Неоднородное определение. Что такое неоднородные определения

Однородные определения

Неоднородные определения

Скачать:


Предварительный просмотр:

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Слайд № 2:

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Однородные и неоднородные определения»

Слайд № 3:

Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.

Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности.

Слайд № 4:

Цель урока:

Закрепить знания об однородном и неоднородном определении и практический навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении;

Слайд № 5:

Задачи урока:

Уметь грамотно и осознанно использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями;
воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к историческому прошлому, нравственным чувствам и убеждениям;
развивать творческие, интеллектуальные способности учащихся, навыки самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

Оборудование урока: компьютер, таблицы «Однородные члены редложения», «Однородные и неоднородные определения»; учебник русского языка (8 класс) под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап:

Слайд № 1:

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-].

Справка: Впереди такой же сильный дождь.

А зачем спешить ?

Учитель: Перед вами упражнение в виде необычным образом написанной шутки и справка к ней. Сформулируйте задание к этому упражнению.

Ответ учеников: Используя предложения из справки, нужно восстановить текст шутки.

Учащиеся совместно с учителем выполняют задание.

  1. Определение темы и цели урока:

Учитель: Прочитайте из шутки предложение с однородными членами. Скажите, какую синтаксическую функцию они выполняют в этом предложении.

Ответ учеников: Это однородные определения.

Учитель: Наряду с однородными определениями, в русском языке существует неоднородные определения. Зная этот факт, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Высвечивается слайд № 2 (тема урока)

Ответ учеников: Тема сегодняшнего урока « Однородные и неоднородные определения».

Учитель: Отталкиваясь от темы урока и учитывая, что мы начали на прошлом занятии разговор об однородных и неоднородных членах предложения, сформулируйте цель урока.

Высвечивается слайд № 4 (цель урока)

Ответ учеников: закрепить знания об однородном и неоднородном определении и навык постановки знаков препинания при однородном и неоднородном определении .

Учитель: Может быть, вы мне поможете сформулировать задачи урока?

Ответ учеников: Научиться различать предложения с однородными и неоднородными определениями; уметь использовать в речи конструкции с однородными и неоднородными определениями.

Высвечивается слайд № 5 (задачи урока)

  1. Актуализация знаний учащихся:

Учитель: Задание выполняют две группы.

Слайд № 6:

Задание для первой группы:

Ответить на вопросы, подобрать примеры:

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Какой член предложения называется определением?

– Какие прилагательные относятся к качественным, относительным?

– Каковы признаки подчинительной связи “согласование”?

– Слова каких частей речи согласуются с существительным?

– Какие сочинительные союзы являются соединительными?

– Какие вы знаете разделительные и противительные союзы?

Задание для второй группы:

Слайд № 7:

Подготовьте рассказ-обобщение об однородных членах предложения по плану:

  1. Определение однородных членов предложения.
  2. В каком отношении друг к другу находятся однородные члены предложения и как они соединяются между собой?
  3. Словами какой части речи выражаются однородные члены предложения?
  4. Распространенные и нераспространенные однородные члены предложения.
  5. Понятие о рядах однородных членов предложения.
  6. Синтаксическая функция однородных членов предложения.

Задание выполнятся на конкурсной основе.

Дается время не подготовку.

  1. Изучение нового материала:

Записываем отрывок из стихотворения в прозе «Русский язык» И.С.Тургенева, который написан на доске.

Учитель: Как вы думаете, почему часть прилагательных написана зелёным цветом, а одно - красным?

Ответ учеников: Зелёным – однородные определения, красным - неоднородное.

Учитель: Еще раз обратимся к предложению из шутки с однородными определениями. Прочитайте его. Определите, с какой интонацией произносятся однородные определения.

Ответ учеников: Однородные определения произносятся с интонацией перечисления.

Учитель. Допускают ли однородные определения вставку союза и между ними?

Ответ учеников: Между однородными определениями можно вставить союз и.

