Учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему: тексты для изложений. Обучающее сжатое изложение

На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.

Текст изложения

(1)В чём польза чтения? (2)Верно ли утверждение, что читать полезно? (3)Почему многие продолжают читать? (4)Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

(5)Польза чтения книг очевидна. (6)Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. (7)А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. (8)Убедиться в этом каждый может на собственном примере. (9)Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. (10)Читающий человек грамотнее говорит. (11)Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. (12)Не верите? (13)А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. (14)После прочтения (общий второстепенный член) вы будете соображать быстрее 1 , ваш ум станет острее 2 и вы поймёте 3 , что читать полезно и выгодно 4 .

(15)Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. (16)После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

(По материалам Интернета)

Образец сжатого изложения

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает ясное мышление. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать. После прочтения чего-нибудь из классики детективного жанра вы будете соображать быстрее и поймёте, что читать полезно и выгодно.

Книги оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. Читающие люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

Хочу научиться

1. писать изложение

2. сокращать текст изложения

Слушать данное изложение и все остальные

Скачать текст подробного и сжатого изложения "В чем польза чтения", аудиофайл

Яндекс.ДиректЗаказать LANDING PAGE от 8 т.руб!soyz-media.ru →Заказать LANDING PAGE от 8 т.руб!Разработка проектов под ключ от 8 т.р. Домен в подарок. 100% адаптив сайтов . Узнать!Интернет-МагазиныКорпоративные сайтыЛендингиЗаказатьПодробнее на soyz-media.ru Скрыть объявлениеФинансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование»Ваша карта ждет вас!tinkoff.ru →Ваша карта ждет вас!Кэшбэк 30% по спецпредложениям и 5% по избранным категориям. И до 10% на остаток!Дебетовая картаЗаявка ОнлайнКэшбэк до 30%Доставка 0 рубПодробнее на tinkoff.ruФинансовые услуги оказывает: АО «Тинькофф Банк», АО «Тинькофф Страхование» Скрыть объявление

Урок по развитию речи в 6 классе с использованием приемов РКМЧП.

Тема урока: Подробное изложение. Текст «Встреча с кашалотом»(6класс).

Цели

Ход урока:

1 этап-активизация каждого ученика.

1 .-В названии содержится слово встреча.(Название текста читается не полностью ). Какие ассоциации возникают у вас с этим словом, запишите в тетрадях.

азговор, узнавание, беседа).

Задайте вопросы.

Кто встречается и с кем?

Где происходит встреча?

Что необычного в этом?

2.- Что отражено в названии текста? (Тема)

3 .На доске записаны ключевые слова и выражения, спрогнозируйте по ним сюжетную канву:(корабль, пролив, не врезаться во льды, удар, качнуло)

Индивидуальная работа, прослушивание и обсуждение нескольких вариантов работ.

2 этап– осмысление текста.

-Прослушайте 1 часть текста, подтвердилась ли ваша версия?


Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло…

Заполнение дневника:

Кто? Что?

Ключевые слова на доске: как кувалда, чудовище .

Кто это?

Прослушайте 2 часть.

Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло. Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом. Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был …

Ключевое выражение на доске: фонтан пара.

Кашалот? Опишите его, используя знания из области зоологии (работа в паре). Прослушивание ответов.

Прослушайте3 часть текста.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Правильно ли вы описали кашалота?

Заполнение дневника

Кто? Что?

- Почему кашалот плыл за кораблем? Ваши предположения?

(Работа в паре, группе). Прослушивание версий.

Прослушайте последнюю часть текста.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения.
Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
- Оправдались ли ваши предположения?

Заполнение дневника.

Кто? Что?

Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

Прослушайте текст еще раз, напишите изложение близкое к тексту.

Работа с черновым и чистовым вариантами.

3 этап - рефлексия. Заполнение листа.

Вопрос

Приложение

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.
Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло… Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?
(По Г.Снегиреву).

Описание материала : предлагаю урок развития речи в 6 классе по теме «Обучающее изложение». Этот урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Урок предназначен как для отработки учащимися умения и навыков грамотного письма и грамотной речи, так и развития коммуникативной, лингвистической и культуроведческой компетенций.

