Практикум по русскому языку для студентов. Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку

«Практикум по русскому языку.

Подготовка к ГИА»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цели изучения курса - формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе(5-7классы);
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 68 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА - основной результат изучения данного курса.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку».

Рассчитана программа на 68 часов в год.

Тема 1. Написание сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Текст. Стили и типы текста.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Типы текста: повествование, описание, рассуждение.

Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка и типологии текстов

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

определять типы речи и строить тексты в соответствии с данным типом речи;

работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения

Тема 3. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разбор содержания лингвистических понятий и их обоснование. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Сочинение-рассуждение, связанное с определением слова. Понимание смысла слова, умение его объяснить и прокомментировать. Привести примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания слова. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы(написание сочинений).

Тема 4. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

различать средства выразительности;

находить в тексте средства выразительности;

анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 5 . Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Правописание окончаний.Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 6. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Абзацное членение текста. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Написание сжатого изложения. Анализ изложения.

Контрольное изложение и его анализ.

Текст. Стили текста.

Текст. Типы текста. Повествование. Описание. Рассуждение.

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. Критерии оценивания сочинения.

Работа над лингвистическим сочинением.15.1

Работа над сочинением 15.2 Понимание смысла текста.

Работа над сочинением 15.3 Понимание смысла слова.

Построение сочинения-рассуждения разных видов и их анализ.

Контрольное сочинение и его анализ.

Тест (тестовые задания второй части экзаменационной работы). Общий обзор.

Средства выразительности речи. Тропы. Сравнения, олицетворения, метафоры, эпитеты.

Фразеологизмы.

Лексика. Синонимы.

Орфография.

Орфограммы в корне.

Орфограммы в приставках.

Орфограммы в суффиксах.

Орфограммы в суффиксах. Н - НН в различных частях речи.

Орфограммы в окончаниях.

Контроль знаний по разделу: «Орфография».

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксическая омонимия.

Простое предложение.

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

Виды сказуемых.

Виды односоставных предложений.

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

Простое осложненное предложение.

Вводные слова.

Обращения.

Обособленные определения.

Необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Обособленные уточняющие члены предложения.

Контроль знаний по разделу: «Синтаксис и пунктуация простого предложения».

Урок – практикум по русскому языку

«Работа с тестовыми задания».

Цели урока:

    повторить с учащимися ранее изученный материал, организуя индивидуальную работу, фронтальную беседу

    с помощью выполнения практических заданий КИМ корректировать пробелы в ЗУН учащихся

    с помощью тестовых заданий КИМ выявить типичные ошибки учащихся

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, тестовые задания, оценочные листы

Ход урока

    Вступительное слово учителя.

Этот учебный год для вас очень ответственный. Время пролетит незаметно, и настанет день, когда вам нужно будет сдавать ЕГЭ. Вы понимаете, что задания ЕГЭ по русскому языку отличаются от стандартных тестов, в них охвачен весь курс русского языка средней школы. Исходя из этого, я предлагаю Вам провести урок – практикум по подготовке к ЕГЭ.

Перед собой вы видите «Оценочные листы». Я попрошу вас после каждого вида работы делать отметки в этих листах. По пятибалльной шкале оцените уровень своих знаний на каждом этапе на сегодняшнем уроке.

ФИО_____________________________________________

«Оценочные листы»

моя оценка («3», «4», «5»)

Орфоэпическая разминка

Орфографическая разминка

Грамматические ошибки

Обособленные члены предложения (обособленные определения)

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

    Повторение теоретического материала.

1.Типы норм литературного языка.

    Вспомните, что такое культура речи?

Культура речи – это раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах.

    Что такое нормы литературного языка?

Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.

    Назовите типы норм литературного языка. ТАБЛИЦА

На уроке мы остановимся на орфоэпических нормах.

    Что такое орфоэпические нормы?

Орфоэпические нормыэто правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле нормы ударения (акцентологические нормы).

Тест по теме «Орфоэпия»

Задание 4 (КИМ)

Задание1

1)берЁста
2) камбалА
3) дремОта
4) договОр

Задание 2

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)намЕрение
2)надОлго
3) бАловать
4) снятА

Задание 3

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)позвонИт
2)красИвее
3) черпАть
4) диспансЕр

Задание 4

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)слИвовый
2)клалА
3) сОгнутый
4) вручИт

Задание 5

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)позвонИм
2)рвалА
3) грАжданство
4) давнИшний

Задание 6

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)закУпорить
2) договОр
3) досУг
4) газопрОвод

Задание 7

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)тОрты
2) сирОты
3) лОмоть
4) тУфля

Задание 8

1)некролОг
2) катАлог
3) звОнит
4) цЕпочка

Задание 9

В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)прИнять
2) бАловать
3) щавЕль
4) углУбить

Задание 10

В каком слове НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)фенОмен
2) сАбо
3) пиалА
4) диспансЕр

Самопроверка

Бланк ответов «Орфоэпические нормы»

Варианты ответов

Номер задания

Ключ к ответам

Варианты ответов

Номер задания

2. Принципы русской орфографии.

