Методичка по химии основы термодинамики. Про латинский язык

Не выбрано МГУ им. Ломоносова АПИ при ИГиП РАН Финансовый университет (бывш. ГУМФ) АГПС МЧС России АГЗ МЧС России АМИ РАНХиГС при Президенте РФ (АНХ при Правительстве РФ, РАГС при Президенте РФ) МИГУП (бывш. АПУ) АТиСО АУ МВД РФ АФПС РФ АФСБ РФ АХИ им. В. С. Попова АЭИ АЭиУ АРБИ ВА РВСН им. Петра Великого (бывш. ВА им. Дзержинского) ВИУ МО РФ ВУНЦ ВВС ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина (бывш. ВВИА) ВУ МО РФ (бывш. ВПА им. Ленина) ВУРХБЗ ИСВ (бывш. ВУ) ВАВТ Финансовый университет (бывш. ВГНА) ВГИК ВКШ МЭРТ ВТШ С. Мелконяна ВШ ГМУ ВШПП ВШП ВШСО ВТУ им. Щепкина ТИ им. Щукина (бывш. ВТУ им. Щукина) ВИУ ГАСИС ГАСК ГКА им. Маймонида Гос. ИРЯ им. Пушкина ГМПИ им. Ипполитова-Иванова РГСАИ (бывш. ГСИИ) НИУ ВШЭ (ГУ-ВШЭ) ГАУГН (бывш. ГУГН) ГУЗ ГУУ ГЭИ ГЭИТИ Гуманитарный институт ГИТР МГПИ (ныне МГПУ) ДА МИД РФ МОИУП Юринфор ИБП (до 2013 г.) ИБПМ МОИУ (бывш. ИБПИТ) ИБПУ РГИС (ВСК) ИГУ МГИМО МИД РФ ИГА ИГиМУ ГУУ ИГУМО ИДК ИНЕСНЭК ИЖЛТ ИИТЭМ ИИР ИК ИКиП ИКСИ АФСБ РФ ИМБО ИМПЭ им. Грибоедова ИМТП ИМЭС ИМПиПП ИМЭ ИМЭИ (мировой экономики и информатизации) ИПВ ИПО ИПП ИРЭСПиП ИСБ ИСИ ИСБТиСУ ИСН ИССО ИНЭКБИ ИЭиК ИЭП ИНЭП ИЭКП РАМА ИЭФП ИЭПиУР ИЯиК им. Л. Толстого ЛИ им. Горького МАТИ МВШ МИГМТ МИМ Линк МИЭП МНЭПУ МИЭПП при МНЭПУ МСИ им. Державина МУМ МЮИ НОУ МТИ МАП (международная) МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича (бывш. МАТГР) МАЭП МГАВМиБ им. К.И. Скрябина (бывш. МВА) МГАВТ МГУПИ МИТХТ МГАФК (Мосспортакадемия) МГАХ МГК им. Чайковского МГУТУ им. К.Г. Разумовского (бывш. МГТА, ВЗИПП) Университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА) Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (бывш. ММА им. Сеченова) Мирбис РГАУ-МСХА им. Тимирязева МФЮА МАИ МАрхИ МБИ МВВКУ (бывш. МВИ, МВОКУ им. Верховного Совета РСФСР) МВИРЭКВ МГИЮ МГПУ МГППУ МАДИ МГАУ им. Горячкина МГАХИ им. Сурикова МГВМИ РГГРУ (МГРИ) им. Орджоникидзе МГГУ МГИУ МГАДА (МГИДА, МИДА) МГИМО (У) МИД России МГИМ им. Шнитке МГТУ МИРЭА НИТУ МИСиС МИЭМ НИУ ВШЭ МИЭТ МГЛУ (бывш. МГПИИЯ им. Мориса Тореза) МГМСУ им. А. И. Евдокимова МГГУ (бывш. МГОПУ) им. М. А. Шолохова МГОУ им. Черномырдина МГСУ НИУ (МГСУ-МИСИ) ТИ МГУДТ (бывш. МГТУ им. Косыгина) МГТУГА МГТУ им. Н.Э. Баумана Университет машиностроения (МАМИ) МГТУ Станкин МИИГАиК МГУДТ МГУИЭ (бывш. МИХМ) МГУКИ МГУЛ МГУП им. И. Федорова (бывш. МПИ) МГУПП МГУПБ МГУП (природообустройства) МГУПС (МИИТ) РГУТиС (бывш. МГУС) МЭСИ МГХПА им. Строганова МГЭИ МГИ им. Дашковой НИЯУ МИФИ МИБД МИБУА МИИЯ МГАКХиС (ВЗИСИ) МИМСР МИМБ при ВАВТ МЭРТ РФ МИП МИПП МИГКУ МИУ (управления) МУ им. С.Ю. Витте (бывш. МИЭМП) МИЭПП МКВИ филиал СПБГУКиТ МНЮИ МОСА (бывш. МОСУ) МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина) МПУ МПСУ (бывш. МПСИ) МРИВСЭО МТУСИ МТИ (транспортный) МосУ МВД РФ МУ Туро МФТИ (ГУ) СПбГУП (МФ) СПбИВЭСЭП в Москве МФЭИ МГТА (бывш. МЭЛИ) МЭФИ НОУ МЭИ НИУ МЭИ (МЭИ ТУ) МАХУ памяти 1905 года ЛГУ им. Пушкина в Москве НИБ ИППиП Континент <Евро-Азия> ПМЮИ ИТТ (подмосковный филиал) РАА им. Плевако РАЖВЗ РАМиА РАМ им. Гнесиных РАП (правосудия) РАП (предпринимательства) ГИТИС РГАТиЗ РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) РМАПО РМАТ (МФ) РПА МЮ РФ РТА РЭУ им. Г. В. Плеханова РГАЗУ РГГУ РГАИС (бывш. РГИИС) РНИМУ (бывш. РГМУ) им. Н.И. Пирогова РОАТ МИИТ (бывш. РГОТУПС, ВЗИИТ) РГТЭУ РГУИТП РГУНГ им. Губкина ИТЛП МГУТУ (бывш. РосЗИТЛП) РосНОУ РПИ Св. Иоанна Богослова РУДН РХТУ им. Менделеева РИУ УГМУ (бывш. РУИ) СДИ СГА СФГА (НОУ СГИ) УНИК МАО (УНН - Натальи Нестеровой) УРАО Финансовый университет (ФА) при Правительстве РФ Школа-студия МХАТ НОУ ЮА МИТРО РГСУ МГОУ (областной) МИФКиС МАБиУ МИР МосГУ МФПУ Синергия (бывш. МФПА, ММИЭИФП) МЭПИ МГГЭИ (бывш. МГСГИ) МИЮ МВШМ МВД СССР (до 1992г.) ИМДТ РАХИ МХПИ ИТиГ РУК (бывш. МУПК) МГУУ Правительства Москвы МГИМ ИЭАУ МСЭИ ИНЭС НИ ВШУ МИМЭМО (бывш. МИМЭО) МИЛ ВШК МоСПИ при МПГУ ПСТГУ МТИ «ВТУ» (бывш. ВТУ ЮНЕСКО) НИЕВ АЭБ МВД РФ (бывш. АНП ФСНП РФ) РИПТИБ (ИМЦ) Институт бизнеса и дизайна (бывш. ИнОБО) Collège Universitaire Français de Moscou БВШД ИМСГС РЭШ НИД МГЛИ СЭИ МИНРО УМЛ при МГК КПСС НИМ ББИ ОИТиР ИГТМ (бывш. ИАЯ) МИРТШБ МосАП при Правительстве Москвы ВИА им. Куйбышева ИПК ИИМ МНИ СИЮ ИОСО РАО МИ 21 МАМАРМЕН ИМЛИ им. Горького МАОК ИМЭМО РАН ВА БТВ ГПИ ПИУ АУМП МПИ ФСБ РФ (бывш. МВИ ФПС РФ) АСОУ МВШБ SSE Russia УСНГ ИЭФ Синергия МИАПП (ИАПП) МВШСЭН ИИС АБиП МИУС НМУ МИП (психоанализа) ИУиИ МЭИ (экономический) МГЮИ РШЧП ИАМТ МОВУКИ УИИТ ВИППКРК МИМО ИФТИ св. Фомы ИРТ ИПИУ ИСОМ СФИ ВАШГД ИГУПИТ ИТЭФ ЭЭИ СГЭИ ИСПЭ МАГМУ ИРДПО ФПИ ПИ РАО ПИЮ ПИП ИСЭ МАБ ИФЭП ОЗ МИКБ (бывш. МАКБ) МСГИ ИКТ МВШЭ ФИ СИП ИЭУП МЭГУ ИПЭ ИКМ ЕУП ВАГШ ВС РФ ОВА ВС РФ (бывш. ВА им. Фрунзе) ИНиСБ МАРТИТ ИУП ИУЭПИ ВГШ им. Дубнова (бывш. ЕУМ) НИСД ВЭГИ ИЭ РАН ИЗиСП при Правительстве РФ ИО РАН МИАН ИГиП РАН МИУ (исламский) СИИЯ ИОН (бывш. АНО) ИЕ РАН НИИ СП РФ МИОО (бывш. МИПКРО) МЮИ МВД РФ ИСК РАН ГАСиЖКК МОЮИ при ПЦПИ Минюста РФ (бывш. ИЭФП) ВКСР ИПУ РАН МТИ (теологический) ИТИРШБ ИСПТ АПК и ППРО ГНИИ РНС ФНС РФ МИПК МГТУ им. Баумана ИРИ РАН ИУВ НМХЦ им. Пирогова ВШИИ МБШ ИПБ России ЦЭПЛ РАН ГИИ РАН ИС РАН ИЯ РАН РИСК (RISC) ИМЕТ РАН ЕАОИ ИСПИ РАН ЗНУИ ИЭПП ИДНТ ИЕК IIC ВШДСИ при РАТИ (ГИТИС) МСДС ТАЕХ ВИЭСХ ИНЭОС РАН ИЛА РАН ГИУВ МО РФ ИПУ Аскери РИК РАН МИЭЭ ФИРО ИПМех РАН ВНИИВСГЭ ИХО РАО ИТТИ ИОФ РАН ВСТИСП ИИП ИПД МФПА ВВИ (бывш. ВВФ при МВА им. Скрябина) ФИАН им. Лебедева РЗТИ МИПК РЭУ им. Г. В. Плеханова ЭПИ ИХ им. Вишневского РАМН СИУС ВКИЯ МЭРТ ИП РАН МУГУ ИОХ РАН МИПК РРиСХП ИНП РАН ЦЭМИ РАН ИЭА РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая МНИОИ им. П. А. Герцена ИИО РАО ИПМ им. М. В. Келдыша РАН ИАф РАН АГПРФ ИМБП РАН ИРЭИ УКУ ИГ РАН ИПНГ РАН ИСЖ ИВИ РАН ИИСТ ИТИ им. П. М. Ершова ИВ РАН ГЭТИ (бывш. АСЭР, Академия «Континент») МУИЦ НИИ РАХ ИХФ РАН МИГИП ИАМ ПГИ "Со-действие" ИНТУИТ МГИ ИПИ ИБХ РАН МВУ (Венский) ВЦ РАН ВНИИФК AIBEc ИСИН ВНШТ НИИОСП им. М. Н. Герсеванова ИСл РАН ИФ РАН ЕБС ИПИ РАН ГОСНИТИ НОУ АРТ ИНФО - Рутения ГИА (GIA) ИДВ РАН ИБГ РАН ИПЭБ МАБТ "Форекс Клуб" ИНЭУМ им. И. С. Брука АИС ИФЗ РАН НИСК ИСВ РАО (бывш. НИИ ОПВ АПН СССР) МАН Сан-Марино ИМАШ РАН им. А. А. Благонравова МФПИ ИПиКП ИКСР НИИ СПиПРЛ ИХТ АИИ ВГКПИ РБУ ИТПИ ИММ РАН МАФСИ НИФХИ ИИЯМС ИАТУ АПРИКТ ИКИ РАН Кора Москва ИПКИР ИППК "Профессионал" ЦНИИТМАШ ИНХС РАН ППДС НИКФИ ИЭСО ИСП РАН МПДАиС ИОНХ РАН ИВП РАН ИСМО РАО ИВМ РАН ИФР РАН ИА РАН ИПКОН РАН РИСИ ИНИОН РАН АСМС РНЦ КИ УМЦ ЖДТ Общецерковная аспирантура им. Кирилла и Мефодия МШУ Сколково МТС МЕИЭФП ИОГен РАН ИНБИ РАН ВИАПИ им. А. А. Никонова ГУ ИМЭИ РТИ им. А. Л. Минца СОПС РАН МИТП РАН ВНИИгеосистем МАСИ ИПТиК ВИНИТИ РАН РАПС (бывш. ИПК МПС России) ИВФ РАО ИРЭ им. В.А. Котельникова РАН НИИ ФХМ Росздрава НИИ ОПП РАМН ЦНИИС ИПКгосслужбы ИФБТ ВИГИС ПАПО ИСОУКиТ ВНИИДАД ИПК ДСЗН ИСП РАО ГКНПЦ им. М. В. Хруничева Академия АйТи IUPFAN Centro Gregorio Fernández АРМО ИИСУ МГААИИ С. Андрияки ИФХЭ РАН МИСБ МАА ВНИИНТПИ ИСО РАО ИМАД Стрелка ИПГ ИИППР ИППД РАО Университет рабочих корреспондентов им. Ульяновой ВНИИЖТ АБиСП МКТА ИЭУСП БОН ИПК ФМБА России САМБ ИСА РАН ВНИИМС ШАД ЦНИИПСК им. Мельникова ИНО ИРЯ РАН НИИ Вирусологии РАМН ИБХФ РАН ОТИ ЭЮИ НИИ ТСС ГосНИИгенетика ИМБ РАН ИЕГО ИРЕА ИГиСП ИДМ ИЭСБ МИСАО НЦССХ им. А. Н. Бакулева РАМН МИГТиК ВНИИПВТИ ВДА ИУ (МскУниверситет) РАКО АПК ЮИ (МскУниверситет) МОСГИ МГИМТ ПУ Первое сентября Touro College - Lander Institute Moscow ИУБ АМИР НИИРПО ИТ (МскУниверситет) ИЭ (МскУниверситет) ИП (МскУниверситет) МОЮИ ЦНИИчермет им. И.П. Бардина ИПСУ ГЕОХИ РАН 25 ГосНИИ химмотологии МО РФ ВИЭВ МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского ИТИП РАО ЭНЦ Минздравсоцразвития РФ НАМИ Академия ГРУ НИИ СП им. Склифосовского ИАБиА МАРШ ИНАСАН ГИНФО ИМЭИ (менеджмента, экономики и инноваций) МИКТиР МИНЭКБИК СГЛА ИППИ РАН MBS ЦНИИП градостроительства РААСН ESMOD MOSCOU ИМГ РАН ВФЭУ АВР (бывш. КИ КГБ) ОИВТ РАН МСЕХ НИИ урологии МЗ РФ МНИИП CBS РПУ ВНИИГиМ им. А. Н. Костякова ИНСТЭП ИХП ЦИТО им. Н. Н. Приорова ВНИИнефть им. А. П. Крылова ВШСИ Константина Райкина ММИ "Реавиз" ГНИЦПМ ИГЭ РАН ГНЦССП им. В. П. Сербского НИИОР им. В. А. Неговского РАМН ИФА РАН ВКИЯ МИД РФ Школа-студия ШАР ВНИИА Россельхозакадемии ИВНД РАН МИГп УЦПиДПО РГБ РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского РАМН ИСЭПН РАН MBA School МЭГИ РНЦРР