Урок обучающего выборочного изложения в 6 классе

Тема: Выборочное изложение по тексту И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Цель:

1. Учить писать выборочное изложение, систематизировать и собирать материал к высказыванию.

2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся.

3. Способствовать совершенствованию навыка грамотного письма.

4. Способствовать воспитанию у учащихся любви к природе, Родине.

Раздаточный материал: Отрывок из произведения К.Паустовского «Прибрежный луг». Текст изложения по данному отрывку. Текст И.Соколова-Микитова «Весенний вечер в лесу».

Методы обучения, используемые на уроке:

Словесные, наглядные, практические;

Методы психологии - развитие мыслительных операций: классификация и систематизация, сравнение и обобщение;

Методы педагогические - методы организации и стимулирования учебной деятельности.

Ход урока.

I. Организация детей на работу.

II. Сообщение темы урока: «Составление выборочного изложения «Звуки вечернего леса».

Учитель. Я напоминаю о том, что прочитанное можно пересказать по-разному: подробно (близко к тексту), кратко или сжато (самое главное), а можно выбрать и пересказать какую-то одну часть текста, то есть изложить выборочно в соответствии с данной темой. Приведите примеры, когда вам приходилось составлять выборочные пересказы. (приводят примеры). Цель нашего урока - более подробное знакомство с особенностями и значением выборочного изложения, составление выборочного изложения на предложенную тему.

Учитель. При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-то его часть, связанная с определенной подтемой (микротемой). (Повторяем понятие о широкой и узкой теме). В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте (сосредоточен), но может быть и разбросан (рассредоточен). В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

В речевой практике вам часто придётся пользоваться выборочным пересказом, отбирать и излагать материал только на нужную для определённого случая тему. Значит, необходимо уметь выборочно излагать прочитанное или прослушанное.

III. Сопоставительный анализ исходного текста и выборочного изложения.

Текст (у каждого на парте).

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

(К.Э.Паустовский).

Выборочное изложение (у каждого на парте).

У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

Учащиеся читают текст и его изложение (они у каждого) и отвечают на вопросы:

Какова основная мысль исходного текста?

К какому типу текстов можно отнести отрывок (повествование, описание, рассуждение)? Почему?

Какой пересказ текста дан? Докажите свой ответ.

Как можно озаглавить новый текст, отразив его основную мысль? («Исполинский чертополох», «Сказочный рыцарь»).

Какой это тип текста?

Используются ли в изложении выразительные средства текста К.Паустовского? (Используются образные определения, сравнения).

Учитель. Обратите внимание на первое предложение в выборочном изложении. В нем сказано, где рос чертополох. Первое предложение очень важно, оно сразу делает понятным описание. Сосредоточен или рассредоточен материал для выборочного изложения? (сосредоточен). Я особо обращаю ваше внимание на то, что если при подробном и сжатом изложениях обязательно раскрывается тема и основная мысль исходного текста, то при выборочном - тема изложения всегда уже темы исходного текста, а основная мысль может не совпадать с основной мыслью исходного варианта.

IV. Чтение текста учителем (текст напечатан и роздан учащимся).

Весенний вечер в лесу.

За вершинами леса скрылось солнце. Прохладно и сыро в лесу. Слышно, как дышит, оживает земля. Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.

Вот сам с собою шевельнулся на земле прошлогодний мокрый листочек. Под ним показалась из земли зеленая стрелка молодой травы.

Много звуков в вечернем лесу.

Заливаются на деревьях первые дрозды. На вершине высокого дуба громко воркует дикий голубь - витютень.

«Витютень на ду-у-убе сижу! Витютень на ду-у-убе сижу!» - выговаривает важно витютень.

Глухо турлычут в прозрачных весенних лужах лягушки.

Вытянув длинные шеи, свистя крыльями, пролетели над лесом дикие утки.

«Чуфшшш! Чуфшшш!» - вдруг громко чуфистнул и забормотал на поляне краснобровый красавец тетерев-косач.

