Открытые уроки баяну музыкальной школе. Репертуарный план урока

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств им. А. И. Баева» Северного района Новосибирской области

Название материала: «Применение современных технологий в обучении баянистов» (игра под фонограмму).


Автор данного материала:
Хлопотова Надежда
Александровна,
преподаватель по класса
баяна, аккордеона

с. Северное 2013 г.

Открытый урок с учащимися по классу баяна 3-4 класс.
Тема: Применение современных технологий в обучении баянистов (игра под фонограмму).
Цель: Достижение ритмически, динамически, агогически правильного исполнения произведений под фонограмму.
Задачи:
1) Обучающая: показать процесс обучения игре под фонограмму в нескольких этапах.
2) Развивающая: развитие внимания, музыкального слуха при игре под фонограмму; показать точность в темпе, ритме, штрихе, динамике, агогике.
3) Воспитывающая: воспитание самостоятельности, чувства ответственности, исполнительской дисциплины.
Технические средства: ноутбук, музыкальный центр, CD-диски, USB- носители, метроном.
Наглядные пособия: фото эстрадных исполнителей на баяне, аккордеоне (П. Дранга, дуэт «Баян-mix», аккордеонный дуэт «Иллюзия»).
Музыкальный материал: видеоматериал лучших образцов эстрадной музыки (исполнение под фонограмму).
Тип урока: комбинированный урок
Ход урока:
I Вступление:
1. «Хочу играть как П. Дранга». Показ аудио, видеоматериалов: исполнение на баяне, аккордеоне под фонограмму.
2. Беседа с ребятами.
Метод: информационно-рецептивный

II Новый материал:
1.Три этапа обучения игре под фонограмму:
- этап первый – обучение игре в ансамбле (простые партии)
- этап второй – игра под фонограмму (соло)
-этап третий – игра под фонограмму унисон, игра в ансамбле (сложнее материал)
2. Беседа с ребятами
3. Ритм - главная основа в исполнение под фонограмму

Метод эвристической беседы, проблемный метод, информационно-рецептивный метод.

III Подведение итогов:
1. Беседа «Для чего нужно играть под фонограмму?»

I Вступление
1. « Хочу играть как Дранга»
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических инструментах (скрипка, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Баян и аккордеон раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления П. Дранги, дуэта «Баян – mix» и т. д. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу в класс баяна, аккордеона, чтобы играть «как Дранга».
- Показ видеоматериалов (П. Дранга, дуэт «Баян – mix» , шоу – дуэт « Баян-позитив», дуэт аккордеонистов «Иллюзия»).
2. Беседа с детьми после видео просмотра:
- Почему исполнение под фонограмму звучит ярче, сочнее?
Предполагаемый ответ: Любая пьеса превращается в яркий концертный номер, игра на инструменте в сопровождении собственного эстрадного оркестра.
- Почему исполнение под фонограмму современно?
Предполагаемый ответ: В наше современное время с экранов телевизоров мы слышим, в основном, только эстрадное исполнение, отсюда следует, что слушателю это знакомо и легче воспринимается.
II Новый материал
Процесс обучения игре под фонограмму состоит из нескольких этапов. Сейчас мы рассмотрим каждый этап по отдельности:
Первый этап – обучение игре в ансамбле (репертуар составляют простые песенки, даже на одной ноте).
Наиболее серьезной проблемой в ансамблевой игре, в том числе и в игре под фонограмму, считается синхронность звучания, то есть точное совпадение во времени сильных и слабых долей такта, всех длительностей участников ансамбля. Как правило, в коллективе исполнитель первой партии кивком головы показывает начало пьесы, замедление, снятия аккорда, окончание произведения. При игре под фонограмму от ученика требуется предельная концентрация внимания, так как нужно точно совпадать с записанным сопровождением. Нужно контролировать игру, не допуская расхождения с фонограммой.
Такой вид работы позволяет развивать самостоятельность, так как есть возможность разучивать произведение и дома, а не только в классе с педагогом.
Примером вышеизложенного материала могут служить пьесы Р. Бажилина из альбома пьес для начальных классов ДМШ «Учимся играть на аккордеоне» - «Солнечный дождик», «Радуга», «На лужайке», «Солнечный зайчик».
Одним из важных компонентов при игре является метроритм. Именно он позволяет играть ученику синхронно с записью. При нарушении метроритма рушится все исполнение. Также метроритм способствует техническому развитию ученика.
Второй этап - игра под фонограмму (соло), репертуар усложняется.
1.Репертуар на этом этапе различен. В последние годы появился подходящий репертуар (Р. Бажилин «Учимся играть на аккордеоне» часть 2; А. Новосёлов «Играем с удовольствием»; Ю. Шадёркин «В современных ритмах»). Такой репертуар несомненно, дополняет, расширяет содержание музыкального образования, способствует активизации учебного процесса. Играя под такой аккомпанемент, юный музыкант уже не начальном этапе сможет ощутить себя маленьким артистом, и это будет стимулировать его занятия на инструменте.
Примерный репертуар:
1. Н. Рота Мелодия из к/ф «Крёстный отец»,
2. Р. Бажилин «Зонтики»
3. Р. Лофланд «Адажио»
4. Цветков «Золушка» и мн. др.