Учитель. Если определения произносятся с интонацией перечисления и между ними можно вставить союз и, то это однородные определения, и они одинаково относятся к определяемому слову. Попытайтесь отразить это схематически. Правильный вариант:

Идёт сильный, редкий дождь.

Учитель: А теперь изменим данное предложение:

Ответ учеников: Идёт сильный весенний дождь.

Учитель: Скажите, какое определение относится непосредственно к определяемому слову дождь : ближайшее или дальнее?

Ответ учеников: Ближайшее определение (весенний ) относится к определяемому слову (дождь ).

Учитель: К чему относится другое определение (сильный)?

Ответ учеников: Другое определение относится к словосочетанию первого определения с существительным.

Учитель: Произносятся ли эти определения с интонацией перечисления и допускается ли между ними вставка союза и.

Ответ учеников: Эти определения не произносятся с интонацией перечисления и между ними не допускается вставки союза и .

Учитель: Это и есть неоднородные определения. Дайте им полную характеристику, соблюдая порядок наших рассуждений. Составьте схемы однородных и неоднородных определений.

Учащиеся составляют схемы:

Однородные определения – ,

неоднородные определения –

Ответ учеников: Учащиеся дают полную характеристику признаков и условий однородности и неоднородности определений.

Слайд № 8:

Однородные определения

Неоднородные определения

  1. Закрепление изученного материала:

Слайд № 9:

Упражнение 1

1. Стояли жаркие безветренные июньские дни.

2. Что-то необыкновенно широкое размашистое богатырское тянулось по степи вместо дороги.

3. Частые свежие следы то и дело пересекали дорогу.

4. Огромная темная туча быстро надвигалась с запада и скоро прошлась теплым летним обильным дождём.

5. Приятно возвратиться в старое испытанное место.

6. Но до сих пор на ту же яблоню в хорошее росистое утро прилетает старый воробей.

7. Выхлопной газ перемешиваясь с морозной снежной пылью увлекался скоростью движения.

СХЕМА: 3 + 3 + 1 = 7

Учитель: Очень внимательно прочитайте предложения. Рассмотрите схему-пример. Сформулируйте задание к упражнению.

Ответ учеников: Данные предложения надо разделить на три группы. В двух группах – по три предложения, в третьей – одно. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся выполняют задание: В одну группу пишут три предложения с однородными определениями, в другую – три предложения с неоднородными определениями, в третью – предложение с однородными и неоднородными определениями.

Слайд № 10:

Упражнение 2

1. Но маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.

2. А в лунную мартовскую ночь плывет над снегами опаловый свет.

3. Васька решил выследить, куда пробирается украдкой этот шальной страшный человек.

4. Возле небольшой заводской площадки, возле складов тускло мерцали огни ночных фонарей.

Учитель: Прочитайте предложения. Найдите в них синтаксические конструкции по теме урока. Сформулируйте задание к упражнению.

Учащиеся предлагают свои варианты заданий, один из них: из данных определений исключить одно с однородными определениями. Подчеркнуть однородные и неоднородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

Слайд № 11:

Задания к упражнению:

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения, в котором самое большое количество слов с безударной главной в корне.
  2. Составьте цепочку, в которой учитывалось бы количество звуков в слове. Начните со слова прикосновения. Соблюдайте принцип постепенного уменьшения количества звуков в словах.
  1. Словарно-орфографическая работа:

Учитель: Познакомимся с двумя новыми словами. Назовите первое слово. Первая его часть является корнем в слове река. Добавьте к ней слово иностранного происхождения, обозначающее посещение, преимущественно деловое.

Это слово реквизит.

Учитель: Определите второе слово. Первая его часть является в латинском языке с приставкой, обозначающей отделение, удаление, отмену и движение вниз, снижение. Чтобы найти вторую часть, нужно из корня слова приковывать убрать парный звонкий согласный звук. К этим двум частям прибавьте слово, обозначающее переносную радиостанцию. Назовите новое слово.