«Гу-гу-гууу! Гу-гу-гууу!» - гугукнул заяц, очень похоже, бесшумно пролетая, ему отозвалась лесная сова.

Страшно ухнул в лесу и захохотал филин.

Взмахивая крыльями, тихо потянули над макушками леса длинноносые лесные кулики.

Ниже и ниже спускается весенняя прохладная ночь.

Что описывается в тексте? (Ученики отвечают).

Какое это описание? Докажите свой ответ, используя текст. (Дают примеры изобразительно-выразительных средств),

Лес заполнен разными звуками. Какие глаголы употребляет автор для описания звуков? Кто издает эти звуки? (Дышит земля, заливаются дрозды; воркует, важно выговаривает голубь - витютень; глухо турлычут лягушки; пролетели, свистя крыльями, дикие утки; чуфистнул, забормотал тетерев-косач; гугукнул заяц; страшно ухнул и забормотал филин; тихо потянули кулики.)

В каком времени употреблены глаголы? (В настоящем и прошедшем).

А как вы понимаете выражение «пролетели, свистя крыльями»? (Разрезали крыльями воздух, при этом издавался звук, похожий на свист).

Много необыкновенных звуков уловил писатель Соколов-Микитов в весеннем лесу. А кто из вас был в лесу и слушал его звуки? Какие звуки вы слышали? (Дети отвечают).

VI. Сбор материала к изложению на тему «Звуки вечернего леса».

Коллективно дети выполняют следующие задания:

1. Выбрать из текста материал, относящийся к теме изложения (отбираются предложения 3,7-16; исключаются 1,2,4,5,17).

2. Просмотреть собранный материал и определить основную мысль будущего изложения. («Богат самыми разными звуками весенний лес вечером»).

3. Назвать глаголы, которые необходимо использовать, чтобы передать звуки леса.

4. Продумать, как начать изложение, расположить материал в нужной последовательности. («Много звуков в вечернем лесу. Слышно, как дышит и оживает земля…» остальная часть изложения повторяет последовательность текста.)

VII. Составление устного выборочного пересказа.

Заслушиваю один-два пересказа. Обращаю еще раз внимание на первое предложение, которое начинает описание, на последовательность изложения и на правильное использование глаголов при описании звуков вечернего леса.

VIII. Написание выборочного изложения «Звуки вечернего леса».

IX. Подведение итогов урока.

В итоге работы предлагаю учащимся памятку «Как работать над выборочным изложением».

Задача краткого, или сжатого изложения - передать основную мысль текста. Здесь не требуется сохранения авторского стиля, как при подробном изложении. Главное - точно уловить основную тему, а все описанные события пересказать, соблюдая логику повествования.

Как написать сжатое изложение

Есть классическая памятка по написанию кратких изложений - очень действенная и практичная.

1. Прослушайте текст и постарайтесь определить главную тему, стиль речи.

2. Выделите в содержании основные мысли и второстепенную информацию. Старайтесь уже при первом прочтении делать пометки, записывая сокращенно главные мысли и выражения. Важно также правильно записать имена героев, даты, если они присутствуют в тексте.

3. Уточните значение непонятных слов.

4. Прослушайте текст еще раз и составьте подробный план. Чем подробнее, тем лучше. Так вы сможете определить микротемы и выстроить логическую цепочку описываемых в тексте событий или явлений. Помните: сколько абзацев, столько и микротем. Если текст читают правильно, то между абзацами всегда выдерживается пауза. Это поможет сориентироваться.

5. Теперь предстоит сжать план. Уберите все пункты, не несущие смысловой информации. Можно убрать все подробности, описания, детали, уточнения, пояснения. Но не переусердствуйте, иначе рискуете исключить что-то важное.

6. Для каждого пункта напишите ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые необходимо будет включить в изложение.

7. Изложите содержание каждого пункта плана на черновике, стараясь употребить ключевые слова.

8. Прочитайте написанное и проверьте: сохранилась ли логика повествования, раскрыта ли основная мысль текста, есть ли связь между абзацами.