    Вспомните основные принципы русской орфографии.

      морфологический принцип

      фонетические написания

      традиционные, или исторические написания

      дифференцирующие написания

Задание 8 (КИМ). Работа с § 19, стр. 64.

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

    сх..матичный, к..мпонент, предл..гается

    обн..влённый, сост..вление, проб..раться

    сист..матизация, ф..рмулировка, ум..лчать

    обог..щение, сл..гаемое, д.льнейшая

    обозн..чение, задр..жать, т..инственный

    обог..щаться, к..ричневый, прик..сновение

    зап..х, г..реть, раск..лённый

    обл..котиться, б..гровый, прил..жение

    возр..ст, обл..гать, к..ституционный

    согл..шение, об..зательный, др..бить

    расст..лить, к..нтинент, орнам..нтарный

    ф..милия, к..снуться, х..рактеризовать

    подв..ргать, к..личество, фр..гментарный

    н..вация, озн..комиться, зам..рли

    ист..рический, перефр..зировать, оп..сение

    инф..рмационный, с..стема, ж..лать

    пров..ряющий, ф..лология, пол..жение

    бл..годарный, закр..пление, опр..делить

    экон..мический, приоб..дриться, изгот..вление

    просл..дить, расст..лать, изм..няющийся

Самопроверка

    Каким принципом русской орфографии регламентируется написание слов с проверяемой безударной гласной в корне слова?

Морфологическим

3.Грамматические ошибки.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об ошибках. Как вы понимаете, при проверке сочинений, кроме орфографических и пунктуационных, учитываются также фактические,

логические, речевые и грамматические ошибки. Поскольку « врага надо знать в лицо», давайте рассмотрим грамматические ошибки, чтобы избежать их в своих работах.

    Что такое грамматическая ошибка?

Грамматическая ошибка - это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой – либо грамматической нормы:

    словообразовательной

    морфологической

    синтаксической

Задание 7 (КИМ)

Классификация типичных грамматических ошибок

    неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    ошибка в построении предложения с однородными членами

    неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    неправильное построение предложения с причастным оборотом

    неправильное построение предложения с косвенной речью

Слайд

А . Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в

    При использовании деепричастного оборота следует помнить, что действие деепричастия и сказуемого должно относиться к одному и тому же лицу.

Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищев поступил в

петербургский Пажеский корпус.

Б. Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В. Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

    Ошибки в построении предложения с причастным оборотом чаще всего связаны с тем, что определяемое слово помещают в середине причастного оборота, либо в неверном установлении связей между словами (ошибки в согласовании).

Г. Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше

покупателей.

    Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, навстречу, наперекор

употребляются толькос Д.п.

Д . Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге

«Письмах о добром и прекрасном».

Самопроверка

4.Обособленные согласованные определения.

    Что такое обособление?

Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придания им некоторой самостоятельности.

Задание 16 (КИМ)

1. Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60 годов (4) нового направления.

2. В России (1) в течение века глубоко и органически впитавшей (2) и (3) критически переработавшей западную культуру (4) наряду с Академией выросла и другая наука – университетская, наука Военно – хирургической академии и других специальных школ.

3. Учёные считают, что обнаружены метеориты и астероиды (1) представляющие собой осколки (2) некогда существовавшей в солнечной системе крупной планеты (3) совершавшей своё движение вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера.

4. Пётр I (1) подбирая себе помощников (2) стремился выделить людей (3) имеющих разносторонние интересы и склонность к учению (4) готовых верой и правдой служить Отечеству.

    Какие обособленные члены предложения имеются в данных примерах?

    Расскажите условия обособления определений и обстоятельств.

Самопроверка

5. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Задание 19 (КИМ)

Огонь к полудню набирал мощь (1) и (2) если ветер был попутный (3) двигался по тайге (4) которая уже не раз горела (5) со скоростью 15 – 20 километров в час.

    Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

    Вспомните виды придаточных предложений.

Самопроверка

    Подведение итогов урока.

Наш урок подходит к концу. И закончить я его хочу словами академика Д.С. Лихачёва:

«Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова».