Это слово декорация.

Учитель: Сформулируйте лексическое значение слов реквизит и декорация.

Слайд № 12:

Реквизит – это совокупность предметов для театральной постановки.

Декорация – установленное на сцене место и обстановка театрального действия.

Учитель: Используя орфографический словарь, расскажите о написании слов реквизит и декорация.

Составьте предложение, в которое вошли бы оба новых слов и чтобы в нем были однородные и неоднородные определения.

(Можно дать задание по вариантам: первый вариант составляет предложение с однородным определением, а второй – с неоднородным).

  1. Закрепление изученного (продолжение):

Высвечивается слайд № 13 (текст о китайском театре)

Слайд № 13:

Упражнение 3

В спектакле не предусматривалось декораций и реквизита. Во время действия актеры играли с воображаемыми вещами. Артисты с помощью грима, определенных жестов, походки, цвета и покроя костюмов изображали особенности характеров персонажей, из общественное положение. Музыкальные мелодии помогали определить время и место действия. Действие спектакля традиционного театра могло проходить в течение нескольких дней!

Зрители приходили в определённые часы и за чашкой ароматного чая понаблюдали за игрой актером. Они в любое время могли уйти со спектакля, отправляясь по делам или на работу. Затем возвращались, чтобы вновь наслаждаться прекрасной понравившейся пьесой.

Традиционный китайский театр поистине уникален. Он берет начало в далеком народном искусстве, из деревенских праздников. Возникновение китайской традиционной музыкальной драмы обычно соотносится со вторым тысячелетием до нашей эры. В это время в многочисленных южных и северных провинциях Китая получили развитие небольшие местные театры, актеры которых должны были владеть не только искусством певцом, но и быть прекрасными чтецами, танцорами, акробатами. Нередко они росли и воспитывались при театре.

1 часть НО

2 часть ОО, НО

3 часть ОО

Учитель: У вас на парте находится текст, вернее части текста о китайском театре, написанные в нарушенной последовательности. Прочитайте внимательно и обратите внимание на дополнительную запись. Сформулируйте задание к упражнению.

Ответ учеников: Нужно восстановить текст, определив правильный порядок его частей, ориентируясь на наличие или отсутствие однородных и неоднородных определений. В первой части есть неоднородные определения. Во второй – нет ни однородных, ни неоднородных определений. В третьей части имеются только однородные определения. Поставить недостающие знаки препинания.

Учащиеся устно составляют текст, проверяют и обосновывают. Затем записывают часть, в которой есть неоднородные определения.

  1. Итог урока:

Учитель: Расскажите, чем отличаются однородные определения от неоднородных определений.
Рефлексия: На доске – плакат с рисунком горы знаний, к вершине которой стремились сегодня ребята.
Учитель: Оцените свои знания по теме и свою деятельность на уроке.
Как вам работалось? Легко? Интересно?
Кто испытывал затруднения?
Учащиеся помещают фигурки с изображением человечков на «гору знаний» (плакат на доске) и тем самым дают самооценку своей работы.

Оценивается деятельность школьников на уроке:

Обсуждается домашняя работа:

Учитель: Домашнее задание у вас будет разноуровневым:


Слайд № 14:

1. Традиционное: $ 38, таблица в справочной тетради, упр.300

2. Творческое задание: вы живете в городе или сельской местности? А может быть, зимой в городе, а летом – в селе? Согласны ли вы с тем, что «городской житель редко встречается с землей?»
Напишите сочинение-рассуждение в форме ответа писателю, употребив как можно больше
однородных и неоднородных определений.
Слайд № 15:

Я благодарю всех за работу на уроке. Урок окончен. До свидания.

Список литературы:

1. Учебник русского языка для 8 класса под редакцией

Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др. Издательство Москва, Баласс, 2011 год

Идет сильный, редкий дождь. По улице медленно шагает человек. Прохожий спрашивает его: Почему вы так медленно идете под дождём? [Б] – отвечает он. -?-[-]. Справка: Впереди такой же сильный дождь. А зачем спешить?

Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности

Однородные и неоднородные определения

Несколько определений к одному определяемому существительному не всегда являются и потому не всегда разделяются запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых трудных тем школьной программы. Ниже приведены перечни признаков однородных и неоднородных определений, далее в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некоторые из них рассматриваются более подробно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: синие, желтые, красные шары ;
  • обозначают синонимичные в условиях контекста признаки: могучий, буйный, оглушительный ливень ;
  • обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный, ясный вечер (= ясный, потому что лунный);
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза ;
  • присутствует смысловая градация: радостное, праздничное, лучезарное настроение ;
  • одиночное определение расположено перед распространенным: пустое, запорошенное снегом поле ;
  • расположены после определяемого слова: женщина молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная ;
  • обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое, золотистое облачко; длинный, узкий ковер ;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высокие, золотисто-серые, с нежными белыми краями .

Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
  • обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
  • обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
  • обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными , если

а) обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет ;

б) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой ;

в) каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному, и поэтому между ними можно вставить сочинительный союз «и». Ср.: чистый, спокойный свет луны (чистый и спокойный свет луны ); чашка густого, крепкого кофе (чашка густого и крепкого кофе ) и т.п.

Примечания:

  • однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку; Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых, темных волосах блестели седые пряди; бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождик и т.д.;
  • как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты): Его бледно-голубые, стеклянные глаза ;
  • однородны также синонимические (в условиях контекста) определения: тихая, скромная речка; молчаливая, несмелая, робкая девушка . В ряду таких определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было радостное, праздничное, лучезарное настроение; Осенью степи совершенно изменяются и получают свой необычный, особенный, ни с чем не сравнимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот : Вошел пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой ;
  • как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического характера: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, холодные ночи сменяются тихими, теплыми .

2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

Определения являются неоднородными , если характеризуют предмет с разных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белые круглые камешки (цвет и форма); красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. Такие определения могут стать однородными, если их объединяет общий признак: Наша терраса теперь стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак — «прочный»).

Примечания:

  • неоднородные определения чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, интересная детская книга, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • реже неоднородные определения состоят из сочетания качественных прилагательных: старый мрачный дом, интересные редкие издания .

Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

Упражнение 1. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1. Он родился в бедной крестьянской семье.

2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.
4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.
10. У него были большие рыбьи глаза.
11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.
12. Послышался звонкий детский смех.
13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
14. Все уснуло крепким здоровым сном.
15. Был холодный осенний вечер.
16. На ветках висели крупные тяжелые капли.
17. Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир.
18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.
19. Дул сухой горячий ветер.
20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.
22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.
24. Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага.
25. Теплым летним утром отправился я в Львов.
26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.
27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
28. В старом загородном парке тихо.
29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.
30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электронном пособии «

1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными:

1) если обозначают отличительные признаки разных предметов, например: Толпа ребятишек в синих, красных, белых рубашках стоит на берегу (Горький);
2) если обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны, например: Любил Чапаев сильное, решительнее, твердое слово (Фурманов).