Основные правила краткого изложения текста

Есть несколько приемов, которые помогут исключить второстепенные детали из повествования.

1. Исключение.

Можно исключить из текста слова, фразы и целые предложения:

Пример:

Если человек живёт , чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он ставит себе цель, достойную человека.

Приносить людям добро - цель, достойная человека.

Удалите все поясняющие конструкции. В ряду однородных членов можно исключить синонимы, оставив одно слово, либо заменив весь ряд одним словом.

Пример:

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в своей душе соучастие, сочувствие , сострадание и в то же время умение отличать безобидные человеческие слабости от пороков, калечащих душу.

Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо развивать в душе сострадание, но при этом уметь отличать человеческие слабости от пороков.

2. Обобщение . Замените предложения описательного и поясняющего характера одним, но емким выражением.

Пример:

Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, учитель - это профессия, специальность. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом особенных свойств и качеств.

Учитель - это особая профессия, отличающаяся рядом особенных качеств и свойств.

3. Упрощение . Упрощайте все конструкции, которые возможно. Кстати, так и ошибок наделает меньше. Можно, к примеру, заменить причастные оборотные деепричастными, убрать вводные слова, слишком длинное сложное предложение разбить на несколько простых.

Пример:

Сквозь шум леса слышны были звуки, какие слышит напряженное ухо во всякую бурю, так что трудно было разобрать, люди ли это звали на помощь, или же непогода плакала в трубе.

Сквозь шум леса слышались звуки, которые было трудно разобрать.

Пример:

Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать , самые диковинные и умные звери, несомненно , бобры.

Бобры - самые умные и диковинные звери.

Самые распространенные ошибки

Избегайте частых повторов одного и того же слова. Используйте синонимы или местоимения.

Проверьте речевую связь между абзацами. Это легко сделать с помощью слов-организаторов: вот почему, из этого следует, таким образом, итак, наконец и т.д.

Не допускайте перестановки частей текста (микротем), чтобы не нарушить логичность изложения.

Не искажайте факты. Все имена, даты, факты следует писать правильно.

Такой вид работы с текстом, как изложение, помогает развитию многих умений и навыков. Это понимание текста, фиксирование, запоминание и передача полученной информации, построение на основе этой информации собственного связного высказывания, редактирование созданного текста, применение знаний по орфографии и пунктуации во время написания изложения. Главной задачей, конечно же, является развитие речи учащихся, когда они создают своё речевое произведение на основе образца – текста изложения. От изложения мы движемся к сочинению, творческой работе, предполагающей высказывание собственных мыслей на определённую тему.

С 2014 года в школах России введено итоговое сочинение как условие допуска к выпускным экзаменам. Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на любом уроке, и развивать это умение нужно на протяжении всего школьного курса. Конечно, особая ответственность здесь лежит на учителях-словесниках, потому что именно на уроках русского языка и литературы учащиеся получают знания о самом процессе, технике написания сочинения на заданную тему. Мышление выпускника, уровень развития и качество его письменной речи – это самое главное в оценивании. Следовательно, при организации работы по развитию речи во всех классах (а не только в выпускном!) мы в первую очередь стремимся к решению основной задачи: научить ребёнка думать, размышлять над темой и передать свои размышления и мысли в форме сочинения. Изложение в этой работе является необходимым и очень важным звеном.

Особенности изложений в 6 классе

Ещё М. В. Рыбникова в своих «Очерках по методике литературного чтения» (первое издание «Книги о языке» М.А.Рыбниковой, в которой были намечены методические приемы работы над словом, относится к 1923 году) наметила своеобразные «тематические круги» в словарной работе, по которым нужно двигаться от класса к классу, обучая детей написанию изложений и сочинений. В 5 классе это повествование, в 6 – описание. При изучении имени прилагательного в 6 классе логично обучать детей использованию этой части речи в письменных высказываниях.

Перед сочинением-описанием картины Николая Рачкова «Девочка с ягодами», на которой девочка держит в руках чашку с хохломской росписью, даём ученикам возможность познакомиться с хохломским народным промыслом, написав изложение о Хохломе.

