Древняя Спарта. §31

Тема: Древняя Спарта

Задачи: показать, что жизнь в Спарте была подчинена военным законам, раскрыть причины такого общественно- политического устройства; дать представление о древних законах Спарты, сопоставить их с порядками в Афинах; охарактеризовать понятия «олигархия»; познакомить обучающихся с особенностями воспитания спартанских детей.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения; Быть способным к самоидентификации с культурной общностью; проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметные:

Характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины общественно-политического устройства. Рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга. Раскрывать понятие олигархии, выделять основные существенные черты данной формы правления. Систематизировать информацию о воспитании спартанских детей.

Метапредметные :

Познавательные: воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной и письменной формах.

Регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству со сверстниками.

Основные термины и понятия: спартанцы, периэки, илоты, лаконичная речь, апелла, герусия, эфор, олигархия.

Основное содержание:

    Местоположение Спарты, история ее завоевания.

    Устройство общества Спарты, положение основных групп населения.

    Законы Ликурга. Государственное устройство Спарты

    Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание.

Ресурсы урока: учебник, § 34, с.88-89; тетрадь - тренажер, с. 47.(№7), с.63 (№ 1), с.69 (№4); атлас; электронное приложение к учебнику.

Документ №2.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Как вариант задания: Организация работы в парах или в группах: (или как вариант игра «передай другому». З адают друг другу вопросы. Самостоятельно принимать решения. Умение работать в группе. По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Конкретное задание: Выписать в тетрадь со всего учебника с.88-89 новые слова, выделенные жирным черным цветом и дать им определение.

Алгоритм работы 1 группы: чтение текста учебника «Государственное устройство» с. 89. На листе А4 сделать схему устройства Спарты. Указать орган власти, кто входил, какие вопросы решал.

Задание 2 группе: познакомится со спартанским воспитанием в учебнике; рассказать об образе жизни и воспитании детей в Спарте. Устно ответить на вопросы: понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать?

Алгоритм работы 2 группы:

    Чтение материала учебника «образ жизни и воспитание детей» с. 89.

    Приготовить устные ответы о жизни детей в Спарте.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Изобразите ваше настроение в виде смайлика в своей тетради на полях: улыбающегося или грустного. Покажите мне свое настроение в виде смайликов.

Изображают в тетрадях по истории смайлики и показывают их, демонстрируя свое настроение.

Самоопределение

(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К)

2.Актуализация предыдущих знаний:

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений.

1. Мы с вами на предыдущем уроке изучили тему «Рождение демократии в Афинах», каждому ряду дается лист А4 , задача каждого обучающегося в ряду написать то, что запомнил по теме.

Или вариант: проверка д/З: если приготовили вопросы то задают своим одноклассникам, а если же нет, то собрать рисунки и работы в тетради- тренажере.

Каждый обучающихся, пишет на листе А 4 то, что запомнил по прошлой теме.

Обсуждают проделанную работу.

Показывают учителю, выполненное д/з.

Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П), (М).

Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

    Открытие нового знания

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

Формулируем проблему :

Сегодня, нам предстоит о другом крупнейшем греческом полисе - Спарта. Устройство этого полиса, жизнь в этом полисе была совершенно иная.

Задача урока: узнать особенности жизни в Спарте.

Определим, как мы можем решить эту задачу. С помощью самостоятельной работы с учебником, рассказа учителя.

Дети записывают задачу урока, которую необходимо решить.

Владение диалоговой формой речи, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К), (Р).

Изучение 1 пункта плана: «Местоположение Спарты. История ее завоевания».

1.Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. (используя карту) .

В конце 11 века до н.э. дорийцы вторглись на п.Пелопоннес, покорив местное население ахейцев. На юге Пелопоннеса дорийцы основали государство Лакедемон или Спарта.

Из моего рассказа, объясните, каким образом возникло государство Спарта????

Работа с картой атласа «Древняя Греция», находят Спарту и выясняют особенности ее местоположения.

Отвечают на вопрос учителя.

умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания. (Р); анализ карты с опорой на легенду карты (П). Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

Изучение 2 пункта плана « Устройство общества Спарты, положение основных групп населения»

Учитель задает вопрос: Как называли жителей Спарты? (предполагаемый ответ: спартанцы.

На самом деле все жители Спарты назывались по – разному, в зависимости от их занятий. Население Спарты делилось, согласно древним Законам – спартанского законодателя Ликурга на 3 группы: Спартанцы, периэки и илоты.

Их положение было неодинаковым..

Учитель: делит класс по 3 рядам, каждый ряд получает задание охарактеризовать положение жителей Спарты.

Ваша задача, прочитав материал учебника с. 88 «Население Спарты», рассказать о своей группе населения Спарты.

Вывод : учитель показывает в электронном приложении схему «Сословное деление Спарты». Расположите снизу вверх (устно) эти группы населения, какое занимало низкое положение, среднее и господствующее???

Конкретное задание: Однодворцева, Захарова – Выписать со всего учебника новые слова, выделенные жирным черным цветом и дать им определение.

Дополнение учителя по теме: Законы Ликурга, закрепили такое положение основных групп населения, запрещалось: ч/с, богатство, передача отцом сыну своего наследства, спартанцу заниматься с/х, торговлей, ремеслом. Его долг – быть воином, физически развитым и дисциплинированным!!!

Слушают вопрос учителя и отвечают.

Записывают три группы населения Спарты.

Класс делится на 3 части по принципу 3 группы населения Спарты. Читает материал учебника, и затем устно дают ответ на заданный вопрос учителя.

В форме устного ответа формулируют расположение населения Спарты с низкого до господствующего.

Остальные выполняют конкретное задание учителя (работа с новыми словами)

умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания. (Р); Владение диалоговой формой речи, владение устной речью, ее оформление.(К).

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку

Выполняют вместе с учителем физкультминутку.

Изучение 3 пункта плана « Государственное устройство Спарты»

Деление класса на 2 группы:

Предлагает 1-ой группе «погостить» государстве Спарты, рассказать об органах власти Спарты.

Алгоритм работы 1 группы: чтение текста учебника «Государственное устройство» с. 89. На листе А4 сделать схему устройства Спарты. Указать орган власти, кто входил, какие вопросы решал.

Ответ: показать правильный вариант схема в электронном приложении «Государственное устройство Спарты».

2-ой группе – познакомится со спартанским воспитанием; рассказать об образе жизни и воспитании детей в Спарте. Устно ответить на вопросы: понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать?

Алгоритм работы 2 группы:

    Чтение материала учебника «образ жизни и воспитание детей» с. 89.

    Приготовить устные ответы о жизни детей в Спарте.

После этого происходит обсуждение ответов. Все спартанцы учились говорить кратко и точно. Такая речь называлась лаконичной. Например, однажды явились к ним послы с пустым мешком и сказали: Мешок есть, муки нет».Спартанцы, сказали в ответ: «достаточно было и двух слов.- «Муки нет».

Внимательно слушают задания учителя, делятся на 2 группы. Получают задания и выполняют его.

После этого происходит обсуждение ответов.

Включение в систему знаний

Предлагает поразмышлять: Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте свой ответ.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Отстаивать своё мнение, пользуясь примерами из жизни. Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки. Применение полученной информации

Готовность применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого

Итог урока (Рефлексия деятельности).

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Решим тест на закрепление нового материала. (Приложение №1).

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?

Выставление оценок с комментарием

2) тетрадь- тренажер с. 49 №3, или с. 54-55 № 3.

Решают тест. Проверяют друг у друга и проверяют по предложенному ключу.

Делятся впечатлениями

Помогают своим одноклассникам в неясных моментах.

Записывают в дневники задания и получают инструктаж выполнения.

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р),(К).

Тест по теме «Древняя Спарта».

1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.

А. Лакония.

Б. Беотия.

В. Аттика.

2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.

А. Торговля.

Б. Земледелие.

В.Военное дело.

3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.

А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием

и скотоводством.

Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и

В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным

4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.

А. Иноземцев.

Б. Покорённое население Древней Спарты.

В. Вождей.

5. Кем были илоты в Спарте?

А. Свободными земледельцами.

Б. Рабами.

В. Воинами.

6. Укажите высший орган власти в Спарте

А. Народное собрание.

Б. Ареопаг.

В. Совет старейшин.

7. Какую речь называют лаконичной?

А. Ту, которую произносил житель Лаконии.

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.

Предками спартанцев были пришедшие с севера Балкан­ского полуострова греческие племена. Они обосновались в Южной Греции. В долине реки Еврдт в области Лакония несколько соседних поселений объединились и стали на­зываться Спартой*.

1. Спартанцы и илоты. Постепенно спартанцы покорили всю Лаконию, а жителей её заставили работать на себя и стали называть илотами2. Рядом с Лаконией расположе­на плодородная Мессёния. Спартанцы после ожесточённой борьбы завоевали и эту область. Жители Мессении также были превращены в илотов.

Вся земля в Лаконии и Мессении была поделена между спартанцами на равные участки. На этих наделах жили и работали илоты, отдавая спартанцам уста­новленное государством количество выра­щенного зерна, оливок, овощей и других продуктов. Илоты были рабами, принад­лежавшими Спартанскому государству, им запрещалось покидать свои поселения.

В Лаконии и Мессении илоты составля­ли большинство населения. Боясь их вос­стания, спартанские правители время от времени устраивали избиение безоружных людей. Спартанским юношам давали мечи и отправляли их бродить по окрестностям. Днём они прятались, а ночью умерщвляли тех илотов, какие встречались на дорогах. Нередко юноши обходили и поля, убивая самых сильных илотов.

1 Эта Спарта не имела ничего общего, кроме названия, с городом, упомянутым в мифах о Троянской войне. 2Илоты - по-гречески «захваченные».

Жители остальной Греции называли убийство илотов гнусным делом и осуждали спартанцев за то, что они дер­жат в рабстве своих соплеменников - греков.

2. Спарта - военный лагерь. Крепостных стен Спарта не имела. Её жители утверждали, что единственной на­дёжной защитой города являются не камни, а храбрые мужи. Главным занятием спартанцев было военное дело, лучшей в Греции пехотой считалась спартанская.

Спарта напоминала военный лагерь, где никто не мог жить так, как он хочет. Спартанцам запрещалось зани­маться торговлей и ремёслами, всякий ручной труд пре­зирался.

Чужеземцы редко приезжали в Спарту. Здесь ничего не продавали и нечем было любоваться: в городе не строи­ли красивых зданий, не ставили статуй. Самим жителям Спарты также редко разрешалось ездить за границу из бо­язни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

Спартанцам запрещалось дома обедать. Объединив­шись в группы по полтора десятка, мужчины ели вместе одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра и только изредка мясо и рыбу. Однажды в Спарту после по­беды вернулся знаменитый полководец. Он тотчас послал за своей долей нищи, желая в этот раз пообедать с женой. Ему не только отказали, но вдобавок оштрафо­вали.

За соблюдением всех правил зорко сле­дил Совет старейшин, обладавший огром­ной и бесконтрольной властью. В Совет входили граждане не моложе 60 лет.

Они участвовали в заседаниях пожизненно.

Народное собрание, состоявшее из муж­чин-спартанцев, выбирало старейшин, ве­дало объявлением войны и заключением мира. Однако выступать в Народном со­брании имели право только старейшины. Остальные криком голосовали за сделан- п с ные ими предложения или против них.

Древнегреческая Войском командовали два предводителя, статуя. их называли царями. Власть царей переда­
валась по наследству, но не была велика. Цари входили в Совет старейшин и обыч­но послушно выполняли его волю.

В VI (6-м) веке до н. э. Спарта стала одним из самых могущественных полисов Греции.

3. Спартанское воспитание. Греки ут­верждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейши­нам. Те осматривали ребёнка и, если на­ходили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был тщедушным, его сбрасы­вали с горного обрыва в пропасть.

Когда мальчики достигали семилетнего возраста, их отбирали у родителей и рас­пределяли по отрядам, где им предстоя­ло жить вместе. Во главе каждого отря­да ставили того, кто отличался сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные исполняли его приказы и молча терпели наказания.

Главным воспитателем мальчиков назначался один из самых уважаемых спартанцев. За играми и занятиями де­тей также присматривали старики. Они старались вызвать ссору и драку, а затем наблюдали, отважны ли их питом­цы, упорны ли в схватках.

Ребятишек обучали стойко переносить неудобства и ли­шения. Бегали они полуголыми и необутыми, спали на

Легенда о поэте Тиртёе

Во время одной из войн спартанцам было предсказано, что они по­бедят, если афинянин возглавит их войско. Но афиняне в насмешку при­слали не полководца, а хромого школьного учителя Тиртея. Спартанцы сначала подвергли его издёвкам. Однако Тиртей был поэтом, его пламен­ные песни подняли дух воинов, и спартанцы победили. С песнями Тиртея спартанцы шли в бой. В своих стихах поэт воспевал преданного родине воина:

Биться мы стойко должны за детей и за землю родную,

Грудью удары встречать, в сече души не щадя.

Смело, друзья! Все вместе в отважном бою оставайтесь!

Бегства презрите почин, страх да пребудет вдали!

подстилках, которые сами себе готовили, ломая голыми руками тростник на берегу Еврота.

Кормили мальчиков скудно, побуждая их самих добы­вать себе пищу. Они крали не только в огородах и чужих кладовых, но даже в храмах пищу, предназначенную в жертву богам. Тащили из-под носа караульных всё съест­ное - овощи, хлеб, сыр. Но если воришка попадался, его избивали плетью, наказывая не за кражу, а за неумелое воровство.

Юных спартанцев учили говорить кратко, давать меткие и точные ответы (такая речь называется лаконичной - по названию области Лакония).

Афиняне называли спартанцев неучами, потому что грамоту они учили мало. Зато и мальчики, и девочки на­пряжённо занимались гимнастикой: состязались в беге, прыжках, борьбе, метании диска и копья. Мальчики ча­сами разучивали под звуки флейты военные песни, с ко­торыми спартанцы шли в бой. Юные певцы прославляли павших за Спарту, проклинали трусов, обещая в будущем доказать свою храбрость и совершить подвиги, достойные того, чтобы сохраниться в веках.

Объясните значение выражения «лаконичная речь». Проверьте себя. 1. Кого называли илотами? Каково было их положе­ние? 2. Чем Спарта напоминала военный лагерь? Какими мерами была ограничена свобода спартанцев? 3. Как управлялась Спарта? Что вам известно о Совете старейшин? о Народном собрании? о царях в Спарте? Поработайте с картой (см. с. 115). Найдите и назовите две области, в которых было расположено Спартанское государство. В какой части Греции они находятся?

Ш

Подумайте. 1. Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте ответ. 2. Что хотела сказать спартанка, про­вожавшая сына на войну? Подавая юноше щит, она лаконично произнес­ла: «С ним или на нём».