Во время исполнения, перед учеником поставить определенные задачи:
- точность в темпе, ритме
-штрихи должны соответствовать характеру произведения
- динамические оттенки не должны конфликтовать с фонограммой, а должны быть выразительны.

2.После проигранных произведений поговорить с ребятами под какие фонограммы они играли, и как их разделяют:

-фонограммы, которые несут только гармоническую функцию (Кочанте «Belle», Д. Пономарёва «Лим-по-по», Карпов «Дорожная»)
-фонограммы, с элементами темы (П. Оливейра «Мелодия из к/ф «Генералы песчаных карьеров», Цветков «Золушка»)
-фонограммы с контрапунктом («Песня из таинственного сада» из реп. Гр «Secret Garden»)
- фонограммы со второй партией (Р. Бажилин «Зонтики», «После дождя»)
-развитые фонограммы (А. Новосёлов «Петушиная полька»)

Третий этап – обучение игре под фонограмму унисоном или ансамблем (унисон – сложная, интересная и незаслуженно забытая форма обучения на баяне, аккордеоне, когда несколько инструментов играют одну и ту же мелодию).
1.Исполнение под «плюс», на примере пьесы А. Новосёлова «Петушиная полька». Обратить внимание на длинное вступление, точно его просчитать. Выполнить все динамические оттенки, они должны соответствовать динамике в фонограмме.
При игре в ансамбле каждый участник может учить свою партию одновременно с партнером и по мере продвижения работать над отдельными частями произведения.
Разучивая произведение с фонограммой, нужно уже знать текст¸ играть в нужном темпе, с динамическими оттенками штрихами.
В изложении важен темп. Именно верно выбранный темп способствует точной передаче характера музыки. Ученик должен четко представлять, в каком темпе он сможет сыграть, попадать в нужный темп, контролировать свою игру, не допуская расхождения с партнером в ансамбле и с фонограммой.
Примером служит пьеса Е. Дербенко «Веселое настроение», сыгранное в разных темпах

2.Беседа с учащимися:
-в каком темпе были выполнены все требования (штрихи, динамика, агогика, чистота исполнения).
3.Ритмическая основа очень важна при игре под фонограмму, а тем более в ансамбле.
Пример: Произведение Романа Бажилина «Автомобиль».
-проследить, чтобы партия ученика была сыграна ритмически точно, для этого можно использовать речевые слоги, на ритмический рисунок восьмая-четверть-восьмая-четверть:подставить слоги ав-то-мо-биль. Это поможет ребенку сыграть эту синкопу.

III Закрепление. Подведение итогов.
1.Беседа с ребятами: «Для чего нужно играть под фонограмму?»
Предположительный ответ:
Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования. Ведь исполняя самые простые мелодии, дети приобщаются к творческому процессу. Играть под фонограмму следует на протяжении всего времени обучения в школе.
Игра под фонограмму воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств: ритмическая дисциплина, ощущение темпа, способствует развитию музыкальности, исполнительской выразительности, слуха.
Такой способ исполнения доставляет ученикам истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу, раскрепощает его, снимает зажатость, страх публичных выступлений.
Любому преподавателю важно увлечь маленьких музыкантов, ведь играя под фонограмму, он ощущает себя настоящим артистом, играющим в сопровождении целого коллектива.
Такой вид работы, расширяет творческие способности, помогает закладывать основы для слухового внимания, развития гармонического слуха, способствует ритмической дисциплине, развивает самостоятельность.