Объём текста для изложения в 6 классе может составлять 150-200 слов. Можно выбрать один из предложенных текстов, в которых рассказывается об истории промысла. Дополнить изложение можно описанием хохломского изделия, которое будет наглядно представлено на уроке.

Перед изложением детям предлагается составить словосочетания «существительное + прилагательное», которые можно будет использовать в описании предмета. Например: хохломская роспись, золотистый фон, чёрный и красный цвет, яркие цветы, крупные листья, сочные ягоды, деревянная посуда и т. д.

Последовательность работы над изложением

  1. Первое чтение текста, при котором ученики внимательно слушают и определяют для себя тему текста, основную информацию и её последовательность, структуру текста. Делать записи при первом чтении нежелательно. Если есть слова, значения которых непонятны, их нужно объяснить; названия, даты, собственные наименования можно записать на доске.
  2. Пауза в 5-7 минут, во время которой ученики записывают примерный план текста, фиксируют его структуру. План составляется в произвольной форме, в чистовик не записывается. Нужно порекомендовать детям делать записи через 2-3 строки, оставляя место для дополнения и уточнения материала при втором прослушивании.
  3. Второе прослушивание текста, при котором ученики делают записи опорных, ключевых слов, используя сокращения. При втором прослушивании они проверяют правильность определения структуры текста, уточняют основную информацию, о которой идёт речь в тексте.
  4. Работа по воспроизведению текста изложения. Ученики пишут текст изложения в черновике.
  5. Проверка написанного текста с точки зрения связности, последовательности, то есть с точки зрения содержания; затем – проверка правильности написания слов, постановки знаков препинания.
  6. Выполнение творческого задания: описание предмета, наглядно представленного на уроке. Оно должно быть небольшим, 3-5 предложений, с использованием рабочих материалов – словосочетаний, составленных перед уроком развития речи.
  7. Учащиеся ещё раз перечитывают и проверяют весь текст, переписывают его в чистовик.

На такую работу по развитию речи целесообразно отвести два урока, в течение которых дети успевают выполнить все задания.

Тексты для изложений

Текст №1

Хохломская роспись по дереву возникла в Заволжье, в деревнях, стоящих на реке Узоле, что впадает в Волгу. На карте Нижегородской губернии и сегодня можно найти Новопокровское, Кулигино, Воробьёво, Лебедево, Хохлому – всего более 50 сёл производили посуду с хохломской росписью. Хлеба, выросшего на здешних песчаных почвах, часто не хватало до следующего урожая, и местные крестьяне исстари выделывали на продажу деревянную посуду: долбили ковши, точили блюда и чаши, резали ложки. Впрочем, это ремесло бытовало во многих регионах России, но хохломские изделия легко можно было узнать по особой золотистой росписи. Замечательно, что создавалась она без применения золота. Её рождение местная легенда связывает с мастером-иконописцем, бежавшим после церковного раскола в заволжские леса.

Близость Волги обеспечивала хороший сбыт посуды. Ремесленники свозили свою продукцию в большое торговое село Хохлома, оттуда возы и баржи отправлялись на Макарьевскую, Нижегородскую ярмарки, а затем расходились по всей России, попадали даже в Среднюю Азию и Персию.

Вещи ранней хохломы до нас не дошли, ведь дерево менее долговечно, чем металл или керамика. Сохранились изделия конца XVIII — начала XIX века.

Текст №2

Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Вы уж подумали – сказка началась? А это быль. Издавна делали да расписывали посуду в заволжских лесных деревеньках Новопокровское, Сёмино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской или кулигинской, а хохломской. А почему?

Хохлома! – какое странное и веселое слово. В нем и смех слышится и восхищенное – ОХ! И восторженное АХ! Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики.

Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица-Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом уж и посуду стали золотить по такому способу.

Тексты взяты из пособия для учителя «Русская культура: этнография, декоративно-прикладное искусство», Симферополь, «Антиква», 2011г.; авторы О. А. Дьяченко и Е.А. Поворозная.