Русские народные потешки. Потешка музыканты как у нашего соседа Потешка музыканты как у нашего

Татьяна Кабарухина
Народные потешки как средство развития образной речи детей

Доклад на тему

«Народные потешки как средство развития образной речи детей »

Воспитатель : Кабарухина Т. Н.

МБДОУ № 17, г. Таганрог.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка . Развитие речи идёт в нескольких направлениях : совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращённую к ним образную речь . Важно, чтобы дети и сами использовали доступные им образные средства родного языка . Образную речь ребёнка развивают на основе активизации его образного мышления , воображения . В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания , сравнения, эпитеты, а также различные интонационные оттенки.

Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом . Исследования психологов и педагогов показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности.

Образная речь является составной частью культуры речи . Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи , что является основой воспитания и обучения детей .

Важнейшими источниками развития выразительной детской речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества , в том числе и малые фольклорные формы. Знакомство с малыми фольклорными формами влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов) .

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух , т. к. они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией. Всё это способствует образности речи дошкольников .

Среди выразительных средств языка определённое место занимают олицетворения и фразеологизмы, в самом значении которых заложены предпосылки образности , эмоциональности. Рассмотрим на примере потешек .

В потешке

Ай, качи-качи-качи!

Глянь-баранки, калачи!

Глянь-баранки, калачи!

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи-

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам осталися

Ба-ра-а-а-ночки!

Используются повторы, фразеологизмы «с пылу, с жару» и олицетворения «налетели тут грачи, подхватили калачи» . При чтении потешки дети представляют себе вкусные и румяные калачи, баранки «с пылу, с жару из печи» , что способствует развитию фантазии и образному мышлению детей . Наличие повторяющейся фонемы-ч-, звукоподражаний (ай, качи, качи, качи, звукосочетаний – чи-ка- (качи, калачи, из печи, горячи, грачи) способствуют развитию фонематического слуха, а так же развитию речи детей .

В потешке

Пошёл котик на торжок,

Купил котик пирожок,

Пошёл котик на улочку

Купил котик булочку.

Самому ли есть,

Либо Бореньке снесть?

Я и сам укушу,

Да и Бореньке снесу.

Так же присутствует олицетворение : котик «очеловечивается» - «покупает» пирожок и булочку, «идёт» на торжок, на улочку. В стихотворении решается вопрос : или самому съесть булочку и пирожок, или Бореньке снесть. В следующей строчке даётся ответ : и самому отведать, и Бореньку угостить.

Потешка как будто подсказывает образец поведения для детей – что нужно делиться с другими. Чёткая рифмо-ритмическая структура (пирожок – торжок, улочку – булочку, есть - снесть) потешки , её лаконичность, приобщают детей именно к такой форме изложения собственных мыслей.

В потешке

Улитка, улитка!

Покажи свои рога,

Дам кусок пирога.

Пышки, ватрушки

Сдобной лепёшки

Высуши рожки.

Через монолог с улиткой происходит знакомство детей с разнообразными хлебо-булочными изделиями : пирогами, пышками, ватрушками, сдобными лепёшками и т. д., особенно любимыми русским народом .

Наличие повторяющихся фонем : - р -; - г- (рога, пирога, - ш (пышки, ватрушки, лепёшки) способствует развитию фонематического восприятия. Чёткая рифмо-ритмическая структура потешки создаёт бодрое и радостное настроение у детей , учит ясно и лаконично излагать свои мысли.

В потешке «Сегодня день целый

Все звери у дела»

все звери выполняют дела, связанные с жизнью человека. Они как бы «очеловечиваются» : лисичка-сестричка шубку подшивает; медведь сапог подбивает; медведица Маша варит детям кашу; зайчиха метёт метёлкой; кошка лыки дерёт, коту лапотки плетёт; кулик ходит с посошком; сорока-белобока (фразеологизм) мушек отгоняет.

В потешке содержится информация о жизни и быте людей, но чтобы донести её в более интересной и доступной форме для детей , автор – народ использует образы животных , которые «очеловечиваются» и выполняют действия, которые присущи человеку. А так же смысл потешки в том , что нужно трудиться, заниматься полезным делом, чтобы преобретать жизненный опыт, умения и навыки, необходимые для жизни. Композиционная целостность потешки , её чёткий ритм, наличие рифмы учат детей лаконично и выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивать речь.