Всего репетиторов по поступлению в медицинский вуз в Москве: 57

Если у Вас нет времени выбирать самостоятельно, просматривая все анкеты, Вы можете написать , какой именно репетитор Вам нужен, и администратор бесплатно подберет Вам подходящие варианты.

Репетиторы для поступления в медицинский ВУЗ

  • Стоимость занятий: Проводятся удаленные занятия по Skype, Face time. Стоимость данных занятий составляет 2000 руб/90 мин.
  • Предметы: Химия, Биология, Экология, Анатомия
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Зябликово, Красногвардейская
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: РГМУ, 1998 год окончания.

  

  Подготовка к ГИА и ЕГЭ по химии, биологии, математике(9-11 классы). Подготовка к вступительным испытаниям по химии, биологии, математике для поступления в профильные школы, ликвидация текущих проблем (5 - 11 классы). Подготовка к внутренним экзаменам и олимпиадам в ведущие ВУЗы Москвы(МГУ, МГМУ им. Сеченова, РГМУ, МГМСУ). Занятия с детьми, обучающимися по экстерн-программе и на домашнем обучении
  Занятия проводятся индивидуально и в мини-группах (2-3 чел), на протяжении всего курса проводится дистанционная поддержка ученика в форме консультаций.
  Занятие в минигруппе 2000/120мин (3-4чел), занятие...
  