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Бурятия

«Республиканский многоуровневый колледж»

Д-Ц.И. Сахияева

ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Сборник практических работ

для специальностей СПО

часть 1

Сахияева Дулма-Цырен Ишидоржиевна,

преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензент: Новокрещенных Елена Георгиевна, кандидат филологических наук, преподаватель колледжа искусств имени П. И. Чайковского.

Цель пособия – оказать помощь преподавателю в планировании и проведении практических занятий по русскому языку, а студентам эффективно систематизировать, обобщать, дополнять и закреплять знания по данной дисциплине.

Пособие предназначено преподавателям русского языка, а также студентам образовательных учреждений СПО.

Cодержание

Введение …………………………………………………………………..

Перечень практических занятий ………………………………………...

Тема: «Функциональные стили языка».

Практическая работа № 1. Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов ……………………………………………….

Тема: «Функционально-смысловые типы речи».

Практическая работа № 2. Лингвостилистический анализ текста ……

Тема: «Лексика и фразеология»

Практическая работа № 3. Лексические ошибки и способы их устранения ………………………………………………………………..

Тема: «Фонетика. Фонетические единицы».

Практическая работа № 4. Фонетический разбор слов ………………..

Тема: «Фонетика. Орфография».

Практическая работа № 5. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С - . Правописание И – Ы после приставок ………………………………….

Тема: «Фонетика. Орфоэпия».

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы …………………….

Тема: «Морфемика, словообразование, орфография».

Практическая работа № 7. Морфемный и словообразовательный анализ слов ………………………………………………………………..

Тема: «Морфемика, орфография».

Практическая работа № 8. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / ПРЕ - …………………

Заключение ……………………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………………………

Приложение № 1 …………………………………………………………

Приложение № 2 …………………………………………………………

Приложение № 3 …………………………………………………………

Приложение № 4 …………………………………………………………

Приложение № 5 …………………………………………………………

Приложение № 6 …………………………………………………………

Приложение № 7 …………………………………………………………

Приложение № 8 …………………………………………………………

Приложение № 9 …………………………………………………………

Приложение № 10 ………………………………………………………..

Приложение № 11 ………………………………………………………..

Введение

Методические рекомендации для выполнения практических работ по дисциплине «Русский язык» предназначены не только для преподавателей русского языка, работающих в учреждениях СПО, для организации и проведения практических занятий по данной дисциплине, но и для студентов колледжей, техникумов для повторения и систематизации знаний по русскому языку.

Цель практических занятий - формирование современной языковой личности, повышение уровня практического владения современным русским литературным языком в письменной и устной его разновидностях и в различных сферах функционирования.

Выполнение студентами практических работ направлено на решение следующих задач:

Обобщение, систематизацию, углубление и закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплины;

Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

Развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов;

Выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Состав и содержание практических работ направлены на реализацию Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений и на основе примерной программы по дисциплине «Русский язык»

(Москва 2008 г.).

Методические рекомендации состоят из 3-х частей:1-ая часть включает в себя 8 практических занятий по разделам: «Стили речи» - 2, «Лексика и фразеология» - 1, «Фонетика. Орфоэпия. Орфография.» - 3, «Морфемика и словообразование. Орфография» - 2. 2-ая часть содержит 7 занятий по разделу «Морфология и орфография» (знаменательные части речи). 3-я часть состоит из 8 практических занятий: продолжается «Морфология и орфография» (служебные части речи) – 4, «Синтаксис и пунктуация» - 3 и итоговое занятие «Орфография. Пунктуация. Культура речи».

Методические рекомендации ориентируют на повторение и обобщение основных разделов русского языка (фонетики, орфоэпии, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики и культуры речи), основное внимание уделяется заданиям, повышающим уровень речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности. Развитие личности обучающихся реализуется в системе заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и призванных помочь осмыслить свою деятельность, ее результаты. К каждому занятию подобран дидактический материал в 2 варианта: упражнения содержат разноуровневый языковой материал, что позволяет организовать дифференцированную работу на уроке. Задания расположены по возрастающей степени трудности, поэтому каждый студент варьирует количество и качество упражнений по своим способностям.

Практическая работа выполняется студентом по заданию преподавателя на учебном занятии в тетрадях для практических работ.

Отдельный вопрос по оцениванию работ: в зависимости от их содержания я выбираю разные критерии оценивания. В основном, оценивается каждое задание по пятибалльной системе, а потом ещё и в зависимости от объёма выполненной работы выставляется одна средняя отметка. В некоторых работах, таких как № 6 («Орфоэпические нормы»), выявляется максимальное количество баллов, например: 83, т.е. за каждое правильное решение слова – 1 балл. И работы оцениваются таким образом:

«5» - 90-100%

«4» - 60-89%

«3» - 40-59%

«2» - 39% и меньше.