В потешке «Идёт лисичка по мосту,

Несёт вязанку хворосту

Зачем ей хворост?

Печь топить.

Зачем ей печь?

Обед варить.

Зачем обед?

Гостей кормить.

А гости кто?

Медведь с женой.

Да ёж, да кот,

Да мы с тобой.»

В форме вопросов и ответов происходит знакомство детей с окружающим миром «для чего что нужно» . Лисичка предстаёт перед нами в образе хозяйки , которая готовит обед для гостей, и в число гостей входят и читатели – «да мы с тобой» .

В потешке «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь»

эпитеты «золотой» , «масляна» , «шелкова» используются в переносном значении и помогают передать образ петушка , как красивой, гордой птицы, которая очень важна для людей в домашнем хозяйстве. Ведь петушок рано встает, голосисто поет, будит людей на работу и дает возможность иметь у людей на столе куриные яйца.

В словах петушок, гребешок, головушка, бородушка использованы суффиксы ок, ушк с уменьшительно-ласкательным значением, что позволяет передать любовь и уважительное отношение людей к петушку, не смотря на то, что он «деткам спать не дает» .

В потешке

«Сидит белка на тележке,

Продает она орешки :

Лисичке – систричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок, Кому в зобок,

Кому в лапочку»

используется прием олицетворения;

белка как бы очеловечивается : она «сидит» на тележке, «продает» орешки, а так же используются фразеологизмы : лисичка-сестричка, заинька усатый, мишка толстопятый; в словах : лисичка-сестричка, заинька, зобок, лапочка есть суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, что характерно для устного народного творчества . Четкий ритм, лаконичность повествования служат примером для лаконичной, четкой речи детей .

В потешке «Кисонька-Мурысенька» автор – народ так же использует прием олицетворения.

Кисонька-Мурысенька отождествляется с хозяйкой, которая, прежде чем испечь прянички, идет на мельницу, чтобы смолоть муку, и только потом печет прянички.

Но вкусные прянички она ест одна. В последней строчке мы «слышим» прямое указание, которое повторяется два раза :

Не ешь одна! Не ешь одна!

Как это было в потешке

«Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся Кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!»

Здесь особенно ярко виден прием олицетворения.

«Бежит курочка с ведром

Заливать Кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собака – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

И огонь погас!»

Прием «опускания» глаголов - действия, прием повтора слов придают стихотворению четкий ритм, динамику, стройность, кажется, что все пришло в движение, все спешат потушить пожар.

Даже слова «Тили-бом! Тили-бом!» звучат, как звон колокола. Чему учит потешка ? Народная мудрость гласит : нужно помогать друг другу в трудную минуту, особенно во время пожара. Если ты поможешь, то помогут и тебе. Взаимовыручка, взаимопомощь – всегда были основой взаимоотношений русских людей.

В потешке «Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок»

вода «оживает» , автор – народ обращается к ней , как к «мыслящему существу» : оживают роток и зубок. В словах водичка, личико, щечки, роток, зубок используются суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, которые подчеркивают бережное отношение к себе, к своему организму. В потешке говорится о пользе умывания для здоровья человека и, вообще, о ценности человеческой жизни. Чем лучше человек будет заботиться о своем организме, тем он дольше проживет – в этом заключается народная мудрость .

В потешке «Как у нашего соседа

Весела была беседа :

Гуси – в гусли,

Утки – в дудки,

Овцы – в донцы,

Тараканы – в барабаны» так же используется прием олицетворения. Мы как будто слышим целый оркестр, в котором гуси «играют» на гуслях, утки «дудят» в дудки, овцы «стучат» в донцы, тараканы «бьют» в барабаны.

В потешке ощущается народный юмор , желание повеселить других людей, это подкреплено ритмом, рифмой и композиционной четкостью. Желание представить этот веселый «оркестр» развивает воображение и образное мышление детей .