  • Стоимость занятий: абитуриенты и студенты: 4000 рублей за 90 минут, 5000 рублей за 120 минут;
    школьники 7 - 10 классы: 3500 рублей за 90 минут, 4500 рублей за 120 минут;
    занятия в мини - группе (2 - 4 человека): 250...
  • Предметы: Химия, Биология, Математика
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Котельники, Жулебино
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: МГУ им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, каф. биоорганической химии (специальность - биохимия)

  Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
  Частный репетитор для поступления в медицинский ВУЗ.
  Биология, Химия, Биохимия.
  Помощь в освоении материала, ответы на вопросы, помощь с контрольными работами и домашними заданиями, подготовка к экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ, экзамены в ВУЗе). Подготовка к олимпиадам.
  Успешный опыт подготовки к поступлению в медицинские ВУЗы. Опыт работы в группах (школьники, студенты). Также провожу занятия со студентами по биохимии, генетике, молекулярной биологии. Высокий уровень английского языка (перевод литературы, написание тезисов).
  Неоднократный призер/победитель Всероссийской олимпиады школьников по биологии, экологии.
  Автор нескольких научных публикаций...
  

  • Стоимость занятий: У себя - 1200 р./ 60 мин., у ученика - 1500 р./60 мин., дистанционно (скайп, электронная доска) - 1000 р./60 мин.
  • Предметы: Биология, Химия
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Юго-Западная, Тропарёво
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Биологический факультет Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова. Специалист (выпуск 2014г.).

  
  Биология - подготовка к внутренним экзаменам, ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, подготовка к экзаменам в университете.
  РКИ - общение с носителем, постановка звуков, можно через английский. Необходимо минимальное знание языка.
  Английский язык для начинающих, для детей от 3 лет.
  

  • Стоимость занятий: По договоренности
  • Предметы: Биология, Экология, Русский язык для иностранцев, Английский язык
  • Города: Москва, Троицк
  • Ближайшие станции метро: Тёплый Стан, Преображенская площадь
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Аспирант
  • Образование: МПГУ, биолого-химический факультет, 2015 г. магистратура в РГАУ-МСХА, аграрный факультет, 2015 - 2016 гг. Магистратур МПГУ, институт биологии и химии, 2016 - 2018 гг. Стажеровка в Университете Восточной Финляндии, 2017 г...

Частный преподаватель для поступления в медицинский ВУЗ.
  Химия: подготовка к ОГЭ.
  Анатомия: помощь в освоении анатомии в рамках обучения в медицинском университете. (1,2 курс)
  Биология: Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ. Ликвидация пробелов в школьной программе. Индивидуальный подход. Лично разработанные лекции на основе авторитетных источников, которые содержат информацию, необходимую для сдачи экзамена. Подготовка к поступлению в медицинский университет.
  

  • Стоимость занятия: 800 руб. / 60 мин
  • Предметы: Анатомия, Биология, Химия, Английский язык
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Коньково, Тропарёво
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: РНИМУ, педиатрический факультет, специальность: врач-педиатр, диплом с отличием.

  Я провожу первое занятие бесплатно.
  Школьники 5 - 11 классов - подготовка к ГИА и ЕГЭ; абитуриенты, ученики колледжей. Вузы, где биология идёт как непрофильный предмет. Помогаю понять основы предмета, выявить интерес к нему.
  Высылаю тесты на дом, чтобы ученику было комфортнее их решать, и не отнимать время занятия. Имеются материалы по биологии, которые помогут студентам поступить в ВУЗы, где биология проходит как профильный предмет, и подтянуть свои знания в качестве общеобразовательной программы.
  Первое занятие можно провести бесплатно или в половину стоимости. Это решается уже при личном разговоре, либо непосредственно при очном знакомстве по обстоятельствам...
  

  • Стоимость занятий: 800 рублей/60 мин. по городу Сергиев Посад и Хотьково,
    1000 р./60 мин. по городу Москва.
  • Предметы: Биология
  • Города: Москва, Сергиев Посад
  • Ближайшие станции метро: Комсомольская, Свиблово
  • Выезд на дом: нет
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Закончила РУДН по специальности "Стоматология" в 2018 году.

  Я провожу первое занятие бесплатно.
  Индивидуальный репетитор для поступления в медицинский ВУЗ.
  Готовлю учащихся 10 - 11 классов, а так же выпускников мед. училищ к внутреннему экзамену в медицинские университеты (МГУ, Тимирязевскую академию и другие ВУЗы).
  В работе используются методические разработки по подготовке к ЕГЭ и экзаменам, которые позволяют эффективно проводить работу и контроль, а также установить контакт с учащимися. Индивидуальные занятия, в паре и в мини-группах.
  
  10 лет работы на подготовительном отделении в медицинском университете МГМСУ по подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии.
   Отличник народного образования, ветеран труда, имею победителей олимпиад. Проходила курсы повышения квалификации по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ...
  

  • Стоимость занятий: Индивидуально - 1200 р./60 минут;
    В мини-группах - 1000 р./60 минут;
    У ученика дома - 1500 р./60 минут.
    Первое занятие бесплатно.
  • Предметы: Биология
  • Город: Москва
  • Ближайшие станции метро: Бабушкинская, Свиблово
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Частный преподаватель
  • Образование: Вологодский государственный педагогический институт, факультет биологии, специальность биология, 1987 г.
  Многократный победитель Московской эколого - биологической олимпиады, обладатель гранта "Молодые таланты России". 1 место Московской городской олимпиады по русскому языку (2006 г.), призёр Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.Ближайшая станция метро: Филёвский Парк
  • Выезд на дом: возможен
  • Статус: Школьный преподаватель
  • Образование: Закончил Биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных с красным дипломом в 1999, аспирантура в ИПЭЭ РАН (1999-2002 гг.).
  • Энергия мира не изменяется. Энтропия мира стремится к максимуму.

    Р. Клаузиус

    Все наша жизнь – это борьба с энтропией.

    А. Шредингер

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ______________________________________________________________

    Кафедра общей химии

    Учебно-методическое пособие

    для студентов I курса медицинского вуза

    в качестве учебного пособия для студентов медицинских вузов

    Краснодар

    УДК 541.1:536 ББК 24.5

    Составители:

    зав. кафедрой общей химии Кубанского государственного медицинского университета, д.п.н., профессор Т.Н. Литвинова ; доцент кафедры общей химии КГМУ, к.х.н.С.А. Овчинникова .