Студенты уже знают эти критерии, и переводят эти проценты в баллы. И они также знают, что в зависимости от уровня группы и от сложности работы эти критерии могут меняться в большую или меньшую сторону.

Оценка за каждую практическую работу проставляется в журнале и учитывается как показатель текущей успеваемости студента , но по желанию преподавателя может дублироваться в отдельную ведомость выполнения практической работы (Приложение 11) для мониторинга успеваемости и организации индивидуальных консультаций для неуспевающих.

Каждая практическая работа рассчитана на 1 академический час, кроме практической работы № 2 «Лингвостилистический анализ текста» -2ч. Итого планирование составлено на 24 учебных часа, но предлагаемый преподавателю материал достаточно объёмен и может быть использован и при большем количестве часов.

Перечень практических занятий.

п/п

Тематика занятий

Кол-во

часов

Практическая работа № 1 . Анализ и составление деловых бумаг, официальных документов

Практическая работа № 2 . Лингвостилистический анализ текста

Практическая работа № 3 . Лексические ошибки и способы их устранения

Практическая работа № 4 . Фонетический разбор слов

Практическая работа № 5 . Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы Ь. Правописание О/Ё после шипящих и Ц. Правописание приставок на З - / С -. Правописание И – Ы после приставок

Практическая работа № 6. Орфоэпические нормы

Практическая работа № 7 . Морфемный и словообразовательный анализ слов

Практическая работа № 8 . Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ -/ПРЕ -

Практическая работа № 9 . Правописание суффиксов и окончаний имён существительных

Практическая работа № 10 . Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

Практическая работа № 11 . Склонение и правописание имён числительных

Практическая работа № 12 . Правописание местоимений

Практическая работа № 13 . Правописание суффиксов и личных окончаний глагола

Практическая работа № 14 . Правописание -Н- и -НН- в суффиксах

отымённых прилагательных. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

Практическая работа № 15 . Правописание наречий

Практическая работа № 16 . Правописание предлогов.

Практическая работа № 17 . Слитное, дефисное, раздельное написание

Практическая работа № 18 . Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи

Практическая работа № 19 . Морфологический анализ слов

Практическая работа № 20 . Синтаксический разбор словосочетаний.

Практическая работа № 21 . Анализ структуры простого предложения

Практическая работа № 22 . Анализ структуры сложного предложения.

Практическая работа № 23 . Орфография. Пунктуация. Культура речи.

ВСЕГО:


практикум по русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

БПГУ имени

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Бийский педагогический государственный университет

практикум по русскому языку

Учебно-методический комплекс дисциплины

БПГУ имени

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени

Научный редактор :

канд. … наук, доцент

Рецензент:

канд. … наук, доцент

Д Практикум по русскому языку [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: ; Бийский пед. гос. ун-т им. . – Бийск: БПГУ им. , 2008. – 85 с.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 050300.62 Филологическое образование.

Ó БПГУ им. , 2008.

Ó Сост.: , 2008.

1.1. Учебная программа дисциплины «Практикум по русскому языку» 4

1.1.1 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Практикум по языку. ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ». 4

1.1.2 Выписка из ГОССТАНДАРТА.. 8

1.1.3 модульная рабочая программа дисциплины... 8

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ... 13

2.1. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ .. 13

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ .. 46

3.2. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ .. 47

3.3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ .. 58

3.4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ .. 59

Приложение 1 . 61

Приложение 2 . 63

Приложение 3 . 65

Приложение 4 . 66

Приложение 5 . 67

Приложение 6 . 77

Утверждаю

Рабочая программа

Шифр и наименование

дисциплины_____________________________________________________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД),

наименование дисциплины)

Статус _______________________________________________________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности

(направления)_________________________________________________________________

(коды специальностей (направлений)

дневная

Формы обучения_______________________________________________________________

(дневная, заочная)

108

Объем дисциплины ____________________________________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

семестра

Учебные занятия

курсовых

проектов

расчетных

итоговой

аттестации

(зачет, экзамен)

Общий объем

в том числе

аудиторные

самостоятельная

практические

лабораторные


Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.01.2001 года.

ОПД. Ф.07 Практикум по русскому языку

Современное правописание: нормы и традиции. Принципы русской орфографии . Отступления от морфологического принципа. Орфографическая норма и понятие орфографической вариантности. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов. Анализ трудных орфограмм и их классификация. Выделение иерархии признаков орфограмм для теоретического осмысления правил написания трудных и спорных орфограмм. Правила, регламентирующие слитное, дефисное и раздельное написание слов. Спорные вопросы в русском правописании. Норма и вариативность в пунктуации . Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания в организации предложения и текста.