Анализ урока:
Результат урока показал, что поставленные цели и задачи достигнуты, так как содержание урока было направленно на достижение правильного исполнение под фонограмму. Задачи, поставленные преподавателем, были всесторонне раскрыты.
Для решения поставленных задач использовались следующие приемы и методы работы:
-четкость и ясность поставленных задач перед учащимися
-разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей ребенка.
- создание образного ряда (образные сравнения, ассоциации)
-активизация слухового контроля
-развитие мышления (игра в ансамбле)
-подача теоретических понятий в контексте музыкального образа.
-самоанализ учащимися исполняемых произведений.


Тип урока:
комбинированный.

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: сформировать, обобщить и углубить знания учащегося с основами работы над исполнительской техникой.

2.Развивающие: развитие эстетического вкуса, развитие образного мышления, музыкально – исполнительское и идейно – художественное развитие.

3.Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремленности и настойчивости в овладении приемами и навыками игры на инструменте, умение анализировать свое выступление.

4.Здоровьесберегающие: правильная посадка, положение рук, установка инструмента.

Форма урока: индивидуальная.

Методы: игра на инструменте, беседа, наблюдение, демонстрация видеоматериала, игровые методы.

Реализуемые педагогические технологии: художественные, информационно-компьютерные.

Оборудование: музыкальный инструмент (баян), нотная литература, дидактический материал (карточки), компьютер.

Используемая литература:

1. В. Семенов «Современная школа игры на баяне».

2. Д. Самойлов «Хрестоматия баяниста 1-3 кл.»

3. Ю.Акимов, В.Грачев «Хрестоматия баяниста 1-2кл.»

4. Составление и исполнительская редакция Ф.Бушуева, С Павина «Хрестоматия баяниста 1-2 кл. для детских музыкальных школ».

Репертуарный план урока:

1. Позиционные упражнения.

2. Гамма до мажор, арпеджио, аккорды.

3. Р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

4. К. Черни «Этюд».

5. Л. Книппер «Полюшко-поле».

6. Оценка за урок, домашнее задание.

Структура урока.

1. Организационный момент. Представление ученика и круга задач, стоящих перед ним.

2. Основная часть:

Вступительное слово педагога: «Техника, в широком смысле слова - средство передачи художественного содержания произведений. В узком смысле это предельная точность, быстрота пальцев, координация движений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, подготавливающие его к выполнению технических задач».

2.1 Игра позиционных упражнений. Обратить внимание на посадку ученика, положение рук, ног, установку инструмента.

Педагог: «Баянная техника строится на типовых формулах: гаммы, арпеджио, аккорды».

2.2. Игра гаммы до мажор целыми, половинными, четвертными, восьмыми длительностями со счетом вслух различными штрихами, арпеджио, аккорды.

2.3. Проверка домашнего задания .

Проигрывание выученных ранее пьес, указывая на недостатки и достоинства: р.н.п. «Василек», р.н.п. «Не летай, соловей», М. Красев «Маленькая елочка».

Педагог: «Успешное развитие техники невозможно без работы над этюдами».

2.4. К.Черни «Этюд». Преодоление технически сложного места, точная аппликатура, смена меха.

2.5. Проведение физкультминутки. Игра «Петрушка». Исходное положение: руки опущены, расслаблены. Одновременно встряхиванием рук и ног достичь расслабления мышц до чувства тепла. Игра с ритмическими карточками. Прохлопывание ритма, изображенного на карточках.

2.5. Л.Книппер «Полюшко – поле». Беседа о жизни и творчестве композитора . Просмотр фотографий композитора на компьютере. Беседа о песне «Полюшко-поле». Это советская песня о героях Красной армии, которая благодаря своей популярности, считается народной. Между тем, песня имеет авторов: муз. Л.Книппер, автор слов – поэт В.М.Гусев. Она была написана в 1933 году. Мелодия легла в основу 4-ой симфонии Л. Книппера «Поэма о бойце - комсомольце», явилась лейтмотивом этого произведения. История создания песни.

2.6 Работа над текстом, характером и аппликатурой.