- Каждое из однородных определений непосредственно относится к определяемому существительному, между определениями можно вставить сочинительный союз. Ср.: пустой, безлюдный берег; тяжелое, суровое дело;
3) если характеризуют предмет с разных сторон, но по условиям контекста они объединяются каким-либо общим признаком (внешним видом, сходством производимого ими впечатления, причинной связью и т.д.), например: В небе таяло одно маленькое, золотистое облачко (Горький) (внешний вид); ...Вода струится по камешкам и прядет нитчатые, изумрудно-зеленые водоросли (В. Солоухин) (общее внешнее впечатление); весенний, утренний, тоненький ледок (Твардовский) (общий признак – «слабый, хрупкий»); красные, воспаленные веки («красные, потому что воспаленные»); лунная, ясная ночь («лунная, а потому ясная»);
4) если в условиях контекста между ними создаются синонимические отношения, например: Настали темные, тяжелые дни... (Тургенев).
- Ср. также: сплошная, беспросветная тьма; прозрачный, чистый воздух; красное, злое лицо, робкий, апатический характер; густое, тяжелое масло; тихая, скромная жизнь; ровный, монотонный голос; белые, крепкие зубы; веселая, добродушная улыбка; гордый, независимый вид; отдаленный, пустынный переулок; сухая, потрескавшаяся земля; суровая, упрямая старуха и т.п.;
5) если образуют смысловую градацию (каждое последующее усиливает выражаемый определениями признак), например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид (Аксаков); Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен (Серафимович);
6) если за одиночным определением следует определение, выраженное причастным оборотом, например: В сундуке я нашел пожелтевшую, написанную no-латыни гетманскую грамоту (Паустовский); То была первая, не замутненная никакими опасениями радость открытия (Гранин); На белой, тщательно отглаженной скатерти появилось медвежье мясо, вяленая сохатина, рыба, голубица (Ажаев); Сквозь маленькое, затянутое льдом оконце... пробивался лунный свет (Закруткин);
7) если стоят после определяемого существительного (в этом положении каждое из них непосредственно связано с определяемым словом и обладает одинаковой смысловой самостоятельностью), например: ...Я видел женщину молодую, прекрасную, добрую, интеллигентную, обаятельную... (Чехов).

Отступления от правила встречаются в стихотворной речи, что связано с ритмомелодикой стиха, а также в сочетаниях терминологического характера, где по условиям лексико-семантическим определения даже в положении после определяемого существительного могут быть неоднородными, например:

а) Здравствуйте, дни голубые осенние... (Брюсов);
б) груша зимняя позднеспелая; трубы тонкостенные электросварные нержавеющие; кран мостовой электрический грейферный.
8) если противопоставляются, сочетанию других определений при том же определяемом слове, например: Недавно еще в этом районе были низкие, деревянные дома, а теперь – высокие, кирпичные.

2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

Определения являются неоднородными, если предшествующее относится не непосредственно к определяемому существительному, а к сочетанию последующего определения и определяемого существительного, например: Алеша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце, стоявшее на комоде (Достоевский) (ср.: кругленькое зеркальце – складное кругленькое зеркальце – маленькое складное кругленькое зеркальце); ...Представляете ли вы себе скверный южный уездный городишко? (Куприн); Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (Фадеев)

Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон, в разных отношениях, т.е. выражают признаки, относящиеся к различным родовым (общим) понятиям, например: В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро (Гоголь) – форма и материал; Волшебными подводными островами тихо наплывают и тихо проходят белые круглые облака (Тургенев) – цвет и форма; Мы жили в подвале большого каменного дома (Горький) – размер и материал; Как-то давно довелось мне плыть по угрюмой сибирской реке (Короленко) – качество и местонахождение и т.д. При возможности подвести такие признаки под общее родовое понятие подобные определения могут стать однородными, например: Для туристской базы отведен большой, каменный дом (объединяющее понятие – «благоустроенный»). В зависимости от стиля речи некоторые примеры допускают разное понимание, а в связи с этим – различную пунктуацию.

Неоднородные определения обычно выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательных, поскольку они обозначают разнородные признаки, например: Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Аксаков); Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной корой (Чехов); Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме (Фадеев). Реже неоднородные определения образуются сочетанием качественных прилагательных, например: Легкий сдержанный шепот разбудил меня (Тургенев); молочник с густыми желтыми сливками (Куприн); огромные удивительные темно-синие махаоны (Пришвин). Не вызывает затруднения пунктуация при определениях, выраженных одними относительными прилагательными или причастиями и относительными прилагательными, например: летний спортивный лагерь, витая железная лестница, мраморные четырехугольные колонны, неизданные авторские черновые наброски.