В потешке «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу,

Во серебряную» тоже есть олицетворение. Ворон превращается в музыканта-трубача и «играет во трубу во серебряную» . Потешке особый ритм и напевность придают звукоподражания – ду-ду, ду-ду, ду-ду – и рифмы ду-ду; на дубу; во трубу, что позволяет усилить ее мелодичность, музыкальность, а «убаюкивающий» ритм делает ее похожей на колыбельную песню.

Народные потешки позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи .

Русские народные песенки , потешки , прибаутки развлекают и развивают ребенка , создают у него бодрое, радостное настроение, способствуют гармоничному развитию личности ребенка , способствуют образности речи дошкольников .

МБДОУ «Детский сад № 290»

Русские народные потешки

Составила:

Ленкова Е.А.,

музыкальный руководитель

Ай качи качи качи
Глянь, баранки, калачи.
Глянь, баранки, калачи,
С пылу, с жару из печи.
В пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи.
Нам осталися бараночки

Улитка, улитка,

Высунь рога,

Дам тебе пирога.

Ледоход: лёд идёт.

Вышел на берег народ,

Смотрит, как река играет,

Лёд в кусочки разбивает.

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Как у нашего соседа
Весела была беседа:
Гуси - в гусли,
Утки - в дудки,
Овцы - в донцы,
Тараканы - в барабаны.

Ах ты, свинушка

С поросятками,

Ты зачем ходила к речке

За гусятками?

В речке гусятки

Купалися,

А твои поросятки

Забоялися!

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девицы-красавицы
Смотрят и смеются:
- Ха-ха-ха, ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Заинька, выйди в сад,
Серенький, выйди в сад.
Зайка, зайка, выйди в сад,
Серый, серый, выйди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Барашеньки - крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Ваню потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ

Скок-поскок,
Сколочу мосток.
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода –
С нашей детки худоба!

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –
Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,
Кланялись бабусе.
Один серый,
Другой белый –
Кланялись бабусе.

У бабы Фроси пяток внучат.
Все каши просят. Все криком кричат.
Акулька в люльке, Аленка в пеленке,
Аринка на перинке, Степан на печке,
Иван на крылечке.
Баба тесто месила, кашу варила,
Молоко топила, внучат кормила.
Как каши наелись, молока напились,
Бабе поклонились, угомонились!

Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
- Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
- Еду сено косить.
- На что тебе сено?
- Коровок кормить.
- На что тебе коровы?
- Молоко доить.
- А зачем молоко?
- Ребяток кормить.


Ответ от Наталия Яворская[гуру]
Сочувствую, мы уже лет 14 слушаем ударника, который живет над нами (причем, бывает, и в 8 ч утра, и в 23.00!).
Самый простой вариант - заглушать посторонние звуки любимой музыкой, аудиокнигами, радио, телевизором, DVD и т. д. или же использовать наушники (либо слушать что-то свое, либо просто создать тишину). Есть, правда, вероятность, что Вы не услышите, например, телефон.. .
Более сложный вариант - договориться с соседями по-хорошему, найти компромисс (ограничения по времени...)

Ответ от Qwerty qwerty [активный]
сам на гитаре играю каждый день соседям не в радость)
просто когда играет, позвони в дверь и скажи что голова болит у всех, и шумно очень и еще чтонибудь, предложи ему например глушить струны какнибудь, чтоб не такой звонкий звук был, я хз как на скрипке но чтото придумать можно!


Ответ от Ѐоман Калашников [гуру]
Раньше в детстве (3-5 лет) над нами жила ученица музыкальной школы. Особенно достало гениальное произведение "Собачий вальс", т. к. , насколько помню, нередко звучало ночью (для ребенка 3 года и 10 вечера - ночь) . Пока она не закончила музыкалку, ситуация не изменялась, к тому же родители не лучше - до сих пор любят подвигать мебель в полночь. Сейчас сам занялся музыкой (играю на электрогитаре, а это. тоже не для всех приятная музыка) . Недавно соседи (через этаж) уже попросили не играть в промежуток 2-4 часа дня, т. к. спит ребенок. Попросили довольно вежливо, так что сейчас я в это время стараюсь не издавать слишком громких звуков. Так что единственный способ - поговорить с соседями, сначала желательно с мальчиком, чтобы он сам вникнул в суть проблемы. Если нет желания говорить - просто заглушить своей музыкой посторонние звуки, если такое возможно.
("Антисовет" - включить на полную громкость через самые мощные колонки какой-нибудь дэт-метал (или такое же вредное средство - попсу) , чтобы мальчик своим умом дошел до того, что кому-то мешает))


Ответ от Виталий Ситник [гуру]
Конечно поговорите, только не с ним конечно, с родителями. Проблему надо решать, так не то что работать, жить невозможно! Звукоизоляцию пусть делают, что ли...