Разработчик ассистент

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры 3 февраля 2009

русского языка

Заведующий кафедрой

Одобрена Ученым советом филологического факультета

1. Организационно-нормативная документация

для специальности 050300.62 «Филологическое образование»

Форма обучения: очная.

Номер семестра

Учебные занятия

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Содержание предлагаемой программы, её объём и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и в плане способов его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес внеаудиторной (самостоятельной) работы, которая, наряду с практическими и лабораторными занятиями, становится полноценным и обязательным видом учебно-познавательной деятельности студентов.

Учитывая проблемы создания письменных текстов, адекватных действующим нормам правописания, характерные для многих студентов, обязательным является формирование каждым студентом индивидуальной программы работы над грамотностью.

Текущий контроль качества усвоения знаний

Проверка качества усвоения знаний проводится не только в устной, но и в письменной форме. Проведение разных по форме и по объему письменных работ дисциплинирует студента-первокурсника, вводя его в новую для него систему вузовского обучения; дает преподавателю основания объективной оценки знаний каждого студента; позволяет самому студенту представить уровень собственных знаний по предмету, увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы учесть их в последующей работе.

Итоговая аттестация

Курс завершается итоговым диктантом и зачетом, на котором проверяется уровень практической грамотности, умение давать орфографический комментарий, исправлять и анализировать ошибки, находить ответы на вопросы в лексикографических изданиях.

Основное содержание

1. Понятие об орфограмме. История русской орфографии. Фонетическое письмо в древней Руси. Членение текста на слова (XVI в.) как основная предпосылка необходимости выработки орфографических правил. Первая попытка унификации правописания в грамматике М. Смотрицкого. Роль, в унификации правописания. “Русское правописание” . Реформа 1918 г. Формирование орфографической нормы.

2. Принципы русской орфографии. Понятие о морфологическом принципе как ведущем в русской орфографии. Фонетический и традиционно-исторический принципы. Дифференцирующие написания. Способ слитного, раздельного и дефисного (полуслитного) написания.

3. Лингвистические основы орфографического анализа слова. Его связь с другими видами лингвистического разбора. Роль морфологического, морфемного , словообразовательного анализа при орфографическом разборе слова. Методика орфографического анализа.

4. Правописание согласных в корне. Чередующиеся согласные в корне. Конечные согласные корня перед суффиксами - чин-, - чик-, - чат-. Правописание женских отчеств. Двойные согласные в корнях русских слов и в заимствованных словах.

5. Правописание гласных в корне. Безударные гласные, проверяемые ударением. Чередование гласных в корне. Гласные после шипящих (в корнях, окончаниях, суффиксах). Гласные после “ц”. Правописание “ы”, “и” в корне после приставок.

6. Правописание приставок в русском языке. Конечные согласные приставок. Безударные гласные в приставках.

7. Правописание окончаний и суффиксов глаголов, прилагательных, существительных.

8. “Н” и “НН” в суффиксах прилагательных и причастий.

9. Правописание числительных. Склонение составных числительных.

10. Правописание наречий. Суффиксы наречий. “Ь” в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий. Дефисное написание.

11. Правописание сложных слов. Сложные прилагательные.

12. Правописание частиц. Частицы “НЕ” и “НИ” с разными частями речи.

13. Употребление строчных и прописных букв.

Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает: чтение рекомендуемой литературы, выступление с докладами, работа со словарями (сопоставление различных лексикографических изданий для решения конкретных познавательных задач), орфографический анализ диктантов, конструирование текстов, связанных с определенными блоками правил, подбор и составление словарных диктантов, текстов для диктантов.

Основные понятия

Принцип орфографии, орфограмма, орфографическая норма, орфографическое правило, орфографическая ошибка, принцип пунктуации, пунктограмма, пунктуационная норма, пунктуационное правило, пунктуационная ошибка, колебание, вариативность, факультативность написания, авторский знак, нерегламентированная пунктуация.

Основная

Валгина, Н. С. Трудные вопросы пунктуации [Текст]: Пособие для учителя. / . − М., 1983.

Иванова, В. Ф . Современный русский язык. Графика. Орфография [Текст] / . − М., 1982.

Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии [Текст] / . − М., 1982.

Иванова, В. Ф. Современная русская орфография [Текст] / . − М., 1991.

Кайдалова, А. И. Современная русская орфография [Текст] / , . − М., 1983.

Осипов, Б. И. История русской орфографии и пунктуации [Текст] / . Новосибирск, 1992.

Розенталь, Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации [Текст] / . − Челябинск. 1994.