    Под редакцией профессора Т.Н. Литвиновой

    Рецензенты:

    зав. кафедрой общей химии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова, профессор, д.х.н.

    Слесарев В.И.;

    зав. кафедрой бионеорганической и биофизической химии Ярославской государственной медицинской академии, к.б.н., доцент Широкова Т.Ю.

    «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия»: учебно-методическое пособие.

    Краснодар, КГМУ, 2009. – 122 с.

    Учебно-методическое пособие «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия» составлено на основе примерной программы по общей химии для студентов медицинских вузов (2002 г.) и в соответствии с интегративно-модульной системой обучения, разработанной на кафедре общей химии КГМУ.

    УМО – 17–28/599–Д 18.09.08 г.

    Предисловие

    Модуль курса общей химии «Основы химической термодинамики, химической кинетики и равновесия» для студентов медицинского вуза включает следующие подразделы (модульные единицы):

    1. Основы химической термодинамики, термохимии.

    2. Основы химической кинетики и катализа.

    3. Химическое равновесие, основные понятия.

    Цели изучения модуля:

    Сформировать у студентов представления, знания, умения и навыки на основе содержания модуля, а также ценностное отношение к приобретенным знаниям и умениям как профессионально ориентированным.

    1. Студент должен получить представление:

    а) об основных термодинамических и кинетических закономерностях, определяющих протекание химических и биологических процессов; б) о первом и втором началах химической термодинамики как

    основы биоэнергетики; энергии Гиббса и ее значении для термодинамических расчетов; в) о законе Гесса, как основы термохимических расчетов,

    г) о законах и закономерностях химической кинетики; д) о химическом равновесии и гомеостазе живого организма.

    2. Студент должен знать:

    а) основные понятия модуля, формулировки и биологическое значение первого и второго законов термодинамики, закона Г.И. Гесса, следствий из него, закона действующих масс; б) суть термодинамических и кинетических закономерностей, а

    также конкурирующий характер протекания основных типов реакций в организме человека; в) основные принципы катализа, особенности ферментативного катализа;

    г) главные термодинамические и кинетические особенности биохимических реакций, протекающих в живом организме.

    3. Студент должен уметь :

    а) выполнять различные термодинамические, термохимические и кинетические расчеты, адаптированные для студентов 1 курса нехимического вуза, рассчитывать константу равновесия;

    б) использовать результаты расчетов термодинамических, кинетических и физико-химических параметров (энергия Гиббса, энтальпия, энтропия, скорость химической реакции, энергия активации для прогнозирования и интерпретации физико-химических процессов, в том числе протекающих в живых организмах; в) экспериментально определять: тепловой эффект растворения

    вещества; влияние различных факторов на скорость химической реакции; направление смещения химического равновесия под влиянием различных факторов.

    4. Студент должен приобрести и закрепить навыки:

    а) самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой, вести поиск, в том числе в Интернете, и делать обобщающие выводы; б) соблюдать элементарные правила техники безопасности и пра-

    вила работы в химических лабораториях, с лабораторной посудой, калориметром.

    Данное пособие включает краткую теоретическую часть, описание учебно-исследовательских лабораторных работ, обучающие тесты, обучающие задачи с решениями, упражнения и задачи для самостоятельного решения с ответами, вопросы для защиты модуля, экзаменационные вопросы по модулю для студентов разных факультетов, список основной и дополнительной литературы.

    Введение

    Химическая термодинамика и химическая кинетика являются теоретической основой биофизической химии.

    Знание законов химической термодинамики, их использование при проведении термохимических расчетов дают возможность будущему врачу получить представление об энергетическом балансе человеческого организма, установить специфические особенности преобразования химической энергии в другие виды энергии в процессах жизнедеятельности, оценить калорийность потребляемой пищи, установить энергозатраты человека на выполнение различных видов труда. Умение составить меню диетического и лечебнопрофилактического питания с использованием данных об энергетической ценности пищевых продуктов необходимо врачам-лечебни- кам, диетологам, гигиенистам для профилактики и лечения заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

    Энергетика процессов растворения играет огромную роль в жизнедеятельности живых организмов. Врач должен уметь с позиций термодинамики и кинетики рассматривать процессы усвоения пищи и выведения из организма продуктов жизнедеятельности, прогнозировать термодинамическую устойчивость биологических жидкостей, лекарственных препаратов при их введении в организм.

    Термодинамика дает врачу ключ к пониманию характера протекания биохимических процессов в организме, процессов эмбриогенеза, регенерации тканей, старения и возможность регулировать эти процессы осуществлением санитарно-гигиенических мероприятий и лечебных назначений.

    Все биологические системы являются открытыми, обмениваясь с окружающей средой веществом и энергией. Так организм человека за 40 лет жизни потребляет примерно 40 т воды, 6 т пищи, 12 млн. л кислорода. Термодинамика открытых систем описывается с помощью очень сложного математического аппарата. Для характеристики закрытых систем, которые обмениваются с окружающей средой только энергией, используется более простой математический аппарат, который позволяет получать удовлетворительные результаты для прогнозирования физико-химических процессов, поэтому иногда закрытые системы можно рассматривать как модели организма или его отдельных частей.

    На основе общих законов химической термодинамики можно понять функции отдельных систем и организма в целом, его взаимодействие с окружающей средой. Живые организмы поддерживают присущую им упорядоченность систем за счет увеличения энтропии внешней среды.

    Знание законов химической термодинамики особенно необходимо при изучении энергетических превращений на молекулярном и клеточном уровнях.

    Приобретение навыков экспериментального и расчетного определения энтальпии химических и физико-химических процессов необходимо студентам для освоения физико-химических методов анализа, используемых в научно-исследовательской работе.

    Одним из разделов биофизической химии является кинетика биологических процессов – учение о закономерностях и скоростях протекания различных биологических процессов: биохимических реакций, биоэлектрических явлений, проницаемости биологических мембран и т.д.