Ответ от Валера - [гуру]
Радуйтесь! Рядом с вами живет скрипач, а мог бы жить Death rock гитарист и его друг барабанщик.
Вот обидите парня, у него психологическая травма будет, играть не сможет и станет продавцом в ларьке.
Для него это такая же работа как и для вас переводы.
Варианты:
1) Договориться по времени, например что бы играли с утра, если вы вечером работаете, или как вам удобней.
2) В 16 лет он уже должен в муз училище с 8 утра до 10 вечера находится. Попробуйте его попросить заниматься в отведенных для этого местах
3) Перенесите свое рабочее место в более тихое место.
4) Научитесь не обращать внимания.
5) "Клин клином вышибают". Как только начнет играть включаете что-нибудь потяжелей да погромче, закрываете уши и ждете усиленного и настойчивого стука в дверь. Не оглохните только


Ответ от 2 ответа [гуру]

Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы, тараканы в барабаны, коза в сером сарафане, корова в рогоже, всех дороже.
См. ПРИГОВОРКИ - ПРИБАУТКИ

  • - два близких вида птиц сем. вороновых - серая В. и чёрная В. ; иногда их считают подвидами одного вида. Дл. в среднем 47 см. У серой В. оперение серое с чёрным, у чёрной - всё чёрное...

    Биологический энциклопедический словарь

  • - два близких вида птиц сем. вороновых - серая и чёрная В. Дл. до 56 см. Обитает в Европе, Азии и Сев.-Вост. Африке. Способны к сложным формам поведения...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - племя североамериканских индейцев, входящее в группу...

    Большая Советская энциклопедия

  • - два близких вида птиц семейства вороновых - серая и черная вороны. Длина до 56 см. В Европе, Азии и Северо-Вост. Африке. Способны к сложным формам поведения...

    Большой энциклопедический словарь

  • - междометие Выделяется знаками препинания или оформляется как отдельное предложение-реплика. «Нет, – думал Лешка, – в деревню не поеду». Н. Тэффи, Выслужился...

    Словарь-справочник по пунктуации

  • - ...

    Формы слова

  • - междом...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ДУ́ДКИ, частица. Выражает отказ, несогласие...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ДУ́ДКИ, межд. . Восклицание в знач. отказа в чем-нибудь. - Дай мне в долг! - Нет, дудки! от тебя назад не получишь...

    Толковый словарь Ушакова

  • - ду́дки межд. разг. Возглас, выражающий полное отрицание или отказ от...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - д"удки, неизм...

    Русский орфографический словарь

  • - заигрываешь, шалишь, не обманешь Ср. Кончено! Дудки! меня больше не подденешь!... В.И. Даль. Займы. Ср. Нет, Миша, это, брат, Атанде-с! Островский. Свои собаки грызутся. 1, 3...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. ГОСТЬ -...
  • - См. СОБЛАЗН -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Утки летели, гуси летели, коровы летели, козы летели...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. нет...

    Словарь синонимов

"Гуси в гусли, утки в дудки, вороны в коробы..." в книгах

«ГУСЛИ - МЫСЛИ МОИ…»

Из книги Встречи автора Рощин Борис Алексеевич

«ГУСЛИ - МЫСЛИ МОИ…» 1Есть люди, о которых очень трудно писать. Они настолько самобытны, талантливы и скромны, что, когда начинаешь лепить их образ словами, на бумаге получается лишь бледная тень интересного человека. Таков для меня Владимир Иванович Поветкин, тот самый

Гуси и утки маринованные

Из книги Домашняя колбаса, буженина и другие копченые и соленые блюда автора Левашева Е.

