мы можем говорить о наличии сензитивного периода для их развития. Для развития способностей роль первых толчков очень важна, и они всегда связаны с яркими эмоциональными переживаниями. Должна быть у ребенка развивающая ситуация.

Еще один вопрос, связанный с развитием способностей – особенности мотивации. Так, показано, что высокий уровень мотивации у одаренных детей: одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны. Таким образом, повышенная мотивация и вызываемая ею напряженная активность являются и признаками и неотъемлемыми условиями развития любой способности. Любая способность осуществляется в рамках той или иной практической деятельности. Способности начинают развиваться, когда есть задача перед субъектом. Способности создаются и развиваются в деятельности. Успешность деятельности определяется не отдельными способностями, а своеобразными их сочетаниями.

Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Развития способностей совершаются по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня (С.Л. Рубинштейн).

Выделяют два уровня развития способностей - репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокую способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей человека создает новое, оригинальное. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек «переходит» с одного уровня на другой.

Рассмотрим теперь структуру способностей . По выражению Крутецкого, структура способностей определяется конкретной деятельностью, поэтому мы может говорить о ведущих и вспомогательных способностях. В разных видах деятельности мы можем выделить и те, и другие.

Рубинштейн выделяет общие и вспомогательные способности. Специальные способности, по Рубинштейну, определяются специальными видами деятельности. Внутри тех или и иных специальных способностей проявляются общие, т.е. те, которые являются общими для разных видов деятельности.

Леонтьев выделяет два ряда способностей:

1)способности природные (естественные) в своей основе биологические. Они формируются на основе задатков в ходе развития деятельности. Их развитие идет по пути «вовлеченности» задатков в деятельность, их развития требует сама деятельности. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга;

2)специфические человеческие, имеющие общественно-историческое происхождение. Они являются прижизненным новообразованием. Они фиксированы в продуктах человеческой деятельности (материальных и идеальных), но человек должен ими овладеть, он не обладает к ним задатками, они могут видоизменяться.

Еще одна из проблем, рассматриваемых учеными в процессе изучения способностей – проблема компенсации способностей . Так, недостающая способность может быть в достаточно широких пределах скомпенсирована другими.

При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».

Проблематика измерения способностей так же является одной из сложнейших. Трудность состоит в том, что способности в основном измерялись количественно, фиксировался количественный уровень развития какой-либо способности. Но способности – это качественная характеристика. Выготский говорил, что способности ребенка следует оценивать через зону ближайшего развития, т.е. способности ребенка надо оценивать дважды6 первый раз, когда он решает задачу самостоятельно, второй – когда с помощью взрослого. Необходимо так же рассматривать динамику развития способности.

И еще один раздел в теме «способности» – одаренность. Но нельзя говорить об одаренности вообще, можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности называется одаренность. Одаренность – высшее проявление всех степеней человека: интеллектуальных, творческих, личностных. Одаренность предполагает высшую степень духовности. Если рассматривать некую иерархию проявлений одаренности, то она будет состоять из следующих уровней:

1) задатки как природная основа способностей;

2) способности;

3)талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. О наличии таланта, прежде всего, судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной и оригинальностью подхода;

4) гениальность – высший уровень развития способностей как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которая составляет эпоху в жизни общества;