    В основе кинетики биологических процессов лежит кинетика химических реакций, изучающая законы протекания химических процессов во времени и их механизмы.

    Химические реакции в биологических системах имеют свои особенности:

    1. Биологические реакции – это ферментативные процессы, протекающие в живых организмах – сложных, с точки зрения термодинамики, открытых системах.

    2. Сложные ферментативные реакции обладают свойством осуществлять саморегуляцию, т.е. изменять скорость процесса конечными или промежуточными продуктами реакции.

    3. Ферментативные реакции представляют собой совокупность сопряженных, последовательных, параллельных и других реакций.

    4. Ферменты по своей химической природе являются белками, что определяет характерные особенности ферментативного катализа.

    5. Важную роль в живых организмах играют реакции, в ходе которых образуются продукты, являющиеся катализаторами – автокаталитические реакции.

    6. В биологических системах, в основном в мембранных структурах клеток при радиационных поражениях, действии некоторых ядовитых веществ развиваются цепные реакции, которые приводят к окислению липидов клеточных мембран и разрушению

    клеточных структур. Ингибиторы таких реакций выполняют защитную роль при лучевых поражениях.

    7. Большинство биохимических процессов представляют собой обратимые химические реакции, поэтому химические процессы, протекающие в организме, можно рассматривать как непрерывный ряд смещений химического равновесия. Константа равновесия определяет глубину протекания процесса, позволяет судить о направлении реакции, т.к. связана с энергией Гиббса и восстановительным потенциалом, а также кислотно-основных, гетерогенных и лигандообменных равновесий, рассчитать теоретически возможный выход продуктов.

    Результаты исследований кинетики биологических процессов находят применение в медицинской практике: изучение физикохимических механизмов возникновения патологических состояний; установление физико-химических, биохимических критериев отбора, направленного поиска фармакологически активных веществ; изучение динамики ферментативных процессов в норме и патологии; динамики роста злокачественных опухолей.

    Закономерности химической кинетики используют в фармакокинетике и токсикокинетике, изучающих скорости действия и выведения из организма соответственно лекарственных средств и ядов.

    Обычный путь действия лекарственного средства в организме можно рассматривать как последовательность двух процессов: всасывания из желудка в кровь (характеризуется константой всасывания k в ) и выведения (элиминации) из крови в мочу (характеризуется константой выведенияk э ):

    Желудок m ж

    Кровь m к

    Моча m м

    Кинетика изменения массы лекарственного средства в желудке m ж , в кровиm к и в мочеm м описывается системой трех дифференциальных уравнений, решаемой графически; на основании этого прогнозируют лечебную дозу лекарстваm 0 и время принятия очередной дозы.

    Синтез многих лекарственных веществ, определение срока годности препаратов, изучение действия лекарств на молекулярном уровне основаны на использовании закономерностей химической кинетики.

    Литература

    Основная:

    1. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов. Учебник для мед. спец. вузов /А. Берлянд, Ю. Ершов, А. Книжник.– М., Высшая школа, 2007. – 560 с.

    2. Попков В.А., Пузаков С.А.Общая химия. Электронный учебник для вузов. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007.– 976 с.

    3. Слесарев В.И. Химия: Основы химии живого. СПб: Химиздат,

    2005. – 784 с.

    4. Пузаков С.А., Попков В.А., Филиппова А.А. Сборник задач и упражнений по общей химии: Учеб. пособие. – М.: Высшая шко-

    ла, 2004.-225 с.

    5. Литвинова Т.Н. Сборник задач по общей химии. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью: учебное пособие для студентов медицинских вузов.- 3-е изд., перераб. Гриф УМО МЗ и СР/ - М: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2007 – 224 с.- (Высшее образование).

    6. 1000 тестов по общей химии для студентов медицинских вузов. Учебное пособие. Гриф УМО МЗ и СР/ Т.Н.Литвинова и др..- Изд. 2-е испр. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 429 с.

    Дополнительная:

    1. Беляев А.П. Физическая и коллоидная химия. – Москва: ГЭО- ТАР-Медиа, 2008.– 704 с.

    2. Евстратова К.И., Купина Н.А., Малахова Е.Е. Физическая и коллоидная химия. – М.: Высшая школа, 1990. – 487 с.

    3. Ленский А.С. Введение в бионеорганическую и биофизическую химию. – М.: Высшая школа, 1989. –256 с.

    4. Хмельницкий Р.А. Физическая и коллоидная химия.– М.: Выс-

    шая школа, 1988. –400 с.

    5. Чанг Р. Физическая химия с приложением к биологическим сис-

    темам. –М.: Мир, 1980. –662 с.

    6. Уильямс В., Уильямс Х. Физическая химия для биологов. –М..

    Будущих абитуриентов, предпочитающих химию, ждут на факультетах естественных наук. Профессий, которые предполагают отличное знание химии, множество. Какой вуз предпочесть и как правильно выбрать направление обучения?

    Фундаментальная наука подойдет не всем, а вот прикладная химия востребована в разных отраслях - от промышленного производства до фармакологии. В каждом университете можно найти программы, занимающиеся подготовкой будущих экологов, технологов, фармацевтов. Какие вузы считаются лучшими для изучения науки, а какие дадут больше практики для работы? Давайте разбираться вместе.

    Топ вузов и факультетов для будущих химиков

    Столичные и региональные университеты, имеющие профильные направления по химии.

