Онлайн тесты по истории 5. Печатные тесты по истории

Вариант 1

Часть А.

1. Марафонская битва состоялась А) 480г до н.э б)490 г до н.э в) 479 г до н.э г) 390 г до н.э 2. Подготовку греков перед войной с персами во главе с Ксерксом возглавил А) Солон б) Мильтиад в) Фемистокл г)Перикл
3. Как назывался совет знати в Афинах А) ареопаг б) акрополь в)архонты г) колонии
4. Краткую, точную речь называют6 А)красивой б) лаконичной в)приятной г) скучной
5. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея» А)Эсхил б)Гомер в)Аристофан г) Софокл
6. Раб, сопровождающий ребенка в школу: А) архонт б) педагог в) оратор г) стратег
7. Какое чудо света находилось в Александрии Египетской: А) пирамиды б) Фаросский маяк в) Колос Родосский г) висячие сады
8.Согласно легенде Рим был основан А)594 г до н.э б) 776 г до н.э в) 753 г до н.э г) 525 г до н.э
9.Как называли рабов, обученных сражаться друг с другом а) ликторы б) ветераны в)легионеры Г) гладиаторы
10. Республика» в переводе означает А) власть немногих б) власть лучших в) власть народа г) общественное дело Часть Б. 1.Расположите в хронологической последовательности: А) битва при Херонее б) Троянская война В) Марафонская битва г)Битва при Каннах

Переводной контроль по истории Древнего мира, 5 кл.

Вариант 2

Часть А.

К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых один верный. 1. Первые олимпийские игры состоялись в А) 753г до н.э б) 776 г до н.э в) 509 г до н.э г) 490 г до н.э
2. Греческая письменность была создана в 7 веке до н.э на основе: А)клинописи Двуречья б) египетских иероглифов в) старого греческого алфавита г) финикийского алфавита
3. Школа для занятий физическими упражнениями. А) гимнасии б) палестра в)портик г)орхестра
4. Как называли в Греции военачальника, который в мирное время выполнял роль правителя А) архонт б) стратег в) ареопаг г) педагог
5. Как в театре называлась площадка, на которой выступали актеры А) скене б) места для зрителей в) орхестра г) палестра
6.Последним царем Рима был А) Анк Марций б)Тарквиний Гордый в) Сервий Туллий г) Нерон
7.Торжественный въезд в Рим полководца-победителя. а) демонстрация б) карнавал в) парад г) триумф
8. Полководец, возглавивший армию Карфагена в борьбе против Рима А) Пирр б) Сципион в) Антоний г) Ганнибал
9.Охрана царя называлась а) плебеи б) патриции в) ликторы г) легионеры
10.Как называли правителя, обладающего неограниченной властью а) наместник б)император в) диктатор г) сенатор Часть Б. В заданиях этой части надо самим дать ответ, их может быть несколько. Сопоставить события, или узнать по описанию. 1.Соотнесите дату и событие а) 218 г до н.э 1. битва при Каннах б)216г до н.э 2. разрушение Карфагена в) 202 г до н.э 3.переход Ганнибала через Альпы г) 146 г до н.э 4. битва близ Зама

Эталоны ответов

зад. 1 вариант 2 вариант зад.

Тесты по истории Древнего мира. 5 класс. К учебнику Вигасина А.А. и др. - Максимов Ю.И.

3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. - 176 с.

Предлагаемое пособие включает тесты по истории Древнего мира для текущего и итогового контроля и соответствует содержанию учебника А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего мира" для 5 класса общеобразовательных учреждений. Многие тестовые задания разработаны с учетом требований Государственной итоговой аттестации в 9 классе (в новой форме) и Единого государственного экзамена. Они помогут учащимся освоить новые для них виды тестов и подготовиться к будущим устным и письменным экзаменам. Тесты можно использовать для обучения и самоконтроля учащихся, проверки домашних заданий, текущего и итогового контроля при работе с любым учебником по истории Древнего мира из Федерального перечня учебников.

Формат: pdf / zip

Размер: 5,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 8
Тест 1. Древнейшие люди 8
Тест 2. Родовые общины охотников и собирателей 9
Тест 3. Возникновение искусства и религиозных верований 11
Итоговый тест по теме «Первобытные собиратели и охотники» 13
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы 16
Тест 1. Возникновение земледелия и скотоводства 16
Тест 2. Появление неравенства и знати 18
Итоговый тест по теме «Первобытные земледельцы и скотоводы» .. 20
Итоговый тест по разделу «Жизнь первобытных людей» 24
РАЗДЕЛ II . ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 3. Древний Египет 28
Тест 1. Государство на берегах Нила 28
Тест 2. Древнеегипетское государство: фараон, знать, война 30
Тест 3. Религия. Искусство Древнего Египта 32
Тест 4.Письменность и знания древних египтян 34
Итоговый тест по теме «Древний Египет» 36
Тема 4. Западная Азия в древности 40
Тест /.Древнее Двуречье. Законы Хаммурапи 40
Тест 2. Финикийские мореплаватели 42
Тест 3. Библейские сказания. Древнееврейское царство 43
Тест 4. Ассирийская держава 46
Тест 5.Персидская держава «царя царей» 48
Итоговый тест по теме «Западная Азия в древности» 50
Тема 5. Индия и Китай в древности 54
Тест 1. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты 54
Тест 2. Китай в древности 56
Итоговый тест по теме «Индия и Китай в древности» 58
Итоговый тест по разделу «Древний Восток» 62
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 6. Древнейшая Греция 66
Тест 1. Греки и критяне. Микены и Троя 66
Тест 2. Поэмы Гомера 68
Тест 3. Религия древних греков 70
Итоговый тест по теме «Древнейшая Греция» 72
Тема 7. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием 76
Тест 1. Афинский полис 76
Тест 2. Зарождение демократии в Афинах 77
Тест 3. Древняя Спарта 79
Тест 4. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей 81
Тест 5. Олимпийские игры в древности 82
Тест б. Греко-персидские войны 84
Итоговый тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием » 86
Тема 8. Возвышение Афин в 5 веке до н. э. и расцвет демократии 90
Тест 1.В гаванях афинского порта Пирей 90
Тест 2. В городе богини Афины 92
Тест З.В афинских школах и гимнасиях. Театр 94
Тест 4. Афинская демократия при Перикле 96
Итоговый тест по теме «Возвышение Афин в 5 веке до н. э. и расцвет демократии» 98
Тема 9. Македонские завоевания в 4 веке до н. э 102
Тест 1. Города Эллады подчиняются Македонии 102
Тест 2. Поход Александра Македонского на Восток 104
Тест 3. Распад державы Александра Македонского 106
Итоговый тест по теме «Македонские завоевания в 4 веке до н. э.» 108
Итоговый тест по разделу «Древняя Греция» 112
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией 116
Тест 1. Древнейший Рим 116
Тест 2. Завоевание Римом Италии 118
Тест 3. Устройство Римской республики 120
Итоговый тест по теме «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией» 122
Тема 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья 126
Тест 1.Войны Рима с Карфагеном 126
Тест 2. Установление господства Рима в Средиземноморье 128
Тест 3. Рабство в Древнем Риме 130
Итоговый тест по теме «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья » 131
Тема 12. Гражданские войны в Риме 135
Тест 1.Земельный закон братьев Гракхов 135
Тест 2. Восстание Спартака 137
Тест 3. Единовластие Цезаря 139
Тест 4. Установление империи 141
Итоговый тест по теме «Гражданские войны в Риме» 143
Тема 13. Римская империя в первые века нашей эры 147
Тест 1.Соседи Римской империи. Рим при императоре Нероне 147
Тест 2. Расцвет Римской империи во 2 веке. Гонения на христиан 149
Тест 3. Вечный город и его жители 151
Итоговый тест по теме «Римская империя в первые века нашей эры » 153
Тема 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи 157
Тест 1. Римская империя при Константине 157
Тест 2. Взятие Рима варварами 159
Итоговый тест по теме «Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи » 161
Итоговый тест по разделу «Древний Рим» 165
ОТВЕТЫ 169

Исторический диктант рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 9 вопросов на которые учащиеся должны дать краткие ответы.Диктант составлен на основании учебника Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. «История древнего мира» 5кл: - М., Просвещение - 2015г. Используется для проверки знаний учащихся по пройденной теме.