Вначале исполняется произведение целиком, чтобы понять какие из наработанных педагогом задач, реализовались. После проигрывания становится ясно, что из-за неправильной смены меха обрывается музыкальная фраза, вследствии чего отсутствует выразительное интонирование.

Работа над ведением меха. В процессе обучения важно научиться сознательно и грамотно определять моменты смены направления меха. На начальном этапе обучения смену движения меха следует делать после снятия пальцев, в нотных сборниках в тексте находятся соответствующие знаки, определяющие точную смену меха, их нужно придерживаться. Каждую фразу педагог просит подводить к моменту кульминации. Чтобы облегчить задачу, ученик играет отдельно каждой рукой, уделяет внимание смене меха. После успешно сделанной работы усложним задачу, играя произведение двумя руками вместе. Педагог просит учащегося самому определить уровень его исполнения и проанализировать. Перед учеником ставится задача: «давай представим, что мы на сцене, попробуй сыграть, как на концерте». Педагог хвалит учащегося за старание, которое было приложено для решения поставленных задач.

3.Подведение итогов, анализ.

4.Домашнее задание.

5. Отметка.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Ученик 3 класса Мамайко Никита

Преподаватель Андриянова Татьяна Вячеславовна

Тема урока: « Основные этапы работы над музыкальным произведением»

Цель урока: Систематезировать методы и способы работы актуальные при разборе, разучивание и окончательном художественном оформление пьес. Заострить внимание учащегося на важности каждого этапа изучения музыкального произведения.

Задачи:

Обучающая: Уметь самостоятельно делать грамотный анализ нотного текста.

Развивающая: Правильно подбирать методы работы для воплощения технических и художественных задач.

Воспитательная: Воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ:

Музыкально-образовательная: Объяснения основных этапов работы над произведением.

Исполнительство: Исполнение произведений.

Восприятие: Показ учителя, аудио и видео материал.

Творчество: Умение самостоятельно делать анализ и подбор методов работы для воплощения технических трудностей и передачи художественного замысла (на основе легкой пьесы).

Начальный этап : Общее представление о произведении.

Выявление основных трудностей.

Эмоциональное восприятие его в целом.

Рассказ о композиторе, эпохе, стиле, манере исполнения, характере, сюжете, об основном темпе, форме, структуре, композиции.

Второй этап: Более глубокое изучения произведения, отбор средств выражения и овладения ими. Детальная работа над пьесой по частям, отрывкам, целиком.

Третий этап: Целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном его изучении.

Четвертый этап: Достижение эстрадной готовности пьесы, т.е. мастерское ее исполнение на концерте или экзамене(много раз).

ХОД УРОКА

C - Dur терциями (аппликатура с большим пальцем)

| - 4 звука на мех.

|| - октава на мех.

Играя гамму мы преследуем цель в ускорении темпа через увеличение длительностей. Также играя гамму, мы ведём звук к Q , т.е. через темп показывая движение звука на crescendo и diminuendo .Здесь учитель слышит и видит, как ученик владеет движением меха, как осуществляет смену меха. Ученик умело распределяет звук на crescendo и diminuendo . Ярко показывает Q точку.

Гамма исполняется штрихами legato, staccato, 2 legato, 2 staccato.

Исполняет ученик C - Dur дуолями, триолями, квартолями (на один бас лев.руки приходится ll , lll , llll в правой руке, т.е. делается акцент после двух, трех и четырех звуков.)

Выполняет игру || в 2 октавы на мех. Здесь цель у ученика на одном нюансе удержать силу ведения меха и распределить силой звука 2 октавы на мех.

Далее ученик исполняет длинное арпеджио с применением большого пальца. Также старается сделать фразировку (движение звука к Q (Т)). Ученик справился с этим заданием.

Аккорды исполняет в 3 октавы, выполняет > (рывок мехом) на сильную долю. Смену меха производит через три аккорда, т.е. через октаву.

Работа над произведением, прежде всего приобщает ученика к миру прекрасного и раскрытию его творческой индивидуальности.

Цель работы-яркое, содержательное, технически совершенное исполнение.

«Полька» - танец живой, быстрый, размер 2/4, среднеевропейский. Жанр танцевальной музыки. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал И. Штраус I и его сын И. Штраус II . Много полек встречается в творчестве чешских композиторов – Б. Сметаны, А. Дворжака.