Двоякое толкование и двоякую пунктуацию допускают сочетания типа: другие проверенные методы (до этого уже имелись проверенные методы) – другие, проверенные методы (до этого имелись методы, еще не проверенные). В последнем случае второе определение выступает не как однородное, а как пояснительное (перед такими определениями можно вставить не сочинительный союз и , а пояснительные союзы а именно, то есть).

Однородные и неоднородные определения

Несколько определений к одному определяемому существительному не всегда являются и потому не всегда разделяются запятыми. Разграничение однородных и неоднородных определений — одна из самых трудных тем школьной программы. Ниже приведены перечни признаков однородных и неоднородных определений, далее в разделе «Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях» некоторые из них рассматриваются более подробно и сопровождаются примерами.

Признаки однородности определений (конспективно):

  • обозначают признаки однородных предметов: синие, желтые, красные шары ;
  • обозначают синонимичные в условиях контекста признаки: могучий, буйный, оглушительный ливень ;
  • обозначают взаимозависимые в условиях контекста признаки (= так как, поэтому): лунный, ясный вечер (= ясный, потому что лунный);
  • обозначают художественные образы, метафоры: свинцовые, погасшие глаза ;
  • присутствует смысловая градация: радостное, праздничное, лучезарное настроение ;
  • одиночное определение расположено перед распространенным: пустое, запорошенное снегом поле ;
  • расположены после определяемого слова: женщина молодая, прекрасная, добрая, интеллигентная, обаятельная ;
  • обозначают субъективную характеристику (факультативный признак): маленькое, золотистое облачко; длинный, узкий ковер ;
  • в позиции после определяемого слова: облака круглые, высокие, золотисто-серые, с нежными белыми краями .

Признаки неоднородности определений (конспективно):

  • обозначают форму и материал: пузатое ореховое бюро ;
  • обозначают цвет и форму: белые круглые облака ;
  • обозначают размер и материал: большие каменные дома ;
  • обозначают качество и местонахождение: угрюмая сибирская река .

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

1. Между однородными определениями, не связанными союзами, ставится запятая.

Определения являются однородными , если

а) обозначают отличительные признаки разных предметов: Красные, белые, розовые, желтые гвоздики составили красивый букет ;

б) обозначают различные признаки одного и того же предмета, характеризуя его с одной стороны: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой ;

в) каждое из определений непосредственно относится к определяемому существительному, и поэтому между ними можно вставить сочинительный союз «и». Ср.: чистый, спокойный свет луны (чистый и спокойный свет луны ); чашка густого, крепкого кофе (чашка густого и крепкого кофе ) и т.п.

Примечания:

  • однородные определения могут характеризовать предмет также с разных сторон, если при этом в условиях контекста они объединяются каким-нибудь общим признаком (сходством производимого ими впечатления, внешним видом и т.д.): Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку; Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор; В густых, темных волосах блестели седые пряди; бледное, строгое лицо; веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом; ласковые, живые глаза; гордый, храбрый вид; сухие, потрескавшиеся губы; тяжелое, злое чувство; серый, непрерывный, мелкий дождик и т.д.;
  • как правило, однородными являются художественные определения (эпитеты): Его бледно-голубые, стеклянные глаза ;
  • однородны также синонимические (в условиях контекста) определения: тихая, скромная речка; молчаливая, несмелая, робкая девушка . В ряду таких определений каждое последующее может усиливать выражаемый ими признак, образуя смысловую градацию: Было радостное, праздничное, лучезарное настроение; Осенью степи совершенно изменяются и получают свой необычный, особенный, ни с чем не сравнимый вид ;
  • в роли однородных определений обычно выступают имя прилагательное и следующий за ним причастный оборот : Вошел пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой ;
  • как правило, однородны согласованные определения, стоящие после определяемого слова : По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит . Исключение составляют сочетания терминологического характера: трубы тoнкocтeнныe электросварные нержавеющие; груша зимняя позднеспелая ;
  • однородными являются определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Спустя полгода долгие, холодные ночи сменяются тихими, теплыми .