Исторический диктант рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 8 вопросов на которые учащиеся должны дать краткие ответы.Диктант составлен на основании учебника Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. «История древнего мира» 5кл: - М., Просвещение - 2015г. Используется для проверки знаний учащихся по пройденной теме.

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест по всеобщей истории «Государства Африки и Азии», базовый уровень. Рассчитан на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Предлагается 15 вопросов с одним вариантом ответа. Тест составлен на основании учебника Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. «История древнего мира» 5кл: - М., Просвещение - 2015г. Используется для проверки знаний учащихся за первое полугодие.

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест предназначен для учащихся 5-х классов. Тест можно использовать по итогам изучения раздела "Древняя Греция" учебника по истории Древнего мира А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свинцицкой. Тест состоит из двух вариантов. Тест позволяет выявить уровень усвоения изученного материала.

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест составлен на основе §35 учебника для 5 класса А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира». Посвящён проверке знаний о греко-персидских войнах

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест закрытого типа составлен на основании §§. 36 – 37 учебника Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 287 с. Посвящён проверке знаний по особенностям торговли в порте Пирей и по важнейшим историко-географическим объектам Афин.

Целевая аудитория: для 5 класса

Тесты применяются на итоговом уроке по истории древнего мира в пятом классе. Цель - проверить освоенные знания периода древности, Античности в истории народов Европы,Азиии их места в истории цивилизации. Задачи:проверить у учащихся развитие интеллектуальных способностей и умение самостоятельно овладевать историческими знаниями, воспитать толерантное отношение к культурному наследию других народов. Тесты составлены на основе учебника для 5 класса А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «Всеобщая история. История Древнего мира»

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест закрытого типа составлен на основании §§. 22 – 23 учебника Вигасин, А.А., Годер, Г.И., Свенцицкая, И.С. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 287 с. Охватывает различные стороны жизни древнекитайского общества: верования, письменность, культуру, учение Конфуция. Проверяются знания географического положения Китая и событий периода правления императора Цинь Шихауна.

Целевая аудитория: для 5 класса

Аннотация
Дидактический материал «Тексты с ошибками»
В работе представлен дидактический материал по истории Древнего мира (5 класс) по теме «Ранний Рим», который позволяет в системе применять его в урочной работе. Такая форма работы является весьма продуктивной, развивает критическое мышление, творческие способности учащихся.
Тексты с ошибками способствуют повышению мотивации при изучении истории. Их можно использовать при проведении познавательно-развлекательных игр, в урочной работе различной направленности: закрепление материала, при проверке домашнего задания, для индивидуальной работы и т.п.
Варианты работы с текстами многообразны. При наличии времени дается задание выписать ошибки и исправить их, при его отсутствии можно просто подчеркнуть ошибки в тексте, и др. Данная работа может быть индивидуальной или коллективной.
Данный дидактический материал апробирован в 5 классах ГБОУ школы-интерната № 16 г. Москвы

Целевая аудитория: для 5 класса

Тест с ответами и презентацией по истории Древнего мира для 5 класса на тему: Древний Рим


Симакина Ольга Ивановна, учитель истории и обществознания ГКОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа – интернат 3 – 4 вида», республика Бурятия, г. Улан – Удэ.
Описание и назначение работы:
Использование тестов в обучении является одним из рациональных дополнений к методам проверки знаний, умений и навыков учащихся. Оно оптимально соответствует полной самостоятельности в работе каждого ученика. Тест дает возможность проверить значительный объем изученного материала и быстро диагностировать овладение учебным материалом большим числом учащихся.
Данный тест, направленный на выявление усвоенных понятий, исторических дат, можно применять и во время закрепления материала, и в ходе проверки домашнего задания. Тест предназначен для учителей истории, работающих с учащимися 5 класса.
Цель: найти верные ответы в тесте.
Задачи: оценка качества усвоения материала, выявление усвоенных понятий, определений, исторических дат данной темы;
развивать логику, внимание, кругозор;
воспитывать усидчивость.

Вопросы теста.


1. Имена, с которыми связана легенда об основании Древнего Рима:
А) Амулий и Осирис;
Б) Марс и Юпитер;
В) Сильвия и Исида;
Г) Ромул и Рем.


2. Укажите название полуострова, где находился Древний Рим:
А) Балканский;
Б) Малая Азия;
В) Апеннинский;
Г) Индостан.


3. Правители Древнего Рима после установления республики назывались:
А) сенаторами;
Б) протекторатами;
В) консулами;
Г) герусиями.


4. Определите, какой властью обладал Сенат:
А) ведал казной;
Б) решал вопросы войны и мира;
В) решал вопросы воспитания подрастающего поколения;
Г) выбирал Совет старейшин.


5. Какой закон пытался принять в Сенате Тиберий Гракх:
А) ограничить размеры владений;
Б) излишки отобрать и раздать беднякам;
В) разрешить патрициям покупать и продавать землю;
Г) разрешить передавать землю по наследству.


6. Римляне вели войны:
А) с Карфагеном;
Б) с Дарием 1;
В) с Троей;
Г) с Киром.


7. Укажите, как можно было отличить раба от свободного человека:
А) по ошейнику;
Б) по короткой одежде;
В) по рисунку на теле;
Г) по сандалиям.


8. Заболевших рабов их владелец мог отправить:
А) в храм;
Б) на остров Сицилия;
В) на остров на Тибре;
Г) в имения.


9. В каком году было восстание Спартака:
А) 34 - 32 г. до н.э.
Б) 91 - 89 г. до н.э.
В) 53 – 51 г. до н.э.
Г) 73 – 71 г. до н.э.


10. Восстание Спартака началось:
А) в Риме;
Б) в Капуе;
В) в Каннах;
Г) в Тваренте.

Ключ к тесту:
1. - Г;
2. - В;
3. - В;
4. - А, Б;
5. - А, Б;
6. - А;
7. - А, Б;
8. - В;
9. – Г;
10. – Б.

Презентация на тему: Тест с ответами по истории Древнего мира Древний Рим

Пояснительная записка.

Проверка знаний, умений, навыков - обязательное усло­вие результативного учебного процесса. Одной из возмож­ных форм проверки уровня подготовки учащихся по истории является тестирование. Оно позволяет объективно оценить полученные учащимися знания и развитие учебных умений, внося необходимые коррективы в учебный процесс.

1. В пособии приводятся тесты (примерно одинаковой трудности) по каждой главе и разделам учебни­ка истории для 5-го класса (авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) для текущей, тематической и итоговой проверки уровня подготовки учащихся основной школы по истории древнего мира. Формулировки тестовых заданий по возможности были приближены к тексту учебника.