4.1. Где и кто изобрел гусли?

автора Базлов Григорий Николаевич

4.1. Где и кто изобрел гусли? Под гуслями в данной главе мы подразумеваем гусли русские - крыловидные и их модификации - гусли-кантеле, гусли с игровым окном, сохранившиеся у славян, в первую очередь у русских и белорусов, а также у балтов и балтийских финно-угров. Можем

4.2. Гусли или гудок?

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

4.2. Гусли или гудок? В истории происхождения гуслей есть весьма загадочный сюжет. Дело в том, что словом «гусли» славянские народы называют два очень не похожих инструмента. У южных и западных славян «гуслями» называют род скрипки, у восточных - струнный инструмент (даже

«Гусли с ответом»

Из книги Русские гусли. История и мифология автора Базлов Григорий Николаевич

«Гусли с ответом» Сергей Иванович Чернышов, говоря о гуслях, употребляет выражение «разыграть гусли», под этим он подразумевает, что гусли, даже хорошо сделанные и правильно настроенные, не всегда сразу начинают хорошо звучать. Они «входят в раж», только после того, как на

Из книги Богдан Хмельницкий в поисках Переяславской Рады автора Андреев Александр Радьевич

Часть седьмая. БОЖЬИ ДУДКИ

Из книги Книга автора Деркач Александр

Часть седьмая. БОЖЬИ ДУДКИ СТИХ CCVIIIЕСЛИ Я ТЕБЕ НУЖЕН* * *1. Господи.Если я тебе нужен,Продли мои дни.И я постараюсь понять,Что ты ждешь от меня.И выполнить это.СТИХ CCIXМОЛИТВА №23(Избави мя от нечувствия)1. Вот: привык к чудесам,И хожу, глядя только под ноги.2. Господи,Избави меня

Гусли

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Гусли «Гусли имеют вид легкой ручной арфы с медными струнами; строй их свободный, можно настраивать то очень высоко, то очень низко. Этот инструмент известен с глубокой древности. В Малороссии долгое время играли на гуслях, но ныне они выводятся» (М. Забылин).«Особенный

Что такое гусли?

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Что такое гусли? Этот инструмент появился на свет давным-давно. Он, подобно арфе, родился на свет из натянутой струны лука. Только изменялся он по-другому: струны стали натягивать не на раму, а на деревянную доску. Исполнитель-гусляр клал свой инструмент на колени и,

Гуси и утки горячего копчения

Из книги Разведение рыбы, раков и домашней водоплавающей птицы автора Задорожная Людмила Александровна

Гуси и утки горячего копчения Гусей или уток тщательно обработать, промыть, удалить мелкие перья (пеньки), натереть солью, положить в глубокую посуду и поставить в холодное помещение на 3–4 дня. Вскипятить воду со специями из расчета: на 1 кг обработанного гуся или утки 1 л

Гусли

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гусли Гусли – музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Г. псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: Г. чувашские, Г. черемисские, Г. клавирообразные и Г.,

Гусли

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Казацкая игра в дудки 1648–1654 годов

Из книги Богдан Хмельницкий и его характерники в засадах и битвах автора Андреев Александр Радьевич

Казацкая игра в дудки 1648–1654 годов “Славные рыцари-молодцы, сыны могучих героев! Пришли враги завоевать нас огнем и мечем в прах, и дома наши в пепел сотворить, и всех казнить и славу нашу уничтожить. Братья знаменитые! Встаньте сердцем и оружием, покажите свою саблю врагу

ГРУЗИЮ – ГРУЗИНАМ?! ДУДКИ!

Из книги Грузия - Материалы по попытке её захвата в августе 2008 г автора Автор неизвестен

ГРУЗИЮ – ГРУЗИНАМ?! ДУДКИ! 12.8.2008Утверждают, что грузинские националисты дошли до провозглашения лозунга "Грузия – грузинам!"Разумеется, русский может ответить одно: "Грузия – русским!" К Украине, конечно, это тоже относится.Слава Богу, никаких тысяч убитых (во всяком

Гусли для «разгона»

Из книги Литературная Газета 6419 (№ 24 2013) автора Литературная Газета

Гусли для «разгона» I Всероссийский музыкальный конкурс, информационным партнёром которого является наша газета, в этом году выходит на финишную прямую. За три с половиной года было открыто много новых интересных имён в исполнительском искусстве. Что будет

У НАШЕГО СОСЕДА - ВЕСЕЛАЯ БЕСЕДА: ГУСИ В ГУСЛИ, УТКИ В ДУДКИ, ОВЦЫ В ДОНЦЫ, ТАРАКАНЫ В БАРАБАНЫ.