Название от чешского слова puilka , означает «половинный шаг», ритм польки требует быстроты переступания с ноги на ногу. Из-за созвучности польку путают с польским танцем, но это не так.

В России полька появилась в 1845 году. Тогда этот танец был моден во Франции, его привёз из Парижа танцовщик императорской группы Петербурга Ник Осипович Гольц. Полька бывает разных видов.

А. Деварьдье «Полька» - тональность D - dur простая трёхчастная форма (3 часть – повторение первой).

Технические трудности – исполнение триоли, чёткое исполнение Staccato , группировка длительностей ||| . Выполнение акцентов и замедление темпа.

Цельно, эмоционально-художественное восприятие – лёгкий, бодрый характер, быстрый темп.

Данное произведение находится на I этапе работы. Сделав устный анализ, определив технические трудности, преступаем ко II этапу. Учитель проигрывает произведение целиком, обращая внимание на основные выразительные способности. Вместе с учеником делаем разбор с инструментом. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор – это основа для дальнейшей работы. Особое внимание требует метроритмическая тонкость исполнения. Сначала педагог проигрывает мелодию по нотам, потом ученик прислушивается к ритмическому рисунку мелодии. Далее глядя в ноты ученик называет длительности, прохлопывает ритмический рисунок. У ученика создаётся связь: слышу-вижу-ощущаю-передаю.

При разборе звучание «по возможности» должно быть содержательным, музыкальным. Ученик должен вслушиваться в музыку, понимать её хотя бы в общих чертах.

Сразу нужно обращать внимание на фразировку, иначе игра будет лишена всякого смысла.

По мере возможности выполнять штрихи. На этом этапе про темп говорить не приходится, об динамических нюансах, агогике. Но точное прочтение нотного текста,то есть звуковысотная точность и метроритмическое прочтение нотных знаков, применение штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слушание гармоничной основы – обязательны при разборе любых произведений.

Анализ авторского текста следует проводить, используя следующие методические приемы: счет вслух, простукивание ритмического рисунка каждого голоса, сольфеджирование с игрой на инструменте. Игра вне ритма с названием каждого пальца, Проигрывание мелодии одним пальцем левой рукой вне ритма. Технические средства музыкального исполнения это штрихи, динамика, звук, мех и темп.

«Вдоль да по речке» - русская народная песня. Слова и музыка народные. Период состоящий из 2х предложений. Вариация второго предложения на основе темы. Народные черты – вариационность. Каждая фраза начинается по новому (добавляется нюанс, характер меняется, штрихи).

Эта пьеса у нас перешла на 2й этап работы, т.е. техническая отделка. Доработка аппликатуры (там, где необходимо). Звук – основное средство выразительности. Н. Метнер сказал: «Всё должно выходить и рождаться из тишины… Слушать, слушать и слушать. Втягивать звуки слухом из тишины».

Сделав разбор, изучив аппликатуру, перешли к работе над звуком.

Работая над пьесой, ученик разобрал её по фазам, определил Q в каждой фразе и Q всей пьесы. Выполняя работу по звукоизвлечению и смене меха, ученик не прерывает мелодическую линию и не теряет силу ведения меха при его смене. Выполняет штрихи: 1 фраза portamento и staccato , 2 фраза legato . Во 2 предложении были небольшие технические трудности в вариации (вариация построена по звукам арпеджио). Педагог предлагает ученику поиграть данную фразу изменив ритмический рисунок и штрихи ||||. Штрих legato заменили на 2 legato 2 staccato .

Работая над фразировкой, ученик старался правильно распределить crescendo и diminuendo на данный отрезок мелодии, стремился к Q и показывал её.

Ученик исполняет эту пьесу в нужном заданном темпе. Выучил хорошо наизусть.

В. Беньяминов Этюд a moll . Размер 4/4. Простая 2х частная форма (во 2й части повторяется мотив темы 1 части).

Этюд – от французского слова etude – «Изучение». Инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Этюды бывают не только упражнениями на технику, но имеют большую художественную ценность. На этот уровень этюд как жанр вывел Ф. Шопен.

Работая над этюдом ученик сделал тщательный устный анализ (размер, тональность, форма, аппликатура, фразировочные лиги, фразы, темповые отклонения, штрихи и т.д.) – 1 этап.