    Направление

    Специальность/Бакалавриат

    Проходной балл 2017 (бюджет/коммерция)

    Российский университет дружбы народов

    04.03.01 Химия

    Современные физико-химические методы исследования металлоорганических и неорганических веществ на основе синхротронного излучения

    Химия инновационных лекарственных препаратов

    Нанокатализаторы химических реакций. Химия нефти

    Анализ биологической активности органических и комплексных соединений

    Санкт-Петербургский государственный университет

    04.03.01 Химия

    Новосибирский государственный университет

    04.03.01 Химия

    Аналитическая химия

    Биоорганическая химия

    Неорганическая химия

    Органическая химия

    Физическая химия

    Химия твердого тела

    Уральский федеральный университет

    04.03.01 Химия

    179/набора не было

    Дальневосточный федеральный университет

    04.03.01 Химия

    Фундаментальная химия

    132/набора не было

    Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского

    04.03.01 Химия

    Химия и материаловедение

    Южно-Уральский государственный университет

    04.03.01 Химия

    Московский педагогический университет

    04.03.01 Химия

    179/набора не было

    Белгородский государственный национальный исследовательский университет

    04.03.01 Химия

    Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта

    04.03.01 Химия

    Медицинская и фармацевтическая химия

    Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая безопасность

    189/набора не было

    Абитуриенты, выбравшие для себя направление обучения в области химии и смежных наук, получают хорошие карьерные перспективы.

    Востребованные специальности

    Студенты-химики на третьем курсе, а иногда и в самом начале обучения выбирают себе специализацию, которая определит их будущую профессию и возможность развития в своей области. Давайте рассмотрим, что можно выбрать.

    Химик фармацевтической промышленности

    Востребованная и интересная профессия, связанная с медициной. Специалист-химик в области фармацевтики принимает участие в разработке новых лекарств, контролирует технологические процессы при производстве препаратов. Он может специализироваться на исследовательских направлениях, участвовать в экспериментальных программах.

    Востребованность химиков в фармацевтической отрасли стабильна. Средняя заработная плата по России - 40 тысяч рублей.

    Химик-эколог

    Специалист, занимающийся мониторингом воздействия на окружающую среду вредных и токсических веществ. Химики-экологи востребованы на промышленных предприятиях, где обеспечивается строгий экологический контроль.

    Сотрудники принимают участие в разработке новых технологий производства, снижающих вред от использования различных токсичных веществ, проводят проверку качества продукции и сырья.

    Выпускники могут найти работу в экспертных организациях, сертификационных лабораториях, санэпидстанциях, заводах и промышленных хозяйствах. Оплата труда молодого специалиста начинается от 20 тысяч рублей, опытный эколог может претендовать на заработок до 60 тысяч.

    Биохимик

    Биохимия востребована в научно-исследовательской области. Рабочий день специалиста проходит в лабораториях и связан с изучением различных процессов в живых организмах.

    Биохимики принимают участие в экспериментальных программах по генетике, занимаются тестированием препаратов и анализом биологических функций веществ.

    Нужны специалисты не только в медицинских исследовательских центрах, но и в пищевой и сельскохозяйственной промышленности. Опытные биохимики ценятся очень высоко. Заработная плата на начальном этапе карьеры от 20 тысяч рублей.

    Биотехнолог

    Эта специальность смежна с фармацевтикой, генетикой, медициной. Биотехнологи занимаются разработкой и производством лекарств, витаминов и пищевых добавок, продуктов питания.

    Они проводят свое рабочее время в косметологических и фармацевтических лабораториях. Крупные пищевые производства также открывают в штате соответствующие вакансии. Еще специалисты занимаются научной работой - проводят исследования в области генетики, клеточных структур.

    Результаты деятельности биотехнологов востребованы в сельском хозяйстве. Заработок варьируется от 20 до 80 тысяч рублей в зависимости от опыта и сферы деятельности.

    Преподаватель или ученый - любой химик умеет проводить не только научные исследования, но и веселые опыты

    Химик-технолог

    Это техническая специальность. Можно рассматривать варианты трудоустройства в металлургии, нефтяной, энергетической и газовой отраслях. Основная деятельность специалиста связана с исследованиями, разработками и тестированием новых материалов.

    Найти работу после окончания вуза не составит труда, начальная ставка молодого специалиста - 20 тысяч рублей, работники с опытом могут рассчитывать на суммы от 40 до 50 тысяч.

    Преподаватель химии

    Профессионалы востребованы в школах и среднеспециальных учебных заведениях. Тот, кто любит делиться знаниями и выбрал для себя педагогическое направление, без труда найдет работу. На начальном этапе доходы не будут высокими, но со временем можно построить неплохую карьеру.

    Архитектор живых систем

    Эта специальность позиционируется как профессия будущего. К моменту выпуска сегодняшних абитуриентов она станет новым и перспективным направлением. В ней сочетается работа эколога, биотехнолога и химика.

    Основная задача специалиста - проектирование и создание технологий замкнутого цикла для автономного существования поселений и городов. Хотя сегодня это кажется фантастикой, направление воспроизводства и вторичного использования ресурсов считается перспективным.

    Кроме перечисленных профессий, выпускники химических факультетов могут пробовать себя в науке, криминалистике, медицине и других областях.

    Химия при поступлении в медицинский вуз

    Для абитуриентов, подавших документы в медицинский вуз, химия - профилирующий предмет, по которому придется пройти вступительное испытание. Во многих университетах есть требования по минимальным результатам ЕГЭ, минимум 50 баллов.

    Решение врачом/химиком/фармацевтом созрело давно? Нужно подумать о поступлении заранее - участвовать в олимпиадах, проходить подготовительные курсы. Это даст дополнительное преимущество при подаче документов и поможет на экзаменах.

    Чем престижнее вуз, тем сложнее в него поступить. Те, кто выбирает университеты Москвы, Санкт-Петербурга, Смоленска или Курска должны быть готовы к большому конкурсу. Сибирские «вышки» в Томске или Хабаровске отличаются высоким уровнем преподавания, но из-за территориальной удаленности поступить в них проще.

    Привет! Я решил сделать небольшой обзор первого курса в медицинском университете. Главным образом, он адресован тем, кто только поступил в мед и не совсем представляет, что будет дальше. Надеюсь, моя статья поможет вам адаптироваться.

    Про анатомию

    Первым делом из предметов вас шокирует, конечно же, анатомия. Огромное количество новых терминов, непонятная механика самого предмета, огромные, на первый взгляд, задания…как с этим справиться?