2. Запятая не ставится между неоднородными определениями.

Определения являются неоднородными , если характеризуют предмет с разных сторон: большой каменный дом (размер и материал); белые круглые камешки (цвет и форма); красивые московские бульвары (качество и местонахождение) и т.д. Такие определения могут стать однородными, если их объединяет общий признак: Наша терраса теперь стоит на новых, кирпичных столбах (объединяющий признак — «прочный»).

Примечания:

  • неоднородные определения чаще выражаются сочетанием качественного и относительного прилагательного: новый кожаный портфель, интересная детская книга, теплая июльская ночь, светлая березовая роща, прозрачные оконные стекла и т.п.;
  • реже неоднородные определения состоят из сочетания качественных прилагательных: старый мрачный дом, интересные редкие издания .

Упражнения к теме « Однородные и неоднородные определения»

Упражнение 1. Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить запятые.

1. Он родился в бедной крестьянской семье.

2. Ясная светлая задумчивая улыбка лежит на облаках.
3. Солнечные лучи играют на густой сочной росистой траве.
4. Любви невольной бескорыстной невольно предалась она.
5. Тяжелые холодные тучи лежали на вершинах гор.
6. Я видел женщину молодую прекрасную добрую интеллигентную.
7. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни грамоту.
8. Сквозь маленькое затянутое льдом оконце пробивался свет.
9. Алеша подал ему маленькое складное круглое зеркальце.
10. У него были большие рыбьи глаза.
11. Вокруг тянулась плоская унылая степь.
12. Послышался звонкий детский смех.
13. Темные неосвещенные окна домов смотрели неприветливо.
14. Все уснуло крепким здоровым сном.
15. Был холодный осенний вечер.
16. На ветках висели крупные тяжелые капли.
17. Воспоминания — это живой трепещущий полный поэзии мир.
18. Огурцы занимали лучшую солнечную часть огорода.
19. Дул сухой горячий ветер.
20. Крепкий предрассветный сон сморил его.
21. В полях лежал влажный рыхлый и ослепительный снег.
22. Мы шли по тихой озаренной звездами тайге.
23. Одуряюще пахла омытая дождем молодая трава.
24. Толстой не мог писать, если перед ним не лежала хорошая чистая бумага.
25. Теплым летним утром отправился я в Львов.
26. Красные голубые желтые поднимаются к небу скалистые вершины.
27. Сильный порывистый ветер раскачивал деревья и гудел в лесу.
28. В старом загородном парке тихо.
29. Медленно падает на землю желтый убитый осенью кленовый лист.
30. Все путешественники были одеты в одинаковые полярные костюмы.

Ответы: 2,3,4,6,7,8,13,14, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 26, 29.

Упражнение 2. Спишите текст, расставляя недостающие запятые.
Между тем солнце ещё немножко поднялось над горизонтом. Теперь море сияло уже не сплошь а лишь в двух местах. На самом горизонте горела длинная сияющая полоса а в медленно набегающих волнах вспыхивали десятки ярких режущих глаза звёзд. На всём же остальном своём громадном пространстве море светилось нежной грустной голубизной августовского штиля. Петя залюбовался морем. Сколько бы ни смотреть на море, оно никогда не надоест. Оно всегда разное новое невиданное. Оно меняется каждый час на глазах. То оно тихое светло-голубое в нескольких местах покрытое серебристыми почти белыми полосками штиля. То оно ярко-синее пламенное сверкающее. То под свежим ветром становится вдруг темно-индиговым шерстяным, точно его гладят против ворса.

Источники:

  • Раздел «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» в пособии Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи»
  • Раздел «Определения» в электронном пособии « Курс русского языка» на сайте lik-bez.ru
  • Упражнения из пособия Казариной С.Г., Милюк А.В., Усачевой М.П. «Пунктуация» (ссылка на скачивание пособия)

Дополнительно на Геноне: