Открытые уроки по сольфеджио тема. Открытый урок сольфеджио — Обращение трезвучий

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

3. Игра «Я прошу спеть тебя».

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».16. Заключение. Подведение итогов урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «От игры – к знаниям» (практическое использование интервалов в творческих заданиях на уроках сольфеджио).

Адресат: 4 класс фортепианного и хорового отделений.

Цель:

показать практические возможности игровых форм и приемов обучения в работе над темой «Интервал» на уроках сольфеджио, направленных на развитие личности, творческую самореализацию всех участников образовательного процесса.

Задачи:

Формирование понятийного начала в единстве с творческим;

Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

Формирование музыкально – слуховых представлений;

Воспитание и развитие музыкального слуха;

Формирование навыков владения элементами музыкального языка;

Развитие эмоциональной отзывчивости к музыке;

Формирование навыков импровизации и ансамблевого музицирования;

Развитие музыкального мышления;

Совершенствование гармонического слуха;

Воспитание раскованности, уверенности в себе;

Воспитание чувства формы;

Воспитание потребности творческой деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Жанр урока: творческая лаборатория

Вид урока: урок - презентация

Методы: музицирование, импровизация, познавательная игра, словесный (беседа), наглядный, иллюстративно-практический, исполнительский, побуждающий, поисковый.

Используемые дидактические пособия:

Музыкально-иллюстративный материал;

Пособия «Гороскоп» и «Алфавит»;

План урока:

1. Организационный момент.

2. Исполнение песен про интервалы.

4. Беседа об интервале как образе и абстракции.

5. Рассказ – история о совершенных консонансах.

6. Музицирование интервальных цепочек (совершенные консонансы) на цифровом фортепиано в режиме «орган».

7. Исполнение песни «Консонанс и диссонанс».

8. Импровизация с «поющими» интервалами.

9. Исполнение песни «Обращение интервала».

10. Импровизации на тему «Гороскоп».

11. Целотонная гамма. Импровизация «Колдовство со звуками» и «Страшилки».

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли).

13. Игра – досочинение «Интересно, чем же закончилось это произведение?».

14. Исполнение сочинений учащихся, где интервал выполняет функцию бас-остинато.

15. Игры с интервалами: «Эстафета», «Алфавит», «Я знаю».

16. Заключение. Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организационный момент: 1) приветствие; 2) эмоциональный настрой; 3) информация о теме, цели и задачах урока.

Педагог : Сегодня урок сольфеджио необычный. Главный персонаж нашего урока - интервал . Еще в подготовительном классе мы, ребята, познакомились с вами с музыкальной страной «Интервалией», где все герои, не смотря на различие характеров, живут дружно и счастливо. Вы стали старше и научились не только слушать и определять интервалы в нотах и на слух, но и умело использовать их в своих творческих заданиях. А еще, не менее важно то, что интервал живет не обособленно, а в тесной дружбе с гаммами, аккордами, тональностями, знаками альтерации, ритмом, а также является частью таких выразительных средств в музыке как мелодия и гармония. Поэтому, цель нашего урока – показать взаимоотношения интервала в содружестве с различными понятиями на примере творческих заданий.

Итак, отправляемся в гости к Интервалу с песней.

2. Исполняются: «Песенка об интервалах» и Песенки – попевки .

Педагог : Предлагаю воспользоваться образными характеристиками интервалов для дальнейшего задания. Кто они такие интервалы и как звучат?

Ученики предлагают разные варианты сравнительных характеристик, исполняя интервалы в гармоническом и мелодическом виде вверх или вниз.

Ученики:

Кварта – «жесткая», «упрямая», «не только холодная, но и суровая»;

Квинта – «пустая», «холодная как медуза», «бесчувственная, как из замка Снежной королевы», «старинный, заброшенный замок» (в нижнем регистре);

Октава – звуки в ней «совершенно согласны друг с другом», «хорошо ладят»;

Терция – «добрая, красивая, стройная», имеет ладовую окраску (малая – «зов кукушки»);

Секунды – «сердятся, дразнятся, дерутся и хохочут при этом», «злючка-колючка», «сцепились, клубочком покатились», «скребущая, царапающая», «ябеда, плакса, хныкалка», «обида, печаль»;

Септима – «и страданье, и полет», «ворчунья», «великаны», «терпкая, грубоострая»;

Секста – «всеобщая любимица», «излучает любовь и доброту», «королева» русских романсов, «мягкая, бархатистая, сочная», имеет ладовую окраску;

Тритон – «пират, шпион, злодей», «интервал дьявола», «блики, отсвет, полутона света и тени», «тревога, напряженность», «таинственный, сказочный», «хитрый, вредный», «Змей Горыныч», «зубастые псы».

Попробуем с помощью образных характеристик спеть интервалы от любого звука.

3. Игра «Я прошу спеть тебя». Педагог исполняет музыкальную фразу, построенную на одном звуке. В котором упоминается один из интервалов. Ученик должен допеть второй звук вверх или вниз. В игре использовались интервалы – 2м, 2б, 3м, 3б, 5ч. С заданием справились хорошо, но наверняка все знают, что в гармоническом звучании интервалы показывают свое второе лицо. Не случайно образные характеристики так разноплановы.

4. Педагог : Для успешного усвоения темы «Консонанс и диссонанс» ребятам была предложена удивительная история о церковном музыканте . Вот она:

Давным-давно, в XI веке, много лет назад, жил-был музыкант. Он сочинял музыку, которую исполняли в церкви. Он мечтал, чтобы люди, слушая ее. Были счастливы. И вот однажды приснилась ему музыка, не простая – волшебная! Слушая ее, люди забывали о своих бедах, страданьях и тревогах. Мысли их уносились к звездам, к Богу, и ничто происходящее в мире не волновало их.

Наутро музыкант записал мелодию и раздал ноты церковному хору. И как только зазвучали звуки волшебной музыки, все люди забыли о своих горестях. Музыканту казалось, что он сделал всех счастливыми. Люди все шли и шли в церковь, ведь всем хотелось забыть о своих бедах. Но вскоре оказалось, что забыли они не только о тревогах – из их сердец вместе с волнениями ушли и радость, и любовь. Торжественно и спокойно звучала музыка под сводами церкви, потому что составляли ее только чистые интервалы. (Исполняется двухголосие на цифровом фортепиано в режиме «орган»).

Что же случилось с людьми? – думал музыкант. – Я хотел, чтобы они были счастливы, но я не вижу на их лицах радости. Значит, не может человек быть по-настоящему счастлив, если он не волнуется, не тревожится и не любит».

Музыка все звучала и звучала, а люди, слушая ее, не становились счастливыми. Тогда музыкант решил сочинить другую музыку, такую, чтобы в ней было все: и покой, и радость, и страданье, и мысли о Боге, и любовь.

«Это невозможно!» - говорили ему. Но он ее сочинил.

Ученикам было предложено исполнить подобное двухголосие, виртуально отправившись в XI век и попробовать представить себя в роли церковного музыканта.

Итог: Главная тайна музыки – в гармонии, когда различные звуки, сочетаясь, образуют единое прекрасное целое.

5. Исполняется песня «Консонанс и диссонанс».

6. Педагог: На уроках сольфеджио большое значение придаем игре на фортепиано различных упражнений для создания неких звуковых образов - «абстрактных» объектов. Увлекательными заданиями являются упражнения за фортепиано с несовершенными консонансами, мы их называем «поющие». Но для успешного выполнения этого задания необходимо усвоить два правила. Во-первых, надо очень захотеть, чтобы интервалы пели, и тогда появится красивый, певучий звук, а это уже основа основ, самое главное. А во-вторых, надо строго соблюдать параллельное движение правой и левой руки. И, конечно же, в «поющих» интервалах действуют два основных закона - квадраты и повторения.

Исполняются упражнения на фортепиано в терцию, сексту и дециму, используются различные размеры, ритмы (жанры).

7. Педагог: Интервалы – это удивительные музыкальные существа. Больше всего они любят кувыркаться, то есть становиться вверх ногами. Такой переворот называется обращением.

Исполнение песни «Обращение интервалов» .

10. Педагог: Особенно интересно ученикам составлять «Гороскоп» . Показывается иллюстрация гороскопа. Каждому созвездию принадлежит свой звук. Теперь найдите созвездия близких вам людей, например мамы, папы и т.д. Не пугайтесь, если между вашими звуками окажутся секунды, септимы или тритоны. Это вовсе не значит, что вы плохо относитесь друг к другу, наверняка между вами возникают споры. Зато вам никогда не бывает скучно! Сочините волшебную мелодию вашей семьи. В волшебной книге написано, что такая мелодия помогает людям жить в согласии, понимании и никогда не разлучаться. В мелодии можно использовать любой ритм, размер.

Даже с двумя звуками можно пофантазировать, ведь в обращении они дают шесть интервалов! А если воспользоваться разнообразием регистров и ритмов?

Исполняются музыкальные миниатюры «Гороскоп». Предварительно учениками показаны возможные варианты использования конкретных интервалов.

11. Педагог: В классе мы очень любим колдовать. Возьмем, к примеру, необычную гамму, которую в ДМШ и ДШИ никогда не играют. А зря … Гамма действительно необычная. И звучит она как-то по-особенному. Эта гамма широко использовалась русскими и зарубежными композиторами. Достаточно вспомнить волшебника Черномора из оперы Глинки М.И. «Руслан и Людмила» или призрак графини из оперы Чайковского П.И. «Пиковая дама».

Наше «колдовство в звуках» целиком и полностью основано на этой гамме (целотонная). Поэтому давайте для начала, ее сыграем. Если играть эту гамму двумя руками на сплошной педали, постоянно меняя силу и окраску звука, то это уже похоже на «колдовство». В особенности, если педагог в это время в басовом регистре будет играть октавами остинатную фигуру – fis-gis-ais… Но это еще не «колдовство», это только подступы к «колдовству». Внутри целотонной гаммы спрятаны различные интервалы, среди всех – есть особо волшебные. Попробуем сыграть гамму в ломаном виде, чередуя белую клавишу с черной… На словах звучит немного страшновато, а играть-то очень просто. Попробуем правой рукой вверх в две октавы на сплошной педали и так же меняя силу и окраску звука. И обратно. Кто они, эти волшебные интервалы? Узнали? Конечно же – тритоны! Не «колдовство» ли это? Добавив к необычным созвучиям аккомпанемент в виде баса - остинато, варьируя мелодию, получились следующие зарисовки – миниатюры.

Импровизация «Звездочка» и «Страшилка» (исп. Шумакова Валерия, Лобода Софья).

12. Анализ на слух интервалов с аудионосителя («Пранайама» автор и исполнитель Корциолли). Письменно ученики выполняют задание по вычленению интервалов из трека.

13. Педагог: Интересной формой развития творческих навыков на уроках сольфеджио является досочинение . Дети охотно импровизируют окончание фраз (мелодическое или ритмическое), особенно если задание усложнено конкретными указаниями, а не заканчивается банальным статическим завершением. Интересным поводом для творческого задания явилась одна история, которая называется «Чем же интересно кончилась эта пьеска?» .

Однажды у знакомых я обнаружил листок нотной бумаги с какими-то нотными записями. Листок был оборван. В этом доме никто не учился музыке, и даже инструмента не было. Бог весть как туда попал этот обрывок нотной бумаги. Я заинтересовался, посмотрел внимательнее. Там был какой-то детский стишок, песенка на этот стишок, потом короткий вальсик и колыбельная. Стишок сохранился целиком. Он был довольно забавный. Я даже сразу его запомнил.

Воронята – у ворон,

У слонов – слонята.

А у наших макарон

Есть макоронята…

Что же касается музыкальных пьесок, то концы их были оборваны. А поначалу мне они очень понравились. И я даже взял этот листок, чтобы дома проиграть на пианино. Песенка начинается так: (исполнение педагогом) . На этом запись обрывается, так что как заканчивается песенка – неизвестно.

Вальсик был тоже приятный: (исполняется педагогом).

И опять запись обрывается. Но здесь-то чувствуется, что до завершения пьески осталось совсем немного, каких-нибудь такта четыре, не больше.

А вот и колыбельная (исполняется педагогом).

Обратили внимание с учениками на развитие мелодии, форму пьесок, аккомпанемент. На уроке попытались восстановить нотный текст, не нарушая общей структуры и мелодики. Получилось, но не красочно, не интересно. «Что-то не хватает, попробуем найти необычное решение дома», - решили всем классом. Особо заинтересованные ученики по-своему интерпретировали окончание (с использованием проходящих хроматических звуков, распевов) и даже сочинили текст к «Колыбельной», что в целом не нарушило целостности пьес и говорит об индивидуальном стиле ребенка, который выработался в течение не одного урока, являясь следствием систематической творческой работы.

Исполняются несколько вариантов пьес: песенка, вальс и колыбельная с разнообразными окончаниями, не нарушающими общего стиля неизвестного автора.

14. Педагог: Часто используется интервал в аккомпанементе. Очень удобной для исполнения является квинта (бурдонная, убаюкивающая и вальсирующая), которая несет не только функциональную, но и эмоциональную нагрузку, а также октава в виде бас-остинато. Непростой задачей для педагога является нахождение и закрепление учеником правильного соотношения по звучанию между мелодией и аккомпанементом. Эта задача еще и осложняется и тем, что квинты звучат в низком, басовом регистре, и добиться оптимального баланса очень трудно. Многое зависит и от технических возможностей ученика, навыков музицирования. Обращаем внимание учеников на то, что «колдовство» действует сильнее, когда повторяются короткие попевки или возгласы. Это колдовские заклинания! .

Две пьесы собственного сочинения: «Танец маленьких негритят» и «Ночной поезд» (исп. Коваль Полина).

14. Педагог: Хочешь интервалы знать на «пять» - научись играть в игру «Я знаю» . Правила игры: строим на классной доске, в тетрадке или на фортепиано от одного звука вверх или вниз (уточняет педагог или сами ученики) интервалы, озвучивая:

1. Я знаю четыре (семь) совершенных консонанса.

2. Я знаю четыре (шесть) несовершенных консонанса.

3. Я знаю четыре (шесть) диссонанса.

4. Я знаю четыре (пять) малых интервала.

5. Я знаю четыре (пять) больших интервала.

Игра «Эстафета». Класс делится на две группы. Смысл игры в том, что ученики по «цепочке» строят какой-либо интервал (например, только чистые квинты), причем каждый следующий

Ученик строит его от того звука (вверх или вниз), на котором закончил предыдущий. Интервалы пропеваются или находятся устно.

Игра «Алфавит». В игре используется алфавит в соотношении с музыкальными интервалами. Педагог играет цепочку интервалов в гармоническом или мелодическом звучании (можно использовать исполнение в разных регистрах), где каждому интервалу соответствует определенная буква. Определив на слух интервалы, ученики отгадывают зашифрованные музыкальные термины: звук, квинта, септима, гамма, тоника, тетрахорд и т.д.

15. Итог урока. Рефлексивно-оценочные суждения. Каким вам запомнился Интервал?

Тема «Интервал» является одной из центральных в курсе музыкально-теоретических дисциплин. Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. Владение интервалами, то есть умение их петь, слышать и называть, необходимо для всего хода развития навыков чтения с листа, записи диктантов и подбора по слуху. Овладение интервалами – длинный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио. Работа над освоением интервалов требует от педагога продуманной методики и четкой постепенности в нарастании трудностей.

Применение игровых форм работы в обучении помогает учащимся легче усваивать новые знания, заниматься с радостью и увлечением. Традиционная методика преподавания предметов теоретического цикла, дополненная увлекательным музыкальным материалом и игровыми наглядными пособиями станет доступной, а занятия более живыми и интересными.

Постижение теоретических основ музыки на уроках сольфеджио через обучение путем исполнения песенок-правил, сочинения мелодий, импровизации, подбора аккомпанемента в значительной степени экономит время на уроке, поскольку позволяет отказаться от утомительных записей. Предлагаемые музыкальные игры и творческие задания позволяют не только закрепить изученный материал, вовлечь учеников в мир фантазии, творчества, но и сделать предмет сольфеджио привлекательным и даже любимым, а уроки превратить в увлекательную игру.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Живые и любознательные, знакомые с компьютером и Интернетом, они не терпят скуки, им свойственно познание, опережающее их развитие. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны педагога. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться. Поэтому, одной из основных задач проведения урока надо считать организацию познавательной деятельности учащихся. Она включает в себя формирование понятий, развитие мышления, воображения, формирование умений и навыков. Обращаясь к специфике урока необходимо, прежде всего, отметить многочисленные точки соприкосновения его с уроком традиционным. Во многом совпадают дидактические цели, воспитательная направленность. Так же важны профессиональный уровень, человеческие качества педагога, «психологический климат» в классе. Педагогу необходимо создать такую атмосферу, с помощью которой ученик сам подойдет к «открытию» теоретических, технических или исполнительских проблем через активную творческую деятельность, самостоятельность мышления.

Данный урок сольфеджио является следствием многолетнего опыта работы преподавателя, но не является примером для подражания. Каждому преподавателю свойственен свой индивидуальный стиль, поэтому отдельные элементы урока могут быть использованы в качестве «материала». Каким бы ни был захватывающим сам процесс творчества, без ощущения видимого и слышимого конечного результата, без эмоционального отклика слушателей, близких или, в крайнем случае, преподавателя, творческая инициатива «засохнет», так и не дав ощутимых «плодов».

Более подробную информацию о значении творческого урока на современном этапе можно получить в методической разработке преподавателя «Современный подход к реализации содержания образования и развитию творческого мышления на уроках теоретических дисциплин в ДШИ».

  1. Бергер Н.А. Сначала - ритм. Ребенок, играя, творит музыку. Учебно – методическое пособие для общеобразовательных и музыкальных школ, школ искусств, отделений педагогической практики музыкальных училищ и консерваторий. СПб.: Композитор, 2004. – 72 с.
  2. Борзухон Л.М., Волчек Л.Л. Азбука музыкальной фантазии. Пособие для детей младшего и среднего школьного возраста по развитию творческих навыков. Как сочинить мелодию. Тетрадь I. СПб.: Композитор, 1995.–44 с.
  3. Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М.: Классика-XXI, 2007. – 68 с.
  4. Булаева О.П., Геталова О.А. Учусь импровизировать и сочинять. Творческая тетрадь I. СПБ.: Композитор, 1999. – 29 с.
  5. Ефремова Л.В. Учиться интересно! Пособие по сольфеджио. СПб.: Композитор, 2006. – 38 с.
  6. Камаева Т.Ю., Камаев А.Ф. Азартное сольфеджио: методическое пособие по сольфеджио и теории музыки. М.: Гумнитар. изд. Центр ВЛАДОС; ЦРТС Доминанта, 2004. – 31 с.
  7. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки. Картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.
  8. Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка, I-II части. СПб.: Композитор, 2001. – 79 с.
  9. Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 4,5 класс. СПб.: Композитор, 2001. – 44 с.
  10. Соколов Ф. В. Музыкальный конструктор. Пособие по развитию музыкального творчества детей. Краткий систематизированный курс из 16 уроков. СПб.: Композитор, 2009. – 132 с.

Работа на хоровом отделении детской музыкальной школы отличается своей спецификой. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, хоровые отделения, как правило функционируют, на базе общеобразовательных школ, а значит территориально находятся отдельно от основной школы. Это обстоятельство меняет отношение учеников к занятиям: они ошибочно начинают считать, что это обыкновенный кружок, что, в какой-то степени, делает их отношение к занятиям менее серьёзным. Иногда это приводит к случаям невыполнения домашнего задания, поэтому работа педагога на хоровом отделении должна осуществляться в тесном контакте с родителями.

Во-вторых, не секрет, что на хоровое отделение практически отсутствует конкурсный отбор, берут всех желающих учиться. И естественный отбор происходит уже в процессе учёбы: кто-то отсеивается из-за потери интереса к занятиям, кто- то не справляется с программой хорового отделения. В итоге нередко к концу седьмого класса до выпускных экзаменов доходит только половина. Таким образом, педагогам приходится учитывать специфику хорового отделения и находить такие формы работы и общения с детьми, которые были бы для них интересны, полезны и не очень обременительны.

Тема: Доминантсептаккорд

Цель: Показать умение и навыки учащихся, закрепление пройденного ранее материала - Д7.
Задачи:
Образовательные
Научиться определять на слух Д7 в мелодии.
Знать определение и строение Д7.
Уметь строить в тетради, на доске и на инструменте Д7.

Тип урока: урок-закрепление
Форма работы: практическая, групповая.


Ход урока:

1. Приветствие.

2. Разминка. Викторина «Вопрос-ответ: тональности до 4-х знаков и их параллельные тональности». Викторины - привычная и любимая учащимися форма работы, устраиваемая в начале каждого урока. Кроме тональностей до 4-х знаков и их параллельных тональностей, таким же образом повторяются интервалы, аккорды и др. «Повторение - мать учения», а в нашем случае это очень актуально.

3. Распевание: интонационная настройка в тональности А dur, определение ключевых знаков, интонирование вводных ступеней, главных трезвучий тональности и их обращений. Затем переходим к септаккорду, построенному на V ступени - доминантептаккорду.

4. Септаккорд, определение Д7 (интервальный состав: б 3 +м 3 +м 3). Пение песенки о доминантсептаккорде. Это самое приятное занятие для учащихся, они очень любят петь песенки на разные темы. Это облегчает восприятие и усвоение темы. Поэтому любой урок сольфеджио всегда включает много песенного материала, тем более, что работа ведётся с учащимися хорового отделения.

5. Построение Д7 на фортепиано и разрешение его очень сложно дается ребятам, так как ребята хорового отделения не все имеют общий инструмент: фортепиано. Кто-то учится игре на домре, баяне, гитаре и т. д. Тем не менее, регулярное включение этой формы работы в общий ход урока даёт свои плоды.
Построение Д7 на инструменте, интонирование и разрешение его в мажоре и одноименном миноре в тональностях: G dur-g moll, F dur–f moll, D dur– d moll и т.д.

6. Аккордовые последовательности также строятся на уроках в разных тональностях.
Построение аккордовых цепочек на доске и в тетради:
а) T35 - S46 - T46 - D7 - T3; б) T35 - T6 - T46 - D7 - T3.

7. Диктант неполный, подготовлены заранее заготовки. На них педагогом написаны только головки нот, а ребята выполняют другие задачи.
Музыкальный диктант из сборника Н. Новицкой. Задача: определить лад, тональность, расставить длительности и разделить на такты.

8. Чтение с листа . Определение лада, тональности, размера. № 150 и 154 из учебника А. А. Варламовой и Л. В. Семченко.
Чтение с листа - не самая любимая форма работы у ребят на уроке, поскольку они ощущают определённые сложности с чтением нот в правильном темпе и дирижировании.
Тем не менее, такой вид сольфеджирования обязательно должен присутствовать на уроке, навыки чтения с листа постепенно нарабатываются.

9. Игра наоборот - самое любимое занятие ребят на уроках. В чистом виде игра остаётся на самый конец занятия, но часто элементы игры вплетаются в разные виды работы, что делает урок увлекательным и интересным. Игра развивает в детях коммуникативные качества, соревнование стимулирует к достижению лучшего результата, играя ребёок легко вступает в контакт и начинает легче общаться.

Игра «Угадай-ка».

Ученики делятся на 2 группы: каждой группе, по очереди, педагог играет интервалы, трезвучия, аккорды. Учащиеся определяют из на слух, а затем строят на доске. Кто всё правильно определил и построил, тот победитель.

1 группа: б 2 -ч4 - М35 - D7; 2 группа : м 3 - ч8 - Б35 - D7.

В школе искусств формирование навыков сольфеджио происходит практически на всех уроках: сольфеджио, хоре, общем инструменте, вокале, музыкальной литературе др. Любой урок в конечном итоге направлен на воспитание духовной культуры учащихся разными средствами музыки.

Литература:

1. Г. Ф. Калинина. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. - М., 2007
2. А. А. Варламова. Л. В. Семченко. Сольфеджио 3 класс. - М., 2010
3. Н. Новицкая. Музыкальные диктанты. - СПб., 2000
4. Т. Сиротина. Музыкальная азбука. - М., 2014

Интервалы

Открытый урок по сольфеджио, 2-й год обучения

Образовательное учреждение МКОУ ДОД ДТДиМ
Автор занятия (ФИО, должность) Злотенко Евгения Владимировна. педагог дополнительного образования
Предмет сольфеджио
Темя занятия интервалы
Место учебного занятия первое занятие тематического блока "Интервалы"
Год обучения 2
Тип урока урок изучения нового материала
Форма занятия групповая
Продолжительность 45 минут
Цель занятия Формирование понятия интервал
Задачи занятия

Образовательные:

  1. Изучение и первичное закрепление нового учебного материала
  2. Введение новой терминологии

Развивающие:

  1. Развитие образного мышления
  2. Развитие познавательного интереса
  3. Развитие умения применять знания на практике
Структура урока
  1. Организационный момент
  2. Вхождение в тему
  3. Основная часть
  4. Закрепление занятий
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание
Методический, дидактический материал
  1. Образовательная программа "Созвучие" хоровой студии ДТДиМ
  2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие - М: Наука, 1986 - 160 стр.
  3. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории! - издание 5-е, стереотипное. Серия "Учебные пособия для ДМШ" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 - 91 с.
  4. Калинина Г.В, Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: изд-во "Издатель Калинин В.В.", 2008 - 32 с.
Методы обучения
  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Эвристический (частично-поисковый)
  3. Репродуктивный
Оборудование
  1. Фортепиано
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Ноутбук

Пояснительная записка.

Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио. Это первое занятие в изучении этой темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! (презентация, слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать интервалы.

Интервалы - это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 2) . Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние - интервал. Продолжите дальше…

Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена - это интервал между уроками, а каникулы - интервал между четвертями.

Педагог: Молодцы! Интервал - это расстояние (слайд 3) . А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 4) (слайд 5) . В интервале звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии - тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе - то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 6) . Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 7) .

1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно

А теперь работаем по цепочке - каждый называет одно из определений интервала.

(Дети называют определения интервала)

Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит - гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

(Дети слушают и дают ответы)

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов. У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные - звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка - латыни (слайд 8) . Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда - вторая, терция - третья и так далее.

Так как интервал - это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 9)

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме - одна, в секунде - 2, в терции - 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет (слайд 10) .

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени - кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет (слайд 11) .

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима - один пальчик, секунда - 2 и т.д. (слайд 12) .

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь - разучим песню про интервалы.

Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 13)

1) Если ноты ходят парами,
Их называют интервалами,
И сейчас мы по - порядку вам их
С удовольствием споём.

Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит - неприятно, некрасиво, а второй - красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно - они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно - называются консонансы (слайд 14)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 15)

2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.

3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты,
Квинты, сексты называют консонанс.

Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 17, 18)

А теперь попробуем построить интервалы от нотки до. До-до - 1 ступень - прима. До-ре - 2 ступени - секунда. До-ми - три ступени - терция и т.д. (слайд 19)

Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде (слайд 20) (Дети записывают интервалы в тетрадь).

Музыка - это наполовину - математика, а наполовину - поэзия.

Интервал - это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки - ассоциации, подсказки (слайд 21)

Прима - это два одинаковых звука - как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция - мягкая и ласковая как кошечка, кварта - призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта - пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста - широкая и благородная как олень, а также - с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима - колючая, злая как баба яга, а октава - самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал

Ученики: Интервал - это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический - последовательно.

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы.

Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (приложение 1 )
1) Выполнить задания из рабочей тетради (заполнить таблицу и соединить стрелочками названия интервала и его ступеневую величину) (слайд 22 )
2) Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится тема нашего занятия (слайд 23 )
3) Выучить слова песни про интервалы.

Злотенко Е. В., г. Железногорск

Методическая разработка открытого урока по сольфеджио

2 класс

ТЕМА: "Закрепление понятий "тон-полутон". Изучение интервала секунда"

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

Закрепить ранее полученные знания, умения о музыкальных интервалах, понятия тон-полутон.

Научить сравнивать и эмоционально воспринимать малую и большую секунду.

Развивающие:

Развитие гармонического слуха и музыкальной памяти.

Приобретение навыков музыкально-творческой деятельности.

Развитие воображения учащихся.

Воспитательные:

- Воспитание слухового внимания.

Воспитание эмоциональной памяти.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока 45 минут.

План урока.

Ход урока

Слуховые навыки и музыкальная грамота

Содержание урока

Музыкальный и наглядный материал

1.Повторение интервалов. Повторение строения натурального мажора.

Закрепление интонаций полутона и тона

Пение гаммы До мажор. Пение гаммы по два звука с фиксацией тонов и полутонов.

Гамма, записанная на доске. Фортепианная клавиатура.

2.Малая и большая секунда.

Интонация интервала в мелодическом и гармоническом звучании. Обозначение интервала.

Пение попевок. Игра «Попрыгунчики».

Видеоматериал к уроку.

3.Музыкальный диктант(устно).

Интонация секунды. Размер. Длительности.

Работа с ритмическим рисунком песни «Куклы-неваляшки» и закрепление интервала.

Ритмические карточки.

4.импровизация на фортепиано.

Закрепление секунды в гармоническом звучании.

Прослушивание музыкальной пьесы.

Б.Заходер «Ёж» Д.Каболевский «Ёжик».

Организационный момент.

а)проверка учащихся по журналу.

б)проверка домашнего задания.

Содержание и ход урока.

1.Повторение интервалов.

Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим наше знакомство с интервалами. Давайте вспомним их названия.

Учащиеся: Терция, кварта, секста, октава, секунда, септима, квинта, прима.

Преподаватель: Вы очень хорошо запомнили интервалы. Что помогло вам запомнить их?

Учащиеся: Нам помогла песенка про интервалы.

Преподаватель: Давайте споем эту песенку.

Преподаватель: Какие незнакомые интервалы нам встретились?

Учащиеся: Нона и децима.

Преподаватель: Правильно. Это составные интервалы, с ними мы продолжим знакомство в старших классах. Ну а сейчас скажите что такое интервал?

Учащиеся :В музыке это два звука, это расстояние между звуками.

Преподаватель : Правильно ребята, интервал- это сочетание двух звуков, Взятых последовательно или одновременно. Если мы возьмем два звука вместе, то получится гармонический интервал, а если один за другим -мелодический. Послушайте несколько интервалов.

Одинаково или по-разному они прозвучали?

Учащиеся: Они разные, одни интервалы звучали мягко, красиво, другие резко.

Преподаватель: Действительно, все интервалы имеют свою окраску, свой характер...

Сейчас споем гамму- До мажор и наше упражнение: До-Ре -то тон, Ре-Ми-это тон, Ми-Фа-полутон, Фа-Соль-это тон, Ля-Си-это тон, Си-До-полутон. Ребята, сколько раз в гамме нам встретился полутон?

Учащиеся: Два раза. Это ми-фа и си-до.

Преподаватель: Верно! Вспомните нашу считалочку о строении мажорной гаммы.

Учащиеся: Тон-тон, полутон,3 тона полутон.

Преподаватель: Молодцы!

2.Малая и большая секунда.

Преподаватель: А теперь споем вместе знакомые нам песенки.

На скольких звуках построена эта песенка?

Учащиеся: На двух звуках: соль и ля бемоль.

Преподаватель: Это правильно, ребята. На двух соседних ступенях, которые образуют интервал Секунду.

Споем теперь вторую песенку.

На каких звуках построена эта песенка?

Учащиеся: На нотах фа и соль.

Преподаватель: Верно, но давайте сравним наши секунды. Какое расстояние между ними.

Учащиеся: Одна секунда "Фа-соль" была величиной в целый тон, а вторая "Соль-ля бемоль" "сжималась" до полутона.

Преподаватель: Значит, секунда в один тон- большая, а секунда в полтона?

Учащиеся: Маленькая.

Преподаватель: Мы будем называть ее - малая. Послушайте большую и малую секунды еще раз и вслушайтесь в их характер. Как они звучат?

Учащиеся: Малая секунда звучит "жалобно", "осторожно", а большая секунда шире и "смелее".

Преподаватель: Вы правильно заметили это. Обозначать их мы будем так: Б.2 -большая секунда, М.2 - малая секунда. А сейчас от разных звуков мы будем строить секунды у доски (дети строят большие и малые секунды от нот:До, ми, соль, ля, ре, фа).

Теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру "Попрыгунчики". Разделимся на две группы, одна группа - малые секунды, вторая - большие. (Группы встают по парам, услышав свой интервал(в мелодическом звучании) подпрыгивают один раз).

3.Музыкальный диктант.

Преподаватель: Поиграли, немного отдохнули, а теперь послушайте отрывок песни "Куклы - неваляшки". (Преподаватель исполняет отрывок песни с аккомпанементом). Какой характер у песни?

Учащиеся: Веселый, задорный.

Преподаватель: Верно, ребята. На следующем уроке мы разучим с вами эту песню, а пока послушайте ее еще раз внимательно, и прохлопайте ритмический рисунок. "Динь-дон, дили- дон что за странный перезвон." Какой размер в мелодии?

Учащиеся: 2/4

(учащиеся хлопают ритм и выкладывают его ритмическими карточками, один ученик работает у доски.)

Преподаватель: Ребята, а какой интервал повторяется в мелодии?

Учащиеся: Секунда!

Преподаватель: Правильно, мы услышали большую секунду, которая звучала смело, весело. Начинается песня от звука Си бемоль. Спойте большую секунду от этой ноты.

(Дети поют секунду "Соль-Ля". Затем сольфеджируют мелодию и хлопают ритмический рисунок. Один ребенок играет ее на фортепиано, еще один показывает на доске).

5.Импровизация на фортепиано. Секунда в гармоническом звучании.

Преподаватель: А сейчас, ребята послушайте стихотворение:

-"Что ж ты, еж, такой колючий"?

-"Это я на всякий случай.

Знаешь кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи" /Б. Заходер/

Теперь послушайте пьесу Дмитрия Кабалевского.

(Преподаватель играет пьесу, не называя ее.)

Кого изображает музыка - лисицу, волка, или ежа?

Учащиеся: Ежа!

Преподаватель: А почему ежа?

Учащиеся: Потому что музыка колючая, как ежик.

Преподаватель: Правильно. А какой интервал помогает его изображать?

Учащиеся: Секунда!

Преподаватель: Давайте мы с вами попробуем изобразить ежика из стихотворения?

Учащиеся: ДА! Давайте!

Преподаватель: Подходите к фортепиано и мы вместе попробуем. Для начала мы сочиним мелодию, а затем сыграем ее в секунду.

Преподаватель: Итак, сегодня на уроке мы еще лучше узнали интервал секунду. Какие бывают секунды? Чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся: Мы узнали малую секунду, в ней две ступени и полтона, а большая секунда - две ступени и целый тон. Мы научились различать на слух и даже изображать с помощью секунд колючего ежика.

Преподаватель: Молодцы ребята! Подводя итоги нашего открытого урока, можно сказать, что мы вполне справились с заданиями, и прошли без трудностей все испытания. Ну а на следующем уроке мы продолжим знакомство с интервалами.

1.Предмет «Сольфеджио», 1 класс (7 –летнее обучение: пианисты, скрипачи,

домристы, гитаристы),

2.Тема урока: развитие чувства ритма на уроках сольфеджио на начальном

этапе обучения

3.Цель: показать современный подход к воспитанию чувства ритма,

разнообразные методы и формы работы, применяемые на сольфеджио,

ритмике, хоре, ансамбле, слушании музыки и специальности.

4.Задачи урока:

а) учебно – образовательные

Формирование у обучающихся основ знаний в области метроритма

(понятия: метр, пульс, доли, сильная и слабая доля, размер, такт, тактовая

черта, ритмический рисунок и т.д.);

Выработка умений, способствующих воспитанию чувства ритма

(музыкально – слуховые представления, воспроизведение метрических

долей в различных темпах и размерах, отстукивание и чтение ритмических

рисунков, сольфеджирование, игра в шумовом оркестре и т.д.);

Координация межпредметных связей, способствующих интенсификации

обучения;

б ) воспитательные

На основе музыки различных жанров и стилей (Марш Д.Кабалевского,

Полька М. Глинки, Вальс Ф.Шуберта, песня «Неприятность эту мы

переживём» Б.Савельева, русская народная потешка «Растворились ворота»

и др.) сформировать эстетические, нравственные чувства

Привить любовь к изучаемому предмету

Развить личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

ответственность, дисциплинированность, активность, сообразительность,

наблюдательность и т.д.

в) развивающие

Формирование умений и навыков учебной, практической и умственной

деятельности (отражение в движении долей, игра в ансамбле, ритмизация,

запись ритмического рисунка,сольмизация,сольфеджирование и т. д.)

Развитие познавательных процессов обучающихся (восприятие на основе

включения народной, классической русской и западно – европейской, а

также отечественной музыки; мышление, внимание в воспроизведении

ритмических упражнений, прослушивании музыкальных произведений;

память, речь в ответах учащихся)

Умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение,

классификация, систематизация, обобщение в заданиях, связанных с

формированием музыкально – слуховых представлений, в теоретических

знаниях и практических навыках)

Развитие воли, эмоций, интересов, способностей и дарований личности

в выполнении упражнений, связанных с ритмо – двигательными навыками,

ансамблевыммузицированием, творческими заданиями и т. д.;

Развитие комплексных способностей, включающих восприятие, понимание,

воспроизведение.

5. Тип урока:

Урок закрепления знаний, умений, навыков

6 .Оснащение урока:

Фортепиано;

Ритмические кубики, таблицы и карточки;

Учебные пособия:

Н. Баева, Т. Зебряк Сольфеджио 1 -2 класс

Ж.Металлиди и А.ПерцовскаяСольфеджио.Мыиграем, сочиняем и поём1класс

А.ВарламоваЛ.Семченко Сольфеджио 1 класс

В.Жилин «Занимательные игры для чтения с листа»

О.Берак «Школа ритма» т.2

Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио

Шумовые инструменты: треугольник, маракас, бубен, барабан, ложки.

I Организационный момент. Перекличка учащихся, готовность обучающихся

к занятию, определение темы, цели и задач урока.

1.Проверка домашнего задания: запись в тетрадиритма песни В.Блага

«Чудак»

2.Проверка знаний и умений обучающихся:

Закрепление понятий метр, пульс, сильная и слабая доли, размер, ритм на

основе анализа музыки иритмо - двигательных упражнений (Марш Д.

Кабалевского, чешская народная песня «Аннушка»);

Ритмическая игра «Эхо» (ребята маршируют доли и повторяют за

преподавателем ритм, проговаривая его ритмослогами);

Исполнение ритмического аккомпанемента с одновременным пением

песни «Неприятность эту мы переживём» Б.Савельева (ансамблевое

музицирование, включающее 3 группы обучающихся: 1-я хлопает доли, 2 - я

топает на сильную долю, 3 -я -отстукивает ритм карандашами).

Чтение ритмического рисунка ритмослогами по ритмическим кубикам и

таблицам с одновременным вышагиваниемдолей в 2-х и 4-х дольном

размере;

Исполнение ритмических танцев в 3-х дольном размере (на сильную долю

хлопок, на две слабые – попеременные прыжки на каждой ноге отдельно);

Игра ритмического аккомпанемента (на сильную долю – хлопок, на слабые

Шлепки поколеням).

II .Постановка цели перед обучающимися:

Работа по освоению различных ритмических рисунков в 3-х дольном

размере в графической записи, как наиболее сложном в освоении

учащимися.

1.Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение

исходных знаний:

Пение гаммы соль мажор четвертными нотами в 3 –х дольном размере с

ритмическим аккомпанементом (к примеру, та –ти –ти – та или та - та – ти –ти и т. д.);

Ритмизация потешки «Растворились ворота» в 3-х дольном размере

(работа по карточке);

Предварительный анализ и сольмизация попевки «В огороде» (из

современного пособия В.Жилина «Занимательные игры для чтения с листа»);

Сольфеджирование песни «Чудак» с ритмическим аккомпанементом,

остинато (работа по карточке), пение ритмо – мелодического канона (1 –й

вариант – ритмическое сопровождение опережает мелодию, 2 –й -

ритмический аккомпанемент запаздывает).

Сочинение текста к заданным ритмам (к примеру, та – ти - ти – та, та – та -

ти–ти, ти – ти– та – та и т.д.);

Сочинение и импровизация ритмического остинато к песне

Чтение с листа ритмического рисунка ритмослогами с попеременным

движением левой и правой рукой, стараясь при этом удерживать единый

темп, представление вариантов различной интерпретации текстана основе

упражнения №5 из 2-й тетради «Школы ритма» О.Берак)

III . Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний.

Анализ ритма пьесы Вальс Ф.Шуберта, исполнение по нотамнашумовых

инструментах)

1.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

Вопросы к классу:

Что такое доли, сильная доля, размер, такт, тактовая черта, в каком

размере пишутся марши, вальсы; что такое ритм?

Какие варианты ритмического рисунка возможны в 3-х дольном размере?

2.Домашнее задание к следующему уроку:

Повторить правила;

Записать ритмический рисунок припева песни«У каждого свой

музыкальный инструмент»;

Сочинить ритмическое остинато к песне «Чудак».

3. Подведение итогов урока.

Учащиеся проявили активность, хорошее мышление и реакцию. Они, в

основном, справились с предлагаемыми заданиями, показав при этом

хорошее владение теоретическими понятиями, слуховыми навыками;

вместе с тем, у некоторых учащихся намечались определённые трудности в

импровизации и записи ритмического рисунка, а также в чтении с листа

ритмических блоков в едином темпе.

План - конспект открытого урока

1.Предмет сольфеджио , 5 класс народное отделение (баян,

домра,аккордеон), преподаватель Прусова Л.Л., 16. 02. 2012 г.

2. Тема урока : «Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио»

3.Цель урока : с учащимися старших классов показать разнообразие

методов, приёмов и форм работы, способствующих применению

знаний, умений и навыков на практике

4. Задачи урока :

а) учебно – образовательные

- сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с

развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства

ритма и уметь применять их в конкретной практической

деятельности

б) воспитательные

- на примере образцов из художественной литературы, включающей

народную, классическую и современную, отечественную и

зарубежную музыку различных времён и стилей, воспитывать

нравственные, патриотические и эстетические чувства;

- развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

успешность,уверенность, убеждённость,способность к самооценке,

критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,

взаимопомощь и взаимоконтроль

в) развивающие

- научить чисто петь одноголосные и многоголосные музыкальные

элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно

воспроизводить ритм и отражать его а записи;

- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,

внимание, воображение, восприятие;

- уметь применять логические операции: анализ, синтез, сравнение,

классификацию, систематизацию, обобщение;

- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.

5.Тип урока :

интегрированный

6 . Оснащение урока :

- фортепиано;

- таблицы, карточки, схемы;

- учебные пособия:

- А.Андреева От примы до октавы Сольфеджио 5 класс;

- Л.Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;

- Т.Калужская Сольфеджио 6 класс;

- О. Берак Школа ритма Т.3;

- Н.Ладухин Вокализы;

- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;

-В.Флис, Я.Якубяк Сольфеджио 7 класс;

- Ж.Металлиди, А.Перцовская Двухголосные музыкальные диктанты;

- В.Жилин Занимательные игры для чтения с листа;

- партитуры пьес для народного оркестра (В.Андреев Полонез

В.Купревич «Тульский самовар»);

- шумовые инструменты.

Основные этапы современного урока

I . Организационный момент

Готовность учащихся к уроку, перекличка

обучающихся, объявление темы, цели и задач

II .Проверка домашнего задания

1. Построение (письменно) и пение:

Гаммы D dur 2-х видов;

Отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в D dur ;

Всех известных аккордов от звука « d ».

2. Проверка знаний и умений обучающихся:

Слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;

Пение интонационных упражнений для усвоения интервалов

(мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и

доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);

«Танцуй, танцуй»);

Пение и слуховой анализ септаккордов и аккордовых цепочек;

Теоретическая разминка (работа в командах).

III . Организация восприятия и осмысления новой информации

1.Увоение исходных знаний:

Гармонический анализ 2 - й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях) и

характерных интервалов (ув 5 и ум 4) на материале фрагментов из

музыки Ф.Листа «Утешение», Р.Шумана «Отзвуки театра»;

Чтение с листа ритма со слигованными и синкопами по современному

пособию О.Берак «Школа ритма» (Т.3 №7).

2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа

деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе

ранее усвоенных знаний и умений:

Слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной

литературы (главная партия из симфонии №5 Л. Бетховена – Д65, Р.Глиэр

Вальс - Д43, Д. Тухманов «День Победы» - Д 2, М.Мусоргский «Венчание

царя Бориса на царство» - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,

имитирующих колокольный звон);

Игра на шумовых инструментах I периода пьесы В.Андреева Полонез,

исполняемого в оркестре русских народных инструментов;

Создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование

музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н.Ладухина).

3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний:

Анализ ритма I периода пьесы В. Купревича «Тульский самовар»,

исполнение на шумовых инструментах ритмической партитуры, а затем

оформление ритма по записанной на карточке мелодии по памяти;

Анализ обучающимися одной из пьес по специальности.

4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

Вопросы к классу:

Что такое родственные тональности, перечислить их для D dur , e moll ;

Что такое период, предложение, фраза, каденция?

Какие аккорды строятся на IV , VI , VII ступенях тональности?

IV .Домашнее задание к следующему уроку :

Построить и петь все изученные аккорды от звука « e »;

Сочинить и записать 8 тактов ритма с синкопами и слигованными нотами;

Сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л.

Варламовой, А.Семченко Сольфеджио 5 класс.

V .Подведение итогов урока

На занятии были представлены все основные разделы предмета

«Сольфеджио»:

Вокально - интонационные навыки;

Сольфеджирование и пение с листа;

Воспитание чувства метро – ритма;

Воспитание музыкального восприятия;

Музыкальный диктант;

Воспитание творческих навыков;

Теоретические сведения.

На уроке в традиционных формах работы были показаны следующие

приёмы педагогической техники:

Использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);

Повторение с расширением;

Пересечение тем (межпредметные связи);

Работа в командах;

Взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;

Применение практических навыков в конкретной деятельности;

Обмен мнениями, оценками.

На уроке использовались следующие современные технологии:

Проблемно – развивающая;

Личностно – ориентированная;

Перспективно – опережающего развития;

Сотрудничества.

Урок проведен в соответствии с современными требованиями:

Цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;

Темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой

построения;

Задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с

учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и

темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;

Использование музыкальных фрагментов различных композиторов,

стилистических направлений и жанров способствовало расширению общего

художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию

эмоционального восприятия учащихся;

Обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и

умение применять их в комплексе, при исполнении музыкального

материала, в творческих формах музицирования, что помогло

расширить их исполнительские и слушательские возможности,

необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов –

профессионалов.