На втором этапе мы с учеником отработали фразировку, т.е. движение звука к Q и показ её. Всё это неразрывно связанно с меховедением. При этом ученик слушал и следил за смещением меха, не терял силу ведения меха перед Q в каждой фразе. Правильно подобранная аппликатура дала положительный результат, т.к. рука ребёнка при штрихе Legato шла плавно, мягко, как бы лаская кнопки инструмента. Небольшие трудности были при исполнении staccato . Но поиграв эти такты в медленном темпе (соблюдая нюансы) у ученика получился этот пассаж. Ребёнок постоянно себя слушает и понимает что делать.

Немного дольше работы было с мехом, распределяя силы на Р и С при соблюдении фразировки. Важно было, чтобы ученик понял, что перед Q сила движения меха не меняется. Это удалось ему путём прослушивания произведения, которое играл педагог. Путём тактильных прикосновений педагога к баяну ученика. Педагог помогал вести инструмент ученика.

Темповые отклонения ritenuto , a tempo ученик выполнять умело, вслушивась в своё исполнение

В целом этюд выучен наизусть и переходим к 3 этапу – шлифовке всего произведения, т.е. синтезу того, что было проделано ранее. Исполнение наизусть, осмысленное целостное исполнение – ощущение общей линии развития произведения.

Мелодия во фразе идёт к опорному звуку, а большое построение идёт к своей смысловой вершине, целенаправленное развитие всего произведения. Ученик это знает и чувствует.

Теперь ученик будет выгрываться в произведение, чтобы свободно исполнять его на концертах, понимать, ощущать и чувствуть, что он исполняет.

Играть не бездушно, а с душой.

Чтобы выучить наизусть нужно:

Зрительно воспринимать нотный текст

Отмечать опорные пункты произведения

Умственная работа и вдумчивая игра – залог успешного запоминания произведения наизусть.

«Хорошо запоминается то, что хорошо понятно».

Содержание:

1. Введение
2. Цели и задачи урока
3. Тип урока
4. Форма
5. Методы обучения
6. Ход урока
7. Материально-техническое обеспечение
8. Критерии оценки результативности работоспособности учащегося.

Открытый урок по классу аккордеона преподавателя Ивановой В.И.

Тема урока: Работа начинающего аккордеониста над раскрытием художественного образа произведения.

Дата, время проведения 30.09.2016г.
Место проведения: ДМШ г. Шахтинска
1. Введение
В основу каждого музыкального произведения заложен художественный образ. Выявление художественного образа сочинения начинается с первых шагов ознакомления и является конечной целью исполнителя. Работая над раскрытием содержания произведения педагог не должен ограничваться только нотной записью с различными обозначениями. Необходимо донести до учащегося сведения о композиторе, его творчестве, эпохе, сюжет сочинения. После первого этапа ознакомления переходим к детальному разбору произведения:
1. Словесная характеристика муз. содержания
2. Форма (сколько частей в пьесе)
3. Мелодия
4. Метроритм
5. Тональность
Задачи педагога – приблизить учащегося – баяниста к созданию художественного образа с помощью доступных для него приемов.
2. Цель урока: Показать процесс раскрытия художественного образа доступными для учащегося средствами.
Задачи:
а) Образовательная
изучение теоретических знаний.
б) Развивающая
развитие слуха координации движений, творческих навыков и умений.
в) Воспитательная
формирование эстетического вкуса, любовь к инструменту, музыке, стремление к творческой деятельности.
3. Краткая характеристика урока
Тип урока: комбинированный - получение и закрепление любых знаний и навыков.
Методы: словесный
наглядный
практический
4. Форма: индивидуальная
5. Ход
- организационный момент
- гамма до мажор
- Этюд
- Пьеса
- Физ. Минутка
- Пьеса
- Пьеса
6. Материально – техническое обеспечение:
- Инструменты, стол, стулья, пульт, сборники для игры на аккордеоне.
7. Критерии оценки результативности
- Высокий уровень
- Средний уровень
- Низкий уровень
Учащийся ІІ кл. Айжариков Чингис, 7 лет, обучается по семилетнему курсу. С хорошими музыкальными данными, требует особого подхода к физическим возможностям (подбор по росту стула, инструмента). Чингис старателен и прилежен.