Шапиро, А. Б. Современный русский язык. Пунктуация [Текст] / А. Б. Шапиро. − М., 1984.

Шубина, Н. Л. Пунктуационная система русского языка [Текст]: Лекции / . − СПб., 1993.

Дополнительная

Активизация работы учащихся по орфографии (5–8 классы) [Текст]: Сб. статей / Под ред. . − М., 1961.

Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст]: Пособие для учителя. / . М., 1987.

Бабайцева, В. В. Тайны орфографической зоркости [Текст] / // Русская словесность. − 2000. − №1. − С. 62–68.

Бадмаев, Б. Ц. Психологические приёмы ускоренного обучения русскому правописанию [Текст] / , // Вопросы психологии. − 1997. − №3. − С. 51–61.

Богоявленский, Д. Н. Психология усвоения орфографии [Текст] / . − М., 1966.

Букчина, Б. З. Орфографический словарь – всегда ли закон? [Текст] / // Русская речь. − 1997. − №1.

Букчина, Б. З. Сложные слова [Текст] / , . − М., 1974.

Власенков, А. И. Пособие по орфографии [Текст]: Для уч-ся средних профтехучилищ / . − М., 1983.

Гадалова, В. В. Работа с орфографическими понятиями при изучении видов орфограмм [Текст] / // РЯШ. − 1996. − №4. − С. 31–36.

Глазков, А. В. “Мягкая” реформа орфографии [Текст] / // Научные труды МПГУ им. . Сер. Гуманитарные науки. − 1995. − С.100.

Глазков, А. В. Орфографическая ошибка как предмет лингвистического исследования [Текст] / // Учёные записки Московского Культурологического лицея № 000. Сер. Филология. − №1 (99) − Вып. 7. − М., 1999.

Голев, Н. Д. Антиномии русской орфографии [Текст] / . − Красноярск, 1987.

Грот, Я. К. Русское правописание [Текст] / . − СПб., 1885.

Еськова, Н. А. Заставь дурака… Ещё раз о Боге и боге [Текст] / // Русская речь. − 2000. − № 1. − С. 45-47.

Еськова, Н. А. О недостаточности действующего правила употребления так называемой буквы ё [Текст] / // Вопросы культуры речи . − Вып. 8. − М., 1967. − С. 73–84.

Еськова, Н. А. О некоторых “каверзах” дефиса [Текст] / // Нерешённые вопросы русского правописания. − М., 1974.

Еськова, Н. А. О разделительных знаках [Текст] / // О современной русской орфографии. − М., 1964.

Костинский, Ю. М. Об одном неудачном, дезориентирующем правиле [Текст] / // РЯШ. − 2000. − №1. − С.78–80, 126.

Кузьмина, С. М. О новой редакции “Правил русской орфографии и пунктуации” [Текст] / // Русская словесность. − 1995. − №2.

Кузьмина, С. М. Теория русской орфографии [Текст] / . − М., 1981.

Ладыженская, Т. А. Творческие диктанты [Текст] / . − М., 1963.

Лебедев, Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку [Текст]: Книга для учителя. Из опыта работы. / . − М., 1991.

Львов, М. Р. Правописание в начальных классах [Текст] / . − М., 1990.

Моисеев, А. И. Буквы и звуки [Текст] / . − Л., 1969.

Моисеев, А. И . Основной принцип современной русской орфографии: морфологический или фонемный? [Текст] / // РЯШ. − 1995. − №1. − С. 59–63.

Парубченко, Л. Б. О научном отношении к методам обучения орфографии [Текст] / // Русская словесность. − 1997. − № 4. − С. 58–62.

Покровский, Л. Л. Работа над орфографическим правилом [Текст] / // РЯШ. − 1995. − №4. − С. 18–23.

Разумовская, М. М. Оценка орфографической грамотности учащихся [Текст] / // РЯШ. − 1993. − №1. − С. 80–84.

Репкин, В. В. Формирование орфографического навыка как умственного действия [Текст] / // Вопросы психологии. − 1960. − №2. − С. 135–141.

Соколова, Г. П . Правописание не и ни [Текст] / . − М., 1981.

Тихонов, А. А. Орфография…это очень трудно? [Текст] / // РЯШ. − 1988. − № 6.

Шустов, А. Н. Каратэ и камикадзе [Текст] / // РЯШ. − 1995. − № 1. − С. 68–72.

Щерба, Л. В. Теория русского письма. [Текст] / . − Л., 1983.

Словари и справочники

Правила русской орфографии и пунктуации [Текст] − М., 1956.

Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / − М., 1999.

Богданова, Г. А. Русский язык в таблицах, схемах, алгоритмах. Орфография. Пунктуация [Текст] / , − М., 1998.

Букчина, Б. З. Слитно или раздельно? [Текст]: Опыт словаря-справочника / , − М., 1976.

Былинский, К. И. Трудные случаи пунктуации [Текст] / , − М., 1961.

Валгина, Н. С. Орфография и пунктуация [Текст]: Справочник. / , − М., 1993.

Добромыслов, В. А. Трудные вопросы грамматики и правописания [Текст]: Пособие для учителей. / , . − М., 1965.

Орфографический словарь русского языка [Текст] / Под ред. и др. − М., 1982.

Полный справочник по орфографии и пунктуации [Текст] /Под ред. − М., 1999.

Розенталь, Д. Э. Прописная или строчная? [Текст]: Словарь-справочник / − М., 1988.

Соловьёв, Н. В. Орфографический словарь. Комментарии. Правила [Текст]: Справочник / ёв. − СПб., 2000.

Тихонов, А. Н. Словарь-справочник по русскому языку: Правописание, произношение, ударение, словообразование , морфемика, грамматика, частота употребления слов [Текст] / − М.: Цитадель, 1997.

Ушаков, Д. Н. Орфографический словарь [Текст]: Для учащихся средней школы / , . − М., 1990.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.62 «Филологическое образование».

Программа обсуждена и одобрена на заседании Учебно-методического совета по направлению 050300.62 «Филологическое образование» Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования на базе РГПУ им. (протокол от 01.01.01 г.).

1.1.2 Выписка из ГОССТАНДАРТА

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (Москва, 2005) по специальности 050300.62 – «Филологическое образование».

1.1.3 модульная рабочая программа дисциплины

Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Практикум по русскому языку

Современное правописание: нормы и традиции. Принципы русской орфографии. Отступления от морфологического принципа. Орфографическая норма и понятие орфографической вариантности. Репрезентация орфографических норм в словарях разных типов. Анализ трудных орфограмм и их классификация. Выделение иерархии признаков орфограмм для теоретического осмысления правил написания трудных и спорных орфограмм. Правила, регламентирующие слитное, дефисное и раздельное написание слов. Спорные вопросы в русском правописании. Норма и вариативность в пунктуации. Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания в организации предложения и текста.

Цель и задачи преподавания дисциплины

Цель курса – систематизировать знания по русскому языку, полученные в школе; восстановить и закрепить орфографические и пунктуационные навыки; способствовать овладению важнейшими лексическими, орфоэпическими , словообразовательными, грамматическими, стилистическими нормами; совершенствовать культуру устной и письменной речи; подготовить студентов к более к углубленному изучению речеведческих и лингвистических дисциплин.

Задачи курса:

Сформировать устойчивые орфографические навыки на базе обобщения и теоретического осмысления знаний, полученных в школе;

Сформировать навыки сознательной оценки письменного текста с точки зрения действующих норм правописания;

Сформировать базовый понятийный аппарат, необходимый для восприятия и осмысления последующих курсов в блоке лингвистических дисциплин;

Создать предпосылки для сознательного освоения культуры письма.

Место дисциплины в учебном процессе

Курс «Практикум по русскому языку» тесно связан с другими дисциплинами лингвистического цикла – «Введение в языкознание », «Современный русский язык», «Методика преподавания русского языка».

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты по окончании изучения курса должны

Точную формулировку правил, объясняющих написание;

Основные лексические, грамматические, орфографические, орфоэпические нормы русского литературного языка.

Быстро находить орфограммы, пунктограммы;

Классифицировать и объяснять пунктограммы в пределах простого и сложного предложений;

Правописание сложных существительных. Правописание сложных прилагательных. Правописание сложносокращенных слов, аббревиатур.

Упражнения на правописание сложных, сложносокращенных слов, аббревиатур

Повторение

Упражнения по пройденному материалу

Фонетика и орфоэпия

Фонетика как раздел языкознания. Гласные и согласные звуки. Орфоэпия как раздел языкознания. Орфоэпические нормы.

Упражнения на правильную постановку ударения (работа со словарем). Фонетический разбор слов

Состав слова. Словообразование

Понятие о морфемном составе слова.

Разбор слов по составу.

Морфологические способы словообразования.

Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательный разбор слов

Контрольная работа №1

Компьютерная диагностика по темам «Правила орфографии, касающиеся написания корней и приставок, одинаковые для всех частей речи», «Правописание сложных, сложносокращенных слов, аббревиатур», «Орфоэпические нормы», «Состав слова. Словообразование».

Орфографический анализ текста (правописание гласных и согласных в корне, приставке, на стыке корня и приставки слов, правописание сложных слов).

Грамматические задания (фонетический, морфемный, словообразовательный разборы слов)

Имя существительное

Морфологический разбор местоимений

Правописание местоимений

Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Упражнения на правописание местоимений

Глагол как часть речи. Морфологические признаки глаголов.

Морфологический разбор глаголов

Правописание глаголов

Правописание личных окончаний глаголов. Мягкий знак в глагольных формах. Суффиксы в глаголах.

Упражнения на правописание глаголов

Причастие как особая форма глагола

Морфологические признаки, образование причастий. Правописание гласных в суффиксах причастий. Суффиксы –н- и –нн- в страдательных причастиях.

Морфологический разбор причастий.

Упражнения на правописание причастий

Деепричастие как особая форма глагола

Морфологические признаки, образование, правописание деепричастий .

Морфологический разбор деепричастий.

Упражнения на правописание деепричастий

Наречие как часть речи.

Морфологический разбор наречий

Правописание наречий

Гласные и ь в конце наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

Упражнения на правописание наречий

Служебные части речи

Понятие о служебных частях речи.

Морфологический разбор слов служебных частей речи

Правописание служебных частей речи

Правописание частиц. Правописание предлогов. Правописание союзов. Правописание междометий и звукоподражаний.

Упражнения на правописание служебных частей речи

Повторение

Упражнения на повторение всего пройденного материала. Морфологический разбор слов разных частей речи.

Контрольная работа №2

Работа с текстом, грамматические задания

Синтаксис и пунктуация. Пунктуация в простом предложении

Понятия «синтаксис», «пунктуация».

Знаки препинания в конце предложения. Односоставные, двусоставные, неполные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Упражнения на изученные правила пунктуации

Пунктуация в предложениях с однородными членами

Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Упражнения по пунктуации в предложениях с однородными членами

Пунктуация в предложениях с обособленными определениями

Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями. Знаки препинания в предложениях с несогласованными определениями.

Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными определениями

Пунктуация в предложениях с обособленными приложениями

Правописание одиночных приложений. Запятая в предложениях с распространенными приложениями. Тире в предложениях с распространенными приложениями.

Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными приложениями

Предложения с обособленными обстоятельствами

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями, существительными, наречиями. Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными обстоятельствами

Пунктуация в предложениях с обособленными дополнениями

Обособление дополнений.

Упражнения по пунктуации в предложениях с обособленными дополнениями

Пунктуация в предложениях с уточняющими, пояснительными, присоединительными членами

Уточняющие обстоятельства, определения. Слова вернее, точнее в роли вводных слов. Конструкции со словами а именно, то есть; или; даже, особенно, например, в частности, в том числе, да и, и притом и др. Бессоюзные присоединительные конструкции.

Упражнения по пунктуации в предложениях с уточняющими, пояснительными, присоединительными членами

Сравнительные обороты

Пунктуация при сравнительных оборотах. Упражнения по пунктуации в предложениях со сравнительными оборотами

Знаки препинания при словах, словосочетаниях, предложениях, грамматически не связанных с членами предложения

Вводные слова и словосочетания. Вводные и вставные предложения. Обращение. Междометие. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Упражнения по пунктуации в предложениях со словами, словосочетаниями, предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Синтаксический разбор простого предложения

Понятие о сложном предложении. Сложносочиненное предложение

Запятая в сложносочиненном предложении. Отсутствие запятой в сложносочиненном предложении.

Упражнения по пунктуации в сложносочиненном предложении.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения

Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение с одним и несколькими придаточными.

Упражнения по пунктуации в сложноподчиненном предложении.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения

Бессоюзное сложное предложение

Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении.

Упражнения по пунктуации в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

Сложные предложения с разными видами связи

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Упражнения по пунктуации в сложных предложениях с разными видами связи.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитаты

Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Диалог. Знаки препинания при цитатах.

Упражнения по пунктуации в предложениях с прямой и косвенной речью, диалогами, цитатами

Повторение

Упражнения на повторение всего пройденного материала

Контрольный диктант №2

Контрольный диктант.

Грамматические задания к диктанту (фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический разборы слов, синтаксический разбор простого предложения)

Анализ контрольного диктанта

Работа над ошибками

Лексика и фразеология

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Употребление омонимов , синонимов, антонимов . Значение и употребление фразеологизмов.

Упражнения на подбор синонимов, антонимов, фразеологизмов, замену повторяющихся слов

Стилистика

Понятие о функциональных стилях. Научный, официально-деловой, публицистический, разговорный стили и их особенности. Стиль художественной литературы . Стилистические ошибки.

Упражнения по определению функционального стиля текста, на нахождение стилистических ошибок


2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