    Не запускайте анатомию. После каждой пары оставайтесь в анатомичке и рассматривайте каждую кость, которую вы проходите. Тщательно готовьтесь к каждому семинару. Кстати, латинский язык, при всей своей сложности на первый взгляд, отлично подходит чтобы на нём запоминать анатомические термины.

    Обязательно, ОБЯЗАТЕЛЬНО используйте видеоуроки. Многие университеты не имеют достойного оснащения в плане препаратов, но у нас с вами есть огромное преимущество перед предыдущими поколениями медиков. Русский ютуб полон отменными видеоуроками по анатомии.

    Самые качественные уроки, как правило, содержатся на каналах великолепного профессора Владимира Александровича Изранова . Но вы также можете увидеть и другие уроки , сделанные студентами, тоже очень неплохие.

    Рисуйте органы, которые вы изучаете на анатомии, подписывайте их элементы на латинском. Это довольно хороший приём для запоминания. Особенно отлично он подходит для изучения сосудов и нервов, но и кости тоже неплохо запоминаются.

    Впрочем, я не всегда всё рисовал. Помню, перед зачётом по мочевыделительной системе я два раза подряд посмотрел видео Владимира Изранова про почку (оно достаточно длинное, около 40 минут), затем рассказал другу по телефону и на следующий день получил 5 по этой теме.

    Но, тем не менее, рисование и подписывание элементов всегда полезно.

    Про органическую химию

    Тоже очень важный предмет. В разных университетах её сдают по-разному (где-то зачётом, где-то экзаменом), но спрашивают на семинарах, как правило, везде довольно жестко.

    Органическая химия в медицинских университетах — это химия названий и типичных реакций. В самом начале вам будет необходимо уметь составлять названия веществ по формулам, а также — формулы по веществам. Выучите номенклатуру:

    • C (Метан) ;
    • C-C (Этан) ;
    • C-C-C (Пропан) ;
    • C-C-C-C (Бутан) ;
    • C-C-C-C-С (Пентан) — и ещё несколько;

    И функциональные группы:

    • -NH2 (Аминогруппа, суффикс «амин»);
    • -COOH (Карбоновая кислота, суффикс «овая кислота»);
    • -С-OH (Спирт, суффикс «ол»);
    • С=О (Кетон, суффикс «он») — и ещё несколько.

    Это, конечно, не все номенклатурные единицы и не все функциональные группы, но, думаю, принцип вы поняли. Если вы выучили этот материал, то для вас не составит труда, например, отгадать C-C-OH (этанол).

    Сделайте табличку, левая часть которой будет содержать формулу типичного представителя нужного вам класса (например, пропаналь — представитель альдегидов), а правая — 3-4 типичные реакции с ним (например, серебряное зеркало). Сам процесс расписывания формул в этой таблице отлично помогает запомнить типичные свойства нужных вам классов соединений.

    Особенно важно (для дальнейшего курса биохимии) помнить свойства кислот, аминосоеднений и кетонов.

    Вам очень могут помочь школьные учебники по химии за 10 класс (там, где изучалась неорганика).

    Про латинский язык

    Грамматика в латинском языке не самая простая. Даже произношение разных буквенных сочетаний имеет довольно объёмный список правил. Старайтесь их выучить, но, самое главное, налегайте на словарный запас.

    Как я уже писал, можно, не зная всех правил, получать хорошие оценки исключительно из-за словарного запаса. Но в таком случае вы должны знать действительно много и из анатомической, и из клинической терминологии.

    Моё наблюдение — многие преподаватели по латинскому языку очень любят студентов, которые знают большое количество слов. Особенно выгодны для вас ситуации, когда требуется перевести какое-либо слово, весь поток молчит, а вы отвечаете. Пусть в самом начале семестра таких ситуаций будет несколько — вы сразу завоюете симпатию преподавателя. Именно для этого я создал небольшую подборку из уроков лексики латинского: , и .

    Старайтесь учить слова небольшими группами, создавать ассоциации для каждого слова. Я, например, сидя на парах по истории, иногда писал на полях 5-6 латинских слов по памяти и подписывал переводы. Это нужно делать и дома, в перерыве между другими занятиями. Не отнимает много времени, но запоминается прекрасно.

    Про биологию

    Не буду дублировать уже написанное мной в статье про . Там, на самом деле, все рекомендации по работе с этим предметом я расписывал. Повторюсь только, что на ютубе есть канал от замечательной девушки Александры (увы, не знаю фамилии), где практически каждая тема курса биологии филигранно разложена по полочкам. Не устану повторять, что её урок про митоз — произведение преподавательского искусства.

    Про бесполезныe немедицинские предметы

    Педагогика, психология, философия, русский язык, математика — речь идёт именно о них.

    Я всегда был сторонником правильного распределения времени — то есть, на парах по психологии и педагогике я всегда припрятывал записи по БОХ, схемы по анатомии или что-то в этом роде и занимался, по большей части, именно этим. Такая тактика полезна, с одной стороны — вы занимаетесь реально полезной вещью, а не той, которая вам пригодится лишь при разгадывании кроссвордов.

    Однако, они могут таить в себе серьёзную опасность для студентов, особенно для тех, кто учится на бюджете. Если вы будете откровенно пренебрегать немедицинским предметом, то он может обернуться для вас большими проблемами. Старайтесь не наживать себе неприятностей из ничего — разумнее всего просто честно отсидеть на всех парах, пару раз ответить, получить автомат и спокойно учится дальше.

    Но тем не менее:

    Прелесть первого курса в том, что, как говорил один мой уважаемый коллега, «на первом курсе умнеешь не по дням, а по часам». Это действительно так — на вас за год сваливается гигантское количество новых знаний по самым разным предметам, только успевайте их впитывать. Разумеется, главные вещи — это анатомия, гистология, несколько химий и прочее. Но и на немедицинских предметах можно (наверное) узнать что-то полезное. Не пренебрегайте этой возможностью!