8. Ход урока
8.1. Организационный момент
- Подготовить учащегося к работе на уроке, настроить эмоционально, активизировать внимание.
8.2. Гамма до мажор
Поигрываем правой рукой четвертными длительностями, мех меняем по 4 звука, следим за ровностью движения меха и точностью исполнения штриха легато.
Следующая задание – штрих легато, крещендо к вершине, диминуэндо в нисходящем движении, мех меняем на вершине (на тонике)
Третье проигрывание гаммы штрихом нон легато с предыдущими требованиями.
Проигрываем гамму левой рукой с использованием мизинца, что помогает правильно поставить и закрепить положение левой руки и киста.
При работе над гаммой следим за посадкой, постановкой инструмента, рук и пальчиков.
8.3. В Лушников «Этюд»
Цель – слушать мелодию, выдерживая четвертные длительностий, штрих нон легато (плотный), бас короткий, учимся владеть мехом, отрабатывая крещендо и диминуэндо.
8.4. Муз. А.Жилинского «Кот - мурлыка»
Образная пьеска в умеренном темпе с трехдольным размером.
Легко представить себе вальяжного кота, любимца семьи.
Задача ученика – изобразить переваливающуюся походку кота, выполняя штриховые и фразировочные лиги и динамические оттенки (крещендо и диминуэндо)
8.5. Физ. Минутка
Упражнения – Чужие ручки
– Мишка и оловянный солдатик
8.6. «Прибаутка»
Перед проигрыванием поговорим о значении этого слова «Складная приговорка, приговорка, острое словцо»
Исходя из расшифровки названия сформируем веселый, озорной образ с помощью контрастной динамики и штрихов нон легато и стаккато.
Задача –отработать штрих стаккато, динамические оттенки пиано и форте.
8.7. Русска народная песня «Полянка»
Короткая беседа о русском народном творчестве и о предпологаемом содержании песни «Полянка»:
Предложить ученику пофантазировать и попытаться сочинить свой вариант текста песни, но прежде сделать устный разбор средств выразительности и выучить мелодию пьесы. Придуманный текст поможет ярче показать характер пьески. Предстоит работа над такими штриховыми приемами как акцент и стаккато.
Пьеска построена на повторе одинаковых фраз, поэтому ученику можно предложить контрастную динамику f - Р (форте - пиано)
8.8. Ансамбль
Ансамбль «Летка - Енка»
Русский текст М.Пляцковского муз. Р.Летхинена
Прыг-скок, утром на лужок –
Прыг-скок-выбежал сверчок
А вслед, тоже прыг да скок,
Из темной норки выскочил зверек хорек.
Прыг-скок, их догнать спешат –
Прыг-скок-десять лягушат.
Прыг-скок, с ветки на цветок
Порхает рядышком с друзьями мотылек
Знакомство с пьеской начинается с прочтения слов и определения характера песенки – танца.
Задача – научить учащегося слушать аккомпанемент и тогда будет выдерживаться пауза на 2 и 4 доли.
- Уметь играть свою пртию и петь текст песни.
В завершение урока подводим итог и на его основе формируем домашнее задание.

9. Заключение

На данном этапе нашей с Вами деятельности мы зачастую работаем с детьми, не обладающими особым талантом и если нам удается выучить с ребенком правописание нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот и простейшие способы звукоизвлечения, при этом надо учесть вес инструмента, 2 клавиатуры, которые при правильной посадке ребенок чувствует только на ощупь и для того, чтобы извлечь хоть какое-то подобие звука, надо прилагать физические усилия для ведения меха. Но не смотря на все трудности как только ребенок может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичные исполнение было выразителью, то есть чтобы характер исполнения точно соответствовал характкру данной мелодии, так считал Г.Нейгуз.
Подлиный интерес у ребенка возникает не к любому произольному сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии, вызывающей либо эмоциональные переживания, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Немалую роль в пробуждении интереса играет словесный текст песенки. Интерес к музыке, лишенный такого важного стимула, как эмоциональное воздействие, быстро погаснет подобно тому, как сохнет ручей, лишенный своего источника.

10. Используемые источники

1. Л. Колесов «Содержание и формы работы баяниста над музыкальным произведением»

2. В.Лушников «Школа игры на аккордеоне»

3. А.Малиновская «Фортепианно – исполнительское интонирование»

4. Г.Бойцова «Школа – игры на аккордеоне»