2. Содержательная часть тестовых заданий обеспечивает воз­можность проведения объективной проверки уровня подготов­ки учащихся по основным категориям: историческое время, историческое пространство, историческое движение, а функ­циональная - проверку владения элементами исторического анализа (умения выявлять простейшие причинно-следствен­ные связи между историческими явлениями, делать сравне­ния явлений и объектов, устанавливать последовательность и длительность событий во времени). Оценки за выполненные тестовые задания учитываются при аттестации учащихся за четверть, полугодие, год.

3. Проверка уровня подготовки учащихся с помощью тес­тов проводится после изучения соответствующих глав и раз­делов учебника. Итоговое тестирование - после полного изу­чения всего курса. Перед проведением тестирования каждо­му учащемуся выдаются бланк с тестом и карта ответов, сообщаются цель работы, номера тестовых заданий, требую­щих краткого указания (в виде знака «+» против соответ­ствующей буквы в карте) правильных ответов из нескольких вариантов предложенных, и номера заданий, где учащемуся необходимо по памяти составить правильный ответ в виде последовательности цифр. Тестирование по разделам и те­мам рассчитано на 20-30 минут, а итоговое - на 40-50 минут в зависимости от подготовки класса.

4. Пересчет результатов тестирования в пятибалльную шка­лу оценок производится согласно предлагаемой таблице.

    Оценка «5» = 90%-100%

    Оценка «4» = 80%-90%

    Оценка «3» = 70%-80%

    Оценка «2» = 60%-70%

    Оценка «1» = 0%-60%

Курс “Истории Древнего мира” интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную сферу. Задания в форме тестов вызывают интерес пятиклассников, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к учению.

Работа с тестами от класса к классу будет усложняться. И чтобы итоговая аттестация в форме ЕГЭ прошла успешно, начинать готовить к ней в доступной для пятиклассников форме необходимо уже на начальном этапе изучения истории.

В своей работе я применяю не только тесты на бумажном носителе, но и тесты компьютерные. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро устанавливать обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, внести в них коррективы.

Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:

    возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

    осуществление оперативной диагностики уровня усвоения учебного материала каждым учеником;

    правильно оформленный тест повышает интерес к предмету;

    позволяет индивидуальную работу с учениками;

    экономия учебного времени при контроле знаний и оценке результатов обученности;

    применение тестов позволяет решать проблему саморазвития;

    обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всего класса и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку.

Выбор формы тестирования зависит от цели тестирования, содержания теста, технических возможностей, уровня подготовленности учителя в области теории и методики тестового контроля знаний. Самым лучшим можно считать тест, в котором заложено широкое содержание, и оно охватывает более глубокие уровни знаний.

Главные требования к системе компьютерного контроля заключаются в том, что:

    Тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию. (текст заданий и ответов компьютерных тестов необходимо делать кратким и лаконичным).

    Компьютерный тест должен быть простым в использовании;

    В тестовую систему должно быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос;

    Тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывал весь материал, который обучающийся должен усвоить;

    Вопросы должны подаваться в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

    Варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

    Необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

Раздел I

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ

1. Следы древнейших людей, живших более 2 миллионов лет на­зад, были обнаружены археологами в:

а) Северной Америке; в) Южной Австралии;

б) Восточной Африке; г) Западной Европе.

2. Около 40 тысяч лет назад человек стал похожим на современ­ного и назван учеными:

а) «человек умелый»;

б) «человек прямоходящий»;

в) «человек разумный»;

г) «человек малограмотный».

3. Для облика древнейшего человека характерны:

а) выступающие челюсти;

б) прямая походка;

в) прыгающая походка;

г) руки, свисающие ниже колен.

4. Первобытный коллектив людей, где действовал обычай «один за всех и все за одного», назывался:

а) человеческое стадо; в) соседская община;

б) родовая община; г) племя.

5. С изобретением первобытными людьми гарпуна более удач­ной стала охота на:

а) сидящих птиц; в) крупную рыбу;

б) мелкую рыбу; г) быстро бегающих животных.

6. 40-12 тысяч лет назад первобытные люди охотились на:

а) лошадей, оленей, бизонов;

б) мамонтов, пещерных медведей;

в) волков, лисиц, тигров;

г) зайцев, собак, куниц.

7. Ученые считают, что древнейшие люди, жившие в человечес­ком стаде, добывали себе пищу, занимаясь:

а) охотой; в) земледелием;

б) ремеслом; г) собирательством.

8. Первобытные люди общались друг с другом с помощью:

а) речи; в) разнообразных звуков;

б) жестов; г) рисунков.

9. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему че­ловеку:

а) лучше общаться друг с другом;

б) удачнее охотиться;

в) жить в одиночку;

г) заниматься собирательством.

10. В случае потери первобытным человеком огня его:

а) заставляли разжигать огонь снова;

б) изгоняли из коллектива;

в) заставляли охранять сон сородичей всю жизнь;

г) требовали в одиночку добывать огонь снова.

11. Зарождение религиозных верований у первобытных людей связано:

а) с боязнью лесных пожаров и хищных зверей;

б) с попытками понять явления природы;

в) с умением изображать при помощи рисунков явления природы;

г) с умением изготавливать орудия труда.

12. Первобытные люди думали, что звери окажутся заколдован­ными и не уйдут из окружающей местности, если:

а) нарисовать их в глубине пещеры;

б) поразить изображение копьем;

в) нарисовать их ранеными;

г) класть им еду у входа в пещеру.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

1. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 15 тысяч лет назад;

б) 10 тысяч лет назад;

в) 9 тысяч лет назад;

г) 7 тысяч лет назад.

2. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению зем­леделия:

а) охота; в) рыболовство;

б) собирательство; г) скотоводство.

3. Древние скотоводы разводили:

а) свиней и овец;

б) лошадей и кошек;

в) коз и коров;

г) уток и гусей.

4. 9-7 тысяч лет назад люди овладели такими видами ремесла, как:

а) обработка металлов;

б) кораблестроение;

в) ювелирное дело;

г) ткачество.

5. 10-7 тысяч лет назад люди научились делать одежду из:

а) льна; в) шерсти;

б) шелка; г) хлопка.

6. Первобытные люди для успешной пахоты в плуг запрягали:

а) коров; в) коз;

б) быков; г) лошадей.

7. В результате развития земледелия и скотоводства условия жиз­ни людей стали зависеть от:

а) их собственного труда и умений;

б) природы в еще большей степени;

в) покровительства духов и богов;

г) существовавших порядков в человеческом стаде.

8. Впервые имущественное неравенство появляется в:

а) человеческом стаде;

б) родовой общине;

в) соседской общине;

г) государстве.

9. В соседской общине каждая семья имела в личном пользо­вании:

б) пастбища;

г) участок земли;

д) изделия ремесла;

е) орудия труда;

10. Военными действиями племени руководил:

а) старейшина; в) Совет старейшин;

б) вождь; г) царь.

11. У первобытных людей изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня, назывались:

а) оборотнями;

б) идолами;

в) молитвами;

г) обелисками.

12. Установите последовательность развития трудовой деятельности людей:

а) земледелие;

в) ремесло.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ»

1. Древнейшие люди жили в Восточной Африке более:

а) 2 миллионов лет назад;

б) 3 миллионов лет назад;

в) 1 миллиона лет назад;

г) 5 миллионов лет назад;

д) 4 миллионов лет назад.

2. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 7 тысяч лет назад;

б) 8 тысяч лет назад;

в) 9 тысяч лет назад;

г) 10 тысяч лет назад;

д) 6 тысяч лет назад.

3. Ученые считают, что раньше, чем в других районах, земледе­лие возникло в:

а) Южной Африке;

б) Западной Азии;

в) Передней Азии;

г) Северной Америке;

д) Южной Америке;

е) Австралии.

4. Главное отличие древнейших людей от животных:

а) прямохождение;

в) умение изготовлять орудия труда;

г) объем мозга;

д) надбровный валик.

5. К орудиям труда и предметам быта, используемым первобыт­ными людьми до перехода к занятию земледелием и ското­водством, относятся:

а) деревянная мотыга;

б) деревянное копье;

в) ткацкий станок;

г) гарпун;

д) лодка-долбленка;

е) рубило;

ж) одежда из льняных тканей.

6. Первые земледельцы вскапывали землю при помощи:

а) копья с каменным наконечником;

б) рубила;

в) палки-копалки;

г) мотыги;

д) гарпуна;

7. Первым домашним животным стала:

а) свинья;

б) корова;

в) собака;

е) курица.

3. В период 40-14 тысяч лет назад основными занятиями людей были:

б) собирательство;

в) рыболовство;

г) ткачество;

д) земледелие;

е) ремесло;

ж) скотоводство.

9. Жилищами первобытным людям служили:

а) глиняные дома; . б) пещеры;

в) деревянные постройки;

г) землянки;

д) шалаши из жердей;

е) дома из ивовых прутьев.

10. Выберите признаки, характеризующие племя:

а) коллектив древнейших людей;

б) Совет старейшин;

в) единая территория проживания;

г) небольшой коллектив людей (5-10 чело­век);

д) объединение нескольких родовых общин;

е) совместный труд;

ж) коллектив соседей.

11. Самые мудрые и опытные старики, управлявшие жизнью ро­довой общины, назывались:

а) старейшинами;

б) вождями;

в) сородичами;

г) знатными воинами;

д) царями;

е) мужчинами-воинами.

12. Овладение огнем дало древнейшему человеку возможность:

а) отпугивать диких зверей;

б) заниматься земледелием и скотоводством;

в) готовить вкуснее и питательнее мясо;

г) согреваться холодной ночью;

д) строить жилища;

е) устраивать празднества в честь богов;

ж) охотиться удачнее.

13. Впервые настенные рисунки были найдены археологом Сауту-олой в:

а) Майкопском кургане на юге России;

б) Каповой пещере на Урале;

в) пещере Альтамира в Северной Испании;

14. Сверхъестественное существо, которое обитает в каждом че­ловеке, покидает его тело и возвращается в него:

а) оборотень;.

в) жертва;

е) молитва.

15. Религиозные верования у первобытных людей возникли в свя­зи с тем, что они:

а) не могли объяснить естественные причины природных явлений;

б) боялись встретить в пещерах оборотней;

в) думали, что вера в сверхъестественные силы будет способствовать удачной охоте;

г) среди вариантов а), б), в) нет правильного от­вета.

16. В 1997 году археологи нашли остатки древнего поселения, ко­торое было сожжено 5533 года назад. Пожар произошел в:

а) 3000 году до н.э.;

б) 3536 году до н.э.;

в) 7530 году;

г) 7530 году до н.э.;

д) 8436 году до н.э.;

е) 8486 году до н.э.

ДРЕВНИЙ ВОСТОК

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ.

    Заполнить схему, вписав в пирамиду группы населения Египта.

РАБЫ, ВЕЛЬМОЖИ, ВОИНЫ И ЧИНОВНИКИ, ФАРАОН, ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ.

2.Соотнесите термины и определения.

1. фараон А. Обязательная работа крестьянина по рытью

каналов, ремонту дамб, строительству

дворцов и гробниц.

2. Вельможа Б. Правитель Египта.

3. Налог В. Знатный человек, советник фараона или

военачальника.

4. Повинность Г. Обязательная плата, взимаемая государством

Со своих граждан.

5. Саркофаг. Д. Знак письменности древних славян.

6. Гробница. Е. Гроб фараона.

7.Иероглиф Ж. Усыпальница фараона.

    Как называется река, протекающая по территории Египта?

2. Первая столица Египетского царства?

3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтом?

Б)саркофаг

4. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?

А)Эхнатон

В)Тутанхамон

5. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?

Б)вельможи

6. Кто в Древнем Египте владел знаниями?

Б)вельможи

7. Письменность в Древнем Египте;

А)иероглифы

Б)клинопись

В)папирус.

8.Что обозначает понятие «религия»?

А)вера в сверхъестественные силы

Б)вера в силы природы

В)умение подчиняться кому-либо.

9. С какой целью фараоны организовали военные походы в другие страны?

А)с целью богатства

Б)с целью богатства своих вельмож и воинов

В)с целью знакомства с другими странами.

ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ

1. Один из самых знаменитых и могущественных царей Вавилнии Хаммурапи правил с:

а) 1982 по 2001 год до н.э.;

б) 1849 по 1799 год до н.э.;

(в) 1792 по 1750 год до н.э.;

г) 1700 по 1760 год до н.э.

2. Широкое применение железа в ремесле начинается около:

а) 13 века до н.э.; (в) 10 века до н.э.;

б) 11 века до н.э.; г) 8 века до н.э.

3. Страна Двуречье расположена между реками:

(а) Тигр и Евфрат; в) Иордан и Евфрат; б) Нил и Тигр; г) Евфрат и Нил.

4. В 10-м веке до н.э. в верхнем течении Тигра располагала^ страна:

а) Вавилония; в) Сирия; С) Ассирия; г) Финикия.

5. В 6-м веке до н.э. персами были завоеваны:

(а) Лидия; ж) Египет;

б) Греция; е) Китай;

(в) Мидия; д) Вавилония,

г) Италия;

6. Укажите, к истории какой страны относится следующий фрагмент: «Торговцы прибыли в город. На шестой день на берегу моря пришла дочь царя Аргоса Ио. Женщины покупали товары... Торговцы захватили и отплыли в Египет...»:

(в) Финикия;

а) Палестина;

7. Достижения ассирийцев в области культуры и военного дела:

а) деление часа на- 60 минут;

б) изобретение тарана;

в) строительство висячих садов Семирамиды;

г) создание сказаний о Гильгамеше;

(д) строительство царского дворца в Ниневии;

(е) применение железного оружия;

организация библиотеки глиняных книг.

8. Существенный вклад в становление могущества персидской державы внесли правители:

а) Дарий Первый;

в) Кир Великий;

г) Камбиз.

9). Народ, почитавший одного бога Яхве:

а) египтяне; в) евреи;

б) вавилоняне; г) филистимляне.

10). Первую монету в мире из сплава золота с серебром стали чеканить в:

в) Финикии;

г) Персии..

б) Египет;

г) Персия.

11)Жители Двуречье почитали богов:

а) солнца; г) плодородия;

б) пустыни; д) воды;

в) луны; е) моря.

12)Укажите, какие архитектурные сооружения принадлежат Пале­стине, а какие Египту:

1. Палестина.

2. Египет.

а) храм в Иерусалиме;

б) пирамида фараона Хеопса;

в) аллея сфинксов;

г) царский дворец Соломона.

ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНДИИ, КИТАЮ И ПЕРСИДСКОЙ ДЕРЖАВЫ.

    Где находится Индия?

А) на западе Азии

Б) на юге Азии

В) на востоке Азии.

2. В какой стране стали впервые производить сахар?

А) в Китае

Б) в Индии

В) в Ассирии.

3. Какая варна, по верованиям древних индийцев, появилась из ступней ног Брахмы?

4 . На чём писали в древней Индии?

А) на бумаге

Б) на пальмовых листьев

В) на дощечках из глины.

5. Какая варна по верованиям древних индийцев появилась изо рта бога Брахмы?

В) земледельцы.

6. К какой варне принадлежали цари в Древней Индии?

А) воинов

Б) брахманов

7. На чём писали в Древнем Китае?

А) на дощечках из бамбука

Б) на пальмовых листьях

В) на глиняных дощечках.

8. Древнее государство, захватившее Вавилонское и Египетское царства?

Б) Персия

9. Предводитель персов, великий полководец Древнего мира?

А) Хаммурапи

10. Где протекает река Янцзы?

А) в Китае

Б) в Индии

В) в Персии.

11. Что выращивали земледельцы в Древнем Китае?

А) сахарный тростник

Б) хлопчатник

12. Где протекает река Инд?

А) в Персии

Б) в Индии

В) в Китае.

13. Индия располагается…

А) на юге Азии

Б) на севере Африки

В) в Африке.

14. Китай располагается…

А) к югу от Индии

Б) к западу от Индии

В) к северо-востоку от Индии.

15. Первым правителем единого гносударства в Китае был…

А) Конфуций

Б) Цинь Шихуан

В) Сыма Цянь.

16. Какие государства завоевал царь Персии Кир?

А) Мидийское царство

В) Лидийское царство

Д) Египет

Е) Вавилонское царство.

17. Где вся страна делилась на сатрапии?

А) в Индии

Б) в Персидской державе

В) в Китае.

18. Какой царь обложил всё население своей страны податями?

А) Цинь Шихуан

В) Дарий 1.

    Объяснить значение слов:

БУДДИЗМ

    Заполнит схему цифрами, распределив по станам достижения культуры.

1-шахматы, 2-цифры, 3-бумага, 4- компас, 5- учение Будды, 6-шёлковая ткань, 7-фарфор, 8- порох.

КИТАЙ

ИНДИЯ

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНИЙ ВОСТОК»

1. Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:

а) мягкие и плодородные почвы;

б) пустыни;

в) высокие горы;

г) труднопроходимые джунгли;

д) полноводные реки.

2. Жители Двуречья строили дома из:

а) обожженных глиняных кирпичей;

б) высокого тростника-папируса;

в) высушенных глиняных кирпичей;

г) ливанского кедра;

д) ивовых прутьев, обмазанных глиной.

3. В древнем мире появление неравенства и знати связано с:

а) изобретением лука и стрел;

б) развитием ремесла;

в) возникновением родовой общины;

г) ведением военных действий.

4. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран мира:

а) строительный лес;

б) рогатый скот;

в) финики;

г) глиняные кирпичи;

д) пурпурные ткани;

ж) металлы.

5. Вводя в Вавилонии законы, царь Хаммурапи хотел:

а) защитить своих подданных от обращения в

б) защитить рабов от чрезмерного произвола хо­зяина;

в) узаконить разделение людей на богатых и бед­ных;

г) ограничить произвол властей и установить

правопорядок.

6. Около 600 года до н.э. египетский фараон, решив узнать, вся ли Африка омывается морем, дал поручение мореплавателям:

а) египтянам; г) грекам;

б) финикийцам; д) ассирийцам;

в) вавилонянам; е) персам.

7. Великая китайская стена строилась для того, чтобы:

а) удержать отвоеванные у гуннов земли;

б) защитить торговые пути от набегов разбой­ников;

в) помешать побегам рабов;

г) поддержать правопорядок в стране.

8. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы по­явились:

а) брахманы;

б) знатные воины;

в) земледельцы;

г) ремесленники;

9. Культурно-историческими достижениями древних индийцев яв­ляются:

а) шахматы;

б) компас;

в) ткани из хлопка

г) свод законов Хаммурапи;

д) поэма «Рамаяна»;

ж) бумага.

10. Система письма, используемая жителями Финикии, называет­ся:

а) клинопись;

б) алфавит;

в) рисунчатое письмо;

г) иероглифическое письмо.

11. Укажите мифы и сказания, созданные в странах Древнего Во­стока:

а) о Гильгамеше;

б) о Прометее;

в) о всемирном потопе;

г)«Рамаяна»;

д) об Осирисе;

е) о Геракле;

ж) о троянском коне.

12. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:

а) Вавилон;

б) Мегиддо;

г) Ниневия;

е) Иерусалим; ,

ж) Мемфис.

13. Отметьте имя правителя, не являвшегося царем Палестины в 10-м веке до н.э.:

а) Соломон;

в) Ашшурбанапал;

14 Соотнесите исторические факты с именами исторических дея­телей:

а) Тутмос Третий; 1) создание древнейших за-

б) Дарий Первый; 2) завоевание Палестины и

в) Цинь Шихуан. 3) строительство Великой

китайской стены;

4) создание в Персии по­чтовой службы;

5) строительство храма богу Яхве.

15. Соотнесите события с датами:

а) 3000 год до н.э.; 1) объединение Южного и

Северного царств Егип­та;

б) 6-й век до н.э.; 2) объединение индийских

царств под властью Ашо-ки;

в) 3-й век до н.э. 3) образование Ассирий-

ской державы;

4) строительство пирами­ды Хеопса;

5) образование персидской державы «царя царей».

16. Установите последовательность событий, происшедших в ис­тории Египетского государства:

а) завоевательные походы Тутмоса Третьего;

б) существование 42 небольших царств;

в) строительство пирамиды Хеопса;

г) завоевание Египта персами;

д) объединение Южного и Северного царств.

Раздел III

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ

ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ

Контрольная работа по теме «Древняя Греция»

Задание 1. Указать верный вариант продолжения фразы.

1. Город – государство в Древней Греции называли…

А) архонт

2. Греки, в силу природно – климатических условий выращивали…

В) пшеницу

3. Знать в Афинах называлась…

А) деспотия

Б) аристократия

В)демократия

4. Борьба демоса с аристократией развернулась из – за…

А) долгового рабства

Б) неурожая оливок

В) присвоение рабов богатыми

5. Изменения в хозяйстве и управлении Афин связывают с именем…

А) Одиссея

Б) Драконта

В) Солона

6. Область, где обосновались спартанцы, называлась…

А) Аттика

Б) Лакония

В) Междуречье

7. Покорённое спартанцами население, превращённое в рабов называли…

А) ахейцы

В) афиняне

8. Главное занятие спартанцев…

А) ремесло

Б) земледелие

В) военное дело

9. Вопросы о войне и мире, выборе старейшин и командующих в Спарте решал

Б) совет старейшин

В) народное собрание.

Задание 2. Обозначить цифрами крылатые выражения, берущие своё начало из поэм Гомера:

1 – «Илиада»; 2 – «Одиссея».

    Яблоко раздора.

    Между Сциллой и Харибдой.

    Ахиллесова пята.

    Троянский конь.

    Поёт как сирена.

Задание 3. Отметить верные высказывания.

    Поселения греков возникли на побережьях Балтийского и Белого морей.

    Поселения греков возникли на побережьях Средиземного и Чёрного морей.

    Греки переселялись в колонии, спасаясь от голода и долгового рабства на родине.

    Греки – колонисты и местные жители старались вести взаимовыгодную торговлю.

Задание 4. Привести в соответствие название богов и их занятия.

А. Зевс 1. Богиня мудрости и войны

Б. Поссейдон 2. Бог красоты

В. Апполон 3. Бог моря

Г. Афина 4. Богиня природы

Д. Гермес 5. Богиня красоты

Е. Афродита 6. Бог неба

7. Бог тоговли и ремесла

ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ

1. Полис - это:

а) область в Южной Греции;

б) небольшой самостоятельный город-государст­во в Греции;

в) страна Греция;

г) небольшой самостоятельный город на остро­ве Крит.

2. В Афинском полисе Совет знати назывался:

а) архонтом; б) демосом; в) ареопагом; г) кастой.

3. Они «писаны не чернилами, а кровью». Так греки говорили о законах:

а) Дракона; б) Хаммурапи; в) Миноса; г) Ману.

4. По законам Солона, архонтом мог быть избран грек:

а) знатный и богатый;

б) незнатный, но богатый;

в) незнатный и бедный;

г) знатный, но разорившийся.

5. В древней Спарте за соблюдением всех законов следил:

а) демос; в) Совет старейшин;

б) архонт; г) Совет знати.

6. Главным занятием спартанцев было:

а) ремесло; в) военное дело;

б) земледелие; г) рыболовство.

7. Греки покидали Родину и основывали колонии из-за:

а) набегов кочевых племен скифов;

б) угрозы голода и долгового рабства;

в) вторжения северных племен дорийцев;

г) ожесточенной борьбы демоса и знати;

д) надежды завязать торговлю с новыми поселе­ниями;

е) увеличения притока рабов в Афины.

8. Бог Зевс повелел устраивать состязания атлетов на земле Олим­пии в память о победе над богом: а) Гермесом; б) Посейдоном; в) Кроном; г) Аидом.

9. На Олимпийских играх знаменитым бегуном и кулачным бор­цом считался:

а) Милон; б) Феаген; в) Полидам; г) Скил.

10. Царь персов Ксеркс покинул Грецию после:

а) Марафонской битвы;

б) боев в Фермопильском ущелье;

в) Саламинского сражения;

г) битвы при Платеях.

11. Соотнесите события с именами исторических деятелей:

а) Ксеркс; 1) Марафонская битва;

б) Мильтиад; 2) Троянская война;

в) Солон. 3) бои в Фермопильском.ущелье;

4) отмена долгового рабства;

5) Олимпийские игры;

6) создание трагедии «Персы».

12. Соотнесите события с датами:

а) 776 год до н.э.; 1) реформы Солона;

2) Олимпийские игры;

3) бои в Фермопильском ущелье;

4) битва при Платеях;

5) Марафонская битва;

6) законы Дракона.

б) 480 год до н.э.;

в) 479 год до н.э.

АФИНЫ В 5-м веке до н.э.

И РАСЦВЕТ ДЕМОКРАТИИ

1. Главная площадь Афин, где располагался рынок и правитель­ственные здания, называлась:

а) Керамик;

в) Акрополь;

2. Греческая монета, чеканившаяся из серебра, называлась:

а) рублем; в) копейкой;

б) сиклем; г) драхмой.

3. Купцы из разных стран мира привозили в Афины:

а) зерно; г) виноградное вино;

б) папирус; д) мраморные статуи;

в) оливковое масло; е) слоновую кость.

4. Гражданами Афин по закону считались:

а) все люди, родившиеся в городе;

б) жители Афин, чья мать родилась в Афинах;

в) жители города, чьи родители были коренны­ми афинянами;

г) жители, приехавшие в город и оставшиеся там навсегда.

5. Соотнесите права и возможности граждан и переселенцев в Афинах:

1) граждане; -а) участие в управлении государством;

2) переселенцы, б) право на владение землей;

в) служба на военных кораблях;

г) уплата налога за право жить в городе.

б. Перикл ввел плату за исполнение выборных должностей, чтобы:

а) уменьшить доходы богатых граждан Афин;

б) привлечь беднейших граждан к управлению государством;

в) уравнять имущественное положение граждан

г) не допустить к управлению государством не­знатных граждан.

7. Современниками Перикла были:

а) Хеопс и Геродот; в) Солон и Софокл;

б) Анаксагор и Фидий; г) Ксеркс и Леонид.

8. Посещение театральных представлений было:

а) бесплатным для всех желающих;

б) бесплатным для почетных гостей;

в) бесплатным для беднейших граждан;

г) платным для всех желающих.

9. Рождение греческого театра связано с празднествами в честь бога: а) Зевса; б) Крона; в) Посейдона; г) Диониса.

10. Металлическая или костяная палочка с острым концом, кото­рой ученики выдавливали буквы, называлась:

а) тростниковым пером; в) стилем;

б) кисточкой; г) писалом.

11. С 12 лет мальчики посещали школу для занятий гимнастикой - борьбой, бегом, метанием копья и диска, прыжками, называемую:

а) Академией; в) лицеем;

б) палестрой; г) Музеем.

12. В Афинских школах обучались:

а) все дети жителей города;

б) сыновья афинских граждан;

в) дочери афинских граждан;

г) сыновья и дочери афинских граждан.

МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В 4-м веке до н.э.

1.Македония - горная страна, расположенная на:

а) юге Пелопоннесского полуострова;

б) северо-западе полуострова Малая Азия;

в) острове Крит;

г) севере Балканского полуострова.

2. Спасение Эллады в добровольном подчинении Филиппу Маке­донскому видел афинский писатель:

а) Исократ; в) Сократ;

б) Демосфен; г) Аристотель.

3.Битва при Херонее, где греки потерпели поражение от царя Македонии Филиппа, произошла в:

а) 490 году до н.э.; в) 479 году до н.э.;

б) 338 году до н.э.; г) 480 году до н.э.

4. Укажите последовательность событий битвы при Гавгамелах:

а) атака персидских колесниц;

б) бегство Дария Третьего с поля боя;

в) атака македонской конницы;

г) вступление в бой македонской фаланги;

д) гибель персидских возничих.

5. Решающую роль в победе македонян над греками в битве при Херонее сыграла:

а) атака македонской фаланги;

б) численность армии македонян;

в) атака македонской конницы;

г) атака македонского флота.

6. После победы над греками македонский царь Филипп: а) объявил себя царем Эллады;

б) добился признания себя военным предводи­телем;

в) стал греческим стратегом;

г) объявил себя властителем мира.

7.Александр Македонский, продолжая дело отца, возглавил по­ход в:

а) Азию; в) Финикию;

б) Египет; г) Индию.

8.Укажите, с чем в 4-м веке до н.э. был связан упадок гречес­ких городов:

а) войнами между греческими городами-государ­ствами;

б) нападением кочевых племен - скифов;

в) разорением земледельцев и ремесленников;

г) частыми землетрясениями и пожарами,

9. Александр Македонский стремился создать:

а) «восточное» царство;

б) городские полисы;

в) всемирную державу;

г) демократическое государство.

10. Мог ли Филипп Македонский что-нибудь слышать о завоева­тельных походах Кира Великого:

а) да; б) нет.

11. В александрийском Музее здание, оборудованное для наблю­дений за небесными светилами:

а) обсерватория; в) лицей;

б) Академия; г) Фаросский маяк.

12. Крупнейшая библиотека Средиземноморья, насчитывающая до 700 тысяч папирусных свитков, находится в:

а) Пергаме; в) Александрии Египетской;

б) Трое; г) Тире.

ПОВТОРЕНИЕ РАЗДЕЛА «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»

1. Не строили крепостных стен и великолепных храмов, запре­щали ездить за границу и обедать дома в:

а) Афинах;

б) Спарте;

г) Коринфе.

2. Один из самых знаменитых поэтов Древней Греции Гомер со­здал произведения:

а) «Илиада»;

б) «Антигона»;

в) «Персы»;

г) «Одиссея».

3. «Я называюсь Никто, мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают». Эти слова произнес:

а) Телемак;

б) Ахиллес;

в) Одиссей;

г) Алкиной.

4. Впервые в истории греки стали обозначать буквами:

а) согласные звуки;

б) короткие односложные слова;

в) гласные звуки;

г) гласные и согласные звуки.

5. По законам архонта Дракона:

а) запрещалось долговое рабство;

б) назначалась смертная казнь за тяжкое и мел­кое преступление;

в) государственные дела решались Советом ста­рейшин;

г) выкупались рабы-греки, находящиеся за гра­ницей;

д) одинаково наказывались убийство человека и

кража вещи;

е) разрешалось продавать хлеб за границу;

ж) судей выбирали из числа незнатных жите­лей полиса.

6. Для системы государственного управления Афинами при Солоне характерно:

б) командование войском двух царей;

в) выбор судей из числа граждан независимо от знатности и богатства;

г) осуществление высшей власти в полисе стра­тегом;

д) вхождение в состав Народного собрания всех свободных мужчин-афинян;

е) обсуждение важнейших вопросов Советом ста­рейшин;

ж) избрание архонтом только знатного и бога­того жителя Афин.

7. Афиняне называли управление в своем полисе:

а) диктатурой;

б) демократией;

в) тиранией;

г) республикой.

8. Орхестра - это:

а) место, где размещали оркестр театра;

б) круглая площадка для выступлений актеров и хора;

в) вид веселого представления, где действующи­ми лицами были современники зрителей;

г) постройка, к стене которой прикреплялись декорации.

9. По-гречески «комедия» означает:

а) «песнь козлов»;

б) «божественная песня»;

в) «веселое шествие»;

г) «песня неба».

10. Фронтоны Парфенона заполняли статуи, изображавшие:

а) спор Афины и Посейдона за власть над Аттикой;

б) вручение золотого яблока Афродите;

в) рождение дочери Зевса богини Афины;

г) борьбу Крона и Зевса за власть над миром.

11. Соотнесите имена выдающихся людей, живших во времена Перикла, с их деятельностью:

2) создатель статуи «Дискобол»;

3) ученый, изучавший явления природы и считавший, что Солнце и Луна это не боги, а раскаленные камни;

5) создатель скульптуры «Ко­пьеносец»;

6) ученый, считавший, что даже самая высокая цель не может оправдать дурных деяний.

12. Человек, умеющий произносить речи и убеждать слушателей:

а) стратег; в) академик;

б) оратор; г) поэт.

13. Местом проведения конных состязаний на Олимпийских играх был:

а) Акрополь;

б) Эрехтейон;

в) ипподром;

г) стадион.

14. Установите последовательность событий, происходивших в ходе греко-персидских войн:

а) поражение персов в Марафонской битве;

б) победа греческого флота в Саламинском сра­жении;

в) окончательное поражение персидской армии

в битве при Платеях;

г) вторжение персов в Элладу под предводитель­ством Ксеркса;

д) подвиг 300 спартанцев в Фермопильском

15. Слова Диогена: «Отступи чуть в сторону и не заслоняй мне солнца» - были обращены к:

а) Фемистоклу;

б) Мильтиаду;

в) Демосфену;

г) Александру Македонскому.

16. В результате завоевательных походов Александра Македонс­кого произошло:

а) уничтожение Персидского царства;

б) разделение Греции на Северную, Среднюю и Южную;

в) образование огромной державы;

г) объединение греческих полисов в единое го­сударство.

ДРЕВНИЙ РИМ

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА И УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ

1. Город Рим возник в Италии на левом берегу реки:

а) Нила; - в) Тибра;

б) Тигра; г) Евфрата.

2. В отличие от Греции в Италии особенностями природно-кли­матических условий являются:

а) высокие горы; в) плодородные равнины;

б) полноводные реки; г) каменистые почвы.

3. В царский период переселенцы из завоеванных Римом облас­тей Италии назывались:

а) патрициями; в) ликторами;

б) плебеями; г) легионерами.

4. Высшая власть в Риме в царский период принадлежала:

а) пожизненно выбираемому царю;

б) Собранию мужчин-патрициев;

в) сенату;

г) двум консулам.

5. Братьев-близнецов, сыновей Реи Сильвии и бога Марса, вы­кормила:

а) лиса; - в) медведица;

б) волчица; г) тигрица.

6. Римляне установили республику в:

а) 753 году до н.э.; г б) 509 году до н.э.;

в) 390 году до н.э.;

г) 280 году до н.э.

7. Главной торговой площадью города Рима был:

а) Акрополь;

б) Парфенон;

8. В результате победы над войском царя Пирра Рим установил свое господство над:

а) Италией;

б) Восточным Средиземноморьем;

в) Грецией;

г) Испанией.

9. Основную часть римских воинов-легионеров составляли:

а) наемники; в) бедняки;

б) земледельцы; г) рабы.

10. Мог ли Александр Македонский прийти на помощь царю Пир­ру в борьбе с римлянами:

11. В Римской республике народный трибун обладал правом «вето», что в переводе с латинского означало:

а) разрешаю; в) утверждаю;

12. В 3-м веке до н.э. в Римской республике в обязанности двух консулов входило:

а) председательство в Народном собрании;

б) комплектование войска;

в) командование армией;

г) ведение переговоров с другими государствами;

д) предложение новых законов;

е) распоряжение казной;

ж) разрабатывание плана ведения войны.

РИМ - СИЛЬНЕЙШАЯ ДЕРЖАВА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

1. Одной из причин Пунических войн между Римом и Карфаге­ном стало стремление римлян завладеть:

а) Критом; в) Сицилией;

б) Карфагеном; г) Испанией.

2. Будучи девятилетним мальчиком, будущий выдающийся пол­ководец дал торжественную клятву, что всегда будет врагом римлян. Это был:

а) Сципион; в) Ганнибал;

б) Фемистокл; г) Перикл

3. Вскоре после начала Пунических войн римляне поняли, что им не удастся победить карфагенян без создания:

а) боеспособной пехоты; в) катапульт;

б) военного флота; г) осадных машин.

4. Ганнибал потерял половину своего войска, переправляясь через:

а) Гималаи; в) Альпы;

б) Пиренеи; г) Апеннины.

5. Одно из решающих сражений Второй Пунической войны про­изошло при Каннах в:

а) 390 году до н.э.; в) 216 году до н.э.;

б) 280 году до н.э.; г) 202 году до н.э.

6. Римский консул перед битвой при Каннах выстроил 80 тысяч пехотинцев-легионеров:

а) в три линии;

б) в виде огромного прямоугольника;

в) полумесяцем, обращенным выпуклой сторо­ной к противнику;

г) в виде равностороннего треугольника.

7. После окончания Второй Пунической войны был подписан мир­ный договор, по которому:

а) Карфаген лишился всех владений за преде­лами Африки;

б) Рим лишился права на владение Сицилией;

в) Карфаген обязался выдать Риму военный флот и боевых слонов;

г) Рим должен был заплатить Карфагену боль­шую сумму денег.

8. Установите последовательность завоевания Римом Западного Средиземноморья:

а) разрушение Коринфа;

б) поражение войска сирийского царя Антиоха;

в) «освобождение» Греции из-под власти маке­донского царя;

г) штурм и сожжение Карфагена;

д) победа римлян над Македонией.

9. В отношении побежденных стран римляне придерживались правила:

а) «разделяй и властвуй»;

б) «доверяй, но проверяй»;

в) «поступай так, как будет угодно богу»;

г) «око за око, зуб за зуб».

10. Римский ученый Варрон утверждал, что занятые в сельском хозяйстве рабы - это орудия труда:

а) мычащие; в) говорящие;

б) немые; г) божественные.

11. Во времена завоевательных войн рабы в Риме продавались по цене:

а) высокой; б) умеренной; в) низкой.

12. Рабы, обученные сражаться друг с другом в вооруженном поединке на арене, назывались:

а) арендаторами; в) ликторами;

б) ветеранами; г) гладиаторами.

ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ

1. В 31 году до н.э. в битве у мыса Акций сразились:

а) патриции и плебеи Рима;

б) флоты Антония и Октавиана Августа;

в) воины Цезаря и Помпея;

г) воины Ганнибала и Сципиона.

2. Поражение восстания Спартака было вызвано:

а) слабой организацией войска восставших;

б) предательством Спартака;

в) плохим вооружением, восставших;

г) отсутствием четкого плана действий у Спар­така;

д) отступлением восставших в решающий мо­мент сражения.

3. В 133 году до н.э. был принят закон Тиберия Гракха, по которому:

а) земледельцы прикреплялись к земле хозяина;

б) ни одна семья не имела права пользоваться более 250 га государственной земли;

в) изымались излишки земли у богатых земле­владельцев и бесплатно передавались бедным;

г) рабы платили римскому землевладельцу пла­ту за пользование землей.

4. Установите последовательность событий прихода Цезаря к вла­сти в Риме:

а) восторженный прием Цезаря в Риме;

б) разгром Помпея у города Фарсалы;

в) завоевание Цезарем Заальпийской Галлии;

г) единоличное правление Цезаря в Риме;

д) убийство Цезаря заговорщиками-сенаторами;

е) переправа Цезаря через Рубикон.

5. Спартак и 70 гладиаторов после бегства из Капуи укрылись на:

а) Капитолийском холме; в) острове Сицилия;

б) горе Олимп; г) вулкане Везувий.

6. Враги Тиберия Гракха обвинили трибуна в стремлении стать:

а) диктатором; в) царем;

б) консулом; г) императором.

7. «Лучше погибнуть в борьбе за свободу, чем рисковать своей жизнью на арене амфитеатра», - убеждал товарищей:

а) Цезарь; б) Катон; в) Спартак; г) Сципион.

8. Гаю Юлию Цезарю принесло славу полководца:

а) подавление восстания Спартака;

б) согласие на утверждение земельного закона;

в) покорение Заальпийской Галлии;

г) разрушение Коринфа и Карфагена.

9. «Жребий брошен!» - так сказал Цезарь, переправляясь че­рез реку:

а) Рубикон; б) Тибр; в) Евфрат; г) Ганг.

10. В дни триумфа полководец носил почетное прозвище импера­тор, что полатински означает:

а) повелитель; в) главнокомандующий;

б) священный; г) божественный.

11. После победы над Антонием Октавиан Август объявил об:

а) установлении мира в Италии и провинциях;

б) окончании гражданских войн;

в) установлении империи;

г) установлении диктатуры.

12. В день мартовских ид 44 года до н.э. произошло:

а) бегство Спартака из Капуи;

б) убийство Гая Юлия Цезаря;

в) утверждение Октавиана императором Рима;

г) трагическое самоубийство Клеопатры.

РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

1. «Лучшим» из римских императоров, правившим с 98 по 117 год, римляне считали:

а) Цезаря; в) Траяна;

б) Октавиана Августа; г) Нерона.

2. Императором, после поражения римлян от германцев в знак скорби не стригшим волосы и восклицавшим: «Вар, верни ле­гионы!» - был:

а) Октавиан Август; в) Антоний;

б) Арминий; г) Нерон.

3. Римлянам не удалось завоевать на Востоке:

а) Египет; в) Парфянское царство;

б) Карфаген; г) Финикию.

4. В состав Римской империи при Октавиане Августе вошли:

а) Египет; в) Финикия;

б) Парфянское царство; г) Македония.

5. Огромный амфитеатр, построенный римлянами и вмещавший около 50 тысяч зрителей, где сражались гладиаторы, назы­вался:

а) Пантеоном; в) Колизеем;

б) акведуком; г) термой.

6. Ежедневно римляне посещали:

а) театры; в) термы;

б) Пантеон; - г) конные бега.

7. Колоны - это:

а) земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет;

б) греки, выходцы из причерноморских колоний;

в) пленники, участвующие в триумфальном ше­ствии;

г) рабы, получившие от хозяина участок земли.

8. Около двух тысяч лет назад люди, называющие себя ученика­ми Иисуса Христа, появились в:

а) Риме; в) Сирии;

б) Палестине; г) Египте.

9. Отметьте сочинение, не входящее в состав Библии:

а) Ветхий Завет;

б) Откровения Иоанна Богослова;

в) сказания о Гильгамеше;

г) четыре Евангелия.

10. Согласно христианскому учению, Царство Божие наступит для тех, кто:

а) страдал и был унижен;

б) веровал в римских богов;

в) веровал в Иисуса Христа;

г) имел в земной жизни огромные богатства.

11. Возникновение и распространение христианства было вызва­но:

а) угрозой вторжения варварских племен;

б) ухудшением положения народа в империи;

в) распространением научных представлений о мире;

г) утратой веры в могущество прежних богов.

12. В 64 году гонения на христиан начались в связи с:

а) убийством Цезаря;

б) казнью Сенеки;

в) пожаром в Риме;

г) гибелью Нерона.

РИМ В 4-5-м ВЕКАХ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ

1. Римский император Константин перенес столицу из Италии:

а) в долину реки По в Пред альпийской Галлии;

б) на западный берег пролива Босфор в Греции;

в) на восточный берег реки Эбро в Испании;

г) в устье Днестра, впадающего в Черное море.

2. Во времена правления императора Константина был издан указ:

а) разрешающий христианам молиться и стро­ить храмы;

б) запрещающий организацию христианских общин;

в) запрещающий христианам строить храмы;

г) разрешающий гонения на христиан.

3. Власть императора во времена правления Константина была:

а) ограничена законом;

б) ничем не ограничена;

в) ограничена Народным собранием;

г) ограничена приближенными советниками.

4. В нашествии варваров на Рим не принимали участия:

а) вандалы; б) галлы; в) готы; г) греки.

5. Восточную империю называют Византией по:

а) имени первого императора Восточной империи;

б) древнему имени главного города Восточной империи;

в) названию пролива, где построен Константино­поль;

г) фамилии императора Юстиниана.

6. Во времена правления императора Юстиниана к территории Восточной империи были присоединены:

а) Италия; в) Испания;

б) Греция; г) Северная Африка.

7. Храм Святой Софии в Константинополе, возведенный по при­казу Юстиниана, был облицован разноцветным:

а) мрамором; б) гранитом; в) бетоном.

8. Императору Византии в Константинополь варвары отослали после разграбления Рима знаки императорской власти:

а) пурпурный плащ; в) державу;

б) скипетр; г) диадему.

9. «Нет ничего выше и ничего более святого, чем величество импе­ратора» - так записано в законах:

а) 12 таблиц; в) Солона;

б) Юстиниана; г) Дракона.

10. Установите последовательность событий в период правления императора Константина:

а) перенесение столицы из Рима в Константинополь;

б) избрание Константина императором;

в) борьба императоров за власть и победа Кон­стантина;

г) предложение организовать Вселенский собор в Никее;

д) провозглашение христианства государствен­ной религией Римской империи;

е) подавление восстаний колонов и рабов в Гал­лии и Северной Африке.

11. Мог ли Юстиниан прийти на помощь полководцу Стилихону в борьбе с варварами:

а) да; б) нет.

12. Готы во главе с Аларихом разграбили и разорили Рим в:

а) 395 году; б) 410 году; в) 476 году.