Даль. Пословицы русского народа Даля. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое У НАШЕГО СОСЕДА - ВЕСЕЛАЯ БЕСЕДА: ГУСИ В ГУСЛИ, УТКИ В ДУДКИ, ОВЦЫ В ДОНЦЫ, ТАРАКАНЫ В БАРАБАНЫ. в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • УТКИ
    Приснившиеся Вам утки в чистых водах реки - предвещают счастливые путешествия, морские поездки.Если белые утки бродят по крестьянскому двору - …
  • ГУСИ в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:
    Досаждающее гоготанье гусей сулит несчастья.Если же Вы смотрите на плывущих гусей - это значит, что удача постепенно вернется к Вам.Особенно …
  • ВЕСЕЛАЯ
    399513, Липецкой, …
  • ВЕСЕЛАЯ в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    352063, Краснодарского, …
  • БЕСЕДА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
    188447, Ленинградской, …
  • ТАРАКАНЫ в Энциклопедии Биология:
    , отряд одних из наиболее древних насекомых. Включает св. 3600 видов, большинство живут в тропиках и субтропиках. Обладают плоским овальным …
  • ГУСЛИ в Этнографическом словаре:
    (слав.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Восточной и Северной Европы. имеют две разновидности: крыловидные, распространённые в северо-русских …
  • ГУСЛИ в Словаре этнографических терминов:
    (слав.), струнный щипковый музыкальный инструмент у народов Восточной и Северной Европы. Имеют две разновидности: крыловидные, распространённые в северо-русских областях, у …
  • ГУСЛИ в Библейской энциклопедии Никифора:
    национальный струнный инструмент Евреев, несомненно, один из первых музыкальных инструментов, с которыми познакомился человек. Изобретение гуслей в Быт 4:21 приписывается, …
  • ГУСИ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ГУСИ в Энциклопедии кельтской мифологии:
    Гуси для кельтов символизировали войну и покровительство, поэтому гусей часто опускали в могилу вместе с телами павших воинов. Божества войны …
  • БЕСЕДА в Литературной энциклопедии:
    I. — журнал, выходивший в 1871-1872 в Москве, под ред. С. Юрьева, умеренно-славянофильского направления. Указатель к журналу в ст. Бессонова …
  • БЕСЕДА в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    , в педагогике, вопросно-ответный метод обучения; применяется с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения …
  • УТКИ
    несколько родов птиц семейства утиных. Распространены широко. К уткам относятся настоящие утки, нырковые утки (нырки) и крохали. В России 35 …
  • ГУСЛИ в Большом энциклопедическом словаре:
    русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли ("звончатые") имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 …
  • ГУСИ в Большом энциклопедическом словаре:
    несколько родов водоплавающих птиц семейства утиных. Длина до 1 м, весят до 8 кг. В Евразии, Сев. Америке и Африке; …
  • БЕСЕДА в Большом энциклопедическом словаре:
    одно из первых объединений земских деятелей (Москва, 1899-1905). Обсуждала земские и политические вопросы. Через газету "Право" и другие либеральные издания …
  • УТКИ
    разнородная группа птиц семейства утиных отряда гусеобразных. Весят 300v1700 г. Распространены всесветно. По особенностям строения, биологии и промысловому значению У. …
  • ГУСЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 …
  • ГУСИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    птицы семейства утиных отряда гусеобразных. Размеры довольно крупные, весят от 2 до 6 кг. Относительно высокие ноги больше приспособлены для …
  • УТКИ
    Утки настоящие (Anas) - род птиц из сем. утиных, отличающийся отдругих родов более длинным, чем голова, едва суживающимся к …
  • ТАРАКАНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Blattidae s. Blattodea) — семейство насекомых из отряда прямокрылых, Orthoptera (см.), принадлежащее к подотряду собственно прямокрылых (Orthoptera genuina) и составляющее …
  • ОВЦЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    бараны (Ovis)-род жвачных из сем. бычачьих или полорогих (Bovidae s. Cavicornia). Вместе с близким родом коза, козел (Сарrа) О. составляют …
  • ГУСЛИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в Россиипонимаются несколько разновидностей лежачих арф. Г. псалтированные имеютсходство с греческим псалтирем и …
  • ВЕСЕЛАЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    слобода Воронежской губ., Бирючинского у., в 15 вер. к Ю.З. от уездного города, на речке Сосенке, берега которой представляют меловые …
  • УТКИ
  • ГУСЛИ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ГУСИ в Современном энциклопедическом словаре:
  • УТКИ
    несколько родов водоплавающих птиц. Масса от 300 до 1700 г, у многих самцы крупнее и ярче окрашены. 116 видов, в …
  • ГУСЛИ в Энциклопедическом словарике:
    русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 …
  • ГУСИ в Энциклопедическом словарике:
    несколько родов водоплавающих птиц (семейство утиные). Длина до 1 м, масса до 6 кг. Шея длинная, ноги относительно высокие. 9-10 …
  • ДУДКИ в Энциклопедическом словаре:
    , частица (разг.). Выражает отказ, несогласие. Нет, не получишь, …
  • БЕСЕДА в Энциклопедическом словаре:
    , -vs., ж. 1. Разговор, обмен мнениями. Дружеская б. 2. Род популярного доклада, обычно с обменом мнениями, собеседование. Провести …
  • ГУСЛИ в Энциклопедическом словаре:
    , -ей. Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. II прил. гусельный, -ая, -ое и гуслярный, -ая, …
  • УТКИ
    ́УТКИ, группа родов птиц сем. утиных. Распространены широко. К У. относятся речные У., нырковые У. (нырки) и крохали. В России …
  • ГУСЛИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃУСЛИ, рус. струнный щипковый цитровидный муз. инстр-т. Крыловидные Г. ("звончатые") имеют обычно 5-7 (в поздних образцах 6-11) струн, шлемовидные (Г.-псалтирь) …
  • ГУСИ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЃУСИ, род водоплавающих птиц сем. утиных. Дл. до 1 м, масса до 6 кг. Обитают в Евразии, Сев. Америке и …
  • БЕСЕДА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "БЕС́ЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА", лит. об-во в Петербурге в 1811-16 во главе с Г.Р. Державиным и А.С. Шишковым. Большинство членов …
  • БЕСЕДА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "БЕС́ЕДА", одно из первых объединений земских деятелей (Москва, 1899-1905). Основатели: князья бр. Павел Д. и Пётр Д. Долгоруковы, Ю.А. Новосильцев, …
  • ТАРАКАНЫ*
    (Blattidae s. Blattodea) ? семейство насекомых из отряда прямокрылых, Оrthoptera (см.), принадлежащее к подотряду собственно прямокрылых (Orthoptera genuina) и составляющее …
  • ВЕСЕЛАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? слобода Воронежской губ., Бирючинского у., в 15 вер. к Ю.З. от уездного города, на речке Сосенке, берега которой представляют …
  • УТКИ в Словаре Кольера:
    группа родов водоплавающих птиц с перепончатыми лапами, относящихся к семейству утиных (Anatidae), которое включает также гусей и лебедей. Утки отличаются …
  • ГУСИ в Словаре Кольера:
    группа родов водоплавающих птиц с перепончатыми лапами, относящихся к семейству утиных (Anatidae), которое включает также лебедей и уток. От лебедей …
  • ДУДКИ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку.
  • ГУСЛИ
    гу"сли, гу"слей, гу"слям, гу"сли, гу"слями, …
  • БЕСЕДА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    бесе"да, бесе"ды, бесе"ды, бесе"д, бесе"де, бесе"дам, бесе"ду, бесе"ды, бесе"дой, бесе"дою, бесе"дами, бесе"де, …